Фильмы без хэппи энда

Хэппи-энд является обязательным завершением большинства фильмов, так как зрителю нравится, когда у героев все заканчивается хорошо, даже если это похоже на чудо.

Картин с грустным финалом намного меньше, но по иронии судьбы именно они заседают в памяти крепче, чем банальное «и жили они долго и счастливо».

Представляем 10 лучших фильмов без хэппи-энда, посмотреть которые должен каждый уважающий себя киноман.

Внимание! Без спойлеров в таком материале не обойтись, поэтому будьте готовы.

10. Зеленая миля | 1999

Вежливый гигант Джон Коффи располагает к себе зрителя с первой реплики, с первого появления в кадре, несмотря на устрашающие габариты и вменяемые ему преступления. Еще до того, как становится известно о его невиновности в убийстве детей, его уже искренне жалеешь.

Когда он излечивает супругу начальника тюрьмы, появляется закономерная надежда на его спасение и ты машинально расслабляешься, но с приближением финала все отчетливее понимаешь, что казнь неизбежна.

Когда он сидит на электрическом стуле, а надзиратели плачут, то и у тебя, будь ты даже взрослым мужиком, непроизвольно подкатывает ком к горлу. Даже если это уже не первый, не второй и не пятый просмотр.

Все-таки Дарабонт снял шедевр на все времена, который никогда не выйдет из моды.

9. Логан | 2017

Завершение истории самого известного мутанта вселенной «Люди X» получилось совсем не таким, как прочая супергероика. Это взрослый, серьезный фильм, в котором больше от качественной драмы, чем от комикса.

Все прекрасно знали, что эта картина станет прощанием Хью Джекмана с образом когтистого героя и в финале он должен умереть, но верить в это не хотелось.

Вместе с ним выросло целое поколение, для которых его уход значит куда больше, чем тот самый «щелчок Таноса» в предпоследних «Мстителях».

8. Реквием по мечте | 2000

Культовый в определенном смысле фильм Даррена Аронофски показывает хоть и не образцовых людей, но все же вызывающих сочувствие. Да, трудно жалеть наркомана (исключением является разве что мать главного героя), но история подана так, что поневоле начинаешь сочувствовать.

Смотря «Реквием по мечте» в первый раз машинально ждешь счастливой развязки: вот сейчас все возьмутся за ум, слезут с иглы, перестанут пить таблетки и заживут долго и счастливо с новым взглядом на мир.

Постепенно понимая, что этого не произойдет, начинаешь еще сильнее жалеть героев и ждать, что же приготовил режиссер вместо хэппи-энда.

7. Погребённый заживо | 2010

Образцовый триллер и столь же образцовая драма, которая была снята за копейки и целиком «выехала» на актерском таланте Райана Рейнолдса.

Его герой приходит в себя в гробу и понимает, что погребен заживо. При нем остались только телефон и зажигалка, с помощью которых можно подсветить свой ящик и позвонить, но не выбраться.

Из телефонных разговоров зритель узнает, как протагонист попал в такой переплет, а также нам показывают процесс его поисков.

Чем ближе к финалу, тем меньше остается кислорода, и когда кажется, что надежды нет – герою звонят и говорят, что нашли его и уже откапывают. Увы, нашли и откопали они не его..

6. Семь | 1995

Один из лучших триллеров не только 90-х, но и вообще за всю историю жанра, блестяще снятый Дэвидом Финчером.

Двое полицейских, которых играют Морган Фриман и Брэд Питт, охотятся за маньяком (Кевин Спейси), и в финале даже ловят его, но в результате он все равно их переигрывается в своей чудовищной игре чужими жизнями.

Пусть он закован в наручники, стоит на коленях и его в упор расстреливает главный герой, он все равно победил. Не будем до конца спойлерить, лучше посмотрите сами (вдруг кто-то до сих пор не посмотрел).

5. Райское Озеро | 2008

На первый взгляд «Райское озеро» может показаться банальным ужастиком с нетривиальной завязкой сюжета: группа молодых ребят приезжает на отдых, но в результате они начинают гибнуть один за другим.

Только главной героине раз за разом удается избежать страшной участи, но когда кажется, что она спаслась и нашла безопасное убежище в случайном доме, оказывается, что дом этот вовсе не случайный, а его жильцы – не добрые самаритяне.

Именно смерть главной героини, а также практически полное отсутствие сюжетных дыр выделяет этот фильм на фоне остальных, делая его на порядок сильнее.

4. Необратимость | 2002

Одна из лучших ролей Моники Белуччи, а также один из самых шокирующих фильмов, которые только видел Каннский кинофестиваль. Во время премьеры больше 200 зрителей покинули зал, не выдержав уровня «жести» на экране, причем некоторым действительно «поплохело» и они нуждались в медицинской помощи.

Картина показывает историю в обратном порядке, то есть сперва мы видим чудовищный финал, а потом наблюдаем события, которые к нему привели. И как бы ни было тяжело это смотреть, оторваться очень трудно.

3. Таинственная река | 2003

Драма режиссера Клинта Иствуда с Шоном Пенном, Кевином Бейконом и Тимом Роббинсом в главных ролях, повествующая о трех друзьях, одного из которых в детстве изнасиловал педофил.

Спустя 30 лет этого героя подозревают в убийстве дочери второго друга, а третий является шерифом, который пытается во всем разобраться. Убитый горем отец, потеряв надежду найти доказательства, убивает подозреваемого, но на следующий день узнает, что тот был не виновен.

И вроде бы герои решают жить дальше и никто не кончает жизнь самоубийством из-за мук совести, но хэппи-эндом такой финал все-таки не назвать.

2. Семь жизней | 2008

Герой Уилла Смита – успешный инженер, который попадает в аварию. По его вине погибает 7 человек, включая его невесту, и это полностью меняет его жизнь.

Бросив работу, он решает вернуть долг Вселенной, став донором для 7 человек. Сперва он жертвует часть печени, потом почку, потом костный мозг и т. д.

Он тщательно выбирает людей, которым отдает органы, и наконец находит «клиента» на свое сердце – девушку, которая умрет без пересадки. Познакомившись с ней он влюбляется, и жить бы им долго и счастливо, но в этом фильме чудесного финала нет.

1. Олдбой | 2003

Южнокорейский шедевр режиссера Пак Чхан Ука о человеке, которого на 15 лет заперли в комнате без окон, а потом отпустили. Теперь его цель – найти своих похитителей и отомстить за годы страданий, но по итогу герой только еще сильнее страдает.

Здесь не просто финал без хэппи-энда – здесь один из самых «крышесносных» финалов в истории мирового кино. Если вдруг не видели – обязательно смотрите, но только оригинал, а не голливудский ремейк 2013 года.

Американская вариация этой истории более стерильная и скучная, тогда как корейская наполнена болью, грязью и страданиями.

Кино без хэппи-энда: почему фильм Быкова провалился в прокате

Режиссер социальной драмы «Завод» Юрий Быков («Спящие, «Метод», «Майор», «Дурак») покаялся за провал фильма. За полторы недели проката он собрал меньше 20 миллионов рублей — это в разы меньше затрат на картину. Быков написал, что испытывает чувство стыда и смущения перед продюсерами, которые поверили ему. Он признал, что «нужно было снимать честное, грязное, дешевое кино на коленке для думающей аудитории центральных городов, не заигрывая с публикой, которая на последние гроши просто хочет выдохнуть в конце рабочей недели». В основе сюжета — история рабочих: завод закрывается, зарплату не платят, тогда шестеро работяг решаются взять в заложники владельца, чтобы потребовать выкуп. Платон Беседин — о том, почему остросоциальное кино не в почете у российской публики.

Я покупал билет на «Завод», а женщина, похожая на мачеху Золушки из диснеевского мультика, возмущалась, что ей нечего смотреть вечером. «Так почему не на Быкова?» — мой вопрос казался логичным. «Мачеха» скользнула по мне взглядом, как лазером, и купила билет на «Алиту». В зале же «Завод» (только один сеанс на весь город) смотрело семеро — все суровые дядьки. Мы вполне бы сгодились для группы захвата вроде той, что из фильма. Какие тут кассовые сборы?

Меж тем Юрий Быков снял очень правильное, нужное и, главное, русское кино. Оно о справедливости, которой на самом деле быть не может. Но есть то, что оказывается выше нее на данном конкретном этапе — акт самоубийственного милосердия. Именно его совершает Седой, герой Дениса Шведова, в конце фильма. Себя он не спасает, но вдохновляет высшей идеей, заранее обреченной, того, кого еще недавно хотел пристрелить, — Тумана. Теперь тому брести по разбитым дорогам среди дураков в стране, ушибленной ширью.

Хэппи-энда ждать не приходится. Его нет ни в одном фильме Быкова — ни в «Дураке», ни в «Майоре», ни в «Жить». То, что принято называть суровой правдой жизни, торжествует. И это правильно. Как у Ханеке, но тот рассказывает нам о Западе, а Юрий — о России. Иначе быть и не может, а если может, то для чего бороться? Быков не снимает успокаивающих историй: его кино, как адреналиновый укол в сердце (если вы смотрели «Криминальное чтиво»), — оно пробуждает.

Кто-то говорит, что это чернуха, тоска. Кто-то сравнивает со Звягинцевым. Но условный Звягинцев снимает кино, в котором все изначально плохо и выхода нет. Хуже того — Бога нет, потому что Россия его потеряла. У Быкова же есть борьба, порыв — и они передаются зрителю. Но борьба эта, хотя «Завод» в данном плане злее многих других режиссерских высказываний, рефлексирующая.

Быков, как пишут, уже успел расстроиться, застонать из-за провала кино в прокате — и многие увидели в этом слабость. Тем более после его плача по «Спящим». Однако там, где кто-то видит слабость, есть точка опоры. Быков — думатель, пониматель, он человек сомневающийся, ищущий, упорно не желающий снимать однозначное кино и примыкать к условным лагерям, на которые у нас так любят разделяться. Он хорош тем, что идет своим путем, при этом делая отсылки к основополагающему новому русскому кино (вроде фильмов Алексея Балабанова).

«Завод», безусловно, социальная драма. По ней, как и по «Дураку», по «Майору», через десятки лет станут изучать нашу жизнь, растрепанную и несправедливую. Однако Быков хорош тем, что, как и Достоевский в «Бесах», к примеру, переводит социальную историю на новый метафизический план. «Завод», пусть и в меньшей степени, чем «Дурак» (переосмысленный «Идиот» Достоевского), — своего рода религиозная притча. В ней грешник раскаивается. И я не об олигархе Кулагине, нет, а о Седом, который жертвует людьми, ведомый своими мстительными, злыми, как говорит Козак, идеями, чтобы в итоге спасти того, кто этого, казалось бы, менее всего достоин. «Раскаяние не облегчает душу – напротив. Но раскаявшийся однажды – уже не согрешит». Это тоже из Достоевского.

Только Быков и мог снять такое кино. Человек странный, отчасти параноидальный, но — искренний. Это многих пугает и раздражает. Как можно быть таким — выставляющим эмоции напоказ, пытающимся идти против установленных правил? Но только так и можно, если не желаешь ходить маршем, где с одной стороны — розовая ваниль, с другой — черная клевета, и двум этим сторонам кажется, будто они разные, но на самом деле суть их одно. «Новая искренность» насколько талантливая, насколько и беспощадная — это про Быкова.

Нет надежды, что подобное будет принято, оценено и уж тем более в массовом масштабе. Че Гевара погиб в джунглях, а боливийские крестьяне не пришли ему на помощь. Вот и у самого Быкова есть такой месседж. Вспомните изящный и трагический финал «Дурака»: главный герой сантехник Никитин, чудом избежавший гибели, отвергнувший жену с ребенком ради незнакомых людей, мчится спасать их, но толпа, коей он желал добра, забивает его.

Так происходит во многом потому, что люди живут в диктатуре, в тоталитаризме нового образца. Диктатура сегодня – это тотальная фальшь. Фальшь — это передачи Малахова о проститутках и актерах, отказывающихся от своих детей. «Камеди», где шутят и хохочут над «ледяным призраком» генерала Карбышева. Фильмы-сказки, слизанные с американских образцов, но рассказанные как бы о нас с зашкаливающим пафосом. Передачки из серии «Давай поженимся». Попса, в которой лица не меняется десятилетиями и участникам скучно, а новичков нет. Рэп, кишащий как бы социальными протестами, а на деле хамством, понтами и глупостью. Все это — диктатура фальши. И кино — ее часть.

И народ охотно принимает такое положение вещей. Ему в этом активно помогают. Жвачку вроде «Викинга» или «Семь ужинов» подкидывают нам из каждого утюга, а «Завод»? Вы знаете ответ. В таком контексте «Завод» не может быть достойно воспринят.

Нам нужна революция смыслов и ценностей. Жить дальше в осоловелом забытьи невозможно. Когда социологический опрос показывает, что россияне по-прежнему больше всего уважают попсу и самым популярным исполнителем остается Киркоров, а в качестве морального авторитета по всем вопросам у нас выступает Шнур, вам не страшно? На что способна такая страна и такой народ? На запуск ракеты в космос? Или на запуск очередного «Дом-2»?

Россия сегодня задыхается от фальши и глупости. Если существует надежда на «ценностный бунт», то основывается она исключительно на порыве самого человека. И в этом ему может помочь только искусство, сделанное вопреки трендам и доносимое вопреки вкусу толпы. Спасение утопающего в фальши — дело рук самого утопающего. Если он еще способен бить по вязкой черно-розовой массе ручонками.