Как лучше наказать ребенка

Не разберетесь, как писать «несчадно», «нещадно», «не счадно» или «нисчадно»? Нам стоит разобраться в этимологии этого слова. Это поможет нам определить верное написание лексемы. Обратимся к словарям вместе.

>Как правильно пишется

В соответствии с орфографической нормой, это наречие пишется через букву «щ» – нещадно.

Содержание

Какое правило применяется

Перед нами наречие, которое было образовано от прилагательного «нещадный». Обратимся к его этимологии. Оно является исконным, и было образовано от прилагательного «щадный», которое обозначает «милосердный». Словообразование произошло при помощи отрицательной приставки, которая добавляет слову противоположное значение. Сравните: милый – немилый, сильный – несильный и т.п. Слитное написание легко объяснить еще тем, что слово «щадный» в современном русском языке не употребляется. Таким образом, наречие, образованное от этого прилагательного также пишется слитно с «не» и через «щ».

Примеры предложений

  • В пустыне нещадно палило солнце, поэтому мы хотели быстрее добраться до оазиса.
  • Витя всегда нещадно врал, и этим отталкивал от себя всех людей.

Проверь себя: «Избалованна» или «избалована» как пишется?

Как неправильно писать

Иные варианты написания являются неправильными – несчадно, не счадно, нисчадно.

Павел Сергеевич был маньяком. Серийным.

Как всякий уважающий себя маньяк, Павел Сергеевич был неприметен и тускл. Он работал скромным служащим в муниципальной конторе, носил серый пиджак, был женат и имел двоих детей – мальчика и девочку – чтобы не портить статистику. По утрам Павел Сергеевич пил кофе, сильно разбавленный молоком, в полдень ел комплексный обед в столовке, в перерывах чаевничал бледным чаем с печенькой. Павел Сергеевич не выделялся неприлично острым умом, не был, не состоял, не привлекался, родственников за границей не имел и в целом был лицом в высшей степени приятным и положительным, хотя и маньяком.

Нет, Павел Сергеевич не подкарауливал в темных аллеях одиноких женщин, не набрасывал им на шею шелковые удавки, не совершал надругательства над бесчувственным телом, не оставлял на теле жертв экзотических бабочек, нет… всего этого Павел Сергеевич, конечно, не совершал.

Павел Сергеевич писал комментарии в сети. Разным незнакомым людям. Под разными постами. О политике и литературе, искусстве и воспитании, под заметками о путешествиях и под рецептами маринованных кабачков – везде Павел Сергеевич оставлял свои кака… свое ценное мнение, часто в нецензурной форме. Иногда с Павлом Сергеевичем вступали в дискуссии, чаще игнорировали, а еще чаще банили, но Павел Сергеевич не унывал. Он создавал очередные аккаунты и восставал как феникс из пепла, продолжая жечь глаголом сердца людей.

— Павлик, — кричала из кухни жена. – Иди ужинать, пюре с котлеткой стынет.

— Иду, дорогая, — отзывался Павел Сергеевич, ставя точку за оставленным за собой последним словом.

***

— Павел Сергеевич!

От строгого резкого голоса Павел Сергеевич неестественно дернулся и чуть не выронил из рук неизменный коричневый портфель из искусственной кожи. Испуганно оглянулся.

К нему по узкой дорожке парка приближались двое – один постарше, другой помоложе, в черных очках и безупречных черных костюмах, под которыми легко угадывались спортивные накаченные тела.

— Павел Сергеевич, пройдемте, — голос у старшего был сух и официален.

Павел Сергеевич вздрогнул.

— До лавочки, — приветливо улыбнулся тот, что помладше, и показал рукой на скамейку, одиноко приткнувшуюся к старому вязу.

Павел Сергеевич послушно двинулся, куда ему указали, конвоируемый людьми в черном.

— Ну-с, Павел Сергеевич, вынужден с прискорбием вам сообщить, — старший повернул к Павлу Сергеевичу длинное снулое лицо, на котором не было ни тени скорби. – Вынужден вам сообщить, что вы исчерпали свой лимит.

— Свой что? – не понял Павел Сергеевич.

— Лимит, — терпеливо повторил старший. – Сегодня после обеда… во сколько именно, коллега?

Старший вопросительно посмотрел на младшего. Тот достал смартфон, под проворными пальцами ярко вспыхнул экран.

— В пятнадцать часов, двадцать три минуты, семь секунд, — ловко отрапортовал младший.

— В пятнадцать часов, двадцать три минуты, семь секунд, — тускло повторил старший и продолжил. – Вы написали свой последний комментарий.

Он снова кивнул молодому. Тот весело заводил пальцами по экрану.

— Вы написали: автор ТП иди сука на…

— Достаточно, — сухо прервал его старший и опять повернулся к Павлу Сергеевичу. – Этим вы достигли установленного для вас лимита в триста пятьдесят две тысячи семьсот шестнадцать комментариев.

— Какого еще к черту лимита, что вы тут городите? – забормотал Павел Сергеевич, переводя взгляд со старшего на молодого и обратно.

— У всякого живого существа есть свой лимит, свой ресурс, если хотите, — принялся объяснять старший монотонным голосом. – Выработали ресурс – всё. Можно, конечно, заработать дополнительные бонусы. Например, прикрыли бы вы стыдливо звездочками то направление, куда послали оппонента – плюс 215 очков к карме. Но ведь вы не прикрыли?

— Не прикрыл, — подтвердил Павел Сергеевич.

— Значит, всё. Ресурс вы исчерпали и теперь подлежите немедленной ликвидации.

— Как это ликвидации? – не понял Павел Сергеевич.

Младший весело улыбнулся и выразительно чиркнул ладонью себе по горлу.

Павел Сергеевич на мгновенье замер, потом резко ткнул локтем младшего под ребра, сорвался с лавочки и неуклюже побежал, размахивая коричневым портфелем. В спину ему ударил пронзительно-яркий луч. Павел Сергеевич тихо ойкнул и осел в осеннюю листву свежей кучкой собачьего говна.

— Не люблю я это вот все, — старший приблизился к еще дымящейся кучке быстрым шагом, на ходу убирая в задний карман брюк небольшой, похожий на газовый баллончик прибор. – Объяснить, представить доказательства… лучше уж сразу, раз и…

Старший поморщился как от боли.

— Но инструкция есть инструкция.

— Да, инструкция, — подтвердил младший. – Погоди-ка.

Он достал из нагрудного кармана бумажную бабочку, аккуратно расправил ей крылья, наклонился и посадил ее на теплую кучку. Старший едва заметно улыбнулся.

— Ну что, теперь к жене и детям? Сразу память сотрем или как?

— Может лучше, пусть она рассказывает детям, что их отец был летчиком-испытателем? – младший неуверенно посмотрел на старшего.

— Ты – неисправимый романтик, — весело рассмеялся тот.

Они, не оглядываясь, зашагали прочь. Осенний желтый лист, отделившись от ветки старого вяза, медленно спланировал, приземлившись рядом с яркой бумажной бабочкой на то, что еще пару минут назад было Павлом Сергеевичем…

Когда терпеть больше нельзя: как наказать ребенка за плохое поведение?

Ребенок игнорирует просьбы и требования родителей, капризничает и устраивает истерики, делает все назло?

Каждая мама сталкивается с этим время от времени. Кто-то чаще, кто-то реже.

Что делать?

Как наказать за плохое поведение и стоит ли вообще наказывать? Эти вопросы интересуют всех родителей.

Почему дети не слушаются

Все родители хотели бы, чтобы дети были послушными и выполняли все требования родителей с первого раза.

Однако в реальности такое вряд ли встретишь. Почему же дети не слушаются родителей?

  • Любому малышу нужны определенные правила и порядок.
  • Так он будет чувствуют себя более спокойно и уверенно. Иногда он хочет проверить дозволенные границы и нарушает принятые правила.

  • Если запретов слишком много, то ребенок восстает и перестает слушаться родителей.
  • Поэтому количество слов «нельзя» стоит ограничить. Однако необходимо быть последовательным, иначе будет не понятно, почему сегодня можно, а завтра нет.

  • Бывает и такая крайность, когда малышу позволяется все, что он захочет.
    О дисциплине в таком случае говорить не приходится – он просто не знает, что можно делать, а что нет.
  • Иногда дети не слушаются, когда не могут понять, чего от них хотят.
  • Поэтому малышам (до 5 лет) важно показать нужные действия и выполнять их с ним, пока не запомнит.
  • Возникают моменты, когда ребенок начинает испытывать на прочность дозволенные рамки.
  • Это так называемые возрастные кризисы. Они бывают в год, в 3 года, 5-6 лет, подростковый период. Обычно они связаны со значительными переменами в умениях. Например, научился ходить, осознал себя и прочее.
  • В некоторых случаях дети перестают выполнять просьбы если хотят привлечь к себе внимание.

Если ребенок не слушается, то, прежде всего, необходимо обратить внимание на методы воспитания, обстановку в семье, требования к ребенку и его обязанности. Если родители не учитывают переживания своих детей, их эмоции, потребности и интересы, то наладить дисциплину будет сложно.

Доказано, что на поведение отрицательно влияет длительное пребывание его перед телевизором или компьютером.

Мозг просто не в состоянии усвоить передаваемый поток информации, и ребенок становится раздражительным и агрессивным, не реагирует на просьбы родителей.

Читайте также – за что стоит наказывать ребенка. Почему малыш отдает все свои игрушки?

Зачем это, и что будет если все позволять

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.

Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.

Его принципами было отрицание любых наказаний.

Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов. В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.

О наказании в разном возрасте

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

Наказание должно происходить после совершения поступка.

Наказывать стоит в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.

Важно также учитывать возраст. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут. Поэтому им лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.

Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

Мнение эксперта Лисова Алина Викторовна – педагог Педагог-психолог частного развивающего центра

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять малышу последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет. Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя.

Также при выборе наказания необходимо учитывать характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.

Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.

Советы психолога – наказывайте без вреда для психики

Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.

Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем.

Поэтому выбирая способ наказания нужно следовать таким правилам:

  1. Не наказывайте сгоряча
  2. Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

  3. Наказывайте любя
  4. Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если он чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

  5. Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание
  6. То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

  7. Наказывать нужно не ребенка, а его проступок
  8. Например, ударил соседского мальчика. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

  9. При наказании необходимо четко определить временной интервал
  10. Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

  11. После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

Когда начинать?

С какого возраста малыш должен нести ответственность за свое поведение?

Существует мнение, что наказывать детей до 3 лет нельзя.

Оно основано на том, что до этого возраста ребенок не умеет строить причинно-следственные связи.

Если сломалась игрушка, он понимает, что она не работает, но не осознает, что виновником стал он сам, какие-то его действия. Поэтому он не поймет, за что его наказывают.

Однако это не значит, что можно все позволять малышу. Просто в случае его проступков необходимо ему объяснять, что нельзя делать, чтобы это не повторилось.

Если маленький ребенок требует что-то, что делать нельзя, стараются переключить его внимание другое. Давать понять малышу что можно, а что нет нужно как можно раньше.

За что можно, а за что нельзя?

Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.

Мнение эксперта Лисова Алина Викторовна – педагог Педагог-психолог частного развивающего центра

Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».

Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.

С точки зрения многих психологов наказывать необходимо за:

  • Оскорбления, особенно в отношении старших.
  • Ложь.
  • Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.

    Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать. Вранье поощрять нельзя.

  • Физическое насилие.
  • Вы часто наказываете ребенка? ДаНет

    Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.

    Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных.

  • Демонстративное нарушение установленных правил поведения.
  • Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.

  • Воровство. Оно должно быть строго наказано.

За что нельзя наказывать:

  • Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то
  • Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.

  • И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает
  • Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.

  • Ребенок познает мир, проявляет активность
  • Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это их естественное поведение.

  • Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями
  • Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.

  • Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку
  • Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.

  • Проявление чувств – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее

Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.

Вы не знаете как научить ребенка разговаривать в 3 года? Или как воспитать у дошкольника любовь к природе? Или вы никак не можете научить малыша спать в своей кроватке Тогда советуем вам ознакомиться с материалами по нашим ссылкам, они содержат ответы на все эти вопросы.?

Как быть строгим, но не потерять доверие?

При использовании наказаний в воспитании главное не переусердствовать, чтобы не потерять любовь и доверие своего малыша. Для этого нужно соблюдать такие принципы:

  1. Не вводите слишком много запретов
  2. Оставьте ребенку простор для исследований

  3. Требования должны быть ориентированы на возраст
  4. Не требуйте то, чего он пока не может запомнить или сделать.

  5. Прежде, чем наказать, необходимо разобраться в ситуации
  6. Если ребенок был наказан, то после обязательно помиритесь с ним
  7. Объясните свою позицию, напомните, что любите его несмотря ни на что.

  8. Нельзя унижать и оскорблять детей

Мамам малышей важно знать – в каком возрасте ребенок держит голову?

Что делать если ребёнок нервный и непослушный? Разбираемся вместе

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если ребёнок не слушается. Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

С какого возраста можно наказывать детей?

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам.

Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки.

С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу или сидеть на стуле для провинившихся.

После 6 — 7 лет следует отменять телесные наказания, если таковые применялись прежде, так дети начинают чувствовать унижение от этих мер. Напротив, родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.

Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы наказания, поскольку тинейджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общения с приятелями.

Частые причины непослушания ребёнка

Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

  1. Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.
  2. Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.
  3. Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.
  4. Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно.
  5. Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отцом предъявляется суровые требования к подростку, мама же, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.
  6. Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность. Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.
  7. Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.

Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.

За что нельзя наказывать ребёнка?

Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.

Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.

Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.

Не рекомендуется наказывать ребёнка:

  • за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
  • за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.

Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?

Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.

Мнение доктора Добсона

Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.

Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

  1. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
  2. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
  3. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
  4. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
  5. Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
  6. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.

Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.

9 общих принципов «правильного» наказания

Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно. Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка. Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему нельзя кричать на ребёнка. Это нужно знать всем родителям! Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Запрещённые приёмы

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога. Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.
  3. Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.
  4. Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.
  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.
  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.
  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.
  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

Читаем также: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Способы конструктивного и лояльного наказания

  1. Лишение приятного. Если ребенок получил плохую оценку за то, что не сделал домашнее задание, можно ограничить доступ к видеоиграм на выходные. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение.
  2. «Исправительные работы». Взрослые за нарушение правил расплачиваются штрафами или общественными работами. Почему бы вам не перенести подобную практику на ребенка? Если он сознательно рисует на столе, пусть отмоет его. Только не переусердствуйте. В идеале труд должен восприниматься как благо, а не как наказание.
  3. Тайм-аут (перерыв). Ребенку предлагают посидеть в отдельной комнате или на кресле в тихом уголке и подумать над своим проступком. Постарайтесь найти такое место, где нет телевизора, игрушек или компьютера. Нельзя запирать его в темной комнате, чтобы не нанести вред психике. Количество времени, проведенное в тайм-ауте, зависит от серьезности «правонарушения» и возраста ребенка. Общее правило: примерно одна минута на каждый год.
  4. Личное извинение. Просить прощение у того, кого он обидел, не просто конструктивное наказание для ребенка, но и подготовка к взрослой жизни. Если ребенок оборвал цветы на соседской клумбе, заставьте его принести извинения. Для дополнительного эффекта пусть ребенок в субботу поможет привести клумбу в порядок.
  5. Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать. В случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала. Будьте осторожны, ведь длительное лишение родительской любви превращается в пытку. Читаем также: как реагировать на капризы ребенка
  6. Проверка на собственном опыте. Позвольте ребенку убедиться в справедливости ваших требований на собственном опыте. Бегал по лужам – в результате хлюпающий нос и постельный режим. Но следует знать меру с последствиями негативных действий, чтобы ребенок не причинил себе настоящий вред.
  7. «Временный арест». Если подросток совершил серьезный проступок, можно ограничить его общение с приятелями: не пускать на день рождения или вечеринку. Нельзя применять этот вид конструктивного наказания постоянно, так как в подростковом возрасте очень важны доброжелательные отношения со сверстниками.
  8. Сказка вместо наказания. Чтобы освоить правила поведения, читайте ребенку сказки, которые позволят ему понять и почувствовать, что и у других встречаются такие переживания и проблемы. Через сказочные образы детям предлагаются выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой истории герой (а значит, и ребенок) понимает, что так поступать больше нельзя. Читаем статью: влияние сказок на развитие детей

Читаем также: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

Читаем также: Очень простые способы показать детям что вы их любите

Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.

Читаем также:

  • Почему нельзя бить ребенка — последствия физического наказания детей
  • 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми
  • Как нельзя наказывать ребенка
  • Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога

Подборка видео консультаций: как правильно наказывать детей за непослушание

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Детские капризы, их плохое поведение и шалости иногда приводят внутренний индикатор гнева родителей в состояние активности. Мамы кричат, папы кричат. В итоге проблема, как правило, не уходит, но нервная система взрослых уже пострадала, как и психика ребенка. Может, стоит искать причины? Можно ли вообще так поступать? Возможно, поведение ребенка не столь плохо и не заслуживает агрессии? А, может, дело в вас? Небольшой совет, как не кричать на ребенка, и возможно ли это вообще.

Вы наверняка ругаете себя каждый раз, как накричите на ребенка. И вновь задаете себе вопрос «За что я сейчас повышаю на него голос?», «Почему я довожу своего самого любимого человечка до слез?», «Правильно ли я поступаю?». Если ребенок шалит ради шалости, то есть очевидно намеренно причиняет вам страдания, то стоит обратиться к детскому психологу – тут постоянные конфликты лишь усугубят ситуацию, а психолог поможет в них разобраться. Ну а если случайно? В силу возраста? Внутреннего состояния? Как перестать постоянно ругаться?

Как не кричать на ребенка: причины со стороны ребенка

Задумывались ли вы когда-нибудь над своим поведением? Например, вы моете посуду и разбиваете кружку. Молча собираете осколки и со словами «это на счастье» выбрасываете их. Но если ту же кружку уронит ваш ребенок, то во многих случаях последует «Ты почему тут ходишь?!», «Будь осторожнее», «Я же просил(а) не трогать мои вещи». Это происходит без выяснения причины, не стараясь сдержать себя, не учитывая случайности ситуации, да и просто того, что ваш ребенок еще маленький, чтобы быть ловким и умелым, как вы, он не успел научиться быть максимально внимательным.

Кроме возраста, есть другие причины, по котором поведение детей портится, и они не могут сдержать последствие такого расстройства.

Вы слишком многого требуете

Если ваши личные достижения велики, это не значит, что стоит ждать от детей того же. Кроме того, сверх ожидания и упорное настояние на достижении поставленных вами целей могут поломать детскую психику, вследствие чего он вы перестанете получать доверие. Он нервничает из-за неудач и плохо себя ведет, выплескивая негативную энергию. В этом случае дилемма, как не кричать на ребенка, упирается в ваши собственные амбиции — нельзя приравнивать свои способности к тем, что имеет другой человек, тем более малыш.

Читайте также: Ребенка обижают в школе — как правильно поступить?

Вы неправильно воспитываете

Слишком строго или слишком мягко, чересчур много балуете или неадекватно реагируете, сами не в силах сдержать себя в ряде случаев, практикуете постоянный контроль за каждым шагом. Можно проанализировать свой педагогический подход — представьте, что вы сами себе хороший психолог.

Чрезмерная усталость ребенка

И он не в силах ее сдержать. Если он ходит в детский сад или школу, после на факультативные занятия, вечером на принудительное обучение, а потом спать и опять по кругу, не удивляйтесь, что терпите постоянные срывы. Усталость даже взрослому человеку портит настроение, а каково ребенку! Разгрузите его, дайте больше времени на личные дела и отдых.

Стремление показать свое «Я»

Почти каждый ребенок проходит становление личности через конфликты. У кого-то они незаметные обыденные, а кто-то сталкивается с записками «Я ушел из дома» или заброшенной в вас игрушкой. Родителю нужно стать союзником своего чада, нельзя кричать понапрасну. Хочет экстремальную прическу? Поддержите. Если подозреваете плохие привычки (ругается матом, курит), попробуйте помочь самоутвердиться в чем-то полезном. Отличный вариант – спорт, повышение навыков в любимом деле. Собаку, в конце концов, заведите – пусть выгуливает.

Читайте также: Карманные деньги в детских руках — быть или не быть

Конфликты дома

Если родители часто повышают друг на друга голос, странно ждать о ребенка, что он будет послушным и прилежным. От атмосферы в семье зависит очень многое — нельзя при детях кричать друг на друга, не подавайте плохой пример, ведь этому может быть одно серьезное последствие в виде сломанного детства.

Такая наследственность

Как говорят часто детские психологи, которым родители жалуются на бунт своих детей, характер складывается из кирпичиков предков. Да, он у всех индивидуален, но, скорее всего, если задуматься, вы найдете массу сходств в поведении ребенка с вами в детстве или с бабушками, дедушками.

Дети часто ведут себя плохо тогда, когда болеют. Причиной может быть и душевная травма (развод родителей, переезд, смена детского сада или школы, потеря близкого). Возможно, малыш не может справиться с чем-то (построить замок, вдеть шнурок и многое-другое), от чего нервничает и поступает некрасиво, даже кричит на взрослых. Правильным будет для родителей разобраться с причиной проблемы до того, как начать кричать на малыша или, тем более, наказать физически. Нельзя применять к ребенку силу только потому, что он не доел суп или уронил вазу — вместо того, чтобы не сдержать себя, сначала разберитесь.

Читайте также: Добрые советские мультфильмы о дружбе

Как не кричать на ребенка: причины со стороны родителей

Когда шалят нервы у вас, а страдает ребенок, это несправедливо. Просто возьмите под контроль свое состояние. Сядьте, расслабьтесь, задайте себе несколько вопросов.

Во-первых, на нервном состоянии может сказываться усталость. И тогда, что бы не делал малыш, вам будет казаться, что он не прав. Больше всего оказывает влияние психологическая усталость. Например, вы готовитесь к важной встрече, много думаете, строите планы действий. Приходя домой, сразу идете на кухню, чтобы накормить семью, а дополнительно мысленно анализируете день. Отдых наступает только ночью. Пусть вы согласны выматывать себя, но вследствие этого несдержанность и необоснованный крик на ребенка – это ошибка.

Во-вторых, очень может быть виновной в постоянной ругани злость на другого человека. Злитесь вы на коллегу, маму, мужа, а срываетесь и кричите на ребенка. Действительно, на кого же еще срываться?! Он ведь не может ответить, дать сдачи. Решите проблему своих отношений за пределами дома и семейного очага. По меньшей мере стоит научиться сдерживаться и отключать мысли и эмоции по отношению к источникам агрессии в моменты пребывания с ребенком, подумайте о последствиях.

В-третьих, склонность ругать и кричать на ребенка может быть на фоне чувства вины перед ним, как заверяют психологи. Например, вы тщательно следите за здоровьем малыша, а он простудился. Ваша гиперответственность дает о себе знать, вы негодуете, что и где упустили. Отсюда нервная система страдает, а вы проявляете свою тревогу в крике и обвинениях, не в силах сдерживать обиду за свою «профнепригодность», и озадачиваетесь, как не кричать на ребенка.

В-четвертых, психологи часто отмечают, что многие родители, особенно мамы, после рождения ребенка меняют свою жизнь, ограничивая общение с внешним миром, отказывая себе в прежних удовольствиях. Возникает злость на ребенка, подсознательно он воспринимается как нагрузка, бремя. Просто научитесь отдыхать, найдите силы оставлять малыша в надежных руках бабушек, нянь, и живите полноценной жизнью здоровой и красивой женщины. Счастливая и довольная мама, которая не станет по любому поводу кричать, не задумываясь о последствиях, будет куда приятнее для ребенка.

Читайте также: Как объяснить ребенку, что отец ушел из семьи

Если ребенка часто ругать

Представьте, что вам на нервную систему будут постоянно действовать различными факторами: то выведут из себя, то доведут до слез, то обидят. Детская психика настолько уязвима, что малейший неверный шаг может привести к ее неисправимому искажению. Ругая ребенка с регулярностью, без повода и по поводу, вы рискуете повесить на него множество комплексов, сделать замкнутым человеком в будущем.

Дети воспринимают крик и ругань буквально, они не способны в совсем юном возрасте реально критиковать поведение родителей. Включается мысль «Если ругают, значит, я плохой, я что-то сделал не так». И так из раза в раз, изо дня в день. Они чувствуют себя неполноценными, неспособными и жалкими. Ищите компромиссы, налаживайте отношения. Не получается самостоятельно – обратитесь к психологу. Важно вовремя выяснить для себя, как не кричать на ребенка и влиять на его состояние.

Правила ссор: как не кричать на ребенка

Соблюдайте важные правила, когда за что-то ругаете ребенка:

  • Наказание должно быть обоснованным. Причина ругани доносится до малыша в самой доступной форме.
  • Лучше всего обходиться при наказании общими фразами вроде «Так делать нельзя», «Людям больно, когда их бьют», «Если детки дерутся, с ними никто не дружит». Перейдя на личности, вы рискуете услышать оскорбления и в свой адрес.
  • Не ругайте ребенка при всех. Если конфликт произошел на улице, говорите негромко, словно в тайне от остальных окружающих. Не стоит приходить домой и демонстративно ставить в известность о случившемся конфликте остальных членов семьи.
  • Общайтесь на равных. Ребенку необходимо дать возможность высказаться, доказать свою правоту. Вы не должны ругаться и говорить, что правы, потому что старше или потому что вы мама или папа.

В конце хотелось бы отметить, что сам факт того, что вы начали задумывать, как не кричать на ребенка, говорит о вашем искреннем желании исправить ситуацию, научиться ладить с ребенком. Начните с себя, изучите свои привычки. Может, вы подаете плохой пример, грубо разговаривая по телефону, швыряя в порыве чувств вещи, сами того не замечая. Наладьте атмосферу в доме, создайте уют. У тех родителей, которые ищут и умеют находить компромисс, растут счастливые и психологически здоровые дети.

Почему не стоит ругать детей: мнения специалистов

Многие родители считают, что разговоры на повышенных тонах и выплескивание негатива на ребенка являются эффективными воспитательными мерами. В краткосрочной перспективе такое поведение может показаться оправданным, поскольку ребенок в конкретной ситуации быстрее обращает внимание на запреты или наставления взрослых. Но со временем такое давление приводит к негативным последствиям, которые будут заметны на протяжении всей жизни человека.

Стоит выделить несколько причин, по которым в процессе воспитания стоит отказаться от жестких мер.

Возраст ребенка

Если малыш младше 4-5 лет, он в силу возрастных особенностей психики банально не сможет должным образом понять, почему на него кричат. В таком возрасте дети не в состоянии увидеть ситуацию глазами другого человека, в данном случае родителя. Нервная система еще просто не готова к анализу подобных ситуаций.

Четырехлетние и менее возрастные малыши в определенной степени являются эгоистами. Они не в состоянии сопереживать, понимать чувства других людей и учитывать чужое мнение. Умение смотреть на ситуацию глазами другого человека у ребенка начинает формироваться лишь после 4 лет.

Возраст родителей

Многие взрослые уже не помнят, каково быть ребенком и забывают, что малышам 4-5 лет довольно трудно концентрироваться на чем-либо. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать психологические особенности представителей разных возрастных групп.

Горькая правда или сладкая ложь?

Если дети боятся наказания, они будут стараться обманывать своих родителей, стоять на своем до последнего, не признавая вину. Это может привести к неприятным или даже опасным последствиям. Например, если школьник не будет бояться рассказать родителям о плохих отметках, взрослые смогут вовремя обратиться к педагогам или помочь своему чаду самостоятельно, пока низкая успеваемость не стала нормой.

Если ребенок оступился или ошибся, папе с мамой необходимо негативно высказываться не о нем самом, а о его действии и объяснять как нужно было бы поступить правильно. Если малыш будет бояться, это не позволит создать внутри семьи доверительные отношения.

Негатив снижает умственные способности

Детям намного сложнее учиться, если их часто оскорбляют или ругают. Если дело касается успеваемости в школе, лучше уделить внимание похвале за хорошие оценки, чтобы стимулировать ученика.

Важно учитывать и тот факт, что, когда ребенка называют хулиганом или бездарностью, он подсознательно начинает соответствовать этим прозвищам, что сказывается на его поведении. Если у ребенка возникли трудности с чем-то, родителям стоит помочь исправить ситуации, а не орудовать ругательствами. Чувствуя поддержку от своих близких, он будет стараться лучше себя вести, хорошо учиться и обходить стороной «плохие компании».

Ожирение и зависимости

«Заедать» свои душевные переживания склонны не только взрослые, но и дети. Чувствуя постоянное напряжение и не находя поддержки, ребенок будет стараться облегчить свое состояние, обращаясь к «быстрым» источникам счастья: сладкой и жирной пище, компьютерным играм, сигаретам, спиртному и более опасным веществам.

Диетологи и психологи категорически не рекомендуют использовать конфеты или другую пищу в качестве инструмента поощрения или наказания. Если потребление продуктов будет зависеть от эмоционального состояния, это может закончиться ожирением и множеством сопутствующих проблем.

Понимая, что негатив, особенно в долгосрочной перспективе, влечет за собой больше проблем, чем преимуществ родители смогут выработать правильную манеру воспитания собственных детей, каждый из которых имеет индивидуальные особенности.

Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, хотя бы раз сталкивался с проблемой — наказывать или нет сына или дочь за плохие оценки? Прежде чем хвататься за ремень, что в принципе недопустимо в воспитании, или лишать ребенка компьютера за принесенную из школы двойку, попробуйте разобраться в себе. Почему этот факт вас так задевает? Также не будет лишним прояснить причины плохой успеваемости чада.

Важность отметок в школе

Учеба в жизни ребенка школьного возраста играет важную роль, но далеко не главную. Чаще всего плохие оценки расстраивают больше родителей. Психологи советуют не акцентировать излишнее внимание на двойках, если ребенок лишь изредка получает плохие отметки. Но если низкая успеваемость в школе приобрела систематический характер, стоит принять меры. Прежде всего нужно выяснить причину такого поведения и объективность отметок. Нередки случаи, когда плохие оценки ставятся ученикам несправедливо. Но если двойки вполне заслуженные, стоит подумать, почему вас так ранит этот факт?

Практически все родители мечтают, чтобы их дети учились в школе на «хорошо» и «отлично». Они переживают за будущее и карьеру своего чада, и это нормально. Но стоит ли придавать цифрам в дневнике такое большое значение? Не будем вспоминать великих гениев-двоечников, но факт остается фактом — успеваемость в школе не является 100% счастливым билетом в безбедное и успешное будущее. Гораздо важнее развивать способности и таланты ребенка.

Некоторые психологи советуют нанимать репетиторов или самостоятельно уделять внимание изучению именно тех предметов, к которым у ребенка есть склонности. Развивая свои таланты, сын или дочь смогут глубже познать предметы, которые в будущем помогут им в карьере. Успевать по всем предметам на «5» чаще всего не имеет смысла. Это лишь ввергает ребенка в дополнительный стресс и мотивирует не на получение качественных знаний, а на механическую охоту за красивыми отметками в дневнике.

Причины плохой успеваемости в школе

Если ребенок плохо учится, причин может быть несколько:

  • Школьник потерял мотивацию и интерес к учебе.
  • Плохие отметки могут стать следствием демонстративного поведения ребенка.
  • Учитель преподносит материал недостаточно компетентно.
  • Ребенок находится в хроническом стрессе.

  • Школьнику тяжело даются новые знания, нет навыков эффективного усвоения информации.
  • Напряженные отношения с учителем или сверстниками.
  • Родители придают завышенное значение отметкам.

Устранив причины плохой успеваемости в школе, вы сможете значительно улучшить ситуацию с отметками.

Наказывать ли за плохие оценки?

Мы подошли к самому главному — наказывать ли ребенка за плохие оценки? И вообще, как реагировать на успеваемость в школе? Психологи советуют не наказывать ребенка за двойки, а реагировать на лень и расхлябанность. Если вы видите, что ребенок раньше учился на «хорошо» и «отлично», а теперь стал скатываться вниз, стоит срочно найти причину такого поведения, пока ситуация не усугубилась.

Если главные причины плохих отметок — излишняя увлеченность компьютерными играми, продолжительные прогулки с друзьями на улице, то стоит ограничить именно это, а не ругать за двойки. Выясните причину потери мотивации к учебе и только после этого принимайте превентивные меры.

Стоит помнить, что все дети разные. Для кого красная отметка в дневнике — большой стресс, для кого-то — незначительное событие, которому не стоит придавать значение. Особенно остро на отрицательные оценки реагируют младшие школьники. Постоянное наказывая ребенка за двойки без выяснения причин, и не поддерживая его морально, вы вгоняете его в еще большее напряжение.

Закончил четверть на «5»? Держи планшет!

Не стоит также заниматься профилактикой двоек, поощряя хорошую успеваемость материальными благами и другими бонусами. Такое поведение родителей вынуждает ребенка механически получать отметки в школе, не углубляясь в предметы. Все мы помним свое детство и товарищей, которые выпрашивали у учителей хорошие оценки слезами, манипуляциями и другими нездоровыми способами.

Хвалите ребенка за успехи, сравнивая его «сегодняшнего» со «вчерашним». Не ставьте в пример более успешных сверстников, это ранит детскую психику и душевно отдаляет вас от ребенка. Чаще употребляйте в речи слово «зато». «Да, ты плохо рисуешь, зато по математике одни пятерки», «Да, ты получил тройку, зато в этот раз сделал уже меньше ошибок» и т. д.

Помните, что мотивация к учебе зависит от отношения учителя к своему предмету, отношения родителей к учебе и личностного стимула школьника. Альянс этих факторов дает отличные результаты. Не контролируйте излишне школьника, особенно в младших классах. Не стоит делать за него уроки, только проверяйте выполнение заданий.

Пусть школа не будет тяжкой повинностью, а мотивация к учебе — избеганием наказания за двойки. Тогда ребенок сможет развить в себе здоровый интерес к новым знаниям, получая при этом истинное удовольствие от учебы.

С момента появления на свет ребенок учится познавать этот мир. Правильность того или иного поступка является одной из ступеней такого познания. Дети склонны к непослушанию, ведь им попросту не всегда известно, что нужно и не нужно делать в той или иной ситуации, что последует за неверным шагом для него самого или окружающих. Ответом на вопрос, как наказывать ребенка правильно и нужно ли это делать, может быть понимание родителей в необходимости его гармоничного развития с точки зрения морали и нравственности.

Как наказывали детей в старину

Современные родители зачастую боятся взять в руки ремень или приложить к попе своего ребенка руку за непослушание или плохое поведение. Оно и понятно, ведь по закону (статья 116 УК РФ, поправка сделана в июле 2016 года) причинение боли ребенку карается лишением свободы сроком до 2 лет или обязательными работами от 360 часов. Но как к вопросу воспитания относились на Руси? Что раньше считалось приемлемым в наказании дома и в школах? Обратимся к истории…

Древняя Русь

Еще в Древней Руси физически наказывать детей и держать их в глубокой строгости было необходимо из любви к ним. Похвала в любом ее проявлении считалась опасной — даже существовала пословица «Хвала в очи хуже порчи». Поэтому после произнесенных положительных слов в адрес ребенка, матери необходимо было сплюнуть трижды.

Когда православие все больше входило в умы людей, к физическому наказанию стали относиться еще и с религиозным подтекстом — мол, каждый человек грешен, а, значит, его бьют по заслугам. В «Домострое», который существовал на Руси как свод правил, наказанию детей было отведено несколько пунктов, это была прописная истина. В качестве рекомендуемого орудия для наказания предлагался прут, называемый «жезлом».

Было принято наказывать детей вдали от посторонних глаз. Однако делать раньше это могли не только родители, но и учителя в школах. Там учеников наказывали розгами, стоянием на горохе или веревкой.

XVIII век

В 18 веке наказание, так распространенное на Руси, было запрещено, однако только у благородных сословий. В школах тоже на протяжении многих лет при разных правителях физические наказания то запрещали, то разрешали. Была придумана специальная шкала, где каждому проступку соответствовало определенное наказание. В 1864 году телесные наказания были отменены.

Советское время

В советское время физическое применение силы к воспитанникам в школах было запрещено. Максимум, допускались неформальные подзатыльники. Это касалось даже учреждений для трудных детей. Мерой пресечения непослушаний, плохого поведения, каких-то серьезных проступков раньше было исключение из пионеров или прием в отряд позже обычного срока. Могли вызвать родителей в школу или наказать физической нагрузкой в виде общественных работ, поставить «двойку» или оставить на второй год. Если сравнить с современной мерой наказания, когда у учеников отбирают гаджеты, отвлекающие внимание, раньше было все же строже дисциплина.

Почему наказание – это благо?

Формирование границ дозволенного поведения у малыша – приоритетная задача родителей на раннем этапе жизни ребенка. Важно сформировать точные и яркие объяснения того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как говаривал Маяковский. Маленький человечек, став взрослым, скопирует программу, заложенную в него в детстве, проявит то знание о нравственности, которое взрослые заложили в него путем поощрений и наказаний.

За что современные дети получают нагоняй чаще всего? Как правило, за плохие оценки, плохое поведение, вранье, дерзость, драки, непослушание, воровство. Мамы и папы обычно выбирают свой метод наказания, разделяя обязанности по воспитанию между собой. Мама отвечает за моральное давление – и чего стоит один ее укоризненный взгляд, в котором читается классическое: «опять двойка?». Отец, в свою очередь, решает, наказывать физически свое чадо или нет.

Тонкая грань

Вся суть теории воспитания детей представляет из себя тонкую грань наподобие лезвия ножа. Стоит перегнуть палку – и вы получите ребенка с комплексами разного рода, зажатого и запуганного малыша, не способного любить и понимать других. В худшем случае нас может ожидать будущий садист или беспринципный социопат. Также известно много примеров безмерного потакания ребенку в его капризах и непослушаниях, и при полном отсутствии наказания подросток вырастает избалованным, эгоистичным нарциссом, который не считается вообще ни с какими мерами и запретами.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок. Карл Маркс

Многие психологи сходятся во мнении, что для родителей лучшей и наиболее эффективной моделью воспитания и наказания служит принцип товарищества. Такая система подразумевает уважение к ребенку, учет его мнения, а также помощь в формировании моральных и семейных ценностей. В таком случае любое наказание пойдет на благо ребенку, ведь оно будет скорее добрым советом (отказ от мультиков во имя учебы, выученная глава книжки за полученную двойку), чем диктаторским родительским решением (угол, ремень или крик). По сему, наказывать за непослушание в меру и с умом — это благо, которое формирует характер и стержень человечка, его адекватное понимание морали и нравственности. Так как наказывать можно?

Важность диалога с ребенком

Особое внимание уделите разговору с малышом, а также тому, каким он видит мир и какое влияние получает вне семьи: от друзей, из школы, от незнакомых людей.

Если ситуация такова, что наказание неизбежно, то:

  • Объясните смысл запрета, а не совершайте действие ради действия. Ваше чадо озлобится, если подумает, что его наказали «просто так». Важно четко понимать, как наказывать ребенка, аргументируя свое решение.
  • Придумайте категорийность запретов. Необходимы табу, полностью запрещенные к совершению. Например, запрет трогать горячий утюг руками, игры с опасными предметами, запрет выхода на балкон и прочее.

Прежде всего, сами не нарушайте то, что запрещаете своему ребенку. Сын или дочь, видя, что родители не выполняют свои же установки, со 100% вероятностью нарушат наказы взрослых. В том случае, если ребенку что-то запрещено в силу возраста, то это стоит объяснить. Например, малышу нельзя открывать шкаф с посудой, потому что он слишком мал, чтобы готовить еду.

Как наказывать ребенка

Если ребенок в 2-3 года или уже в старшем возрасте 5-7 лет бунтует против наказания, перестает слушаться и намеренно выражает своенравие против норм поведения, то в этом случае у родителей есть два варианта:

  1. Коррекция поведения. Плавными методами воспитания психолог или сами родители ведут линию поведения ребенку в «правильное» русло, желательное для семьи и общества. В этом случае вопрос, как наказывать ребенка, решается сам по себе.
  2. Подавление враждебности. Более строгий метод, включающий в себя контрмеры на основе авторитета (чаще отцовского), физических наказаний (где нет места избиению!) и прямого управления ребенком.

Вторая система всегда дает свой результат, в отличие от первой. Но и след, остающийся в психике ребенка от прямого на него воздействия, всегда также виднее и ярче проявляется в будущем поведении. Тут важно не переборщить с наказанием. Если шлепок по попе – это единственная мера, которая дает результат, то она уместна. Никогда не бейте ребенка по голове, груди, спине и конечностям – это не наказание, а побои!

Как наказывать ребенка за вранье

Понятие вранья вызывают негативные ассоциации. Каждый родитель с детства старается внушить своему ребенку, что врать нельзя. Но случается, что он начинать врать сверстникам, педагогам, маме и папе, самому себе. Психологи на этот счет дают несколько рекомендаций:

  • Ребенок должен быть осведомлен о том, что вранье — это табу, существует жесткое семейное правило, в котором врать нельзя категорически. И нарушение данного правила с последующим за этим наказанием будет тогда считаться справедливым. При этом точно не нужно брать в руки ремень.
  • Если ребенок пошутил, а вы в порыве плохого настроения срываете на него злость и наказываете якобы за вранье, то из этого не выйдет ничего хорошего. Малыш озлобится. Он должен четко понимать, что именно сделал не так. Если понимания нет, ругать и наказывать нельзя.
  • Лучший способ наказать ребенка за вранье без применения силы — объявить ему небольшой бойкот. Не улыбайтесь ему, не дарите ласку, не проявляйте инициативного внимания. Он должен понять, что вы расстроены из-за его поведения, что именно его вранье огорчило вас, а не какое-то непослушание, совершенное раньше. Идеально — дождаться извинений и обещаний больше так не делать.
  • Один из проверенных временем способов — угол. Пока ребенок стоит там, ему ничего другого не остается, как думать, что нам и требуется. В качестве альтернативы можно посадить его в центр комнаты на стул, чтобы он видел любимые игрушки, выключенный телевизор, но не имел возможности всем этим воспользоваться.

Помните, что лучшее средство в борьбе с детским враньем — это общение и хороший пример. Будучи ребенком, каждый из нас фантазирует, сочиняет истории, выдумывает персонажей. Вспомните об этом и не принимайте близко к сердцу несерьезную ложь. Просто скажите в очередной раз, что скоро перестанете верить в то, что малыш говорит, не станете его слушать. Расскажите сказку про пастуха, который врал про волка, и ничем хорошим это не закончилось.

Как наказывать ребенка за воровство

Чтобы понять причину воровства со стороны ребенка, нужно разобраться в его желаниях и потребностях. Возможно, воровство обусловлено наличием у него клептомании, большим соблазна получить то, что хочется, избалованностью со стороны родителей, несправедливостью со стороны социума или желанием получить новые яркие эмоции. В любом случае воровство — это плохо и наказывается законом, воровать чужое нельзя, и объяснить ребенку данное правило нужно обязательно.

Рекомендации

Как наказывать ребенка? Рекомендации следующие:

  • Ваше отношение в воровству может сыграть решающую роль, ведь родители почти всегда авторитетны для детей. Расскажите, как вам чужды подобные поступки и как страдают люди, у которых что-то своровали. Поделитесь историей, которая произошла с вами раньше и в которой у вас забрали что-то против воли, а вам было очень грустно без утраченной вещи.
  • Если вы точно знаете, что ребенок украл тот или иной предмет или деньги, объясните всю отрицательную подоплеку ситуации и подскажите ему вернуть все на место и попросить прощения. Хорошее слово всегда ценнее ремня.
  • Важно считать воровство со стороны ребенка своей проблемой, а не его. Ее должны решить родители.
  • До 7 лет воровство сложно назвать таковым. Дети в этом возрасте трудно различают, что является их вещью, а что — чужой. На этом этапе очень эффективным является беседа об этом различии.
  • Важное значение имеет первичная реакция родителей на уличение в воровстве своего ребенка. Бить ремнем, ругать при этом нельзя, иначе он просто пойдет воровать у других людей. Необходимо воспитать в ребенке идеалы, много говорить о том, что честным быть хорошо, показывать соответствующие мультики и читать сказки.
  • Выясните, не влияет ли на такое поведение кто-то другой. Случается, что старшие ребята запугивают ребенка угрозами, вынуждая приносить деньги и ценные вещи. Будьте ближе к своим детям, чтобы они могли открыться вам и рассказать об этом.

Будьте на чеку

Всегда будьте на чеку, не оставляйте без внимания непослушание ребенка, его серьезные проступки вроде воровства. Если пропустить раз подобный инцидент, он может повториться и войти в привычку. Даже плохие оценки в школе требуют внимания. Рассказывайте ребенку, как бы вам было приятно и как бы вы гордились им, если бы он приносил домой хорошие оценки. О мнении О.Е. Комаровского по поводу наказания детей смотрите в видео.

Весь процесс воспитания — это череда вопросов и ответов, поощрений и наказаний. Вырастить достойного, гармонично развитого человека – большой труд и первостепенная родительская задача. Каждый сам решает, как наказывать ребенка и не прогадать. Можно лишь посоветовать не торопиться выдавать конфету за каждое «да» и бить ремнем за каждое «нет». Необходим компромисс с учетом возраста, умственного развития ребенка и воспитания самих родителей, как первых и самых важных учителей для своих ребятишек.