Геометрия вокруг нас

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии

09 Февраля 2016

Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды (Анри Картье-Брессон).

Фото: Ronald Koster

Когда мы думаем о композиции в фотографии, первое, что приходит в голову — это золотое сечение, правило третей, формат кадра, контраст, точка съемки…

Но есть еще один важный элемент в композиции – геометрия. Геометрия в фотографии — это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии.

Геометрические объекты обычно вспомогательные, они усиливают восприятие и могут объединять отдельные элементы фотографии в единое целое. Выбирая ту или иную геометрическую форму в фотографии, автор может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата оказываются очень активными зонами, а для круга или овала – это центр. Не случайно, с давних времен сложилась традиция портретов в овале. Углы не отвлекали внимание от главного — изображения лица. Наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент – это линии. Более подробно о них читайте в нашей отдельной статье.

Фактически, любой объект окружающей среды можно сравнить с какой-либо геометрической фигурой, но все они пробуждают у зрителя разные эмоции и чувства. Простые геометрические формы, такие как круг и квадрат, намного быстрее фиксируются нашим глазом и воспринимаются мозгом, а следовательно и лучше запоминаются, нежели сложные и неправильные. Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, эллипс, ромб всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и (не удивляйтесь) эмоционально.

КВАДРАТ В КОМПОЗИЦИИ

Квадрат — это самая устойчивая, законченная форма, готовая вызывать утверждающие образы. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время, квадрат воспринимается несколько приземленно и тяжеловесно.

Фото: Robertino Nikolic. “Свет играет с геометрией или геометрия со светом?”. Победитель конкурса Black & White Spider Awards, 2007.

Фото: Alma (источник — 1510.deviantart.com)

Фото: G. Diaz Deleon

ПРЯМОУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ по горизонтали вызывает ощущение стабильности, покоя, основательности.

Фото: Guerel Sahin

Фото: Guerel Sahin

Особенно гармонично смотрится, если он выполнен в пропорциях «золотого сечения». Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ вдоль вертикали, создаёт ощущение лёгкости, воздушности.

Фото: Joe McNally

ТРЕУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Треугольник — наиболее часто встречающаяся в природе форма. Треугольник — самая динамичная, неустойчивая форма, которая ассоциируется с движением, развитием, скоростью. В положении «вершиной вверх» вызывает образы устойчивости, стабильности (пирамида). Несколько треугольников — позитивное динамическое движение. В положении «вершиной вниз» – шаткое равновесие, балансировка. В отличие от прямоугольника, стороны не противостоят друг другу, а меняют направление развития. Это может быть использовано для создания конкретных образов. Треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства.

Фото: Josh Johnson

КРУГ В КОМПОЗИЦИИ

В форме круга более чем, в какой̆ — либо, выражена идея природы, земли, мироздания. Круги изобилуют как в природе, так и в мире рукотворных предметов. Поэтому такие понятия как «добро», «жизнь», «счастье», «процветание» ассоциируются у человека именно с этой̆ формой̆. Данная форма направляет взгляд внутрь кадра. Круг ассоциируется с чем-то легким, воздушным и при этом – уравновешенным. Но, в отличие от квадрата, это равновесие ближе к физическому понятию «неустойчивое равновесие». Круги — самые приятные глазу фигуры, которые можно смело использовать в кадре. Они сразу приковывают внимание зрителя и, благодаря своей идеальной симметричности, привносят в изображение гармонию. Поскольку у круга нет углов, он прекрасно контрастирует с прямоугольным обрезом кадра.

Фото: Steve McCurry

Фото: Georgios Karamanis

Фото: Elia Locardi

Как и треугольник, круг — очень эффектная геометрическая фигура, которую можно с пользой применить в композиции кадра, хотя и с другим смыслом. В отличие от диагоналей, заряжающих кадр динамикой и напряжением, кривые линии создают гармонию. Таким образом, можно создавать выразительные и информативные композиции, основанные на простых геометрических фигурах.

Фото: William Morris Kahn

Фото: Joe McNally

Фото: Joe McNally

Геометрические объекты можно условно разделить на три группы по их функциям: направляющие линии, разделители пространства и обрамление. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.

Фото: Вадим Докторов

Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя. Обрамляющий элемент должен иметь интересный цвет, форму, текстуру или иные примечательные характеристики, но стоит помнить, что обрамляющие элементы должны направлять, а не отвлекать. Особенно хорошо в этом плане работают треугольники или арки. Арка способна создать интересную динамичную композицию.

Фото: Guerel Sahin

Фото: Ian Plant

Фото: Tom La

Пробуйте, экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете использовать сразу несколько геометричских фигур для построения композиции.

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Ракурс

Равновесие в композиции

Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде»

ПРОЕКТ «УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ НА ПОСУДЕ» МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС Кожевникова Виктория ученица 2 «Б» класса МБОУ ИСОШ №1

Тема проекта: «Узоры и орнаменты на посуде». Цель и задачи проекта: научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.

Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, а также элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Орнамент, в переводе с латинского языка, означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Узоры и орнаменты мы видим повсюду. Они применяются в различных областях, имеют разные способы создания . Орнаменты бывают растительные, с изображением животных, людей и геометрических фигур. Я создала альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором разместила фотографии узоров, которые есть у меня дома, которые я видела в различных местах и исчерпала из различных источников. Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде!

МАСЛЕНКА

БОКАЛЫ

БЛЮДЦА

ТАРЕЛКИ

ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ

Когда я изучала, какие бывают узоры и орнаменты, я узнала, что есть посуда, расписанная в народном стиле: гжель, хохлома, жостово. Гжельская посуда из керамики, хохломская – деревянная, а жостово славится своими подносами.

ГЖЕЛЬ

ХОХЛОМА

ЖОСТОВО

МОИ ОРНАМЕНТЫ Здесь были вставлены рисунки.

Проект Проект «Математика вокруг нас Узоры и орнаменты на посуде»

Слайд 1

Моя проектная работа называется «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».

Слайд 2. Целью моего проекта стало самостоятельное оформление посуды геометрическими узорами. Задачи, которые я перед собой поставил: 1. Узнать что такое узор, орнамент. 2. Познакомиться с использованием в декоративном украшении различных геометрических узоров. 3. Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.

Слайд 3. Реализовав данный проект, я смогу доказать, что геометрические узоры повсюду, что вокруг нас.

Слайд 4. УЗОР — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.

Слайд 5. ОРНАМЕНТ — это украшение, которое состоит из рисунков, которые повторяются через определенное расстояние.

Слайд 6. Я создал «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены наиболее понравившиеся мне фотографии посуды с геометрическими узорами.

Это орнамент на тарелке из квадратов.

Слайд 7. Это белые с чёрными кругами чашки и чёрные блюдца с белыми кружками.

Слайд 8. Это белая чашка с разноцветными кольцами и белое блюдце с разноцветным орнаментом по краям.

Слайд 9. Это узор из геометрических фигур на чашке.

Слайд 10. Стеклянные стаканы с разноцветными кружками.

Слайд 11-12. Работая над проектом, узнав, как чередуются элементы узоров на посуде, поняв, правила их расположения друг за другом, я решил попробовать себя в роли дизайнера и художника.

И вот что у меня из этого получилось! (Показывает стакан).

Слайд 13. Теперь с уверенностью можно сделать вывод: геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, поэтому мы так редко обращаем на это своё внимание.Посмотрите внимательно, ВОКРУГ НАС!

Проект «Геометрия вокруг нас»

Валентина Владимировна Верещагина
Проект «Геометрия вокруг нас»

Информационная карта проекта: Геометрия вокруг нас.

МАДОУ «Детский сад № 50 г. Благовещенска»

Автор проекта: Верещагина Валентина Владимировна

Объект проекта: геометрические фигуры.

В качестве объекта исследования выбраны геометрические фигуры, что обусловлено рядом причин:

1. Геометрические фигуры окружают нас постоянно, однако большинство детей не обращают на них внимания; не видят математические отношения между объектами в окружающем мире.

2. Геометрические фигуры — прекрасный объект для практической деятельности. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи между величинами, свойствами, числовыми характеристиками фигур, пространственным взаиморасположением. Эти знания просто необходимы каждому ребенку в школьном обучении.

3. Геометрические фигуры формируют конструкторские навыки, самостоятельность, творческое воображение, которые выражаются в различных продуктах детской деятельности.

4. Геометрические фигуры – это интересно и доступно каждому.

Актуальность проекта:

Огромную роль в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность.

Чаше всего дошкольники имеют общие представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях, величине, но при этом они недостаточно знают о способах преобразования фигур. У детей недостаточно развиты творческо — конструктивные навыки, логическое мышление. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия математических знаний. В любом месте можно найти интересные для наблюдения окружающие объекты: дома, скамейки, игрушки, книги и т. д. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Практика показала, что сами дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Чтобы сформировать интерес к геометрическим фигурам, пробудить познавательную потребность, развить наблюдательность и творческую инициативность, возникла идея о создании проекта, который предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом, возможностями и желаниями детей, образовательной программой. Проект обогатит и расширит представления о геометрических фигурах и о геометрии в целом.

Идея проекта: Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов, коммуникативных навыков в процессе исследования геометрических фигур.

Этапы проекта:

1.- подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.

2. – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3.- обобщающий (итоговый, заключительный): обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, творческая самореализация.

В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывается при разработке проектно – исследовательской деятельности. Знания, полученные в д/с -это толчок для детей при самостоятельных наблюдениях, исследовании, обобщении материала; способствуют интеллектуальному развитию личности ребенка. Знания являются лишь «средством», а не целью развития творческих способностей детей.

Методика работы с детьми в рамках проекта «Геометрия вокруг нас» разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети наблюдают, рисуют, экспериментируют, лепят, играют, сочиняют сказки и стихи,слушают музыку, знакомятся с художественными произведениями.

Задачи:

— Расширять представления о геометрических фигурах, показать значимость геометрических знаний в современном мире;

— познакомить детей с разнообразием геометрических объектов, их свойствами;

— обобщить и систематизировать знания детей;

— развивать навыки исследовательской и преобразовательной деятельности, в процессе практического определения свойств и качеств предметов;

— развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности и планировании этапов своих действий в игровой и конструкторской деятельности;

-обогащение и активизация словаря детей, расширение их общего кругозора

— развивать умение обобщать, фантазировать, наблюдать;

— развивать умения рассуждать логически, обосновывать свое мнение;

— побуждать к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

— развивать познавательный интерес к геометрическим фигурам, как способу изучения окружающего мира;

— воспитывать умение работать в команде;

— развитие внимания и самостоятельности; творческого потенциала;

— осуществление просвещения родителей по вопросам интеллектуального и творческого развития дошкольников в домашних условиях.

Классификация проекта: познавательно -творческая.

Предметно — содержательная область: межпредметная.

Характер контактов: внутригрупповой.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

По данному проекту могут работать педагоги любой группы дошкольного учреждения, начиная с младшего дошкольного возраста. Специализация проекта состоит в том, что его изучение может быть продолжено в начальной школе. Проект можно рассматривать и как дополнение к любым общеобразовательным и комплексным программам. Содержание проекта отражает материал всех блоков образовательной программы.

Важно и то, что реализация проекта не только способствует умственному развитию ребенка, формированию математических понятий, но и развитию ребенка как личности: его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического вкуса, самостоятельности, конструкторских навыков, воображения, творческих способностей. Работа по проекту может осуществляться как в помещении, так и на улице в процессе наблюдений.

Формы, методы и объем работы педагога зависит от возрастных особенностей детей. Малыши в процессе игры знакомятся с основными фигурами, их признаками, величиной; учатся сравнивать «на что похоже». Дошкольники средней группы учатся самостоятельному наблюдению. Чем старше дети, тем менее значима руководящая роль педагога, тем больше объем и разнообразнее выполнение ребенком исследовательских работ и разнообразнее формы обобщения материала. Результаты исследований обобщаются, в основном, в виде рисунков, соревновательных игр и коротеньких рассказов. К реализацию проекта обязательно привлекаются родители. Хорошо, если работа над проектом может продолжится в школе.

Возрастная группа: дети дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

Количество участников проектов: коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Проект может быть и краткосрочным: продолжительность определяется самим педагогом в зависимости от тематики, заинтересованности педагога и воспитанников, поставленных задач.

Рекомендации педагогам. Реализуя проект необходимо помнить:

1. Работа должна быть организованна так, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что проект – это интересные задания, которые без него не выполнят.

2. Необходимо предоставить детям свободу выбора путей решения заданий, в отборе объектов, материалов для продуктивной деятельности. В вопросах действий каждого ребенка проявляется его индивидуальность, творчество, психологические особенности. Такие работы интереснее обсуждать, сравнивать.

3. Умейте заметить даже небольшой успех каждого ребенка, похвалите. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

4. Доброжелательно и заинтересованно относитесь к детским исследованиям. Помните: «Ребенок не должен бояться ошибиться!» Прямо не указывайте на ошибки, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.

5. Старайтесь избегать выводов. Дети в процессе самостоятельной или совместной деятельности делают открытия сами, а педагог подводит к пониманию, акцентирует внимание на важные моменты.

6. Старайтесь поддерживать познавательный интерес ребенка, его любознательность. Это залог успеха реализации проекта.

7. Поддерживайте уверенность в детях. Не торопитесь прервать рассуждения ребенка. У него своя логика, дайте ему возможность рассуждать, доказывать свое мнение.

8. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание.

9. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, удивительное рядом.

10. Работу над проектом надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие задания.

11. Помните о личностной ориентации, индивидуальном подходе к каждому ребенку. Дайте возможность каждому ребенку передать свои впечатления воспитателям, родителям, друзьям. В разных формах: конструировании, рисунках, аппликации, лепке, стихах, сказках, рассуждениях. Старайтесь подчеркнуть неповторимость каждой работы.

12. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка. Педагог не руководитель, а соавтор проекта.

13. Развивайте творчество и фантазию: как свою, так и детскую.

14. Привлекайте родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, как помощников, которые могут поделиться своим опытом.

15. .Сотрудничество сближает, помогает развить творческий потенциал

Подготовительный этап.

Воспитатель, организуя работу над проектом: проводит наблюдения, интеллектуальные и подвижные игры, исследования, дает задания, привлекает родителей, помогает в оформлении результатов, создает условия для развития творческих способностей детей. Педагог совместно с детьми должен продумать проблему, подобрать литературу, необходимое оборудование и материалы, для обогащения ППС и развития познавательно – творческого потенциала.

Организационный этап:

Дети затрудняются определить, из каких геометрических фигур составлен предмет, его изображение; затрудняются в творческом конструировании предметов из геометрических фигур; у дошкольников нет интереса к геометрии, пространственному ориентированию.

Перед началом работы поводится беседа. Она поможет выяснить представление участников проекта о фигурах, их отношение к ним, заинтересованность проблемой. В процессе обсуждения проблемы педагог направляет мысль детей, сравнивает предположения детей, обобщает сказанное, помогает прийти к общему выводу, закрепляет название и назначение фигур.

Проведение опроса детей в каждой возрастной группе проводиться с использованием «Модели трех вопросов»

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Как мы это узнаем?

Формирование проблемы проекта

Проект можно начать с обобщающей беседы о значении геометрических фигур, о том где их можно встретить, как использует человек знания о геометрических фигурах в жизни. Почему важно изучать математику?

Проблемная ситуация

— Давайте представим, что все фигуры вдруг исчезли. Что произойдет на Земле? В нашем городе (в садике, дома? Изменится ли тогда наша жизнь?

Воспитатель предлагает посмотреть вокруг и назвать предметы, где встречаются геом. формы, указать их внешнее сходство и различие. Старшим дошкольникам предлагается определить, как объемные фигуры изобразить на плоскости.

Объяснение задач проекта детям

— Люди всегда изучали математику, она помогает нам проектировать новые объекты, совершенствовать их. Почему? Хотите вы знать больше о фигурах, предметах из которых они состоят, о том, как они изменяются?

Накопление материала и создание развивающей среды

— Для решения поставленных задач была создана необходимая развивающая среда. Были собраны игры развивающего характера, в которых заложены основы геометрии, а так же занимательная литература по данной тематике.

— Подготовлено оборудование для продуктивных видов деятельности, самостоятельной и индивидуальной работы.

Многое изготовлено своими руками или с помощью законных представителей.

Подготовка материалов для проведения проекта (наглядных, дидактических)

— Иллюстрации к сказкам о геометрических фигурах;

— игровой дидактический и демонстративный материал: коврограф Воскобовича «Ларчик», счетный материал;

— дидактические игры интеллектуально математического характера Воскобовича, Никитина, Дьенеша, Кюизенера;

— Альбомы к блокам Дьенеша: «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Лепим нелепицы», «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада», СП.

— слайд — презентации;

— подбор материалов и оборудования для продуктивных видов деятельности. Исследовательский этап

На этом этапе ведутся наблюдения за геометрическими объектами, проводится исследовательская деятельность, которая сочетается с рисованием, лепкой, конструированием, сочинением сказок, играми. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию геометрических фигур, творческой деятельности.

Решение поставленных задач проекта с детьми

— организация наблюдений за природой, окружающими предметами;

-активное использование в совместной деятельности игровых пособий с геометрическими фигурами, раздаточного и строительного материала для конструирования;

— решение проблемных ситуации для выбора необходимого материала, для игр с учетом сенсорных представлений (На что похоже);

— сравнение геометрических фигур друг с другом (по цвету, форме, величине, свойствам);

— обводка, рисование, штриховка фигур; дорисовывание их до предметов окружающего мира;

— конструирование фигур из счетных палочек, шнуровки, других фигур;

— составление плана местности или комнаты с помощью геометрических фигур;

— использование геом. фигур, как предметов – заместителей в игровой и самостоятельной деятельности детей;

— чтение стихов, сказок, отгадывание загадок о геометрических фигурах;

— совместное придумывание историй о приключениях геом. фигур в стране геометрии;

— использование полученных знаний в продуктивных видах деятельности;

— поощрение за самостоятельное решение проблемы, предложение нескольких вариантов деятельности, выбор материала для самостоятельного творчества;

— привлечение детей в конструкторскую деятельность, умение проследить за этапами работы и т. д., как прием активизации интереса к геометрии.

Дети активно включились в предложенную совместную деятельность и начали фантазировать, на что похожи предметы окружающего мира, как их можно воссоздать с помощью геометрических фигур, строительного материала, красок, бумаги, пластилина.

Работа с родителями

— наглядная информация по тематике проекта;

— подбор совместно с родителями игрового материала;

— помощь в изготовлении игр, пособий, организации викторин;

— домашние задания по подготовке с детьми стихотворений, загадок по данной тематике;

— организация выставки творческой деятельности детей;

— консультирование родителей по активизации исследовательской и конструктивной деятельности детей, развитию внимания, наблюдательности.

Виды деятельности в проекте «Геометрические фигуры»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Используйте результаты наблюдений для составления математических и конструкторских заданий. Условия таких задач будут интересны и познавательны детям.

— наблюдение за предметами окружающего мира, знакомство с основными признаками изменения в окружающей среде;

— знакомство с новыми фигурами, их свойствами, способами измерения, взаимодействия, преобразования;

— игры с геом. фигурами

— задания на преобразование фигур, их счет и расположение по заданию воспитателя;

— решение арифметических, графических конструктивных задач разного уровня сложности;

— решение проблемно — игровых ситуаций

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Используйте знания детей для развития их речи, творческого воображения. Составляя рассказы, пусть они подбирают больше определений описательного характера, отражающего свойства фигур.

— инсценирование — импровизация: (сказки о геометрических фигурах «Что фигура расскажет о себе», «Что он делает покажем, обязательно расскажем»)

— сюжетно- ролевые, театрализованные игры, игры- импровизации;

— подбор, чтение и обсуждение стихов, сказок о геом. фигурах;

— организация книжной выставки;

-копилка вопросов для обсуждения;

-речевые игры: («Я начну, а ты продолжи», «Третий лишний», «Скажи наоборот», «Опиши, мы отгадаем», т. д.)

Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»

Дошкольники с огромным удовольствием выражаем свои впечатления об окружающем мире с помощью карандашей, красок, пластилина, бумаги, как под руководством педагога, так и по собственному желанию.

-конструирование из бумаги;

— конструирование из строительного материала;

-аппликация;

-лепка;

-рисование;

Итоговый этап

Этот этап предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний. На этой стадии разрабатываются рекомендации всех участников проекта.

Отчет о проведенной работе может быть представлен в разных вариантах:

— заполнение альбома «На что похоже», с подбором стихов, пословиц, загадок об изображении;

— устное составление сказок о приключениях геометрических фигур;

— подбор загадок, стихов о геометрических фигурах;

— математические КВН, викторины;

— игры: «Что фигура расскажет о себе», «Что будет, если…», «Кто быстрее построит по схеме», «Что из чего». «Построй по схеме».

В завершении проекта организуется выставка лучших работ и фотографий, выполненная в ходе совместной деятельности (дети, педагог, родители).

Проект принес много положительных эмоций всем участникам, дети стали более активными и самостоятельными в выборе своей деятельности, научились обосновывать свои аргументы.

Благодаря использованию игровых развивающих технологий в процессе НОД и свободной деятельности, дети группы отличаются высоким уровнем интеллектуального и речевого развития, любознательностью, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми; проявляют большой интерес к математике, конструированию и творческой деятельности, с удовольствием играют в логические игры, конструируют из лего — конструктора.

Методическая литература для педагогов и родителей:

— Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», М.: «Просвещение», 1973

— Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М.: «Просвещение»,1989

— Л. А. Венгер, А. Л. Венгер «Домашняя школа мышления», М.: «Знание», 1984

— В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»,М.: «Знание», 1993

-В. Воскобович «Геометрия или сказка об удивительном Геоконте», СП, 2006

— Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина «365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе», СП, 2000

— Т. С. Голубина «Чему научит клеточка», М.: «Мозаика- Синтез», 2001

— Е. В. Колесникова «Математика. Пособие к рабочим тетрадям», М.: «Творческий центр»,2007

— З. А. Михайлова «Игровые Занимательные задачи для дошкольников», М.: «Просвещение»,1990

— И. А. Михаленкова «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития».- СП: «Детство- пресс», 2003

— Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет», Волгоград,2012

— Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»,М.: «Просвещение», 1990

— В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», М.: «Мозаика- Синтез»,2011

— В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

— Е. А. Осипова «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет», М. ,2004

— Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

-. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

— Л. П. Стасова «Развивающие математические игры- занятия в ДОУ», Воронеж,2008

— Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г.

— Л. Б. Фесюкова «300 развивающих игр для детей 4-7 лет», Харьков,2008

— Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

Познавательная литература для детей:

— Е. В. Колесникова (Комплект рабочих тетрадей):

«Я решаю логические задачи»

«Геометрические фигуры»

«Я считаю…»

— М. И. Моро, Н. Ф. Вапнер «Математика в картинках»,М.: «Просвещение»

— И. Б. Нескуба «100 затей для детей», Ростов- на- Дону, 2007

— Е. Синицына «Умные раскраски», М.: «Лист», 1999

— Л. В. Куцакова «1000 игр и головоломок для дошкольников», М.: «Астрель», 2000

— Н. В. Дурова «200 упражнений для подготовки детей к школе», М.: «АСТ», 2001

— С. Е. Гаврина «Развиваем математические способности», М.: «Росмэн», 2005

— В. Г. Житомирский «Путешествие по стране геометрии», М.: «Педагогика»,1991

Геометрия вокруг нас

Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение.

В.Ф. Каган

Люди испокон веков привыкли к тому, что разнообразие геометрических фигур (линий, кругов, многогранников и т.д.) можно встретить лишь в учебниках геометрии, компьютерной графике или даже в специальной литературе. Но это не так. Многообразие геометрических примеров можно встретить и в повседневной жизни. Например, кухонный шкаф, круглое зеркало, египетская пирамида, лист бумаги и т.д.

Многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры. Просто мы их не всегда замечаем.

Научная формулировка гласит, что геометрия – это раздел математики, который изучает пространственные фигуры и формы. Так ли это? И когда геометрия появилась в жизни людей на самом деле?

Ещё в эпоху палеолита доисторические люди изготовляли орудие из кремня. При помощи округлого камня, используя его в качестве молотка, придавали орудию форму треугольника. Отколоть кусочек кремня сравнительно просто, но придать ему нужную форму – вот нелёгкая задача. Идея симметрии знаменует большой шаг вперёд и является началом понятия пропорциональности, иными словами, ощущения того, что, если придать орудию форму, оно будет не только таким же острым, как необработанный кремень, но и более приятным на вид и удобным в обращении.

Земледельцы, жившие на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, искусно делили свои земельные участки. Для проведения замеров были выработаны первые правила новой науки – «геометрии», что в переводе с греческого и означает – «землемерие».

Геометрические фигуры интересовали наших предков не только потому, что помогали решать практические задачи. Некоторые из фигур имели для людей магическое значение. Так, треугольник считался символом жизни, смерти и возрождения; квадрат – символом стабильности. Вселенную, бесконечность обозначали правильным пятиугольником – пентагоном, правильный шестиугольник – гексагон, являлся символом красоты и гармонии. Круг – знаком совершенства.

Практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д.

Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – фараонов. Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что невозможно между ними протиснуть и почтовую открытку. При строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки. Все стороны практически симметричны – такая точность удивляет. Состоит пирамида из 2 500 000 огромных блоков, каждый из которых весит не менее чем две тонны, самый тяжёлый блок весит 15 тонн.

Это не может не поражать и не удивлять человеческий разум. За прошедшие тысячелетия и даже столетия было задумано и построено множество шедевров архитектуры, но даже те из них, которые были намного моложе египетских пирамид, давно канули в вечность; пирамиды же, хотя и частично разрушенные, стоят до сих пор, и простоят ещё очень долго.

Можно привести ещё много различных примеров архитектурных особенностей окружающих человека испокон веков. Некоторые из них сделала сама природа. Особенности их происхождения до сих не известны человеку и поражают их воображение.

Это лишний раз доказывает, что геометрия в жизни людей появилась вместе с развитием мышления человека.

В наши дни архитектура имеет всё более разнообразный характер. Здания разных форм и размеров. Многие из них украшаются колоннами, арками, лепнинами, столбами и другими удивительными элементами.

Дом приблизительно имеет вид прямоугольного параллелепипеда. В современной архитектуре смело используются самые разные геометрические формы. Окружность как геометрическая фигура всегда привлекала к себе внимание художников, архитекторов. В неповторимом архитектурном облике Санкт-Петербурга восторг и удивление вызывает «чугунное кружево» – садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки и фонари. Четко просматриваемое на фоне фасада зданий летом, в изморози зимой, оно придает особое очарование городу. Особую воздушность придают воротам Таврического дворца окружности, сплетенные в орнамент. Торжественность и устремленность ввысь – такой эффект в архитектуре зданий достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей. Это видим на здании Главного штаба.

Так же, как и в древности современные архитекторы ломают все стереотипы об архитектуре. Например, Храм Лотоса (Дели, Индия), это огромное здание из белоснежного пентелийского мрамора в форме распускающегося цветка лотоса – одна из наиболее популярных среди туристов достопримечательностей Дели. Известен как главный храм Индийского субконтинента и главная достопримечательность города. Удивительное сооружение не имеет в своей конструкции ни единой прямой линии, только плавные изгибы! А в его естественной вентиляционной системе воплощены принципы, использовавшиеся при строительстве древних храмов. Холодный воздух поступает снизу, проходя через систему бассейнов и фундамент, нагревается внутри здания и выходит через отверстие в куполе. Температура внутри храма благодаря этому всегда вполне комфортная, хотя и прохладная.

Ещё одно, не менее удивительное архитектурное сооружение, это «Кривой дом» (Сопот, Польша). «Кривой дом» действительно является кривым и на фасаде не содержит ни единого ровного места и угла. Двери, перила, окна так же изогнуты. Создается впечатление, что он то ли расплавился на солнце, то ли это оптическая иллюзия, и это не сам дом, а лишь его отражение в огромном кривом зеркале. За основу идеи взяты старинные сказочные мотивы и принципы современного деконструктивизма. Кроме того, дом должен был не только вписываться в городской пейзаж, но и иметь достаточную площадь для торговых отделов.

Чаще всего именно в быту можно увидеть геометрические фигуры. В каждой квартире встречается что-то квадратное, круглое, овальное, цилиндрическое, прямоугольное и так далее. Обручальное кольцо, зеркало, тарелки, кружки, цветочный горшок имеют форму круга или овала. Микроволновая печь, кирпичи, шкаф, железобетонные блоки, напоминают своей формой прямоугольный параллелепипед. В ремонте так же используются геометрические особенности. Например, для того, чтобы купить обои, нужно знать и рассчитать площадь стен комнаты. Это помогает избежать переплаты за не нужные рулоны, которые так и не понадобятся.

Несколько столетий назад человек придумал гончарный круг, чтобы было удобнее и быстрее слепить из глины круглую посуду – горшки, вазы. На геометрическую фигуру сферу похожи капуста, баскетбольный, волейбольный и футбольный мяч. Поэтому, когда у футбольных болельщиков до матча спрашивают, с каким счетом он кончится, они часто отвечают: «Не знаем – мяч круглый».

Уже можно понять, что руками человека создано не мало геометрических конструкций, но и природа не уступает. Если вы когда-нибудь наблюдали за снежинками, то замечали, что у них разные формы. Считается, что в одном кубическом метре снега находится около 350 млн. снежинок! Все они шестиугольные и имеют кристаллоподобные структуры, но у каждой своя уникальная форма. В Германии немецкий математик и астроном Йоган Кеплер обратил внимание на шестерную симметрию снежинок. Он попытался объяснить её тем, что кристаллы построены из мельчайших одинаковых шариков, теснейшим образом присоединенных друг к другу.

На уроках биологии рассматривая в микроскоп кусочек лука можно было увидеть, как клетки соединены между собой, и как напоминают форму прямоугольника. Атом углерода всегда соединен с четырьмя другими атомами тоже в форме тетраэдра.

Горошина имеет форму шара не просто так. Когда стручок гороха созреет и лопнет, горошины упадут на землю и благодаря своей форме покатятся во все стороны, захватывая всё новые территории. Горошины кубической или пирамидальной формы так и остались бы лежать возле стебля. Шаровую форму принимают капельки росы, капли ртути из разбитого градусника, капли масла, оказавшиеся в толще воды…

Таким образом, геометрия в нашей жизни встречается абсолютно везде и во всём, играет не малую роль, и до сих пор открывает для нас новые перспективы. Она является неотъемлемой частью жизни всего на земле. Ежедневно множество разнообразных геометрических линий и поверхностей использует человек в своей деятельности, и пользуясь геометрическими данными и вычислениями, с наибольшей точностью решает разнообразные технические задачи.

Список использованных источников

2. М. Квеннелл, Ч. Квеннелл Первобытные люди. Быт, религия, культура – Центрполиграф, 2005.

3. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Геометрия: Учебник. 10-11 класс – Москва: Просвещение, 2013.

4. 33 самых невероятных здания мира . — Режим доступа: http://1tmn.ru (дата обращения — 02.04.2018г.).

5. Храм Лотоса — ярчайшая архитектурная достопримечательность Индии . — Режим доступа: https://putidorogi-nn.ru (дата обращения — 02.04.2018г.).

6. Строение снежинки . — Режим доступа: http://www.origins.org (дата обращения — 03.04.2018г.).

7. Небесная геометрия. Геометрия снежинок . — Режим доступа: http://docplayer.ru (дата обращения — 04.04.2018г.).