Голубые предметы

Содержание

Синий цвет в природе

Синий цвет в природе встре­ча­ет­ся до­воль­но редко. Но, ко­неч­но, толь­ко в том слу­чае, если не смот­реть днём в небо. Го­лу­биз­на ко­то­ро­го обус­лов­ле­на раз­ни­цей в частоте из­лу­че­ния солнцем электро­маг­нит­ных волн раз­ной длины, и спо­соб­нос­тью ат­мо­сфе­ры их рас­се­и­вать . Под­роб­нее с чем можно оз­на­ко­мить­ся в наших боль­ших обзорах те­о­рии цвет­нос­ти и сол­неч­ной ра­ди­а­ции. Хотя так же мы ре­ко­мен­ду­ем оз­на­ко­мить­ся со ста­тьёй, пос­вя­щён­ной ин­те­рес­ным фак­там о Сол­н­це. Пос­коль­ку они все поз­во­лят не толь­ко лучше понять, по­че­му синий цвет в природе встре­ча­ет­ся крайне ред­ко, но и вы­яс­нить много дру­гих зах­ва­ты­ва­ю­щих под­роб­нос­тей об ок­ру­жа­ю­щем ми­ре!

В этой же статье, посвящённой имен­но синему цвету в природе, мы хотим пре­дос­та­вить вашему вни­ма­нию перевод ин­тер­вью Рад­ва­ну­ла Ха­сан Сид­ди­ке, раз­ме­щён­но­го на Re­search­Gate.net . Пос­коль­ку его работа зак­лю­ча­ет­ся не только в наб­лю­де­нии за синим цветом, но и в раз­ра­бот­ке ме­ди­цин­с­ких тех­но­ло­гий. Причём в ос­но­ве его раз­ра­бо­ток лежат те фи­зи­чес­кие законы, ус­та­но­вить ко­то­рые удалось, именно наб­лю­дая за при­ро­дой си­не­го цвета. Ведь за фор­ми­ро­ва­ни­ем ор­га­ни­чес­ких тканей синего цвета стоят чрез­вы­чай­но ин­те­рес­ные фи­зи­чес­кие про­цес­сы. По­ни­ма­ние ко­то­рых поз­во­ля­ет при­ме­нять их с прак­ти­чес­кой поль­зой!

Но для понимания физических за­ко­нов, ле­жа­щих в основе ред­кос­ти си­не­го цвета в при­ро­де, нужно в общих чер­тах пред­с­тав­лять себе сов­ре­мен­ную элек­т­рон­ную теорию цвет­нос­ти . Ну или хотя бы по­ни­мать, что си­ним мы видим те объ­ек­ты, ко­то­рые в силу своих фи­зи­чес­ких свойств пог­ло­ща­ют или от­ра­жа­ют свет таким об­ра­зом, что на сет­чат­ку глаза че­ло­ве­ка по­па­да­ют только те лучи ви­ди­мо­го спект­ра, которые мы видим го­лу­бы­ми . Что может быть обус­лов­ле­но, как фи­зи­чес­ки­ми, так и хи­ми­чес­ки­ми свойст­ва­ми объ­ек­та. А те­перь да­вай­те пе­ре­хо­дить к ин­тер­вью!

— Почему синий цвет так ред­ко встре­ча­ет­ся в при­ро­де? И нас­коль­ко это ут­вер­ж­де­ние во­об­ще яв­ля­ет­ся прав­дой?

— Я не думаю, что синий цвет так уж ред­ко встре­ча­ет­ся в при­ро­де. Небо го­лу­бое, не­ко­то­рые на­се­ко­мые и даже не­ко­то­рые фрук­ты тоже го­лу­бые. Но этот воп­рос дей­с­т­ви­тель­но воз­ни­ка­ет до­воль­но часто. И при­чи­ной тому яв­ля­ет­ся не слиш­ком боль­шая по­пу­ляр­ность пиг­мен­тов го­лу­бо­го цвета. Ведь ор­га­ни­чес­кие со­е­ди­не­ния пог­ло­ща­ют и от­ра­жа­ют лучи света разной длины, в ре­зуль­та­те чего мы и ви­дим тот или иной цвет. А пос­коль­ку длина волн элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния, со­от­вет­с­т­ву­ю­щая синему цвету, ко­ро­че и не­сёт больше энер­гии, чем лучи, со­от­вет­с­т­ву­ю­щие зе­лё­но­му и крас­но­му цвету, мы и ви­дим го­лу­бой реже. Что обус­лов­ле­но пог­ло­ще­ни­ем элек­тро­на­ми мо­ле­кул энергии, ко­то­рую несут «си­ние» элек­тро­маг­нит­ные волны. По­э­то­му зе­лё­ный и крас­ный встре­ча­ют­ся го­раз­до ча­ще!

— А в чём преимущество быть голубым?

— В процессе эво­лю­ции при­жи­ва­ет­ся то, что спо­соб­с­т­ву­ет вы­жи­ва­нию. Поэтому мно­гое за­ви­сит от ус­ло­вий ок­ру­жа­ю­щей среды. А го­лу­бой цвет яркий и по­то­му вы­де­ля­ет вас в прос­т­ран­с­т­ве. Что может да­вать вам пре­и­му­щест­во, если вы хо­ти­те, чтобы вас за­ме­ти­ли. Нап­ри­мер, го­лу­бые ба­боч­ки своей расц­вет­кой прив­ле­ка­ют «па­ру».

— Так вы изучаете го­лу­бых на­се­ко­мых? И что ин­те­рес­но­го уда­лось об­на­ру­жить?

— Да. Редкость синих пиг­мен­тов в природе яв­ля­ет­ся при­чи­ной рас­прост­ра­нён­нос­ти струк­тур­но­го синего цвета. То есть та­ко­го цвета, ко­то­рый фор­ми­ру­ет­ся не в ре­зуль­та­те хи­ми­чес­ких, а в ре­зуль­та­те чисто фи­зи­чес­ких ре­ак­ций. Когда свет взаимо­дей­с­т­ву­ет с мик­ро­ско­пи­чес­ки­ми и нано струк­ту­ра­ми на кле­точ­ных стен­ках или экзо­ске­ле­том ор­га­низ­ма. В ре­зуль­та­те чего цвет яв­ля­ет­ся по­рож­де­ни­ем таких эф­фек­тов, как от­ра­же­ние, пре­лом­ле­ние, ин­тер­фе­рен­ция, диф­рак­ция или рас­се­я­ние.

— И эти дан­ные можно как-то ис­поль­зо­вать на прак­ти­ке?

— Да! Например, я их ис­поль­зую в одном из своих про­ек­тов , суть ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся раз­ра­бот­ка гиб­ко­го и удоб­но­го способа оп­ре­де­ле­ния внут­ри­глаз­но­го дав­ле­ния для по­вы­ше­ния ка­чест­ва мо­ни­то­рин­га гла­у­ко­мы.

physics.utoronto.ca/~phy189h1/Causes%20of%20Color%20scientificamerican1080-124.pdf

Голубой цвет

Запрос «Голубой» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Голубой

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(0, 191, 255)

CMYK (c, m, y, k)

(70, 0, 2, 0)

HSV² (h, s, v)

(195°, 100%, 100%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Голубой (#00BFFF)

Голубой (2)

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(0, 184, 217)

CMYK (c, m, y, k)

(80, 0, 17, 0)

HSV² (h, s, v)

(189°, 100%, 85%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Голубой (2) (#00B8D9)

Голубой (3)

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(85, 170, 255)

CMYK (c, m, y, k)

(75, 7, 0, 0)

HSV² (h, s, v)

(210°, 67%, 100%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Голубой (3) (#55AAFF)

Голубой (светлый оттенок синего)

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(128, 166, 255)

CMYK (c, m, y, k)

(56, 12, 0, 0)

HSV² (h, s, v)

(222°, 50%, 100%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Голубой (светлый оттенок синего) (#80A6FF)

Циан

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(0, 255, 255)

CMYK (c, m, y, k)

(100, 0, 0, 0)

HSV² (h, s, v)

(180°, 100%, 100%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Циан (#00FFFF)

Циан (оттенок, более близкий к голубому и синему)

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(0, 204, 255)

CMYK (c, m, y, k)

(100, 20, 0, 0)

HSV² (h, s, v)

(192°, 100%, 100%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Циан (оттенок, более близкий к голубому и синему) (#00CCFF)

англ. en:Blue (голубой, лазурный)

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(0, 128, 255)

CMYK (c, m, y, k)

(98, 60, 0, 0)

HSV² (h, s, v)

(210°, 100%, 100%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Голубо́й цвет — это группа оттенков синего с небольшим смещением в сторону зелёного, таким, что ещё совсем нет ощущения зелёного оттенка, либо просто светлые оттенки тонов синего диапазона. Спектральному голубому приблизительно соответствует оттенок 130 в цветовой системе Windows (00BFFF16). В более широком смысле голубой можно определить как синеватый или слабо-синий, в таком случае голубыми часто называют вещи, которые по контрасту с окружающими выделяются небольшим синим оттенком. Например, голубыми часто называют кровеносные сосуды, вены, поскольку когда они видны под кожей, то их цвет субъективно воспринимается, как выделяющийся синим оттенком.

Происхождение

Голубой цвет не относится ни к основным, ни к промежуточным цветам, не относится к цветам ни 1-го, ни 2-го, ни 3-го порядков (ни в системе красный-зелёный-синий, ни в системе (цветовом круге) красный-жёлтый-синий). В системе красный-зелёный-синий этот оттенок — цвет 4-го порядка (между сине-зелёно-синим и цианом (зелёно-синим)), его можно охарактеризовать, как зелёно-сине-зелёно-синий.

По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы; ср.: лат. columbus — «голубь»); по мнению других исследователей — наоборот, «голубь» от «голубой». Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.

При появлении заметного ощущения зелёного оттенка голубой переходит в циан, затем в бирюзовый.

Английское слово blue может обозначать как синий, так и голубой. Этому цвету приблизительно соответствует оттенок 140 в цветовой системе Windows (140-240-120, 0080FF16).

Природные красители и пигменты

  • Топаз чаще всего бывает голубого цвета. Голубой оттенок топаза вызван ионами титана.
  • Аквамарин и ларимар бывают как голубого цвета, так и зеленовато-голубоватого (цвета циан).
  • Бирюза чаще имеет зеленовато-голубоватые оттенки (цвет циан), но встречаются и голубые экземпляры — в зависимости от месторождения).
  • Лазурит обычно имеет синий цвет, но иногда встречаются и голубые экземпляры. Он служил в древности одним из немногих известных синих пигментов, поэтому был очень дорог (основной источник — Индия).

Голубое небо и физика зрения

Основная статья: Диффузное излучение неба

  • Голубым выглядит небо. На самом деле небо испускает (вернее, рассеивает) лучи всех видимых цветов, но степень рассеяния обратно пропорциональна длине волны в 4-й степени, то есть в рассеянном излучении видимого диапазона спектра максимальна доля фиолетовых, синих и голубых лучей. Для глаза такая смесь кажется голубой.

Технологии цветовоспроизведения, полиграфия

  • В системе CMYK один из четырёх основных цветов — циан — иногда также называется голубым.
  • В анаглиф-очках в сочетании с красным даёт эффект трёхмерного изображения.

Названия оттенков

  • Аквамариновый — ярко-зелёно-голубой, светло-циановый.
  • Бирюзовый — ярко-зелёно-голубой, светло-циановый.
  • Бристольский голубой — ярко-голубой.
  • Бусый — тёмный голубовато-серый или серо-голубой.
  • Васильковый — насыщенно голубой, цвет васильков.
  • Светло-лазурный (лазоревый).
  • Лазурик — особый вид ситца тёмно-голубого цвета.
  • Небесный (небесно-голубой) — тёмный голубовато-серый или серо-голубой.
  • Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.
  • Призрачный голубой — светло-голубой, светлый небесно-голубой.
  • Силковый — голубой, васильковый.
  • Ультрамарин — ископаемое лазурик и получаемая из него краска голубого цвета.
  • Шмальтовый — от названия краски, которую делали из толчёного синего стекла (смальты).

Психология

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Голубой цвет является успокаивающим цветом, способствует физическому и умственному расслаблению, создаёт атмосферу безопасности и доверия. Данный цвет считается признаком творчества, его рекомендуют для учебных аудиторий и кабинетов. Характеристика: стремление к покою, гармонии с окружающими людьми и самим собой, к верности, к глубокомысленным рассуждениями.

В культуре и этнографии

  • «Голубой щенок» — мультфильм.
  • «Голубой» — вид серого оттенка шерсти кошек, например русская голубая. Также англ. blue используется в описании окрасов других животных.

Литературно-культурные и исторические ассоциации

  • В православной традиции голубой — цвет Богородицы, «Заступницы усердной» в молитвенных обращениях русского народа.
  • Голубой — цвет мечты и идеальности. Отсюда понятия «голубая мечта» (то есть прекрасная и труднодостижимая), голубой воришка из «Двенадцати стульев» у Ильфа и Петрова (то есть воришка, который терзался угрызениями совести после краж), голубые волосы Мальвины из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Рей Аянами из аниме-сериала «Евангелион» и Гриммджо Джагерджак из манги/аниме «Блич», голубая характеристика — слишком идеальная.
  • На блюдечке с голубой каёмочкой (подать, принести) — предоставить кому-либо что-то желаемое без малейших усилий с его стороны.
  • Материальным «воплощением» голубого цвета считается камень топаз.
  • Голубые мундиры носили в царской России жандармы. Бытовало даже выражение «голубые штаны». Характерно, что к концу XIX века в русском языке утвердилось слово, обозначающее соответствующий специфический оттенок голубого — жандарм (ярко-голубой с зелёным отливом).
  • Голубой — жаргонное название гомосексуального мужчины в России с начала 1980-х годов (например, песня Ю. Лозы «Мой приятель — „голубой“» 1983 года).

Примечания

  1. Этимологический словарь Фасмера
  2. Происхождение слова Архивная копия от 26 сентября 2007 на Wayback Machine
  3. Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011. С. 479—481
  4. Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011. С. 472.
  5. Русский цвет… С. 477.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Основные цвета (список)

Неспектральная группа (ахроматическая)

Спектральная группа (хроматическая)

HTML

См. также: Основные цвета • Дополнительные цвета • Спектральные цвета • Цветовая модель

Оттенки голубого цвета

зелёный цвет ← → синий цвет

Alice blue Aqua Аквамариновый Baby blue Вода пляжа Бонди Лазурно-серый
#F0F8FF #00FFFF #7FFFD4 #E0FFFF #0095B6 #007BA7
Циановый Зелёная сосна Яйца дрозда Сине-зелёный Бирюзовый Виридиан
#00FFFF #01796F #00CCCC #008080 #30D5C8 #40826D

Почему люди не видели синий цвет до недавнего времени

Ещё недавно в истории человечества такой цвет, как синий, просто не существовал. Нет слова, определяющего этот цвет, в таких древних языках, как греческий, китайский, японский, иврит. Мало того, что нет слова, есть свидетельства, что древние люди не видели этот цвет вовсе.

Как мы узнали, что синего цвета не хватает?

Всё началось с древних произведений. В «Одиссее» Гомер сравнивает цвет моря с цветом тёмного вина, но почему не упоминает синий или зелёный?

В 1858 году учёный Уильям Гладстон (William Gladstone) заметил, что это не единственное странное описание цвета в этом произведении. Гомер описывает также детали одежды, вооружения, брони, черты лица, животных, и цвета, которые он присваивает многим вещам, крайне странные. Например, железо и овцы фиолетовые, а мёд зелёный.

Гладстон решил подсчитать, сколько раз встречается упоминание цветов в «Одиссее». Чёрный приблизительно 200 раз, белый около 100, красный 15 раз, а жёлтый и зелёный менее 10 раз.

Тогда он стал изучать другие древнегреческие произведения и заметил интересную закономерность: нигде не упоминался синий цвет. Нет даже намёка на него. Такое ощущение, что греки жили в тёмном и мутном мире, лишённом ярких цветов. Были только белый, чёрный и цвет металла с редкими вкраплениями красного и жёлтого.

Гладстон предположил, что это была какая-то общая черта, присущая только грекам, но филолог Лазарус Гейгер (Lazarus Geiger) продолжил его работу и пришёл к выводу, что это справедливо и для других древних культур.

Он изучил исландские саги, Коран, древнекитайские истории и древнееврейскую версию Библии. Вот, например, что он написал об индуистских ведических гимнах:

Эти гимны состоят из более 10 тысяч строк, где множество раз встречается описание небес. Едва ли что-нибудь описывается чаще, чем небеса. Солнце, закаты, день и ночь, тучи и молнии и много чего ещё. Но есть одна вещь, о которой невозможно узнать из этих описаний. Это то, что небо синего цвета.

Лазарус Гейгер

В древности не было синего цвета, он не отличался от зелёных и тёмных оттенков.

Тогда Гейгер стал копать дальше и выяснять, когда же появился синий цвет. И выявил ещё одну интересную закономерность. В каждом языке сначала были определения для тёмных и светлых оттенков, далее появлялось слово «красный» — цвет крови и вина, а только потом жёлтый и зелёный. И в самом конце, через много лет, наконец-то появился синий.

Единственная древняя культура, которая различала синий цвет, — египетская. У египтян даже была краска синего цвета.

Если так задуматься, то синего цвета не так много в природе. Есть, конечно, небо. Но действительно ли оно синее? Как мы видим из работ Гейгера, даже священные писания, которые часто описывают небеса, необязательно видят его таковым.

djgis/Shutterstock.com

Один исследователь, Гай Дойчер (Guy Deutscher), автор книги «Сквозь зеркало языка», провёл любопытный эксперимент. Он знал, что один из первых вопросов, который задают многие дети, это «Почему небо голубое?». Так он растил дочь, стараясь при этом не описывать ей цвет неба, и однажды обратился к ней с вопросом, какой цвет она видит, когда смотрит на небо.

Девочка не могла ответить. Небо было для неё сначала бесцветным. Далее она решила, что оно белое. И только спустя некоторое время пришла к выводу, что оно синее.

Синий цвет был для неё не первым, который она увидела. Он был последним.

Могут ли люди видеть цвета, которым ещё нет определения?

Ответ на этот вопрос дать сложно, потому что мы не знаем, что происходило в голове у Гомера, когда он описывал море цвета тёмного вина и фиолетовых овец. Но мы знаем, что древние греки и представители других древних культур имели такое же биологическое строение и способность воспринимать цвета, как и мы с вами.

Но действительно ли вы можете видеть то, чему ещё нет описания?

Учёный Джули Давидофф (Jules Davidoff) специально ездил в Намибию, чтобы выяснить это. Там он провёл эксперимент в местном племени химба, которое говорит на языке, где нет определения синему цвету и нет различий между голубым и зелёным.

Эксперимент с племенем химба

Он показал им круг с 11 зелёными квадратами и одним голубым. Члены племени не смогли показать, какой из них отличается.

Но химба имеют в запасе больше слов, описывающих зелёный цвет, чем мы. Когда они смотрели на круг из зелёных квадратиков, где один немного отличался оттенком, они сразу же указывали на него.

А вы сможете?

Эксперимент с племенем химба

Для большинства из нас это сложно.

Вот он, другой квадратик.

Эксперимент с племенем химба

Джули Давидофф сделал вывод, что без слова, определяющего цвет, без способа его идентификации, нам очень сложно заметить какое-то различие, хотя наши глаза физически их воспринимают.

Итак, прежде чем синий цвет стал общепринятой нормой, люди могли видеть его, но не понимали, что они видят.

Получается, что новые цвета постепенно появляются в нашем мире. Не фактически (они уже существуют в природе), просто с течением времени люди развивают способность видеть и различать их.

Интересно, видите ли вы сейчас что-нибудь, что другие пока не видят? И действительно ли это что-то существует?

Почему древние люди не видели синий цвет

Как мы поняли, что синего не хватает

Как известно, в «Одиссее» Гомер описывает «море цвета темного вина». Но почему «цвета темного вина», а не «темно-синее» или «зеленое»? В 1858 году ученый Уильям Гладстон, который позже стал премьер-министром Великобритании, заметил, что это не единственное странное описание цвета у великого грека. Несмотря на то что поэт в каждой песне приводит описания сложных деталей одежды, доспехов, оружия, черт лица, животных и многого другого, упоминаемые им цвета кажутся странными: железо и овцы — фиолетовые, мед — зеленый.

Гладстон решил подсчитать, сколько раз упоминается в книге каждый из цветов. Черный встречается около 200 раз, белый — приблизительно 100, а вот остальные цвета упоминаются редко: красный — менее 15 раз, желтый и зеленый — менее 10. Изучив другие древнегреческие тексты, Гладстон обнаружил ту же закономерность — в них не было ничего, что описывалось бы как «синее». Такого слова даже не существовало.

Казалось, греки жили в мутном, грязном мире, лишенном ярких красок, по большей части черного, белого и металлического цветов со случайными вспышками красного и желтого.

Гладстон предположил, что это, возможно, было уникальной особенностью греков. Но филолог Лазарь Гейгер продолжил его исследования и выяснил, что эта закономерность прослеживается и в других культурах.

Он изучал исландские саги, Коран, древние китайские рассказы и древнееврейский текст Библии. Анализируя индуистские ведические песнопения, он отмечает: «Эти тексты, включающие более десяти тысяч стихов, полны описаний небес. Вряд ли какой-либо объект описывается чаще. Солнце и игра цвета на краснеющем во время восхода крае неба, облака и молнии, воздух и эфир — все это разворачивается перед нами снова и снова. Но в этих древних песнях нигде не упоминается, что небо — голубого цвета».

У этих народов не было синего — потому что его не могли отличить от зеленого или более темных оттенков.

Гейгер решил выяснить, когда слово «синий» появилось в языках, и обнаружил странную закономерность. В каждом языке изначально существовали слова для черного и белого, тьмы и света. Следующее по времени появления обозначение цвета в каждом изученном языке — слово «красный», цвет крови и вина. После красного традиционно появляется желтый, а позже — зеленый (хотя в некоторых языках желтый и зеленый меняются местами). Последним во все языки приходит синий.

Единственной древней цивилизацией, создавшей слово для синего, были египтяне — и вполне закономерно, что единственной культурой, производившей синий краситель, также была древнеегипетская.

Если подумать, синий не так уж часто встречается в природе: синих животных почти не существует, голубые глаза — редкость, а синие цветы по большей части являются результатом селекции. Конечно, есть небо, но голубое ли оно на самом ли деле? Как мы узнали из работы Гейгера, даже в священных текстах, в которых небо упоминается постоянно, оно все равно не обязательно «синее».

Действительно ли небо голубое

Исследователь Гай Дойчер, автор книги «Сквозь зеркало языка: почему на других языках мир выглядит иначе», провел социальный эксперимент. В теории один из самых первых детских вопросов во всем мире — «Почему небо голубое?». Ученый вырастил свою дочь, стараясь никогда не заострять внимание на цвете неба, а затем однажды спросил ее, какой цвет она видит, когда смотрит ввысь.

Альма, дочь исследователя, не знала ответа. Для нее небо было бесцветным. Сперва она решила, что небо белое, а потом в конечном итоге, что оно голубое. То есть голубой цвет не был первым, который она увидела, и это был не тот ответ, к которому она интуитивно склонялась, хотя именно на нем она остановила в итоге свой выбор.

Получается, до того, как появилось это слово, люди не видели синего цвета?

С этим предположением все немного сложнее, потому что мы не можем точно сказать, о чем думал Гомер, когда описывал море цвета «темного вина» и фиолетовую овцу, — но мы точно знаем, что древние греки и вообще все древние цивилизации имели то же строение глаза и мозга, а следовательно, ту же способность различать цвета, что и мы.

Но можете ли вы увидеть нечто такое, для описания чего у вас нет подходящего слова?

В поисках ответа на этот вопрос исследователь Жюль Давидофф отправился в Намибию, в гости к племени химба. Это племя говорит на языке, не имеющем специального обозначения для синего, в нем синий и зеленый «слиты» на лексическом уровне.

В рамках эксперимента членам племени показали круг, где 11 квадратов были зелеными, а 1 — синим. Большинство участников не смогло выбрать тот, который отличался от других. Те же, кто разницу все-таки заметили, потратили намного больше времени и сделали при этом больше попыток, чем потребовалось бы даже слабовидящему человеку из развитой страны.

С другой стороны, у племени химба оказалось больше слов для определения оттенков зеленого, чем в английском языке. Взглянув на круг зеленых квадратов, один из которых немного отличается оттенком от остальных, они могут мгновенно определить, какой из квадратов не такой, как все. А вы?

Какой квадрат отличается от других?

Для большинства из нас это сложное задание.

Сдаетесь?

Вот квадрат, отличающийся от других:

Давидофф пришел к выводу, что без слова для описания цвета, без идентификации его как отличающегося нам намного сложнее заметить разницу между цветами — даже если наши органы зрения обладают точно такими же физиологическими характеристиками, как глаза тех, кто легко видит эту разницу.

Выходит, до того, как синий стал распространенным понятием, люди могли видеть его — но, похоже, они не знали, что видят. Если вы видите что-то, но не знаете об этом, существует ли оно? Большой вопрос, который следует переадресовать представителям существующей с недавних пор науки нейрофилософии.

Однажды в сказке (Сезон 3)

Много лет назад Эмма (Дженнифер Моррисон) совершила огромную ошибку: отказалась от родного ребенка. Память об этом не давала ей спокойно жить до тех пор, пока мальчик не появился на пороге ее дома. С той самой минуты жизнь Эммы балансирует на грани реальности и сказки, бросая ее из одного мира в другой и заставляя справляться с могущественными колдунами. Теперь от девушки зависит не только ее судьба, но и будущее необычного городка Сторибрук.

Сюжет третьего сезона можно условно разделить на две части, обе сосредоточены на спасении от разрушительного влияния темных чар. Для начала нужно было вернуть Генри из темной страны Нетландии, но тут не обошлось без последствий. Хотя Генри вместе с матерью смогли обосноваться в Нью-Йорке и радоваться обычной жизни, они не помнят абсолютно ничего о своем прошлом. Но Зачарованному Лесу необходима помощь, а Эмма вместе с сыном сыграют в этом не последнюю роль.

В третьем сезоне сериал Однажды в сказке познакомит зрителей с новыми героями: русалкой Ариэль, Рапунцель, Питером Пэном и многими другими. Очень колоритно выглядит Нетландия — заколдованное место, из которого необходимо высвободить Генри. Любопытно посмотреть на переплетение реального и выдуманного миров, путешествие героев из нашего времени в настоящую сказку.

Дзюба снимется в фильме «Я не Дзюба», он сыграет самого себя

Сегодня стало известно, что нападающий сборной России Артём Дзюба сыграет в фильме Леонида Пляскина «Я не Дзюба». По сюжету мальчик хочет стать футболистом, но не может нормально играть из-за лишнего веса. Он считает, что никогда не станет профессионалом. На помощь в роли ангела приходит Артём Дзюба, который вселяет в мальчика уверенность в собственных силах.

Фото: Erwin Spek/Soccrates/Getty Images

Правда, чуть позже генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки заявила, что Дзюба был не особо в курсе того, что будет сниматься в кино и узнал об этом от неё. Но мы верим, что фильм с Артёмом в одной из главный ролей выйдет на экраны.

Футболисты уже не в первый раз появляются в кино. До Дзюбы было ещё несколько игроков — и тоже именитых.

Руслан Нигматуллин

Голкипер известен не только своей футбольной карьерой, но и самой разнообразной деятельностью. Сейчас он и диджей, и телеведущий, но ещё Руслан запомнился эпизодическими ролями в русских фильмах и сериалах. Сначала сыграл в сериале «Счастливы вместе», где у него была эпизодическая роль. Его просто ослепили вспышками. Больше всего Нигматуллин запомнился в фильме «Коробка», где сыграл строгого тренера. Известный голкипер играл за московский «Спартак», и в фильме он тренирует молодых ребят из спартаковской академии.

Александр Кержаков

Сейчас бывший нападающий «Зенита» и сборной России тренируют юношескую сборную России, но в 2011 году Александр засветился в фильме «Выкрутасы», где простые мальчишки вместе преодолевали свои проблемы, объединялись и превращались в настоящую футбольную команду. Кержаков поучаствовал только в последней сцене фильма. Он провёл с юными футболистами тренировку и даже встал в ворота. Ещё нападающий поучаствовал в мини-сериале «Большая игра». Всем эта картина запомнилась по пронзительной речи о нашей стране, которую выдал Дмитрий Колчин. В этом сериале Кержаков сыграл самого себя и запомнился несколькими репликами. Также в картине принимал участие Роман Широков.

Фёдор Черенков

Легенда московского «Спартака» нередко появлялась на экранах русского кино. Черенков участвовал в сериалах «Счастливы вместе» и «Воронины», но поклонники футболиста со стажем помнят, что он снялся в эпизодической роли в фильме «Ни слова о футболе» в 12-летнем возрасте. В финале картины Фёдор эффектно пробивает «ножницами», но этот гол не помогает его команде «Орлёнок» победить.

Андрей Аршавин

В 2010 году режиссер Илья Шиловский захотел снять комедию «Я не Аршавин», где в главной роли должен был быть сам Аршавин. Эта идея чем-то напоминает картину «Я не Дзюба». Сюжет был завязан на толстом мальчике, который мечтает играть в футбол, но вес в 150 кг мешает ему. Он обращается к постеру Аршавина, и знаменитый игрок сборной в образе волшебника или видения должен был помочь главному герою. Ещё Аршавин снимался в сериале «ОБЖ-2». Там Андрей сыграл самого себя и помогал школьной команде. Он принёс победу молодым футболистам.

Дмитрий Сычёв

Бывший нападающий «Локомотива» снялся в ситкоме «Наша Russia». Он сыграл самого себя и должен был помочь омскому «Газмясу». Сычёв потребовал 10 тыс. долларов, и тренер после этого отказался. Ещё Дмитрий принимал участие в картине Данилы Козловского «Тренер». Там он играл футболиста по фамилии Додин.

Из архивов: история голубого цвета в моде

Дама в голубом
В одну из петербургских зим десятых годов многие
обратили внимание на её манто из светло-голубой ткани,
украшенное лебяжьим пухом, которое делало её похожей
на Снегурочку, снежную фею.
Элиан Мок-Бикер. «Коломбина десятых годов»
Небо бывает разным. Бледным зимним, когда голубой цвет едва-едва можно уловить. Ярким сочным майским. Вечерним бирюзовым, лазурным полуденным. У голубого множество оттенков, но он остаётся, прежде всего, небесным цветом. И цветом второй голубой стихии – воды. Так что можно не удивляться тому, что в историю он вошёл как цвет божественности, вечности, идеала, тайны – в том числе и тайны женской, от голубых одеяний древних египтянок и римлянок до голубого покрывала Девы Марии. «Голубая мечта», романтика, одухотворённость – это тоже о нём. Он успокаивает, уверяет, что добр и невинен; но он же порою и печалит, так что, когда создавали новую расцветку тартана, клетчатой ткани, в память о погибшей леди Диане, в качестве главного выбрали нежный голубой оттенок…
Как и зелёный, голубой, цвет природы, не может «выйти из моды». Он может только на какое-то время откатиться – и нахлынуть вновь, как голубая волна.
Когда-то, на заре Средневековья, этот цвет казался слишком блеклым на фоне других, ярких красок, но постепенно люди научились ценить его красоту. Крестьянское платье и королевский плащ, повседневная и праздничная одежда, рыцарские гербы, девичьи платья и военные мундиры – голубому всюду найдётся место. Тем более, что он умеет быть и нежным, и величественным.
В XVII веке в моду вошли портреты, на которых дамы представали перед зрителем не в своей парадной одежде, а в относительно свободных домашних платьях – более приоткрытое, чем обычно, тело, и многочисленные фантастические складки светлых тканей были призваны отобразить красавиц вне времени, вне своей эпохи. Иногда они изображали богинь из античной мифологии, иногда – пастушек или христианских святых. И, наверное, глядя на портрет очередной королевской фаворитки, на плечи или на колени которой было накинуто покрывало голубого цвета, цвета девы Марии, или же одетой в лазурное, цвет верности, многие задумывались о грехах, поднятых настолько высоко, что они ставились уже не в вину, а в заслугу…
Впрочем, другие дамы носили невинный голубой совершенно справедливо. Ну а голубые платья знатных «пастушек» напоминали о радостях пасторальных.
Впрочем, мужчины тоже не отказывались от нежно-голубого. Камзол, штаны, отделка небесного цвета выглядели необычайно эффектно, а это была эпоха, когда щёголи привлекали к себе внимании не меньше, а то и больше, чем щеголихи. А голубые плащи королевских мушкетёров? Необязательно увлекаться военной историей, достаточно вспомнить романы Дюма!
Когда век спустя один из самых знаменитых английских художников, Томас Гейнсборо, отдавая дань не менее знаменитому Ван Дейку, напишет портрет мальчика в костюме XVII века, тот войдёт в историю, как «Мальчик в голубом». Был ли он сыном богатого коммерсанта, как полагают, нам точно неизвестно, но вот уже более двухсот лет мы любуемся переливами голубого шёлка.
Галантный XVIII век, поклонник нежно-изысканных цветов, полюбил голубой цвет ещё сильнее. Вот теперь он по-настоящему царствует в моде. Кавалеры в голубом и дамы в голубом, платья, жилеты, «парчовые по голубой земле панталоны, расшитые мелкими серебряными «травами»», нарядная подкладка, бесконечные банты и бантики, шляпы…
Иногда выбирали полностью голубой костюм, а иногда добавляли голубого чуть-чуть, но даже эта небесная капелька мгновенно оживляла весь образ.
Начало XIX века будет поначалу посвящено белому цвету, а затем цветам достаточно сочным, но голубой не забудут.
В 1830-ые и 1840-ые носили вечерние бархатные платья нежных цветов, и, конечно же, одним из самых популярных был голубой; подбивали голубой шерстяной платью всевозможные накидки, в которые дамы кутались на улице. Голубым можно было оживить чёрный цвет – скажем, «мантелеты из черной тафты подбивают розовой или голубой тафтой, которая видна, когда концы мантелета отворачиваются», или подбить голубым атласом чёрную атласную же шляпку.
В 1850-ые не отставали: «Платье голубое из китайской материи – lampas – которая усыпана мелкими белыми цветочками, точно серебром; корсаж времён Людовика-Пятнадцатого обшит узенькими блендами. На голове маленькая наколка из голубых лент довершает наряд».
В 1860-ых годах, в связи с развитием производства искусственных красителей, в моду входят яркие оттенки; настолько яркие, что, как выразился один французский историк, цвета платьев «не просто кричащие, они ещё и отчаянно ругающиеся друг с другом». Что ж, его можно понять – когда у вас перед глазами радуга из «фиолетовых платьев чересчур фиолетового цвета», «пурпурных или алых, как мак, шелков и травянисто-зелёных нарядов», в глазах начинает рябить. Однако был и есть цвет, который, каким бы ярким он ни был, раздражать, тем не менее, не будет. Голубой. Пусть пронзительный, пусть очень сочный, бирюзовый, цвета самого яркого, тёмно-голубого майского неба – взгляд отдохнёт на нём всё равно. Правда, ворчливый француз ругал и «ярко-бирюзовые шарфы» – но кто знает, может быть, их хозяйки просто накидывали их поверх пурпурных платьев? В конце концов, красовались же подружки невесты знаменитого писателя Оскара Уайльда «в пурпурных шелках и в светло-голубых муслинах». А вот чисто голубой наряд, скорее всего, подкупил бы и этого критика.
Эмиль Золя так вывел в одном из своих романов французскую императрицу Евгению, прославленную красавицу и законодательницу мод: «Тем временем появилась императрица в сопровождении госпожи де Льоренц. На ней было скромное платье из голубого шёлка с туникой из белых кружев. Она медленно прошла вдоль цепи дам, улыбаясь и грациозно склоняя обнаженную шею, украшенную одной лишь голубой бархаткой с бриллиантовым сердечком».
Вот платье покроя «принцесса» (узкое, не разделённое на юбку и лиф, плотно облегающее талию и бёдра), чья хозяйка чувствовала себя, вероятно, одной из самых модных дам 1878 года. Ещё бы! Новый фасон в честь принцессы Уэльской, такой обманчиво-простой – и роскошная ткань с небесно-голубыми узорами на золотистом фоне.
А восемнадцатилетняя художница Мария Башкирцева, до самого конца своей короткой жизни остававшаяся женщиной, которая тщательнейшим образом следит за тем, во что она одета и какое впечатление производит на окружающих, писала в своём дневнике в 1876 году: «Я явилась к завтраку в восхитительном костюме: неаполитанская рубашка из китайского крепа небесно-голубого цвета, обшитая старинными кружевами, очень длинная юбка из белой тафты, спереди задрапированная куском полосатой восточной материи, состоящей из цветов – белого, голубого и золотого – и связанной сзади. Вся материя падает естественными складками, как простыня, завязанная передником. Вы не можете себе представить ничего более красивого и более странного.
Кстати, о сочетаниях цветов. Некогда голубой смело сочетали с розовым – теперь мы, пожалуй, и не рискнём это сделать, слишком уже конфетно-сладким кажется такое сочетание, а вот эпоха платьев, похожих на десерты, могла себе это позволить.
Эмма, героиня одноимённого романа Джейн Остен, доказывала подруге, что «голубая лента, будь она хоть небесной красоты, никогда не подойдет к желтой материи». Юная мисс, у которой всегда и обо всём было собственное мнение, погорячилась – ведь дело, как всегда, в оттенках. В романе «Театр» Сомерсета Моэма двум актрисам предстоит сыграть в одной сцене: «Чтобы оттенить цвет глаз и подчеркнуть белокурые волосы Эвис, они одели ее в бледно-голубое платье. Для контраста Джулия выбрала себе жёлтое платье подходящего оттенка». То же самое намеревается сделать и одна из героинь гоголевского «Ревизора»:
Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.
Марья Антоновна. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное.
Анна Андреевна. Цветное!.. Право, говоришь – лишь бы только наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.
Впрочем, об этом задумываются не только литературные герои. Помню первую реакцию на подарок, ослепительный шёлковый платок от Hermes: «Как это можно носить?! Как это может нравиться?! Ярко-голубой и золотисто-жёлтый вместе!» Но прошли годы, и кажется, будто нет более прекрасного сочетания, чем голубой и золотой, золотистый, цвета неба и солнца.
А голубой и кремовый – ещё более элегантный вариант, которому мода отдавала дань на протяжении долгих десятилетий. В начале XX века, на переломе двух эпох, когда цвета истончились, размылись и сделались нежными, как никогда, голубой, цвет воздуха и воды, превращал реальных женщин в фей.
На самом деле голубой – действительно волшебник, ведь он может сделать любой повседневный костюм нарядным. Или, по крайней мере, почти нарядным. С голубой шёлковой рубашкой «заиграют» голубые джинсы, голубое пальто превратит зимний февральский день в весенний мартовский. Он одинаково прелестен и в белье, и в верхней одежде.
Ляпис-лазурь, бирюза, сапфир, голубой топаз, аквамарин – главное, выбрать именно свою драгоценность!

А ведь у цвета и оттенков тоже есть история

История цвета

Леонардо да Винчи(1452-1519) Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения — Леонардо да Винчи. Он установил, что мноогобразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов — 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспектов цветов: художественный и физический.

Исаак Ньютон(1643-1727) Полтора века спустя 23-х летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц «Труд о природе цвета». Его автором был Иоганн Вольфганг Гете . Именно так, всем известный немецкий поэт васказывался по этому поводу так: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения…». Свое учение о цвете он ценил выше, чем «Гец» или «Ифигению». Особенный интерес вызывает «часть о воздействии цветов на зрение и разум».

Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, исли смотреть из темноты на освященный предмет, виден и цвет предмета. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливаю друг друга, а другие приглушают.

В наше время книга Гете во многом устарела, но ее часть посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости.

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза»

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет — «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название — «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» — с тёмным морем, «красный» — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.