Что изучает пунктуация?

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас – если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие «жертвы» школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить «бородатый» пример из мультфильма «В стране невыученых уроков» – «Казнить нельзя помиловать».

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя – Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: «Казнить, нельзя помиловать» – Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: «Казнить нельзя, помиловать», и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения «Наша мама пришла» поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак – это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: «Наша мама пришла?».

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки «», скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков – это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.

  • Точка (.), многоточие (…), а также знаки – вопросительный (?) и восклицательный (!). Предназначены для обозначения законченности смысловых отрезков предложения или текста. При этом они могут указывать на коммуникативный тип, эмоциональную окраску, а также степень законченности.
  • Двоеточие (:), тире (–), запятая (,), точка с запятой (;) предназначены для указания на отношения между частями предложения.
  • Точка (.), дефис (-), косая черта (/) – применяются для сокращения слов. Касаемо последнего символа есть споры. Поскольку отдельные ученые относят его к орфографическим знакам.
  • Многоточие (…) также применяется, когда необходимо обозначить пропуски в тексте. Как правило, этот элемент используется при цитировании.
  • Красная строка. Этот пунктуационный знак занимает особое место. Поскольку технически не является символом – это просто пропуск (пробел) между словами или абзацами.

Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название «удивительная».

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг – гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

Зачем нужны запятые?

Термин «знак препинания» образован от глагола «препинать», что буквально означает «остановить и задержать». И, похоже, он неплохо справляется со своей задачей. Для многих людей знаки препинания становятся камнем преткновения в письменной речи. Неправильная их расстановка или полное игнорирование, а такое тоже бывает, способно превратить даже грамотно написанный текст в бесполезный набор слов или фраз. С другой стороны, верно расставленные знаки наполняют смыслом написанный текст, облегчают его восприятие, разделяя на отдельные фрагменты и обогащая эмоциями.

Зачем нужно изучать пунктуацию? Знаки препинания при умелом использовании помогают автору выделить мысль и придать тексту правильное звучание. Их также сравнивают с нотными знаками, которые рождают прекрасную музыку при соответствующем раскладе. Таким образом, точки и запятые помогают восполнить потребности письменного общения. А это приводит к пониманию того, что изучать пунктуацию нужно, чтобы написанное было безошибочно истолковано адресатом.

Немного истории

По некоторым источникам, рождение пунктуации произошло в Древней Греции. В них упоминается, что греки использовали некоторые знаки для выразительного чтения — декламации. О дальнейшей судьбе этих знаков более ничего не известно. А в XVI веке в европейских странах впервые появляется пунктуация, чье возникновение связывают с итальянскими издателями Мануциями. Они придумали знаки препинания, которые по сей день используются в неизменном виде во многих языках.

Русская пунктуация, что изучается в наше время, приобрела свои основные черты как система знаков к XVIII веку. Это напрямую связано с изобретением и развитием книгопечатания. Типографские работники должны были так преподнести текст, чтобы читатели могли верно воспринять прочитанное. Именно им нужно отдать должное в «изобретении» или, лучше сказать, внедрении пунктуации в России.

Понимание важности знаков препинания, а точнее попытки их осмысления, пришло с именами Л. Зизания и М. Грека. Древнерусские тексты читать было крайне тяжело, более того, пробелы в те времена тоже не ставили. Позднее М.В. Ломоносов, занимаясь разработкой вопросов пунктуации, определил, что расстановка знаков на письме определяется структурой и смысловым аспектом речи. В своей теории он определяет количество знаков и их назначение, что дало появление целой системы.

>Видео по теме

Пунктуация — раздел грамматики

Современная пунктуация (латинское слово punctum – точка) представляет собой развитую и довольно сложную систему. Это один из разделов грамматики, изучающий установленные правила размещения знаков препинания на письме. Также в этом разделе рассматриваются и сами знаки, как особая часть графической системы языка, для разделения письменной речи. Основные правила пунктуации изучают, что есть некоторые закономерности употребления одного и того же знака в разных случаях. Правила носят нормативный характер, они будут равнозначны для всех видов письма.

Единицу пунктуации представляет пунктограмма — знак, который воспроизводится на письме, согласно принятым правилам и нормам. Весь пунктуационный алфавит состоит из десяти пунктограмм. Это точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, многоточие, скобки, восклицательный знак и вопросительный знак. Можно заметить, что в отличие от традиционного буквенного алфавита, этот имеет свободный порядок перечисления. При этом некоторые склонны выделять точку и запятую как основные знаки пунктуации.

Как было замечено на практике, сами знаки не вызывают больших затруднений, но правила их расстановки в тексте заставляют споткнуться многих. Возникающие сложности говорят о том, что в русском языке изучать пунктуацию необходимо.

История

С. К. Булич в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1907 год) употребляет термин интерпу́нкция (от лат. interpūnctio; синоним пунктуации) и описывает происхождение системы так:

Термин interpunctio — римского происхождения, но само начало её неясно. Была ли известна интерпункция Аристотелю — не выяснено. Во всяком случае, зачатки её были у греческих грамматиков. Само понятие, однако, у древних греческих и римских грамматиков отличалось от современного. Пунктуация древних имела, главным образом, в виду ораторские требования (произнесение речи, её декламацию) и состояла в постановке простых точек на конце предложений или в употреблении абзацев, называвшихся строчками или стихами (лат. versus, др.-греч. στιχοί). Новая пунктуация ведёт своё начало не от этой древнейшей, а от интерпункции александрийской эпохи, изобретенной грамматиком Аристофаном и разработанной позднейшими грамматиками. К концу VIII в. она, однако, настолько пришла в забвение, что Варнефрид и Алкуин, современники Карла Великого, должны были заново вводить её. Греки употребляли сначала только один знак — точку (др.-греч. στιγμή), которая ставилась то вверху строчки, то посреди её, то внизу (στιγμαϊ τελέια, μέσν, ύποστίγμή Дионисия Фракийского). Другие греческие грамматики, как Никанор (живший немногим позже Квинтилиана), употребляли иные системы интерпункции (у Никанора было восемь знаков, у других — четыре и т. д.), но все они смешивали синтаксическую сторону речи с логической и не выработали никаких определенных правил (см. Steinthal, «Geschichte der Sprachwissenschaft bei d. Griechen und Römern», т. II, Берлин, 1891, стр. 348—354). Такая же неопределенность господствовала и в средние века, приблизительно до XV в., когда братья-типографщики Мануции увеличили число знаков препинания и подчинили их употребление определенным правилам. Их, собственно, и следует считать отцами современной европейской пунктуации, в которой с того времени не было сделано никаких существенных изменений. Тем не менее, интерпункция различных современных европейских народов в некоторых чертах существенно различна. Так, в английском ставится часто запятая или тире перед and (и) и совсем не употребляется перед относительными предложениями (как и во французском). Самая сложная и наиболее точная интерпункция — немецкая. Теория её очень подробно изложена у Беккера («Ausführliche Deutsche Grammatik», 2 изд., Франкфурт, 1842), а история и характеристика — у Bieling’a: «Das Prinzip der Deutschen Interpunction» (Берлин, 1886).

Старославянская интерпункция следовала греческим образцам. Русская пунктуация — очень близкий сколок с немецкой и представляет те же достоинства. Изложение её можно найти у Якова Грота: «Русское правописание». В ней употребляются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки, кавычки.

Система русской пунктуации

Система современной русской пунктуации складывалась с XVII—XVIII веков на основе достижений в разработке теоретических вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса. Система пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.

В истории русской пунктуации по вопросу о её основах и назначении выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.

Логическое направление теории пунктуации

Теоретиком логического, или смыслового направления был Ф. И. Буслаев, который считал, что «… знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму — знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (…) и тире (—)».

В современности смысловое понимание основ русской пунктуации (к ней близка немецкая пунктуация, но расходится с нею французская и английская пунктуация) нашло своё выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что «основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме». Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, «употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами», он, однако, считает, что «в основе правил всё же лежит смысл высказывания».

А. Б. Шапиро находит, что «основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами».

Интонационное направление

Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А. М. Пешковский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д.