Какая река в лондоне

Темза

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Темза

англ. Thames

Вид на Темзу с Тауэрского моста в Лондоне

Характеристика

Длина

334 км

Бассейн

15 300 км²

Расход воды

65,8 м³/с

Водоток

Исток

• Местоположение

Кембл, Глостершир

• Высота

110 м

• Координаты

51°41′44″ с. ш. 2°01′49″ з. д.HGЯOL

Устье

Северное море

• Местоположение

Саутенд-он-Си

• Высота

0 м

• Координаты

51°29′39″ с. ш. 0°43′49″ в. д.HGЯOL

Расположение

Водная система

Северное море

Страна

  • Великобритания Великобритания

Регион

Англия

— исток, — устье

Аудио, фото и видео на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Темза (значения).

Те́мза (англ. Thames , лат. Tamesis, в пределах Оксфорда также А́йзис, англ. Isis) — река на юге Великобритании.

Длина — 334 км, площадь бассейна — 15 300 км². Средний расход воды — 65,8 м³/с.

Берёт начало на возвышенности Котсуолд-Хилс (высота истока — 110 м над уровнем моря), протекает в черте Лондона, впадает в Северное море, образуя эстуарий. Ширина реки в черте Лондона 200—250 м, ширина эстуария от 650 м (близ восточной окраины Лондона) до 16 км (близ устья). Питание дождевое. Средний расход воды в низовьях 260 м³/с, максимальный — зимой.

Ледостав наблюдается лишь в очень холодные зимы. Нижнее течение Темзы подвержено влиянию приливов (их высота в Лондоне до 6—6,5 м), которые достигают Теддингтона (где русло Темзы перегорожено плотиной). Для защиты прилегающих к Темзе территорий от наводнений берега нижнего течения реки и эстуария укреплены защитными дамбами, а в городах — набережными.

Судоходна почти на всём протяжении; небольшие баржи доходят до города Лечлейд (311 км от устья). До Лондона поднимаются суда водоизмещением до 800 т, а океанские суда доходят до города Тилбери. На Темзе — столица Великобритании город Лондон, города Оксфорд, Рединг.

Темза соединена старыми каналами (Оксфордский канал и др.) с Бристольским заливом, Ирландским морем и промышленными районами центральной части страны. На Темзе регулярно проводится Королевская регата Хенли.

Исторические сведения

Римская эпоха

В эпоху римских завоеваний римские легионы неоднократно доходили до Британии. Свой первый военный поход в Британию Юлий Цезарь совершил в 55 году до н. э. Через год он вернулся туда, но продвинуться дальше ему помешала река, которую он назвал Тамесис (Thamesis). Но покорить бриттов римляне смогли лишь через 90 лет при императоре Клавдии.

В то время земли возле Темзы представляли непроходимые хвойные и лиственные леса, вперемешку с болотами. Позднее в 50 километрах от устья реки римляне соорудили деревянный мост — как раз до того места, куда морская вода доходит во время прилива. Именно в этом месте, на северном берегу реки, римляне построили город-порт, который назвали Лондиниум, что означает, согласно некоторым мнениям историков и лингвистов, город или крепость на озере.

В последующие четыреста лет римляне развивали торговые связи с другими народами Европы и привозили из Средиземноморья предметы роскоши, среди которых был даже ливанский кедр. По Темзе доставлялись товары в Лондон из других частей страны, поэтому этот город с его многочисленными дорогами вскоре стал важным торгово-экономическим центром.

Средневековье

Римская империя, атакуемая варварами и испытывающая жесточайшие внутренние противоречия, постепенно оставляла свои аванпосты в далёких землях. Из Британии римляне ушли в 410 году н. э. С падением же Римской империи Лондон и берега Темзы постепенно опустели, а торговля пришла в упадок. Вплоть до вторжения Вильгельма Завоевателя в XI веке англосаксонских королей короновали в Кингстоне — поселении в 19 километрах от Лондона вверх по течению реки, где её можно перейти вброд. Вильгельм Завоеватель, после своей коронации в Вестминстере в 1066 году, построил на территории некогда римского города крепость, известную как лондонский Тауэр. Он хотел усилить свою власть и способствовать торговле, а также контролировать подступы к порту. Торговля снова расцвела, а население Лондона увеличилось до десятков тысяч.

Примерно в 35 километрах западнее Лондона, на известняковой породе, Вильгельм Завоеватель построил другую крепость — Виндзор. Позднее она стала резиденцией английских королей. Сегодня замок — излюбленное место туристов.

В 1209 году в Лондоне было завершено строительство каменного моста через Темзу. Строительство длилось 30 лет. На этом необычном сооружении располагались магазины, дома и даже часовня. Также мост имел две разводные части, а с южной стороны была Саутуорская башня для обороны.

В 1215 году на берегу Темзы близ Виндзора, на лугу Раннимид, Король Иоанн Безземельный скрепил печатью известную Великую хартию вольностей. Согласно этой грамоте, король не только гарантировал своим подданным определённые права и свободы, но и подтвердил привилегии Лондона, портов и купечества.

В последующие века активная торговля на берегах Темзы настолько возросла, что река не могла пропустить такое множество кораблей. Двести лет назад на причалах Темзы можно было обслужить только 600 кораблей, в то время как в порту ожидали своей очереди для разгрузки порой до двух тысяч судов. В результате такого скопления воровство груза стало серьёзной проблемой. Ночью воры перерезали швартовые канаты, и суда относило от пирса по течению, где их поджидали маленькие лодки с ворами. Чтобы устранить эту проблему, в Лондоне была создана первая в мире речная полиция, которая действует и поныне.

Новое время и современность

Однако для разрешения трудностей в работе портов этого было недостаточно. Поэтому в XIX веке Парламент Великобритании одобрил строительство самой большой в мире системы крытых пристаней, которые предстояло построить в низинах вдоль обоих берегов Темзы. В начале 1800-х годов построили Суррейский коммерческий порт, Лондонский порт и другие. Затем в 1855 году был построен Ройял-Виктория-Порт, а в 1880 году — Ройял-Алберт-Порт.

В 1843 году два инженера, отец и сын, Марк и Изамбард Брюнель соединили берега Темзы, закончив строительство первого в мире подводного тоннеля протяжённостью 459 метров. Сегодня он является частью метрополитена Большого Лондона. В 1894 году было завершено строительство Тауэрского моста — одной из достопримечательностей Лондона. Разводные части открываются на 76 метров, и между двумя башнями проходят большие корабли.

К началу XX века лондонская система портов была хорошо отлажена и стала обслуживать все бо́льшее число огромных судов. Когда в 1921 году закончилось строительство последнего порта, названного в честь короля Георга V, Лондон стал «самой большой и самой богатой портовой системой в мире».

Высшее общество на берегах Темзы

В средние века дороги в Лондоне были немощёными и плохими, а зимой часто непроходимыми. Поэтому долгое время Темза оставалась оживлённой водной «магистралью», а суда — самым быстрым и надёжным видом транспорта. По реке раздавались выкрики темзинских лодочников, предлагающих свои услуги. Они собирались у набережной и зазывали пассажиров, чтобы перевести их на другой берег, вверх или вниз по Темзе, или по её извилистым притокам Флит и Уолбрук. О существовании этих рек теперь напоминают лишь названия лондонских улиц.

Со временем Лондон с его многочисленными величественными дворцами на берегах реки стал все больше походить на Венецию, где жить было престижно. Жить у Темзы вошло в моду среди членов королевской семьи, о чём свидетельствуют дворцы в Гринвиче, Уайтхолле и Вестминстере. В замке Хэмптон-корт когда-то жили члены монаршей семьи, а Виндзорский замок служит королевской резиденцией и поныне.

В 1717 году композитор Георг Гендель сочинил произведение «Музыка на воде» в честь прогулки короля Георга I, со своей семьёй по реке. Как отмечалось в одной из газет тех дней, королевскую лодку сопровождало «такое множество лодок, что не было видно самой Темзы». На одной из них, рядом с королевской лодкой, находилось 50 музыкантов. За время 8-километрового путешествия вверх по течению от Вестминстера до Челси они трижды исполнили произведение немецкого композитора Генделя.

Темза — место отдыха и гуляний

Темза, вид с Лондонского глаза

До того как в 1740 году был построен Вестминстерский мост, перебраться пешком на другой берег можно было лишь по Лондонскому мосту, который позднее реконструировали, а в 1820-х на его месте был возведён новый. Опоры, поддерживающие 19 сводов первоначальной каменной конструкции, в значительной степени препятствовали свободному течению реки. Поэтому почти за шестивековую историю этого моста Темза покрывалась льдом только несколько раз. Когда подобное происходило, устраивали большие «ярмарки на льду». Проводились спортивные состязания, и жарили быков. Сюда приходили и члены королевской семьи. Игрушки и книги с надписью: «Куплено на Темзе» — быстро раскупались. На печатных прессах, установленных на покрытой льдом реке, издавали буклеты с новостями и даже с молитвой «Отче наш».

Сравнительно недавно ежегодно весной стали проводиться «Гребные гонки» — соревнование между Оксфордским и Кембриджским университетами. Зрители выстраиваются вдоль берегов Темзы между Патни и Мортлейком и болеют за команды. Каждая команда из восьми гребцов проплывает расстояние около 7 километров менее чем за 20 минут. Впервые это соревнование состоялось в 1829 году в городе Хенли-он-Темс, выше по течению. После того как его оттуда перенесли, в Хенли стали устраивать Королевская регата Хенли. Она привлекает лучших гребцов со всего мира как мужчин, так и женщин. Общая длина дистанции 1600 метров. Эта летняя регата — одна из первых и популярных в Европе — стала излюбленным ежегодным событием.

Темзенское водопроводное кольцо

Система водоснабжения Лондона или Темзенское водопроводное кольцо — одна из самых современных в мире систем водоснабжения. Построили её на два года раньше намеченного срока; обошлась система примерно в 375 миллионов долларов. Самый старый лондонский центральный водопровод построен в 1838 году. Через сорок лет в бедных кварталах города за водой, как и прежде, ходили с вёдрами к общественному стояку.

Во времена королевы Виктории инженеры со знанием дела провели воду в частные дома: проложили железный трубопровод, трубы закладывали на разной глубине под дорогами. Но со временем машин прибавлялось, они тяжелели, грунт вибрировал сильнее; насосное же давление поднимали, чтобы вода доходила в далёкие дома — иногда за целых 30 километров — и трубы не выдерживали, лопались. На дорогах тогда творилось не пойми что: улицы постоянно перекрывали для ремонта водопровода. По подсчётам, из-за повреждений в трубах терялось 25 процентов воды, которую брали из водохранилищ Англии.

Кроме того, потребление воды в Лондоне возросло за последние 150 лет с 330 миллионов до 2 миллиардов литров в день. Возросло в том числе и за счёт стиральных и посудомоечных машин, мойки автомобилей и поливки садов жарким летом. Усовершенствование столичного водоснабжения отлагательств не терпело. В 1986 году было задумано Темзенское водопроводное кольцо. С водой в Лондоне стало бы гораздо лучше. Суть проекта состояла в следующем: под городом на средней глубине 40 метров прокладывается трубопровод, тоннель длиной 80 километров и шириной 2,5 метра, проводящий свыше миллиарда литров воды в день. Кольцо позволит направлять воду в какую угодно сторону, и любую часть трубопровода всегда можно отключить для профилактики. С водоочистительной станции вода пойдёт вниз по тоннелю, а потом насосом будет закачиваться прямо в уже действующие трубы или резервуары. Большая глубина залегания туннеля была продиктована наличием огромного числа коммуникаций, метрополитеном, фундаментом и сваями высотных зданий.

Обеспечить водой шесть миллионов человек — задача не из лёгких. Расход меняется не только от сезона к сезону, но и изо дня в день. Поэтому необходимо круглые сутки следить за тем, чтобы поддерживалось правильное давление и качество воды. Обеспечивается подобный контроль с помощью системы компьютерного управления стоимостью в 5 миллионов долларов.

В каждом колодце насос управляется отдельным компьютером, стоимость его работы — минимальная благодаря дешёвому, в часы затишья, электричеству. Главные компьютеры в Хэмптоне, на западе Лондона, управляют всей сетью. По трубопроводу пролегает волоконно-оптический кабель, он посылает данные в компьютеры, а они передают по замкнутой телесети.

Качество воды проверяется ежедневно, еженедельно и ежемесячно. «Контроль качества включает 60 обязательных проверок на 120 веществ. Вода проверяется на содержание, например, нитратов, микроэлементов, пестицидов и других химических составов», — поясняется в газете «Таймс». Измерения теперь производятся автоматически и передаются в главное компьютерное управление для расшифровки и принятия мер, если необходимо. Дегустаторы также периодически проверяют качество воды.

Темзенское водопроводное кольцо обеспечивает жителей Большого Лондона (площадь — 1500 квадратных километров) 583 миллионами литров питьевой воды в день. Работая на полную мощь, чудо будет отвечать нынешним потребностям примерно наполовину, разгружая другие источники водоснабжения.

На какой реке стоит Лондон?

24.11.2016

Столица Великобритании, город Лондон, стоит на реке, которая называется Темза, от кельтского Tamesas, предположительно, произошедшего от слова «темная». Это самая известная британская река, с ней связаны многочисленные исторические события. Несмотря на развитие автомобильного вида транспорта, река все еще остается важным способом передвижения, причем не только для грузов, но и для пассажиров, которые ездят по ней на речных трамвайчиках. Темза – один из главных символов Лондона, а на ее берегах находятся самые известные достопримечательности мегаполиса.

Темза берет свое начало на холмах западной части Англии, в графстве Глостершир, течет через Оксфорд, Виндзор, Лондон, деля его почти пополам на северную и южную части, и впадет в Северное море. 68 из 368 км русла Темзы находятся в границах Лондона, где в нее впадает 12 притоков. Ее ширина в черте города составляет 200-250 м. Уровень воды в реке меняется в зависимости от приливов и отливов в Северном море. Подъем воды особенно силен весной, когда достигает 7 метров против обычных 5,5.

При этом направление воды в реке меняется: водный поток идет не к морю, а от него. Для регулирования уровня воды в западной части города, в Хэме, еще в начале XX века построили шлюз Теддингтон, однако, и он не гарантирует полной защиты Лондона от наводнения. В 1982 году его дополнили еще одним комплексом для регулирования стока из 10 секций со шлюзами, которые могут сдерживать воду, идущую со стороны моря.

В пределах Лондона Темзу пересекают 30 мостов: 18 автомобильных, 9 железнодорожных и 3 пешеходных, причем многие из них являются такими же символами города, как и сама река, например – Тауэрский, Вестминстерский, Миллениум. Да и главные исторические здания – Биг Бен и парламент, Вестминстерское аббатство, крепость Тауэр – все они тоже стоят на берегах знаменитой реки, что совсем не удивительно. Ведь именно эта часть города, вдоль главной водной артерии – была заселена и застроена раньше всего.

Самое первое поселение на берегу Темзы основали римляне в I веке н.э. Оно находилось в том месте, куда морская вода еще доходит по руслу реки – в 50 км от устья. Там же соорудили и первый мост. И конечно же, такой удобный водный путь способствовал развитию поселения – при римлянах и позднее – при англосаксах. В Средние века, когда хороших дорог в городе не было, Темза служила главным транспортным путем, так что и дома богатых жителей располагались в непосредственной близости к набережным.

Сейчас Темза используется для водоснабжения Лондона, для судоходства – пассажирского и товарного, туристических прогулок и даже для проведения соревнований: весной здесь проводится 7-ми километровая гонка между командами университетов Оксфорд и Кембридж. К Олимпийским играм 2012 над рекой соорудили канатную дорогу, которая идет до Гринвича. Так что посмотреть на любимую реку и горожане, и туристы могут не только с берегов или с палубы речного трамвайчика, но и сверху.

Рейтинг статьи: 3649 просмотров Ирина Харламова
> См. также

  • Барьер Темзы