Интересный урок в школе

10 способов сделать любой урок интересным

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов – ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.

4) Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket” (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.

5) Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.

6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.

8) Гибкий план урока

План – необходимая часть урока, а структурированность – залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.

10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.

Успехов вам и интересных уроков!

«Полумраком окутан,
чай цветет на отрогах гор —
наступает лунная ночь…» (Мидзухара Сюоси)

«Осенний денек.
Макушки больших кипарисов
склонились набок…» (Акутагава Рюносукэ)

Япония является одной из самых красивых и удивительных стран на нашей планете.

Во всем мире известно трудолюбие и упорство японцев, их дисциплинированность и бережное отношение к природе.

Любование природой в Японии — важный духовный ритуал, которому уделяется особое внимание на протяжении всей жизни и которому учат детей с самых малых лет.

Мировоззренческая культура Страны восходящего солнца на протяжении веков складывалась под влиянием двух религий – синтоизма, а позднее — буддизма. В обеих религиях взаимодействию человека с природой уделялось особое внимание. Почитание природы воспринимается японцами как нравственный закон.

В синтоизме («синто» означает путь богов) основополагающим принципом является одушевление природы. Японцы веками верят, что духи («син» или «ками») населяют все окружающие нас предметы. Согласно этой красивой религии, любой камень или облако, птица или животное содержат в себе душу.

Многовековые духовные традиции научили японцев искренне верить, что природа подобна некоему храму, а пребывание в этом храме требует особой концентрации ума и чистоты духа.

Поэтому совершенно не удивительно, что японцы умеют различать 240 оттенков цветов и использовать 24 слова для обозначения сезонов. Все природные явления здесь описываются с особой поэтичностью, например только для обозначения дождя японцы употребляют 120 фраз (накрапывающий дождь, моросящий дождь, дождь стучащий по крыше, дождь шуршащий как камыш, звонкий дождь и т.п.).

Трепетное и бережное отношение к природе японцы прививают своим детям с раннего возраста, а в школах там есть уроки любования природой (помимо биологии и природоведения).

Учителя устраивают регулярные экскурсии на природу и стараются не только рассказывать о бережном отношении к природе и необходимости глубокого знания ее законов, но и воспитывают в детях природовосхищение.

Пребывание на природе не только воспитывает эстетические чувства, но и снимает стрессы у школьников, живущих в больших городах и изучающих природу в основном по книгам и обучающим фильмам.

Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Учёные утверждают, что «Вырождение природы вызывает равнозначное вырождение человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, его равновесию и разуму».

Еще с древних времен все красивое, что окружало японца, становилось предметом любования — зимняя слива, аллеи розовой сакуры весною, шелковые ирисы и нежные лотосы в прозрачных водоемах летом, молодые листочки и разнообразные душистые травы, облака цветущей глицинии и загадочная луна, хризантемы, сверкающий снег, алые листья клена.

И все эти исторические традиции поклонения красоте живой природы бережно передаются следующим поколениям. Прежде всего детей учат очень внимательно наблюдать. Потом ценить, глубоко понимать и любить, и защищать.

От развития эстетического восприятия живой природы дети переходят к постижению красоты в живописи, гармонии в классической музыке, более глубокому пониманию литературы и других видов искусства. Просто так в маленьком человеке это не рождается — этому надо учить. С любовью, долго и терпеливо. Чтобы потом потребность в красоте стала ежедневной необходимостью на протяжении всей жизни. И это невозможно передать пустыми лозунгами — только личным примером и достойным поведением взрослых.

Существует множество видов любования природой, к примеру, цукими — любование полнолунием осенью, юкими — любование первым снегом зимой, ханами— любование цветами, сакураманкай — любование цветением вишни (сакуры) ранней весной,

Традиционно объектом осеннего любования (момидзигари) является клён: японцы внимательно отмечают постепенную смену цвета кленовых листьев и неожиданные сочетания красной, желтой и зеленой листвы в лесах и парках.

У японцев вообще особый подход к воспитанию детей, которому удивляются приезжие из других стран. Их поражает взаимопонимание между разными поколениями, которое воспитывается с древности.

Матери японки обычно до трех лет воспитывают детей сами, затем отправляют их в детский сад. Детей сразу учат особое внимание уделять чувствам, причем не только своим или окружающих людей, но и животных, и даже неодушевленных предметов, особенно любых растений.

Даже если ребенок во время игры с друзьями ломает игрушку, ему тут же сообщают (родители или воспитатели), что он причинил ей боль.

В Японии дети получают много внимания от родителей — ежедневных разговоров на самые разные темы, совместных прогулок в интересные места и на природу. Ах, какие потрясающие в Японии парки!

Японские правила воспитания предписывают родителям не применять телесных наказаний, не повышать голос и не читать занудных нотаций (по возможности).

Но при этом взрослые твердо требуют от своих чад вести себя вежливо, никому не мешать своим поведением и быть внимательным к чувствам окружающих людей.

Так как же взрослые заставляют детей вести себя правильно и перестать баловаться?

Чаще всего недовольство родители выражают недовольной интонацией и взглядами. И дети очень не любят вызывать недовольство старших и стараются исправиться.

Эта древняя японская система воспитания кажется похожей на сказку. Нет у нас такого опыта.

Но в Японии эти традиции работают многие века и воспитывают законопослушных, воспитанных и приятных в общении граждан.

Интересно, что японская школьная система образования считается одной из лучших в мире.

До 4 класса (10 лет) японские дети не сдают экзаменов и основной упор делается не на академические знания, а на воспитание — детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиску истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Интересно, что у японцев все наоборот: когда все заканчивают учебный год — японцы его начинают вместе с началом цветения сакуры, 1 апреля. Это сказочное зрелище помогает им настроиться на возвышенный и серьезный лад (как им это весною и летом удается — мне не понятно!).

Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японские школьники отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

В японских школах никогда не было уборщиц — все классные комнаты, коридоры и даже туалеты ученики убирают сообща. Это их с детства приучает работать в команде и не мусорить — все равно самим отмывать.

В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники (диетологи), чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и внеклассные подготовительные занятия, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу.

Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков.

Японские дети занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии. Это дань уважения японской культуре с ее вековыми традициями.

В японской каллиграфии (шодо) иероглифы рисуются бамбуковой кисточкой, которую обмакивают в чернила. Иероглифы рисуют плавными мазками на рисовой бумаге и искусство изображения красивых иероглифов ценится не меньше живописи.

Помимо этого детей учат писать хайку (или хокку) — традиционные японские стихи в форме трехстишья, в оригинале состоящие из 17 слогов в одном столбце иероглифов. Они отражают один из принципов восточной эстетики — единение простого и изящного. В хокку в лаконичной форме передается духовная связь человека и природы.

Поэты, слагающие хокку (хайдзины), вкладывают в эти три строки глубокий смысл через ощущения и переживания.

«Родные края
далеки, далеки.
Почки на деревьях…» (Танэда Сантока)

Вы не поверите, но процент посещаемости в японских школах — 99,999%. Целая нация не прогуливает учебу!!! При этом японские школьники почти не опаздывают на занятия и в 91% случаев слушаются учителей. Завидуем!!! 🙂

После окончания старших классов школьники пишут один итоговый тест, который решает всю их судьбу — поступят они в вуз или нет.

Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% выпускников продолжают обучение после школы.

Именно поэтому в Японии популярно такое выражение, как экзаменационный ад.

Зато университетские годы считаются сравнительно легкими и беззаботными в жизни каждого японца. Некоторая передышка перед напряженной работой, к которой японцев с детства научили подходить не только с ответственностью, но и с большой любовью — как к делу своей жизни.

Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе контакты, фотография будет немедленно удалена.

Ага, различают 240 оттенков цвета)))

У них есть четыре основных цвета: あか (ака) – «красный», くろ (куро) – «черный», しろ (сиро) – «белый» и あお (ао) – «голубой», называемых основными.

«Ака» происходит от названия для светлого (明るい – акаруй), и было цветом неба на рассвете (夜明け). «Сиро» – для цвета неба после рассвета, когда оно постепенно белело (白む – сираму). «Куро» – для названия «ночного неба», то есть когда небо темнело (暗い – курай). Для всех остальных цветов, встречающихся в природе отводилось слово «ао». То есть и реки, и моря, и горы, и цветы – все были цвета «ао».

Из всех слов для выражения цветовых признаков только эти четыре плюс 黄 (кииро) – «жёлтый» и «тяиро» (коричневый) имеют форму прилагательных, оканчивающихся на «й».

Кроме основных четырех цветов, все остальные названия происходят от соответствия цвета какому-либо предмету. То есть обозначения цвета строятся по принципу: «предмет»+»цвет». Например, «тя-иро» (茶色) – «коричневый = цвет чая»; «мидзу-иро» – «светло-голубой = цвет воды»; «мурасаки-иро» (紫色) – «фиолетовый = цвет воробейника». Вот и «мидори» (緑 – зеленый) обозначал «вид, ощущение свежести, жизни», как, например, у молодой весенней травки или наклюнувшихся почек. Поэтому и пышущие здоровьем блестящие волосы могут назвать «мидори-но куроками» (緑の黒髪).

Итог? Херня это всё про цвет. Названия цветов по предметам — не означает, что они различают оттенки. Необходимость называть одушевленные вещи зелёного цвета иначе, чем неодушевлённые вещи зелёного цвета — не означает, что они имеют разный цвет или оттенок. Цветовая гамма такая же, просто кто-то придумывает очередной миф про японцев.

> Искусство в школе

Уроки любования красотой природы

«Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься сам к себе»
Василий Александрович Сухомлинский

Наверное, всегда и везде человек любовался красотой природы. Но школьные уроки любования красотой можно встретить редко. Такой урок есть в японских школах. Это регулярные экскурсии на природу, на которых детей учат любоваться природой.

В Японии не случайно появился такой урок. Известно, что японцы умеют различать 240 оттенков цветов, в японском языке есть 24 слова для обозначения времени года. В японской культуре существуют разные виды любования явлениями природы. Цукими — любование полнолунием осенью, момидзигари — любование осенью сменой цвета кленовых листьев, сочетаниями красной, желтой и зеленой листвы, юкими — любование первым снегом зимой, ханами— любование цветами, сакураманкай — любование цветением вишни сакуры ранней весной, хотаругари — любование светлячками через объектив фотоаппарата в районе префектур Манива и Окаяма.

До 4 класса японские дети не сдают экзаменов. Основное внимание обращается на воспитание. Детей учат уважению к другим людям, самоконтролю, бережному отношению к природе, игре на флейте, каллиграфии. Также дети учатся писать традиционные японские стихи хокку. Хокку — трехстишия, в которых в лирическом ключе говорится о природе и отношении к ней автора. Например, хокку знаменитого японского поэта 17 века Мацуо Басё «Полевой цветок»:

Полевой цветок
В лучах заката меня
Пленил на миг.

Уроки любования красотой природы — часть воспитания. Постепенно дети учатся видеть красоту различных явлений природы, а потом переходят к постижению красоты в искусстве — живописи, классической музыке, литературе и других видах искусства. Умение замечать, видеть красоту, слышать и чувствовать — это воспитывается, а не появляется само по себе.

Подобный подход к воспитанию был в «Школе радости» Василия Александровича Сухомлинского.

Педагог, прошедший ужасы самой кровопролитной и жестокой войны в истории, потерявший семью, учил детей видеть красоту природы, красоту во всём.

В «Школе радости» Сухомлинского занятия часто проводились под открытым небом, на природе. Дети учились видеть красоту окружающего мира, наблюдать за различными явлениями природы. Сухомлинский считал, что воспитывать в детях чувство прекрасного необходимо, чтобы пробуждать в них добрые чувства к растениям, живым существам, людям — именно это предупреждает появление жестокости и безразличия, которые так тревожат нас в поведении некоторых детей и подростков.

Именно общение с природой воспитывает доброту и милосердие, способность видеть красоту, развивает наблюдательность, пробуждает творческие способности и ответственность за окружающее.

«Красота – это радость твоей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, – увидел и изумился, и пошёл по земле, создавая новую красоту», — отмечал Сухомлинский.

Общение с природой нужно и важно ребёнку. Такие дети меньше болеют, пребывание на природе снимает стресс, этот бич 21 века. У детей формируется бережное отношение к окружающему миру.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Активно воздействовать на природу, но при этом оставаться сыном ее, быть венцом ее творения и одновременно обладателем ее сил, по-сыновнему бережно относиться к ней — вот какую позицию нужно воспитывать у учащихся в процессе их взаимодействия с природой».

Человек обрёл немалое могущество и способность неоднократно уничтожить всё живое на Земле. Давайте учить детей ценить и любить природу, видеть красоту, создавать красоту, направлять знания и энергию на то, чтобы беречь окружающий мир — наш дом!

LiveInternetLiveInternet

В Японии даже в школах есть замечательные уроки – любование природой. Да и как ей не любоваться и восхищаться, если некоторые явления природы так красочны и неповторимы.

Одно из красивейших времен года, любимейший праздник японцев, известный широко за пределами страны – Ханами. Ханами (яп. 花見) означает любование цветами. Начинает это шествие цветов умэ (японская слива, напоминающая нашу алычу).
1.

Первое ханами происходит в конце февраля — начале марта. Ханами очень кратковременное удовольствие, длится около 7-10 дней, а затем лепестки опадают, а эстафету у японской сливы принимает фаворит японских цветов сакура.
2.
3.

Для жителей этой страны вообще характерно созерцание природы. В отличие от европейцев японцы различают до 240 оттенков цвета, а школьники начальных классов легко различают 40 цветов.
4.
5.
6.
В японском языке очень много фраз, описывающих разные явления, связанных с погодой, с сезонами года. Например, каждый месяц традиционного японского календаря делится на две части и получается 24 слова для обозначения сезонов (период с 6 по 19 января именуется сезон вторых по суровости холодов, период с 20 января по 3 февраля – сезон самых суровых холодов, период с 3 по 15 марта – сезон любования цветением сакуры, период с 6 по 20 мая – начало лета).
7.

В Японии существует около 120 фраз описывающих виды дождя (накрапывающий дожде, моросящий дождь, дождь стучащий по крыше, дождь шуршащий как камыш, звонкий дождь и т.п.).

Отвлекитесь хоть на пару минут от своих дел и отдохните, любуясь природой Японии.

«В старших классах учат множеству ненужных вещей»

«Мел» начинает очередную неделю свежим манифестом об образовании. Сегодня высказывается отец троих детей, актер Анатолий Белый. Он размышляет о том, что должно быть в школе и от чего ее нужно срочно избавить.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

У меня двоякие впечатления от собственной учебы в школе. Начальные классы пронеслись в каком-то тумане, я не помню о них практически ничего. Дальше была потрясающая классная руководительница, учительница математики. Она была учителем по призванию: любила свой предмет, любила детей. Представьте себе средние классы, когда у девочек начинаются мальчики, а у мальчиков — мопеды, например; и вот в этом возрасте я ходил до (!) школы, в семь утра, на факультатив по математике. Сейчас у меня совершенно не укладывается в голове, что может заставить меня в семь утра куда-то прийти. Разве что на съемки поехать.

Можно сказать, что у меня генетическая связь со школой: тетя учитель, мама учитель. И, может, поэтому у меня всегда была тяга к знаниям. Она была, но ее жестоко убивали на остальных предметах. Физика — более-менее. Химия — скучно. География — совсем плохо, контурные карты вообще кошмар.

В старших классах нашей школы учат огромному количеству ненужных вещей. Ненужных и по объему, и по направлению

Это давняя проблема, потому что система образования у нас не меняется вообще. Сменился строй, ушла эпоха, а школьная программа в основе своей осталась ровно такой же. И в ней куча ненужного.

Нам давно пора вводить в старших классах специализацию, как это сделано в США, в Израиле, в западных странах. Это правильно, тут не может быть никаких сомнений. Сидя на бессмысленных (для себя) уроках, человек совершает сразу две большие потери. Во-первых, он теряет время. Чем раньше каждый поймет, к чему он приспособлен в жизни, и начнет этому учиться, тем лучше и правильней. Банально, но чем раньше ты что-то начнешь, тем скорее ты чего-то достигнешь. Во-вторых, отбивается желание. Это важнейший психологический момент. Так не бывает, что ты безмятежно и со спокойным видом отсиживаешь, например, химию или биологию, которые тебе ни капли не нужны. В это время ты скучаешь, каждую секунду думаешь: «да на фиг мне вообще эта школа нужна, что я здесь делаю?» С годами изучения ненужных предметов все это накапливается и приводит к тому, что вырабатывается негативное отношение к учебе в целом, ко всему процессу познания.

Скучание и ничегонеделание на бессмысленных уроках не могут пройти просто так — они приводят к тому, что человек больше не любит учиться

А значит, не может по-настоящему получать знания. Нет ничего страшного в том, что я любил математику и не стал ей заниматься в итоге. Эта любовь к математике, эндорфины, которые у меня выделялись, — вот что было самым главным для меня в школе. А то, что потом меня увело в другую сторону — это нормально. Мне нужно было самому до этого дойти, к девятнадцати годам понять, что я занимаюсь не тем, и повернуть свою жизнь. Это нормально, если, выбирая в школе специализацию, подросток ошибается. В этом нет ничего страшного и тем более нет никакой катастрофы. Сама возможность выбора для подростка в этот момент очень важна. К нему, возможно, впервые в жизни относятся как к взрослому и говорят: «Выбирай». Это совершенно другой статус, другое ощущение себя. Возможность и полноценное право выбора — это грандиозно уже само по себе.

Перед тем как наш сын Макс пошел в первый класс, мы провели настоящее исследование всех школ в районе. И в каждой школе нам говорили что-то хорошее о себе: «у нас хороший преподавательский состав», «у нас танцы», «у нас дополнительные занятия» и так далее. Мы ходили и не могли понять, куда нам в итоге отдавать сына. И, наконец, зашли в школу № 1621, она же «Школа Лидерства Лаудер Эц Хайм». Сначала очень сомневались: это еврейская школа, со своей спецификой, системой и всем остальным. Я боялся, не дай бог, что там есть какой-то религиозный уклон — просто свернут парню мозги и все. Но дальше случилось то, что сразило нас с женой наповал. Директор, молодая женщина нашего возраста, сказала:

«Знаете, я не буду вам много говорить. У нас маленькая школа, домашняя уютная обстановка. И что мы делаем с детьми здесь: мы учим их любить учиться»

Всё. У меня отпали все вопросы. Мы выходили оттуда с поставленной галочкой в нашем виртуальном школьном бюллетене.

Мне кажется, что школа должна быть инкубатором, где воспитывают любовью и только любовью. Человеческий организм учится сопротивляться злу во внешнем мире, но если приучать его к этому с самого раннего детства, он закуется в броню, из которой его потом уже, возможно, никогда не достать. То, что где-то есть зло, он знает или узнает в свое время, и не надо в школе его к этому готовить. Мы же не в Спарте, в конце концов.

Российской школе очень не хватает творчества. Потому что именно творчество лежит в основе человека, и это тот механизм, который заводит очень многие процессы в нас. Творческая составляющая должна быть в человеке с самых ранних лет. Вам никогда не казалось странным, что в детском садике нас учат петь, танцевать и делать представления, а в школе забывают об этом? Это очень большое упущение, и западная традиция с обязательными школьными театрами, мюзиклами и рождественскими спектаклями — это прекрасно. Потому что это правильно.

Кадр из фильма «Реальная любовь», 2003. Режиссер: Ричард Кертис

Даже если ты занимаешься кибернетикой, анатомией или чем-то еще, эта составляющая в тебе все равно присутствует. И я знаю по себе, что театр — это терапия. Например, «Прикасаемые» в Театре наций у Евгения Миронова — это инклюзивный спектакль, в нем играют в том числе слепоглухонемые актеры. И театр дал им сильнейший толчок к развитию: они зажили совершенно другой жизнью, врачи наблюдают массу позитивных изменений в их состоянии. Кто-то, возможно, и относится к этому «ну театр, скажете тоже, глупости какие», но в действительности это потрясающая терапия. И будь ты хоть трижды физик-ядерщик в будущем, это нужно тебе. Это нужно для высвобождения чего-то, что обязательно есть у тебя внутри.

Отец обязательно должен погружаться в образование детей. Только недавно для себя открыл (продолжаю образовываться вместе с детьми), что понятие отца появляется у маленького человека чуть позже, чем понятие матери. И вообще близость и любовь к отцу не приходят с молоком. С молоком — только мама, мама и ничего кроме мамы. Она составляет весь мир маленького человека и потом вдруг — бам! — и появляется папа. А папы нет — папа на работе. И это совсем плохо. Я все время ощущаю это на себе.

Возвращаюсь со съемок, и кажется, что меня не было всего ничего, неделю, но каждый раз я чувствую, что должно пройти какое-то время, прежде чем ребенок снова повернется и привыкнет ко мне. И это дико некомфортно и неприятно ощущать на себе, потому что ты-то готов уже взять его и съесть, а он уже немного на расстоянии от тебя. И это расстояние надо сокращать любой ценой. Надо делать все для этого: подмывать и менять памперсы тем, кто младше; делать уроки и находить общие занятия с теми, кто старше. Иначе отец останется где-то на периферии детской жизни, и это плохо. Очень плохо.