Как поговорить с учителем об успеваемости ребенка

Как поговорить с учителем об отметке: пошаговая инструкция для родителей

Оставим в стороне споры о том, стоит ли вообще родителям вмешиваться в учебу детей. Как бы то ни было, у каждого из нас — свой опыт взаимоотношений со школой, свое отношение к учебному процессу и свои взгляды на будущее наших детей.

Сколько ни уговаривай взрослых оставить учебу в сфере ответственности ребенка — сделать это могут только самые смелые и самые отчаянные родители. У остальных периодически (или постоянно) возникает необходимость прийти в школу и разобраться с отметками.

Как это сделать конструктивно?

Начнем с общих положений. Сегодня вся система образования официально «заточена» на потребности ученика. Любая спорная отметка округляется в пользу ребенка.

Четвертная отметка выставляется по строгим правилам (среднее арифметическое письменных работ с возможным увеличением в сторону преобладающего балла). Годовая — выводится как среднее арифметическое четвертных (и никаких «я смотрю по третьей четверти» — эта норма уже не действует. Считаем сумму, делим на четыре и округляем в пользу ученика).

Нормы оценки знаний строго контролируются и находятся в общем доступе на любом профильном сайте.

Большинство школ ведут электронные журналы, в которых родители в режиме реального времени могут следить за накоплением отметок. То есть если учитель вдруг начнет «занижать»показатели — вы это заметите раньше, чем выставятся четвертные и годовые отметки. А чем раньше вы это заметите, тем проще будет решить вопрос.

Но! Стоит понимать, что ребенок далеко не всегда прав и далеко не всегда говорит вам правду. Его низкая оценка может быть заслуженной — и тогда ваши претензии могут иметь неприятные последствия: школа может создать комиссию, которая оценит знания вашего школяра, и правота учителя будет доказана публично. Вряд ли потом вы сможете о чем-то договариваться с коллективом. Поэтому, прежде чем идти разговаривать насчет отметки, всесторонне изучите проблему:

может быть, ваш ребенок попросту не заслуживает той оценки, о которой вы идете просить?

Если же вы уверены в своем правоте, тогда:

Соберите и сведите воедино всю информацию об успеваемости вашего ученика, об оценках по другим предметам, о написанных им контрольных и самостоятельных работах, пролистайте его рабочие тетради по предмету и четко сформулируйте свои опасения, подозрения и предложения по исправлению ситуации.

Может быть, ваш ребенок слишком медлителен и вы просите для него дополнительные задания на дом? Может быть, ученик много болел и ему нужны дополнительные занятия?

А может быть, учитель не замечает его склонностей и способностей, которые так ярко раскрываются вне урока? Или он просто обсчитывается раз за разом, выводя средний балл? И даже может быть, он откровенно придирается и реализует свои собственные комплексы, издеваясь над детьми?

По возможности спокойно сделайте выводы и наберите номер классного руководителя.

Не обсуждайте ситуацию с другими родителями из класса, не выносите ее на обсуждение своего двора или отдела на работе. Праздное любопытство и пустопорожние эмоции других людей, у каждого из которых свой опыт, свои школьные травмы и свои эмоциональные реакции, собьют вас с конструктивной волны. Звоните напрямую классному руководителю и просите о встрече.

По своей должностной инструкции классный руководитель обязан отслеживать показатели детей своего класса и решать любые конфликтные ситуации между педагогами и детьми. Если он этого не делает — мягко, но решительно настаивайте и давайте понять, что настроены разобраться в ситуации до конца.

Как правило, на этом этапе мелкие и случайные конфликты разрешаются эдаким учительским междусобойчиком в пользу ученика: вам дадут подробный отчет по поводу его работы на уроке, предложат что-то подучить или подтянуть, пожалуются на дисциплину — и ситуация выправится. Если же классный руководитель на контакт не пойдет — двигайтесь дальше.

Не кричите, не угрожайте, не переходите к оскорблениям — спокойно, но твердо просите о встрече с учителем-предметником. Отказать вам не имеют права, точно так же не имеют права не пустить на урок. Вы можете договориться прийти в класс, посидеть на уроке, посмотреть, как строятся взаимоотношения детей и учителя, как отвечает ваш школяр. Вы имеете право посмотреть контрольную тетрадь по предмету (они всегда хранятся в школе, домой их уносить нельзя) и сверить нормы выставления оценок с тем, как выставляются оценки вашему ученику.

На этом этапе нормальный адекватный «предметник» должен составить с вами конструктивную беседу и составить вместе с вами план «спасения» вашей оценки. Если движения навстречу нет — идем дальше.

Теперь — кабинет директора. Лучше позвонить и договориться о встрече заранее — потому что неизвестно, в какой момент вы застанете директора спонтанно. Должность эта нервная, а ваш вопрос надо решать спокойно и обстоятельно. Если надо, попросите, чтобы на встрече присутствовал школьный психолог.

Не ведитесь на попытки перевести разговор в эмоциональную плоскость, если вдруг таковые начнутся. Как правило, оставшиеся несколько процентов затяжных конфликтов на этом этапе получают позитивное разрешение — ученику дают дополнительное задание, учителю — положенные рекомендации.

Но если ваш конкретный конфликт, ваша конкретная отметка не сдвинется с мертвой точки и здесь — звоните в РОО. Можно и сходить — только предварительно уточнить график приема граждан начальником. Конечно, после такого звонка вашему ребенку и всем участвующим учителям придется нелегко, потому что школу перевернут с ног на голову, проверяя качество процесса. Такое редко прощается, но зато вы доведете свое дело до логического завершения.

Отметку — если вы ее, конечно, заслуживаете — вам выставят какую положено по нормам, учителя накажут, администрации поставят на вид.

Но, если честно, по-настоящему заниженные отметки встречаются очень редко.

Так что прежде чем требовать — подумайте хорошенько: а ваш обиженный точно-преточно знает предмет на высокую оценку?

VELVET: Анна Северинец

18 советов классного руководителя, как общаться с родителями и вести себя с детьми

У каждого ребёнка был классный руководитель, а часто и не один. В каких-то школах он просто выполняет функции организатора, а для кого-то становится чуть ли не второй мамой. Редактор «Мела» Саша Шведченко сходила в свою школу и поговорила с учителем информатики с 20-летним стажем и классным руководителем Светланой Голосовой о том, как превратить класс в команду.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Об атмосфере в классе и знакомстве с детьми

1. За классным руководителем следят дети — маленькие и взрослые. И они, подобно лакмусовой бумажке, в два счёта считывают ложь и хитрость. Как только ты попытаешься от ребёнка что-то скрыть, он тут же это почувствует. Дальнейшие нормальные отношения с ним выстроить будет невозможно — рухнет всё и сразу.

2. Помимо того что классный руководитель учит детей и следит за успеваемостью в классе, он отвечает ещё и за микроклимат в коллективе. Причём это касается не только детей, но и родителей. Без них, кстати, не обойтись: если нет поддержки от мам и пап, атмосфера в классе будет не очень хорошей.

3. Подростковый возраст — как насморк. Его нужно просто пережить. Желательно, чтобы в этот период ребёнок был занят с утра до вечера. Вообще, классный руководитель должен отлично знать возрастные особенности каждого человека. Его роль в средней школе меняется с каждым годом, потому что дети взрослеют. Для того, чтобы каждому ребёнку было хорошо, придётся создать атмосферу семьи — и в пятом, и в одиннадцатом классе.

4. К первой встрече с детьми классный руководитель готовится как к обычному уроку. Чтобы не нервничать, нужно написать себе план встречи и быть хорошо подготовленным. Если в классе есть новенькие, нужно обязательно познакомить их с остальными ребятами. Следует помнить, что первое впечатление всегда запоминается, поэтому никаких негативных эмоций или даже звуков быть не должно.

5. Детей нужно любить. И они обязательно ответят тебе тем же. Про доброту и отзывчивость всё понятно: человек, который любит детей, не может быть злым. Также всё ясно про крики и унижения: это недопустимо.

Об отношениях с родителями

6. С родителями всегда сложнее, чем с детьми. Часто они думают, что их мнение — единственно правильное. Ещё они бывают намного старше классного руководителя. Но нужно помнить, что большинство из них всё-таки не работают в школе и не учились на педагогическом.

7. На родительском собрании я никогда не перехожу на личности. Легко сказать: «Вот Иванов, и у него двойки». Но бедный папа Иванова после этого больше на собрание не придёт. Если ты хочешь привлечь внимание родителя к проблеме, разговаривай с ним лично.

8. Хвалить прилюдно нужно: это всегда хорошо. Если фамилия ребёнка не прозвучала в каком-то списке, для родителей это повод задуматься и попытаться выяснить у ребёнка, почему же он в чём-то не поучаствовал.

9. Родители всегда негласно между собой соревнуются. Для них собственные дети — самые лучшие. Но важно объяснить им, что со всеобъемлющей заботой не стоит перегибать палку. Подчас они просто не дают ребёнку шанса.

10. Родительские собрания — это хорошо. Конечно, на них тратится колоссальное количество энергии, потому что перед тобой взрослые люди с собственным мнением. Я стараюсь сделать так, чтобы родители тоже понимали, что мы как семья. И если с Петей Ивановым что-то случилось, то мама Саши, скорее всего, будет за это переживать.

11. Родители могут обращаться к классному руководителю с самыми разными проблемами. Помимо учёбы и успеваемости, например, они могут спросить, нравятся ли вам новые штаны ребёнка и подойдут ли они для мероприятия, на которое собрался класс. К этому нужно быть просто готовым: набраться терпения и принимать как данность. Чтобы их не обидеть, можно похвалить за активность, а потом аккуратно скорректировать их действия.

О детях с особенностями и травле

12. Классный руководитель должен знать об особенностях каждого ребёнка. Если школьник, к примеру, медлительный, классный руководитель должен объяснить другим педагогам, что этому ребёнку нужно больше времени.

13. Если ребёнок сталкивается с травлей, чаще всего он такую ситуацию пытается разрешить сам. Я же стараюсь объяснять, что первое и самое важное действие — обратиться к взрослому. Одна из обязанностей классного руководителя — чувствовать микроклимат в коллективе от и до, улавливать сигналы тревоги или обеспокоенности. Кстати, детям бывает трудно извиниться, и в таком случае классному руководителю приходится самому искать нужные слова, чтобы помирить детей.

14. В каждой школе есть свои правила, все они прописаны в уставе. Можно просто занудно зачитать его детям, а можно доходчиво объяснить правила в игровой форме. Будет здорово, если дети сами их сформулируют. Задайте им вопрос: «А что будет, если вы поступите так-то?» И они легко на этот вопрос ответят.

15. В каждом классе есть дети, которых никто не слышит и не видит, они никогда не поднимают руку. И у каждого из них совершенно точно есть скрытые таланты: ребёнок либо хорошо рисует, либо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. А может быть, он просто любит смотреть футбол. Эти таланты нужно обязательно найти и попытаться их реализовать в рамках школьной жизни. Хорошо играет на скрипке — пусть выступает на празднике. Главное — не заставлять ребёнка, а хорошо попросить: мол, без тебя никак не справимся. При таком подходе он через какое-то время точно почувствует свои сильные стороны и станет увереннее в себе.

О личном времени и уважении к свободному времени детей

16. Классный руководитель не работает круглосуточно. У него есть личное время, которое он имеет право потратить на себя и семью. Это не прихоть, это важный восстановительный период. Работать без передышки очень вредно, человек не успевает восстанавливаться, от этого у него падает результативность. Поэтому после 20:00 мы решаем только самые срочные и необходимые вопросы. К этому нужно приучить весь класс.

>Как найти подход к ученику

Проблема индивидуального подхода к ученикам

Дети не похожи друг на друга: их различает тип темперамента, уровень IQ, степень социальной адаптации и многое другое. Чтобы найти подход к ученику, необходимо изучить особенности его характера, уровень развития познавательных процессов, понять модель его поведения в школе, узнать об обстановке в семье ребенка.
Зачастую учителя не учитывают индивидуальных особенностей детей, не стремятся к тому, чтобы понять, чем живет тот или иной ученик. Требуя от каждого ребенка определенный набор знаний и действий, педагоги уравнивают всех детей, превращая их в некую безликую общую массу. Отсюда и проблемы с неуспеваемостью и плохим поведением.

Как найти подход к ученику?

Прежде всего, необходимо иметь желание изучить личность ребенка, его внутренние потребности и интересы. При этом важно попытаться стать для ученика страшим другом, вызвать доверие и уважение к себе, но никак не страх. Занимая авторитарную позицию в отношениях «учитель-ученик» вы вряд ли добьетесь чего-то существенного.
Проведите с учеником индивидуальную беседу, причем она должна быть неформальной и неофициальной. Начните с общих вопросов: кем мечтает стать ребенок, когда окончит школу? Какие предметы ему нравятся, а какие вызывают затруднения? Чем он занимается на досуге? Существуют ли в его семье какие-либо традиции, совместные дела и т.п.? Получив ответы на эти вопросы, вы будете лучше понимать вашего ученика и то, как именно с ним нужно взаимодействовать – чем мотивировать к учебе, как поощрять и т.д.
Вторым шагом после доверительной беседы может стать прохождение ребенком тестов на определение уровня развития познавательных процессов – памяти, мышления, воображения и т.п. Тестирование можно провести совместно со школьным психологом. Анализ результатов тестов может показать, к примеру, почему ребенок плохо запоминает учебный материал – возможно, у него плохо развита память или проблемы с концентрацией внимания.
Посетите семью ученика, побеседуйте с его родителями об их духовных ценностях, о том, каким они хотят видеть своего ребенка и что конкретно они для этого делают. Постарайтесь донести до родителей мысль о том, что детей важно не только «кормить-обувать», но и воспитывать – собственным примером, общими делами, правильным позитивным мировоззрением и т.п.
Следующий шаг – аккуратная проработка всех выявленных проблем. При этом не стоит посвящать ребенка во все сложности, связанные с его личностью и навешивать ярлыки, для него вы по-прежнему должны оставаться старшим и мудрым другом. Помните, что вы – учитель, и вашей работой является не только сухое изложение программного материала и контроль выдачи учеником нормативной базы знаний. Основная ваша задача – научить ребенка учиться, вооружить его «инструментами», которые помогут ему с интересом добывать новые знания, а также помочь избавиться от тех страхов, комплексов и реальных препятствий, которые мешают ему полноценно и продуктивно учиться.
Так, наиболее действенными и эффективными методами учебного взаимодействия с трудными детьми являются индивидуальные контрольные задания, составленные с учетом способностей каждого ребенка; дополнительные занятия в группах продленного дня с тщательной проработкой всех проблемных вопросов; индивидуальные домашние задания, подобранные в соответствии с уровнем возможностей ученика.
Если же ваш ученик не имеет проблем с успеваемостью, но не признает в вас авторитет учителя, не уважает вас, необходимо также разобраться в причинах такого неприятия. Возможно, поможет индивидуальная беседа с ребенком на равных. Прислушайтесь к высказываемым им обидам, возможно, вы в чем-то не правы и выбранная вами модель взаимодействия с данным учеником слишком авторитарна. Разберитесь в своем отношении к ребенку – если в вас слишком много агрессии или неприятия ученика, работайте над искоренением данных стереотипов, постарайтесь увидеть в ребенке личность, следуя вышеописанным советам и рекомендациям.

Современное образование

Кто ропщет на своих учителей,
для тех в сто раз ученье тяжелей
Фирдоуси

Школа – это место, где ребенок проводит половину своей жизни. Здесь он не только получает новые знания, но и приобретает первый опыт общения с другими детьми и педагогами. И от того на сколько успешно ему удается поладить с одноклассниками и учителями, зачастую зависит и отношение к самому учебному заведению. Бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу только потому, что учитель относится к нему предвзято, необоснованно критикует его работу, предъявляет завышенные требования. Подобные конфликты с педагогом могут стать причиной поиска нового учебного заведения. Чтобы такого не произошло, и родителям, и детям необходимо знать простые правила, которые помогут наладить отношение с учителем.

Сколько учителей – столько характеров

Пока ребенок учится в младшей школе, контакт с педагогами ограничивается классоводом и учителями пения и физкультуры. И если первый учитель оказался мудрым и понимающим, вам несказанно повезло: любовь к школе ребенку обеспечена, как минимум на четыре года. Если же ваш ученик уже вышел из младшего школьного возраста, то ему придется столкнуться как минимум с десятком педагогов, и не факт что это будут «учителя от Бога». Однако не стоит отчаиваться, найдите подход к учителю, и тогда удовольствие от похода в школу обеспечено. Рассмотрим несколько типов учителей:

«Учитель от Бога». Данная категория педагогов говорит сама за себя. Это учитель, который любит и понимает детей, каждый урок у него шедевр педагогического искусства, у такого скучать не будет ни сильный, ни отстающий ученик. К нему не нужно подстраиваться. Единственный недостаток – подобных учителей единицы, поэтому если вы попали к такому Мастеру, получайте удовольствие от процесса обучения и цените мгновения, проведенные вместе.

«Учитель – демократ». Один из лучших представителей профессии. Такой педагог учитывает особенности каждого ученика на уроке, умеет вовремя перестроить ход занятия, если видит, что дети не воспринимают учебный материал. Уважает мнение и желание ребенка. Недостаток – ученик быстро привыкает к подобному толерантному отношению и в ситуации контакта с авторитарным педагогом, не имеет модели правильного поведения. Однако нашим детям отсутствие авторитаризма в школе не грозит, скорее недоумение у них вызовет демократичный подход в обучении.

«Учитель – энтузиаст». Разновидность педагогов, которые увлечены своей работой не из-за денег, а ради самого процесса обучения детей. С ним, у ребенка не возникнет проблем в общении и понимании. Родителям стоит всячески поддерживать любые начинания и идеи такого педагога. Однако не стоит рассчитывать на то, что здоровый энтузиазм учителя продержится достаточно долго: его либо администрация придушит, либо коллеги–учителя не дадут жизни. Поэтому единственным недостатком общения с таким преподавателем может стать непродолжительность контакта.

«Учитель — диктатор». Это тот случай, когда авторитарность берет верх. У такого педагога есть четкая система требований, от которых шаг влево, шаг вправо он отступать, не намерен. Учитель — диктатор не терпит возражений и единственно правильное мнение – это его. Если ваш ребенок не привык к подобному обращению, то конфликты неизбежны. В таком случае родителям необходимо лично пообщаться с педагогом и понять имеет ли он конкретные цели и обоснованы ли его требования. Если все ради того, чтобы дать знания ученику, то можете быть спокойны, ваше чадо и с дисциплиной подружится, и предмет будет знать назубок. А дочери или сыну остается лишь добросовестно подойти к изучению данного предмета, и постараться не вступать с учителем в дискуссии.

«Учитель — фанатик». Это та каста учителей, которые боготворят свой предмет. Если ребенку интересен данный курс, то лучшего педагога не найти. Однако если он увлечен другой наукой, понимания не ждите. На отстающих и слабых учеников, учитель – фанатик смотрит как на истуканов или не замечает их вовсе. При этом не стоит отчаиваться, если вы не относитесь к поклонникам его предмета. К такому педагогу легко найти подход. Достаточно один или два раза в месяц подбирать в интернете или в энциклопедии какой-нибудь интересный факт по предмету и сообщать о нем на уроке. А еще лучше предложить помощь в оформлении кабинета. Все необычное, что ваш ребенок принесет в класс «учителя-фанатика», проложит прямую дорогу к его сердцу.

«Учитель – рабочая лошадка». Таких педагогов в школе, примерно, половина. Они вынуждены тянуть две ставки и подбирать все замены, чтобы прокормить свою семью. Зачастую этот учитель добросовестно относится к своим обязанностям, однако не ждите от него интересных подходов в обучении, у него просто нет времени на то, чтобы обстоятельно готовиться к каждому уроку и выискивать педагогические изюминки. Конфликты с таким преподавателем зачастую возникают на почве его переутомления. В таких ситуациях родителям следует лично встретиться с педагогом, попробовать раскрыть индивидуальные особенности своего ребенка, и, конечно, проявить понимание и уважение к нелегкому труду учителя.

«Учитель – неудачник». Вот тут уж не повезло, так не повезло. Этот ни детей не любит, не свою профессию. Да и в школу пошел работать только от безысходности, как говорится: «нет иной дороги – пойду в педагоги». Такой учитель плохо знает свой предмет, его речь монотонна и скучна, а заснуть у него на уроке – ничего не стоит. Именно с таким горе — педагогом у детей чаще всего возникают конфликты. И снова единственный выход – это личное общение учителя и родителей. Если понимаете, что дела плохи, а предмет для ребенка важный, то выбора нет, нужно менять школу.

5 заповедей для учеников

Как видим, родителям необходимо лично познакомиться с преподавателями своего ребенка. Полезно, также, время от времени наведываться в школу, а если такой возможности нет, то попросить разрешения по телефону интересоваться успехами своего чада. С тем учеником, за которого волнуются родители, педагог вряд ли станет конфликтовать. Конечно, если и сам ребенок выполняет ряд обязательных требований:

1. На уроке не отвлекается, внимательно слушает учителя. Согласитесь, если вы беседуете с соседом во время объяснения учебного материала, то мало кто оставит этот факт без внимания. В этот момент вы сбиваете учителя, а остальным детям мешаете сосредоточиться на объяснении, не говоря уже о том, что сами теряете важную информацию. В подобной ситуации правильным будет подойти к учителю после урока и извиниться.

2. Не стесняется обратиться за помощью к педагогу, если не до конца разобрался в учебном материале. Нет ничего постыдного в том, чтобы показать, что, тебе что-то не понятно, наоборот, тем самым ты демонстрируешь заинтересованность в получении новых знаний. Хуже, если не усвоишь базовых понятий, это приведет к тому, что непонимание предмета будет расти как снежный ком и распутать этот клубок провалов в знаниях будет со временем очень сложно.

3. Не злоупотребляет доверием учителя. Придумывая каждый раз новую причину, почему не выучил урок, ты рискуешь прослыть вруном и потерять уважение и доверие учителя. Иногда лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

4. Старается добросовестно выполнять школьные требования. Срывая урок, или пропуская занятие, ты рискуешь серьезно усложнить свою школьную жизнь. Подобное поведение учитель может расценить, как объявление войны, и кто выйдет из этого противостояния победителем, гадать не стоит.

5. Не забывает, что учитель тоже человек. У учителя как у всех могут быть неприятности или болеть голова. Относитесь к преподавателю с пониманием, ведь ваша учительница тоже может быть чья-то мама или бабушка. Представьте, что вашим близким каждый день кто-то на работе портит настроение.

Надеемся, что наши советы помогут вам наладить контакт с педагогом, и общение с ним принесет только удовольствие. А в курьезные ситуации учитель и ученик будут попадать исключительно в анекдотах:

«Шум, доносящийся из соседнего класса, мешает учителю вести урок. Он заходит туда, хватает за ухо главного крикуна и уводит его в свой класс. По соседству становится тихо. Через некоторое время раздается робкий стук в дверь. Входит ученик из соседнего класса и говорит:
— Иван Петрович! Вы не могли бы вернуть нам нашего преподавателя?»

  • Задавай вопросы по теме. Многие стесняются спрашивать, потому что считают, что так они показывают свою некомпетентность. Такое мнение ошибочно: логично, что при восприятии нового материала у слушателей могут возникать вопросы, и их наличие – сигнал о том, что тема им небезразлична. Правда, старайся следить за тем, что спрашивают другие – чтобы не получалось, что ты повторяешься – это как раз произведет обратный эффект на учителя, показав, что ты была невнимательна. И, конечно, не стоит заваливать его горой вопросов во время урока – есть риск, что так он не успеет дать весь необходимый материал.
  • Сдавай все задания вовремя. Да, мы понимаем, что организовать себя и сделать все необходимое в срок – задача не из легких. Но, во-первых, сдавая материалы вовремя, ты избавляешь себя от накопления заданий, которые при невыполнении могут наслаиваться, как снежный ком. А, во-вторых, проявляешь уважение к учителю – у него есть свой график от руководства, которого он должен придерживаться, и при его отсрочивании у него могут возникнут сложности. В-третьих, вряд ли ему хочется тратить свое свободное время на то, чтобы проверять работы, которые были сданы позже назначенного срока.
  • Сделай чуть больше необходимого. Дополнительная нагрузка, взятая по собственной инициативе, – это одновременно и польза для тебя самой (новый челлендж), и приятный момент для учителя. Например, если он задает написать эссе минимум на 5 страниц, желательно написать около 6 – так ты покажешь, что не выжимала из себя эти несчастные страницы, пытаясь выполнить минимальную задачу, а вполне бодренько выполняла задание и готова к дополнительным нагрузкам.

Любимчик учителя

Некоторые явления меня очень раздражают. Например, лозунги. Такие, на первый взгляд, красивые и верные фразы, такие руководства к действию, такие поверхностные и однобокие в своей убежденности.

Я давно хотела и немного даже собиралась написать об этом. В смысле, об этих, о любимчиках. И немного просматривала профессиональные форумы и сообщества. В поисках единомышленников пребывала, искала подсказки, подбирала аргументы поувесистей. И что? Педагогические ветки кишит лозунгами. «У учителя не может быть любимчиков!», «Я всех своих учеников люблю всем сердцем, всех одинаково!», «Учитель должен относиться ко всем ученикам одинаково!», «Мудрый учитель тот, кто нашел в своем сердце и подарил свою любовь каждому своему ученику!». И восклицательные знаки, и высокопарные слова о любви и мудрости, и пафос, захлебывающийся от сознания собственной доброты и справедливости. И хочется не осознавать себя частью этой профессии, потому что не хочется быть частью этого лицемерия, провозглашающего собственные добродетели, расходующего себя на трансляцию лживых лозунгов друг другу.

Не обязанности

Я не думаю, что учитель обязан всех учеников любить. Я думаю, он вообще не обязан любить. Как не обязан любить никто. Таких обязанностей ну просто не может быть, они не прописаны ни в Законе об образовании, ни в должностных инструкциях. Пятиклассники меня в этом году уже несколько раз спросили: «Вы нас любите?» Один раз я отвертелась: «Урок ─ не место и не время для подобных разговоров». Они пятиклассники, их не остановить, они пришли после уроков. Было уже не открутиться. В таких случаях я предпочитаю говорить правду. Я уверена, что учить детей лицемерию, гораздо более непедагогично, чем огорчить их отсутствием любви. «Нет.» Огорченные охи, удивление, у некоторых ─ недоверие. «Почему?» «Я недостаточно вас знаю, чтобы любить. И вот так, запросто, говорить о любви мне непривычно. Для меня это глубокое и сложное чувство. Но вы мне нравитесь, мне интересно с вами работать и я довольна вашими успехами на уроках». Это было сегодня.

Любой учитель просто человек

Я просто человек. Любой учитель просто человек. И не могут мне все дети нравиться одинаково. Потому что все дети разные. И одни мне просто по-человечески более симпатичны, а другие ─ менее симпатичны. Это эмоции, они физиологически возникают в подкорковой зоне мозга, а значит, не поддаются сознательному контролю. Другое дело, что в силу профессионального положения от выражения моих эмоций, от выражения моего личного отношения, от моих симпатий и антипатий многое зависит. Неосторожно, безответственно выраженная эмоция может привести к серьезным последствиям.

Не выход

Ответственность ─ это всегда груз. Некоторые мои коллеги, уходя от ответственности за выражение своих эмоций по отношению к детям, уходят в другую крайность, избегают любого проявления чувств. Я имею ввиду не соблюдение необходимой дистанции, а именно принятия на себя роли полуробота-получеловека, оградившегося от всего, свойственного детям, спонтанного, непосредственного, неорганизованного. Они сводят работу с детьми к формальному взаимодействию по постановке задач и оценке результатов. И кажется, что преимуществом такого подхода является гарантированное исключение появления любимчиков. Но это опять только лозунг, только манифест о равных требованиях ко всем, иллюзия возможности выключить в себе живого человека на время работы. В такой ситуации, когда учитель, исключая возможность человеческих взаимоотношений, переводит детей в категорию уравненных объектов для обучения, очень быстро выделяется категория неуспешных детей-изгоев. Это дети странные, или нестандартно-мыслящие, или слишком веселые, или слишком чувствительные, или слишком какие-нибудь еще. А кто такие изгои? Это оборотная сторона любимчиков. То есть получается ровно то, с чем боролись, только со знаком минус.

Я считаю, что проявление здоровой доли человечности и личного отношения иногда бывает не просто уместно, а даже профессионально. Ситуация произошла два года назад с одной очень строгой, умеющей держать дистанцию, но очень профессиональной учительницей химии. Десятиклассник на ее уроке получил тетрадь с проверенной работой. Оценка была «три». Молодой человек, будучи крайне неудовлетворен оценкой, нецензурно выругался в адрес учительницы, был услышан и ею, и одноклассниками. Первой ее реакцией было продолжать урок в своей обычной ровной и невозмутимой манере. Но очень скоро она прервалась, и просто по-человечески обратилась к классу. Она сказала, что ее очень обидели эти слова и то, что произносивший их молодой человек не посчитал нужным извиниться. И что ей тяжело продолжать урок, и попросила ученика выйти из класса. Я у этого класса была классным руководителем. Я точно знаю, что их такое простое человеческое обращение затронуло. Я не знаю, кто и что осознал ─ это личное дело каждого. Я считаю, что в некоторых ситуациях учитель может и должен вести себя как живой человек.

Обязанности

отношение к ученикам находится под пристальным вниманием

Вот что точно учитель обязан делать, так это ответственно относиться к проявлениям своего личного отношения. Обязан понимать, что его отношение к ученикам находится под пристальным вниманием, постоянно оценивается и тестируется на объективность. Каждое выражение одобрения будет принято за проявление симпатии. Есть такое мнение, что учителя любят отличников. Понятно, откуда у него ноги растут. Похвалил за пятерку, не важно за что, главное ─ похвалил. А раз похвалил, значит, симпатия. Поэтому учитель обязан хвалить аргументировано. Именно обязан. Необоснованная похвала может навредить в той же мере, что и безосновательное неодобрение. У меня сын из детского сада регулярно приносит оперативную информацию, что воспитательница его хвалит. Я спрашиваю, за что. Он говорит, что она его просто любит. Я пытаюсь донести до него, что это я его просто люблю. А в саду его хвалят за что-то конкретное. Но он упрямо верит в любовь.

И, конечно, ругать нужно еще более аргументировано. Потому что недостаточно подкрепленное аргументами неодобрение учителя может превратиться в настоящий ящик Пандоры для конфликта. У одной моей коллеги, опытного и профессионального классного руководителя в седьмом классе у мальчика выходит двойка по математике. Учитель математики ─ строгий, педантичный, требовательный мужчина, ставит мальчику двойку за двойкой. Свое недовольство выражает записями в тетрадь и устными беседами на тему «…если в задаче решения нет, а только ответ, она не считается решенной». Ни мальчика, ни маму, ни тетю мальчика (видимо, и всех остальных родственников мальчика) такая аргументация не убеждает. И моя коллега, как классный руководитель, уже второй месяц находится в сердце урагана «Спасите ребенка, его учитель не любит». Конечно, не любит, он любит оформленные задачи, с решениями.

Никто не идеален

И, наконец! Внимание, коллеги из праведных форумов! Некоторые дети мне лично больше нравятся! Просто больше симпатичны мне на эмоциональном уровне. Это просто так есть. Я не ко всем отношусь одинаково. И я очень стараюсь это скрыть. Иногда даже перебарщиваю. Так стараюсь скрыть, что предъявляю к ним излишне завышенные требования. Это ужасно непрофессионально, даже как-то нелепо. Например, бывает, ловлю себя на том, что строже ставлю оценки тем, кто мне нравится. Научилась с этим бороться. Стараюсь сначала проверять работу, а потом смотреть, какой фамилией подписана. Или, например, могу не пустить на урок опоздавшего, если он мне нравится (это, кстати, нарушение закона). Пару раз даже попадала в конфликтную ситуацию — обвиняли в предвзятости и нелюбви к тем, кто больше нравился. Общая же закономерность такая: для меня тот, кто больше нравится, сможет справиться с более высокими требованиями, в него я больше верю. Но я работаю, над собой, развиваюсь, стараюсь быть более объективной, не злоупотреблять властью, не притеснять любимчиков.

>Как стать любимчиком учителя

Как стать любимчиком учителя?

До того, как начать реализацию своего плана, стоит разграничить понятия «учитель» и «преподаватель», потому что учителями чаще всего называют тех, кто работает в школе, а преподавателями — тех людей, которые преподают ту или иную дисциплину в высшем учебном заведении. Тоже самое со «студентом» и «учеником».
Объективность преподавателей часто на порядок выше, чем учителей. Почему? Потому что учителя работают в среде молодых ребят или детей. Чаще всего учителя это женщины, которые мягки и склонны к пониманию. В ВУЗ-ах преподает большое количество мужчин или профессоров с опытом, которые стараются «не прогибаться» и быть максимально справедливыми и объективными.
Этими преимуществами надо пользоваться. Во-первых, старайтесь расположить к себе: создайте у учителя впечатление, что вы стараетесь понять предмет, что вы отдаете себя и свои силы, задавайте вопросы, создайте иллюзию заинтересованности. Неосиливаемый предмет может вам даже начать больше нравиться.
Во-вторых, запомните, что цифры в журнале для учителя значат многое: отличникам или ударникам часто делают поблажки, хотя и видят их конкретное безразличие. Это очень важный психологический момент. Если учитель ставит тройку тому, у кого вокруг одни пятерки и четверки, он (учитель) сам себя заставляет ответить за это «исключение из правил».
Если же учитель ставит тройку троечнику, он не считает нужным объяснять свой выбор, потому что его поддержит остальное большинство.
В средней школе (5-8 классы) я проявлял безразличие к учебе. В 9-11 классах я стал заучивать все материалы и не пропускал занятий, но учителя, тем не менее, не жалели троек и не делали поблажек — их отношение было предвзято.

Другие способы расположить к себе учителя.

Если кто-то решил задаться подобным вопросом, то, наверно, видел реальных «любимчиков» учителей, видел то, что из себя представляют эти ребята.
Не стоит недооценивать опрятность и хорошие манеры: учителя любят, когда с ними здороваются, и они больше расположены к ученикам в форме или, хотя бы, в опрятной рубашке. Это ученые установили, да.
Даже когда учитель говорит, что ты пытаешься подлизаться своей лестью, не останавливайся льстить и подлизываться. Это всегда работает. Учителя чаще всего люди с низкой зарплатой, у которых такие же проблемы, как и у большинства: немытая посуда, дети-бездельники или пьющий муж, ипотека, etc. Поэтому им будет приятно слышать банальное «хорошо выглядите сегодня». Главное говорить это в определенной манере и в определенный момент.
Есть учителя, которых не пробьешь. Они чаще всего ставят оценки объективно, хотя и проявляют симпатию к ученикам. Но и у них есть точка психического восприятия тебя, нужно просто ее найти.
Подход к каждому учителю и преподавателю должен быть особым, тогда и у преподавателя будет особый подход к тебе. Не стоит забывать о том, что учителя очень не любят безразличие: прогулы важных мероприятий, непосещение занятий, не сдача работ в срок.
Того, кто в течение года прогуливал, на итоговой контрольной работе не спасут его остроумие или хорошие манеры.
Ну и главное, что стоит запомнить, вам не придется никого к себе располагать, если вы будете учить предмет и тратить на него силы. Ваши знания расположат всех сами.

Должен ли учитель обязательно любить
своих учеников?

Вчера «Мел» опубликовал статью Ольги Карчевской «Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности», где в том числе поднимался вопрос: должен ли учитель любить своих учеников. Этот текст вызвал невероятно бурную (даже по меркам любящих поспорить читателей «Мела») дискуссию. Мы собрали самые яркие высказывания из обсуждения в комментариях и предлагаем вам выразить свое мнению по этому важнейшему для школы вопросу.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Ольга Карчевская,

журналист

Меня искренно изумляет, что почти никто не понимает про школу самую важную вещь. Она правда самая важная, послушайте меня сейчас. Эта вещь звучит так: ребенок ни за что не возьмет знание у того, кто его не любит. У меня все.

Ирина Табацкая, читатель «Мела»: Хотелось бы для начала разделить оценки и чувства. «Двойка за контрольную», насколько я понимаю, означает, что ученик не усвоил данную тему. Например, потому что пропустил занятия, или по другим причинам. При чем тут любовь? Если мы кого-то любим, то не спрашиваем, а знает ли он таблицу умножения. Если же ребенок эту таблицу вовремя не выучил, то мы можем или поучить с ним, или нанять репетитора, или решить, что он ее так и не узнает, и смириться, что с математикой теперь будут возникать проблемы всякий раз, когда эта таблица понадобится.

Любовь — вещь индивидуальная. Представим, что я учительница младших классов, и вот передо мной сидят 25 детей. Допустим, я их всех люблю, а они уходят от меня в среднюю школу. Что мне делать, их всех срочно разлюбить? Немедленно полюбить следующих? Как это сделать? Предположим далее, что я работаю в средней или старшей школе. Теперь классов у меня 8-10 и каждого ученика я встречаю 2-3 раза в неделю, исключая каникулы и праздники. Мне кажется, что лучший вариант в этом случае — наличие профессионализма и эмпатии, а вот требовать любви сложно.

Но самое главное, я совсем не уверена, что человек учится лучше у любимого учителя. Здесь все зависит от того, за что он этого учителя любит. Если, например, за выставление произвольных оценок, то вряд ли это хороший вариант. Более того, я на практике сталкивалась неоднократно с ситуациями, когда «злой» преподаватель давал очень качественные знания.

Ксения Баранова,

учитель истории

Действительно, счастье, когда попадаются такие учителя, которые верят в тебя и воспринимаю твои успехи, как свои. Вот только вряд ли каждый может похвастаться, что в его жизни был такой учитель и я не думаю, что в этом стоит кого-то винить. Это закономерно и логично, если мы говорим о самом простом учителе, в ведении которого находится больше одного класса, это значительно больше 30 детей.

Именно поэтому на вопрос «должен ли учитель любить своих детей?», я не могу дать утвердительного ответа. Любовь вообще не терпит обязательств. Да и что такое любовь — не вполне ясно. Но вот уважение и справедливость совершенно точно в отношениях учитель-ученик должны присутствовать. Тут, как в любой работе с людьми, не стоит забывать, что в первую очередь ты имеешь дело с личностью/личностями, а значит, и без справедливости не обойтись.

Александр Ермаков, читатель «Мела»: Ужасные ситуации, описанные в статье, имеют в своей основе скорее отсутствие уважения одного человека к другому, а не отсутствие любви. Не любить надо ученика, а уважать!

Автор задает вопрос, не в плохих ли отношениях учеников и преподавателей кроется причина того, что большая часть знаний из школы выветривается из наших голов аккурат после экзаменов? Не только, да и не столько. Причина скорее кроется в другом — в нежелании детей учиться, в неуважительном отношении к учителю. И в последнем далеко не всегда сам учитель виноват, чаще виноваты родители, не воспитавшие должным образом свое чадо. Нежелание думать, задавать вопросы, углубляться в тему — вот причины того, что потом все из голов выветривается.Есть в классе, где учится моя дочь, такая парочка сыночек-мамочка — он хулиганит, бьет девочек, одноклассников, бесчинствует на уроках, а она заявляет, что он «замечательный мальчик», что на него «все наговаривают». Поставили бы в школе камеры, чтобы этого «замечательного» мальчика, его выходки показать его любвеобильной мамаше. Думаете, она «на стороне ребенка»? Она когда-то «кончится», и ему самому придется жить в этом мире и отвечать за себя. Пока окружающие слабей его или просто не желают применить силу, но в один «прекрасный» момент это изменится, и маменькин сынок получит за свои выходки по полной.

ДОЛЖЕН ЛИ УЧИТЕЛЬ ЛЮБИТЬ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

Сегодня придя на работу, услышала от коллеги, что один родитель обвинил ее в отсутствии любви к его чаду. Я задумалась, нужно ли нам, педагогам, любить учеников? Любовь, вообще, дело очень тонкое и личное, другое дело- уважение. Уважение, — это да, мы обязаны уважать личность в каждом учащемся, уважать мнение. А любовь как же?

Мы можем привести много высказываний о любви, ведь этому высокому чувству посвящали свои строки и Толстой, и Конфуций,и Достоевский и еще многие другие великие люди. И я все-таки думаю, что не зря они говорили о любви, а их слова все-еще живы. Без этого чувства, я думаю, никак не обойтись. Это как в песне: «Ну как на свете без любви прожить?». Она свойственна только человеку из всех живых существ. И в школе не задержится учитель, у которого в сердце нет любви к своему предмету, к ученику. Но если задержится, то будет несчастен, его будут раздражать дети, злить, и зачем тогда занимать чье-то место и калечить души? Но… любовь может проявляться по-разному у всех. И это чувство может уловить только сам человек, это как солнышко, которое греет в ненастный день, как пища, которая питает нас, это — энергия, наконец, без которой не выжить. Нужно любить, желательно. Нужно любить то, что делаешь и тех, с кем имеешь дело, так просто чувствуешь себя счастливее и гармоничнее. Давайте будем все счастливы и давайте любить: себя, своих детей, своих коллег, свою работу! Давайте делиться этим светом и распространять его повсюду, где бы мы не были!