Фильмы для ценителей кино

Чёрная курица, или Подземные жители (фильм)

У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица, или Подземные жители (значения).

Чёрная курица, или Подземные жители

Жанр

притча
сказка

Режиссёр

Виктор Гресь

Автор
сценария

Тимур Зульфикаров

В главных
ролях

Виталий Сидлецкий
Лариса Кадочникова
Аристарх Ливанов
Альберт Филозов
Валентин Гафт
Евгений Евстигнеев

Оператор

Андрей Владимиров
Павел Степанов

Композитор

Олег Каравайчук

Кинокомпания

киностудия имени Довженко
Творческое объединение «Время»

Длительность

69 минут

Страна

СССР

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0128120

«Чёрная курица, или Подземные жители» — художественный фильм режиссёра Виктора Греся, вышедший в 1980 году на киностудии имени Довженко. Экранизация одноимённой сказки Антония Погорельского.

Творческий коллектив картины был удостоен первого приза на Всесоюзном кинофестивале (1981, Вильнюс); лента получила Золотой приз в конкурсе детских фильмов на Московском кинофестивале (1981), а также ряд других кинонаград.

Сюжет

При прощании с родителями Алёша Ланской не может сдержать слёз: он впервые покидает дом. Его отец объясняет, что мужчина должен служить Отечеству, а для этого необходимо иметь хорошие знания. Вскоре карета увозит Алёшу в петербургский частный пансион, за обучение в котором родители внесли плату на несколько лет вперёд. Директор заведения, представляя новичка, советует ему «со всем рвением» приступить к занятиям, а для демонстрации пансионных порядков выпускает на волю птичку, сидевшую в клетке. Сделав в воздухе круг, та возвращается назад.

Среди педагогов мальчик выделяет учителя словесности, Ивана Карловича, и преподавателя французского языка, Дефоржа, относящихся к Алёше с симпатией и сочувствием. Читая рыцарские романы, он мечтает о том, что однажды в пансион прибудет Ланселот, который увезёт его из заведения с казарменными порядками.

Однако наступают каникулы, и ученики отправляются домой, а за Алёшей никто не приезжает: его отец присылает письмо, в котором сообщает, что забрать сына не позволяют «дела службы». Для мальчика, оставшегося в одиночестве, другом и собеседником становится гуляющая по двору чёрная курица Чернушка. Однажды, увидев, как кухарка Трина с ножом направляется к Чернушке, намереваясь приготовить из неё обед, Алёша бросается к женщине с криком и мольбой. Ради спасения курицы он отдаёт Трине золотую монету — единственную ценную вещь, привезённую из дома.

Ночью в спальне мальчика вдруг зажигаются десятки маленьких свечей. Открыв глаза, Алёша видит Чернушку, которая просит следовать за ней. Так Алёша попадает в подземное царство, где его встречают король и его министр, которым и оказалась Чернушка. В благодарность за спасение Чернушки гостю дарят волшебное конопляное семечко. Отныне с его помощью Алёше станут доступны все знания, описанные в книгах.

Единственная просьба, с которой король обращается к Алёше, связана «со скромностью»: он не должен кому-либо рассказывать о том, что видел в подземном царстве. Алёша обещает сохранить тайну, но сдержать клятву не сможет.

В ролях

Актёр Роль
Виталий Сидлецкий Алёша Ланской (озвучивала М. Корабельникова)
Лариса Кадочникова маменька
Аристарх Ливанов папенька / Ланселот
Альберт Филозов Иван Карлович / Министр
Владимир Кашпур Кобылкин директор пансиона
Валентин Гафт Дефорж / Король
Евгений Евстигнеев учитель богословия
Людмила Сосюра Дарья Петровна
Алёша Черствов Мефодий
Виолетта Жухимович Трина кухарка
Николай Сектименко Егор
Анатолий Столбов проверяющий пансион
Владимир Сошальский Рылов генерал-полицмейстер
Антон Артёменко воспитанник пансиона

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Тимур Зульфикаров
  • Режиссёр-постановщик: Виктор Гресь
  • Операторы-постановщики:
    • Андрей Владимиров
    • Павел Степанов
  • Художник-постановщик: Алексей Левченко
  • Композитор: Олег Каравайчук
  • Звукооператор: Рэма Крупенина
  • Директор картины: Виктор Антонченко

Отзывы и рецензии

Стоит мальчику из казённого пансиона открыть под давлением обстоятельств тайну сказочного мира, как он тут же рушится, оставляя ребёнка наедине с миром реальным — миром безликих марширующих солдатиков. — Евгений Марголит

По свидетельству киноведов, сразу после выхода в свет фильм получил хорошие отклики в средствах массовой информации. Критики начала 1980-х годов назвали ленту философской притчей, которая одинаково интересна людям разного возраста.

Спустя десятилетия исследователи кино сохранили доброжелательное отношение к первой полнометражной работе Виктора Греся. Киновед Евгений Марголит («Сеанс»), проведя грань между «трогательной, изобретательной, в меру дидактичной» сказкой Антония Погорельского и картиной Греся, отметил, что при перенесении на экран «Чёрная курица…» обрела черты напряжённой притчи о том, как «казарменный режим распаляет потаённую поэтическую фантазию»:

Отдельных откликов удостоились композитор Олег Каравайчук и исполнитель двух «отменно непохожих» ролей Альберт Филозов, многоликость которого, по мнению киноведа Мирона Черненко («Искусство кино»), проявилась в этой ленте «сразу на нескольких уровнях»:

Возможность воплощений, превращений и переодеваний, открывшаяся здесь перед актёром, не имеет себе равных на всем продолжении его актёрской карьеры. И потому «Чёрная курица…» оказывается фильмом чрезвычайно существенным для понимания филозовской тайны.

Награды и фестивали

Работа кинооператоров Владимирова и Степанова была отмечена дипломом I степени Всесоюзного конкурса на лучшее использование негативных отечественных киноплёнок. Вся картина отснята на негативную плёнку ДС-5 с применением «ДДЗ» — дополнительной дозированной засветки перед основным экспонированием. Такая технология, являющаяся одной из разновидностей латенсификации, использовалась советскими операторами для компенсации недостаточного качества цветопередачи отечественных фотоматериалов при невозможности использования импортной плёнки.

  • Всесоюзный кинофестиваль (1981, Вильнюс) — первый приз творческому коллективу в конкурсе фильмов для детей и юношества;
  • Московский международный кинофестиваль (1981) — Золотой приз в конкурсе детских фильмов
  • Международный кинофестиваль детских фильмов в Минске (1981) — специальный приз
  • Международный кинофестиваль детских фильмов в Джифони (1981) — специальный приз
  • Международный кинофестиваль в Туре (1982) — диплом
  • Международный кинофестиваль детских фильмов в Пуатье (1982) — специальный приз

Примечания

  1. 1 2 Евгений Марголит. Рыцарь образа // Сеанс. — 2014. — № 14 июня.
  2. С. Д. Безклубенко. Современный кинопроцесс и действительность. — Киев: Наукова думка, 1986. — 178 с.
  3. А. И. Щербак. Мастерство в фильме. — Киев: Мыстецтво, 1982. — 245 с.
  4. Караваев Д. Л. Страницы истории отечественного кино. — М.: Материк, 2006. — 284 с. — ISBN 5-85646-163-0.
  5. Черненко М. Этот многоликий Филозов // Искусство кино. — 1985. — № 8.
  6. Техника кино и телевидения, 1982, с. 36.
  7. Техника кино и телевидения, 1982, с. 34.
  8. Дефицит киноплёнки становится все более острым (недоступная ссылка). Хроника. Энциклопедия отечественного кино (1 марта 1990). Дата обращения 19 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.

> Литература

  • Н. И. Ивашова. Как снимался фильм-сказка «Чёрная курица» (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1982. — № 4. — С. 33—36. — ISSN 0040-2249.

Ссылки

  • «Чёрная курица, или Подземные жители» в «Энциклопедии отечественного кино»
  • «Чёрная курица, или Подземные жители» на Рускино.ру
  • «Чёрная курица, или Подземные жители» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Фильм Обитатели

Фильм повествует о близнецах, девушке Рейчел и парне Эдварде. Молодые люди живут в проклятом и старом поместье, что досталось им от родителей. Каждую полночь, в поместье активизируются сверхъестественные силы, которые хотят, чтобы сестра и брат следовали правилам, иначе им несдобровать: к полночи близнецы должны находиться в своих кроватях, внутрь поместья они никого и никогда не имеют права впускать, а если кто-то из них посмеет сбежать, то беда настигнет обоих. В один день, близнецам исполняется восемнадцать лет. Рейчел идёт в ближайшую деревню за продуктами, там она встречает пришедшего с войны парня по имени Шон, который заступился за девушку, когда она, выйдя из магазина его матери, стала жертвой домогательств со стороны Десси, одного неприятного повадками мужчины.

Рейчел обратно возвращается в поместье, за ней следует Шон, робко интересующийся у девушки, всё время ли к ней пристают местные мужчины. Рейчел не очень хочет разговаривать с незнакомым ей Шоном. Шон говорит Рейчел, что беспокоится за неё, так как когда-то, его мать работала прачкой в её семействе. Рейчел, не намеревающаяся поддерживать беседу с Шоном, уходит. Из письма, переданного Рейчел матерью Шона, она узнаёт, что денег на её с братом счету больше нет, написал об этом Бермингэм, знакомый чиновник близнецов. Также в письме говорится, что у Рейчел и Эдварда, нет иного выхода, кроме как продать поместье, ибо у них не только нет денег, но и появились огромные долговые дыры. Позже Рейчел обо всём рассказывает Эдварду.

Вскоре Бермингэм лично прибывает к поместью близнецов, Рейчел одна отправляется встречать его. Понимая, что Бермингэма нельзя впускать, Рейчел настаивает на разговоре вне поместья, кроме того, сначала Бермингэм хотел поговорить не только с Рейчел, но и с её братом, однако девушка соврала чиновнику, сказав ему, что брат заболел. Рейчел на некоторое время удаётся отстоять поместье, предложив Бермингэму дорогое и изысканное жемчуговое ожерелье своей матери. Недолго обсудив с Бермингэмом вопросы по поводу поместья, Рейчел выпроваживает его. Возвращаясь обратно в поместье, в пределах своей земли, героиня замечает Шона, что следил за ней, поскольку он, с момента их последней встречи, до сих пор беспокоится за неё. Рейчел не спешит прогонять Шона, и просит, чтобы он пришёл утром следующего дня.

Утром Шон приходит на территорию поместья и проходит мимо родового кладбища, вскоре парня встречает Рейчел. Шон немного стесняется общения с девушкой, и тогда она решает развеселить его. Приведя Шона к озеру, Рейчел спрашивает у него, что ему от неё нужно, тот говорит про старую причину, связанную с беспокойством, а также даёт понять, что Рейчел ему нравится. Рейчел рассказывает Шону, что в озере, возле которого они сидят, утопились её родители, да и вообще такая участь постигла многих из рода. Рейчел просит Шона показать ей протез нижней части ноги, которую Шон потерял на войне, в этот момент, Рейчел и Шон сближаются, начав страстно целоваться, но дальше этого дело не заходит, потому что девушка чувствует чьё-то присутствие.

Тем временем к поместью приходит раздражённый Бермингэм, Эдвард открывает ему дверь. Бермингэм показывает Эдварду костяное ожерелье, вместо жемчугового, и говорит, что Рейчел его каким-то образом обманула. Эдвард, всё понимая, так как он до этого проводил некие манипуляции с иссушенными скелетами старых ворон, впускает Бермингэма внутрь, после чего критически ранит его ножом, и ещё живого сбрасывает в мистический погреб с водой. Рейчел рассказывает Шону о сверхъестественных событиях, что происходят в её жизни и жизни Эдварда, но Шон не верит в такие вещи. Рейчел начинает плакать, и, сказав Шону обидные слова за то, что он ей не верит, прогоняет его.

По дороге домой Шона избивает Десси со своими людьми. На другой день, до этого узнав, что брат убил Бермингэма, Рейчел идёт к Шону извиниться перед ним, также она намеревается навсегда покинуть поместье, всё больше начавшее проявлять свою сверхъестественную активность. Мать Шона не пускает Рейчел к нему, считая её виноватой в том, что его избили. Поскольку Рейчел должна матери Шона деньги, вместо них, она отдаёт ей серебряный медальон с фотографиями своих родителей, а после, для раздумий, уходит в лес. За героиней следует Кей, сестра Шона. Кей хочет вернуть Рейчел медальон. Сестре Шона Рейчел рассказывает, что её родители, родители их родителей (и так далее по такому же порядку), были близнецами, становится ясно, что все они практиковали инцест, в связи с этим, и появилось проклятие.

Девушек окружают люди Десси во главе с ним, но им удаётся сбежать от них. С медальоном в руках, Кей бежит к себе домой, а Рейчел в поместье, где её пытается изнасиловать пребывающий в неадекватном состоянии Эдвард. Шон, взяв с собой медальон, переданный ему сестрой, идёт к Рейчел. Эдвард, не осуществив задуманное, открывает Шону дверь и набрасывается на него с ножом, однако Шону получается противостоять Эдварду, отделавшись лишь ранением в руку. Сам же Эдвард, в ходе драки, падает на свой нож сильно себя ранив. Рейчел проваливается в погреб, заполненный водой, в которой находятся утопленники-предки близнецов. Шон ныряет в погреб, дабы спасти Рейчел.

Выясняется, что погреб с водой — «зеркальное» отражение самого поместья. Погружаясь в тёмные глубины погреба, Шон находит Рейчел, но парня на дно утаскивают утопленники, Рейчел же они позволяют уйти, после чего та выплывает в окрестностях озера близ поместья. Рейчел, понимая, что Шона нет, обратно идёт в поместье, прямиком к умирающему Эдварду, которому она рассказывает, что случилось с Шоном. После этого, она забирает у Эдварда обронённый Шоном медальон, собирает вещи, оставляет на одном из надгробий родни пресловутый медальон, и с чувством настоящей свободы навсегда покидает пределы поместья, уходя в неизвестном направлении.

Фильм Мим Бим, или Чужая жизнь смотреть онлайн

Русско-украинский фильм «Мим Бим или Чужая жизнь» теперь можно смотреть онлайн. Фантастическая драма была создана в начале двухтысячных и имеет продолжительность полтора часа. Фильм рекомендуется к просмотру с шестнадцати лет. Простой мим, который взял себе псевдоним Бим, оказывается на улице в положении нищего. Так его находит некий богач в белом, который видит в мужчине потенциал для совершения опасного, но интересного и высокооплачиваемого действия. Он предлагает Биму вжиться в личность человека, которого необходимо найти. Биму предстоит сотню тысяч раз повторить каждое движение нужного человека, и из-за внешнего сходства заказчик предполагает, что тот найдется сам. Провернув эту операцию, Бим и вправду оказывается в шкуре нужного человека. Так он знакомится с девушкой, которая еще раз полностью меняет его жизнь. Вместе с миллионом долларов, которые Биму заплатили за это превращение, он пытается выпутаться из этой истории.

Приглашаем посмотреть фильм «Мим Бим, или Чужая жизнь» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Управляющий Сансё

Сюжет этой картины связан со средневековой Японией и судьбой одной женщины с двумя детьми. В основу сценария легла известная легенда страны Восходящего Солнца, рассказывающая о ребятишках из благородной семьи, которые были проданы в рабство. Эта трагическая история, возможно, реально произошла в феодальной Японии, в любом случае такое вполне могло иметь место. Дети помнят заветы своего отца и всеми силами пытаются им следовать даже в очень тяжелых жизненных условиях. Очень ярок образ матери, потерявшей сыновей и оплакивающей их. Женщина здесь готова на самую огромную жертву. Предназначением же мужчины становится совершение таких поступков, чтобы было понятно, что женская жертвенность была не напрасной. Место, где приходится провести годы детям-рабам — это поместье управляющего Сансё. И создатели картины показывают изнутри, что же там на самом деле происходит, какие взаимоотношения связывают персонажей – рабов и хозяев. Первые мечтают о свободе, и они слышали, что где-то она есть. Но только насколько счастливы свободные люди? В этом фильме очень много философии, он заставляет зрителя задуматься о многих серьезных вещах. Да и просто эта великолепно снятая картина уже давно стала классикой, которую стоит посмотреть всем, кто интересуется азиатским кинематографом.