Интересно о кино

Интересные факты о том, как снимались известные советские фильмы

Кажется, мы знаем о них все. Но, кино – как сундучёк с сюпризами, всегда готовый удивить всех желающих новой порцией любопытных историй.

Супруге Шурика запрещали надевать каблуки

Здесь запечатлен рабочий момент съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Герой Александра Демьяненко – изобретатель Шурик Тимофеев выясняет, что его жена Зина (актриса Наталья Селезнева) вовсе не уехала с подлым режиссером Якиным, а только что пришла с работы. Кинодива-стервочка ему просто приснилась…
— Сцену снимали без повторных дублей, – рассказала Наталья Селезнева. – Гайдай очень не любил, когда актеры перед съемками начинали прорабатывать образы. «Вы должны приходить подготовленными, ваша Зиночка – у вас уже в душе и голове, зачем тратить время на репетиции?» – повторял мне Леонид Иович. Лишь когда встал вопрос, как будет выглядеть реальная Зиночка, я и Гайдай довольно долго над этим думали. В итоге он доверился моему замыслу: я верная жена, скромная, а не карьеристка в модном костюме. А с каким интересом – человеческим, а не профессиональным – он смотрит на нашу пару! Знаете почему? Жена Гайдая Нина Гребешкова рассказывала, что изобретатель Тимофеев был похож именно на ее знаменитого мужа. Таким режиссер и был – нескладным, наивным, застенчивым и очень порядочным.
К слову, в облике Шурика-ученого кардинально менять ничего не пришлось. В «Операции «Ы» Демьяненко перекрашивали из брюнета в блондина. Гайдай говорил: мол, раз он положительный герой, пусть будет светлым до кончиков волос. А в фильме про Иоанна Грозного у Шурика природный цвет волос, темный. А вот героине Селезневой надели парик – как дань моде тех лет. Парик этот сшили для Любови Орловой, когда она снималась в фильме «Русский сувенир», но он ей не подошел.
И еще любопытный нюанс: Демьяненко был маленького роста, а рост Селезневой модельный – 175 см. Чтобы они выглядели гармонично, Гайдай шел на разные ухищрения: Демьяненко ставили на табуреточку, а Селезневой не разрешали надевать каблуки.

Боялись, что «бесприданница» простудится


На этой фотографии – съемки финальных эпизодов картины «Жестокий романс». Бесприданница Лариса Огудалова (актриса Лариса Гузеева) умирает от выстрела нелюбимого жениха Карандышева.
— Мы снимали в общем-то в жестких погодных условиях. Октябрь, который выдался по-осеннему промозглым, открытая палуба настоящего парохода, – поделился воспоминаниями ассистент режиссера фильма Евгений Цымбал. – Гузеева мерзла, лежа на холодном настиле, и нашей главной задачей было ее не застудить. Ей, конечно, подкладывали под спину какое-то покрывало, но тепло оно давало минимальное. Камеру держит знаменитый оператор Вадим Алисов, фокус поправляет второй оператор Владимир Шмыга, брат певицы Татьяны Шмыги. Натурой выбрали Кострому и специально для фильма пригнали старинный колесный пароход «Спартак», который сыграл «Ласточку». Он пережил две войны и одну революцию, но сохранился в приличном состоянии. Главному режиссеру ленты Эльдару Рязанову так стал дорог «Спартак», что он захотел его сделать музейным экспонатом «Мосфильма». Но идею никто не поддержал, и в начале 90-х годов пароход разрезали на металлолом.

В перерывах между съемками Крамаров искал себе невесту.

— Для Крамарова эта роль стала в чем-то знаковой. Наконец-то он нашел свое амплуа – играть выразительной мимикой, присущей, пожалуй, только ему одному из актерской плеяды тех лет, – рассказывал близкий друг артиста писатель Владлен Стронгин. – Гайдай так и учил Крамарова: «Савелий, ты, главное, «громко» хлопай глазами и лицом «свисти», когда его вытягиваешь. Остальное – дело техники». Крамаров так и делал – вспомните, какими неожиданными звуковыми эффектами сопровождаются его ужимки. Крамарова после выхода фильма стали массово узнавать: Гайдай открыл его звезду на советском кинонебосклоне.
— Но, несмотря на внешнюю разухабистость, Савелий вне съемочной площадки вел себя скромно, – продолжает Стронгин. – И в перерывах между командами «Мотор! Начали!» занимал себя исключительно полезным делом – искал невесту. Общался с ассистентками режиссера, гримершами, даже ходил несколько раз на экскурсии в Ростовский кремль (там снимали «царские палаты»), чтобы познакомиться с хорошенькой посетительницей, но как-то ему все не везло…
Кстати, о том, чтобы снимать столицу периода правления Ивана Грозного в Московском Кремле, не могло быть и речи. Кремль был капитально перестроен во времена Годунова. Поэтому «иоанновскую Москву» снимали в кремле в городе Ростове. Он в отличие от Московского глобальным переделкам не подвергался.

После «Вия» – черная полоса


Панночка Наталья Варлей из фильма «Вий» ждет своей очереди гримироваться. Ей накладывали тусклый грим и подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем. По этому кадру видно, что Варлей чувствует себя в ведьминском гробу вполне комфортно. Молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники. Но потом Варлей призналась, что после «Вия» у нее в жизни наступила черная полоса. И даже не связывая это с лентой, она решила креститься.

— Мы были с театром на гастролях в Херсоне, я пришла в храм, – вспоминает Наталья Владимировна. – Было тайное крещение, потому что я занимала должность секретаря комсомольской организации. И уже позже я поняла, что нечистая сила в храме – большой грех.

Басилашвили стеснялся целоваться с Гурченко


Эльдар Рязанов снимает фильм «Вокзал для двоих». В этой сцене между главными героями – пианистом Платоном Рябининым (Олег Басилашвили) и привокзальной официанткой Верой (Людмила Гурченко) происходит сближение, ранее казавшееся невозможным. Слишком они разные: образование, уклад жизни…
— Мы снимали эпизод на Рижском вокзале в Москве. Вокзал маленький, но в его помещениях был музей Министерства путей сообщения, – рассказывает Евгений Цымбал, который, как и в фильме «Жестокий романс», работал ассистентом режиссера. – «Мосфильм» договорился с дирекцией вокзала, что на время съемок экспозицию свернут и там разместят «ресторан». Врезался в память забавный случай. Когда Людмила Марковна прочитала сценарий и появилась на съемочной площадке, она сказала Рязанову: «Элик, мне все понравилось, но зачем в картине так много баб?» Эльдар Александрович рассмеялся: «Люся, а где ты видела ресторан с одной официанткой?»
Если Гурченко уже была знаменитой актрисой, то слава Басилашвили только набирала обороты. И, как признался позже актер, он ужасно ее стеснялся:
— Особенно нелегко мне далась сцена поцелуя с Гурченко. Нужно было целоваться – ужасное слово – взасос, и мне пришлось набраться храбрости, чтобы естественно сыграть нашу интимную сцену.

Тарковский готов был лично мыть ноги Бориске


Съемочная группа «Андрея Рублева» готовится к последнему эпизоду фильма.
— Мы заканчиваем самую мощную новеллу картины – «Колокол», – рассказал актер Николай Бурляев, снявшийся в роли колокольного литейщика Бориски. – До окончания съемок буквально пара часов, и я, такой уставший и одновременно расслабленный, обмяк на руках Андрея Тарковского. Потому что для меня на «Рублеве» не обошлось без физически мучительных сцен. Например, немало времени пришлось провести в холодной и слякотной топи. По сюжету Бориска понуро идет вдоль обрыва, поддевает камень. Вместе с камнем с обрыва падает и его лапоть. Бориска хочет его достать, но срывается вниз. Прямо в дубле своей шкурой я пересчитал все бугорки, корни, пни. Но пока Тарковский не крикнет «Стоп!», надо барахтаться в грязи и радостно кричать: «Глина! Нашел!» Впрочем, ради Тарковского можно было и пострадать. Однажды после таких дублей актер Анатолий Солоницын насчитал на моем теле около 20 ран. И после особенно трудной съемки Тарковский лично готов был мне мыть ноги и обтирать спиртом…

LiveInternetLiveInternet

Служебный роман — советский фильм, мелодрама (2 серии) режиссёра Эльдара Рязанова. Одна из самых популярных советских кинокартин. Лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей. Снят по мотивам пьесы Э. Брагинского и Э. Рязанова «Сослуживцы».

Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные «актёрские резервы» после проб в других его фильмах: Светлана Немоляева пробовалась на главную женскую роль в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», туда же пробовались Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмы «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи»). С «Иронией…» же связано и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. Из всех актёров, исполнявших роли шести главных персонажей фильма только Людмила Иванова никогда до этого не работала с Рязановым
— Комедию «Сослуживцы» Рязанов и Брагинский написали в 1970 году. Она была успешно поставлена во многих театрах страны. Идея снять фильм по ней возникла у Рязанова после съёмок «Иронии судьбы», когда режиссёр увидел неудачную телепостановку его комедии.
— Снег на деревьях с не опавшей ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Первоначально подобной сцены в фильме не планировалось, но режиссёр решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты.
— Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Примечательно, что три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:
Вход в учреждение — это вход в дом по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. 6, на пересечении с ул. Петровка, в котором находится нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) построены в павильонах Мосфильма.
Крыша — это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10.
— Создатели фильма намеренно поселили героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус: директора Калугину — в «элитном» Скатертном переулке, её заместителя Самохвалова — на улице Горького возле Центрального телеграфа (центр Москвы); рядовых сотрудников в спальных районах: Новосельцева — на улице Достоевского, секретаршу Верочку — на Чертановской, Рыжову — в Подмосковье.
— История с письмами героини Светланы Немоляевой была взята авторами фильма из жизни коллег-кинематографистов. Имена прототипов до сих пор не называются.
— Актриса Людмила Иванова, игравшая активистку Шурочку, действительно в те годы была председателем месткома в театре «Современник».
— Сцена визита Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной — чистая импровизация актёров.
— Благодаря многочисленным актёрским экспромтам материала было отснято намного больше, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии вместо двух).
— В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин. С ним было отснято много материала, например, как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не мог сниматься. В итоге этот персонаж вообще был убран из фильма, он только разговаривал с Верочкой по телефону, но озвучивал его Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появился в фильме эпизодически в массовке, всего на 1-2 секунды — сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги, второй раз в сцене изумления, когда в вестибюле появился «умерший» Бубликов, третий раз в сцене удивления сотрудников учреждения новым имиджем Калугиной.
— Песня «У природы нет плохой погоды» была написана Рязановым, но он передал её композитору фильма Петрову как стихотворение английского поэта Уильяма Блейка.
— Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни (за него пел Никитин). В «Служебном романе» поёт уже сам Мягков.
Го́стья из бу́дущего — пятисерийный телевизионный фантастический художественный фильм 1984 года по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977), один из самых популярных в СССР детских фильмов с середины 1980-х по сегодняшнее время. Впервые был показан 25-30 марта 1985 года в 16:05 по Первой программе ЦТ СССР в дни школьных каникул (по одной серии в день). Регулярно демонстрируется по нынешнее время. Главная героиня фильма — Алиса Селезнёва.

— За два года съёмок все актёры повзрослели, иногда это довольно заметно. Самым первым был снят эпизод, где Алиса и Юля в третьей серии выбираются из окна больницы во двор. Можно заметить, что пижама на Наташе Гусевой велика ей по размеру, в то время как в палате явно была впору — эпизоды в палате снимались уже спустя год, когда девочка успела подрасти.
-В сцене, где Алиса говорит по-английски, её озвучивает девочка-англичанка, приглашённая из английского посольства.
-Волосы Наташи Гусевой постоянно отрастали, и режиссёр сам стриг актрису. А вот за причёской Алёши Фомкина пристально не следили; следующие в фильме друг за другом эпизоды «экскурсии» Коли Герасимова по Москве будущего снимались в разное время, и при внимательном просмотре можно видеть, что Коля периодически то «обрастает», то становится аккуратно подстриженным.
-Семен Бузган (Коля Садовский) был самым старшим из ребят. Он был единственным, кто по возрасту уже не был пионером. В основном его утвердили потому, что у него к тому моменту ещё не сломался голос. Однако, когда пришло время озвучки, голос как раз сломался, и поэтому хотели пригласить мальчика-дублёра, который мог бы переозвучить, но Арсенов этого не захотел. Кроме Семёна Бузгана, «старым» ещё был Алексей Фомкин, которому было четырнадцать.
-Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения?» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872-й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого».
-В сцене, где отец Алисы разговаривает с «учёным»-Крысом на его родном языке, в качестве имитации инопланетной речи используется проигранная задом наперёд фраза «От топота копыт пыль по полю летит».
-В сцене в больнице, когда Алиса приоткрывает дверь палаты, в стекле видно отражение работника съёмочной группы с микрофоном на длинном шесте.
-В первой серии Коля Герасимов просит Вертера разрешить ему взглянуть на какие-либо достопримечательности будущего. Вертер в качестве одной из достопримечательностей предлагает танцы на льду. Пророчество: спустя двадцать с небольшим лет после съемки фильма различные телевизионные проекты с танцами на льду стали весьма популярны.
-В фильме погода на улице не соответствует апрелю в Москве. В апреле в Москве гораздо холоднее, а главное, еще отсутствует листва на деревьях. Кроме того, в отдельных кадрах заметен падающий тополиный пух, откуда можно сделать вывод, что съёмки происходят летом.
-Персонаж Крыс (Михаил Кононов) почему-то имеет выделяющиеся клыки, как у вампира. В то же время, как известно, у крыс, как и у других грызунов, сильно развиты резцы, а клыки, наоборот, имеют второстепенное значение. То ли кличка не подходит пирату, то ли зубы пирата не соответствуют кличке
-По версиям (независимым опросам) Livejournal.com и Liveinternet.ru фильм вошёл в «100 лучших российских фильмов».
-Советская «Гостья из будущего» (1984) была снята на несколько лет раньше австралийской «Девочки из завтра»(англ.)русск. (1990) — фильма с довольно похожим содержанием о перемещении девочки Аланы из 3000 года в 1990 и о последующих приключениях, связанными, в частности, с утерей и поисками ценного технического прибора.
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АКТЕРОВ
— НАТАША ГУСЕВА (после замужества — Мурашкевич) (Алиса Селезнёва), будучи школьницей, снялась ещё в 3 фильмах, не имевших большого успеха (в том числе в «Лиловом шаре» (1987)). В 2008 году озвучила роль капитана космического корабля в полнометражном мультфильме «День рождения Алисы», и снялась в эпизоде сериала «Литейный» (вышли на экран в 2009 году). Окончила Московский Институт Тонкой Химической Технологии им. М. В. Ломоносова. По одним данным работает микробиологом, однако, из телеинтервью самой Натальи Мурашкевич известно, что по профессии она является биохимиком и работает начальником производства иммунно-биологических препаратов. Имеет дочь Алесю (р. 1996).
— АЛЕКСЕЙ ФОМКИН (Коля Герасимов) был неблагополучным подростком уже во время съёмок в «Гостье из будущего». Снялся в роли второго плана в фильме «Повод». Принял участие в съёмках нескольких выпусков киножурнала «Ералаш». По окончании школы в 1986 году не смог получить аттестат зрелости. В 1987 году снялся ещё в одном фильме. Из-за полугодового отсутствия предложений о съёмках ушёл в армию. После демобилизации устроился работать в МХАТ, но через 3 месяца был уволен за прогулы. Работал маляром на стройке, но был уволен и оттуда. Начались проблемы с наркотиками. Уехал в маленькую деревню Безводное, где устроился мельником, потом женился и переехал во Владимир. Погиб при пожаре в ночь с 23 на 24 февраля 1996 г.
— АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ (Боря Мессерер) занимается историей и филологией христианского Востока.
— СЕМЕН БУЗГАН (Коля Садовский) эмигрировал в Израиль.
— ИЛЬЯ НАУМОВ (Фима Королёв) работает в строительном бизнесе.
— ЕЛЕНА МЕТЕЛКИНА (Полина) работает в элитной школе иностранных языков менеджером по работе с клиентами. По другим данным работает продавщицей обуви в центре Москвы.
-МАРИАНА ИОНЕСЯН (после замужества — Грэй) (Юля Грибкова) больше не снималась. Окончила философский факультет МГУ, эмигрировала в США, работает бизнес-консультантом.
-НАТАЛЬЯ ШАНАЕВА (Лена Домбазова) хотела стать, но так и не стала, актрисой. Живёт в Москве, многодетная мать.
— ЕВГЕНИЙ ГЕРАСИМОВ (робот Вертер), актёр и режиссёр, много снимался в фильмах и снимал фильмы как до, так и после «Гостьи из будущего». Ныне депутат Московской гордумы, и. о. главы Союза Кинематографистов России. Член политсовета Московской организации партии «Единая Россия».
-ВЯЧЕСЛАВ НЕВИННЫЙ (Весельчак У) стал Народным артистом СССР (1986). Продолжал озвучивать мультфильмы (до 1991) и сниматься в кино (до 2003 года), в частности, в 1987 году снялся в фильме «Лиловый шар» в роли Громозеки. В 2005 году из-за осложнения диабета перенёс ампутацию стопы левой ноги, а в 2006 — ампутацию правой ноги. 31 мая 2009 года скончался на 75-м году жизни в своей московской квартире.
— МИХАИЛ КОНОНОВ (Крыс) после 1990-го года снимался всё реже, негативно отзывался о состоянии современного российского кинематографа. Умер 16 июля 2007 года от сердечного приступа, забытый друзьями и коллегами, в полной нищете.
Семнадцать мгновений весны
В романе заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР Юлиана Семенова, разоблачаются попытки сговора нацистских главарей с наиболее агрессивной частью военно-промышленного комплекса США в период второй мировой войны. Роман построен на документальной основе. Главный герой романа — дзержинец-интернационалист М. М. Исаев (Штирлиц). Согласитесь, если бы не последняя фраза, вы бы с большим трудом смогли догадаться, о каком произведении идет речь. Но именно так в начале 70-х звучала аннотация к роману Юлиана Семенова.

12-серийные «Семнадцать мгновений весны» — один из первых отечественных телесериалов. Режиссер — Татьяна Лиознова, самым известным фильмом которой к тому моменту были «Три тополя на Плющихе», в ролях – Вячеслав Тихонов, Лев Дуров, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев и многие другие.
Съемки «17 мгновений весны» начались 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету — по Германии, Прибалтике и Грузии. Когда работа близилась к концу, оказалось, что выход ленты на экраны под большим вопросом: закончились деньги. Из-за обилия актеров, декораций и нарядов картина получилась настолько дорогой, что не хватило средств на 12-ю, заключительную, серию.
Кстати, ни одного костюма не выпускали без утверждения консультанта полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Уточнялось все — от маленьких значков до петлиц и погон. Костюмы шили мастера из генеральских ателье. Когда группа приехала на съемки в Германию, немцы так безграмотно одели массовку, что у режиссера испортилось настроение. Спасла ситуацию художник по костюмам. Дело в том, что из Союза она привезла шестьдесят ящиков костюмов. Только для Вячеслава Тихонова заготовили сто рубашек — их негде было стирать, к тому же не было костюмера, которого из экономии не зачислили в группу. В итоге на следующий день статистов одели так, что немцы были просто потрясены. Сериал показали почти сразу после окончания монтажа. Первую серию советские зрители увидели 11 августа 1973 года в 19.30 по первому каналу ЦТ. Успех был ошеломляющий.
Интересный факт из «17 мгновений весны». Помните характерное движение головой, дергание шеей у Мюллера-Броневого? Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А на самом деле просто воротничок рубашки в одной из сцен оказался для актера узким, ему это не нравилось, и он дергался. Но решили все это оставить и придумали такой тик для Мюллера.
Председатель КГБ Юрий Андропов просил изменить в фильме две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии. Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата. Первое пожелание выполнили легко, а над вторым пришлось поломать голову. К счастью, Татьяна Лиознова вспомнила, что у нее были кадры хроники с Эрнстом Тельманом. В итоге эту сцену ловко вмонтировали в уже готовую серию. Вообще же, вся картина производит иллюзию документальности. Чтобы создать ее, Лиозновой пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники – и нашей, немецкой. «Иной раз от увиденного становилось дурно, — вспоминает Татьяна Михайловна. — Выбегала из зала, чтобы не упасть в обморок, но все равно заставляла съемочную группу, включая артистов, ездить в архив кинофотодокументов!».
Были на площадке и забавные истории, которые со временем стали байками. К примеру, когда Штирлиц раскладывал из спичек различные фигурки или рисовал картинки, в кадре крупным планом появлялись чужие руки. Дело в том, что у Вячеслава Тихонова на левой руке красуется юношеская шалость — наколка «СЛАВА». Как ее ни гримируй, все равно будет заметно. Если присмотреться, Тихонов даже на общих планах старается спрятать тыльную сторону ладони от зрителя. Так что руки Штирлица на самом деле принадлежат ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Кроме того, он писал телеграмму за Евгения Евстигнеева, у которого просто был плохой почерк.
Фидель Кастро какое-то время недоумевал, почему на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Наконец Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, чтобы посмотреть по телевизору новый советский фильм о разведчиках – «17 мгновений весны». Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства. Всех оставшихся двенадцати серий сразу!
Лучшие военные русские фильмы без смс и регистрации вы найдете на этом сайте.

Кино не появилось в один миг. До появления аппарата, который братья Люмьер назвали “синематограф”, были испытаны и забракованы сотни систем, с помощью которых можно было смотреть, как их называли тогда, “ожившие картинки”. Правда, у всех этих прототипов был один существенный минус – они были рассчитаны исключительно на просмотр одним человеком. Стоит ли говорить, что ни о какой индустрии тогда речи и не шло.

Возникновение кино

Появление кинематографа совпало с развитием фотоискусства и фототехники. В конце XIX века были изобретены несколько устройств, вследствие чего стало возможным фиксировать на пленку не одно статичное изображение, а сразу несколько. Более того, специально для подобного формата сьемки были созданы проекторы, на которых было возможно запустить отснятые кадры с необходимой скоростью, что давало возможность смотреть практически «ожившие картинки». Эта техника была изобретена Этьеном-Жюлем Маре и Луи Лепренсом во Франции, а также Морисом Эвансом в Англии. Но у этих изобретений была одна существенная проблема: их технические возможности не позволяли устроить массовый просмотр. Однако эволюция не стояла на месте, и первые предпосылки для развития кинематографа как искусства для масс возникли уже в 1889 году. В этот год Джордж Истмен, владелец и основатель компании Kodak, начал серийный выпуск фотоматериалов на основе нитроцеллюлозы.

Нелишним будет упомянуть о вкладе великого Томаса Эдисона, изобретателя телефона и открывшего миру доступное электричество. Совместно с Генрихом Уилексом в 1884 году Эдисон создает аппарат под название «кинетоскоп». Эта техника позволяла смотреть на движущийся ряд изображений, и по техническим параметрам была приближена к периоду немого кино. Кстати, братья Люмьер многое взяли за основу у «кинетоскопа», при создании своего «синематографа», начиная с ширины пленки (33 мм) и заканчивая скоростью показа, которая приближена к современным стандартам (24 кадра в секунду).

Важно!

Удивительно, но в 90-х годах XIX века с разницей в один-два года были изобретены такие устройства, как «аниматограф» Р. Пола, «паноптиком» У. Латама. Конечно, этим аппаратам по популярности было далеко до изобретения братьев Люмьер, но это были первые шаги в кинематографе.

Начальный период развития кинематографа

В 1895 году братьями Люмьер был получен патент на устройство «синематограф», при этом его описание было достаточно скудным и включало в себя такой текст: «Этот прибор создан для получения и рассмотрения изображений». В качестве места первой публичной демонстрации был выбран Париж. А уже 28 декабря на бульваре Капуцинок был проведен коммерческий показ для публики. Можно считать, что рождение кинематографа было именно в этот день. Хотя зрителей на том сеансе было немного, тех эмоций, что они испытали, видя перед собой движущийся навстречу им поезд, хватило, чтобы слава о новом устройстве разнеслась по всему Парижу. Уже в течение следующей недели отбоя от желающих посмотреть «двигающиеся картинки» в столице Франции не было.

Прошло немного времени, и коммерческие сеансы были проведены в других столицах Европы, а вскоре, в 1886 году, и в России, в Санкт-Петербурге, в «Аквариуме». В следующем, 1897 году, в нашей стране были проведены первые киносъемки. Впрочем, в то время развития кино как такового у нас не было.

Основным фильмом для демонстрации в то время был «Политый поливальщик», по жанру напоминающий прототип «комедии гэгов». Это был один из первых примеров игрового кино. Основная проблема тогда была в том, что максимальная длина пленки составляла всего 15 метров, и на фильм выделялось всего полторы минуты. Понятно, что ни о каких великих художественных достоинствах при таком хронометраже речи не шло. Да и сами братья Люмьер рассматривали свое изобретение как искусство, сродни цирковому, ни о каком серьезном влиянии даже не подумывая.

Интересно!

В течение нескольких лет после первой демонстрации игрового фильма благодаря изобретениям в технической области длина кинопоказа увеличилась до 20-25 минут, что позволило сформировать жанр немого кино.

На самой заре XX века появились первые пионеры кинематографии. Одним из таких можно считать Жоржа Мельеса, директора одного из парижских театров. Он был одним из тех, кто сразу оценил потенциал кинематографа и увидел в новом искусстве возможности расширить границы театра. Он начал снимать фильмы, при этом делая для них собственный сценарий, создавал спецэффекты и популяризировал поход в кино как вид досуга. Одной из самых известных его работ является «Путешествие на Луну», аллюзии к которому можно встретить во множестве современных лент. Благодаря таким экспериментальным и новаторским работам развитие кинематографа совершило рывок всего за пару лет.

Эпоха немого кино

В период первого десятилетия XX века индустрия кино развивалась очень быстро. Уже в 1908 году во Франции появился термин «художественный фильм». Стоит отметить, что, несмотря на резкий скачок в качестве и количестве производства фильмов уже к 1920 году, к 1910-му большинство фильмов производились во Франции. Пожалуй, одной из самых заметных лент той поры, снятой не в Европе, стал фильм «Рождение нации» Д. Гриффита. Он был посвящен теме войны между Севером и Югом в США и шел немыслимых тогда 3 часа. Несмотря на необычную для своего времени длительность и расистские темы, фильм окупился в прокате, вызвал фурор у зрителей, а впоследствии был включен в Национальный реестр фильмов США за свою исключительную культурную значимость.

Именно в США к 1920-м годам сформировалась самая крупная индустрия кино в мире. Более того, в Лос-Анджелесе образовался Голливуд, который стал фабрикой по производству фильмов и кадров для индустрии. Здесь была сформирована студийная система создания кино, в которой ведущую роль играл продюсер, занимающийся организацией съемок, приглашением режиссеров, актеров, сценаристов и финансовым обеспечением.

В эпоху немого кино появилось множество культовых фильмов, самыми популярные из них:

  • «Кабинет доктора Калигари», 1920 год, режиссер Роберт Вине;
  • «Огни большого города», 1931 год, режиссер Чарльз Чаплин;
  • «Метрополис», 1927 год, режиссер Фриц Ланг;
  • «Генерал», 1926 год, режиссер Бастер Китон.

Но все же пусть немое кино и появилось в результате синтеза гениальных идей и самой прогрессивной на тот момент времени техники, появление радиовещания и в особенности радиопьес не могло не сказаться на популярности зарождающегося искусства. Для немых фильмов создавался аудиоряд, но это были либо заранее записанный звукоряд, либо сопровождение живой музыки. Что звукоряд, что музыканты часто играли несинхронизированно с тем, что показывали на экране. Видные деятели кинематографа, например Чарли Чаплин, выступали против появления звукового кино, но разве прогресс можно было остановить?

Развитие звукового кино

Начиная с 1930-х практически все фильмы стали звуковыми. Первой такой картиной, выпущенной на экраны, стал фильм компании «Warner Brothers» «Певец джаза». В этот же период главы голливудских студий осознают в полной мере весь коммерческий потенциал киноиндустрии, и власть на съемочной площадке практически целиком сосредотачивается в руках продюсеров.

Информация!

Тридцатые годы – уникальное для мирового кинематографа время, когда были сформированы и сняты основополагающие для всех жанров фильмы, начиная с драм и заканчивая фильмами ужасов.

Звук сыграл немалую роль в распространении и коммерческом успехе кинематографа. Благодаря звуку, пусть и технически несовершенному, появилась еще большая свобода самовыражения, художественные приемы стали ярче и выразительнее. Даже Чарли Чаплин, будучи изначальным противником звукового сопровождения в кино, как и Бастер Китон, все же снял свой шедевр «Великий Диктатор» со звуком. А теперь представьте, насколько эмоционально был бы слабее финальный монолог главного героя этого фильма без звука.

Развитие цветного кино

Удивительно, но несмотря на то, что первый популярный цветной фильм был снят в 1939 году («Унесенные ветром»), большинство студий не спешили создавать ленты в цвете. Причин тому несколько, но основная – финансовая. Цветная пленка стоила дорого, технология ее производства и применения не была полностью отточена, и студиям было гораздо выгоднее снимать фильмы на черно-белую пленку. Исключение составляли высокобюджетные ленты, работа над которыми могла затянуться на год или два.

Интересный факт!

Уникальным фильмом является «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. В сцене с красным флагом режиссер вручную раскрашивал каждый кадр.

Развитие доступной технологии съемки цветных фильмов в Голливуде тормозила сначала Великая Депрессия, после – Вторая Мировая война, а затем – корейская. Но так или иначе, после кинематографа цвет пришел и на телевидение.

Кинематограф СССР

После прихода к власти коммунистов было объявлено о национализации кинематографа. Большинство картин, снятых в период становления СССР, были сугубо пропагандистскими, прославлявшими действующую власть и романтизирующими деятельность рабочих, колхозников и прочих трудящихся. Жанрового разнообразия не было как такового. Однако даже в таких сложных условиях находились режиссеры, которые превращали свои фильмы в авторские полотна. Одним из такх режиссеров был Сергей Эйзенштейн, снявший важнейший фильм периода становления кинематографа «Броненосец Потемкин». Отметился и Дзига Вертов, снявший «Человек с киноаппаратом».

В истории СССР всего две художественных киноленты стали лауреатами престижной премии «Оскар»: «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. в 1943 году престижную статуэтку за лучший документальный фильм получил «Разгром немецких войск под Москвой». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» в истории СССР всего один – «Летят журавли» Михаила Калатозова.

Лучшие советские фильмы по версии сайта «Кинопоиск»:

  • «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «Операция Ы и другие приключения Шурика», 1965 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «Бриллиантовая рука», 1968 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «В бой идут одни старики», 1973 год, режиссер Леонид Быков.

У каждой страны, входящей в состав СССР, была своя национальная киностудия, на регулярной основе производящая фильмы. В Грузии – «Грузия-фильм», в Азербайджане — «Азербайджанфильм». Известный режиссер Юлий Гусман начинал свою кинокарьеру в павильонах «Азербайджанфильма», сняв прошедший по СССР с большим успехом культовый «Не бойся, я с тобой». После распада СССР все эти студии были приватизированы частными лицами. Стоит отметить, что у нашей страны очень богатая история кино, особенно в период постсоветского производства.

Зарождение голливудского кино

Первая стулия в Голливуде была создана в 1911 году. Уже через несколько лет их будут десятки, и большая часть коммерческих сеансов заполнится либо дешевыми хоррорами (например, про Доктора Калигари или Дракулу), либо гангстерскими фильмами (наподобие «Ревущие двадцатые» с Джеймсом Кэгни).

Студийные продюсеры моментально ухватывали запросы публики и поставили на поток производство недорогих, но коммерчески успешных фильмов. В 1930-е все производство поделили между собой восемь кинотрестов, которые создали достаточно четкую систему кинопроизводства. Фильмы делились на категории, в каждой из них были свои актеры и режиссеры. При этом некоторые категории считались «ширпотребом», поскольку создавались исключительно для заработка денег, а такие жанры, как драма, считались «высоким искусством».

Со временем голливудская система пришла в упадок, что привело к кризису кинопроизводства в 1950-е. Отчасти это произошло из-за «Кодекса Хейса», регламентирующего нравственные аспекты показанного на экране, отчасти – из-за нежелания студий реагировать не перемены в мире и общую закрытость Голливуда в те годы. Но история кинематографа на этом даже не замедляется.

Три самых важных фильма Золотой Эры Голливуда:

  • «Волшебник из Страны Оз», 1939 год, режиссер Виктор Флеминг;
  • «Гражданин Кейн», 1941 год, режиссер Орсон Уэллс;
  • «Касабланка», 1942 год, режиссер Майкл Кертиц.

Последние тенденции в кинематографе

Важнейшей вехой в истории кинематографа XXI века можно назвать развитие 3D технологий. Они появились еще в 1950-х годах прошлого века, но только в начале XXI в. в Голливуде осознали коммерческий потенциал применения инновационных техник. Это произошло в 2009 году благодаря фильму «Аватар» Джеймса Кэмерона, львиная доля сборов которого пришлась на 3D версию. Спустя десять лет популярность 3D не снижается. Производители электроники встраивают в свои телевизоры возможность смотреть в 3D, это теперь можно делать не выходя из дома. С учетом развития технологии IMAX обьединение с технологией 3D дает потрясающий опыт для всех зрителей. К сожалению, это не может не сказываться на доходах владельцев кинотеатров.

Одним из перспективнейших направлений, пока не получившим коммерческое признание, является интерактивное кино. И хотя первые его образцы были созданы еще в 1950-х годах в США, настоящий бум интерактивности кинематограф переживает только сейчас с развитием стриминговых сервисов и мобильных устройств. Ярчайшим примером можно считать эпизод сериала «Черное зеркало» под названием Bandersnatch.

Пока что абсолютно непонятно, какое будущее ждет киноискусство сегодня и какая технология совершит революцию в этой сфере. Но уже можно сказать точно: развитие кино происходит и производители контента стремятся к тому, чтобы стена между зрителями и фильмом становилась как можно тоньше. Интерактивные фильмы, стриминговые сервисы, кино по подписке, чаты с актерами и режиссерами, огромное количество промо-материалов по любому фильму, который выходит в прокат, возможность любого сообщества повлиять на съемки любого фильма – все это постепенно меняет саму суть кинематографа. С массовым распространением социальных сетей и смартфонов возможность снять фильм есть абсолютно у каждого. При этом благодаря современным компьютерам звук и изображение могут быть на уровне лучших студийных работ. И даже голливудские режиссеры не пренебрегают обывательскими технологиями: Стивен Содерберг снимает на айфон уже второй фильм, а Дэвид Линч регулярно выкладывает на собственный сайт свои короткометражные фильмы.

Кинематограф

У этого термина существуют и другие значения, см. Кинематограф (значения). Запросы «кино» и «синематограф» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов кино и синематограф.

Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, рисовать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноискусство — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Наука, занимающаяся изучением — кинове́дение. Сами же кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового, документального кино .

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей, а также просмотр онлайн (что может нарушать права правообладателей кинофильма).

Заглянем в закулисье, или живые факты создания новой сумки

Здравствуйте, Друзья! Сегодня так приятно поделиться новостью и показать новую работу, такую светлую и желанную.

За окном хмурая осень, предзимье… Но именно в такую сложную погоду и рождаются такие нежности. Наверное душа просит тепла и солнца, цветов и романтики.
Создание этой сумки доставило невероятное удовольствие, от задумки и до воплощения. Так приятно делать то, что хочется и желается. Получаются необыкновенные… вдохновенные вещи.
Сумка достаточно сложносочинённая, со множеством деталей и деталек. Ветка орхидеи, зелёные тропические листья с бликами солнца. Каждый лепесток цветка протянут на каркасе из мононити, благодаря чему имеет постоянный объём, не сминается и не теряет форму, даже если с сумкой попасть под сильный дождь или снег.
В работе использовано большое количество декоративных волокон шелка, который на свету очень красиво переблёскивает. Серединки орхидей отшиты натуральным гранатом.
Ручки-лианки завязаны на узлы, легко развязываются и регулируются по длине, благодаря чему сумочку можно носить на плече, в руке или под локоток.
Сумка плотно закрывается на молнию, внутри — качественный подклад, простёганный на синтепоне.
Моё настроение, моя любовь — всё в этой работе.

Предлагаю рассмотреть в деталях эту вещь, а потом я покажу несколько рабочих этапов создания и остановлюсь на некоторых моментах сборки изделия.

И вот теперь, когда мы полюбовались на эту тропическую и чувственную красавицу — заглянем в закулисье…. Прошу меня простить, я не делала качественных фотографий для того, чтобы кого-то поразить и удивить Это скорее рабочие съёмки процесса, которые нужны для последующей работы, моим ученикам и некой хронологии процесса создания сумок. Всё снято на бегу и без должного количества света в мастерской.

1. Итак…. Вначале появился он — «валенок» Это исключительно моё рабочее название тела сумки.

Вот он красавец Его появлению предшествовала долгая раскладка шерсти на шаблоне, катание и валяние, водные процедуры и прочее. Раскладывался он специфично, в определённой последовательности ложились слои и пряди, чтобы впоследствии получилась объёмная форма с толстыми стенками, которые потом и будут держать форму сумки. Толщина стенок 4-5 мм. Это очень плотно. Сумка не промокнет под дождём и снегом, капельки воды будут просто стекать с поверхности. Итак валенок есть, осталось провести ему влажно-тепловую обработку, отпарить, отгладить, и высушить. А пока он сохнет, красивый и набитый, пойдём валять топажную зелень, благо её нужно много и дело это не быстрое.

2. Зелень топажная, листья и прочие нужности в тропическом лесу.

Вот так всё начинается: длинными рядами и пушистыми паровозиками раскладывается армия листиков. Обычно я использую два-три оттенка шерсти, чтобы листья получались живыми, с «отблесками» света и световыми пятнами. Зелёная, темно-зелёная и салатовая шерсть мне в помощь. Впоследствии это всё богато украсится шелковыми волокнами, чтобы появились прожилки листьев, которые потом на свету будут красиво блестеть.

3. Элементы «шибори» и всякие красивости тропического леса. Я очень люблю всевозможные объёмные элементы войлока на своих сумках. Люблю воздушность и заковырочки, что делают просто зелень — красивым дополнением ко всей композиции. Поэтому придумываю вот такие тропические растения, так напоминающие мне росянок и мухоловок Делать их конечно непросто, но…. красота требует жертв и я начинаю валять префельт, украшая его волокнами шёлка и вискозы. После чего, в ход идёт так необходимые в валянии шибори предметы, как то — резиновые мячики, которые мы обматываем префельтом, стягиваем капроновыми нитями и валяем объёмы до состояния полуготовности. Вот так это выглядит.

После того, как вещица сваляется, войлок аккуратно разрезается, резиновые мячики вынимаются, а войлочный элемент доваливается до готовности. Вот он уже дошёл до кондиции

Теперь останется отгладить и отпарить, а также выправить специальной иглой для валянии все неровные края. Обычно это пара часов работы. Но если честно, искренне полагаю, что оно того стоит В готовом изделии эти элементы добавляют особый шарм.

А вот уже итог всех стараний над зеленью. Небольшая кучка листьев и росянок, ещё будут скатываться и валяться ручки-лианки в виде войлочных жгутов.

4. И вот уже пора приступать к сборке и декорированию орхидей. Сразу признаюсь, это сложный и долгоиграющий этап. Я пропущу подробности и кратко скажу, что предшествовала всему раскладка. У каждой орхидее три яруса. первый состоит из трёх сросшихся лепестков, второй — из двух, а третий — заковыристая серединка, с двумя лепестками и изящным загнутым пестиком. Охх.х.х.х.х…… Всё это выложилось, свалялось, отгладилось, отпарилось…. края выправлены иглой, чтобы лепестки были с ровными и плавными линиями. Это работа на несколько дней. И вот теперь мы получили красивые, но совершенно плоские заготовки цветов, с которыми ещё работать и работать. Через каждый лепесток я протяну каркас из мононити, стяну и скреплю его так, чтобы появился объём. Благодаря этому каркасу, лепестки никогда не сомнутся и будут держать первоначальную форму. Я никогда не пользуюсь специальными пропитками и фиксажем, чтобы придать объём. Это просто и быстро, но шерсть становится как картон, жёсткая и колючая… и волшебство пропадает. Поэтому пришлось изобретать свои методы и способы, чтобы дать шерсти вектор, движении и полёт. А вот и наши орхидейные лепесточки, потихоньку превращаются из плоских — в объёмные.

После всех сложных манипуляций с каркасиками, орхидея поярусно собирается, а серединка отшивается натуральными гранатами. И вот уже готовый цветок, правда один, а нам предстоит собрать как минимум три

5. А дальше будет ещё большой период сборки всех элементов, придания им объёма и направления. Ещё долго я буду перемещать все элементы композиции по телу сумки, скалывать, прикалывать…. потом тщательно сшивать, пришивать, приваливать… В сумку вошьётся молния, стачается и вставится подклад…. Ещё долгая работа предстоит, но сегодня итог перед Вами Вот она, моя красавица — веточка чувственных тропических орхидей….

Проверка слова

ДВУЛИСТНЫЙ, -ая, -ое. Имеющий два сочленённых листа.
ЗАКУЛИСНЫЙ, -ая, -ое. 1. Находящийся или происходящий за кулисами. З-ая жизнь театра. З-ые помещения. 2. Тайный, скрываемый. З-ые переговоры. З-ая сторона чего-л. З-ые интриги.
КУЛИСА, -ы; ж. 1. обычно мн. кулисы, кулис. Плоские части декорации, располагаемые по бокам сцены одна за другой. Наблюдать за игрой актёров из-за кулис. Уйти за кулисы. За кулисами (также: вне официальной обстановки; скрытно, тайно). // мн. кулисы, кулис. Устар. Театральная актёрская среда. 2. Техн. Рычаг или система рычагов, служащая для перемены хода машины. 3. обычно мн. кулисы, кулис. С.-х. Перемежающиеся полосы из двух — трёх рядов высокостебельных растений (кукурузы, подсолнечника и т.п.), высеваемые на паровом поле для снегозадержания и защиты озимых посевов от выдувания ветром, замерзания и т.п. Кулисный (см.).
КУЛИСКА, -и; ж. Деталь одежды в виде узкой полоски подшитой или пришитой ткани, через которую продергивается пояс, завязка и т.п. Сборка на кулиске.
КУЛИСНЫЙ, -ая, -ое. 1. к Кулиса (1 зн.). К-ая дверь. 2. Техн. Действующий с помощью кулисы (2 зн.). К. привод. 3. С.-х. к Кулиса (3 зн.). К-ые посевы. // Предназначенный для кулис. К-ые растения.
МУСКУЛИСТЫЙ, -ая, -ое; -лист, -а, -о; (разг.) МУСКУЛИСТЫЙ, -ая, -ое; -лист, -а, -о. Имеющий развитые мускулы. М-ые руки. М-ое тело. М. человек. Мускулистость; (разг.) мускулистость, -и; ж. М. торса, рук, плеч.
ОКУЛИСТ, -а; м. Врач — специалист по глазным болезням.
ПОПУЛИСТ, -а; м. Тот, кто использует популизм, склонен к популизму. Называть, считать кого-л. популистом. ●В США в 90-е гг. 19 в.: член фермерской партии, требовавшей немедленного наделения поселенцев землёй, снижения налогов, неограниченного выпуска денег.
ПОПУЛИСТСКИЙ, -ая, -ое. к Популизм и Популист. П-ая идеология. П-ие лозунги, программы. Популистски, нареч.
СТРЕКУЛИСТ, -а; м. Разг. Пронырливый человек, ловкач.
СУТУЛИСТЫЙ, -ая, -ое; -лист, -а, -о. Разг. Имеющий сутулый вид; сутулый. С-ая фигура. С. мужчина. С-ая старушка. Сутулисто, нареч. Идти с. Сутулистость, -и; ж.

Малоизвестные любопытные факты о любимых советских фильмахв закладки 3

Кажется, мы знаем о них все. Но, кино – как волшебный горшочек, всегда готовый угостить всех желающих новой порцией любопытных историй.

Супруге Шурика запрещали надевать каблуки

Здесь запечатлен рабочий момент съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Герой Александра Демьяненко – изобретатель Шурик Тимофеев выясняет, что его жена Зина (актриса Наталья Селезнева) вовсе не уехала с подлым режиссером Якиным, а только что пришла с работы. Кинодива-стервочка ему просто приснилась…

– Сцену снимали без повторных дублей, – рассказала Наталья Селезнева. – Гайдай очень не любил, когда актеры перед съемками начинали прорабатывать образы. «Вы должны приходить подготовленными, ваша Зиночка – у вас уже в душе и голове, зачем тратить время на репетиции?» – повторял мне Леонид Иович. Лишь когда встал вопрос, как будет выглядеть реальная Зиночка, я и Гайдай довольно долго над этим думали. В итоге он доверился моему замыслу: я верная жена, скромная, а не карьеристка в модном костюме. А с каким интересом – человеческим, а не профессиональным – он смотрит на нашу пару! Знаете почему? Жена Гайдая Нина Гребешкова рассказывала, что изобретатель Тимофеев был похож именно на ее знаменитого мужа. Таким режиссер и был – нескладным, наивным, застенчивым и очень порядочным.

К слову, в облике Шурика-ученого кардинально менять ничего не пришлось. В «Операции «Ы» Демьяненко перекрашивали из брюнета в блондина. Гайдай говорил: мол, раз он положительный герой, пусть будет светлым до кончиков волос. А в фильме про Иоанна Грозного у Шурика природный цвет волос, темный. А вот героине Селезневой надели парик – как дань моде тех лет. Парик этот сшили для Любови Орловой, когда она снималась в фильме «Русский сувенир», но он ей не подошел.

И еще любопытный нюанс: Демьяненко был маленького роста, а рост Селезневой модельный – 175 см. Чтобы они выглядели гармонично, Гайдай шел на разные ухищрения: Демьяненко ставили на табуреточку, а Селезневой не разрешали надевать каблуки.

Боялись, что «бесприданница» простудится

На этой фотографии – съемки финальных эпизодов картины «Жестокий романс». Бесприданница Лариса Огудалова (актриса Лариса Гузеева) умирает от выстрела нелюбимого жениха Карандышева.

– Мы снимали в общем-то в жестких погодных условиях. Октябрь, который выдался по-осеннему промозглым, открытая палуба настоящего парохода, – поделился воспоминаниями ассистент режиссера фильма Евгений Цымбал. – Гузеева мерзла, лежа на холодном настиле, и нашей главной задачей было ее не застудить. Ей, конечно, подкладывали под спину какое-то покрывало, но тепло оно давало минимальное. Камеру держит знаменитый оператор Вадим Алисов, фокус поправляет второй оператор Владимир Шмыга, брат певицы Татьяны Шмыги. Натурой выбрали Кострому и специально для фильма пригнали старинный колесный пароход «Спартак», который сыграл «Ласточку». Он пережил две войны и одну революцию, но сохранился в приличном состоянии. Главному режиссеру ленты Эльдару Рязанову так стал дорог «Спартак», что он захотел его сделать музейным экспонатом «Мосфильма». Но идею никто не поддержал, и в начале 90-х годов пароход разрезали на металлолом.

В перерывах между съемками Крамаров искал себе невесту.

– Для Крамарова эта роль стала в чем-то знаковой. Наконец-то он нашел свое амплуа – играть выразительной мимикой, присущей, пожалуй, только ему одному из актерской плеяды тех лет, – рассказывал близкий друг артиста писатель Владлен Стронгин. – Гайдай так и учил Крамарова: «Савелий, ты, главное, «громко» хлопай глазами и лицом «свисти», когда его вытягиваешь. Остальное – дело техники». Крамаров так и делал – вспомните, какими неожиданными звуковыми эффектами сопровождаются его ужимки. Крамарова после выхода фильма стали массово узнавать: Гайдай открыл его звезду на советском кинонебосклоне.
— Но, несмотря на внешнюю разухабистость, Савелий вне съемочной площадки вел себя скромно, – продолжает Стронгин. – И в перерывах между командами «Мотор! Начали!» занимал себя исключительно полезным делом – искал невесту. Общался с ассистентками режиссера, гримершами, даже ходил несколько раз на экскурсии в Ростовский кремль (там снимали «царские палаты»), чтобы познакомиться с хорошенькой посетительницей, но как-то ему все не везло…

Кстати, о том, чтобы снимать столицу периода правления Ивана Грозного в Московском Кремле, не могло быть и речи. Кремль был капитально перестроен во времена Годунова. Поэтому «иоанновскую Москву» снимали в кремле в городе Ростове. Он в отличие от Московского глобальным переделкам не подвергался.

После «Вия» – черная полоса

Панночка Наталья Варлей из фильма «Вий» ждет своей очереди гримироваться. Ей накладывали тусклый грим и подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем. По этому кадру видно, что Варлей чувствует себя в ведьминском гробу вполне комфортно. Молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники. Но потом Варлей призналась, что после «Вия» у нее в жизни наступила черная полоса. И даже не связывая это с лентой, она решила креститься.
— Мы были с театром на гастролях в Херсоне, я пришла в храм, – вспоминает Наталья Владимировна. – Было тайное крещение, потому что я занимала должность секретаря комсомольской организации. И уже позже я поняла, что нечистая сила в храме – большой грех.

Басилашвили стеснялся целоваться с Гурченко

Эльдар Рязанов снимает фильм «Вокзал для двоих». В этой сцене между главными героями – пианистом Платоном Рябининым (Олег Басилашвили) и привокзальной официанткой Верой (Людмила Гурченко) происходит сближение, ранее казавшееся невозможным. Слишком они разные: образование, уклад жизни…

– Мы снимали эпизод на Рижском вокзале в Москве. Вокзал маленький, но в его помещениях был музей Министерства путей сообщения, – рассказывает Евгений Цымбал, который, как и в фильме «Жестокий романс», работал ассистентом режиссера. – «Мосфильм» договорился с дирекцией вокзала, что на время съемок экспозицию свернут и там разместят «ресторан». Врезался в память забавный случай. Когда Людмила Марковна прочитала сценарий и появилась на съемочной площадке, она сказала Рязанову: «Элик, мне все понравилось, но зачем в картине так много баб?» Эльдар Александрович рассмеялся: «Люся, а где ты видела ресторан с одной официанткой?»
Если Гурченко уже была знаменитой актрисой, то слава Басилашвили только набирала обороты. И, как признался позже актер, он ужасно ее стеснялся:

– Особенно нелегко мне далась сцена поцелуя с Гурченко. Нужно было целоваться – ужасное слово – взасос, и мне пришлось набраться храбрости, чтобы естественно сыграть нашу интимную сцену.

Тарковский готов был лично мыть ноги Бориске

Съемочная группа «Андрея Рублева» готовится к последнему эпизоду фильма.

– Мы заканчиваем самую мощную новеллу картины – «Колокол», – рассказал актер Николай Бурляев, снявшийся в роли колокольного литейщика Бориски. – До окончания съемок буквально пара часов, и я, такой уставший и одновременно расслабленный, обмяк на руках Андрея Тарковского. Потому что для меня на «Рублеве» не обошлось без физически мучительных сцен. Например, немало времени пришлось провести в холодной и слякотной топи. По сюжету Бориска понуро идет вдоль обрыва, поддевает камень. Вместе с камнем с обрыва падает и его лапоть. Бориска хочет его достать, но срывается вниз. Прямо в дубле своей шкурой я пересчитал все бугорки, корни, пни. Но пока Тарковский не крикнет «Стоп!», надо барахтаться в грязи и радостно кричать: «Глина! Нашел!» Впрочем, ради Тарковского можно было и пострадать. Однажды после таких дублей актер Анатолий Солоницын насчитал на моем теле около 20 ран. И после особенно трудной съемки Тарковский лично готов был мне мыть ноги и обтирать спиртом…

30 лучших сайтов о кино (Россия, СНГ)

Топ 30 киносайтов (Россия. СНГ)

1

КиноПоиск

Крупнейший русскоязычный сайт о кино, один из самых посещаемых и популярных ресурсов Рунета. Здесь можно найти информацию о любом фильме: посмотреть кадры и трейлеры, почитать рецензии как профессиональные, так и написанные посетителями сайта, выставить фильму оценку. КиноПоиск имеет свой Топ-250 по версии пользователей этого ресурса.

Афиша.ру

Хотя лишь один из разделов этого сайта посвящен кинематографу, Afisha.ru входит в число наиболее авторитетных и цитируемых киносайтов Рунета. На его страницах можно узнать об идущих в прокате фильмах, а также о фильмах, премьеры которых только ожидаются, посмотреть трейлеры и кадры из кинокартин, прочитать отзывы о московских кинотеатрах и ознакомиться с их расписанием. Особую привлекательность этому сайту добавляют рецензии пользователей на фильмы и возможность ставить фильму оценку.

3

Фильм.ру

Национальный кинопортал существует с 1999 года. Он считается ведущим российским специализированным Интернет-изданием, посвященным кинематографу. Благодаря ему пользователи Сети могут ознакомиться с новостями отечественного и зарубежного кино, прочитать статьи, рецензии и интервью со знаменитостями, увидеть трейлеры и фоторепортажи со съемочных площадок и кинофестивалей. Также здесь публикуется афиша кинотеатров Москвы и рейтинг самых кассовых фильмов в отечественном прокате.

4

Кино-театр.ру

Сравнительно новый , но быстро набирающий популярность сайт о кино и театре. На сайте представлены новости кино, интервью; рецензии на фильмы и спектакли, рейтинги, а также статьи, биографии актеров, обзоры фильмов и сериалов и т.д…

Портал «Новости кино» – хороший источник оперативной и подробной информации о кинематографе, ориентированный как на любителей кино, так и на профессионалов. Портал предлагает своим пользователям не только новинки кино — кадры, трейлеры, постеры, фотографии со съемочных площадок и статистику кассовых сборов, но и справочную информацию об известных кинематографистах и главных наградах киноиндустрии.

Киноэксперт.ру

Крупный ресурс о кинематографии, где можно найти сведения о фильмах, сериалах, актерах, режиссерах и др, посмотреть трейлеры и скачать обои на рабочий стол.

Здесь публикуются новости мира кино, информация о премьерах и вышедших на DVD новинках, сообщения о днях рождения известных актеров. Здесь есть игры, рейтинги и статистика, а также анекдоты о кино. На сайте находятся фотогалерея, чат и форум.

Киномания

Хороший портал о кино, постоянно наполняющийся интересной информацией. Фильмы, новости, рецензии, обои, трейлеры – все, что может заинтересовать поклонников кино, представлено здесь в достаточном количестве. По ссылке с главной страницы можно перейти на форум, где общается много поклонников кино.

8

Фильмз.ру

www.filmz.ru

Сайт filmz.ru — onlin-журнал»Настоящее кино», один из старейших киносайтов Рунета . Любимые темы журнала: это и блокбастеры и артбастеры, драмы и комедии, фильмы-катастрофы и сериалы. Все то кино, которое можно смотреть и пересматривать, кино, к которому хочется возвращаться. На сайте: блоги, графики выхода новинок, отзывы, киноклуб.

9

Искусство кино

www.kinoart.ru

Аналитический иллюстрированный журнал по вопросам отечественного и зарубежного кино, телевидения и визуального искусства. Ссылки. Архив с 1997 г.

10

The Hollywood Reporter

thr.ru/

The Hollywood Reporter — русскоязычная версия легендарного американского журнала с почти столетней историей, вестника Голливуда и главного по новостям из мира кино в англоязычном сегменте. Русскому изданию удалось стать первым переводным (точнее частично самостоятельным): печатное издание отличается от оригинала довольно сильно, а вот сайт — фактически сокращенная версия родного thr.com, самого оперативного сайта про новости популярного кино.

11

Российское кино

www.ruskino.ru

Интервью с актерами, режиссерами, продюсерами. Галерея славы советских актеров. Каталог киносайтов. Рейтинги фильмов и актеров. Конкурс сценариев. Кинобайки. Вопросы о кино и ответы на них.

12

Тупичок Гоблина

www.oper.ru

Ежедневные заметки, обзоры фильмов, галерея прикольных картинок, форум.

13

Kinote

www.kinote.info

Сайт об арт-кино в движении и деталях, который задумывался как активно действующий, с новостной лентой, интервью, обзорами и фиксацией на фестивальном кинематографе.

14

Фильм Про

www.filmpro.ru

Новости кино. Статьи и интервью, отзывы зрителей.

15

Кинокадр

www.Kinokadr.ru

Интернет-журнал о кино и сериалах. Новости кино, рецензии, анонсы. Фотогалереи, кадры из выходящих на экраны фильмов.

16

ПрофиСинема

www.proficinema.ru

Новости о премьерах кинофильмов. Репортажи со съемочных площадок. Интервью. База релизов. Информация о фильмах на различных этапах производства. Работа в кино.

17

Вся правда о Голливуде

www.kg-portal.ru

Новости киноиндустрии: информация о релизах, рецензии, эпизодники, факты о создателях и съемочном процессе и пр. Трейлеры. Результаты кинопроката художественных и анимационных фильмов.

18

Сеанс

www.seance.ru

Сайт журнала о кино. Материалы отдельных номеров журнала с 1993 г.

19

РуДата

www.rudata.ru

Энциклопедия кино. Новости кино, анонсы и обзоры фильмов, фотогалереи, афиша, трейлеры. Энциклопедия фильмов и сериалов, рейтинг, справочник кинематографистов.

20

LostFilm

www.LostFilm.info

Новости кино и телевидения. Рецензии. Информация об актёрах и режиссерах. Афиша, график премьер фильмов и релиз сериалов. ТВ-программа.

21

Кино.Ру

www.kino.ru

Портал о кино. Подборка рецензий на фильмы, рейтинги популярности кинокартин, актеров и пр. Афиша кинотеатров в городах России. Форум.

22

Артхаус

www.Arthouse.ru

Ресурс об авторском, независимом, некоммерческом кино.

23

Cult cinema

www.cult-cinema.ru

Рецензии на неформатные фильмы: еврокульт, хоррор, трэш и другие (актеры, скриншоты, памятные цитаты). Форум.

24

Кинобукварь

www.bucwar.ru

Авторские рецензии на фильмы и телесериалы. Обзоры трейлеров. Новости кино. Статьи об актерах, режиссерах и пр. Галерея постеров.

25

Киногалерея.com

www.kinogallery.com

Новости мира кино, анонсы выхода новых фильмов. Авторские рецензии. Трейлеры, кадры из фильмов, обои на рабочий стол, постеры. Статистика кассовых сборов, рекорды.

26

Media-news.ru

www.media-news.ru

Авторские рецензии на фильмы, выходящие в прокат. Трейлеры фильмов и сериалов. Новости из мира кино и от производителей кинофильмов.

27

Киноман

www.cinema.vrn.ru

Обзор новостей кинематографа. График выпуска фильмов в прокат, рецензии. Статьи о киноактерах, интервью. Ссылки на видеоролики и саундтреки к фильмам. Архив с сентября 2000 года.

28

Синематека

www.cinematheque.ru

Синематека лавирует между артхаусом и мейнстримом, успешно снимая сливки с обеих сторон. Много интервью с русскими режиссерами от Манского до Соловьева, и немного архаичная, но важная для сайта кнопка Форум.

29

Кино.Отзыв.ру

www.kino.otzyv.ru

Краткие описания фильмов, рейтинги. Возможность оставить свой отзыв о просмотренных фильмах и прочитать чужие, принять участие в обсуждении на форуме.