Как найти суффикс

Порядок морфемного разбора слова

  1. Задать вопрос к слову для определения части речи.
  2. Окончанием называют изменяемую часть слова. Для поиска меняем слово: спрягаем или склоняем.
  3. Основа — часть, оставшаяся после отделения окончания. В этой части следует искать корень, приставку и суффикс.
  4. Корнем называют общую часть однокоренных слов. Чтобы корректно выделить ее, нужно найти максимально возможное количество родственных слов.
  5. Приставку найдем перед корнем, в начале слова.
  6. Суффикс следует искать после корня, перед окончанием.

Не все слова имеют в наличии все морфемы.

Отсутствующее в слове окончание называют нулевым. В неизменяемых словах (наречие, деепричастие) нет окончаний.

Встречаются слова с двумя корнями. «Биология»— слово с двумя корнями.

Много слов без приставки и без суффикса. В то же время можно найти и с несколькими приставками или суффиксами. В слове «учительство» два суффикса, а в «учительствовать» три.

Суффикс «ся» (или «сь») , стоящий после окончания называют постфикс.

Основная функция у суффикса — образование новых слов. Суффикс «л» используют для образования прошедшего времени глагола и он не входит в основу.

У каждой части речи есть характерные суффиксы. «Ик», «ец» — суффиксы существительных («жеребец», «голубика»). «Енн», «ист» — прилагательные («утренний», «серебристый»). Есть даже у местоимения характерные суффиксы: «то», «либо», «нибудь» («кто-нибудь», «что-либо»).

Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 32

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом.

2) Разлитую воду не соберёшь.

— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите при­ставки.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.

— Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

— Прочитайте стихотворение.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

— С помощью какой части слова образованы новые слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

— Выполните задания.

— Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)

— Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)

— А как называют жителей нашего города (села)?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

— Приведите примеры.


Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2. Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

— Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) пе­реход, отлёт, пригороде)

— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с по­мощью приставок.)

— Что такое приставка? Для чего она служит?

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Тема: Значения суффиксов

Цели:совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объ­яснять значения суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

— Подберите к прилагательным однокоренные существитель­ные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий,

— Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмеш­кой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», — писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетон­щик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал -ик-.

— Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

— Тортище, — сказал -ищ-.

— Тортилыцик, — сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

— Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суф­фиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежи­тельно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — от­рицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда го­ворят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профес­сию, -ищ— суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (барани­на, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть сло­ва, имеет своё лицо и многое может рассказать.

3. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и называют суффиксы.)

— Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

— Вызнаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? {Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.) Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Вы­делите их.

— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обо­значают слова-названия людей породу их занятий.)

— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170(с. 92).

— Прочитайте.

— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия де­тёнышей.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 172(с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова, объясняют их написание и называют суф­фиксы.)

— Какое значение придают эти суффиксы словам?

Упр. 173(с. 93).

— Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 174(с. 93).

— Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

— Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами? Почему?

— А кто помнит мораль басни? Расскажите.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

— Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и называют суффиксы.)

— Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

— От данных слов образуйте новые слова с помощью суффик­са -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

— Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-на­звания людей породу их занятий.)

— Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать но­вые слова? (Суффикс.)

2. Игра «Хитрые вопросы»

— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суф­фикс -ж-.)

— Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

— Какие значения могут придавать суффиксы словам? При­ведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса ~ёр-

— А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

1Этапы поиска суффикса в разбираемом слове

Сначала на слово нужно внимательно посмотреть, мысленно проанализировать, а уж потом приступать к поискам необходимой морфемы, в данном конкретном случае – суффикса.

Важно помнить, что поиски суффикса нужно отложить на самый последний момент. Его обнаружение обычно становится возможно после того, как выбранное слово полностью подверглось морфемному разбору (разбито на соответствующие части, эти части выделены должным образом)

  • Первым делом нужно взяться за поиски окончания в слове. Окончание – это та часть слова, которая в любом случае может быть подвергнута изменениям, то есть слово меняет форму, число или падеж, и вместе с этими преобразованиями изменяется и собственно окончание. Как пример отлично подойдет слово “здоровенный”. Как его изменить:
  • Здоровенная, здоровенные, здоровенную, здоровенных – то есть изменяемая часть в “здоровенный” – ый.
  • Теперь настало время заняться поисками основы слова. К основе можно отнести все слово целиком, исключив окончание. В данном конкретном случае – это здоровенн-.
  • Настала очередь корня. Поиски корня сопровождаются поиском однокоренных слов: здоровье, здоров, здорово, здоровенький. Общая часть всех однокоренных слов – здоров. Это и есть искомый корень.
  • Остается только одна часть, которой не нашлось применения в предыдущих действиях – это -енн-. Это, собственно, и есть то, что мы искали – суффикс, выделяется значком “^”.