Фильмы не для всех

25 лучших фильмов XXI века по версии зрителей

В последние пятнадцать лет вышло большое количество и захватывающих блокбастеров, от которых захватывает дух, и убойных комедий, от которых смеешься до колик, и артхаусных картин, дающих пищу для размышлений. В нашем списке собраны «абсолютные победители» по версии пользователей сайта reddit.com. Приятного просмотра.

1. Престиж Кадр: Newmarket Productions

«Престиж» — это необычайно сложная история двух иллюзионистов, чьи жизни строятся на трех аспектах фокуса: наживка, превращение и… престиж. Наша жизнь — призрачный фокус, стоящий на этих аспектах. Это самая прекрасная из реалистичных иллюзий! Фильм, который не забудется и не сотрется из памяти многих людей, потому что и актеры, и Нолан сделали все, что в их силах, чтобы мы многократно пересматривали и каждый раз получали положительные эмоции от просмотра этого шедевра.

2. Город бога Кадр: Globo Filmes

Фильм погружает нас в атмосферу бразильских трущоб, в место забытое богом, где правит культ силы. Власть оружия, власть отчаяния, где других моделей жизни просто нет… Кто ты?… Фильм проходит в ускоренном темпе словно в суете, в спешке, так же быстро, как и жизнь обитателей этих трущоб. Безумный коктейль из юмора и жестокости, который проглатывается одним глотком, на одном дыхании.

3. Отступники Кадр: Initial Entertainment Group (IEG)

Великолепное кино, которое обязательно станет, если конечно уже не стало, классикой криминального жанра. Минусы в этой кинокартине найти очень сложно, ведь этот фильм хорош всем — от динамичного, увлекательного и многогранного сценария Уильяма Монахэна, до безупречной режиссуры великого Мартина Скорсезе. Превосходное кино, сделанное по всем законам жанра и до блеска отточеное со всех сторон.

4. Залечь на дно в Брюгге Кадр: Blueprint Pictures

Фильм смотрится очень легко и в какой-то момент начинает даже казаться слишком простым, легким, ширпотребным. Большую часть экранного времени в кадре не наблюдается и тени драмы, в основном легкий криминальный юмор, но что-то, быть может в актерской игре, может в общей обстановке сохраняет слабые меланхоличные нотки. Финал же достаточно резко выводит зрителя к трагическому благородству, казалось бы, отрицательных персонажей. Да, может быть в реальной жизни преступники и не ведут себя по-рыцарски, но, смотря эту ленту, охотно в это веришь.

5. Одержимость Кадр: Blumhouse Productions

«Одержимость» — это фильм о самоограничении и устремленности. Главный герой отказывается от всего ради мечты — от друзей, хобби и даже любви. А еще этот фильм о самоистязании. О том, что главный способ добиться желаемого — это труд до изнеможения.

6. Дитя человеческое Кадр: Hit & Run Productions

Сюжет картины переносит нас в недалекое будущее, в котором все человечество постигло бесплодие, и самому молодому жителю планеты уже целых 18 лет. Фильм не смотрится как очередная фантастическая ерунда с переизбытком нарисованных спецэффектов, а благодаря великолепной режиссуре Альфонсо Куарона, правдоподобной игре актеров, впечатляющей операторской работе, он воспринимается как возможный вариант будущего человечества. Мир без детей — что может быть страшнее?

7. Вечное сияние чистого разума Кадр: Focus Features

Тема любви в этой ленте представлена в ракурсе, который может показаться забавным, но в то же время навевает грустные мысли. В современном мире любовь действительно воспринимается как нечто материальное, что можно просто взять и выкинуть из головы в том случае, если оно не отвечает вашим требованиям и понятиям. Но важно понимать, что это вовсе не так.

8. Отель «Гранд Будапешт» Кадр: American Empirical Pictures

Зритель, который откроет для себя «Гранд Будапешт», рискует очень сильно изменить своё мнение касательно того, какой должна быть по-настоящему смешная комедия и действительно качественное кино. И мнение это будет в лучшую сторону. Вместе с крайне необычной и в то же время, удачной подачей, перед нами оказывается один из самых запоминающихся, необычных, смешных и ярких фильмов за последние годы.

9. Бесславные ублюдки Кадр: A Band Apart

Сюжет необычный и требует к себе особого отношения. Сценарий писался Квентином на протяжении 10 лет, и это заметно. Несоответствия в истории позволяют режиссеру воплотить его идею в полной мере, заставляют зрителей трепетать от восхищения и долгожданной мести, делают фильм еще более интересным, ведь мы не знаем какой конец нас ожидает.

10. Интерстеллар Кадр: Legendary Pictures

В «Интерстеллар» есть всё, чтобы считаться если и не культовым фильмом, то хотя бы по праву оцененной работой, к которой приложены титанические усилия. Атмосфера фильма — это ядерная смесь из великолепного визуального ряда, красивых видов космоса и шикарной музыки Ханса Циммера, а также приглушение звука в некоторых моментах, когда показывался бескрайний космос — элемент присутствия в вакууме вам обеспечен. Красиво и величественно, не меньше.

11. Типа крутые легавые Кадр: Big Talk Productions

Горючая смесь английского юмора и голливудского экшна. Об этом фильме можно рассказывать бесконечно, но лучше один раз пропустить его через себя, почувствовать бешеную динамику каждого кадра, войти в его сумасшедший ритм, от души посмеяться и узнать, как кетчуп может спасти чью-то жизнь.

12. Хижина в лесу Кадр: AFX Studios

Фильм высмеивает жанр ужаса в целом и самые распространенные его разновидности, высмеивает достойно и с уважением. Это не трэш, не черная комедия, а пародия, приправленная стандартными сценарными ходами в начале и полностью рвущая стереотипы уже в середине. Действительно стоящий ужастик, который умно иронизирует и составляет свое видение на дальнейшее развитие хоррора как жанра.

13. Лабиринт Фавна Кадр: Esperanto Filmoj

Дель Торо поработал на славу. Жестокость, загадочность, сказка: всё это есть в данной картине. И даже при сравнительно небольшом бюджете режиссеру удалось сделать фильм качественным, красивым и увлекательным; а это удается отнюдь не каждому.

14. Властелин колец: Братство кольца Кадр: New Line Cinema

Питер Джексон снял замечательный фильм по роману Толкина, а 13 номинаций на Оскар тому подтверждение, хотя из них фильм удостоился всего четырёх наград. Фильм не только про волшебников, эльфов, гномов и хоббитов, но и про крепкую дружбу, честь, храбрость и отвагу. Замечательные актёры, шикарные костюмы, декорации и визуальные эффекты, которые создают этот красивый и необычный мир Средиземья, который невозможно забыть.

15. Поймай меня, если сможешь Кадр: Amblin Entertainment

Фильм, как могло показаться, начинается очень просто — родители разводятся, брошенный и непонятый всеми ребенок сбегает из дома и начинает самостоятельную жизнь. Развитие сюжета могло бы пойти по весьма банальной траектории, если бы это была не история Френка Эбигнейла. Этот юноша находит один из самых оригинальных выходов из сложившейся ситуации, зрителям остается только удивленно восклицать и размахивать руками. Ничего не скажешь — малыш-Френк надул всех!

16. Кадр: ContentFilm

Зрелищный, ненапряжный фильм довольно глубоко и толково повествует о главном конфликте современного мира — конфликте между официальной (лживой) моралью и реальными устремлениями живого человека. Добро или зло? Курить или воздержаться? Даже выбор бывает разным — глобальным или размером в пачку сигарет… Интересный факт: за фильм не было выкурено ни одной сигареты.

17. Дрянные девчонки Кадр: Broadway Video

«Дрянные девчонки» сняты очень гармонично, без крайностей, тут мелодрама правильным образом сочетается с молодежной комедией, и в результате ни смеяться, ни плакать не захочется. А вот смотреть на то, какие козни устраивают друг другу героини, куда лучше в таком фильме, чем в реальной жизни. Как бы наивно ни звучало, просмотр может даже чему-то научить, было бы желание не воспринимать подобное кино лишь как очередную сказку.

18. Начало Кадр: Legendary Pictures

Кристофер Нолан создал умопомрачительный экшен-триллер, который не отпустит вас до последнего кадра, над которым необходимо думать и чувствовать. Все выстроено лаконично, поочередно, доходчиво. При этом, что не так часто случается, «Начало» из той фантастики, которую может посмотреть каждый.

19. Скотт Пилигрим против всех Кадр: Big Talk Productions

«Скотт Пилигрим..» — стопроцентный комикс, который ожил на экране. Это те самые ключевые графические стоп-кадры, которые мы мысленно прокручиваем у себя в голове, перебегая от сцены к сцене. Плюс к тому убойный трек-лист, колоритные персонажи, адекватная доля здорового стеба, нон-стоп экшн и заряд хорошего настроения как минимум на время просмотра.

20. Луна 2112 Кадр: Liberty Films UK

Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) — астронавт, работающий на лунном горнодобывающем комплексе в компании с роботом Герти (Кевин Спейси) со смайликами на мониторе уже целых 3 года… 3 года одиночества. И вроде бы «всё идёт как по маслу», но за две недели до возвращения начинают происходить непонятные вещи… «Луна-2112» — достаточно простой фильм с линейным сюжетом и практически полным отсутствием спецэффектов. Однако именно в этой простоте заключается сила фильма. Необремененный необходимостью тратиться на спецэффекты, Дункан Джонс смог сосредоточиться на своей истории и развитии характера своих персонажей.

21. Кадр: Mike Zoss Productions

Тривиальная на первый взгляд идея фильма о деньгах, наркотиках и погонях была исполнена глубинным смыслом, едва улавливаемым, для невнимательного глаза, но всё же сильным для ценителей подобного жанра. Диалоги, стоящие на распутье между безумием и гениальностью, харизматичный злодей с пистолетом для скотобойни, всё это в своей совокупности составляет фильм, который достоин одного из высоких мест в домашней кинотеке.

22. Нефть Кадр: Ghoulardi Film Company В этом фильме нет актёра — есть только персонаж. Живой, естественный и настоящий… Главный герой не может не восхищать своей железной волей, характером и целеустремлённостью, но и не может не пугать того, какими способами и методами он приходит в итоге к богатству, о котором всегда так мечтал. 23. Волк с Уолл-стрит Кадр: Appian Way

Плотная динамика фильма выражена в сменяющих друг друга сценах «дом-работа». Все связано, доступно, выдержано. Это не нарезка из фруктов-овощей, это абсолютно цельная картина с характерными персонажами и проблемами. Последних несколько, но далеко не на всех режиссёр делает акцент, позволяя зрителю и самому определяться, кто плохой, а кто очень плохой.

24. Олдбой Кадр: Egg Films

«Олдбой» — драматический детектив с откровенными сценами жестокости и насилия, который захватывает зрителя с первой минуты и держит в напряжении до конца просмотра. В этом фильме запоминаешь всё, здесь нет пустых, не нужных сцен. Этот фильм гимн мести, её симфония.

25. «V» значит Вендетта

100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI

Рейтинговые списки
Американского киноинститута

100 фильмов (1998 и 2007)
100 звёзд (1999)
100 комедий (2000)
100 остросюжетных фильмов (2001)
100 страстей (2002)
100 героев и злодеев (2003)
100 песен (2004)
100 киноцитат (2005)
25 саундтреков (2005)
25 мюзиклов (2006)
100 вдохновляющих фильмов (2006)
10 фильмов из 10 жанров (2008)

Список 100 лучших американских кинофильмов по версии Американского института киноискусства был составлен в 1998 году, а затем обновлен в 2007 году.

Отбор фильмов производился из 400 кандидатов, путём опроса более 1500 деятелей киноиндустрии (режиссёров, сценаристов, актёров, операторов и др.), историков кинематографа и кинокритиков. Как в 1998 году, так и в 2007, список возглавил «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.

Критерии отбора

Все 100 фильмов отобраны в соответствии с нижеизложенными критериями:

  • Полнометражный фильм — фильм должен длиться более одного часа.
  • Американский фильм — англоязычный, со значительным вкладом творческих и/или финансовых деятелей из США.
  • Признание кинокритикой — формальное одобрение в СМИ.
  • Лауреат престижных кинопремий — фильм должен обладать официальной наградой полученной от кинокритиков или заслуженной на кинофестивале.
  • Популярность — успешные кассовые сборы, телетрансляции, видеоиздания.
  • Историческая значимость — фильм должен быть значим для истории кинематографа, благодаря новаторству, художественной ценности или техническим инновациям.
  • Культурное влияние — влияние на популярную культуру и американское общество.

Список

Список 1998 года Режиссёр Год Изменение позиции
к 2007 году
Изменение позиции
с 1998 года
Список 2007 года Режиссёр Год
1 Гражданин Кейн Орсон Уэллс 1941 Гражданин Кейн Орсон Уэллс 1941
2 Касабланка Майкл Кёртис 1942 ▼ 1 ▲ 1 Крёстный отец Фрэнсис Форд Коппола 1972
3 Крёстный отец Фрэнсис Форд Коппола 1972 ▲ 1 ▼ 1 Касабланка Майкл Кёртис 1942
4 Унесённые ветром Виктор Флеминг 1939 ▼ 2 ▲ 20 Бешеный бык Мартин Скорсезе 1980
5 Лоуренс Аравийский Дэвид Лин 1962 ▼ 2 ▲ 5 Поющие под дождём Стэнли Донен и Джин Келли 1952
6 Волшебник страны Оз Виктор Флеминг 1939 ▼ 4 ▼ 2 Унесённые ветром Виктор Флеминг 1939
7 Выпускник Майк Николс 1967 ▼ 10 ▼ 2 Лоуренс Аравийский Дэвид Лин 1962
8 В порту Элиа Казан 1954 ▼ 11 ▲ 1 Список Шиндлера Стивен Спилберг 1993
9 Список Шиндлера Стивен Спилберг 1993 ▲ 1 ▲ 52 Головокружение Альфред Хичкок 1958
10 Поющие под дождём Стэнли Донен и Джин Келли 1952 ▲ 5 ▼ 4 Волшебник страны Оз Виктор Флеминг 1939
11 Эта прекрасная жизнь Фрэнк Капра 1946 ▼ 9 ▲ 65 Огни большого города Чарли Чаплин 1931
12 Бульвар Сансет Билли Уайлдер 1950 ▼ 4 ▲ 84 Искатели Джон Форд 1956
13 Мост через реку Квай Дэвид Лин 1957 ▼ 23 ▲ 2 Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда Джордж Лукас 1977
14 В джазе только девушки Билли Уайлдер 1959 ▼ 8 ▲ 4 Психо Альфред Хичкок 1960
15 Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда Джордж Лукас 1977 ▲ 2 ▲ 7 2001: Космическая одиссея Стэнли Кубрик 1968
16 Всё о Еве Джозеф Манкевич 1950 ▼ 12 ▼ 4 Бульвар Сансет Билли Уайлдер 1950
17 Африканская Королева Джон Хьюстон 1951 ▼ 48 ▼ 10 Выпускник Майк Николс 1967
18 Психо Альфред Хичкок 1960 ▲ 4 Новый Генерал Клайд Бракмэн и Бастер Китон 1927
19 Китайский квартал Роман Полански 1974 ▼ 2 ▼ 11 В порту Элиа Казан 1954
20 Пролетая над гнездом кукушки Милош Форман 1975 ▼ 13 ▼ 9 Эта прекрасная жизнь Фрэнк Капра 1946
21 Гроздья гнева Джон Форд 1940 ▼ 2 ▼ 2 Китайский квартал Роман Полански 1974
22 2001: Космическая одиссея Стэнли Кубрик 1968 ▲ 7 ▼ 8 В джазе только девушки Билли Уайлдер 1959
23 Мальтийский сокол Джон Хьюстон 1941 ▼ 8 ▼ 2 Гроздья гнева Джон Форд 1940
24 Бешеный бык Мартин Скорсезе 1980 ▲ 20 ▲ 1 Инопланетянин Стивен Спилберг 1982
25 Инопланетянин Стивен Спилберг 1982 ▲ 1 ▲ 9 Убить пересмешника Роберт Маллиган 1962
26 Доктор Стрейнджлав Стэнли Кубрик 1964 ▼ 13 ▲ 3 Мистер Смит едет в Вашингтон Фрэнк Капра 1939
27 Бонни и Клайд Артур Пенн 1967 ▼ 15 ▲ 6 Ровно в полдень Фред Циннеман 1952
28 Апокалипсис сегодня Фрэнсис Форд Коппола 1979 ▼ 2 ▼ 12 Всё о Еве Джозеф Манкевич 1950
29 Мистер Смит едет в Вашингтон Фрэнк Капра 1939 ▲ 3 ▲ 9 Двойная страховка Билли Уайлдер 1944
30 Сокровища Сьерра-Мадре Джон Хьюстон 1948 ▼ 8 ▼ 2 Апокалипсис сегодня Фрэнсис Форд Коппола 1979
31 Энни Холл Вуди Аллен 1977 ▼ 4 ▼ 8 Мальтийский сокол Джон Хьюстон 1941
32 Крёстный отец 2 Фрэнсис Форд Коппола 1974 Крёстный отец 2 Фрэнсис Форд Коппола 1974
33 Ровно в полдень Фред Циннеман 1952 ▲ 6 ▼ 13 Пролетая над гнездом кукушки Милош Форман 1975
34 Убить пересмешника Роберт Маллиган 1962 ▲ 9 ▲ 15 Белоснежка и семь гномов Дэвид Хэнд 1937
35 Это случилось однажды ночью Фрэнк Капра 1934 ▼ 11 ▼ 4 Энни Холл Вуди Аллен 1977
36 Полуночный ковбой Джон Шлезингер 1969 ▼ 7 ▼ 23 Мост через реку Квай Дэвид Лин 1957
37 Лучшие годы нашей жизни Уильям Уайлер 1946 Лучшие годы нашей жизни Уильям Уайлер 1946
38 Двойная страховка Билли Уайлдер 1944 ▲ 9 ▼ 8 Сокровища Сьерра-Мадре Джон Хьюстон 1948
39 Доктор Живаго Дэвид Лин 1965 Выбыл ▼ 13 Доктор Стрейнджлав Стэнли Кубрик 1964
40 К северу через северо-запад Альфред Хичкок 1959 ▼ 15 ▲ 15 Звуки музыки Роберт Уайз 1965
41 Вестсайдская история Джером Роббинс и Роберт Уайз 1961 ▼ 10 ▲ 2 Кинг-Конг Мериан Купер и Эрнест Шодсак 1933
42 Окно во двор Альфред Хичкок 1954 ▼ 6 ▼ 15 Бонни и Клайд Артур Пенн 1967
43 Кинг-Конг Мериан Купер и Эрнест Шодсак 1933 ▲ 2 ▼ 7 Полуночный ковбой Джон Шлезингер 1969
44 Рождение нации Дэвид Гриффит 1915 Выбыл ▲ 7 Филадельфийская история Джордж Кьюкор 1940
45 Трамвай «Желание» Элиа Казан 1951 ▼ 2 ▲ 24 Шейн Джордж Стивенс 1953
46 Заводной апельсин Стэнли Кубрик 1971 ▼ 24 ▼ 11 Это случилось однажды ночью Фрэнк Капра 1934
47 Таксист Мартин Скорсезе 1976 ▼ 5 ▼ 2 Трамвай «Желание» Элиа Казан 1951
48 Челюсти Стивен Спилберг 1975 ▼ 8 ▼ 6 Окно во двор Альфред Хичкок 1954
49 Белоснежка и семь гномов Дэвид Хэнд 1937 ▲ 15 Новый Нетерпимость Дэвид Гриффит 1916
50 Бутч Кэссиди и Санденс Кид Джордж Рой Хилл 1969 ▼ 23 Новый Властелин колец: Братство кольца Питер Джексон 2001
51 Филадельфийская история Джордж Кьюкор 1940 ▲ 7 ▼ 10 Вестсайдская история Джером Роббинс и Роберт Уайз 1961
52 Отныне и во веки веков Фред Циннеман 1953 Выбыл ▼ 5 Таксист Мартин Скорсезе 1976
53 Амадей Милош Форман 1984 Выбыл ▲ 26 Охотник на оленей Майкл Чимино 1978
54 На западном фронте без перемен Льюис Майлстоун 1930 Выбыл ▲ 2 Военно-полевой госпиталь Роберт Олтмен 1970
55 Звуки музыки Роберт Уайз 1965 ▲ 15 ▼ 15 К северу через северо-запад Альфред Хичкок 1959
56 Военно-полевой госпиталь Роберт Олтмен 1970 ▲ 2 ▼ 8 Челюсти Стивен Спилберг 1975
57 Третий человек Кэрол Рид 1949 Выбыл ▲ 21 Рокки Джон Эвилдсен 1976
58 Фантазия Сэмюель Армстронг, Джеймс Элгар, Билл Робертс, Пол Саттерфилд, Форд Биб, Джим Хэндли, Гамильтон Луске, Норман Фергюсон, Уилфрэд Джексон 1940 Выбыл ▲ 16 Золотая лихорадка Чарли Чаплин 1925
59 Бунтарь без причины Николас Рей 1955 Выбыл Новый Нэшвилл Роберт Олтмен 1975
60 Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега Стивен Спилберг 1981 ▼ 6 ▲ 25 Утиный суп Лео Маккэри 1933
61 Головокружение Альфред Хичкок 1958 ▲ 52 Новый Странствия Салливана Престон Стёрджес 1941
62 Тутси Сидни Поллак 1982 ▼ 7 ▲ 15 Американские граффити Джордж Лукас 1973
63 Дилижанс Джон Форд 1939 Выбыл Новый Кабаре Боб Фосс 1972
64 Близкие контакты третьей степени Стивен Спилберг 1977 Выбыл ▲ 2 Телесеть Сидни Люмет 1976
65 Молчание ягнят Джонатан Демми 1991 ▼ 9 ▼ 48 Африканская Королева Джон Хьюстон 1951
66 Телесеть Сидни Люмет 1976 ▲ 2 ▼ 6 Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега Стивен Спилберг 1981
67 Манчжурский кандидат Джон Франкенхаймер 1962 Выбыл Новый Кто боится Вирджинии Вулф? Майк Николс 1966
68 Американец в Париже Винсент Миннелли 1951 Выбыл ▲ 30 Непрощённый Клинт Иствуд 1992
69 Шейн Джордж Стивенс 1953 ▲ 24 ▼ 7 Тутси Сидни Поллак 1982
70 Французский связной Уильям Фридкин 1971 ▼ 23 ▼ 24 Заводной апельсин Стэнли Кубрик 1971
71 Форрест Гамп Роберт Земекис 1994 ▼ 5 Новый Спасти рядового Райана Стивен Спилберг 1998
72 Бен-Гур Уильям Уайлер 1959 ▼ 28 Новый Побег из Шоушенка Фрэнк Дарабонт 1994
73 Грозовой перевал Уильям Уайлер 1939 Выбыл ▼ 23 Бутч Кэссиди и Санденс Кид Джордж Рой Хилл 1969
74 Золотая лихорадка Чарли Чаплин 1925 ▲ 16 ▼ 9 Молчание ягнят Джонатан Демми 1991
75 Танцы с волками Кевин Костнер 1990 Выбыл Новый Душной южной ночью Норман Джуисон 1967
76 Огни большого города Чарли Чаплин 1931 ▲ 65 ▼ 5 Форрест Гамп Роберт Земекис 1993
77 Американские граффити Джордж Лукас 1973 ▲ 15 Новый Вся президентская рать Алан Пакула 1976
78 Рокки Джон Эвилдсен 1976 ▲ 21 ▲ 3 Новые времена Чарли Чаплин 1936
79 Охотник на оленей Майкл Чимино 1978 ▲ 26 ▲ 1 Дикая банда Сэм Пекинпа 1969
80 Дикая банда Сэм Пекинпа 1969 ▲ 1 ▲ 13 Квартира Билли Уайлдер 1960
81 Новые времена Чарли Чаплин 1936 ▲ 3 Новый Спартак Стэнли Кубрик 1960
82 Гигант Джордж Стивенс 1956 Выбыл Новый Восход солнца Фридрих Вильгельм Мурнау 1927
83 Взвод Оливер Стоун 1986 ▼ 3 Новый Титаник Джеймс Кэмерон 1997
84 Фарго Братья Коэны 1996 Выбыл ▲ 4 Беспечный ездок Дэннис Хоппер 1969
85 Утиный суп Лео Маккэри 1933 ▲ 25 Новый Ночь в опере Сэм Вуд 1935
86 Мятеж на «Баунти» Фрэнк Ллойд 1935 Выбыл ▼ 3 Взвод Оливер Стоун 1986
87 Франкенштейн Джеймс Уэйл 1931 Выбыл Новый 12 разгневанных мужчин Сидни Люмет 1957
88 Беспечный ездок Дэннис Хоппер 1969 ▲ 4 ▲ 9 Воспитание крошки Говард Хоукс 1938
89 Паттон Фрэнклин Шеффнер 1970 Выбыл Новый Шестое чувство М. Найт Шьямалан 1999
90 Певец джаза Алан Кросланд 1927 Выбыл Новый Время свинга Джордж Стивенс 1936
91 Моя прекрасная леди Джордж Кьюкор 1964 Выбыл Новый Выбор Софи Алан Пакула 1982
92 Место под солнцем Джордж Стивенс 1951 Выбыл ▲ 2 Славные парни Мартин Скорсезе 1990
93 Квартира Билли Уайлдер 1960 ▲ 13 ▼ 23 Французский связной Уильям Фридкин 1971
94 Славные парни Мартин Скорсезе 1990 ▲ 2 ▲ 1 Криминальное чтиво Квентин Тарантино 1994
95 Криминальное чтиво Квентин Тарантино 1994 ▲ 1 Новый Последний киносеанс Питер Богданович 1971
96 Искатели Джон Форд 1956 ▲ 84 Новый Делай, как надо! Спайк Ли 1989
97 Воспитание крошки Говард Хоукс 1938 ▲ 9 Новый Бегущий по лезвию Ридли Скотт 1982
98 Непрощённый Клинт Иствуд 1992 ▲ 30 ▲ 2 Янки Дудл Денди Майкл Кёртис 1942
99 Угадай, кто придёт к обеду? Стэнли Крамер 1967 Выбыл Новый История игрушек Джон Лассетер 1995
100 Янки Дудл Денди Майкл Кёртис 1942 ▲ 2 ▼ 28 Бен-Гур Уильям Уайлер 1959

Изменения

  • Подавляющее большинство кинолент вошедших в изначальный список 1998 года изменили свои позиции: рейтинги 36 фильмов увеличились, а рейтинги 38 кинокартин снизились. Неизменными остались позиции лишь трех фильмов: «Гражданин Кейн», «Крёстный отец 2» и «Лучшие годы нашей жизни».
  • Первая тройка фильмов осталась неизменной — Крёстный отец и Касабланка просто обменялись местами. 8 фильмов из первой десятки остались в десятке.
  • Старейший в изначальном списке фильм «Рождение нации» 1915 года выбыл с занимаемой им 44-й позиции, однако в новую редакцию списка попал другой фильм Дэвида Гриффита — «Нетерпимость» 1916 года, который занял 49-ю позицию, являясь старейшим среди перечисленных в списке 2007 года.
  • На смену выбывшего из списка «Фарго», который был самым поздним творением кинематографа среди присутствующих в первоначальной версии 1998 года, пришёл «Властелин колец: Братство кольца», являющийся единственным фильмом, выпущенным в 2000-е годы среди представленных в данном списке.
  • Среди впервые включенных в список кандидатур наивысшей позиции был удостоен «Генерал» Клайда Бракмэна и Бастера Китона. Среди выбывших из списка наивысшую позицию занимал «Доктор Живаго» Дэвида Лина.
  • Наибольший «взлет» наблюдается в изменении позиции «Искателей» Джона Форда, поднявшихся с 96-го места на 12-е. Дальше всех спустилась с списке «Африканская Королева» Джона Хьюстона, переместившаяся с 17-й на 65-ю позицию.
  • Фильм «Утиный суп» с братьями Маркс в главных ролях, переместившись на 25 позиций вверх с 85-го места, сменился другим фильмом — «Ночь в опере», в котором главные роли исполняют участники того же комедийного квинтета.
  • 73 из представленных в списке фильмов номинировались на получение «Оскара» в категории «Лучший фильм» и 30 из 73 претендентов были удостоены главной премии в данной номинации. В первоначальном списке 1998 года присутствовали 33 фильма-лауреата премии «Оскар».
  • В списке 2007 года восемь фильмов из первой десятки были в своё время номинированы на получение «Оскара» в категории «Лучший фильм». Пять из восьми номинантов были удостоены награды. В первоначальном списке 1998 года в первую десятку попали девять номинантов премии «Оскар», шесть из которых получили награду.
  • В каждую из двух редакций списка попали две анимационные работы. В 1998 году ими были: «Белоснежка и семь гномов» на 49-й позиции и «Фантазия» на 58-й. На 2007 год в списке остался мультфильм «Белоснежка и семь гномов» поднявшийся до 34-й позиции. «Фантазия» выбыла, а 99-ю позицию заняла «История игрушек».

Статистика

  • Стивен Спилберг представлен наибольшим числом фильмов в списке. В изначальном списке присутствовало пять его режиссёрских работ: «Список Шиндлера», «Инопланетянин», «Челюсти», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и «Близкие контакты третьей степени». В редакцию 2007 года вошли также пять его фильмов, только «Близкие контакты третьей степени» сменились кинолентой «Спасти рядового Райана». Стэнли Кубрик, Альфред Хичкок и Билли Уайлдер, — каждый представлен четырьмя фильмами в списке. По три фильма в списке числится за Фрэнсисом Фордом Копполой, Мартином Скорсезе, Фрэнком Капра, Чарли Чаплином и Джоном Хьюстоном.
  • Джеймс Стюарт исполняет главные роли в пяти фильмах из данного списка: «Головокружение», «Эта прекрасная жизнь», «Мистер Смит едет в Вашингтон», «Филадельфийская история», «Окно во двор».
  • Роберт Де Ниро появляется в пяти фильмах из списка, в четырёх из них он исполняет главные роли («Бешеный бык», «Таксист», «Охотник на оленей» и «Славные парни»). Пятый фильм — «Крёстный отец 2», в котором Де Ниро сыграл роль второго плана.
  • Харрисон Форд участвовал в работе над шестью фильмами из списка (хотя эпизоды с его участием были удалены из «Инопланетянина»). Он исполнил главные роли в кинолентах: «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и «Бегущий по лезвию», а также роли второго плана в фильмах «Апокалипсис сегодня» и «Американские граффити».
  • Роберт Дюваль имеет на счету шесть ролей в следующих фильмах из данного списка: «Убить пересмешника», «Военно-полевой госпиталь», «Крёстный отец», «Крёстный отец 2», «Телесеть» и «Апокалипсис сегодня».
  • Фэй Данауэй («Китайский квартал», «Бонни и Клайд», «Телесеть») и Кэтрин Хепбёрн («Филадельфийская история», «Африканская Королева», «Воспитание крошки») лидирующие актрисы в списке по числу главных ролей. Дайан Китон появляется в трех фильмах из списка: исполняет главную роль в «Энни Холл», и роли второго плана в первом и втором фильмах трилогии «Крёстный отец».
  • Наибольшее количество фильмов (20 штук), попавшие в список 2007 года, были сняты в 1970-е годы.
  • Хронологически лишь три года выделяются наибольшим числом фильмов, вошедших в список 2007 года: 1982 («Инопланетянин», «Тутси», «Бегущий по лезвию», «Выбор Софи»); 1976 («Телесеть», «Таксист», «Рокки», «Вся президентская рать»); 1969 («Бутч Кэссиди и Санденс Кид», «Полуночный ковбой», «Беспечный ездок», «Дикая банда»).
  • В списке фигурируют шесть немых фильмов: «Генерал», «Нетерпимость», «Восход солнца», «Огни большого города», «Золотая лихорадка», «Новые времена».
  • В список вошли семь мюзиклов: «Поющие под дождём», «Волшебник страны Оз», «Звуки музыки», «Вестсайдская история», «Нэшвилл», «Кабаре», «Время свинга».
  • В списке присутствуют шесть вестернов: «Искатели», «Ровно в полдень», «Шейн», «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», «Дикая банда», «Непрощённый».
  • В списке находятся также пять научно-фантастических фильмов: «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда», «2001: Космическая одиссея», «Инопланетянин», «Заводной апельсин», «Бегущий по лезвию».
  • 18 комедий: «Огни большого города», «Выпускник», «Генерал», «В джазе только девушки», «Энни Холл», «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», «Филадельфийская история», «Одной счастливой ночью», «Военно-полевой госпиталь», «Золотая лихорадка», «Утиный суп», «Странствия Салливана», «Американские граффити», «Тутси», «Новые времена», «Квартира», «Ночь в опере», «Воспитание крошки».

Примечания

  1. 1 2 100 Movies—10th Anniversary Edition (англ.). Американский институт киноискусства. Дата обращения 15 ноября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  2. AFI’s 10 Top 10 (англ.). Американский институт киноискусства. Дата обращения 15 ноября 2010. Архивировано 9 апреля 2012 года.

Ссылки

Этот список входит в число избранных списков и порталов русскоязычного раздела Википедии.

Почему не стоит доверять рейтингам фильмов на IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritic

Зачастую выбор фильма превращается в настоящее эмоциональное потрясение. Сначала приходится смириться с тем, что ни в одном из потоковых сервисов, на которые вы подписаны, нет нужной картины. Затем вы начинаете выбирать из трёх фильмов, которые вообще никогда не собирались смотреть, но которые остаются единственными более-менее достойными вариантами.

Чтобы выбрать лучший из них, вы открываете Google и проверяете рейтинг. Спустя три часа, осознав, что информация в Сети слишком разнится, вы понимаете, что уже слишком поздно начинать просмотр, и решаете пересмотреть «Друзей» или «Рика и Морти».

Почему рейтинги на специализированных сайтах так отличаются? Можно ли вообще им доверять? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сравнить методики оценки фильмов каждого из сервисов.

IMDb

На IMDb фильм может получить до 10 баллов. Оценкой занимаются обычные пользователи, а не кинокритики. Любой зарегистрированный человек может оценить каждую картину один раз, дав ей от 1 до 10 баллов. Затем голоса пересматриваются, чтобы нерелевантные данные вроде недавно зарегистрировавшихся пользователей не были учтены при выставлении фильму общего рейтинга.

Фильмы из «Топ-250» оцениваются немного иначе. Здесь учитываются оценки только тех пользователей, которые голосуют регулярно.

При этом большинство голосующих на IMDb — это лица мужского пола, поэтому в рейтингах ощущается существенный перевес фильмов, нацеленных на мужчин.

Список 10 лучших картин всех времён по версии IMDb выглядит так:

  1. «Побег из Шоушенка».
  2. «Крёстный отец».
  3. «Крёстный отец 2».
  4. «Тёмный рыцарь».
  5. «12 разгневанных мужчин».
  6. «Список Шиндлера».
  7. «Криминальное чтиво».
  8. «Властелин колец: Возвращение короля».
  9. «Хороший, плохой, злой».
  10. «Бойцовский клуб».

Rotten Tomatoes

На Rotten Tomatoes фильмы оцениваются по 100-балльной шкале на основе усреднённых отзывов профессиональных критиков. Если у картины 60 баллов или больше, то она получает свежий красный помидор. Если оценка ниже, то помидор выдаётся гнилой.

Лучшие фильмы попадают в список «Сертифицированных свежих помидоров» (Certified Fresh). На такое кино обычно есть минимум 80 рецензий критиков, а рейтинг не падает ниже 75. У каждой картины также есть пользовательская оценка, но она имеет гораздо меньшее значение.

В основных рейтингах Rotten Tomatoes учитываются рецензии только утверждённых рецензентов. Это журналисты, которые пишут для широко известных сайтов, журналов и газет.

Всё немного усложняется тем, что сайт принимает во внимание количество отзывов на фильм. «Волшебник страны Оз» со средней оценкой 99 от 111 критиков находится выше «Гражданина Кейна», у которого в среднем 100 баллов от 75 рецензентов.

Наверное, вы уже догадались, что подавляющее большинство утверждённых критиков на сайте — мужчины.

Список лучших фильмов по версии Rotten Tomatoes:

  1. «Волшебник страны Оз».
  2. «Гражданин Кейн».
  3. «Третий человек».
  4. «Прочь».
  5. «Безумный Макс: Дорога ярости».
  6. «Кабинет доктора Калигари».
  7. «Всё о Еве».
  8. «Головоломка».
  9. «Метрополис».
  10. «Крёстный отец».

Metacritic

Metacritic тоже ставит фильмам до 100 баллов на основе обзоров критиков. Сайт сам конвертирует текст и числа из рецензий в свою шкалу, а затем дополнительно пересматривает оценки, в результате чего одни обзоры влияют на конечный рейтинг больше других.

У сервиса нет публичного списка признанных критиков, но вы можете узнать, из каких публикаций собираются данные. Список регулярно обновляется, но Metacritic не говорит, почему допускает к оцениванию одни издания и игнорирует другие.

В отличие от Rotten Tomatoes, сайт оценивает картины на основе гораздо меньшего числа обзоров. Поэтому странные колебания рейтингов здесь встречаются чаще.

Сервис делает акцент на изданиях, а не конкретных рецензентах, поэтому в данном случае баланс полов вычислить практически нереально. Тем не менее рейтинг «Гражданина Кейна», наиболее высоко оценённого фильма на Metacritic, основывается на обзорах 10 мужчин и лишь двух женщин.

Лучшие картины в рейтинге Metacritic:

  1. «Гражданин Кейн».
  2. «Крёстный отец».
  3. «Касабланка».
  4. «Отрочество».
  5. «Три цвета: Красный».
  6. «Поющие под дождём».
  7. «Лунный свет».
  8. «Лабиринт Фавна».
  9. «Мечты о баскетболе».
  10. «Моя левая нога».

Почему нужно игнорировать сайты с кинорейтингами

Вряд ли вы сможете отыскать объективные рейтинги на упомянутых сайтах. На каждом из них предпочтение отдаётся мужским мнениям.

В качестве примера возьмём главный фильм IMDb — «Побег из Шоушенка». Его оценка в 9,3 балла основана на голосах примерно 1,86 миллиона пользователей сайта. 1,2 миллиона этих голосов — мужские. Несмотря на то что сервис пытается бороться с чрезмерным влиянием определённых демографических групп, на представителей мужского пола часто приходится более 70% голосов. При этом они отдают предпочтение картинам на мужские темы или с большим числом мужчин в главных ролях.

Рейтинг «Секса в большом городе» ярко демонстрирует разделение голосующей аудитории IMDb. Более 29 тысяч мужчин поставили фильму среднюю оценку 5,8, а 43 тысячи женщин наградили его средним баллом 8,1. В результате усреднения баллов получается оценка 7,4, но финальный рейтинг на сайте — 7.

С Rotten Tomatoes ситуация примерно такая же. Американская актриса Мерил Стрип (Meryl Streep) в 2015 году обвинила сервис в том, что он отдаёт предпочтение критикам-мужчинам. Тогда в списке утверждённых рецензентов было 168 женщин и 760 мужчин. Согласно исследованию, проведённому в 2016 году Калифорнийским университетом в Сан-Диего, лишь 27% «лучших критиков» на сайте были женщинами.

О Metacritic подробных данных нет. Тем не менее многие источники у платформы те же, что и у Rotten Tomatoes. Поэтому дела на ней, вероятно, обстоят примерно так же.