Фильмы экранизации русской классики

Содержание

Лучшие экранизации русской классической литературы: список

Любая экранизация произведений классической литературы всегда привлекает к себе пристальное внимание как критиков, так и зрителей. Читатели более требовательны, нежели другая аудитория, ведь общепризнанные шедевры, по мнению большинства, должны быть либо экранизированы хорошо, либо не экранизированы вообще. Точка зрения режиссеров и сценаристов частенько не совпадает с задумкой автора, а чересчур вольная интерпретация может обернуться полным провалом. Однако кинематографистов это не останавливает, и они продолжают воплощать известные литературные образы на экране. Среди множества фильмов такого плана есть довольно много неудачных провальных лент, канувших в небытие, но есть и такие, которые хочется пересматривать снова и снова, как перечитывать любимую книгу. Это очень удачные и качественные лучшие экранизации классической литературы. Список своих любимых лент есть у каждого, но стоит выделить те картины, которые получили мировое признание зрителей и критиков.

1. «Иван Васильевич меняет профессию» 1973

Когда научные эксперименты срываются – начинается самое интересное! Комедийная фантазия режиссера и сценариста Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» по мотивам пьесы Михаила Булгакова начнется именно с неприятного происшествия – запуск машины времени, сконструированной изобретателем Шуриком в непредусмотренных для этого условиях, приведет к взрыву и перегоранию пробок во всем многоквартирном доме. Вас ждет невероятный коктейль: в веселую суматоху затянет любопытного управдома с супругой, жену социально-опасного изобретателя и ее ухажера-кинорежиссера, зубного врача, бригаду «Скорой помощи», сотрудников славной милиции, вора-рецидивиста, стрельцов, опричников, дьяка, иностранных послов, бояр, самого Ивана Грозного с царицей и говорящего черного кота. Что случилось на самом деле, а что привиделось, киноманам предстоит выяснять вместе с самим горе-экспериментатором.

2. «Мастер и Маргарита» 2005

Попыток переложить самое мистическое творение Михаила Булгакова на язык «главнейшего из искусств» было немало как в России, так и за ее пределами. «Мастер и Маргарита» в трактовке режиссера Владимира Бортко считается на сегодняшний день самой удачной и наиболее полной. В работе над экранизацией многожанрового произведения занят широкий звездный состав. Роль Маргариты принесла Анне Ковальчук приз в номинации «За лучшую женскую роль» на РКФ «Виват кино России». Проект в целом был удостоен специального приза жюри на МКФ в Биаррице, а режиссерскую работу отметили статуэткой «ТЭФИ». Роман-притча, роман-миф, наполненный острой сатирой и добрым юмором, умопомрачительной фантастикой и откровенным фарсом, глубокой философией и невероятно трогательной историей запоздалой любви, уложен в хронометраж десяти пятидесятиминутных серий с большим уважением к деталям и слову автора. Будьте готовы к тому, что после просмотра вам захочется прочесть великий роман ХХ века еще раз.

3. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961

Потрясающая экранизация бессмертного произведения Николая Гоголя с прекрасно подобранными актерами отлично передает атмосферу того самого самобытного украинского села со всеми свойственными украинцам качествами: умением гулять с размахом, чувством юмора, песнями и танцами на всех праздниках. Актерское мастерство Георгия Миллера, мастерски исполнившего роль черта, Людмилы Мызниковой – дерзкой и красивой Оксаны, Людмилы Хитяевой – кумы Солохи, Александра Хвыля доставляет зрителю только удовольствие. Фильм Вечера на хуторе близ Диканьки обязателен к просмотру всем тем, кто хотел бы приятно провести время и поднять настроение. Это по-настоящему озорная, сказочная и динамичная сказка о красавице Оксане, влюбленном кузнеце Вакуле, царицыных черевичках, нечистой силе с танцами, песнями, теплым колоритом и колядками. Актеры фильма в хорошем смысле удивляют и поражают. Зритель просто с упоением может наблюдать эту добрую и положительную сказку. Даже отрицательный герой (черт) все равно является чем-то положительным и добрым. Каждый герой здесь становится особенным, у каждого своя изюминка и свой характер. В сказке очень много всяческих волшебных моментов, которые оригинально вплетаются в реальные события.

4. «Собачье сердце» 1988

Двухсерийная экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», которую долгое время не издавали из-за явной антисоветской тематики. Произведение было официально издано в 1987-м, за год до выхода фильма «Собачье сердце». События разворачиваются в середине двадцатых годов, когда в стране уже прочно укрепилась новая Советская власть. Талантливый и опытный хирург, профессор Преображенский решает проверить свою давнюю теорию, предприняв небывалый эксперимент. Суть опытов заключалась в том, что пересадив некоторые важные органы человека животному, можно ускорить эволюцию последнего. Преображенский вместе со своим молодым помощником Борменталем ловят на улице бездомного пса по кличке Шарик и спустя некоторое время приступают к операции. Из тела погибшего алкоголика врачи извлекают гипофиз и семенные железы, после чего пересаживают их собаке. Ко всеобщему удивлению, пес постепенно начинает принимать человеческий облик, однако окончательный результат станет для профессора очередным доказательством, что пес всегда останется псом.

5. «Женитьба Бальзаминова» 1965

Знаменитая советская кинолента была снята по мотивам трех комедий А.Н. Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Георгий Вицин, бесподобно исполнивший роль жениха, Нонна Мордюкова, Людмила Гурченко и многие другие всенародно любимые артисты встретились в фильме «Женитьба Бальзаминова», который мы настоятельно рекомендуем посмотреть онлайн всей семьей. В основе истории – умиляющая меркантильность мелкого чиновника Бальзаминова и его маменьки, по мнению которых женитьба должна свершаться непременно по расчету. Им нужна невеста с богатым приданым, а любовь уже дело вторичное. Поговорка «за чем пойдешь, то и найдешь» не лишена двоякого смысла: она получит яркое отражение в судьбе главных героев. Бальзаминов, пребывающий в поисках невесты, переживет немало курьезных ситуаций и неловких моментов. Ему придется вытерпеть ряд неудач, прежде чем удастся обрести свое специфическое, но долгожданное счастье.

6. «Жестокий романс» 1984

Шедевр советского кино, пронзительная драма Эльдара Рязанова по бессмертной пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Великолепный драматургический материал и блестящая режиссура Рязанова смогли поднять семейную драму до уровня философской трагедии. Особенно стоит отметить прекрасный актерский ансамбль фильма. Лариса Гузеева прекрасна в своей дебютной роли нежной и печальной красавицы, Никита Михалков как нельзя более точно передал образ страстного, дьявольского соблазнителя, а Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих, как обычно, демонстрируют вершину актерского мастерства. Россия, конец XIX века. Обедневшая после смерти мужа уважаемая дворянка Огудалова пытается выгодно выдать замуж младшую дочь, красавицу Ларису. На нее засматриваются многие мужчины, но некоторые из них уже женаты, а другие не настолько богаты, чтобы взять замуж бесприданницу. Сама Лариса без памяти влюблена в Сергея Сергеевича Паратова, красивого, обаятельного, богатого барина и судовладельца. Своими дорогими подарками и роскошными ухаживаниями он совершенно очаровал Ларису, но не думал о последствиях…

7. «Вий» 1967

Первый и самый известный фильм ужасов, снятый в СССР. Безусловный лидер советского кинопроката, вышедший на международный уровень. Невероятно зрелищный по меркам прошлых лет хоррор, в котором спортсменка, комсомолка и просто красавица Наталья Варлей перевоплотилась в инфернальную гостью с того света. Ни для кого не секрет, что «Вий» основан на одноименной повести Николая Гоголя, который питал особую страсть к потусторонним сюжетам. Итак, студент Хома Брут по определенному стечению обстоятельств убил ведьму, которая после смерти обернулась молодой красивой девушкой. После этого он отправляется на отпевание – умерла молодая красивая девушка, панночка. Хома должен провести у гроба умершей несколько ночей в старой церкви далекой забытой деревни. Невероятным образом панночка оказывается той самой ведьмой, которая, разумеется, собирается отомстить студенту.

8. «Война и мир» 1965

Масштабная, под стать литературному оригиналу, экранизация знаменитого романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого. За пятьдесят лет существования фильма не одно поколение советских и российских школьников написало выпускное сочинение по «Войне и миру», почерпнув знания о сюжете не из самого тысячастраничного романа, а из его подробнейшей экранизации. Режиссер картины Сергей Бондарчук и его команда потратили на съемки фильма около шести лет – столько же, сколько Толстой потратил на написание романа. «Война и мир» Бондарчука – один из самых дорогих фильмов за всю историю мирового кинематографа. Авторитетный онлайн справочник о кино IMDb подсчитал, что на производство картины было потрачено 100 миллионов долларов, что на сегодняшний момент соответствует бюджету в 500-700 миллионов. Вслед за романом картина рассказывает о жизни нескольких московских дворянских фамилий в период 1805-1813 годов, вобравший в себя знаковые для России исторические события, самое главное из которых – Отечественная война 1812 года. Необычайную зрелищность фильму придают масштабные батальные сцены, павильонные и панорамные съемки, проводившиеся в новой для тех лет манере, с использованием самого современного оборудования, прекрасные костюмы. Картина собрала множество престижных наград, в том числе премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969) и главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года.

9. «Доктор Живаго» 2005

Это уже четвертая экранизация великого романа Бориса Пастернака, на этот раз в прочтении российских кинематографистов. Если вам интересно, как увидели события книги режиссер Александр Прошкин, сценарист Юрий Арабов, актеры Олег Янковский, Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова и др. Юрий Живаго родился в очень зажиточной семье и в детстве не знал ни лишений, ни голода. Однако жизнь его родителей не была счастливой, отец бросил семью, а мать рано скончалась. Мальчик попал к приемным родителям — Александру и Анне Громеко. Он прекрасно писал стихи, но жизнь свою решил посвятить иному – медицине. В приемной семье он нашел не только тепло, заботу и понимание, но и свою первую любовь Тоню, на которой женился и которая родила ему двоих детей. Но главной женщиной жизни Юрия суждено было стать не ей, а Ларисе. Лара – одновременно и слабая, и сильная личность. Попав в своеобразную западню адвоката Комаровского, она никак не может порвать с ним отношения. Чтобы вырваться из плена, она вступает в брак с Павлом Антиповым, но союз не приносит счастья. Пройдут годы, прежде чем доктор Живаго и Лариса встретятся и полюбят друг друга….

10. «Мертвые души» 1984

Классическая экранизация классического романа Николая Васильевича Гоголя со всеми звездами советского кино. В помощь каждому школьнику подробный рассказ об авантюре Чичикова, который попытался оседлать Русь-тройку, да как-то не слишком успешно. Наш многоумный герой придумывает невероятный бизнес, который поразит даже современных олигархов. Чичиков (Александр Калягин) придумал покупать умерших крестьян, которые по описям все еще считаются живыми. Он уверен, что помещики с радостью продадут по дешевке этот бросовый товар. В надежде на легкую наживу он отправляется в путешествие. Его ждет множество приключений и открытий. Например, не все помещики соглашаются сразу на такую странную сделку. Одни не понимают, как можно продать мертвых, другие боятся прогадать в цене. Но наш Чичиков — мастер уговоров, уловок и самых креативных маркетинговых ходов. Кажется, что он может уговорить кого угодно на что угодно, правда, тут ему придется столкнуться с невероятным сопротивлением.

11. «Судьба человека» 1959

Кинодебют Сергея Бондарчука – режиссера, экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова. С началом Великой Отечественной войны жизнь многих людей изменилась. Вот и шоферу Андрею Соколову приходится оставить семью и отправиться на фронт. В первые же месяцы войны он попадает в немецкий плен. Но даже в этих ужасных условиях Андрей не теряет не только своего человеческого облика, но и мужества. Благодаря своей храбрости ему удается миновать расстрела, а потом и сбежать из фашистского плена. Но жизнь среди своих, за линией фронта, все равно не балует Андрея подарками. Он узнает, что в Воронеже во время бомбежки погибли его жена и дочь. А вскоре, уже вернувшись на фронт, он узнает, что в боях погиб и его сын. Так Андрей теряет всю свою семью и остается совсем один. После окончания войны ехать в родной Воронеж нет никакого смысла, ведь там его уже никто не ждет. Поэтому Соколов остается работать в Урюпинске и надеется построить какую-то новую жизнь. Именно здесь он встречает маленького мальчика Ваню, который тоже потерял всю семью в военные годы.

12. «Поднятая целина» 1959

Трехсерийный советский фильм, снятый по одноименному роману Михаила Шолохова. Лента «Поднятая целина» показывает, как долго и трудно происходила коллективизация в Советском союзе, как сопротивлялись так называемые кулаки и подкулачники, какие методы использовали партийные и что думали простые крестьяне. В казачью станицу под названием Гремячий Лог приезжает коммунист Давыдов. Его задача – начать коллективизацию в забытом богом захолустье. Помощники Давыдова в нелегком деле – председатель сельсовета Разметнов и секретарь партийной ячейки Макар Нагульнов. Приступив к работе, они встречают упорное сопротивление со стороны зажиточных крестьян, да впрочем, и всех остальных консервативно настроенных жителей поселения. Идейный вдохновитель противников коллективизации – упрямый есаул Половцев. Его тайно поддерживает Яков Лукич Островнов, который втерся в доверие к большевикам.

13. «Идиот» 1959

«Идиот», советский фильм 1959 года – эталонная экранизация первой части знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского. По мастерству актерского исполнения, отточенности режиссерской работы кинокартине нет равных. Князь Лев Николаевич Мышкин возвращается в Петербург из-за границы. Этот тихий, скромный человек кажется окружающим странным и непонятным чудаком. Будучи взрослым мужчиной 27 лет, он сохранил мироощущение ребенка, остро чувствует любую несправедливость, ясно видит зло. Его мир окрашен не в серый, а в черно-белый цвета: герой точно знает, что есть добро и зло, и не понимает тех, кто утверждает, будто все относительно. Его наивность и простота удивляют петербургских дворян. Князь Мышкин пытается сеять добро и христианское смирение, но не может справиться со всеми людскими пороками.

14. «Мой ласковый и нежный зверь» 1978

Известная российская мелодрама 1978 года «Мой ласковый и нежный зверь» поставлена по мотивам повести Антона Павловича Чехова «Драма на охоте». Если вы не читали это душераздирающее произведение, еще не поздно узнать, к чему может привести одна-единственная встреча во время охоты. Гроза застигает в пути троих друзей – графа Корнеева, судебного следователя Камышева и управляющего имением дворянина Урбенина – и, как мы узнаем впоследствии, круто меняет их жизни. Скрываясь от непогоды, охотники прячутся в домике лесничего, где встречают дочь хозяина Оленьку. С первого взгляда она производит впечатление милой, наивной девушки, но позже становится понятна истинная сущность: героиня не лишена и некоторой доли расчетливости. Все трое безумно влюбляются в Олю, которая отвечает взаимностью самому обеспеченному из них, дворянину Урбенину, хотя ей больше по сердцу Камышев.

15. «Евгений Онегин» 1958

«Евгений Онегин» Романа Тихомирова — это советская экранизация бессмертного произведения Александра Сергеевича Пушкина, которое знакома каждому со школьной скамьи. Картина представляет собой фильм-оперу: стихотворные диалоги положены на музыку. Эта драматическая история началась в русской глубинке начала девятнадцатого века, а затем продолжилась в Санкт-Петрбурге. Юный дворянин Евгений Онегин приезжает в деревню к своему умирающему дяде. Ему достается наследство родственника, в том числе и усадьба в селе. Скучающий столичный франт знакомится здесь с восемнадцатилетним Владимиром Ленским, который приглашает Евгения на прием в имение Лариных. Владимир увлечен Ольгой Лариной, младшей из сестер. Между тем Татьяна Ларина, старшая сестра, влюбляется в Онегина и пишет ему страстное письмо. Но Евгений отвергает чувства деревенской барышни. Спустя некоторое время Ларины устраивают бал, на котором Онегин решает развлечься, в шутку заигрывая с Ольгой. Ленский не переносит такой дерзости, что становится причиной вызова на дуэль.

16. «Братья Карамазовы» 1969

Одна из лучших экранизаций знаменитого романа Ф.М. Достоевского, талантливо поставленная Иваном Пырьевым, Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым, которые также стали исполнителями главных ролей. Это масштабное, программное произведение бессмертного классика охватывает самые глубокие и нравственные вопросы жизни, поэтому его крайне тяжело перенести на экран. Однако режиссерам удалось подобрать по-настоящему талантливый актерский состав и переработать эпичный роман в великолепный сценарий. Если вы любите русскую классику и советское кино, то не откажите себе в удовольствии смотреть онлайн «Братья Карамазовы»! «Братья Кармазовы» – это последний роман Ф. М. Достоевского, в котором он затрагивает глубокие вопросы о Боге, морали, свободе. Действие романа происходит в небольшом русском городе Скотопригоньевске, где живет безответственный и себялюбивый помещик Федор Карамазов. Сведя в могилу двух своих жен и воспользовавшись состоянием одной из них, герой прожигает жизнь, пока трое его сыновей – Иван, Дмитрий и Алеша – растут и становятся совершенно разными людьми…

17. «Дни Турбиных» 1976

Пронзительный советский художественный фильм, поставленный по одноименной пьесе Михаила Булгакова. В главных ролях – звезды советского кино: Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Андрей Ростоцкий и другие. Блестящий сценарий и режиссура Владимира Басова придают бессмертному классическому произведению новые краски. Картина рассказывает о жизни российской интеллигенции, семье Турбиных, во времена Гражданской войны и революции. Действие происходит в Киеве зимой 1918-1919 годов. Власть в городе переходит от гетмана Директории к большевикам. Турбиным и их знакомым приходится делать свой выбор. Полковник Алексей Турбин и его брат Николай несмотря ни на что остаются верными белому движению и храбро отстаивают его, не щадя своей жизни. Муж их сестры Елены Владимир Тальберг, напротив, позорно бежит из города с отступающими немецкими войсками. В это смутное время в гости к Турбиным приезжает немного странный и нелепый человек Ларион Суржанский.

18. «Поздняя любовь» 1983

Двухсерийный фильм по одноименной пьесе А. Н. Островского с участием Иннокентия Смоктуновского, Анны Каменковой, Родиона Нахапетова и Елены Прокловой.

19. «Шинель» 1959

Сюжет этого произведения Гоголя, обязательного в школьной программе, известен любому подростку. Однако, по мнению многих критиков, знаменитый советский актер Алексей Баталов в своем режиссерском дебюте был очень верен именно гоголевскому духу, стараясь не испортить первоисточник своим видением. Рассказ о маленьком человеке, бедном титулярном советнике по имени Акакий Акакиевич Башмачкин, известен по всему миру и по сей день считается злободневным. Заветная мечта о новой шинели, так трепетно оберегаемая Башмачкиным, становится для героя важнее ее реального воплощения. Долгое время существуя впроголодь, пренебрегая основными потребностями, он все-таки смог накопить нужную сумму для пошивки новой одежды. И вот, казалось бы, жизнь вновь наполняется давно потерянными красками и приобретает смысл. Однако радость Башмачкина длится совсем недолго, а огорчение от утраты служит причиной неотвратимой трагедии.

20. «Дворянское гнездо» 1969

Советская драма «Дворянское гнездо» представляет собой экранизацию одноименного романа Ивана Сергеевича Тургенева, рассказывающего о злой иронии судьбы и сложности жизни. Атмосфера тихой дворянской усадьбы удивительно точно воссоздана в этой кинокартине. Молодой дворянин Федор Иванович Лаврецкий, воспитанный в загородном поместье своей жестокосердной теткой, приезжает в Москву. Однажды в театре он знакомится с обаятельной девушкой по имени Варвара Павловна. Очарованный Федор Иванович вскоре делает ей предложение, и молодые люди женятся. Однако семейное счастье продолжается недолго. Варвара Павловна становится популярной в свете хозяйкой салона. Как-то раз в руки Федора Ивановича попадает записка, из которой он узнает о романе своей жены с одним из постоянных гостей. Обманутый муж в отчаянии покидает большой город и возвращается в свое родовое гнездо.

21. «Дядя Ваня» 1970

Русская душа неизмерима, но есть те, кому подвластно ее показать. Для русского зрителя такие имена, как Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук и Ирина Купченко, едва ли нуждаются в представлении, ведь это одни из лучших актеров СССР. Частично цветной, частично черно-белый, этот фильм создает неповторимое настроение и атмосферу быта дворянства в мелком поместье. Музыка Альфреда Шнитке дополняет картину вторым смыслом и погружает зрителя в драму девятнадцатого века. В небольшом родовом имении происходит драма: члены семьи встречаются и обсуждают вопросы быта, русской лени и тяжелой жизни. Они наслаждаются русской природой в тишине, которую в какой-то момент непременно должны рассечь два выстрела, и оба мимо. А все из-за того, что отставной профессор Серебряков решает продать имение своей дочери ради покупки недвижимости в Финляндии. Ее дядя Ваня вступился за племянницу, с которой жил под одной крышей десять лет. Серебряков вынужден покинуть имение и вернуться в Харьков. Кажется, что все по-прежнему. Но прежними остаются и упадочничество, и лень Дяди Вани.

22. «Жизнь Клима Самгина» 1986

Экранизация самого крупного итогового произведения Максима Горького, написанного им в период с 1925 года вплоть до самой смерти автора в 1936 году. В многосерийной картине во всей красе, а точнее сказать, во всей бесцветности, предстает перед нами жизнь типичного русского интеллигента Клима Самгина. Вместе с Климом мы отправляемся в долгий путь по его пустой жизни, начиная с самого детства. Родившись в семье интеллигентов-либералов, мальчик воспитывался в соответствующей среде, что стало определяющим для его последующей жизни. Закончив местную гимназию, Клим отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в университет. С этого момента начинается взрослая и осознанная жизнь, которая будет проходить на фоне самых громких исторических событий России. Главный герой станет свидетелем знаменитой давки на Ходынском поле, первых арестов и Кровавого воскресенья. Повествование заканчивается во время Первой Мировой войны и всколыхнувшей страну Февральской революции.

23. «Последняя жертва» 1976

«Последняя жертва» — экранизация одноименной пьесы Александра Островского, снятая режиссером Петром Тодоровским. В фильме изображены быт и нравы купечества, так хорошо изученные драматургом. Как всегда у Островского, сильные духом женщины противопоставляются слабым мужчинам. Богатая купеческая вдова Тугина (Маргарита Володина) – женщина, которая видит единственный смысл жизни в беззаветной любви и служении своему возлюбленному. Ради любви героиня готова пойти на любые жертвы. Тугина влюбляется в харизматичного обедневшего дворянина Вадима Дульчина (Олег Стриженов), который, правда, имеет две слабости: страсть к азартным играм и любовь к роскоши. Чтобы спасти Дульчина от долгов, которые он наделал в большом количестве, Тугина решается пойти на унижение и попросить деньги у неравнодушного к ней, богатого старика Прибыткова (Михаил Глузский), отвергнутого вдовой прежде. Легкомысленный Дульчин, не способный оценить ни любви, ни жертвы женщины, с легкостью проигрывает добытую возлюбленной сумму. Стоит ли вдове связывать свою судьбу с безответственным дворянином? Или провереннее, как всегда, брак по расчету?

24. «Без вины виноватые» 1945

Экранизация пьесы Александра Островского. Во время гастролей популярная актриса Елена Кручинина приезжает в маленький провинциальный городок. Здесь она родилась, и здесь же, много лет назад произошли трагические события: предательство любимого и смерть сына Гриши. Несмотря на все тяготы жизни, Кручинина нашла в себе силы жить дальше и целиком посвятила жизнь искусству. Правда, воспоминания о прошлом не дают ей покоя. Вернувшись в родной город, она встречает бывшего возлюбленного – это циник и лжец Муров, который 17 лет назад отдал их общего незаконнорожденного сына на воспитание в чужой дом, сказав Елене, что тот погиб. Муров предлагает Кручининой забыть о прошлом и начать все заново, но та хочет знать, где ее сын. Муров отвечает, что его усыновил богатый купец, и единственное, что может помочь найти Гришу, – золотой медальон, который он одел на ребенка. Через некоторое время Елена знакомится с молодым актером Незнамовым, который восхищен Еленой и быстро привязывается к ней. Ни Елена, ни молодой Незнамов не подозревают, что на самом деле из связывает не только любовь к театру, но и кровное родство.

25. «Таланты и поклонники» 1955

Фильм снят в период Сталинского правления двумя режиссерами, один из которых был ветераном Гражданской войны 1917 года, а другой – ветераном Второй мировой. Снятая по одноименной пьесе Островского, эта кинокартина (скорее даже театральный фильм) была подвергнута разгрому со стороны кинокритиков тех лет. Молодая актриса Александра Негина и ее возлюбленный Петр Мелузов живут очень скромно. Чтобы исправить финансовое положение, Негина, выступающая в провинциальном театре, решает устроить бенефис. Для него требуется начальный капитал, который Александра пытается добыть у местных богачей. У нее ничего не выходит и выступление отменяется. Внезапно актрисе решает помочь один помещик — Великатов. Благодаря его финансированию бенефис состоялся, но, увы, приличные сборы не смогли окупить долги молодых людей. Благодетель деликатно намекает актрисе, что она нравится ему. Негина встает перед выбором — молодой необеспеченный Мелузов или помещик Великатов, способный обеспечить ей и жизнь, и карьеру.

50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского

Будем честны: посмотреть двух- и даже трёхчасовой фильм легче, чем прочитать книгу на пару сотен (в лучшем случае!) страниц. Так что если ваш ребёнок не одолел весь список книг на лето, не заставляйте сейчас читать по книге в день. Лучше включите кино. Автор телеграм-канала Matavkin Daily Гоша Матавкин собрал самые интересные и необычные экранизации Пушкина, Толстого, Достоевского и пары других наших классиков.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Пушкин: «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка», «Дубровский»

Прозу Пушкина часто экранизировали в советское время, но смотреть эти фильмы, чтобы сэкономить время на чтении, — затея не лучшая. Есть сразу два фильма по «Выстрелу» из «Повестей Белкина»: в первой, 1966 года, играют Михаил Козаков и Юрий Яковлев, во второй, 1981 года, Олег Янковский и Леонид Филатов. В «Станционном смотрителе» (1972) вообще в одной из главных ролей молодой Никита Михалков. Хотя каждый из этих фильмов идёт чуть больше часа, то есть примерно как эпизод сериала или длинный рэп-баттл, на чтение повестей вы потратите ну максимум минут 20-30. Вот вам и повод любить русскую классику больше кинематографа!

В 90-е российские режиссёры перестали трепетно относиться к творчеству Пушкина и не побоялись проявить фантазию. Так что не ориентируйтесь ни на «Барышню-крестьянку» с совсем ещё молодой Еленой «Бедная Настя» Кориковой, ни на «Русский бунт» с Владимиром Машковым, снятый по «Капитанской дочке», — это не экранизации, а фильмы по мотивам. Поэтому на контрольной по литературе могут и помешать.

Как ни странно, но в целом можно верить британской экранизации «Евгения Онегина» (1999). Правда, поэзия там переведена в прозу, Онегина играет будущий Волан-де-морт из «Гарри Поттера» Рэйф Файнс, Татьяну — звезда «Армагеддона» Лив Тайлер, а Ольгу — будущая Серсея из «Игры престолов» Лена Хиди.

Ещё одна неожиданная и, вероятно, привлекательная для сегодняшних школьников экранизация Пушкина — осовремененный «Дубровский» с Данилой Козловским. Фильм, правда, больше похож на очередную серию «Духless», чем на экранизацию книги из школьной программы. А если знать, что на самом деле это сериал, переделанный в двухчасовое кино, смотреть его ради Александра Сергеевича совсем не хочется. Кажется, дух автора из фильма вырезали ещё при монтаже.

Лермонтов: «Герой нашего времени» (пять разных фильмов и сериалов)

Экранизации Лермонтова кажутся гораздо однообразнее, чем Пушкина. Режиссёры явно предпочитают «Героя нашего времени» всему остальному творчеству писателя. Зато есть, из чего выбрать! Например, советский фильм 1955 года «Княжна Мери» — экранизация только одной одноимённой главы из романа (очень подробная). Дополнительно можно посмотреть «Героя нашего времени» 1966 года — он состоит из двух частей «Бэла» и «Максим Максимыч. Тамань». Несмотря на годы выхода, оба фильма цветные и яркие, так что никаких проблем с восприятием у школьников не должно возникнуть, а роман Лермонтова они передают почти целиком и почти дословно.

Если «Княжна Мери» покажется устаревшей (всё-таки ей уже под 70), посмотрите вместо неё «Страницы журнала Печорина» (1975), фильм снят по тому же отрывку. Да, Лермонтова экранизируют каждое десятилетие, но в этот раз Печорин получился особенно удачно: его сыграл Олег Даль, а Грушницкого — Андрей Миронов. Ещё это самый короткий фильм о Печорине — всего лишь 87 минут.

Те, кому времени не жалко, могут посмотреть сериал «Герой нашего времени» (2006) — экранизацию, наверное, самую подробную, пусть и не самую точную. Критики в своё время расстраивались из-за отличий от романа, но радовались удачному изображению образов, атмосферы и хорошей актёрской игре Игоря Петренко в главной роли.

Напоследок назовём, пожалуй, самый необычный фильм по Лермонтову — артхаусную драму «Печорин» (2011), в которой умирающий в Персии герой вспоминает свою жизнь. Но это вновь скорее кино по мотивам, чем настоящая экранизация.

Гоголь: «Вий» (4 фильма), «Ревизор» (5 фильмов) и «Мёртвые души» (2 фильма и 1 сериал)

Почти у каждого большого произведения Николая Гоголя есть как классическая, так и необычная экранизация.

Взять, например, «Вий». Самый известный и, наверное, просто лучший фильм по нему — «Вий» 1967 года с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей. Получился чуть ли не первый советский хоррор. В XXI веке нас тоже не раз пугали этой повестью в кино — сначала в 2006-м и почему-то на английском в «Ведьме», потом в 2014-м в эффектном (это его единственное достоинство) «Вие 3D», ну и в 2018-м в фильме «Гоголь. Вий» с Александром Петровым. Увы, это такие экранизации, что веки хочется не поднять, а опустить.

У «Ревизора» экранизаций, кажется, ещё больше. Одних только советских три штуки — классический «Ревизор» (1952), «Инкогнито из Петербурга» (1977) Леонида Гайдая с Мигицко и Папановым и телевизионный «Ревизор» (1982) с Андреем Мироновым и всё тем же Папановым в той же роли городничего. Есть ещё российский «Ревизор» 1996 года (там в роли Хлестакова тоже Миронов –но не Андрей, а Евгений) и множество фильмов по мотивам. Скажем, итальянский «Ревущие годы» про Италию времён Муссолини и голливудский «Ревизор» почему-то про Францию XIX века. Текст пьесы актуален в любое время, поэтому его почти нигде сильно не меняют.

«Мёртвым душам» не так повезло. У них, разумеется, есть классические советские экранизации — одна 1960 года, вторая 1984-го, обе очень достойные. Но есть и «Дело о Мёртвых душах» (2005) — сериал Павла Лунгина с Констанином Хабенским в роли Чичикова. «Мёртвые души» в нём переплетаются со всё тем же «Ревизором», фантазия писателя — с фантазией режиссёра, а люди — с животными. Что-то подобное может родиться в голове человека, прочитавшего все книги Гоголя в кратком пересказе.

Достоевский: «Преступление и наказание» (4 фильма), «Братья Карамазовы» (4 сериала и 2 фильма), «Бесы» (2 сериала и 1 фильм) и другие

Серьёзному писателю — серьёзные экранизации. И в серьёзном объёме — фильмы и сериалы по Достоевскому снимают только так. В школе ребёнок, скорее всего, будет проходить «Преступление и наказание», а его, конечно, можно не только прочитать, но и посмотреть. Точное количество экранизаций назвать не берёмся, но, чтобы разобраться в истории Родиона Раскольникова, этих должно хватить:

  • Американское «Преступление и наказание» (1935) немецкого классика Джозефа фон Штернберга. Пухловатого болтливого Раскольникова там зовут Родерик, а старуху-процентщицу он убивает кочергой.
  • Французское «Преступление и наказание» (1959) с Жаном Габеном и Мариной Влади, действие происходит во Франции во второй половине XX века.
  • Советское «Преступление и наказание» (1969) с Георгием Тараторкиным и Иннокентием Смоктуновским — длинный, верный оригиналу и сам уже успевший стать классикой фильм.
  • финское «Преступление и наказание» (1983) Аки Каурисмяки — один из первых фильмов режиссёра по мотивам русской классики в Финляндии 1980-х.

Если бы этот текст выходил чуть позже, к списку можно было бы добавить российское «Преступление и наказание» — неожиданно в 3D и с немецким актёром Тилем Швайгером. Выйти фильм должен в конце 2018 года. Пока ждём его, можно посмотреть один из сериалов по роману — российский, британский или американский.

«Братьев Карамазовых» из-за объёма часто экранизируют в виде сериалов. Кроме российского (вышел в 2009 году), есть ещё итальянский, японский и даже турецкий. Фильмы по книге тоже были: советская классика Ивана Пырьева и голливудская Ричарда Брукса. У «Бесов» экранизаций не так много, но зато среди них есть сразу два подробных российских сериала (2006 и 2014 годов) и фильм Анджея Вайды с Изабель Юппер.

Современные режиссёры тоже не обходят стороной Фёдора Михайловича, хотя и часто берут из его книг только сюжеты. Например, по мотивам «Игрока» сняли романтическую комедию с Кейт Хадсон «Алекс и Эмма», на «Белых ночах» основана мелодрама с Хоакином Фениксом и Гвинет Пэлтроу «Любовники», а ещё «Двойник» Ричарда Айоади с Джесси Айзенбергом в главной роли. В мире кинематографа Достоевский, безусловно, жив.

Толстой: «Война и мир» (3 сериала, один фильм и одна короткометражка) и «Анна Каренина» (5 фильмов)

Толстой соперничает с Достоевским не только за читателей, но и за кино- и телеэкраны. Причём соперничество началось почти одновременно с возникновением кинематографа в России. По «Войне и миру», например, сняли сразу три немых фильма начала прошлого века. Если не любите читать, за них лучше не браться — только представьте, сколько там титров!

Вероятно, самая известная экранизация «Войны и мира» — оскароносный фильм Сергея Бондарчука 1965 года. Если он вам понравится, посмотрите короткометражку «Тоже люди» (1959) — её по отрывку из романа снял молодой тогда режиссёр Георгий Данелия.

В 2016 году нашумел сериал от Би-би-си «Война и мир». После него, к сожалению, мало кто вспоминает сериал 2007 года: Кутузова там играет Владимир Ильин, а Николая Болконского — Малкольм Макдауэлл. Тем более забылся сериал 1972 года с Энтони Хопкинсом в роли Безухова.

Экранизаций «Анны Карениной» вообще несколько десятков. От немых чёрно-белых фильмов (два французских, два немецких, два американских, два российских, а ещё итальянский и венгерский) до почти что блокбастеров с Софи Марсо (1997) и Кирой Найтли (2012). У нас фильмы по «Карениной» снимали Александр Зархи (1967), Сергей Соловьёв (2009) и Карен Шахназаров (2017) — по ним видно, что каждый прочитал роман Толстого по-своему и разглядел в нём что-то, что не увидели другие.

Так происходит, наверное, со всеми экранизациями, хорошими и плохими. После просмотра хочется прочитать (или перечитать) оригинал, чтобы снять по нему своё кино — хотя бы у себя в голове.

Что такое классика? О, это воистину уникальный феномен! Это продукт человеческой деятельности, в который влили эликсир бессмертия — его и осваивать никогда не поздно, и возвращаться к нему неизменно приятно.

Вот, например, русская классическая литература подарила нам столько разноплановых шедевров, что можно остановить всё мировое кинопроизводство и начать экранизировать только их. И материала хватит очень надолго.

Давайте же вспомним, какие литературные произведения русских классиков уже были перенесены на большой экран. Причём весьма и весьма успешно.

1. «Война и мир» (СССР, 1967)

По роману Льва Толстого. Картина была удостоена «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Её батальные сцены по сей день восхищают голливудских специалистов и простых зрителей по всему миру.

Режиссёр: Сергей Бондарчук.

>2. «Собачье сердце» (СССР, 1988)

По повести Михаила Булгакова. Фильм специально был снят с эффектом сепии во имя стилизации под картины 20-х годов.

Режиссёр: Владимир Бортко.

3. «Вий» (СССР, 1967)

По повести Николая Гоголя. Первоначальный отснятый материал показался Мосфильму «слишком реалистичным», и некоторые сцены отправили на пересъёмку для придания им большей сказочности. А некоторые и вовсе вырезали.

Режиссеры: Константин Владимирович Ершов, Георгий Борисович Кропачёв.

>4. «Два капитана» (СССР, 1955)

По роману Вениамина Каверина.

Режиссёр: Владимир Венгеров.

>5. «Мёртвые души» (СССР, 1984)

По произведению Николая Гоголя. В главной роли снялся Александр Калягин.

Режиссёр: Михаил Швейцер.

>6. «Анна Каренина» (СССР, 1967)

По роману Льва Толстого.

Режиссер: Александр Зархи.

7. «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

По роману Михаила Булгакова. Москву 30-х годов в основном снимали в Санкт-Петербурге, а библейские сцены — в Болгарии.

Режиссёр: Владимир Бортко.

>8. Преступление и наказание (СССР, 1969)

По роману Фёдора Достоевского.

Режиссёр: Лев Кулиджанов.

9. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (СССР, 1961)

По повести Николая Гоголя. Первыми зрителями картины стали простые жители городка Кировск (где и снимался фильм), участвовавшие в массовых сценах.

Режиссёр: Александр Роу.

>10. «Идиот» (Россия, 2003)

По роману Фёдора Достоевского. Главную роль в фильме исполнил Евгений Миронов.

Режиссёр: Владимир Бортко.

>11. «Герой нашего времени» (СССР, 1967)

По роману Михаила Лермонтова.

Режиссер: Станислав Ростоцкий.

>12. «Руслан и Людмила» (СССР, 1972)

По поэме Александра Пушкина.

Режиссёр: Александр Птушко.

13. «Доктор Живаго» (США, 1965)

По роману Бориса Пастернака, удостоенному Нобелевской премии. В России картину показали лишь в 1994 году, так как в СССР и книга, и фильм были запрещены.

Режиссёр: Дэвид Лин.

14. «12 стульев» (СССР, 1976)

По роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Оба исполнителя главных ролей Андрей Миронов и Анатолий Папанов пробовались на те же роли в версии Леонида Гайдая (которая вышла за 5 лет до фильма Захарова), но не получили одобрение режиссёра.

Режиссёр: Марк Захаров.

>15. «Жестокий романс» (СССР, 1984)

По мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Актёрский дебют Ларисы Гузеевой.

Режиссёр: Эльдар Рязанов.

16. Мой ласковый и нежный зверь (СССР, 1978)

По мотивам повести Антона Чехова «Драма на охоте». Особую известность получил вальс композитора Евгения Доги, прозвучавший в фильме и написанный специально для него.

Режиссёр: Эмиль Лотяну.

>17. «Тихий дон» (СССР, 1957)

По роману Михаила Шолохова. Первым человеком, которому показали снятый фильм, был сам писатель.

Режиссёр: Сергей Герасимов.

>18. «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (СССР, 1979)

По роману Ивана Гончарова «Обломов». Главную роль в фильме сыграл Олег Табаков.

Режиссёр: Никита Михалков.

19. «Судьба человека» (СССР, 1959)

По мотивам рассказа Михаила Шолохова. Фильм вышел спустя два года после публикации самого произведения.

Режиссёр: Сергей Бондарчук (режиссёрский дебют), который сыграл ещё и главную роль.

>20. «Табор уходит в небо» (СССР, 1976)

По рассказу Максима Горького «Макар Чудра».

Режиссёр: Эмиль Лотяну.

>Бонус: «Лолита» (США, 1962)

По произведению Владимира Набокова (он же и автор сценария фильма).

Режиссёр: Стэнли Кубрик.

Бонус 2: «Иван Васильевич меняет профессию» (СССР, 1973)

По пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Сценарий писался под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься в фильме.

Режиссёр: Леонид Гайдай.

А какая ваша любимая экранизация произведений русских классиков?