Идеальная планировка города

Екатеринбург вошел в число идеальных городов мира

Столица Свердловской области попала в число 12 идеальных городов мира, фото- и видеоматериалы которых представлены на проходящей под эгидой ЮНЕСКО выставке в Париже. Наравне с Нью-Йорком, Токио, Рио-де-Жанейро, Стокгольмом в центральный экспонат выставки включен Екатеринбург, вернее, его часть — ледовый городок, построенный по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева». Так называемый стенд выставки оформлен в виде огромных часов, на циферблате которых в двенадцати точках транслируется съемка с веб-камер, установленных в идеальных городах. По словам Евгения Тулисова, директора муниципального учреждения «Столица Урала», с помощью веб-камер можно узнать даже температуру в данном городе.

Идеальные города комиссия ЮНЕСКО оценивала по нескольким критериям: социальное устройство, историко-культурное наследие, решение проблем городского пространства. Однако, согласно опросам, проведенным местной телекомпанией «4 канал», екатеринбуржы считают, что к такому мнению могли прийти люди, которые никогда в столице Урала не бывали.

Екатеринбург

20 любопытных фактов о России, которых мы не знали

1. В Санкт-Петербурге в три раза больше мостов, чем в Венеции. По количеству каналов и мостов над ними, гораздо уместнее не Петербург называть Северной Венецией, а Венецию — Южным Петербургом.

2. Россия — единственное в мире государство, территория которого омывается сразу 13 морями.

3. Уральские горы — самые старые горы на планете. В нынешнем Кусинсом районе у деревни Александровка находится гора Карандаш, примерный возраст которой оценивается в 4 миллиарда лет. Сама гора на данный момент высотой всего 600 метров, и это действительно удивительно, как за столько времени её не разрушили ветер и вода.

4. Московский Кремль — это самая большая в мире средневековая крепость из всех, сохранившихся до наших дней. Подлинная длина кремлёвских стен — 2235 метров.

5. Площадь Сибири — 9 миллионов 734 тысячи квадратных километров. Чтобы вам было легче представить насколько это много, достаточно сказать, что это 9% от всей суши на Земле.

6. Ни для кого не секрет, что автомат Калашникова является очень популярным оружием во всех без исключения странах. Однако, не многие знают, что на данный момент в мире автоматов Калашникова больше, чем всех других автоматов вместе взятых.

7. Вопреки расхожему мнению, Иван Грозный не был кровожадным тираном. При одинаковых на тот момент размерах Европы и России Грозный за время своего царствования казнил в 100 раз меньше людей, чем его европейские коллеги за этот же период — 3–4 тысячи человек против 300–400 тысяч человек в Европе.

8. Удивительно, но японское блюдо суши у нас в России гораздо популярнее, чем у себя на родине в Японии.

9. В России есть как минимум 15 секретных городов. Их нет на картах, к ним не ведут дорожные указатели и к ним даже близко не подпускают иностранцев.

10. Дача — сугубо русское явление, во многих европейских языках она так и называется — dacha. Дачи появились во время Петра Первого, который давал подданным загородные участки, чтобы те, не стесняясь, экспериментировали в архитектуре. Данное царём так и называлось — дача.

11. Пример, как бы сказали современным языком, выдающегося менеджмента: каждый монарх династии Романовых оставлял своему наследнику страну большего размера, чем получал от предшественника.

12. При Иване Грозном в России содержание алкоголя в различных хмельных напитках составляло от 1% до 6%. Вино, по греческому обычаю, разбавляли водой. Пили по праздникам не чаще двух раз в месяц.

13. К вопросу о легализации оружия: в царской России вплоть до 1917 года любой желающий мог купить револьвер в лавке так же свободно, как буханку хлеба.

14. Половина Челябинска расположена на Урале, половина — в Сибири. При этом на гербе Челябинска изображён верблюд. Казалось бы, почему верблюд, ведь в Челябинске нет верблюдов? Сейчас нет, а 200 лет назад были. Челябинск часто принимал торговые караваны из навьюченных верблюдов.

15. В России 103 заповедника, 43 гигантских национальных парка и 70 заказников. Общая площадь особо охраняемых природных территорий России — почти 600 тысяч квадратных километров, что составляет 4% от всей площади страны.

16. Якобы древнюю русскую матрёшку умелец Василий Звёздочкин придумал в 1900-м году. В том же году хитрые купцы показали её на Всемирной выставке в Париже в качестве древнерусской игрушки и получили бронзовую медаль в номинации «игрушки».

17. В 2005-м году весёлый ульяновский губернатор Сергей Морозов объявил 12 сентября Днём зачатия (официально — Днём семейного общения) и выходным днём. Горожане не подкачали, успех инициативы превзошёл все ожидания: в июне 2006-го года рождаемость в Ульяновске подскочила втрое.

18. В Москве есть бродячие собаки, которые ездят в метро ежедневно по одному и тому же маршруту. Они знают, где и когда можно вкусно поесть.

19. Россия никогда не знала рабства в его истинном понятиии. Период наиболее полно выраженной формы феодальной зависимости, крепостного права, в России был короче, чем, например, в Англии и большинстве стран Европы. К тому же крепостное право в России имело более мягкие формы. Россия отменила крепостное право в 1861 году, США отменили рабство в 1865 году.

20. В 2002-м году по рейтингу ЮНЕСКО Екатеринбург вошёл в список 12-ти идеальных городов мира.

Построить прочный и надежный коттедж – сложная, но выполнимая задача. А вот возвести нетривиальный дом, который при этом будет долговечным и комфортабельным, – это цель куда сложнее. И все же это возможно! Мы собрали самые оригинальные проекты домов и коттеджей с планами и фасадами, которые успешно реализованы и используются по сей день.

Эти необычные проекты домов (и их фото) служат вдохновением для создания нового и оригинального. Могут стать пособием по возведению нестандартного коттеджа в стандартных условиях. Все представленные в этом списке проекты архитекторов отличаются красивым фасадом, удивительной планировкой и новыми инженерными решениями, но главное – дома остаются комфортным жильем, предлагающим все для хорошего проживания человека, от террасы до бассейна.

Оригинальные проекты домов

На сегодняшний день существует масса необычных дизайнерских решений с интересными идеями для строительства загородных домов (например, с одним или несколькими этажами, с использованием разных материалов – от фанеры до кирпича, со свободными планировками, мансардными этажами и другими архитектурными особенностями).

Экологичные дома

Коттеджи в стиле эко – востребованное направление. Пример такого проекта – дом с зеленой кровлей. При этом изумрудная крыша не от краски, а буквально от растущей на ней травы. Зимой такая односкатная кровля долго удерживает тепло, а в летний зной практически не нагревается. Сооружение в сочетании с каменной стеной здания в полной мере отвечает современным тенденциям экологичности жилья, делает дом гармоничной частью окружающей природы.

Дом достаточно скромен по площади – всего 35 квадратов, в противном случае удерживать в нем тепло было бы гораздо сложнее. Пусть и небольшая, но полноценная зона кухни делает это экологичное жилище всесезонным домом. А просторная гостиная позволяет приглашать много друзей. Посередине расположен камин, а для сна отведены специальные полки в стенах дома, к которым ведет лестница.

Микродомик для уикендов

Креативный мини-коттеджик не зря получил такое название – его площадь всего 14 кв. м. Деревянная терраса в его внешней части увеличивает параметры жилища. На ней отдыхают, готовят пищу на свежем воздухе или ужинают – ведь внутри дома кухни не предусмотрено.

Компенсируется минимализм просторным окном, в которое днем можно любоваться природой, а ночью – великолепными созвездиями. Вход в этот микродом выделен дорожкой-помостом. При этом сооружение имеет целых два этажа. На первом, в 9 кв. м, есть гостиная и санузел, а на втором, размером всего в 5 квадратов, спальня с необходимой мебелью. Постоянное проживание в таком домике было бы затруднительным, но провести в нем выходные вполне возможно.

Каменный коттедж

Дом, возведенный по этому проекту, напоминает каменную птичку с двумя крыльями из террас. Важно заметить, что расположенная сверху пристройка не имеет ограничителей и может быть небезопасна, особенно для детей. Попасть на балкон можно из спальни, расположенной на втором этаже. Дополнительное освещение обеспечивается за счет света, проходящего через окна в мансарде.

Гостиная и прихожая объединены в одно пространство. Как и полагается небольшому помещению, этот проект предусматривает простой и незатейливый дизайн. На кухне также есть небольшие окна. Этот дом сочетает в себе классические материалы и решения с самыми современными тенденциями.

Гаражный дом

Из старого гаража можно построить полноценный дом, причем весьма уютный! Так как гараж имеет высокие потолки, то это только на руку. Их используют, чтобы получить дополнительный мансардный этаж и сделать там спальню. Чтобы добавить настоящего домашнего уюта, используется очаг. Заменить его можно фальшивым камином, главное – теплая домашняя атмосфера. Кухня-студия – простая и лаконичная, а санузел расположился в небольшой пристройке. Центральным элементом домика является диван-кровать. Такая постройка может показаться выходом из сложной ситуации, но на самом деле это вполне уютный компактный домик для всей семьи.

Дом на колесах

Отнюдь не новая идея, но исполнение этого проекта необычно, предельно удобно и функционально. Внешний вид дома на колесах не слишком привлекает внимание, но самое главное находится внутри. Здесь есть все, что необходимо для полноценной жизни: спальня, гостиная, кухня и ванная комната. Диван состоит из ящиков из дерева, который в то же время используется для хранения вещей. Они гораздо удобнее, чем громоздкие шкафы, и позволяют значительно сэкономить пространство. Вход в ванную комнату находится в кухне. Для спальни отведен отдельный полуэтаж.

Это здание может использоваться и как автодом, и как загородный или дачный коттедж. По тому же принципу оборудуется контейнерный домик.

Дом-шалаш

Проектов таких сооружений на просторах интернета все больше, но придуман этот тип дома был еще в 70-ые годы прошлого века. Такое жилище имеет треугольную форму и напоминает шалаш или букву А. Чаще всего подобные постройки используются для дачи или в качестве охотничьего домика.

Несмотря на нестандартную форму, дом внутри оказывается удобным и просторным. Встроенные шкафы служат удобным вместилищем для всех вещей и позволяют сэкономить полезное пространство. Без лестницы здесь явно не обойтись. Идеальный вариант – винтовая, компактная и удобная.

Панорамные окна обеспечивают отличное естественное освещение в доме, дополняют их витражные окна в скатах кровли. Отопление обеспечивается электрическим обогревателем, но при необходимости дом оборудуют буржуйкой или камином.

Дома на склоне

Постройка сооружений на склоне всегда требует необычных проектов. И если внутри такие дома зачастую выполнены по вполне стандартным канонам, то фундамент представляет наибольший интерес. Компактные одноэтажные летние домики при условии незначительного угла склона могут быть построены вообще без фундамента. Если же каркасный дом нужен для круглогодичного проживания, основание необходимо.

Уже при средних размерах склона компенсировать перепад высоты при помощи завезенного грунта становится невозможным. В этом случае сторона дома, которая находится ниже по склону, поднимается на высокий цоколь. Перепад высоты может быть таким большим, что позволяет организовать полноценный этаж, где разместится кладовая, мастерская или гараж. Это помещение будет иметь асимметричный дизайн и компенсировать собой все особенности рельефа. Благодаря этому можно получить прекрасный двухэтажный дом или коттедж со свайным фундаментом.

Дома с необычной планировкой

Многие проекты жилых домов снаружи выглядят достаточно тривиально, а внутри поражают нестандартной и уникальной планировкой. Каркас подобного сооружения может быть деревянным или металлическим, для стен используют:

  • сруб;
  • брус;
  • газобетон;
  • пеноблок;
  • бревно.

Самое главное – это оригинально спроектированная планировка.

Так, дом от архитектора Сергея Махно, построенный в Киеве, – это настоящее воплощение духа модерна. Все здание поделено на несколько частей, каждая из которых выдержана в своем уникальном стиле. Один из блоков отделан черными панелями, другой – светлой плиткой, третий – древесиной. При этом планировка основывается на сочетании двух принципов: четком зонировании пространства и максимальной открытости.

Еще один пример крайне нестандартной планировки – это огромный дом в поселке Грибово. Он сочетает в себе модерн и классику. Но эстетические качества не так любопытны, как планировка: здание расположено в виде полукруга. Первый этаж поделен на отдельные секции, каждая из которых выдержана в едином стиле и в то же время отличается в архитектуре.

Иногда необычная планировка дома продиктована нестандартной формой здания. Так, круглый коттедж, напоминающий космический корабль или летающую тарелку, выглядит нетривиально уже на первый взгляд. Внутри его подчеркивается нестандартное исполнение – в первую очередь за счет необычной планировки. В центре здания построена круглая гостиная, а остальные комнаты расходятся от нее по кругу.

Сегодня, когда проектирование домов ведется и дорабатывается индивидуально по запросам заказчика, лучшее время для воплощения нестандартных свежих и единственных в своем числе идей. Необычные проекты домов выбирают современные и энергичные люди, обладающие хорошим вкусом и тонким чувством прекрасного, а главное – готовые к экспериментам.

О комплексе

Смотреть видеообзор

«Город Мира» — это новый микрорайон Симферополя, долгожданный масштабный проект, предназначенный для комфортного проживания, отдыха и развития бизнеса для покупателей с самыми разными запросами. Работаем с материнским капиталом в рассрочку и по 100% оплате. Ипотечное кредитование на срок до 25 лет.

Микрорайон — «Город Мира».

Застройщик — ООО «СЗ «Рич Плюс».

Генеральный подрядчик — ООО «Карбон Строй».

Грамотное зонирование с учетом естественных особенностей ландшафта позволило разделить стройку на несколько очередей :

Планируемые сроки строительной готовности домов на участках:

1 очередь (3 га) 16 домов сданы
2 очередь (5 га) ПК1 (дома 1,2,3) — сдан ПК2 (дома 4,5) — сдан ПК3 (дома 6,7,8) — сдан ПК4 (дома 12,13,14,15) — 1 кв. 2020 г. ПК5 (дома 9,10,11) — 4 кв. 2020 г.
3 очередь (2,9 га) 1 этап (дома 1,2,3,4,5) — 4 кв. 2019 г. 3 этап (дома 6,7,8) — 4 кв. 2020 г.

Цель проекта – это создание уютного, комфортного, безопасного пространства с мирной и дружеской атмосферой взаимоуважения.

Проект расположен на участке с очень значительной площадью в перспективном, уютном, тихом, зеленом районе города со своим микроклиматом и собственной инфраструктурой.

На первых 3х га, проектом предусмотрена следующая инфраструктура: детские и спортивные площадки, крытые паркинги и гостевые парковки , минимаркеты, офисные помещения, фитнес центр, аптеки, зеленые аллеи для прогулок, уютные и благоустроенные, освещенные дворы, места для выгула домашних животных, беседки для отдыха.

Так же как и наш мир, проект Город Мира разнообразен по видам домов, типам уютных планировок и классам квартир.

Площадь квартир с 1го по 9й этажи от 36 — 80м2;

Площадь квартир на 10м этаже — от 80- 130м2;

Торговые и офисные помещения от 30 м2;

В каждом доме предусмотрены: колясочные, кладовые и подсобные помещения от 3м2, просторные и светлые лестничные марши, импортного производства лифты.

*Цены на квартиры зависят от этажности, класса квартиры и условий оплаты. Подробную актуальную информацию о ценах спрашивайте в нашем офисе в г. Симферополе.

Степень готовности домов можно видеть в нашей фото галереи.

Квартиры реализуются подготовленными под чистовую отделку. В каждой квартире предусмотрено индивидуальное отопление и горячее водоснабжение двухконтурными газовыми котлами, стяжка на полу, штукатурка на стенах.

Финансовые партнеры и ипотечное кредитование

Мы постоянно работаем с финансовыми учреждениями над расширением партнерских программ по продаже квартир в ипотеку. Именно поэтому Вы можете быть уверены, что покупка квартиры в ипотеку будет максимально выгодной для Вас.

Чистовая отделка квартир в наших домах может быть произведена нашим строительным подразделением группы компаний «Карбон». Отделочные работы в домах и квартирах будут производиться с использованием современных качественных материалов, соответствующих нормативам РФ.

Безопасность в домах обеспечит служба консьержей и система видеонаблюдения в каждом подъезде.

Продуманная дорожная инфраструктура внутри комплекса позволит новоселам первых очередей въехать в свои квартиры и не беспокоиться о том, что рядом идет стройка.

Наша задача – строить такую недвижимость от застройщика в Симферополе, в которой комфортно жить, бизнес-центры в которых престижно трудиться, и сооружения, которые придадут новое «лицо» для нашего города, нашего государства.

10 принципов идеального города

Что такое идеальный город? Место, где есть просторные улицы, удобный общественный транспорт и доступное жильё? Или же нечто большее? Колумнист Esquire и автор блога «Almaty – my first love» Рустем Аламанов разобрался в этих вопросах.

Недавно встретил старого приятеля, которого не видел со студенчества. Он приехал учиться из небольшого города на севере Казахстана, и на Алматы смотрел с удивленным восхищением. Во время одной прогулки он признался, что считает Алматы идеальным городом и мечтает здесь жить. Все его окружение – друзья, знакомые – сходятся с ним во мнении и мечте. Сейчас спустя десять лет мой приятель живет в Астане, зарабатывает приличные деньги, путешествует по миру и с улыбкой вспоминает студенчество. Алматы давно потерял свою магию в его глазах, но свято место пусто не бывает и студенческий друг теперь постоянно говорит о Барселоне, где ему удалось пожить несколько месяцев.

Но что такое идеальный город? Вполне конкретная Барселона, Нью-Йорк, Париж и любой другой любимый город или место, построенное по определённым принципам?

Платон в своём монологе «Государство» описал идеальное устройство жизни в городе-государстве и сам того не ведая заложил большую мечту. Идею подхватили не только архитекторы, но мыслители, философы, теоретики. Леонардо да Винчи, Томаззо Кампанелла, Альбрехт Дюрер, Клод-Никола Леду и Ле Корбюзье – все они искали идеальный город. Несмотря на то, что каждый закладывал в это понятие свои идеи и мысли, принцип был один и тот же: идеальный город – это город для людей.

А что значит город для людей?

Давайте разберём десять принципов городов, в которых мечтают жить.

Принцип 1. Горожане участвуют в развитии города

У горожан недостаточно компетенций и знаний, они незнакомы с современными технологиями в области инженерии и градостроительства, но у них есть запросы, желания и «опыт использования» городского пространства. Поэтому они должны участвовать в судьбе городе, создавать и определять критерии работы, которые будут реализовываться профессионалами.

В Казахстане этот принцип не работает. Всё, что создаётся и изменяется в наших городах, происходит без участия горожан, а зачастую еще и против них самих. Как итог, горожане попросту не привязаны к городу. Зачем? Ведь там всё устроено само по себе, а каждый человек воспринимается не как часть единого целого, а скорее как инородное тело.

Принцип 2. Люди должны жить там, где работают

Зонирование городов (на спальную, промышленную, финансовую зоны и т.д.) влечёт массу проблем: люди вынуждены ездить на работу в другой конец города и тратить много времени на дорогу – это создаёт большой трафик и высокую нагрузку на транспортную систему. Как итог: каждая потраченная впустую минута (к примеру, на пробку) обходится городскому бюджету в определённую сумму денег.

А ещё это дробит город на определённые зоны: где работать, где жить и где отдыхать – все эти вопросы за горожан решает кто-то другой.

Люди должны жить там, где работают. И всё должно быть в шаговой доступности: дом, работа, магазины, парки, скверы, школы, университеты, театры, кинотеатры и т.д.

В Казахстане не работает и этот принцип. У всех городов есть чёткие зоны. Спальные микрорайоны – для жизни, бизнес-центр – для работы, торговые центры и парки – для отдыха.

Принцип 3. Равный доступ к благам

У горожан должен быть равный доступ ко всем благам: будь то больница, общественный транспорт или кинотеатр. Нельзя, чтобы разница между богатыми и бедными районами определяла возможности горожан.

К сожалению, в казахстанских городах этот принцип не всегда работает. Пример: качество дорог и освещение улиц. Если в центре города, как правило, дорогие – хорошие, а улицы освещены, то ближе к окраинам и спальным микрорайонам всё становится намного хуже: разбитые дороги и тротуары, тёмные дворы и подъезды.

Принцип 4. Люди не должны терять связь друг с другом

Любой город – это, прежде всего, место для коммуникации между людьми. Поэтому городское пространство не должно ограничивать связь между ними, а наоборот – создавать условия для того, что бы каждый человек воспринимал себя частью социума.

Современные микрорайоны в любом казахстанском городе противоречат этому принципу. И, кажется, противоречат законам логики. В итоге зона обитания человека ограничивается его собственной квартирой.

Взгляните на новые микрорайоны и современные жилые комплексы. Между высотными зданиями – либо парковка, за которую приходится драться, либо пустыри (иногда с газоном, но чаще – нет). О какой социализации может идти речь в таком месте? Если даже детям негде гулять. Единственное, что хочется – спрятаться в своей квартире.

Принцип 5. Общественный транспорт, за который не стыдно

Доехать до работы на метро, оставив автомобиль где-нибудь на окраине – нормальное явление в большинстве развитых городов. Прибавьте сюда другие виды общественного транспорта, на котором не стыдно ездить, велосипеды и развитую инфраструктуру. Каждый горожанин должен быть свободен в выборе средств передвижения, главный принцип – удобство. Вне зависимости от того едешь ты на собственном автомобиле или выбираешь автобус.

В казахстанских городах главенствует автомобиль. К сожалению, это ощущается и в том, как города развиваются. С общественным транспортом всё очень грустно.

Принцип 6. Компромисс

В вопросах городского планирования всегда должен быть компромисс между интересами правительства, горожан, бизнеса, строительных компаний и так далее. Каждый вопрос, влияющий на жизнь многих людей, должен решаться сообща, иначе любое решение будет восприниматься навязанным.

Когда в Алматы планировали пешеходную улицу Панфилова, у бизнесменов не спросили, будет ли это выгодно. И спустя несколько месяцев многие предприниматели, занятые на улице, заявили, что их доходы уменьшились. Всему виной – отсутствие парковочных мест.

Другой пример – снос кинотеатра «Алатау». Многие горожане защищали его потому, что здание кинотеатра – часть нашей истории. Однако руководство города исключило мнение людей из уравнения. Сейчас на месте исторического здания жарят бургеры.

Я не против бургеров и бизнеса, но когда речь идёт об историческом здании, которое отстаивают горожане, должен быть компромисс.

Принцип 7. Идентификация

Перестраивая город, нельзя нарушать его идентичность: сносить исторические здания, портить фасады и строить безликие стеклянные бизнес-центры. В противном случае можно по всей стране построить абсолютно одинаковые города, которые ничем не отличаются друг от друга.

Создавать города нужно таким образом, чтобы у горожан и гостей города всегда было чёткое ощущение, в каком городе они находятся.

Взгляните на современные микрорайоны в Астане и Питере. Совершенно разные страны, города и культуры. Но результат абсолютно одинаковый. О какой идентификации может идти речь, когда современное жильё, ТРЦ, бизнес-центры в том числе похожи друг на друга?

Принцип 8. Планировка

В хорошем городе должна быть логичная планировка: прямые и симметричные улицы, обозначенные перекрёстки. Даже если всё это отсутствует, как в одном из самых желанных городов мира Сингапуре, горожане должны понимать, где именно находятся: на автобусной остановке, в сквере или на велосипедной дорожке. Всего этого можно добиться развитой семиотикой: сетью дорожных указателей, знаками и разметками.

Принцип 9. Изменения нужны постоянно

Движение – жизнь, поэтому любой город нуждается в постоянном развитии. Иначе в какой-то момент он попросту станет неудобным для большинства горожан. Важное примечание: этот принцип не про то, что нужно снести всё старое, а взамен построить новое. Напротив, он учит тому, чтобы всё в городе – и старое, и новое – мирно сосуществовало друг с другом.

Бурное строительство Астаны, большие изменения в Алматы – это уже хорошо! Осталось только вспомнить и об остальных принципах хороших городов.

Принцип 10. Внешний облик

Как и любая другая окружающая среда, город сильно влияет на человека, его психику, связи с другими людьми и даже настроение. Научный опыт знает уже очень многое о влиянии урбанизации, а потому эти знания применяются в архитектуре, строительстве и развитии современных городов.

Что касается Казахстана, достаточно взглянуть на новые микрорайоны: серые и безликие здания, узкие улочки между ними, либо наоборот огромные пустыри – всё это подавляет человека.

Если мы начнём создавать города, которые будут своим существованием служить примером того, что нет ничего невозможного, это улучшит качество нашей жизни, а заодно создаст все условия для будущих поколений. В 1943 году Уинстон Черчилль, рассматривая план реставрации разрушенной немецкими бомбами Палаты общин, сказал: «Сначала мы создаём свои дома, а потом они создают нас». Спустя почти 80 лет можно сказать лишь одно: это чертовски верно. Наши города – наш дом. А потому давайте сделаем наш дом лучше.

Идеальный город

«Идеальный город», круг Пьеро делла Франческа или Альберти, Леон Баттиста или Лаурана, Лучано де или Мелоццо да Форли, сер. XV в., Национальная галерея Марке.

Идеальный город — концепция, задуманная как утопическая доктрина в сфере социальных теорий и архитектурных моделей. Идеально организованное пространство как в социальном, так и в архитектурном плане. Задуманный в проектах и сочинениях, на практике полностью до сих пор не реализован.

Античная концепция идеального города

Основы заложены Платоном (427—347 гг. до н. э.) в диалоге «Государство», в художественной форме детально описана идеальная система жизни в государстве-городе на острове Атлантида в диалоге «Критий». Идеи Платона получили развитие в творчестве архитекторов (итальянские города-крепости с их радиально-кольцевой системой), а также теоретиков, разрабатывавших социальные утопии.

Идеальный город Нового времени

Наиболее известны Томас Мор (1478—1535) и его остров Утопия, Томмазо Кампанелла (1568—1639) и его «Город Солнца», и «Новая Атлантида» английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561—1626).

Шарль Фурье (1772—1837) и Роберт Оуэн (1771—1858) предложили не город, а сеть небольших самодостаточных общин, равномерно распределённых по территории государства.

Французский архитектор Клод-Николя Леду (1736—1806) спроектировал город Шо с обширной пояснительной запиской. В этом проекте Леду воплотил ренессансную идею «идеального города».

С развитием промышленности в крупных городах мира появились новые социально-экологические проблемы, пытаясь решить которые, архитекторы и градостроители предложили различные градостроительные концепции: «город-сад» (Эбенезер Говард, 1902), «линейный город», «соцгород», «индустриальный город» и др.

Концепция идеального города XIX-XX веков

Говард Эбенезер (1850—1928), в книге «Города — сады будущего» предложил систему из общин в 30 тыс. человек в непосредственной близости от крупного города-мегаполиса. Идею «линейного города» впервые предложил инженер А. Сориа-и-Мата (1882) и даже начал его строить на окраине Мадрида: узкой полосой вдоль транспортных магистралей. Здесь тоже должны были жить 30 тыс. человек. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере, 1887—1965), швейцарский архитектор, ставший «властителем дум» нескольких поколений архитекторов, построил в 1956 году в Индии город Чандигарх. Как своеобразный идеальный город задумывалась и новая столица Бразилии — Бразилиа, спроектированная архитектором Оскаром Нимейером.

В 1959 году Фрэнк-Ллойд Райт спроектировал город будущего на острове Эллис, а также башню-небоскрёб высотой 1500 м — город на 1,5 млн жителей. Иона Фридман предложил идею «города-структуры», Ричард Бакминстер Фуллер — города, покрытого прозрачным куполом-мембраной.

Проект «идеального» города с использованием подземного пространства предложили архитекторы А. Спиллхаус, Б. Шривер и инженер Бакминстер Фуллер. Описанный в одноимённом романе Жюль Верна плавучий город — одна из немногих реализованных утопий идеального города. К ней можно отнести многопалубные океанские лайнеры. Например, «World» американской компании ResidenSea, «Magellan» компании Residential Cruise Line и «Freedom Ship» компании Freedom ShipInternational с населением в несколько десятков тысяч человек.

В России модель идеального города развивается в проекте «Новый элемент расселения» с 1960-х годов до настоящего времени.

> Примечания

  1. Чандигарх
  2. Плавучий город (недоступная ссылка)

> СсылкиПлан идеального города

План разработанного Филарете идеального города Сфорцинды с его многоугольным абрисом укреплений и сходящимися от городских ворот к центральной площади радиальными улицами стал образцом для многих мастеров Ренессанса. Он был детально спроектирован от герцогского дворца и собора до тюрем и жилищ торговцев и ремесленников. Идеальный город А. Дюрера представляет собой прямоугольную планирово4ную систему, вписанную в квадрат, город Скамоцци сочетает ту же систему с многоугольным очертанием города, но наибольшее распространение имели все же радиальные схемы.

В основе построений идеальных городов оказались некие повсеместно распространенные архетипные схемы. Известно, что с особой отчетливостью эти архетипы, или первообразы проявляются в мифологии. В этом плане представляет интерес анализ исторически сложившихся взглядов на город, его сущность и будущее, взглядов, которые нашли воплощение и в мифах, и в концепциях, и в практике градостроительства.
План идеального города
Речь здесь идет о некоторой первооснове, архетипических структурах, оживающих на новых уровнях развития культуры.
План идеального города
В мифологии с ее прерывным и обратимым временем всякое развитие и изменение неизбежно приобретает характер резких материальных метаморфоз герой превращается в зверя или птицу, лачуга в дворец и т. п., причем никаких переходных состояний нет. Именно так изображают архитекторы Нового времени смену нынешнего неблагополучия грядущим благоденствием.
План идеального города
Мифопоэтический подход до сих пор остается самым распространенным при описании будущего городов. Они должны просто превратиться в совсем другие: летающие, плавающие, уходящие под землю, а если и остающиеся на ней, то не иначе как в виде древес, пирамид, висящих сетей и пр.
Ту совокупность представлений о городе, которая сложилась к началу нынешнего столетия и до сих пор определяет профессиональное мировоззрение большинства градостроителей, Г. Каганов называет «урбанистическим эпосом». Для осуществления художественно-совершенных генеральных планов основатели урбанистики предпочитали чистое место, без застройки, дорог и прочих помех. Смелым графическим росчерком уничтожали они бедствия, терзавшие город: перенаселенность, неупорядоченность, транспортные пробки, шум и все остальное. Обратимся к истории.
План идеального города
«Города-сады» Э. Говарда группируются концентрическими системами. Антонио Сант-Элиа в начале века пытался облечь футуристическое пристрастие к процессу движения в форме художественного элемента современного города. Его проекты жилых домов, на разных уровнях соединенные транспортными магистралями, оказались пророческими с точки зрения программной мобильности и изменчивости жилища. В основе урбанистических предложений Ле Корбюзье традиционная прямоугольная сетка. Он считал, «чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек», а «человеческое творчество есть акт упорядочения. Если смотреть на человеческие творения с высоты, они предстают в виде геометрических фигур».
План идеального города
В 1922 г. Ле Корбюзье разработал план современного трехмиллионного города. «В градостроительстве должна господствовать геометрия, ею должны диктоваться всякая линия чертежа и выбор всякого, пусть даже самого незначительного, решения. Город наших дней гибнет от того, что в нем отсутствует геометрия». «Правильное освоение всей непрерывной сферической поверхности планеты» Ле Корбюзье предлагает осуществить, основываясь на трех человеческих установлениях, а именно: сельскохозяйственном производственном комплексе, линейном промышленном городе, радиально-концентрическом городе -центре обмена (торговля, образование, управление).
Паоло Солери рисует город будущего в виде анатомического разреза человека. Иона Фридман предлагает заменить города универсальной пространственной структурой на столбах, в которую можно включать ячейки любого функционального назначения. Поль Меймон вписывает в японский пейзаж конусообразные плавающие города-«Фудзиямы». Многочисленные проекты так называемых кластеров, напоминающих по структуре огромные муравейники, летающие, плавающие и тому подобные города, будь они пророчеством или утопией сам по себе поиск оптимальных строительных образований на базе геометрических решеток свидетельствует о новых формах бытия древнейшей традиции структурно-математического постижения и освоения пространства жизни.

Речь идет об иерархическом строении типов поселений, где общий рисунок упорядоченности выражает функциональное единообразие компонентов. В одном крайнем случае они лишены иных связей, кроме утилитарных соединительных звеньев, лишены единства. В другом -перед нами тип поселений, где единая цель стирает всякое различение, как это свойственно военному лагерю. Подобные поселения имеют форму элементарной геометрической фигуры. Эти крайности свойственны и городам, «выстроенным одним рывком в угоду литературным утопиям или ничем не сдержанной фантазии планировщика».

В любом из подобных случаев система функционирования, идеально отраженная в системе пространственного построения, предписывает всему и всем единообразие поведения. Контуры геометрии порядка не имеют при этом особого значения, будь то лишенная центра «решетка», способная безгранично разрастаться, или центрально-симметричная, радиальная схема утопий Филарете или Скамоцци. Они утверждают царящий над всем центр с концентрическими уровнями иерархии, значение каждого из которых выражено его расстоянием от центра. Эти высокоупорядоченные планы, напоминающие регулярный рисунок мандалы или морской звезды, наглядная картина «однородного силового поля, принявшего на себя роль идеала гармонии, мира и преданности общей цели».

«Красота определяется соотношением масс и деталей или орнаментов, которые не отвлекают Глаз на ненужные элементы».
«Все, что не необходимо, утомляет глаз, вредит мысли и ничего не добавляет к общему».
«Круг и квадрат – вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений… Все в природе есть круг».
«Форма куба – это символ незыблемости. На кубах должны восседать боги и герои»
(Клод Никола Леду)

КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ (1736–1806)

Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736 — 19 ноября 1806) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х гг. проектировал для французской знати изящные особняки «в английском вкусе» — первостепенные образцы «стиля Людовика XVI» (павильон мадам дю Барри в Лувесьенне, 1770-72; дом балерины Гимар близ Парижа, 1770). Произведения Клода Никола Леду поразительно современны. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено. Леду стремился создать идеальный город по образцу построения симфонии, а также к пластическому воплощению космических форм. Так, например, в его проектах сфера символизировала земной шар. Леду строг и целомудрен, когда строит рынок, общественную баню, училище, и натуралистичен, когда стремится сливать свои сооружения с природой. Он даже создает искусственные пещеры с ложными сталактитами, проектирует урны с лепными сосульками льда, строит мостовые опоры в виде античных трирем с гребцами.Подобный натурализм доводит его до бреда, когда он строит мастерскую для производства обручей в виде диска
.

Главная цель всей жизни Леду – проектирование Города мечты. В 1773 году, являясь официальным лицом, он предложил Людовику XVI свой проект идеального города. Утомленный уговорами Леду, король подписывает декрет на строительство Города Шо при соляных приисках в провинции Франш Конте.
Архитектор создает план идеального города, каким он представляется французу второй половины XVIII века, воспитанному на философии Просвещения. Этот город рисуется ему живущим стройной общественной жизнью, в которой нет места социальным конфликтам и несправедливости, в которой сбываются утопические мечты Руссо об идеально естественном и свободном человеке. Поэтому на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев.
Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Он лишен окон, орнамента, каких бы то ни был членений, – одни только дверные проемы врезаны в его сплошные стены.

«Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. В монолитный объем цокольного этажа вписывается громадный полый цилиндр, и в эту внутреннюю полость врывается текущий с Горы поток.

В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Город уже не подчинен королевским резиденциям или дворцам знати: на сцену выходят новые, демократические принципы, основанные на разумной логике и справедливости. Громадная центральная площадь круглой формы стягивает к себе главные общественные здания города. От нее радиальными лучами расходятся улицы, обсаженные деревьями; они вливаются в широкие кольцевые магистрали, также озелененные, описывающие все более и более широкие круги вокруг центральной площади. Дома расположены свободно, со всех сторон окружены пространством и не имеют главного фасада, обращенного к какой то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Леду не позволяет ни одной стене остаться невыразительной служебной плоскостью: все они должны являться архитектурными акцентами, твердо и весомо расставленными в пространстве. Вместо стихийно сложившегося тесного хаоса феодального Города возникают стройно организованные перспективы, широкие и просторные, полные света и воздуха. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство.
Идеальный промышленный город Леду имеет полукруглый план и представляет собой узел торговых и дорожных коммуникаций. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. В этом нет ничего примечательного, но все же здесь мы встречаем идеи, которые позднее будут проповедовать Фурье и Кабе. Особенно это относится к разработанным Леду проектам общественных зданий, развлекательных учреждений и школ по образцу колледжей, описанных Ж.Ж. Руссо в романе «Эмиль». В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Оикема – это музей, в котором собраны пороки, обличая которые общество призывало народ к добродетелям. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.

К сожалению, революция 1793 года увидела в Леду лишь представителя старого режима и прекратила строительство Города соляных приисков.
Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. Планируя здание театра в Безансоне, он делает свой знаменитый рисунок: Амфитеатр зрительного зала вписывается в человеческий глаз. Это демонстративное признание того, что свое творчество архитектор подчиняет целесообразности, практическому удобству для человека. Здесь эта целесообразность заключена прежде всего в легкости и широте зрительного охвата – законы здесь диктует человеческий глаз, и, признав это, Леду не останавливается перед подлинной революцией в интересах человека. Он бесповоротно сметает старую схему театрального интерьера, где система ярусов и лож была как бы наглядным олицетворением феодальной иерархии и строгих классовых членений. Вместо этого в его проекте возникает демократический Амфитеатр с широкими рядами скамей. Так стремление Леду быть предельно естественным в своей архитектуре принимает отчетливую социальную окраску.
Театр этот был так «изукрашен» реставраторами, что от произведения Леду почти ничего не оставалось. Поистине горькая судьба обрушилась и на это произведение Леду: весной 1958 года театр сгорел.

Героичность образа, широта и монументальность мышления лежат в основе всех произведений Леду. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Когда ему поручают в 1782 году построить вокруг Парижа таможенные заставы, где должна взиматься пошлина на товары, Леду и здесь находит точку опоры для захватывающих планов. Забывая об узкопрактическом назначении тех зданий, которые он должен строить, архитектор мечтает создать из пояса этих застав монументальное обрамление всего Парижа. Он проектирует около восьмидесяти зданий разного масштаба, – все они, охватив столицу единым кольцом, должны дать ее границам стройные архитектурные формы, дать каждой из дорог въездов торжественные ворота. Леду мечтает создать нечто вроде величавой архитектурной прелюдии, подготовляющей путника к вступлению в первый город мира.
Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду. Одни здания вовсе вычеркиваются из проекта, другие сохраняются только при условии кардинальных изменений, – предложения архитектора слишком монументальны и слишком неэкономны.
Помимо переживаний, связанных с указом короля о прекращении этого строительства, Леду довелось увидеть, как в 1789 году народ сжигал его пропилеи и убивал рабочих, возводивших их. Из выстроенных им в Париже сорока зданий осталось только шесть: два на площади Денфер, два на площади Нации, ротонда в парке Монсо и ротонда на заставе Вилетт. Они предвосхищают стиль ампир, который, как и стиль Директории, будет неоднократно применять колоннады Леду.
Суровые формы ротонды де ла Виллетт, одного из немногих сохранившихся зданий этого комплекса, предельно выразительные в своем замкнутом величии, красноречиво говорят, каким уникальным ансамблем мог бы стать – и не стал – этот последний проект Леду.
Но и так ни одна постройка той эпохи не оказала такого влияния на европейских зодчих, как заставы Леду. Их без конца рисовали, обмеряли, изучали. Одна из самых интересных располагалась на Сент Мартен. Она состояла из огромного куба, украшенного четырьмя портиками пестумско дорического типа. На кубе возвышалась обширная ротонда, окруженная колоннадой, несущей аркаду.
Но был и другой Леду, спроектировавший тюрьму в Эксе с ее бесчеловечной холодностью, явившейся прообразом типичных тюрем XX века.
Архитектор построил для поэта Делиля дом без окон, который освещался через световой купол. Леду запроектировал подземные подъезды для повозок и построил туннель для карет во Дворец Телюссон, проходящий под фундаментами здания. Он даже изобрел своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу).
При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде. Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Перед смертью он приветствовал Наполеона, надеясь увидеть в нем того, кто понял бы его честолюбивые проекты.
Умер Леду 19 ноября 1806 года в Париже.
Леду – необычное явление, на первый взгляд совершенно вырывающееся из рамок архитектуры XVIII века. В его проектах возникают удивительные находки, словно предвещающие конструктивизм века двадцатого. Он вторгается в устоявшийся мир античных ордеров, колоннад и портиков со своими новаторскими, аскетически прямолинейными формами. Он демонстративно презирает все архитектурное наследие феодальных веков – пристрастие к декоративности, пышности, усложненным планам, извилистым линиям. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля». Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях».
Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. Здания замыкаются в суровые и массивные объемы кубов или параллелепипедов, стены лишаются декора, все формы становятся элементарными. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего то необычного и дерзкого. Так в его проектах возникают то реминисценции далекого прошлого – конус пирамиды, кольцо амфитеатра, – то формы, обращенные своей новизной в такое же далекое будущее. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа».
Леду настойчиво подчеркивал моральную сторону искусства, приписывая архитектуре самые неограниченные возможности. «Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство». Эта Вера в переустройство Мира эстетическими средствами была созвучна самым благородным мечтам просветителей о преображении человеческой природы убеждением и развитием мысли. Леду входит в то сильное течение французской культуры накануне революции, которое стремится к созданию высоко этического искусства, полного значительных идей и героических образов.