Как падают лифты

Как выжить в свободно падающей кабине лифта?

Вероятно, каждый из нас, кто пользовался лифтом и поднимался на головокружительную высоту, насмотревшись голливудских блокбастеров, задумывался: что произойдет, если тросы вдруг не выдержат веса, кабина оторвется и устремится в свободном падении вниз, к земле.

Согласно статистике, использование лифтов особой опасности не представляет при условии соблюдения всех норм безопасности. Одна из них ? пассажиры должны в любом случае оставаться внутри кабины.

Подавляющее большинство несчастных случаев случается с механиками при починке механизмов в лифте, а также с людьми, упавшими ? случайно или намеренно ? в шахты, или же застрявшими между дверцами кабин.

Современные лифты оснащены всеми возможными механизмами, обеспечивающими безопасность пассажиров.

Грузовые лифты

Обычные пассажирские и грузовые лифты оснащены стальными кабелями, шкивами, противовесами, а также регулятором скорости. Если кабина спускается слишком быстро, регулирующий клапан немедленно активирует тормоза на направляющих рельсах лифта.

У грузовых лифтов также есть и переключатели в шахтах, которые фиксируют малейшее превышение безопасной скорости и могут в любой момент остановить движение. Тот же механизм используется и для обычных остановок кабины лифта при достижении нужного этажа.

Кроме того, каждый из четырех или же восьми стальных тросов способен в одиночку удержать вес кабины вместе с грузом.

Гидравлические лифты

Гидравлические лифты, приводимые в движение жидко-управляемым поршнем, обычно не имеют таких настроек безопасности, как грузовые (если только они не построены по особому заказу и не оснащены дополнительными тормозами).

Хотя и отказ таких механизмов маловероятен, падение в них может обернуться реальной катастрофой. Правда, гидравлические лифты не используются в очень высоких зданиях ? максимум, в шестиэтажных.

Поэтому, в случае чего падать придется с высоты от 20 до 30 метров. Скорость при ударе такого лифта об землю достигнет 70-75 км/ч. Мягко выражаясь, приятного мало.

Чего не надо делать

Допустим, вы все же оказались в свободно падающей кабине лифта. Жизнь в очередной раз подсунула вам лимон, из которого нужно срочно сделать лимонад.

©Кадр из фильма «Дьявол»

Если верить создателям голливудских блокбастеров, самое правильное в таких случаях ? прыгнуть непосредственно перед ударом об землю вверх, чтобы снизить скорость своего тела.

Но даже если вы обладаете фантастической реакцией и выиграли олимпийскую медаль по прыжкам в высоту, максимум, чего можно достичь при такой методике ? скорость падения уменьшится на 3-5 км/ч. Вероятнее всего, прыгнувший человек ударится головой об потолок кабины, а затем, неудачно приземлившись, серьезно расшибется.

Другие предлагают стоять с согнутыми коленями, которые должны принять на себя основную силу удара ? именно так делают парашютисты при приземлении.

Теоретически, как только кабина лифта достигнет земли, ваши ноги автоматически согнутся, и движение тела несколько замедлится. Однако на больших скоростях такая методика вряд ли окажется эффективной.

Эксперименты показывают, что при таком подходе ваши колени и ноги примут на себя основную силу удара, что чревато переломом костей.

Что же делать?

Исследователи пришли к заключению, что для максимального повышения своих шансов уцелеть при свободном падении лифта следует лечь на спину на полу кабины и защитить лицо руками от падающих осколков.

В таком случае сила удара более или менее распределится по всему телу, а позвоночник и крупные кости будут расположены параллельно направлению воздействия, а значит, вряд ли сломаются. Ребра все еще подвергаются значительному риску, с которым приходится считаться.

Однако даже при таком раскладе возникают следующие проблемы:

1. Основной удар с пола кабины примут на себя мягкие ткани, в частности, мозг. Представьте себе столкновение с автомобилем на скорости 70 км/ч, и вы поймете, с какими ушибами при этом придется иметь дело.

©Кадр из фильма «Дьявол»

2. Есть большая вероятность, что при падении кабина лифта расколется, и пол, на котором вы лежите, превратится в груду острых осколков.

Можно вспомнить, например, о Бетти Лу Оливер, выжившей при падении лифта в небоскребе Эмпайр Стейт Билдинг в 1945 году. Это достижение, кстати, отмечено в Книге рекордов Гиннеса. Последуй она нашему совету, острые осколки из расколовшейся кабины лифта наверняка пронзили бы ее насквозь. Жизнью она обязана моткам кабеля в основании шахты лифта, смягчившим падение. Если бы она улеглась на полу, то практически наверняка погибла бы.

3. Следует учитывать, что вы находитесь в свободном падении не только относительно шахты лифта, но и относительно самой падающей кабины, т. е. в течение считанных секунд находитесь в состоянии невесомости.

В таком состоянии умудриться улечься на пол и как-то удержаться на нем очень сложно, тем более для нетренированного человека.

Но даже учитывая вышеперечисленные факторы, лучшие шансы на выживание получат те, кто все же сумеет улечься на спину. Также вероятность получить опасные ранения сильно уменьшится.

masterok

Читаю сегодня про очередную трагедию, лифт в Пензе упал с женщиной и ребенком. Недавно падал в Москве лифт с ребенком, потом с известной ведущей, потом еще где то. За последние пол года раза четыре-пять (из того что слышал в СМИ) падал лифт. Уже и самому то скоро страшно станет ездить на лифтах.
Я не понимаю, как такое может быть. Ведь кучу времени назад был придумал надежнейший МЕХАНИЧЕСКИЙ лифтовый тормоз. Во всех лифтах как утверждается кроме различных электронных тормозов, ограничителей и автоматики, стоит механическая и самая простая система.
Вот как она действует …
Ловитель Отиса представлял собой плоскую пружину (рессору), установленную на крыше лифта. Натяжение троса выгибало пружину, и лифт спокойно поднимался или опускался. В случае обрыва троса пружина распрямлялась и упиралась концами в направляющие, блокируя лифт.

Лифтовый тормоз: вчера и сегодня Вчера: в нормальном положении рессора натянута (1), в случае обрыва тросов она становится распоркой и тормозит лифт (2). Сегодня: в нормальном положении трос ловителя жестко связан с кабиной (3) при ее падении трос блокируется и выдергивает клиновидный башмак ловителя (4)
Безопасность пассажиров обычного современного подъемника обеспечивают примерно 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными являются автоматические ловители. Они по-прежнему механические, хотя и устроены несколько иначе, чем оригинальное изобретение Отиса. Современные ловители управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При превышении вертикальной скорости лифта центробежный ограничитель скорости останавливает шкив и, соответственно, трос, жестко связанный с кабиной, тоже останавливается. При дальнейшем движении (в том числе и падении) лифта остановившийся трос ограничителя скорости «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, установленного на кабине, затормаживая лифт до полной остановки. Это чем то похоже на принцип действия автомобильных ремней безопасности.
Управление ловителями с помощью отдельного троса позволяет не только остановить лифт в случае обрыва тяговых канатов, но и при выходе из строя системы управления двигателем вследствие, например, перегрузки.
Кроме того, на самой кабине есть ловители — похожие на прищепки железные устройства, которые в случае необходимости резко зажимают трос, останавливая движение кабины. Так что даже если все три троса сразу оборвутся, лифт не упадет, а просто остановится в шахте.
Вот как можно «налажать» с обслуживанием или сборкой лифта, чтобы он рухнул вниз и ничего из защитных механизмов не сработало бы? Я еще понимаю трагедии, когда по вине электроники не вовремя кабина приходит в движение или открываются двери когда кабины нет. Но во всех мною перечисленных в начале поста случаях кабина просто падала в шахте лифта. Как?
Все должно было быть вот так:
В 2012 году чрезвычайное происшествие с лифтом в Петербурге. В доме, расположенном на Горной улице в районе Коломяги, кабина рухнула с пятого этажа. Внутри находились пассажиры — двое мужчин. К счастью, сработала система безопасности, и все остались живы.
В 2013 был случай, в московском бизнес-центре сорвался лифт. Почти полтора часа провели в лифте семь работников бизнес-центра «Варшавка Sky», прежде чем их освободили из стального плена. В результате падения лифта с 17-го на 14-й этаж один из пассажиров получил перелом ноги, еще двое — менее серьезные травмы.
Сами пострадавшие считают, что они легко отделались: если бы не сработавшие аварийные тормоза, находящиеся внутри лифта люди могли погибнуть.
Несмотря на всю трагичность ситуации, работники бизнес-центра, застрявшие на 14-м этаже, не теряли оптимизма и снимали все происходящее на камеры мобильных телефонов.
Но ведь тормоза сработали штатно!
Вот тут кстати, мы рассматривали всякие нештатные ситуации с лифтами
Допустим, вы все же оказались в свободно падающей кабине лифта.
Что же делать ?

Если верить создателям голливудских блокбастеров, самое правильное в таких случаях − прыгнуть непосредственно перед ударом об землю вверх, чтобы снизить скорость своего тела.
Но даже если вы обладаете фантастической реакцией и выиграли олимпийскую медаль по прыжкам в высоту, максимум, чего можно достичь при такой методике − скорость падения уменьшится на 3-5 км/ч. Вероятнее всего, прыгнувший человек ударится головой об потолок кабины, а затем, неудачно приземлившись, серьезно расшибется.
Другие предлагают стоять с согнутыми коленями, которые должны принять на себя основную силу удара − именно так делают парашютисты при приземлении.
Теоретически, как только кабина лифта достигнет земли, ваши ноги автоматически согнутся, и движение тела несколько замедлится. Однако на больших скоростях такая методика вряд ли окажется эффективной.
Эксперименты показывают, что при таком подходе ваши колени и ноги примут на себя основную силу удара, что чревато переломом костей.
Что же делать?
Исследователи пришли к заключению, что для максимального повышения своих шансов уцелеть при свободном падении лифта следует лечь на спину на полу кабины и защитить лицо руками от падающих осколков.
В таком случае сила удара более или менее распределится по всему телу, а позвоночник и крупные кости будут расположены параллельно направлению воздействия, а значит, вряд ли сломаются. Ребра все еще подвергаются значительному риску, с которым приходится считаться.
Однако даже при таком раскладе возникают следующие проблемы:
1. Основной удар с пола кабины примут на себя мягкие ткани, в частности, мозг. Представьте себе столкновение с автомобилем на скорости 70 км/ч, и вы поймете, с какими ушибами при этом придется иметь дело.
2. Есть большая вероятность, что при падении кабина лифта расколется, и пол, на котором вы лежите, превратится в груду острых осколков.
Можно вспомнить, например, о Бетти Лу Оливер, выжившей при падении лифта в небоскребе Эмпайр Стейт Билдинг в 1945 году. Это достижение, кстати, отмечено в Книге рекордов Гиннеса. Последуй она нашему совету, острые осколки из расколовшейся кабины лифта наверняка пронзили бы ее насквозь. Жизнью она обязана моткам кабеля в основании шахты лифта, смягчившим падение. Если бы она улеглась на полу, то практически наверняка погибла бы.
3. Следует учитывать, что вы находитесь в свободном падении не только относительно шахты лифта, но и относительно самой падающей кабины, т. е. в течение считанных секунд находитесь в состоянии невесомости.
В таком состоянии умудриться улечься на пол и как-то удержаться на нем очень сложно, тем более для нетренированного человека.
Но даже учитывая вышеперечисленные факторы утверждается, что лучшие шансы на выживание получат те, кто все же сумеет улечься на спину. Также вероятность получить опасные ранения сильно уменьшится.
Кстати, почитал форум специалистов по запуску и наладке лифтов — http://naladchik2006.ru/viewtopic.php?f=5&t=788 — в лифте стало ездить еще страшней 🙁
Не так давно мы с вами обсуждали, как спастись в падающем самолете и давно обсуждали — как выжить после Апокалипсиса . Вот кстати вам история выживания среди льдов Антарктики и как морская стюардесса Вайолетт Констанс Джессоп умудрилась поработать на трех самых знаменитых океанских лайнерах — «Олимпике», «Титанике» и «Британике», попала на каждом из них в крушение и осталась жива!

Tags: Как это делается, Происшествие Subscribe to Telegram channel masterok

Вообще, по блоггерски говорить с начала ключевой ожидаемый ответ — неправильно, но я так и скажу: самостоятельно — никак. Вот надо это себе на подкорке забить. Нельзя никак самому помочь застрявшему — навредишь.

Все фотки сугубо КПДВшные, не до съемок было.
За время практики в одном из интернет провайдеров Харькова, с лифтерами встречаться приходилось, в Харькове вынужденная практика укладки сетей по техэтажу, а не подвалу, а значит приходится быть у машзалов и иногда маразм доходит до того, что оборудование провайдера впихивают в сам машзал (это реально идиотизм).
Так вот, лифтовый сленг («ДК сработал, не поедем» и все такое) и правила безопасности на высоте и в лифте отбились в мозгу, как раз в те моменты.
Итак, начнем. Если застряли вы — на этот случай первое — не паниковать. Даже если лифт загружен нормативно под завязку (на табличке и в кабине цифры совпадают по количеству людей и приближаются по весу) — задохнутся там можно только если есть паника. Если лифт остановился и вы живы, значит только в спокойном состоянии вы сможете из него выйти живыми. Безвыходных ситуаций в лифте нет.
Сегодня я доставал человека из лифта. И первое что его спасло — внимание к деталям при посадке в лифт. Женщина четко запомнила, что на нужном этаже лифт сначала остановился, а потом с большой скоростью полетел в верх. Причиной этого стало то, что на этаже не сработал переключатель и тормоз, и лифт самопроизвольно поехал вверх под действием противовеса, который есть буквально в каждом лифте. От удара по машзалу её спас только трос правильной длинны и сработавший ограничитель верхнего этажа. Итак, лифт выше девятого, последнего этажа.
В принципе, боевой идиот примется раскрывать двери, чем вероятно сломает балку внешних дверей, и тем самым усложнит дальнейшую работу лифтера. Затем с таким же успехом ломается внутренняя и лифт станет надолго.

Но, первым, что надо делать если вы заметили неработающий лифт без соответствующего уведомления — сообщить персоналу или ЖСК. С подъемником шутки плохи и «лучше перебдеть, чем недобдеть». Прежде чем сообщать, надо проверить, есть ли в кабине пассажиры. Способ весьма простой, в старых лифтах с сеточной шахтой это понять просто — кабину и так видно. В традиционных проектных домах 70-х, 80-х, 90-х и младше — кабина закрыта и понять можно только криком или если лифт с распашными створками — фонариком. Обычно между резинками внешних дверей, или в щели дверей сбоку можно увидеть положение лифта. Но проще, оценить дело голосом.
В сообщении надо точно указать адрес и подъезд. Если вы определили место остановки и причину — сообщить. Если в салоне есть лица, которые испытывают хронические заболевания — можно намекнуть, но лифтер мгновенно не появится, поэтому время идет из вашей копилки.
Пока лифтера нет, надо держать постоянный голосовой контакт с пассажиром — психологически можно заговорить любую клаустрофобию. Иногда лифтеру внезапно понадобится помощь психолога для пострадавших в кабине — например сработает сигнализация от проникновения в машзал. Орет громко, но успокоить внутри сидящих можно — даже более, это последние шаги к выходу.
Официально по технике безопасности лифтерам запрещается привлекать посторонних на аварийно-спасательные работы — работа лифтера требует дополнительного образования. Инструктажи проводятся и на АДС и мне, как то удалось получить начальные знания, позволяющие в крайнем случае помочь лифтеру, который «ручником» (в отличии от автомобиля, ручник в лифте двигает лифт, а не тормозит) догоняет лифт до высоты этажа или контролирует двери. Я с учетом моего роста (кабина стала сантиметров на тридцать выше площадки) только доставал пассажира. И все. Больше ничего де-юре (да и де-факто) делать нельзя — ответственность на механике. В моем случае лифтер с трудом открыл защелки на внешних дверях, так что если я бы их раскрывал дурной силой — сломал бы. Двери кабины и вовсе открывали с поста в машзале.

Теперь в подробностях о причине. Сегодняшний случай — очередное доказательство того, что те родители, которые кладут в лифт кирпичи — типичные «яжматери» и «яжотцы». Более мерзкой подставы для своих и чужих детей в таком случае нет. Минимальный допустимый вес в 400 кг. кабине — 50 кг. Ваш ребенок весит меньше, возите его на лифте сами, или пусть ползет по лестнице. Кирпич весит до 7 кг. и этого достаточно, чтобы обмануть концевик в полу лифта. Но обмануть законы физики — не получится — в случае с недозагруженным лифтом можно пробить машзал. Кабину, в таком случае разнесет. Тоже самое можно сказать дамам, которые считают, что 40 кг. веса — это хорошо:)
Сегодня лифт при остановке на этаже не заблокировался на тормоз. Большое счастье, что не сработал датчик остановки и открытия дверей — человека при выходе может раздавить. В истории харьковских лифтов было несколько печальных случаев когда кабина давила коляску с детьми. Поэтому, ВСЕГДА: ВХОД И ВЫХОД С ЛИФТА ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТСЯ В ПОРЯДКЕ — СНАЧАЛА КОЛЯСКА, ПОТОМ РЕБЕНОК. Эти правила написаны кровью детей.
Вот что бывает, когда в таком случае не блокируются двери. Видео BBC Russian.
И самое стремное, о чем бы обязательно спросили в комментариях, если бы я это не упомянул. А что если трос оборвется? А троссов в лифте целых три, и даже если все три оборвутся, спасет решение старины Элишея Грейвса Отиса, которое работает по сей день — ловители. При достижении определенной скорости — механические (никакой электроники — чистая механика) ловители тормозят лифт. На самом деле ловитель — это пластина, которая при повышении скорости и обрыве тросса упирается в направляющие лифта, останавливая его. Ловители и трос, компания, которые обслуживает наш лифт, несколько раз проверяла. Кстати, в ранних постах я лажал в этом вопросе дико. Тормозные катушки лифт останавливают, но не в шахтах, а в машзале. У нас в машзале стоит сигнализация, которая сегодня благополучно сработала. Орало так, что слышно было во дворе.
В итоге лифт починили в то же стремное утро. Контакторы пришлось менять, и причем обильно менять. Этажный переключатель и все что обильно скрипело в шахте лифтер осмотрел, починил, перебрал, смазал. И за это огромной братии лифтеров — спасибо.
ЗЫ Если вы по прежнему боитесь лифтов — погрузится в лифтовые истории и успокоится по отношению этих подъемников можно на Youtube-канале — Будни Лифтовика. Лифтер (работающий в одной из обслуживающих компаний Киева) покажет всю поднаготную профессии и что скрыто за дверьми шахты. А вообще у него даже в своей квартире есть свой собственный лифт. Для техногиков — самое оно:)

Как выжить в падающем лифте?

Если вы когда-то смотрели фильмы о катастрофах, слушали сингл группы Aerosmith или нервно разглядывали табличку максимальной загрузки лифта, то наверняка прикидывали, что бы вы делали, падая в лифте.

По статистике лифты — довольно безопасный транспорт, пока оборудование его системы безопасности функционирует нормально, и пассажиры соблюдают правила эксплуатации. Большинство травм, связанных с лифтами, случаются у обслуживающего персонала и строителей. Следующая категория по частоте травм в лифтах — падающие в пустые шахты и те, которые застревают в дверях лифта или между этажами.

Современные лифты оснащены оборудованием, которое предотвращает эти фатальные падения. Лифты с канатоведущим шкивом, которые поднимают и опускают кабину посредством стальных кабелей, шкивов и контргруза оснащены датчиками скорости. Если груз спускается вниз слишком быстро, управляющее устройство активирует тормоза на путевом рельсе. В таких лифтах также есть переключатели вдоль шахты, которые определяют положение кабины по мере движения и инициируют замедление и остановку в соответствующих точках движения — во время обычной остановки или же когда кабина движется слишком быстро. Каждый из 4-8 стальных кабелей в таком лифте достаточно прочен, чтобы в одиночку выдержать весь груз.

Гидравлические лифты, которые подымают и опускают кабину поршнями, точно такими же по принципу, как амортизаторы в автомобиле. Безопасность таких лифтов ниже, чем канатных (если только их не оснастят дополнительными тормозами). Хотя они и не должны падать, вероятность несчастных случаев при падении такого лифта выше, чем у канатных лифтов. Положительным моментом является то, что гидравлические лифты не строятся более, чем на 6 этажей, так что падать придется всего с высоты 18 — 27 метров. Скорость в конце падения с такой высоты составляет 77-85 км/ч. Немало…

Что делать?

Итак, вы находитесь внутри падающего лифта. Жизнь подкинула вам проблемку, и у вас есть считанные секунды, чтобы выжить. Что же делать?

Некоторые подпрыгивают вверх за долю секунды до приземления, чтобы сократить скорость удара тела об землю. Даже при сохранении ясного ума и олимпийской реакции, при таком приземлении вы сократите скорость удара буквально на 3-5 км/ч. Более вероятной будет травма головы о потолок кабинки или плохое приземление, которое преумножит ваши травмы.

Еще одна идея по поводу спасения — стоять на ногах, согнутых в коленях, как у лыжника. Ноги будут чем-то вроде амортизаторов, что уменьшит силу травм. Теоретически, ноги будут амортизировать при столкновении с землей, замедляя скорость падения тела более длительный период (сила удара пропорциональна скорости и массе, и обратно пропорционально времени и пути торможения, так что чем больше время торможения, тем меньше сила). Эффективность такого подхода на высоких скоростях остается сомнительной, и исследование показывает, что такое приземление наоборот более травмоопасно для ног и коленей. Тело будет находиться параллельно линиям действия силы, что увеличивает вероятность перелома костей. Тело может, грубо говоря, сложиться к полу.

Учитывая все эти факторы, лучшим вариантом будет лечь на спину на полу лифта и прикрыть лицо и голову от возможных обломков, которые будут сыпаться с потолка при падении. Приземление в такой позе распределит силу удара по телу; Также позвоночник и длинные кости будут расположены перпендикулярно направлению удара, что лучше защитит от переломов. Более тонкие кости вроде ребер, по-прежнему подвержены переломам, но здесь приходится выбирать меньшую из двух зол.

К сожалению, несколько проблем делают и этот подход опасным.

1. Внутренние повреждения: распластавшись на полу падающего лифта, вы подвергаете большому риску свои мягкие ткани, включая головной мозг и другие органы — они берут на себя всю силу удара. Учитывая, что даже легкие автомобильные столкновения могут спровоцировать серьезные травмы, можно себе представить, что случиться при резкой остановке лифта на скорости 75+ км/ч.

2. Ловушка для тигра: как бы хорошо вы ни приготовились для удара, всегда есть возможность убиться. Например, кабина лифта от удара может разлететься на куски, превращая пол в самую опасную зону, человеческое тело на полу может быть изрезано и проколото сыплющимися осколками. Бетти-Лу Оливер стала рекордсменкой Книги рекордов Гиннеса, выжив при падении с 75 этажа в лифте Эмпайр Стейт Билдинг в 1945 году. Если бы она лежала на полу, то, скорее всего бы умерла. (В ее случае, лежащий на дне шахты моток троса смягчил приземление). Шахты в некоторых лифтах оснащены амортизирующими буферами, созданными для смягчения приземления при падении. Но они также не могут останавливать кабины в свободном падении.

3. Свободное-свободное падение: В падающем лифте вы так же, как и кабина, летите свободно вниз. Другими словами, вы чувствуете себя как будто в невесомости, никакая сила не придавливает вас к полу. Чтобы лежать ровно на полу, нужно найти какой-то способ прижать себя к низу и не отталкиваться от пола.

Даже беря во внимание все эти факты, лежание на спине во время падения, если вы можете удерживать себя на полу, будет лучшим способом спастись. Если мыслить здраво, вы пытаетесь выжить, избежать травм вряд ли получится при таком несчастном случае. Так что падение в положении лежа дает наибольшие преимущества.

Конечно, вероятность применить эти знания на практике ничтожно мала, но если вдруг это все-таки произойдет, вы сможете вспомнить, как сгруппироваться.

Одна из самых распространенных фобий — это клаустрофобия. Чаще всего люди боятся совсем замкнутых помещений, например лифтов. Но почувствовать себя клаустрофобом в лифте поможет звук рвущегося троса.

А что же будет дальше?

То, что будет больно, — обидная, но очевидная истина. Но можно ли как-то смягчить удар? Ведь у тебя под ногами есть пол, и если подпрыгнуть, удар станет слабее. Получается, что твоя скорость полета вверх вычтется из скорости движения лифта вниз и в момент соприкосновения лифта с землей ты будешь падать медленнее. Или нет?

Несмотря на то что это задачка по физике для 8-го класса общеобразовательной школы, отвечают на вопрос серьезные дядьки-физики с профессорскими степенями.

А правильный ответ получился не таким однозначным: все зависит от того, с какой высоты лифт летит вниз. Предположим, что наш несчастный в лифте может подпрыгнуть вверх на 70 сантиметров.

Если лифт падает с высоты одного этажа (3 метра) и субъект вовремя подпрыгивает, то компенсированная высота его падения составит всего 80 см. При этом ему нужно будет среагировать в промежутке 0,8 секунды. С такой высоты можно прыгать хоть каждый день — ничего страшного не случится.

Если лифт падает с высоты трех этажей (9 метров), в случае своевременного прыжка высота компенсированного падения составит 4,7 метра. Ученые радуют нас формулировкой: человек может погибнуть, но, скорее всего, сломает обе ноги и выживет. Вот чего точно делать не стоит, так это ложиться на пол лифта для более равномерного распределения удара. Идея, может, и неплохая, но для летальной травмы мозга достаточно и прыжка с 80 см рыбкой. Лучше уж сломать все конечности, но голову оставить в порядке.

Падение с пяти этажей (15 метров) при своевременном прыжке скомпенсируется до 9 метров. В этом случае вероятность остаться в живых такая же, как встретить динозавра на улице: либо встретишь, либо не встретишь. То есть 50/50. На своевременную реакцию у субъекта есть 1,7 секунды.

Падение с семи этажей (21 метр) превращается в 14 метров, и если ты решишь подпрыгнуть прямо перед падением (на это у тебя есть 2 секунды), то сделай это красиво — сильно повеселишь спасателей и судмедэкспертов. Остаться в живых тут шанса нет.

Однако описанные выше сценарии — это идеальные физические модели, учитывающие среднего человека и среднюю массу лифта. На практике эксперимент попытались провести Mythbusters и пришли к выводу, что самое сложное — поймать точный момент для прыжка.

Вторая проблема — это сила, которую нужно приложить, чтобы прыгнуть в падающем вниз лифте. Лучшим способом ее компенсировать — взяться за поручни и, прижимая себя к полу, попробовать прыгнуть. Очевидно, что без тренировки это не получится, а специальных тренажеров нет даже на AliExpress.

Теперь хорошие новости: лифт, оказавшись в свободном падении, вероятно, будет тормозить стенами (а на некоторых лифтах есть даже специальные тормоза, которые автоматически расправляются при высоком вертикальном ускорении), помимо этого очень сильно замедлит движение лифта воздушная подушка в шахте. Если, конечно, никто не решит открыть двери на первом этаже, чтобы посмотреть, кто это там так орет в лифте сверху.


Это как страшный сон: тросы оборвались, лифт несется вниз, ты внутри. Что сделать, чтобы попытаться выжить? Все современные лифты оборудованы системами, призванными предотвратить падение кабины на дно шахты. Однако, по данным Ростехнадзора на март 2010 года, в Москве 15 344 лифта нуждались в замене.

У человека очень мало шансов выжить в падающей с высокого этажа кабине лифта. Предположим, что все тросы лифта оборвались, и предположим, что лифт падает со скоростью, скажем, 60 км. в час — вы ничего не можете сделать, чтобы смягчить удар. Более того, при такой скорости падения, у вас даже не будет времени подумать, не говоря о том, чтобы действовать.
Вы закончите, как блин. А что насчёт подпрыгнуть чтобы смягчить удар? Это не лучшая идея. Если вы решите прыгать — вам всё время будет казаться, что уже пора прыгать. Если скорость вашего прыжка будет 6 км. в час, то в лучшем случае, вы будете падать со скоростью 60-6=54 км. в час. Вас расплющит.
Даже если бы вы были Олимпийским атлетом, вы были бы способны подпрыгнуть со скоростью 3-4 метра в секунду. Таким образом, вы лишь незначительно снижаете предел скорости . Это сравнимо с прыжком с 20 этажа вместо 22. И что тогда делать? Может быть, держаться или прижаться к стенке? Это нормально на маленькой скорости, такой, как 8-15 км. в час, и согнутые в коленях ноги не воткнутся в вас, но в падающем с высокого этажа лифте это бесполезно. Лучше, чтобы вместе с вами в лифте ехали очень толстые люди, которые, в случае падения, как подушки смягчат ваш удар. С другой стороны, лифт с толстыми людьми скорее упадёт. Так что запоминай:
1. Ложись на пол и вытягивайся, насколько позволяет кабина, — ударная сила судьбы рассеется по максимальной площади тела. Если ты стоишь, кости скорее сломаются при ударе, а в положении лежа у позвоночника и рук-ног больше шансов на выживание.
2. Подложи одну руку под голову, чтобы служила дополнительным амортизатором, другую — на голову, чтобы прикрыться от отвалившегося потолка. Ну и помолиться можешь, если успеешь.
3. Не пытайся подпрыгнуть в момент удара кабины падающего лифта о дно шахты. Во-первых, ты не угадаешь нужный момент. Во-вторых, это снизит скорость твоего падения всего на пару км/ч, что никак не повлияет на исход дела. В-третьих, ты расшибешь голову о потолок.
4. Не пытайся встать на цыпочки и держаться на полусогнутых, чтобы пружинящие ноги и корпус погасили силу удара падающего лифта. Нагрузка в любом случае будет слишком велика и приведет к серьезным травмам. Так что см. пункт 1. (с)

Tags: жилище

Как выбраться живым из падающего лифта

  • 215 20 287 147k

    Бортпроводники и стюардессы поделились 30+ тонкостями своей работы, о которых не догадываются пассажиры

  • 134 15 51 68k

    Посмотрите, как выглядели 11 брутальных мужчин Голливуда до того, как прославились

  • 192 33 110 53k

    10 привычек новоиспеченных мам, которые раздражают окружающих

  • 93 15 47 27k

    10 талантливых актеров, для которых всего одна роль стала клеймом на всю жизнь

  • 93 12 69 63k

    19 ситуаций, которые не поймут современные дети. Но мы-то с вами помним все

  • 183 18 105 42k

    Пользователи сети рассказали о вежливых поступках, которые могут вывести из себя даже самого уравновешенного человека

  • 137 73 276 56k

    25+ правил хорошего тона, о которых рассказал эксперт по этикету

  • 66 14 181 17k

    11 вещей, которые должен сделать каждый турист в Венеции, пока ее не затопило

  • 116 23 73 19k

    9 фактов о Генри Форде, который был под каблуком у жены, но стал миллионером

  • 197 17 209 39k

    Ветеринар поделилась историями и советами из практики, которые важно знать всем

  • 76 31 18 34k

    13 отечественных знаменитостей, которые, как оказалось, родились за границей

  • 253 18 191 101k

    Я работаю стюардессой и хочу без прикрас рассказать о своей профессии

  • 168 12 112 34k

    20+ зданий, которые немного переделали — и теперь они служат совсем для иных целей

  • 232 19 105 27k

    Если бы меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту, я бы ответила: теткой

  • 141 22 63 59k

    Чем закончился эксперимент Сингапура, где женщин наказывали за рождение 3 и более детей

  • 234 28 199 92k

    15 примеров крайне изощренной мести, возведенной в ранг искусства

Вообразите абсолютно кошмарный сценарий: вы заперты в кабине лифта, который поднимается на несколько этажей, а затем вы слышите неприятный треск, поврежденный трос рвется, и лифт падает вместе с вами. Можно ли спастись, подпрыгнув вверх в подходящий момент?

В этом затруднительном положении, ключевым моментом, который следует осознать, является то, что вы движетесь вместе с лифтом, а когда он остановится, достигнув дна лифтовой шахты, вы тоже сделаете внезапную и крайне неприятную остановку.
Если вы подпрыгнете, поможет ли это избежать травмы? Давайте установим в шахте лифта камеру, чтобы она падала вместе с вами, и понаблюдаем за решающим последним моментом движения в замедленном режиме.
Вы подпрыгиваете в нужное время и поднимаетесь вверх, когда лифт касается пола. В этот момент вы (с точки зрения нашей камеры) двигаетесь вверх со скоростью, которую далее мы будем называть скоростью прыжка. В решающий момент перед столкновением с фундаментом лифт падает со скоростью, которую мы обозначим как скорость лифта.
Из-за прыжка вы падаете медленнее, чем лифт. Скорость, с которой вы ударитесь об пол внезапно остановившегося лифта – это разность между скоростью лифта и скоростью прыжка.
Для дальнейших расчетов нам понадобится еще две величины. Во-первых, важно знать, с какой высоты падает лифт, а во-вторых – насколько высоко вы подпрыгнули.
Давайте будем оптимистами и предположим, что от страха вы подпрыгнули вертикально вверх на 70 сантиметров, как баскетболист из NBA. Теперь мы рассмотрим несколько сценариев, избавив вас от подробных расчетов.
Падение с высоты одного этажа (3 метра): подпрыгнув вовремя, вы ударитесь о дно кабины так, будто упали с высоты всего 80 сантиметров. Не переживайте, все будет в порядке. Проблема лишь в том, что на подготовку к прыжку у вас будет всего 0,8 секунды, так что будьте бдительны!
Падение с высоты третьего этажа (9 метров): в этом случае удар будет таким, будто вы упали с высоты 4,7 метров. Своевременный прыжок может изменить итог от «возможно, смертельного» до «серьезной травмы». Скорее всего, одна или обе ноги будут сломаны, но вы останетесь в живых.
Некоторые умники предлагают лечь на дно лифта, потому что в таком положении сила удара будет распределена по всему телу. Это на самом деле ужасная идея. Пощадите свой мозг. При падении тело может частично принять на себя удар, а ведь основной причиной смерти при падениях с высоты является травма головы. Так что будет лучше, если удар примут на себя ваши ноги, хотя их тоже жаль, разумеется.
Падение с высоты пятого этажа (15 метров): удар о дно лифта будет таким, как при падении с высоты 9 метров. В этом случае своевременный прыжок на самом деле может увеличить вероятность выживания весьма существенно. Возможно, именно он определит конечный исход. У вас будет 1,7 секунды чтобы подготовиться и прыгнуть. Удачи!
Падение с высоты седьмого этажа (21 метр): сила удара будет эквивалентна падению с 14-метровой высоты. Увы, в этом случае у вас будет всего около 2 секунд, чтобы подготовиться к встрече с создателем.
Вряд ли вас что-то еще может испугать, но все же нельзя не сказать, что для простоты пояснений мы сделали несколько допущений. Так, расчет был основан на том, что прыжок состоится в идеальный момент, несмотря на то, что предугадать его практически невозможно. Стоит промедлить одно-единственное мгновение, и вы уже ударились о пол, а в прыгнув на секунду раньше времени, вы можете удариться головой в потолок и потерять скорость прыжка.
Еще одно допущение состоит в том, что вы вообще сможете оттолкнуться от пола при прыжке, что маловероятно, поскольку гравитация уносит пол кабины лифта от вас. Если вы внезапно окажетесь в состоянии свободного падения, вам придется схватиться за поручень, чтобы сохранить контакт с полом, необходимый для прыжка.
Мы также предположили, что вы ударитесь о твердый пол на дне кабины, но некоторые люди выживали в падающем лифте из-за троса, скрутившегося под кабиной и смягчившего удар. Впрочем, другие были раздавлены тяжестью той части троса, что осталась сверху и упала, сломав крышу кабины.
Сопротивлением воздуха вполне можно пренебречь – падающий лифт достигает скорости около 200 километров в час, прежде чем начнется сколько-нибудь заметное замедление движения.
Впрочем, воздух может спасти вас по-другому. Сжатый воздух в шахте под лифтом может обеспечить дополнительную амортизацию. Предположим, мы снова уроним лифт с высоты 7 этажа. Если бы шахта была полностью герметична, лифт, как поршень, опустился всего на 50 сантиметров, пока дополнительное давление сжатого воздуха не уравновесило его тяжесть.
Однако, обычно между стенами шахты и кабиной лифта существует зазор, который уменьшает эффект амортизации. Если все произойдет быстрее, чем лифт увеличит давление воздуха, или если это избыточное давление откроет двери в нижней части шахты, вы все равно будете падать довольно быстро.
Приблизительный расчет позволяет предположить, что для достаточного сжатия воздуха необходимо, чтобы просвет между стенками лифта и шахты был меньше 30 сантиметров.
В заключение, немного утешительных новостей. Особых причин для беспокойства нет. Современные лифты имеют целый ряд защитных систем, таких как запасные тросы и электромагнитные тормоза. Но если все же произошло худшее, воспользуйтесь своим шансом: прыгайте!