Доброта в произведениях

«Дорога добра» рекомендательный список литературы

( рекомендательный список литературы)

Дорогие читатель!

Прочитав книги, представленные в этом

рекомендательном списке, ты получишь

возможность поразмышлять над тем, что

такое добро, милосердие, задуматься о тех

людях, которые живут рядом с тобой и,

может быть, нуждаются в твоей

помощи и поддержке.

Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен

-М.:Квадрат,2008.-350с.

Есть на свете сказки, которые делают людей добрее; вы держите в руках одну из них. «Девочка со спичками» — самая пронзительная история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она, как щемящий звук флейты, затрагивает струны любой души, вызывая светлые слёзы. Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается. Исполнилось и заветное желание девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало. Книга адресуется детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Астафьев, В.П. Белогудка /В.П.Астафьев.

-М.:Дет.лит.,1987.-152с.

Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.

Горький, М. На дне. Егор Булычов и другие / М.Горький.

-М.:Искусство,1987.-304с.-(Школьная библиотека).

В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы — люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо­жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли­бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве­дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж­но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо­ваться ложью, как Лука?»

Гюго,В.М. Козетта /В.М.Гюго –М.:Стрекоза- Пресс, 2006.

— 62с.:ил.-(Библиотека школьника).

«Козетта»-отрывок из романа Виктора Гюго»Отверженные». История маленькой девочки, оказавшейся в услужении у жестоких трактирщиков, не оставит юных читателей равнодушными и поможет научиться сострадать чужой беде. Для детей младшего возраста.

Достоевский, Ф.М. Раненое сердце : повести, рассказы, статьи /Ф.М. Достоевский. -М.: Молодая гвардия,1986.

— 494с.-(Библиотека юношества).

Хочу предложить вашему вниманию рассказ «Мальчик у Христа на елке» из книги Ф.М.Достоевского «Раненное сердце». Да, «Мальчик у Христа на елке» — это коротенький рассказ, но очень впечатляющий! Не знаю, могут ли найтись равнодушные, прочитавшие его. Недолгая история о маленьком мальчике-сироте. Новый год и Рождество — мои любимые праздники и в эти дни особенно больно видеть бездомных, нищих, обездоленных людей. А детей — больно вдвойне. Хочется, чтобы все мы были немного добрее друг к другу и не оставались «глухими» к несчастьям тех, кто оказался более слабым и незащищенным. Советую прочитать этот рассказ всем.

Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков.

-М.:Астрель,2010. — 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть «Чучело» впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях «Чучела».»Чучелом» прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много «чучел» живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Высокохудожественные иллюстрации в книге выполнены талантливой художницей Екатериной Муратовой.
Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко

-М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).

Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях. Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу «нехорошо воровать», и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования. Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного. Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает. Книга адресуется детям младшего школьного возраста

Куприн, А.И. Рассказы /А.И.Куприн.-М.:Просвещение,1989.

-319с.:ил.-(Школьная библиотека).

В книгу включены рассказы о детях, странствующих актёрах, о цирке, о животных,- обо всём том, что Куприн особенно любил, что великолепно знал и чем жил. Моё внимание особенно привлёк рассказ Чудесный доктор.

Несколько строк о рассказе. Несчастья одно за другим обрушиваются на семейство Мерцаловых. Из-за тяжелой болезни отец остается без работы, все сбережения уходят на его лечение. Потом дети начали болеть: младшая девочка умерла, еще одна лежит в бреду и горячке. Старшие мальчики, посланные матерью с прошением к бывшему работодателю отца, возвращаются ни с чем. Безуспешные попытки Мерцалова найти хоть какую-нибудь работу приводят его в отчаяние, он решается на самоубийство. И нет, кажется, никакого выхода из этой беспросветной нищеты, из грязного и холодного подвала. Нечаянная встреча с незнакомцем в городском саду, где Мерцалов собирался свести счеты с жизнью, изменила его судьбу. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди. Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых. Книгу рекомендую для широкого круга читателей

Лиханов, А.А. Невинные тайны /А.А. Лиханов.

-М.:Детство.Отрочество.Юность,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман / А.А .Лиханов.-М.:Дом,2008.

-320с.

Роман Альберта Лиханова , как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа. Книга рассчитана на массового читателя.

Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А.Осеева.

-М .:Самовар,2010.-77с.:ил.-(Школьная библиотека).

Замечательные рассказы о волшебной силе добрых слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми.
Рекомендую школьникам младшего школьного возраста.
Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали , что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.

Книга рассчитана на массового читателя

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести

/ А.И.Приставкин.- М.: Сов. писатель,1989.-321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.

-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей — недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет «героя нашего времени», русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу «Уроки французского» вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

Приятного и полезного Вам чтения!

>Список литературы для подготовки к направлению «Добро и зло» итогового сочинения 2019-2020

Список книг на тему «Добро и зло» в русской литературе

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
Е. Шварц «Дракон»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
А.Н. Островский «Гроза», «»Без вины виноватые»
А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
А.П. Платонов «Юшка»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Ч.Т. Айтматов «Плаха»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В.К. Железников «Чучело»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
С. Лукьяненко «Ночной дозор»
В. Тендряков «Люди или нелюди»

Список произведений на тему «Добро и зло» в зарубежной литературе

Дж. Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти»
И.Ф. Гёте «Фауст»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»
Ч. Диккенс «Рождественская история»
К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
У. Шекспир «Макбет», «Гамлет»
М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение»
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель»
В. Скотт «Айвенго»
М. Зусак «Книжный вор»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Надвигается беда»
С. Кинг «Зеленая миля»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»
П. Несс «Голос монстра»
Д. Алигьери «Божественная комедия»
Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ к ИС-2020

Приветствую Вас, читатели, гости и друзья блога «МАСТЕРИНА»!

Книга — самый лучший учитель и друг. И как бы странно в современном мире электроники это ни звучало, я все равно не поменяю своего мнения.

Нашла список 100 самых добрых детских книг для разных возрастов. Надеюсь, вам пригодится и вы с удовольствием проведете время со своими детками.

Описывать книги не буду, потому что все произведения известные! Привела ссылки на некоторые книги, чтобы легче было найти.

1) Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
2) Марк Твен «Приключения Тома Сойера»(Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
3) Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»(Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
4) Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей»(Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
5) Александр Волков «Волшебник Изумрудного города» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
6) Ганс Христиан Андерсен — Сказки (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
7) Вениамин Каверин «Два капитана» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
8) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
9) Джоан Роулинг — Серия книг о Гарри Поттере (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
10) Алан Александр Милн — Винни-Пух (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
11) Гавриил Троепольский «Белый Бим Черное Ухо» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
12) Виктор Драгунский «Денискины рассказы» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
13) Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
14) Кир Булычев — Приключения Алисы (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
15) Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
16) Александр Пушкин «Руслан и Людмила» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
17) Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
18) Джон Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
19) Клайв Льюис «Хроники Нарнии» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
20) Туве Янссон — Сказки про Муми-тролля (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
21) Николай Носов «Незнайка на Луне» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
22) Александр Пушкин «Сказка о царе Салтане» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
23) Анатолий Рыбаков «Бронзовая птица» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
24) Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
25) Петр Ершов «Конёк-Горбунок» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
26) Александр Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
27) Корней Чуковский «Мойдодыр» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
28) Эрнест Сетон-Томпсон — Рассказы о животных (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
29) Братья Гримм — Сказки (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
30) Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
31) Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
32) Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
33) Сергей Аксаков «Аленький цветочек» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
34) Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио!» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
35) Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
36) Александр Пушкин «Сказка о золотом петушке» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
37) Валентина Осеева «Динка» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
38) Памела Трэверс «Мэри Поппинс» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
39) Владимир Беляев «Старая крепость» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
40) Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
41) Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
42) Неизвестный автор «Тысяча и одна ночь» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
43) Элинор Портер «Поллианна» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
44) Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
45) Владимир Короленко «Дети подземелья» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
46) Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
47) Джеймс Барри «Питер Пэн и Венди» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
48) Шарль Перро «Золушка» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
49) Аркадий Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
50) Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
51) Астрид Линдгрен «Рони дочь разбойника» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
52) Юрий Олеша «Три толстяка» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
53) Валентин Катаев «Цветик-семицветик» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
54) Аркадий Гайдар «Чук и Гек» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
55) Астрид Линдгрен «Мы все из Бюллербю» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
56) Дмитрий Григорович «Гуттаперчивый мальчик» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
57) Рувим Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
58) Владимир Одоевский «Городок в табакерке» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
59) Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
60) Роальд Даль «Матильда» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
61) Лаймен Фрэнк Баум «Удивительный волшебник из страны Оз» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
62) Агния Барто — Стихи для детей (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
63) Элвин Брукс Уайт «Паутина Шарлотты» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
64) Григорий Остер «Вредные советы» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
65) Саша Черный «Дневник Фокса Микки» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
66) Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
67) Виталий Бианки — Рассказы и сказки (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
68) Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
69) Луиза Мэй Олкотт «Маленькие Женщины» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
70) Астрид Линдгрен «Калле Блюмквист» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
71) Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
72) Вера Панова «Сережа» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
73) Михаил Пришвин — Рассказы (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
74) Фрэнсис Элиза Бёрнетт «Маленькая Принцесса» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
75) Фрэнсис Элиза Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
76) Софья Прокофьева «Маша и Ойка» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
77) Иван Василенко «Жизнь и приключения Заморыша» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
78) Януш Корчак «Король Матиуш» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
79) Сергей Абрамов «Выше радуги» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
80) Леонид Платов «Страна семи трав» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
81) Всеволод Нестайко «Тайна трех неизвестных» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
82) Дмитрий Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
83) Эдуард Успенский «Меховой интернат» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
84) Сергей Григорьев «Малахов курган» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
85) Борис Житков «Морские истории» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
86) Эдуард Успенский «25 профессий Маши Филлипенко» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
87) Фрида Вигдорова «Это мой дом» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
88) Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
89) Антон Чехов «Мальчики» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
90) Виталий Губарев «Путешествие на Утреннюю звезду» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
91) Хелена Бехлер «Дом под каштанами» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
92) Люси Мод Монтгомери «Энн из Зелёных крыш» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
93) Астрид Линдгрен — Цикл о Расмусе-Бродяге (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
94) Владислав Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
95) Отфрид Пройслер — Сказки (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
96) Сергей Михалков «Дядя Стёпа» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
97) Михаэль Энде «Момо» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
98) Зоя Воскресенская «Сердце матери» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
99 ) Михаил Самарский «Радуга для друга» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)
100) Янка Мавр «Полесские робинзоны» (Лабиринт, Озон, Майшоп, Рид.ру)

Подарите своему ребенку радость и яркое, интересное детство! ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ!

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по созданию «Книги доброты» в детском саду

Татьяна Наумова
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по созданию «Книги доброты» в детском саду

“Если ребенка учат добру,

в результате будет добро,

учат злу – в результате будет зло –

ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать!”

В. А. Сухомлинский.

В наше время существуют проблемы общества: рыночные отношения, нестабильность экономики, политические сложности, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Поэтому внутренний мир человека разрушается, люди становятся жестокими друг к другу, а это передается детям.

Решая задачи воспитания, необходимо определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, воспитывать в детях чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Выбранная тема актуальна тем, что формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, а именно в дошкольном возрасте.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Цель:

Формирование у детей мотивации к совершению добрых поступков и дел во благо других людей, создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей, привлечение родителей к составлению индивидуальной книги доброты.

Задачи:

1. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям, закреплять знаний правил вежливого общения.

2. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

4. Помочь родителям увидеть актуальность, необходимость воспитания у детей доброты и гуманного отношения к окружающим людям, привлекая их к составлению индивидуальной книги доброты.

Для создания индивидуальной книги доброты были использованы следующие формы работы:

• Нравственные беседы: «Что такое доброта»;

• Проведение занятия «Книга доброты»;

• Создание альбома детско-взрослых рисунков;

• Коллективная работа «Волшебный цветок» (волшебные слова);

• Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о добре;

• Выставка книг о добре;

• Консультация для родителей «Доброе слово»;

• Совместная работа родителей с детьми «Кормушка для птиц».

• Благотворительная акция «Подари надежду»;

• Создание совместно с детьми «Дерева добрых дел»;

• Презентация семейных «Книжечек добрых дел»;

• Презентация общей книги доброты.

Нравственные беседы с ребенком очень важны. Они не только способствуют развитию кругозора у детей и умению рассуждать, но и воспитывают умение видеть и дарить доброту другим, воспитывают в детях вежливость, внимание и заботу.

Практическая часть.

Хочется поделиться идеями по совместной творческой деятельности с семьями воспитанников нашей группы.

Наши родители включились в создание индивидуальной «Книги доброты». Эта книга может быть альтернативной формой портфолио дошкольника.

Она реализует задачи по ФГОС, интегрируя психологические и творческие задачи в самостоятельной и совместной деятельности.

На страницах книги размещаются фотографии детей из детского сада и дома, стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, мирилки, рисунки и другие творческие работы.

Эта книга помогает выстроить доброжелательный диалог с теми, кто рядом, члены семьи начинают чувствовать себя нужными, любимыми, повышается самооценка.

Сейчас на слайде Вы увидите, как дети сами изготавливали книгу доброты. Пока вы смотрите, я попрошу выйти ко мне 6 человек, которые сами попробуют создать такую книгу. Вам нужно будет объединиться в пары и занять места за столами.

На столах вы видите все необходимое для создания книги, а именно: обложка – корка книги, которую нам необходимо сейчас заполнить страничками, картинки добрых дел, пословицы, профессии, приносящие пользу людям, клей, фломастеры.

На первой страничке оформляются пословицы и поговорки о доброте.

Вторая страничка «Герои нашего времени»

Третья страничка «Добрые дела и поступки»

На столе: заготовка книги, картинки (добрые дела, полезные профессии, клей, фломастеры, стихи, пословицы, поговорки, ножницы, цветная бумага. Изготовление: берется заготовка книги, делается обложка (из цветной бумаги, наклеиваются картинки, вписываются стихи, пословицы и поговорки.

Приступайте к работе.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она связана с другими положительными качествами: человечность и человеколюбие, благородство и великодушие, вежливость и воспитанность, забота и сочувствие, доброжелательность и внимательность, чуткость и терпение.

Давайте разберемся, что значит эти черты характера.

Человечным называют того, у кого внутри доброе сердце, который любит других людей и поступает как настоящий человек.

Когда человек любит людей, старается видеть в других хорошее, помогает людям, то такое качество называется человеколюбием.

Благородство – умение в любых ситуациях вести себя красиво, честно.

Великодушный человек обладает величием души, умеет прощать и даже с нехорошими людьми ведет себя красиво и честно. Такой человек не причиняет зла животным, бережно относится к природе.

Чуткость – это когда человек отзывается на чужие просьбы, старается помочь.

Вежливость – это доброжелательное, уважительное поведение и общение человека с другими людьми.

Доброжелательность – способность хорошо относиться к людям, животным, природе, желать добра близким и чужим людям.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Люди рождаются с разной степенью доброты. Но можно увеличить количество доброты в себе, нужно стремиться быть добрым. Зачем быть добрым? Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают, хорошо относятся, когда у него много друзей. Но это возможно лишь в том случае, когда человек сам так ведет себя с другими. У равнодушного, злого, грубого человека черствая душа, с ним неприятно и неинтересно дружить. И только отдавая хорошее, мы можем надеяться на прекрасное отношение к нам окружающих людей.

Доброта настолько важна людям, что есть специальный праздник – Всемирный день доброты. Он отмечается ежегодно 13 ноября.

Наша Книга доброты готова. Она может постепенно наполняться и другими страницами.

Результат:

1. У ребёнка разовьётся желание заниматься творчеством и благотворительностью в самостоятельной и совместной деятельности дома и в садике.

2. У ребёнка разовьётся внимание, сострадание к близким.

3. Проявится потребность помогать близким.

4. Появится уважение к старшим.

5. Сформируется потребность учиться у взрослых делать добрые дела. В семье поймут, что нужно быть добрее со своим ребёнком и с близкими.

Детям довольно сложно воспринимать абстрактные понятия. Объясняя, что такое доброта, приводите конкретные отрицательные и положительные примеры из литературы и жизни, читайте философские сказки и обсуждайте их, и, конечно же, вдохновляйте детей своим примером.

Представляем книги, от которых становишься добрее, улыбчивее и счастливее, независимо от возраста! Добрые и нежные, глубокие и важные, теплые и позитивные. Книги, за которыми руки тянутся сами, когда мы чувствуем себя плохо, или наоборот, очень хорошо. Книги, которые хочется подарить самым любимым людям. Те, которые изменили нашу жизнь, и те, которые нужны в жизни дорогих нам людей.

О’Генри. Дары волхвов // Короли и капуста. — Москва: Пушкинская библиотека : АСТ, 2002.

Удивительный короткий рассказ, полный нежности и любви. Казалось бы, всего несколько страниц — разве можно в них передать столько чистых и светлых чувств, а главное, жизненной мудрости? А вот можно. Можно коротко сказать о самом ценном в жизни любого человека: о любви, преданности и самопожертвовании. Как радостно становится, когда знаешь, что есть на свете такие гениальные строки.

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков. — Москва: Художественная литеpатуpа, 1989. – 400 с.

Войдите в светлый мир 12-летнего мальчика и проживите вместе с ним одно лето, наполненное событиями — радостными и печальными, загадочными и тревожными. Лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых — ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь! Эта книга — детское виденье лета, лето из детства, с нереальными фантазиями, доброе, красочное, жаркое, полное приключений лето… Лето через призму детского восприятия… И оно прекрасно.

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

Петрович, Г. Атлас, составленный небом. — Санкт-Петербург: Амфора, 2000. – 282 с.

Замечательная волшебная сказка для взрослых, этакий магический реализм по-сербски. Судите сами: в одном необычном доме живут необычные люди и не только люди. Они то крышу дома разберут, чтобы постоянно видеть небо, то собирают бриллианты в утренней росе, то общаются с духами посредством почтовой переписки, то ищут Вселенское дерево во снах, то создают всемирную сеть поздравлений и пожеланий — для всех одиноких людей. У них есть сундук с элементарной легкостью и сундук с элементарной тяжестью, засушенные ромашки вместо пуговиц, и т.д. Все это способы борьбы с Пустотой, которая наступает на дом героев, как и на мир в целом. К концу романа сам ощущаешь себя жителем этого маленького и хрупкого мира. Очень светлая книга, которую можно сравнить с глотком свежего воздуха, бликами солнца на воде, с хрусталем.

Книгу можно взять в центральной библиотеке.

Портер, Э. Поллианна. — Москва: Астрель : АСТ, 2012. – 640 с.

ЗА-МЕ-ЧА-ТЕЛЬ-НА-Я КНИГА!!! Добрая, весёлая, наивная, с хэппи-эндом в конце. Книга, которая вполне может стать настольной. Книга без возраста и без настроения: ее можно и нужно читать и в детстве, и когда вырастешь, и когда грустно, и когда все отлично. История о жизнерадостной солнечной девочке, которая заставила улыбнуться всех, кто ее окружал, и которая изменила жизнь многих людей. Она настолько завоевала весь мир, что у психологов даже появилось выражение «принцип Поллианны», что означает склонность человека охотнее воспринимать приятную информацию, чем неприятную.

Книгу можно взять в городской детско-юношеской библиотеке, библиотеке имени Л. А. Гладиной, библиотеке семейного чтения и библиотеке № 1.

Ли, Х. Убить пересмешника. — Минск: Беларусь, 1987. — 432 с.

Добрый и удивительный по своей атмосфере роман. Воистину для всех возрастов — для детей и подростков о том, как надо взрослеть, а для взрослых о том, как вести себя с такими сорванцами и как не забыть, что такое быть ребенком. Ведь всех нас так засасывает взрослая жизнь, что времени для детства не остается. Вот поэтому и необходимо читать такие книги — читать для того, чтобы сохранить этот радостный огонек внутри себя.

Роман о многом – о добре и справедливости, о человечности и расовых предрассудках. В нем нет нравоучительности или раздражающей назидательности. Но он естественным образом подводит к пониманию того, что все люди разные и чтобы понять их, нужно встать на их место и посмотреть на мир их глазами.

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

Му, Г. Вернуться по следам. — Москва : Астрель, 2013. – 480 с.

Книга, прочитав которую начинаешь верить, что добра на земле куда больше, чем зла! Это ироничная, немного наивная и очень обаятельная история о маленькой девочке, живущей среди лошадей и собак. Ребенок смотрит на мир взрослых с высоты своего роста (и возраста), оценивая его настолько непосредственно, что каждая страница книги заставляет то плакать, то смеяться.

Книгу можно взять в центральной библиотеке, библиотеке № 1.

Сент-Экзюпери, Антуан де. Маленький Принц. — Москва: Эксмо, 2017. – 112 с.

Об этой книге очень сложно что-либо говорить или писать. И не только потому, что о ней написано больше, чем текста в самой книге. Просто это удивительная книга, по своей простоте и по своей глубине. Взрослая сказка для детей, и детская сказка для взрослых. Очень добрая, трогательная и философская. Книга, которую можно открыть на любой странице, и найти снова что-нибудь новое для себя. Книга, которая в разных возрастах воспринимается по-разному. Книга, напоминающая о том, что каждый из нас когда-то был ребенком. Это тот случай, когда простая сказочка стоит сотни умных книг.

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

Лу, Э. Наивно. Супер. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. — 288 с.

Вполне добрая и светлая книга про депрессию и жизненный кризис. Симпатичный герой 25 лет с милыми чудачествами и заморочками вдруг понял, что что-то не так в его жизни и решил разобраться, побыть немного наедине с собой — не столько в прямом смысле, сколько в переносном… Он говорит о том, что думает, во что верит и что любит. Часто это очень простые вещи, но ведь они действительно могут доставлять столько радости: вода, велосипед, яблоня, собака… Книга гениальная в своей наивности, ее стоит иногда перечитывать для поднятия настроения.

Книгу можно взять в центральной библиотеке, городской детско-юношеской библиотеке, библиотеке имени Л.А.Гладиной.

Фpай, М. Чужак. — Санкт-Петербург: Амфора, 2005. — 640 с.

Фантастика и мистика, детективный сюжет и сказочные подробности, ироническая пародия и философская притча тщательно перемешаны и щедро сдобрены юмором, который с самого начала стал своеобразной «визитной карточкой» М.Фрая. «Чужак» — первая, самая добрая, трогательная и сказочная из его книг. Обыкновенный трамвай может оказаться средством для путешествий между мирами; город, привидевшийся во сне, — сногсшибательной реальностью; смертельная опасность — поводом для шутки, а маньяк-убийца — вашим двойником. Возможно все — и не только на страницах книги, но и в вашей собственной жизни; чудеса случаются не с избранными, а с кем попало — так утверждает лукавый волшебник, сэр Макс Фрай.

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

Харрис, Д. Ежевичное вино. – Москва: Эксмо, 2011. – 416 с.

Легкая и добрая сказка для взрослых. Людям нужны сказки. И взрослым они нужны даже больше, чем детям. Что бы верить, что ошибки максимализма и горячности юности можно исправить. Чтобы не забыть, что магия рядом, надо только научиться ее видеть. Главная тема книги — поиски себя, причем в этот прекрасный и благородный квест герой отправляется в глухую французскую провинцию: «Я уезжаю в деревню, чтобы стать ближе к земле». Там он находит и себя, и дом, и прошлое, и настоящих друзей, и утерянное вдохновение. Книга — очень теплая и живая, в целом позитивно-волшебная и лишь чуть-чуть ностальгически-грустная.

Книгу можно взять в центральной библиотеке, библиотеке семейного чтения, городской библиотеке №1.

Шмитт, Э. Э. Одетта. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2009. – 226 с.

Восемь рассказов о любви, восемь историй — добрых, трогательных и «исполненных спасительного оптимизма…». Даже самые грустные из них все равно в чем-то жизнеутверждающие. Недаром Шмитта называют неисправимым оптимистом.

Книгу можно взять в центральной библиотеке, городской детско-юношеской библиотеке.

Бах, Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон; Иллюзии, или Приключения Мессии Поневоле. — Санкт-Петербург : Грант, 1993. — 319 с.

Уже не раз пересказана история о том, как молодой человек — потомок Иоганна Себастьяна Баха, летчик, одержимый своей профессией, автор романов, не имевших успеха, и статей в специальных журналах — однажды, прогуливаясь, услышал Голос, который произнес загадочные слова: «Чайка Джонатан Ливингстон». Повинуясь Голосу, он сел за письменный стол и запечатлел историю, которая прошла перед ним наподобие кинофильма. Но она оборвалось так же внезапно, как и началась. Сколько ни старался Бах досочинить ее своими силами, ничего не получалось, пока лет восемь спустя ему таким же образом не привиделось продолжение истории об удивительной чайке Джонатане, которая не хотела быть похожей на своих собратьев по стае. Истории, поднимающей дух и дарящей веру в свои силы. Ее хорошо перечитывать, когда в жизни что-то не ладится. Как и еще одну книгу Баха — «Иллюзии, или приключения Мессии поневоле» о том, как летчик встретил мессию, тоже летчика, в перепачканных машинным маслом штанах, который помог ему понять, что все в мире иллюзия, и, поэтому мы сами выбираем свою жизнь, как фильм в кинотеатре.

Книги можно взять во всех библиотеках города.

Гавальда, А. 35 кило надежды. — Москва : АСТ, 2010. — 128 с.

Симпатичная история, рассказанная от лица мальчика. Ему 13 лет и он ненавидит школу (школа отвечает ему взаимностью). Родители на грани развода и не обращают на сына внимание. Но у него есть замечательный дед и 35 кг надежды (его собственный вес). Преодолевая родительское непонимание, трудности учебы и даже самого себя, он добивается главного — веры в самого себя и в то, что надежды сбываются! И пусть описанная история немного наивна, но такими и бывают притчи о мечтах, которые исполняются. «Несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю, слышишь, не люблю людей, которые ищут легких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, черт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»

Книгу можно взять в центральной библиотеке, городской детско-юношеской библиотеке, библиотеке имени Л.А.Гладиной, библиотеке семейного чтения.

Гавальда, А. Пpосто вместе. — Москва : Флюид, 2008. — 592 с.

Хороший и добрый роман о трех совершенно разных людях, которые оказались соседями по квартире. У каждого глубокая душевная рана, проблемы в отношениях с собой и с миром. Но то, что они оказались вместе, спасло каждого из них, дало возможность выжить. Читая книгу, понимаешь, что мы все необходимы кому-то и нуждаемся в ком-то. Мать Тереза говорила, что одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид нищеты. «Хорошее дело – рука друга. Ни к чему не обязывает того, кто ее протягивает, и очень утешает того, кто ее пожимает».

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

Геласимов, А. Степные боги. — Москва: Эксмо, 2008. – 384 с.

Анонс на обложке этой книги может скорее отпугнуть, чем привлечь: «Глубина Толстого, психологизм Достоевского, патриотизм Шолохова». Да и тема: глухая русская деревня, 1945 год, тоже. Но начав читать, вы поймете, насколько это добрая и увлекательная книга. И пусть в ней много грустных, а порой даже жестоких моментов, всё равно она очень добрая. Чудесный главный герой — Петька. Именно из таких мальчишек вырастают настоящие мужчины. А Хиротаро — японский военнопленный, врач… Человек, который смог остаться самим собой, который не озлобился, и не стал мстительным. Он лечит и русских солдат, и пленных соотечественников, потому что ценит жизнь независимо от наций и убеждений. А еще он ведет тайный дневник о своих предках-самураях, надеясь, что его сыновья когда-нибудь прочтут записи. А вы прочитайте эту книгу, она того стоит.

Книгу можно взять в центральной библиотеке, городской детско-юношеской библиотеке, библиотеке имени Л.А.Гладиной.

Даррелл, Д. Моя семья и другие звери. — Москва: Мир, 1986. — 480 с.

Эта книга приносит массу позитива, ее невозможно читать без смеха. Она рассказывает о жизни семьи Дарреллов на греческом острове Корфу и написана таким языком, что все образы — и дурманящий аромат мандариновых деревьев, и стрекотание цикад, и прозрачная синева неба, и рыбы на дне океана, с каждой новой страницей становятся все реальнее. Книга лёгкая, добрая, ироничная, наполненная яркими красками, – именно то, что нужно, когда за окном серость и тебя съедает тоска по яркому солнцу.

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

Джером, Д. К. Тpое в лодке, не считая собаки. — Москва: Эксмо-Пресс, 1998. – 652 с.

Идет время, сменяются эпохи, но читатели по-прежнему не могут оторваться от совершенно невероятной истории путешествия троих беззаботных английских джентльменов, пустившихся в плавание по Темзе вместе со своим любимцем — фокстерьером Монморанси. Забавные недоразумения, веселые коллизии и полные комизма ситуации, из которых герои выходят, неизменно сохраняя истинно британское чувство собственного достоинства, и сегодня привлекают своей оригинальностью и неувядающим юмором.

Книгу можно взять во всех библиотеках города.

>ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое добро?»

Аргументы из литературы

  1. (53 слова) Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.
  2. (37 слов) В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.
  3. (51 слово) В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.
  4. (60 слов) В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.
  5. (45 слов) В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.
  6. (58 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
  7. (52 слова) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.
  8. (50 слов) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.
  9. (55 слов) В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.
  10. (54 слова) В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.

Примеры из жизни

  1. (53 слова) Я в первый раз задумался о доброте, когда заметил, что моя сестра украдкой подкармливает кота на улице. Она экономила карманные деньги, чтобы купить ему еду, обделяла себя за ужином, чтобы угостить любимца, и даже под дождем умудрялась выбегать к нему с гостинцем. Тогда я понял, что доброта делает людей возвышенными и хорошими.
  2. (53 слова) Своей добротой меня потрясла одна собака. К котам она относилась плохо, всегда лаяла на них, но как-то раз в ее логово забрел котенок. Он еле открыл глаза, видимо, рано остался сиротой. К моему удивлению, собака не только его не тронула, но и пригрела в своей будке. Так он и вырос под ее опекой.
  3. (58 слов) Другой пример могу привести из жизни. Как-то раз я увидел, как брат и сестра шли из школы, как вдруг на брата напали ребята постарше. Девчонку они не трогали, но она, не раздумывая, вступилась и начала атаковать. Парни смутились, отошли, а отважная девочка никому даже не сказала о том, что произошло. Я понял, что это и есть настоящая доброта.
  4. (58 слов) Приведу в пример доброту нашей классной руководительницы. Она была строга, никто особо не ожидал от нее ничего хорошего. Но как-то раз, узнав о том, что одна из «неблагополучных» девочек не вернулась домой, она ночью поехала искать ее одна. Найдя ее в сомнительной компании, женщина не побоялась хулиганов и увела девчонку домой. С тех пор я уважаю ее безмерно.
  5. (49 слов) Лично я почувствовал желание сделать доброе дело, когда увидел передачу, где показывали больных детей. Им нужны были дорогие операции, а я, оглянувшись на свою обеспеченную и счастливую жизнь, понял, что могу обойтись и без мороженого. Я перевел небольшую сумму и был счастлив, что смог сделать что-то по-настоящему важное.
  6. (59 слов) О доброте мне поведал отец, когда в очередной раз вернулся с перевязанной рукой. Он сдавал кровь. Я очень боялся уколов и не понимал его мотивации. Тогда он сказал, что сам когда-то лежал в больнице после аварии, и ему кровь жертвовали всем родным поселком. Я представил эту готовность помочь, объединяющую абсолютно разных людей, и осознал, что доброта – движущая сила человечества.
  7. (57 слов) О доброте я узнал, когда впервые попал в больницу. Мне было страшно и одиноко. Ко мне пришла сестра, я уже забился под одеяло, ожидая уколов, но тут она улыбается и начинает просто болтать со мной. Все процедуры она обыгрывала так, будто это пустая формальность. Тогда я понял, как важно, кем бы ты ни был, оставаться добрым человеком.
  8. (53 слова) Я считаю по-настоящему добрым моего друга. Как-то раз мальчишки поймали лягушку и хотели ее надуть. И тут он как вскричит на нас благим матом, как выхватит ее у главного зачинщика шалости, что никто сориентироваться не успел. Он ее выпустил, но трепку мы с ним получили изрядную. А все равно за добро стоит постоять.
  9. (66 слов) Из моего опыта мне вспоминается ситуация, когда в нашем сарае завелась бездомная кошка. Я очень жалел ее, но боялся сказать о ней бабушке, ведь она не любила живность в доме. Так я и кормил ее тайком, пока не заметил, что бабуля делает то же самое. Она объяснила, что боялась брать кошку из-за моей астмы. С тех пор я твердо знаю, что мягким характером пошел в нее.
  10. (68 слов) О доброте я узнал, когда меня посадили с одной девочкой. Она не знала математику, в отличие от меня, и я страшно этим гордился, не давал списывать. Но вот химия у меня «не пошла», а вот она была первой умницей в классе. И вот на решающей контрольной она видит, что я заваливаюсь, и … дает списать! С тех пор мы дружим, а я понял, что доброта важнее математики.

>Аргументы по направлению «Добро и зло» для итогового сочинения 2019-2020

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

  • Главный герой в романе озлобляется. Происходит это из-за нищеты. Раскольников попросту в ней погряз. В жизни Родиона наступила черная полоса. Он оказался в невероятно сложной ситуации: денег нет даже на то, чтобы элементарно приобрести еду и одежду. Семья стремится ему каким-то образом помочь. Они решают помолвить его сестру с Лукиным, который является богатым юристом. Данные факторы приводят к тому, что в голове Раскольникова создается теория, полностью оправдывающее зло, если оно сделано с хорошими намерениями. Он считает, что вполне можно убить, если это способствует поступательному движению всего человечества. Раскольников убивает старуху-процентщицу с сестрой. Но это вовсе не способствовало какому-то движению человечества. Герою вовсе не удалось найти себе оправдание. Это яркое подтверждение тому, что благие побуждения ни в коем случае не смогут оправдать зло.
  • Достоевский в своем романе изображает вечную борьбу со злом. Раскольников – невероятно добрый человек. Данный факт может доказать сон героя. В грезах он – маленький мальчик, которому очень жаль лошадь. Его исключительный характер в полной мере подтверждается поступками персонажа. Он видит горе Мармеладовых и оставляет им последние деньги. Темная сторона в Родионе также присутствует. Это вполне очевидно. Он стремится доказать самому себе, что вполне правомочен вершить мирские судьбы. Именно по этой причине герой решает совершить тяжкое преступление – убийство. Злу удалось одержать над ним безоговорочную победу. Но постепенно в процессе размышлений герой приходит к выводу, что необходимо обязательно раскаяться. Соня Мармеладова направляет его на нужный путь. Именно она укрепляет его протестующую всеми силами совесть. Раскольников признается в том деянии, которое совершил. На каторге он начинает возрождаться в нравственном плане. Герой начинает открываться для подлинной любви, истинной справедливости и добра.
  • В своем романе Достоевский изображает вечное противостояние зла и добра. Герой в этой неравной вечной борьбе терпит поражение. Это Мармеладов. С ним читатели знакомятся в трактире. В этом месте он очень часто бывает. Мы видим мужчину среднего возраста, который всецело зависит от алкоголя. Именно он стал причиной того, что семья Мармеладовых прозябает на данный момент в полной нищете. В свое время он поступил по-доброму и милосердно. Мармеладов взял в жену бедную вдову с детьми. В то время он работал, поэтому вполне мог содержать семью. Но затем в душе его что-то надломилось. Герой начинает пить. Он остается без службы. Это становится причиной практически беспробудного пьянства. Мармеладов доводит членов семьи до грани. Его дочь становится проституткой, чтобы заработать хоть что-то на существование. Данный факт его совершенно не останавливает. Он пропивает даже эти деньги, которые получены с позором и невероятным стыдом. Мармеладова всецело захватывает зло, которое попросту облачено в порок. Бороться у него больше нет сил, и он сдается.
  • Иногда случается так, что ростки добра неожиданным образом появляются среди всепоглощающего зла. Именно такой пример описывает автор в своем романе. Героиня делает все возможное для того, чтобы заработать деньги на еду. Она становится проституткой. Среди греха и подлинного порока Сонечка Мармеладова обязательно должна была стать продажной и циничной женщиной. Но девушка обладает истинной стойкостью. Она продолжает верить в Бога. Ее душа остается кристально чистой. Ее совершенно не касается царящая вокруг нее грязь. Она видит трагедии людей и жертвует собой для того, чтобы оказать людям посильную помощь. Жить ей невероятно тяжело. Но Сонечка смогла превозмочь эту невыносимую боль. Она избавляется от порочного ремесла, которым зарабатывала на жизнь. Она влюбляется в Раскольникова, искренне и всецело. Она отправляется за ним на каторгу. Здесь она проявляет заботу обо всех угнетенных и нуждающихся обитателей. Сонечка настолько добродетельна, что ей удалось переселить вселенское зло.

Толстой Л.Н. «Война и мир»

  • По-настоящему добрым нужно быть всегда. Пример – героиня романа Толстого Марья Болконская. Она постоянно мирится с непростым характером отца, так как очень любит его. Марья не покидает дом тогда, когда на него надвигается враг. Она не хочет оставлять больного отца. Она старалась до последнего оттянуть отъезд, совершенно не думая о себе. Героиня самоотверженна и готова на истинный подвиг. В этом как раз и выражается подлинная доброта, которая проявляется не на словах, а в делах.

Шолохов М. А. «Тихий Дон»

  • В своем романе Шолохов изображает общество, на которое повлияла война. Теперь в нем нет места добру. Все старые традиции забыты. Казаки решили воевать друг с другом. Например, Мишка Кошевой жил бок о бок с дедом Гришакой. Но он убивает его, совершенно не задумываясь об этом. После этого Митька Коршунов мстит за дела и сожжённый дом. Он убивает семью Кошевого. Его шашка не щадит даже детей. Раньше была совершенно мирная деревня. Теперь же она стала настоящим полем битвы. Здесь каждый отвечает только за себя. Источник этой невероятной злобы – война, на которой брат убивает брата. Близкие люди становятся заклятыми врагами. В куренях разгорается кровавая вражда.

Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»

  • Никто злым не рождается. Люди озлобляются постепенно. Именно это доказывает Лермонтов в своем романе. С рождения Григорий вовсе не был эгоистом. Он стал таким, благодаря окружению. Герою так и не удается узнать, что такое теплый семейный очаг. Он постоянно растет при слугах и гувернантках. Для него открылись все земные удовольствия. При этом мотивация к созиданию и неустанной работе была уничтожена. У Печорина было абсолютно все необходимое. Для чего же трудиться и стараться добиться желаемого? В светских гостиных любовь объята одной лишь фальшью и лицемерием. Печорин разочаровался в женщинах. Он стал расчётливым и холодным. Когда Печорин взрослеет, он уже предпочитает не жалеть людей. Он прекрасно знает, сколько они стоят. Вот почему он совершенно бессердечно обходился со всеми женщинами. Именно поэтому он убивает Грушницкого и совершенно не жалеет об этом. В системе ценностей Печорина нет приоритетов. Все эмоции были попросту выжжены цинизмом

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

  • Злость способна только породить злость. Пушкин уже много раз отмечал это в своих творениях. Пример – сватовство, которое типично для 19 века. Маму Ольги и Татьяны выдают насильно замуж. При этом муж существенно старше ее. Героиню любили. У нее были определенные увлечения и склонности. Она привыкла жить в городе. Муж попросту увёз ее в деревню и предпочитал совсем не вывозить жену в свет. Постепенно юная прелестная девушка становится деспотичной помещицей. Крепостных она совсем не жалеет. Даже к собственным детям относится очень холодно. Она сталкивается с плохим отношением и озлобляется, считая такое поведение нормой.

Шолохов М.А. «Судьба человека»

  • Шолохов размышляет о том, что такое доброта. Герой потерял семью. Он возвращается с войны отчаявшимся и совершенно опустошенным. На улице он встречает осиротевшего мальчика, который ищет родителей. На данный момент он живет подаянием. В этот момент герой осознает, что в мире много таких людей, которые пострадали больше его. Андрей считает, что именно он должен вернуть ребенку мирное небо, которое самым жестоким образом украла у него война. Он говорит Ване, что он – его отец. Первоначально может показаться, что Андрей потерял кров и семью, не имеет никаких перспектив. Но при этом человек берет в свои руки судьбу этого ребенка. Доброта – это не просто слова, а стиль жизни. Данное качество может выражаться лишь поступками.

Гоголь Н.В. «Мертвые души»

  • Подлинное зло проявляется в равнодушии. Например, в романе гоголя герои вовсе не агрессивны по отношению друг к другу. Они никого не убивают. Но при этом становится ясно, что все зло исходит именно от них. Собакевичи предпочитают самым наглым образом паразитировать на крестьянах. Они нагружают их трудом. При этом сами они совершенно ничего не делают. Единственное их занятие – тратить богатства, которые нажиты потом крепостных. Плюшкин попросту опустился. Он даже не продает то, что производят крестьяне. В его сараях просто гниют плоды их трудов. Люди вынуждены ходить в обносках. Их избы поломаны. Все это идет от равнодушия помещиков к судьбе родины. Они попросту набивают карман и совершенно не заботятся о дне завтрашнем.

Распутин В. «Уроки французского»

  • Настоящая доброта способна проявиться в моменты тяжелейших испытаний. В рассказе Распутина герои живут в очень тяжелое время. Многим людям остро нужны деньги, а также необходимые условия для нормальной жизни – еда, одежда и жилье. Как раз в это время одаренный деревенский мальчик приезжает в город, чтобы учиться. Еду, которую отправляет ему бедная мать, он отдает родственнице. Та считает, что таким образом он платит за жилье. Володя постоянно голодает. Он пытается играть в азартные игры, чтобы хоть что-нибудь заработать. Учительница Володи узнает об этом и пытается ему помочь. Она тоже играет с ним. За такой проступок ее выгоняют с работы. Но о содеянном героиня не жалеет. Лишь благодаря ее доброте ребенку удалось пережить это сложное время. Она оказывает помощь Володе и дальше. Подлинная доброта всегда проявляется в делах.

Горький М. «На дне»

  • Лука всецело уверен, что люди должны быть добры. Он всех жалеет, но при этом не оказывает никакой помощи. Он жалостлив, но при этом предпочитает скрывать правду. Он позволяет им мечтать о несбыточном. Врет Актеру о лечебнице и этим по сути его убивает в тот момент, когда обнаруживается правда. Он стремится искоренить зло. Но это ничем не подкреплено.
  • Наташа – добрая, но при этом совершенно безразличная. Она жалеет жену Клеща, которая умирает. Советует герою быть с ней более ласковым.
  • Васька Пепел уверен, что жить следует таким образом, чтобы уважать самого себя. Он стремится перестать воровать. В преступлении участвовать он не хочет. Его мечты о другой жизни не осуществляются. Его сажают в тюрьму за убийство Костылева.