Историографический обзор как писать

Написание историографии исследования

Написание историографии проблемы, исследуемой в дипломной работе, обязательная часть квалификационного проекта.

Написание историографии проблемы, исследуемой в дипломной работе, обязательная часть квалификационного проекта. Если речь идет о работах по гуманитарным дисциплинам, историографии посвящается отдельный раздел. Особенно это касается работ по истории, психологии, культурологии. В работах по точным дисциплинам вопросам историографии посвящается несколько абзацев во введении к работе.

Историография – это совокупность информации, которая написана по данной тематике, исследования в области истории, которые посвящены определенной теме. В процессе изучения историографии, исследователь видит картину всего, что было написано по определенной теме. Можно сделать выводы про состояние изучения проблемы, уровень влияния идеологии на изучаемый вопрос.

В написании исторических работ особое внимание заслуживает интерпретация определенных факто и процессов разными авторами в различные исторические эпохи. В дипломном проекте по истории анализ главных направлений изучения тематики в разные эпохи может составлять саму суть исследования.

Требования к написанию историографии

  1. Историография проблемы должна быть изложена во введении или отдельном разделе.
  2. Для написания историографии необходимо внимательно изучить литературу по данной теме, чтобы составить развернутое описание.
  3. Повествование ведется в хронологическом порядке – от наиболее ранних работ к современным.

Необходимо уделять внимание взглядам авторов работ, анализировать, как они менялись с ходом времени и выделять факторы, которые могли повлиять на изменения взглядов.

Необходим критически взгляд через призму исторических реалий. Нельзя не учитывать тот факт, что на формирование исторических взглядов влияет политический режим, культурные течения, популярные в определенный момент времени и другие факторы.

Наиболее распространенные ошибки при написании историографии

Многие авторы работ путают историографию с рецензией, аннотацией, библиографией. Не обязательно перечислять все работы, которые освещают исследуемый вопрос – в дипломной работе не стоит задача составить библиографический список всех существующих изданий. Такой список не дает ничего полезного. Необходим именно анализ источников, наиболее ценных и полезных для научного исследования.

Лучше обращать внимание не на саму публикацию, а на проблемы, которые в ней поднимаются. Наиболее приемлемым считается анализ литературы по тематическому признаку. Если в дипломной работе анализируется один или несколько крупных источников, стоит уделить им особое внимание.

Особое значение имеет демонстрация плюрализма мнений, относительно различных вопросов. Требуется продемонстрировать наличие противоречий в мнениях. Это поможет сформулировать и изложить свою точку зрения во время написания работы. Необходимость написания историографии объясняется также важностью формулировки научной новизны исследования.

Цели историографического анализа:

  1. Установление уровня изученности проблематики;
  2. Выявление и анализ наименее исследованных вопросов в рамках данной проблематики;
  3. Вписание вашего исследования в историографическую традицию;
  4. Изучение и анализ существующих материалов по данной проблематике.

Этапы анализа

  1. В ходе изучения литературы выделяют этапы в рассмотрении определенных тем и вопросов.
  2. Осуществление описания и анализа каждого этапа:
  • В рамках этапа выделяется ведущая проблема, которая волновала исследователей;
  • Исследуются главные виды литературных источников;
  • Выделяются авторы, которые сделали наибольший вклад в исследование проблемы на данном этапе;
  • Анализируются основные взгляды и выводы авторов на данном этапе.
  • Формулировка выводов относительно каждого этапа.
  • Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет Кафедра отечественной истории и историографии ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ Учебное пособие для студентов исторического факультета Самара 2003 Историографический анализ в дипломной работе / М.В.Астахов, Е.Н. Филимонова; Самарский государственный университет. – Самара, 2003. – 9 с. Составители: к.и.н., доц. М.В.Астахов, к.и.н., доц. Е.Н.Филимонова. Отв. редактор д.и.н.. проф. Л.В.Храмков. © Астахов М.В., Филимонова Е.Н., 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 4 I. МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ …………………………………………………………… 4 II. ЭТАПЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ……………………….. 6 1. Определение предмета историографического анализа………………6 2. Выделение этапов в изучении предмета историографического анализа…………………………………………………7 3. Анализ историографических этапов…………………………………………9 4. Формулирование выводов историографического анализа ……….13 III. ОБРАЗЦЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ ВЫПИСОК ………………….. 13 3 ВВЕДЕНИЕ Любое научное исследование по истории всегда строится не только на изучении исторических источников, но и научной литературы (моно- графий, научных статей, тезисов). Поэтому обязательным этапом в на- учной работе является историографическое исследование, результатом которого становится историографическая часть введения. Первым, наиболее простым уровнем историографического познания является историографическая аннотация. Этот вид историографиче- ского исследования используется в тезисах или научных статьях. Он предполагает краткое перечисление основной литературы по проблеме с указанием выделенных авторами аспектов. Более сложным видом историографического познания является ис- ториографический анализ. Он предполагает всестороннее исследова- ние процесса изучения конкретно-исторической проблемы в научной литературе и определение наименее изученных и наиболее перспектив- ных для исследования направлений. Историографический анализ имеет две формы: 1) самостоятельное историографическое исследование – исто- риографическая монография или статья, в которых подробно излагается весь ход историографического анализа и его вы- воды; 2) вспомогательное историографическое исследование – исто- риографический раздел введения конкретно-исторического исследования, который содержит лишь обобщенные выводы проведенного историографического исследования; В дипломных работах используется вторая форма историографиче- ского анализа. I. МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ Наибольшая трудность при написании дипломной работы по истории возникает обычно при написании историографического раздела введе- ния. Опыт конкретно-исторического исследования, который, как прави- 4 ло, накапливается в ходе дипломной работы, не позволяет решить задачи историографического исследования. Распространенной ошибкой являет- ся написание введения дипломной работы после того, как написаны ос- новные разделы и заключение. В этом случае содержание введения рас- сматривается как формальная часть исследования, как дань формальной традиции. По этой причине текст введения оказывается наиболее слабой и уязвимой частью дипломной работы. Такая ошибка возникает от неправильного понимания места и роли научного введения в конкретно-историческом исследовании, от сведения его к роли литературного предисловия. Введение, и в том числе его ис- ториографический раздел, выполняет функцию постановки научной проблемы и задает цель и глубину анализа всему последующему иссле- дованию. По этой причине основа текста введения и его наиболее слож- ный – историографический раздел создаются в первую очередь и явля- ются необходимой теоретико-методологической и историографической предпосылкой, обеспечивающей научность последующего конкретно- исторического исследования. Главной целью историографического анализа в конкретно- историческом исследовании является: 1) освоение накопленного опыта в научном изучении данной исторической области; 2) включение предполагаемого исследования в существующую историографическую традицию; 3) определение степени изученности предмета исследования, а также выявление наименее исследованных его аспектов по содержанию, по хронологии и по территории. Роль историографического анализа в дипломной работе. Выбор предмета историографического анализа обусловлен предшествующим обоснованием необходимости изучения избранного направления и объ- екта исследования. Выводы историографического анализа являются ос- новой для выбора предмета исследования, постановки целей и научно- познавательных задач, для определения теоретико-методологической основы исследования. Историографический анализ занимает вполне определенное место в строении введения дипломной работы. Он следует после формулировки объекта исследования, а непосредственно за ним следует определение предмета конкретно-исторического исследования. 5 II. ЭТАПЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Историографический анализ включает ряд этапов: 1) выделение историографических этапов; 2) анализ каждого историографического этапа: – выделение на каждом этапе основных видов научной литера- туры по проблеме; – характеристика основных видов литературы; – выделение основных концептуальных подходов к исследова- нию проблемы; – выделение авторов, внесших наибольший вклад в изучение проблемы, и их главных работ; – выделение основных аспектов предмета, которые изучались на каждом историографическом этапе; 3) формулирование выводов – выделение аспектов, этапов и ре- гионов в рамках объекта исследования, которые наименее изучены. 1. Определение предмета историографического анализа Определение предмета историографического анализа представляет собой сложную исследовательскую задачу. Она решается студентом под руководством преподавателя с учетом следующих классических правил. 1. Историографический анализ осуществляется по предмету историографического исследования. 2. Предмет историографического исследования избирается, ис- ходя из предмета конкретно-исторического исследования. Он избирается таким образом, чтобы он был как можно ближе к предмету конкретно-исторического исследования и содержал наибольший опыт его изучения: – предмет историографического анализа может совпа- дать с предметом конкретно-исторического исследова- ния; 6 – предмет историографического анализа может быть шире предмета конкретно-исторического исследования в хронологическом аспекте; – предмет историографического анализа может быть шире в территориальном аспекте; – предмет историографического анализа может быть шире в содержательном аспекте. Историографический раздел во введении начинается с формулировки предмета историографического анализа в следующей форме: «Предметом историографического анализа избирается деятель- ность Комитета членов Учредительного собрания в период с июня 1918 г. до января 1919 г.» 2. Выделение этапов в изучении предмета историографического анализа После определения предмета историографического анализа дается историко-библиографическая характеристика научной литературы по нему – обобщенная или с указанием точных количественных данных. Пример точной количественной характеристики: «Изучению деятельности партии эсеров в 1917 году посвящено 15 монографий и 110 научных статей, а также 2 докторских и 5 кандидат- ских диссертаций». Пример обобщенной характеристики: «Изучению деятельности партии эсеров в 1917 году посвящено более десятка монографий, более ста научных статей, а также несколько док- торских и кандидатских диссертаций». Приведение точной количественной характеристики является более желательным. 7 Историографические этапы – это этапы в изучении предмета исто- риографического анализа. Хронологические рамки истории изучения проблемы определяются следующим образом: – нижняя граница – дата выхода первой публикации, в которой пред- мет исследования впервые отражен в любой, даже самой незначитель- ной степени (вплоть до простого упоминания); – верхняя граница – дата выхода последней публикации по предмету исследования (на год завершения дипломной работы). Хронологические этапы выделяются по трем критериям: – первый – смена ведущих концепций в понимании предмета исследования; – второй – существенное изменение социальных условий, влияющих на развитие интереса и количество публикаций по предмету исследования; – третий – внутринаучные факторы, влияющие на развитие ин- тереса и количество публикаций по предмету исследования (признание, например, предмета в достаточной степени изу- ченным). Историографические этапы изучения избранного предмета могут совпадать с этапами развития всей отечественной исторической, но мо- гут и не совпадать. В начале текста историографического анализа дается общая перио- дизация процесса изучения предмета исследования с выделением только количества этапов и их хронологических рамок. Пример: «В изучении деятельности Комитета членов Учредительно- го собрания в отечественной историографии можно выделить пять ос- новных этапов: первый этап – с 1918 до 1920 гг.; второй – с начала 20-х до середины 50-х гг.; третий – с середины 50-х до середины 80-х гг.; чет- вертый – с середины 80-х гг. по настоящее время». 8 Далее последовательно дается историографическая характеристика каждого этапа. 3. Анализ историографических этапов Анализ каждого историографического этапа проводится по следую- щим аспектам: 1) общая характеристика этапа; 2) выделение на каждом этапе основных видов научной литературы по предмету; 3) характеристика основных видов научной литературы; 4) выделение основных аспектов предмета, которые изучались на каждом историографическом этапе; 5) выделение основных концептуальных подходов к исследованию предмета; 6) выделение авторов, внесших наибольший вклад в изучение пред- мета, и характеристика их главных работ. При характеристике литературы необходимо указывать ее жанр – публицистическая, научно-публицистическая или научно- исследовательская литература. В рамках характеристики научно- исследовательской литературы необходимо при отсутствии специальной научно-исследовательской литературы выявлять литературу по более широким проблемам, а также литературу по взаимосвязанным темам, в которых предмет исследования изучался в качестве аспекта иных, более широких тем. При отсутствии специальной научно-исследовательской литературы (а таковой считается литература непосредственно по пред- мету историографического анализа или по его аспекту), то обязательной является характеристика литературы по более широким или взаимосвя- занным темам. Это характерно, как правило, для второго историографи- ческого этапа. Таким образом, историографические этапы выделяются в историко- научном познании объекта исследования по этапам перехода от публи- цистики к научно-публицистическим работам, а затем изучению объекта в рамках научных исследований по более широким темам. Как правило, 9 лишь на третьем этапе появляются первые специальные научные иссле- дования, обычно в виде научных статей. Выделение группы авторов по изучаемым аспектам или по занимае- мой позиции всегда сопровождается ссылкой на их основные работы – монографии или научные статьи. При этом не желательно, чтобы общее число публикаций в ссылке превышало пять работ. В конце этой ссылки ставится обычно «и др.», поскольку приводятся лишь основные работы. При разделении историко-познавательного процесса на этапы следует учитывать влияние социально-политических условий, существенное из- менение которых приводит к началу нового этапа в историографии объ- екта. При характеристике новейшей отечественной историографии, кото- рую можно начинать с середины 80-х или с начала 90-х в зависимости от реальных изменений в изучении предмета и появления принципиально новой литературы, следует более подробно остановиться на характери- стике вклада ведущих современных исследователей. Общая характеристика историографического этапа. Общая ха- рактеристика этапа начинается с указания его хронологических рамок. Затем дается общая оценка его роли и вклада в дальнейшее изучение предмета по сравнению с предшествующим этапом. При необходимости указываются факторы, способствовавшие или препятствовавшие разви- тию исследований на данном этапе – общественно-политические усло- вия, недоступность источников, утвердившееся в науке мнение о доста- точной изученности предмета и др. Затем при характеристике каждого историографического этапа ука- зываются качественные позитивные изменения в изучении данного предмета: – появление первых публикаций по предмету; – появление первых научных публикаций; – появление первых специальный научных публикаций; – появление первой монографии; – защита первых кандидатских и докторских диссертаций; – появление первых историографических публикаций; – появление первых источниковедческих публикаций; 10 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2