Эффект обратный дежавю

7 странных психических явлений, свойственных всем нам

Невероятные факты

Наша психика – удивительна, и большая ее часть до сих пор остается загадкой.

Хотя наука может объяснить некоторые странные явления, она не может дать ответ, откуда они появились.

Многие из этих психологических явлений знакомы всем нам.

Например, у всех нас встречается чувство, будто то, что мы делаем или говорим, уже когда-то происходило.

Вот эти и другие примеры загадочных и непонятых явлений нашей психики.

1. Эффект дежавю

Дежавю («уже виденное») – это состояние уверенности, что вы испытывали или видели новую ситуацию раньше. Вы чувствуете, будто событие уже произошло или повторяется.

Как правило, это состояние сопровождается сильным чувством, что это «хорошо знакомо», но к тому же странно и немного сверхъестественно.

Прошлый опыт обычно приписывают снам, но иногда возникает сильное ощущение, что это действительно происходило в прошлом.

Существует также разные формы дежавю, такие как:

2. Дежа веку (Déjà Vécu) — уже пережитое

Дежа веку – это то, что большинство людей испытывают, когда они переживают дежавю. В то время, как дежавю – это ощущение, что вы видели что-то раньше, дежа веку – это состояние, что вы видели это событие раньше, но более детально, что вы узнаете запахи и звуки.

Это часто сопровождается сильным чувством, будто вы знаете, что произойдет дальше.

3. Дежа визите (Déjà Visité)- уже посещенное

Дежа визите — это менее распространенное явление, и при котором возникает необъяснимое знание нового места.

Например, вы можете знать маршрут в новом городе, несмотря на то, что никогда там не были и знаете, что не могли никак получить эти знания.

Дежа визите касается пространства и географии, в то время как дежа веку связано с временными событиями.

4. Дежа сенти (Déjà Senti) – уже прочувствованное

Дежа сенти – это явление чего-то, что вы уже чувствовали. Это психическое явление, которое редко остается в памяти. Воспоминание обычно возникает при звуке голоса другого человека, озвученных мыслях или чтении.

В отличие от других видов дежавю, при дежа сенти не возникает тень чего-то паранормального или неестественного.

Читайте также: 10 самых странных психических расстройств

Почему возникает дежавю?

Существует несколько теорий, касающихся того, почему возникает эффект дежавю.

Память

Некоторые психологи считают, что дежавю — это реакция системы памяти, когда она встречается с вещами со множеством знакомых объектов, но устроенных немного по-другому. Например, вы находитесь в ресторане, который очень похож на тот, где вы были раньше.

Неврологическая

Ученые предполагают, что дежавю – это временная дезориентация гиппокампа – части мозга, ответственной за ощущение направления и формирование новых воспоминаний.

Внимание

То, что мы воспринимаем подсознательно, может влиять на принятие решений. Изображение, которое промелькнуло у нас перед глазами, но которое мы не разглядели, может позже оказаться знакомым.

Например, вы взглянули на витрину, когда думали, как перейти улицу, но не рассмотрели содержимое витрины. Позже, когда вы взглянете на нее внимательно, у вас может возникнуть дежавю.

Эпилепсия

Дежавю также ассоциируется с эпилепсией. Так одна женщина, которая в течение 20 лет постоянно испытывала дежавю, выяснила, что у нее эпилепсия.

Стресс

Человек, испытывающий стресс или тревогу, чаще испытывает дежавю.

5. Жамевю (Jamais Vu) –никогда не виденное

Жамевю (Jamais Vu) – это состояние, противоположное дежавю, и описывает знакомую ситуацию, которую вы не узнаете.

Человек не узнает ситуацию, хотя знает, что был здесь раньше. Вы можете внезапно не узнать другого человека, слово или место, которое знаете.

Во время одного исследования ученые попросили 92-х добровольцев написать слово «дверь» 30 раз за 1 минуту. В результате 68 процентов участников испытали симптомы жамевю, то есть они начали сомневаться, что слово «дверь» было реальным. Это возможно указывает на то, что явление жамевю является симптомом усталости мозга.

6. Пресквю (Presque Vu) — вертится на языке

Пресквю — это ощущение «на кончике языка», то есть сильное чувство, что вы вот-вот испытаете прозрение, хотя это редко происходит.

Ощущение пресквю бывает очень отвлекающим и навязчивым. Человек часто помнит одну или несколько характеристик забытого слова, например, первую букву, но чувствуют легкое мучение при поиске слова и ощущение облегчения, когда слово возникает в уме.

7. Лестничный ум (L’esprit de l’Escalier)

Лестничный ум или остроумие на лестнице – это состояние, когда вы находите умное решение или ответ, когда уже слишком поздно.

Это может быть ответный выпад на оскорбление, остроумная реплика, которая приходит на ум, когда уже становится бесполезной. Вы будто «находитесь на лестнице, уходя со сцены».

В немецком языке используется слово «treppenwitz», которое выражает ту же идею, но в современном языке оно относится к событиям или фактам, которые противоречат своей основе или контексту. В русском языке используется фраза «задним умом крепок».

Что такое дежавю, прескевю, жамевю

Иду туда, не знаю куда,
чувствую то, не знаю что…

Каждый день мы переживаем множество эмоций и чувств, которые были вызваны внешними или внутренними факторами. Их происхождение всегда понятно, ведь существует определенная, известная нам, причина, благодаря которой мы пережили то или иное состояние. Совсем по-другому дело обстоит с необычными и загадочными проявлениями психики. Порой, пережив такое, мы даже не догадываемся, по незнанию, что подобные, довольно распространенные «шутки» нашего мозга, имеют свое конкретное название. И это вполне естественно, ведь не каждому интересно читать учебники или статьи по психологии, но, тем не менее, существуют очень занимательные аспекты человеческой психологии, один из которых — познание самого себя, своих желаний и устремлений.

Дежавю, жамевю, прескевю — что это такое?

Слышали ли вы когда-нибудь о дежавю, жемавю и прескевю? И если слышали, то знает ли наверняка их природу? Попробуем в этом разобраться.
Дежавю – самое распространенное состояние из трех названных. Дежавю — это когда какая-нибудь жизненная ситуация, географическое место, пейзаж кажутся нам до боли знакомыми, хотя на самом деле мы уверены, что все происходит впервые. Многие связывают это не просто с прошлым, а с тем далеким временем, в котором, по их мнению, они были другими личностями, но забыли об этом, а состояние дежавю — это та мизерная часть воспоминаний, что всплывает в нашем подсознании. Но, скорее всего, дело в другом: часть человеческого мозга отвечает за распознавание схожих ситуаций, и когда происходит сбой в этой системе распознавания, мы получаем эффект дежавю.
Жамевю встречается реже и в основном у людей с нарушенной психикой, страдающих эпилепсией, старческим психозом, шизофренией. Жамевю полностью противоположно дежавю. То есть, человек не узнает знакомые вещи. Наступает данное состояние мгновенно, то есть, разговаривая со знакомым, можно внезапно забыть его. Как будто все воспоминания о нем внезапно стираются из памяти.
Прескевю. Это явление также называют «на кончике языка». Состояние очень раздражающее, при котором не получается вспомнить определенное слово. При этом кажется, что вот-вот удастся это сделать, и в голове всплывают образы, связанные с нужным названием или именем. Порой это выливается в болезненные реакции, наблюдается спад настроения, усиливается зацикленность на желании во что бы то ни стало заставить память работать.

uCrazy.ru

Любой представитель офисного планктона, типа меня знает, что есть интернет и умеет читать в нём всякие приколы и смотреть картинки. Где-то с год назад я, тогда ещё программер, сидел в этом самом интернете и выискивал новые способы подрачить. Ну, интересно. И новой практики ради. В основном, это были разные технологические приёмы, для которых требовалилось дополнительное оборудование типа колбас, подушек, арбузов, скотча, масла, микроволновки и прочих труднодоступных в офисном туалете предметов. Я уже начал скучать, как наткнулся на способ «Незнакомка»
Незнакомка. Суть способа проста: отсиживаешь себе руку, она немеет, а потом ей дрочишь и получается, что тебе дрочит сторонний человек, в моём случае это была японочка в школьной форме с большой упругой грудью и огромными глазами. Не знаю, как вы себе это представите, у меня отлично получается — дрочит она мне, дрочит, шепчет что-то там мне в ушко по японски, трётся своми японскими сосками об меня и когда я кончаю, она красиво так изгибается, вокруг молнии и её кромкий японский возглас: «Я несу возмездие во имя луны и не *бёт!»
Чёрт, тяжёло писать. Ну, ладно. Прочитал я про этот способ и решил тут же его опробовать. Сел на руку прямо в кабинете, подсунув её под задницу и сижу. Жду, пока онемеет. Думаю, минут пятнадцать хватит. Посидел. Руку достал, потыкал авторучкой — не онемела. Значит надо ещё посидеть. Сижу на руке дальше. Вдруг какая-то бл*дь в аську стучится. Я на автомате полуотсиженой рукой за мышку хвать, а рука то не чувствует ничего! Отсидел! Надо бежать дрочить! Сейлормун, все дела!
Но мигает окно аськи. Тут встала дилема — прочитать сообщение или бежать в туалет? Ответственность взяла вверх и я щёлкнул по мигающему письму. А там, естественно, п*дарас-заказчик с пятью абзацами нудятины. Вот честно, если бы не онемевшая рука, нах*й бы послал, а тогда лишь прошипел в монитор, схватил левой рукой за запястье правой и помчался в туалет. Надо было мне тогда задуматься, кстати, как это выглядело для моих коллег.
Прибегаю — обе кабинки заняты. бл*ть, чуть не взвыл тогда — рука оживает, незнакомка уходит и образ японочки растворяется. Что делать? Подоконники маленькие — х*й сядешь, как руку дальше неметь — без понятия. Попробовал её на стену опереть, а второй прижать — не эффективно. Сел на пол, руку под жопу — работает, но со стороны выглядит не очень. Я и так на работе слыл, мягко говоря, чудаковатым, а уж если меня в туалете застанут сидящим на полу на руке — сдадут по-любому в психушку. Не вариант, короче.
Решил просто, нагнулся, рукой в пол упёрся и ногами на неё наступил. А она как стала неметь! Вес то у меня не маленький, придавил ого-го! Радоюсь своей находчивости, стою, жду, пока кабинка освободится. Стою раком, естесственно, жопой в сторону кабинок, смотрю между ног. И только я осознал, как это выглядит со стороны кабинки, как внутри слышится смыв унитаза, открывается дверь и, как вы уже догадались, в моём поле зрения появляется перевёрнутый вверх ногами генеральный.
Он боком вышел из туалета, косясь на меня, а я проводил его взглядом. Когда он вышел, я произнёс что-то вроде: «идущие в туалет приветствуют тебя», похихикал, зашёл в кабинку и знатно подрочил незнакомкой.

Эффект незнакомцев

«Эффект незнакомцев»
Всё в этом мире давно известно, открыто и изучено. Но каждый человек для себя всё переоткрывает заново, и это случается не только с детьми, когда они появляются на свет и впервые видят небо, Солнце, звезды, учатся ходить и говорить.
Вот уже совсем взрослый сын, Дмитрий, уехал учиться и радостно звонит: «Я открыл закон вареников! Они прилипают к донышку кастрюли, если их не перемешивать при варке». Я в ответ лишь улыбаюсь, а через несколько дней: «Я открыл обобщенный закон пельмеников и вареников! Они тоже прилипают».
Кто не сталкивался в жизни с забавными случаями, путая малознакомых людей, а потом, знакомясь с ними ближе, удивлялся, насколько они разные, и как можно было этого не замечать?
Если кто-то изучал матанализ, то возможно, тоже обращал внимание как похожи леммы, теоремы и зачем их такое количество одинаковых, и лишь потом всё встает на свои места, когда начинаешь понимать, что каждая теорема о чем-то своём.
«Эффект незнакомцев» — чем меньше мы знаем это, тем больше оно похоже на что-то, и чем больше узнаем, тем больше видим отличий, — вот такое маленькое открытие я сделала в очередной раз листая гербарии собранных в нашем лесу растений.
Еще в прошлом году я искала в лесу какую-то траву, не замечая, что она вся разная, нет, я конечно замечала, что это что-то высокое, это колючее, это пахнет интересно, а это липнет, но уже сейчас я вижу, что не все желтые цветы — лютики, а фиолетовые — не обязательно шалфей, и даже клевер, оказывается, на наших лугах растет разный.
«Эффект незнакомцев» продолжает работать и здесь, превращаясь постепенно в «Эффект знакомцев».
_______________________________________
На фото (23.07.2015) Вербейник обыкновенный, растущий в нашем лесу.
_______________________________________
«Любопытна этимология латинского родового названия вербейников (Lysimachia vulgaris L). Оно дано по имени военачальника и телохранителя Александра Македонского, впоследствии правителя Македонской Фракии Лисимаха (род. ок. 360 г. до н.э.), который, по Плинию, нашёл это растение.
Можно прочитать о Вербейнике обыкновенном http://www.plantarium.ru/page/view/item/23545.html

Бывало ли у вас, например, такое: вы узнавали новое слово на иностранном языке и оно тут же начинало попадаться вам в самых разных текстах? Или такое: после прочтения статьи о чем-либо новом для вас вы понимали, что эта тема поднимается буквально везде? Что это – совпадение? Скорее, феномен Баадера – Майнхоф.

Что такое феномен Баадера – Майнхоф?

Феномен Баадера – Майнхоф, он же иллюзия частотности, – это когнитивная ошибка, касающаяся восприятия информации. Под информацией в данном случае понимается все что угодно, о чем вы можете узнать: сведения о чем-либо, факты, слова на иностранном языке, сюжет из жизни/сериала и т.д.

Итак, рассматриваемый феномен заключается в следующем: <если вы узнаете что-либо новое и эта информация встречается вам где-либо еще через непродолжительное время, то вам начинает казаться, что она в принципе используется очень часто. Есть и немного другая интерпретация: когда вы узнаете что-то новое, то в скором времени начинаете сталкиваться с этими сведениями в совершенно разных ситуациях и в разных источниках. Описывая свои ощущения, некоторые даже используют формулировку, будто новая информация их преследует.

Нечто похожее происходит, скажем, когда девушка хочет купить новые сапоги – и замечает на улице, в магазине, в журналах множество прекрасных моделей. Кажется, они везде! Так и с феноменом Баадера – Майнхоф. Новое слово, которое вы узнали (неважно, на родном языке или иностранном), начинает встречаться на каждом шагу. А может, друг рассказал вам о стоящей перед ним моральной дилемме? И тут вы видите, что фактически этот же вопрос поднимается в сериале, который вы смотрите, и в книге, и в статье в ежедневной газете, да и на работе говорят о чем-то похожем…

Почему так происходит?

Данный эффект говорит об избирательности нашего внимания и восприятия. Если не брать во внимание какие-либо

сенсации или темы, которые действительно освещаются сразу во всех новостях (а такие случаи этим феноменом не описываются), то средняя частотность использования той или иной информации не меняется от того, когда мы о ней узнали и узнали ли вообще. Однако нам так не кажется. Почему?

Одно из самых простых и логичных объяснений феномена Баадера – Майнхоф: наш мозг пытается понять, какая информация нужна и существенна, а какая нет. Каждый день мы сталкиваемся с множеством новых сведений, но далеко не все из них достойны запоминания. Мозг должен решить, что из всего этого обилия может пригодиться в дальнейшем. И здесь действует такая логика: если мы встречаемся с одними и теми же сведениями несколько раз, скорее всего, они важнее тех, с которыми мы столкнулись лишь единожды. Поэтому повторение в течение непродолжительного времени становится сигналом к тому, что информация может пригодится в будущем и ее не стоит сразу отбрасывать.
Именно поэтому на подсознательном уровне мы активно ищем вокруг шаблоны, паттерны, совпадения. А когда находим – заостряем на них внимание, как бы говоря себе: это важно. Феномен Баадера – Майнхоф дополнительно увеличивает ценность информации в наших глазах и заставляет еще раз обратить на нее внимание, переосмыслить ее.

Если же повторения нет, это не значит, что мы не запомним новые сведения. Это значит лишь то, что нам не будет казаться, будто они нас окружают.

Происхождение названия

Название когнитивных ошибок и других явлений часто связано с именами теми, кто их открыл или исследовал. Но в случае с феноменом Баадера – Майнхоф ситуация иная. Он носит имена Андреасе Баадере (Berndt Andreas Baader) и Ульрике Майнхоф (Ulrike Marie Meinhof) – это лидеры Фракции Красной Армии (террористической организации в ФРГ и Западном Берлине, функционировавшей в 1968-1988 годах). Считается, что такое название данному феномену было дано с легкой руки читателя газеты St. Paul Pioneer Press в городе Сен-Пол (США). В комментарии к одной из публикации читатель отметил, что за сутки дважды столкнулся с описанием данных лидеров.

Использование феномена Баадера – Майнхоф

Феномен Баадера – Майнхоф используется специалистами из сферы маркетинга, рекламы, пиара и других

областей. Например, если в течение довольно короткого времени и посредством разных источников рассказать покупателям о новинке, акции и т.д., то они будут считать, что об данном товаре/предложении говорят все, а это наверняка подстегнет интерес аудитории.

Также иллюзия частотности применяется для вывода тех или иных тем в топ информационных обсуждений, для привлечения широкого внимания к какому-либо лицу или событию. При использовании этого феномена самое важное – заставить нас «правильно» встретиться с необходимыми сведениями: несколько раз, из разных источников и в течение непродолжительного времени.

Прочитайте и о других интересных ошибках восприятия:

  • эффект Даннинга – Крюгера – почему профессионалы занижают свой уровень знаний, а некомпетентные люди – завышают;
  • фундаментальная ошибка атрибуции – почему свои промахи мы обуславливаем обстоятельствами, а чужие – недостатками самого человека;
  • эффект Барнума – почему гадалки знают все о вашем прошлом и о вашем характере;
  • систематическая ошибка выжившего – почему вместо историй успеха надо читать истории неудач.

Тэги:Интересное о нас, Основные термины, Теория

Феномен Баадера-Майнхоф

Демотиватор обыгрывает применимость явления к самому себеНеобычные русские слова. Феномен Баадера-Майнхоф

Феномен Баадера-Майнхоф (Baader-Meinhof phenomenon; frequency illusion/частотная иллюзия) — искажение человеческого мышления, заключающееся в том, что после того, как человек приобрел некую новую информацию, она, как ему кажется, начинает появляться повсюду.

Название феномена придумал комментатор дискуссионной площадки St. Paul Pioneer Press в 1994 году, услышавший имя двух одних и тех же ультралевых немецких террористов в течение 24 часов. Позднее его исследовал профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики.

Иллюзия заключается в том, что, после того, как человек услышал о какой-либо новой вещи или идее, начинает казаться, что она появляется везде, чаще, чем это, казалось бы, должно быть. Происходит из-за того, что после того, как человек узнал о чем-то новом, его сознание начинает следить за упоминаниями, в результате чего вы замечаете это везде, где оно есть. Каждое появление вещи лишь закрепляет уверенность сознания в том, что она стала появляться повсюду.

Современная наука позволяет говорить о массовом появлении роботов-андроидов в нашей жизни в относительно недалеком будущем. Однако на пути их распространения может возникнуть неожиданное препятствие. Оказывается, объекты, достаточно похожие на нас внешне, но недостаточно совпадающие с нами в манере поведения, вызывают у людей негативные эмоции. Слишком человекоподобные роботы неизбежно становятся воплощением эффекта «зловещей долины».

Оно не должно шевелиться

Поделиться

Робот-андроид Actroid-F2 компании AIST

Корни психологического осмысления этого феномена можно найти еще в работах Эрнста Йенша и позднее Зигмунда Фрейда, но все-таки название эффекту дал японский робототехник Масахиро Мори. В 1970 году вышло его эссе «Bukimi No Tani», в 1978 году переведенное на английский как «Uncanny Valley» («Зловещая долина»). Мори выдвинул такую идею: чем больше мы будем стараться делать роботов похожими на людей, тем большее отторжение они вызовут. Для наглядности он представил следующий гипотетический график:Поделиться На оси абсцисс здесь «сходство с человеком», на оси ординат — «ощущение близости, привлекательности». Непрерывная линия обозначает неподвижные объекты (на ней отмечены чучело животного, неподвижный ручной протез и труп), пунктир — движущиеся (на нем отмечены промышленный робот, человекоподобный робот, зомби, подвижный ручной протез, кукла традиционного японского театра бунраку и здоровый человек).

На графике видно, что плавное нарастание привлекательности по мере того, как нарастает сходство создания с человеком, сменяется резким провалом — «зловещей долиной» (она на графике отмечена фигурной скобкой). Упоминание «трупа» и «зомби» здесь неслучайно: сам Мори считает, что неестественность человекоподобных роботов напоминает человеку о смерти и именно в этом причина «зловещего», незнакомого чувства.

Поделиться В чем мы можем увидеть признаки «зловещей долины»? В первую очередь в лицевой экспрессии — чем более застывшим выглядит лицо, тем хуже к нему относятся люди (Tinwell A. et al, “Facial expression of emotion and perception of the Uncanny Valley in virtual characters”); это же относится и к артикуляции речи. Помимо этого, ситуацию ухудшают неестественность, «дерганность» движений, неестественность речи (в частности, «неправильная» высота голоса, медленная скорость произнесения слов, безэмоциональность), неточная синхронизация движений губ.

Стоит отметить, что этот эффект не универсален и обладает половой и возрастной вариативностью. Так, женщины в среднем гораздо менее чувствительны к «зловещей долине», что пока объясняется гендерным стереотипом «девочки должны быть более чувствительными к эмоциям». Обратная зависимость наблюдается и с возрастом (что объясняется эффектом привыкания), однако до шести месяцев дети практически не показывают чувствительности к «зловещей долине». Эволюционный это феномен или социальный – вопрос еще открыт.

Взгляд рептилии

Откуда же берется чувство, что с человекоподобным роботом что-то не так? Идей по этому поводу очень много. Если говорить о психологии, то, помимо уже упомянутой концепции «memento mori» от Масахиро Мори, стоит вспомнить такие теории, как теория восприятия угрозы, теория неспособности к эмпатии и «теория психопатов», которые, впрочем, не исключают друг друга. Рассмотрим их подробнее.

1) Теория восприятия угрозы была предложена Минсу Каном в 2009 году. Он писал, что андроиды, которые находятся в пространстве между категориями «робот» и «человек», вводят нас в состояние постоянного когнитивного диссонанса и сталкивают с неизвестностью: чего именно ждать от такого существа, управляем ли мы ситуацией? Если ответа на эти вопросы не находится, то это вызывает страх. Подобные идеи, базирующиеся на теории когнитивного диссонанса, развиваются и в современных исследованиях.

2) В свою очередь, Катрин Миссельхорн утверждал, что эффект отторжения зиждется на том, что мы не способны понять чувства подобного объекта и это опять же приводит к чувству неизвестности. Сходные идеи можно проследить в более ранней истории психологии и объяснить через Я-концепцию: то, как мы воспринимаем себя, может дать серьезную трещину, если человекообразное существо не реагирует на нас так, как мы ожидаем.

3) Наконец, позиция Анжелы Тинвелл заключается в том, что мы боимся не столько того, что неспособны к эмпатии, сколько того, что к эмпатии неспособен сам андроид — иными словами, мы воспринимаем подобное создание как психопата.

«Двухсотлетний человек», Columbia Pictures, 1999

Поделиться

Также, если говорить о нейронауках, феномен тесно связывают с активностью зеркальных нейронов, возбуждающихся в ответ на сходные действия, и лицевой мимикрией, то есть копированием выражения другого лица – получение противоречивой информации негативно сказывается на нашем эмоциональном восприятии (андроид, с каменным лицом рассказывающий про то, что он рад вас видеть, в лучшем случае воспримется как редкостная язва). Более того, в одном исследовании испытуемым показывали видеозаписи людей, роботов и андроидов, фиксируя их показатели в фМРТ — в первых двух случаях реакции людей были достаточно типичными, зато на андроидов мозг буквально вспыхнул, особенно в теменных областях и местах скопления зеркальных нейронов. Это интерпретируется как результат диссонанса между реальностью и ожиданием.

Поделиться

Робот-андроид Mark 1

Зеркальные нейроны — особая разновидность нейронов, которые возбуждаются не только при выполнении действия, но и при наблюдении за таким же действием у других. Именно их активностью объясняется такое человеческое явление, как эмпатия — способность сопереживать. Также стоит отметить, что нарушениями в активности зеркальных нейронов объясняется аутизм. Поделиться

Монстры Франкенштейна

На дворе XXI век, а предсказание Мори портит жизнь не только робототехникам, но и аниматорам: попытки достичь максимального реализма для полной идентификации с героями приводят к прямо противоположному эффекту. Так, в жанре полнометражного кино от этого пострадали такие картины как «Полярный экспресс» и «Приключения Тинтина»; в жанре видеоигр это особенно критично для так называемого «интерактивного кино», и отзывы на пионера этого поджанра «Heavy Rain» это подтверждают. И речь идет о профессиональных студиях: у менее умелых 3D-аниматоров зачастую все еще хуже. Так, фильм «Продуктовая битва» имеет своего рода культовый статус в Америке из-за крайне дешевой анимации, порой внушающей страх. А если хотите пример из нашего медиапространства, вспомните «Дети против волшебников».

«Дети против волшебников», Благотворительный фонд помощи и взаимодействия имени преподобного Сергия Радонежского, 2016

Поделиться

Впрочем, далеко не все аниматоры страдают от борьбы со злосчастным феноменом: некоторые просто ловят волну, и это — создатели хорроров. Специальное добавление нечеловеческих признаков человеческим созданиям проявляется во многих играх и фильмах, причем фильм даже необязательно должен быть полностью анимированным — эффекта можно достичь хорошими костюмами, актерской игрой (как в случае Энтони Хопкинса и Теда Левайна в «Молчании ягнят») или эффектами видеоряда (доведенный до логического конца эффект трясучки в «Лестнице Иакова»). В свою очередь, в анимационных фильмах наиболее ярким примером может послужить трилогия «Куда мертвые уходят умирать», построенная на нарочито дешевой анимации и сюрреалистическом содержании.

Мираж или вечный кошмар?

Поделиться

Кукла Бунраку

Public domain

В заключение стоит отметить, что феномен часто подвергался критике со стороны ученых: так, отмечалось, что эффект быстро пропадает, если добавить стилизацию (например, сделать персонажа более мультяшным), однако на данный момент это не считается противоречием и даже стоит воспринимать как руководство к действию. Другие нападки направлены в сторону возможной многофакторности феномена (то есть не существует единой «зловещей долины», а есть много разных по своему происхождению эффектов) и не самой большой дифференцированности феномена (не так легко понять, на каком моменте человекоподобия возникает «зловещая долина»).

Наконец, часто существование эффекта признают, но считают его временным — еще пара десятков поколений, и все привыкнут. Уже упомянутая ранее Тинвелл относится к этой идее пессимистично: да, люди привыкают к андроидам… и становятся лишь более восприимчивыми к малейшим отклонениям в их человечности. Вполне возможно, что феномен стоит назвать не «зловещей долиной», а «зловещей стеной», которую мы не преодолеем никогда.

Манаенков Александр

Библиография:

Ferrey A.E., Burleigh T.J., Fenske M. Stimulus-category competition, inhibition, and affective devaluation: a novel account of the uncanny valley // Frontiers in Psychology, 2015.
Masahiro Mori. The Uncanny Valley // IEEE Robotics & Automation Magazine, 2012.
Minsoo Kang. The Ambivalent Power of the Robot // Antennae, Issue 9, 2009.
Saygin A.P., Chaminade T., Hiroshi Ishiguro, Driver J., Frith, C. The thing that should not be: predictive coding and the uncanny valley in perceiving human and humanoid robot actions // Social Cognitive and Affective Neuroscience. — Oxford University Press, 2012.