Фильмы на большом экране

Американские кинооператоры выбрали 100 лучших фильмов в истории кинематографа

Американское общество кинооператоров в честь столетия своей организации выпустила список 100 лучших и самых знаковых фильмов для киноиндустрии XX века. Список является первым в своем роде, куда включены выдающиеся работы кинематографа, выбранные профессиональными кинооператорами.

Первое место занял фильм 1962 года «Лоуренс Аравийский», снятый оператором Фредди Янгом. Второе место получил «Бегущий по лезвию» 1982 года кинооператора Джордана Кроненвета, третье – драма «Апокалипсис сегодня» 1979 года оператора Витторио Стораро.

Общество кинооператоров было основано 8 января 1919 года 15 профессиональными операторами. Организатором рейтинга выступил Стивен Фирберг, а лучшие операторские работы выбирали только члены Американского общества кинооператоров.

Список «представляет собой ряд стилей, эпох и визуального мастерства, и, что более важно, он чествует фильмы, которые наиболее вдохновили и повлияли на членов общества, и оказали длительное влияние на последующие поколения кинематографистов».

Общество кинооператоров также выпустило видео, где собрали кадры из списка 100 выдающихся фильмов XX века. В видео включили также кадры из современных фильмов «Черная пантера», «Бегущий по лезвию», «Черный лебедь», «Сияние чистого разума» и сериалов «Игры престолов», «Во все тяжкие» и «Безумцы», хотя в список лучших картин в истории кинематографа они и не вошли.

Помимо вышеперечисленных трех фильмов, в 10-ку лучших картин вошли:

1. «Лоуренс Аравийский», 1962 год, кинооператор Фредди Янг
2. «Бегущий по лезвию», 1982 года, кинооператор Джордан Кроненвет
3. «Апокалипсис сегодня», 1979 года, кинооператор Витторио Стораро
4. «Гражданин Кейн», 1941 год, кинооператор Грегг Толанд
5. «Крестный отец», 1972 год, кинооператор Гордон Уиллис
6. «Бешеный бык», 1980 год, кинооператор Майкл Чапман
7. «Конформист», 1970 год, кинооператор Витторио Стораро
8. «Дни жатвы», 1978 год, кинооператор Нестор Альмендрос
9. «Космическая одиссея 2001 года», кинооператор Джеффри Ансуорт
10. «Французский связной», 1971 год, кинооператор Оуэн Ройзман

Полный список можно посмотреть на сайте Американского общества кинооператоров.

Помимо классических фильмов, ставших культовыми, в рейтинг попали также современные фильмы – «Английский пациент», «Побег из Шоушенка», «Спасти рядового Райана», «Красота по-американски», «Матрица». Единственной российской картиной, попавшей в список, стала «Я — Куба» 1964 года, снятая оператором Сергеем Урусевским.

Смотрите также: Лучшая женская роль второго плана: звездой «Золотого глобуса» стала девушка с подносом воды

Рубрики: кино Теги: кинематограф • лучшие • операторы • рейтинг • список • фильмы>Типы киноэкранов, форматы и размеры

Киноэкран

Основное назначение киноэкрана – равномерное рассеивание света проектора на поверхности полотна. Впечатление от просмотра и качество изображения зависят от размера экрана, материала поверхности и конструкционных особенностей инсталляции. Все перечисленные выше требования будут рассмотрены далее в этой статье.

Экран кинотеатра — полотно на раме.

Размер киноэкрана

Подбор и монтаж экрана выполняется с учетом технических особенностей используемого проекционного оборудования, общей площади изображения, интерьера и освещения аудитории, а также количества и расположения зрительских мест. Вне зависимости от положения проектора относительно экрана его размер подбирается с учетом следующих факторов:

  • Горизонтальные параметры. При определении ширины экрана нельзя допускать, чтобы его размер был меньше, чем расстояние до первого зрительского ряда или расстояния до последнего ряда, деленного на 6-ть. Киноэкраны, ширина которых отличается от вышеприведенных параметров в большую сторону, как правило, только усиливают впечатления от просмотра. Однако не рекомендуется располагать зрительские места ближе, чем на половину ширины экрана (или одна высота).
  • Вертикальные параметры. Проекционное полотно не должно располагаться ниже, чем 1,2 метра от пола (данное правило не обязательно для залов с наклонным полом или ярусным расположением зрительских мест — амфитеатром). Собственно высота экрана напрямую зависит от ширины и определяется форматом изображения, которое планируется проецировать чаще всего.

Важно! Размер экрана и положение зрительских мест должны обеспечивать комфортный просмотр из любой точки аудитории, в том числе и с наиболее удаленных и угловых мест.

Проекционные форматы киноэкранов

Соотношение ширины к высоте изображения называют форматом. Подбирают его исходя из материала, который будет проецироваться на экран. Если точно не известно, какой контент будет преимущественно отображаться, учитывают особенности всех предполагаемых к показу форматов. Наиболее верный в таких случаях выбор – экран с максимальной высотой.

Традиционные соотношения сторон для форматов приведены на рисунке выше.

По соотношению ширины и высоты различают следующие форматы изображений:

  • Аудиовизуальный (AV – 1:1). Предназначен для отображения контента с большинства типов проекционного оборудования. Несмотря на то, что равностороннее соотношение предполагает квадратную форму отображаемого изображения, в рамках этого формата также воспроизводят широкие горизонтальные кадры. Традиционно AV-экраны изготавливают без черных кромок по периметру, кроме тех случаев, когда предполагается постоянное натяжение полотна. Формат — устарел, и сейчас практически не применяется.
  • NTSC (формат 4:3). Распространенное соотношение сторон, использование которого постепенно теряет актуальность, уступая более широкоформатным моделям. Такое соотношение сторон применяли для отображения телевизионных каналов или кассетного видео (VHS, S-VHS).
  • HDTV-экраны (форматы 16:9 или 16:10). Более современный формат, используемый для спутникового или цифрового телевидения высокой четкости, а также для воспроизведения DVD-фильмов.
  • Формат Wide Screen (формат 1:1.85). Дословно — широкий экран. На ряду с форматом Cinemascope (2,35:1) они чаще всего применяются в изготовлении полотен экранов для современных кинотеатров.

Типы поверхностей

В качестве основы экранной плоскости используют полотно тканого или нетканого типа. В основе текстильной поверхности — нетканное полотно из стекловолокна, а иногда даже и кевлара. Свойства проекционного экрана, делающие его отличным от обычной простыни, обеспечиваются светоотражающим слоем, который наносят на основание. При выборе материала для киноэкрана в первую очередь учитывают конфигурацию аудитории и специфику расположения зрительских мест.

Для виниловых экранов — основой является рулонное ПВХ полотно, которое сваривается в нужный размер и затем на него наносится необходимое светоотражающее покрытие.

На фотографии — образец поверхности из тканного полотна с пропиткой.
Типы покрытий киноэкранов. Именно от оптических свойств этих поверхностей зависит область применения того или иного экрана.

  • Обычные матово-белые (MW или Matt White). Сейчас это наиболее распространенный тип полотен, используемых для фронтального проецирования. Это обусловлено увеличением яркости и контрастности проекционного оборудования — даже среди бюджетных моделей. MW-покрытия следует использовать в аудиториях, где необходим значительный угол обзора (около 170°), поскольку матовые экраны обеспечивают наиболее равномерное рассеивание светового потока в широком угле обзора. Традиционно киноэкраны типа MW отличаются низким коэффициентом усиления (1.0, 1.2), поэтому их предпочтительно использовать в помещениях, которые можно полностью затемнить.
  • Для помещений с рассеянным внешним освещением. Здесь также преобладают матово-белые полотна, однако с выраженным светоусиливающим эффектом. Коэффициент усиления в таких экранах достигает значения 1.8, что позволяет заметно повысить яркость отображаемого видеоконтента и осуществлять проецирование в аудиториях с неполным затемнением. Следует помнить, что с повышением коэффициента отражения снижается угол обзора. При использовании для проецирования светоусиливающих экранов зрители должны располагаться в пределах 60° от перпендикуляра к экрану.
  • Полотна с высоким коэффициентом усиления предназначены для 3D проецирования. 3D киноэкраны отличаются самым большим коэффициентом отражения (порядка 2.8 – 3). При этом существенно снижаются обзорные углы (не более 40°), но самым главным отличием 3D поверхностей является их способность сохранять поляризацию светового потока проектора. Плюс еще одно требование — для достижение качественного отображения необходима идеально гладкая плоскость, которая достигается только равномерной усиленной растяжкой полотна. Такая растяжка возможна исключительно при стационарной инсталляции киноэкрана с полотном на люверсах или в моторизованных системах — с системой дополнительного натяжения полотна.
  • Просветные полотна. Отдельная категория экранов, когда изображение проецируется на них с тыльной стороны. Такие поверхности, как правило, имеют хорошую яркость и контрастность, достаточно большой угол обзора (в лучших образцах он достигает 90°), и при наличии соответствующего проектора картинка получается яркой и контрастной даже при еще больших углах просмотра. Киноэкраны обратного проецирования чаще используют в плохо затемненных помещениях, а для получения более насыщенного изображения, в частности реалистичного отображения черного цвета, изготавливают серые полотна, а иногда — даже черные. Последние используются как задник сцены. Но они требуют очень ярких проекторов.

На фото сверху — перфорированное акустически прозрачное полотно из винила, со сварным швом (шва практически не видно).

Важно! Перфорированные полотна позволяют размещать акустические системы за проекционным полотном, в результате чего создается впечатление, что звук исходит непосредственно от изображения. Достигается такой эффект перфорированием (до 350 тысяч отверстий на 1 м²), а получившийся в результате экран называют акустически прозрачным.

Конструкционные особенности киноэкранов

Экранные полотна в кинотеатрах устанавливаются стационарно, что несколько ограничивает варианты их конструктивного исполнения. Чаще всего используют модификации с постоянным натяжением на люверсах или на кнопках, на стационарной раме. В универсальных залах предпочтительно устанавливать экраны больших размеров с электроприводом.

Экраны постоянного натяжения на стационарной раме

  • Внутренний каркас для полотна на люверсах. Поскольку в таких конструкциях рама полностью скрыта за полотном, труба для натяжения находится позади основного каркаса на расстоянии примерно 32 см. В этом случае люверсная полоса загибается на обратную сторону экрана и становится полностью невидимой с внешней стороны. Это позволяет скрывать усиленную окантовку и натяжные элементы, в результате чего экран визуально создает впечатление подвешенного в воздухе белого объекта (как-бы эффект парения). Так же образовавшееся пространство за киноэкраном можно использовать для размещения акустических систем.
  • Наружный каркас на люверсах. Чаще всего применяемые конструкции для киноэкранов. Экранные полотна такого типа обрамляются черной окантовкой — люверсной полосой — и растягиваются на внешней раме. В качестве рамы используют металлический каркас, деревянные конструкции или применяют в качестве рамы тросовую растяжку. Люверсную полосу изготавливают из двойного винила и либо пришивают, либо приваривают к экранному полотну. Второй вариант крепления надежнее, но и стоят такие изделия несколько дороже. Сами люверсные кольца так же ввариваются в эту полосу — что еще более увеличивает прочность конструкции полотна.
  • Крепление полотна на кнопках. Экранное полотно усиливается по периметру специальной кромкой, на которую уже и крепятся кнопки. Сама кромка изготавливается из такого же двойного винилового полотна, а полотно крепится к тыльной стороне рамы. При этом зритель видит только черную раму экрана, а само полотно — только его белую часть. Черный цвет рамы исключает возникновение отражения светового потока и повышает зрительную контрастность отображаемой картинки.

Моторизованные подъемные экраны больших размеров

На фото — экран больших размеров с электроприводом, для универсальных залов.

Полотна таких экранов могут достигать 20-ти метров в ширину и 8-ми в высоту. Вся конструкция монтируется на потолке, возможность настенного крепления также имеется, но в качестве дополнительной опции. Поставляются такого размера подъемные киноэкраны в разобранном виде – а сборку выполняют по месту специалисты компании-изготовителя.

В нерабочем состоянии экран скручен на валу, что экономит пространство помещения и предотвращает повреждение полотна или его загрязнение. При помощи электропривода и металлических тросов полотно разматывается.

Идеально гладкую поверхность обеспечивает массивная нижняя часть и боковые тросики-растяжки. Управление экраном осуществляется как при помощи кнопочного управления, расположенного в отдельном модуле, а так же посредством дистанционного пульта — что является опцией.

Кино для больших экранов смотреть онлайн

Не все кинофильмы, которые выходят в прокат, стоят похода в кинотеатр. Многие из них можно смотреть в хорошем качестве, удобно расположившись на уютном диване. Но камерные драмы с уникальными декорациями, высокобюджетные боевики с массой спецэффектов и зрелищные блокбастеры попадают в категорию кино для больших экранов. Они стоят того, чтобы потратить деньги на приобретение билета и в полной мере насладиться зрелищем! В большинстве случаев такой чести удостаиваются фантастические фильмы. Они привлекают зрителя чисто с технической точки зрения. Так, огромные, объемные роботы в ленте «Тихоокеанский рубеж» вызвали массу положительных отзывов и восхищения зрителей. А жуткие чудовища и эффектные сцены борьбы в блокбастере «Чужие против Хищника: Реквием» обеспечили ленте отличные кассовые сборы. Говоря о масштабных картинах и поистине шокирующих сценах, появившихся и завоевавших большие экраны нельзя не отметить картину «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Он на протяжении всей ленты играет со зрителем, полностью вовлекая его в действо, разворачивающееся на экране.

Фильмы смотреть онлайн

Смотреть фильмы онлайн намного удобней! В нашем кинотеатре каждый найдет кинофильмы разнообразных жанров. Вы легко сможете выбрать увлекательное кино, благодаря каталогу фильмов. Популярные исторические драмы, семейные и военные фильмы, всеми любимые ленты любых жанров, — смотрите онлайн бесплатно в хорошем качестве. Вниманию любителей кино представлены интересные и популярные персонажи. Мир кино высокого качества доступен онлайн бесплатно. Любимые актеры, интересные сюжеты и качественные картины ждут зрителей.

Пользователь найдет замечательные мировые киноленты разных жанров: современные боевики, документальные видео, музыкальные комедии и фантастические ужасы. Вас интересуют новинки кино? Мы собрали отличный список новых фильмов. Для поклонников советского кино предлагаем широкий выбор коллекций самых лучших шедевров, советских кинолент. Увидеть настоящую французскую комедию, увлекательный триллер или индийскую мелодраму позволят различные категории. Начать просмотр фильмов онлайн бесплатно поможет удобный поиск!

Фильмы 2017, 2018 и 2019 представлены уникальной подборкой. Множество русских режиссеров предлагают последние премьеры. Бесплатный доступ к огромной коллекции фильмов сделает просмотр приятным. Насладиться разделом известных зарубежных лент, художественными российскими картинами и удивительными событиями смогут все посетители сайта!

Панорамный кинематограф

Панора́мный кинемато́граф, Синера́мное кино́ — кинематографические системы, основанные на разделении изображения на несколько частей, каждая из которых снимается своим объективом на отдельную киноплёнку Характерной особенностью панорамного кино был большой горизонтальный угол поля зрения кинокамеры и сильно изогнутый цилиндрический экран с таким же углом обзора, превышающим поле зрения человека. Впервые технология панорамного кино была использована в 1927 году для съёмки и демонстрации фильма «Наполеон». Наиболее бурное развитие началось после 1952 года с изобретением панорамной киносистемы «Синерама».

Устройство панорамного кинотеатра

Совершенствование широкоформатного кино и появление формата IMAX привели к отказу от панорамных технологий вследствие их дороговизны и несовместимости с массовой киносетью. Небольшое количество фильмов, снятых в панорамных системах, как в СССР, так и за рубежом, чаще всего перепечатывались на широкие форматы киноплёнки для демонстрации в традиционных кинотеатрах. В настоящее время технология не используется.

Особенности панорамного кино

По сравнению с обычными системами кинематографа с небольшим экраном, рассматриваемым издалека, панорамные обеспечивают условия наблюдения изображения, близкие к жизни. Большие углы обзора по вертикали, и особенно по горизонтали делают границы кадра малозаметными, а угловые размеры снятых объектов близкими к условиям их непосредственного наблюдения. Устройство киносъёмочных аппаратов с несколькими объективами позволяло получать неискажённый панорамный обзор больших пространств, недоступный обычным камерам даже с широкоугольной оптикой. Многоканальное звуковое сопровождение дополняет «эффект погружения», позволяя звуку следовать за изображением звучащего объекта. Первый опыт создания панорамной кинематографической системы принадлежит французскому кинорежиссёру Абелю Гансу, снявшему в 1927 году фильм «Наполеон» по системе «Поливижн» (англ. Polyvision) с помощью трёх синхронизированных киносъёмочных аппаратов. Однако, своим коммерческим успехом панорамное кино обязано бурному развитию цветного телевидения в США в 1950 годах и резкому снижению посещаемости кинотеатров.

Главным недостатком всех панорамных киносистем считается невозможность избавиться от заметности стыков частичных изображений. У этого явления несколько причин: неизбежная разница в оптической плотности и цветопередаче разных плёнок фильмокопии, отличия световой отдачи и цветности разных кинопроекторов, а также видимость мест перекрытия на экране. Прямые линии, расположенные неперпендикулярно к оптической оси центрального объектива, в месте стыка изображений «переламываются», нарушая цельность панорамы. Неточность транспортировки на шаг кадра и разница в усадке киноплёнок приводит к видимой взаимной неустойчивости соседних изображений. При повреждении одной из плёнок панорамной фильмокопии, вместо утерянных кадриков приходилось вклеивать пустой ракорд, или вырезать такую же длину на трёх других плёнках (на двух киноплёнках и магнитной ленте фонограммы). В противном случае синхронизация фильма нарушалась.

Кроме того, несмотря на предельно малые размеры съёмочных объективов и небольшое расстояние между ними, параллакс соседних изображений неустраним. В связи с этим полное совпадение изображений возможно лишь на определённом наивыгоднейшем расстоянии. Дальше этой дистанции находится узкая зона, в которой перекрытие поля зрения объективов отсутствует, а ближе него предметы могут двоиться. Перечисленные обстоятельства делают невозможным применение вариообъективов и накладывают ограничения на движение и расположение камеры. Съёмка 3D-фильмов этого формата потребовала бы шести киноплёнок и ещё большего усложнения киносъёмочного и кинопроекционного оборудования. Все эти недостатки устранимы только при съёмке одним объективом на общую киноплёнку, и предопределили дальнейший отказ от панорамных систем в пользу широкоформатных.

Cinerama

Основная статья: Синерама

В 1952 году американским кинозрителям была представлена первая коммерчески успешная панорамная киносистема «Синерама» (англ. Cinerama). Её авторы — Фред Уоллер и Хазард Ривс (англ. Hazard E. Reeves). Слово Cinerama является комбинацией английских слов Cinema (кинематограф) и Panorama.

Съёмка фильма велась специальным киносъёмочным аппаратом с тремя синхронизированными лентопротяжными трактами и тремя киноплёнками. Изображения на плёнках строили три объектива Eastmen Kodak с фокусным расстоянием 27 мм, каждый из которых обеспечивал горизонтальный угол поля зрения 50°. Угол между оптическими осями объективов камеры составлял 48° с таким расчётом, чтобы получаемые изображения обеспечивали взаимное перекрытие в пределах 2°. Фильмовые каналы для киноплёнок расположены так, чтобы оптические оси объективов пересекались в одной точке перед камерой. В итоге, киноплёнка и объектив, расположенные слева, были повернуты вправо и снимали правую часть общей картины. На правую плёнку снималась левая часть широкоэкранного изображения, а на среднюю — центральная.

Система оснащалась общим обтюратором, расположенным в точке пересечения оптических осей объективов перед камерой. Это обеспечивало одновременное экспонирование всех трёх плёнок. Шаг кадра на стандартной 35-мм киноплёнке составлял 6 перфораций, что в полтора раза больше стандартного в 4 перфорации. В результате размер кадрика на каждой из трёх плёнок составлял 25,32 мм в ширину и 28,35 мм в высоту, что давало огромную суммарную площадь негатива 71,3×27,4 мм, превосходящую любой широкоформатный кадр, за исключением IMAX. Частота съёмки и проекции «Синерамы» равнялась 26 кадрам в секунду, за исключением двух последних фильмов, когда она была выбрана стандартной для звукового кино: 24 кадра в секунду. Изображения с трёх киноплёнок совмещались только на экране, давая горизонтальный угол обзора в 146°, превосходящий человеческое поле зрения, включая периферийное. Для уменьшения самозасветки боковые части экрана выполнялись из отдельных узких полос.

Super Cinerama и Super Cinerama 70

Большинство первых кинотеатров системы «Синерама» были переоборудованы из обычных кинозалов с заменой экрана на более широкий. В 1962 году в Денвере был построен первый кинотеатр Cooper, получивший обозначение «Супер Синерама» (англ. Super Cinerama). Отличие от обычной «Синерамы» состояло в том, что экран теперь занимал всю высоту зала от пола до потолка, а также совпадал по ширине с помещением. В результате достигался эффект «прозрачной стены», усиливающий ощущение погружения зрителей в сюжет фильма. В дальнейшем панорамные кинотеатры стали строиться только по такому принципу.

В 1963 году компанией «Синерама Корпорейшн» был разработан широкопленочный вариант «Синерамы» — «Супер Синерама 70», в котором вместо трёх стандартных киноплёнок 35-мм использовались три киноплёнки шириной 70-мм. Это было ответом на развитие широкоформатного кинематографа. «Супер Синерама 70» за счёт использования широкой плёнки обеспечивала горизонтальный угол обзора в 220°, что значительно превосходило традиционный вариант, обеспечивавший только 146°. Во время показа фильма, снятого по этой системе на Международной выставке в Лозанне в 1964 году, использовался экран 8-метровой высоты и 50-метровой ширины.

Ultra Cinerama

Одновременно с «Супер Синерамой» компания разработала систему «Ультра Синерама», основанную на одной широкоформатной плёнке, съёмка на которую велась сверхширокоугольным объективом. Для демонстрации на сильно изогнутом экране в фильмокопию при печати вносились предыскажения, которые компенсировали кривизну экрана и позволяли получить неискажённую проекцию. Первым фильмом, снятым по системе «Ультра Синерама», стала картина «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Аналогичная технология использовалась в ранних вариантах некоторых широкоформатных киносистем, таких как «Тодд АО» и «Супер Панавижн 70». Со временем этот способ проекции вышел из употребления, уступив место широкоформатному кино с плоским экраном, позволяющим демонстрировать фильмы любых форматов.

Кинопанорама (СССР, 1957 г.)

Основная статья: Кинопанорама

Советская «Кинопанорама» была разработана в московском Научно-исследовательском Кинофотоинституте (НИКФИ) на основе системы «Синерама» под руководством Е. М. Голдовского и представлена в 1957 году. В некоторых странах, в которых производилась демонстрация советских фильмов, снятых по этой системе, она называлась Soviet Cinerama.

Для демонстрации фильмов по этой технологии были построены кинотеатры в Москве и Киеве, а затем в Ленинграде и других городах СССР. На момент открытия 28 февраля 1958 года московский кинотеатр «Мир» на Цветном бульваре был крупнейшим в Европе, а по размеру экрана (350 м2) — крупнейшим в мире.

Cinemiracle

Схема установки «Синемирэкл» из трёх кинокамер

Киносистема «Синемирэкл» (англ. Cinemiracle), разработанная компанией Smith-Dietrich Corporation, была аналогична «Синераме» и обеспечивала такое же изображение с трёх плёнок, но отличие состояло в том, что съёмка велась не одним трёхплёночным аппаратом, а комбинацией из трёх обычных камер Mitchell, установленных на общей раме и снимающих боковые части изображения через специальные зеркала. Разработчики считали, что использование зеркал делает стыки изображения менее заметными. Система использовала такие же размеры кадра на плёнке, что и «Синерама» и те же съёмочные объективы Eastman Kodak с фокусным расстоянием 27 мм. Отличие состояло в возможности фокусировки при помощи общего электропривода, тогда как у «Синерамы» все объективы имели постоянную фокусировку на гиперфокальное расстояние. Проекция фильмов «Синемирэкл» велась из одной аппаратной тремя кинопроекторами через зеркала, аналогичные применяемым при киносъёмке, но была возможна демонстрация в кинотеатрах «Синерама». Экран, оригинальный для системы, был изогнут меньше, и обеспечивал угол обзора всего в 120°, против 146° «Синерамы». Система была использована для съёмки только одного фильма «Парусник» (англ. Windjammer: The Voyage of the Christian Radich), который впоследствии демонстрировался, главным образом, по технологии «Синерамы». Наступление новых систем одноплёночного широкоформатного кинематографа привело к окончательному краху «Синемирэкл».

Фильмография

  • 1958 «Парусник» (англ. Windjammer)

Thrillarama

Одна из самых малоизвестных панорамных систем называлась «Трилларама» (англ. Thrillarama) и использовала две 35-мм киноплёнки для создания панорамного изображения. При этом стык между двумя частями проходил по центру, что предопределило судьбу формата, выдержавшего всего несколько показов. Широкоэкранный формат «Синемаскоп» в своей первой версии давал изображение с близким соотношением сторон, но использовал одну киноплёнку, не дававшую стыка изображений. Бурное развитие анаморфированных широкоэкранных форматов прекратило развитие дешёвых версий панорамного кино.

Система Карни и Смита

Дороговизна систем с несколькими киноплёнками приводила к постоянным попыткам создания панорамной киносистемы на одной 35-мм киноплёнке. Одной из таких попыток в 1959 году стала «Система Карни и Смита» (англ. Carney-Smith system), основанная на оптическом разделении широкоэкранного изображения на три части, которые затем компоновались на одном кадрике стандартной киноплёнки со стандартным шагом в 4 перфорации. Средняя, самая широкая часть с углом обзора в 90° располагалась во всю ширину в нижней части кадра. Две боковые части по 45° каждая располагались в двух верхних четвертях кадра над главной частью изображения. Для съёмки по такой системе были пригодны обычные киносъёмочные аппараты со специальной оптической системой вместо съёмочного объектива. При проекции все части изображения оптически «собирались» на сильно изогнутом экране в одно широкоэкранное. Такая система позволяла получить при съёмке горизонтальный угол обзора до 180° с соотношением сторон 4,4:1, но сильно уступала по качеству изображения «Синераме» из-за малой площади кадра. Был снят единственный экспериментальный фильм, но ни одна из киностудий так и не купила эту технологию, позже названную авторами «Ротоскоп» (англ. Rotoscope).

Wonderama (Arc-120)

Эта киносистема, появившаяся в 1960 году, была компромиссом между анаморфированными широкоэкранными форматами и панорамными. Для создания фильмокопий «Вондерама» использовались негативы фильмов, снятых в форматах «Синемаскоп» или «Тодд-АО». Но при оптической печати изображение делилось по центральной вертикальной линии на две равные половины, которые поворачивались на 90° и печатались основаниями друг к другу на одном кадрике стандартной киноплёнки 35-мм. При печати с анаморфированного негатива изображение дезанаморфировалось, таким образом на кадре фильмокопии размером 25×18,3 мм располагались две части изображения, которые при обратном сложении давали кадр размером 36,6×12,5 мм с соотношением сторон 2,9:1. Для печати использовалась вся ширина киноплёнки между перфорациями, а магнитная двухканальная стереофонограмма наносилась на внешнюю кромку плёнки у перфорации. Для проекции таких фильмокопий на изогнутый экран применялись обычные кинопроекторы со специальной оптической системой «АРК-прожекшн» (англ. Arc-projection), состоящей из призм и двух объективов.

Гераклорама

Система, разработанная французом Ж. Урдио, и позволяющая получать с одной киноплёнки резкое изображение на всей площади сильно изогнутого экрана. Это достигалось за счёт использования проекционного объектива со специально подобранной нескорригированной аберрацией, искривляющей плоскость резкого изображения. Для предотвращения самозасветки экран выполнялся не цельным, а состоял из 1760 или более вертикальных дюралюминиевых полос особого профиля, покрытых отражающим составом. В результате свет отражался в сторону зрительного зала, не попадая на соседние участки экрана. В сентябре 1963 года в Брюсселе открылся первый кинотеатр «Мариньян», построенный по системе «Гераклорама». Хорда экрана цилиндрического профиля достигала в длину 16,5 метров при шестиметровой высоте. При этом могли демонстрироваться как широкоформатные, так и широкоэкранные фильмокопии, рассчитанные на обычные плоские экраны.

Астрорама

Японская система, предусматривающая демонстрацию изображения на куполообразном экране с пяти 70-мм киноплёнок. Пять кинопроекторов создавали цельное изображение из пяти равных частей с криволинейными боковыми границами, сходящимися к центру купола. Съёмка велась специальной установкой, состоящей из пяти 35-мм киносъёмочных аппаратов «Mitchell». Полученное изображение затем печаталось оптическим способом с увеличением на 70-мм киноплёнке с шагом кадра в 8 перфораций. За счёт использования сверхширокоугольных съёмочных объективов и больших угловых размеров купольного экрана достигались углы обзора 360° по горизонтали и 220° по вертикали. Отдельные фрагменты фильмов этой системы выполнялись по полиэкранной технологии, когда частичные изображения содержат разные сюжеты.

См. также

  • Кругорамное кино — киносистемы, обеспечивающие горизонтальный угол обзора 360°.
  • IMAX — пришедшая на смену панорамным системам технология, использующая одну киноплёнку большого формата.
  • Широкоформатное кино
  • Панорамная фотография

Примечания

  1. Часть фильма сделана в «полиэкранном» режиме, одновременно показывая разные сцены на трёх экранах
  1. Основы фильмопроизводства, 1975, с. 34.
  2. Гордийчук, 1979, с. 38.
  3. Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  4. Основы кинотехники, 1965, с. 455.
  5. Мир техники кино, 2011, с. 46.
  6. Основы фильмопроизводства, 1975, с. 34.
  7. Системы кино и стереозвук, 1972, с. 5.
  8. Николай Майоров. Основные принципы панорамных систем кинематографа. Первые в кино (22 декабря 2016). Дата обращения 4 марта 2018.
  9. Панорамный кинематограф, 1959, с. 20.
  10. Панорамный кинематограф, 1959, с. 17.
  11. Панорамный кинематограф, 1959, с. 12.
  12. Greg Kimble. 50 years on (англ.) // Cinema Technology : журнал. — 2002. — No. 12.
  13. 1 2 Панорамное кино. Кинотеатр «Круговая кинопанорама» (2006). Дата обращения 12 мая 2012.
  14. Кинопроекционная техника, 1966, с. 105.
  15. 1 2 The Cinerama camera and lots of production stuff (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 12 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  16. 1 2 Основы кинотехники, 1965, с. 439.
  17. Гордийчук, 1979, с. 43.
  18. Панорамный кинематограф, 1959, с. 10.
  19. Панорамный кинематограф, 1959, с. 11.
  20. 1 2 Specifications at a glance — Cinerama (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 12 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  21. Cinerama specification sheet (англ.). Cinerama archives. Дата обращения 13 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  22. Aspect ratio and usable image area of 35-mm and 70-mm Motion picture prints (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 12 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  23. 1 2 Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 65.
  24. Основы кинотехники, 1965, с. 441.
  25. This is super cinerama (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 4 марта 2017.
  26. Системы кино и стереозвук, 1972, с. 64.
  27. 1 2 3 Гордийчук, 1979, с. 40.
  28. Гордийчук, 1979, с. 44.
  29. Joe Kelly, Richard Greenhalgh, Rick Mitchell & Jay Spivey. It’s a Mad, Mad, Mad, Mad World. 40th Anniversary 2003 (англ.). In70mm (3 November 2003). Дата обращения 4 июля 2015.
  30. Панорамный кинематограф, 1959, с. 28.
  31. Основы кинотехники, 1965, с. 456.
  32. Мир техники кино, 2011, с. 51.
  33. William R. Weaver. Cine-Miracle: national theatres’ derby entry (англ.) // Motion picture Herald : газета. — 1954.
  34. Cinemiracle Internal Documents (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 12 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  35. Specifications at a glance — Cinemiracle (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 12 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  36. Мир техники кино, 2011, с. 49.
  37. Cinemiracle (англ.). In70mm.com. Дата обращения 13 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  38. Киносъёмка в системах (недоступная ссылка). Fulfilms.ru. Дата обращения 13 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  39. I. Vandivier. Thrillarama well liked at Houston premiere (англ.) // Motion picture Herald : газета. — 1956.
  40. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 46.
  41. Thomas F. Dempsey. Inexpencive wide-screen process (англ.) // Pictures : журнал. — 1959.
  42. Системы кино и стереозвук, 1972, с. 77.
  43. Системы кино и стереозвук, 1972, с. 78.
  44. Техника кино и телевидения, 1970, с. 76.
  45. Техника кино и телевидения, 1970, с. 77.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1966. — 636 с. Архивная копия от 13 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Н. Д. Бернштейн, И. М. Болотников. Кинозрелища в павильонах стран мира на Экспо-70 (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1970. — № 10. — С. 73—82. — ISSN 0040-2249.
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М.: «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • Голдовский Е. М. Панорамный кинематограф / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1959. — 30 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М. : Искусство, 1971. — С. 65. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 38-48. — 440 с.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 231. — 447 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Николай Майоров. Хроника советского широкого экрана (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2009. — № 3. — С. 30—36. Архивировано 5 марта 2016 года.
  • С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л.: Машиностроение, 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4.
  • Н. А. Майоров. Панорамные системы кинематографа (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2011. — № 4 (22). — С. 46—52. — ISSN 1991-3400.

Ссылки

  • Michatl J. Cahill. Cinerama 2012 (англ.). YouTube (14 January 2012). Дата обращения 11 мая 2012.
  • Kinopanorama widescreen preservation association (англ.). Дата обращения 17 февраля 2015.

  • Super-16 (1969)
  • Ultra-16

Circarama (1955)

  • Обычный (1932)
  • CinemaScope (1953)
  • Кашетированный (1953)
  • VistaVision (1954)
  • Superscope (1954)
  • Technirama (1956)
  • Широкоэкранный (1957)
  • Techniscope (1963)
  • УФК (1967)
  • Super 35 (1982)

  • Todd AO (1955)
  • Широкоформатный (1956)
  • Ultra Panavision 70 (1957)
  • Стерео-70 (1965)
  • IMAX (1970)

  • Cinerama (1952)
  • Кинопанорама (1957)
  • Cinemiracle (1958)

  • Super Cinerama (1963)

Circle-Vision 360° (1967)

  • Круговая кинопанорама (1959)

Форматы плёнки
Киноформаты 16 mm 16 mm × N 35 mm 70 mm 35 mm × 3 70 mm × 3 35 mm × N
Стандарты соотношения сторон экрана
Способы согласования форматов