Картины слепых художников

Джон Брамблитт (John Bramblitt) — один из самых известных американских художников современности, который рисует, но не видит свои картины. В тридцатилетнем возрасте Джон потерял зрение. С того момента его глаза могут различать лишь свет и темноту.

Джон родился и вырос в городе Дентон, Техас. Там же изучал английский язык и литературу в Университете Северного Техаса, который закончил с отличием. В 2001 году из-за осложнений с эпилепсией и болезнью Лайма, он потерял зрение и все его надежды стать учителем литературы были разбиты.

Это был для меня очень сложный и страшный период жизни, — вспоминает Джон. Я ничего не мог делать, даже просто ходить по дому. У меня было такое ощущение, что меня бросил в океан и я тонул, я ничего не мог сделать. У меня была ужасная и затяжная депрессия. Меня как будто оторвали от друзей, семьи и всего мира.

Спустя год, я нашел спасение в искусстве, — продолжает Джон. Я с помощью пальцев, научился различать разные цвета красок, ощупывая их текстуры. Белый цвет для меня плотный на ощупь, а черный цвет немного жидкий. Поэтому, когда мне нужен серый цвет, я смешиваю их до получения нужной текстуры. Я чувствую картину, хоть и не вижу ее.

Джон Брамблитт рисует удивительно реалистичные портреты людей, которых он никогда даже не видел — в том числе своего сына. В настоящее время он работает в качестве консультанта для музеев. А также в разработке программ, которые предназначены для людей с ограниченными возможностями. Картины Джона продаются более чем в тридцати странах. Джон неоднократно появляется на международных конференциях и мероприятиях посвященных проблемам таких людей как он. Его часто можно увидеть как в печатных изданиях, так и на телевидении. Он частый гость на CBS Evening News с Кэти Курик, ABC, NBC, FOX, Discovery Channel и BBC радио.

С работами Джона Брамблитта можно ознакомиться на его персональном сайте, а также на его страничке в Facebook. Искусство Джона доказывает, что человек способен на великие достижения, если он сильный духом и у него присутствует несгибаемая воля.

Джон Брамблитт и его картины

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мы не всегда знаем, какой подарок готовит нам день грядущий.

И очень часто событие или болезнь, которое кажется нам трагичным и смертельным, оборачивается неожиданным подарком, который открывает двери в мир новых возможностей.

Сколько раз мы слышали о художниках, которые рисуют ногами, зубами и даже при помощи языка, ведь талант зависит вовсе не от того, сколько у человека рук или ног.

Но вот с глазами у всех художников, как правило, порядок, ведь рисование – это все же визуальное искусство.

Но один художник сумел сломать привычное представление – он создает свои картины, будучи слепым на оба глаза. Да, он не может видеть свои картины, зато те, кто может их видеть, приходят в настоящий восторг.

Герой этого рассказа — Джон Брамблитт – один из самых известных художников современности.

Когда Джону Брамблитту, живущему в Далласе, было немного за 30, из-за осложнений, вызванных тяжелой болезнью, потерял зрение. После чего у него началась сильнейшая депрессия, и неудивительно, ведь он дальше не мог жить привычной жизнью, не мог читать, писать, гулять и свободно перемещаться по своему собственному дому. Он, как сам сознается, почувствовал себя выброшенным в открытый океан без спасательного круга.

Но Брамблитту удалось найти в себе силы жить дальше и справиться с депрессией. Одолеть душевные переживания ему помогло искусство. Еще до потери зрения он занимался рисованием и решил воплощать свои ощущения и чувства в картинах.

Ежедневное рисование помогало ему выразить свои чувства, давало ощущение умиротворения, гармонии и надежду.

На фото ниже — Джон Брамблитт идет домой с сыном Джеком и своим другом — служебной собакой Эчo — после первого дня Джека в детском саду.

Картины, которые создает Джон, не поддаются осмыслению – как слепой человек может создать подобное?

Ведь его полотна – не размытые абстрактные пятна, как можно было бы ожидать от слепого человека. Его картины — это весьма детальные портреты, человеческие фигуры и эмоции, выполненные в уникальной манере.

В чем же секрет Джона Брамблитта?

Оказывается, он использует специальную технику, и специальный холст, с помощью которых он в состоянии как бы разбивать свое полотно на цветовые зоны.

Масляные краски, которыми рисует Джон, также особые – текстурные; так, после нанесения краска оставляет как бы выпуклый след, что дает художнику чувствовать пальцами границы цвета.

Слепой художник научился определять цвета краски по их консистенции.

По словам Джона, он «чувствует» цвета на ощупь: белый цвет кажется ему плотным на ощупь, а чёрный цвет немного жидким, поэтому, когда ему нужен серый цвет, он смешивает их, до получения нужной текстуры.

Кроме того, тюбики в мастерской подписаны шрифтом Брайля, так что Джон может ориентироваться, какой цвет держит в руках.

Благодаря этой технике, Джон и начал рисовать маслом на холсте.

Успех Джона оказался оглушительным. Картины художника были выставлены более чем в 20 странах мира. Многие из них были напечатаны в респектабельных искусствоведческих журналах. Его картины полны ярких красок, жизни способны украсить любую галлерею мира.

Картины слепого художника очень востребованы, он регулярно проводит выставки и даже курсы мастерства.

Через свои картины он выражает идеи, чувства, эмоции и проживает свою жизнь. С помощью своих картин Джон Брамблитт общается с окружающим его миром, который он уже не видит.

Джон говорит, что сегодня, когда он слеп, мир оказался для него гораздо более цветным, чем он было раньше, когда он мог физически видеть его. Он до сих пор помнит все цвета, которые когда-либо видел, его голова полна образов, и именно эти образы становятся затем его картинами.

Среди работ Джона – много портретов, прописанных в его особой технике и удивительно живых.

Можно сказать, что все свои картины, вместе с цветами, Джон держит у себя в голове – а переносит он их на холст уже с помощью техники.

Каким образом ему удается создавать в мозгу настолько законченные цвета и образы – остается загадкой. Впрочем, именно это и отличает Джона Брамблитта от обычных художников.

Конечно, всё это кажется немыслимым, ведь живопись — это всё-таки визуальное искусство, и то, что творит этот художник-слепец, просто не вписывается ни в какие рамки человеческого понимания…

Но это реальность! Когда судьба отвернулась от Джона, он не стал ныть сложа руки, а нашел путь, который помог ему заниматься любимым делом даже при таких нелегких обстоятельствах. Болезнь и потеря зрения привели Джона к раскрытию неожиданных для него способностей к рисованию и самовыражению через искусство.

На своем сайте он пишет о том, что искусство является одним из способов создать что-то, что будет оказывать влияние на жизнь других людей, пусть оно не накормит и не оденет, но оно помогает создать связь с другими людьми, без которой ни один человек жить не может.

Удивительно, насколько велики, безграничны возможности человека, что даже потеря зрения не останавливает создавать шедевры!

Еще больше о Джоне и его творчестве можно узнать на его официальном сайте.

Слепой художник. Что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание? Наверняка, возникает вопрос «Как?!» Как люди, лишенные возможности видеть, могут что-то изобразить на бумаге и холсте? Как они, не знающие, что такое красный и синий, могут создавать настоящие произведения искусства? Тем не менее, слепых художников не так уж и мало.

Сергей Поползин

Он, сколько себя помнит, всегда мечтал стать профессиональным художником и несколько раз пытался поступить в художественное училище Иркутска. Недолго проучившись он вынужден был бросить занятия в силу некоторых обстоятельств, однако продолжал заниматься рисованием как одержимый. Практически все свободное время Сергей проводил в музеях, экспериментировал с материалами и фактурами, изучал искусство иконописи, копировал работы великих мастеров. Но его талант не был признан широкой публикой. Это обстоятельство привело к попытке суицида: Сергей пытался застрелиться, но пуля прошла навылет. Он выжил, но полностью лишился зрения. Все свои работы он сжег, но через какое-то время опять взял в руки кисти и краски. Эскиз будущей картины он «рисует» в своем воображении, продумывая каждую деталь до мельчайших подробностей и используя две техники: лессировку и пастозную живопись. В первом случае мастер смешивает краски на холсте, нанося их тонким, почти прозрачным слоем. Во втором получается своего рода рельефное изображение путем нанесения краски плотными мазками. Для ориентировки в пространстве Сергей втыкает в полотно иголки, а в некоторых случаях пользуется картонными трафаретами.

Джон Брамблитт

После очередного эпилептического приступа американский художник Джон Брамблитт потерял зрение и мог различать только свет и темноту. Свое спасение от отчаяния, тоски и уныния он нашел в рисовании, разработав свой неповторимый стиль: он использует специальные текстурные краски, за счет чего ориентируется на холсте. Осязание стало его «глазами». Все тюбики с красками подписаны шрифтом Брайля, а для их смешивания Джон отмеряет необходимое количество каждого цвета подобно отмериванию ингредиентов для выпечки торта.

Терри Хопвуд Джексон

Терри является не только художником, но и прекрасным учителем, помогающим незрячим научиться рисовать. Он разработал собственную методику: сначала необходимо сделать «набросок», используя пластилин, с помощью которого можно разделить участки полотна. Далее эти «зоны» заполняются акриловыми красками. По словам мастера, смешивать краски, чтобы добиться нужного оттенка, довольно сложно: для этого может понадобиться помощник, которому можно полностью доверять, или просто феноменальные память и воображение.

Эсреф Армаган

Эсреф родился слепым в бедной семье и никогда не учился ни грамоте, ни, тем более, живописи. Тем не менее он является настоящей гордостью Турции. В 25 лет он впервые попробовал рисовать масляными красками, причем вместо кисти использовал свои пальцы. Художник предпочитает работать в абсолютной тишине. Как говорит он сам, он должен «проникнуть внутрь своей картины и стать с ней одним целым». Техника Эсрефа заключается в следующем: сначала при помощи стилоса для брайлевского письма он делает эскиз, после пальцем наносит первый цвет и ждет его полного высыхания. Этот процесс занимает порядка 3-х дней, он необходим для того, чтобы краски не размазывались.

Кит Салмон

Больше всего Кит любит прогуливаться по горам, и именно они являются главным сюжетом его работ. Кит изучал изобразительное искусство в колледже, некоторое время работал скульптором, выставлялся и имел успех. Но постепенно его зрение стало очень быстро ухудшаться, однако он вовсе не хотел бросать свое любимое дело. Его творчество имеет два направления: пастельные рисунки и живопись мазками масла или акриловых красок. В последнее время мастер пытается соединить эти две техники, чтобы «как можно четче передать чудесный мир».

Лиза Фиттипальди

Болезнь отняла у Лизы зрение. Все, что она могла видеть – это серый цвет, но даже он вызывал нестерпимые головные боли. Единственное, что спасало – темные очки, которые она была вынуждена носить постоянно. Однажды муж принес ей акварельные краски. Именно это заставило женщину встрепенуться и перестать себя жалеть. Она рисовала все: различные предметы, животных, людей, пейзажи, и с каждым разом у нее получалось все лучше и лучше. Талант художницы не остался незамеченным: у нее много заказов, ее работы выставляются и продаются. В каждом ее произведении можно «прочесть» уникальную историю.

Как слепые художники создают невероятные картины

Талант живописца – это удел далеко не всех людей, обладающих острым зрением, что уж говорить о незрячих! Разве можно ожидать, что лишенный зрения человек сможет нанести на холст точные линии, добиться правильного сочетания цветов, света и тени? Вопреки всему, слепые художники рисуют, и рисуют так, что в их особенность верится с большим трудом.

Для художника потеря зрения может стать финалом карьеры. Есть множество известных примеров: Левицкий, Врубель, Коровин. Все эти великие живописцы вынуждены были попрощаться со своим призванием из-за слепоты. Но всегда ли это приговор? Современные художники, которые столкнулись с аналогичной проблемой, не всегда готовы отказаться от любимого дела и продолжают рисовать, несмотря на отсутствие зрения. А иногда слепота, напротив, только помогает таланту, дремавшему долгие годы, раскрыться в полной мере. Как показывает опыт, главное – не опускать руки, и мечты о новых творческих свершениях станут реальностью.

«Горжусь папой»

На развлекательном портале Pikaby пользовательница из Челябинска поделилась историей своего 79-летнего отца, полностью лишившегося зрения, разместив пост под трогательным названием «Горжусь папой». Проблемы у мужчины начались семь лет назад, не помогло ни лечение, ни операции. На протяжении всего этого периода он рисовал. Как признается автор поста, скорее, эту технику можно было бы охарактеризовать как «аппликацию», но картины выполнены настолько ювелирно, что поверить в тот факт, что их автор – незрячий, практически невозможно. Слепой художник создал более ста картин, и 4 марта в Челябинске открылась выставка его работ.

В комментариях работы мастера оценили очень высоко, заметив, что они вполне соответствуют понятию «современного арта», и восхитились его силой духа. Этот вдохновляющий пример – далеко не единичный.

Для рисования слепые художники используют не только традиционные краски, кисти, холст и мольберт, но и множество других вспомогательных приспособлений: фольгу, пластилин, шелк, цветные мелки, восковые карандаши, пенопласт, целлофан, тонкую резину. Все это помогает придать картине рельеф, обозначить опорные линии и дает возможность «прочитать» рисунок пальцами, чтобы понять, что нужно сделать, чтобы придать ему завершенный вид.

Лиза Фиттипальди

Зрители, которые с удовольствием рассматривают красочные и позитивные произведения Лизы Фиттипальди, обычно бывают шокированы, узнав о слепоте художницы. Женщина лишилась зрения в 1993 году, а еще через два года в первый раз в жизни взяла в руки кисти. До этого она, бухгалтер и финансовый аналитик, никогда не занималась искусством, но именно рисование помогло Фиттипальди выйти из затяжной депрессии. На пути ее ждало множество сложностей, ведь женщина не имела возможности изучать различные техники рисования визуально, а для того, чтобы обозначить границы, ей первое время приходилось пользоваться сеткой из веревок, натянутой на холст. Фиттипальди не раз говорили, что она никогда не сможет шагнуть дальше цветов и абстракций, но ей это удалось. Сейчас художница постоянно рисует уличные сцены и людей, причем каким образом она это делает, не видя красок, Фиттипальди, по ее утверждению, не понимает и сама.

Дмитрий Дидоренко

Молодой художник из Харькова от рождения не был незрячим и подавал большие надежды как живописец, но с ним произошел несчастный случай. 24-летний Дмитрий Дидоренко подорвался на старой мине, оставшейся со времен Второй мировой войны, во время поисковой экспедиции и после этого потерял зрение, а вместе с ним – и надежды на дальнейшую творческую самореализацию. Художник впал в депрессию, и один из друзей, чтобы вывести его из этого состояния, предложил устроить выставку старых работ Дидоренко. Этот эпизод стал своеобразной точкой отсчета: Дидоренко вновь стал рисовать, чтобы доказать, что все еще является художником. Изначально его работы можно было назвать картинами лишь с натяжкой, но прогресс не заставил себя ждать. Картины Дидоренко выставлялись в США, Японии и других странах.

Джон Брамблитт

Еще одно знаковое имя в плеяде незрячих художников – Джон Брамблитт. У него с детства были проблемы со здоровьем, на фоне которых он уже в 11 лет стал терять зрение. В 30 лет Брамблитт полностью ослеп на фоне осложнений, вызванных эпилепсией и болезнью Лайма. Как и другие его товарищи по несчастью, художник впал в депрессию, но спустя год нашел выход из нее в искусстве. Как рассказывает сам живописец, он различает плотность краски на ощупь и чувствует картину, даже не видя ее. Полотна Брамблита отличаются высокой реалистичностью, он рисует очень похожие портреты людей, лиц которых художник никогда не видел, а его произведения выставляются во многих странах и пользуются широкой известностью даже среди тех, кто далек от мира искусства и не знает, что картины написаны слепым художником.

Сергей Поползин

Когда Сергей Поползин был здоровым человеком с хорошим зрением, получить признание, как художнику, ему мешали обстоятельства. Сначала он предпринял несколько попыток поступить в Иркутское художественное училище, затем преуспел, но был вынужден бросить учебу через некоторое время, но отдавал рисованию большую часть своего досуга. Широкие массы не признали своеобразный талант художника, и он решился на суицид, выстрелив себе в голову. Попытка самоубийства оказалась неудачной, но Поползин полностью потерял зрение. Он в отчаянии сжег все прежние работы, но в скором времени вновь начал рисовать. Как признается художник, эскиз каждой работы рождается у него в голове, оттачивается до мельчайших деталей, а затем переносится на холст. В пространстве мастер ориентируется, втыкая в полотно иголки, а изображение делает рельефным.

Кит Салмон

Главный сюжет произведений Кита Салмона – горы, и не случайно: именно прогулки по горам являются любимым занятием художника. До того, как потерять зрение, он учился в колледже, где изучал изобразительное искусство, затем работал скульптором, проводил выставки своих работ и пользовался заслуженной популярностью. Однако, став незрячим, Салмон не бросил творчество и продолжил рисовать. Он работает в двух направлениях: пастельные рисунки и живопись мазками масла или акрила. По мнению Салмона, соединение этих техник могло бы передать мир более четко.

Эсреф Армаган

В отличие от большинства своих незрячих коллег по творчеству, Эсреф Армаган родился слепым, а не потерял зрение в результате болезни или несчастного случая. Он родился в небогатой семье, которая не смогла обучить его ни грамоте, ни, тем более, азам изобразительного искусства, но это не помешало художнику стать гордостью Турции. Первые шаги в рисовании Армаган сделал в 25-летнем возрасте, попробовав изобразить рисунок при помощи масляных красок. Интересно, что рисовал он не кистью, а собственными пальцами. Эсреф использует специальный стилос для письма Брайля для того, чтобы сделать эскиз, затем наносит пальцем цвет и ждет, пока краска высохнет полностью. Этот процесс занимает много времени – около трех дней, но это необходимо для того, чтобы не размазывались краски.

Слепой художник на ощупь создает красочные полотна. Восторг!

  • 88 8 177 23k

    9 известных актеров, которые вышли из образа и сыграли совершенно нетипичные для себя роли

  • 176 14 74 70k

    16 человек, у которых в семье что ни день, то безудержное веселье

  • 121 15 62 38k

    10 актеров-комиков с таким несносным характером, что их друзьям и родным можно лишь посочувствовать

  • 168 21 90 104k

    14 СМС от людей, чья главная миссия в жизни — подкалывать окружающих

  • 171 32 172 86k

    14 особенностей беременности и родов в России, которые вызывают вопросы у женщин из других стран

  • 125 13 114 27k

    13 секретов стиля Грейс Келли, которые могут пригодиться современным модницам

  • 196 11 193 68k

    20+ человек рассказали секреты своих профессий, которые надолго лишили нас покоя

  • 165 27 159 85k

    15+ секретов, о которых неохотно рассказывают продавцы-консультанты и администраторы магазинов

  • 230 17 109 68k

    18 человек, которые действуют вопреки любым стереотипам

  • 200 23 106 131k

    15 человек, которые перехитрили окружающих так лихо, что остается только восхищенно присвистнуть

  • 97 22 51 30k

    Посмотрите, какие актеры покоряли женские сердца в XX веке и какие звезды нам нравятся сейчас

  • 180 16 78 142k

    17 сильных фото, которые пробирают до глубины души

  • 205 59 121 29k

    7 наших заблуждений, которые помогают недобросовестным людям зарабатывать на животных

  • 121 25 68 32k

    14 женщин из обычных семей, которые вышли замуж за настоящих принцев вопреки традициям

  • 64 24 47 63k

    18 пар знаменитостей, о родстве которых мы и не догадывались

  • 216 22 74 51k

    Как живет женщина, которая уже 14 лет борется с неприятием в обществе из-за того, что родила дочь в 66 лет

Творчество слепых художников. Люди, лишенные зрения, способны видеть и изображать этот мир в ярких красках и удивительных образах

AdMe.ru знакомит с творчеством четырех слепых художников: Эшрефа Армагана, Дмитрия Дидоренко, Джона Брамблитта и Лизы Фиттипальди. Все они из разных стран, разного возраста и уровня образования. Эшреф Армаган был рожден слепым, остальные потеряли зрение в результате болезни или трагической случайности.

Дмитрий Дидоренко и Джон Брамблитт были художниками еще до потери зрения. Финансовому аналитику Лизе Фиттипальди пришлось учиться изобразительному искусству по аудиокнигам. Судьбы разные, но всех этих людей объединяет их творчество, искусство, позволяющее им не терять связь с миром, который они не могут видеть.

Эшреф Армаган, слепой от рождения

59-летний турецкий художник Эшреф Армаган (Esref Armagan) был рожден слепым, но на протяжении всей своей жизни он рисует яркие картины, которые выставляются на многочисленных выставках в Италии, Голландии, Чехии и Китае. Он никогда не видел окружающий его мир, не видел света и не ощущал обилия красок вокруг. Тем не менее, он научился рисовать перспективу и даже портреты.

Эшреф Армаган родился в бедной семье, не получил никакого образования, писать, печатать и рисовать учился самостоятельно. Эшреф Армаган рисует масляными красками при помощи пальцев. В 2009 году принял участие в рекламной кампании автомобиля Volvo S60.

Дмитрий Дидоренко

Слепой художник из Харькова. Слепота Дмитрия Дидоренко не врожденная, а приобретенная в результате контузии. До трагедии Дмитрий был успешным и востребованным художником. Им было создано около 700 акварелей, графических работ пером и тушью, которые разошлись по частным коллекциям Украины, России, находятся в собраниях 19 зарубежных стран. Одна из графических работ «Высоты» находится в Донецком художественном музее.

В июле 1991 года в предместье Харькова во время проведения поисковой экспедиции и погребения незахороненных останков солдат, погибших во Второй Мировой войне, Дмитрий подорвался на немецкой мине и, получив тяжелые ранения, потерял зрение. Недуг не остановил художника, и он продолжает творить. За годы, прошедшие после ранения, состоялось 16 персональных выставок не только на Украине, но в Бостоне, Нью-Йорке, Осаке, Москве.

Джон Брамблитт

Джон Брамблитт (John Bramblitt), живущий в Далласе, потерял зрение в результате неврологической болезни. После чего у него началась сильнейшая депрессия. Справиться с душевными переживаниями ему помогло искусство. Еще до потери зрения он занимался рисованием и решил воплощать свои ощущения и чувства в картинах.

Благодаря специальной технике, с помощью которой он мог определять зоны цвета, Джон каждый день начал рисовать маслом на холсте. По прошествии полугода он почувствовал, что рисование дало ему спокойствие и умиротворение, потерянные вместе со зрением. Сейчас Джон Брамблитт регулярно проводит выставки и дает уроки мастерства.

Лиза Фиттипальди

Лиза Фиттипальди (Lisa Fittipaldi) перестала видеть в 1993 году, а впервые взяла в руки кисть два года спустя — в 1995-ом. Будучи дипломированным бухгалтером и финансовым аналитиком, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор. К всеобщему удивлению, Лиза взяла в руки кисть и начала рисовать.

Не имея никакого художественного образования, Лиза прослушивала аудиоверсии книг об искусстве. Для того чтобы ориентироваться в композиции будущей картины, Лиза первое время натягивала на холст сетки из веревок. Для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже ей самой.

Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги «A Brush with Darkness», в которой художница описывает, как она училась рисовать, будучи слепой.

Притча о слепых Питера Брейгеля Старшего: Аллегория, которая заставляет задуматься


Слепые (Притча о слепых). Питер Брейгель Старший, 1568 год. | Фото: artist-gallery.ru.

«Слепые» — одна из самых знаковых картин Питера Брейгеля Старшего. Считается, что она основана на одной из библейских притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Как и практически во всех остальных полотнах художника, в этой тоже скрыта аллегория, а какая именно – разберем далее в статье.

Портрет Брейгеля. Доминик Лампсоний, 1572 год. | Фото: bersoantik.com.

Картина «Слепые» была написана в 1568 году. На ней изображена вереница слепых людей, которые уверенно шагают по дороге прямиком в яму. Первые уже упали, и остальных ждет та же участь. В основе сюжета заложена библейская притча, в которой говорится: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Смысл притчи, как всегда, читается между строк. Слепые – это не те, у кого отсутствует зрение, а те, кто следует за кем-то, слепо ему веруя.

Слепые (Притча о слепых). Фрагмент. | Фото: ru.artsdot.com.

Стоит отметить, что идея написания картины пришла в голову художнику неспроста. В те времена его родная страна Нидерланды попала в зависимость от испанцев во главе с герцогом Альба. Под предлогом борьбы с еретиками было уничтожено бесчисленное количество простых людей. Несогласных с новым режимом быстро ликвидировали, а остальные стали слепо подчиняться новым властям.

Слепые (Притча о слепых). Фрагмент. | Фото: wmuseum.ru.

Если обратить внимание на лица слепых на картине, то все они намеренно искажены. И это не потому, что автор предвзято относился к увечным. Каждый из действующих лиц олицетворяет собой пороки человечества – жадность, злобу, жестокость, лживость, лицемерие, похоть. Именно они застилают глаза человеку и направляют его в «ямы» духовной безнравственности.

Слепые (Притча о слепых). Фрагмент. | Фото: img0.liveinternet.ru.

Каждая картина Питера Брейгеля Старшего заставляет задуматься. В картине «Фламандские пословицы» художник зашифровал более 100 пословиц своего времени.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

По «дороге жизни» шагает старик в монашеском одеянии и низко надвинутом на лицо капюшоне. Из-за краев капюшона выступают длинный крючковатый нос старика и остроконечная седая борода; видны также кисти его рук, сложенные в молитвенном жесте. Старик благочестив? Скорее лицемерен, о чем свидетельствует высовывающийся из-под монашеского одеяния красный, имеющий форму сердца, туго набитый кошелек. В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». Кошелек этот срезает ножом подкравшийся сзади оборванец-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир.

Перед стариком на том месте дороги, куда он направляет свои шаги, лежат металлические колючки, словно нарочно подброшенные ему под ноги. Колючки выполняют роль, подобную несущим в себе опасность ямам, канавам и прочему. Еще шаг — и старик будет наказан.

Питер Брейгель Старший. «Мизантроп». 1568. Национальный музей, Неаполь. Внизу круга размещены слова: «Так как мир столь коварен,
я иду в траурных одеждах». Два персонажа: мрачный монах-отшельник
и злобный карлик, крадущий кошелек

Вдали на равнине виднеется маленькая фигурка Доброго пастыря с окружающим его стадом белых и черных овец, а у горизонта – ветряная мельница: частый мотив у Брейгеля.

Многие считают, своей картиной «Мизантроп» мастер задал зрителю не столь сложную загадку, как обычно. Они сводят смысл картины к начертанным на фламандском языке словам: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Если бы монах был добродетелен, он бы, действительно, мог стать символом оплакивания пороков, свойственных людям. Так как монах — мизантроп (человеконенавистник), смысл картины, на мой взгляд, становится другим…

ПО ДОРОГАМ БРЕДЕТ ЛИЦЕМЕРИЕ, ВСЕ ОБОРАЧИВАЮЩЕЕ
НАИЗНАНКУ: ДОБРО ЗЛОМ, СВЕТ ТЬМОЮ, ПРАВДУ ЛОЖЬЮ.
ЛИЦЕМЕРИЕ НЕ МЕНЕЕ СТРАШНО, ЧЕМ ДРУГИЕ ПОРОКИ: ДУШЕГУБСТВО, ВОРОВСТВО, ПЬЯНСТВО, ЛЕНОСТЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ…

Питер Брейгель Старший. «Калеки». 1568

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, а сам террор держался почти исключительно на слухах и доносах. Лучших людей страны уничтожали, превращали в обрубки, ведущие жалкое бесчеловечное существование.

БАШНЮ СТАЛО НЕКОМУ СТРОИТЬ И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ —
УНИЧТОЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ И ВСЕГО В НИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО…

Питер Брейгель Старший. «Страна лентяев». 1567. Старая Пинакотека, Мюнхен. То — вымышленная страна праздного благоденствия.
Персонажи — представители четырех сословий:
рыцарь, солдат, крестьянин, и школяр, отдыхающие после обеда.

Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 году в Нюрнберге. Мораль сего произведения выражена совершенно отчётливо и ясно — остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени.

Чтобы попасть в страну лентяев, нужно проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу. Проел — попал — наслаждайся! Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс; по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой; «кактус» сделан из золотистых булок; крыша шалаша покрыта пирогами… На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. В центре картины лежат, распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, крестьянин с цепом, солдат с турнирным копьем и школяр с закрытой книгой и листами белой бумаги. Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит.

К стволу дерева приделана кольцеобразная столешница; она наклонена вперед, но не настолько, чтобы кувшины или тарелки соскальзывали вниз. Земля медленно поворачивается, и три персонажа вместе с ней — как фигурки на карусели, или на колесе фортуны. Они нисколько не беспокоятся ни о погоде и видах на урожай, ни об арене для ристалищ, ни о пюпитре и перьях. Они пребывают в мире и покое. Когда они проснутся от нежных звуков музыки, им достаточно будет открыть рот, зевнуть — и на столе снова появится множество всяких вкусных блюд. Тарелка с едой на постеленной на земле белой скатерти приготовлена для очередного гостя, вылезающего из горы с кашей.

О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в своей картине, в то время не могло быть и речи. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды!

На картине изображена утопия благополучной жизни,
о которой грезит бездейственное, инертное общество,
предающееся пустым мечтам о Всеобщем счастье.
Поднимайтесь, идите строить Башню. Куда там…

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.
Национальная галерея и музей Каподимонте в Неаполе.
То — одна из последних работ художника. Написана она в 1568, Брейгель умрет в 1569 в возрасте 44 лет, что для той поры немало.

Картина имеет и другие названия — «Притча о слепых», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего».

Источник сюжета, принято считать, — Евангелие от Матфея (15, 12-19). Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Шесть фигур, пересекая холст по диагонали, идут, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг. И хотя зрелище облечено в бытовую сцену, внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.
Фрагмент картины: незрячий поводырь, упавший в яму..

Первым упал в яму поводырь. Судя по движениям, он — незрячий. Значит, он не имел права быть поводырем у своих собратьев по несчастью. Эту роль обычно исполняют дети и специально выдрессированные собаки, от которых требуется видеть, куда идут незрячие.

Посмотрите, поводырь не кричит в злобе — он барахтается, как дитя, выдавая свое неразумие. Он хотел помочь другим, думая, что знает дорогу, но чего-то не предусмотрел, потерял бдительность, устал от напряжения.. Он хотел лучшего…

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.
Фрагмент картины: Слепец, первым следующий за поводырем.
Его лицо уродливо и омерзительно, слышен скрежет зубов.

Слепой, повернувшийся в падении лицом к зрителю, — главный объект разоблачительных нападок искусствоведов. Они видят, как сводит его рот оскал, как злоба прорывается из пустых глазниц, они считают, что на его лице запечатлено уродливое и омерзительное воплощение всех пороков.

Убейте меня, я этого не вижу! Выражение лица падающего человека не может быть воплощением всего прекрасного, что было ему свойственно до падения. И Аполлон закричит и вытаращит глаза, обратившись Медузою. А здесь — безглазое существо, у многих в любых обстоятельствах вызывающие отвращение.

Он падает, выражая по поводу сему свое возмущение…

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.
Фрагмент картины: третий и четвертый слепцы в общем ряду.

Третий слепой еще не ведает, что совершает свои последние земные шаги. Он — мечтатель, не видящий, но слышащий звучащий в Природе хор певчих птиц. Конечно, как положено слепым, он не знает, куда идет, как и те другие, которым он доверяет, но… Его слепота — не духовная: физическая.

Пятый слепой — самый немощный: ему трудно идти по возрасту, из-за болезней. Он задыхается, может быть даже стонет или подвывает, но никак нельзя сказать, что его лицо «нечеловечески уродливо». Предельно реально — да, но выражения алчности, хитрости, злобы в нем нет.

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.
Фрагмент картины: два последних слепца — пятый и шестой.

Пятый и шестой слепец, похоже, ещё ни о чем не догадываются. Но, и им неминуемо быть в яме следом за их спутниками, потому что у них нет выбора. Тупости и животной плотоядности на их лицах я не вижу. Если так, в картине не изображено наказание за грехи и пороки.

ВСЕ ШЕСТЬ СЛЕПЦОВ ЖЕРТВЫ СВОЕЙ СЛЕПОТЫ.
Тогда обостряется вопрос, что поднимает бытовой сюжет
на уровень общечеловеческой обобщенности?..

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.
Фрагмент картины, с изображением бездны (?!),
в которую людей увлекает их собственная глупость.

Как всегда у Брейгеля, прекрасен пейзаж — безлюден и чист. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев полны тишины и свежести. Мир спокоен и вечен. Человечна природа. Кто же расправляется с людьми и за что?

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.

Приглядитесь, и вы, возможно, увидели абрис фигуры на фоне церковной стены. Разглядев фигуру, знатоки возопили: это — седьмой слепец, в отличие от шестерых других не отколовшийся от церкви и тем спасший себя от неминуемой гибели.

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568.

Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Нового времени.

Жизнь слепцов лишена красоты и гармонии, ибо для них навсегда закрыта радость созерцания божественной природы.

Питер Брейгель Старший. «Разоритель гнезд». 1568. Вена.
Главное место занимает один-единственный персонаж,
изображенный в крупном масштабе… Этот человек идет на зрителя, словно намереваясь «выйти» из картины

Спокойно шествующий прямо на зрителя крестьянин замедляет шаг, так как внимание его привлечено находящейся позади справа фигурой мальчишки, который, забравшись на дерево, разоряет птичье гнездо. Крестьянин обращает к зрителю назидательный жест, призывая его возмутиться происходящим.

Значит, крестьянин воплощает добродетель, обличающую зло? Однако художник недвусмысленно показывает, что самого обличителя ожидает возмездие, так как перед ним находится водоем, в который он сейчас вступит: носок его правой ноги уже касается воды. Значит, добродетель его столь же условна, как и благочестие отшельника в картине «Мизантроп».

Герой «Разорителя гнезд» изображен с открытыми глазами, но он не видит главного, потому что его глаза неспособен отличить его от второстепенного. Это — тоже своего рода слепота.

Не пропустите, рассмотрите, как Брейгель изображает «невидящий взор». Ни в одном из тех своих произведений, где он обращался к этому мотиву, он не передавал его так наглядно, точно и с таким мастерством, как здесь. Лицо крестьянина открыто; оно представлено крупным планом; глаза ничем не завуалированы, и между тем они не смотрят; у человека поистине «невидящий» взгляд. Трудно сказать, каким образом Брейгель добился подобного эффекта, но нет никакого сомнения в том, что добивался он его вполне сознательно.

В КАРТИНЕ С ТАКИМ ПРИЗЕМЛЕННО-БЫТОВЫМ СЮЖЕТОМ
МАСТЕР ОБЛИЧАЕТ СЛЕПОТУ ДУХОВНУЮ,
ПРИ КОТОРОЙ ЗРЯЧЕСТЬ БЕССМЫСЛЕННА,
ТАК КАК ГЛУПА В СВОЕМ НЕРАЗУМИИ…

Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568.
Картинная галерея, Городское собрание, Дамштадт. На высокой горе, поднявшейся на тонущим в солнечном мареве пейзаже, бездумно пляшут крестьяне, не замечая огромной виселицы, что стоит рядом

Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» — последняя картина Питера Брейгеля. В ней сплелись воедино последние разочарования художника, главное из которых — сознание невозможности обретения земной гармонии, что была бы свойственна полям и лесам, утесам и холмам, городам и людям. Все в жизни последних мелочно, узко, слепо — лишено хоть какого-нибудь смысла или цели. Никто ничему не удивляется — все ко всему привыкли.

Питер Брейгель Старший. «Слепые».1568. Фрагмент картины.
Национальная галерея и музей Каподимонте в Неаполе

Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы Люди одумаются, откроют глаза, перестанут поддаваться слепой вере каждому слову, обещающему им Лучшее будущее, а тем самым станут способны защищить народ от неминуемой гибели.

Причем тут библейские фарисеи?
Не знаю, фарисеев нет среди нищих…

<— Матиас Грюневальд «Штуппахская мадонна».

Питер Брейгель: О глупости людей. Берлин — Культурфорум…… —>