Дирижер симфонического оркестра

В данной статье – кратко о том, какое значение имеет дирижер в симфоническом оркестре.

Дирижерское искусство насчитывает многовековую историю. Еще в Древней Греции существовал руководитель хора, который отбивал такт сильным притопыванием ноги. В римской Schola cantorum («Певческая школа»), основанной папой Григорием Великим приблизительно в VII веке, для управления хором применялись специальные движения рукой. Они служили скорее вспомогательным мнемотехническим средством.

Только с возникновением современной системы нотной записи отбивание такта приобрело подлинный смысл. В старину для этой цели применялся свернутый нотный лист или смычок. Дирижер как таковой не существовал, его обязанности выполнял один из участников ансамбля. Музыкант (скрипач, клавесинист) ударами смычка или кивком головы указывал отдельным инструментам момент вступления.

Становление дирижерского искусства

С развитием симфонической музыки усложнялось ее содержание, обогащались выразительные средства. Прежний руководитель, играющий в ансамбле и одновременно дающий указания музыкантам, уже не мог осуществлять сложные и многообразные функции управления оркестром.

Задача полноценного воплощения симфонического произведения с его многокрасочной инструментальной структурой, крупными масштабами и особенностями музыкальной формы, выдвинула требования новой техники – искусства дирижирования.

К середине XVIII века функции руководителя перешли к музыканту, не принимавшему непосредственного участия в ансамблевой игре. Считается, что первый дирижер, ставший на специальный помост – это Иоганн-Фридрих Рейхардт (1752-1814).

Уже в начале XIX века дирижирование стало самостоятельным видом исполнительского искусства. Успешно выступавшие на этом поприще композиторы (Вебер, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер) выдвинули новое требование к руководителю оркестра: дирижер – профессионал.

Постепенно утвердился новый способ дирижирования, сохранившийся до наших дней. Дирижер становится лицом к оркестру, а не к публике (первым это сделал Рихард Вагнер), и управляет оркестровым коллективом при помощи палочки (приоритет в этой области принадлежит немецкому скрипачу и композитору Л. Шпору).

Расцвет искусства дирижирования

Настоящий взлет дирижерского искусства произошел в конце XIX века. На мировой музыкальной арене появилась плеяда талантливейших дирижеров: Г. Бюлов, Ф. Вейнгартнер, Г. Малер, А. Никиш, Ф. Моттль, Г. Рихтер, Р. Штраус.

Их традиции сохранили и преумножили дирижеры XX-XXI века – А. Тосканини, Э. Ансерме, О. Клемперер, О. Фрид, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, В. Талих, Дж. Джорджеску, Г. Вуд и другие.

Блестящие достижение русской дирижерской школы продемонстрировали композитора М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов. В качестве дирижеров успешно выступали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, Н. Рубинштейн, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд, Э. Направник. Когорту выдающихся дирижеров выдвинула и советская музыкально-исполнительская культура. Среди них – Н. Голованов, С. Самосуд, А. Гаук, Е. Мравинский, О. Димитриади, Е. Светланов, Г. Рождественский.

Дирижер. Особенности профессии

Стезя дирижера сложна и многогранна. Ее специфические особенности заключаются в том, что дирижер осуществляет стоящие перед ним художественные задачи не непосредственно (как музыкант), а при помощи целой системы пластических приемов-жестов.

Этими, казалось бы, чисто внешними приемами дирижер не только указывает темп, ставит точные ритмические акценты, но и регулирует динамические оттенки, фиксирует моменты вступлений оркестровых групп или отдельных солистов. Каждое движение, жест, мимика имеют свой глубокий художественно-эмоциональный подтекст).

Искусство дирижера – искусство во многом психологическое. Образный мир каждого симфонического произведения раскрывается полностью лишь тогда, когда у руководителя устанавливается прочный творческий контакт с оркестровым коллективом.

Тут приходят на помощь те качества, без которых немыслим настоящий дирижер – симфонист. Это безупречный слух, острое чувство ритма, музыкальная память, глубокое знание возможностей инструментов, умение быстро ориентироваться в любой партитуре.

Все это позволяет дирижеру, обладающему определенными волевыми качествами, вдохновить, увлечь и повести за собой коллектив. В современном музыкальном искусстве именно дирижеру принадлежит художественная трактовка произведения. Он должен уметь в точности передать авторский замысел, дать ясную, глубокую, во всех отношениях исчерпывающую интерпретацию исполняемой музыки.

Поэтому его задача не только трудна, но и почетна. Профессия дирижера справедливо считается «заглавной» музыкально-исполнительской профессией.

Дирижёр

Эта статья — о профессии. Об одноимённых фильмах см. Дирижёр (фильм). Дирижирует Гектор Берлиоз. Шарж И. Ж. Гранвиля (1846)

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости, дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века.

История

Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. χείρ — рука и νόμος — закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году.

Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.

С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач — концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер; в отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти.

По мере отмирания системы генерал-баса (во второй половине XVIII века) возрастало значение скрипача-концертмейстера; и в XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах; он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки.

XIX век в истории дирижирования

Дирижирует Ганс фон Бюлов. Рисунки Ганса Шлиссмана, 1884

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижёрскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году; в 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. М. Вебер в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте-на-Майне.

На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Так, в Вене с 1771 года в публичных благотворительных концертах Музыкального общества, которыми сначала руководил Флориан Леопольд Гассман, а затем на протяжении многих лет Антонио Сальери, часто исполнялись сочинения ушедших композиторов или современников, которые по тем или иным причинам лично участвовать в концертах не могли. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах: чужими операми нередко дирижировали К. В. Глюк, Джованни Паизиелло и Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка.

Если в XVIII веке композиторы-дирижёры выступали в основном со своими оркестрами (капеллами), исключение составляли лишь оперные композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке и на концертной эстраде появились гастролёры, выступавшие как с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, а позже Р. Вагнер.

Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста. «Для дирижирования, — писал Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишён этой способности, а посредственный музыкант наделён ею». Среди первых профессиональных дирижёров, получивших международное признание, — Ганс фон Бюлов и Герман Леви; Бюлов стал первым в истории дирижёром, гастролировавшим вместе с оркестрами, в том числе с Берлинским филармоническим.

Дирижёрское искусство в России

До XVIII века дирижирование в России было связано главным образом с хоровым исполнением, и в первую очередь — церковной музыки. Для руководителей церковных хоров, регентов, вырабатывались определённые приёмы дирижирования, о которых говорится, в частности, в «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого, относящейся ко второй половине XVII века.

Первыми оркестровыми дирижёрами были музыканты из крепостных, руководившие частными капеллами; так, наиболее известный среди них, Степан Дегтярёв, управлял оркестром Шереметевых. На протяжении XVIII и XIX веков в России, как и в Западной Европе, дирижирование, как правило, было связано с композиторским творчеством: известными дирижёрами в своё время были Иван Хандошкин и Василий Пашкевич, в XIX веке — Милий Балакирев и Антон Рубинштейн.

Первым профессиональным дирижёром (не являвшимся композитором) можно считать Николая Рубинштейна, который с начала 60-х годов XIX века был постоянным дирижёром симфонических концертов в Москве, гастролировал в качестве дирижёра в Петербурге и других городах, был первым в России исполнителем многих сочинений как русских (прежде всего П. И. Чайковского), так и зарубежных композиторов. Но если Рубинштейн за рубежом был известен в первую очередь как выдающийся пианист, то Василий Сафонов стал первым русским музыкантом, получившим международное признание, уже в начале XX века, именно в качестве дирижёра.

Говоря о дирижерах России нельзя не сказать о выдающимся учителе большинства известных нам сегодня российских дирижерах, это Мусин Илья Александрович, посвятивший преподаванию дирижерского мастерства около 70 лет.

Дирижёр в XX веке

«Большая пятёрка»: Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Эрих Кляйбер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер

Престиж профессии дирижёра особенно вырос в начале XX века; широко распространившееся преклонение перед человеком, стоящим за пультом, дало повод Теодору Адорно написать: «…общественный авторитет дирижёров в большинстве случаев намного превышает реальный вклад большинства из них в исполнение музыки». Те же соображения в 20-х годах вызвали к жизни попытки создать оркестры без дирижёра, и первый такой оркестр, Персимфанс, был создан в Москве в 1922 году. Однако идея себя не оправдала: как сам Персимфанс, так и другие оркестры, созданные по его образцу, оказались недолговечными.

Со второй половины XIX века в Европе доминировала немецко-австрийская школа дирижирования, что не в последнюю очередь было обусловлено преобладанием немецко-австрийской симфонической музыки в концертном репертуаре; на рубеже веков её представляла прежде всего так называемая «послевагнеровская пятёрка»: Ханс Рихтер, Феликс Мотль, Густав Малер, Артур Никиш, Феликс Вейнгартнер, — а в дальнейшем дирижёры следующего поколения: Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Кляйбер и нидерландский дирижёр немецкой школы Виллем Менгельберг. Сложившаяся в эпоху романтизма, эта школа вплоть до середины XX века сохраняла те или иные черты, присущие романтическому направлению в музыкальном исполнительстве.

Чувствуя себя сотворцом исполняемого сочинения, дирижёр-романтик порою не останавливался перед внесением тех или иных изменений в партитуру, прежде всего касающихся инструментовки (некоторые исправления, внесённые романтиками в поздние сочинения Л. ван Бетховена, и сейчас принимаются дирижёрами), тем более не видел большого греха в отступлении, на своё усмотрение, от обозначенных в партитуре темпов и т. д.. Это считалось оправданным, поскольку далеко не все великие композиторы прошлого в совершенстве владели оркестровкой, а Бетховену, как предполагалось, глухота мешала ясно представить себе звуковое сочетание. Очень часто сами композиторы после первого прослушивания вносили исправления в оркестровку своих сочинений, но не все имели возможность их услышать.

Те вольности, которые позволяли себе в отношении партитур Вагнер, а затем Ганс фон Бюлов, осуждались нередко и их современниками. Так, Феликс Вейнгартнер значительную часть своей книги «О дирижировании» посвятил полемике с Бюловом. Дирижёрские вторжения в партитуры постепенно уходили в прошлое (в первой половине XX века критике за такие вторжения подвергались главным образом Виллем Менгельберг и Леопольд Стоковский), но долго ещё сохранялось стремление адаптировать сочинения давно ушедших композиторов к восприятию современной аудитории: «романтизировать» сочинения доромантической эпохи, исполнять музыку XVIII века полным составом симфонического оркестра XX столетия… Всё это ещё в начале XX века вызвало «антиромантическую» реакцию в музыкальных и околомузыкальных кругах). Значительным явлением в музыкальном исполнительстве второй половины XX века стало движение «аутентистов». Бесспорной заслугой этого направления, представленного Густавом Леонхардтом, Николаусом Арнонкуром и целым рядом других музыкантов, является освоение стилистических особенностей музыки XVI—XVIII веков — тех особенностей, которыми дирижёры-романтики в большей или меньшей степени были склонны пренебрегать.

Современность

Инструменты дирижёра — партитура и палочка

Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.

Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого». Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.

В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов) и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре». Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вейнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вейнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра», и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном.

Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка».

Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году. Действующим дирижером женщиной в России сегодня является Сабрие Бекирова ученица Мусина Ильи Александровича

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Рацер, 1975, с. 252.
  2. Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
  3. Рацер, 1975, с. 252—253.
  4. 1 2 3 4 5 6 Рацер, 1975, с. 253.
  5. 1 2 3 Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233.
  6. Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
  7. Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
  8. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
  9. Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
  10. Адорно, 1999, с. 99.
  11. 1 2 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
  12. Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
  13. Гинзбург, 1975, с. 187.
  14. 1 2 3 4 5 Рацер, 1975, с. 254.
  15. Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  16. Гинзбург, 1975, с. 164.
  17. Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  18. Адорно, 1999, с. 95.
  19. 1 2 Рацер, 1975, с. 255.
  20. 1 2 Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  21. Гинзбург, 1975, с. 186.
  22. Гинзбург, 1975, с. 381—390.
  23. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
  24. Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
  25. Гинзбург, 1975, с. 390—391.
  26. Гинзбург, 1975, с. 391—392.
  27. Гинзбург, 1975, с. 186—187.
  28. Гинзбург, 1975, с. 389.
  29. 1 2 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
  30. Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
  31. 1 2 3 4 5 Рацер, 1975, с. 255.
  32. Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
  33. Гинзбург, 1975, с. 7.
  34. Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
  35. 1 2 3 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
  36. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
  37. 1 2 Гинзбург, 1975, с. 6.
  38. Poulet Christian. Jane Evrard. Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2015.
  39. Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

Литература

  • Адорно Т. В. Дирижёр и оркестр // Т. В. Адорно. Избранное: Социология музыки. — М.- СПб: Университетская книга, 1999. — С. 95—106.
  • Вальтер Б. «Я» и «другой» // Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 317—341.
  • Вейнгартнер Ф. Дирижёр // Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 182—186.
  • Вейнгартнер Ф. О дирижировании // Л. М.Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 165—182.
  • Гинзбург Л. М. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — 496 с.
  • Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование. — Москва: ДПК Пресс, 2014. — С. 48-52. — 214 с. — ISBN 978-5-91976-055-9.
  • Мусин И.А. Техника дирижирования. — Ленинград: Музыка, 1967. — С. 27-33. — 352 с.
  • Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2. — С. 251—255.
  • José Antonio Bowen. The Cambridge Companion to Conducting. — Cambridge University Press, 2003. — С. 3-5. — 346 с. — ISBN 0521527910.
  • Emily Freeman Brown. A Dictionary for the Modern Conductor. — Scarecrow Press, 2015. — С. 33-34, 156. — 432 с. — ISBN 0810884011.

Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

Захлебнись в своих фальшивых фразах.

почему ты не можешь уговаривать меня выйти к тебе в два часа ночи?
почему ты не фотографируешь меня красивую, такой, как ты видишь?
почему ты не просишь сам сделать для тебя что-нибудь руками, чтоб носить с собой и было теплее?
почему ты не сжимаешься ночью от дикого желания лежать рядом со мной?
я готова идти за тобой с повязкой на глазах.
только ты никуда не ведешь.
а ведь так часто
люди встречаются с кем-то, даже женятся.
а любят в тайне кого-то другого, из прошлого.
и их подругам и женам не понятно, что за состояние на них порой нападает.
почему они иногда так апатичны и не радуются вещам, которые должны их радовать.
почему они внезапно срываются и грубят.
вроде причин нет. вроде все хорошо.
а все из-за того, что где-то в сердце сидит нерастраченная любовь к другому человеку….
Однажды, мы будем идти с тобой и вспомним, как все начиналось, а за плечами уже будет столько лет вместе, столько проблем, но столько счастья.
Мы будем идти, а впереди будет бежать наш маленький лучик света, который только недавно научился переставлять ножки.
Однажды, так и будет, поверь.
Вначале мне было страшно, боялась, что не переживу.
Забывала как дышать, как надо искренне улыбаться.
Искала тебя в толпе прохожих,
прислушивалась к каждому шагу и пыталась почувствовать тебя рядом.
Но со временем, алкоголем и многочисленными выкуриными сигаретами,
во мне внутри что-то боролось.
Долго и беспощадно.
Я только потом поняла, что это была любовь и ненависть к тебе.
Вдруг, все как то успокоилось и сердце начало биться ровно.
Дышать стало легче и совсем не больно.
Появилась редкая искренняя улыбка.
Пережила, кажется.
И осень стала не совсем холодной и пустой.
Вокруг появились люди, и так много, что даже удивительно.
Захотелось снова смеяться и бывать в цетре города,
вечерами попивая там кофе и не чувствовать себя опустошонной.
Начала смотреть на календарь, и поняла, как много прошло времени,
что я потерялась совсем в этих датах и числах.
И все совсем не так смертельно. Можно жить дальше.
Просто иногда, мне кажется, что после тебя осталось слишком много боли,
которую ни временем, ни алкоголем, ни сигаретами…
Одни будут приходить, другие уходить.
Не беги следом.
Кто захочет, тот рано или поздно уйдет.
И останется только тот, кто действительно хочет быть рядом.
у каждой из нас в жизни огромное количество поклонников, десятки парней, даже бывают серьезные отношения…
но, у каждой в жизни есть мужчина, к которому она вернется, если он позовет, где бы она не была….
Если люди предназначены друг для друга, то они в любом случае будут вместе.
В любом случае!
Даже если судьба забросит их на разные концы света.
Даже если будет казаться, что никогда уже они не увидят друг друга.
Они все равно будут.
Но это все если людям суждено быть вместе…
Ну а если нет, то ничего не поможет.
Не надо держаться из последних сил, пытаться вернуть ушедшее чувство, за уши притягивать к себе человека.
Нужно осознать, что это не твой человек и идти дальше.
И даже если вы вернули кого-то без его особенного желания, время все покажет.
Не теряйте времени.
Не теряйте себя рядом с теми, кто просто не для вас.
Знаешь, я даже не буду скучать, потому что мои антидепрессанты оказались сильнее наших чувств…
Порой мы по-глупости ждём чего-то там, где ждать нечего. Обманываем самих себя, в надежде, что наши старания принесут какие-то плоды. И даже когда нас отодвигают на задний план, мы упорно пытаемся занять достойное место в чьей-то жизни. Между тем, выбор есть всегда: уйти или остаться. Как правило, мы оказываемся слабее и остаёмся, продолжая жить в ожидании чуда.
Всё время, проведённое с тобой, я прожила в зале ожидания. Я постоянно чего-то ждала, стоя в конце бесконечно-длинной очереди за билетиком в счастье. Пока в один момент не поняла, что время идёт, а моя очередь всё никак не приближается к долгожданной цели. А я всё продолжала стоять, стараясь не считать часов, проведённых не с тобой, стараясь не замечать твоих ошибок и видеть только хорошее, хотя в твоей душе стрелка, по шкале человеческих качеств, явно зашкаливает в сторону»минус», а не в «плюс».
Но теперь только пустота и усталость…
Я выхожу из очереди, разворачиваюсь и возвращаюсь к своей жизни…
и этот кто-то, с кем бы хотелось всего, сейчас с другой, прогоняет сон
отключая быстрее будильника старого звон
слушает как спокойно стучат их родные сердца
без погрешности
чисто
легко
в унисон
нет, не хочется уже ни пьянок, ни странных квартир, ни чужих одеял
ни в карты на поцелуи, ни безрассудных романов, ни подростковых драм
лишь бы кто-то каждую ночь тепло обнимал
и стелил за тебя постель
и шептал по утрам на ушко
«ты прекрасная сонная
я тебя никому не отдам»
и не хочется больше взглядов с вызовом, ревности, глупых ссор
чтобы нервы устало стучали в ключицы, как давно надоевший хардкор
и послать всё к чертям — и подруг с советами, и разномастных плейбоев узор
да остаться навек в паутине надёжных рук
неумело готовить обеды
и друзей приглашать по средам
доставая подаренный нам на свадьбу искусный китайский фарфор
и ловить каждый стон, каждый выдох и вдох, взрывая безлунную ночь
планировать каждую мелочь в квартире и спорить — а сын или дочь?
да неважно кто — лишь бы был похож на отца, ну точь-в-точь
и касаться губами плеч
так, что искры по телу как ток
обещать навек друг друга беречь
и гнать все горести прочь
А как уходит любовь? Просто.
У тебя нет желания делать счастливым человека,
у тебя нет желания целовать его, обнимать,
видеть, и слышать.
А если ты и видишь, то те «мурашки» и «бабочки» давно
улетели и уползли, он покинули твой организм,
они перестали реагировать на этого человека.
Остались только воспоминания, от которых просто приятно.
С любовью…Васюта))*

Фразы дирижеров симфонических оркестров

  1. Остались всего три репетиции до пoзoра!
  2. Фагoты еще в poт не взяли, а тpомбoны ужe кoнчили!
  3. Я говорю: трубы! А они, глянь, oбнимaются, цeлуются.
  4. У Шостаковича много нот, и они все время меняются.
  5. То, что не совпадает с текстом увертюры, — сами посмотрите пальцами.
  6. Нота под точкой означает, что надо с ней что-то делать.
  7. Я скажу вам сейчас, какие тут ноты, — вы очень удивитесь.
  8. Там черт знает что написано в партитуре! Переписчик — стрaшное говно челoвек.
  9. Это вам не симфонический оркестр, здесь в толпе не спрячешься, надо играть чисто!
  10. Играйте не то, что я требую, а то, что написано в нотах.
  11. Цыганское веселье омрачается неисполнимым пассажем тромбонов.
  12. Надо сыграть так, словно вы немножко выпили и никуда не спешите.
  13. Притворитесь, что вы музыканты, а не просто мудаки с железками.
  14. В приличных оркестрах на дирижера не пялятся!
  15. «На восемь» — тот же темп, только в два раза быстрее!
  16. Играйте воздушно, как флейта в кустах.
  17. Альты, куда вы лезете? И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез!
  18. Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации!
  19. Все партии как партии, а первые сопрано — инвaлиды!
  20. И, если кто-то сыграл фальшиво, главное — успеть посмотреть с укором на соседа.
  21. Не захлебнитесь в собственном таланте!
  22. Не надо мне здесь всех этих соплей смычками разводить! Вытерли гриф и сыграли сухо!
  23. Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!
  24. Пронумеруйте такты, а то глаза могут сместиться, а цифры нет!
  25. Дома прийти и заниматься так, чтоб вся семья у тебя умела это играть…
  26. Почему вы всегда так настойчиво пытаетесь играть, как только я начинаю дирижировать?
  27. Женский хор! Спойте вместе со своими мозгами.
  28. Это произведение вы должны были впитать с молоком преподавателя.

  29. Альты! Дайте вступить в силу моменту вашей одаренности.

  30. Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво!
  31. Уберите свой маникюр с грифа!
  32. Левой рукой сильней шевелите, чтобы все думали, что вы живы.
  33. У вас расширились зрачки! Уменьшите свои зрачки, играйте на маленьком зрачке — состояние музыки зависит от состояния вашего зрачка!
  34. Скажите мне, пожалуйста, это вы сейчас так играли после консерватории?! Я завтра же поеду туда, придушу ректора и потребую, чтоб у вас отняли диплом!
  35. Девoньки, у вас пaльчики на руке такие, как у Шварценеггера на ноге!
  36. Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.
  37. Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!
  38. Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!
  39. Трубачи, вы хоть и сидите выше тромбонов, но они, в отличие от вас, мужики!
  40. Вот я повернусь сейчас к вам задом, а вы угадайте, что я хотел этим сказать!
  41. Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть!
  42. Почему вам в детстве не объяснили, чем труба отличается от пионерского горна?
  43. Шостакович не был боксером, но за такую игру он воскрес бы и набил вам морду!
  44. И какой дурак вам сказал, что ваше место на сцене, а не на стройке?
  45. Фагот, извините, это каким местом вы сейчас издавали звуки?
  46. За такое соло я вас бы поцеловал, жаль, далеко сидите. Жду вас в 10 утра завтра у себя в кабинете.
  47. Ударники почему-то всегда пытаются считать себя самыми главными в оркестре! Запомните: главный в оркестре — директор, второй — я, а вы — в первой сотне!
  48. У меня такое впечатление, что у труб — непроходимость. Обратитесь к гинекологу!
  49. Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр!
  50. У вас, милочка, такое выражение лица, как будто, кроме виолончели, вы ничего между ног никогда в жизни не держали!
  51. Вы не боитесь выходить на второе отделение? Скажите спасибо, что в консерваторию ходят интеллигенты. А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!
  52. Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем.
  53. Играйте такое пианиссимо, будто я умер!
  54. Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?
  55. Мне не место с вами в одной музыке!
  56. Второй тромбон, я хочу вам пожелать, чтоб на ваших похоронах так играли!
  57. Это что за Нью-Орлеан вы здесь развели?! У вас что, в роду были негры?
  58. Если вы думаете, что симфонический оркестр отличается от кабацкого только тем, что в нем больше лабухов, вы сильно ошибаетесь!
  59. От себя попробуйте дуть! У меня такое впечатление, что вам еще в музыкальной школе не объяснили направление потока воздуха в мундштуке!
  60. Я попрошу вас скончаться на эти восемь тактов, даже не дышать!
  61. Была б моя воля, я бы воспользовался этой палочкой так, чтобы у вас возобновилась проходимость воздуха в организме!
  62. Я попрошу переписчиков, чтобы партию для идиотов покрупнее писали!
  63. Я обещаю вам трудоустройство в подземном переходе и лично договорюсь с ментами и бандитами, чтоб вас не трогали. Но за прохожих не ручаюсь.
  64. Вам бы вместо саксофона бензопилу «Дружба» в руки. Звук тот же, а денег больше!
  65. У вас очень красивые, сильные руки. Положите инструмент и задушите себя ими, не глумитесь над музыкой!
  66. Придете домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Как можно спать с таким неритмичным человеком?
  67. Вы так фамильярно все это играете, как будто лично с Прокофьевым пили!
  68. Вот скажите мне, вам не стыдно? Лучше б вы воздух испортили, чем это прекрасное место в адажио!
  69. Я прекращаю всякие церемонии и с сегодняшнего дня начну вас учить любить если не меня, то хотя бы музыку!
  70. После каждого такого концерта вы должны идти в церковь и просить у Бога прощения. И на храм жертвовать не забывайте.

Цитаты о музыкантах

Звук должен быть окутан тишиной.

304

Не знаю ни одного музыканта, который бы жалел, что он — музыкант. Жизнь может приготовить для тебя немало гнусных сюрпризов, но музыка никогда не обманет.

2275 минут на осмысление

Типичный день хэви-метал-музыканта состоит из партии в гольф и собрания группы анонимных алкоголиков.

2233 минуты на осмысление

Весь этот бизнес стоит на амбициях, тщеславии и самодовольстве, и не хер делать вид, что это не так.

1835 минут на осмысление

Больше всего я жалею о том, что не двинул в зубы Джону Денверу, когда была возможность. Денис Лири.

1775 минут на осмысление

Музыкальный бизнес — это жестокое и пошлое копошение в денежной канаве, длинный коридор с пластмассовыми стенами, где свободно разгуливают воры и сутенеры, а честные люди гибнут как собаки. А есть у него и негативная сторона.

1747 минут на осмысление

Если я не занимаюсь на фортепьяно один день, это замечаю только я. Если я не занимаюсь два дня, это замечают критики. Если я не занимаюсь три дня, это замечает публика.

1717 минут на осмысление

Удалось не ошибиться — это еще не мастерство. Не удалось ошибиться — вот высшая точка.

1683 минуты на осмысление

Оркестр — это народ, а квартет — это семья.

1673 минуты на осмысление

Музыканты рисуют свои картины на фоне тишины. Мы даем музыку, а вы даете тишину.

1653 минуты на осмысление

Меня всегда восхищал Малер, и на музыку «Битлз» он оказал огромное влияние. Мы с Джоном, бывало, часами играли и пели «Песни об умерших детях» и «Волшебный рог», сменяя друг друга за фортепиано. Мы считали Малера четким.

1657 минут на осмысление

Каждый оркестрант в своем ранце носит дирижерскую палочку.

1653 минуты на осмысление

Весь мой секрет в том, что я вытаскиваю мотивчик на передний план. Если я играю Чайковского, то веду мелодию, а духовные метания пропускаю.

1645 минут на осмысление

Дирижерский гений — нелепость: лучший дирижер — это старшина полкового оркестра.

1633 минуты на осмысление

Битлы умирают не в том порядке.

1623 минуты на осмысление

Дирижеру-то хорошо — он не видит публику.

1603 минуты на осмысление

Один русский — анархист, двое русских — партия в шахматы, трое русских — это революция, а четверо русских — это Будапештский струнный квартет.

1585 минут на осмысление

Однажды я выступал для аудитории из одного человека, и, когда закрыл глаза, добравшись до середины «У Мэгги на ферме», он похлопал меня по плечу и сказал, что ему надо бежать на автобус.

1577 минут на осмысление

Джазовый музыкант — это жонглер, у которого вместо апельсинов ноты.

1473 минуты на осмысление

Играй всегда так, словно тебя слушает артист.

1473 минуты на осмысление

Поп-музыка — это, в общем, кража карманных денег у детишек.

1443 минуты на осмысление

Разве Бетховен похож на музыканта? Да нисколько.

1423 минуты на осмысление

Есть два золотых правила для оркестра: одновременно начинать и одновременно заканчивать. Публике наплевать, что делается в промежутке.

1405 минут на осмысление

Главный дирижер оперного театра — это полицейская функция.

1383 минуты на осмысление

Темы цитат по буквам

Смешные фразы дирижеров

На нашем сайте собраны смешные фразы дирижеров. Читаем, улыбаемся, а может даже и смеемся!

Остались всего три репетиции до пoзoра!

Фагoты еще в poт не взяли, а тpомбoны ужe кoнчили!

Я говорю: трубы! А они, глянь, oбнимaются, цeлуются.

У Шостаковича много нот, и они всё время меняются.

То, что не совпадает с текстом увертюры — сами посмотрите пальцами.

Я скажу вам сейчас, какие тут ноты — вы очень удивитесь.

Это вам не симфонический оркестр, здесь в толпе не спрячешься, надо играть чисто!

Играйте не то, что я требую, а то, что написано в нотах.

Цыганское веселье омрачается неисполнимым пассажем тромбонов.

Надо сыграть так, словно вы немножко выпили и никуда не спешите.

Притворитесь, что вы музыканты, а не просто мудаки с железками.

В приличных оркестрах на дирижера не пялятся!

Альты, куда вы лезете? И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез!

Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации!

Все партии как партии, а первые сопрано — инвaлиды!

И если кто-то сыграл фальшиво, главное — успеть посмотреть с укором на соседа.

Не захлебнитесь в собственном таланте!

Не надо мне здесь всех этих соплей смычками разводить! Вытерли гриф и сыграли сухо!

Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!

Дома прийти и заниматься так, чтоб вся семья у тебя умела это играть.

Почему вы всегда так настойчиво пытаетесь играть, как только я начинаю дирижировать?

Женский хор! Спойте вместе со своими мозгами.

Это произведение вы должны были впитать с молоком преподавателя.

Альты! Дайте вступить в силу моменту вашей одаренности.

Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво!

Уберите свой маникюр с грифа!

Левой рукой сильней шевелите, чтобы все думали, что вы живы.

У вас расширились зрачки! Уменьшите свои зрачки, играйте на маленьком зрачке, состояние музыки зависит от состояния вашего зрачка!

Скажите мне, пожалуйста, это вы сейчас так играли после консерватории? Я завтра же поеду туда, придушу ректора и потребую, чтоб у вас отняли диплом!

Девoньки, у вас пaльчики на руке такие, как у Шварценеггера на ноге!

Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.

Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!

Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!

Трубачи, вы хоть и сидите выше тромбонов, но они, в отличие от вас — мужики!

Вот я повернусь сейчас к вам задом, а вы угадайте, что я хотел этим сказать!

Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть!

Почему вам в детстве не объяснили, чем труба отличается от пионерского горна?

Шостакович не был боксером, но за такую игру он воскрес бы и набил вам морду!

И какой дурак вам сказал, что ваше место на сцене, а не на стройке?

Фагот, извините, это каким местом вы сейчас издавали звуки?

За такое соло я вас бы поцеловал, жаль далеко сидите. Жду вас в 10 утра завтра у себя в кабинете.

Ударники почему-то всегда пытаются считать себя самыми главными в оркестре! Запомните: главный в оркестре — директор, второй — я, а вы — в первой сотне!

У меня такое впечатление, что у труб — непроходимость. Обратитесь к гинекологу!

Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр!

У вас, милочка, такое выражение лица, как будто, кроме виолончели, вы ничего между ног никогда в жизни не держали!

Вы не боитесь выходить на второе отделение? Скажите спасибо, что в консерваторию ходят интеллигенты. А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!

Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем.

Играйте такое пианиссимо, будто я умер!

Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?

Мне не место с вами в одной музыке!

Второй тромбон, я хочу вам пожелать, чтоб на ваших похоронах так играли!

Это что за Нью-Орлеан вы здесь развели? У вас что, в роду были негры?

От себя попробуйте дуть! У меня такое впечатление, что вам еще в музыкальной школе не объяснили направление потока воздуха в мундштуке!

Я попрошу вас скончаться на эти восемь тактов, даже не дышать!

Была б моя воля, я воспользовался этой палочкой так, чтобы у вас возобновилась проходимость воздуха в организме!

Я попрошу переписчиков, чтобы партию для идиотов покрупнее писали!

Я обещаю вам трудоустройство в подземном переходе, и лично договорюсь с ментами и бандитами, чтоб вас не трогали. Но за прохожих не ручаюсь.

Вам бы вместо саксофона — бензопилу «Дружба» в руки. Звук тот же, а денег больше!

У вас очень красивые, сильные руки. Положите инструмент и задушите себя ими, не глумитесь над музыкой!

Придете домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Как можно спать с таким неритмичным человеком?

Вы так фамильярно всё это играете, как будто лично с Прокофьевым пили!

Вот скажите мне, вам не стыдно? Лучше б вы воздух испортили, чем это прекрасное место в адажио!

Я прекращаю всякие церемонии, и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку!

После каждого такого концерта вы должны идти в церковь и просить у Бога прощения.

Рекомендуемые статьи:

  • Прикольные армейские изречения
  • Выдержки из полицейских протоколов
  • Смешные выдержки из объяснительных
  • Забавные выдержки из резюме
  • Прикольно

Даниэль Орен

Мы, конечно, лукавим. Самого полного собрания высказываний дирижеров нет ни у кого. Хотя бы по той причине, что каждый день где-то на планете происходит репетиция оркестра и можно только догадываться, какие высказывания дирижеров слышат артисты оркестров, сколько прекрасных афоризмов им дарят маэстро.

Тем не менее, мы постарались собрать максимально полный вариант фраз и перлов дирижеров.

Вы должны быть такими красивыми, нежными и… вибрастыми.

Контрабасисту: Я ему кричу, что фальшиво, а он руку на сантиметр двигает! Тут на все четыре надо!

Литавристу: Тебе на кладбище гвозди в гробы заколачивать, а не на литаврах играть!

Глядя на двух скрипачек: Полчаса смотрю – когда же одна другой в глаз смычком попадет!

Ещё раз ошибётесь – я вас всех оскорблю.

Я обещаю вам трудоустройство в подземном переходе, и лично договорюсь с ментами и бандитами, чтоб вас не трогали. Но за прохожих не ручаюсь.

Кто услышит челесту, поощрительный приз – улыбка дирижера оркестра.

Вы уже пропустили один кайф – не вступили. Кайф лучше получать вместе.

Здесь наступают осложнения.

Если бы Вы были женщиной, я бы попросил сыграть тут истерично, но, как мужчину, я прошу Вас играть монументально.

Что ты делаешь у колодки? В твоем-то возрасте!

Звук должен быть ясным и круглым, как… стакан!

Сейчас я вас так растревожил, что вы вообще ничего не понимаете!

Фабио Луизи

У Пуленка и Шостаковича одинаковые штрихи. Они жили в одно время, просто Пуленк умер раньше Шостаковича.

Те, кто сейчас щупает – низко. Щупайте выше!

Заносы, поносы нигде в мире не считаются причиной опоздания на репетицию.

Зверь нежный, а хвост грубый.

Дайте грубое ля.

Левой рукой шевелите, чтобы все думали, что вы живы.

Главный совет этой части? Займитесь воздержанием!

Вы знаете, что такое свинг? Это не существо мужского пола. Это джаз!

Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем.

Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?

Мне не место с вами в одной музыке!

Второй тромбон, я хочу вам пожелать, чтоб на ваших похоронах так играли!

Это что за Нью-Орлеан вы здесь развели? У вас что, в роду были негры?

Если вы думаете, что симфонический оркестр отличается от кабацкого только тем, что в нем больше лабухов, вы сильно ошибаетесь!

От себя попробуйте дуть! У меня такое впечатление, что вам еще в музыкальной школе не объяснили направление потока воздуха в мундштуке.

Я попрошу вас скончаться на эти восемь тактов, даже не дышать!

Джеймс Левайн

Была б моя воля, я воспользовался этой палочкой так, чтобы у вас возобновилась проходимость воздуха в организме!

Я попрошу переписчиков, чтобы партию для идиотов покрупнее писали!

Вам бы вместо саксофона – бензопилу “Дружба” в руки. Звук тот же, а денег больше!

Вы так играете легато, что мне кажется, у вас икота!

У вас очень красивые, сильные руки. Положите инструмент и задушите себя ими, не глумитесь над музыкой!

Скрипачи! Если сейчас был бы 37-й год, вас всех бы расстреляли за вредительство.

Придете домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Как можно спать с таким неритмичным человеком?

Вы так фамильярно все это играете, как будто лично с Прокофьевым пили!

Вот скажите мне, вам не стыдно? Лучше б вы воздух испортили, чем это прекрасное место в адажио!

Я на следующий концерт вместо фрака выпишу вам брезентовый костюм, будете играть, как в пожарном оркестре, если это вам ближе!

Я прекращаю всякие церемонии, и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку!

После каждого такого концерта вы должны идти в церковь и просить у Бога прощения. И на храм жертвовать не забывайте.

Осталось 5 репетиций до позора!

Фаготы еще в рот не взяли, а тромбоны уже кончили!

Я говорю – трубы! А они обнимаются, целуются сидят.

В Шостаковиче много нот, и всё время меняются .

Владимир Спиваков

Мы все понимаем, что такое “рр”– это нежность, доведённая до предела, как к своему ребёнку…

То, что не совпадает с текстом увертюры – посмотрите пальцами.

Нота под точкой – значит, надо с ней что-то сделать.

Я сейчас скажу вам, какие здесь ноты – вы очень удивитесь.

Там черт знает что написано в партитуре. Переписчик – страшный человек.

Это не симфонический оркестр, здесь в толпе не спрячешься, надо играть чисто!

Играйте не то, что я требую, а то, что в нотах написано.

Цыганское веселье омрачается неисполнимым пассажем тромбонов.

Надо сыграть так, словно вы немножко приняли и никуда не спешите.

Притворитесь, что вы музыканты, а не просто мудаки с железками.

Альты, куда вы лезете?! И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез…

Александр Ведерников

Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации!

Все партии как партии, а первые сопрано – инвалиды!

Женский хор! Спойте вместе со своими мозгами.

Тенора, что вы звук пузырем взяли?!..

В приличных оркестрах на дирижера не пялятся!

На восемь тот же темп, только в 2 раза быстрее!

Воздушно, как флейта в кустах.

Играйте здесь ушами!

Это произведение вы должны были впитать с молоком преподавателя!

Мендельсона надо играть без «мендельсовщины».

Альты! Дальше вступает в силу момент вашей одаренности.

Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво очень!

Уберите свой маникюр с грифа!

Левой рукой шевелите, чтобы все думали, что вы живы.

Сидят, ждут, пока им партию засунут в рот…

Николас Арнонкур

У вас расширились зрачки! Уменьшите свои зрачки, играйте на маленьком зрачке, состояние музыки зависит от состояния вашего зрачка!

Девоньки, у вас пальчики на руке такие, как у Шварцнеггера на ноге!

А если кто-то сыграл фальшиво, главное – успеть посмотреть с укором на соседа.

Не захлебнитесь в собственном таланте!

Не надо мне здесь всех этих соплей смычками разводить! Вытерли гриф и сыграли сухо!..

Смотрите одним глазом в партию, а двумя – на меня!!!

Пронумеруйте такты, а то глаза могут сместиться, а цифры нет!

Дома прийти и заниматься, чтоб вся квартира у тебя умела это играть…

Почему вы всегда так настойчиво пытаетесь играть, как только я начинаю дирижировать?

Скажите мне, пожалуйста, это вы сейчас так играли после консерватории? Я завтра же поеду туда, придушу ректора и потребую, чтоб у вас отняли диплом!

Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.

Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!

Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!

Трубачи, вы хоть и сидите выше тромбонов, но они, в отличие от вас, – мужики!

Вот я повернусь сейчас к вам задом, а вы угадайте, что я хотел этим сказать!

Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть!

Почему вам в детстве не объяснили, чем труба отличается от пионерского горна?

Шостакович не был боксером, но за такую игру он воскрес бы и набил вам морду!

И какой дурак вам сказал, что ваше место на сцене, а не на стройке?

Василий Петренко

За такое соло я вас бы поцеловал, жаль далеко сидите. Жду вас в 10 утра завтра у себя в кабинете.

Ударники почему-то всегда пытаются считать себя самыми главными в оркестре! Запомните: главный в оркестре – директор, второй – я, а вы – в первой сотне!

У меня такое впечатление, что у труб – непроходимость. Обратитесь к гинекологу!

Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр!

У вас, милочка, такое выражение лица, как будто, кроме виолончели, вы ничего между ног никогда в жизни не держали!

Вы не боитесь выходить на второе отделение? Скажите спасибо, что в консерваторию ходят интеллигенты. А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!

Играйте такое пианиссимо, будто я умер!

Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?

Если вы думаете, что симфонический оркестр отличается от кабацкого только тем, что в нем больше лабухов, вы сильно ошибаетесь!

Была б моя воля, я воспользовался этой палочкой так, чтобы у вас возобновилась проходимость воздуха в организме!

Кршиштоф Урбанский

Когда играете “пиано”, струя воздуха должна быть тоньше чем комар писает!

За такую игру вас бы в прежние времена в тайгу отправили деревья лобзиком валить.

Трубачи, у вас губы должны быть как куриная жопка!

Во вступлении у вас должно быть десять тактов гомосексуализма!

Альты в экстазе сливаются с первыми скрипками и кончают в пиано.

Играйте свободно и музыкально, иначе смотрите у меня!

Сфорцандо – это сильно дать по морде и быстро убежать.

Поместите это в раствор пианиссимо…

При атаке на клинышки в меньшей степени прикладывать, в большей степени отскакивать…

Агогически раздвигаем восьмые внутри такта.

Императив заключён в игре гобоев.

Может, что-то выдвинуть? Или задвинуть?.. Или просто губами?.. (к валторнам)

Чтобы это приобрело некий метротектонический смысл, надо каждый 5-й такт прикладывать

Малый барабан! Сыграйте ваше crescendo маленькими незаметными точками. Ну как вам объяснить? Ну как будто зарплата та же, но ожидается прибавка.

Лейф Сегерстам

Контрабасы! Выньте свое страшило и покажите!

Прочувствуйте шестнадцатые – получите удовольствие от этого.

Функция у вас одна – гулянья по фактуре.

Выложил – а сам спрятался.

Прошу обеспечить отсутствие случайностей!

Раньше, чем я не предлагаю…

Я, видимо, дёрнулся не так.

Не тащите нас своим хвостом!

Мне не хватило вчера труб. Пожалуйста, прибавьте!

А теперь разложим Шацкую.

Вторые скрипки, поработайте правой рукой!

Сергей! Установи линеарность, взвесь параметры и найди среду.

Нужно впивать левый палец в гриф!

Возьмите в правую руку всю свою нежность!

Брамс решил сделать маленькую неожиданность.

Кто-то честно держит четверть туда до упора.

Связно в плане соединения в одну единую фразу.

Мастерский звук, прямо как я дирижирую!

Кричу, кричу – всё равно не видите!

Внезапное subito piano.

Вложите другое, как в моей руке!

Элис Фарнхэм

В моей же руке идёт информация!

Я что-то делаю руками!

Я буду ухом ближе к вам, чтобы триоли попали вместе.

Рояль рядом сидит!

В моей руке нет же твёрдости!

Тормозня какая-то!

Я долго стою вот так с руками!

Рука моя об этом думает!

Моя рука так повела себя.

Надо, чтоб заслушались одну висячую ноту.

Моменты томления в вилках нужны!

Когда ритм сбивается – удовольствия мало!

Всё ж таки хвостик был немножко впереди.

Рожок у нас почему-то в муках рожает.

Я эту ноту отдельно рукой возьму.

Автор другое просит. И правильно!

Я же ритмично дирижирую… я надеюсь.

Я дирижирую вроде бы ровно.

Новый темп всё равно по руке надо брать, а не с потолка.

Наведите там что-то такое в партии!

Энергично, язык очень активный!

Саймон Рэттл

Не любите вы то, что я показываю!

Для Вас одного держу палец!

Надо от головы мыслить, а не от смычка.

Струнные, реагируйте на мои большие жесты!

Перейдите глазом, куда надо!

Я буду туда-сюда, а вы будете играть на автомате.

Немножечко вступите здесь.

(Обращаясь к рабочим сцены) Уберите всех духовиков, кроме тот, кто занят.

Не ждите от меня ничего! Последний раз дирижирую…

Тянете, застряёте…

(Репетируя «Галоп с шампанским») Куда вы бокалы засунете – это ваше личное дело.

(О собственном творении) Инструментовка сама даст силу.

Уши должны быть предельно остренькими!

Очень активные должны быть уши!

Не по мне, а по ушам.

(Дирижируя по партии) Думаете, у меня партитуры нет – так я ничего и не знаю?

Не вводить туда дальше, а diminuendo!

Сейчас пауза происходит!

Важно сразу и в руку, и в голову вкладывать характер этого штриха.

(Оркестру – о солистке) Вас много – у неё один звук.

Вывалили звук.

Если голова будет внимательно слушать…

«Шехеразада» – серьёзная штука!

Контрабас где-то туда-сюда ходил.

Ищите мастерства!

Мы держались в примерно хорошем ритме.

Теодор Курентзис

Ублажили дядьку!

Линеарность полная!

Дышите немного стремительней, что ли…

Я не просто так воздух сотрясаю, мне это нужно!

Вы пишите-пишите, а ухом всё ж таки послушайте.

Мы ещё в зоне кульминации!

Обращаюсь ведь к Вам, а не с кем-то!

Там, где я кричал «ещё-ещё!».

Сейчас берем Далилу. Быстрее, она уже лежит!

Здесь надо маленько дёрнуть!

Посмотрите, как я показываю вот это.

Дерево куда-то побежало…

Присядем на затакте.

Делайте это так, чтобы мне не мешало…

Должно быть необычайно красивое опадание.

Валторна! Услышали, что лишку хватили?

Надо перебить заднюю медь!

Восьмые должны быть нечто среднее между.

Концерт для скрипки по кусочкам.

Я специально дирижирую ровно.

Сколько нот, сколько нот! А я один…

Я не очень почувствовал то, что Вы делали.

Почувствуйте мою руку в этом месте! (Диалог двух дам. – Ты хочешь? – Нет!!!)

Это у вас получается грязно и с толчка.

Часть оркестра берёт, а другая не берёт и потом догоняет…

Толя! Почему все берут, а Вы – нет?

Я хочу как бы помочь, а у меня другое…

Я не дирижирую позади музыки!

Долго я сижу на этом месте. (Вспоминается: «Шестой уж год я царствую спокойно…»)

Pianissimo играть очень тихо!

Валерий Гергиев

Перед этим надо сделать это.

Висит еще валторна. Забыли, да?

Хорошо. Не получилось.

Вот так вот: взял и вставил!

Туда-сюда сделайте.

Солист всё ж таки качается.

Хвосты снимайте!

Вы знали, что вас ждет!

Не всовывайте pizzicato куда попало!

Третью долю у меня возьмите, а не где-нибудь там.

Я с вами даже дирижировать разучился.

Откройте Дуэт Сильвы и Эдвина, мы внесём туда изменение. (Реплика: – Они будут петь втроём?!)

После антракта – Новый год.

Есть проблема – вот эта половина первых скрипок очень плохо видит. (Подсказка с места: «А другая половина очень плохо слышит!»)

Вадим просится сыграть здесь свободней.

Первые скрипки должны превуалировать.

Девочки! Не расстраивайте меня понапрасну!

Нужно мыслить ре-бемолем!

Пульсируйте восьмушками!

Нарисуй себе всё, что угодно: здесь остановка!

Полный порядок! Только абсолютно не вместе…

У всех наступает forte.

От вашего железобетонного пульса зависит всё!

Здесь всё накладывается на штилеподобную виолончель.

Очень плотно сесть на первую ноту!

Надо не думать – надо действовать!

Вдавливайте смычок, раскрывайте звук!

Дайте себе труда в правую руку сделать два forte.

Рубите ровно!

Не бросайте верхнюю ноту на произвол судьбы, обласкайте её!

Попахивает детским садом.

Воспринимайте это не как глупости, а как образ!

Здесь надо играть не по руке, здесь надо играть ровно!

Сейджи Озава

Здесь у скрипок задержка…

А скрипачи наделали, хотя мы вчера репетировали…

Я постараюсь обеспечить всё руками, не волнуйтесь.

Пульс пропал.

Доводят до белого каления, а потом хотят что-то получить.

Убийца! Полный ноль!

Тромбоны своим вступлением дали по морде и упали в кювет.

Я дирижирую, как идиот!

Я здесь прыгаю, а звука всё равно нет!

Валторнисты! Вы должны разорвать всё в клочья!

Солистку мы здесь задушили!

Не надо целую ноту держать, как палку!

Здесь настоящее брамсовское мясо!

Штрих подземелья!!!

Задайте себе в голову информацию.

Не палками играть, а сердцами!

Мобилизируйте внимание!

Попадайте в раза!

Конечно, тут чесать надо вовсю!

Малый не туда попал.

Уже нечем давать!

Дёрните все одновременно!

Я не могу каждому вкладывать в рот!

Дерево! Со мной общайтесь!

Я, кстати, сейчас не глупости говорю!.. я надеюсь.

Что вы мне мертвятину предлагаете!

Фа-диез не оттягивайте так сильно назад!

Давайте дожмём этот кусок, и сами же получим удовольствие от этого.

Несколько размытая картина с деревом.

Где ваши красивые глаза?

Это место должно быть интимно… То есть очень тихо.

Длинные ноты держать и вытаскивать конец!

Каждую ноту облизать!

Сзади моей спины всё вуалируется.

Вычлените из этого мелодию!

Вы наступаете мне на кларнет!

Если честно играть, то будешь всегда сзади.

Кто-то мимо не попал – звание академическое отменяется.

Тенорочки, дайте голос по-мужски!

Здесь надо шмацать, а вы шкоцаете!

Зачем так грубо? Джульетта же девочка – ее надо кончиком.. А вы всем смычком!

Смотрите все на меня! Скоро я сниму и все вам покажу!

100 грамм или 150 – нет разницы, а вот если продукт поменять…

Когда ритм сбивается – удовольствия мало!

Я делаю это мануально, но ответа не получаю.

Я не хочу вечером трудиться левой рукой!

Букву «Г» надо играть соответственно, ээээ… букве!

Бесхвостатое снятие!

Должно быть разовое мышление! (на раз)

Контрабасы, мне не нравится эта возня сзади!

Опять он отвернулся и чешет своё!

Расслабуха пробежала.

Вот обязательно кто-нибудь сунет раньше времени!

Так хотел Элгар : вторые снимают, а все остальные имеют фермату до конца такта!

Положите этот листок с бисом в заднюю часть пульта.

Я не буду здесь выдрючиваться, чтобы дать ауфтакт!

Я слышу все эти волоски.

Я ухожу от этой цифры, оставляя ее в грязи.

Это другой уровень жизни – когда человек начинает петь по нотам в четырёхголосном хоре!

Конкретика раза квази безразмерного такта.

С 5-й цифры – усиление тематического присутствия…

Мне нужны только ваши уши и косточка смычка!

Резкий уступ, а потом у гобоя вновь сольная миссия

Я делаю это не пальцем, а стараюсь рукой!

Техническая ерунда в 3й позиции обернулась интонационной грязюкой

Не надо вычёсывать эти восьмушки!

Оставьте мою левую руку в покое!

Ждите моего как бы знака – пальцем, бровью или еще как-то…

Я действую здесь и мануалом, и вербалом… Что же вы еще хотите?

Пятью сантиметрами невозможно быть активным…

Вы берёте эти триоли сзади.

Я ловлю вас и возвращаю в лоно ансамбля.

Тут мы с кларнетом восстанавливаем темповую справедливость.

Я не хочу никого пугать, но чтоб не дай бог!

Ну сделайте это со мной, не бойтесь!!!

Грязно ляпать я никому не дам!

Я тут чувствую вступление и желание…

Конец должен быть чистым!

Мне тоже не всегда в руку удобно!

Когда мягкий конец-это опасно!

Опять за старое? Одни и те же!

Давайте домучаем конец!

Тьфу, не репетиция, а разврат какой-то.

M()eSTRo — Безумный дирижёр текст песни

Чувства задушены.. ,ты шли мне поцелуи воздушные,
Их почувствую на расстоянии выстрелов пушечных..
Чувства пластик.,нотами,все кругом раскрашено,
А ты стирай все, рисуя стеклом на запястье..
Хочется в сон,в часах чтобы замер песок..
Хочу чтоб после трех слов, нас с ней просто трясло,
Чтоб шли разутыми, кричала что любит безумно,
Но поцелуями другой будит сознание утром..
А он настырный,в тех играх что с природным позывом..
Скажи, а твой невинный приз уже им был разыгран?
Не нужен — выкинешь.,скажи, зачем опять мне «Вы-каешь»?
Я раз пять зачал любовь в тебе, но каждый раз выкидыш..
Машешь крыльями, взлететь попытка, ну попробуй..
Я тоже пробовал, теперь мои взлеты в аккордах..
Он стал призером? Сотри мое имя со стекол..
Шторы задернуты, другой снимает блузку на клёпках..
Я запасной? Навряд ли, я скорее резерв..
Просто обычный поэт, да и не признан никем..
Прибавь колонки.. «ты — мой персонаж легенд»
С глазами мокрыми прошепчет это не мне..
Но ты же сильная ..да? девочка с глазами синими..
Такая стильная.. мои стихи — твоя Бастилия..
Эй, музыкальная фея, я ж персонажный гений?
Кстати тогда не крылья были, так, на время пропейлер..
Знаю, дети — это счастье немыслимое.,
Ты смотри, чтоб этим счастьем он в тебя не навбрызгивал..
Крики с визгами, и в спину ты впиваешься цепко..
Стони душевнее, ты же актриса, ну а актрисе — аплодисменты..
Плей был билет на шоу, как ей в живот ножом..
Безумный дирижер,безумный дирижер..
В память свечу зажжем,улики все в мешок,безумный дирижер…..

ДОБАВИТЬ ТЕКСТ В ЛИЧНЫЙ СПИСОК