Искусство из бумаги

Бумага-доступный и легко обрабатываемый материал, используемый во всех сферах человеческой деятельности.С бумажным творчеством мы знакомимся еще в раннем детстве. Аппликации, несложные оригами, простенькие вытынанки умеет делать, наверное, каждый ребенок.Но важно отметить , что поделки из бумаги интересны не только детям, но и взрослым.Бумага является неиссякаемым источником вдохновения. В зависимости от идеи и назначения изделия, используются разные виды бумаги, отличающиеся по своим свойствам: фактуре, текстуре, толщине и цвету; используются разные техники.

Техники, связанные с использованием бумаги:

1. Айрис фолдинг, в переводе с английского — «радужное складывание» –– техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.

Сердце.Техника «айрис фолдинг»

2. Бумагопластика – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги, получаемые образы очень похожи на скульптуру.В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Это вид «бумажного» рукоделия, которое представляет собой нечто среднее между объемной аппликацией, квиллингом и оригами, а в некоторых случаях и скульптурой. Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. Биговка — линейное продавливание и фальцовка (складывание) — приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент — ребро жесткости. Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы. Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.

Тигр. Бумагопластика .

Статуэтка в технике бумагоплстики

3. Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием.

Торт.Техника-гафротрубочки.

4.Квиллинг (от англ. quilling — отслова quil «птичье перо») — искусство бумагокручения.Из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью».

Цветы в технике»квилинг»

5.Оригами (с японского -«сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.Существуют различные виды оригами, которые различаются по степени сложности и технике выполнения. Рассмотрим наиболее распространенные виды.
-Классическое (простое) оригами
Этот вид оригами является самым простым в исполнении, модель складывается из квадратного бумажного листа без использования клея и ножниц. Зная простые приемы , можно легко складывать красивых журавликов из бумаги, драконов и многие другие фигурки.

Классическое оригами

—Мокрое оригами — при сгибании бумага смачивается чистой водой. Прием может использоваться для облегчения сгибания нескольких слоев бумаги или для фиксации плавного изгиба модели (например, изгиб хвоста) при выполнении оригами. Данный метод складывания был придуман для того, чтобы придать плавность, убрать резкие линии и границы у фигурок животных, цветов и других.

Техника мокрое оригами

— Киригами— вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру — резать, ками — бумага.

Здание в технике»киригами»

Киригами кораблик

-Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы.

Шар.Техника «кусудама»

— Оригами модульное — создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами .Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

Модульное оригами

Паттерн (crease pattern, также CP, устаревший термин «развёртка») — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Обычно для складывания оригами применятся пошаговая запись , но в случаях когда фигурка оригами очень сложна и громоздка, используют технику «патерн». Оригами паттерн является одной из самых сложных техник складывания фигурок из бумаги.

Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, однако есть несколько наиболее популярных. Линии в развертках представляют выпуклые участки и вогнутые, соответственно их называют :горы и долины.Есть явный паттерн: линии гор и долин не различаются. И неявный, когда горы и долины отличаются тощиной, видом, цветом.

Паттерн елка

Родиной оригами считается Япония.Однако, независимые традиции складывания фигурок из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали в Китае, Корее, Германии и Испании. В Испании же появилась знаменитая «пахарита» или «паджарита», фигурка фантастической птички.

Птичка пахарита

6. Папье-маше (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Белый медведь из папье-маше

7. Скрапбукинг, скрэпбукинг (англ. scrapbooking: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Разновидность скрэпбукинга- «стимпанк», представляет викторианский стиль, слегка переработанный, в духе эпохи Шерлока Холмса. Особенностью этого стиля является несколько сумрачное настроение, темные тона, смешанные с блестящими деталями, много металлического и «техничного», «индустриального» на вид.

Блокнот.Скрапбукинг

Шкатулка.Техника «стимпанк»

8.Кардмейкинг – изготовление поздравительных открыток своими руками (в переводе с англ. card – открытка, make – делать).Считается , что это одно из направлений скрапбукинга, но есть мнение, что кардмейкинг- это самостоятельный вид творчества.

Открытка.Кардмейкинг

В кардмейкинге, также как и в скрапбукинге можно наблюдать оформление предметов с учетом разных стилевых особенностей.

  • Для винтажного стиля характерно активное использование в декоре всего старинного или состаренного искуственно:картинки, фрагменты печати, кусочки ткани, кружева,украшения.
  • Европейский стиль(Evropean)/предпологает сдержанный лаконичный классический декор.Главная особенность- фотографии,причем могут быть разные по форме: прямоугольные, квадратные, овальные.Их может быть несколько на одной странице.
  • Американский стиль-самый распостраненный.Яркую фотографию выделяет менее яркий декор.
  • Стиль шеби-шик(утеряный шик, насильно состареный). Отличает помятая бумага, много ленточек, фоны с обтертыми краями.Возникают ассоциации с дорогими дизайнерскими потертыми джинсами.
  • Стиль «чисто и просто».Много белого пустого пространства,минимум декора, четкие линии, простые формы- черты стиля. При этом акцент на фото. Предпочтение отдается черно-белым фотографиям с большой контрастностью.
  • «Свободный стиль»freestyle и похожий на него стиль Mixed Media.Максимум свободы и креативности.Поле возле фото может напоминать старую школьную тетрадь, обрисованную различными техниками декора.Оформляется всем что приходит в голову.Смешиваются все цвета и техники.Бумага цветная или окрашенная, нитки, шнуры, пуговки, бусины, фломастеры, карандаши, гелевые ручки, паетки.Главное, передать эмоции от события, которое иллюстрируем.
    Стиль «стимпанк» описан выше.

9.Тиснение (другое название «эмбоссинг») — механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте , а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.

Картина в технике эмбосинг.Немецкий художник Симон Шуберт

Парчмент крафт (другое название — Пергамано — по имени крупнейшего производителя бумаги для данной техники) — техника создания рисунков на специальной пергаментной бумаге. Иногда данную технику называют Пергамано по названию крупнейшей фирмы-поставщика бумаги Pergamano. Техника основана на свойстве данной бумаги менять цвет в местах сгибов и при продавливании и тиснении. Похожих результатов можно достичь и при использовании вместо специальной бумаги плотной кальки или веллума (более 150 г/м2).Разновидность тиснения -«пергамано» — выполняется инструментом для тиснения на пергаментной бумаге (плотной вощёной кальке). В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.

Бабочка в технике пергамано

10. Торцевание — вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.На основу карандашом наносят любой рисунок или узор .Из гофрированной бумаги нарезают квадратики размером примерно 1 см.Каждый квадратик серединой прикладывают к тупому концу стержня , бумагу приминают и и обкручивают пальцами вокруг стержня. Должна получиться трубочка-торцовка. Таких трубочек нужно сделать много и, в зависимости от замысла, разных цветов.Затем наносят на часть контура узора немного клея. И на этот клей ставят эти заготовки, а стержень вытаскивают. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей как можно плотнее.В этом и состоит метод торцевания. Работу в этой технике можно делать сплошной или контурной.

Цветок в технике контурного торцевания

Цветы в технике сплошного торцевания

11.Вытынанка из бумаги. У украинцев- вытынанка, у белорусов- выцинанка, , у россиян- вырезка, но вырезание присуще не только славянской культуре. На родине бумаги Китае -это искусство называется цзяньчжи, в Европе- силуэтное вырезание. Вытынанкой можно называть все, что вырезано, т.к. термин происходит от восточнославянского.»витинати» — вырезать. Исследователи и художники народного искусства все чаще говорят о том, что надо различать понятия «силуэт», «вытынанка» и»бумажная графика». Вытынанка — это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы. Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации и богатством цветовой палитры…

Вытынанка

12.Бумажная графика — это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ — » расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов»

Бумажная графика.

13.Вырезание силуэтное — это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую.

Силуэт — это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт -это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно.

Силуэтное вырезание

14. Аппликация (от лат. «прикладывание») — это способ работы с цветными кусочками различных материалов, в данном случае — бумаги. Здесь можно проявить творческую фантазию, воображение, владение разными техниками.Методом аппликации создаются открытки, картины, панно, аксессуары из совершенно разных по фактуре и формам материалов. Объединяющим фактором в создании работ является сходная техника выполнения. Во всех случаях материал приклеивается к основе или пришивается.Существуют различные виды аппликаций. Их можно разделить по тематике :

  • Предметная. Это могут быть изображения зверя, птицы, дома и т.д.
  • Сюжетная – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.
  • Декоративная используется для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов.

Плоская предметная аппликация

Также аппликации подразделяются по виду: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная);

объему (плоская, выпуклая) и материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни, и т.д.).

Объемная предметная аппликация.

15.Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Коллаж из бумаги

16.Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.
Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность (кожа,металл, керамика, дерево, картон, текстиль, гипс ) должна быть однотонной и светлой, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.Стили оформления могут быть разные:шеби-шик, винтажный, прованс, романтический и т.д.

Декупаж шкатулки

17.Бумажный тунель -от английского tunnel book, — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом. Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.

Бумажный тунель

18.Pop-up — целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник
— Киригами и Вырезания, и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.

Изображения в технике Pop-up

19.Техника прикинг (pricking) или пирсинг(piercing), еще ее называют Орнаро (Ornare), нанесение узора прокалыванием иглой. Очень хорошее выражение-«искусство прошивать бумагу». Обычно это делают толстой иглой, можно использовать шило.Узор выкалывают иголкой по шаблону на бумаге.

Салфетки в технике прикинг

20. Пейп-арт-филигранное плетение из цветных салфеточных жгутов и выкладывание с их помощью изображения. С помощью обычных бумажных салфеток можно декорировать разнообразные предметы . Получаемое изображение имитирует резьбу или чеканку. Это творчество еще называют «Салфетная пластика»

Техника пейп-арт

Заготовки для пейп-арта

Розы из закрученых полосок бумаги

Цветы из бумаги.

Практически все виды цветов можно сделать из бумаги: любимые всеми розы, разноцветные тюльпаны, возвышенные гвоздики, экзотичные орхидеи и многие другие. Из бумажных цветов создают красивые композиции, панно, ими можно украшать открытки, подарочные коробки, рамки для фотографий, используют для скрапбукинга, для украшения аксессуаров.Кроме того, цветы из бумаги широко используются в декорировании праздничных столов и банкетных залов.

Роза из бумаги – это отличный предмет декора, который можно сделать своими руками, используя простые техники.Для цветов можно выбрать разные виды бумаги и разные техники выполнения.

  • из обычной бумаги – самый простой и быстрый способ;
  • из гофрированной бумаги;

Роза из простой бумаги из отдельных лепестков

Роза из гофрированной бумаги из нарезанных полос

  • Роза из бумаги, созданная с помощью техники оригами.

оригами роза из модулей курлеров

модульное оригами

  • Цветы из бумаги тишью.Тишью-это очень тонкая (папиросная) бумага, которая чаще всего применяется для упаковки разнообразных товаров (кожгалантерея, обувь и т.д.).Обычно ею заполняют пустые пространства в подарочных пакетах, сумках и коробочках. Эта бумага отличается особой нежностью и богатой палитрой оттенков.

Цветы из бумаги тишью

Шары из бумаги тишью

10 удивительных художников, работающих с бумагой

Культура

Человек может превратить в искусство все что угодно, иногда используя самые банальные повседневные вещи. Одним из самых простых материалов, которые вы можете достать где угодно, является бумага, которая также является одним из самых cложных материалов для работы. Бумага очень хрупкая, а самый легкий перегиб может оставить на листе нежелательный след.

Однако настоящим мастерам своего дела удается так работать с бумагой, что из нее выходят удивительные произведения искусства. Хотя за работу с бумагой берутся многие, только некоторым настоящим мастерам удается поразить воображение аудитории не только художественным исполнением, но и загадочными техниками. Предлагаем вам познакомиться с удивительными художниками со всего света и их бумажными творениями.

1) Юлия Бродская

Русская художница, которая сегодня живет в Англии, Юлия Бродская, умеет «рисовать» свои картины с помощью… цветной бумаги. Она делает поразительные портреты, а также стилизованное оформление для книг, используя богатую цветом палитру.

Техника, которую использует Юлия, называется бумагокручение или квиллинг — искусство изготавливать из скрученных полосок бумаги удивительные картины.

2) Питер Каллесен

Питер Каллесен – художник, который в своих композициях использует не только бумагу, но также то пустое пространство, что остается после того, как из листа бумаги вырезаются фигурки. Для своих более мелких проектов художник использует один лист белой бумаги.

Каллесен мастерски умеет работать с восприятием измерения и силуэтами, представляя двойственность между 2-мерным и 3-мерным пространством. «Я считаю, что превращение плоского листа бумаги в форму 3D – настоящая магия», — сказал художник.

3) Диана Белтран Херрера

Скульптор по бумаге Диана Белтран Херрера из Колумбии использует свой невероятный талант для создания красочных 3-х мерных птиц из бумаги.

Херрера умеет точно воспроизводить все детали, начиная от длинных клювов колибри до ярких оранжевых брюшек манакиновых плодоедов. Более того, художница также передает анатомические особенности пернатых.

4) Джен Старк

Джен Старк родом из Майями, но сегодня живет и работает в Лос-Анджелесе. Она начала работать с бумагой случайно. Во-первых, бумага – довольно дешевый вариант и идеальный материал для начинающего художника, с ним можно неплохо поэкспериментировать.

К счастью, в умелых руках даже такой дешевый материал, как бумага, приобретает невероятную ценность, превращаясь в уникальные произведения искусства. Старк открывает свой талант, сочетая яркие цвета и составляя из вырезанной бумаги удивительные по красоте скульптуры и очень приятные рисунки.

5) Аня Маркиевич

Аня Маркиевич – художница из Германии, которая использует японское искусство складывания бумаги – оригами. Однако ее работы отличаются от работ других мастеров оригами своими размерами. Большинство фигурок нужно рассматривать, вооружившись увеличительным стеклом, чтобы рассмотреть все детали.

Крошечные фигурки Маркиевич, названные «нано-оригами», делаются из квадратиков бумаги размером не более 9 миллиметров, в результате выходят удивительные скульптуры, которые помещаются на кончике пальца.

6) Симон Шуберт

Художник Симон Шуберт использует бумагу, как холст, так и как кисти, сгибая деликатный материал для появления невероятно реалистичных изображений.

Фокусируя внимание в основном на архитектурных ландшафтах, Шуберт добивается передачи перспективы винтовых лестниц и арочных окон, изображает бесконечные геометрические детали, тщательно сгибая лист.

7) Кристи Малакофф

Канадская художница Кристи Малакофф тоже работает с бумагой, имея особый подход к технике оригами. Вместо обычной бумаги художник использует в своем творчестве международную валюту, изготавливая из бумажных денег невероятные геометрические скульптуры.

Несколько ярких «денежных единиц» сворачиваются, образуя замысловатые формы, и сплетаются друг с другом для изготовления сложных многогранников.

8) Ингрид Силиакус

Ингрид Силиакус живет и работает в Амстердаме и создает удивительные архитектурные ландшафты с помощью бумаги. Трехмерные изображения городов из серии «Бумажная архитектура» отличаются великим множеством деталей.

Симметричные фигуры предлагают сложный дизайн, который перекликается с городской линией горизонта. Они выполнены в интересной манере и напоминают по своей конструкции книжки-раскладушки.

9) Сабина Карник

Сабина Карник – художница из Мумбии, Индия, которая любит яркие цвета. Уделяя внимание в основном оформлению, Карник конструирует красивые яркие послания, скрупулезно вырезая и складывая скрученные полоски бумаги.

Полностью сосредоточившись на своем творчестве, она довела до совершенства искусство оформления из бумаги. Как и Юлия Бродская, Карник использует технику квиллинга для создания своих удивительных работ.

10) Джефф Нишинака

Джефф Нишинака – бумажный скульптор из Лос-Анджелеса. Вооружившись чистой белой бумагой, клеем и ножом, художник вырезает и конструирует по-настоящему анимированные скульптурные композиции. На каждую работу уходит несколько месяцев.

Его произведения отличаются по размерам, имея высоту от 6 до 60 сантиметров. Он использует совершенно разные сюжеты, героями его произведений являются люди, животные и сказочные существа.

uCrazy.ru

Питер Каллесен

«Процесс материализации трехмерного объекта из плоского бумажного листа я считаю почти магическим, — говорит Каллесен. — А может, это и есть настоящая магия, потому что процесс ее создания понятен, а фигуры при этом остаются привязанными к своему источнику, не имея возможности сбежать».

Юлия Бродская

Бумагокручение или квиллинг — красивая альтернатива изгрызанным ногтям, поломанным карандашам и прочим проявлениям стресса. Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. В Англии принцесса Елизавета всерьез увлекалась искусством квиллинга, и многие ее творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Саймон Шуберт

Никакой краски или чернил, простой белый лист. Складывая, перегибая, продавливая бумагу, немецкий скульптор создает линии, углы и даже круги, которые могут выделяться над поверхностью всего лишь на несколько миллиметров. Картина открывается зрителю лишь при правильном освещении.

Кэлвин Николлс

Канадец Кэлвин Николлс вырезает из бумаги удивительно натуральных зверей уже почти тридцать лет и не собирается останавливаться. Его все еще заводит то, как белые листы обретают текстуру, форму и жизнь. Можно представить себе, насколько кропотливо приходится работать Кэлвину над каждым своим произведением — видны каждое перышко, каждая шерстинка

Хина Аояма

Маленькие ножнички, бумага, талант и упорный кропотливый труд — вот главные инструменты художницы из Японии. Ее хрупкие произведения искусства в виде нежных бабочек или витиеватых кружев письма поражают своей воздушностью.

Эйко Ойала

Художник из Таллина умудрился придать жанру бумажного коллажа, в котором себя обычно пробуют дети, впервые открывающие изобразительное искусство, новое измерение. Его работы выглядят просто и при этом высокохудожественно — как отмечают некоторые критики, «сложно поверить, что это всего лишь кусочки бумаги».

Эрик Стэндли

Американский художник виртуозно разрезает целые массивы тонких листов бумаги для создания своих невероятных витражей.

Томоко Шиоясу

Это не кружево и не рисунок. Это бумажные гобелены Томоко Шиоясу. Словно хирург орудуя лезвием и скальпелем, он вырезает замысловатые узоры на бумаге.

Джен Старк

В одном из интервью художница рассказала, что вырезать начала, когда проходила художественное обучение во Франции: «Курс евро был так высок и все стоило так дорого, что я предпочла закупиться материалом подешевле, но чтобы выглядел он на все 100». Так у Джен появился первый рулон цветного строительного картона.

Лиза Родден

Ее работы отличаются минималистичностью, лаконичностью, а также предельной точностью, с которой художница наносит на бумагу разрезы, формируя из них свои творческие композиции.

Бови Ли

Художница продолжает традиции китайского искусства «Цзяньчжи» — вырезания узоров из бумаги. В качестве образца Бови Ли использует фотографии, картины, иллюстрации из книг и журналов. Она подкладывает отсканированный шаблон под лист рисовой бумаги и аккуратно и кропотливо вырезает изображение с помощью специального ножа с одиннадцатью лезвиями.

Cheong-ah Hwang

Американский художник делает бумажные иллюстрации к книгам.

Анант Нанваре

Портреты в стиле квиллинг для рекламы индийского производителя бумаги в 2010 году взяли золотого льва на международном фестивале рекламы в Каннах.

Оригами Nguyen Hung Cuong

Диана Белтран Херрера

Колумбийская художница делает из цветной бумаги очень реалистичных и правдоподобных птиц.

Тоже люди

Бумажные зарисовки повседневной жизни от арт-тандема из Новосибирска.

Итак, в следующий раз не спешите выкидывать обертку от жвачки или коробку из Макдоналдса: из них может получится произведение искусства.

Юкен Теруя вырезал дерево из коробки McDonald’s

LiveInternetLiveInternet

Вырезание из бумаги как искусство возникло после того, как была изобретена бумага. Считается, первые узоры из бумаги появились на родине бумаги – в Китае. Однако похожая техника вырезания из кожи и фольги уже существовала до изобретения бумаги.
И у славян еще до того, как появилась бумага, уже существовала традиция украшать дома ажурными узорами из ткани и бересты.
Вырезание бумажных узоров в Китае называется «Цзяньчжи».
Первое время из-за высокой стоимости бумаги это занятие было доступно только очень состоятельным людям. Вырезанные узоры использовались для украшения жилья, как трафареты для вышивки и орнамента на различных поверхностях, а также во время религиозных и обрядовых ритуалов, праздников и других важных событий.
Сейчас ими украшают помещения, фонарики, окна, двери, мебель, зеркала, лампы, веера, ширмы и многое другое. Они используются для украшения подарков или сами служат подарком. Для вырезания узоров китайские мастера «Цзяньчжи» чаще всего используют ножницы.
Искусство вырезания из бумаги «Цзяньчжи»
Удивительную картину в этой технике шестидесятичетырехлетняя жительница Китая Ли Цзинчжу вырезала пять лет. В центре картины — цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям около ста маленьких пионов и десять различных драконов.
После того, как производство бумаги подешевело, вырезание из нее стало более распространенным занятием, а со временем превратилось в один из видов китайского традиционного народного декоративно-прикладного творчества (галерея работ в этой технике).
Вместе с бумагой оно стало распространяться по миру, приобретая присущую каждому народу индивидуальную символику, особенности и характерные виды орнамента. В VII веке оно попало в Японию и Корею, в XIII веке — в Персию, а в XV через Турцию по шелковому пути — в Европу.
Во Франции узоры из бумаги стали называть словом «силуэт» — по имени Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги. Портреты в технике «силуэт» стали украшать дома знатных людей, а картинки — альбомы.
Известный автор сказок Ганс Христиан Андерсен тоже любил и умел делать вырезки из бумаги. Сейчас они хранятся на родине писателя в его музее (здесь можно увидеть его работы). Также этим видом творчества увлекались Репин и Анри Матис.
Но вырезанием из бумаги занимались не только люди искусства и дворяне. С развитием производства и появлением большого количества фабрик, выпускающих бумагу, она достаточно подешевела, чтобы стать одним из самых доступных материалов для украшения домов крестьян (белорусов, поляков, литовцев, украинцев, русских и других народов).
Этот старинный вид творчества известен у многих народов под разными названиями. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстриганка, в Украине – витинанка (чит. вытынанка), в Белоруссии – выцiнанка (чит. выцинанка), в Польше — wycinanka (выцинанка), в Литве – popieriaus karpiniai (чит. карпиняй). Восточноевропейские евреи называли ажурные бумажные узоры рейзеле (в переводе с идиш — розочка).
Название этому виду декоративно-прикладного искусства возникло из способа создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, нужны только лист бумаги, ножницы и фантазия.
Бумажными кружевными узорами раньше как оберегами украшали домашний иконостас, окна, печи, полки, лавки, столы, потолочные балки, рамки, дверные косяки, их наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, использовали вместо скатерти, вязаных салфеток, занавесок.
Источник

Художница с помощью скальпеля создает работы из бумаги, которые похожи на тончайшее кружево

  • 226 17 104 84k

    20+ случаев, когда домашние питомцы поразили хозяев своим интеллектом

  • 253 18 191 101k

    Я работаю стюардессой и хочу без прикрас рассказать о своей профессии

  • 212 15 463 87k

    15 хитрых родительских трюков, которые работают даже с самыми непослушными детьми

  • 73 16 182 30k

    О каких особенностях вашей психики могут рассказать персонажи, которые пугают вас больше всего

  • 121 21 138 62k

    10 подводных камней в отношениях, которые умеют обходить только мудрые люди

  • 183 12 97 67k

    20+ клиентов, которых могут выдержать лишь работники, познавшие дзен

  • 194 20 139 73k

    17 пользователей, которые испытали на своей шкуре, что такое гениальный маркетинг

  • 208 21 90 39k

    Повар рассказала, что на самом деле творится на кухне ресторана

  • 173 21 1011 86k

    12 сериалов уходящего года, которые не захочется ставить на паузу

  • 92 20 80 35k

    История женщины, которая держала под каблуком Мао Цзэдуна (И ей было мало)

  • 173 44 275 112k

    15 модных трендов в интерьере, от которых ни пользы, ни уюта

  • 267 21 128 75k

    19 беспардонных котов, которые точно знают, кто в доме хозяин

  • 111 21 75 25k

    Люди из разных уголков планеты рассказали, во сколько обойдется медицинская помощь в их стране. Разнообразие цен поражает

  • 169 12 92 38k

    20+ примеров, которые доказывают, что западному кино не помешают русскоязычные консультанты

  • 109 32 58 75k

    14+ сыновей, которые могут затмить красотой своих звездных отцов

  • 92 23 213 13k

    8 процедур, которые врачи настоятельно рекомендуют проводить младенцам

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава (речь о котором пойдет в следующем посте). Он родился в 1911 г и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички — «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (букв. — птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения — название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки – «различные другие пахариты». Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде «Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо».

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань — воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол — автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его «Очерков и монологов» (M. Unamuno, Essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 г. В Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – «водяная бомбочка», «птица», «лягушка». В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов

§ 5. Заключение.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.+

Но все – таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

Фотографии и материал взяты из открытых источников в интернете. В следующем посте я напишу про человека, открывшего всему нашему миру Оригами. С Уважением, 1m.first.