Джон кенн мортенсен

Отец близнецов и режиссер детского телешоу в свободное время рисует картины, которые лучше не смотреть на ночь

  • 106 15 54 32k

    Читатели AdMe.ru вспомнили детские фразы, от которых даже не знаешь, смеяться или плакать

  • 133 88 107 100k

    14 не очень вкусных продуктов, которые все едят лишь для того, чтоб не отставать от моды

  • 173 22 321 45k

    Опытный педиатр отвечает на вопросы, которые вы постеснялись задать участковому врачу

  • 127 29 96 113k

    7 фото в социальных сетях, которые говорят о низкой самооценке

  • 143 13 174 58k

    20+ головокружительных фактов о мире, которые звучат как вымысел

  • 77 11 92 67k

    20 записей из детских дневников, от которых их авторам до сих пор неловко

  • 158 9 73 61k

    20 человек, которые захотят забыть этот день как страшный сон

  • 196 11 193 68k

    20+ человек рассказали секреты своих профессий, которые надолго лишили нас покоя

  • 199 16 114 62k

    19 примеров народной смекалки, которые смело можно брать на вооружение

  • 211 25 78 221k

    «Никаких но!» Рассказ о том, как благодаря чуткой женщине две семьи стали одной

  • 146 25 84 44k

    20+ некультурных поступков, за которые пора вводить строгое наказание

  • 154 11 88 63k

    16 исторических фотографий с сюжетом круче, чем у голливудского блокбастера

  • 158 15 73 37k

    20+ честных фото, которые расскажут, через что приходится проходить высоким людям ежедневно

  • 185 32 99 60k

    Как изменился бы мир, если бы метеорит, уничтоживший динозавров, упал на 10 секунд позже

  • 200 32 159 125k

    10 ошибок, которые давно пора перестать делать всем владельцам кошек

  • 39 7 176 54k

    11 веских причин, по которым туристы разочаровываются в Париже

Эскиз к фильму: от замысла до воплощения

Эскиз к кинокартине – совершенно отдельный вид художественного творчества в поистине безграничном мире изобразительного искусства. Не вписывается ни в какие стилевые и сюжетные рамки или жанры: это может быть лаконичная графика и в то же время богатое на цвета импрессионистское полотно, скромная акварельная зарисовка на альбомном листе и эпическая батальная сцена, выполненная маслом на холсте. Разобраться в понятии «эскиз к фильму» — его видах, функциях и задачах — Mosfilm.ru помог художник-постановщик Сергей Февралёв.
Эскиз – неотъемлемая часть кинематографа с момента его появления. Создание фильма просто невозможно без его «визуального сценария». В этом смысле пионерам киноискусства не нужно было ничего придумывать – кино переняло действующую и поныне театральную систему рисунка декораций, костюма и реквизита. Впрочем, заимствование со временем обрело собственные формы.

«Задача художника – создать целостный мир картины. Со «своим» воздухом, «своей» атмосферой. В комедии он может быть ироничным, в драме – реалистичным. Наше восприятие действительности устроено таким образом, что мы практически не запоминаем деталей, но у нас остаются ощущения от увиденного. Художник, создавая эскиз, берёт из окружающего мира только то, что способно наиболее ёмко выразить режиссёрскую идею, вызвать нужные ощущения и чувства у зрителя», — рассказывает Сергей Февралёв.

Художник-постановщик Сергей Февралёв на съёмочной площадке

Потому совершенно неважно, какую технику или жанр живописи выберет художник — порой выразить свою идею ему легче с помощью макета, коллажа или инсталляции. По словам Сергея Февралёва, многое зависит и от режиссёра – некоторым достаточно обычной карандашной графики, другие требуют более подробных цветных рисунков.

«Эскиз – это один из инструментов создания картины», — продолжает Февралёв. – «Представьте себе: Репин рисует свою знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына». Сохранились же наброски – лицо царя, его рука, которую он прижимает к виску убитого. По этим наброскам хорошо видно, как художник пытается уловить форму. Также и в кино: режиссёру нужны эскизы как составные части единого полотна. В то же время важно понимать, что эскиз – это не раскадровка будущего фильма. Существуют эскизы, которые сразу задают целый мир картины – такого кадра в кино, может быть, и не будет, но эскиз даёт режиссёру видение всего визуального ряда картины».
Эскиз Николая Двигубского к картине «Зеркало» (реж. А. Тарковский, 1974)
В советское время существовали строгие требования по количеству эскизов, которые художник был обязан нарисовать к картине. Сегодня нам остаётся лишь поблагодарить чиновников Госкино – благодаря им, мы сейчас имеем возможность наслаждаться настоящими шедеврами изобразительного искусства кисти Михаила Ромадина, Николая Двигубского, Александра Борисова, Ипполита Новодережкина, Юрия Кладиенко, Людмилы Кусаковой и многих других выдающихся художников «Мосфильма». В главном корпусе Киноконцерна существует несколько экспозиций, в которых собраны эскизы к картинам 1960-1970-1980-х годов.
Коридоры «Мосфильма» местами напоминают картинную галерею

По словам Сергея Февралёва, современные художники кино «ручной работе» всё чаще предпочитают компьютерные программы: современные технологии позволяют создавать эскизы на основе уже готовых графических решений или фотографий. Впрочем, дилетантам в этой профессии всё равно не закрепиться. Аттестат художественной школы, подробное знание истории живописи – сегодня это необходимый минимум, уверен Февралёв, в команде которого сегодня в зависимости от сложности проекта трудится от пяти до восьми помощников-декораторов. Но проблема современной киноиндустрии, по мнению художника, заключается не в отсутствии талантов.

«Конечно, художники в кино остались. Я назову немало фамилий своих коллег — профессионалов, которые делают прекрасные эскизы, рисуют такие картины, что их можно выставлять в музее. Но эскизом работа художника-постановщика не ограничивается! Дальше начинается работа с людьми – строителями, продюсерами. И уже не важно, что ты там нарисовал, важно, какая декорация будет стоять потом в павильоне, передаст ли она зрителю твой первоначальный замысел? Так что с творцами у нас в кино проблем нет, а вот художников, хорошо знающих современное кинопроизводство, не хватает!» — посетовал Сергей Февралёв.

В качестве художника-постановщика Сергей Февралёв участвовал в самых разноплановых с исторической точки зрения проектах: «Орда», «Скиф», «Дорога на Берлин», «Он — дракон», «Тайна тёмной комнаты», «Белый Тигр», «Анна Каренина. История Вронского». Кстати, к экранизации Толстого Февралёв создал около пятидесяти эскизов, которые потом воплотились в декорации в павильонах «Мосфильма» и на натурной площадке «Санкт-Петербург».

Эскиз: от замысла до воплощения

Как можно увидеть на фото: замысел художника был реализован практически полностью. Немаловажную роль сыграла и высокая требовательность режиссёра Карена Шахназарова, которого всегда отличал скрупулезный подход в воссоздании исторической эпохи – достаточно вспомнить такие ленты как «Цареубийца» или «Яды или Всемирная история отравлений».

Эскиз Людмилы Кусаковой к картине «Цареубийца» (реж. К. Шахназаров, 1991)

О творческих удачах Сергей Февралёв говорить не любит, подчеркивая, что кино всегда «позади» художника, который, как правило, к моменту выхода очередной картины, уже погружён в новую работу. Хотя действительно интересных художественных решений в его фильмографии немало, одно из таких можно увидеть в мистическом военном фильме «Белый Тигр».

Сергей Февралёв, художник-постановщик:
«В «Белом Тигре» самой большой своей удачей я считаю то, что зритель зачастую просто не понимает, где заканчиваются декорации и начинается реальность. По отзывам, которые я слышал, некоторые люди реально думают, будто съёмка происходила в реально существующей деревне! Значит, удалось добиться максимальной достоверности!»

Эскиз Сергея Февралёва к картине «Белый тигр» (реж. К. Шахназаров, 2012)

Увы, но художники кино, в отличие от своих театральных коллег, до сих пор малоизвестны. А между тем, созданные ими работы можно считать настоящим культурным наследием, которое ещё только предстоит изучить искусствоведам.

Увидеть эскизы к картинам Андрея Тарковского, Михаила Швейцера, Сергея Бондарчука, Леонида Гайдая, Андрея Кончаловского, Карена Шахназарова и многим другим можно, записавшись на экскурсию в музей «Мосфильма». Билеты можно забронировать по электронной почте excursion@mosfilm.ru и по телефону +7(499)143-9599. Заявки принимаются каждый день с 10:00 до 18:30. Если вы хотите приобрести билеты онлайн в любое удобное для Вас время, воспользуйтесь специальной формой заказа на сайте «Мосфильма». Подробнее о ценах можно узнать. Билеты лучше приобретать заранее. Количество мест в сборных группах ограничено!