Картинки с осенним пейзажем

Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Исакова Т.А. Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 11.12.2019).

Заказ № 36152

НОД ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ

Возрастная группа: старшая группа № 2 (5-6 лет)

Тема НОД: «Интегрированная НОД» ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»».

Цель:

-Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (речевая деятельность), «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность), «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

— Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи.

— Развивать умение у детей передавать свои впечатления.

— Обогащать словарь определениями.

— Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение). Наглядный (рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстраций (открыток) с осенними пейзажами), аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и (открытки) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»).

Предварительная работа: Беседы о золотом времени «Осень», дидактические игры, слушание и пение песен об осени, наблюдения в живой и неживой природе.

ХОД НОД

Вводная часть: Дети входят в зал, останавливаются у картины В. Серова «Октябрь»

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, я желаю напомнить вам о самом начале осени. Погода в начале осени стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю. Посмотрите на небо, небо ранней осенью ярко-голубое. А теперь внимательно рассмотрите картины и покажите мне ту картину, на которой изображена ранняя осень.

Дети: рассматривают и выбирают картину В. Поленова «Золотая осень».

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, ребята, почему вы выбрали именно эту картину?

Дети: Потому что на этой картине изображена проселочная дорога, а по краям дороги стоят высокие деревья, некоторые из них окутаны желтой листвой, но так как еще осень не вступила, в свои права есть деревья с зеленой кроной. Вдалеке простирается огромная река.

Воспитатель: А потом ребята листья стали разноцветными и погода холодной, птицы в это период времени начали улетать в теплые края. Подскажите мне, как называется эта пора осени?

Дети: Золотая осень.

Задание 1. Дидактическая Игра «Осень»

На столах разложены картинки с изображением разных периодов осени.

Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, картинки, которые изображают золотую осень.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это самый настоящий художник. Он нам будет сегодня помогать. Вы слышите, как шелестят листья под ногами, как тонко дует ветерок.

Художник: Милые ребята, а теперь послушайте, как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий.

Воспитатель читает рассказ.

Осень.

Для своей работы Художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб — богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

Так и обрядила старика.

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копна сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…

Физкультурная минутка

Дети под слова воспитателя прыгают, скачут хаотично по группе.

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим.

И ничего на значит

Плим-плим-плим.

Основная часть:

Воспитатель: Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как украсила осень березы и клены?

Дети: Осень покрыла березу о клен лимонной желтизной.

Воспитатель: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?

Дети: Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в ярко-красный цвет.

Воспитатель: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?

Дети: Писатель описывает дуб и сравнивает его со столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.

Воспитатель: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.

Дети: Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечно зелеными. Осень хотела оставить ощущение тепла осенью, чтобы наши глаза радовались таким красивым краскам.

Задание 2. Картинная галерея

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, направо, что мы видим?

Дети: Картину с изображением золотой осени.

Воспитатель: Постарайтесь найти в ней то, о чем говорилось в рассказе.

Дети: На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?

Дети: На картине нет кустарников и перелетных птиц в небе.

Звучит тихая спокойная мелодия.

Задание 3. Воображаемая осень

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад. Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.

На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.

Дети: Мне музыка навеяла тихий шум ветерка, который разносит листья по дорожкам парка. Чувствуется такая легкость, хочется бежать, радоваться и приносить радость другим.

Воспитатель: А кто еще, что почувствовал под музыку.

Дети: Я почувствовал радость от того, что я иду вместе с родителями гулять. Под ногами шелестят листья, я их собираю в букет, чтобы сделать подарок своей бабушке. На улице светит солнце, ощущение тепла, которое хочется подарить всем нуждающимся людям.

Воспитатель: Молодцы ребята. Каждый из вас высказал свое мнение. А теперь я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать картину своей осени.

Воспитатель: Умницы вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.

Воспитатель: А еще ребята, вы знаете, что в старину на Руси наши с вами предки справляли праздник, который назывался Осенины и посвящался это праздник собранному урожаю и семейному благополучию. Художники и писатели тоже очень много писали картин, которые назывались натюрморт, а писатели писали рассказы, сказки, стихотворения про осень, сбор урожая. Я вам предлагаю сыграть в игру «Узнай на ощупь».

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

На столе стоит корзинка накрытая полотенцем с овощами и фруктами

Воспитатель: Ребята, нам предлагается узнать, что лежит в корзинке, полотенце поднимать нельзя, нужно определить на ощупь и положить на поднос. В целях подсказки будет загадываться загадка.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая.

(Груша)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…

(Помидора)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Ребята наше с вами путешествие прошло продуктивно. Мы познакомились с вами с картиной В. Серова «Октябрь», прочитали рассказ Г. Скребицкого «Осень», собрали урожай осенний. Вот видите, с какими разными жанрами мы познакомились. И напоследок хотелось бы вас познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в каком месяце осени можно наблюдать эту картину?

Дети: Эту картину можно наблюдать в сентябре, в начале осени.

Воспитатель: Правильно, ребята, в стихотворении Федора Тютчева так и говорится: «Есть в осени первоначальной…»

Задание 5. Дидактическая игра «Осень»

Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно подобрать существительные к слову «Осенний». Например, осенний день.

Дети: Осенний дождь, осенний ветер, осеннее утро, осенний лес…

Воспитатель: Молодцы ребята. Смотрите перед вами разложены картинки с разными изображениями. Разложите картинки так, чтобы получились ваши названные ответы.

Воспитатель: Умницы ребята.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как быстро пролетело время. Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли вам путешествовать с нашим героем Художником, выполнять задания, что нового вы для себя узнали?

Дети: Да, художник нас познакомил с картинами, на которых была изображена осень, мы узнали о старинном празднике на Руси, который называли Осенины.

Воспитатель: Давайте скажем Художнику до свидания и пригласим его еще к нам заходить.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе детского сада / под ред. О.В. Дыбиной.
  3. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2014.
  4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Гербова В.В. Развитие речи. Старшая группа.

«Осень» Г. Скребицкий

Рассказ из книги «Четыре художника» Г. Скребицкий

Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за сво картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесну поляну. Стоит посреди неё дуб-богатыр, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с кра поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядшь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлт прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колюего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила прокзница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осен; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает хлодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Осень в творчестве русских художников» в подготовительной группе

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Осень в творчестве русских художников» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми:

«Осень в творчестве русских художников»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н

2018 г

Цель:

1. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений искусства.

2. Познакомить детей с репродукциями картин И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка», А. Саврасова «Поздняя осень».

3. Продолжать использовать в процессе ознакомления с природой осенью произведения живописи.

4. Развивать эстетические чувства детей.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: живописцы.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Красота природы, смена времён года, а каждое из них – осень, зима, весна и лето — неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения художников. Есть живописцы, которые всё своё творчество посвятили изображению природы, их называют пейзажистами. Это И. Левитан, А, Саврасов, Ю. Грабарь, В. Поленов и другие.

Сегодня мы поговорим о так называемых осенних картинах художников И. Левитана, Ю. Грабаря, А. Саврасова. Каждый из этих художников по-своему представляет и чувствует осень, передаёт её характер и своё отношение к ней. Мы увидим на картинах пору самой яркой раскраски листьев – золотую осень, и глубокую осень – пору серых, тусклых, холодных красок.

2. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Перед вами картина И. Левитана «Золотая осень». Рассмотрите её.

— Какое время года изобразил художник? (Ответы детей: осень).

— Почему вы так считаете? (Ответы детей: листья на деревьях – золотого цвета, это первый признак осени).

— Какая картина по настроению: грустная или весёлая? (Ответы детей: картина грустная).

Действительно, стоит золотая осень. Мы видим осенний лес в солнечный день. Опадают с берёз жёлтые листья. На земле — ковёр из опавших листьев. Вода в реке уже потемнела. Где-то далеко зеленеют озимые. Осенняя тишина навевает грусть. Грустно от того, что скоро опадут золотые листья, вода в реке станет тёмной до черноты, небо – серое, будут идти частые холодные дожди, станет зябко, и наступит

зима.

3. Рассматривание картины И. Грабаря «Рябинка».

Эта картина называется «Рябинка», написал её художник И. Грабарь. Познакомьтесь с этой картиной, рассмотрите её внимательно, обратите внимание на деревце, расположенное на переднем плане картины и занимающее на картине всю правую половину полотна.

— Как вы считаете, почему художник назвал свою картину «Рябинка»? (Ответы детей: на переднем плане изображена рябинка).

— Почему «Рябинка», а не «Рябина»? (Ответы детей: дерево молодое, ствол совсем тонкий, поэтому и названа картина «Рябинка»).

— Что скажете о берёзке, растущей около зеленого луга? (Ответы детей: она красива в осеннем наряде, листья её – ярко-жёлтого цвета, она уже начала их терять, вся земля под деревом устлана опавшими листьями).

— Какого цвета поле вдали за зеленым лугом? (Ответы детей: желтого).

— А каким вы увидели небо? (Ответы детей: нежно-голубым).

Согласитесь, когда смотришь на эту картину, сразу вспоминаешь прекрасные стихотворения об осени, которая нарядила природу в такой сказочный наряд. Например, стихотворение А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

4. Физкультминутка «Осень».

По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)

В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево — вправо)

Листья около березы (Медленно приседают)

Золотым ковром лежат. (Делают плавные движения руками перед собой влево -вправо)

В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)

5. Рассматривание картины А. Саврасова «Поздняя осень».

Прежде чем представить вам следующую картину с осенним пейзажем художника А. Саврасова, хочу предложить вам стихи об осени поэта И. С. Никитина «Сад тих, деревья почернели.». Будьте внимательны, потому что вы должны определить, о каком периоде осени идёт речь в стихотворении.

Сад тих, деревья почернели…

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты.

Грачей пустые колыбели

Качает ветер, и мертва

К земле припавшая трава.

— И так, о каком периоде осени идёт речь в стихотворении И. С. Никитина? (Ответы детей: о поздней осени).

— Какие слова из стихотворения указывают на то, что стоит поздняя осень? (Ответы детей: деревья почернели, трава – мёртвая и припавшая).

— Какую осень представили вы, слушая стихотворение И. С. Никитина? (Ответы детей: пасмурно, идёт дождь, холодный ветер качает деревья, на которых уже нет ни одного листочка).

Вы хорошо представляете позднюю осень, правильно описываете её признаки. А теперь я представляю вам картину художника А. Саврасова «Поздняя осень». Рассмотрите её.

— Расскажите о своём первом впечатлении от картины. (Ответы детей: увидели позднюю осень, холодную, сырую погоду).

— Какие краски использует художник, чтобы написать картину поздней осени? (Ответы детей: серые, тусклые, холодные).

— Что вы скажете о деревьях на картине А. Саврасова? (Ответы детей: на переднем плане – деревья без листьев).

— Какой вы увидели траву на картине «Поздняя осень»? (Ответы детей: она уже давно не растёт, поэтому не зелёная, а пожухла).

— Какая же поздняя осень на картине художника А. Саврасова? (Ответы детей: осень грустная и печальная).

— Ваше отношение к картине? (Ответы детей: картина напомнила, что у нас стоит поздняя осень, когда на деревьях уже нет листьев, от дождя потемнели кусты, земля мокрая, трава совсем другого цвета, чем летом).

6. Итог.

Все эти три полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, правдиво и очень трогательно. Они и у нас вызывают чувства, которые были и у их создателей: восхищение щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность к родным местам, таким для нас привычным, знакомым и близким.

Тема: Составление рассказа по картине «Поздняя осень» план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тема: Составление рассказа по картине «Поздняя осень»

Цель: Развитие связной речи

Задачи:

Образовательные задачи : Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация по теме «Осень». Совершенствования навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, дыхания, слухового и зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.

Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений синонимов и антонимов; звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, коврограф, репродукция картины » Поздняя осень» М.Г Пишванова , коллаж «Ноябрь –ворота зимы», схемы- иллюстрации по коллажу, контейнер с сухими листьями, «Чудесный мешочек» с мхом, желудями, каштанами, грибами, ягодами, колосьями, листьями; мнемотаблицы с загадкой и описанием картины; контейнеры с водой.

Предварительная работа. Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью, рассматривание иллюстраций о осени, разучивание стихов и песен, пальчиковые гимнастики, чтение произведений, художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, конструирование из природного материала) о осени. Конкурс с участием родителей «Осенняя фантазия».

Ход занятия

Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков.

Воспитатель вносит письмо с символами. Предлагается его расшифровать. (Перекодирование информации.)

Приходит без красок и перекрашивает все листья.

Загадывание загадки: Если на деревьях — листья пожелтели,

Если в край далекий — птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года ОСЕНЬЮ зовется!

Давайте вспомним наши осенние прогулки и выясним что хорошего или плохого в этом времени года.

Дидактическая игра «Хорошо — плохо»

Все таки в этом прекрасном времени года больше хорошего, ведь осень принесла нам много подарков. Я предлагаю вам поиграть в игру , которая так и называется » Подарки Осени».

Игра «Чудесный мешочек Осени»

На ощупь надо отгадать и описать подарки осени — желудь, каштан, лист, мох, гриб, фрукт, овощ, ягоду, колос.)

(приглашаю всех за столы перед доской, где висят картинки трех месяцев осени)

У Осени три месяца, им в народе придуманы названия:

Сентябрь — он осени начало, Октябрь — месяц золотой, Ноябрь-ворота зимы.

Мы очень много говорили о прошедших месяцах — сентябре и октябре, а почему ноябрь называют — воротами зимы?

Давайте посмотрим на нашу картину, которая так и называется «Ноябрь — ворота зимы» и попробуем составить рассказ о ноябре.

(Составление рассказа о ноябре по коллажу)

Мы с вами часто наблюдали и любовались осенним листопадом, я вам предлагаю устроить у нас листопад на воде. Аккуратно я рассыплю листики, а вы будете осенним ветерком, напоминаю, что дуть надо тихо. Сделайте глубокий вдох через нос и подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёк.

Упражнение «Осенний ветерок». Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.

Молодцы! Я вам приготовила еще одну картину. Давайте мы ее рассмотрим.

Рассматривание картины «Поздняя осень».

Как вы думаете, какой месяц осени здесь изображен?

Что нарисовано на переднем плане? На заднем плане? Какая погода, небо, воздух и т.д. Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали? Давайте мы все вместе составим рассказ по ней, а помогут нам в составлении рассказа наши карточки с символами.

1карточка — природа (деревья); 2- погода ( небо, ветер, дождь); 3- дети (одежда); 4- лес, река; 5-птицы.

Составление рассказа по картине — (коллективное)

Окончание занятия. Оценка работы детей (оцениваются детские впечатления о занятии)

LiveInternetLiveInternet



(Песня написана на мотив русской народной песни «Ивушки»)
Красота бескрайняя… как же дорога мне ты…
Тишина печальная… золотые омуты…
Над рекой туман плывёт… пеленой качается…
Почему же молодость… быстро так кончается…

Всё кружила и несла… жизнь-река строптивая…
А потом любовь была… долгая, счастливая…
Назначал свидания… здесь у этой у реки…
И от счастья пьяные… нам мигали огоньки…

Тайные признания… и колечко на руке…
А потом венчание… да веночки по реке…
Счастья полон дом добыл… а она – детишек мне…
Ох, как я её любил… жизнь промчалась, как во сне…

И не думалось тогда… что уйдёт любовь моя…
В дальний край, за облака… без неё останусь я…
Защипало вдруг глаза… вспоминая жизнь свою…
По щеке бежит слеза… снова у реки стою…

Осень листьями метёт… вьюгой золотистою…
Листьев медленный полёт… да на воду чистую…
Я смотрю, едва дыша… утро разливается…
Почему же так душа… в эту осень мается…

Вроде не о чем жалеть… да и не в чем каяться…
Жалко только молодость… быстро так кончается…
И течёт себе река… и уносит эту грусть…
Отражая облака… не вернётся, ну и пусть…

Здесь у этой у реки… даже осень хороша…
За рекою огоньки… успокоится душа…
Красота бескрайняя… как же дорога мне ты…
Тишина печальная… золотые омуты…
© Copyright: Ирина Майская 67, 2012
Свидетельство о публикации №112050905438
Когда я написала эту песню для певца Леонида Быстрова, он с удивлением спросил: «Откуда ты всё это берёшь?!»…
Так вот же… отсюда и беру… из этих осенних Золотых Омутов….
А песню он так и не спел… жаль… но может быть,
споёт кто-нибудь другой….
Картинки собраны в сети. Моя благодарность авторам.
Ирина Майская блог
www maiskaya.ru

Стихи о осени известных поэтов с красивыми иллюстрациями осени!


Минухина К. (стихотворение школьницы 8 лет) Осень — рыжая девчонка
Шьет наряды тонко-тонко:
Красные, бордовые, желтые листки —
Это лоскутки.

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось — сейчас забелеет прозрачный
подснежник…
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
Анна Ахматова Сентябрь 1922

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показались всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука…
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья…
И. Бунин

Вот и снова, наше, «бабье лето».
Озарила чудом лепота.
«Бабье лето», «бабье лето», «бабье лето» —
Солнце, паутинки, теплота.
Вновь роса на луговых просторах.
Вновь гармошка за собой ведёт.
Вновь берёзки в красочных узорах
И кипрей верхушками цветёт.
Вот и снова, наше, «бабье лето».
Озарила чудом лепота.
«Бабье лето», «бабье лето», «бабье лето» —
Солнце, паутинки, теплота.
Вновь слышны гитары переборы.
Вновь костры и искры до небес.
Вновь стихи, любовь и уговоры
И открытие таинства чудес.
Вот и снова, наше, «бабье лето».
Озарила чудом лепота.
«Бабье лето», «бабье лето», «бабье лето» —
Солнце, паутинки, теплота.
Вновь нас манит лунная дорожка.
Вновь встречаем алую зарю.
Вновь ожила дальняя сторожка.
В ней цветы любимой подарю.
Вот и снова, наше, «бабье лето».
Озарила чудом лепота.
«Бабье лето», «бабье лето», «бабье лето» —
Солнце, паутинки, теплота.
«Бабье лето», «бабье лето», «бабье лето» —
Солнце, паутинки, теплота.
Николай Рубцов

ОСЕНЬ
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе.
И вот я здесь с тобой в сторожке.
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.
Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно.
Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.
Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.
Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеемся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри или ополоумей!
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.
Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты — отвага,
И это тянет нас друг к другу.
Борис Пастернак

Осенний блюз…
Осенний ветер заиграл на саксофоне
Немного грустный мой любимый блюз
Сверкает саксофон в его ладонях,
Я замираю…
Я спугнуть боюсь…
Маэстро ветер, чуть глаза прищурив,
Самозабвенно партию ведет.
От вдохновения брови он нахмурил…
И листья в такт заводят хоровод.
Он их бросает вверх
И затихает…
Листва парит послушна и легка…
Мелодия плывет,
А сердце тает
И не находит нужные слова…
И мне так хочется в зеленом легком платье

На цыпочках тихонько танцевать,
И ощущать какое это счастье
Осенней легкой музыке внимать…
И подставлять лицо дождинкам-нотам
Ловить губами капель терпкий вкус
И как листва легко парить в полете…
Люблю, когда играет ветер блюз…
Наталия Весенняя.

Сентябрь
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Николай Заболоцкий
В чудо одеяние облачилась осень.
Заплетая в косы ленты неба просинь.
Золотом расшито платье модной павы,
Янтарем сверкает. Очень величава!
И горят багрянцем щеки у прекрасной.
Бусы из рубинов на холсте атласном.
По лесам волною плавно проплывает,
Под собою землю краской заливает.
На болоте осень красила листочки,
И порвала бусы, зацепив кусточком.
Разлетелись градом алые рубины,
На мохнатых кочках улеглись в руины
Бурелома, рядом топи торфяные.
И толкают в воду ветры озорные.
Не собрать уж деве миллионы бусин,
Превратила в клюкву, кислый вкус не вкусен.
С той поры те бусы собирают люди,
Огоньки рубинов алые на блюде.
Осени дыханье в пироге с начинкой,
Почему-то стала вкусная кислинка!
Т.Давыдова
Прижав к лицу охапку ярких листьев,
Вдыхаю запах осени душистый,
Любуюсь на красу природной кисти —
Полотна неземного пейзажиста.
И, утопая в листьях по колено,
Несу букет красавцев пятипалых.
Богиня Осень, будь благословенна!
Войди в мой дом дыханием сандала!
Впущу тебя сквозь форточки и двери,
Украшу дом осенними дарами.
И надышусь тобою в полной мере,
Чтоб не забыть за зимними снегами.
Твои костры окутывают дымом,
Как будто кто-то ладан воскуряет.
Царица — Осень, ты неповторима
И яснолика, странница святая!
Одета в ризы огненного цвета,
Звенящая тоскою криков птичьих…
Не знаю ни единого поэта,
Что не воспел осеннее величье.
Татьяна Мирошникова
Письмо про дождь
Идут
обыденные дожди,
по собственным лужам
скользя.
Как будто они поклялись
идти,-
а клятву нарушить
нельзя…
Даже смешно —
ничего не ждешь.
Никакого чуда
не ждешь.
Засыпаешь —
дождь.
Просыпаешься —
дождь.
Выходишь на улицу —
дождь.
И видишь только
пустую мглу,
город видишь
пустой.
Газировщица
скрючилась на углу —
упорно
торгует водой.
А воды вокруг! —
Столько воды,
просто некуда разливать.
Это все равно,
что идти торговать
солнцем —
там, где сейчас
ты!..
Послушай,
а может быть, и у вас
такая же чехарда?
У подъезда в глине
«газик» увяз,
на балконе слоем —
вода…
Если так —
значит, в мире какая-то ложь!
Так не должно быть!
Нет!
Потому что нужно:
если мне —
дождь,
то тебе —
солнечный свет.
Как дочка, солнечный!
Как слюда!
Как трескучая пляска огня!
У тебя не должно быть дождей
никогда.
Пусть они идут
у меня…
А они идут —
слепые дожди.
Ни деревьев нет,
ни травы…
Пожалуйста,
это письмо
порви.
И меня за него
прости.
А впрочем,
дело совсем не в нем.
Просто, трудно терпеть.
Море гудит за моим окном,
как поезд,
идущий к тебе.
Роберт Рождественский.1964
В старом парке царствовала осень,
Красила деревья и кусты.
Яркие платки, на плечи бросив,
Ставила художникам холсты.
Чуть мазнула синей акварелью
Гладь пруда и неба высоту.
Расцветила нежною пастелью
Облака, добавив чистоту.
Заглянула в старые аллеи,
Пошумела ветром и дождем.
Красоты и ласки не жалея,
Все укрыла золотым листом.
Пробежала рыжею лисицей
По давно некошеной траве…
И большой, тревожной, яркой птицей
Унеслась к холодной синеве.
(Татьяна Лаврова)
Сентябрь
Встают сентябрьские леса
Светло, томительно и колко,
Зелёной россыпью иголки,
Как гребень в рыжих волосах.
Берёз чернёные стволы –
Печально-праздничные свечи,
И дух лесной c осенним, вечным
Настоем хвои и смолы.
И пламень яростных рябин,
Горящих истово и страстно,
Сентябрь всесильный и прекрасный –
Недолгих празднеств господин.
Он водит листьев хоровод,
Он кружит вальс земного бала,
И разноцветным карнавалом
Захвачен дней круговорот.
Вослед скупым календарям
Лелею счастье возвращаться,
Смеяться, плакать и прощаться
До будущего сентября.
Вера Никольская
Осень
Не действуя и не дыша,
все слаще обмирает улей.
Все глубже осень, и душа
все опытнее и округлей.
Она вовлечена в отлив
плода, из пустяка пустого
отлитого. Как кропотлив
труд осенью, как тяжко слово.
Значительнее, что ни день,
природа ум обременяет,
похожая на мудрость лень
уста молчаньем осеняет.
Даже дитя, велосипед
влекущее,
вертя педалью,
вдруг поглядит на белый свет
с какой-то ясною печалью.
Белла Ахмадулина 1962
Желтеют листья. Дни короче
(К шести часам уже темно),
И так свежи сырые ночи,
Что надо закрывать окно.
У школьников длинней уроки,
Дожди плывут косой стеной,
Лишь иногда на солнцепеке
Еще уютно, как весной.
Готовят впрок хозяйки рьяно
Грибы и огурцы свои,
И яблоки свежо-румяны,
Как щеки милые твои.
Вера Инбер, 1920
Скучная картина
Алексей Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….
Все больше осени вокруг
Все больше осени вокруг.
Стремительно желтеют листья.
А утром, медленным и мглистым,
Усталость ощущаешь вдруг.
Почти физическая боль
В груди – холодная свобода.
Отряхивает с небосвода
Созвездий каменную соль
Слепой рассвет. Осенний день
Глаз открывает еле-еле.
А в теплой ракушке постели
Такая царственная лень!
И вырисовывает рябь
На стеклах дождик монотонный,
А ты с улыбкой, полусонно,
Лежишь и слушаешь СЕНТЯБРЬ.
Татьяна Щербинина
Солнечный день , милая осень,
Снова застолие родственных слов,
Как соискатели чувств на покосе,
Слышит ответ вопросительный зов.
Память крупинки тепла собирает,
Впрок, про запас,поклоняясь зиме,
Яркость палитры живой догорает,
Дань отдавая снегов белизне.
Нежностью женской от эпилога,
Страстно прощаясь не навсегда,
Богом отмеренная дорога,
Как километры считает года.
В поиске качеств и состояний,
Ценят обретшие каждый своё,
Всей положительностью влияний,
Обогащая своё бытиё.
С.Дарий
А за окном гуляют Дождь с Дождихой…
(Мне жаль, что люди видят только дождь).
Она с ним по бульвару бродит тихо,
А он ей заливает…
Ну, и что ж.
Шуршат листвой, укутываясь в вечер,
Сегодня им не хочется спешить.
Для них ведь осень — это время встречи —
Особенное время для души.
Они негромко шлепают по лужам,
Стуча морзянкой капельной: прием…
Дождю с Дождихою совсем не скучно
Шагать по мокрой осени вдвоем..
Ах, ветер, он нахальный очень!
И кажет рвение своё —
Мне юбку задерёт и хочет,
Видать, совсем сорвать её…
И дождь — наглец! Я полагаю,
Облить нарочно норовит.
Насквозь одежда промокает,
В итоге — полуголый вид…
Терпя такие унижения,
И мокроту, и сквозняки,
Пришла я к твёрдому решению:
Дождь с ветром… тоже мужики!
Автор неизвестен