Карикатуры на современное общество

Отрезвляющие и ужасающие карикатуры на современное общество

Невероятные факты

Этот мир обречен. Можно собирать вещи и уходить, так как современное общество разрушает все, что существует. Человеческая раса становится зомби технологий, рабами денег, а жадность не знает границ.

Жизнь превращается в потребление, а мы привязаны к столу, чтобы производить и покупать все больше вещей, которые нам не нужны.

Именно об этом говорят карикатуры художника Стива Каттса.

Его иллюстрации стали мрачным наблюдением за миром, в котором мы сейчас живем.

Художник Стив Каттс – иллюстратор и аниматор из Лондона когда-то работал на разные фирмы и брэнды, но в 2012 году ушел с работы, чтобы стать свободным художником.

В последнее время Каттс решил направить свои работы в сторону сатиры и привлек много внимания.

«Общество – сейчас странное место, и традиционно одной из задач художника, было высказывание о временах, в которых он или она живет».

Жизнь современного человека

Его работы, такие как «Ловушка» находит отклик у всех, кто мирится с нелюбимой работой в обмен на деньги.

Каттс не мог больше терпеть чуждую ему офисную работу.

Читайте также: Это НЕ фотография: картины 12-и лучших художников-гиперреалистов

Он работал с крупными клиентами, такими как Coca-Cola и Google.

Потому в 2012 году он ушел с работы и начал работать на себя.

Теперь он работает над проектами, которые демонстрируют время, в котором мы живем.

И судя по карикатурам, эти времена мрачные и лишены смысла.

Хотя у многих его проектов есть юмористическая сторона.

Так он представляет собой последнее рукопожатие человечества. Остается надеяться, что этого никогда не случится.

Жизнь современного общества

В его работах видны мелкие депрессивные детали: обратите внимание, что все поезда едут в никуда на этой иллюстрации.

На многих рисунках показано, как люди небрежно относятся к окружающей среде.

С печальными последствиями для нашей планеты.

И мы все озабочены своими проблемами, мало обращая внимания на других людей.

Теряя разум в гонке, которую мы называем жизнь.

Заполняем себя нездоровой едой и телевидением, забываем, что происходит вокруг нас.

16 саркастических иллюстраций о современном обществе от московского художника


Карикатуры на острые социальные темы от Антона Гудима (Anton Gudim)

Для тех, кто живет в Интернете, разгадать карикатуры московского художника Антона Гудима (Anton Gudim) не составит труда. Уж очень прозрачно он намекает на самые популярные проекты и флешмобы. А заодно и дает повод зрителям всерьез задуматься над собственной жизнью: всегда ли мы делаем то, что нам хочется? И получаем ли наслаждение от того, как живем?
Емкие рисунки Антона просты и сложны одновременно. Их можно трактовать по-разному, каждый найдет что-то свое. Любовь к селфи и бездумное подражание трендам (карикатура с Дьяволом на известнейший проект Follow Me), культура массового потребления и желание создать отнюдь не правдоподобный имидж в соцсетях. Это и многое другое обличает Антон Гудим. Своими работами автор делится с подписчиками в популярной сети Vkontakte.

>1. Любовь к селфи


Оценка важна даже… айсбергу

>2. Иллюзия успеха

Как выдать желаемое за действительное в соцсетях

>3. Настоящий страх

Картина Мунка больше не аллегория

>4. Внешность обманчива

В современном мире сложно понять, кто есть кто

>5. Follow Me

Карикатура на популярный проект

>6. Развитие

Современное поколение рождается компьютерозависимым

>7.Египетские мотивы

Культура становится все более попсовой

>8. О моде

Для некоторых следовать моде исключительно важно. Даже если при этом выглядишь нелепо

>9. Карикатура на свадебные фото

Тотальное увлечение фотографиями на ладошке заставляют поверить, что женихи настоящие Гулливеры

>10. Главное — не пропустить важное событие

Если вы стали очевидцем значимого события, немедленно сделайте видео и выложите на YouTube

>11. Желание быть в тренде

Карикатура на увлечение модными аксессуарами для фото

>12. Об одиночестве

Стоит взглянуть по-другому и 8 станет знаком бесконечности

>13. Массовая культура

Штамповка по шаблону

>14. Игра слов

Почему 3D кинотеатр действительно лучше

15. Ваниль


Карикатура на столь популярные фото девушек у окна с чашкой кофе

В этой подборке собраны самые смешные карикатуры абсолютно на разные темы. Некоторые из них просто прикольные, другие же носят скрытый глубокий смысл.

Спичка и накаченная мышка

Спортсмены

Человек с деньгами и фантазией

Добрый доктор

Танкист

Скоро весна

Исповедование и повешение

Реакция мужчин на женщину Смешная карикатура на политика Желания для золотой рыбки Карикатура на известную личность Мужчина в домашних хлопотах Скорая помощь Кот приватизировал батарею Спец по качеству продукции Рыбак на Титанике Веселая карикатура Мужчины пропускают черную кошку Царевна в башне Женщина у психиатра Путин с Медведевым Мужчина в ушках микки мауса

Военный перед камнем указателем

Рыбак поймал русалку Ангел задел полицейского крылом Карикатура на Майкла Джексона Тигр людоед Обещание с любимого Лягушка как инструмент Свадьба бревна и пилы Муж-танкист Дети кушают конфеты

Молодая мам работает за компьютером

Худеющая женщина Женщина супермен 90-60-90 Футболист и алкоголик Пьяный Емеля Трудный мужчина Мужчина у врача

Дети на карусели

Мужчины на рыбалке Жена обыскивает мужа Женщина в рогами привязана к дереву Мужчины в книжной лавке Обсуждения от бабок Установление границ Страх клещей Вес с малым Мужчины на природе Дед и баба с корытами Общение мужа с женой Советы инвалида Ребята дурака валяют Поиск клада Мужчина и собака на скамейке Человек с силой воли В больнице Общение друзей Алкаши на скамейке Женщины наводят красоту Разгрузочный день в части Чайка несет детей Подготовка к чемпионату мира по футболу Продажа недвижимости Оригинальный способ увеличения груди Соревнования поваров Разные пути для путешественника Голый мужчина и женщина Положили горошину под коврик Худеющие политик и телохранители Столкновение современных людей с людьми из прошлого Дед катается на водных лыжах на золотой рыбке Общественное мероприятие Политики нащупали дно Лучше рубанка нет Кукушка в каске Мальвина беременная от буратино Мечты мужчин и женщин Абитуриент с взяткой Мрачная карикатура

Человек не видел мяса

Интересная карикатура Кому дать в бубен Греческая семья Турист и медведь

Обучение в школе

Бабушки с ноутбуком Мужчины целуют руки женщины Мужчина и женщина в электричке

Муж задолбал

Амур целиться во влюбленных Готовься к лету осторожно Пальцы в розетку Мужчина включает пультом зеркало Преступление Психиатр Женщина со скалкой Мужчина на доске с собаками Человек собака Нудистский пляж Зеленые чертики Внучек пошел за солью Карикатура на Путина Харманли Мужчина с чемоданом и женщина с завязанными глазами Коррупционеру на доработку Рынок Мысли собаки в наморднике Договоренность с акулами

Фокусник

Лодка под парусом Мужчина проходит головой через двери Цыганка с кошельками Заяц и колобок Приехали тещи в гости Футбол Старый козел Не все коту масленица Медведи ужинают человеком Встреча с цветочком Коровы наблюдают за миноискателем Всех обеспечат работой Мужчина в трусах и полицейский Иди на выборы Мужчина моет полы Кабан лезет на дерево Медведь готовит блины Врач слушает мужчину Семейные разговоры Снеговики едят ашлык Конец календаря Результат футбола Правильная рыбалка

Травмпункт

Правительство

Мужчины в самолете

Астматик неровно дышит Назначение лечения Знакомство соседей Породистые собаки Торг уместен Менеджер

Ручная работа

Хорошая жена Черный юмор в карикатуре Кот поел воды Зять и теща Любовь к коту Буду кипятить

Карикатура представляет собой рисунок реального человека, который искажает или преувеличивает некоторые черты, но сохраняет сходство. Другими словами карикатура – утрированная форма портретного искусства.

Гротеск

Гротеск – термин в искусстве портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму. Одним из лучших примеров работ в этом стиле является серия «гротескные головы» Леонардо да Винчи. В то время художник вряд ли рисовал с юмором – просто попытался передать крайне неприятную форму лица. В 18 веке гротескные рисунки были переименованы в карикатуры. На практике гротескным искусством занимались И. Босх и П. Брейгель Старший.

Шарж

Шаржи впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в 16-17 веках. Рисунки создавались сатириками, чтобы высмеивать общественных деятелей и политиков — это работы с нравственным значением. Они по-прежнему остаются популярными сегодня, и используются в журналах и газетах, чтобы подшучивать над кинозвездами, политиками и другими знаменитостями.

Единственное, что изменилось – это художественные инструменты и материалы. Изначально карикатуристы делали рисунки углем, карандашом или пером при помощи чернил. Сегодня художник имеет доступ к графическим программам в ПК.

Карикатуристы обладали значительной властью над общественным мнением, благодаря доступности информации даже для неграмотных людей. Одними из самых известных примеров графики в таком стиле являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта от британского художника Джеймса Гилрея. Он изобразил французского императора коротышкой в огромной шляпе. В результате до сегодняшнего дня эта тема интересует публику.

Шаржи являются популистской формой искусства. Это талантливые фигуративные рисунки, более действенные и эффектные, чем большинство портретов.

Классификация

В живописи современности карикатура представлена в виде юмористического или сатирического рисунка на социальные, личные, бытовые, политические темы или в виде иллюстрации к анекдотам.

Художники выполняют цветные или монохромные рисунки:

  • линиями и контурами,
  • штрихами.

Этот жанр делят на юмористические, сатирические изображения и станковую карикатуру с философским подтекстом. Работы карикатуристов можно видеть не только в живописи, но и в любой полиграфической продукции в технике:

  • графики,
  • коллажей,
  • иллюстрациях,
  • фотографиях,
  • плакатах,
  • рекламе,
  • монтаже,
  • инсталляциях,
  • анимации,
  • архитектуре,
  • перформансе.

Разница между карикатурой и комиксом

Комиксы и лубок — это образы вымышленных персонажей. Впервые рассказы в картинках в этом стиле были опубликованы в 19 веке швейцарским писателем и художником Тепфером в попытке создать новый способ передачи литературного произведения. Его концепция была предвестником появления анимационного искусства и современных комиксов.

Первые связанные истории в живописи были предназначены для публикации в ежедневных газетах, поэтому быстро набросаны и не отличаются талантливостью.

В противоположность этому карикатуры и сатирические шаржи являются очень кропотливой работой – вручную подбирались и печатались цвета в глянцевых изданиях.

Даже сегодня эта дифференциация остается. Цветная карикатура, используемая для иллюстрации статей журнала или газеты, отличается более высоким художественным качеством, чем комический эскиз.
С появлением компьютерной техники, карикатуристы расширили жанр, создавая сложные, комические и мультипликационные изображения, особенно в области фантастики.

Британский художник Джайлс, известный по своей работе в «Дейли Экспресс», работал в жанре политической карикатуры. Он создал фиктивную семью в комиксах, в которой доминирует загадочная «Бабушка», которая комментировала современных британских и мировых политиков, нет портретов или картин с реальными людьми. Несмотря на различия, слово «комический» используется как популярный синоним карикатуры.

Развитие жанра

В итальянском «caricare» и «carico» означает «преувеличить» и «загрузить» А. Карраччи сделал несколько портретных гротесковых зарисовок в 1590 году в Болонской академии для иллюстрации теории живописи, и назвал их этими словами. Так произошло название жанра – карикатура. Процесс развития карикатуры продолжался веками, параллельно основным жанрам – от гротеска Босха до геометрических абстрактных форм в работах Мондриана:

  • Истинным карикатуристом считается художник и дизайнер Дж. Арчимбольдо, который в Праге написал серию пародий на королей и императоров, используя овощи, кастрюли, сковородки и другие кухонную утварь.
  • Профессиональный талантливым карикатуристом эпохи рококо был П. Л. Гецци.
  • Сатирические острые шаржи и карикатуры стали в 18 веке писком моды в Англии, России, Франции, Америке. В моралистических жанровых картинах и гравюрах «Карьера проститутки», «Похождения повесы» англичанин У. Хогарт через явно преувеличенный портретный стиль перешел к гротесковой карикатуре.
  • Во Франции, жанр доминировал в течение 19 века, благодаря работам О.Домье в области политики антимонархической направленности. В 1835 году французские власти запретили все крамольные виды искусства и политическую карикатуру, после чего Домье перешел на социальные комиксы.

Карикатура, как искусство, особенно востребованным было на рубеже 19-20 веков до появления телевидения. Самые известные художники-карикатуристы 20 века:

  • Уильям Гроппер — коммунистический карикатурист, известный своими социальными рисунками.
  • Алекс Гард — русский художник, который произвел более 700 картин знаменитостей, посещающих популярные рестораны Нью-Йорка, в исследуемом стиле.
  • Аль Гиршфельд — американский художник, известный простыми черно-белыми карикатурами известных звезд и знаменитостей шоу-бизнеса, политиков и телезвезд. Он был одним из немногих художников, работы которого отображены на почтовых марках Америки.
  • Дэвид Ливайн — видный американский карикатурист, известный чернильными карикатурами известных писателей и политиков, опубликованных в «Time», «Playboy», «The New York Times» и других известных изданиях.

Жанр позволяет с юмором продемонстрировать социальные проблемы и отношение к ним деятелей искусства.

Карикатура

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).

Русская карикатура времён Первой мировой войны

  1. Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
  2. Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Статья посвящена понятию № 2.

Близко с термином «Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.

Современная карикатура — это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире.

Большая Энциклопедия Карикатуры дает определение понятию «современная карикатура»:

  • по форме — линейная или контурная, насыщенная — штриховая, черно-белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в многочисленных сюжетах (комикс, streap-cartoon),
  • по содержанию — юмор (funny cartoon), сатира, шарж, чёрный юмор, карикатура как искусство или станковая карикатура, (fine art cartoon), философская карикатура, странные предметы, и т. д.
  • по технике и жанру исполнения — графика, иллюстрация, коллаж, монтаж, фотография, плакат, живопись, реклама, анимация, скульптура и объемные изображения, архитектура, инсталляция, перформанс, актинг,
  • по области применения — различные виды полиграфической продукции (журнальная и книжная иллюстрация, календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, и т. д.), реклама, анимация, и т. д.

В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом — cartoon.

Известные отечественные художники-карикатуристы:

1917-60-е годы. Художники, работавшие над пропагандистскими плакатами и карикатурами в советских газетах — Черемных, Ротов, Семенов, Бродаты, Дени, Кукрыниксы, Ефимов

Начало 70-х гг. Так называемый «юмор молодых», (не участвующие в агитпропаганде) — В.Коноплянский, В.Иванов, И.Макаров, В.Бахчанян, В.Песков, Ф.Куриц, В.Розанцев, С.Тюнин, Л.Тишков, М.Златковский, О.Теслер, А.Некрасов, И.Воробьев, В.Скрылев, И.Копельницкий cartoonbank.ru/brand/20/, В.Богорад cartoonbank.ru/brand/6/, В.Дубов

80-е гг. А.Меринов, А.Бильжо, А.Сергеев cartoonbank.ru/brand/11/, братья Лемеховы, Г.Светозаров, В.Степанов cartoonbank.ru/brand/29/, В.Земцов, С. Айнутдинов, И.Варченко, В.Дружинин, И.Анчуков cartoonbank.ru/brand/26/ http://www.anchukov.ru/index.html и http://анчуков.рф

90-2000 гг. Н. Кращин, С.Елкин cartoonbank.ru/brand/21/, А.Попов cartoonbank.ru/brand/9/, С.Дергачев cartoonbank.ru/brand/18/, В.Мисюк, М.Серебряков, Д.Полухин

Современные художники, работающие в жанре «шаржа»: И.Макаров, В.Мочалов, В.Балабас, К.Куксо, братья Ивановы В. и М.http: //www.2ivanova.ru/cite/celebre.html

  • 1 В России
    • 1.1 В XIX веке
    • 1.2 В СССР
    • 1.3 Выставки
    • 1.4 В Российской Федерации
    • 1.5 Музеи карикатуры и юмора
    • 1.6 Европа
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

В России

Карикатура — один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.

Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону.

Хотя карикатура существует с древних времен, однако карикатура как искусство появилась не сразу.

В XIX веке

В России карикатура получила особое признание с 19 столетия.

Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но царская цензурная охранительная система внимательно следила за политическим аспектом их и не допускала никакой свободы в оскорблении властьимущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо едкие и перерисовывались.

Но и официальная карикатура развивалась. Постепенно сатирические рисунки стали занимать все больше газетной территории. Сатирические и юмористические отделы открывались в серьёзных общественных периодических изданиях, например, в журнале «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 гг.), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованые издания. Направленность их часто ограничивалась окружающей бытовой обстановкой и избегала политической тематики. Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета также использовались не проверенные сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе. Известно, что именно таким образом, сомнительного вкуса карикатурами, доводили до отчаяния великую драматическую актрису Варвару Асенкову (1817—1841) её завистницы по сцене:

«Скандал, разгоравшийся вокруг имени талантливой актрисы, с годами приобретал все больший размах. Не проходило и дня, чтобы в столичных газетах не появлялись карикатуры на Асенкову, намекавшие на двусмысленные связи и сплетни».

Сейчас, уже в наше время, по воспоминаниям современников, досконально известно, что все это были досужие вымыслы, разжигаемые интригами и специально проплаченные, сейчас уже известно, и кто за ними стоял, но в то время несправедливые сатирические удары воспринимались публикой доверчиво и довели Варвару Асенкову до ранней смерти. Об этом писали Каратыгин (П. Каратыгин, Записки, новое издание по рукописи под ред. Б. Казанского, тт. 1—2, Л., 1929—1930) и Панаева (А.Панаева. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0198-9). Карикатура таким образом могла стать и средством достижения чьих-то корыстных и завистливых целей. Цензура жестко следила за непоявлением сатиры на царствующих особ, а в оскорблениях в адрес бессильной актрисы не усматривала нарушений.

В середине XIX в. в России появился целый ряд сатирических журналов. Одним из таких изданий стал журнал «Ералаш» — русский иллюстрированный сатирический журнал, основанный художником М. Л. Неваховичем и выходивший в Петербурге с 1846 по 1849 гг. Журнал в сатирической форме отражал явления общественной русской столичной жизни и быта, а также все происходившие в сфере искусства и чиновничества; также много места занимали карикатуры на современных деятелей культуры: писателей, артистов. Многие рисунки в журнале были выполнены самим издателем, но также там сотрудничали и другие художники: Н. А. Степанов, И. И. Пальм. Однако, жизнь этого издания была короткой в связи с кончиной самого издателя. Периодичность журнала была 4 номера в год и всего вышло 16 номеров. Художник Н. А. Степанов (1807—1877) через некоторе время, в 1865 году начал издавать свой сатирический журнал «Будильник». Этот журнал вошёл в историю российской культуры в первую очередь тем, что там публиковались первые юмористические рассказы А. П. Чехова под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата. Но именно там появлялись и карикатуры художника Дмитрия Орлова, получившего известность под псевдонимом Моор, а также будущего знаменитого архитектора Федора Шехтеля под псевдонимом Финь-Шампань, а также рисунки А. Н. Лебедева, в этом жанре прославились и другие художники: М. О. Микешин (1835—1896), В. С. Шпак (1847—1884), Н. В. Иевлев (1834—1866), П. М. Шмельков (1819—1890), Н. П. Чехов, А. Ф. Афанасьев и т. д. Их карикатуры также печатали и другие издания того времени: «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок» «Сверчок», «Москва», «Осколки» и др..

Но все более накаляемая в Российской империи общественная обстановка заставила непритязательные юмористические издания заинтересоваться политическими аспектами российской жизни.

Из книги: Карина Грет (KARINE GRETH) «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003 Перевод с французского представлен под адресу: http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049):

«Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке в виде социальной пирамиды изображается трудное положение рабочих и безземельных крестьян того времени. С революцией 1905 года свобода слова достигает своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки, минуя контроль цензуры. К сожалению, эта свобода продолжалась недолго. Однако это был первый шаг к беспрепятственному распространению информации. В 1905 году народ смог наблюдать настоящий всплеск в карикатуре достойной своего имени».

В это время особо проявились художники: Сергей Чехонин (1878, с. Лыкошино, ныне Калининской области — 23.2.1936, Лёррах) и Валентин Серов.

С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон» — там публиковалось много карикатур, в том числе и политических. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции, оставшиеся — разошлись по советским изданиям, однако рамки карикатурных тем советской карикатуры сделались узкими.

  • В Одессе живут, как в раю. Бандитизм на одесских улицах. Карикатура 1917 года

  • Мужския моды. Карикатура 1918 года

  • Одесский налётчик, «добывающий» драгоценные камни. Карикатура 1918 года

Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок. Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону. Хотя карикатура существует с древних времен, однако карикатура как искусство появилась не сразу.

В СССР

В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная.

Из книги: Карина Грет (Karine Greth) «Le dessin de caricature en Russe comme miroir des représentations», 2002—2003 Перевод представлен под адресу: http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049):

«В Советском Союзе существовало разделение карикатуры на жанры — шарж, политика, злоба дня, портрет, хотя сама карикатура не была официально признана. Борис Ефимов, один из протогонистов карикатуры, полагал, что всякая карикатура в СССР была политической, а потому подразделялась лишь на две категории — для внутреннего употребления и международного».

Художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только»: «…после 1922 года никаких шаржей и карикатур на больших руководителей в СССР не печатали. Официально говорилось, что главным источником всех несчастий в нашей стране являлся управдом. Ну, в крайнем случае — безымянный чиновник. Очень удобно — и власть делает вид, что к ней это отношения не имеет, и автор не репрессирован».

Карикатура в СССР, таким образом, была в первую очередь плакатная. Ещё в годы Гражданской войны Моор зарекомендовал себя в плакатной карикатуре, в частности, широко известна его работа Ты записался добровольцем?, а также серия карикатур, направленных на врагов Советской власти и чуждые советскому духу явления: Белое движение, Антанта, религия, публиковавшиеся в открывшемся новом советском журнале «Безбожник у станка».

Широко известны карикатурные агитплакаты первых лет советской эпохи в 1919—1921 гг. «Окна РОСТА», в работе над которыми участвовали: М. М. Черемных В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.

Через много времени художник-карикатурист Владимир Мочалов в биографической книге «О себе и не только» иронично скажет об этих художниках и их творчестве: «Недаром иностранные критики в эпоху СССР, восхищаясь работой наших карикатуристов, придумали феноменальный термин: „положительная сатира“!».

Годы НЭПа вывели много разных юмористических журналов, но их жизнь оказалась недолгой. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете «Правда») и ещё несколько. Там публикуется в основном литература для непритязательного чтения, далекая от политики, не конфликтная, хотя и с осторожным приятием новой советской действительности: юморески, веселые неприхотливые историйки, пародийные стихи и, конечно, карикатуры. Среди прочих карикатур в этих журналах публиковались и рисунки знаменитого театрального режиссёра, создателя Мастфора Николая Фореггера, который был ещё и художником. Но все эти издания стали исключением в советской периодике и очень скоро по решению властей были закрыты, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом. Советская карикатура очень быстро вернулась к политическо-плакатной форме.

Плакатность особо выросла во время Великой Отечественной войны, когда карикатура стала в какой-то степени орудием борьбы и средством патриотического поднятия духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс и русская буква Г с известным русским масштабным словом широкого смысла на эту букву и графической игрой в четыре эти буквы, сложившиеся в фашистский знак).

Необходимо также отметить работы в этой области Кукрыниксов. Кукрыниксы представляли собой творческий коллектив, возникший в начале 1920-х годов из трех хадожников-графиков и живописцев: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Их темой было гротескное злободневное освещение внутренней и международной жизни с позиций советского человека. Они являлись также авторами выполненных в форме карикатур иллюстраций и серии агитационных политических плакатов. Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Все трое за свои достижения получили звания, стали действительными членами АХ СССР, народными художниками СССР (1958), Героями Социалистического Труда.

Через много лет, уже после завершения советской эпохи, с разоблачительными статьями против ещё одного очень известного художника того же плакатного жанра Бориса Ефимова не раз выступал художник следующего поколения Михаил Златковский: «Что за времена такие на дворе, когда „палач от карикатуры“ раз за разом, ничтоже сумняшися, испрашивает себе награду ещё и ещё за свои неправедные дела?!» Дальше идут обвинения в адрес Бориса Ефимова во всех тяжких грехах. Личность старейшего карикатуриста, прожившего более 100 лет, безусловно, требует непростого отношения и многого осмысления, но это человек, сумевший вырваться из своего прошлого и понять и принять новую волну карикатуры следующего поколения, разительно отличавшуюся от привычных понятий первой половины ХХ века. (А причиной пафоса Златковского стал тот факт, что Ефимов назвал самым лучшим отечественным карикатуристом не Златковского, а Пескова — что широко известно, но не зафиксировано, поскольку Интернета в то время ещё не было.) (в подтверждение этого: http://www.youtube.com/watch?v=46faB63HYAA Златковский рассказывает о «плохих художниках-двоечниках» Пескове и Бахчаняне, которые на самом деле выдающиеся мастера)

Время Хрущевской оттепели открыло новые возможности для расширения сферы деятельности официальной советской карикатуры, но все это с окончанием Хрущевской оттепели закончилось так же быстро, как и началось. Тем не менее, какое-то движение в разнообразии все-таки наметилось. Внутренней политической карикатуры официально не было, а единственная область советской жизни, которая подвергалась осмеянию — сфера обслуживания.

Однако 1 января 1967 года по решению ЦК КПСС «Литературная газета» приобрела новый формат, главным редактором был назначен Александр Чаковский, и появился юмористический раздел «Клуб 12 стульев», который возглавили Виктор Веселовский и Илья Суслов.

Из книги: Карина Грет (KARINE GRETH) «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003:

«В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года на 16 странице „Литературной Газеты“ создается новая рубрика — „12 стульев“. Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы. В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть: „Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные. Участник клуба 12 стульев должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников) либо не быть членом ни того ни другого. Все другие кандидатуры даже не рассматриваются“. С этого момента редакции „Литературки“ разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие, чем когда-либо раньше. Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию, так как газета была адресована к интеллигенции, а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей».(http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=3&t=4049&sid=a2f9f40c059c0839b2fd276f9d8a2007&start=15)

Это были великие преобразования и новшества, на которые немедленно откликнулись молодые художники. Только там в то время новая плеяда молодых карикатуристов под рубрикой «Чудаки» ушла от политико-морального назидательства, сделав советскую карикатуру тонкой, философичной, где весёлость граничила с трагизмом. Именно сопричастность и трагическое мироощущение в отечественной карикатуре в конце 1960-х — начале 1970-х годов, немыслимые в работах начала века, позволили полностью уйти к созданию совершенно нового вида карикатуры. Не бичевание пороков персонажей, а душевность и теплота стали основой жанра. Эта карикатура получила название «новой волны». В «Клубе 12 стульев» работали четыре штатных художника-карикатуриста, знаменитую «великолепную четвёрку» составили: Виталий Песков (1944—2002) (ставший безусловным лидером отечественной карикатуры и начавший именно в «ЛГ»), Вагрич Бахчанян (1938—2009), Владимир Иванов (1944—1978) и Игорь Макаров (р. 1944). Эти карикатуристы нашли язык иронии и сарказма для передачи современного общества, постепенно перенаправляя остриё пера во внутрисоциальную сторону. Они ушли от, казалось бы, главного в карикатуре — осмеяния. Их работы обрели символику, мудрость и философичность, а злободневность рисунков первой половины ХХ века сменилась внешней безобидной веселостью и болью за этот столь несовершенный мир. Появились и другие карикатуристы, шедшие той же стилистикой: Олег Теслер, Василий Дубов, Валентин Розанцев, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий и другие. И хотя на страницах «Литературной газеты» публиковалось то, что никогда бы не прошло цензуру Главлита в других советских изданиях, полной свободы не было и там. Карикатура новой волны постоянно должна была бороться за свое существование.

Из интервью редактора газеты «Утюг» Валентина Розанцева «Московскому комсомольцу»: Валентин Розанцев(1939 — 2010): » — Расскажите, пожалуйста, как начиналась альтернативная отечественная карикатура соц-арта? Какие у вас корни, связи, история? Как начинали? Как складывались взаимоотношения с официозом? — Я не совсем понимаю сам этот термин — соц-арт, все было проще. Карикатура бывает социальной, экономической, политической — какой угодно. «Крокодил», например, — это карикатура, за которую платит деньги тот самый аппарат, который курирует этот журнал. Карикатуры о том, насколько у нас плохие дороги, сломанные коровники, пьяницы-прогульщики, — весь набор заезженных тем. которые разрешены, продиктованы и добросовестно отрабатываются. Думаю, на своем уровне они это делают честно. Карикатура та — если хочешь, называй её «соц-арт» — чуть-чуть помоложе, чем крокодильская, эта волна возникла в начале семидесятых годов, когда появились такие малознакомые имена, как Бахчинян, Песков, Иванов, Макаров, чуть-чуть позже — Феликс Куриц, ещё чуть позже — Розанцев, Тюнин, потом Златковский, Смирнов, остальные. Но семидесятые начинались с «Литературной газеты». Карикатура того периода была рождена польской школой. «Шпильки» к нам приходили регулярно, это была одна из питающих сред. Второй привходящий момент — косяк международных конкурсов. Притом что у нас в это время не было ничего — в лучшем случае «Крокодил» проводил раз в три, в четыре года «Сатиру в борьбе за мир», где собиралась обычная нормальная карикатура: кровавые псы империализма, голуби мира… Другого не было. «ЛГ» была замечена югославами, и они, а за ними и габровцы, и другие начали активно присылать конкурсные приглашения. Если первые посланные картинки шли «на ура», то потом — таможня, почтамт, душиловка, петли всякие, возвращение работ, не пропускали, теряли, задерживали. Хотя никто не понимал, зачем, почему — вроде, как не положено, вроде бы там работали какие-то инструкции.»(http://cartoonia.net/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=55)

Карикатура Виталия Пескова

Вдова одного из самых крупных карикатуристов новой волны Виталия Пескова вспоминала в мемуарной книге-альбоме («Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection NY, 2007, ISBN 1-893552-50-0; cокращенный вариант книги и ещё рисунки ), написанной в форме письма умершему мужу: «Когда в „Литературной газете“ появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на темной бумаге — другой не было. Вернее, немножко было — её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов — но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…»

Карина Грет (KARINE GRETH. «LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS», 2002—2003) заключает рассказ об эпохе советской карикатуры:

«Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб „12 стульев“ был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру. Неформальные клубы образуются с начала 70-ых годов: карикатуристы новой волны часто собираются на квартирах, чтобы поделиться новыми идеями, показать свои работы, пообщаться и даже попытаться организовать тайные выставки».

Неофициальная карикатура, как и любое другое проявление инакомыслия, в СССР незамедлительно каралась. Одним из таких неформальных карикатуристов являлся Вячеслав Сысоев (1937, Москва — 2006, Берлин), участвовавший в неофициальных, неразрешенных цензурой выставках и активно публиковавшийся на Западе, в результате чего арестованный, как значилось в документах, за «распространение порнографии».

Выставки

Одними из первых в СССР выставок художников-карикатуристов стали проходившие в Воронеже в 1986-1989 годах I, II и III Всесоюзные выставки карикатуры. Организатором выставок являлся созданный Воронежским карикатуристом Иваном Анчуковым http://www.anchukov.ru Клуб карикатуристов «ШЕДЕВР». В выставках принимали участие художники-карикатуристы из Алма-Аты, Бахчисарая, Бендер, Брно (ЧССР), Вильнюса, Владивостока, Волжского, Воронежа, Днепродзержинска, Днепропетровска, Донецка, Дубны, Еревана, Железноводска, Запорожья, Ивантеевки, Казани, Калининграда, Каунаса, Киева, Кишинева, Краснодара, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Минска, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Риги, Ростова-на Дону, Рыбницы, Самарканда, Свердловска (ныне Екатеринбург), Солнечегорска, Ставрополя, Таллинна, Уфы, Фрунзе (ныне Бешкек), Харькова, Челябинска, Черновцов, Шауляя. Всего более 200 художников-карикатуристов. По итогам выставок выпускались каталоги с карикатурами участников.

В Российской Федерации

С окончанием советской власти и цензуры границы карикатурных тем были упразднены. Любые темы были открыты. Сразу же самое большое распространение получила политические карикатура. Карикатуры на политических советских и российских деятелей, заполонили все газеты и журналы. Особо много карикатуристами использовался образ Жириновского. Появились новые темы для карикатур: олигархи, криминал во власти, коррупция, новый взгляд на политическую борьбу, новые социальные проблемы.

Музеи карикатуры и юмора

В Воронеже ко Дню города открылся музей юмора
В начале сентября 2011 года в ТЦ «Аксиома» открылся первый в Воронеже музей юмора «Весёлая лестница». Его создателем стал известный карикатурист Иван Анчуков. Помимо постоянной экспозиции в музее работает гостевая стенка, где размещаются работы молодых карикатуристов. В дальнейшем Иван Анчуков планирует открыть школу карикатуры. Посетители могут посмотреть архивные юмористические коллажи, плакаты, оригинальные дорожные знаки, образцы рекламы с юморным уклоном, майки с весёлыми рисунками, а ещё авторские плакаты. Автор экспозиции сделал уникальную шахматную доску размером 1,5 на 1,5 метра с юмористическими рисунками на тему шахмат. Вместе с карикатуристом над выставкой работает юморист Виталий Будённый. В настоящее время он прорабатывает идею доски почёта. Идея создания музея юмора возникла у Ивана Анчукова после того, как в Воронеже заговорили о развитии туризма. По его мнению, наш город может заменить Одессу как центр юмора. Воплощая свою задумку, он опирался на опыт клуба карикатуристов «Шедевр», который он организовал в конце 80-х годов. (Информация с http://news.moe-online.ru)

Европа

В 2005—2006 г. карикатуры на Мухаммеда, напечатанные в одной из датских газет стали причиной карикатурного скандала.

См. также

  • Карикатурный скандал 2005—2006 годов
  • Шарж
  • Художник Виталий Песков
  • Художник Валентин Розанцев
  • Дени, Виктор Николаевич
  • Подвицкий, Виталий Викторович
  • Герхард Гепп

Примечания

  1. Большая Энциклопедия Карикатуры
  2. Карикатура как искусство
  3. Варвара Николаевна Асенкова
  4. Асенкова Варвара Николаевна — Великие любовные истории
  5. Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. — М.: Искусство, 1964. — 334 с.: ил.
  6. Лебедев Александр Игнатьевич. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  7. Биографии.ру. Шпак Виктор Сильвестрович
  8. Русская сатира и юмор второй половины XIX — начала XX в., Москва, «Художественная литература», 1988
  9. 1 2 О себе и не только (ч.2)
  10. МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ, автор А. Морозов (Московский журнал, 1.07.2003)
  11. Простой советский человек. Некролог по смерти Виталия Пескова. Автор Илья Суслов
  12. Михаил Златковский, Литература
  13. Борис Ефимов (1900—2008) — мнение Златковского
  14. Тема трагедии в карикатуре (Международная конференция «Катарсис и трагедия», Институт культоорлогии Мин культа Рф, май, 2006 год)
  15. Тема трагедии в карикатуре
  16. «Виталию от Ирины», часть 1, рис.
  17. Перевод с фр.яз.

Приведенные цитаты из книги Карины Грет — это её докторская диссертация в университете Бордо,2003 г., консультантами для которой были М.Златковский и И. Богорад. Многие материалы для диссертации взяты из книги М.Златковского «История российской карикатуры» и исследований В. Богорада. К сожалению, окончательный текст на французском был недоступен консультантам. Поэтому в работе есть немало неточностей и неверных выводов.

Приведенная классификация современной карикатуры принадлежит М.Златковскому. Книга «История мировой карикатуры»

> Литература

  • Карикатура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «карикатура»

Карикатура на Викискладе

Библиоинформация: SWD in the DNB: 4029670-2

КАРИКАТУРА

КАРИКАТУРА — жанр ис­кус­ст­ва, изо­бра­же­ние, соз­даю­щее ко­мический эф­фект в це­лях ос­мея­ния и кри­тической оцен­ки то­го или ино­го ли­ца или об­щественного яв­ле­ния.

Карикатура ис­поль­зу­ет сред­ст­ва са­ти­ры и юмо­ра, шар­жа, гро­те­ска и ху­дож. ги­пер­бо­лы; в ней со­еди­ня­ют­ся ре­аль­ное и фан­та­сти­че­ское, пре­уве­ли­чи­ва­ют­ся и за­ост­ря­ют­ся ха­рак­тер­ные чер­ты фи­гу­ры, ли­ца, кос­тю­ма, ма­не­ры по­ве­де­ния лю­дей, при­ме­ня­ют­ся не­ожи­дан­ные со­пос­тав­ле­ния, упо­доб­ле­ния и ме­та­фо­ры. Вслед­ст­вие сво­ей об­щественной зна­чи­мо­сти карикатура обыч­но бы­ту­ет в мас­со­вых фор­мах: ис­поль­зу­ют­ся наи­бо­лее мно­го­ти­раж­ные ви­ды гра­фи­ки (пер­во­на­чаль­но — кси­ло­гра­фия, офорт, за­тем ли­то­гра­фия, фо­то­ме­ха­нические спо­со­бы вос­про­из­ве­де­ния и др.). Основные фор­мы карикатура — «ле­ту­чие ли­ст­ки», народные кар­тин­ки, позд­нее га­зет­но-жур­наль­ная гра­фи­ка, пла­кат, ре­же са­ти­рическая жи­во­пись, скульп­ту­ра (мел­кая пла­сти­ка).

Тер­мин «карикатура» был, как счи­та­ет­ся, впер­вые ис­поль­зо­ван Ан­ни­ба­ле и Аго­сти­но Кар­рач­чи в конце XVI века при­ме­ни­тель­но к изо­бра­же­ни­ям от­кро­вен­но гро­те­ск­но­го ха­рак­те­ра. Cтановление жан­ра карикатуры мож­но от­не­сти к началу XVI века; её ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние при­хо­дит­ся на вре­мя Ре­фор­ма­ции и Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524-1526 годов в Гер­ма­нии. В даль­ней­шем рас­цвет карикатуры так­же сов­па­да­ет с пе­рио­да­ми круп­ных об­ще­ственно-по­ли­тических по­тря­се­ний — Тридца­ти­лет­ней вой­ной 1618-1648 годов, ре­во­лю­ци­ями XVI-XVIII века в Ни­дер­лан­дах, Анг­лии, Фран­ции. В этот пе­ри­од про­сле­жи­ва­ет­ся связь карикатуры с фольк­ло­ром, луб­ком, воз­ро­ж­дав­шая­ся и позд­нее, во вре­ме­на во­енных кон­флик­тов и ре­во­лю­ций. Су­ще­ст­вен­ная роль в карикатуре от­ве­де­на тек­сту, рас­ши­ряю­ще­му смысл изо­бра­же­ния, уси­ли­ваю­ще­му его са­ти­рическую ост­ро­ту. Са­мо­сто­ятельная эс­те­тическая зна­чи­мость карикатуры бы­ла впер­вые ос­мыс­ле­на в начале XIX века ро­ман­ти­ка­ми, в эс­те­ти­ке ко­то­рых иро­ния и гро­теск за­ни­ма­ли вид­ное ме­сто, од­на­ко уже в XVII-XVIII веках к карикатуре об­ра­ща­лись круп­ней­шие мас­те­ра — Дж.Л. Бер­ни­ни (пре­имущественно карикатуры на от­дель­ных лиц), Гвер­чи­но, Дж.Б. Тье­по­ло, Ж. Кал­ло; пер­вым из ху­дож­ни­ков, поч­ти це­ли­ком по­свя­тив­ших се­бя это­му жан­ру, был П.Л. Гец­ци.

В 1-й половине XVIII века кар­ти­ны и гра­вю­ры У. Хо­гар­та, вы­смеи­ваю­щие нра­вы со­вре­мен­но­го ему английского об­ще­ст­ва, по­ло­жи­ли на­ча­ло сис­те­ма­тическому раз­ви­тию карикатуры как важ­ной об­лас­ти изо­бра­зительного твор­че­ст­ва. Вслед за Хо­гар­том английские гра­фи­ки-ка­рика­ту­ри­сты 2-й половины XVIII — начала XIX веков (Т. Ро­уленд­сон, Дж. Крук­шанк, У. Дент, Р. Нью­тон) вы­ра­бо­та­ли свой тип карикатуры: они пре­об­ра­зо­вы­ва­ли жан­ро­вые сце­ны в осо­бый тип те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го зре­ли­ща, об­на­жаю­ще­го урод­ли­вые и смеш­ные сто­ро­ны дей­ст­ви­тель­но­сти. Со­ци­аль­но-об­ли­чительный па­фос английской карикатуры не под­ни­мал­ся вы­ше «пар­ла­мент­ско­го оп­по­зи­цио­нер­ст­ва» и ос­мея­ния нра­вов, но в ней сфор­ми­ро­ва­лись многие ха­рак­тер­ные твор­че­ские приё­мы ев­ропейской карикатуры (этой ли­нии карикатуры близ­ки ра­бо­ты немецкого художника Д.Н. Хо­до­вец­ко­го). То­гда же оп­ре­де­ли­лась спе­ци­фи­чес­кая для карикатуры опе­ра­тив­ность от­кли­ка на круп­ные со­бы­тия об­щественной жиз­ни (карикатуры-луб­ки Французской ре­во­лю­ции XVIII века, «ан­ти­на­по­ле­о­нов­ские» ра­бо­ты Дж. Гил­рея и других в Ве­ли­ко­бри­та­нии и т. д.). В са­ти­рических офор­тах Ф. Гойи гро­те­ск­ный язык карикатуры при­об­рёл не­бы­ва­лую си­лу и глу­би­ну ху­дожественного воз­дей­ст­вия.

С XIX века раз­ви­тие карикатуры тес­но свя­за­но с литературной пуб­ли­ци­сти­кой и её со­ци­аль­но-по­ли­тическими уст­рем­ле­ния­ми: по­сто­ян­ное со­труд­ни­че­ст­во ху­дож­ни­ков с жур­на­ла­ми и га­зе­та­ми ста­ло обыч­ной фор­мой их твор­че­ской дея­тель­но­сти. Ан­ти­бур­жу­аз­ный па­фос ок­ра­ши­ва­ет твор­че­ст­во круп­ней­ше­го ка­ри­ка­ту­ри­ста О. До­мье и К. вре­мён Па­риж­ской ком­му­ны 1871 года (Ж. Пи­ло­тель и др.). Од­ним из са­мых дей­ст­вен­ных и ём­ких са­ти­рических средств стал гро­те­ск­ный обоб­щён­ный об­раз («со­ци­аль­ная мас­ка» или порт­рет-шарж), во­пло­щав­ший ти­пичные чер­ты различных об­щественных клас­сов (у П. Га­вар­ни, Ж.Ж. Гран­ви­ля, Ш. Фи­ли­по­на, До­мье, Г. До­ре, В. Бу­ша, Дж. Ли­ча и др.). На ру­бе­же XIX-XX веков ши­ро­кое раз­ви­тие по­лу­чи­ла по­ли­тическая карикатура, в жан­ре ко­то­рой ра­бо­та­ли многие круп­ные мас­те­ра — П. Синь­як, Т. Стейн­лен во Фран­ции, ху­дож­ни­ки немецкой живописи «Сим­пли­цис­си­мус» (ос­но­ван в 1896 году; А. Ку­бин, О. Гульб­ранс­сон, К. Коль­виц, Т.Т. Хей­не, Г. Цил­ле и др.). В 1-й половине XX века боль­шо­го на­пря­же­ния и эмо­цио­наль­ной ост­ро­ты до­стиг­ла ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская карикатура (Ф. Ма­зе­рель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Харт­филд в Гер­ма­нии; Дж. Лоу в Ве­ли­ко­бри­та­нии; У. Гроп­пер в США; Ж. Эф­фель во Фран­ции; Х. Бид­ст­руп в Да­нии; И. Беш­ков в Бол­га­рии и др.).

На про­тя­же­нии сво­ей ис­то­рии карикатура не­од­но­крат­но под­вер­га­лась го­не­ни­ям — лис­ты кон­фи­ско­вы­ва­лись вла­стя­ми, из­да­ния за­пре­ща­лись (например, «Жур­нал ка­ри­ка­тур» А.Г. Ве­не­циа­но­ва в 1808 году), ху­дож­ни­ков при­го­ва­ри­ва­ли к тю­рем­но­му за­клю­че­нию и штра­фам (О. До­мье и др.). О том, что карикатура не ут­ра­ти­ла зна­че­ния и в на­ши дни, сви­де­тель­ст­ву­ют, в ча­ст­но­сти, ме­ж­ду­народные «ка­ри­ка­тур­ные скан­да­лы» середины 2000-х годов, спро­во­ци­ро­ван­ные об­ра­ще­ни­ем ху­дож­ни­ков к ре­лигиозной те­ма­ти­ке; ак­ту­аль­ным ос­та­ёт­ся искусство по­ли­тической и ан­ти­во­ен­ной ка­ри­ка­ту­ры.

В Рос­сии к наи­бо­лее ран­ним об­раз­цам карикатуры сле­ду­ет от­не­сти лу­боч­ные лис­ты 1-й половины XVIII века (рас­кра­шен­ные кси­ло­гра­фии), вы­смеи­ваю­щие бы­то­вые по­ро­ки, фи­зические урод­ст­ва или ино­зем­ные нра­вы; схе­ма­тич­но-гро­те­ско­вые изо­бра­же­ния не­из­мен­но до­пол­не­ны риф­мо­ван­ным тек­стом. В карикатуре конца XVIII века по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние мо­ти­вы городского бы­та, пре­имущественно ме­щан­ско­го и ку­пе­че­ско­го, шар­жи­ро­ван­ные об­ра­зы русской зна­ти. Отечественная вой­на 1812 года да­ла но­вый им­пульс раз­ви­тию са­ти­рической гра­фи­ки («народные кар­тин­ки» И.И. Те­ре­бе­нё­ва, А.Г. Ве­не­циа­но­ва, И.А. Ива­но­ва, на­прав­лен­ные про­тив императора На­по­ле­о­на I и гал­ло­ма­нии русского дво­рян­ст­ва). В середине XIX века карикатура сбли­жа­ет­ся с са­ти­рической ил­лю­ст­ра­ци­ей (А.А. Агин, П.М. Бок­лев­ский, Е.И. Ков­ри­гин, Р.К. Жу­ков­ский и др.). В ус­ло­ви­ях цен­зу­ры со­ци­аль­ная са­ти­ра вы­сту­па­ла час­то в фор­ме бы­то­вой карикатуры, нра­во­опи­са­тель­ных сцен, в ко­то­рых ос­меи­ва­лись об­щественные по­ро­ки, в шар­жи­ро­ван­ном ви­де пред­ста­ва­ли со­вре­мен­ни­ки (А.О. Ор­лов­ский, П.А. Фе­до­тов). Этот при­ём ха­рак­те­рен и для ка­ри­ка­ту­ри­стов русских са­ти­рических жур­на­лов середины XIX — начала XX веков — «Ис­кры», «Гуд­ка», «Бу­диль­ни­ка», «Шу­та» и др. (Н.В. Иев­лев, А.И. Ле­бе­дев, Н.А. Сте­па­нов, П.М. Шмель­ков, П.Е. Щер­бов). Тес­но свя­зан­ное с об­ще­ственно-по­ли­тическими со­бы­тия­ми, искусство карикатуры пе­ре­жи­ло подъ­ём в го­ды русской Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов, ко­гда в са­ти­рических жур­на­лах «Жу­пел», «Ад­ская поч­та» и других, а так­же в поя­вив­ших­ся позд­нее жур­на­лах «Са­ти­ри­кон», «Но­вый са­ти­ри­кон» пуб­ли­ко­ва­лись ра­бо­ты круп­ней­ших мас­те­ров (в т. ч. И.Я. Би­ли­би­на, М.В. До­бу­жин­ско­го, Б.М. Кус­то­дие­ва, Е.Е. Лан­се­ре, А.А. Ра­да­ко­ва, Н.В. Ре­ми­зо­ва, В.А. Се­ро­ва, А.А. Юн­ге­ра).

В го­ды Гражданской вой­ны 1917-1922 годов основной фор­мой са­ти­рической гра­фи­ки стал пла­кат («Ок­на РОСТА»; ху­дож­ни­ки В.Н. Де­ни, В.В. Мая­ков­ский, И.А. Ма­лю­тин, В.В. Ле­бе­дев, М.М. Че­рем­ных). В 1920-х годах вы­хо­ди­ло мно­же­ст­во са­ти­рических жур­на­лов, с ко­то­ры­ми со­труд­ни­ча­ли мас­те­ра карикатуры, как из­вест­ные с до­ре­во­люционного вре­ме­ни (Б.И. Ан­то­нов­ский, Д.С. Мо­ор, Ра­да­ков, Н.Э. Рад­лов и др.), так и ху­дож­ни­ки но­во­го по­ко­ле­ния (Л.Г. Бро­да­ты, Ю.А. Ганф, К.С. Ели­се­ев, В.И. Коз­лин­ский, Б.Б. Ма­ла­хов­ский, К.П. Ро­тов и др.). Как со­став­ная часть идео­ло­ги­зи­ро­ван­но­го советского искусства, карикатура ста­ла дей­ст­вен­ным спо­со­бом борь­бы с внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми «вра­га­ми ре­во­лю­ции»; боль­шое зна­че­ние уде­ля­лось об­ли­че­нию «сил ми­ро­вой ре­ак­ции», им­пе­риа­лиз­ма и ко­ло­ниа­лиз­ма, борь­бе с «пе­ре­жит­ка­ми ка­пи­та­лиз­ма», ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де и т. п. В го­ды Великой Отечественной вой­ны ан­ти­фа­ши­ст­ская карикатура по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в жур­на­лах, га­зе­тах, аги­тационных лис­тов­ках и в пла­ка­те (в т. ч. в «Ок­нах ТАСС», ле­нинградском «Бое­вом ка­ран­да­ше»). Но­вая вол­на карикатуры и са­ти­рического пла­ка­та на внут­ри­по­ли­тические те­мы про­ка­ти­лась в конце 1980-х годов; с жан­ром карикатуры сбли­жа­ют­ся многие про­из­ве­де­ния соц-ар­та. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров отечественной карикатуры XX века — В.Н. Го­ря­ев, Б.Е. Ефи­мов, А.М. Ка­нев­ский, Ку­кры­ник­сы, Н.Е. Му­ра­тов, И.М. Се­мё­нов, Л.В. Сой­фер­тис.

Дополнительная литература:

Champfleury J. F. Histoire générale de la caricature. P., 1865-1888. Vol. 1–6;

Wright T. A history of caricature and grotesque in literature and art. L., 1865. N. Y., 1968;

Hofmann W. Caricature from Leonardo to Picasso. N. Y., 1957;

George M.D. English political caricature; a study of opinion and propaganda. Oxf., 1959. Vol. 1–2;

idem. Hogarth to Cruik­shank: social change in graphic satire. L., 1987;

Стер­нин Г.Ю. Очер­ки рус­ской са­ти­ри­че­ской гра­фи­ки. М., 1964;

Си­до­ров А.А. Рус­ская гра­фи­ка на­ча­ла ХХ в. М., 1969;

Hillier B. Cartoons and ca­ri­catures. L.; N. Y., 1970;

Borne­mann B., Roy C., Searle R. La caricature: art et ma­ni­feste, du XVIe siècle а̀ nos jours. Gen., 1974;

Аб­рам­ский И.П. Смех силь­ных: о ху­дож­ни­ках жур­на­ла «Кро­ко­дил». М., 1977;

Lucie- Smith E. The art of caricature. Ithaca, 1981;

Wechsler J. A human comedy: physiognomy and caricature in 19th cen­tury Paris. L.; Chi., 1983;

Shikes R., Heller S. The art of satire: painters as caricaturists and cartoonists from Delacroix to Picasso. N. Y., 1984.

Иллюстрации:

Не­из­вест­ный не­мец­кий ху­дож­ник. «Дья­вол в ви­де па­пы Алек­сан­д­ра VI». Гра­вю­ра на де­ре­ве. Около 1500 года.

Д.С. Мо­ор. «Вод­ка, ве­ра и взят­ка». 1922 год.

Ку­кры­ник­сы. «На приё­ме у бес­но­ва­то­го фю­ре­ра». 1944 год.

П.Е. Щер­бов. «Тор­же­ст­во Дя­ги­ле­ва. «Но­вая Ми­нер­ва»». Ак­ва­рель, тушь. 1900-е годы.

Дж. Крук­шанк. «Оде­ваю­щие­ся ден­ди». Цвет­ная ли­то­гра­фия. 1818 год.