Джентльмены удачи

Как снимали фильм «Джентльмены удачи»

13 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия» прошла премьера легендарной комедии «Джентльмены удачи». Давайте сегодня вспомним этот шедевральный фильм и посмотрим, как проходил процесс его создания.

Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.

Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.

Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.

Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.

Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин.

Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.

Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.

«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие.

А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».

Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.

Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!

Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»

Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

В цистерну с лжецементом категорически отказался лезть Савелий Крамаров. У него была клаустрофобия. «Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в павильоне, а в машине Крамарова не было, — рассказал «АиФ. ТВ Гиду» оператор картины Георгий Куприянов. — Если внимательно посмотреть фильм, это можно заметить. Из цистерны вылезает сначала Леонов, затем — Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд. Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом получилась не самой удачной, но по-другому скрыть отсутствие актёра в цистерне не представлялось возможным».

А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».

Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.

Кстати, эпизод, в котором зэки растирают друг друга снегом и орут, — актёрский экспромт. На самом деле планировалось снять обыкновенную зарядку. Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз. Однако случилось непредвиденное: Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал о договорённости, поэтому выскочил на снег в плавках. Остальным тоже пришлось раздеться… Крамаров решил отомстить Муратову — подкрался к нему и начал натирать снегом. Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и угостил снегом Крамарова. В таком виде дубль и вошёл в картину.

Помните, как в фильме «повар» Василий Алибабаевич («Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!») зажигает керосинку, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом? Эту сцену снимали в одном из московских домов, который предназначался под снос. Поэтому сначала в него без проблем пустили киношников, а потом дали возможность его спалить. «Всё горело по-настоящему, — рассказывает Александра Демидова. — К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени».

Шлем Александра Македон¬ского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова. «Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, — призналась она. — Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».

«Джентльменов удачи» сняли всего за три месяца — с февраля по апрель 1971 г. Дачу профессора археологии — в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съёмочной группы), детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие герои, — в Москве, тюрьму и побег — в Самарканде.

В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.

«Джентльмены удачи» до сих пор любят и смотрят, хотя уже нет в живых ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли.

1 Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. В киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом.

2 На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались Рудольф Рудин, Лев Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало. В итоге худсовет картины остановился на Вицине, хотя к его кинопробам была добавлена приписка «поработать над гримом».

3 Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян, а Раднэр Муратов пробовался на роль начальника тюрьмы. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.

4 Снимали «Джентльменов удачи» всего три месяца, с февраля по апрель 1971 года. Тюрьму и побег — в Самарканде, дачу профессора археологии — в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съемочной группы), а детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, — в Москве.

5 Съемки едва не застопорились из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в зоопарке. И, разумеется, он не плевал в Косого. Плевок был не чем иным, как обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем. Кстати, верблюд дожил до наших дней — ему уже 40 лет и зовут его Алмаз. Он по-прежнему живет в самаркандском зоопарке.

6 Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. Пришлось применять киношную хитрость — Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы.

7 Чтобы подстраховаться, сценарий «Джентльменов удачи» отправили всем крупным милицейским чиновникам. Каждый из них посчитал своим долгом внести какие-нибудь изменения. Например, один из таких добровольных консультантов написал: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью». Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор.

8 Делать зарядку в 17-градусный мороз не хотелось не только — по сценарию — матерым рецидивистам, но и — по жизни — замечательным актерам Леонову, Вицину и Крамарову. Они пошептались между собой и предложили Муратову вопреки желанию режиссера оставаться в теплых фуфайках. Но вышла промашка: он попал на съемки позже всех и как-то не успел еще сродниться с коллективом, но зато уже вжился в образ своего добросовестного героя Василия Алибабаевича. Поэтому по команде «Мотор!» Муратов разделся и первым выскочил на мороз. Ну а дальше сработала актерская ревность — разделись все…

9 Мальчика Игорька из детского сада (тот самый — в маске волка) сыграл будущий известный артист и телеведущий Игорь Угольников.

10 Фильм вышел в прокат 13 декабря 1971 года, а уже 14-го числа спекулянты с утра пораньше скупали все билеты на «Джентльменов удачи» и продавали их с рук по 3 рубля, при том, что в кассе они стоили 20 копеек. В прокате 1972 года фильм занял 1-е место, собрав на своих сеансах 65 млн. зрителей. При смете в 400 000 рублей фильм за год принес около 30 млн.

Джентльмены удачи

У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи (значения).

Джентльмены удачи

Жанр

комедия
детективный фильм

Режиссёр

Александр Серый

Автор
сценария

Георгий Данелия
Виктория Токарева

В главных
ролях

Евгений Леонов
Георгий Вицин
Савелий Крамаров
Раднэр Муратов

Оператор

Георгий Куприянов

Композитор

Геннадий Гладков

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм»,
Творческое объединение «Время»

Длительность

84 минуты

Бюджет

400 тысяч рублей

Сборы

30 млн рублей

Страна

СССР

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0068519

«Джентльме́ны уда́чи» — советский полнометражный художественный комедийный цветной фильм, снятый в 1971 году режиссёром Александром Серым на киностудии «Мосфильм». Лидер советского кинопроката в 1972 году — свыше 65 миллионов зрителей. Один из самых популярных советских кинофильмов, многие фразы из которого стали крылатыми.

Сюжет

В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции. В Москве руководитель этой экспедиции, профессор Николай Георгиевич Мальцев, в автобусе сталкивается с человеком, как две капли воды похожим на главаря преступников — бандита Александра Александровича Белого по кличке «Доцент». Им оказывается заведующий детским садом № 83 Евгений Иванович Трошкин, добрейшей души человек.

Вскоре недоразумение разъясняется, но о Трошкине вспоминают позже: всех троих воров уже поймали и осудили, однако украденного шлема у них не нашли. Сотрудники милиции уговаривают заведующего детсадом воспользоваться своим сходством с Доцентом, чтобы найти похищенный шлем, и замаскированный Трошкин направляется в Среднюю Азию, в одну из колоний. Там отбывают наказание соучастники Доцента (сам главарь сидит в подмосковной колонии) — Фёдор Петрович Ермаков («Косой») и Гаврила Петрович Шереметьев («Хмырь»).

Согласно легенде, предполагаемый Доцент ударился головой и частично потерял память: забыл, где спрятан шлем. Однако Косой и Хмырь мало что знают о связях и планах Доцента. Не будучи москвичами, они не могут назвать место, где побывал Доцент и где они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву и «показывать пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы. Далее Трошкин должен привезти их в Москву, чтобы продолжить «работу» на месте.

Однако во время побега происходит накладка, из-за которой Трошкин и его спутники оказываются без одежды и денег в чужом городе. Кроме того, вместе с напарниками Доцента убегает ещё один заключённый — Василий Алибабаевич Али-Баба, мелкий жулик из Средней Азии, сидящий в колонии за то, что разводил бензин ослиной мочой. Его приходится взять с собой. Не без эксцессов все четверо добираются до Москвы, где сначала поселяются в старом доме, приготовленном к сносу. Но из-за того, что Василий Алибабаевич использует неисправный примус, дом сгорает при пожаре, и тогда четвёрка переезжает на дачу профессора Мальцева, которую Трошкин представил как «дачу одного барыги».

Трошкин постепенно обрисовывает круг общения настоящего Доцента. Но один из бывших сообщников последнего не желает разговаривать с «Доцентом», мотивируя это тем, что «завязал», и прогоняет Трошкина, спустив того с лестницы. Другой сообщник, гардеробщик Прохоров, просит встретиться завтра. Но перед встречей гардеробщик решает узнать, на самом ли деле это Доцент, и подсылает к Трошкину сообщника Митяя, которого тот не знает. Митяй убеждается, что это не Доцент, и гардеробщик на встречу не выходит. Теперь оба знают, что есть двойник, которого они обозначили «легавый».

В милиции Трошкину поступает срочное указание свернуть операцию, поскольку настоящий Доцент сбежал из места лишения свободы и вскоре наверняка выйдет на своих соучастников. Но Трошкин попросил разрешения остаться со своими подопечными, чтобы встретить Новый год. Находясь продолжительное время в такой компании, Трошкин, кроме милицейского задания, взял на себя добровольную миссию — пробудить в ворах-рецидивистах совесть и заставить их переосмыслить прожитую жизнь, однако делать ему это приходится, не выходя из образа матёрого рецидивиста. На даче под бой курантов Трошкин произносит новогоднюю речь, совершенно нетипичную для Доцента. Однако подопечных она нисколько не удивила: они считают эти красивые слова прикрытием очередного некоего преступления и вспоминают былые зверства Доцента.

Тем временем настоящий Доцент добирается до Митяя, у которого скрывается Прохоров. Примечательно, что гардеробщик приветствует гостя фразой «Сам пришёл!» — Митяй и гардеробщик, не сговариваясь, решают, что перед ними тот самый «легавый», который накануне ждал Прохорова на встречу. Доцент просит его спрятать. Обещая выполнить просьбу, они отправляются на стройку многоэтажки, где пытаются убить Доцента. Тот яростно сопротивляется и сбрасывает Митяя с крыши, а Прохоров вытаскивает пистолет. Но на этом сцена внезапно обрывается.

На даче Трошкин вручает Шереметьеву письмо от родных. Прочитав письмо, не выдержав мук совести, Гаврила Петрович повесился. К счастью, приехавшей скорой удаётся его спасти. После отъезда скорой возникли опасения, что женщина-врач может «сдать» преступников милиции, но их прервал Трошкин, сказав, что убил врача. Это становится последней каплей, и доведённые до стресса преступники решаются на отчаянный ход — добровольно отдать себя в руки правосудия.

Трошкин же решает раскрыться перед подопечными, но не успевает: те обезвреживают его, связывают и затыкают рот.

Сообразив в этот момент, где именно спрятан шлем, с которого всё началось, они отправляются на озеро к проруби, оставив связанного Трошкина в доме. Но на льду озера их как раз и находит настоящий Доцент. Бандит заставляет Косого нырнуть за шлемом в прорубь, и археологическая ценность вновь попадает в руки Доцента. Вдруг его окликает «близнец»: Трошкин, освобождённый приехавшей на дачу дочерью профессора Мальцева, примчался на помощь своим подопечным. Двойники встречаются лицом к лицу.

Трошкин выбивает ногой нож из рук Доцента, но тот сразу достаёт пистолет (тот самый, что был у гардеробщика). Становится ясно, что он убьёт Трошкина. Косой, Хмырь и Василий Алибабаевич оглушают веслом сначала Доцента, а потом и его «близнеца» — решив, что «чем больше они сдадут, тем лучше». Таким образом, кровопролития удаётся избежать.

Затем на месте действия появляется милиция и арестовывает настоящего Доцента. Приехавший вместе с милицией профессор Мальцев победно поднимает над головой найденный шлем, и милицейские машины, развернувшись, уезжают. Предполагаемые соучастники не понимают, почему милиция не арестовала и их. В это время одна из машин останавливается, и из неё выходит Трошкин — на этот раз уже без парика и грима. Шокированная троица (с восклицанием: «Обрили уже!») в панике убегает вдаль по дороге, а Трошкин бежит за ними и на ходу пытается всё им объяснить.

В ролях

  • Евгений Леонов — Евгений Иванович Трошкин, заведующий детсадом / Сан Саныч Белый (он же «Доцент»), вор-рецидивист
  • Георгий Вицин — Гаврила Петрович Шереметьев (он же «Хмырь»), родился 3 января 1926 года, сообщник «Доцента»
  • Савелий Крамаров — Фёдор Петрович Ермаков (он же «Косой»), 1940 года рождения, второй сообщник «Доцента»
  • Раднэр Муратов — Василий Алибабаевич Али-Баба, мелкий жулик
  • Эраст Гарин — Николай Георгиевич Мальцев, профессор-археолог
  • Наталья Фатеева — Людмила Николаевна Мальцева, его дочь
  • Олег Видов — Владимир Николаевич Славин, старший лейтенант милиции
  • Николай Олялин — Н. Г. Верченко, полковник милиции
  • Анатолий Папанов — шахматист в гостинице города Новокасинска
  • Любовь Соколова — заведующая детским садом Новокасинска
  • Павел Шпрингфельд — Прохоров, гардеробщик в концертном зале (озвучивает Виктор Файнлейб)

В эпизодах

  • Алексей Ванин — бывший уголовник, спустивший «Доцента» с лестницы
  • Зоя Василькова — Мария, дворничиха
  • Наталья Воробьёва — Елена Николаевна (она же Лена), воспитательница в детском саду
  • Вячеслав Гостинский — благообразный зритель, пришедший в мужской туалет
  • Александр Лебедев — милиционер, пришедший в детский сад с Мальцевым
  • Лариса Любомудрова — администратор в гостинице
  • Екатерина Мазурова — мать Трошкина
  • Галина Микеладзе — певица (вокал — Лариса Мондрус)
  • Владимир Протасенко — Михаил, друг детства «Косого»
  • Светлана Старикова — прохожая Татьяна
  • Владимир Уан-Зо-Ли — начальник среднеазиатской колонии
  • Роман Филиппов — Никола Питерский, «авторитет»
  • Анатолий Яббаров — Дмитрий (Митяй), сообщник Прохорова
  • Искандар Абдуллаев — молодой шофёр у арматурного склада (нет в титрах)
  • Георгий Данелия — прохожий (нет в титрах)
  • Виктория Токарева — прохожая (нет в титрах)

Исполнение песен

  • Лариса Мондрус (за кадром) — исполнение песни «Проснись и пой» (из одноимённого спектакля), слова Владимира Лугового, музыка Геннадия Гладкова
  • Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, художественный руководитель профессор Владислав Геннадьевич Соколов (за кадром) — исполнение песни «Белые снежинки кружатся с утра» (слова Игоря Шаферана, музыка Геннадия Гладкова)

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Георгий Данелия, Виктория Токарева, Александр Серый (в титрах не указан)
  • Постановка: Александр Серый
  • Главный оператор: Георгий Куприянов
  • Главный художник: Борис Немечек
  • Художник по костюму: Валентин Перелётов
  • Композитор: Геннадий Гладков
  • Звукооператор: Василий Костельцев
  • Исполнение музыки: оркестр Вадима Людвиковского
  • Режиссёры: В. Старостин, Георгий Данелия (в титрах не указан)
  • Оператор: Виктор Пищальников

История создания

Съёмки фильма начались в декабре 1970 года. Режиссёр фильма Александр Серый сам побывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь недавно освободившемуся коллеге в творчестве. Совместно с Викторией Токаревой он написал сценарий и получил добро на съёмки в Госкино. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма.

Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый. Но в какое-то время Данелии пришлось снимать некоторые эпизоды из-за того, что материал, снятый Серым, не соответствовал его видению. Премьера фильма прошла в московском кинотеатре «Россия» 13 декабря 1971 года.

В общем, сотрудники милиции отнеслись к сценарию будущего фильма благосклонно, а министр внутренних дел Николай Щёлоков хохотал над фильмом до слёз. Однако из-за обилия тюремного жаргона ленту «тормозили» до тех пор, пока её не посмотрел Леонид Брежнев. Он дал добро, заметив, что сегодня все блатные термины из этого кино знает любой мальчишка. Картина имела феноменальный успех в прокате и стала очень популярной. Многие цитаты из фильма стали крылатыми фразами.

Александр Серый планировал вставить в фильм две песни — «Про слона» в исполнении Георгия Вицина (в эпизоде, когда Хмырь играет на рояле) и «Про Ялту» в исполнении героя Савелия Крамарова. Композитор Геннадий Гладков написал для Вицина нечто вроде «Собачьего вальса», но художественный руководитель Георгий Данелия, монтировавший картину, был категорически против включения этих песен в фильм. В результате признаком того, что в фильме должен был присутствовать музыкальный номер, является единственный кадр из эпизода, когда милиция арестовывает Хмыря, Косого и Доцента (там виднеется часть гитары).

Съёмки

Съёмки фильма проходили в Москве и под Самаркандом.

Сцена в тюрьме (встреча лже-Доцента с Хмырём и Косым) снималась в Каттакурганском СИЗО Самаркандской области Узбекистана, дача профессора археологии — в Серебряном бору (это была дача одного из членов съёмочной группы). Детский сад, театр и заброшенный дом также снимались в Москве.

Факты

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.
  • К 35-летию фильма в апреле 2006 года на базарной площади казахского города Тараза (бывший Джамбул) был установлен памятник героям «Джентльменов удачи» — Доценту, Косому и Василию Алибабаевичу. Предполагалось, что позднее к ним присоединится и Хмырь После закрытия рынка монумент оказался заброшен и должен был быть перенесён на новое место.
  • Памятник актёру Е. Леонову в образе Доцента-Трошкина установлен в Москве, однако он содержит ошибку: на памятнике Доцент лысый, а в фильме у него были волосы; лысым же был воспитатель Трошкин, и по сценарию он, выдавая себя за Доцента, носил парик. 17 октября 2015 года памятник был украден и распилен на металлолом, виновные были задержаны. Памятник был восстановлен и 10 сентября 2016 года установлен на прежнем месте.
  • «Косой» появляется в эпизодах фильма «Настя» — сначала как домушник, вместе с сообщником грабящий дом; затем как уважаемый «южнокорейский VIP-спонсор» на презентации в метро.

Издание на видео

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 января 2016 года.

С 1990 года фильм выпущен на видеокассете кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годы также совместно с компанией «Видеомир».

В 2001 году фильм отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD. На диске он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 2.0 и с русскими субтитрами; дополнительно: «Фильмографии» и «Коллекция комедии».

В 2012 году вышла версия в HD-формате Blu-Ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».

> Ремейк

В 2012 году вышел ремейк фильма под названием «Джентльмены, удачи!». Действие перенесено в 2012 год.

Примечания

  1. Данелия Г. Н. Кошмар на цыпочках. — М.: Эксмо, 2018. — С. 287—288. — ISBN 978-5-04089812-1.
  2. 1 2 «Тайны кино»: Георгий Данелия — Москва 24. YouTube. Москва 24 (25 марта 2019).
  3. Георгий Данелия «Безбилетный пассажир» // «Дружба Народов» 2003, № 1
  4. 1 2 Места съёмок фильма в Москве на сайте «Кинокомпас»
  5. 1 2 История создания фильма «Джентльмены удачи» на сайте «Ностальгия по советскому»
  6. Скляревский, Евгений. Редкий снимок, сделанный в Самарканде во время съёмок фильма «Джентльмены удачи». Письма о Ташкенте (18 февраля 2015). Дата обращения 24 февраля 2015. Архивировано 24 февраля 2015 года.
  7. «Сжечь дом и отыскать верблюда. Как снимали „Джентльменов удачи“?» // АиФ.ru
  8. Памятник героям фильма «Джентльмены удачи». // Первый канал. Дата обращения 31 мая 2017.
  9. «Там тепло… Там моя мама…», // Известия. Дата обращения 31 мая 2017.
  10. «Джентльменов удачи» в Таразе пропишут по новому адресу (ФОТО). www.inform.kz. Дата обращения 31 мая 2017.
  11. Семерых уроженцев Узбекистана посадили за кражу памятника Доценту // Lenta.Ru, 18 мая 2016.
  12. «Джентльмены удачи» — Новости — Киновидеообъединение «Крупный План». www.close-up.ru. Дата обращения 31 мая 2017.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме: Джентльмены удачи

  • «Джентльмены удачи» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Джентльмены удачи» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Места съёмок фильма
  • Фильм «Джентльмены удачи» в онлайн-кинотеатре «Мосфильма»

Тематические сайты

Джентльмены удачи
Фильмы
  • Джентльмены удачи (1971)
  • Джентльмены, удачи! (2012)
  • Связанный: Настя (1993)
Персонажи
Прочее
Актёры

Фильмы Александра Серого

  • Выстрел в тумане (1963)
  • Иностранка (1965)
  • Джентльмены удачи (1971)
  • Ты — мне, я — тебе (1976)
  • Берегите мужчин! (1982)

>Александр Серый — биография, информация, личная жизнь

Александр Серый

Александр Иванович Серый. Родился 27 октября 1927 года в пос. Рамонь (ныне Воронежская область) — умер 16 октября 1987 года в Москве. Советский кинорежиссёр и сценарист. Создатель фильма «Джентльмены удачи».

Александр Серый родился 27 октября 1927 года в пос. Рамонь (ныне Воронежская область).

Отец — Иван Сирый.

Мать — Раиса Васильевна Сирая.

До 16 лет Александр также носил фамилию Сирый. Но при получении паспорта из-за ошибки паспортистки, которая написала в фамилии букву «е» вместо «и», стал Серым.

В 1944-1947 годах учился в МЭИ, затем — в МАИ.

После окончания МАИ в 1951 году Александр Серый работал инженером на заводе, начальником лаборатории в МАИ, старшим инженером Московского радиоцентра.

Учился на Высших режиссёрских курсы при к/с «Мосфильм». Его одногруппником был Георгий Данелия. По одним данным, в 1958 году он окончил курсы. По другим (в частности, со слов Георгия Данелии) курсы Серый так и не окончил, диплома не получил — поскольку угодил в тюрьму.

Уголовный срок Александра Серого

В 1958 году был осужден за попытку убийства. По одним данным, на 3 года (так утверждала дочь режиссера), по другим — на 6 лет, еще по одним — на 8.

Драка возникла с неким архитектором по имени Виталий, у которого он застал дома свою девушку. Его дочь Ольга впоследствии рассказывала, что когда она училась в десятом классе приятель поведал: ее отец застал маму, в то время еще невесту, в постели с другим. Придя в ярость, он полез в драку и размозжил сопернику голову молотком. За это и получил срок.

Уже после смерти отца Ольга нашла его письма из тюрьмы и восстановила ход событий в тот злополучный день. Александр действительно застал в гостях у друга свою невесту. Девушка сняла с руки часы, а Серый воспринял это как факт, свидетельствующий о ее измене. Между молодыми людьми завязалась драка — Виталий взялся за стул, а Александр за молоток, которым и ударил соперника по голове. От удара тот получил тяжелую черепно-мозговую травму и в итоге остался инвалидом. Александр Серый, по словам его дочери, отсидел полтора года. Затем его взяли на поруки Высшие режиссерские курсы.

Георгий Данелия заявлял, что Серый отсидел 4 года, он говорил: «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы».

Однако более вероятно, что права дочь Серого и отсидел он 1,5 года — поскольку, оказавшись в тюрьме в 1958 году, в 1960-м он женился на матери Ольги.

После возвращения попытался вернутся к режиссуре. Но человеку с запятнанной репутацией доверяли только быть сорежиссёром. В 1963 году дебютировал как постановщик фильма «Выстрел в тумане», однако снимал он не один, а совместно с А.А. Бобровским. Также совместной работой, на этот раз с К. И. Жуком, стала лента 1965 года «Иностранка».

Благодаря поддержке и настойчивости Данелии, удалось спустя несколько лет получить разрешение на самостоятельную постановку фильма «Джентльмены удачи».

Данелия вспоминал: «Я помогал. С Шуриком Серым я дружил, вместе за одной скамьей учились. Но он за драку попал в тюрьму, не доучился, не получил диплома режиссера. И когда вышел из тюрьмы, к нему киношное руководство отрицательно относились и ничего не давали ставить. Я к тому времени был известный, ходил и просил за него везде. И в министерство приходил, и в ЦК. И это было сложнее, чем написать хороший сценарий».

В соавторстве с писательницей Викторией Токаревой и Георгием Данелией, обработал сценарий Валентина Ежова (известного по сценарию «Белого солнца пустыни») для фильма «Джентльмены удачи». Знаменитые жаргонные фразы добавил в фильм сам Александр Серый — пригодился тюремный опыт. Сюжет о том, как лейтенант милиции добрым словом перевоспитывает группу уголовников, превратился в историю «Джентльменов удачи».

Александр Серый на съемках фильма «Джентльмены удачи»

Еще во время съемок фильма врачи поставили Серому диагноз «лейкемия». Данелия вспоминал: «Но он, когда начал снимать, тяжело заболел — рак крови. И часто был в больнице. Поэтому я бывал на съемочной площадке, помогал. Между Серым и оператором конфликты постоянно случались. Приходилось их мирить. Характер у Серого был непростой… К сожалению, у него триумфа не получилось. Когда была премьера в Доме кино, он оказался в больнице. Поэтому мне пришлось вести этот вечер. Фильму дали вторую категорию, то есть решили, что не очень хороший».

Из-за обилия тюремной лексики Госкино не сразу выпустило фильм на экраны. «Джентльменов удачи» посмотрел глава МВД Н.А. Щёлоков и, как вспоминали очевидцы, хохотал до слёз. Однако разрешение на прокат картины дал лично Леонид Брежнев после просмотра у себя на даче, генсек оценил меткий юмор и заметил, что весь этот жаргон знает каждый мальчишка.

По настоянию Георгия Данелии, который по придуманному Серым сюжету написал сценарий, «неблагонадёжного» режиссёра утвердили постановщиком фильма «Джентльмены удачи». Фильм, в котором снимались Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и многие другие известные актёры, вышел на экраны страны в 1971 году. Картина имела невероятный успех.

В последующие годы режиссёр поставил ещё две комедии: «Ты — мне, я — тебе» (1976) и «Берегите мужчин!» (1982).

Самоубийство Александра Серого

Александр Серый намеревался снять продолжение фильма «Джентльмены удачи», но не сумел реализовать свои творческие планы. Как говорилось выше, он страдал лейкемией. Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже. 16 октября 1987 года, за несколько дней до своего 60-летия, он застрелился из браунинга.

Александр Серый похоронен на Звягинском кладбище Пушкинского района Московской области.

Позже дочь Серого обвиняла Георгия Данелию в том, что тот якобы виноват в трагической судьбе отца. В ответ Данелия говорил: «Я был изумлен. На самом деле, после фильма «Джентльмены удачи» была ситуация, когда Серый просил, мол, напиши мне еще сценарий. Я сказал ему: «Нет, Шурик. Давай дальше сам». Он сам написал сценарий, и его пробивал. Я не имел отношения к тому, что его не принимали. Но я уже не бегал и не помогал, как до этого. Просто расстались мы, и расстались. Но, может быть, дома у Серого считали, что Данелия не помогает и поэтому виноват, или, может быть, думали, что после нашего с ним расставания я препятствую его карьере? Но ничего такого не было. Ничего плохого я для него в жизни не сделал. Так что перед Богом я чист».

Личная жизнь Александра Серого:

Жена — Марина Сергеевна Акопова, имела армянские корни, переводчица. Познакомились на катке в 1954 году. Марина дождалась Александра из тюрьмы. Поженились 3 декабря 1960 года.

В браке родилась дочь Ольга (12.12.1961 — 06.09.2015). Ольга имела двух дочерей: Варвару (род 15 августа 1983 года) и Веру (род. 12 марта 1998 года).

В 9-летнем возрасте дочь Ольга снялась в одном из эпизодов легендарных «Джентльменов удачи». Она сыграла девочку на лыжах, которую герой Евгения Леонова спрашивает: «Где тут лодочная станция?».

Марина Акопова — жена Александра Серого

Александр Серый и дочь Ольга

Ольга — дочь Александра Серого

В сентябре 2015 года 53-летняя Ольга Серая трагически погибла во время пожара в жилом доме на улице Лобачевского в Москве. В пресс-службе московского управления МЧС сообщали: «Взломали дверь, эвакуировали жильцов смежных квартир. Огонь удалось потушить за считанные минуты. Горели мебель и вещи. Площадь пожара — всего 3 метра. Но в квартире было найдено тело погибшей женщины».

Режиссерские работы Александра Серого:

1963 — Выстрел в тумане
1965 — Иностранка
1971 — Джентльмены удачи
1976 — Ты — мне, я — тебе
1982 — Берегите мужчин!

Сценарии Александра Серого:

1976 — Ты — мне, я — тебе
1980 — Невозможные дети

chtoby_pomnili

Кинорежиссер, писатель.

Родился 27 октября 1927 года в Воронежской области в Рамони.

После Рамони его семья обосновалось в Москве. Мать стала профессором, отец — ученым-агрономом. Родители сумели дать Александру — безусловно, способному от рождения — хорошее образование. На исходе войны, в 1944-м, он поступил в Московский энергетический институт, а в 1951-м в еще один столичный вуз — авиационный.

Он научился свободно говорить по-английски, хорошо разбирался в музыке, любил джаз. Работал сначала рядовым инженером на заводе, потом начальником лаборатории в авиационном институте. Еще одним местом его работы был Московский радиоцентр, где Александр Серый занимал должность старшего инженера. И вот тут у него проявился жгучий интерес к кинематографу. Молодой человек поступает на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм». Его товарищем по учебе был Георгий Данелия.

Курсы Серый окончил в 1958 году. И в том же году с ним произошло большое несчастье. На тот момент он дружил с Мариной, молодой преподавательницей испанского языка из Московского государственного университета. Дружил — сказать мало. Он ее до безумия любил. Красавица отвечала взаимностью, и все шло к созданию семьи. Александр был очень ревнив. В каждом, кто обращал внимание на Марину, Александр видел соперника. Марина успокаивала его, но Серый не унимался, продолжал взвинчивать себя, выдумывая всякие поводы и причины для ревности.

С подачи Пырьева его называли «мосфильмовским Отелло».

Однажды Марина оказалась в одной компании с неким молодым архитектором. Александр устремился туда с топором в портфеле. В порыве ярости он ударил ни в чем не повинного человека этим топором по голове.

Раненого увезла скорая помощь, и его удалось спасти. Однако, до конца от последствий черепно-мозговой травмы так и не оправился — стал инвалидом.

А новоиспеченного режиссера кино Александра Ивановича Серого судили. Ему, этому ревнивцу, дали восемь лет. Было о чем подумать, наблюдая небо в клеточку… За исправное поведение Серому срок скостили, вышел он на свободу досрочно — через четыре года.

Теперь никто не узнает, какие механизмы включили родители, чтобы спасти репутацию сына. Но это, безусловно, имело место. Помог и однокашник Данелия зацепиться Александру за кинематограф. И дела у Серого стали налаживаться. Его впустили в коридоры «Мосфильма».

Данелия уговорил начальство позволить Александру снять простенькую приключенческую ленту «Выстрел в тумане» (1963 год). Снимал он, правда, пока не один, а совместно с другим режиссером, Бобровским. Потом была детская комедия «Иностранка» (1965 год), и опять у Серого имелся напарник — режиссер Жук.

Марина не бросила Александра. Писала ему в тюрьму, ездила на редкие свидания. А когда Серого выпустили на свободу, вышла за него замуж. У них родилась дочка. Марина стала настоящей музой для Александра. Благодаря ей он не сорвался, не запил. Более того, в нем проснулся дар писателя — за серию рассказов Серый одно время был лауреатом «Литературной газеты».

Александр жил надеждой на то, что рано или поздно ему позволят самостоятельно, без всякого напарника, снять кинофильм. Вот тогда он покажет себя, вот тогда узнают, на что способен этот человек с серенькой фамилией…

И опять выручил Данелия. Серый предложил ему идею сценария. Друг идею одобрил. «Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он, — вспоминал потом Георгий Николаевич. — На том и порешили».

В соавторстве с писательницей Викторией Токаревой Данелия обработал сценарий Валентина Ежова (сценариста «Белого солнца пустыни»). И концепция, и главные действующие лица, и актерский состав неоднократно менялся. Сюжет о том, как лейтенант милиции добрым словом перевоспитывает группу уголовников, превратился в историю «джентльменов удачи».

Работа у них ладилась. В итоге Серый получил на руки великолепный текст, а Данелия и Токарева, побросав свои семьи, создали новую.

Серый сценарий доработал. Это он добавил туда те самые словечки и фразы, которые, покинув экран, и по сей день у всех на устах. «Пасть порву», «Редиска», «Деточка, а вам не кажется, что ваше место у параши?» — и так далее.

Да, пригодился тут Серому тюремный опыт. Плакаты в кадре, вроде таких, как «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», — оттуда, с зоны.

Сценарий, однако, это еще полдела, а то и того меньше. Надо чтобы его утвердили, дали «добро» на съемку. Серого обязали получить консультацию в милицейских кругах. С пачкой машинописных листов он отправился к одному чину в Главное управление исправительно-трудовых учреждений МВД. Это был полковник Илья Голобородько, толковый и разумный человек.

«Дежурный по КПП сказал, что какой-то настырный человек без пропуска непременно хочет говорить со мной. Я разрешил его пропустить, — рассказывает Илья Голобородько в интервью одной из газет. — Минуты через две в кабинет вошел статный мужчина во всем сером и представился:

— Я Серый.

— Вижу. Это что, ваш воровской псевдоним? — спрашиваю с иронией.

— Нет-нет, — смутился он. — Я всамделешний Серый Александр Иванович, режиссер «Мосфильма». А к вам по поводу одного сценария…».

Так полковник Голобородько познакомился с Александром Серым. Потом он прочитал сценарий. Воспитатель детского сада — мягкий и отзывчивый Трошкин, благодаря внешнему сходству с матерым преступником и главарем воровской шайки Доцентом, влип в такую ситуацию, которую безобидным приключением никак не назовешь — новые его «воспитанники», недосидевшие срок уголовники, требуют от него неординарных поступков.

Голобородько сразу же пригласил к себе на беседу авторов будущего фильма. Высказав слова одобрения, милицейский чин также заметил, что пока в тексте не достает некоей осведомленности о жизни заключенных, работе ИТУ, и посоветовал режиссеру похлебать баланды в зоне, переночевать там недельку-другую… Серый чуть в обморок не упал! Голобородько тогда еще не знал, что у нашего земляка имелась судимость, а Александр Иванович предложению перепугался. Но, чтобы не ссориться с консультантом фильма, поехал в тюрьму, отметил там командировочное удостоверение и, пожив две недели в городской гостинице, вернулся в Москву.

Фильм делали всего три месяца, с февраля по апрель. В нем снимались Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Раднэр Муратов, Эраст Гарин, Наталья Фатеева, Николай Олялин, Зоя Василькова, Анатолий Папанов и другие звезды кино. Съемки шли днем и ночью в Москве и Самарканде.

Роль Василия Алибабаевича в комедии «Джентльмены удачи» режиссер Александр Серый изначально готовил для Ильи Рутберга. Потом сыграть Васю должен был Фрунзик Мкртчян. Но и он по ряду обстоятельств не смог. Так, совершенно случайно в картину попал Радик Муратов.

Илья Рутберг рассказывает:

— Никого, кроме меня, в этой роли ташкентского идеалиста он не видел. Я попробовался и был утвержден. Я рассказал об этом своему учителю (а я учился тогда на режиссерском факультете ГИТИСа) Марии Иосифовне Кнебель. Она знала, что я снимаюсь в кино, она относилась к этому абсолютно профессионально. Но здесь надо было уехать на 4 месяца. Она говорит: «Выбирайте, потому что я не буду 4 месяца стоять на месте с ребятами. И чтобы нагнать — не только понять, что будет излагаться, поставить отрывки, поставить этюды, пройти курс по движению и т. д., — вам придется брать академический отпуск, и дальше вы будете учиться у того, кто ведет следующий курс». Этого я допустить не мог. И я отказался от роли, которую очень хорошо сыграл Радик Муратов.

Мы с Сашей Серым искали этот образ, я начинал уже в себе его взбалтывать и ощущать. Должен он был быть добрым? Да, обязательно. Должен попадать впросак? Должен. Но у Радика этот человек попадал впросак по наивности, а у меня должен был понимать, что идет в западню, но уйти не мог, потому что был добрым человеком. Радик тоже был добрым, но наивным. А я был добрым и мудрым, просто жертвовал собой, чтобы сделать получше людям. Вот как в нашей договоренности решался этот персонаж…

Для съемок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов любил рассказывать, как снимали этот эпизод: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съемок из этого раствора — и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

В фильме есть такой эпизод. Леонов по дороге к проруби спрашивает у ребенка на лыжах и в шапочке:

— Девочка, где тут у вас лодочная станция?

Эта девочка — дочь Александра Ивановича Серого. Ей тогда было десять лет. Она часто бывала на съемках, любила смотреть, как ловко управляет папа всем процессом на съемочной площадке.

Из-за обилия тюремной лексики фильм долго не хотели пропускать на экраны. «Джентльменов удачи» посмотрел глава МВД Николай Щёлоков и хохотал до слез, как вспоминают очевидцы. Но, как однажды Леонову сказал другой чиновник, запретивший фильм «Тридцать три», «одно дело, когда смотришь фильм как человек и совсем иное — как генерал!». И вполне возможно, что кинопленка осталась бы лежать на полках архива до конца восьмидесятых, если бы фильм не показали генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу. Генсек оценил меткий юмор и заметил, что весь этот жаргон знает каждый мальчишка. Он дал ему зеленую улицу. Кинокартину размножили, сделав 24 копии, и пустили по экранам страны.

Как поведал тот же Илья Голобородько, вскоре после первых показов из областей, краев и республик пришли рецензии. Все они были положительными. Только «Комсомольская правда» съехидничала: «Кино это или комедия?»

А зрители смеялись до слез. И как только в городах на афишах появлялось название фильма «Джентльмены удачи», так спекулянты у касс выстраивались в очереди с утра пораньше. 20-копеечные билеты запросто шли по трояку. Три рубля тогда были ого какими деньгами…

Уже во время съемок Александр Серый начал болеть по-настоящему. Болезнь распознали не сразу, и она оказалась опасной. То была какая-то особая, вялотекущая форма рака крови. Это угнетало режиссера, пагубно влияло на его творчество. Положение усугубил и еще один печальный случай.

Однажды в квартиру, где жила семья Серого, позвонили. Хозяин открыл дверь. Незнакомец из темноты общего коридора выстрелил почти в упор из ружья для подводной охоты. Но — промахнулся Гарпун угодил в щеку по касательной, задел ухо. Серый потом уверял, что этот человек давно охотится за ним, преследовал его и раньше, и что, по всей видимости, он тот самый, ставший инвалидом, архитектор. Рана на лице заросла, оставив шрам. А рана душевная все более и более мучила Александра Ивановича.

Серый пробовал, конечно же, повторить успех «Джентльменов удачи», но удача от него отвернулась. Он снял еще два фильма: «Ты — мне, я — тебе» (1976 год) и «Берегите мужчин» (1982 год).

Что дальше? А вот что. Ожидание неизбежной смерти, постоянный нервный стресс, мания преследования — все эти факторы не могли не сказаться на психике. В октябре 1987 года, за неделю до своего 60-летия, Александр Иванович Серый застрелился, взяв на себя тяжкий грех самоубийства. Киноактер Леонид Куравлев посоветовал родным и друзьям не судить покойного строго: «Он ушел из-за страшной болезни, не желая доставлять страдания своим близким. А памятником ему остался веселый фильм о романтиках с большой дороги».

Ныне в живых нет не только режиссера, но и актеров, столь прекрасно сыгравших роли героев фильма — Евгения Леонова, Георгия Вицина, Савелия Крамарова. Последним из «рецидивистов» ушел в мир иной Раднэр Муратов, он же Василий Алибабаевич, разбавлявший кое-чем непотребным бензин.

А уже в наше время с писательницей Викторий Токаревой случилась такая история. Однажды, рассказывает московская пресса, был прием у Владимира Владимировича Путина. Президенту представили и Викторию Самуиловну.
— Я плохо знаю ваши произведения, — честно признался глава государства.

На это Токарева заметила:

— Ну, уж одно вы знаете отлично — «Джентльмены удачи».

Очевидцы говорят, что Путин был потрясен: такая милая дама и эти «пасть порву, моргалы выколю», «Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста» и тому подобные выражения, слетевшие с экрана в самую народную гущу.

По материалам Виталия Жихарева.

Фильмы

Режиссер

· 1982 Берегите мужчин!

· 1976 Ты — мне, я — тебе

· 1971 Джентльмены удачи

· 1968 Вежливость (в к/а Фитиль № 70) (короткометражный)

· 1965 Иностранка совм. с К. Жуком

· 1963 Выстрел в тумане совм. с А. Бобровским

Сценарист

· 1976 Ты — мне, я — тебе автор сценария совм. с Г. Гориным