Что надо для рисования?

Приветствую всех на блоге «Научиться рисовать за 30 дней!».

Содержание

Вам понадобится 20 минут в день

Раз вы попали сюда, значит хотя бы немного верите, что сможете научиться рисовать. И это действительно так! Даже если вы рисовали совсем чуть-чуть, вообще не рисовали или сомневаетесь в своих способностях, найдите простой карандаш и 20 минут в день — и за месяц вы научитесь создавать поразительные изображения.

Самое сложное — начать

Чтобы научиться рисовать, человеку сначала надо просто начать. Нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он взял в руки карандаш и начал проводить линии на чистом листе бумаги. Многие считают, что чистый лист бумаги — это проблема, справиться с которой может только талантливый художник. На самом деле, освоив Девять фундаментальных законов рисования, вы обретете достаточную уверенность в себе, чтобы наслаждаться рисованием.

Пройдя этот курс, за тридцать дней вы добьетесь первых творческих успехов, получите стимул к постоянной практике, укрепите уверенность в себе и сохраните интерес к рисованию на всю жизнь.

Что вам потребуется для начала уроков рисования:

1. Альбом или блокнот для рисования (хотя бы 50 чистых листов).

2. Карандаш (пока вы можете взять любой карандаш, который лежит под рукой).

3. Ежедневник или календарь (пожалуй, самое главное из всего списка!). Вам необходимо будет систематически выделять 20 минут каждый день на уроки рисования. Поэтому нужно запланировать это и отслеживать.

Приступим

Шаг первый — составляем расписание

Возьмите ваш ежедневник и карандаш – давайте составим расписание уроков рисования на первую неделю. Я знаю, ваши дни чрезвычайно загружены, поэтому вы можете разбить один двадцатиминутный урок на два десятиминутных.

Моя цель, чтобы вы дали обязательство рисовать каждый день всего неделю. Я знаю, что после семи уроков вы полюбите это. Немедленный успех – величайший мотиватор! Если вы сможете рисовать ежедневно в течение недели, вы успешно завершите ваше обучение через месяц.

Однако вполне приемлемо использовать более неторопливый подход и сосредоточиться на нескольких занятиях в неделю, тратя намного больше времени на уроки и дополнительные задания в конце каждого урока.

Главное не сдавайтесь!

Шаг второй — настраиваемся

Начните рисовать! Сядьте за стол, сделайте глубокий вдох, улыбнитесь (это действительно должно быть искренне!), положите перед собой лист бумаги и начинайте.

Шаг третий — определяем уровень

Итак, давайте прикоснемся карандашом к бумаге и начнем рисовать.

Начнем с маленькой вступительной проверки, которая будет для вас точкой отсчета в дальнейшем.

Я хочу, чтобы вы нарисовали несколько объектов. Расслабьтесь! Вы единственный человек, который увидит это. Я хочу, чтобы вы нарисовали изображения, которые будут служить отправной точкой, с помощью которых вы сможете в дальнейшем отслеживать улучшение своих навыков рисования. Даже если у вас есть соблазн пропустить эту часть, соберитесь и нарисуйте эти картинки! Через тридцать дней вы будете рады, что сделали это!

Откройте ваш блокнот. Наверху первой страницы напишите «День 1/30, Вступительная проверка», поставьте сегодняшнюю дату и время. (Повторяйте эту информацию каждый раз с соответствующим номером и заголовком урока).

Итак, потратьте пару минут и нарисуйте:

  • дом
  • самолет
  • бублик

Надеюсь вы не сильно устали? Вам понравилось? Я хочу, чтобы вы сохранили эти первые рисунки в вашем блокноте. Вы сможете сравнить их позже с рисунками в конце курса. Вы будете поражены феноменальным улучшением своих навыков!

Шаг четвертый — черпайте знания из разных источников

Не зацикливайтесь на одном единственном учебнике по рисованию, изучайте техники из разных источников, пробуйте новые стили и инструменты.

Например, в онлайн-школе рисования Вероники Калачевой есть бесплатные мастер-классы, которые становятся доступными сразу после регистрации. Также они часто проводят бесплатные вебинары.

Шаг пятый — начните сейчас!

Итак, давайте начнем наш первый урок — как рисовать 3D сферу.

Подписывайтесь в группу вконтакте, чтобы не пропустить новые уроки, делиться своими работами и получать хорошие советы.

Были использованы материалы книги Mark Kistler «You can draw in 30 days».

Книга на русском языке Марк Кистлер «Вы сможете рисовать через 30 дней».

Как научиться рисовать карандашом для начинающих? Поэтапные мастер-классы с ФОТО

35495 Просмотры 6 комментариев СохранитьSavedRemoved 32

Кто из нас хотя бы разок не мечтал стать художником? Особенно в детстве многие из нас хотели научиться красиво рисовать, а может даже писать настоящие картины. Но, как это часто бывает, мечты разбивались о банальное отсутствие навыков. То ли в силу смены интересов, то ли из-за обыкновенной лени, многим не хватало желания и терпения продолжить развиваться в данном направлении.

Так как научиться рисовать карандашом начинающим?

Как и любое творческое занятие, искусство рисования содержит множество тонкостей и помогает раскрыть своему владельцу не только творческий потенциал, но и реализовать в красивой форме свое мировоззрение. Эти тонкости и будут обсуждаться далее.

вернуться к меню

Этапы и принципы обучения

Портрет карандашом

Часто, чтобы полноценно научиться рисованию, прибегают к поэтапному обучению и практике рисования различных композиций разного плана. Существует довольно большая разница, если вы, к примеру, пытаетесь рисовать человека, или пробуете реализовать на бумаге какой либо пейзаж. Именно поэтому в данном деле очень важно овладеть навыками рисования самых разных объектов.

Еще один базовый принцип в обучении рисованию — это регулярность. Именно практика является решающим фактором в развитии навыков рисования. Было бы не плохо составить себе определенный график на неделю, согласно которому, вы хотя бы 20 минут в день могли бы уделять данному занятию. Из этого следует, что нужно также проявить долю терпения в подобных тренировках.

вернуться к меню

Что необходимо для начала?

Итак, прежде всего, найдите себе блокнот с довольно большими листами. Листов должно быть не меньше 50. Вторым пунктом в вашей подготовке должен быть выбор карандаша по вкусу. Карандашей существует великое множество, поэтому в вашем случае лучшим выбором будет тот, которым вы привыкли пользоваться. К примеру, это может быть карандаш с мягким грифелем. Естественно, чуть позже вам так или иначе придется докупить необходимые карандаши, чтобы улучшить качество своих работ.

Заведите себе также календарь. Где вы будете отмечать не только график занятий, но и свои успехи. На первых порах придется себя заставлять строго следовать графику, но со временем это станет частью вашего образа жизни и будет приносить большое удовольствие.

Попробуйте изобразить что-нибудь на первой странице. Не беспокойтесь о высоком качестве рисунка. Через определенное время, вы откроете блокнот на первой странице и удивитесь разнице, между тем как было и тем, какие произошли изменения.

Вам понадобятся мягкие и твердые карандаши

вернуться к меню

Основы

Многие люди думают, что рисование — это навык, который зависит лишь от природного таланта, поэтому легко находят себе оправдание в формате «не дано» или «не выходит». Но дело далеко не только в талантах, но и в приобретенных навыках. Человек, который умеет хорошо рисовать без знания базовых принципов — редкое исключение. Любому делу нужно учиться. Поэтому дальше мы рассмотрим основные законы и приемы рисования.

Существует 9 основных законов рисования, выучив которые вы научитесь рисовать на довольно высоком уровне. Давайте обсудим их.

  • Закон перспективы. Предметы, которые автор хочет визуально приблизить, искажаются таким образом, что одна его часть кажется ближе, чем другая его часть.
  • Расположение предметов. Объекты, которые находятся в нижней части листа, кажутся гораздо ближе, чем остальные.
  • Закон размера. Предмет на картинке, который по замыслу автора должен располагаться ближе, должен, соответственно, выглядеть крупнее тех, что расположены дальше.
  • Закон перекрытия. Предмет, который находится перед другим, становится для нас визуально ближе.
  • Закон полутени. Условно не освещенная часть предмета, которая расположена с противоположной стороны от источника света, должна быть темнее.
  • Закон тени. Чтобы нарисованный предмет казался объемным, нужно добавлять к нему отбрасывающую тень также строго на обратной стороне от источника света.
  • Закон контуров. Необходимо акцентировать контуры округлых предметов, чтобы придать им глубину.
  • Закон горизонта. Тот случай, когда рисуют горизонт, для того чтобы изображенные предметы казались на разном удалении от наблюдателя.
  • Закон плотности. Чтобы казалось, что предметы находятся на разных дистанциях, необходимо также более детально прорисовывать ближние предметы и менее детально дальние.

Используя эти 9 основных законов на практике, вам будет не сложно перейти на новый уровень в рисовании.

Деревья, нарисованные карандашом

Также для того чтобы не допускать простых ошибок, начинающему рисовать требуется соблюсти несколько важных этапов при создании эскиза рисунка. Вот они:

  • Выберите предмет, который вы будете изображать, к примеру, яблоко или бокал.
  • Изучите предмет с разных сторон, запомните его форму, материал, тени которые этот предмет отбрасывает.
  • Сформируйте в уме композицию рисунка, с какого ракурса он будет изображаться на бумаге, в каком виде.
  • После разрисовки контуров дополните рисунок деталями, добавьте тени.

вернуться к меню

Рисуем от простого к сложному

Более менее известный факт, что рисунок рисунку рознь. Имеется в первую очередь в виду то, что рисовать человека, далеко не то же самое что и рисовать, допустим, дерево. Разные вещи требуют для идеального исполнения разных подходов. Именно поэтому дальше мы будем подробно рассматривать технику рисования различных композиций.

Не стоит сразу браться за сложные композиции. Поскольку в науке рисования очень важен настрой, с которым вы начинаете работать. Если же вы сразу взялись за сложный рисунок, а у вас ничего не получилось, то плохой настрой вам обеспечен. Возможно, у вас даже пропадет насовсем желание брать в руки карандаш. Поэтому идти в наших тренировках мы будем от простого к сложному, постепенно изучая новые техники рисования. А начнем с простого.

Немного практики, и вы сможете рисовать сложные композиции

вернуться к меню

Рисуем геометрические фигуры

Поскольку искать подходящие макеты геометрических фигур будет довольно долго по времени, мы будем базироваться на нашем воображении. Для удобства можете даже скачать готовые картинки различных геометрических фигур из интернета.

вернуться к меню

Куб

Давайте нарисуем куб. Возьмите за основу данную картинку:

Повторите все грани и стороны геометрической фигуры. Не забывайте о том, что задняя стенка куба пропорционально меньше, чем передняя. Теперь давайте уделим внимание тени.

Представьте себе, что источник света находится спереди. Тем самым передняя сторона куба будет светлее, а боковые стороны темнее. Заштрихуйте боковые стороны. Выделите карандашом линии переднего угла, а остальные оставьте тонкими. Он будет собирать на себя все внимание наблюдателя.

Чтобы придать фигуре уникальность, можно немного исказить пропорции. Таким образом, у нас в итоге может получиться нечто подобное.

Куб, нарисованный карандашом

вернуться к меню

Цилиндр

Далее схожим образом рисуем цилиндр. Берем за основу рисунок:

Цилиндр карандашом

Изобразите плоскость, на которой будет располагаться ваша фигура. Она не должна находиться в воздухе, поскольку, тень должна на что то падать. Найдите на этой плоскости идеальное место для расположения центральной оси вашего цилиндра. Проведите от этой точки вертикальную линию строго вверх. Вокруг обоих концов данной линий нарисуйте эллипсы. Соедините нижние и верхние эллипсы такими же вертикальными линиями. Эскиз практически готов. Для удобства можете добавить пару вспомогательных линий. К примеру, спереди такая линия может отмечать границу тени. Нарисуйте контур тени на горизонтальной плоскости, на которой располагается ваша фигура. Результат должен быть примерно следующим:

Поэтапный рисунок цилиндра

Когда мы закончили с каркасом, пора заштриховывать основные части нашей фигуры. Опять же, учитывая, что свет должен находится строго в противоположном направлении от тени, на глаз отмечаем, где будет находиться световой блик. Также стоит учесть, что на цилиндре блик не будет образовывать пятно, а вертикальную полосу. Штрихуем более темным оттенком участок от линии тени до задней границы цилиндра. Смазываем границу штриховки, чтобы переход получился плавным. Заштриховываем саму тень от фигуры. Верхнюю часть цилиндра оставляем светлой.

Рисунок цилиндра карандашом

вернуться к меню

Рисуем сферу

Давайте попробуем изобразить одну из основных геометрических фигур, на основе которой будут рисоваться более сложные объекты в дальнейшем. Эта фигура — сфера. Рисуется она даже легче, чем остальные. Нужно начертить круг. Далее, от краев этого круга, нужно начертить внутри этой фигуры еще несколько концентрических кругов. Эти круги могут не быть идеально правильными, более того, они могут принимать форму эллипса.

Они послужат нам для того чтобы правильно сделать штриховку. Ориентируйтесь на рисунок ниже.

Этапы рисунка сферы

Заштрихуйте круги по приведенной схеме. Нарисуйте еще один эллипс на основной плоскости. Заштрихуйте данный эллипс тоже, чтобы создать тень. Сфера готова.

Задание Попробуйте использовать навык рисования сферы, с целью нарисовать более сложные композиции, например сливу. Отметьте, какие изменения произошли с тенью? Что при этом получилось в итоге? Ответ Тень и свет поменялись местами. В итоге, ягода приобрела иллюзию прозрачности.

Рисунок на основе сферы

Итак, мы выяснили, что рисование геометрических фигур — не такая уж и сложная задача.

Основываясь на элементарном знании геометрии и навыка прорисовки таких фигур, вы сможете создавать с их помощью уже более сложные композиции.

вернуться к меню

Рисование посуды

Следующим по сложности этапу по рисованию карандашом является рисование посуды. При этом главная сложность заключается больше в правильной расстановке теней, как на предмете, так и около него.

Давайте нарисуем простую вазу. Будет отлично, если вы найдете подходящий пример, который сможете заранее изучить.

В самом начале нам нужно обозначить параметры предмета с помощью прямых линий. Нарисуйте внизу листа небольшую горизонтальную линию. Эта линия будет дном нашей вазы. От центра горизонтальной линии, перпендикулярно ей, проведите вертикальную линию. Данная линия будет обозначать высоту предмета. Изобразите еще одну горизонтальную линию в верхней точке вертикальной. Если вам что либо не ясно, ориентируйтесь на рисунок ниже:

Начало рисования вазы

Как мы видим, нам нужна будет еще одна горизонтальная линия, отмечающая узкое горлышко вазы. Нарисуйте ее. Далее необходимо нарисовать эллипсы с центрами, совпадающими с точками пересечения вертикальной и горизонтальных линий. Они нужны для того чтобы придать объем вазе.

Следующим этапом будет прорисовка контура предмета. К примеру, он может быть таким:

Продолжаем рисовать вазу

Финальным этапом будет прорисовка света и теней. Делается это также, как и с геометрическими фигурами. Просто, вначале нужно определиться, что лежит в основе каждой части предмета, сфера, цилиндр, конус или куб.

Постарайтесь добиться того, чтобы очертания вашей вазы были симметричными с обеих сторон.

Ваза, нарисованная карандашом

вернуться к меню

Рисуем чашку

Сначала по отработанному методу нам необходимо прорисовать вертикаль и горизонтали. На этот раз, основа чашки будет намного меньше его горловины, а не одинаковой. Рисуем эллипсы для верхней и нижней части.

Первые этапы рисования чашки

Далее проводим контуры самой чашки и рисуем ручку. Для красоты можем утолстить дно, проведя от эллипса вниз две коротких вертикали и соединив их параллельной эллипсу дугой.

Получился контур чашки

Далее штрихуем блики и тени, как на рисунке.

Заштрихованная чашка

вернуться к меню

Растения

В отличие от геометрических фигур и посуды, рисовать различные растения — задача более сложная, чем может показаться в начале. К примеру, в отличие от относительно простых предметов, в случае с цветами, кустами, деревьями и многим другим, лучше всегда иметь перед глазами живой пример. Очень сложно себе достоверно представить такое количество различных деталей и правильно отобразить их на бумаге. Либо это может быть готовое изображение оригинала. Со степенью детализации рисунка важно решить вопрос в самом начале. Ведь он может быть максимально простым, или же наоборот, содержать большое количество деталей.

Рисунки по степени детализации:

Роза карандашом

Приступим к рисованию.

Сделайте первичный эскиз вашей композиции. Если это не один цветок а несколько, изобразите их так, чтобы стебли были чуть изогнуты, а бутоны смотрели в разные стороны. Не стоит делать все линии идеально правильными.

Набросок цветов карандашом

Одна из самых интересных вещей, это то, что первичный эскиз может состоять из геометрических фигур, пусть и немного искаженных. Приглядитесь внимательно.

Что вы видите? На картинке присутствуют как минимум круг, овалы, цилиндр, искаженный ромб и конусы. Это говорит нам о том, что иногда, даже сложные изображения на начальном этапе, могут рисоваться с помощью простых фигур.

Начинайте прорисовывать детали. Нарисуйте лепестки и добавьте лепесткам неровностей. Добавьте в композицию листья. Ориентируйтесь на оригинал.

Цветок тюльпана обычно имеет около 6-7 лепестков, которые частично перекрывают друг друга.

Начните прорисовывать цветки

Порисуйте все линии

Если обратите внимание, то отметите что толщина стеблей по всей длине, одинакова. Листья длинные, с острым концом, изогнутые. Листья окутывают стебель. Также уделите внимание креплению стебля к бутону. Это заметно на цветке, отвернувшемся назад.

Финальным этапом будет добавление свет и тени. Легкими штрихами сделайте более затененными участки внутри цветка, а также на внутренней стороне листьев. Места, где лепестки пересекаются, также можно немного затенить. Это придаст лепесткам эффект прозрачности. Прорисуйте тычинки. Их можно подчеркнуть более темным цветом.

Готовый рисунок

Как видно из последнего урока, создание простой композиции не является проблемой, если вы знаете базовые основы рисования, от простого к сложному.

вернуться к меню

Рисуем дуб

Деревья очень часто являются составной частью разных сложных картин. К примеру, это могут быть пейзажи где многочисленные деревья перекликаются с изображениями животных о которых речь пойдет далее.

Возьмите твердый карандаш. Он будет нужен для того чтобы очень слабо прорисовать общий эскиз дерева. Мы будем как всегда идти от общего к деталям.

Нарисуйте ствол дерева. Поскольку мы рисуем дуб, он должен быть толстым. От ствола дерева нарисуйте разветвления.

Первый набросок

Далее короткими и резкими штрихами изобразите контуры кроны дерева. Она не должна быть симметричной.

Намечаем ветви и листья

Добавьте внутри кроны несколько облачков из листьев. Нужно специально оставить пустые области, чтобы были видны некоторые ветки.

Добавьте листьев

Утолстите ветки там, где они не прикрыты листьями.

Займитесь утолщением веток

Начните наносить основные тени. Прежде чем это делать, подумайте, с какой стороны будет падать свет и как части можно дополнительно заштриховать.

Начинайте добавлять тени

Далее, уже мягким карандашом, затемните ветки и ствол, в соответствии с отмеченными заранее тенями.

Ствол должен быть более темным

Прорисуйте листья. Добавьте им детализации и распределите правильно тени. Выделите несколько листьев по всей кроне. Это добавить картинке объем. Дуб готов!

Готовый рисунок

В финальном изображении не обязательно прорисовывать каждый листок. Можно просто утолстить контуры листьев. вернуться к меню

Котенок простым карандашом

Давайте сначала вспомним, из чего состоит тело кошки. Это голова, туловище, уши, лапы и хвост. Для того чтобы нарисовать котенка, нам понадобятся различные по форме овалы.

Расположите на бумаге овалы

Соединив их вместе, мы получим следующий рисунок. При этом нужно отрисовать соединения разных частей, чтобы они смотрелись гармонично. Также рисуем детали головы, располагая их симметрично друг к другу.

Соедините все овалы

Дальше рисуем шерсть мелкими штрихами по контуру нашего котенка. Также добавляем шерсть по всему телу.

Рисунок практически готов

Добавляем тени и объем рисунку

вернуться к меню

Рисуем человека

Рисование человека, а в особенности человеческого лица (портретный стиль) является одной из самых сложных задач в рисовании. Чтобы правильно передать выражение, мимику и другие черты лица, нужно долго учиться и часто тренироваться. Мы же попробуем выполнить более упрощенный вариант. Нарисуем портрет человека, а черты лица изобразим схематичными.

Если же вы, к примеру, желаете нарисовать человека в полный рост, нужно детально представить основные параметры композиции. Необходимо представить фигуру, определить ее расположение на бумаге. Затем, начать прорисовывать ее сверху вниз, начиная от головы и идя вниз, до ног.

Эскиз лица

В рисовании портрета главное внимание уделяется лицу. Чтобы нарисовать его правильно, нужно делать это согласно этапам:

  • Представьте, как будет располагаться лицо на бумаге. Для этого мысленно прочертите вертикальную линию по центру листа. Она станет для портрета осью симметрии.
  • Необходимо нарисовать от этой линии очертания лица в форме овала.

Овал лица

  • Ровно по центру овала начертите горизонтальную линию. Она будет обозначать центр портрета и несет вспомогательную функцию. Схематично рисуем уши по бокам.

Чуть ниже начертите еще одну, такую же, параллельно первой. От нижней линии пойдите вниз и отметьте еще одной горизонтальной линией, где будет располагаться нижняя часть носа.

Продолжаем рисовать лицо

  • На горизонтальной линии нарисуйте глаза. Расположите их по возможности симметрично друг к другу. На верхней линии расположите брови. Начертите еще одну горизонтальную линию ниже линии носа.

Нарисуйте глаза

  • На двух нижних линиях, прорисуйте нос, рот и губы. Нос можно прорисовать симметрично с обеих сторон, либо схематично отметить одной изогнутой линией. Верхняя губа будет похожа на нижнюю, только в центре будет делиться напополам. Желательно эти два элемента лица не делать слишком широкими. Добавляем контур волос.

Добавляем волосы и нос

  • Бережно удалите ластиком вспомогательные линии с основного рисунка.

Утолстите брови, добавьте деталей глазам, ушам и прическе.

Прорисуйте контуры

  • На данном этапе у нас вырисовывается почти настоящий портрет. Не хватает только теней и финальных деталей. Мягким карандашом штрихуем прическу до темного цвета. Добавляем тень под глазами, на нос, лоб и шею. Результат будет примерно следующим:

Конечный результат

Урок рисования

Учимся рисовать тень. Урок рисования для начинающих.

9.5 Общий Балл Рисовать карандашом

Как мы видим, научиться рисовать карандашом не слишком трудно, если проявить смекалку и немного терпения в работе. Тренируясь каждый день, соответственно, улучшая свои навыки рисования, можно добиться большого успеха и высокого уровня мастерства. Удачи вам в ваших начинаниях. Мы будем благодарны за оценки и комментарии к этой статье.

9.5Expert Score Достоверность информации 9 Актуальность информации 9.5 Доступность приминения 8.5 Раскрытие темы 10 9.7Оценка пользователей Достоверность информации 10 Актуальность информации 9.5 Доступность приминения 9.5 Раскрытие темы 10 Плюсы

  • Рисовать может научиться каждый
  • Необходимо уделять тренировкам много времени

Минусы

  • Нужны специальные карандаши и бумага

Нашла отличные упражнения для рисования. С помощью этих упражнений тренируется и глаз, и рука, при этом делать их можно без особых проблем каждый день дома. Упражнений довольно много, поэтому я разбила их на темы и начну с рисования линий и штрихов.

Всего в этом цикле будет 3 больших темы: штрихи и линии, основные фигуры и простые рисунки.

Штрихи и линии. Упражнения

Рисуем каракули. Да, обычные каракули, единственное что нужно учитывать, это относительная равномерность этих каракуль, желательно выбрать какую-то форму (прямоугольник, допустим) и нарисовать его такой текстурой.

Равномерное заполнение пространства короткими штрихами. Они не должны накладываться на друг друга и располагаться по возможности равномерно.

А вот тут уже будет чуть сложнее. Вертикальные линии должны быть одинаковой длины, расположены на одном расстоянии друг от друга и по возможности прямыми. Конечно, с первого раза это не получится, но для того и тренируемся. Поэтому расслабляемся и получаем удовольствие от процесса 🙂

Рисуем лабиринт. Правило одно: линия не должна пересекать саму себя, а в остальном может идти как угодно, но чем более поход рисунок на лабиринт, тем лучше.

Это упражнение напоминает штриховку. Нужно при помощи линий определенного наклона создать фигуру (прямоугольник). Как и в третьем упражнении, линии должны быть ровными и идти параллельно.

Тут мы рисуем спирали по часовой и против часовой стрелки, рисуем, естественно, максимально ровно.

Зигзаги и петли. В идеале должен получиться такой заборчик с элементами одинаковой высоты и одинаковой ширины.

Рисуем квадрат линиями вверх-вниз, затем поверх него рисуем горизонтальными линиями по тому же принципу, и еще 2 диагональных слоя.

Рисуем группы перекрывающихся фигур: зигзаги, округлые линии, облака.

Рисуем одинаковые кружки, располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. А затем в центре каждого кружка ставим точку.

Теперь ровная сеточка из горизонтальный и вертикальных линий.

Постараемся нарисовать прямоугольник с помощью хаотичных, но равномерно распределенных точек.

Одинаковые квадратики и треугольники. Старайтесь максимально соблюдать симметрию.

Рисуем волны из спиралей в первом ряду, а под ними просто симметричные волны.

Штрихование круглой формы, тон зависит от нажима карандаша.

Затеняем стороны зигзага и S-образной фигуры.

Штриховка горизонтальная, вертикальная и диагональная по прямоугольной и округлой формам, меняем в процессе нажим и смотрим как меняется тон.

И завершаем упражнения на штрихи и линии созданием теней для кругов. Штриховка диагональная в одном направлении.

Дорисовываем и идем дальше 🙂

Упражнения для развития навыков рисования. Часть 2

Упражнения для развития навыков рисования. Часть 3

Если делать эти упражнения каждый день, то рука станет точнее и увереннее, глазомер тоже тренируется, причем все это происходит в связке, я уже начала, уходит на это минут 30-40 (на все 3 части).

Для себя вывела такое правило: если не рисую что-то более серьезное, то делаю хотя бы упражнения. Не всегда есть какая-то задумка, иногда нужно хорошо продумать, что рисовать, как рисовать, в какой технике и т. д. и чтобы не забросить рисование и продолжать улучшать навык, отлично подходят эти упражнения.

В статье речь пойдет о разнице между тем, какими мы видим объекты, и какими они являются на самом деле. Приведенные ниже упражнения для рисования более продвинутые по сравнению с теми, что описаны в заметке Как научиться рисовать с нуля (если вы новичок, лучше начать с данного вступительного руководства, а затем вернуться сюда).

Давайте попробуем сосредоточится на различных аспектах «видения» дабы усилить наше визуальное мышление. Всего этот мини-курс состоит из 5-ти поэтапных уроков рисования карандашом и является переводом заметки от Ralph Ammer (графика взята с оригинала на Medium).

1. Негативное пространство – видеть то, чего НЕТ

Пробелы между объектами.

Видите «дыру» в ручке своей кружки? Или странные очертания между пальцами? Оглянитесь вокруг и найдите свободные пространства между предметами. А затем просто перенесите эти наблюдения на бумагу в произвольном порядке.

Мы склонны видеть и рисовать то, что нам уже знакомо. Вот дом, вот машина, вот мой кот и т.д. Когда мы сконцентрированы на распознавании вещей, то совершенно не обращаем внимания на их форму. Фокусируясь на том, что находится между, мы с помощью этой уловки меняем свое восприятие и начинаем видеть реальные очертания предметов.

Совет: Дизайнеры шрифтов придают большое значение негативному пространству. Внимательно посмотрите на пробелы между буквами, чтобы увидеть характерные особенности шрифта! Также эта фишка является одним из трендов логотипов 2018 года.

2. Динамический рисунок – наблюдайте за движениями

Попробуйте воспроизвести в динамике какой-нибудь статический объект!

В этом упражнении мы постараемся отобразить движение с помощью быстрого наброска:

Контурный рисунок слева говорит о том, «Что это за вещь?», а динамический справа – «Какое действие она совершает?».

Когда вы изображаете людей (даже в неподвижной позе) – очень важно передать ощущение динамики, которая создается силами, воздействующими на тело человека.

Постарайтесь увидеть и отобразить характерные движения в конкретном эпизоде – они оживят ваши эскизы, придавая мелодичность контурам.

Примечание: Подобные рисунки следует выполнять быстрыми и аккуратными штрихами – небрежность здесь недопустима! Эти моментальные зарисовки захватывают саму суть динамики без углубления в детали. Некоторые называют их gesture drawings – быстрые скетчи поз, мимики, жестов, движения. Автор предпочитает термин «динамические рисунки», так как, по его мнению, это общее понятие, подразумевающее некое движение в целом.

3. Ракурс – видение перспективы

Выберите объект в виде короба квадратной или прямоугольной формы, внимательно рассмотрите линии схода его параллельных плоскостей, а затем нарисуйте его!

В пришлом руководстве мы выстраивали куб. Линия горизонта находилась на уровне глаз, а точки схода помогали воссоздать стороны куба в правильном ракурсе.

На этот раз мы поступаем наоборот: попытаемся найти диагональные линии в объектах кубической формы. Выберите какую-то кубическую фигуру и рассмотрите ее в разных ракурсах. Не торопитесь! Смотрите внимательно! Видите, как линии сближаются по направлению к точкам схода?

А теперь попробуйте выполнить набросок предмета коробчатой формы! В данном случае вам не нужно определять линию горизонта или точки схода. Приблизительно прикиньте, где они расположены и в какой точке сходятся. Найдите побольше примеров с каркасом коробчатой формы (разных размеров) и сделайте много таких эскизов.

Навык из урока как правильно рисовать перспективу очень пригодится в дальнейшем.

4. Пропорция – учитесь оценивать «плоские» размеры

Нарисуйте окно – и то, что видите снаружи!

Термином «пропорция» называют соотношение размеров объекта. Не торопитесь хвататься за карандаши или маркеры, разберитесь сначала, почему бывает так трудно сопоставлять пропорции на разных расстояниях.

Визуально размеры объекта, видимого на расстоянии, отличаются от реальных — находящиеся далеко, кажутся меньше. Оптические иллюзии, подобные приведенному ниже примеру, наглядно демонстрируют силу человеческого восприятия. Нашему мозгу достаточно небольшой подсказки в виде пары диагональных линий, чтобы смоделировать виртуальное пространство и оценить, что в этом пространстве человек справа должен быть выше.

Подобный компенсационный механизм психики очень полезен в нашей повседневной жизни. Однако он создает трудности при оценке и сравнении размеров, необходимых для изображения фигур. Чтобы «на бумаге» получилось все правильно, нужно игнорировать реальные пропорции, а рисовать те, что мы видим. Например:

Хотя мы знаем, что человек позади на самом деле выше ростом, его следует сделать меньше того, что спереди. Хороший прием для преодоления отвлекающих факторов при оценке размеров «плоского» объекта, — измерение пропорций, держа руку на одном и том же расстоянии от глаз с помощью ручки или карандаша (см. картинку выше).

Другой прием – используя ладони заключите видимый предмет в рамку. Это дает возможность увидеть плоскую картинку прямоугольной формы, чтобы правильно оценить и сопоставить размеры объектов, которые мы собираемся изобразить на бумаге.

Попробуйте посмотреть на мир через окно. Оконная рама послужит своего рода подсказкой, помогающей понять, где, к примеру, должно находиться дерево на рисунке, или какой высоты должен быть дом.

5. Глубина – обращайте внимание на наложение элементов

Мало что сравнится с удовольствием от умиротворенных часов, проведенных за упражнениями для рисования карандашом в которых нужно изображать растения. Это одна из немногочисленных вещей, не требующая слишком большой концентрации. Однако при этом вам потребуется сфокусировать все внимание дабы не прийти в итоге к банальными символическим образам:

Форма природной растительности подчас бывает непреодолимо сложной. Поэтому лучше в этом уроке рисовать поэтапно: начинать с небольшой детали — одного листочка, а затем подниматься дальше к следующему. Когда вы работаете с листьями или стеблями, не забывайте внимательно рассматривать весь объект целиком, даже те его части, которые оказываются скрытыми. Частичное наложение деталей создаст необходимое ощущение глубины изображения. Очень хорошо это заметно в мрачных иллюстрациях Marcela Bolivar, где встречается много растений.

Хотя многие из нас стремятся действовать как можно точнее, давайте не будем забывать о том, что изобразительное искусство является абстракцией в каком-то смысле. Так же, как хорошая повесть, оно должно быть правдоподобным, но необязательно точным. Поэтому, когда предметы или детали перекрывают друг друга и становятся едва видимыми, у вас появляется возможность это исправить.

Способность делать подобныее вещи — вероятно, одно из главных преимуществ перед фотографией.

Итого. Рассмотренные 11 упражнений и уроков рисования для начинающих (5 в текущей и 6 в прошлой статье) помогут сделать первые шаги в процессе обучения этому ремеслу. Данная публикации была сконцентирована на вопросе восприятия и видимости окружающего мира — мы рассмотрели негативное пространство, динамику, понятия ракурса, отличие пропорций и глубину картинки. Если у вас есть, что добавить или посоветовать новичкам, читающим этот пост, пишите ниже.

Рисование

Рисование Рисование — искусство изображать на плоскости действительносуществующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями иразличной степени освещения этих форм посредством более или менеесильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Получаемое такимобразом, изображение называется рисунком, художник, производящий его -рисовальщиком. Со временя изобретения бумаги, рисунки исполняютсяпреимущественно на ней и несравненно реже на пергаменте, которыйпреимущественно употреблялся для них, в средние века, на тканях, кости,камне, дереве и т. п. Веществом, которым в рисунке проводятся линии иделается оттенение его частей, бывает графит, в виде карандаша ипорошка, так наз. черный мел (прессованная сажа с примесью клея),итальянский карандаш, уголь (фюзен), обыкновенный мел, кровавик,чернила, китайская тушь, сепия, бистр и другие красящие жидкости,накладываемые пером или кистью; наконец, специально для Р. на камне -литографские карандаш и чернила. Самый удобный, а потому и наиболеераспространенный способ Р. — графитно-карандашный. Теплый,серебристо-серый тон графита, его нежная зернистость; большая легкость,с которой можно сделанным из него карандашом проводить плавные, мягкиелинии и затушевывать части рисунка до желаемой темноты, наконец, егоподатливость при стирании резиною и мякишем хлеба — все это дает этомуспособу преимущество пред всеми другими. особенно тогда, когдаизображение исполняется в небольшом масштабе или когда художник хочетвоспроизвести на бумаге задуманную им композицию и обработать ее вглавных чертах. При этом он может облегчить себе труд тем, что вместопрокладки теней помощью более или менее сильных и сближенных штрихов,взаимно пересекающихся в двух или нескольких направлениях, станетзатирать надлежащие места рисунка концом растушки, на которыйпредварительно взято немного графита в порошке. почти такие же удобствапредставляет итальянский карандаш; он даже более, чем графитный,сообщает рисунку энергический, бархатистый тон, но за то не позволяетдостигать до крайней тонкости линий и хуже снимается при поправкесработанного; употреблять этот карандаш можно также не только в куске,но и в порошке (так наз. соусе), действуя в последнем случае такжерастушкой. Кровавик (затверделая железистая известь, Наеmatites),употребляемый обыкновенно в виде остро очиненного куска, вставленного врейсфедер, очень хорош для некоторых рисунков по приятности своегокрасного цвета, но он довольно тверд и не дает возможности ни проводитьочень нежные черты, ни передавать с достаточною силою глубокие тени.Древесный уголь, приготовленный в виде заостренной палочки, вследствиесвоей пористой, рыхлой структуры, быстро притупляется и не способенпроизводить тонкие линии, а потому им нельзя исполнять небольшие,деликатно отделанные рисунки, за то он превосходен для крупных, эскизныхнабросков и начерченное им легко удаляется чрез простое стирание сухойтряпкой: им предпочтительно пользуются живописцы при изготовлениикартонов для будущих своих произведений и при установления рисунка насамых картинах пред тем как принимаются за краски. Р. чернилами,китайскою тушью и вообще цветною жидкостью может быть двоякого рода:жидкость берется на перо, которым потом очерчиваются формы изображаемогопредмета и заштриховываются в должной степени неосвещенные и малоосвещенные его части; или же такая работа производится кистью, напоенноюболее или менее густой жидкостью. При первом способе получаются рисунки,напоминающие собой офорты и гравюры, исполненные резцом, при втором -изображения, отличающиеся от настоящих, многокрасочных акварелей толькосвоей одноцветностью. Соединение обоих этих способов в одном и том жерисунке приводит иногда к блестящим результатам. Рисовать каждым изисчисленных способов можно не только на белой бумаге, но и на цветной,напр. на серой, синеватой, желтоватой и др.; когда взята такая бумага,бывает весьма уместно, для придания изображению большей рельефности,проходить по его местам, представляемым в полном освещении, белымкарандашом или кистью с белилами. Как сказано выше, задача Р.заключается в воспроизведении предметов, имеющих все три измерения, втом виде, в каком они представляются нашим глазам с одного определенногопункта (точки зрения), т. е. как бы находящимися на одной плоскости (такназ. картинной) и притом в большинство случаев значительно меньшегоразмера сравнительно с действительным; поэтому, успешное выполнение этойзадачи возможно только при удовлетворении двух главных условий:соблюдения, с одной стороны, законов перспективы и теории теней, а сдругой — верности масштаба, т. е. пропорциональности между частямиизображения, согласной со взаимным отношением соответственных частей всамом предмете; без этого нельзя достигать ни правдоподобностиизображения, ни даже самой его понятности. Кроме того, рисующий долженхорошо знать анатомию — по крайней мере, внешнюю — человеческого тела,которое приходится ему изображать чаще всего как в покое, так и вдвижении, а также иметь точное представление о формах природы вообще,которые, однако, столь разнообразны и сложны, что даже при близкомзнакомстве с ними, ему приходится, в каждой серьезной работе,приглядываться к натуре и проверять свою память. Наконец, отрисовальщика требуется техническая ловкость, известный навык и вкус впользовании материалами и орудиями его труда. Все эти условия ставят Р.на один уровень с тремя важнейшими отраслями образных искусств — с архитектурой, скульптурой и живописью. Мало того, эти отрасли,равно как и декоративное искусство, т. е. искусство, примененное кремеслам и промышленным производствам, не могут обходиться безсодействия Р. — обстоятельство, вследствие которого французы далиназвание leg arts du dessin всей группе начертательных искусств, вотличие от искусств тонических, основанных на звуке. В области первых,не умея рисовать, нельзя быть истинным художником какой бы то ни былоспециальности. Архитектор, составляя проект сооружения, прежде всеговыражает рисунком возникшую в его фантазии идею будущего произведения,выясняет для себя его общий вид и главные детали, и уже после тогоподробно разрабатывает этот эскиз в чертежах, при помощи линейки,треугольника и циркуля, но и при этой математической операции неупускает из вида красоты и гармоничности рисунка, сложившегося в егоголове. Точно также и скульптор, прежде, чем приступает к леплениюстатуи или барельефа, рисует свою композицию, с целью установить еечастности и получить возможность судить о том впечатлении, какое онабудет производить впоследствии. Но особенно важную роль играет Р. вживописи. Вся сущность этой отрасли искусства состоит из двух элементов:рисунка и колорита. Первый переносит на картину видимые формы предметов,второй — их цвета и переходящие изменения последних, зависящие отразличного рода и разной степени освещения. Только совокупность этихэлементов создает настоящее произведение живописи, причем, однако,рисунку принадлежит преимущественное участие. Чтобы убедиться в этом,достаточно будет вспомнить, что мы получаем представление о предметах поих формам, а не по краскам, и что в природе есть множество какодушевленных, так и неодушевленных предметов, имеющих одинаковый цвет,между тем как нет двух, которые имели бы одни и те же формы: по желтизнешкуры льва мы не отличили бы его от других животных той же, как и его,окраски, если бы не знали его общего облика, его морды, гривы и пр. Унесчетного множества растении листья зеленые и распознавать какой породеони принадлежат, мы можем единственно обращая свое внимание на их контури строение. Словом, в самой природе, рисунок служит определителемпредметов, выразителем их сущности и отличительных признаков, краски жетолько дополняют их характеристику, только усиливают их впечатление. Тоже самое и в живописи. Вообразим себе, что художник покрыл на полотнебесформенное пятно краской, совсем подходящею под цвет человеческоготела; это пятно не даст, однако, ни малейшего представления о человеке,тогда как грубо начерченный контур достаточен, чтобы вызвать этопредставление. Рисунок, можно сказать, душа живописи: без него вкартине, как бы хороша ни была она в колоритном отношении, нет ни внятновыраженной идеи, ни движения, ни экспрессии. Это прекрасно понималилучшие живописцы всех времен и народов, изощряясь в изучении рисунка,начиная с него исполнение всякой картины и затем постоянно соображаясь сним при действии кистью. Но по ограниченности человеческой натуры — дажеталантливой — почти никогда не случается, чтобы художник был одинаковосилен и в рисунке, и в красках: отличный рисовальщик по большей частибывает ординарным колористом и — наоборот:, целая живописная школаразрабатывает главным образом рисунок, другая школа — колорит. Историяискусства на каждом шагу представляет нам доказательства этой истины, изкоторых будет достаточно указать только на некоторые. Итальянскиехудожники эпохи Возрождения, особенно принадлежавшие к флорентийской,ломбардской и римской школам, со страстью возделывали рисунок и вцветущую пору этой эпохи довели его до высокого совершенства; но всеони, за исключением венецианцев, выказали сравнительно слабуюнаклонность к колориту: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэльпрославились благодаря своему дивному рисунку, но не краскам; Тициан,Тинторетто и Паоло Веронезе уважаются главным образом за их сильный,блестящий, гармоничный колорит и он искупает нередкое отсутствие строгойправильности в их рисунке. Краска господствовала над формой и уживописцев Италии, у Веласкеса, Мурильо, Сурбарана и др. То же самое, ноеще в большей степени, составляет отличительную черту нидерландскихшкол, объяснимую, с одной стороны, физическими свойствами края, вкотором они развились, а с другой — их реалистическим направлением. Вовлажной атмосфере Голландии и Фландрии, богатых далекими горизонтами, влучах северного солнца, контуры предметов обозначаются смутно и их цветатеряют для глаза, природную интенсивность; он приучается воспринимать нестолько подробности форм, сколько их общность, не столько линейную,сколько воздушную перспективу, поражается не столько яркостью красок,сколько мягкостью их сочетаний и разнообразием их оттенков, ежечасноменяющихся под влиянием освещения. Эта игра света и красок сделалась дляголландских мастеров с Рембрандтом во главе, благодарной задачейтворчества, могущественным средством вызывать художественноевпечатление, отодвинувшим на задний план рисунок; последний должен былтолько помогать этому впечатлению насколько необходимо, не выходя изсвоей подчиненной роли. К тому же, любовь голландцев к ничем неприкрашенной действительности исключала всякую стильность рисунка,всякую определенность его правил: достаточно было, если он подходил кнатуре и был характерен в каждом отдельном случае. Фламандцы, врассматриваемом отношении, близко родственны с голландцами, хотя иработали в ином духе, с несколько иными стремлениями: жизнерадостноеискусство Рубенса и большинства его соотечественников выражалосьпреимущественно языком колорита, ясного, сильного и гармоничного,допускавшим рисунок быть неточным и умышленно утрированным для пущейвыразительности изображенного. Французская живопись времен Пуссена иЛесюера отличалась безукоризненной правильностью рисунка, соединенной сусловностью и вялостью колорита. Позднее, стиль названных художниковсменила манерность жеманно искажавшая рисунок и стремившаяся льститьтогдашнему вкусу не столько его жизненностью, сколько веселой игройнарядных, цветистых красок. Классицизм Л. Давида и его учениковвозвратил рисунку античную чистоту и стройность, но, в погоне за этимикачествами, не придавал должной цены колориту, за разработку которогопринялись потом французские романтики, Делакруа, Декан и др.,пренебрегавшие строгостью рисунка и заботившиеся, главным образом, обего экспрессивности. Возьмем, наконец, еще один пример — русскую школу.С самого своего основания и до недавнего времени она производила болееили менее искусных рисовальщиков, каковы, напр. Егоров, Шебуев, Бруни,Басин, Иванов и мн. др., но замечательных колористов в ней не являлось,за исключением Боровиковского, Левицкого, Кипренского и, пожалуй, К.Брюллова; если обратимся к современным нам русским художникам, то средивыдающихся из их числа найдем недавно умерших Крамского и Шишкина,превосходных рисовальщиков, один в области портрета, другой по частипейзажа, но тяжелых и тусклых в колорите; еще здравствующий К.Маковский, несомненно, наделен чувством красок, за то сильно хромаетрисунком. Независимо от своей важности собственно в искусстве, Р. имеетогромное педагогическое значение. Будучи преподаваемо юношеству, онослужит к развитию в нем эстетического вкуса, доставляющего ему потоммногие духовные услады в жизни, и, вместе с тем, знакомит его сприродой, приучает всматриваться в ее формы и явления, помогает разуметьих сущность и частности — словом, приносить в известной степени такую жепользу, как и естествоведение. Поэтому, в каждой общеобразовательнойшколе, если она устроена рационально, Р. должно занимать почетное местов ряду учебных предметов, чего, к сожалению, мы не видим во многих изгимназий, институтов и др. училищ нашего отечества, где урокам Р.посвящается ничтожное число часов, и его преподавание ведетсянедостаточно подготовленными наставниками по неудовлетворительнойметоде, при скудных учебных пособиях. Иногда весь курс этого предметаограничивается копированием литографированных картинок, так назыв.»оригиналов», начиная с простейших и кончая сложными, — упражнением,которое некогда было во всеобщем употреблении, но теперь признаносовершенно не ведущим к цели, так как оно не ставит учащегося лицом клицу с натурой, заслоняет ее от него призмой чужого понимания ее форм иесли дает что-либо, то только механический навык в черчении контуров итушевке. Новейшая педагогика, на основании долгого опыта, установилаодну общую систему преподавания Р., допуская, однако, сокращение илирасширение известных ее частей, сообразно тому, приготовляется ли юношабыть художником, специалистом по той или другой отрасли прикладногоискусства или просто образованным человеком. Уроки Р. следует начинатьрано, едва ребенок вступает в школьный возраст. Учащегося должно преждевсего заставлять чертить от руки прямые линии, параллельные и взаимнопересекающиеся под различными углами, потом круговые эллиптические идругие кривые линии, но отнюдь не по так назыв. «клеточкам». От этихупражнений незаметно переходят к Р. простейших геометрических фигур,каковы квадрат, треугольники, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы ипр., причем, дабы приучить ученика пропорционально уменьшать то, что онвидит, дают ему копировать в небольшом размере образцы, крупноначерченные на классной доске или на бумаге. Затем, в курс постепенновводится черчение более сложных фигур, составленных из прямых и кривыхлиний, узоров, отличающихся симметричностью, схематических форм листьеви цветов и т. п. Когда, благодаря этим занятиям, глаз учащегося ужепривык верно схватывать рисуемые формы, а рука твердо и свободно владетькарандашом, его сажают за Р. геометрических тел: куба, параллелепипеда,пирамиды, шара, конуса, цилиндра и пр., каждого тела в отдельности илигруппы из нескольких тел, причем оригиналами служат сначала ихпроволочные модели, а потом сделанные из белого картона или дерева; в тоже время молодому рисовальщику преподаются основные правила перспективыи теории теней, помогающие ему проверять себя при воспроизведениивидимых контуров и передаче освещения посредством тушевки, к которой онприступает с этих пор. За Р. с геометрических тел идет Р. с рельефныхгипсовых орнаментов, сперва простых, а потом все более и более сложных.Орнаменты, в качестве оригиналов, уступают свое место гипсовым головами, наконец, целым статуям человека — слепкам с превосходнейшихпроизведений античной и новейшей скульптуры. Преподавание завершается Р.фигур нагих и костюмированных натурщиков, драпировок, надетых наманекен, портретов и, если учащийся имеет влечете к пейзажу — деревьев,земли; строений и прочих ландшафтных мотивов, непосредственно с натуры.Скорость и успешность прохождения изложенного курса зависят, как и вовсяком педагогическом деле, в значительной степени от способностейучащегося, от опытности и усердия наставника, от богатства или бедностиучебных пособий и от многих других причин; но, пройдя строго всю этушколу рисунка, молодой челвек становится готовым быть, если онталантлив, настоящим художником и, во всяком случае, любителемискусства, могущим сознательно наслаждаться его созданиями и вносить егов жизнь. А. С — в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

6 причин начать рисовать с точки зрения современной науки

Вам никогда не хотелось заняться живописью? Вот накупить всех этих холстов, мольбертов и красок, а затем начать рисовать только вам одному понятные шедевры? Если вы испытывали подобные устремления и каждый раз откладывали их в долгий ящик как неуместные и несвоевременные, то совершенно напрасно. Современная наука утверждает, что занятие изобразительным искусством не только естественно для любого человека, но и очень полезно.

1. Занятие творчеством уменьшает стресс и чувство тревоги

В ходе недавнего исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Art Therapy Girija Kaimal, Kendra Ray & Juan Muniz. Reduction of Cortisol Levels and Participants’ Responses Following Art Making , учёные предложили участникам заняться живописью. Уже через 45 минут у испытуемых было зафиксировано значительное снижение уровня кортизола — гормона стресса. Психологическое воздействие различных видов творчества является настолько ярко выраженным, что получает всё большее распространение в качестве терапии для жертв домашнего насилия, людей, пострадавших от преступных действий или понесших тяжёлую утрату.

2. Рисование улучшает работу головного мозга

Искусство действует на наш мозг на нейронном уровне. В 2014 году в журнале PLOS ONE была опубликована научная работа, доказывающая, что изобразительное искусство может улучшить связи между нейронами человеческого мозга Anne Bolwerk, Jessica Mack-Andrick, Frieder R. Lang, Arnd Dörfler, Christian Maihöfner. How Art Changes Your Brain: Differential Effects of Visual Art Production and Cognitive Art Evaluation on Functional Brain Connectivity . Как утверждают учёные, это помогает нам лучше сосредотачиваться на предмете и быстрее усваивать новые знания.

3. Изобразительное искусство помогает преодолеть печаль и уныние

Сосредоточение на творчестве действительно помогает забыть о многих проблемах. Если вы хотите отвлечься от грустных мыслей и переживаний, то берите в руки мольберт, краски, карандаши и мелки. Это ещё раз подтвердил эксперимент, с результатами которого можно ознакомиться в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts Jennifer Drake, Ellen Winner. Confronting Sadness Through Art-Making: Distraction Is More Beneficial Than Venting .

Его участникам было предложено посмотреть фильм «Проект Ларами», вызывающий обычно очень негативные и даже депрессивные эмоции. После этого зрители были разделены на две группы. В одной люди принялись обсуждать события из фильма, в то время как участникам второй было предложено нарисовать какой-либо пейзаж. Последующее тестирование показало, что эмоциональное состояние «художников» очень быстро вернулось к обычному, в то время как остальные участники ещё долго испытывали подавленность и тревогу.

4. Бездумное рисование эскизов помогает сосредоточиться

Не стоит думать, что пользу можно получить только от серьёзной живописи. Иногда даже механически созданные каракули на бумаге могут выручить в трудной ситуации. Например, если вы сидите на собрании или скучной лекции — возьмите листок бумаги и начните заполнять его какими-либо узорами. Важно делать это совершенно непредсказуемо, без какой-либо идеи и цели. Как утверждают авторы исследования Jackie Andrade. What Does Doodling Do? , этот простой приём поможет вашему мозгу по-прежнему оставаться в фокусе и запомнить на 29% больше, чем если бы вы просто сидели и слушали.

5. Хотите решить проблемы — нарисуйте их

Учёные уже давно заметили, что гораздо проще найти выход из ситуации, если описать её на бумаге. Но авторы этой научной работы Pennebaker JW, Seagal JD. Forming a Story: the Health Benefits of Narrative пошли ещё дальше и предложили участникам нарисовать свои главные проблемы. Результаты превзошли все ожидания: более половины участников сказали, что после сеанса арт-терапии их проблемы показались им не такими уж большими и в чём-то даже смешными.

6. Рисование помогает достичь состояния потока

Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи и определяется им как психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается. Оно характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Творчество является одним из классических способов достижения этого состояния, когда творец не заинтересован в какой-то конкретной конечной цели, но в полной мере сосредоточен на самом процессе.