Фамусов говорящая фамилия

Говорящие фамилии в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» – это действительно новаторское произведение, поскольку это первая русская реалистическая пьеса, автор получает возможность сделать ее более глубокой по содержанию, по охватываемым вопросам, чем могли себе позволить авторы традиционных классицистических комедий.

В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума».

Проанализируем фамилию героя, в доме которого разворачиваются все действия комедии – Фамусова, главного оппонента Чацкого.

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, уважаемый в Москве человек. Он представитель «века минувшего» – консервативного дворянства, которое привыкло оценивать людей по их материальному благосостоянию, по наличию полезных связей в свете. Личность человека не представляет для фамусовского общества никакого интереса, если этот человек не имеет высокого чина.

Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Эта черта и вынесена в фамилию героя, ведь Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Фамилия Алексея Молчалина является одной из самых простых для понимания фамилий в произведении «Горе от ума». Она подчеркивает склонность этого героя поступать согласно примеру старшего поколения: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими людьми.

Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Ведь надобно зависть от других (…) В чинах мы небольших». «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», — говорит о Молчалине Чацкий. Несмотря на всю свою мелочность и безвольность, он всё-таки очень хитёр.

Также Молчалин существует по жалкому и ничтожному наказу отца: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была». Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Известно, что первоначально его фамилия звучала несколько иначе – Чадский.

Можно предположить ее восхождение к слову «чад» — нездоровая, разлагающаяся обстановка. Побывав за границей, спустя три года герой оказывается в доме, где он воспитывался, но понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с которыми его встречает Софья, его возлюбленная. Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками.

Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник Просвещения, обладатель незаурядного ума, который может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства. Именно поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь обличительных речей безумного Чацкого не стоит опасаться.

В отличие от других главных героев произведения он единственный, кто честно и верно живёт по правилу «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы. Скалозуб — «скалить зубы», остряк.

На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские — тугие на ухо, Хлёстовы — от «хлесткий»,Хрюмины — от «хрюшки», «свиньи». Даже фамилия Репетилова, появляющегося лишь в четвертом действии, несет высокую смысловую нагрузку. Она произошла от французского слова «repeto» – повторяю. Репетилов – отражение Чацкого в кривом зеркале, его карикатурный двойник. Он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе, в том числе и мысли Чацкого.

Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма.

Мои методы исследования: видеоопрос и листы опроса обучающихся 8-9 классов МБОУ «Харинская ООШ»

В соответствии с поставленными задачами и актуальностью данной работы был проведён письменный опрос среди учащихся 8 класса и видеоопрос в 9 классе.

В письменном опросе приняло участие 20 учеников 8 класса. Из которых 90% дали положительный ответ, и лишь 10 % не поняли, что означает данный художественный термин.

Далее мной был проведён видеоопрос среди учащихся 9 класса. В данном опросе приняло участие 8 человек. Каждому ученику был задан вопрос ,знают ли они художественный термин «говорящие» фамилии ,и просьба привести пример «говорящих» фамилий из произведений, которые были прочитаны в 8-ом и 9-ом классе.

100% учащихся имеют представление о таком термине ,как «говорящие» фамилии и каждый смог привести пример из произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль», либо же А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Заключение

Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного

Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма. Писатели классицисты умело оперирует приёмом «говорящие» фамилии. С их помощью они высмеивают помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность.

В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование «говорящих» фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.

Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы. Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии — это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Для написания данной работы были использованы ресурсы сети Интернет