Как делали мумии в древнем Египте

Понятие «мумификация» известно с древних времен. Этот обряд был тесно связан с религиозными воззрениями египтян о переходе человека после смерти в потусторонний мир и вечной жизни души. Считалось, что египетские фараоны имеют не человеческое, а божественное происхождение. Для них строились просторные украшенные гробницы, самыми яркими примерами из которых могут служить Пирамиды Гизы в Египте.

Вместе с мумифицированным телом представителя династии в усыпаььницы помещались все богатства и предметы, которые могли потребоваться в потусторонней жизни: украшения, золото, предметы интерьера, колесницы. Одна династия хоронилась в одном склепе или месте. На юге Египта рядом с Луксором находятся массовые захоронения Долина Царей и Долина Цариц.

Содержание

Некрополи древних Фив — Долины Царей и Цариц

Долина Царей, расположенная на территории древней столицы Египта Фивы, представляет собой огромный некрополь гробниц представителей мужской половины династии фараонов. Всего в восточной Долине Царей обнаружено около 80 захоронений царей Древнего Египта.

Долина Цариц, ранее название «Долина Детей», объединяет некрополь, высеченный в восточной части древней столицы Египта Фивы, где покоятся останки жён фараонов, их детей, жрецов и высокопоставленных чиновников. Одной из самых ярких гробниц считается высеченная в скале усыпальница царицы Нефертари. Она щедро украшена изображениями, повествующими о жизни и достоинствах царицы, а также ее значении для мужа, фараона Рамзеса II. Смерть настигла царицу, когда она находилась на пятом месяце беременности. Мумия ее была перевезена и хранится в Брюсселе, а мумифицированное тело не ожденного ребенка осталось в этой гробнице Древнего Египта.

Древние Фивы остаются одним из самых обширных мест проведения археологических исследований, которые не приостанавливаются ни на один день с момента случайного обнаружения гробниц и мумий фараонов Египта учеными братьями Расулами в 1871 году.

Мумификации в Древнем Египте подвергались не только тела людей, но и животных. В гробницах фараонов обнаруживали мумии кошек. Они считались священным животным, обеспечивающим магическую защиту своих хозяев и дома от нечистой силы. Олицетворяли собой красоту, изящество и ум.

Благодаря известному и широко применяемому в Древнем Египте искусству мумификации и в наше время можно увидеть нетронутые временем тела правителей старейшей цивилизации, их свиту и животных.

Музеи мумий Древнего Египта

В Египетском национальном музее в Каире туристам и исследователям предоставлена возможность посетить зал «Королевские мумии», где представлены сохраненные благодаря процессу бальзамирования тела династии фараонов: Аменхотепа III, Рамзеса II, Рамзеса III, Рамзеса IV, Рамзеса V, Рамзеса VI, Сети I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сиптаха, Тийе, Тутанхамона, Меренптах и других членов царской семьи. Здесь же можно увидеть глиняные сосуды с маслами и благовониями, которые использовались при мумификации в Древнем Египте. Удивительно, но их свойства и запах остались неизменными на протяжении тысячелетий.

Искусство древнеегипетской мумификации также представлено в Египетском музее Барселоны в Испании. Коллекция экспонатов времен Древнего Египта дополнена предметами одежды и быта, аксессуарами, статуями, свитками рукописей. Всего их насчитывается более 600.

В Отделе искусств Древнего Египта в Эшмоловском музее, Великобритания, хранится одна из самых больших коллекций мумий кошек.

Обширный некрополь, где были обнаружены мумии, находится в районе Саккара Египта. В подземных гробницах хранились не только мумифицированные останки царей, но и животных. В частности, в Саккаре исследовали нашли 24 саркофага, помеченных маркировкой о захоронении быков. Такие обычаи связаны с духовными верованиями древних египтян о священной природе некоторых животных, как например, быка Аписа.

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Мумия Древнего Египта

Как и большинство услуг в Древнем Египте, качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел представителейдинастии и высших сановников внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней жидкость сливалась.

Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с мумифицированным. Древние египтяне верили в то, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. Как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело и не позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта.

Видео о мумификации в Древнем Египте

Мумии фараонов. Мумификация в Древнем Египте. Гробница Тутанхамона

Колыбелью неразгаданных тайн является Древний Египет. Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству – смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование — только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона – от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику – Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов

В незапамятные времена на территории современного Египта в долине Нила возникла цивилизация, оставившая после себя множество тайн и загадок. Она и сейчас привлекает к себе внимание исследователей и обывателей своим колоритом, своей необычностью и богатым наследием.

Тридцать династий правителей Египта

Точно не известно, когда охотничьи племена зашли в долину Нила и обнаружили там много пищи и широкую реку как надёжный источник воды. Шли годы. Сельские общины, организованные здесь, увеличивались в размерах и становились богаче. Затем они разделились на два царства — Нижнее (на юге) и Верхнее (на севере). А в 3200 году до н. э. правитель Менес смог завоевать Нижний Египет и организовал первую династию фараонов, под контролем которой находилась одновременно и дельта, и долина великого Нила.

Карта единого Древнего Египта

В династический период Древний Египет часто становился главенствующим государством в регионе. Это государство обладало сложной социальной структурой, продвинутыми для тех времён технологиями, мощной армией и развитой внутренней торговлей. Кроме того, фантастических успехов египтянам удалось добиться в сфере строительства — они смогли возвести эффективные ирригационные системы на берегах Нила, огромные храмы и пирамиды, поражающие воображение даже современного человека. Кроме того, египтяне изобрели иероглифическую систему письма, организовали эффективную судебную систему и сделали ещё много других важных и удивительных вещей.

Иероглифы древних египтян

Всего, начиная от 3200 года до н. э., до момента завоевания египтян персами в 342 году до н. э. было тридцать династий правителей Египта. Это истинно египетские династии — то есть их представители сами были египтянами, а не завоевателями из далёких земель. Последним фараоном тридцатой династии являлся Нектанеб II. Когда персы вторглись в его государство, он собрал свои сокровища и бежал на юг.

Впрочем, на этом история Древнего Египта, как считают многие, ещё не заканчивается. Потом Александр Македонский смог отбить у персов Египет, и впоследствии этим регионом стал править Птолемей, военачальник Александра. Птолемей I провозгласил себя царём Египта в 305 году до н. э. Он использовал местные традиции, сохранившиеся от древних фараонов, чтобы закрепиться на троне. Это (а также то, что он умер своей смертью, а не в результате заговора) показывает, что Птолемей был достаточно умным правителем. В итоге ему удалось создать свою особую династию, которая правила здесь ещё более 250 лет. Кстати, последней представительницей династии Птолемея и последней царицей Египта была легендарная Клеопатра VII Филопатор.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.

Фараонам поклонялись словно божествам

На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.

Скульптура Рамзеса II

Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.

Самая древняя пирамида — пирамида Джосера

В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.

Так оформлено условное место для Хатшепсут в экспозиции «Званый ужин»

Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.

Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.

Так выглядит одна из скульптур Клеопатры (впрочем, точной информации о её внешнем облике у нас нет)

И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Уникальные постройки на плато Гиза

Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.

Три пирамиды на плато Гиза: вид сверху

Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса. Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато — пирамида Хефрена, сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м2, , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

Третья пирамида — пирамида фараона Микерина — была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём — 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса — статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно — насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра — ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.

До сих пор не ясно, кто именно создал Большого сфинкса

Особенности общества и образа жизни древних египтян

Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.

Суд бога Озириса

Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться. Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни — одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми — вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко — среди них было не принято стричься «под ноль».

Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий — была такая специальная должность.

Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.

Богатые египтянки носили многочисленные украшения и замысловатые головные уборы

Некоторые профессии в древнегреческом обществе — воин, чиновник, жрец — наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью — это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.

Мумификация в Египте была вполне обычным делом

Отношения между мужчинами и женщинами в Древнем Египте

В Древнем Египте мужчины и женщины обладали практически равными юридическими правами. При этом главой семьи считалась мать. Родословная велась строго по материнской линии и земельная собственность тоже переходила от матери к дочери. Конечно, супруг имел право распоряжаться землёй, пока жива супруга, но когда она умирала, всё наследство получала дочь. Выходит, что брачный союз с наследницей престола вполне мог дать мужчине право управлять страной. В том числе и по этой причине фараон брал в жёны своих сестёр и дочерей — он таким образом ограждал себя от других возможных претендентов на власть.

Женщины в древнеегипетском обществе обладали практически такими же правами, как мужчины

Браки в Древнем Египте были в основном моногамными. Однако богатый египетский мужчина, наряду с законной женой, мог содержать наложницу. С другой стороны, женщину, имевшую более одного мужчин, могли и наказать.

Брак в Древнем Египте не освящался жрецами, пышных свадебных гуляний египтяне тоже не устраивали. Чтобы свадьба была признана состоявшейся, мужчина должен был сказать «Я беру тебя в жёны», а женщина должна была ответить «Ты берёшь меня в жёны». Здесь важно добавить, что именно египтяне первыми стали носить обручальные кольца на безымянном пальце — этот обычай у них потом переняли греки и римляне.

Традиция носить обручальные кольца на безымянном пальце пришла к нам именно из Древнего Египта

Древнеегипетские молодожёны также обменивались между собой подарками. Причём при разводе свой подарок можно было вернуть (очень хороший обычай). А в поздние периоды истории Древнего Египта достаточно распространённой практикой стало заключение брачных договоров.

Документальный фильм «Древний Египет. История создания древнеегипетской цивилизации»

Мумификация по Геродоту

«Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования… Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают , за какую цену те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, мастера принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Промыв брюшную полость пальмовым вином, мастера вновь прочищают ее растертыми благовониями.

Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Дольше оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого срока, обмыв тело, обвивают его повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника.

Гроб с телом хранят в семейной усыпальнице, где ставят его стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны приходится выбирать второй способ бальзамирования, то поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника влитое туда масло. Оно действует столь сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают , больше ничего с ним не делая. Третий способ, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

Тело мастера боится

В целом Геродот был довольно точен, однако некоторые сохранившиеся тексты и изображения позволяют предположить, что процесс бальзамирования был куда более сложным, чем египтяне позволили увидеть и описать «отцу истории». Позже изъятые при мумификации внутренности стали также пропитывать натроном (природной содой из озера Вади Натрун), маслами и смолами и класть в специальные сосуды — канопы. Сосуды эти имели крышки в форме головы человека, павиана, шакала и сокола и соответствовали определенным органам человеческого тела. Для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали тканью, пропитанной маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна телу и лицу придавался облик живого человека, для чего иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня.

В завершение тело покрывалось тонким слоем горячей смолы, окрашивалось красной или желтой охрой, украшалось листочками тонкой золотой фольги. В течение последних 15 дней мумификации тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. Иногда родственники приносили ткань из дома, что приводило к курьезным случаям: в 1985 году, при изучении мумии неизвестного мужчины, хранящейся в Музее естественной истории города Лиона, выяснилось, что пелены, в которые завернули тело при бальзамировании, на самом деле когда-то были парусом — на нем сохранились даже фрагменты деревянного такелажа.

С эпохи Среднего царства голову и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком (смесью извести с песком и известняком), — ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. О том, какие ювелирные шедевры когда-то закрывали лица большинства царских мумий, свидетельствует знаменитая погребальная маска фараона Тутанхамона, по праву считающаяся одним из самых уникальных памятников древнеегипетской истории.

Допустим, вы герой попаданческой фантастики и оказались в далёком прошлом. Если вы классический попаданец, такая мелочь, как незнакомые языки, для вас не препятствие. Вы, конечно, уже решили, кому что советовать: каждый попаданец знает, как воевать лучше, чем царь Леонид, реформировать религию лучше, чем фараон Эхнатон, и править империей лучше, чем Цезарь, Марк Аврелий и Юлиан Философ вместе взятые.

Но перед подвигами надо подкрепиться. Как именно — зависит от того, куда вас занесла судьба. В этом цикле статей мы расскажем, чем питались в древнем мире. В первой части мы за столом у фараона, за окном плещет Нил и виднеются пирамиды…

Вы в глубине души Карлсон и любите сладкие булочки? Вам понравится Древний Египет. С выпечкой там всегда был порядок — конечно, если повезло с разливом Нила и год оказался урожайным. Сохранилось минимум 15 слов, обозначающих сорта тогдашних хлебобулочных изделий: из ячменя, полбы и пшеницы, из теста пресного и дрожжевого, мягкие и хрустящие, воздушные и с начинкой, с мёдом и фруктами и с маслом и чесноком…

Готовить хлеб было делом трудоёмким. Зерно засыпали в каменную ступу и толкли там пестами. Потом просеивали от половы и отправляли на каменную мельницу из двух тяжёлых жерновов: зерно небольшими порциями засыпали между ними и вручную двигали верхний камень взад-вперёд. Каждую порцию приходилось так обрабатывать несколько раз, чтобы добиться тонкого помола муки. Тесто замешивали, заливали в металлические или глиняные формы и отправляли в печь. После выпечки булки, питы и прочие лепёшки пересчитывали, результат записывали — учёт для египтян был чрезвычайно важен! — и только потом отправляли к столу.

Пекарня (гробница Рамзеса III, XII век до н. э.). Быки не настоящие — в такой форме тоже выпекали хлеб

С пекарнями было связано и изготовление пива. Сначала изготавливали специальные хлебы (когда из пшеницы, когда из ячменя). Но недопекали — так, чтобы они оставались внутри сырыми и только прихватились корочкой снаружи. Эти хлебы ломали на куски, заливали финиковым соком, нередко добавляя ароматные травы, и оставляли бродить в специальных кувшинах.

Уважаемые попаданцы, если древний египтянин предложит вам пропустить по кружечке пива, не пытайтесь соревноваться, кто больше выпьет! Пивные чаши — каменные, металлические и керамические — тогда были вместимостью один-два литра. Взрослый египтянин в день выпивал в среднем две таких чаши. Вряд ли вы впечатлите собутыльника способностью не пьянеть…

Первобытное пиво

Не похоже на современный пивоваренный завод? А меж тем 13 тысяч лет назад пиво готовили в этих каменных выемках

Долго считалось, что пиво изобрели египтяне. Затем первыми пивоварами стали называть шумеров. Но недавно — в сентябре 2018 года — выяснилось, что пиво ещё древнее. Группа учёных, которую возглавила профессор Стэнфордского университета Ли Лю, нашла возле Хайфы (Израиль) самую древнюю пивоварню — ей 13 тысяч лет. Создали её натуфийцы, жившие во времена мезолита. Охотники, рыболовы и собиратели — короче, пещерные люди. В пещерах пиво и варили. Выдалбливали неглубокие ямы в полу: в одних хранили собранные растения, в других растирали и измельчали, в третьих нагревали.

Даже первобытное пиво предполагало сложный технологический процесс. Надо было прорастить собранные дикорастущие зёрна, чтобы они стали слаще (то есть сделать солод), растереть проростки и нагреть получившееся пюре, добавить дикие дрожжи для ферментации… Пиво получалось густым и слабоалкогольным. Ли Лю предполагает, что изначально пиво было ритуальным напитком — им поминали умерших.

Профессор Ли Лю выясняет состав самого старого пива на свете

Помимо пива, египтяне любили вино — его делали из винограда, гранатов и других фруктов. Главное — чтобы послаще! В вино добавляли мёд и стручки рожкового дерева, его многократно переливали и кипятили, чтобы уберечь от скисания и загустить. Именно количеством переливаний, а не годами измерялась выдержка вина.

Настоящим же деликатесом считалось… свежее молоко. В египетскую жару надо было очень постараться, чтобы молоко не испортилось. Впрочем, кое-что любители молока придумали: неглазированные глиняные кувшины с крупными порами и интенсивным испарением. Горлышко этих кувшинов затыкали пучком травы, которая и работала пробкой, и — возможно — обладала бактерицидными свойствами. Так что шанс полакомиться молоком, а не простоквашей увеличивался.

В таких глиняных сосудах египтяне хранили вино

В еде древние египтяне, конечно, не ограничивались хлебом. Почётное место на столе занимало мясо — как дичь (чаще всего газели и антилопы-ориксы, но иногда и дикие буйволы, и даже священные гиппопотамы и крокодилы!), так и говядина. Древние египтяне разводили «иуа» — крупных африканских быков с большими рогами — и откармливали их до того состояния, когда животные не могли двигаться из-за ожирения. Тогда быка забивали и устраивали пир: мясо надо было съесть быстро, иначе испортится! Мясо либо готовили в котле (варили и тушили в молоке, масле или жире, часто с овощами), либо жарили на вертеле.

Мясо на столе было привилегией богачей. У простых людей был шанс им полакомиться, если они работали на строительстве пирамид. Фараону нужны были крепкие и сытые строители, поэтому снабжение шло за государственный счёт, и мяса в меню хватало. Кто не мог позволить себе мяса, мог наловить рыбы — благо и Нил под боком, и Средиземное море. Мормиры, хромисы, лобаны, нильские кларии, латесы… вам ничего не говорят названия этих рыб? А египтянам они были хорошо знакомы! Особенно в солёном и вяленом виде.

Сбор урожая

Если бедняки не могли себе позволить мясо, то некоторые богатые египтяне не имели права есть рыбу — по религиозным причинам. Были времена, когда она считалась нечистой пищей. Чаще всего такие запреты относились к жрецам.

Ещё один источник белка — птица: как привычные нам гуси, утки и куры, так и экзотика вроде чирков или журавлей. Журавлей, кстати, разводили — египтяне одомашнили четыре их вида. Жареные журавли считались деликатесом.

Древнеегипетская кухня (статуэтка времён 12-й династии)

Фруктов и овощей было не так много, несмотря на тёплый климат. Дыни, арбузы, виноград, гранаты, финики, яблоки, инжир, оливки, плоды мимозы и сикомора; очень редко и за большие деньги — кокосы. Бобовые (горох, бобы и нут), лук и чеснок, огурцы, редиска, салат, капуста, побеги папируса. Вот и всё — аж до первых столетий нашей эры, когда из Рима пришла мода на вишни, груши, персики и миндаль.

Любопытно, что пряную зелень — укроп, петрушку, сельдерей — египтяне знали. Но не ели. Петрушка вообще была поминальным растением, из неё плели траурные венки.

Работники мелют зерно для пива (статуэтка из захоронения эпохи Среднего царства)

Всей семьёй за столом древние египтяне не собирались. Они ели, сидя за столиками, рассчитанными на одного-двух человек. Глава семьи трапезничал отдельно, его супруга отдельно — нередко в это время служанка причёсывала её и накладывала макияж. Детей вообще не пускали за столы — они сидели на полу.

Другое дело — званые пиры. К ним тщательно готовились: украшали столы и стены зала, зажигали благовония, приглашали певцов, танцоров и музыкантов и, конечно, ставили на стол как можно больше изысканных кушаний. Гости в нарядных одеждах приветствовали хозяина торжественными речами, он соответствующим образом отвечал.

Уважаемые попаданцы, помните: если в Древнем Египте вас позвали на пир, отделаться фразой типа «мир этому дому» не получится. Вот вам краткий — очень краткий! — образец того, как надо:

«Да будет в твоём сердце милость Амона! Да ниспошлёт он тебе счастливую старость! Да проведёшь ты жизнь в радости и достигнешь почёта! Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке — сирийские жеребцы. Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали — не существует».

Пир (гробница Небамун, 1400 год до н. э.)

Слуги рассаживали гостей по рангу: самых почётных — на кресла, инкрустированные драгоценными камнями, менее почётных — на табуретки, а остальных — на подушки или циновки. Иногда мужчин и женщин размещали раздельно, по правую и левую руку от хозяина, иногда супругов сажали рядом.

Под музыку и пение слуги разносили основные блюда и напитки, а когда гости утоляли первый голод — вносили… гроб с мумией (иногда, впрочем, с деревянной куклой, изображавшей мумию). «Посмотрите на неё, — говорил хозяин. — Будем же есть, пить и наслаждаться, пока мы живы!» И весёлая трапеза продолжалась.

Недиетично!

«Натюрморт» из захоронения Менна, 1400 год до н. э. А жрецам всё это надо было съесть!

Думаете, только в XXI веке люди начали питаться вредной едой, а предки были мудрее? Да, «Макдональдсов» у них не было, но схожих проблем хватало. Особенно у древнеегипетских жрецов. Когда учёные Манчестерского университета взялись исследовать мумии жрецов, то у девяти из шестнадцати исследованных мумий обнаружился запущенный атеросклероз. Так сказать, профессиональное заболевание.

Дело в том, что богам полагалось жертвовать еду. Трижды в день. Причём лучшую в тогдашнем понимании: жирное и солёное мясо, хлеб, замешанный на жире, жареные в жире и масле сладости и много алкоголя. По окончании церемонии жрецы поедали принесённые в жертву дары. Такая «диета» не была полезна ни в какие времена — так что жили жрецы в среднем 40–50 лет.

В продолжении мы расскажем о кухне Древней Греции. Следите за обновлениями!

Пекарня (гробница Рамзеса III, XII век до н. э.). Быки не настоящие — в такой форме тоже выпекали хлеб

С пекарнями было связано и изготовление пива. Сначала изготавливали специальные хлебы (когда из пшеницы, когда из ячменя). Но недопекали — так, чтобы они оставались внутри сырыми и только прихватились корочкой снаружи. Эти хлебы ломали на куски, заливали финиковым соком, нередко добавляя ароматные травы, и оставляли бродить в специальных кувшинах.

Пивные чаши — каменные, металлические и керамические — тогда были вместимостью один-два литра. Взрослый египтянин в день выпивал в среднем две таких чаши.

Долго считалось, что пиво изобрели египтяне. Затем первыми пивоварами стали называть шумеров. Но недавно — в сентябре 2018 года — выяснилось, что пиво ещё древнее. Группа учёных, которую возглавила профессор Стэнфордского университета Ли Лю, нашла возле Хайфы (Израиль) самую древнюю пивоварню — ей 13 тысяч лет. Создали её натуфийцы, жившие во времена мезолита. Охотники, рыболовы и собиратели — короче, пещерные люди. В пещерах пиво и варили. Выдалбливали неглубокие ямы в полу: в одних хранили собранные растения, в других растирали и измельчали, в третьих нагревали.

Даже первобытное пиво предполагало сложный технологический процесс. Надо было прорастить собранные дикорастущие зёрна, чтобы они стали слаще (то есть сделать солод), растереть проростки и нагреть получившееся пюре, добавить дикие дрожжи для ферментации… Пиво получалось густым и слабоалкогольным. Ли Лю предполагает, что изначально пиво было ритуальным напитком — им поминали умерших.Помимо пива, египтяне любили вино — его делали из винограда, гранатов и других фруктов. Главное — чтобы послаще! В вино добавляли мёд и стручки рожкового дерева, его многократно переливали и кипятили, чтобы уберечь от скисания и загустить. Именно количеством переливаний, а не годами измерялась выдержка вина.

Настоящим же деликатесом считалось… свежее молоко. В египетскую жару надо было очень постараться, чтобы молоко не испортилось. Впрочем, кое-что любители молока придумали: неглазированные глиняные кувшины с крупными порами и интенсивным испарением. Горлышко этих кувшинов затыкали пучком травы, которая и работала пробкой, и — возможно — обладала бактерицидными свойствами. Так что шанс полакомиться молоком, а не простоквашей увеличивался.

Женщина в Древнем Египте

Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор

Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — в том числе Древней Греции и Римской империи. При этом, на женщин и мужчин налагались гендерные обязанности в обществе.

Правовые основы

Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок.

Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат.

Семья

Брак

Хозяйка дома
иероглифами

Nb.t-pr

Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу.

Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны». Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.

В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.

Измена

В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.

Развод

Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось содержать бывшую супругу до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

Дети

Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку.

Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации, помёт крокодила.

Профессии

Женщины, пекущие хлеб и варящие пиво. XII Династия, 2050—1800 гг. до н. э. Египетский музей Берлина

Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Супруга бога Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут.

Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр-эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицах Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее.

Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.

Статуя сидящей Хатшепсут. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Женщины у власти

За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:

Династический период

  • Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
  • Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.

Древнее царство

  • Хенткаус I (IV Династия) на своей пирамидальной гробнице представлена с атрибутами власти и титулом «Фараон Египта».
  • Хенткаус II (V Династия) имела аналогичный титул.
  • Нитокрис (VI Династия) считается последним правителем Древнего царства. Окончательно не решён вопрос её восшествия и принадлежность к женскому полу.

Среднее царство

  • Нефрусебек (XII Династия) — последний правитель Среднего царства, после чего начался мятежный Второй переходный период. Память о ней не уничтожалась, отчего царица считается первой легитимной женщиной-фараоном.

Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 годы до н. э.

Новое царство

  • Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
  • Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя некой женщины-правительницы, правившей около двух лет после смерти фараона Эхнатона.
  • Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и, возможно, правила непродолжительное время, согласно письмам Дахамунцу.
  • Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Саптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.

Эллинистический период

  • Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
  • Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
  • Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.

> Идеал женской красоты Основная статья: Костюм Древнего Египта > См. также

  • Жрицы в Древнем Египте
  • Образование в Древнем Египте
  • Менат

Примечания

  1. 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
  2. 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
  3. 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107—112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
  4. 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
  5. 1 2 3 Joshua J. Mark. Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
  6. 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
  7. Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
  8. David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.
Главные
темы
Армия (меджаи) · Архитектура (ложная дверь, мастабы, пирамиды, сады, сердаб, талатат, храмы) · География (Верхний Египет · Нижний Египет · Нил · ном) · Египтяне (женщины · копты · протоегиптяне) · История (египтология · хронология) · Культура (искусство · литература · музыка · скульптура, танцы (англ.)) · Наука (календарь · математика · медицина · счисление) · Письмо (демотика · иератика · иероглифика) · Правосудие · Религия (жречество · магия · погребальные обряды · погребальный конус · философия) · Язык
Исторические
периоды
доисторический (додинастический) · династический (Раннее царство · Старое царство · 1 переходный · Среднее царство · 2 переходный · Новое царство · 3 переходный · поздний) · эллинистический · римский · византийский
Прочее египтомания · костюм (калазирис, менат, пектораль (англ.), усех) · кошки · кухня · номарх · палетка · папирология · префект Египта · рабство · стиль · судоходство · фараон
Списки богов · «Великих цариц» · городов · гробниц «Долины царей» · жрецов Амона · жрецов Птаха · жриц Амона · номов · папирусов · пирамид · пирамид Лепсиуса · префектов · фараонов
Категория · Викисклад · Портал

Женщины-фараоны Древнего Египта

Осколок грандиозной, но недолговечной империи Александра Македонского, доставшийся одному из талантливейших его сподвижников, Птолемею Лагиду, Египет, был, наверное, самой сильной державой диадохов, появившихся на политической арене в IV веке до н. э. Александрия, столица вотчины бывшего полководца, стала настоящим культурным центром Восточного Средиземноморья — Библиотека и Музей, располагавшиеся в городе, основанном талантливым македонским военачальником, притягивали к себе многих интеллектуалов, вне зависимости от их этнической принадлежности.

Александрийская библиотека. Современная реконструкция. (pikabu.ru)

Политическая карта Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья после смерти Александра Македонского поражала своей пестротой. Государство Селевкидов, Македония, Пергам — и это ещё неполный перечень государств, активно участвовавших в переделе пирога, оставшегося после македонского «восточного похода». Вотчина Лагидов успешно сопротивлялась притязаниям на свою территорию. Более того, ко второй половине III века до н. э. во время правления Птолемея III Эверта Египет контролировал обширную территорию, которая включала в себя, помимо долины Нила, Киренаику, Кипр, Палестину, Южную Сирию, острова в Эгейском море и западную часть Малой Азии.

Однако ничто не вечно под Луной. Вскоре египетская держава стала приходить в упадок. Разношёрстное население, значительная территория государства и ослабевание центральной власти давали о себе знать. Фараоны предпочитали больше предаваться кутежу, чем заниматься государственными делами.

Территория эллинистического Египта в период расцвета. (ageiron.ru)

Древний Египет и женщины

Египетское государство, как в эпоху Бронзового века, так и при правлении Лагидов, отличалось довольно высоким положением женщин в общественной жизни страны. Они могли владеть имуществом и передавать его в наследство, принимать участие в культовых мероприятиях и даже вести их. Разумеется, это касалось знатных дам — представительницы низших слоёв населения разделяли все тяготы жизни со своими мужьями.

Достаточно высокое положение женщин в древнеегипетском обществе отражалось и в традиции престолонаследия: трон мог передаваться только по женской линии. Довод был весьма очевидным: факт материнства установить намного легче, чем отцовство. Именно по этой причине в истории Египта много примеров близкородственных браков и дворцовых интриг, сопровождавшихся коварными убийствами. Ну, а центром этих событий зачастую являлись женщины.

Женщины Древнего Египта. (pikabu.ru)

Наверное, число известных правительниц Египта намного большее, чем аналогичные показатели в истории других древних держав. На ум сразу приходят Хатшепсут, задвинувшая на задворки своего пасынка Тутмоса III, и, конечно же, знаменитая Клеопатра, сыгравшая роковую роль в судьбе Марка Антония.

Береника III — заложница политических интриг

Упадок державы Птолемеев и его переход под фактический протекторат Рима — процесс, длившийся много десятилетий. Однако главную роль в утрате независимости Египтом сыграли, конечно, неурядицы во дворе — практически ни одно восшествие на престол того или иного фараона не обходилось без убийств и предательств.

Не стала исключением Береника Клеопатра III, правившая всего шесть месяцев: с 81 по 80 гг. до н. э. Да, представители рода Лагидов отличались креативностью в выборе имён для своих детей. Различные вариации Береник, Птолемеев и Александров — верные спутники истории эллинистического Египта.

Береника, дочь Птолемея IX и Клеопатры Селены, не понаслышке знала о том, что значит родственная вражда. Её отец, отличавшийся добродетелями, всю жизнь боролся за трон с ближайшими родственниками: матерью, Клеопатрой III, и родным братом, Птолемеем X Александром. В условиях тяжёлой войны Рима с энергичным царём Митридатом Евпатором фараон стремился сохранить нейтралитет своего государства, не предпринимая безрассудных шагов. Высоко ценя культуру и искусство, он оказал помощь Афинам, разрушенным легионами римского полководца и будущего диктатора Суллы — скульптурная композиция, где вместе с отцом была изображена и Береника, украшала вход в афинский театр Одеон.

Монета с изображением Птолемея IX. (cointalk.com)
Бюст Птолемея X Александра. (Wikimedia Commons)

Береника же оказалась заложницей борьбы за власть честолюбивых мужчин. В 101 году до н. э. она была вынуждена выйти замуж за родного дядю, Птолемея Александра, только что изгнавшего из Александрии Птолемея IX. Женитьба на наследнице престола автоматически делала мужа правителем государства — поэтому доля женщин династии Лагидов была нелегка.

Птолемей X Александр ради достижения власти не побоялся пойти на убийство: он взошёл на престол, умертвив свою мать (бабушку Береники) Клеопатру III. Правление нового фараона продлилось недолго — он настроил население против себя непопулярными мерами. Не добавляло политических очков государю и убийство собственной матери. Армия восстала, Птолемей Александр бежал на Кипр вместе с женой, где был ликвидирован подоспевшей египетской флотилией. Птолемей IX вернулся на престол, и Береника лишилась привилегий жены фараона.

Когда фараон отошёл в царство Анубиса, Береника уже разменяла пятый десяток. Не имея прямых наследников от брака со своим дядей, она единолично заняла египетский престол. Цицерон, современник вдовствующей царицы, отмечал, что Береника пользовалась большой популярностью среди жителей Александрии. Однако в дело вновь вмешалась большая политика: Сулла, ставший диктатором Рима, желал видеть в качестве египетского фараона, своего ставленника. Кандидатом на трон стал сын погибшего на Кипре Птолемея X Александра — тоже Птолемей и тоже Александр, но уже под одиннадцатым порядковым номером.

Птолемей XI Александр. (docplayer.fr)

В знак уважения к Беренике, было принято решение о женитьбе новоявленного фараона и его мачехи (имя настоящей матери венценосного наследника до сих пор сокрыто тайной). Таким образом, Рим получил союзника, параллельно учтя интересы царицы. Супружеская жизнь Береники продлилась недолго — всего 19 дней. Решив, что престарелая (по меркам своего времени) государыня — единственное препятствие на пути к единоличной власти, Птолемей Александр приказал своим подчинённым убить её. Это решение стало роковым для молодого фараона. Жители Александрии, питавшие самые тёплые чувства к покойной, подняли восстание и учинили самосуд над властолюбивым правителем.

Уже в XVIII веке знаменитый немецкий композитор Георг Фридрих Гендель создаст оперу «Береника» и в музыкальной форме расскажет о тяжёлой судьбе женщины, волею судеб оказавшейся в центре политических интриг.

Современная постановка оперы Генделя. (Pinterest)

Береника IV — избалованная мужеубийца

Египет оказался в затруднительном положении — легитимные наследники престола попросту кончились. Александрийцам пришлось возвести на трон «бастарда» Птолемея IX от наложницы — будущего Птолемея XII. Он стал отцом последней перед знаменитой Клеопатрой женщины, занимавшей египетский престол — Береники IV.

Портрет Береники IV кисти современного художника. (artabus.com)

По сообщениям историков, родная сестра возлюбленной Цезаря и Марка Антония не интересовалась политикой и вела достаточно праздный образ жизни. Однако Береника волею судеб стала одним из основных героев разыгрывавшейся в Египте драмы — агонии государства перед самым присоединением к Риму.

Политическая ситуация ко времени правления Птолемея XII достаточно сильно изменилась. Рим присоединял к себе остатки Малой Азии, воевал с армянским царём Тиграном и претендовал на присоединение Сирии, южная часть которого когда-то принадлежала Египту. Под угрозой находились и сами владения Лагидов — становилось очевидно, что однажды нога римского легионера ступит и на территории их державы.

Портрет Птолемея XII. (Wikimedia Commons)

Агрессивная политика Рима (в 64 г. до н. э. Помпей сделает Сирию римской провинцией, а в 58 г до н. э. латиняне захватят Кипр, юридически принадлежавший Египту) и слабость Птолемея XII как правителя спровоцировали очередные народные выступления в Александрии. Птолемей был вынужден бежать вместе с малолетней дочерью Клеопатрой (будущей правительницей Египта и соблазнительницей римских государственных мужей) в Рим, дабы там выторговать себе помощь в возвращении потерянного статуса.

В Александрии же осталась супруга Птолемея, Клеопатра Трифаэна, и Береника. Мать юной Береники вскоре скончалась и оставила управление государством на плечи своей праздной дочери. Египетские элиты, для придания легитимности правлению и сплочения оставшихся антиримских сил, попытались подобрать молодой царице достойного мужа. Однако Береника всеми силами стремилась избавиться от необходимости хотя бы формально связывать свою жизнь с кем-либо.

Нежелание нести бремя супружеской жизни в конце концов приняло радикальную форму. Селевк Кибиозакт, являвшийся незаконным отпрыском великой династии, был задушен по приказу Береники через несколько дней после свадьбы. Следующем мужем свободолюбивой египтянки стал Архелай, сын видного военачальника знаменитого Митридата Евпатора. Новоиспечённый супруг, которому, однако, отказали в праве управлять страной, утверждал, что является сыном известного в прошлом противника Рима, понтийского царя.

Однако деятельность Птолемея XII в эмиграции принесла свои плоды. В 55 г. до н. э. легионы под командованием Авла Габиния вторглись в пределы Египта. Армия Лагидов почти не оказывала сопротивления — уже летом того же года Птолемей вернулся на трон. В походе участвовал и знаменитый впоследствии Марк Антоний.

Одним из первых действий вернувшегося из изгнания фараона стала казнь дочери Береники. Волею судеб оказавшаяся на престоле, аполитичная царица оказалась заложником крупной политической игры в Восточном Средиземноморье и поплатилась за это жизнью.