Детство темы краткое содержание

ет ничего более интересного, чем рассказ умного и талантливого человека о своей жизни.

Писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский жил на рубеже XIX и XX веков. Он стал писателем только к 40 годам жизни. По профессии он был инженер, и долго работал на железной дороге. Он изъездил всю страну, жил на Урале, в Батуми и в Бессарабии. К середине жизни Николай Георгиевич попробовал себя в роли помещика – купил большое имение и занялся сельским хозяйством.

Хозяйство прогорело, но этот случай сделал из помещика писателя. Свой опыт он изложил в очерках «Несколько лет в деревне» (под псевдонимом Гарин). Успех очерков вдохновил Михайловского продолжить писательство.

Все его очерки и повести основаны на реально происходивших событиях, в каждом из которых мудрый взгляд писателя сумел увидеть определенную нравственную идею, обобщить типичное для русского общества того времени.

Повесть «Детство Темы» — лучшая книга из автобиографической «Семейной хроники». Она состоит из двенадцати новелл.

Это не просто описание детства, радостей и бед маленького человека, а летопись духовного роста, нравственного развития и взросления.

Читатель знакомится с Темой в восьмилетнем возрасте. Утром в оранжерее Тема заметил, что расцвела любимая орхидея его отца. Тема предвкушает, как за завтраком он порадует родных новостью, но вдруг неловким движением ломает цветок.

Вихрь мыслей проносится в голове Темы! Он знает, что правильно будет честно сознаться в поступке, но он боится отца, потому что тот, будучи уверен в необходимости сурового мужского воспитания (он генерал в отставке), применяет телесные наказания к мальчику. И у Темы не хватает духа сознаться. Он торопливо скрывает «следы преступления».

День испорчен. Пытаясь успокоить, прежде всего, свою совесть, Тема пускается в авантюры, одна хуже другой. Он геройствует, взбираясь на лошадь и чуть не сломав себе голову, рвет юбку гувернантке, ворует сахар для друга, дворового мальчишки Иоськи.

Вечером наказание настигает Тему.

Человек, прочитавший эти строки, никогда не скажет, что телесные наказания допустимы.

Выделяется в книге образ матери, Аглаиды Васильевны. Доверительные отношения, глубокая и нежная привязанность между матерью и мальчиком благодатно действуют на Тему. Она, как никто, понимает своего живого, как огонь, открытого миру, доброго и деятельного ребенка.

Целью воспитания она видит развитие того хорошего, что есть в сыне, и такое развитие, которое не унижает его человеческого достоинства. Она помогает Теме осознать свои недостатки, учит относиться к себе и к людям по-христиански.

Вот Тема кинул камнем в мясника за то, что тот надрал ему уши. Мать не упускает случая наглядно преподать ему урок: «Кому много дано, с того много и спросится» (Тема по социальному положению его семьи был выше простолюдинов).

Вот Тема выдал товарища в гимназии, поступил подло. Мать переживает с ним все унижение и тоску от дурного поступка и учит обращаться к Богу, чтобы он дал силы в трудную минуту, помог быть честным человеком. «Кто не падал, не сможет и подняться», — понимает Тема.

Еще много приключений ждут Тему. Дети смогут пережить их вместе с мальчиком. А взрослые – задуматься, какие причины превращают чистого ребенка в дитя, полное проблем и страхов.

Гарин-Михайловский «Детство Темы» — краткое содержание

Страница: 2 3

Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Темы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тема, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.
Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар — вся «повесть грустного дня» — первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».
В этот ранний период для матери Темы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди её сына «сидит горячее сердце». Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тема испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбужденном состоянии от перенесенных физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.
«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил её в старый колодезь, Тема сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Темы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом — в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).

Страница: 2 3

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.