Чувства человека в живописи

Мы, как и все живые существа каждый миг нашей жизни испытываем эмоции. Но мы редко задаёмся вопросом почему так происходит? А зря. Этот приём один из главных аспектов эволюции. Эмоции служат главным мотиватором для всех животных существ, включая человека. Мы испытываем эмоции смотря на произведения великих художников, но почему? Как это работает? Далее об этом и пойдёт речь.

Однажды моя Мать причёсываясь у зеркала бросила ненароком такую фразу: «Какое состояние, такие и волосы». Это навело меня на мысль, что это не просто реакция организма, а что-то большее. Ведь волосы – это мельчайший элемент, реагирующий на любой порыв ветра. Так что же может так их менять? Ответ – наше эмоциональное состояние.

Придя злым с работы, вы бросаете ключи на полку в прихожей. По этому действию можно определить, как прошёл ваш сегодняшний день. Дело в том, что при стрессе все наши действия отражают это самое состояние. Движения становятся более резкими, а взгляд так и мечется из стороны в сторону. Это трюк эволюции, при опасности всё это помогало нам выжить. Резкие движения, как защита, а бегающий взгляд, как способ заметить опасность. Со временем эмоции развивались вместе с нами приводя нас туда где мы находимся сейчас.

Как художника, меня заинтересовал вопрос, если это действительно так, значит можно визуально отобразить любое моё состояние. Мне не давало это покоя, и я вынужден был посвятить всё своё время, для поиска истины.

Я пришёл к выводу что всё включая выбор цвета карандаша зависит от того в каком состоянии я нахожусь, а линии — это визуальное отображение моего состояния.

На рисунке 1 изображено отражение злости, линии на этом рисунке резки и хаотичны. Вы можете легко понять насколько сильным было это состояние и точно сказать, что это не радость. А это значит, что «следы», которые мы оставляем нашим состоянием, при должном внимании, легко читаются другими людьми.

Возникает предположение, что это возникло в ходе эволюции, как средство защиты. Например, видя поломанные ветки и следы от когтей на дереве, мы понимали, что рядом дикий зверь в ярости и надо быть осторожнее.

Искусство – это манифестация чувств и эмоций, и они же являются основой художественного творчества. Именно в эмоциях лежат истоки великих творений искусства, литературы, науки и цивилизации в целом.

Эмоции представляют собой своеобразную функциональную систему, которая, с одной стороны, выступает в роли отражателя внешней картины окружения, выделяя при этом субъекту ту ценность, тот смысл, который для него имеют окружающие лица, предметы и события. С другой стороны, играет регулирующую роль в поведении субъекта, т.е. оказывает побудительный, активизирующий характер

Искусство же есть образ духовного отражения внешней или внутренней объективной действительности художника, в процессе обработки которой участвует эмоционально-чувственная сфера личности созидателя. Итог творческого процесса – художественный образ, в основе которого лежит взаимосвязь между образом мира и чертами личности художника, его чувствами и эмоциями.

Человеческое чувство представляет собой кульминацию живого, жизненного процесса, и поэтому оно обладает органической, или «живой формой» Соответственно любой образ чувства должен быть отображением этого живого процесса. Поэтому каждое произведение искусства должно носись характер «живого», чтобы выразить чувство.

Но каждое живое имеет свою специфичную, отличную от неживого мира форму, которую характеризует ряд следующих черт: целостность, функциональное единство, нерушимость, ритм, динамизм, диалектика устойчивости и изменчивости, подъема и спада, напряжений и разрешений, рост, принцип фаз и др — все эти свойства присутствуют в искусстве и отображаются в художественных образах.

Художественный образ в каждой области искусства обладает своей специфичной структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также особенностями изобразительных средств конкретного вида искусства: в литературе – слова, в живописи зрительного образа, в скульптуре – пространственно-объемных форм, в музыке- звукоинтонации, в танце –пластических движений.

С.К. Лангер, американский философ, в своих работах отмечала, что произведение искусства – это выразительная форма, которая аналогична динамической форме наших чувств и поэтому выражает последние. Действительно, выражение эмоций и чувств человека нужно искать в линиях, фигурах, цвете, ритме, фактуре и др. Например, в музыкальном искусстве мажорный лад, средне — высокие регистры отображают «радость», мелодический минор, низкие регистры отображают «печаль». Повышения темпа в произведении является средством отображения активности эмоции или чувства, а при использовании некоторых духовых инструментов выражается эмоция напряжения.

В живописи выразительными формами эмоций и чувств выступают: цветовая конструкция, композиция, колорит, пространственную организацию рисунка, характер линий и т.д. Х. Лундхольм в своих работах отмечал, что на характер эмоции в рисунке влияет общее соотношение острых и тупых углов в рисунке, и преобладание острых углов обозначает выражение отрицательной эмоции. М.В Осорина, российский психолог, также подтверждала гипотезу Лундхольма. Она писала, что положительные эмоции связаны с округлостью, так как круг является символом мягкости, а острые углы связаны с отрицательными эмоциями.

В хореографии же также находятся свои формы выражения эмоций. Так, например, положение «эффасе» (движение с открытым положением ног) употребляются при построении эмоций радости, а положение «круазе» (движение, при котором ноги находятся в скрещенной позе) применяются при построении эмоций печали, грусти, тревоги.

В литературе эмоции передаются при помощи: лексики, пунктуации, определенного построения предложений, междометий, вводных слов, обращения, графического выделения разных частей текста, но в первую очередь соотношение эмоций, чувств и поэтического текста раскрывается именно в лексике.

А. Ричардсон, английский лингвист, ввел в различение между «значением» слов и их «использование. Он различает две главные функции слов: символическое и эмотивное. Первый вид характеризует использование языка в науке, а второй вид характерен как раз для функций слов в искусстве.

Отображения чувств и эмоций в речи требует особых экспрессивных красок в речи, но лексика языка настолько обширна, что вполне располагает возможностями для передачи информации во всех тончайших оттенках. Например, слова выражающие грусть: печальный, угрюмый, безрадостный, унылый; слова, выражающие страх: испуганный, обеспокоенный, взволнованный, слова, выражающие, гнев: рассерженный, разгневанный, недовольный — все это лишь маленький список слов, которые способны вносить «живость», эмоциональность в письменную речь.

Сравните две реплики: «Что за неудачные шутки?», «Что за глупые шутки?» — обе этих реплики выражают одно чувство (возмущение), но оттенки чувства различны.

Окончательно определяет экспрессивную окраску слов контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое — презрительно.

Завершая свою работу, можно прийти к выводу, что искусство, в большей своей степени, реализация духовного мира, чувств, эмоций человека. В своей сущности эмоции чувства является детерминантом творческого процесса, существуя как вне данного процесса, так и внутри него, реализуясь в итоговом продукте искусства – художественном образе.

Искусство — разнопланово и представлено нам в различных своих ипостасях: архитектура, изобразительно искусство (живопись, скульптура), музыкальное искусство, киноискусство и т.д. Для каждого вида характерен свой специфичный продукт – свой образ, и, следовательно, проявление эмоций в них принимает различные формы, свойственные только лишь для определенного вида искусства — о чем более подробно описано в данной статье.

Список литературы

  1. Басин Е.А. Семантическая философия искусства. / Е. Я. Басин ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. – 4-е изд., доп. – М. : Гуманитарий, 2012. – 348 с

  2. Басин, Е. Я., Крутоус, В. П.. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. — М.: Гардарики, 2007. — 287 с.

  3. Выготский Л.В. Психология искусства – М.: Издательство “ Азбука”,2016 г.- 448с.

  4. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. — М.: Смысл, 1997. — 424 с.

  5. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека/В.Д. Шадриков. -2 изд. – М.: Логос, 2010. – 392 с.

  6. Способы передачи эмоций в письменной речи — http://www.proza.ru/2014/07/25/1647

Чувства человека в произведения живописи

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у нас есть своё определённое отношение. Человек совершает те или иные действия: общается с друзьями, читает книги, отвечает урок, слушает музыку, то он испытывает различные чувства: радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Люди выражают свои чувства в искусстве: музыке, живописи, поэзии.

Когда мы произносим слово «живопись», то нам слышаться слова «живо» и «писать».

Что же означает слово «живопись»?

В одной легенде рассказывается, как греческий художник по имени Аппеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит писать «жизнь».

Произведение искусства, выполненное любыми красками, называется живописью.

Художники работают и мазками, и гладко.

В каких же произведениях живописи художники изображают чувства человека.

Проблема данного проекта в анализе картин художников- живописцев 19-20 веков, в которых гибким и богатым языком живописи изображаются чувства человека.

Цель проекта заключается в том, чтобы выявить, какие человеческие чувства воплощены художниками в живописи.

Были определены следующие задачи для достижения поставленной цели :

1. Изучение теоретического материала о чувствах человека.

2. Выбор картин известных русских живописцев для исследовательской работы.

3. Выявление характерных особенностей произведений, в которых чувства человека изображены языком живописи.

Гипотеза:

Возможно ли на живописных полотнах изобразить чувства человека.

Дают ли произведения живописи представление о чувствах человека.

Методы работы:

— изучение литературы;

— анализ полотен художников – живописцев;

— выбор картин, посвящённых детской теме;

— обобщение найденной информации.

Структура проекта: проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Для решения поставленных задач использовались различные источники.

Чувства человека. Классификация чувств.

В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то есть выражаем свои эмоции. Более сильные эмоциональные состояния возникают у человека, когда он разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться.

Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление.

Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями.

Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Но эмоции проявляются не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела. Например, обычно сердце взрослого человека делает 70 ударов в минуту, а при сильном волнении число ударов может доходить до 100 и более.

Я наблюдал за животными и видел:

Как радуется приходу хозяина собака;

Как она рычит на чужого человека;

Как довольно урчит кошка после сытного обеда или ласки;

А как кошка выгибает спину и делает грозный вид, если случайно другой кот попал в её квартиру.

Гнев, страх, уныние, любопытство – все эти эмоциональные состояния есть у некоторых животных. Однако эмоции людей значительно богаче, разнообразнее. Они связаны с условиями жизни, работой человека, с другими людьми, которые его окружают.

Человек может понять своё состояние, сам его изменить, побороть отрицательные эмоции. Например, он может подавить в себе гнев, раздражение, скрыть неприязнь, нелюбовь к другому человеку, остаться вежливым и спокойным, когда хочется накричать, нагрубить. Конечно, это получается только у волевого, сильного человека, который научился управлять своими эмоциями.

Люди чувствуют не только то, без чего не может жить их организм, или то, что ему мешает. Человек чувствует и другое: любовь к близким, восхищение при встрече с прекрасным, удивление при виде незнакомого явления.

Самым прекрасным человеческим чувством является любовь – особое отношение человека к другому человеку, объекту природы, занятию. Это – желание постоянно быть рядом с предметом любви, радовать себя общением с ним. И самое главное, любовь побуждает человека делать добро, приносить радость тому, кого он любит.

Другие чувства менее длительны и глубоки. Они могут быстро возникать и проходить. Например, мама купила сыну новую книгу. Он был счастлив, потому что давно хотел иметь такую книгу. Долго, не отрываясь, мальчик листал и читал её. Но вот первое знакомство состоялось, и чувство радости прошло.

Без чувств и эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью.

Все чувства, которые мы выражаем, можно поделить на : положительные

— радость

— любовь

— восторг

— удовлетворение; отрицательные

— страх

— отвращение.

Очень часто мы плачем. Существуют разные мнения, что такое слезы: одни люди считают, что это наиболее яркое проявление чувств человека; другие – это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие; третьи — это лекарство, омывающее душу.

По-мнению Виктора Гюго: «Слезы – это таинственные весы света и тьмы».

Люди плачут не только за себя, но чаще за других людей, за всех, словно неся в себе вселенское горе, вселенскую неустроенность.

Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство, обида могут привести к возникновению болезней.

Поэтому очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.

Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. Оказывается, 80 процентов успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми.

Люди улыбаются по-разному. Лучше всего об этом разнообразии человеческих улыбок могут рассказать картины. Именно художникам в своих картинах удается запечатлеть красоту и неповторимость улыбки. В улыбке человек обычно раскрывается. Она помогает лучше понять душу. Может быть, поэтому так часто пишут художники улыбающихся людей.

Произведения русских живописцев, на полотнах которых изображаются чувства людей.

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий.

Живопись – одно из направлений эстетики. Живопись и поэзия тесно связаны, живопись – это поэзия в стихах. В то же время поэтов часто называют художниками, так как в стихах передаются чувства человека

Лучшие художники России, каждый по-своему, ощущали и воплощали в своих произведениях чувства человека.

Мною были выбраны объекты исследования: известные картины русских живописцев, главными героями которых являются дети.

Обратимся к картине художника Васнецова «Алёнушка.

Все мы помним сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. В этой сказке говорится о том, как Иванушка выпил водицы из лужи и стал козлёночком. Печальная судьба у Иванушки — непослушника и бедной Алёнушки.

Какой момент сказки запечатлён художником?

Сидит девушка у пруда на «горячем» камне, скрылась от людских глаз, чтобы выплакать своё безысходное горе. Обхватив руками колени, поникнув головой, смотрит в воду с безнадёжным отчаянием. Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Как жить? Что будет с братом И есть ли у меня брат?. «

Сестрица Алёнушка испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Природа прекрасная и печальная, художник использует мрачные краски для картины; небо хмурое. Художник взял для своей картины горестный мотив-жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о её горькой судьбе, не раз поведанной в сказках.

Каждая былинка тоскует, жалуется вместе с девочкой, её печаль разделяют и тонкие, оголённые ветром осинки, и поникшая осока, и заплаканное небо.

Где Васнецов мог увидеть такую природу и придумал ли он лицо этой Алёнушки?

Неподалеку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Глухо огороженный густым ельником, с нежными осинками на берегу, этот уголок напоминал ему природу далёкого Вятского края. Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.

На картине «Дети, бегущие от грозы» художник Маковский передаёт чувства детей, испугавшихся грозы. Художник красками, жестами, мимикой передаёт испуг ребёнка.

Художник удачно выхватил из деревенской жизни маленький эпизод. Деревенская девочка-подросток с младшей сестрёнкой оказались один на один с разбушевавшейся стихией. Она застала их внезапно. Дети собирали грибы в ближней роще, о чём свидетельствует подвязанный фартук с грибами. Гроза надвигается, нужно успеть домой. Взгляд детей говорит о мощи стихии. Сильный ветер растрепал волосы, снял с головы платочек, пригнул верхушки травы. Босые ноги бегут по прогнувшимся мосткам. И только светлое пятно на заднем плане картины даёт нам надежду, что дети ещё успеют добежать до ближайшего укрытия. И мы с вами сочувствуем и переживаем вместе с ними.

Художником Перов в картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» изображены дети с грустными лицами.

Был случай, когда на глазах художника Перова трое ребятишек не смогли удержать бочку с водой – сани катились вниз, бочка опрокинулась и превратила скат в сплошную ледяную гору. Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.

Художник хотел не просто рассказать людям о тяжёлом труде этих ребятишек. Он хотел показать их в момент наивысшего напряжения сил, чтобы его картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям.

На заднем плане этой картины изображены взрослые:

Один человек толкает сани, помогает детям в их нелегком труде, чувство сострадания и милосердия изображены художником в этом образе.

Спина удаляющего прохожего – равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.

Интересны картины Федорам Павловича Решетникова на темы детской жизни «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка».

Сюжет картин художника взят как бы из жизни. У Федора Павловича была дочь Люба. Именно, с ней и связан цикл работ «Опять «двойка»» и «Прибыл на каникулы». Это эпоха ее школьных лет. Естественно, это не она там на картине. Можно предположить, что она сама в качестве персонажа двоечника отказалась бы позировать. Задумав написать картину , художник пришёл на урок, где его внимание привлёк один мальчик. Его вызвали к доске, а он даже книжку в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, мел в руках вертит, не знает, что делать с этой задачей. Ясное дело, что грядёт двойка! Художник попытался представить, что ждет мальчика, когда он придёт домой. Так родился замысел картины. Художник даже предложил позировать этому мальчику Серёже, но тот отказался.

Художником созданы две различные картины, два разных образа. В центре изображён мальчик – подросток. На картине «Опять двойка» у мальчика опущенный взор, пылающие щеки. Мальчик склонил голову, ему стыдно, вот – вот он заплачет.

В картине «Прибыл на каникулы» передана атмосфера радости: новогодняя ёлка, празднично накрытый стол. Мальчик, курсант суворовского училища, отдаёт честь своему дедушке, старому воину. Радостная улыбка озаряет лицо мальчика, глаза его блестят.

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника.

Художником показана не только широта праздника, но и широта русской души. Все персонажи картины полны здоровья и красоты. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах толпы, кушаках, узорных платках.

Мы видим буйство красок и народное веселье.

Игра «Взятие снежного городка» осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. «Городок» был отголоском целой эпохи, когда русские поселенцы должны были обороняться от » инородческих племен».

У людей весёлые и задорные лица. На картине художник изображает:

— стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном коне, пробившегося к городку и ломающего снежную стену;

— строй защитников городка, вооружённых хворостинками, метлами, трещотками;

— светящиеся радостью и весельем лица победителей.

Выделяется на картине крестьянский мальчик в зипуне, подпоясанный кушаком. Его лицо с нежным румянцем как бы окутано морозным свежим воздухом. На примере этого героя мы можем пронаблюдать радость мальчика от участия в общей игре, веселье, счастье.

На картине Карл Павлович Брюллов «Всадница» изображает молодую красавицу. Девушка осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на всадницу.

Портрет как бы наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне тёмной зелени парка ( зелёное на зелёном). Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

Думается, что образ материнства в картине Петрова – Водкина возник под влиянием древнерусской живописи, обращавшейся к вечным темам: любви, материнства, мира и согласия. В картине «1918г в Петрограде » изображена женщина на балконе, над людной и холодной петроградской улицей. Она, в белой косынке, наверное, работница. На руках её ребёнок. Люди внизу ныряют в арочную синеву, спешат, будто неприкаянно, по тусклой мостовой.

А женщина, олицетворяющая жизнь, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребёнка. Свою силу она словно переливает в руку маленького человека.

Картина очень походит на икону. У героини удивительно одухотворённое лицо, не лицо даже, а лик. Мы не можем оторвать взора от этого образа вечной женственности, от лица, полного загадочной глубины, чистоты и духовности. Образ простой русской женщины возвышается до образа Мадонны.

Заключение.

Проанализировав данные, полученные нами в результате исследования полотен знаменитых русских живописцев, мы пришли к выводу:

— известные русские художники Виктор Михайлович Васнецов, Владимир Егорович Маковский, Федор Павлович Решетников, Карл Павлович Брюллов, Василий Иванович Суриков, Петров – Водкин сумели выразить в живописи чувства человека;

— трудно сделать однозначный вывод и структурировать все эти произведения.

Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни человека и общества в целом.

Отметим особенности картин, в которых чувствуется трагическое звучание:

Алёнушка на картине Васнецова испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Вот- вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины художника Решетникова.

Испуганные дети убегают от грозы на картине Маковского.

Чувство сострадания и милосердия изображены художником в образе взрослого человека, помогающего детям

Спина удаляющего прохожего – равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.

Другие картины полны сил, оптимизма, красоты:

— картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника.

Светящиеся радостью и весельем лица победителей.

— в картине «Прибыл на каникулы» передана атмосфера радости

— портрет «Всадница» проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

— женщина, изображённая художником Петровым, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребёнка. Свою силу она словно переливает в руку маленького человека.

Картина очень походит на икону. У героини удивительно одухотворённое лицо, не лицо даже, а лик.

Живопись – одно из направлений эстетики. Живопись и поэзия тесно связаны, живопись – это поэзия в стихах. В то же время поэтов часто называют художниками, так как в стихах передаются чувства человека

Лучшие художники России, каждый по-своему, воплотили в своих произведениях чувства человека.

>Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице

Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице

Мы видим миллионы глаз, ртов, носов, ушей и подбородков в этом мире, и каждый из них особенный. При этом, чтобы рисовать мультяшные лица, достаточно знания основ. Как только вы их освоите, добавьте к этому понимание глубины, затем следите, чтобы рисунок головы выглядел объемным (3D), а также овладейте техникой прорисовки из любого ракурса. Если вы умеете все это делать — замечательно! Однако если вы действительно хотите привлечь внимание к своему искусству, вам придется овладеть техникой, которая позволит «оживлять» персонажей с помощью выражения лица!

Кто угодно может нарисовать лицо. Рисуете окружность, добавляете несколько точек и линий — и любой взглянувший на ваш рисунок скажет, что это лицо. С одной стороны кажется, это сделать так легко, а с другой может быть очень сложно, когда появляются чувства и эмоции…

Совет: Если вы еще неуверенно рисуете мультяшные лица, пройдите мой предыдущий курс. А если вас интересует более реалистичный подход к рисованию эмоций, обратите внимание на этот потрясающий курс, созданный Настасией Питерс.

Выражения лица человека

Выражение лица человека, также как и тон голоса, легко изменить. Выражения появляются на лице не только в результате сокращения определенных мышц; на самом деле одновременно сокращаются одни мышцы, а противоположные им расслабляются. Например, одни и те же группы мышц задействованы и в смехе, и в улыбке, однако с разной интенсивностью.

Если я попрошу вас точно назвать все чувства, которые вы видите на картинке внизу, что вы скажете?

Я знаю, что вы ответите. Вы наверняка скажете, что видите изображение спокойствия и размышления. Возможно он о чем-то задумался. В действительности все не так! На этой картинке мы видим полное отсутствие эмоций, так как не задействован ни один мускул. Так как нет эмоций, наверное самым лучшим описанием станут слова «спокойное» и «расслабленное».

Совершенно естественно использовать это выражение в своих рисунках. Почему бы нет? — у 80% людей именно такое выражение лица большую часть дня! Однако у людей такое выражение лица только, когда они остаются одни. Ведь когда человек смотрит на другого человека, или когда он оказывается в определенной ситуации, неминуемо возникает реакция. А на нее будет своя реакция! В мультипликации мы раздуваем этот эффект до максимума, чтобы нашей аудитории было ясно, какие именно эмоции выражены на лице.

Примитивные эмоции

Примитивные эмоции — это такие эмоции, возникновение которых, мы, человеческие существа, не особенно-то и контролируем. Это значит, что такую эмоцию не легко срежиссировать. Скажем, она возникает внезапно, в ответ на примитивный стимул.

Примитивные эмоции выражаются вне зависимости от нашей культуры, национальности или возраста. Ниже приведу вам примеры самых основных:

  • Радость (1): уголки рта подняты вверх, брови подняты, глаза широко открыты.
  • Гнев (2): уголки рта опущены вниз, брови подняты под углом, а внутренние края опущены вниз, глаза широко открыты.
  • Страх (3): рот слегка перекошен, уголки опускаются вниз, брови подняты вверх, при этом линия бровей неровная, глаза широко открыты.
  • Печаль (4): уголки рта скруглены книзу, внутренние уголки бровей слегка приподняты, верхние веки «нависают» на глаза.

Это примитивные выражения лица, которые довольно часто появляются у нас на лице в течение жизни. Для рисования мультяшных персонажей вам необходимо овладеть этими четырьмя выражениями. На их основе мы можем создать все другие эмоции.

Есть еще пара выражений, их реже относят к примитивным, при этом и они входят в группу основных выражений.

  • Удивление (5): рот маленький, наполовину приоткрыт, брови приподняты, линия бровей слегка неровная, глаза широко открыты.
  • Досада (6): рот искривлен, перекошен, брови приопущены, внутренние кончики бровей направлены вниз, глаза закрыты.

«С какой стати ты отделяешь эти два от первой группы?» — Ответ прост: Если вы обратите внимание, каждое из этих выражений является комбинацией выражений из первой группы.

Теперь, когда вы знакомы с основными выражениями, вы наверняка удивлены, почему их так мало. Все просто: у нас есть первичные цвета, и их достаточно, чтобы смешать какие угодно цвета. Точно так же из примитивных эмоций можно составить и другие выражения лица! Взгляните:

Чтобы создать сонное выражение лица, мы взяли брови из выражения радости и добавили к ним полуприкрытые глаза из печали. Здорово, не правда?

Родственные эмоции

Это еще не все! Можно создать родственные эмоции, достаточно взять наиболее похожую эмоцию и изменить только один элемент в лице, и появится еще одна эмоция!

Заметьте, что в этих двух рисунках был изменен только рот. Мы можем выразить два вида отвращения, изменив одну-единственную часть лица! (подписи на картинке: «Блин!» и «Вонь!») Ниже еще один пример:

Напоминаю, нам достаточно было изменить рот, чтобы создать необходимую эмоцию. (Подписи на картинке: «изумлен», «опасается».)

На этот раз мы слегка перерисовываем рот и глаза, чтобы дополнить вариант основной эмоции. (Подписи на картинке: «изумлен» «в замешательстве»).

Эмоции можно прорисовывать не только на основе базовых. Можно нарисовать третий уровень эмоций на основе второстепенных. Посмотрите:

Как и ранее, необходимо было только перерисовать рот. (Подписи: «сонный», «влюбленный»).

Потрясающе, правда? С помощью этой техники ваши дизайны можно оживить дюжинами, а может и сотнями эмоциональных лиц!

Эмоции выражающие физическое состояние

Эмоции, основанные на физическом состоянии, полагаются на ту же концепцию базовых эмоций, но их отличие в том, что они могут принимать различные непредсказуемые формы.

Заметьте, что эмоции физического состояния также рисуются на основе примитивных эмоций. Усталость взята из печали.

Эмоцию можно выразить с помощью дополнительного элемента, например капель пота (Подпись: «жара»):

Посмотрим на еще один пример спонтанной реакции, которую мы не особо умеем контролировать. На этот раз нашего персонажа ударило током! Вкратце, он не имеет никакого контроля над своей реакцией!

Когда мы испытываем шок, это сложно контролировать, что дает нам преимущество в рисовании мультяшных персонажей — можно максимально преувеличить это выражение и добиться желаемого эффекта. В этом случае мы значительно увеличили рот.

Обратите внимание, что примитивные эмоции всегда доминируют. Шок, даже в своей неподконтрольной форме, — ничто иное как страх. Что касается эмоций физического состояния, интересно то, что в реальной жизни мы выражаем их, не особо задумываясь, как они возникают, так как мы подвержены внешним факторам и иным условиям.

Сила эмоций и дополнительные элементы

Мультяшные выражения лиц могут меняться и в зависимости от силы выражения. Меняя интенсивность, мы добиваемся очень интересных результатов:

Вегета? (Если вы не в курсе, это персонаж Dragon Ball). (Подписи под картинками: «шок», «огромный шок!»)

Помимо интенсивности можно добавить дополнительные элементы, чтобы усилить эффект. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, отлетающих от лица, чтобы подчеркнуть выражение страха. Во второй — высунут язык, чтобы усилить желаемый эффект.

Возвращаясь к страху, давайте посмотрим, как нарисовать более сильное чувству — панику!

Мы увеличили размер глаз и «заставили» персонаж прикрыть свое лицо — в результате получился потрясающий эффект»! Поздравляю! (Подпись под картинкой: «напуган до смерти»).

Смена ракурса

Чтобы выражение лица произвело более глубокое впечатление, и чтобы добиться более драматического эффекта, можно сменить ракурс. То есть измените, с какой точки вы смотрите на сцену: вы сможете создавать необычные ситуации. Если вы расположите точку зрения с непривычной стороны, вы поместите своего персонажа в «неудобное» положение. Это придаст сцене больше динамики.

Вот пример того, как смена ракурса влияет на силу выражения.

Заметьте, при ракурсе сверху вниз автоматически создается эффект униженности персонажа, мы как бы «заставляем» его сжаться, он выглядит более хрупким по сравнению с угрозой. В противовес этому, при ракурсе снизу вверх персонаж выглядит более грозным. Выступающий подбородок, ухмылка и дикий взгляд создают идеальную атмосферу для запугивания!

В мультипликации у плохих персонажей зачастую большие нижние челюсти и маленькие глазки. При этом у более слабого персонажа будут крупные глаза и более выразительная, но маленькая нижняя челюсть, а рот обычно расположен ниже у подбородка. Попытайтесь применить эту технику в своих дизайнах, чтобы убедиться самим!

Игра с общепринятыми стереотипами и контекстом

Чтобы создать стереотипного персонажа, можно добавить незначительные элементы, которые дополнят контекст сцены. Некоторые из этих методов могут создать мгновенный эффект, так как мы привыкли держать в себе стереотипную информацию на протяжении всей жизни. На это влияют многие факторы, в частности: кино, телевидение и определенные люди из повседневной жизни.

Возьмем к примеру пьяницу. Спутаные волосы, небритость, тяжелые веки, нехватка зубов, — и перед нами классический пьяница-неряха. Мы растем и привыкаем, что такие черты отличают человека, который долго злоупотребляет алкоголем. Больной человек изображен более пожилым, у него набухший нос. Закрытые глаза и капли слюны указывают на то, что у него что-то не так со здоровьем.

Вот еще один пример. Картинка внизу подходит к разным контекстам. С одной стороны, человек вверху может испытывать серьезную боль, а человек внизу раздираем яростью.

Давайте добавим несколько деталей, чтобы серьезно изменить ситуацию. Видите, что произошло? Достаточно было добавить слезы и платок, и становится очевидным, что оба плачут.

Дополнительные элементы меняют контекст сцены.

Обмен сигналами

Если ко всему перечисленному добавить многочисленные способы, с помощью которых мы обмениваемся специфичными сигналами с другими людьми, наше лицо готовит нам множество сюрпризов. Это происходит потому, что, подобно физическим состояниям, мы не имеем особой власти над такими «знаками». Из-за этого мы порой совершенно неожиданно для себя реагируем, часто поддавшись воле чувств.

Ниже приведен пример «обмена сигналами». Ловелас устремил фатальный взгляд на девицу, чтобы добиться ее своей магией соблазна. Она в ответ бросает взгляд, наполненный страстью. Как вы думаете, она влюбилась в него?

Посмотрим на другой пример. Картинка внизу довольно типична в мультипликации: хорошенькая девочка «строит глазки», благодаря чему она всегда получает то, что хочет, и при этом очень мило выглядит.

Ну кто сможет устоять перед таким хорошеньким личиком?

Изменим контекст. Меняем направление взгляда, и теперь она уже смотрит в сторону от персонажа, находящегося перед ней. Теперь она выглядит более робкой. Здорово, правда?

Помимо нового направления взгляда, мы добавили небольшой румянец на щеки, и теперь перед нами совсем застенчивая девочка.

Если вам сложно прорисовывать чувства и эмоции у своих персонажей, один из лучших способов научиться делать это — попытаться самим имитировать эти эмоции. Так вы будете тренировать личное восприятие и добавите новые техники в свой арсенал.

Выражение эмоций и чувств в мультипликации — обширная тема для изучения и заходит далеко за рамки выражений лица. Как сказано выше, мы полностью управляем своими эмоциями до тех пор, пока не теряем контроль над ними; например, пока нас не укусит собака.

Хотите провести эксперимент? Предложите своей семье сфотографироваться вместе и обратите внимание, как они все одинаково улыбаются — это контролируемая эмоция, мы умеем выражать притворную радость, если надо. А теперь хорошенько их напугайте, и вы увидите, как по-разному на их лице отобразится страх!

Надеюсь, теперь вы вдохновлены и готовы попробовать применить то, чему здесь научились — прорисовать разные эмоции на лицах своих персонажей. Не забывайте, что в мультипликации мы преувеличиваем большинство этих выражений; также вам важно понимать хотя бы основы того, с помощью чего эмоции выражаются на лице — так вы поможете своему зрителю увидеть то, что хотите передать.

Ну кто хотя бы раз не воспользовался силой соблазна в попытке завоевать чье-то сердце с помощью взгляда?