Гуманитарий

5 причин забыть
о шаблоне
«гуманитарий»
или «технарь»

Современная система образования подразумевает, что школьники в какой-то момент должны четко определиться с профилем своего дальнейшего обучения. И чуть не с младших классов прозорливые мамы и папы начинают навешивать на детей ярлыки «гуманитарий» или «технарь». О том, почему не нужно поддаваться общему стремлению обязательно приписать ребенка к тем или другим, рассказывает психолог Татьяна Никитина.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«Вовка-то наш — чистый технарь. Смотри, как быстро он с новым фотоаппаратом без инструкции разобрался! И пылесос бабушке сам починил!».

«Полине светит дорога только в гуманитарный вуз — она в математике полный ноль, в элементарных примерах ошибается, зато читать любит».

Знакомые и даже заезженные реплики, не правда ли? При этом такие безобидные на первый взгляд шаблоны могут быть очень опасными для ребенка и его будущего. Особенно если бесконечно тиражировать их в присутствии самого «гуманитария» или «технаря».

Однажды промозглым мартовским днем девятиклассник Никита («прирождённый гуманитарий») вернулся домой из школы. В свои четырнадцать он говорил на трёх языках и уже во второй раз перечитывал романы Ремарка. Никита с порога заявил родителям:

— Сегодня у нас в классе проводили профориентацию. В тесте были шкалы «технарь» и «гуманитарий». Так вот, по шкале «технарь» у меня вышло больше баллов, чем по шкале «гуманитарий». Психолог сказала, что я мог бы стать успешным изобретателем.

Он довольно улыбнулся выдержал паузу и спустя некоторое время добавил:

— Она еще много чего мне говорила… О разных профессиях и специальностях; о таких, про которые я даже никогда не думал. Почему вы всегда называли меня гуманитарием?

Мама тоном, означавшим мгновенное окончание разговора, парировала:

— Потому что у тебя по алгебре-геометрии тройки с минусом, а по истории, литературе и языкам пятерки, которые даются тебе без усилий.

Тем не менее на следующий день Никита заявил родителям, что в намеченный иняз поступать не будет, потому что «…мне это скучно, и я всегда это чувствовал, только вам боялся сказать». Состоявшийся в итоге на день позже спор окончился ссорой и скандалом. После него растерянная мама Никиты бросилась звонить подругам, чтобы выяснить, как же ее сын («прирожденный гуманитарий») вдруг оказался «технарем»? А может, психологи ошиблись?! И если всё-таки нет, то как теперь быть: менять выбранное направление и настраиваться на другой вуз или же постараться убедить сына, что свою «техническую жилку» он сможет применить и будучи переводчиком-синхронистом?

Если вдруг для кого-то это важно, история Никиты и его семьи абсолютно реальная, и даже имена (вопреки расхожей практике) не изменены. Но гораздо важнее, конечно, выводы, которые можно и нужно сделать из этой истории.

В семье заметили, что Никита с детства обожает читать, и другие гуманитарные навыки тоже даются ему легко. Родители тут же (еще в младших классах) «записали» мальчика в гуманитарии. Ярлык прочно прилип: гуманитарными способностями мальчика восхищались родственники и учителя в гимназии, на будущее рассматривались профессии только из гуманитарной сферы. При этом плохие оценки по математике и физике родителей не волновали. Еще бы: их сын «гуманитарий», зачем требовать от него невозможное? Все выглядело на первый взгляд логично, но в итоге привело к коллапсу. Главная проблема в уповании на архаичное и вредное деление технарь/гуманитарий. Есть как минимум пять причин о нем забыть.

1. Мир — не чёрно-белый

Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе столь же мало, как и чистых правшей и левшей. Ведущая правая рука вовсе не означает, что ведущими будут и правая нога, и правый глаз, а значит, вы уже не чистый правша. Точно так же умение быстро считать в уме не всегда предполагает, что этот человек с таким же успехом понимает технические чертежи или совсем не разбирается в литературе. С другой стороны, школьник может с трудом складывать и вычитать в уме в пределах двадцати, но блестяще решать сложнейшие геометрические задачи. Это связано с особенностями развития тех или иных зон человеческого мозга каждого конкретного человека.

Безусловно, в мире есть люди, которых можно однозначно отнести к одной из категорий. Однако делать подобные выводы относительно детей все-таки не стоит. Практика показывает, что у многих школьников неплохо развиты как технические, так и гуманитарные навыки. Более того, различные зоны мозга у подростков развиваются неравномерно, поэтому не удивляйтесь, если ваш «гуманитарий» вдруг ударится в математику.

2. Больше, чем двоичный код

Кроме технического и гуманитарного направлений, существует, например, и естественнонаучное. Застряв в дилемме «гуманитарий/технарь», можно упустить момент для развития естественнонаучных навыков. К тому же сейчас активнее всего развиваются междисциплинарные направления, которые находятся на стыке наук. Куда зачислить экономистов и социологов, архитекторов и технических дизайнеров?

Почти все знакомые удивляются, когда я рассказываю, что на абсолютно гуманитарный на первый взгляд факультет психологии МГУ в мои годы решающим экзаменом была математика. После нее отсеивалось до 70% абитуриентов; а уже потом в университете мы изучали высшую математику, теорию вероятности и статистику.

3. Роль личности в истории (и других предметах)

Огромную роль (а иногда и решающую) в развитии заложенных природой способностей играют педагоги. Талантливый педагог может разбудить в ученике способности, о которых тот даже и не подозревал. Но известны, к сожалению, и обратные примеры, когда новый учитель умудрялся не только отбить интерес к любимому предмету, но и даже вызвать отвращение к нему.

Это очень тонкий момент: родителям нужно понять и почувствовать, когда недовольство учителем — это стандартная защитная реакция подростка, у которого что-то не выходит; а когда справедливый упрек и уместное разочарование. К сожалению, повлиять на конкретного учителя зачастую практически невозможно, поэтому проблема решается усилиями родителей и/или поиском грамотного (ключевое слово) репетитора. Причем решается иногда буквально за один-два месяца.

4. Ваши ожидания — его проблемы

Называя своего ребенка «гуманитарием» или же «технарем», родители, сами того не подозревая, оказывают на него перманентное давление. Чуткие дети улавливают «чего хочет папа» или «о чем мечтает мама» и, стараясь им угодить, нередко делают неверный выбор, предпочитая одно направление другому. Кроме неизбежных психологических проблем в будущем, это еще и ограничивает развитие личных талантов ребенка в настоящем.

5. Способности и интересы

Рассуждая о выборе направления, очень важно учитывать не только способности ребенка, но и его интересы. Это действительно разные вещи. Часто бывает, что школьнику очень нравится какой-то предмет, даже если он не до конца его понимает и у него далеко не все получается. Или же наоборот — учитель не смог заинтересовать предметом, и школьник не хочет прилагать усилий, чтобы разобраться в «неинтересном» материале. Огромная ошибка судить о гуманитарной или технической направленности, оперируя только лишь школьными оценками.

Если соотнести интересы и способности, мы получим несколько различных сценариев.

  1. Сфера интересна и способности развиты — идеальный вариант, можно смело думать о профессиональном развитии в данном направлении.
  2. Сфера неинтересна, но есть к ней есть способности. Здесь задача родителей задуматься, почему эта сфера ребенку неинтересна. Не повезло с педагогами? Нет представления о всем спектре специальностей, входящих в эту сферу? Или же больший интерес к другой сфере?
  3. Сфера интересна, но способности недостаточно развиты. Например, ребенка влечет к конструированию, а вот его способности по пространственному анализу явно не дотягивают до необходимого уровня. В этом случае имеет смысл либо больше заниматься, либо же обратить внимание на междисциплинарные области знаний.
  4. Сфера неинтересна, способностей в ней тоже нет. В этом случае все просто — нужно рассматривать другие сферы.
  5. По направлениям «гуманитарий» и «технарь» как интерес, так и способности средние. Это прежде всего знак того, что «свое» направление нужно искать в других сферах — естественнонаучной, творческой и других.

Очень важно понимать, что ответственность за свой выбор направления (гуманитарного, технического, естественнонаучного) должен нести ребенок и только ребенок. И ни в коем случае не стоит ему мешать, если он «вдруг» захочет это направление сменить. Всегда лучше сделать это в подростковом возрасте, а не бросив ВУЗ на 4 курсе или, что еще хуже, осознав в 40 лет, что всю жизнь занимался не тем. Важно дать ребенку определиться самому, сделать собственный выбор и нести за него ответственность.

Задача родителей при этом — дать ребенку как можно более полную информацию обо всех существующих областях знаний, а также типах профессий и специальностей. Помочь ребенку с выбором направления может профессиональное комплексное психологическое тестирование (профориентационное). Оно позволяет оценить и интересы, и успешность в решении задач. Кроме этого, оно может пробудить реальный интерес к профессиональной самореализации и, что очень важно, ощущение ответственности за свой выбор. Только очень прошу вас: не надо называть профориентационным тестированием веселые развлекательные тесты в интернете.

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

киви

птица на груди Паганеля

Альтернативные описания

• актинидия

• бескилевая птица

• заморский фрукт, который лучше не совмещать с творогом

• китайская актинидия

• нелетающие птицы Новой Зеландии

• птица из отряда бескилевых

• тропический фрукт, который едят, как яйцо всмятку

• экзотический фрукт с мохнатой бурозеленой кожицей

• «волосатое яйцо»

• птица без крыльев и хвоста

• «фруктовая» птичка

• птица — «тот еще фрукт»

• единственная птица без крыльев и хвоста

• название одного из видов актинидии

• какой фрукт англичане называют «китайским крыжовником»?

• какая птица была вытатуирована на груди Паганеля из романа «Дети капитана Гранта»?

• какая австралийская птица, по мнению газеты «Красная бурда», откладывает буровато-зеленые яйца с ярко-зеленой сочной мякотью?

• заботой о каких животных продиктован закон Новой Зеландии, запрещающий ввоз ядовитый змей в эту страну?

• пока в Новую Зеландию не завезли кошек и собак у этой птички по существу не было врагов

• эта птица живет только в Новой Зеландии

• эта бескрылая птица была почти истреблена ради перьев, из которых делали искусственные мушки для ловли форели

• фрукт средней пушистости

• «небритый» фрукт

• волосатый фрукт

• нелетающая птица отряда страусов, обитает в Новой Зеландии

• ворсистый фрукт

• и фрукт, и птичка

• новозеландская птаха

• фрукт в волосатой кожуре

• символ новой Зеландии

• «картофель с волосами»

• фрукт с волосами

• новозеландская птица

• плод в волосатой кожуре

• ходячая птица

• фрукт с зеленой мякотью

• фрукт и птичка

• и птица, и фрукт

• зеленый фрукт

• «фруктовая» птица

• длинноклювая птица

• фрукт и птица

• фрукт в волосатой шкурке

• заморский плод

• «волосатое яйцо» (анекдот)

• нелетающая птица

• экзотический фрукт

• птица рода страусов

• бегающая волосатая птица

• фрукт с волосками

• новозеландский экзотический плод

• фрукт с изумрудной мякотью

• заморский фрукт

• нелетающая птица Новой Зеландии

• новозеландская нелетающая птица

• «птичий» плод

• новозеландские плод и птица

• какой фрукт назвали в честь птицы

• птица из Новой Зеландии

• южный плод

• вечнозеленый фрукт

• плодовый тезка новозеландской птицы

• плод с зеленым нутром

• фрукт, похожий на картошку

• «волосатое яйцо» (анекд.)

• мохнатый плод

• экзотический фрукт, очень полезный при гипертонии

• прозвище новозеландцев

• тропический фрукт

• «зеленый волосатик»

• тропический плод

• южный фрукт

• птица или фрукт

• «заросший» фрукт

• тропический кнут, который еще называют китайским крыжовником

• птичка с платежного терминала

• птица или плод

• мохнатый южный плод

• Новозеландская бескрылая птица

• Субтропический ароматный и сочный плод

• Ароматный и сочный тропический фрукт

• Бескилевая птица

• Актинидия

• Тропический фрукт

• Финский писатель (1834-1872)

• Нелетающая птица, обитающая в Новой Зеландии

• Фрукт

Паганель, спокойно опустив голову, брёл по коридору дома Мак-Наббса. С недавнего времени он часто там появлялся. Из задумчивости его вывел голос майора, звавшего его. С тем же отчуждённым выражением лица географ повернулся и сделал несколько шагов в сторону хозяина дома. — Вы что-то хотели, мой любезный друг? — спросил Паганель, не поднимая глаз. — Ну вот, опять! — произнёс майор себе под нос. Если бы в этот момент географ посмотрел на Мак-Наббса, то наверняка испугался бы. Приблизившись почти вплотную к Паганелю, майор резко схватил за плечи почтенного географа и начал трясти со всей силы, крича чуть ли не на весть коридор: — Да что с вами происходит?! Объясните же, наконец! Паганель опешил. Он даже рот раскрыл от изумления, но вынужден был снова его закрыть, потому что майор не прекращал изо всех сил трясти беднягу. Майор в этот момент походил на взорвавшийся паровой котёл. Географ, без сомнения, стал свидетелем действа, сравнимого, по невозможности с падением луны. Мак-Наббс продолжал горячиться: — Это невыносимо! В последнее время вас словно подменили! Ни с кем почти не разговариваете, не шутите, даже в жару одеваетесь, словно мусульманская женщина, откладываете свадьбу!!! Ну, знаете, если вы сейчас же не скажите, я просто не знаю, что с вами сделаю! От такой встряски Паганель едва смог вымолвить: — Майор, прекратите, ради Бога. Я всё скажу. Он даже не был уверен, услышал ли его Мак-Наббс. Однако, судя по тому, что его оставили в покое, было ясно, что он всё-таки услышан. Географ снова отвёл взгляд, пытаясь привести в порядок мысли. Майор спокойно ждал, вперив свой взгляд в лицо собеседника. — Говорите Паганель, я слушаю. — сказал он на удивление спокойным голосом. Географу потребовалось около минуты, чтобы собрать волю в кулак. Когда ему это наконец удалось, он мгновенно выпалил: — Всё моё тело татуировали. Как ни сливал Паганель слоги, как ни тараторил, майор понял его слова. Географ поспешно расстегнул рубашку, показывая результат пребывания в плену у аборигенов. Мак-Наббс, конечно, предполагал что-то подобное, но от увиденного он раскрыл глаза так широко, что те могли даже вылезти из орбит. Действительно, Жак Паганель был татуирован по древнему обычаю дикарей. Мак-Наббс резко поменялся в лице и вдруг громко расхохотался. Паганель был удивлён таким бурным проявлением эмоций у обычно столь спокойного майора. Пока Мак-Наббс хохотал, географ уже успел натянуть на себя рубашку. Спустя пару минут майор наконец-то успокоился и сказал Паганелю: — Милый друг, думаю, мисс Арабелла по достоинству оценит творчество диких новозеландцев. И друзья, разразившись приступом смеха, вместе пошли по коридору в сторону комнаты.

Программисты и человеческий фактор

Введение

Часто приходится сталкиваться с клише, что программисты — технари. Почему я это называю клише, а не аксиомой, и является сутью данной статьи. Статья возникла на основании накопившихся мыслей, возникших на собеседованиях разработчиков и прочих смежных профессий, по поводу того, что из себя представляют люди, именуемые программистами.

Миф о технаре

Итак, я бросаю вызов утверждению, что программист — технарь. Не в частном смысле, а в общем. То есть, я не пытаюсь доказать, что нельзя найти программиста, который является технарем. Я утверждаю, что свойство «технарь» для программиста ни необходимо, ни достаточно.

Этимологический аргумент

Во-первых, зачем смотреть на этимологию? Этимология, наука о происхождении слов, по сути позволяет нам проследить развитие/деградацию абстракции, обозначаемой словом, в условиях меняющихся требований цивилизации. Слова перетерпевают изменения, распространяясь на схожие к оригинальному смыслу понятия или в силу тех или иных трансформаций меняют смысл на противоположный. Мы вернемся к этому пункту более подробно позже, так как он напрямую относится к теме нашей статьи. Так или иначе, этимология позволяет нам отслеживать оригинальную задумку, вложенную в слово.

Техника

Словарь Ожегова определяет технаря как:
ТЕХНAРЬ, -я, муж. (разг.). Специалист, работающий в области техники, технического обслуживания чего-н., а также вообще человек, к-рый знает и любит технику. Этимология «техники» приводит нас к греческому τέχνη — искусство, мастерство, умение. То есть ключевым в данном термине является элемент ремесла. Исследуя наиболее распространенный производный от «техники» термин «технологию», мы видим, что технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — это комплекс мер и приемов, обеспечивающих функционирование той или иной системы. В случае информационных технологий — информационных систем. Таким образом, техника — это формализованное и структурированное знание. Именно в данном контексте технарей принято называть «сухими». Сухой технарь — человек, рассматривающий мир в перспективе окостеневших рамок и инструкций.

Программа

Программист — это автор программы. Программа (от греч. προ — пред, греч. γράμμα — запись) буквально переводится как «предписание», т.е. программист пишет как должно быть. Да, он вынужден расписывать подробно, чтобы описание квалифицировалось как «технология», но но нам никуда не деться от префикса pro-. Программист не пишет, он предписывает. Предписания делаются тем, кто оперирует более высоким уровнем абстракции для потребителя этих инструкций. Таким образом, программист находится не на уровне технологии, а над ней. Далее мы рассмотрим, что именно вкладывается в эти слова.

Когнитивный аргумент

В своем превалирующем большинстве конечной целью IT технологий является удовлетворение человеческих потребностей пользователей. Есть, конечно, научные, исследовательские, военные итд. проекты, но бум IT технологий пришелся именно на корпоративное и консьюмерское программное обеспечение, решая пользовательские задачи. Например, поданным за 2009 годсегментация IT индустрии в Европе выглядит так:

Из всех этих областей только middleware оперирует не совсем понятными пользователю сущностями (да и то, если прокачать пользователя, то он поймет в том числе понятие workflow), все остальные сегменты сфокусированы на пользовательских понятиях и операциях над ними. В конце концов, любая программа призвана получить от пользователя ввод в понятном для него формате, совершить понятные ему операции и выдать понятный ему результат. Этим пользователем может быть школьница, системный администратор, депутат, летчик или исследователь Каббалы. Но все это люди, в чьих мозгах возникла некоторая потребность обработать некие данные посредством некоторого набора технологий. И тут встает вопрос: кто организовывает перевод этих психологических сигналов в формализованный и понятный для технологии язык? Кто, если не программист?

Программист, математика и вычисления

Не менее распространено мнение, что программирование — родственная дискретной математике область, так что стоит научить математика какому-нибудь языку программирования, из него получится неплохой программист. Опять же, не спорю, что знание криптографии, комбинаторики, реляционной алгебры, статистики и прочих дисциплин из прикладной математики не сделают программиста хуже, но, опять же, задаюсь вопросом: так ли они необходимы?

Компьютер и процессор

Компьютер, он же computer, этимологически восходит к глаголу compute — считать, вычислять. И это не удивительно, ведь на самом нижнем уровне оперирования компьютер преисполнен арифметикой, львиную долю в которой составляют операторы сложения. Для примера, я присоединился отладчиком к процессу Skype (который не замечен в сложных математических вычислениях). В радиусе пяти инструкций — два сложения:

В 50-х годах 20-го века, когда люди общались с компьютером на его родном языке, математика была неотъемлемой частью их лексикона. В добавок к этому, сами задачи, делегируемые компьютеру, были в основном вычислениями. Таким образом, computer и вправду занимался computing-ом, и в этом активно участвовали его собеседники — программисты.
Однако, как мы можем заметить, компьютеры не стояли на месте, становясь все ближе к людям. В какой-то момент компьютер получает себе человеческое прилагательное — персональный. PC — персональный компьютер становится де-факто стандартом, так что определение «персональный» становится тавтологичным и потому часто пропускается. Стоит заметить, что тут мы замечаем ранее упомянутую деформацию символа. Ведь персоны, которым принадлежит их персональный компьютер, не так заинтересованы в computing-е как их предшественники, создавшие computer для компьютинга. Новые пользователи оперируют на намного более высоком уровне абстракции и зачастую в школе у них по математике стоит твердая двойка. То, что они творят с компьютером, уже никак нельзя назвать вычислением. Они просто вводят данные и получают обратно другие данные. То есть, следуя сложившейся терминологии, data processing. Для них компьютер — это процессор. Как это ни парадоксально, этим словом называют наиболее вычислительную часть компьютера — central processing unit. Потому что термин «компьютер» уже занят. А ведь должно быть наоборот — люди работают на процессоре, который транслирует их высокоуровневые абстракции в строгий язык арифметических инструкций посредством CCU — central computing unit.

Эволюция программиста

Когда меняется инструмент, не может не меняться ремесленник. Учитывая невероятные трансформации, которым подвергся компьютер, вызывает удивление постоянство мнения, закрепившегося за программистами. Как можно сравнивать программиста, написавшего эту программу:

и эту:
foreach (File log in Server.Logs) { if (MaxErrorCluster(WebServer.Parse(log)).Length > Config.ErrorClusterThreshold) { Alerts.Add(Messages.BruteForce); } }
Языки программирования вплотную подошли к человеческому языку. Языки 4GL стали настолько дескриптивными, что больше напоминают метафизическое описание вселенной, чем перечень инструкций, подлежащих выполнению. Развившаяся технология настолько абстрагировала программистов от окружения, что программист зачастую не знает, что, где и когда выполняет его программу. Единственное, что остается у современного программиста из темного прошлого — это пользователь и его требования.

Пользователь — наше все!

Итак, пользователь — это наше все. Не в плане маркетологического bullshit-а, а именно в плане фокуса наших интеллектуальных усилий. Пользователь и только пользователь является основным объектом, с которым работает программист. Программист — это переводчик пользовательского лексикона на язык используемой технологии. Программист — это в первую очередь переводчик. Кстати, слоистая архитектура является продолжением этого перевода, доведя изложенную в свободной форме пользовательскую мысль до понятных кристаллическим решеткам кремния форм. Программисты совершали такой перевод далеко в 50-х годах, совершая их в своих головах, зачастую не замечая всех шагов сами. Сегодня целый выводок технологий позволяет программисту сократить шаг перевода до близлежашей технологии, но это все равно перевод. И задача программиста понять содержимое мозгов пользователя остается все такой же актуальной как и шестьдесят лет назад.

Программист и абстракции

Призывы грандов проектирования использовать повсеместный язык (Ubiquitous Language) по сути являются перефразировкой утверждения: приближайте технологии максимально близко к пользовательским абстракциям. Т.е. технология, которую создает программист для реализации пользовательских требований, должна быть гомоморфна концептуальным классам, витающими в пользовательской голове. Тут есть один очень важный момент, о котором периодически забывают дегуманизаторы профессии программиста. Концепции, живующие в пользовательской голове, неявные. Т.е. нейронная сеть пользователя настроена так, что эти концепции позволяют ему в каждом конкретном эпизоде принмать верное для своей предметной области решение, но описать эти концепции он не может. Т.е. это не репродуктивное знание, а реактивное. Именно поэтому, когда пользователь начинает активно формулировать свои мысли, звучат они как непоследовательный бред, которым зачастую и являются. Задача программиста, переводящего эти требования на язык своей технологии, выявить в потоке этих слов те неявные понятия, которые генерируют все эти требования. Тут-то перед программистом и встает задача выявления абстракций, соответствующих пользовательским концептуальным классам. Если абстракция выявлена правильно, то новые поступающие требования будут не разламывать ее, а гладко и однозначно в нее вписываться. Если неправильно, то абстракцию надо перенастроить. Программисты называют это рефакторингом. А лингвисты — этимологией. Поиск пользовательских абстракций есть лингвистически-психологическим мероприятием. Да и именование — переменных, функций, классов, файлов, модулей — что это как не копание в собственных мозгах с целью выявления нового символа, согласованного с существующей символьной системой? Программист денно и нощно творит новый язык — язык своего уровня абстракции со своими существительными, глаголами, грамматикой. Лингвистам такого и не снилось!

Заключение

В данной статье я постарался показать, что из всех профессий профессия программиста наиболее гуманитарна. Только в отличие от гуманитариев программист вынужден настолько хорошо разбираться в размытых гуманитарных абстракциях и формулировках, чтобы уметь сформулировать их для детерминированного и бездушного устройства. Как любой хороший переводчик, программист должен в совершенстве владеть обоими языками — человеческим и технологическим. И тогда перевод программиста, называемый в простонародье программой, вполне имеет право претендовать на звание шедевра мировой классики.