В любых категориях номинантов на "Оскар" регулярно появляются ленты, о которых" />

Какой то другой мультик

Содержание

13 малоизвестных мультфильмов, номинированных в своё время на «Оскар»

В любых категориях номинантов на «Оскар» регулярно появляются ленты, о которых зрители ранее не слышали. И тем более не видели. К анимации данное утверждение относится в полной мере, так что почти каждый год вы можете обнаружить удостоенные вниманием киноакадемиков мультфильмы, которые не выходили в российских кинотеатрах, не рекламировались и даже в сети к просмотру не очень-то доступны.

В этом году подобного подобного не было: все пять номинированных мультфильмов более-менее известны, шли (а кое-кто ещё идёт) в кинотеатрах, на слуху в целом. А вот в прошлые года таких сюрпризов хватало. Тлум.Ру рассказывает о самых малоизвестных анимационных лентах, попавших в номинанты разных лет. В качестве критерия непопулярности в России мы опирались на количество оценок, выставленное зрителями на Кинопоиске.

Отдельно отметим, что условием для попадания в номинанты на «Оскар» является прокат мультфильма в кинотеатрах Лос-Анжелеса не менее семи дней, а также предоставление высококачественных копий для просмотра. То есть да, создатели нижеперечисленных мультиков это всё провернули. Но по большей части давно, тихо и зачастую даже без выхода на общедоступных электронных носителях.

«Джимми Нейтрон: Мальчик-гений»

Номинирован на «Оскар» в 2002-м году, выставивших оценки зрителей: 6.1 тыс.

Шёл суровый 2002-й год, номинация «Лучший анимационный фильм» только-только была учреждена. К нашему большому удивлению, туда попал данный мультфильм, один взгляд на кадры которого вызывает у некоторых приступы эстетического негодования. А у кого-то — всплески ностальгии, ведь и сам полнометражный «Джимми Нейтрон», и мультсериал по мотивам взрастил в своё время энное количество преданных зрителей. Но будем честными — маленькое. Ныне про это странное недоразумение принято скорее молчать, чем вспоминать, так что не будем лишний раз ворошить былые ошибки кинокритиков.

«Персиполис»

Номинирован на «Оскар» в 2008-м году, выставивших оценки зрителей: 8 тыс.

Лента категории 16+ про судьбу одной смелой иранской женщины. Основана на одноимённом автобиографическом романе, где даже имя героини — Маржи — совпадает с именем автора Маржан Сатрапи, француженки иранского происхождения.

Как и положено в такой ситуации, в картине всё предельно драматично. На фоне событий Исламской революции и жестокого мусульманского режима Маржи влюбляется и разочаровывается, дружит и враждует, пытается найти своё место и переезжает в другую страну. А потом возвращается. Власти Ирана мультфильм ожидаемо приняли в штыки и пытались запрещать, зато жюри многочисленных премий — таких как «Сезар», Каннский кинофестиваль, «Золотой глобус» и так далее — отметили наградами и номинациями. Более узнаваемым от этого «Персиполис» не стал, слишком он специфичен, но те, кто рискует посмотреть столь взрослый и серьёзный мультфильм, остаются впечатлёнными. В хорошем смысле.

«Иллюзионист»

Номинирован на «Оскар» в 2011-м году, выставивших оценки зрителей: 10.7 тыс.

Сильвен Шомэ — французский режиссёр, снявший также «Трио из Бельвилля», которое аналогично попало в номинацию на анимационный «Оскар», но не в нашу подборку — там всё-таки известности больше. А вот «Иллюзионисту» не так повезло. Этому милому фокуснику не везёт и по сюжету мультфильма, трогательному и щемящему, где пожилой артист поддерживает в наивной сельской девочке веру в волшебство, а сам все силы кидает на то, чтобы заработать хоть немного денег. Грустная и жизненная история, конец которой оставляет самые светлые и правильные чувства.

Со многими зрителями это случилось? Едва ли. В России прокат «ограниченный, 10 копий», в сети большой известности нет, так что и смотреть желающих немного. И зря — мультфильм очень достойный.

«Кошачья жизнь»

Номинирован на «Оскар» в 2012-м году, выставивших оценки зрителей: 1.5 тыс.

Всего полторы тысячи оценок российских зрителей досталось французско-бельгийскому мультфильму, будто бы нарисованному поклонниками творчества Пабло Пикассо и постмодернистов. Кроме действительно необычного стиля анимации, «Кошачью жизнь» отличает и сюжет — про кота, девочку и вора. Несмотря на явную криминальную подоплёку, рейтинг ленты всего лишь «PG» (примерно наше 12+), и для просмотра детям он вполне подходит. Героине-девочке предстоит раскрыть загадку двуличной жизни своего кота Дино, который днём проводит время с ней, а ночью… нет, не спасает Париж от злодеев, а помогает вору в его преступном ремесле. Таинственный заговор против семьи девочки и харизматичный мяукающий герой прилагаются.

«Чико и Рита»

Номинирован на «Оскар» в 2012-м году, выставивших оценки зрителей: 1.3 тыс.

Не мультфильм, а песня. Джазовая. И тоже очень необычно нарисованная — в стиле, которому даже определение подобрать непросто. В общем, это лента 16+ про влюбленную пару музыкантов, живущих в послевоенное время на Кубе. Мультик буквально дышит джазом, танцами и лихим духом свободы, сюжет охватывает почти всю непростую жизнь героев, а в создании и записи саундрека принимали участие светила американской музыки. Поднятые проблемы расизма и политики прибавляют художественного веса данной картине, которую у нас почти никто не смотрел. Любителям джаза и нестандартной анимации всячески рекомендуем.

«Сказание о принцессе Кагуя»

Номинирован на «Оскар» в 2015-м году, выставивших оценки зрителей: 5.5 тыс.

Про этот мультфильм мы стараемся писать как можно чаще. Например, в подборках «Лучших мультиков для девочек всех времен и народов» или «Лучших мультиков про принцесс». Пишем, а потом хватаемся за голову: это же двухчасовая, медленная и очень лаконичная экранизация японской легенды, все события которой Disney уложили бы минут в 15, а Illumination Entertainment («Гадкий я», «Миньоны») — во все 5. Но если вас это не пугает, «Сказание о принцессе Кагуя» от студии Ghibli мы советуем посмотреть настоятельно. Мудрая сказка поднимает вопросы, остро актуальные по сей день, а нарисовано это настолько воздушно, что картина воспринимается как ожившая гравюра. Полная неподдельных эмоций, нелёгкого выбора и суровых жизненных испытаний юной небесной принцессы, попавшей к людям.

В России мультфильм вообще не показывали, даже ограниченно.

«Воспоминания о Марни»

Номинирован на «Оскар» в 2016-м году, выставивших оценки зрителей: 6.9 тыс.

Продолжаем экскурс в творчество студии Ghibli, к созданию которого непричастен великий Хаяо Миядзаки. К сожалению, их часто обходят вниманием, а ведь там есть, на что посмотреть и о чём подумать. Особенно это касается «Воспоминаний о Марни», глубокой и прочувствованной ленты о взрослении, нахождении себя и девочке. Точнее, о двух. Одна из них не та, за кого её принимают, но зато та, кто была нужна главной героине. Невероятной красоты пейзажи, атмосфера тёплого лета, традиционный визуальный «а-ля Миядзаки» стиль и загадочная история Марни делают мультфильм обязательным для просмотра тем, кто интересуется качественной продуманной анимацией.

«Аномализа»

Номинирован на «Оскар» в 2016-м году, выставивших оценки зрителей: 4.2 тыс.

Взрослый кукольный мультфильм. Это уже необычное сочетание, обречённое на малую известность и востребованность в крайне узких кругах. А тут ещё и история про нелюдимого депрессивного героя, неспособного общаться с людьми и встречающего ту самую, которая всё меняет (кстати, в общих чертах конкретно данная фабула похожа на предыдущий пункт обзора). Это мультфильм о голосе, странностях, любви, смысле жизни, разговорах и по пьесе Чарли Кауфмана («Вечное сияние чистого разума»), который сам же его и режиссировал.

Картину постигла типичная судьба артхауса — высокие оценки зрителей, восторженный приём у критиков, эпичный провал по сборам в США и отсутствие проката у нас. Но это совершенно неважно. Главная цель «Аномализы» — мотивировать зрителя подумать о своём предназначении, месте в жизни и любви. Любовь как причина, любовь как ответ, любовь как болезнь и лекарство одновременно. Высший морально-этический пилотаж.

«Мальчик и мир»

Номинирован на «Оскар» в 2016-м году, выставивших оценки зрителей: 540 человек

Самая «тёмная лошадка» нашего обзора. Бразильская лента без слов, настолько камерная и нетривиальная, что даже номинация на «Оскар» не привлекла к «Мальчику и миру» сколь-нибудь заметного внимания. И зря. Это яркая социальная картина про современность и её влияние на нас. Тоскующий по отцу мальчик Кука отправляется из глубинки в город, где родитель пытался заработать денег. Контраст уютной сельской местности и суетного мегаполиса подан во множестве штрихов и мелочей, конвейерное производство, реклама и прочие атрибуты урбанизации угнетают героя, проблема воссоединения семьи добавляет истории жизненности, а нарисовано всё это до дрожи необычно и психоделично.

«Красная черепаха»

Номинирован на «Оскар» в 2017-м году, выставивших оценки зрителей: 5.9 тыс.

Какая судьба может постигнуть героя, потерпевшего кораблекрушение и оказавшегося на необитаемом острове? Вариантов не так много. Встреча с волшебной черепахой, обернувшейся молодой женщиной и готовой провести вместе с ним жизнь, в вероятные не входит, но в этом мультфильме о вероятностях говорить не приходится.

Какая судьба может постигнуть удивительный красоты мультфильм, нарисованный талантливым аниматором при поддержке студии Ghibli и при этом практически полностью лишённый событий? Динамика в современном кинематографе ценится высоко (Illumination Entertainment хватило бы 30-ти секунд на все события «Красной черепахи»!), а вероятность востребованности такой необычной ленты очень низкая, и тут обошлось без сюрпризов и неожиданностей. Впрочем, у нас мультфильм даже можно было посмотреть в кино! У него даже обозначена сумма сборов и есть отзывы! Кстати, наш обзор вы можете почитать .

«Жизнь Кабачка»

Номинирован на «Оскар» в 2017-м году, выставивших оценки зрителей: 4.3 тыс.

Мальчик с говорящим именем Икар и ещё более говорящей кличкой Кабачок попадает в детский приют. Все составляющие сиротского кино представлены ярко, жутковато и при этом доступно для восприятия юных зрителей, рейтинг ленты — 12+. Оставшийся совсем один Кабачок осваивается в жестоком мире, дружит и влюбляется, зрители морально растут вместе с героем, и всё это, между прочим, швейцарская анимация — очень редкий зверь.

Кстати, это ведь по вине Икара погибла его пристрастившаяся к алкоголю мать. Но он случайно. Российские зрители на «Жизнь Кабачка» пошли специально, но мало и редко. Зато оценили.

«Ван-Гог. С любовью, Винсент»

Номинирован на «Оскар» в 2018-м году, выставивших оценки зрителей: 17 тыс.

Нет, это не просто снимок картины, это действительно кадр. Кадр из уникального мультфильма, первого в истории анимации нарисованного масляными красками. Целая когорта художников корпела над деревянными холстами, чтобы рассказать историю жизни и смерти великого Ван-Гога в узнаваемом стиле постимпрессиониста. Бюджет под такую удивительную красоту собирали всем миром, в том числе с помощью краудфандинга. Оценки высочайшие, отзывы восторженные, мультфильм прекрасен и его непременно стоит посмотреть.

В наших кинотеатрах его прокатывали, но в крайне ограниченном режиме. И тем не менее картина-мультфильм собрала максимальное среди соседей по обзору количество оценок, что отрадно. Возможно, причиной тому популярность темы — фильмы про Ван-Гога всё выходят, выходят и выходят.

«Добытчица»

Номинирован на «Оскар» в 2018-м году, выставивших оценки зрителей: 2.3 тыс.

Здесь продюсером громко и официально выступает Анджелина Джоли, автором литературного первоисточника — Дебора Эллис, известная антимилитаристская детская писательница, а творцами — студия Cartoon Saloon, ответственная за «Тайну Келлс» и «Песнь Моря». Эти мультфильмы, кстати, тоже номинированы на «Оскар», но определённую известность так или иначе получили. А вот драматичная остросоциальная лента про афганскую девочку Парвану, переодевающуюся в мальчика, чтобы прокормить семью, такой удачи не получила. Мультфильм пропитан борьбой с несправедливостью с первого до последнего кадра, так что надеемся, ещё найдёт своих зрителей.

Ещё больше интересных мульт-подборок в нашем канале в Яндекс.Дзен

«Возможности диалога» (1982), «Мужские игры» (1988), «Еда» (1992), «Тьма/Свет/Тьма» (1989), «Смерть сталинизма в Богемии» (1990) и «Конспираторы удовольствий» (1996)

Антон Долин

Главный редактор журнала «Искусство кино», кинообозреватель «Медузы», ведущий на радио «Маяк»:

— Великий Ян Шванкмайер — сюрреалист со стажем, человек невероятного масштаба: писатель, мыслитель, художник и скульптор, философ, алхимик, мистификатор. Но можно ничего этого о нем не знать, а просто посмотреть его фильмы. Он работает не только с пластилином и глиной, но с нестандартными, непластичными фактурами: деревом или камнем. Однако крайне редко его мультфильмы кажутся абстрактными: обычно это внятные, доходчивые, остроумные и даже страшные притчи о человеческой природе — таковы «Возможности диалога», «Мужские игры», «Еда», «Тьма/Свет/Тьма» и «Смерть сталинизма в Богемии».

«Конспираторы удовольствий» / Athanor

Шванкмайер не гнушается вечных сюжетов, решая их в стилистике народного театра кукол: среди его героев Дон Жуан, Фауст, Панч и Джуди. Он экранизировал Гете, Эдгара По, маркиза де Сада и Льюиса Кэрролла, делал фильмы на самые табуированные темы — от политических до сексопатологических (лучшая, пожалуй, в истории картина о мастурбации, «Конспираторы удовольствий», тоже принадлежит ему). Говоря короче, тот, кто не видел Шванкмайера, многое потерял. Отвечая на вопрос «На что это похоже?», трудно вспомнить хоть одного кинематографиста. Зато непременно придут на ум имена Лотреамона и Арчимбольдо.

«Желтая подводная лодка» (1968), «Атлантида: Затерянный мир» (2001) и «Иллюзионист» (2010)

Алексей Филиппов

Редактор kino-teatr.ru и сайта «Искусства кино»:

— Хотел бы рассказать про три мультфильма. Во-первых, это «Желтая подводная лодка» — завораживающий анимационный трип во вселенную ливерпульской четверки. По сюжету четыре парня из судостроительной житницы Великобритании Ливерпуля («Битлз» в роли «Битлз») оказываются вовлечены в кислотный трип по неведомой стране Пэпперлэнд, чьих хиповатых обитателей стали притеснять синие вредные создания с откляченными задницами. Детище Джорджа Даннинга, родившееся как жуткий и симпатичный трип по мотивам песни «Yellow Submarine», несет в себе все смутное обаяние кислотных 1960-х, группы The Beatles и анимации без границ. Даже если это задумывалось как сувенир в огромной лавке имени одной из самых известных групп на свете, оно оформилось в самостоятельную оду фантазии, дружбе и любви.

«Атлантида: Затерянный мир» / Walt Disney Studios

Во-вторых, «Атлантида: Затерянный мир» — грандиозное олдскульное приключение, нарисованное в стиле комиксов про Хеллбоя. 1914 год, молодой ученый Майло в научном мире удостоен лишь ухода за бойлером в Вашингтонском музее, а сам грезит экспедицией по розыску мифического государства Атлантида. Крайне вовремя подворачивается меценат, который готов этому начинанию поспособствовать: оказывается, дед Майло, известный путешественник, нашел карту. Вооружившись по последнему слову техники, мечтательный исследователь и почему-то орава военных направляются на поиски неизведанного. На стыке веков студия Disney позволяла себе визуальные эксперименты, и самым заметным плодом этой политики эпохи перемен (или конца света) оказалось сотрудничество с комиксистом Майком Миньолой, который известен по циклу о Хеллбое. Его влияние в «Атлантиде» проглядывает недвусмысленно как внешне, так и внутренне (старая школа мифов и Жюля Верна), но не меньшая в том заслуга, вероятно, и одного из сценаристов, Джосса Уидона («Светлячок», «Мстители», вот это все), сегодня — святого покровителя всех гиков. «Атлантида» — квинтэссенция приключенческого нарратива, верная духу приключенческих романов, но вместе с тем в чем-то самобытная и невероятно притягательная — как байки о местах, где мы не будем никогда.

«Иллюзионист» / Pathé

В-третьих, «Иллюзионист» — оммаж Жаку Тати от режиссера «Трио из Белвилля». 1950-е, Шотландия. Немногословный (или попросту немой) фокусник путешествует по городу и оказывается в комичных ситуациях. Самая странная — девушка принимает пожилого артиста за настоящего волшебника. «Иллюзиониста» снял Сильвен Шоме, постановщик обаятельного «Трио из Бельвиля» — комедии про трех старух на велогонке, и эта его работа точно так же сочетает в себе комичность и тоску. В первую очередь «Иллюзионист» — посвящение великому комедиографу Жаку Тати, чей неэкранизированный сценарий лег в основу фильма, но также — напоминание, что для настоящей магии нужен не только навык, но и немного веры. Анимация Шомэ и фильмы Тати — из этих волшебных артефактов.

«Аладдин» (1992), «Король Лев» (1994), «Принцесса и лягушка» (2009), «Тайна Коко» (2017), «Случай с художником» (1962), «Поп Америка» (1981) и «Спаржа» (1979)

Алиса Таежная

Журналистка и кинокритик:

— В моем топе есть несколько классических диснеевских историй не для взрослых и детей, а для всех на свете. «Аладдин» и «Король Лев», разумеется. Все музыкальные номера Робина Уильямса (не могу пережить Уилла Смита в киноверсии, если честно), первые пять минут африканского рая саванны с водопадами и зебрами — это всегда мурашки по коже.

«Принцесса и лягушка» / Walt Disney Studios

Последний 2D-опыт «Диснея» «Принцесса и лягушка» очень мало кто любит и знает: тем временем там есть великолепный сайдкик Крокодил, много новоорлеанского джаза, шутки про вуду-колдовство и креольские супы, а еще политическая повестка, которая считывается за несколько лет до Black Lives Matter. Мои любимые комментаторы на Youtube (я всегда читаю комментарии на YouTube) пишут: «Я лучше днями буду слушать соло Крокодила, чем поющего снеговика» — вот это ровно то, что я чувствую от большинства примеров поздней анимации Disney. За исключением «Тайны Коко» — замечательного мультфильма о крушении детских надежд.

«Случай с художником» / Союзмультфильм

Кому бы я ни показывала советский «Случай с художником» — пропагандистский ролик эпохи бульдозерной выставки, — почти никто не может поверить, что этот мультфильм в принципе существует. Классика холодной войны — запутавшийся художник в поисках денег начинает потчевать богачей своими версиями Поллока и Хоппера, деградирует, попадает в виртуальное сообщество вытянутых и вогнутых женщин и теряет чувство истинной гармонии и красоты. Вместо городских пейзажей — квадраты и треугольники, объявляющие охоту на художника. Тошнота, безумие, катарсис, аморальное поведение и утрата любви. Прошло 60 лет — доводы про «я так могу» пока никуда не исчезли. «Случай с художником», формально придуманный как воспитательное кино, работает как think piece вопреки парадным установкам. Как хитруковские «История одного преступления» (чеховское «Спать хочется» эпохи брежневок с жуткой слышимостью) или «Фильм, фильм, фильм», рассказывающий о том, что снимать кино — это сердечные приступы, скандалы, ссоры, бесконечные дубли и страх провала.

«Поп Америка» / Columbia Pictures

И есть два моих самых любимых мультфильма, найденных за годы подросткового безделия, — «Поп Америка» Ральфа Бакши и «Спаржа» Сьюзен Питт. Оба отрицают все правила удобоваримых мультфильмов. Первый рассказывает историю музыки XX века через танец линий и обтекаемых персонажей, поющих гимны XX века. Второй ныряет в мир Сальвадора Дали, Джуди Чикаго и Джорджии О’Киф, чтобы изо рта героини вываливались морские ежи, звезды, пилюли и водопад. Это самое порнографическое зрелище ever, рядом с которым «Глубокая глотка» выглядит пуританским календарем.

«Кошачий суп» (2001)

Ольга Касьянова

Кинокритик («Искусство кино»):

— Экспериментальный средний метр «Трава Некодзиру» Тацуо Сато, известный западному зрителю под названием «Кошачий суп», стал ходить из рук в руки среди особо не увлекающейся мультипликацией молодежи через пару лет после японского релиза. Мне ее на диске-саморезе подарил одноклассник, в многозначительном молчании, — и вскоре 34 минуты самобытно отрисованного сюрреалистического путешествия двух мимимишных кошечек в смерть и обратно впечатались в память навсегда. Упражнения в философии, физиологические ужасы, кашалот, застрявший в остекленевшей волне, когда Бог остановил время, — и все это без слов. Совершенно неважно, фанатеете ли вы от японской мультипликации или культуры, — это абсолютно универсальное высказывание.

«Кошачий суп» / Starchild Records

Мангака Некодзиру, создавшая мир экзистенциального кошмара белых котиков, задолго до прихода на Запад повальной моды соединения милого и страшного показала, как это бывает, если подходить к делу всерьез. Фильм сделан в память о Некодзиру, которая погибла на пике славы наиболее японским способом (маскоты котяток, которые купила для своей промокомпании «Токио Электрик», пришлось срочно сворачивать). Хотя по книгам Некодзиру также был снят небольшой мультсериал, именно «Кошачий суп» Тацуо Сато стал культовым некрологом ее творчества: в нем есть не только сатира, абсурдизм и бескомпромиссное желание понять мир даже ценою рассудка и жизни, но и невероятно трогательное желание вернуть тех, кто все это потерял, однако остался невыразимо дорог.

«Властелин Колец» (1978)

Егор Москвитин

Кинокритик, преподаватель Московской школы кино:

— Ральф Бакши снял мультипликационную версию «Властелина Колец» еще в 1978 году, но до нашего дома кассета с ней добралась в 2001 году — вместе с самими книгами Толкина и первым фильмом Питера Джексона. Скажу кощунственную вещь, но Бакши справился с экранизацией лучше — потому что открыл для зрителя сразу несколько измерений фантазии. Нарисованные герои-мультяхи, живые актеры и диковинная технология фотоперекладки затевали на экране невероятную бурю мечей. В мультике редко встретишь правду, в фильме не почувствуешь себя соавтором. Подход Бакши был куда мудрее: под его дудочку кинокадры (кажется, их было меньше 24 в секунду) шелестели, как страницы книги.

«Властелин Колец» / United Artists

Это ощущение магии — не волшебства, потому что волшебство предполагает нежность, а магия допускает и строгость, — с тех пор не смог повторить ни один фэнтези-фильм. Может быть, потому что сам Бакши — не романтик, а жесткий делец. К моменту съемок он уже был известен по мультфильмам для взрослых (пристойным), а в борьбе за право экранизировать Толкина переиграл таких режиссеров, как Стэнли Кубрик и Джон Бурман («Избавление»). Жаль только, что он не смог сделать из своего проекта дилогию — и теперь его эпос прерывается на полпути к Мордору. «Братство кольца» — есть, половина «Двух башен» — тоже, ну а дальше — придумайте сами (или смотрите мультфильм «Возвращение короля» Жюля Басса и Артура Рэнкина-мл. — Прим. ред.). Но мы сидели и придумывали. За это живому классику стоит сказать особое спасибо.

«Робин Гуд» (1973), «Кот Фриц» (1972), «Тяжелый металл» (1981) и «Отважный маленький тостер» (1987)

Александр Павлов

Киновед, автор книг «Расскажите вашим детям» и «Бесславные ублюдки, бешеные псы»:

— Советовать смотреть какую угодно анимацию (будь то аниме или проверенная временем must see классика) тем, кто ее не принимает как жанр, — все равно что делать то же самое в отношении мелодрам. То есть занятие пустое для обеих сторон. Один потом расстроится, что любимый мультфильм кому-то не понравился, другой — будет злиться, что насиловал себя, страдал, а в результате зря потерял время. Но, положим, «Унесенные ветром» надо же смотреть уважающим себя киноманам? Плеваться, закрывать глаза, жать на паузу, однако ж освоить проклятую классику необходимо. Пригодится хотя бы затем, чтобы распознавать аллюзии.

«Отважный маленький тостер» / Hyperion Pictures

Среди анимации есть такие однозначно необходимые вещи, например, как диснеевская «Фантазия». Но я не про нее. Я просто назову несколько разных мультфильмов, которые считаю необходимыми к просмотру всем, включая и тех, кто на дух не переносит анимацию. Это диснеевская классика «Робин Гуд», а также две культовые вещи: «Кот Фриц» Ральфа Бакши и «Тяжелый металл» Джералда Поттертона. Также необходимо упомянуть «Отважный маленький тостер», актуальный до сих пор. В любом случае все это откроет некоторые границы зрителям, не заинтересованным в мультфильмах.

«Отвергнутые» (2000), «Такой чудесный день» (2012), «Мир будущего» (2015) и «Мир будущего. Эпизод 2: Груз чужих мыслей» (2017)

Егор Беликов

Редактор сайта «Искусства кино»:

— Тем, кто отвергает анимацию, полагая, что это кино легкомысленное, хочется порекомендовать режиссера Дона Херцфелдта. Вернее, порекомендовать — не совсем правильное слово. Вместе с этим аниматором, который все делает вручную, в одиночку и долгие годы, предлагается постичь качественно новые уровни тотальной безнадеги, беспросветной депрессии. Это совершенно не развлекательное зрелище. В стиле палка-палка-огуречик Херцфелдт работает до сих пор, еще с начала нулевых. Известен он стал после дикого мультфильма «Отвергнутые», который можно было бы назвать первым и последним образчиком поджанра антидетской анимации. По легенде, Херцфелдту заказали несколько заставок для телеканалов, а у него все получилось не в том ключе, в котором им было нужно, а как обычно.

«Такой чудесный день» / Bitter Films

Это пародия на коммерческие мультфильмы и одновременно самое жуткое, что тогдашний ребенок мог увидеть в принципе: дикие крики, кровь, гигантские ложки и бананы. Но затем его компетенции ушли далеко от макабрического юмора. Сначала — «Такой чудесный день», экзистенциальное путешествие генетического вырожденца от глубинной тоски к абсолютному бессмертию. Сейчас же Херцфелдт ведет по такому пути все человечество в двух эпизодах «Мира будущего» — красочного, но столь же безысходного путешествия по не такому уж далекому грядущему. Жизнь — говно, смерть — говно, будущего нет — вот в такой риторике бьется бесконечно грустный Херцфелдт, для которого анимация, кажется, единственный способ не сойти с ума. Попробуйте вместе с ним.

«Как приручить дракона-3» (2019), «Отец и дочь» (2000), «Девочка и дельфин» (1979), «Морщинки» (2011), «Макс и Мэри» (2009), «Персеполис» (2007), «Трио из Бельвилля» (2003), «Букашки» (2006–2012), «Охотники на троллей» (2016–2018)

Екатерина Визгалова

Заместитель главного редактора портала kino-teatr.ru:

— Не считаю себя большим экспертом в анимации, хотя стараюсь не пропускать ни Суздальский фестиваль, ни Большой фестиваль мультфильмов, который каждый год показывает победителей всех крупных мировых смотров и классные специальные программы. Вообще, не верю, что есть люди, которым неинтересна анимация, — это же чистая терапия и такое многоликое искусство, в котором каждый может найти отражение своих беспокойств, страхов, лекарство для умягчения сердца, отдых, безудержное веселье. Или через мультфильмы найти точки соприкосновения с близкими людьми, с маленькими и большими.

«Девочка и дельфин» / ТО «Экран»

Мне одинаково интересны анимационные фильмы, имеющие сновиденческую природу, и те, которые принято называть «документальной анимацией». Пожалуй, самое неинтересное в мультипликации для меня — это сказки. Хотя и среди них есть классные, особенно если они лирические, как, например, последняя часть «Как приручить дракона». А вообще, я люблю поплакать на мультфильмах. У меня есть два самых-самых любимых, которые разрывают мое сердце в клочья, — это «Отец и дочь» Михаэля Дюдок де Вита (моего самого любимого автора) и «Девочка и дельфин» Розалии Борисовны Зельмы. Последний вызывает слезы, стоит мне только подумать о нем.

«Макс и Мэри» / Melodrama Pictures

Мотивы взросления, старости, расставания — пожалуй, самые грустные в кино вообще и в анимации в особенности. Поэтому я с удовольствием пересматриваю испанскую картину «Морщинки», рассказывающую о дружбе стариков, оказавшихся соседями в доме престарелых. И «Макс и Мэри» — о том, как австралийская девочка-изгой переписывается с нью-йоркским мужчиной, страдающим фобиями. Люблю «Персеполис», да и вообще всю французскую анимацию любого сорта (как хороши «Трио из Бельвилля», «Эрнест и Селестина», сериал «Букашки»). Российскую авторскую анимацию тоже смотрю с интересом. Сейчас жду «Митину любовь» Светланы Филипповой, которая уже столько призов получила, но я ее еще не видела.

«Охотники на троллей» / Netflix

Что касается американских анимационных сериалов, то я не большой фанат ни «Коня БоДжека», ни «Рика и Морти», ни «Разочарования», хотя они любопытны как явление, остроумны и дьявольски точны во многих вещах. Наверное, просто эстетически мне не близки. А вот «Охотников на троллей» я смотрела с большим удовольствием и всем рекомендую потратить на них время — желательно вместе с детьми.

«Кошачий суп» (2001), «Улица крокодилов» (1986)

Дмитрий Карпюк

Кинообозреватель журнала «Русский репортер», редактор «Москино»:

— Сразу оговорюсь — я не являюсь большим поклонником анимации. Мой круг интересов ограничивается диснеевской «Фантазией», похождениями Роудраннера и Койота («The Road Runner Show») и бессмертными героями юности Бивисом и Баттхедом. Однако есть пара мультфильмов, которые я без тени сомнения могу порекомендовать всем и каждому. Первый — получасовое аниме «Кошачий суп» про то, как милый беленький котик пытается вернуть не менее милой и беленькой сестре-кошке украденную половину души. Это сюрреалистическая, трогательная и при этом довольно садистская сказка, где нелепый бог демонстрирует свою ловкость в цирковом балаганчике, поросята предлагают полакомиться кусками своей плоти, а швея делает кукол из частей человеческих тел. Возможно, так выглядел бы фильм Алехандро Ходоровского, если бы он снимал анимацию и был японцем.

«Улица крокодилов» / Atelier Koninck

Второй — мультфильм «Улица крокодилов» американских братьев-близнецов Куэй, навеянный рассказом польского еврея Бруно Шульца, автора великого (и тоже экранизированного) «Санатория под клепсидрой». История ожившей марионетки с обрезанными нитями, которая под музыку композитора Леха Янковски бродит по темным комнатам среди пыли и пружин, очевидно, олицетворяет бренность нашего бытия. За эти 20 минут на экране мало что происходит, но оторваться не получится, поверьте.

«Бесподобный мистер Фокс» (2009), «Остров собак» (2018) и «Барашек Шон» (2015)

Наталья Серебрякова

Кинокритик (Colta, «Афиша»):

— Я — именно тот человек, который уходит с фильма на фестивале после вступительных титров, когда оказывается, что он анимационный. Однако, кроме любимых всеми мультфильмов Pixar и Миядзаки, могу также кое-что посоветовать тем, кого клонит в сон от рисованных мишек Гамми.

«Бесподобный мистер Фокс» / 20th Century Fox

Ну, во-первых, было бы гораздо лучше, если бы Уэс Андерсон больше не снимал фильмов с людьми-актерами. Потому что «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак» — это лучшее, что он сделал для мира кино. Если не видели, первый — мультфильм, снятый по прекрасной книге Роальда Даля о том, как фермеры объединились, чтобы поймать хитрого лиса и его семейство, потрошащие все курятники в округе. Бесконечно стильный мультфильм, в котором куклы настолько изящны, насколько же и реалистичны. «Остров собак» — японизированная история о том, как всех собак в стране выселили на необитаемый остров, но подростки вместе с собаками победили тираническое государство.

«Барашек Шон» / Lionsgate

Менее банальный совет — посмотрите «Барашка Шона». Это анимационный сериал студии Aardman Animations о жизни отары овец, вожаком которой является барашек по имени Шон. Интересна история рождения этого персонажа. Впервые Барашек Шон появился в короткометражном фильме Ника Парка «Стрижка «под ноль» из серии про Уоллеса и Громита. Собака-робот похищала стада овец. Одному барашку удалось убежать, и он забрел в дом к Уоллесу и Громиту. Там его случайно остригли в новом изобретении — автоматической машине для стрижки овец. После этого его назвали Шоном (на английском имя Shaun омонимично с shorn — «остриженный»).

Сейчас вышло уже пять сезонов, которые включают 150 серий, один полнометражный и один короткометражный анимационные фильмы. И да — полное отсутствие диалогов и вообще каких-то слов, кроме (простите) мычания, и тонкий британский юмор на грани фола могут заставить вас пересмотреть свое отношение к анимации. Кроме того, стадо баранов там напоминает понятно кого.

10+ редких, но очень хороших полнометражных мультфильмов

Неважно, 8 вам лет или 208. Мы, ваш личный сорт британских ученых, уверены: мультфильмы нужны всем и каждому. Без нужной дозы мультфильмов в крови человек скукоживается, теряет своего внутреннего ребенка и становится тем самым пингвином из «Киндер Сюрприза». Не надо так.
Особенно сильно такие вещи нужны холодными осенними вечерами, когда апатия накрывает с головой и Земфира с Radiohead становятся саундтреком всей жизни. На случай острой необходимости почувствовать себя на все 7 лет, мы собрали подборку небанального и прекрасного, которое доставит невероятное удовольствие глазам и душе.

«Песнь моря» / Song of the Sea

Анбеливабл красивый анимационный фильм, который сработает как высококлассный алтайский подорожник после всех этих бездушных 3D-экшенов. «Песнь моря» восхитительна всем — от музыки и сюжета до рисовки (ослепительная, превосходная, господи-пусть-будет-больше-таких-фильмов). Брат Бен и его сестра Сирша открывают для себя мир древней магии и легенд, а зрители во время их путешествия внезапно осознают, что мультфильмы все еще способны творить магию и удивлять. На самом деле, это не описать словами, это нужно видеть.

«Мэри и Макс» / Mary and Max

Взрослый анимационный фильм о двух одиночествах (одному — 8 лет, второму — 44), которые нашли друг друга, несмотря на разницу в 36 лет и 2 континента. Мэри растет, Макс стареет, их миры наполнены грустью и подавленностью, как будто с планеты резко исчез весь шоколад. Мультфильм спровоцирует дикий поток мыслей, расскажет, что такое взрослая жизнь, и научит одной важной вещи: с любым тленом можно справиться, если найти источник сил для преодоления отстоя.

«Стальной гигант» / The Iron Giant

До того, как режиссер Брэд Берд ушел в мейнстримные материи и начал работать над «Симпсонами», он создавал шедевры вне времени типа «Стального гиганта». Самый обычный парниша случайно натыкается на гигантского робота, прилетевшего на Землю из далекого космоса. Естественно, между ними завязывается дружба, но у шишек из правительства появляются не самые миролюбивые планы на гиганта. Мультфильм обязан (и пока не проваливался с этой миссией) вызвать зашквальное количество эмоций и вдохновить на великие дела.

«Хранитель Луны» / Mune, le gardien de la lune

Есть такая профессия — Луну на небо вешать. На какой-то дальней планете день и ночь не сменяют друг друга на автомате, и делать это приходится хранителям — местным слугам народа. Главный герой Мьюн случайно получает этот титул, но в первый же рабочий день факапит Луну. Казалось бы, все до одури банально: есть хороший парень, есть плохой парень, есть девчонка, которой нужно сделать выбор, и есть штука, которую нужно вернуть на небо, дабы спасти человечество. Но по ходу дела оказывается, что героев тут сильно больше, а история гораздо более глубокая. Жирным плюсом — дивный новый мир, в котором хочется если не жить, то хотя бы пару дней отдохнуть.

«Эрнест и Селестина» / Ernest et Celestine

Глоток свежего воздуха в царстве чопорных бездушных мультфильмов про тараканов. Идеальный акварельный привет из детства. Она — маленькая мышь, он — огромный медведь. Она должна стать дантистом, хотя хочет быть художницей, а он — музыкант и поэт, чей талант стоит ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Внезапно эти двое из разных миров сближаются и начинают упорно дружить, несмотря на колоссальные различия и тотальное непризнание общества. Что касается анимации — да, мультфильм не особо зрелищный, нет ни взрывов, ни монстров, ни Майкла Бэя, но от рисовки расслабляешься душой и думаешь: «Блин, а жизнь-то хороша».

«Бесподобный мистер Фокс» / Fantastic Mr. Fox

Подворачиваете джинсы, любите клетчатые рубашки и отращиваете бороду своему оленю? Поздравляем, кровь, которая в вас течет, цвета самого хипстерского фильтра Инстаграма. Прекрасный фильм от не менее прекрасного Уэса Андерсона, у которого каждый кадр тянет на заставку вашего макбука/айфона. Это нестандартная сказка, где главный герой — бесподобный вор, задающийся вопросами типа «тварь ли я дрожащая или право имею». Феерически красиво, атмосферно, чувствуется, что сделан с чувством, толком и душой.

«Персиполис» / Persepolis

Тот случай, когда синопсис фильма имеет все шансы оттолкнуть вас от просмотра, что будет фатальной ошибкой. Скажем сразу: тут много политики, но суть совсем не в ней. «Персиполис» — это мультфильм про законы общества, про ценность свободы, про жизнь в целом. Искренний и местами по-хорошему остроумный, заражает верой в доброе, вечное и светлое. А главная героиня фанатеет от Брюса Ли и носит косуху Punks Not Dead, за что респектуем всем каналом.

«Пробуждение жизни» / Waking Life

Анимация сильно взрослая, строго 16+ и для тех, кто любит шевелить мозгами и размышлять о вечном (потому что что угодно, лишь бы не работать). Тут все реально сложно: герои живут в своей атмосфере, логика их мира не поддается никакому объяснению, а анимация настолько триповая, что кажется, будто весь фильм пропустили через Prisma. Но по смыслу — это такая хорошая пощечина вашему застывшему сознанию, которое не понимает, как работает эта жизнь. В конце концов, «Венецианский кинофестиваль» кому попало статуэтки не дает.

«Под покровом ночи» / Nocturna

Очень трогательный мультфильм, который снимет примерно 3 слоя мха и черствости с вашего сердца. Мир «Ноктюрны» потрясает, тут может произойти абсолютно все. Когда любимая звезда маленького сиротки Тима падает с неба, он отправляется в путешествие, чтобы спасти ее. Наши мимими-метры зашкалили и сломались. Что нравится больше всего — любое безумие тут выставляется как апогей логичности и правильности. Мол, скрипом фонарей по ночам управляют специально обученные создания? Ну вы чего, всю жизнь так было.

«Паприка» / Paprika

Да, это аниме, но это то самое аниме, которое изменит ваше представление о японской анимации, даже если сейчас вам хочется сделать харакири от одного только вида нечеловечески больших глаз. После показа «Паприки» на «Венецианском кинофестивале» переполненный зал стоя приветствовал режиссера бурной овацией, не стихавшей пять минут. По сюжету, гений-изобретатель создает прибор, способный проникать в чужие сны. В комплекте — атмосфера безумия, которая затягивает с головой, шикарнейшая рисовка, оригинальные герои.

Бонус: «Мир будущего» / World of Tomorrow

Раз пошло такое дело, маленький бонус: абстрактная короткометражка, которая на 70 процентов состоит из философии и на 30 — из отборной красоты. «Мир будущего» номинировался на «Оскар» как лучшая короткометражка. В эти 17 минут уложено больше мыслей и идей, чем в трехчасовой «Интерстеллар».