Дом в Японии

Содержание

Архитектура Японии

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов.

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Изогнутые крыши в первую очередь связанны с тем, что они сделаны из свежего бамбука. При засыхании бамбук закручивается и становится твёрдым. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте.

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода

Примеры реконструированных зданий периода Яёй Ханива-дом
Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки
на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага
Реконструкция жилищ,
город Сэтоути, префектура Окаяма

Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов. Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Тории святилища Ицукусима

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Золотой зал и пагода в Хорю-дзи, 607 год

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара, построенный принцем Сётоку в 607 году.

Главный зал храма Тодай-дзи, 745 год

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара, построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан

Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин Украшение на крыше храма Хоодо Храм Дайго-дзи в Киото

Японская средневековая архитектура

Камакура и Муромати

  • Кинкаку-дзи (Золотой павильон), Киото

  • Гинкаку-дзи (Серебряный павильон)

  • Сад камней в Рёан-дзи

Адзути-Момояма

Период Эдо

  • Павильон Сёкинтэй во дворце Кацура

Архитектура периода Мэйдзи

В эпоху Мэйдзи в Японию проникает западная (европейская и американская) архитектура. После заключения неравных ансайских договоров в «договорных портах» возникают экстерриториальные поселения иностранцев, например иностранное поселение Кобе. Эти поселения застраиваются домами в европейском стиле. Такие дома в европейском архитектурном стиле, в которых жили европейцы и американцы, постоянно проживающие в Японии, получают название идзинкан. Застройка «идзикан» сохранилась в районе Кобе Китано-тё. Аналогичный район Яматэ есть в Иокогаме.

Здания в западном или смешанном западно-японском стиле строятся и для нужд Японии. Примером является школа Кайти в Мацумото. В Японии начинают работать иностранные архитекторы, например Джеймс Гардинер. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж — первое высшее техническое заведение Японии, где в том числе готовили и архитекторов. Архитектуру в колледже преподавал Джосайя Кондер. Выпускники колледжа, его ученики Тацуно Кинго, Катаяма Токума, Сонэ Тацудзо, Сатати Ситидзиро и Симона Кикутаро стали первым японскими архитекторами, овладевшими принципами западной архитектуры. Примеры их работ — дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку (Катаяма Токума).

Примеры архитектуры эпохи мэйдзи можно увидеть в музее под открытым небом Мэйдзи-мура.

Архитектура периодов Тайсё и раннего Сёва (до Второй мировой войны)

В начале XX века в Японии подождали пользоваться популярностью различные течения европейской архитектуры, такие как неостили и эклектика. Примером может служить Мемориальный зал открытия порта Иокогамы, построенный в 1917 году (неоренессанс).

Иностранные архитектуры подложили играть важную роль в развитии японской архитектуры и после Первой Мировой войны. Одним из них был чешский архитектор Ян Летцель, который построил в Японии более сорока зданий, однако почти все они были уничтожены Великим землетрясением Канто в 1923 году. Сохранились руины Выставочным центром торгово-промышленной палаты Хиросимы (1915 год). Здание было большей частью разрушено атомной бомбардировкой Хиросимы, и а настоящее время известно, как Мемориал мира в Хиросиме.

Одним из важнейших пионеров современной архитектуры в Японии был Антонин Раймонд (родился в Австро-Венгрии, этнический чех, позднее получил гражданство США). Раймонд сотрудничал с Фрэнком Ллойдом Райтом, по проекту которого в Токио был построен отель «Империал» (не сохранился, входная группа перенесена в музей под открытым небом Мэйдзи-мура). Благодаря Раймонду, испытавшему влияния Ле Корбюзье, в Японию начали проникать идеи модернизма. Важнейшим японским архитектором-модернистом стал Кунио Маэкава, бывший учеником Раймонда.

В 1930-х годах на волне национиализма в Японии сформировался стиль Тэйкан-дзукури, «стиль имперской короны», в котором европейский неоклассицизм сочетался с элементами традиционной архитектуры. Памятники этого стиля сохранились не только в самой Японии, но и на территориях бывшей Японской империи — Корее (Сеульская библиотека), Тайване (Исторический музей Гаосюна, первоначально — администрация Гаосюна), Сахалине (Сахалинский государственный областной краеведческий музей).

Современная японская архитектура (после Второй мировой войны)

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

Важнейшими архитекторами первых послевоенных десятилетий были Кунио Маэкава, Кэндзо Тангэ. В 50-70-х годах в Японии развивалось архитектурное течение метаболизм, получившее всемирную известность. Позднее всемирную известность (Притцкеровская премия 1995 года) приобрёл Тадао Андо (начало профессиональной деятельности — 1969 год).

  • Здание штаб-квартиры Fuji TV на острове Одайба (арх. Кэндзо Тангэ)

> См. также

  • Японский сад
  • Васицу
  • Группы традиционных зданий — комплексы городской и сельской исторической застройки, охраняемые государством

Примечания

  1. 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  2. 1 2 Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0.
  3. Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Архитектура Японии
  • Кальчева А. Архитектура японских замков.
  • Китайская и японская архитектура в энциклопедии «Кругосвет».
  • Gharipour M. A Postmodern Experience? The Case of Japanese Architecture : : // The Electronic Journal of Contemporary Japanese Studies. — 2011. — Vol. 11, no. 1 (31 January).

Стили и направления

Здания

Элементы

Ворота, входные группы

Религиозные здания
и сооружения

25 потрясающих шедевров современной архитектуры из Японии, которые стоит увидеть


25 шедевров потрясающей современной архитектуры Японии, которые стоит увидеть каждому

Япония развивается невероятными темпами, а ее архитектура, в основе которой лежит загадочная философия Востока, привлекает все большее внимание тысяч туристов со всего Света. В нашем обзоре представлены 25 потрясающих, невероятных, умопомрачительных шедевров современной архитектуры страны восходящего солнца, которые должен увидеть каждый.

1. Жилой комплекс Cellbrick в Токио


Жилой комплекс Cellbrick в Токио


Невероятный интерьер дома в жилом комплексе Cellbrick

Весьма необычный дом Cellbrick состоит из множества стальных модулей. Они расположены в шахматном порядке, что придает стенам здания оригинальный вид. Внутри дома эти модули служат в качестве стеллажей, на которые можно поставить небольшие предметы.

2. «Дом-занавес» в Токио


‘Дом-занавес’ в Токио


Интерьер уникального ‘Дома-занавеса’

«Дом-занавес» был спроектирован легендарным японским архитектором Шигеру Баном и построен в 1995 году в Токио. Первое, что бросается в глаза при виде столь необычного здания — это огромный занавес высотой в 7 м, растянувшийся по периметру главного фасада. Он служит преградой проникновению солнечных лучей и придает зданию восточный шарм.

3. Дом Hansha Reflection в Нагое


Дом Hansha Reflection в Нагое


Hansha Reflection: макеты, представленные авторами проекта


Удивительно открытый к внешней среде интерьер здания Hansha Reflection в Нагое

Hansha Reflection — это двухэтажный жилой дом со своим внутренним двором и площадкой на крыше, расположенный рядом с живописным секвойным парком в Нагое. Невероятная форма здания является, по словам авторов проекта, «отражением окружающей среды, жизненного уклада и философии японцев».

4. Жилой дом House Na в Токио


Жилой дом House Na в Токио


House Na в Токио


Максимально открытый интерьер дома House Na

Японский архитектор Су Фудзимото разработал многоуровневый дом House Na по подобию ветвей дерева. Чтобы добраться до самой верхней площадки, гостям придется преодолеть замысловатую систему из открытых пространств. Основными материалами служат сталь и стекло.

5. Школа из стекла в Канагаве


Школа из стекла в Канагаве


Здание школы в сумерках


Стеклянная школа в Канагаве: интерьер

Стеклянная школа — филиал технологического института Канагавы была спроектирована японским дизайнером Джунией Ишигами. По ее словам, «главной идеей при разработке школы явилось создание среды, в которой каждый почувствует свободу образовательного процесса, и где не будет никаких правил»

6. «Дом-замочная скважина» в Киото


«Дом-замочная скважина


‘Дом-замочная скважина’ в сумерках


Интерьер ‘Дома-замочной скважины’

Главная особенность необычного жилого дома в Киото — остекленная ниша L-образной формы, по периметру окружающая вход в здание. Интересно, что на главном фасаде отсутствуют окна, что не мешает жильцам и их гостям чувствовать себя комфортно в стенах «Замочной скважины».

7. Коммерческий центр Mikimoto House в Токио


Коммерческий центр Mikimoto House в Токио


Mikimoto House в Токио


Внутри Mikimoto House

Автор неповторимого здания коммерческого центра Mikimoto House — японец Тойо Ито. 24-этажный комплекс был построен в 2005 году в токийском экономическом районе Джинза. Своим творением автор показал всему миру, как из стали и железобетона можно создать что-то уникальное и запоминающееся.

8. Небоскреб Mode Gakuen Cocoon в Токио


Небоскреб Mode Gakuen Cocoon в Токио


Небоскреб Mode Gakuen Cocoon вечером


Фрагмент небоскреба

Строительство небоскреба в форме гигантского кокона было завершено в 2006 году. 204-метровый небоскреб — это основной филиал известной школы моды Mode Gakuen University. В башне также располагаются многочисленные рестораны, кафе и бутики. Mode Gakuen Cocoon считается 19-ым по высоте зданием Японии и занимает вторую строчку после Московского Государственного Университета в списке самых высоких образовательных учреждений мира.

9. Дом MON Factory в Киото


Дом MON Factory в Киото


Дом MON Factory: интерьер

Пересекающиеся ряды из круглых отверстий в стенах жилого дома MON Factory создают в интерьере эффект движущегося света. Это на первый взгляд не самое яркое здание стало одним из символов современного Киото.

10. Дом-капсула «Накагин» в Токио


Дом-капсула Накагин в Токио


Те самые квартиры-капсулы Накагина


Интерьер одной из квартир

Построенный в 1972 комплекс «Накагин» архитектора Кисе Курокавы напоминает огромную гору из стиральных машин, что не помешало зданию стать общепризнанным шедевром послевоенной архитектуры метаболизма. Небольшие квартиры-капсулы предназначены для бизнесменов и предпринимателей, погруженных в свои дела — в них есть душ, туалет, кровать, телевизор и телефон. Автором проекта планировалось, что капсулы будут меняться каждые 25 лет, однако до сегодняшнего дня их замена ни разу не была произведена, что привело потрясающий комплекс к аварийному состоянию.

11. Развлекательный комплекс «Оазис 21» в Нагое


Развлекательный комплекс «Оазис 21


в состав комплекса Оазис-21 входит каток


Развлекательный комплекс Оазис-21 в эффектной ночной подсветке

Открывшийся в 2002 году современный развлекательный комплекс «Оазис 21» содержит множество ресторанов, магазинов и автобусный терминал. Основная часть комплекса находится под землей. Главная фишка «Оазиса 21» — его огромная овальная крыша, которая буквально парит над землей. Она наполнена водой, что создает интересный визуальный эффект и снижает температуру в самом торговом центре.

12. Жилой дом «Отражение кристалла» в Токио


Жилой дом ‘Отражение кристалла’ в Токио


‘Отражение кристалла’ в сумерках


Кристаллический интерьер дома

Жилой дом «Отражение кристалла» находится в густо населенном районе Токио. Автором проекта выступил Ясухиро Ямасита. Архитектору удалось решить сразу несколько проблем — он сумел найти место для компактной парковки и создать максимально открытое и светлое пространство с потрясающими видами из окон.

13. Бизнес-центр Tokyo Midtown в Токио


Бизнес-центр Tokyo Midtown в Токио


Tokyo Midtown

Бизнес-центр Токио состоит из 6 современных небоскребов. В их стенах находятся торговые центры, отели, развлекательные комплексы и музей. Между зданиями проходит главный бульвар, местами покрытый стеклянным атриумом и украшенный самыми разнообразными представителями флоры.

14. Музей науки в Нагое


Один из самых необычных музеев в мире


Музей науки в Нагое


Здание музея на фоне города Нагои

Пожалуй, главный символ Нагои — расположенный в центре города Музей науки. Он состоит из 3 корпусов, посвященных современным технологиям, естествознанию и биологии, и самого большого в мире планетария, представляющего собой огромную сферу диаметром 35 м.

15. Спиральная башня Mode Gakuen в Нагое


Спиральная башня в Нагое


Фрагмент башни в Нагое


Башня с необычного ракурса в Нагое

Еще один филиал института моды Mode Gakuen, башня-спираль, был построен в 2008 году в Нагое. 170-метровое изящное здание поражает прохожих своей красотой и устанавливает новые стандарты современного образования.

16. Филиалы банка Sugamo Shinkin Bank в Токио


Филиал банка Sugamo Shinkin Bank в Токио


Филиал банка Sugamo Shinkin Bank в Токио


Здание второго филиала банка в Токио


Филиал банка Sugamo Shinkin Bank ночью

Французский художник, дизайнер и архитектор Эмануэль Моро живет в своем собственном ярком мире и старается отразить его в своих работах. В ее представлении «здание банка не должно быть серым и скучным», а напротив, «посетители столь важного заведения, должны чувствовать благоприятную и добрую атмосферу».

17. Вилла Shell House в поселке Каруидзава


Вилла Shell House в поселке Каруидзава


Невероятный интерьер виллы Shell House


Входная зона Shell House

Построенная в лесах поселка Каруидзава вилла Shell House являет собой пример настоящей гармонии архитектуры и природы. Трубчатые помещения буквально вливаются в окружающую среду, максимально открываясь ей. Это место пользуется большим спросом как у ценителей архитектуры в стиле Фрэнка Ллойда Райта, так и у местных жителей, арендующих помещения виллы на выходные.

18. Церковь «Храм Света» в Осаке


Церковь ‘Храм Света’ в Осаке


Необычный интерьер церкви ‘Храм Света’

Вся церковь «Храм Света» выполнена из обычного железобетона. Автор проекта, известный во всем мире японец Тадао Андо, смог достичь невероятного светового эффекта с помощью ниш и отверстий, и даже крест за алтарем образует свет. Эта церковь стала настоящим флагманом японской архитектуры, а Андо был удостоен всевозможных наград.

19. Комплекс Urbanprem Minamiaoyama в Токио


Комплекс Urbanprem Minamiaoyama в Токио


Urbanprem Minamiaoyama ночью

12-метровое здание торгово-развлекательного комплекса в Токио включает в себя самые разные бутики и рестораны. От большинства других зданий Urbanprem отличает его сильно изогнутый фасад, из-за чего практически невозможно определить реальную высоту комплекса.

20. Фруктовый музей и парк в Яманаси


Фруктовый музей и парк в Яманаси


Фруктовый парк ночью


Интерьер музея

Строительство расположенного на территории фруктового парка уникального музейного ансамбля завершилось в 1997 году. Автор проект Итсуко Хасегава вложил в свою работу скрытый смысл — три покрытых стеклянной оболочкой здания символизируют «фрукты»(или плоды) духовности, ума и похоти.

21. Бумажная церковь в Кобе


Бумажная церковь в Кобе


Интерьер бумажной церкви


Бумажная церковь

Бумажная церковь была построена вместо сгоревшей церкви Такатори вскоре после разрушительного землетрясения, которое обрушилось на окрестности Кобе в 1995 году. Основной целью автора проекта Шигеру Бана было создание легко возводимой конструкции при наименьших финансовых затратах на материалы. Изначально автор расценивал структуру из картонных труб в качестве временной постройки, однако церковь и сегодня радует своих посетителей.

22. Кондитерский магазин SunnyHills at Minami-Aoyama в Токио


Кондитерский магазин SunnyHills at Minami-Aoyama в Токио


Внутри SunnyHills at Minami-Aoyama


Уютный интерьер магазина

Привлекательный кондитерский магазин в форме облака от Кенго Кумы располагается посреди жилого района Аояма в Токио. Создавая эту сложную структуру, Кума черпал вдохновение в традиционных для Японии бамбуковых корзинах. Деревянные ламели расположены под углом в 30 и 60 градусов, причем их монтаж был проведен без клея и винтов. Такой метод, по мнению Кумы, являет собой «сущность японской архитектуры».

23. Медиатека в Сендае


Медиатека в Сендае


Медиатека с ночной подсветкой


Фрагмент здания медиатеки


Интерьер медиатеки

Необыкновенное здание медиатеки от японского архитектора Тойо Ито было построено в 2001 году и сразу же стало символом города Сендай. По словам Ито, структура 7-этажной медиатеки включает в себя три главных элемента: платформы, трубы и кожу. Роль платформ играют этажи, которые буквально нанизаны на 13 колонн. Прямых колонн, несущих вес здания, всего пять, им также отведена роль шахт для лифтов. Все остальные опоры деформируются и меняют свое направление от одного этажа к другому. А кожа — это оболочка и стены всего комплекса. В здании расположены кафе, книжные магазины, библиотеки, выставочный зал и даже кинотеатр.

24. Здание итальянского Дома моды Tod’s Omotesando в Токио


Здание итальянского Дома моды Tod’s Omotesando в Токио


Tod’s Omotesando ночью


Интерьер помещения

Здание-офис известного итальянского дома моды было возведено в Токио на зеленом бульваре Омотесандо в 2004 году. Структура из железобетона и стекла имитирует силуэт дерева, что становится еще эффектнее когда многочисленные деревья, растущие рядом с 8-этажной постройкой бросают тень на ее фасад. Главным принципом при проектировании здания был принцип максимальной открытости, что весьма присуще архитектуре Японии.

25. Небоскреб Skytree в Токио


Небоскреб Sky Tree на фоне Токио


Sky Tree на закате


Смотровая площадка


Вход в здание

634-метровый небоскреб Skytree — самая высокая телебашня в мире и второй по высоте небоскреб после Бурдж Калифы. При строительстве башни, которое завершилось в 2012 году, была создана специальная система, возвращающая, по словам архитекторов, до 50 % силы подземных толчков при землетрясениях. Это особенно актуально для сейсмически опасной территории города Токио. Skytree считается главной визитной карточкой современной Японии.
Развивающаяся архитектура Японии преподносит все новые сюрпризы, о чем свидетельствуют Forest House in the City: дом с садом или сад с домом в Токио, дом для настоящих созерцателей и интровертов и дом, «сползающий» к реке. Об уникальности японского зодчества говорит и построенный недавно новый культурный центр от японских архитекторов

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что делать, когда нет места: 9 очень маленьких домов в Японии

С квартирами еще интереснее: второстепенные функции урезаются до предела. Когда студия Makoto Yokomizo проектировала токийский дом KES, санузел решили «подвесить» над прихожей. Попасть внутрь можно по выдвижной лестнице. Чтобы санузел визуально забирал еще меньше места, стены сделали стеклянными. Все это выглядит вполне оправданным, если знать площадь квартиры — 12 кв. м.


Жилой дом KES в Токион. О других необычных планировках читайте в материале «13 планировок квартир, которые пока сложно представить в России».

В частных домах можно позволить себе чуть больше места — но его все равно недостаточно, чтобы избегать смелых решений. Мы покажем это на примере девяти маленьких японских домов.

И дом, и сад одновременно. 64 кв. м

Garden and House, Токио
Ryue Nishizawa Studio

На каждом из пяти уровней этого здания есть собственный сад; растения выполняют функцию естественной преграды от любопытных глаз — стены в этом доме полностью прозрачные, чтобы обеспечить флоре как можно больше солнечного света. Этажи соединены винтовой лестницей, а в кровле проделано круглое отверстие, сквозь которое проникают более высокие растения, стоящие этажом ниже.

«Дом-утюг» по-японски. 70 кв. м

House S, Осака
Suga Atelier

Если бы не окно в торце, этот дом можно было бы перепутать с забором — до того плоским он кажется с определенных ракурсов. Несмотря на экстремальную компактность, удалось организовать даже внутренний двор. Это маленькое круглое пространство со скамьей и водоемом, куда стекает дождевая вода.

Архитекторы называют это здание «очень умиротворяющим, будто глубокая пещера», ведь глухой бетонный фасад надежно защищает жильцов от уличного шума.

«Дом-лодка». 60 кв. м

Lucky Drops, Токио
Atelier Tekuto

Этот дом заказала молодая семейная пара, которая располагала ограниченным бюджетом. В результате архитектор Ясухиро Ямасита спроектировал один из самых узких домов Японии — около двух метров в наиболее широком месте и 0,7 метра в самом узком.

Внутреннее пространство состоит из трех помещений. Их площадь разделена пропорционально тому, сколько времени жильцы проводят в той или иной комнате: самой большой получилась жилая площадь, чуть меньше — кухня, еще меньше — санузел. Чтобы в дом проникало много дневного света, для стен использовали полупрозрачный пластик, а для лестницы и полов — листы перфорированного железа.

Дом с пустотой посередине. 63 кв. м

Tiny House in Kobe
FujiwaraMuro Architects

Ширина этого дома немногим больше предыдущего здания — 2,5 метра. Чтобы увеличить площадь, архитектор пошел на два ухищрения: сделал много разноуровневых комнат и добавил второй свет с потолочным окном.

Пустота, образованная над столовой, сосредотачивает вокруг себя остальные комнаты: детскую, спальню, гостиную и кухню. В доме много элементов из дерева, что помогает создать атмосферу укромного убежища на одной из самых оживленных улице города Кобе.

Дом у реки. 54,2 кв. м

Cosy House, Токио
Mizuishi Architect Atelier

Как признавался потом архитектор Кота Мизуиши, каждый квадратный метр этого здания давался ему с боем. Все идеи упирались в два серьезных ограничения — улицу и реку, между которыми и находился крошечный треугольный участок заказчика. На площади 29 квадратных метров предстояло построить жилой дом для семьи с ребенком, а также организовать парковочное место. При этом из-за близости водоема власти не разрешили строить здание выше двух этажей.

Несмотря на все, дом получился довольно просторным — 54,2 квадратных метра. Добиться этого удалось за счет второго этажа, нависающего над первым. Эти «лишние» метры стали навесом для парковочного места.

Дом-кристалл. 45 кв. м

Reflections of Mineral, Токио
Atelier Tekuto

Еще один пример дома, в котором второй этаж защищает автомобиль от дождя и снега. Клиент хотел, чтобы в доме был навес для машины, и архитектор остроумно решил эту задачу — вдохновился формами природных минералов и спроектировал здание в форме многогранника. Дом поделен на четыре этажа, ни одна из комнат не имеет равных углов; окна находятся на точках пересечения граней.

Дом на ножках. 90 кв. м

Toda House, Хиросима
Office of Kimihiko Okada

Чтобы сэкономить место для внутреннего двора и детской площадки, весь дом подняли на несколько высоких колонн. Архитекторы сравнивают его с птичьим гнездом: несмотря на то, что из окон дома хорошо просматриваются окрестности, его жильцы чувствуют себя безопасно за счет высоты.

Дом, поделенный на два. 75 кв. м

Near House, Токио
Mount Fuji Architects

Несмотря на узость участка, здесь расположены сразу два дома: в первом, «парадном» доме, две рабочие зоны. На втором этаже расположена библиотека-кабинет, где работает заказчик, на первом — небольшая студия, в которой трудится его жена. За этим незамысловатым зданием стоит еще одно, отведенное для жизни вне работы: здесь расположены кухня, спальня, санузел и гостиная.

Прозрачный дом-дерево. 85 кв. м

House NA, Токио
Sou Fujimoto Architects

Заказчики Суо Фудзимото не хотели жить в тесных закрытых комнатах и сами предложили этот смелый вариант — дом, в котором почти нет стен. Тогда архитектор предложил им концепцию дома-дерева, в котором комнаты переходят и разветвляются, будто древесные ветви.

В представлении европейца, в этом здании сложно уединиться, однако притцкеровский лауреат Кадзуе Сэдзима убеждена, что японцы оценивают приватность совсем иначе: она строится не на отгороженности, а на максимальной открытости помещений. В конечном итоге именно прозрачные и проницаемые пространства помогают человеку почувствовать себя комфортно.

Узнать о японском взгляде на уединение можно в нашей статье «Уединиться в стеклянной комнате: нетипичный взгляд на приватность от японских архитекторов».

Японский дом, кажущийся чрезвычайно узким, скрывает в себе большие возможности


Узкий дом в Японии

В современном мире квартирный вопрос стоит очень остро. Каждый человек мечтает о том, чтобы купить, пусть и небольшой, но свой собственный дом. Но сегодня, увы, это не всегда возможно. Мало того, что в больших городах жилье стоит достаточно дорого, так еще и существует проблема с местом: архитекторам и проектировщикам достаточно сложно найти хорошую площадь для постройки многоэтажного здания. Но в Японии эту проблему уже решили.
Так, архитектурное бюро Mizuishi спроектировало необычный узкий дом, который снаружи выглядит очень непримечательным, но внутри его дизайн поразит воображение даже самого требовательного покупателя.

Узкий дом расположен на треугольном основании между дорогой и рекой

Невероятный узкий дом площадью 52,24 квадратных метра расположен в Японии и был спроектирован архитектурным бюро Mizuishi Architects Atelier. Он расположен на небольшом треугольном основании между дорогой и рекой.

Площадь узкого дома 52,24 квадратных метра

Несмотря на то, что снаружи дом кажется очень узким, благодаря стараниям дизайнеров, внутри он выглядит довольно просторным.

У узкого дома 3 этажа


Кухня и гостиная расположена на втором этаже

Невзирая на то, что площадь дома маленькая, дом имеет два этажа. Причем планировка дома тоже достаточно необычная: спальня расположена на первом этаже, а кухня и гостиная – на втором.

Спальня расположена на первом этаже узкого дома


Также на первом этаже узкого дома есть полноценная ванная комната

На крыше есть небольшая игровая комната для всей семьи. В игровую можно добраться по лестнице.

На крыше узкого дома есть игровая комната


К игровой комнате можно добраться по лестнице

Все стены дома выкрашены в белый цвет, что зрительно увеличивает пространство комнат.

Узкий дом очень необычный, но практичный

К слову, узкий дом — не самый необычный из всех тех, что существуют на планете. вот, например, 15 сумасшедших домов, в которых живут самые обычные люди. Эта подборка точно не оставит никого равнодушным.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Следует понимать, что японский дом сегодня и вчера – это во многом разные вещи. В нашем мире повсеместно на место старым традициям, материалам, технологиям приходят новые, Родина Самураев не является исключением. Архитектура идет в ногу со временем и видоизменяется, в мегаполисах это более заметно, в сельской местности не так явно.

🈚В городском жилье можно найти намного больше сходства с традиционным дизайном во внутреннем обустройстве, чего не скажешь о внешнем виде. 🈵Внимание! Несмотря на то что японский стиль домостроения формировался во многом под влиянием китайской архитектуры, у него есть ряд важных особенностей – простота, хорошее освещение и несимметричная схема! 🈯Минимализм – главная составляющая японского быта и интерьера.

Как устроен традиционный дом в Японии

Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка. В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.

Минка можно разделить на несколько видов:

  • матия: где жили горожане;
  • нока: проживали крестьяне;
  • гёка: рыбацкие строения;
  • гассё-дзукури: минк в труднодоступных горных районах с крутыми и массивными соломенными крышами, хижина шелкопрядов.

🈚Кровля Матия – черепица или плитка. Кровля Нока – солома или дранка. 🈯Хоть Минка, в классическом понимании этого слова, и подразумевает средневековые постройки, но в наши дни этот термин применяют к любому жилому строению Страны Восходящего Солнца.

Основные особенности

Элемент Минка
Материал
Особенности
Основные материалы дерево, бамбук, глина, трава, солома Легкодоступные и недорогие материалы.
Крыша солома, черепица Опирается на деревянные балки, может быть прямой, заостренной по углам либо приподнятой.
Стены глина, дерево Внутренние стены обычно остутсвуют, вместо них используют Фусума или Сёдзи (передвижные ширмы) — бумага Васи прикреплена к деревянной раме. По этой причине Минка можно смело назвать жильем с свободной планировкой.
Фундамент камень Только это предназначение.
Пол земляной либо деревянный, поднятый на сваях (50-70 см) Покрываются циновками татами или мусиро. Татами более прочный красивый вариант, делается из специального бамбука игуса и рисовой соломы.
Мебель дерево Мебели мало. Шкафы встроенные. Можно выделить Котацу. Это своего рода небольшой японский столик. Состоит из трех элементов: опора, столешница и прокладка между ними в виде тяжелого одеяла или матраса футона. Часто под этим столом в полу находился источник тепла в виде очага. Самые важные вещи храняться в особых японских сундуках на колесиках Тансу, в случае пожара их легко спасти, выкатив на улицу.
Окна и двери дерево и бумага васи Все окна и двери, за исключением главного входа, не являются стационарными, их роль играют Фусума или Седзи.
Декор каллиграфия, картины, икебана Все очень скудно в сравнении с европейскими домами. В основном элементам декора выделяется одна небольшая ниша (токонама).

Татами

🈯Дымоходов практически нет. Это объясняется приподнятым сваями полом и высокой крышей.

Фото: Котацу

Все чаще традиционные японские дома возводятся из нескольких этажей, хотя раньше использовался только один уровень.

Вообще история архитектуры развивалась с четом особенностей климата, рельефа и других особенностей. К примеру, высокая температура и влажность повлияли на то, что японское жилище делалось максимально открытым, проветриваемым и светлым.
А опасность землетрясений и цунами сподвигла на использование свай при проектировании. Они смягчали толчки. Также крышу старались максимально облегчить, чтобы при разрушении дома она не смогла причинить критический физический урон владельцам.

Японский стиль предполагает трепетное отношение к чистоте и гармонии. Ведь изначально помещение было проектом для обитающего на полу человека. А для такой философии отсутствие грязи и хаоса крайне важно. Не зря в обычай вошли такие вещи, как специальные тапочки перед уборной и ванной или исключительно белые носки.

Фото: Внутри жилья

🈚Справедливости ради отметим, что поддерживать чистоту в японских квадратных метрах проще, чем в наших квартирах. Обусловлено это минимальным присутствием мебели – главное место скопления пыли.

Отдельно следует выделить японский сад

Картинка: Сад

Гармония с окружающим миром и природой глубоко вросла в философию этого восточного народа. А это не могло не сказаться на их повседневной жизни, в том числе и на проектировании своего домашнего очага.

Японцы окружали свои дома чудесными и характерными только для них садами. Путешественников поражало красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и изделий, сделанных человеком: мостики, пруды, фонари, обвернутые в прозрачную бумагу, статуэтки и многое другое.

Но, пожалуй, Сакура – самый распространенный элемент в японском садике. Это не просто растение, это настоящий символ всех эпох, династий и империй.

🈚Убирая все Фусума или Сёдзи, японец превращает дом в подобие “беседки” в своем же саду, тем самым удовлетворяя врожденную потребность в размышлении о смысле жизни. Отчасти это объясняет отсутствие классических в нашем понимании окон и дверей. 🈯Между прочим, многие европейские и американские специалисты по ландшафтному садовому дизайну за основу своих проектов берут именно японский стиль оформления придомовой территории

Схема устройства

Итак, если подытожить, то схема устройства традиционного жилища японца будет состоять из следующих мест:

  • внешняя ограда;
  • садик;
  • чайный дом (чаще у знати);
  • хозяйственные постройки (амбар или место хранения орудий труда и инструментов);
  • веранда (энгава);
  • главный вход (одо);
  • прихожая Гэнкан;
  • кухня;
  • туалет;
  • ванная комната или японская баня офуро;
  • комнаты (васицу).

🈯Центральная часть дома может состоять из нескольких васицу. Если планируется большое собрание гостей, то все перегородки убираются, получается один большой зал! 🈵Важно! Японцы часто измерят комнаты не квадратными метрами, а количеством татами. Стандартная циновка имеет 90 см в ширину и в два раза большую длину.

Вообще татами является важным элементом японской культуры. Их количество и расположение могут определять характер васицу. К примеру, это может быть спальня. В таком случае на циновки ставят японский матрац Футон и получается стандартное спальное место жителя местности-родоначальницы борьбы Сумо.

Чайный домик или Тясицу

У важных и богатых семей на территории располагался чайный домик. Первые подобные сооружения появились в 15 веке нашей эры. Из названия следует, что эти места предназначались для чайной церемонии и в целом обладали главными свойствами и признаками культуры – минимализм, аскетизм, простор и освещенность.

🈯Прудик или озерцо вокруг – классика жанра!

В то же время наблюдается и ряд особенностей:

  • Низкий вход, требующий от человека встать на колени. Главный посыл этой идее в том, что независимо от статуса каждый должен нагнуться для входа в этот “храм чаепития и духовного наслаждения”. Второй момент – сюда не допускались люди с оружием, подобная дверь мешала самураю проникнуть в Тясицу с оружием.
  • Напротив входа было обустроено место, в котором сосредотачивались некие атрибуты. Это были либо традиционные каллиграфические рисунки и тексты, которые являлись предметом дискуссии, либо расслабляющие предметы вроде икебан или расточающие благовония палочки и курильницы.

🈚Чайные домики Японии способствуют медитации и умиротворенности либо же наоборот –располагают к философским беседам.

Рисунок: Чайный домик в Японии

Гостиницы Рёкан

Эти отели также можно отнести к традиционным японским домам. Для туристов и путешественников это своего рода храм традиционной японской культуры. Все в номерах обустроено в манере, соответствующей хижине Минка.

Здесь можно с головой окунуться в японскую самобытность. Выспаться на матрасах, постеленных на татами. Провести время в о-фуро. Увидеть традиционные одеяния кимоно, в которые облачен персонал. Вкусить с помощью японских палочек хаси национальную кухню, насыщенную морепродуктами и овощами.

🈯Имейте в виду! Здесь вы не найдете бассейнов, фитнес и конференц-залов. Но во многих Рекан можно встретить, к примеру, комнаты караоке или настольный теннис.

Современный дом в японском стиле

Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.

В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.

Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.

Город. Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.

В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.

Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.

Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:

  • Небольшой узкий коридор.
  • По одну его сторону коридора располагается совмещенный санузел.
  • С другой стороны есть встроенный шкаф и кухня.
  • Далее небольшая комната.
  • Миниатюрный балкон с палкой для сушки.

Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.

Вход в квартиру

Кухня в шкафу

Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.

Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.

🈵В японских домах практически не практикуется центральное отопление, вместо этого применяются газовые, электрические, инфракрасные и даже керосиновые обогреватели.

Сельская местность. Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.

Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.

Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:

  • Минимальное количество мебели. Игнорирование стульев и кресел.
  • Возвышение пола на полметра над землей.
  • Свободная планировка, которую обеспечивают передвижные ширмы (Фусума или Седзи).
  • Высокая крыша.
  • Сад.

🈯Чем зажиточнее крестьянин, тем больше он пользуется достижениями современной науки. Бедные люди на селе все так же делают крышу из соломы, спят на футоне, согреваются у котацу.

Каркасные строения

Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.

Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.

В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие, при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.

Выделяют три типа каркасных домов:

  1. Деревянные. Это традиционные японские Минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетонные. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические строения. Каркасная технология позволяет возводить причудливые строения необычных форм и их сочетаний.

Каркасное необычное строение

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.

Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.

В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.

В завершении видео на тему:

Tрадиционный японский дом и особенности современного японского жилища

Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).

На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.

Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.

Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.

Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.

Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

Мотивация стиля

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

Внутренний мир

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.

Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере(как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт(метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.

Домашний адрес

Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.

Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.

Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов.

Традиционный японский дом

Обувь оставляют у порога

Залитая солнцем деревянная веранда-энгава, выходящая в сад; изготовленные из стеблей тростника игуса (ситник) маты татами; пространство комнат, разделенное перегородками фусума – все это придает традиционному японскому дому уникальное очарование и неповторимый стиль.

И в наши дни, когда в Японии становится все больше квартир и домов в западном стиле, японцы не изменяют обычаю оставлять обувь на входе в дом, у порога.

Впрочем, обычай не ходить по дому в уличной обуви распространен много где и на Западе, но в японском доме существует специальное место татаки, полоса бетонного пола в прихожей, предназначенное именно для того, чтобы снимать там обувь. В Японии с ее землетрясениями, тайфунами и прочими природными катаклизмами традиционное жилище устроено таким образом, что пол в жилых помещениях ступенькой возвышается над полом прихожей гэнкан – это позволяет спастись от сырости и затоплений во время ливневых дождей. Татаки находится на нижнем уровне, «на земле», чтобы можно было снять или надеть обувь, присев на более высокий пол комнаты. Кроме татаки в прихожей на «нижнем» уровне также обычно располагается шкаф для обуви, который называется гэта-бако – «ящик для гэта».

Прихожая гэнкан в традиционном японском доме: шкаф для обуви гэта-бако (слева), татаки (на переднем плане).

По водостокам, рассчитанным на обильные осадки в сезон дождей и во время тайфунов, вода, скапливающаяся в желобах на карнизах домов, стекает на землю или в специальные сточные канавки. Водосток, призванный уберечь дом от ущерба, который может нанести дождевая вода, состоит из узкого длинного желоба (ама-дои) и цепочки с крупными звеньями в виде маленьких чашечек (кусари-дои). Это тоже характерная особенность японского традиционного жилища.

Узкий длинный жёлоб ама-дои и «цепочка дождя» кусари-дои, по которой вода из желоба стекает на землю.

Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу

В японских домах, которые мы часто видим в исторических сериалах, фильмах и анимэ, одно большое жилое пространство делится на комнаты скользящими перегородками фусума и сёдзи, изготовленными из дерева и японской бумаги васи. Запереть такую комнату на ключ невозможно. Перед тем, как зайти в нее, нужно подать голос, как бы предупредив о своем появлении, а затем обеими руками аккуратно сдвинуть дверь-перегородку в сторону.

Фусума – это скользящая дверь, обклеенная японской бумагой, отделяющая помещения друг от друга. При необходимости ее можно снять – в отличие от фиксированных постоянных стен перегородки фусума позволяют с большей легкостью и свободой менять внутренний интерьер дома. Сёдзи – решетчатая деревянная рама, ячейки в которой затянуты японской бумагой. Она не позволяет постороннему взгляду попасть внутрь дома, а заодно мягко и ровно рассеивает солнечный свет по комнате.

Обе эти перегородки как нельзя больше подходят для теплого и влажного японского климата – они помогают регулировать циркуляцию воздуха и уровень влажности в помещении. Комбинация двойного стеклянного окна и сёдзи, которая позволяет любоваться видом на сад, называется юкими-сёдзи (яп. «сёдзи для любования снегом»). Есть и другие виды подобных перегородок.

Татами – мат для пола, изготовленный из тростника игуса. Площадь одного мата составляет 1,62 м2 и он содержит около 500 мл влаги. Когда в доме сухо, эта влага испаряется из татами, повышая влажность воздуха. В комнате, пол которой устлан татами, обычно всегда чувствуется слабый запах тростника игуса. Этот тростник обладает особой эластичностью – на нем не устаешь сидеть и лежать. А кроме того, его внутренние мягкие волокна обладают очищающим свойством, благодаря которому тростник освежает воздух в комнате.

Тростник игуса – материал, из которого изготавливают татами (слева); мат татами (справа)

В японской традиционной гостиной, где принимают дорогих гостей, обычно расположена стенная ниша токонома. Чтобы гостю было особенно приятно, в токономе с учетом специфики сезона вывешивается живописный свиток, ставится композиция из цветов икэбана, зажигаются ароматические палочки и демонстрируются утонченные образцы традиционных изделий из керамики.

В глубине комнаты – ниша токонома с картиной и композицией икэбана. Пол устлан матами татами. На переднем плане – дверь-перегородка фусума. Справа – решетчатые окна сёдзи.

В последнее время все меньше становится аутентичных японских комнат васицу. Вместо этого в гостиных западного образца оборудуется устланный татами «японский» угол, в котором можно в свое удовольствие полежать на полу. На окна вместо занавесок устанавливаются сёдзи, на лампы – абажуры из японской бумаги васи. Так что японский стиль продолжает пользоваться спросом, а заказы на такой интерьер поступают даже из-за рубежа.

Юкими-сёдзи (окно, состоящее из стекла и подвижной решетки сёдзи – скользящую решетку сёдзи можно поднять и любоваться видом через стекло)

Купальня о-фуро: два в одном

В японском традиционном доме не может быть «совмещенного санузла» по западному образцу: ванная комната о-фуро и туалет всегда располагаются отдельно. Сама ванная комната поделена на две части – ванна-купальня и место для предварительного мытья вне ванны. Местом для раздевания служит предбанник – небольшое помещение рядом с ванной комнатой. Как правило, в японских семьях члены семейства, предварительно помывшись, купаются в одной и тоже воде, не меняя ее. Если вас пригласят в японский дом с ночевкой, постарайтесь не использовать мыло в самой ванне и не спускайте воду из ванной после купания.

Туалет в японском доме оборудован в традиционном японском стиле – то есть без привычного «сидячего» унитаза, и пользоваться им надо, присаживаясь на корточки. Но в последнее время и в традиционных домах начали появляться современные унитазы западного образца.

Хиирагия – ванна и место для предварительного мытья

Одеяло с запахом солнца в доме из дерева и бумаги.

С каждым годом все больше людей, которые спят на кровати, но, согласно опросу, проведенному фирмой Nifty в 2013 году, по крайней мере половина японцев спит по старинке, расстелив прямо поверх татами матрас футон. В дневное время футон сворачивают и кладут на специальную полку в стенном шкафу, таким образом высвобождая в комнате дополнительное место. Время от времени футон сушат прямо на солнце в целях дезинфекции, а также для того, чтобы матрас не отсыревал. Если держать футон в чистоте, он очень долго будет оставаться мягким и удобным. Только вот зимой в японской комнате холодно. Приходится класть в футон грелку ютампо, использовать нагреватель или котацу, отогреваться в о-фуро и уже после этого нырять в тёплый футон.

Все готово ко сну: традиционный японский матрас футон

В наши дни, если выбрать для ночлега гостиницу или рёкан в обновленном традиционном доме, как это сейчас модно, то в этом «старом» новом пространстве, созданном с использованием натуральных материалов, можно, наконец, немного отдохнуть от привычной повседневности, да и ваше путешествие получится незабываемым. Обязательно попробуйте познакомиться поближе с этим уникальным миром, сотворенным с помощью мастерства, дошедшего до наших дней из древности. Насладитесь миром дерева и бумаги, миром спокойствия и умиротворения.

Фотография к заголовку: Дневной сон кота на залитой солнечным светом веранде-энгава

Фотографии предоставлены:
Прихожая-гэнкан: