Есть немало ребят которые считают возможным

Тебе приятно, если они тебя уважают? Значит, и ты должен их уважать. Ведь взаимная помощь и уважение человека к человеку — основной закон нашего социалистического общества.

А уважая окружающих, ты должен стараться вести себя так, чтобы жить и работать рядом с тобой им тоже было и удобно и приятно.

В этой книжке ты прочтёшь о правилах поведения в разных случаях жизни. Одни из них существуют издавна, другие возникли в нашем советском обществе, где все мы члены одной большой трудовой семьи. Если ты внимательно разберёшься в каждом из этих правил, то увидишь, почему лучше поступать именно так, как они рекомендуют.

Я не сомневаюсь, что ты прекрасно поймёшь смысл каждого правила.

А поняв, станешь всегда их выполнять.

ГЛАВА 2. ТЫ ВЫШЕЛ НА УЛИЦУ

Разговор с регулировщиком

Недавно я ездил на целый день за город.

К вечеру начался проливной дождь. Шлёпать по грязи до вокзала мне не хотелось, и я попросил знакомого шофёра, собиравшегося назавтра в Москву, захватить меня с собой.

Ранним утром мы подъезжали к городу. Дождь уже кончился, шоссе быстро подсыхало.

Вдали показалась громада университета. Вдруг послышался резкий свисток. Шофёр затормозил машину. К нам подходил старшина-регулировщик.

— В чём дело? — спросил я. — Какое правило мы нарушили?

— А вы, товарищи, видели в городе такие грязные машины? — ответил старшина вопросом на вопрос.

Я выглянул из кабины. Действительно, наш грузовик имел довольно неприглядный вид. Весь он, от колёс до кузова, был забрызган грязью.

Спорить было не о чём. Пришлось подъехать к обочине, достать из-под сиденья ведро и тряпку, набрать в канаве воды и вымыть запачканную машину. Теперь можно было въезжать в столицу…

Ты привык видеть на улицах городов красивые, поблёскивающие лаком и никелем машины.

Но ты, может быть, не знаешь, что всю ночь в гаражах, депо и парках идёт работа. Столяры и слесари, механики и электрики ремонтируют повреждённые за день трамваи, троллейбусы, автобусы, вагоны метро. Мойщицы сильной струёй из шланга смывают с них пыль, а уборщицы щётками и тряпками протирают их до блеска, чтобы утром они появились перед нами чистыми и нарядными.

Тебе, конечно, было бы непривычно и странно увидеть на улице грязную машину с облупившейся краской, ржавой облицовкой, разбитыми стёклами и поломанными ручками.

«Ну и неряха же выехал! — поморщился бы ты. — Весь вид портит!»

А ведь есть немало ребят, которые не считают за грех выбежать из дому в измятой засаленной фуражке или в шапке с распущенными, болтающимися ушами. Хлястик у них вечно оборван, пуговиц не хватает, ботинки не чищены с того самого дня, как их купили, и давно порыжели.

Но их обладатель и не подозревает, как неважно он выглядит рядом со своими аккуратными товарищами, на чистой улице среди блестящих машин, нарядных витрин, подстриженных деревьев и цветников.

Ты, конечно, читал школьные правила. В них сказано, что ученик должен быть опрятно одет. И это не придирка. Неужели приятно выглядеть грязным пятном на чистой улице? Ведь такой неряха — позор для всей школы.

Подумай и о том, что с тебя берут пример малыши. Они всегда подражают старшим. Хорошо ли будет, если, глядя на тебя, и они вырастут неряхами?

Твой большой дом

За моим окном стайка ребят торопилась утром в школу. Вдруг один из мальчиков резко взмахнул руками и, неловко подвернув ногу, упал на тротуар. Товарищи хотели помочь ему подняться, но он их оттолкнул, и лицо его исказилось от боли. Какой-то прохожий поднял мальчика на руки и внёс в подъезд. Вскоре подъехала белая машина с красным крестом — «скорая помощь». Оказалось, бедняга сломал себе ногу.

Выйдя на улицу, я увидел и причину несчастья. На тротуаре лежала маленькая раздавленная апельсиновая корка. На ней-то и поскользнулся упавший мальчик.

Кто-то бросил корку прямо на тротуар, не подумав о прохожих, а жертвой его неряшливости стал ни в чём не повинный школьник.

Есть ещё у нас ребята, которые считают, что мусорить нельзя только в комнатах, а в автобусе, на улицах, в кино сори сколько угодно.

Кому придёт в голову, сидя в гостях, бросать прямо под ноги бумажки от конфет или выплёвывать на пол косточки от вишен? Такого школьника у нас, пожалуй, не найдёшь.

А вот на улице, в трамвае или на аллее парка он, не задумываясь, бросает под ноги скомканную обёртку от мороженого или поплёвывает на ходу подсолнечной шелухой. Вдоль улицы расставлены на каждом шагу урны для мусора, но ему лень к ним подойти.

А ведь в Советской стране всё принадлежит народу — и улицы, и парки, и сады. И город, в котором мы живём, — это наш большой дом. Мы все его хозяева. И ты тоже хозяин этого дома. Зачем тебе его загрязнять?

На рассвете, когда ты ещё сладко спишь, дворники и водители уборочных машин подметают и поливают улицы, а зимой счищают с них снег. Каждую весну армия маляров красит заново дома, ворота и заборы.

Все эти люди заботятся о тебе и твоих товарищах. Они трудятся для того, чтобы утром вы вышли на улицы красивого и нарядного города.

Как же можно не уважать их труд? Не стыдно ли пачкать то, что они с таким старанием вычистили и вымыли?

Слева и справа

Один мой друг, недавно побывавший по туристской путёвке в Англии, рассказывал по возвращении, как неприятно ему бывало в первые дни путешествия. То и дело он замирал от страха.

— Едем по шоссе в автобусе. Вдали показывается другой автобус, бегущий нам навстречу. И вдруг замечаешь, что он мчится… по левой стороне шоссе. Не по правой, как положено, а по левой! «Ну, сейчас столкнёмся!..» — думаешь в ужасе, невольно втягивая голову в плечи. Но нет, шофёр нашего автобуса тоже берёт влево — и мы благополучно разъезжаемся.

Оказывается в Англии и в некоторых других странах Западной Европы принято не «правостороннее», как в Советском Союзе, а «левостороннее» движение.

Поезда и трамваи там ходят по левой (по направлению движения) колее рельсов. Автомобили и автобусы тоже бегут по левой стороне шоссе. Даже велосипедисты, встречаясь, разъезжаются не вправо, как у нас, а влево.

Но пока к этому не привыкнешь, всё время вздрагиваешь: вот-вот встречный налетит прямо на тебя. И тогда начинаешь понимать, какое большое значение имеют правила уличного движения и насколько спокойнее и безопаснее, когда весь транспорт этим правилам строго подчиняется.

Но правила движения обязательны не только для автомобилей и велосипедов. Они нужны и пешеходам.

Иной раз видишь, как встретились два «рассеянных с улицы Бассейной». Один взял вправо, а другой — влево. Потом первый сунулся влево, а встречный решил ткнуться вправо. Так и топчутся из стороны в сторону, пока наконец не разойдутся.

Но большинство людей у нас привыкло при встрече всегда брать вправо, и на широких тротуарах больших городов, будь то в Москве, Минске или Киеве, обычно образуется два потока: в одну сторону люди идут по правой стороне панели, в другую — по левой. Так люди, не задумываясь, придерживаются определённого порядка движения, чтобы понапрасну не толкаться.

Но если ты всё же невзначай заденешь кого-нибудь плечом или локтём, не забудь сказать «извините?». Этого требует вежливость.

Запомни и ещё несколько очень важных вещей.

Как лучше переходить улицу, чтобы не попасть случайно под машину или трамвай, — бегом или шагом?

Я сам вожу машину и отвечу тебе по своему опыту. Когда я вижу издалека спокойно идущего через улицу человека, у меня всегда есть время сообразить, нужно ли мне притормозить и дать ему пройти, или я успею ещё проехать мимо.

А когда перед моими глазами внезапно появляется выскочивший на мостовую за шайбой мальчишка или мчащаяся за мячом наперерез машине девочка, мне остаётся только нажать на все тормоза и молить судьбу, чтобы всё окончилось благополучно.

Но беда в том, что ни одна машина не может остановиться мгновенно. Даже при всех исправных тормозах автобус или троллейбус, автомобиль или трамвай проскользят «юзом», на неподвижных колесах, ещё несколько метров. А после дождя или снегопада, тем более во время гололёда — и несколько десятков метров. Тут уж и самый бдительный и опытный водитель ничего не поделает. А если ты ещё споткнёшься на бегу и угодишь прямо под колёса?..

Вот так и происходят несчастные случаи, и нередко ребята остаются калеками на всю жизнь.

Под твоей защитой

Ты замечал, что когда мужчина идёт по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от неё? Этот обычай тоже имеет свою историю.

Ещё сравнительно не так давно, всего двести — триста лет назад, мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку рапира, сабля или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. А чиновники, так те ещё до конца прошлого века были обязаны носить при мундире шпагу. И шпага тоже висела на левом боку.

Задание 5 ЕГЭ 2015

Задание 5.

1. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная демократическая партия.

Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в поступки.

Однажды утром в будний день я с дедом разгребал во дворе снег.

За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.

Печорин не размахивал руками, что говорит о скрытном характере.

2. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Мебель в комнате этого могучего человека была прочной, очень доброй.

Тимофей славился своим умением вырезать для ребят деревянные игрушки.

Суровегин собрал даже целую библиотеку об этом благородном виде спорта.

Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

Гость ПРЕДСТАВИЛ свою спутницу.

3. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

После первой же встречи они невзлюбили друг друга и их отношения сразу же стали холодными и вражескими.

ТЕХНИЧЕСКИЕ факультеты нашего университета готовят прекрасных специалистов.

СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.

Кое-где во мху БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.

4. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

Гастроли краевого ДРАМАТИЧЕСКОГО театра прошли с огромным успехом.

На ринг вышел один из самых ТЕХНИЧЕСКИХ боксеров мира.

При проектировании ЛУКОВИЧНОЙ формы купола Екатерининского собора использовано «золотое сечение».

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Этот НЕПРИМЕТНЫЙ дом в глубине сада принадлежал раньше моему деду.

Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.

Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

Необходимо ОБСУДИТЬ со старшеклассниками сценарий выпускного вечера.

С большим трудом абонент дозвонился в бюро ремонта

6. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Деятельность этого коллектива отличает финансовая безупречность и хорошая инженерная подготовка сотрудников

ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

Хочется ОБСУДИТЬ с другом недавно прочитанный научно-фантастический роман.

В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

Возле калитки стоял НЕПРИМЕТНЫЙ мужчина в сером пальто.

7. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Мамины торты могут стать украшением любого ПРАЗДНИЧНОГО стола.

На солнце блестят ИГОЛОЧНЫЕ кристаллы снежинок.

В последнее десятилетие 20-го века заметно возросло количество больных СКРЫТЫМИ формами сердечно-сосудистых заболеваний.

Студент блестяще защитил ТЕХНИЧЕСКИЙ проект спортивного комплекса.

В своих письмах Гоббс оставался противником демократического образа правления.

8. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Мы вышли к ЛЕСИСТОМУ озеру.

СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.

Пользование сауной и бассейном ОПЛАЧИВАЕТСЯ отдельно.

Разработчики сайта ОБСУДИЛИ его новый дизайн.

Со временем из-за мириадов микроводорослей меняется цвет водянистой поверхности озера.

9. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРОЧНОМ региональном этапе.

Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.

Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.

10. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

За вход в музей мы ЗАПЛАТИЛИ сто рублей

Родители выражали глубокую ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ за внимание к их ребенку.

ДЕФЕКТНЫЕ вещи подлежат обмену.

Как только ПРЕДСТАВИТСЯ возможность, я поеду на юг.

Школьники хорошо ОСВОИЛИ учебный материал.

11. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

На вечер я ОДЕЛА самое красивое платье.

У нас много АРТИСТИЧЕСКИХ династий.

Он ЭКОНОМНЫЙ человек.

ЗКОНОМИЧЕСКИЙ эффект превзошел наши ожидания.

Каркас ЛУКОВИЧНЫХ крыш имеет сложную, изысканную форму.

12. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности.

Воспитанные, ласковые и ИГРИВЫЕ котята бывают у тех заводчиков, которые умеют создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду, рассчитанных на специалистов в области цветоводства, вниманию посетителей будет ПРЕДОСТАВЛЕНА коллекция древовидных пионов.

Если вы получили денежную НАЛИЧНОСТЬ в банке, то тратить её вы имеете право только по тому целевому назначению, которое указано в банковском чеке.

13. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.

Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ — вопрос серьёзный для каждого предприятия.

Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.

ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.

Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.

14. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.

Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения

Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.

В течение последних лет опытные тренеры подготовили сильных игроков, которые в ближайшее время будут готовы ПОПОЛНИТЬ сборную России.

ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа делает отношения в семье более глубокими и прочными, а самих членов семьи — более счастливыми.

15. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

ПАМЯТНЫЕ дни устанавливаются в честь значительных событий в мировой истории или истории России.

Ранимый, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ ребёнок тяжело переносит неудачи в играх, поражения в соревнованиях, и, попадая в такие ситуации, он долго плачет и сердится.

Информация о расписании авиарейсов, НАЛИЧНОСТИ мест на самолёт и стоимости авиабилетов является актуальной на момент запроса этой информации на указанном в рекламном проспекте сайте.

Под ЗАТРУДНЕННЫМ дыханием подразумевается неприятное ощущение сложно-сти выполнения вдоха или выдоха

Новая фирма была зарегистрированная под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.

16. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

На девочке было ОДЕТО осеннее пальто.

АБОНЕНТ не отвечает.

Все лето стояла НЕСТЕРПИМАЯ жара.

ЛЕСНЫЕ озера очень красивы.

Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ.

17. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

Пулей, вытянув шею, несётся чирок, над ним, не отставая, падая, примеряясь — проворный ХИЩНЫЙ сокол.

Всё очевиднее становилось: это не РЕБЯЧЬЯ забава — это потребность прирождённого таланта.

Тут послышались издали РИТМИЧНЫЕ щелчки, похожие на лёгкое щёлканье кнутом.

В нашей школе больше нет НЕПОПРАВИМЫХ двоечников.

Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ.

18. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

В полку царило ВОИНСТВУЮЩЕЕ настроение

В документе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧНЫХ сил.

На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. КОНСЕРВАЦИЯ их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.

Оля стала ДИПЛОМАНТОМ в конкурсе сочинений на военно-патриотическую тему.

На доме, где жил писатель, была установлена памятная доска

19. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.

Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень РИСКОВАННЫЙ.

Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

На СБОРОЧНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Имеет ли доверительное письмо, не заверенное нотариально, юридическую силу?

20. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Разрешите преподнести Вам в этот памятный вечер скромный подарок от нашего коллектива

Нами было принято решение о выдаче доверительного кредита на льготных условиях

Игольные ветки ели, кедра и можжевельника содержат ценные смолистые вещества, широко используемые в косметологии.

Корневой сельдерей широко используется в кулинарии и как овощ, и как пряность.

Настя собиралась одеть куклу в новое платье, сшитое из старой маминой косынки.

21. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Тут стоят лыжи короткие и широкие для ходьбы по глубокому пушистому снегу, длинные и узкие для ГОНЧЕГО бега.

Как все женщины с живыми, подвижными лицами, Аня ДУРЕЛА, изучая себя в зеркало.

Борьба и КУЛАЧНЫЙ бой, особенно «стенка на стенку», были типичными приметами старинного русского быта

Я не буду в состоянии приходить в её дом, чтоб чувствовать вновь на себе НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЙ и недружелюбный взгляд её мамы.

Развитие корневой системы тесно связано с состоянием надземной части растения и фазами его развития.

22. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Я с собой привёз несколько книг ДУХОВОГО содержания.

Грызуны часто погибают из-за ИСТРЕБИТЕЛЬСКИХ наклонностей горностая.

Жужжало веретено в её ЛОВКИХ руках.

В сотый раз я объясняю тебе это правило. Какой же ты НЕПОНЯТЛИВЫЙ.

Двенадцатое апреля 1961 года- памятная дата в истории мировой космонавтики.

23. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Это была эпоха Пестеля и Муравьёва, университетов и лицеев, Пушкина и 1812 года, эпоха ГРАЖДАНСТВЕННОГО сознания и гражданственной мощи.

Свой путь ГРАЖДАНСКОГО служения Пушкин осознаёт как возвышенный и благородный.

Человек ты, видно, ЗАПАСЛИВЫЙ: вон у тебя добра сколько.

Люди, вышедшие наружу, сняли шапки, повинуясь какому-то ЕДИНСТВЕННОМУ порыву.

Героический поступок пожарного вскоре стал известен горожанам.

24. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Обратите внимание на этого ребенка: он памятный и сообразительный.

Развитие информационных технологий тесно связано с проблемой безопасности организаций и граждан.

Крестьяне обратились к губернатору с жалобою на нетерпимое обращение с ними своего барина, но жалоба не была удовлетворена.

Всю необходимую информацию вы найдете в кратком справочнике по статистике.

Длительное молчание в зале было прервано робкими аплодисментами зрителей.

25. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Покидали его последние силы: дрожь становилась всё реже, МЕРТВИЛИ глаза, на шее выступила испарина.

От счастья, от добрых слов, от песни МОЛОДЕЕМ душой.

ОПЕЧАТАЛИ дом его и приставили караул, на каждую дверь по два солдата.

Я так устал сегодня: РАЗДЕНЬ меня да уложи.

Очень необычно оформлен заглавный лист нового издания книги.

26. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль — роль приличной и благовоспитанной барышни.

Пропаганда среди солдат велась так ИСКУССТВЕННО, что офицеры не замечали в своём батальоне ничего подозрительного.

Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю! Что УГОДНО приказать, Водки или чаю?..»

На каком-то реальном факте эта легенда безусловно основывается: она слишком ФАНТАСТИЧНА, для того чтобы её можно было выдумать.

В каждом деле следует учитывать фактор времени

27. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Крестьянин взял оружие и стал ГРОЗОВЫМ партизаном, истребителем угнетателей.

Он скупал лес на сруб, давал деньги в рост, вообще был старик ОБОРОТЛИВЫЙ

Ещё одно ЗЕРНОВОЕ хозяйство вступило в строй.

Снег делается ЗЕРНИСТЫМ, ноздреватым, оседает и чернеет.

Несмотря на богатый жизненный опыт, мой брат всю жизнь оставался доверчивым человеком.

28. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Отец был изрублен в далёком районном селе, куда он отправился для ликвидации КУЛАЧНОГО бунта.

Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей.

Некоторые успехи сделала и ПРАКТИЧЕСКАЯ медицина при Иване Грозном.

Живая, свободная, бодрая мысль пытлива и властна; для ленивого, ПРАЗДНОГО ума она невыносима.

К военным у меня двойственное отношение: они храбры, но часто недальновидны.

29. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Честь считать себя ДИПЛОМАТОМ Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей.

Алёша считал себя в эту минуту большим ДИПЛОМАТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».

— Как? с НЕВЕЖЕЮ! чтобы я примирился с этим грубияном?

Основой ЭКОНОМИКИ Исландии является рыбный промысел и отчасти животноводство.

Глава комиссии – известный физик, действительный член Академии наук РФ.

30. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль — роль приличной и благовоспитанной барышни.

Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОСТНО рычал.

Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТНО.

— Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, — УГОДЛИВО сказал проводник.

Не верьте рекламе тех клиник, которые предлагают вам гарантированное излечение от всех болезней.

Нужно проявлять большую заботу к детям. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях

Объясните грамматические ошибки.

1. Он любил и увлекался чтением. (одно и то же)

3. Войдя в комнату, он осмотрел всех.

4. Дети одели панамы. (надели)

5. По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.(по завершении)

6. Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненави­сти к самовозвеличиванию и чванству. (к самовозвеличию)

7. Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание. (русских обычаев) ?

8. О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной

9. Поезд пришёл согласно расписанию.

10. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.

11. Я написала своей подруге, что очень скучаю за ней. (скучаю по ней)

12. Он в своих высказываниях недалёк к истине.

13. Весна в Ростове была ранняя.

14. Занятия шли согласно расписания. (согласно расписанию)

16. Своевременно оплачивайте за проезд. (оплачивайте проезд)

17. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на те­бя с высоты. (смотрящее)

18. Шекспир, Гоголь, Достоевский создавали не только типы челове­ка, но и типы эпохи.

19. Нужно проявлять большую заботу к детям. (заботу о детях)

20. Грустные мысли связаны с одиночеством, когда человек закрыва­ется в своём маленьком мирке и которому не с кем поговорить. (2-ое придаточное не может относиться одиночеству(при параллельном) и не может относиться к мирку (при последовательном))

21. Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чём упоминает даже Гомер в поэме «Одиссея».

22. Один из функциональных стилей, имеющий особую сферу приме­нения — искусство, называется художественным.

23. Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер по­вествования.

24. Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на Мамаев курган.

25. Учителя обратили внимание на проблемы начального образова­ния.

26. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

27. Будучи в Москве, я очень скучал за Таганрогом.(скучал по Таганрогу)

28.В журнале «Образовании» появились новые материалы о ЕГЭ. (в журнале «Образование»)

29.Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз. (неправильно образовано придаточное)

30.Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.

31.В журнале «Современник» печатаются современные публицисти­ческие произведения. (Современник — современные)

32. По окончанию школы я буду поступать в институт. (по окончании школы)

33. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает. (неправильно образовано придаточное)

34.Библиотека выдала восемьсот одну книгу.

35.Бабушка любила единственного внука и переживала за него.

36. Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали чи­тать классику.(факты говорят о том, что)

37. Летом я поеду до дедушки в деревню. (я поеду к дедушке)

38. С Ростова я вернулась поздним вечером. (из Ростова)

39. Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь.

40. Это был очевидный ему факт.

R Руководство Центрального и районных рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.

J Праздничное настроение создает весеннее солнце.

R Ровно в девять часов вечера прозвучали тридцать залпов праздничного салюта.

J Ищет модель для стрижки ученица парикмахера.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

J Мальчик мечтал стать геологом.

R В майские дни пресса всегда писали о победе над Германией.

J Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

R В нынешнем году в столице открылись несколько новых школ.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в согласовании допущены в предложениях:

R Больше я с тобой никогда не увидимся.

J Он поступил в больницу после вызова скорой помощи.

R Вы с братом сделаешь эту работу.

J Те, кто любит учиться, никогда не бывают праздными.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в согласовании допущены в предложениях:

R Мы вошли в комнату, оклеенной обоями.

R Целые два дня я готовился к экзамену.

R Однажды, выезжая со стадиона, нас остановили.

J Требуется мастер по кузовным работам.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в согласовании допущены в предложениях:

J Школа – это заведение, где дети учатся.

R Починив карандаш, он опять сломался.

R Молодежь охотно слушают современную музыку.

R Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

Тема 15. Нормы управления «Базовый уровень»

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

В словосочетаниях указать о необходимости, отметить о важности, остановиться об этом, иметь в виду об этом, изложить об этом допущена ошибка, которая называется…

J неправильный порядок слов

J неправильное согласование

R неправильное управление

J неправильное примыкание

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Управляемое слово стоит не в том падеже, которого требует главное слово, в предложениях:

R Студенты уделяют внимание на записи лекций.

J Не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

J Природа явилась нам, как родина, родина-мать обратилась в отечество.

R Согласно приказа ректора заведующая кафедры уехала в командировку.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

В предложениях Мы радуемся…, Мы преданы… зависимые слова нужно поставить в… падеже.

R дательном

J творительном

J родительном

J предложном

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Предлог из нужно употребить в словосочетаниях:

J выехать… завода

J вернуться… Урала

R приехать… Украины

R выйти… парка

R уйти… школы

R прийти… университета

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Производные предлоги согласно, вопреки, наперекор, благодаря управляют… падежом зависимого слова.

J творительным

J предложным

R дательным

J родительным

«Средний уровень»

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в выборе падежной формы существительного допущены в предложениях:

R Мы радуемся нашими успехами в учебе.

J Настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.

J Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

R Люди жили очень бедно, даже соль не имели в доме.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в выборе предлога и падежной формы существительного допущены в предложениях:

R Эти факты говорят за то, что студенты совсем не читают.

R Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.

J Очень скучаю по родителям.

J Каждый, кто был летом на севере, навсегда запомнит белые ночи.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в выборе предлога и падежной формы существительного допущены в предложениях:

R Поэт воспевает о любви и преданности Родине.

R Нужно проявлять большую заботу к детям и старикам.

J Хороший стиль кроется в сердце.

J Неправильное употребление слов влечёт за собою ошибки в области мысли.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Имена существительные возвращение, истечение (срока), прибытие, окончание, приезд и т.п. после предлога по должны стоять в… падеже.

J творительном

R предложном

J родительном

J дательном

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в управлении допущены в предложениях:

J Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.

R В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.

R По окончанию школы я могу поступать в любой вуз.

R Как складывалась Ваша жизнь по приезду сюда?

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

R Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой.

J Знания – такой багаж, который никогда не бывает лишним.

J Наша задача – заботиться об охране природы.

R Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в управлении допущены в предложениях:

R Оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

R Встречи, сбор материала вызывают интерес учащихся о прошлом города.

J Осенью тяжелые гроздья рябины покрывают деревца, гнут их ветки.

J Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в управлении допущены в предложениях:

R Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.

J Здесь будет город заложён назло надменному соседу.

R Молодые хоккеисты были разочарованы в результате игры.

J Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в управлении допущены в предложениях:

J Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

R На лыжном кроссе участвовали все студенты.

R Юноша думал о том, как с ним отнесется преподаватель.

J Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, благородству.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в управлении допущены в предложениях:

J Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.

J Нужно стремиться к высокому и подкреплять стремление упорной работой.

R Согласно приказа ректора мне продлили сессию.

R О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Ошибки в управлении допущены в предложениях:

R Уделите внимание на своё здоровье.

J Злоупотребление научным языком превращает в науку слов то, что должно быть наукой фактов.

J Чем меньше человек знает, тем меньше он сомневается.

    Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Предлог благодаря неуместен в предложениях:

R Прогулка не состоялась благодаря сильному дождю.

J Благодаря находчивости командира полк одержал победу.

J Благодаря помощи учителя я стал писать грамотно.

R Благодаря разливу реки переправа на другой берег невозможна.

1..Выбери правильный ответ.
Причастие – это:
А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопросы: какой? какая? какие?
Б) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
2. Отметь признаки глагола, характерные и для причастия:
А) род, Б) наклонение, В) падеж, Г) число, Д) спряжение, Е) вид, Ж) время.
3. Найдите словосочетание, где допущена ошибка в правописании окончания у причастия:
А) невидемого фронта; Б) движущимся поездом; Г) скачущую лошадь.
4. Отметьте предложения, в которых правильно выделен запятыми причастный оборот:
А) По краям дороги виднелись чахлые тополя, с посеревшими от пыли, листьями.
Б) Лагерь, размокший от моросящих дождей, казался пустынным.
В) Они казались старше нас, оставшихся здесь.
5. Отметьте словосочетания со страдательными причастиями:
А) небо, покрытое тучами; Б) почтальон, принёсший письмо;
В) учёный, открывший новый элемент; Г) письмо, написанное другом.
6. Отметьте суффиксы действительных причастий:
А) –ем- (-ом-); Б) –ущ- (-ющ-); В) –енн- (-ённ-); Г) –ащ- (-ящ-); Д) –вш- (-ш-); Е) –нн- ; Ж) –т-; З) –им- .
7. Выделите случаи слитного написания НЕ с причастиями:
А) (не)устанная работа; Б) ни с чем (не)сравнимый день;
В) (не)выспавшийся ребёнок; Г) луга (не) скошены,
Д) (не)греющее солнце.
8. Найди примеры, где допущены ошибки в правописании Н и НН в суффиксах причастий:
А) раненный боец; Б) застеклённая веранда; В) просеяная мука;
Г) варённое яйцо; Д) крашеные стены; Е) невязанная кофта.
9. Отметьте словосочетания, в которых перед Н или НН пишется буква Е (Ё): А) освещ…нные светом; Б) увенч…нный лаврами;
В) встревож…нный известием; Г) некраш…ный пол;
Д) усып…нный листьями.
10. Отметьте словосочетания, где не допущена ошибка в правописании букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий:
А) лишён таланта; Б) увлечённый делом; В) скрученной проволокой;
Г) потушен к утру.
11. Найти причастия, разобранные по составу неправильно:
А) нескошенные; Б) выращиваемая; Г) рассматриваемый; Д) пожелтевшие.
12. Отметьте слова, которые являются ПРИЧАСТИЯМИ:
А) потерянный; Б) зелёный; В) построить; Г) показанный; Д) услышаны

Укажите, в чем странность данной фразы: Это не имеет роли и не играет значения. Найдите

ошибки, докажите, с чем они связаны:

а) Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.

б) Поэт воспевает о преданности Родине.

в) Нужно проявлять большую заботу к детям.

1) Найдите словосочетание по его грамматическому значению — признак и причина его возникновения.

а) бегать трусцой
б) гулять по саду
в) красный то мороза
г) очень мягкий
2) В каком словосочетании допущена ошибка в управлении?
а) уверенность в себе
б) оплатить за проезд
в) скучаю по вам
г)обмен опытом
3) В каком словосочетании связь слов — управление?
а) одеться по-зимнему
б) распустившаяся сирень
в) череччур громкий
г) раздаваться в тишине
4) Какие словосочетания не являются синонимичными?
а) варенье из вишни — вишнёвое варенье
б) массив леса — лесной массив
в) читать выразительно — выразительное чтение
г) лучи солнца — солнечные лучи

Укажите местоимение, в котором допущена ошибка:

1)
А) нечего взять;
Б)не во что верить;
В)ни к чему не приспособлен;
Г) некому помочь;
Д) некоторые обстоятельства;
Е) некого винить;
Ж)нивкаких условиях;
З) ни кому не говорить;
И) ни о каких причинах.
2)
Укажи местоимение, в которых допущена ошибка:
А) к кому-то обратились
Б) ничто не пугало;
В) что нибудь интересное;
Г) кое в чем провинился;
Д) какому-либо человеку;
Е) не о чем не спрашивай;
Ж) какие-то люди;
З) в чьих-то руках;
И) чего-то не понял.
3)
Указать ошибки в характеристике местоимений:
А) любым событием (н.ф.-любой,определительное,в ед.ч.,средний.род.,Т.п.,является. Определением);
Б) в нескольких местах(н.ф-несколько, относительное; в пред.явл.определением)
В) у тех домов(н.ф-тот, указательное; в ед.ч., родительный. Падеж., явл. Определением).
4)
Укажи предложения, в которых допущены ошибки в употреблении местоимений.
А) у них нет надежды на спасение.
Б) об этом происшествии пришлось вновь вспомнить.
В) при первой встрече она протянула ее руку.
Г) их взгляды большинство присутствующих не разделяло
Д) у его были гости в этот день
5) укажите предложения, в которых допущена ошибка.
А) нечего мне здесь не нравилось
Б) не сколько спортсменов получили награды
В) не о ком во время путешествия они не вспоминали
Г) о каких-то фактах он даже не догадывался
Д) к не котором людям он относился с уважением
Помогите пж, очень буду благодарна:*^^

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении.

Ни высшие, ни средние классы не проявляли большого интереса к литературе и ещё меньше к наукам, и их занятия редко бывали возвышенными или интеллектуальными.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: завладевать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Это значит, что вам нужно проявлять больше интереса к реальности, к тому, что есть, вместо того чтобы жаловаться и мечтать, что всё могло бы быть иначе.

Видеоаппарат. Достоинства. Использует цвет, движение, возможность взглянуть на предмет с разных точек. К видеоизображению аудитория проявляет большой интерес .

Всё это время к восстановленному памятнику архитектуры и истории проявляли большой интерес члены оккультных обществ и откровенно сатанистских сект.

Ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики (например, моделирование из мелких деталей у мальчиков и плетение из бисера — у девочек); обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазанье); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т.

До реальной конфронтации в начале XVIII века регионы не проявляли большого интереса к литературе и языку друг друга, ни одна из сторон не прилагала больших усилий познакомиться с образом жизни другой.

Именно наследники старой украинской старшины начали проявлять большой интерес к истории родной земли — и с этого начался долгий украинский путь к независимости, закончившийся в 1991 году.

Это объясняется тем, что дети проявляют большой интерес к словам и языку в целом и поэтому не пропускают мимо любые «новшества» и стремятся сразу же употребить их в своей речи.

Этим объясняется то, что такие руководители довольно чувствительны (болезненно относятся) к неуважению и невниманию, проявляют большой интерес к символам статуса и власти, внешним признакам успеха и постоянно озабочены тем, какое впечатление они произведут на окружающих.

Сам император проявлял большой интерес к даосизму, но не в «философском» его варианте, а в тех разновидностях, которые со временем сложились и стали очень популярны среди широких народных слоёв — в сочетании с шаманизмом и магией.

Русский эмигрант, кроме занятий журналистикой и политической деятельностью, в тот период проявлял большой интерес к изобразительному искусству, бывал во многих картинных галереях, что позволяло ему готовить довольно профессиональные статьи о европейском искусстве для «Киевской мысли».

Социальные работники, занятые в сфере социальной политики и общественных организаций, проявляют большой интерес к проблемам социального законодательства, разработке социальных программ и действенной помощи представителям разных социальных групп через различные социальные службы.

Дети 3 лет проявляют большой интерес к предметному миру, поэтому многие подвижные игры основываются на действиях с предметом и на стремлении малыша получить данный предмет в руки.

На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием.

Нам известно о его существовании из записей царей и египетских правительственных чиновников, а они не проявляли большого интереса к записи информации о заморской торговле.

1. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.

2. Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.

3. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.

4. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.

5. А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

6. Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.

7. Поэт воспевает о преданности Родине.

8. Нужно проявлять большую заботу к детям.

9. Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.

10. Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой.

11. Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.

12. Юноша думал о том, как с ним отнесутся в новой школе.

13. На лыжном кроссе участвовал весь класс.

14. Из-за далеких стран прилетели пернатые друзья.

15. О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

16. Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

17. Этому учеников воспитывали в школе.

18. Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

19. Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается о жизни деревни,

20. Читатель просит объяснить о роли литературы.

Поставьте существительное в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.

1. Удивляться (способности).

3. Примириться (недостатки).

4. Приветствовать (победители).

5. Поздравить (удача).

6. Встретиться (герой).

7. Уклониться (ответ).

8. Убедиться (правота).

9. Восхищаться (живопись).

10. Вовлечь (работа).

Вставьте подходящие предлоги; слова в скобках поставьте в нужную форму.

1. … (находчивость) командира полк одержал победу.

2. … (разлив) реки переправа на другой берег не состоялась.

3. Зимой… (сильные холода) занятия в школах были прерваны на несколько дней.

4. Прогулка не состоялась… (сильный дождь).

5. … (совет) учителя стенгазета стала интереснее.

6. … (ожидание) рыба ловилась хорошо.

7. Принимайте лекарства… (предписание врача).

8. … (ожидания) наша сборная не заняла призовое место.

9. Первая очередь жилых домов была сдана в эксплуатацию… (график).

10. Влажную уборку помещений следует проводить ежедневно… (приказ директора).

Найдите предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

2. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.

3. Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.

4. Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.

5. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

6. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.

7. Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.

8. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.

10. Путешествуя, я всегда веду дневник.

11. Отдохнув, мысли лучше идут на ум.

12. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив.

13. Войдя в трамвай, я села на свободное место:

14. Починив карандаш, он опять сломался.

15. Отдохнув немного, я стал думать о новом маршруте.

Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.

А. Нарушен порядок слов.

Б. Допущен пропуск необходимых слов.

В. Неверно преобразована прямая речь в косвенную.

Г. Допущено нанизывание придаточных предложений.

Д. Нарушено согласование.

1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

4. Школа — это где учатся дети.

5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

Исправьте ошибки в сложных предложениях.

1. Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

2. Из-за несчастий народа страдает духовенство — они не могут брать последнюю копейку у бедняков..

3. Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.

4. Правду говорят, что у русского крестьянина широкая, безграничная душа, — они работают не покладая рук, пьют до полусмерти.

5. Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

ТЕСТЫ ОБЩИХ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки. А. Орфоэпический. Б. Лексический. В. Морфологический. Г. Синтаксический.

1. Жалко этого животного.

2. По выходным я со своим классом гуляем, ходим в кино.

3. Вдруг послышались крики, свисты и топоты.

4. В завершении обоих дней этого мероприятия — концерт для детей.

5. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.

6. Я был весь сырой от дождя.

7. Молодые были счастливы, взволнованные.

8. Никак не могу преодолеть языковый барьер.

9. В этом деле положительную роль имеет решение всего класса.

10. Каждый из нас не прочь бы был развлечься, покатаясь на санках, лыжах, коньках.

77. Выберите а) равноправные варианты, б) семантические варианты, в) стилистические варианты, г) нормативно-хронологические варианты.

1. Низовий — низовьев.

2. Дверями — дверьми.

3. Бегемот — гиппопотам.

4. Колени — колена.

6. Машут — махают.

7. Ржаветь — ржаветь.

8. Выстави — выставь.

9. Занавесь — занавес.

10. Жираф — жирафа.

11. Кре дит- креди т.

12. Фальшивый — искусственный.

13. Токи — тока.

14. Слыть весельчаком — слыть за весельчака.

15. Сейчас — ныне.

16. Лингвистика — языкознание.

17. Томы — тома.

18. Фле йтовый — флейто вый.

19. В лесу — в лесе.

20. Движет — двигает.

21. Де вичий — деви чий.

22. Кондуктор — кондукторша

23. Выпить морса — выпить морсу.

24. Пропуски — пропуска.

25. При кус — прику с.

26. Искусствен — искусственен.

27. Голова — башка.

28. И скра — искра .

29. Лошадями — лошадьми.

30. Видел — видал.

31. Георгин — георгина.

32. Ра курс — раку рс.

33. Командирский приказ — приказ командира.

34. Директоры — директора.

35. Лагери — лагеря.

36. Левая рука — шуйца.

37. Вор — тать.

38. Пролонгировать — продлить.

39. В саду — в саде.

40. Языки — язы ки.

78. Классифицируйте предлагаемые варианты, определив их вид и языковой уровень.

I . Орфоэпический.

II. Лексический.

III. Морфологический.

IV. Синтаксический.

А. Равноправные.

Б. Семантические.

В. Стилистические.

Г. Нормативно-хронологические.

1. И рис — ири с.

2. Учители — учителя.

3 Глаза — очи.

4. Соболи — соболя.

5. Зал — зала.

6. Ржа веть — ржаве ть.

7. Гулять вечерами — гулять по вечерам.

8. Ко мпас — компа с.

9. Лоб — чело.

10. Укра инский — украи нский.

79. Исправьте ошибки в предложениях. Отметьте предложения, где а) неверно выбрана форма деепричастия, б) допущено смешение прямой речи и косвенной.

1. Проходив по коридору, Дефорж почувствовал, что его вталкивают в комнату.

2. Приехав в Юрмалу, нам очень понравился пляж.

3. Отправившись на прогулку, с нами произошло приключение.

4. Приехав в город, было еще темно.

5. Отвечая на вопросы, уже получается текст.

6. Проводник говорил, что давайте вернемся назад.

7. Девочка ответила маме, что я никуда не поеду.

8. Сын заявил, что я не могу учиться, когда отечество в опасности.

9. Оказавшись в темноте, на мальчика подуло ветром.

10. Поднявшись на гору, перед туристами открылись живописные окрестности.

А. Плеоназм.

Б. Употребление слова в несвойственном ему значении.

Г. Орфоэпическая ошибка.

Д. Смешение паронимов.

1. Дубровский знал, какой смертной опасности он подвергается.

2. Его первый дебют был удачным.

3. Еще учась в школе, он уже вращался со студентами.

4. Лицо мамы скрывал густой вуаль.

5. Наши мастера установят жа люзи любых размеров.

Исправьте ошибки в предложениях. Определите тип обнаруженных вами ошибок.

А. Использование просторечия.

Б. Нарушение орфоэпической нормы.

В. Ошибка в определении рода существительного.

Г. Ошибка в употреблении местоимения.

Д. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Для поиска нужной литературы пользуйтесь каталогом.

2. Валентин обрывает связи с друзьями.

3. Одноклассница позвала нас к ней.

4. Я предъявил оплоченный чек.

5. Я долго греб веслами, отчего на руке появился мо-золь.

Исправьте ошибки в предложениях. Определите тип обнаруженных вами ошибок.

А. Использование жаргонизмов.

Б. Нарушение лексической сочетаемости.

В. Ошибка в образовании падежной формы.

Тесты на знание содержания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (12 – 15 гл.)

1 вариант

  1. Назовите имя базаровского ученика. «Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: какимто коротким, деревянным смехом.»

  2. «Кстати, Евгений Васильевич, вам непременно надобно сходить к одной здешней даме, которая совершенно в состоянии понять вас и для которой ваше посещение будет настоящим праздником; вы, я думаю, слыхали о ней?» Назовите имя этой дамы.

  3. С кем танцевала она на балу у губернатора?

  4. «…увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза изпод немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какоюто ласковой и мягкой силой веяло от ее лица» Назовите полное имя этой женщины.

  5. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа…» Кто о ком?

  6. «Если вы, господа, не боитесь скуки, приезжайте ко мне в …» Как называется имение, куда приглашают Кирсанова и Базарова?

  7. О ком говорят герои? «А всетаки она прелесть, – промолвил Аркадий.

– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров, – хоть сейчас в анатомический театр».

  1. Вставьте нужное слово вместо точек. «Поздравь меня, – воскликнул вдруг Базаров, – сегодня двадцать второе июня,…. Посмотрим, както он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, – прибавил он, понизив голос. – Ну, подождут, что за важность!»

  2. Кто это? «…известный красавец, аферист и игрок, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям»

  3. Что изменило судьбу старшей дочери?

  4. Кто это? «Она свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила.»

  5. О ком идёт речь? «… он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова»

  6. Кто говорит? «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.»

  7. Кто это? «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»

  8. Кто это? «Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждой стороне груди носил по звезде. Одна, правда, была иностранная, из плохоньких»

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (12 – 15 гл.)

2 вариант

  1. Кто говорит? «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.»

  2. Кто это? «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»

  3. Кто это? «Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждой стороне груди носил по звезде. Одна, правда, была иностранная, из плохоньких»

  4. Кто это? «Она свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила.»

  5. О ком идёт речь? «… он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова»

  6. Вставьте нужное слово вместо точек. «Поздравь меня, – воскликнул вдруг Базаров, – сегодня двадцать второе июня,…. Посмотрим, както он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, – прибавил он, понизив голос. – Ну, подождут, что за важность!»

  7. Кто это? «…известный красавец, аферист и игрок, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям»

  8. Что изменило судьбу старшей дочери?

  9. О ком говорят герои? «А всетаки она прелесть, – промолвил Аркадий.

– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров, – хоть сейчас в анатомический театр».

  1. Вставьте нужное слово вместо точек. «Поздравь меня, – воскликнул вдруг Базаров, – сегодня двадцать второе июня,…. Посмотрим, както он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, – прибавил он, понизив голос. – Ну, подождут, что за важность!»

  2. Назовите имя базаровского ученика. «Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: какимто коротким, деревянным смехом.»

  3. «Кстати, Евгений Васильевич, вам непременно надобно сходить к одной здешней даме, которая совершенно в состоянии понять вас и для которой ваше посещение будет настоящим праздником; вы, я думаю, слыхали о ней?» Назовите имя этой дамы.

  4. С кем танцевала она на балу у губернатора?

  5. «…увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза изпод немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какоюто ласковой и мягкой силой веяло от ее лица» Назовите полное имя этой женщины.

  6. «Если вы, господа, не боитесь скуки, приезжайте ко мне в …» Как называется имение, куда приглашают Кирсанова и Базарова?

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (12 – 15 гл.)

3 вариант

  1. Вставьте нужное слово вместо точек. «Поздравь меня, – воскликнул вдруг Базаров, – сегодня двадцать второе июня,…. Посмотрим, както он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, – прибавил он, понизив голос. – Ну, подождут, что за важность!»

  2. Кто это? «…известный красавец, аферист и игрок, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям»

  3. Что изменило судьбу старшей дочери?

  4. Кто это? «Она свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила.»

  5. О ком идёт речь? «… он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова»

  6. Кто говорит? «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.»

  7. Кто это? «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»

  8. Кто это? «Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждой стороне груди носил по звезде. Одна, правда, была иностранная, из плохоньких»

  9. Назовите имя базаровского ученика. «Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: какимто коротким, деревянным смехом.»

  10. «Кстати, Евгений Васильевич, вам непременно надобно сходить к одной здешней даме, которая совершенно в состоянии понять вас и для которой ваше посещение будет настоящим праздником; вы, я думаю, слыхали о ней?» Назовите имя этой дамы.

  11. С кем танцевала она на балу у губернатора?

  12. «…увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза изпод немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какоюто ласковой и мягкой силой веяло от ее лица» Назовите полное имя этой женщины.

  13. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа…» Кто о ком?

  14. «Если вы, господа, не боитесь скуки, приезжайте ко мне в …» Как называется имение, куда приглашают Кирсанова и Базарова?

  15. О ком говорят герои? «А всетаки она прелесть, – промолвил Аркадий.

– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров, – хоть сейчас в анатомический театр».

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (12 – 15 гл.)

  1. вариант

  1. О ком говорят герои? «А всетаки она прелесть, – промолвил Аркадий.

– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров, – хоть сейчас в анатомический театр».

  1. Назовите имя базаровского ученика. «Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: какимто коротким, деревянным смехом.»

  2. «Кстати, Евгений Васильевич, вам непременно надобно сходить к одной здешней даме, которая совершенно в состоянии понять вас и для которой ваше посещение будет настоящим праздником; вы, я думаю, слыхали о ней?» Назовите имя этой дамы.

  3. С кем танцевала она на балу у губернатора?

  4. «…увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза изпод немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какоюто ласковой и мягкой силой веяло от ее лица» Назовите полное имя этой женщины.

  5. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа…» Кто о ком?

  6. «Если вы, господа, не боитесь скуки, приезжайте ко мне в …» Как называется имение, куда приглашают Кирсанова и Базарова?

  7. Вставьте нужное слово вместо точек. «Поздравь меня, – воскликнул вдруг Базаров, – сегодня двадцать второе июня,…. Посмотрим, както он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, – прибавил он, понизив голос. – Ну, подождут, что за важность!»

  8. Кто это? «…известный красавец, аферист и игрок, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям»

  9. Что изменило судьбу старшей дочери?

  10. Кто это? «Она свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила.»

  11. О ком идёт речь? «… он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова»

  12. Кто говорит? «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.»

  13. Кто это? «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»

  14. Кто это? «Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждой стороне груди носил по звезде. Одна, правда, была иностранная, из плохоньких»

1. Как зовут барина «лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах», который 20 мая 1859 года вышел «без шапки на низкое крылечко постоялого двора»? а) Павел Петрович;
б) Николай Петрович;
в) Иван Иванович;
г) Павел Иванович.
2. Чей отец был «боевой генерал1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль»? а) Николая Петровича;
б) Аркадия;
в) Евгения Базарова;
г) Фенечки.
3. Кто «успел ещё при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского < … > миловидную и, как говорится, развитую девицу»? а) Павел Петрович;
б) Евгений Базаров;
в) Николай Петрович;
г) Аркадий.
4. Что случилось с женой Николая Петровича?
а) она сбежала от мужа с офицером;
б) она умерла; в) она уехала на лечение за границу и не вернулась. 5. Кого встречал Николай Петрович?
а) брата;
б) сына;
в) друга.
6. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», у которого была красная обнажённая рука. Кто это? а) Аркадий;
б) Павел Петрович;
в) Николай Петрович;
г) Евгений Базаров.
7. О чём Николай Петрович с чувством огромной неловкости сообщает сыну?
а) о то, что сменил приказчика;
б) о том, что поместил в барском доме Фенечку;
в) о том, что мужики не хотят платить оброк.
8. Как называлось поместье Кирсановых?
а) Обломовка;
б) Захарьино;
в) Марьино;
г) Соколово.
9. » На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое < … > являло следы красоты замечательной: особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза» Кто это?
а) Николай Петрович;
б) Аркадий;
в) Евгений Базаров;
г) Павел Петрович.
10. Кто Павлу Петровичу «руки не подал и даже положил её обратно в карман»?
а) Николай Петрович;
б) Аркадий;
в) Евгений Базаров;
г) Павел Петрович.
11. О ком Базаров сказал Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя! Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай».
а) Николай Петрович;
б) Павел Петрович;
в) Василий Иванович.
12. О чём попросил «дохтур» Базаров местных мальчишек?
а) нарвать ягоды;
б)наловить лягушек;
в) перенести чемодан;
г) не шуметь. 13. Как отнёсся Аркадий к тому, что отец любит Фенечку?
а) считает, что «сын отцу не судья»;
б) недоволен; в) равнодушен. 14. Аркадий рассказал Павлу Петровичу, что Базаров
а) социалист;
б) троцкист;
в) нигилист;
г) артист.
15. Аркадий объяснил отцу и дяде, что нигилист — это человек, который
а) ко всему относится с критической точки речи;
б) ничего не признаёт;
в) никого не уважает. 16. «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок, в мешке шевелилось что-то живое «. Кто это?
а) Николай Петрович;
б) Аркадий;
в) Евгений Базаров;
г) Павел Петрович.
17. Кто произнёс эти слова: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»?
а) Николай Петрович;
б) Аркадий;
в) Евгений Базаров;
г) Павел Петрович.
18. Чьи «самолюбие, львиные привычки, фатство» раздражают Евгения Базарова?
а) Аркадия;
б) Николая Петровича; в) Павла Петровича. 19. Кто рассказал Евгению Базарову историю Павла Петровича Кирсанова?
а) Аркадий;
б) Николай Петрович;
в) Фенечка. 20. Кто «разбил сердце» Павла Петровича?
а) княгиня Р.;
б) графиня Н.; в) купчиха М. 21. «Каждый человек сам себя воспитать должен». Чьи слова?
а) Аркадия;
б) Николая Петровича;
в) Евгения Базарова; в) Павла Петровича.