Как снимали фильм экипаж?

Как снимали первый советский фильм-катастрофу «Экипаж»

Недовольство продюсеров и министерства было не единственным препятствием во время съемок легендарного фильма.

«Экипаж» в прямом смысле слова делался вручную, — говорит директор картины Борис Криштул. — Первые «Звёздные войны» снимались на пять лет раньше, в 1975 году, и там уже было несколько компьютерных кадров. Увы, до советского кино эти технологии дошли намного позже».
Взрывы и пожары
Сценаристы «Экипажа» придумали очень закрученный сюжет: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, отрывающийся при приземлении хвост самолёта, ремонт лайнера во время полёта… Естественно, в сценах взрывов участвовали не настоящие самолёты, города и заводы, а их игрушечные макеты. Впрочем, один пожар должен был быть реальным. Чтобы показать пылающий аэропорт в Африке, нашли списанный Ту-114 и решили его поджечь. Пиротехники залили в самолёт солярку, проложили провода — и лайнер запылал мощно и красиво! Но киношники вдруг заволновались: «А где Митта?! Кажется, команду «Мотор!» никто не давал». Оказывается, провода дали искру, и режиссёр приехал уже на пепелище. Говорят, он был так потрясён, что даже орать не мог… А второго списанного самолёта больше не нашли.

Кадр из фильма «Экипаж». 1979 год.
Стюардесса по имени Саша
Бестолково сгоревший самолёт стал не первой катастрофой на съёмках «Экипажа». Жанр фильма проявился ещё при подборе исполнителей главных ролей. Александр Митта подобрал действительно звёздный состав: командир корабля — Алексей Петренко, второй пилот — Николай Караченцов, борт­инженер-ловелас — Олег Даль, стюардесса —Елена Проклова. Но все актёры по разным причинам отказались от съёмок, и это стало настоящей катастрофой. Особенно долго искали стюардессу, пока ассистент по актёрам не нашёл студентку Александру Иванес.
«Я поехал в театральное училище просить разрешение на участие Саши в съёмках, приготовившись к самому худшему, — вспоминает директор картины Борис Криштул. — В училищах обычно не одобряли, когда студенты снимались в кино. А тут ректор меня огорошил: «Вы по поводу Иванес? Снимайте!» «Как же так?» — удивился я. «Эту студентку мы исключили за бесконечные опоздания и срывы репетиций, — объяснил он. — И вам не советую с ней связываться. Попомните моё слово, хлебнёте вы с ней лиха!» Я не очень-то поверил ректору, а зря. Через два месяца и я с наслаждением вышиб бы её из съёмочной группы. Но приходилось терпеть, на пересъёмки не было денег, а от одной мысли, что снова придётся искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившая­ся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей. Например, попросили её заехать на студийной машине за Анатолием Васильевым. «Обязательно», — пообещала она. Но в «Домодедово» приехала одна и безмятежно сказала: «А меня об этом никто не просил». Съёмки были сорваны. Последний скандал случился уже во время монтажа. Месяца за два до этого «стюардесса» успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять фамилию на Яковлеву, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были готовы. После её очередной истерики пришлось потратить деньги на их переделку».


«Экипаж».1979 год. Кадр из фильма

Кинопробы

Николай Караченцов

На роль второго пилота в «Экипаж» взяли Николая Караченцова. Но буквально накануне съёмок актёр зашёл в студию и сказал, что очень занят в Ленкоме, а ещё снимается в Белоруссии, на телевидении, и даже выступает на концертах с вокальными номерами. «Ваши один или два дня в неделю», — заявил Караченцов. В таком режиме работать было невозможно, поэтому на роль взяли менее занятого Анатолия Васильева.
Елена Проклова

На роль стюардессы Тамары утвердили Елену Проклову, но, когда актрису попросили приехать на «Мосфильм» заключить договор, она отказалась от съёмок. «Я очень хочу сниматься, — говорила Елена. — Но представляете, Ира Мирошниченко внезапно уехала в Южную Америку, и Олег Николаевич Ефремов ввёл меня сразу в несколько спектаклей вместо неё». Александр Митта долго не мог найти ей замену.
Олег Даль

Олег Даль снимался в «Экипаже» в роли борт¬инженера Скворцова в течение двух недель, а потом отказался от работы. «Режиссёр классный, сценарий хороший, но я впервые в жизни не могу сниматься. Я болен», — сказал он. В этот период актёр был закодирован и действительно чувствовал себя плохо. Через год актёра не стало (на Украине его, закодированного, угостили смертельной дозой алкоголя).

Факты

• Финал фильма должен был быть другим. По сценарию командир экипажа (Георгий Жжёнов) после пережитого стресса умирает прямо на глазах зрителей от сердечного приступа. Но два министра — авиации и кино — вцепились в горло Митте, настаивая на хеппи-энде. «Но это же история жизни. Все умирают! И вы умрёте! — брякнул Митта, показывая на министра. Но тут же понял свою бестактность и добавил: — И я умру». Месяц режиссёр боролся с министрами, но смерть командира экипажа всё равно заставили убрать. Финальную сцену пришлось переснимать. Герой Жжёнова умирает, но не в кадре. Просто стюардесса, объявляя: «Вас приветствует командир корабля…», называет другую фамилию командира экипажа.
• Очень долго искали «главного героя» картины — самолёт Ту-154. Списанных машин не было, потому что модель только вышла на трассы. Случайно узнали, что в Омске при посадке сгорел лайнер, остался только хвост. Через полстраны притащили его во «Внуково» и снимали в нём сцену ремонта обшивки самолёта в воздухе. Замотанный в тёплую одежду Анатолий Васильев якобы выбирался из летящего Ту-154 и под рёв моторов и свистящего ветра (его создавал мощный ветродув) ремонтировал пострадавший лайнер. Как потом вспоминал сам актёр, на съёмках этой сцены он чуть не получил тепловой удар, настолько жарко и душно было в «костюме».
• Работа над сценарием фильма была ещё в самом разгаре, а по Министерству авиации уже пополз слух: «Мосфильм» затевает картину про аварию нашего самолёта. Но как же так?! Самолёты фирмы Туполева — самые надёжные в мире, «Аэрофлот» — самая лучшая и безопасная компания в мире. Надо было что-то придумать. И авторы — Ю. Дунский и В. Фрид — нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит не в СССР, а в далёкой Африке.

Экипаж (фильм, 1979)

Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Экипаж (фильм).

Экипаж

Жанр

бытовая драма,
фильм-катастрофа

Режиссёр

Александр Митта

Автор
сценария

Юлий Дунский
Валерий Фрид
Александр Митта

В главных
ролях

Георгий Жжёнов
Анатолий Васильев
Леонид Филатов
Александра Яковлева

Оператор

Валерий Шувалов

Композитор

Альфред Шнитке

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм».
Второе творческое объединение

Длительность

124 минуты

Страна

СССР

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0134633

«Экипа́ж» — советский двухсерийный кинороман с элементами фильма-катастрофы. Шестое место проката в 1980 году — более 71,1 миллиона зрителей. Фильм состоит из двух частей, совершенно разных по жанру, но логично дополняющих друг друга. Первая часть фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа. Рабочим названием фильма было «Запас прочности».

Сюжет

Действие происходит в СССР, в конце 1970-х годов. Герои фильма — экипаж пассажирского авиалайнера Ту-154Б борт СССР‑85131 ЦУМВС «Аэрофлота», совершающего международные рейсы.

Фильм начинается с семейных проблем командира экипажа Андрея Васильевича Тимченко: Наташа, дочь-студентка, забеременела, но выходить замуж за отца ребёнка отказывается, и, несмотря на тяжело протекающую беременность, решает рожать.

Другой член экипажа бортинженер Игорь Скворцов, обаятельный ловелас, меняет девушек одну за другой. В течение действия фильма он добивается расположения стюардессы Тамары, внучки старого друга Андрея Васильевича, только что пришедшей в экипаж. Девушка по-настоящему влюбляется в Игоря. Но он не намерен связывать себя семейными узами. К тому же одна из бывших пассий Скворцова компрометирует его перед Тамарой, и она уходит от Игоря. Тогда Игорь делает Тамаре предложение, но она отказывается. Тимченко, не зная всей подоплёки, считает Скворцова подлецом, и предупреждает, что Скворцов летит с этим экипажем в последний раз.

Тем временем в Москве Скворцов случайно встречает Валентина Ненарокова, бывшего члена их экипажа, и понимает, что у того в семье тоже есть проблемы: Валентин, женившись, ушёл из авиаотряда в малую авиацию пилотом вертолёта, но семейная жизнь не сложилась из-за постоянных истерик жены Алевтины. Их сын Алик на фоне тяжёлой семейной обстановки страдает сильным заиканием. Валентин подаёт на развод, ребёнок по решению суда остаётся с матерью. После развода Алевтина признаётся, что никогда не любила мужа.

После очередной ежегодной медкомиссии медики списывают по состоянию здоровья второго пилота экипажа Михаила. Скворцов просит Тимченко помочь Ненарокову вернуться в большую авиацию: Валентин страдает от выходок бывшей жены, которая препятствует его свиданиям с сыном. Однажды, приехав повидать Алика, он обнаруживает, что Алевтина заставила сына называть отцом своего нового мужа. Тот, впрочем, хорошо относится к пасынку, и Аля счастлива во втором браке.

Экипаж самолёта, уже с новым вторым пилотом Ненароковым, получает задание совершить сложный рейс в пострадавший от землетрясения горный город нефтяников Бидри для эвакуации работающих там советских сотрудников. Происходит повторное землетрясение. В аэропорту, где самолёт совершил посадку, всё вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. Взлётно-посадочная полоса оказывается повреждённой, взлететь по ней невозможно. Однако взлететь крайне необходимо: в самолёте находятся две сотни пассажиров, а селевой поток, вызванный предыдущими подземными толчками, разрушает нефтеперерабатывающий завод, находящийся в горах, вызывает детонацию, и потоки горящих нефтепродуктов на огромной скорости идут к аэропорту. Тимченко принимает решение лететь, используя рулёжную дорожку в качестве ВПП. Ту-154 взлетает за несколько секунд до того, как потоки горящей нефти заливают аэродром.

Однако при взлёте хвостовую часть самолёта повреждает падающая осветительная опора, снесённая сейсмической волной: частично заблокирован руль высоты, в фюзеляже перед воздухозаборником образовалась трещина, в результате чего салон разгерметизируется. Самолёт идет на крейсерской высоте в несколько километров, в салоне резко падает температура, находящиеся там люди задыхаются от недостатка кислорода. Командир приказывает срочно снижаться, а также перевести детей в нетронутый аварией салон. Но этого мало: самолёт не сможет приземлиться с пробоиной в фюзеляже и с неработающим рулём. Скворцов предлагает план спасения: необходимо перерубить гермошпангоут воздушного судна, выйти через дыру в воздухозаборник самолёта и устранить повреждения. Тимченко, не доверяя Скворцову, вначале отправляет на корпус Ненарокова. Ненароков ликвидирует пробоину, но не может продолжить работу из-за жестокого обморожения. Его заменяет Скворцов: выйдя на обшивку лайнера, и набрасывая фал на руль, он делает самолёт управляемым. Скворцов, как и Ненароков, сильно обморожен. Машина, не имея топлива для посадки в других аэропортах, снижается над аэропортом Москвы. Однако трещина на фюзеляже продолжает увеличиваться из-за напряжений в корпусе. Всем пилотам ясно, что при попытке нормального торможения у самолёта оторвётся хвост. Убрав людей из хвоста самолёта, Тимченко совершает посадку, и, таким образом, спасает всех пассажиров. Скворцов, сойдя на землю, пытается помириться с Тамарой, поняв, наконец, что она — настоящая его любовь.

Экипаж проходит медосмотр, и теперь уже Тимченко отстраняют от полётов. У него случается сердечный приступ. В госпитале его навещает команда его экипажа, а также Наташа с подросшей уже внучкой. Игорь Скворцов, придя к командиру, сообщает, что они с Тамарой идут в ЗАГС подавать заявление. А Валентин, любящий детей, оказывает знаки внимания Наташе. Пережитая катастрофа сближает этих людей.

В финальных кадрах показано начало полёта Ту-134, и голос стюардессы Тамары произносит «Командир корабля Ненароков Валентин Георгиевич».

История создания

Режиссёр Александр Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду с просьбой написать сценарий зрелищного фильма-авиакатастрофы. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации тема авиакатастроф стала весьма популярной в Голливуде. Однако эти фильмы в СССР не демонстрировались. Заполнить вакуум и должна была аналогичная советская лента.

Авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования: первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую — непосредственно борьбе за выживание на борту самолёта. Для второй части к участию в сценарии был привлечён известный авиаинженер и преподаватель Борис Уриновский. Наконец, сценарий, получивший название «Запас прочности», утвердили и лента с очень низким бюджетом была запущена в производство. Название «Запас прочности» утверждено не было — прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое. Уже в ходе съёмок, по предложению Митты, его заменили на «Экипаж».

Съёмки

Ту-154Б борт СССР-85179, снявшийся в отдельных сценах, включая вылет из Бидри

С авиакомпанией «Аэрофлот» удалось договориться, съёмки в московских аэропортах обошлись недорого.

Тяжелее пришлось с поисками самолётов — в 1979 году списанных Ту-154 ещё не было, но помог случай: в Новосибирском аэропорту Толмачёво из-за забытого включённого подогревателя загорелся Ту-154А борт СССР-85087. Самолёт был значительно повреждён, в том числе на основной части фюзеляжа прогорела верхняя часть. Хвостовая часть при этом практически не пострадала. В течение трёх недель железнодорожным транспортом эту часть самолёта привезли в Москву и на ней отсняли все «воздушные» эпизоды второй серии.

Другим самолётом стал Ту-154Б борт СССР-85131 Бориспольского ОАО. В 1976 году при выполнении рейса Киев—Москва на нём была разлита ртуть, после чего авиалайнер был отстранён от полётов с пассажирами, а к 1979 году передан Управлению учебных заведений. По просьбе «Мосфильма» и этот самолёт предоставили для съёмок фильма.

Сами съёмки были тяжёлыми и долгими и прошли в основном на макетах. Нефтеперерабатывающий завод, который по сценарию взрывается и горит, был макетом Омского нефтеперерабатывающего завода. Самую главную сцену режиссёр попытался снять, не используя макет. На кладбище старых самолётов был найден сохранившийся фюзеляж Ту-114. Поскольку двигаться самолёт был не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него. Подготовили сцену взрыва самолёта вместе со зданием аэропорта, привезли 6 тонн горючего. Однако в ходе подготовки декорации взорвались и сгорели ещё до начала съёмки. Кадры его горения видны после взрыва первого самолёта, взлетавшего и взорвавшегося в Бадри. Отчетливо видно как разгоняется и взрывается двухмоторный макет самолёта, а уже в следующем кадре горит четырёхмоторный. Это и есть Ту-114.

По словам Александра Митты, в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так:

Героя Жжёнова отстранили от полётов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал — и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница и его дочка говорит: «Папа умер».

Прочие натурные съёмки проводились, в частности, в Ярославле (эпизоды семейной жизни Валентина Ненарокова) и Ялте (южный приморский город, куда переехала бывшая жена Ненарокова с ребёнком). В картине квартира Андрея Васильевича Тимченко располагалась в доме по адресу: Зоологическая улица, дом 12, корпус 2, где проживал сам Георгий Жжёнов.

В ролях

  • Георгий Жжёнов — Андрей Васильевич Тимченко, командир/бывший командир экипажа
  • Анатолий Васильев — Валентин Георгиевич Ненароков, второй пилот/командир экипажа (после ухода с большой авиации и до возвращения в неё — пилот вертолёта)
  • Леонид Филатов — Игорь Скворцов, бортинженер
  • Александра Яковлева — Тамара, стюардесса
  • Ирина Акулова — Алевтина Фёдоровна, жена/бывшая жена Ненарокова (озвучила Алефтина Евдокимова)
  • Екатерина Васильева — Анна Тимченко, жена Тимченко
  • Юрий Горобец — Михаил, второй пилот/диспетчер в аэропорту (после списания)
  • Александр Павлов — Владимир Павлович, штурман
  • Галина Гладкова — Наталья, дочь Андрея и Анны Тимченко
  • Рома Монин — Алик, сын Ненароковых, пасынок Анатолия (озвучивает Клара Румянова)
  • Комаки Курихара — Кумико Моримицу, заложница с Boeing 727 авиакомпании JAT
  • Олег Видов — террорист (в титрах не указан)
  • Елена Коренева — Нонна, бывшая девушка Скворцова
  • Юрий Гусев — участник совещания по спасению самолёта (в титрах не указан)
  • Владимир Иванов — хирург
  • Геннадий Матвеев — пилот вертолёта, напарник Ненарокова
  • Николай Сморчков — старший лейтенант милиции в аэропорту (в титрах не указан)
  • Алексей Якубов — Костя, отец ребёнка Натальи (в титрах не указан)
  • Антон Табаков — приятель Кости (в титрах не указан)
  • Александр Потапов — Анатолий, новый муж Алевтины
  • Иван Рыжов — Иван Петрович, дед Тамары, старый друг Тимченко
  • Ирина Санпитер — бывшая девушка Скворцова
  • Мария Скворцова — Евдокия Петровна Мишакова, мать Алевтины
  • Герман Юшко — Павел Иванович, представитель «Аэрофлота» в Бидри (озвучивает Александр Белявский)
  • Сергей Яковлев — председатель совещания по спасению самолёта
  • Константин Захаров — судья, слушающий дело Ненароковых (в титрах не указан)
  • Иван Агафонов — кадровик Министерства гражданской авиации (в титрах не указан)
  • Ирина Савина — сестра Кости (в титрах не указана)
  • Павел Ремезов — инженер-строитель, провожающий жену на самолёт в Бидри (в титрах не указан)
  • Николай Лебедев — Сергей Иванович, председатель медицинской комиссии (в титрах не указан)
  • Татьяна Кузнецова — подруга Алевтины
  • Людмила Коршакова — эпизод
  • Татьяна Игнатова — женщина с ребёнком

Пассажиры, взятые на борт в Бидри

  • Вадим Александров — пассажир, читающий молитву
  • Гуранда Габуния — пассажирка-грузинка
  • Лариса Барабанова — девушка-болтушка
  • Анна Варпаховская — пассажирка-американка, отдавшая свой комбинезон Ненарокову
  • Владимир Маренков — пассажир, поднявшийся, чтобы помочь экипажу
  • Александра Назарова — мама мальчика, заснувшего в хвосте самолёта
  • Александр Пашутин — пассажир, вывихнувший челюсть
  • Клара Румянова — пассажирка с сыном
  • Леонид Чубаров — пассажир в пледе
  • Иван Воронов — Сергей Николаевич, раненый главбух
  • Александр Шейн — эпизод
  • Людмила Великая — пассажирка
  • Роберт Зотов — юноша-африканец
  • Людмила Кудрявцева — кассир с валютой
  • Александр Кузьмичёв — пассажир

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Юлий Дунский
    • Валерий Фрид
    • Александр Митта
  • Режиссёр: Александр Митта
  • Оператор постановщик: Валерий Шувалов
  • Художник-постановщик: Анатолий Кузнецов
  • Композитор: Альфред Шнитке

Оценки фильма

Кинокритик С. В. Кудрявцев указал: «Чаще всего принято оценивать „Экипаж“ как первый (и вполне достойный уважения) пример советского фильма-катастрофы. Он закономерно вызвал ажиотаж публики…» По его мнению, «успех фильма в немалой степени обязан счастливо найденному приёму сочетания приключенческих и мелодраматических моментов в жизни персонажей, а также благодаря общей романной структуре».

В книге «Великие советские фильмы» (2011) даётся следующая характеристика:

«Экипаж» можно назвать первой зрелищной и самой удачной отечественной кинолентой жанра фильма катастроф. Она уникальна тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа… Сумасшедший успех фильма у зрителей добавил популярности всем занятым в нём актёрам.

Фестивали и награды

  • 1980 — XXIII Всесоюзный кинофестиваль (Душанбе): в конкурсе художественных фильмов — приз жюри «За яркость и зрелищность».
  • 1980 — На Всесоюзном кинофестивале в Душанбе Союз композиторов Таджикистана вручил специальный приз (ситар) композитору Альфреду Шнитке за музыку к этому фильму.
  • 1981 — Картина была удостоена главного приза Общества чехословацко-советской дружбы на Кинофестивале трудящихся в Чехословакии.

> «Экипаж» 2016 года

В 2016 году вышел фильм «Экипаж» режиссёра Николая Лебедева, «навеянный отдельными мотивами» фильма 1979 года.

Примечания

В Викицитатнике есть страница по теме: Экипаж (фильм, 1979)

  1. Лидеры кинопроката СССР. «Мосфильм»
  2. Как снимали «Экипаж» «АиФ» Суперзвёзды, выпуск 19 (49) от 4 октября 2004 г.
  3. Город вымышленный, географически находится где-то на юго-востоке от европейской части СССР
  4. 1 2 Букевич, Дмитрий Как хвост самолёта из Толмачёво стал «героем» фильма «Экипаж». Комсомольская правда (19 Февраля 2011). Дата обращения 8 декабря 2013.
  5. Когда б вы знали, из какого сюра… «Российская газета» — 28 марта 2008 г.
  6. Кудрявцев С. В. «Экипаж» // Kinanet.livejournal.com.
  7. 1 2 Кудрявцев, 1998, с. 205.
  8. Соколова, 2011, с. 180.
  9. КИНО: Энциклопедический словарь, главный редактор С. И. Юткевич, М. Советская энциклопедия, 1987, стр. 83.
  10. Студия Никиты Михалкова снимет второй фильм в формате IMAX

Литература

  • Кудрявцев С.В. Своё кино. — М.: Дубль-Д, 1998. — С. 205. — 492 с.
  • Соколова Л.А. Великие советские фильмы. 100 фильмов, ставших легендами. — М.: Центрполиграф, 2011. — С. 180—181. — 278 с.

Ссылки

  • «Экипаж» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Экипаж (1980) на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • Леонид Филатов // «Сегодня вечером», 4 октября 2014.

Фильмы Александра Митты

  • Друг мой, Колька! (1961)
  • Без страха и упрёка (1962)
  • Звонят, откройте дверь (1965)
  • Гори, гори, моя звезда (1969)
  • Точка, точка, запятая… (1972)
  • Москва, любовь моя (1974)
  • Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (1976)
  • Экипаж (1979)
  • Сказка странствий (1982)
  • Шаг (1988)
  • Затерянный в Сибири (1991)
  • Граница. Таёжный роман (2000)
  • Раскалённая суббота (2002)
  • Лебединый рай (2004)
  • Шагал — Малевич (2013)

Фильмы по сценариям Юлия Дунского и Валерия Фрида

  • Случай на шахте восемь (1957)
  • Ровесник века (1960)
  • Орлиный остров (1961)
  • Семь нянек (1962)
  • Шестнадцатая весна (1962)
  • Непридуманная история (1963)
  • Жили-были старик со старухой (1964)
  • Сегодня — новый аттракцион (1966)
  • Всего одна жизнь (1968)
  • Служили два товарища (1968)
  • Старая, старая сказка (1968)
  • Гори, гори, моя звезда (1969)
  • Красная площадь (1970)
  • Тень (1971)
  • Высокое звание (1973—1974)
  • Всадник с молнией в руке (1975)
  • Вдовы (1976)
  • Псевдоним: Лукач (1976)
  • Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (1976)
  • Талант (1977)
  • Человек меняет кожу (1978)
  • Экипаж (1979)
  • Шерлок Холмс и доктор Ватсон (1979)
  • Овод (1980)
  • Не бойся, я с тобой (1981)
  • Сказка странствий (1982)
  • Приключения маленького Мука (1983)
  • И вот пришёл Бумбо… (1984)
  • Каждый десятый (1984)
  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
  • Время собирать камни (2005)

кино про кино

Всего-то собиралась посоветовать френду i_ty_toje пару фильмов для киночелленджа, но когда очнулась было уже поздно. Неподъёмный список по теме прям просился чтоб им поделились с народом 🙂 Как всегда, разделён на несколько категорий, а кое где — на неявные подкатегории.
Ну и конечно если вам есть что добавить пропущенного интересного — вэлком в комменты.
кино про съёмки и кинобизнес вообще:
7 дней и ночей с Мэрилин / My Week with Marilyn, 2011 — Мэрилин Монро снимается в фильме «Принц и танцовщица», а между делом кружит голову юному костюмеру.
Артист / The Artist (2011) о взлёте и падении звезды немого кинематографа, снятое без звука и цвета.
Безумный Сесил Б. / Cecil B. DeMented (2000) чумовая вещь о том как банда кинопартизанов затеяла кинореволюцию и похитила крутую звезду для съёмок в своём неформатном фильме.
Девушка твоей мечты / La niña de tus ojos (1998) — синефильская фантазия о том как испанцы снимали в военной Германии «Девушку моей мечты».
Лунная афера / Moonwalkers (2015) — очень странный и очень британский психоделический детектив о байке, что высадка на Луну была ненастоящей.
Мыльная пена / Soapdish (1991) — куча хороших актёров в сатире на типичное телемыло 80-ых, типа Сант-Барбары.
Ночи в стиле буги / Boogie Nights (1997) говоря о съёмках кино, нельзя пропустить фильм посвящённый тяготам порноиндустрии. Тем более такой хороший.
Поющие под дождем / Singin’ in the Rain (1952) — самый лучший в мире мюзикл, посвящённый наступлению звука в кино и связанному с этим перерождению кинопроизводства.
Сделка / The Deal (2007) — прекраснейшая сатира о том что Голливуд это прежде всего бизнес и только если останется немного денег — то ещё и искусство.
Симона / S1m0ne (2002) визуализированный страх о том что компьютерные актёры рано или поздно заменят настоящих.
Солдаты неудачи / Tropic Thunder (2008) сумасшедшей прекрасности история о том как банда актёров попала на настоящую войну, но они этого так и не поняли.
Фильм, фильм, фильм (1968) — классику надо знать — советский мульт гениального Фёдора Хитрука о съёмках кино «от и до».
Ну и куда же без сериалов:
Красавцы / Entourage (сериал 2004 – 2011) — эпический продюссерский проект Марка Уолберга о трудностях (хотя тут скорее «лёгкостях») жизни начинащей звезды. И в камео тут кажется засветились половина Голливуда.
Feud / Вражда (2017) — история легендарной актёрской вражды и съёмок триллера Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?»
Конмэн / Con Man (сериал 2015 – 2017) небольшой, но совершенно чумовой комедийный интернет-сериал Алана Тьюдика, снятого в духе Кафки и фактически о его жизни. С кучей дружеских камео. Очень, очень надеюсь что тоже соберут денег на третий сезон.
Массовка / Extras (сериал, 2005 – 2007) — культовый британский взгляд на кинобизнес из массовки. Тоже с кучей прикольных камео.
про жизнь рядом с кино. в Голливуде и не только.
8 с половиной / 8½ (1963) — классика о режиссёрских муках
Последний магнат / The Last Tycoon (1976) — очень личная история одного киномагната по Фитцджеральду
Звездная карта / Maps to the Stars (2014) — «долина Кукол» как представительство ада.
Открытки с края бездны / Postcards from the Edge (1990) — жизнь в Голливуде с точки зрения проблем выросшего «звёздного ребёнка», авторства Кэрри Фишер.
Сансет бульвар / Sunset Blvd. (1950) — нуарный ужастик о свихнувшейся постаревшей кинозвезде.
Зильс-Мария / Clouds of Sils Maria (2014) поэтический круговорот жизни одной актрисы. Ну и о её отношениях с личной ассистенткой.
Любимцы Америки / America’s Sweethearts (2001) — романтическая милота от Билли Кристала, с сатирой на жёсткий студийный маркетинг.
Я никогда не буду твоей / I Could Never Be Your Woman (2007) — забавный ромкомчик о служебном романе одной продюссерши молодёжного сериальчика.
Ла-Ла Ленд / La La Land (2016) — романтический мюзикл про карьеру и любовь в городе Ангелов.
Достать коротышку / Get Shorty (1995) — забавное черноюморное про гангстера-кинолюбителя в Голливуде от Барри Зонненфельда, по книге Элмора Леонарда.
Да здравствует Цезарь! / Hail, Caesar! (2015) — признание в любви к «золотому веку» от братьев Коэнов.
Секреты Лос-Анджелеса / L.A. Confidential (1997) — нуарный детектив невероятной красоты.
Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit (1988) — и ведь тоже нуарный детектив! очень клёвый.
Поцелуй навылет / Kiss Kiss Bang Bang (2005) — а это уже современная черноюморная версия «нуара в ЭлЭй» от Шэйна Блэка. Которому отдельное спасибо за спасённую карьеру Роберта Дауни.
Драйвер на ночь / Stretch (2014) — о том как опасно работать водителем лимузина в Голливуде
Иллюзия убийства / F/X (1985) — простенький боевичок о том что хорошие спецэффекты и в жизни могут здорово помочь.
биографии кинодеятелей
Авиатор / The Aviator (2004) — до омерзения впечатляющая варияция Говарда Хьюза.
Джеймс Дин / James Dean (2001) неплохая тв-версия жизни Бунтаря с Джеймсом Франко.
Спасти мистера Бэнкса / Saving Mr. Banks (2013) — о том как Уолт Дисней с Памелой Трэверс делали «Мэри Поппинс»
Трамбо / Trumbo (2015) — о гениальном сценаристе, попавшим в «Чёрный список» времён охоты на ведьм в послевоенном Голливуде.
Фрэнсис / Frances (1982) — хорошая драма о трагической судьбе Фрэнсис Фармер — кинодивы 40-ых
Хичкок / Hitchcock (2012) — Хичкок и съёмки «Психо».
Хранитель времени / Hugo (2011) — и хотя на первом плане тут история несчастного сиротки, но на самом деле это прекрасное кино про Жоржа Мельеса.
Чаплин / Chaplin (1992) — суховатая биография великого Чарли.
Эд Вуд / Ed Wood (1994) и его самые плохие в мире фильмы
кино как важная сюжетная деталь или завязка
Супер 8 / Super 8 (2011) — ностальгическое от Абрамса, про детишек, снимавших кино в условиях полной фантастики.
Охотники на троллей / Trolljegeren (2010) — монктюментари в котором смелые норвежские студенты разоблачат правительственный заговор по скрыванию троллей от широкой общественности.
Кинг Конг / King Kong (2005) — о том как попытались снять кино на тропическом острове, а в итоге поймали гигантскую обезьяну на живца.
Кинг Конг / King Kong (1933) — живцом почему-то оказалась натуральная блондинка
Последний киногерой / Last Action Hero (1993) — весёлый боевик о том что может случится если Шварцнеггер вылезет из экрана. Ну или если залезть к нему
Пурпурная роза Каира / The Purple Rose of Cairo (1985) — но вообще это же исполнение мечты в чистом виде — когда из экрана вылезает твой кумир. )
Операция «Арго» / Argo (2012) — история про заложников которых спасали при помощи съёмок фильма настолько невероятная, что сама по себе круче любого фильма.
Напролом / The Hard Way (1991) — о том как один актёр попытался вжиться в шкуру настоящего копа и как это не понравилось копу.
Ж.К.В.Д./ JCVD (2008) — о том как в современном мире трудно живётся если ты — Жан-Клод Ван-Дамм
Чудовище / L’animal (1977) — забавная комедия о том как один безалаберный каскадёр оказался копией известного актёра.
Зак и Мири снимают порно / Zack and Miri Make a Porno (2008) — страноватый ромком от Кевина Смита о неудавшихся деятелей порнобизнеса.
Ноттинг Хилл / Notting Hill (1999) — про как трудно поддерживать отношения когда твоя девушка — кинозвезда.
Сестричка Бетти / Nurse Betty (1999) чудесное и доброе, о наёмных убийцах и о том как Рене Зельвеггер слегка поехав крышей, решила что она девушка известного сериального персонажа.

Вход и выход / In & Out (1997) — редкой прекрасности комедия в которой один известный актёр обозвал своего учителя литературы геем, а тот вообще-то жениться собрался.
Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988) — очень человеколюбивое, про то как кино освещает жизнь обычных людей, а для некоторых становится смыслом жизни.
Бартон Финк / Barton Fink (1991) о том как трудно писать сценарии в неподходящих условиях.
Фильм со мной в главной роли / A Film with Me in It (2008) — на самом деле я слегка жульничаю, про кино тут с гулькин нос. Всего-то пережив кучу нелепых смертей приятели написали сценарий и его даже экранизировали. Но этот фильм такой прикольный и малоизвестный что надо же вам как-то рассказать о нём.

«Ну так раздевайся!»

— «ЭКИПАЖ» вошел в историю русского кино как трижды первый. Это первая картина, снятая в жанре катастрофы. Первая спродюсированная, поскольку была снята не только на государственные деньги, но и на средства «Аэрофлота». И, конечно же, первая, показавшая эротические сцены.

— Любовных сюжетов было отснято значительно больше, чем вошло в картину после вмешательства цензоров. Но все же половина постельных сцен осталась. И это радует.

— Яковлева с Филатовым не стеснялись быть пионерами в области киноэротики?

— Это мы, съемочная группа, стеснялись и боялись. А вот актриса — нет. «Ну что, будем сниматься?» — спрашивает Митта у Яковлевой. — «Да». — «Ну так раздевайся!» И Саша на глазах у всей группы снимает платье, потом трусики — в одну секунду раздевается, и никаких проблем. А Леонид Филатов стеснялся и во всех постельных сценах работал, не снимая брюк. Вот Георгий Жженов, он и в жизни, как в «Экипаже», — лидер, командир, он жил на экране. А Филатову пришлось играть, потому что он в жизни был абсолютно не плейбоем, а стеснительным и скромным человеком. Он говорил мне: «Я с такими трудностями играю эту роль».

— Почему Олега Даля, две недели проработавшего на картине, заменили Леонидом Филатовым?

— Даль уже начал сниматься, но потом вдруг зашел ко мне и говорит: «Директор, есть разговор. Наедине!» Я попросил всех выйти, а Олег закрыл дверь на ключ. «Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю — психую, — объясняет он. — В общем, сниматься не могу…» Я пытался отговорить его: «Куча денег уже потрачена», убеждал в том, что от таких ролей не отказываются, что он профессионал. «Я болен», — прервав мои излияния, коротко ответил Даль, резко поднялся с места, вытянул перед собой руки и замер, закрыв глаза. У него так сильно дрожали руки, что тут я понял: он не лукавит, а на самом деле не может сниматься. Но решение снять его со съемок мог принять только гендиректор «Мосфильма».

Мы пошли к Сизову, и Даль сказал ему: «Режиссер классный, сценарий классный, но я впервые в жизни не могу сниматься. Не могу, поверьте». Олег произнес это так мучительно и искренне, что отставка была принята. Уже позже мы узнали, что даром Олегу это не прошло. Появился негласный приказ, запрещающий Далю сниматься на «Мосфильме» в течение трех лет. Но выполнять его не пришлось — через год Олега не стало.

«Студентка вытворяла такое…»

— В ПЕРВОМ составе экипажа были Елена Проклова, Николай Караченцов и Алексей Петренко. Почему они так и не появились в картине?

— На самом деле жанр фильма-катастрофы удивительным образом проявился при подборе исполнителей главных ролей. Из четырех членов экипажа пришлось заменить трех. На роль командира Митта хотел пригласить Алексея Петренко, но тот почему-то резко отказался. Утвердили Георгия Жженова. Потом после великолепной пробы на роль второго пилота взяли Николая Караченцова. Как-то Николай зашел ко мне в кабинет и вроде бы не специально, мимоходом, будто актерский этюд разыгрывал, с шутками и прибаутками поведал, что очень прилично занят в своем «Ленкоме», что сейчас снимается в Белоруссии и на телевидении и даже выступает в концертах с вокальными номерами. «Ваши — один или два дня в неделю», — заявляет он и исчезает. Тогда на роль второго пилота мы взяли менее занятого актера Театра Советской Армии Анатолия Васильева.

Елена Проклова была утверждена на роль стюардессы фантастически быстро — одним телефонным звонком. Но, когда я попросил Лену приехать для заключения договора, она тут же примчалась на студию и… отказалась от роли! «Нет, — тараторила она, — сама я очень-очень хочу сниматься, но представляете, Олег Николаевич (Ефремов, главный режиссер МХАТа) ввел меня в несколько спектаклей. Ира Мирошниченко внезапно уехала в Южную Америку, и вот я вместо нее…» Лишившись стюардессы, Митта начал съемки с неполным составом экипажа: Жженовым, Васильевым и Далем. А потом, как вы знаете, и Даль отказался.

— Как в картине появилась Александра Яковлева? Ведь «Экипаж» стал для нее первой киноработой.

— Ее нашел кто-то из ассистентов по актерам. Она тогда была студенткой театрального училища Александрой Иванес. И как только Митта утвердил Сашу на роль, я поехал в училище просить разрешение на ее участие в съемках, приготовившись, конечно, к самому худшему. В училищах обычно не одобряли, когда студенты снимались в кино. А тут ректор меня огорошил: «Вы по поводу Иванес? Снимайте! Она свободна!» «Как же так?» — удивился я. «Эту студентку мы исключили за бесконечные опоздания и срывы репетиций, — объяснил он. — И вам не советую с ней связываться. Попомните мое слово, хлебнете вы с ней лиха!» Я не очень-то поверил ректору, а зря. Через два месяца и я с наслаждением вышиб бы ее из съемочной группы. Но приходилось терпеть, на пересъемки не было денег, а от одной мысли, что снова придется искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались.

— Например?

— Обычный съемочный день. Саша входит в павильон, а на ней платье из другой сцены. Режиссер останавливает съемку: «В чем дело?» «Художник по костюмам велела», — потупившись, как послушная школьница, отвечает Саша. Митта, страшно выругавшись, бежит к художнику по костюмам: «Ты почему такая-сякая срываешь съемку?» «И я ей сказала то же самое, — побледнев, оправдывается художница, — но актриса заявила, что это платье попросили вы…»

Ну не стерва ли? Потом как-то попросили ее заехать на студийной машине за Васильевым. «Обязательно», — пообещала она. Но в «Домодедово» приехала одна и безмятежно сказала: «А меня об этом никто не просил». Съемки были задержаны. Еще один скандал случился уже во время монтажного периода. Месяца за два до того «стюардесса» успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять свою фамилию на фамилию Яковлева, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были уже готовы. После ее очередной истерики пришлось потратить деньги на их переделку.

100 долларов за название

— СРАЗУ ли возникло название картины «Экипаж» или были другие варианты?

— Фильм назывался «Запас прочности». Но, когда прокатчики увидели первую сборку картины, они в ужасе закричали: «Какой еще «Запас прочности»? С таким названием фильм погибнет!» Срочно собрали всю группу, и Митта говорит: «Дам 100 долларов тому, кто придумает хорошее название». Две недели думали-думали и ничего не придумали.

— А кто автор «Экипажа»?

— Митта.

— Насколько я знаю, руководители советской авиации были категорически против фильма об авиакатастрофе Ту-154. Как вам удалось разрулить ситуацию?

— Работа над сценарием фильма была еще в самом разгаре, а по министерству авиации уже пополз слух: «Мосфильм» затевает картину про аварию нашего самолета. Но как же так?! Самолеты фирмы Туполев — самые надежные в мире, «Аэрофлот» — самая лучшая и безопасная компания в мире. Надо было что-то придумать. И авторы — Ю. Дунский и В. Фрид — нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит в Африке, а вот подвиг, конечно же, на территории Советского Союза.

— «Аэрофлот» потом даже выступил в качестве спонсора фильма, не так ли?

— Мы с Александром Миттой уговорили замминистра авиации Павлова стать консультантом фильма. Но если в исторических картинах консультанты помогали фактами, то нам нужен был консультант, который бы снял трубку и сказал: «Снимайте в «Домодедове» или в «Шереметьеве», чтобы удешевить производство, И Павлов это делал.

А как мы искали самолеты! Списанных Ту-154 еще не было, модель была новая. Вдруг узнаем, что «кажется, во «Внукове» что-то случилось», потом «кажется, авария в Омске…» Звоним в омский аэропорт: «Говорят, у вас что-то случилось с Ту-154?» «Кто говорит?» — раздраженно спрашивает диспетчер. — «С киностудии «Мосфильм». — «Хоть из «Мультфильм»! Вы соображаете, что спрашиваете? Да еще по телефону!» Через два дня мы выяснили, что рейсовый самолет заходил на посадку в аэропорту Омска и пилот заметил, как из одного стоящего внизу Ту-154 валит дым. Он тут же связался с диспетчером. Тот вызвал пожарных. Пожар был таким сильным, что борцы с огнем отстояли только хвост. Хорошо, что обошлось без жертв. Через три недели, с большим трудом уместив негабаритный хвост на железнодорожную платформу, мы привезли драгоценный груз в Москву. И весь эпизод «ликвидации аварии в воздухе» снимали на этом обрубке.

Пока везли хвост, успели найти и «тело». В рейсовом самолете Киев — Москва один из пассажиров перевозил ртуть, а она каким-то образом разлилась. А ртуть и металл разъедает, и для людей опасна. Самолет отправили на завод для осмотра и ремонта. «Нельзя ли в нем поснимать?» подумали мы. И отправились с Миттой на переговоры с министром авиации Бугаевым. «Если будете делать такое кино, как «Небесный тихоход», поможем всемерно», — сказал Бугаев, и мы получили самолет в свое распоряжение.

— Вы уже говорили, что под монтажные ножницы попали эротические сцены. Что еще не увидели зрители?

— Очень долго продолжалась борьба за финал. По сценарию командир экипажа (Георгий Жженов) после пережитого стресса умирает прямо на глазах зрителей от сердечного приступа. Но два министра — авиации и кино — вцепились в горло Митте, настаивая на хеппи-энде. «Но это же история жизни. Все умирают! И вы умрете!» — брякнул Митта, показывая на министра. Но тут же понял свою бестактность и добавил: «И я умру». Месяц Митта боролся с министрами, но смерть командира экипажа все равно заставили убрать. Финальную сцену пришлось переснимать. И, как вы помните, герой Жженова умирает, но не в кадре. Просто стюардесса, объявляя «Вас приветствует командир корабля…», называет другую фамилию командира экипажа.

«Вы летчик? — Иногда…»

Гости премьеры разошлись после показа — к часу ночи. Среди них были министр культуры РФ Владимир Мединский, директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов, глава Союза кинематографистов Никита Михалков, председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин, заместитель Генерального директора ВГТРК Антон Златопольский (фильм представляет канал «Россия 1»), глава киностудии имени Горького Сергей Зернов, главный редактор канала «Культура» Сергей Шумаков, режиссеры Олег Табаков, Владимир Меньшов, Владимир Хотиненко, Валерий Тодоровский, Александр Митта, актеры Владимир Машков, Данила Козловский, Светлана Светличная, Надежда Михалкова, композиторы Игорь Крутой, Игорь Николаев и многие другие.

Но одни из самых дорогих гостей премьеры — летчики «Оренбургских авиалиний» Константин Парикожа и Дмитрий Алкеев, которые совершили подвиг в Доминикане, посадив неисправный самолет, благодаря чему им удалось спасти сотни жизней. После фильма, во время которого в зале то и дело раздавались зрительские возгласы «Не может этого быть!», обозреватель «РГ» поговорила с летчиками и расспросила их — что правда, а что — нет, и каковы у них впечатления от премьеры.

То, что мы видели на экране — насколько это было достоверно?

Константин Парикожа: Какой момент вас интересует?

«Дозаправки» людьми в воздухе. Мне казалось, что это было нереально. Может такое случиться хотя бы теоретически?

Константин Парикожа: Тяжеловато, конечно, такое сделать. Дозаправка в воздухе существует и происходит таким же образом — самолеты выстраиваются «в хвост». Как правило — в армии и в военной авиации — на самолетах дальнего действия. У них есть такая, без посадки. А что касается людей…

Дмитрий Алкеев: Думаю, если бы была тренировка — такое сделать бы смогли.

А когда самолет взлетает из горящей точки на короткой взлетной полосе, что становится возможным только благодаря упавшей вышке с водой — такое реально?

Дмитрий Алкеев: Это все абсолютно правильно. Согласен! Это самый правдоподобный момент в этом кино.

Все мы помним, как, когда случилось извержение вулкана в Исландии, прекратили летать самолеты, потому что вулканический пепел, попавший в двигатель, приводит к катастрофе. А в фильме самолет с пеплом в двигателе летит и довольно долго.

Дмитрий Алкеев: Бывает такое. От количества пепла зависит. В один двигатель попало много, он сразу выключился, а другой повредился, но продолжил работать.

Когда вы посадили в Доминикане самолет и спасли жизни сотням пассажиров, эмоционально в реальности испытали что-то подобное тому, что играли актеры в фильме?

Константин Парикожа: Конечно, напряжение было. Но у нас это происходило всего-навсего 20 минут. А в фильме — растянуто на два часа. В жизни происходила не такая масса событий, как с этим экипажем. Так что эти герои — намного героичнее, чем мы. У нас все было скоротечно и не так ярко и красочно. И вулкан не взорвался.

Тем не менее, вы тоже чувствовали, что можете не долететь…

Константин Парикожа: Мы были над аэропортом, рядышком.

Дмитрий Алкеев: У нас коэффициент везения больше был. Но страшно, конечно, что и говорить. Включаются какие-то внутренние резервы, эмоции уходят на второй план и выполняешь то, что должен сделать.

А стажеру в такой тяжелой ситуации могут доверить самолет с людьми?

Константин Парикожа: А больше некому было доверять.

Вы смотрели старый фильм «Экипаж»? Какой фильм вызвал более сильное чувство?

Константин Парикожа: Конечно смотрел! Новый фильм более красочен и современен. Хотя сейчас у нас идет эпоха возвращения старого советского кино и играть нужно на высоком уровне, чтобы соответствовать ему.

Дмитрий Алкеев: Вы знаете, как говорят: песни, которые в детстве услышал, дороже тех, что услышишь потом. Конечно, мне старый «Экипаж» ближе. Но эффекты и краски, которые я увидел в новом фильме, разумеется, впечатляют.

Какие фильмы про свою профессию, кроме «Экипажа», вы любите? Я вспомнила недавний фильм «Елки», где самолет внезапно сажают на старую посадочную полосу, которая чудом сохранилась стараниями одного человека. И основано это на реальной истории.

Константин Парикожа: Лучший авиационный фильм для меня это «Мимино». Думаю, многие со мной согласятся.

Дмитрий Алкеев: «Иду на грозу», «Разрешите взлет», «Мимино» — отличные фильмы.

Вот вы придете после премьеры домой, что расскажете своим близким?

Дмитрий Алкеев (смеется): «Вы летчик?» «Иногда. Вообще-то — я эндокринолог» (цитата из фильма «Мимино» — Прим. С.А.).

Константин Парикожа: Честно скажу, что мне фильм понравился, и я советую на него сходить. В любом случае все авиаторы пойдут на фильм — сто процентов. Хотя бы ради того, чтобы проверить его на подлинность: сказка — не сказка. Но это ведь не документальное кино и не основанное на реальных событиях. Надо от этого отталкиваться и понимать, что все-таки картину лучше оценивать комплексно. Тут много всего — и взаимоотношения, и чувства. И не надо делать упор на техническую сторону этого фильма. Она как фон идет. Это совершенно не главное в картине. И за это я благодарен создателям — мне, правда, фильм очень понравился.

Когда будет встреча с авторами картины, что вы им скажете?

Дмитрий Алкеев: «Спасибо!»

Константин Парикожа: И выскажем благодарность за их мастерство и способность передать реалии нашей работы.