Французы считали что он длится сорок дней

Французы считали, что он длится сорок дней

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Карантин (фильм, 1968) Карантин (фильм, 1983) — СССР, режиссёр Илья Фрэз. Карантин (фильм, 1989) Карантин (фильм, 2007) Карантин (фильм, 2008) (Quarantine) — американский ремейк испанского фильма ужасов «Репортаж» (2007). Карантин 2: Терминал (Quarantine…

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Временная изоляция заболевших инфекционной болезнью и соприкасавшихся с ними во избежание распространения эпидемии. Срок, в течение которого судну, прибывшему из местности, охваченной эпидемией, не разрешается иметь сообщение с берегом. Санитарный пункт…

Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
комплекс административных и медико-санитарных мероприятий, предупреждающих занос карантинных инфекций на определенную территорию (напр., в страну) и их распространение за пределы эпидемического очага.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
карантина, м. (ит. quarantino) (спец.). Санитарный пункт для осмотра лиц, судов и товаров, прибывающих из местностей, где есть какая-н. эпидемия. Пребывание лиц, перенесших эпидемическую болезнь или соприкасавшихся с больными такой болезнью, в изоляции…

Французы считали, что он длится сорок дней.

Также слово является ответом на вопросы:

  • Какое слово, какое понятие возникло в результате обычая, существовавшего в Италии 14 веке — задерживать суда, которые приходили из стран, где была чумка, на рейде на 40 дней?
  • «Медицинская тюрьма».
  • «Арест» заразных.
  • Лишение свободы по болезни.
  • Изоляция больного во благо здорового.
  • Какой медицинский термин в буквальном переводе с итальянского означает «сорокадневка»?
  • Изоляция больных.
  • Фильм Ильи Фрэза.
  • Рассказ российского писателя Александра Грина.
  • Временная изоляция заразных больных, а также лиц соприкасавшихся с такими больными.
  • Изоляция инфекционных больных и тех, кто имел с ними контакт на время, достаточное для проявления заболевания.
  • Мероприятия по предотвращению распространения инфекций, опасных вредителей, сорняков.
  • Пункт для санитарного осмотра прибывающих из эпидемиологически опасной местности.
  • Пункт санитарного осмотра прибывших из местности, пораженной эпидемией.
  • Система мероприятий, при проведении которых на судне поднимается желтый флаг.
  • Сорок дней в течение которых в xiv веке в Италии держали на рейде суда, прибывшие из неблагополучных по чуме мест.
  • Рассказ российского писателя А. Грина.
  • Временная изоляция больных.
  • «сорокадневка» по-итальянски.
  • Закрытие детсада по причине эпидемии.
  • Пункт осмотра САПливых лошадей.
  • Медицинская обсервация.
  • Временная изоляция заразных больных.
  • Заключение заразного «под стражу».
  • Закрытие детсада в связи с эпидемией.
  • Ряд мероприятий санитарно-охранного типа, производимых с целью предотвращения занесения инфекционных заболеваний.
  • Сорок дней в течение которых в 14 веке в Италии держали на рейде суда, прибывшие из неблагополучных по чуме мест.
  • Инкубационный период для новобранцев.
  • Пункт санитарного осмотра.
  • «Арест» заразных.
  • «Сорокадневка» по-итальянски.
  • Заключение заразного «под стражу».
  • Какой медицинский термин в буквальном переводе с итальянского означает «сорокадневка».
  • Пункт осмотра больных лошадей.
  • Санитарный пункт для осмотра прибывающих из местностей, где есть какая-либо эпидемия.
  • Система мер для предупреждения распространения инфекционных заболеваний.
  • Временная изоляция лиц, соприкасавшихся с перенесшими эпидемическую болезнь.
  • Временная изоляция заразных больных, а также лиц соприкасавшихся с такими больными
  • Изоляция инфекционных больных и тех, кто имел с ними контакт на время, достаточное для проявления заболевания
  • Мероприятия по предотвращению распространения инфекций, опасных вредителей, сорняков
  • Пункт для санитарного осмотра прибывающих из эпидемиологически опасной местности
  • Пункт санитарного осмотра прибывших из местности, пораженной эпидемией
  • Система мероприятий, при проведении которых на судне поднимается желтый флаг
  • Сорок дней в течение которых в XIV веке в Италии держали на рейде суда, прибывшие из неблагополучных по чуме мест
  • Изоляция больного во благо здорового
  • Фильм Ильи Фрэза
  • Французы считали, что он длится сорок дней
  • Лишение свободы по болезни
  • Изоляция больных
  • Рассказ российского писателя А. Грина
  • Временная изоляция больных
  • «сорокадневка» по-итальянски
  • Закрытие детсада по причине эпидемии
  • Пункт осмотра САПливых лошадей
  • Медицинская обсервация
  • Временная изоляция заразных больных
  • Заключение заразного «под стражу»
  • Закрытие детсада в связи с эпидемией
  • Пункт осмотра больных лошадей
  • Времен. изоляция заразн. больных
  • Картинки к слову «Карантин»

Важные события в истории Германии

Вплоть до 1871 года единая Германия состояла из отдельных территорий и не являлась самостоятельным национальным государством..

800-900 годы — Правление Карла Великого и его наследников.

870 — Становление герцогств Франконии, Саксонии, Баварии и Лотарингии.

919 – 1024 – Правление Саксонской династии в Германии.

1024-1255 – Правление Салианской династии.

1096 – Первый Крестовый поход.

1138 -1254 – Правление династии Гогенштауфенов.

1273 – Правление коронованного короля Германии Рудольфа Габсбурского.

1348-1352 – Чума (“черная смерть”).

1499 – Отделение Швейцарии от империи.

1517 – Начало Реформации монахом Лютером.

1546-1547 – Император Карл V наносит поражение протестантским князьям и их союзникам.

1555 – Аугсбургский Мир (с того времени все князья определили религию для своих земель).

1618 — 1648 – Тридцатилетняя война, закончившаяся Вестфальским миром.

1701- Правление короля Фредерика – первого коронованного короля Пруссии.

1740 — 1748 – Война за Австрийское наследство.

1806 – Рейнский союз, учрежденный Наполеоном.

1806 – Пруссия объявляет войну Франции и терпит поражение от Наполеона.

1813 – Пруссы помогают нанести поражение Наполеону при Лейпциге.

1814-1815 – Венский конгресс образует Германский союз, состоящий из 39 независимых германских государств.

1815 – Наполеон терпит поражение при Ватерлоо.

1862 – Отто фон Бисмарк назначается министром-председателем правительства Пруссии.

1870 – Франко-прусская война.

Январь 1871 года – Германия захватывает Париж.

18 января 1871 года – Коронация первого кайзера Германии Вильгельма I, объединившего германские земли в одну страну.

28 июня 1914 года – Убийство эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда и его жены в Сараево (Босния и Герцеговина), спровоцировавшее Первую мировую войну.

Август 1914 года – Германия объявляет войну России и Франции, Великобритания объявляет войну Германии.

9 ноября 1918 года – Германия провозглашается республикой.

11 ноября 1918 года – Заключение Версальского договора, окончание Первой мировой войны, Рейнская область оккупируется союзниками на 15 лет.

19 января 1919 года – Национальное учредительное собрание проводит съезд в Веймаре для принятия новой Конституции Германии; Германия была названа Веймарской Республикой.

1923 – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (нацисты) делает неудачную попытку организовать вооруженное восстание во главе с Адольфом Гитлером.

1933 – Гинденбург назначает Гитлера канцлером, после чего начинается преследование евреев.

1934 – Гитлер провозглашает себя фюрером правительства Нацисткой Германии, правительство получает название Третий Рейх.

10 апреля 1938 года – Германия присоединяет Австрию.

16 марта 1939 года – Германия оккупирует Чехословакию.

1 сентября 1939 года – Германия вторгается в Польшу, после чего начинается Вторая мировая война.

1940 – Германия захватывает Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Францию и Люксембург. Союз в составе России, Великобритании и США принимает ответные меры.

30 апреля 1945 года – Гитлер кончает жизнь самоубийством.

Август 1945 года – США сбрасывают атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки.

7 мая 1945 года – Капитуляция Германии.

Июнь 1945 года – Германия разделена на четыре военные оккупационные зоны (США, Великобритания, Франция и Советский Союз).

Май 1949 года – Союзники утверждают конституцию для Западной Германии (ФРГ), Восточная Германия принимает конституцию, подготовленную Советским Союзом.

Октябрь 1949 года – Образуется Германская Демократическая Республика (Восточная Германия).

5 мая 1955 года – Западная Германия получает независимость.

Август 1961 года – Построена Берлинская стена.

9 ноября 1989 года – Сносится Берлинская стена, после чего Коммунистическая Восточная Германия получает доступ к западу.

3 октября 1990 – Воссоединение Восточной и Западной Германии.

История Германии. Германия: основные исторические события

Главная / Страны / Германия / История Германии

История германского народа берет свое начало еще в Скандинавском бронзовом веке, когда его территория находилась намного севернее современной Германии и Скандинавии. В 843 году Германия вышла из Франкского государства, и стала отдельным субъектом. Германские территории стали центральной частью Священной Римской империи в 962 году, и король Германии Оттон I стал римским императором.

В 1250 году умер император Фридрих II Штауфен, и империя начала распадаться на независимые территории, вместо единой центральной власти. Позднее, в 1438 году, образовалась династия Габсбургов. Тридцатилетняя война, целью которой было противостояние протестантским принцам, началась в 1618 году, и продолжалась до 1648 года.

В 1806 году Священная Римская империя была ликвидирована Францем II, которой впоследствии стал императором Австрии. В 1871 году Германия была вновь объединена, под руководством Отто фон Бисмарка. Правительство имело выбираемый общегосударственный парламент, Рейхстаг, главой государства был Кайзер (императорский титул), обладавший огромной властью. В 1888 году, когда императором стал Вильгельм II, Германия начала колониальную экспансию и военное усиление.

С 1914 по 1918 года Германия играла важную роль в Первой мировой войне, после поражения в которой она подписала соглашение о перемирии, вследствие чего император Вильгельм II был изгнан. Версальский договор 1919 года обязывал Германию отдать свои колонии, и выплатить военные репарации. В тот же год была основана Веймарская республика, с новой конституцией, и в течение первых лет ее существования, страна испытывала экономические трудности.

В 1923 году на политической арене Германии появился Адольф Гитлер, который возглавил Немецкую национал-социалистическую рабочую партию. После многих лет безработицы и застоя в Германии, в конце 1920-х годов и начале 1930-х годов, Гитлер стал канцлером в 1933 году, и вскоре, в 1934 году, провозгласил Третий рейх. В это время начались гонения на евреев, иногда приводящие к лишению их гражданства. С 1933 по 1945 года Германия играла центральную роль во Второй мировой войне. В 1942-1945 годах состоялся геноцид миллионов людей (особенно направленный против евреев, цыган, славян), который впоследствии получил название Холокост. Германия была побеждена в 1945 году, после чего союзные войска поделили и оккупировали страну. США, Франция и Британия поделили между собой Западную Германию, вместе с Западным Берлином. Западная часть Германии стала называться Федеративная Республика Германия. В то же время, советская власть, контролирующая восток страны, организовала коммунистическую Германскую Демократическую Республику. Берлинская стена, сооруженная в 1961 году, физически делила город на две части.

Берлинская стена в итоге была разрушена в 1989 году, и снова, во второй раз, Германия начала объединение, в 1990 году, выбрав единый Берлин в качестве столицы. Союзные и советские войска оставались на территории страны до 1994 года.

В 2002 году в качестве валюты в Германии было введено евро, заменяя немецкую марку. Как и большинство других стран мира, в 2008-2010 годах Германия прошла через экономическую рецессию.

>Online812

Как преподносят историю Второй Мировой войны в США

Я живу в Америке и хотел поделиться с вами, как освещается Вторая Мировая война в США. Первое, что меня поразило это то, что большинство американцев уверены, что именно они внесли основной вклад в разгром нацисткой Германии, а про вклад Советского Союза имеют весьма туманное представление. Многие даже думают, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера…

Но перейдём от общих впечатлений к фактам. Как можно сфальсифицировать историю, не опускаясь до откровенного вранья? Просто рассказывая часть правды. И это будет ещё почище откровенной лжи. Например, вы читаете в книге: мужчина вечером в парке убил другого человека. Это было? Было. Ваша реакция негативна – убийца! Симпатий к этому мужчине ноль, антипатий масса. Вам наврали? Нет, вам сказали часть правды.
Полная правда заключается в том, что мужчина убил человека, который вечером в парке пытался изнасиловать и убить женщину. Увидев это, прохожий встал на защиту дамы и в схватке с вооружённым насильником его убил. Как видите, стоило «добавить» информации, и ваша оценка произошедшего изменилась на диаметрально противоположную. Теперь мужчина не убийца, а настоящий герой, который сделал то, что должен сделать каждый настоящий представитель сильного пола.
Так и пишут историю на Западе. Идеологические задачи решаются путём искажений и замалчиваний.
Возьмём учебник мировой истории для 7-го класса по которому училась моя дочка. Prentice Hall. History of Our World 2007 (Прентис Хол. История Нашего Мира, 2007). На странице 623 (section 4, Chapter 21) ходу войны в 1943-45 г. в Европе, посвящен всего один параграф. Вот он полностью:
«Победа в Европе. Вслед за компаниями в Северной Африке и Италии, Союзники открыли западный фронт против ослабленных немцев. 6 июня 1944 корабли союзников с 156 000 солдат на борту высадились в Нормандии, северном побережье Франции. Известная как День Д, высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. Через шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. После последней попытки достичь успеха в декабре 1944, известной как Битва в Арденнах, немецкая армия была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 г.»
Вот так и закончилась война в Европе. Справедливости ради надо сказать, что Битва за Москву и Сталинградская битва в главе всё-таки были упомянуты. Но как пришли американцы в Европу, про русских авторы учебника сразу забыли. Нет мощнейших ударов Красной армии в 1944-1945 году, нет штурма Берлина. А есть ослабленные немцы. Ослабленные налётами стратегической авиации союзников.
Теперь давайте заглянем в местную библиотеку. На полке достаточно много книг про Вторую Мировую войну. В основном они рассказывают о битвах с участием американцев или про Холокост. Много книг посвящённых атаке японцев на Пёрл Харбор (Pearl Harbor) и День Д (D-Day). Для тех, кто не знает: открытие Второго Фронта 6 июня 1944 г. в Америке давно называется «День Д», от военного термина означающего день начала операции.
Это, кстати, неслучайно. Очень удобно, вместо того, чтобы говорить о Втором Фронте, американцы предпочитают вспоминать «День Д: начало конца для Нацисткой Германии» (D-day: the beginning of the end for Nazi Germany), самой главной битвы Второй Мировой в их представлении. А заговоришь о Втором фронте, сразу возникают вопросы: а где же был Первый Фронт, и какой фронт был важнее? Поэтому коротко и ясно – «День Д».
Но вернёмся в библиотеку, на видном месте замечаю целых три копии красиво оформленной книги известного американского историка Стивена Амброза «Справедливая битва. Как была выиграна Вторая Мировая война», 2001 (Stephen E. Ambrose. The good fight. How World War II was won, 2001).
Аннотация на вкладыше многообещающая. Там говорится «Стивен И. Амброз, один из лучших историков нашего времени написал превосходную хронологию Второй Мировой войны для молодых читателей…» И тут же на развороте читаю список основных событий войны и цепенею.
1939
1 сентября. Германия вторгается в Польшу, Вторая Мировая Война начинается.
1940
27 сентября. Япония подписывает Стальной Пакт.
1941
5 ноября. Японское правительство принимает секретное решение начать войну с Соединёнными Штатами.
7 декабря. Японцы производят внезапную атаку на Американскую военную базу в Пёрл Харбор, Гавайи.
8 декабря. США объявляют войну Японии.
1942
20 января. Ванзейская конференция.
18 апреля. Рейд Дулита на Японию.
4 июня. Битва за Мидуэй, Японцы захватывают острова Атту и Киска возле Аляски.
7 августа. Морские пехотинцы США вторгаются на удерживаемый японцами Гуадаканал.
8 ноября. Операция Торч, высадка союзников в Северной Африке.
И так далее, и тому подобное. О борьбе СССР с нацизмом – практически ни слова.
То есть, отвечая на вопрос, как Вторая Мировая война была выиграна, «один из лучших историков нашего времени» преспокойно и без всякого зазрения совести рассказывает только о битвах и событиях с участием американцев. И в Америке воспринимают это как норму. Пойдите на популярный вебсайт по продаже книг. Там в основном очень позитивные отзывы читателей (кроме отзыва вашего покорного слуги).
Стивену Амброзу, одному из самых популярных историков пишущих книги в США, принадлежит и следующий «выдающийся» параграф из не менее «выдающейся» книги»Победители: Эйзенхауэр и его ребята – Мужчины Второй Мировой Войны» («The Victors: Eisenhower And His Boys The Men Of World War II»). На странице 352 читаем:
«Весной 1945 в разных концах мира появление отряда из дюжины молодых людей, вооружённых и в форме, вселяло ужас в сердца людей. Был ли это отряд Красной Армии… или немецкий отряд… или японский отряд… этот отряд означал изнасилования, погромы, грабёж, масштабные разрушения, бессмысленные убийства. Но было и исключение: отряд американцев, вид которого вызывал самые большие улыбки, которые возможно было бы увидеть на лицах людей и вселял радость в их сердца…»
Ну, не видит Амброз разницы между Красной Армией и нацистами, что поделать. А как же друзья англичане? В порыве самолюбования о них вообще забыли. И это, повторяю, один из ведущих американских историков – его книжки повсюду продаются. Но неужели в библиотеке нельзя найти книги, где освещён вклад Советского Союза в войне?
Можно. Вот книга 2004 года: Маргарет Д. Голштейн «Вторая Мировая война в Европе» (Margaret J. Goldstein. World War II inEurope)
Там на странице 17 напечатана карта Европы, озаглавленная «Блицкриг Гитлера 1939-1941». Только Советский Союз как-то не так там закрашен. Смотрю внимательнее и вижу: «Советский Союз (Союзник Германии до июня 1941)». Вот так вот чётко, без всяких оговорок. После этого не стоит удивляться, что про вклад Советского Союза не так много. Но хоть после июня 1941 мы, вроде как бы уже союзник Англии и США. А вот на странице 86 и список главных битв.
Главные битвы Второй Мировой Войны в Европе:
Немецкое вторжение в Польшу – 1 сентября 1939
Немецкое вторжение в Норвегию и Данию – 9 апреля 1940
Немецкое вторжение в Бельгию, Нидерланды и Францию – 10 мая 1940
Битва за Британию – С июля по октябрь 1940
Немецкое вторжение в Советский Союз – 22 июня 1941
Битвы за Киев, Курск, Ленинград, Москву, Севастополь и Сталинград – июнь 1941 по июнь 1944
Японцы бомбят Пёрл Харбор, Гавайи – 7 декабря 1941
Битва за Эль Аламейн – Октябрь по Ноябрь 1942
Вторжение союзников в Алжир и Морокко – 8 ноября 1942
Вторжение союзников в Тунис и Ливию – с февраля по май 1943
Вторжение союзников на Сицилию – 10 июля 1943
Битва за Монте Казино, Италия – 4 января по 18 мая 1944
Вторжение союзников в Италию через Анцио – 22 января 1944
Вторжение союзников во Францию через Нормандию (День Д) – 6 июня 1944
Вторжение союзников в южную Францию – август 1944
Арденская битва в Бельгии – декабрь 1944.
Вот так, без всякого уважения, самые главные наши битвы собраны в одну кучу. А битв за Будапешт и Берлин, да и многих других и нет вовсе. Поэтому простой американец никогда не догадается, что 80% немецкой армии было разбито на восточном фронте. Ах, мы же помним – «после битвы в Арденнах немецкая армия была сокрушена». Надо же произвести впечатление, что после того как американцы пришли в Европу, именно они в основном и воевали с немцами.
Кто-то может сказать, что я специально самые неправильные книжки выискиваю, а, мол, есть и получше. Есть, но их поискать ещё надо. Можно по крупицам правду собрать, только американский ребёнок вряд ли будет этим заниматься. А я ведь привожу выдержки из достаточно популярных изданий. Например, что может быть популярнее, чем знаменитая серия «Для Чайников» (For Dummies), которая во всём мире, и в том числе и в России, издаётся большими тиражами.
Что же, возьмём книгу Кейт Д. Диксон «Вторая Мировая война для Чайников»(Keith D. Dickson. World War II for Dummies). На обложке фраза-крючок, которая должна привлечь внимание читателя: «Узнай историю про Гитлера, Пёрл Харбор, День Д и Хиросиму». Фраза весьма примечательная – она чётко показывает, с чем у американцев ассоциируется война. Уже не удивляюсь, что среди десятков не таких уж и важных событий в Хронологии не нашлось места битвам за Москву и Курск. Но особый интерес вызывает глава 23, страница 371 «Десять крупных лидеров Второй Мировой войны».
Автор подходит к делу серьёзно: «Когда составляешь такой лист, всегда приходится исключить кого-то, кто заслуживает внимания… Я сделал свой выбор на основе качеств личного лидерства, владения военной наукой, способности вести за собой и вдохновлять людей в битве, применения личной воли к достижению национальных интересов. Чтобы избежать слишком больших споров я перечисляю имена в алфавитном порядке».
В результате в десятку вошли:
1. Уинстон С. Черчиль: Вечное Величие (Англия).
2. Дуайт Д. Эйзенхауэр: Не беспокойся, будь счастлив (США).
3. Дуглас Макартур. К чёрту торпеды! (США).
4. Джордж Маршал: Подлинная преданность (США).
5. Честер У. Нимиц: Господин морей (США).
6. Джордж С. Паттон: Воин для любого времени года (США).
7. Эрвин Роммель: Лис пустыни (Германия).
8. Франклин Д. Рузвельт: Ловкий хитрец (США).
9. Исоруко Ямамото: Воин Самурай (Япония).
10. Георгий Жуков: Лидер масс (СССР).
Понятно, почему в отличие от других книг серии «для чайников», эту книгу о Второй Мировой не стали переводить на русский язык. У нас, видимо, была совсем другая Вторая Мировая война. Но угадайте, кто произнёс следующее:
«История не знает большего примера храбрости чем тот, что был показан людьми Советской России… Мы и наши союзники бесконечно благодарны и навсегда обязаны армии и людям Советского Союза… Умение и агрессивный боевой дух русских солдат вызывают восхищение американской армии… Масштаб и грандиозность русского вклада можно считать величайшим военным достижением во всей истории…»
Я нашёл эти высказывания высших командных чинов США в известном американском документальном фильме «Почему мы сражаемся, Битва России», режиссёр Франк Капра, который был снят в 1943 году. Первая цитата принадлежит Генри Л. Симпсону, министру войны США; вторая – Франку Ноксу, министру флота США; третья – начальнику генерального штаба Джорджу Маршалу; четвёртая – генералу Дугласу Макартуру, командующему американскими силами на тихом океане.
Тогда, в далёком 1943 году, когда Советский Союз практически в одиночку сражался со всей мощью нацисткой Германии и спасал весь мир от коричневой чумы, они говорили совершенно по-другому…
Тигран ХАЛАТЯН, кандидат технических наук, stepanox.livejournal.com, фото captain-america.us

‡агрузка…
>Преподавание истории в школе. Урок истории в aмерикaнской школе.

Преподавание истории в школе. Урок истории в aмерикaнской школе.

Учитель спрaшивaет учеников:
— Кто скaзaл «Дaйте мне Свободу или Дaйте мне Смерть»?
Все тупо смотрят нa учителя. Только русский иммигрaнт по имени Вaсилий поднимaет руку и отвечaет:
— Пaтрик Хенри в 1775 году.
— Молодец, Вaсилий. Cледующий вопрос: кто скaзaл «Госудaрство Нaродa, из Нaродa, для Нaродa не Должно Пропaсть»?

— Абрaхaм линкольн в 1863 году, — отвечaет Вaсилий.
Учитeль смотрит нa других учеников и говорит:
— Вaм должно быть стыдно. Вaсилий только приехaл в Америку, a знaет aмерикaнскую историю лучше вaс.
Учитель поворaчивaется к доске и слышит, кaк кто-то говорит:
— Эти русские меня заколебали!
— Кто это скaзaл? — Спрaшивaет учитель.
Вaсилий поднимaет руку и говорит:
— Ронaльд Рейгaн в 1982 году.
В ответ один из учеников выкрикивaет:
— Соси мой член!
— А это кто скaзaл? — Возмущaется учитель.
— Билл Клинтон Монике левинской в 1997 году, — отвечaет Вaсилий.

Преподавание истории в американской школе. Преподавание истории в школах США

Преподавание истории в школах США, естественно, призвано служить целям американского общества. По мнению В. Олевича, «воспитание патриотизма, любви к родной стране — один из приоритетов преподавателей истории в США». В этом американцы ничем не отличаются от других стран мира.

Однако, в качестве преподавании истории, как и всякого другого предмета в США, существует существенная разница между различными школами (условно — благополучными и неблагополучными). Так, В.Олевич утверждает: «Я преподавал в городской школе с высоким процентом представителей нацменьшинств среди учеников (в основном афроамериканцев и латиносов). Обычно, они особым патриотизмом не отличаются, и я мог без особых проблем «гнуть свою линию». Замечу, что в школе, которую я окончил это бы не прошло…» Отсюда можно сделать вывод, что в неблагополучных школах к преподаванию истории относятся куда более свободно, чем в благополучных. Это естественно, поскольку требовать строгости и зазубривания множества фактов от детей, едва способных отсидеть занятие и весьма смутно представляющих себе историю не родной им страны, довольно сложно.

Несколько лет назад в США «стартовала программа » Обучая Американской Истории» — федеральные средства выделяются для того, чтобы улучшить качество преподавания истории и помочь детям «оценить великие идеи американской истории»».

Это закономерно, учитывая что, судя по последним опросам, «6 из 10 американских лицеистов демонстрируют почти полное незнакомство с американской историей и ее непонимание. Учащиеся средних школ этот предмет попросту не любят и считают изучение истории потерей времени. Спрошенные о месте истории среди остальных предметов школьной программы учащиеся помещают ее, как правило, на последнее место. Для них история кажется наименее важной из 21 изучаемого предмета. Для характеристики уроков истории зачастую используется термин «занудство». Именно по истории молодежь получает самые низкие экзаменационные оценки».

Преподавание истории начинается в средней школе (т.е. с 6 или 7 класса). Ученики обязаны брать себе, помимо классов по математике, английскому языку, естественным наукам и физкультуре, классы и по социальным наукам (куда часто включается и мировая история).

В высшей школе в минимальные требования для получения диплома включены 2—4 года социальных наук, таких как история и государственное устройство США.

Если говорить о количестве времени преподавания истории в школе, то стоит учитывать, что, как уже говорилось, «администрация каждого школьного округа принимает собственные решения о программе обучения, учебных материалах и т.п. (все это, разумеется, должно соответствовать стандартам принятым федеральным и штатским министерством образования). Как правило, на историю выделено 5 академических часов в неделю (т.е. 1 урок в день)». Однако, количество часов может варьироваться в зависимости от школьной программы и социального заказа штата. Примечательно, что «большинство американских школьников изучают историю каждый год. В старших классах в основном преподают ежедневно».

Что касается методики преподавания , то в первую очередь необходимо остановиться на квалификации учителей в американских школах. Джонатан Циммерман, директор Программы Истории Образования в Педагогической Школе Университета Нью- Йорка, в интервью «Школьные войны» сообщает, что «прием на работу квалифицированных учителей является одним из важнейших вопросов в сфере образования. В США решения о стандартах для учителей принимаются на местном или штатном уровне, то есть, существуют самые разные стандарты. Но половина учителей, преподающих историю, не имеют исторического образования, что мне кажется настоящим преступлением! Ситуация сейчас постепенно меняется, с помощью закона «Ни Одного Ребенка За Бортом». Ныне, чтобы получить деньги из федерального бюджета, штаты должны доказать компетентность своих учителей. Однако в каждом штате свои понятия о том, что значит быть компетентным, и о том, как это должно определяться». Это весьма показательно для выявления причин нелюбви школьников к истории, ведь если учитель не умеет преподносить историю ученикам или, еще хуже, не знает ее сам, он вряд ли сможет заинтересовать детей. Не стоит считать, что абсолютно все американские школы берут на работу неквалифицированных преподавателей. Речь идет о том, что такие факты есть. Так, исследование недавнего прошлого «среди 257 преподавателей показало в 1990 г., что 13% из них никогда не посещали занятий по истории в вузе, только 40% имеют историческое или близкое к нему образование».

История в школе

Исто́рия — название учебной дисциплины в средней общеобразовательной школе.

История в России преподаётся в 5—11 классах.

в 5 классе, Историяв 6 классе, Историяв 7 и 8 классах и Историюв 9 классе. В 10 — 11 классе идёт повторительный курс всей мировой истории.

Также изучается Отечественная история и курс называется «». Данный курс начинают изучать иногда в 4 классе () — как вводный курс. В 6 — 9 классах начинается подробное изучение. В 10 — 11 классе идёт повторительный курс изучения.

Кроме того в 5-7 классах изучается история родного края, области — «Историческое».

5 классе по истории Древнего мира изучается: общее знакомство с историей как наукой, системой летоисчисления, с первобытнообщинным строем жизни древних людей. Изучаются древние государства:,,,,,,,,и. Изучаются крупнейшие события древней всемирной истории: военные походы, строительство,, основание,и т. д. Заканчивается данный период изучением паденияв

В 6 классе по истории Средних веков изучается: начало, создание новых империй, а именно —,,и т. д. Кроме того изучаются сословия феодального общества:,,и ремесленники и. Изучается культура разных эпох и стран, а также крупнейшие события всемирной истории:,,, крушениеи т. д.

По истории России изучается период с древнейших времён до эпохи. Изучаются вопросы: основания, её, роста территории и распада на множество княжеств (),и установление чужеземного ига, а затем борьба русского народа за свою независимость, реформы и деятельность многих великих князей в построении Русского государства. А также культура России соответствующего периода.

В 7 классе по истории Нового времени изучается: вопрос о начале нового времени и с какими событиями он связан,, культураи.и все всемирные события связанные с ней, крупнейшие революции в Нидерландах, Великобритании и во Франции. Изучается вопрос об образованиии другие крупнейшие всемирные события.

По истории России изучается период с наступления, её причин, этапов и основных событий. Далее изучается политический, социально-экономический строй первых, а также их внешняя политика. Следующим разделом является эпохас его реформами и активной внешней политикой. Далее следует период дворцовых переворотов и заканчивается изучение истории в этом классе изучением эпохи. Также изучается культура соответствующих периодов.

В 8 классе по историиизучается: становление и распад империи, расцвет многих европейских империй и в то же время революцийи. Ребята изучают становление современных индустриальных европейских стран, знакомятся с культурой того времени (), проходят события, которые произошли в это же время на востоке — в, ви.

По истории России изучается: эпохи четырёх императоров —,,ии те события, которые произошли во время их правления: социально-экономические реформы, внешняя и внутренняя политика. Также ребята проходят культуру России XIX века.

В 9 классе по историиизучается: причины, ход двух, их последствия — образования новых современных государств. Уделяется внимание социально-экономическому, политическому и культурному развитию стран следующих регионов:,,и. В конце учебного года изучается становление всемирного экономического сообщества, происхождениеи современных мировых конфликтов, и их последствия для всей планеты.

По истории России изучается: кризис и противоречия Российской империи во всех общественных сферах,и, которые привели к становлению. Далее изучается историии те крупнейшие события, которые произошли в период его существования:,,,с точки зрения СССР и т. д. В конце года изучается история становления современной России вплоть до президентства.

— предмет, изучаемый в 5—11 классе, данный курс состоит из 4 изучаемых сфер общественной жизни — политической, экономической, социальной и правовой. Иногда глубже изучаются в 10-11 классе,,,и.

и.

Также, в зависимости от преподавания, история может преподноситься как набор дат или, наоборот, эмоционально насыщенные рассказы, что не способствует адекватному восприятиюкак науки.

Линейная система преподавания истории. Линейное преподавание истории

Преимущества и недостатки линейного преподавания истории.
Существует всего две модели преподавания истории – линейная и концентрическая. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы, выявленные за годы преподавания. На данный момент в стране используется концентрическая методика, однако осуществляется постепенный обратный переход к линейному способу изучения предмета.

Преимущества линейного подхода

Линейная структура ощущается естественным методом изучения истории, так как подразумевает под собой последовательное, хронологическое изучение всех событий от древнейших времен до наших дней. На уроках истории, начиная от пятого класса, дети изучают материал о России и мире событие за событием в единой системе.
Это позволяет добиться определенных преимуществ:
Соответствует сути и структуре всей науки;
Дети легко воспринимают последовательность событий, в которых присутствует причинно-следственная связь;
Постоянное появление нового материала помогает учителю поддерживать интерес к истории;
Экономит время, позволяет избежать повторений в программе;
Информация подается систематизировано, что делает ее более доступной для учеников разных базовых способностей;
Линейный принцип позволяет более ярко и насыщенно описывать те или иные явления;
Преподаватель может самостоятельно вносить коррективы в программу, основываясь на знаниях учеников.
Оканчивая школу, ученики владеют историей в полном объеме. Суть развития человечества усвоена ими последовательно и логично. Однако, несмотря на кажущуюся универсальность, линейный подход имеет массу весомых недостатков.

Минусы линейного преподавания истории

Рассматривая последовательную систему изучения истории, стоит учесть несколько значительных нюансов:
Древние времена и Средневековье воспринимается учениками на базовом, недостаточном уровне. Нет всей серьезности в освоении этого важного материала. Причем нет никакой возможности восполнить этот недостаток, так как углубление тем в этом возрасте ведет к перегрузке детей, потере их интереса к предмету, ухудшению знаний.
Легко нарушается последовательность преподавания отечественной и зарубежной истории, что портит логичную картину мира в восприятии ребенка. Это не позволяет ученику органично вписывать родную историю в мировую и анализировать ее во внешних культурных, экономических и политических условиях.
Преподавателю очень трудно корректировать информационную нагрузку для детей, что особенно важно в регионах, где учатся различные народности. Суть их отечественной истории должна быть максимально близка к их пониманию.
Все эти недостатки способны во многом разрушить продуктивность линейного принципа. Некоторых из них можно избежать при грамотной организации процесса обучения и логичного, творческого подхода самих учителей. В целом, линейный подход способен создать условия, при которых выпускники школ будут обладать достаточными историческими знаниями.

Преподавание истории в школе. О журнале

Направления деятельности журнала

«Преподавание истории в школе» — современный журнал с богатыми традициями. Мы выходим с 1916 года и являемся старейшим в стране изданием для учителей истории и обществознания. Наша цель — помочь учителю в его труде, познакомив с последними реформами в образовательной сфере, свежими методическими разработками, результатами новых научных исследований. На страницах журнала вы найдете ответы на волнующие нас всех вопросы: как готовить к ЕГЭ? Как эффективнее использовать на уроке компьютерные технологии? Какой учебник лучше? Как улучшить результативность работы при постоянной нехватке времени? — и множество других, не менее актуальных!

Редакция журнала поддерживает живую связь со своими читателями. Мы охотно публикуем самые интересные материалы коллег — учителей и методистов со всех регионов России, готовых поделиться своим опытом.

Из уважения к традиции мы сохранили неизменным название журнала, но расширили его тематику. В каждом номере читатель найдет статьи по преподаванию обществознания, права и различных элективных курсов.

Мы работаем без цензуры, для нас нет запретных тем и неприкасаемых фигур. Вы можете обратиться к нам со своими профессиональными проблемами и получить необходимую консультацию и поддержку.

Наша яркая «фишка» — цветная вклейка, содержащая оригинальные изобразительные задания, столь любимые многими читателями!

Авторские материалы следует присылать по адресу pishinfo@rambler.ru

Обращаем внимание, что при наличии двух и более материалов, посвященных одной теме, преимущество публикации будет предоставляться подписчикам журнала.

Срок рассмотрения статей в зависимости от загруженности редакции составляет, примерно, месяц.
Статьи, одобренные редакцией, будут включаться в план издания.

Стоимость редакционно-издательских услуг по проведению допечатной подготовки публикации (литературное редактирование, корректура, верстка, проверка переводов метаданных статей, загрузка данных в систему РИНЦ) составляет 2300 руб. , оплата производится только после принятия редакционной коллегией журнала решения об опубликовании статьи в конкретном выпуске.

Стоимость отправки авторского экземпляра зак азной банде ролью составляет 600 рублей. Автор должен сообщить по эл. почте о желании получить авторский экземпляр и оплатить доставку.

Внимание! Гарантийный срок хранения авторских экземпляров в редакции 1 месяц.

About magazine

Как изучают историю в разных странах мира

Кажется, что историю везде преподают примерно одинаково — периоды падений, взлётов и набор ключевых событий. Но то, как школьникам преподносят историю в той или иной стране, может очень многое рассказать о менталитете её граждан. Например, в Испании почти все факты истории становятся поводом для национального праздника. А во Франции и Германии о трудных периодах истории предпочитают не рассказывать вовсе или рассказывают через комедии или комиксы. Об этих особенностях историк Марк Ферро написал в книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». «Мел» приводит её основные тезисы.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Известный французский историк, специалист по истории Европы XX века и СССР Марк Ферро написал книгу «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» в 1981 году. На русском книга переиздаётся до сих пор. Возможно, после труда Ферро уроки истории во многих странах Европы стали отличаться большей объективностью.

Французский историк Марк Ферро

При этом Ферро не отличается аккуратностью, жонглируя историческими фактами. Текст книги вообще не изобилует точными источниками цитат. По признанию переводчика, невозможно было прокомментировать каждое имя или дату, иначе получилась бы ещё одна книга. Остаётся лишь верить на слово обширным энциклопедическим знаниям автора.

Марк Ферро утверждает: то, как мы сопоставляем друг с другом истории разных стран, показывает, что общество думает о себе и как меняется это отношение с течением времени. Иногда коллективная память о конкретных исторических фактах сталкивается с этими самыми фактами, и часто реальные события не совпадают с представлениями о них у целых народов. История, как её видят в Европе, — это проявление этноцентризма, когда даже история России становится достойной изучения лишь после её «европеизации» Петром I.

Испания

История, которую изучают испанские дети, — не плод научной разработки. История здесь — это народная память, и она спонтанна, в отличие от школьных учебников. В стране отмечают примерно три тысячи праздников, большинство из которых религиозные, а оставшиеся — народные. Все они связаны с историческими событиями: Moros у Christianos, праздник кельтиберов в Сан-Педро, повторение церемонии, которая в 1852 году положила конец выплате Галисией дани Кастилии, праздник в честь коронации католических королей, открытия Америки, победы при Лепанто, борьбы за независимость против Наполеона и так далее.

Как устроено среднее образование в Испании

В книге «Энциклопедия, первая ступень» Антонио Альвареса Переса, выпущенной в 1965 году, 44 страницы текста уделено религии и лишь 37 страниц — истории страны. Причём история Испании представлена как длительное сражение за свободу. В то же время в Испании есть табу на рассказы о завоевании Мексики и Перу. Умалчивается история испанской империи с землями от Кубы до Манилы и Гвинеи. Проигнорированы также уничтожение индейцев и работорговля.

Праздник «Moros у Christianos» в Испании

Германия времён нацизма

В Германии большая роль в изучении истории отводится кино и опере. Именно эти виды искусства помогают формировать мировоззрение детей. При гитлеровском режиме в 1936 году около 70 000 школ имели 16-миллиметровые кинопроекторы, в производство было запущено более 500 фильмов. Из них 227 — для начальной и средней школы и 330 — для университета. Тогда как первый учебник нацистского толка был выпущен в 1937 году. История в немецкой школе преподавалась в обратном порядке. От новейшей к древней, где Гитлер выступал первым из великих героев и как бы венчал собой всю историю. Когда фашизм был побеждён, история XX века была просто исключена из преподавания, запрет касался даже причин Первой мировой войны, и младшие поколения немцев не могли ответить, кто такой Гитлер. В 60-е годы отказ от траура по нацизму стал одним из катализаторов бунта молодёжи. Выросшие дети осуждали поведение родителей во время войны и то, что не взяли ответственность за истребление евреев.

Школьный урок в нацисткой Германии

Франция

Во Франции, как и в Англии с Германией, есть свои писатели, помогающие формировать представление французов о своей стране в мировой истории, — это Дюма, Гюго, Жюль Верн, Поль д’Ивуа. Помимо романов во Франции очень распространены комиксы: в них история используется как фон или арена действий. Комикс про Астерикса был продан рекордным тиражом, превышающим 30 миллионов экземпляров. Причём любовь к развлекательному жанру, где история если и показана, то безопасно, выдаёт страх французов перед осознанием некоторых непростых периодов страны. Это подтверждается огромным распространением развлекательных журналов и комиксов и малым — аналитической и критической историй.

Комикс про Астерикса

Американский историк Джорж Хапперт говорит, что французские авторы XV–XVI веков не использовали подлинные документы процесса над Жанной д’Арк

В анналах средневекового летописца Жиля Жанне д’Арк почти не уделено внимание. Главным героем тех событий выступает король, а о ереси, ведовстве и влиянии церкви нет ни слова. Позже в анналах Бельфоре появляется религиозная история Жанны д’Арк, где она выступает исполнительницей воли Бога. Когда монархический строй сменился республиканским, официальная версия истории Жанны д’Арк перестала быть проблемой для правительства. Поэтому во Франции существуют две признанные версии событий — религиозная и светская.

Как поступить в Сорбону

Кроме того, в XX веке стали замалчивать и пропускать некоторые исторические факты: «брачный союз» с Бретанью оказался насильственным, Корсику пришлось усмирять после того, как она была «куплена». Вместо изучения исторических периодов в школах стали изучать отдельные темы. По официальной версии это делалось для того, чтобы избавить школьников от изучения огромного количества дат и ненужных фактов. В начальной школе урок истории был вовсе отменён, зато телевидение показывало так называемую «стерилизованную» историю, угодную французскому правительству. В 1968 году издательства приступили к выпуску книг, сопровождавшихся огромным количеством иллюстраций. Причём книжный макет ставился во главу угла, история же выдавалась школьникам мизерными дозами.

Национальная героиня Франции Жанна д’Арк

Кроме отдельных стран Европы, Ферро подробно рассказывает об особенностях расовой истории.

История «белых»

До 80-х годов прошлого столетия история преподавалась исключительно с позиции «белых». В 80-х годах прошлого века «белая» история постепенно уходит из учебников, но все ещё живёт в коллективном сознании. В её основе лежит Откровение, исполнение воли Божьей, Грехопадение и Воскресение Иисуса Христа как великий поворот в мировой истории. Важные для европейцев понятия, такие как уважение к порядку и закону, национальное единство, монотеизм, демократия, оседлый образ жизни, индустриальность, вера в прогресс, — влияют на исторические факты, которые будут рассказаны детям на уроках.

Воскресение Иисуса Христа

Ислам

О проблемах «исламизации» принято говорить сдержанно. В учебнике для четвёртого класса рассказывается о торговле неграми, которая практиковалась европейскими нациями, американцами и арабами при поддержке африканских правителей. Но исторические периоды указаны неверно: историки забыли о ещё семи веках торговли чёрными рабами в страны ислама. В учебнике вовсе не упоминаются негры-рабы этих стран. «Опять дрогнула рука, когда речь зашла об арабах, о совершённых ими преступлениях. О том, как они превращали в евнухов и лишали возможности иметь наследников тысячи пленников… Тогда как перечень преступлений европейцев — и с полным основанием — занимает целые страницы», — пишет Ферро.

Начальное образование в исламских странах носит религиозный характер. В основе лежит изучение Корана

История изучается с деяний Пророка, начавшихся во времена сотворения мира. И уже с самого раннего возраста дети знают о браке, разводе и наследовании.

Как устроен курс по основам ислама в московской школе

По мнению мусульман, христиане не использовали единственную данную им возможность спастись. Иудеи будут страдать непрерывно, дожидаясь пришествия Мессии. И только мусульмане могут с оптимизмом смотреть на своё существование, и это — благодаря деяниям пророка Мухаммеда и другим победам ислама. История не рассматривается как события и факты в хронологической последовательности. Уделяется внимание только пророкам, которые были до Мухаммеда и не смогли победить и деяниям самого Пророка. И после его жизни исторические события представлены как борьба за освобождение. Особенно это заметно по тем разделам истории, которые не касаются специфических мусульманских проблем. Средние века сравниваются с историей Востока, где Запад выглядит царством мракобесия, тогда как исламские страны переживают расцвет. В Европе история открытий начинается с Колумба и Магеллана, а в арабо-исламской истории — с исследований финикийцев и путешествия арабов в Индийский океан.

История в школе: 11 вещей, которые бесят

8 фактов о Колумбе, которые вы могли не знать

Что нужно поменять в школьном курсе истории

Марк Ферро

Как рассказывают историю детям в разных странах мира

От автора

Прошло десять лет после выхода в свет книги «Как рассказывают историю детям». У Вас в руках советское ее издание. До этого переводы книги вышли в Англии и в США, в Японии и в Италии, в Португалии, в Бразилии, в Нидерландах. Готовятся немецкое и испанское издания.

Но, конечно же, публикация этой книги на русском языке представляет для меня наибольший интерес. Именно в вашей стране сегодня, как нигде, высоки ставки истории. Не построишь будущее страны не представляя себе как следует ее прошлого и не зная ничего о том, как видят свою историю другие общества.

В тексте книги я ничего не менял, хотя сам ход истории меняет в жизни многое. Лишь в главе об СССР я дописал несколько страниц о проблемах истории в период перестройки. Добавлена также глава о второй мировой войне; она написана совсем недавно. В других местах все осталось так, как было десять лет назад. Причем я должен предупредить читателя, что если история Западной Европы занимает в книге ограниченное место, то это сделано умышленно. Пришло время отказываться от европоцентристского понимания истории. И я стремился к этому.

Остается добавить, что без квалифицированной и умной помощи Елены Лебедевой это издание не увидело бы света. И я приношу ей мою благодарность.

Марк Ферро

От переводчика

Переводить сочинение Марка Ферро было трудно. «Гигантский замысел книги, отдающий манией величия», который оправдывает в предисловии автор, ставит и перед переводчиком множество проблем освоения разнородного и обширного материала: исторического, страно– и киноведческого, педагогического. Совершенно бесценной в этой работе была помощь специалистов в разных областях истории, отвечавших на мои вопросы, дававших библиографические справки, наконец, взявших на себя труд прочесть тексты отдельных глав в переводе и высказать свои замечания. Я приношу самую сердечную благодарность М. С. Альперовичу, А. С. Балезину, И. А. Белявской, Ю. Л. Бессмертному, О. И. Варьяш, А. А. Вигасину, Р. Р. Вяткиной, А. Я. Гуревичу, М. В. Исаевой, А. В. Коротаеву, С. И. Лучицкой, А. Н. Мещерякову, А. С. Намазовой, С. В. Оболенской, Б. Н. Флоре, Г. С. Чертковой.

Перед читателем этой книжки также встанет немало проблем. Калейдоскоп дат, имен, названий, исторических событий, ученых сочинений и учебников для детей, фильмов и комиксов – чего здесь только нет. И далеко не все легко воспринимается без помощи комментариев. Однако совершенно невозможно было прокомментировать каждое имя, каждый факт, событие, которые могут оказаться не известными читателю неспециалисту. Это была бы еще одна книга. Комментарии (на них указывают в тексте звездочки) даются лишь там, где они необходимы для точного восприятия мысли автора, и особенно в тех случаях, когда найти информацию в советских справочных изданиях затруднительно.

Несмотря на сказанное, книга Марка Ферро предназначена не только для специалистов историков и педагогов. Она рассчитана прежде всего на широкого читателя. Автор не сковывает себя правилами строгого научного сочинения, это эссе, написанное в совершенно непринужденной манере, как непринужденна и сама его композиция.

Те или иные построения автора могут вызывать сомнения, желание спорить; текст книги все время бередит сознание, будоражит мысль. Он заставляет задуматься, причем не только о смысле науки истории, о том, как наука соотносится с историей, «отпускаемой» всем и каждому. Задумываешься и о том, какова ее роль в формировании взаимоотношений между людьми, группами людей, между народами. И многие мысли автора этой книги оказываются интересными именно для нас, прежде всего для нас. Вот почему, несмотря на все трудности, работа над переводом была удовольствием. Я надеюсь, что его разделят со мной читатели.

Е. Лебедева

Предисловие

Посвящается Вонни

Не нужно себя обманывать: образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Для каждого из нас это открытие мира, открытие его прошлого, и на сложившиеся в детстве представления впоследствии накладываются как мимолетные размышления, так и устойчивые понятия о чем-то. Однако то, что удовлетворяло нашу первую любознательность, пробуждало наши первые эмоции, остается неизгладимым.

Надо суметь разглядеть, различить это неизгладимое, идет ли речь о нас или о других – о Тринидаде, равно как и о Москве или Йокогаме. Это будет путешествие в пространстве, но, разумеется, и во времени. Его особенность – преломление прошлого в зыбких образах. Это прошлое не только не является общим для всех, но и в памяти каждого оно преображается с течением времени; представления наши меняются, по мере того как трансформируются знания, идеологии, по мере того как изменяются функции истории в том или ином обществе.

Сопоставить все эти представления стало в высшей степени важно сегодня, ибо с расширением границ мира, со стремлением к его экономической унификации при сохранении политической обособленности прошлое различных обществ становится более чем когда бы то ни было одной из ставок в столкновениях государств, наций, культур и этнических групп. Зная прошлое, легче овладеть настоящим, придать законные основания власти, претензиям. Ведь именно господствующие структуры: государство, церковь, политические партии и группы, связанные частными интересами, – владеют средствами массовой информации и книгоизданием, финансируют их от выпуска школьных учебников или комиксов до кино или телевидения. Прошлое, которое они отпускают всем и каждому, становится все более и более единообразным. Отсюда глухой протест со стороны тех, чья История оказывается «под запретом».

Впрочем, какая нация, какая группа людей способна еще воссоздать свою собственную историю? Даже у древних народов, имевших объединения и государства в незапамятные времена (вроде волжских хазар или королевства Арелат), их групповая самобытность оказывается растворенной в безымянном прошлом. На Востоке, от Праги до Улан-Батора, все этнические и национальные конфликты до последнего времени объяснялись согласно одной и той же модели, принадлежащей якобы Марксу, но в московской интерпретации. А все общества Юга деколонизируют свою историю, и часто теми же средствами, какими пользовались колонизаторы, т.е. конструируют историю, противоположную той, что им навязывали прежде.

Сегодня у каждой или почти у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой. В Польше, например, та история, что совсем недавно преподавалась в школе, заметно отличается от той, которую рассказывали дома. Русские играли в этих историях не совсем одинаковую роль… Мы обнаруживаем здесь столкновение коллективной памяти с официальной историографией, и в нем наверное проблемы исторической науки проявляются гораздо четче, чем в трудах историков.

История в том виде, как ее рассказывают детям, да и взрослым, позволяет одновременно узнать и то, что общество думает о себе, и то, как изменяется его положение с течением времени. Нужно только не ограничиваться изучением школьных учебников, комиксов, а попытаться сопоставить их с постулатами современной науки. Например, история армянского народа та, что преподают в Советской Армении, та, что учат дети диаспоры (и многие дети в Армении, но дома, в домашнем кругу), и та, которую представляет общераспространенное толкование всемирной истории, – это три разные версии истории. Причем нельзя утверждать, что последняя более реалистична или более законна, чем другие.

В самом деле, истории, независимо от ее тяги к научному знанию, присущи две функции: врачевание и борьба. Эти миссии осуществлялись в разные времена по-разному, но смысл их остается неизменным. Независимо от того, восхваляется ли Иисус Христос во франкистской Испании, нация и государство в республиканскую эпоху во Франции, коммунистическая партия в СССР или в Китае, история остается одинаково миссионерской: наукообразие и методология служат не более чем «фиговым листком» идеологии. Бенедетто Кроче писал в начале XX в., что история в большей мере ставит проблемы своего времени, чем той эпохи, которую, как предполагается, она изучает. Так, фильмы «Александр Невский» Эйзенштейна и «Андрей Рублев» Тарковского, воскрешая русское средневековье, информируют нас один о сталинской России и ее опасениях, связанных с Германией, другой – об СССР брежневских времен, его стремлении обрести свободу и его проблемах в отношениях с Китаем. История, которую преподают сегодня маленьким африканцам, говорит о современных проблемах черного континента не меньше, чем о его прошлом. Книги для детей призваны там прославлять великие африканские империи прошлого, великолепие которых сопоставляется с упадком и отсталостью феодальной Европы в ту же эпоху. Это определенно выполнение функции врачевания. Или там же – и это тоже весьма актуально – клубок спорных вопросов, порожденных конфликтом с исламом, замалчивается, они преуменьшаются или даже при помощи сослагательного наклонения ставится под сомнение их правомерность.