Чтение и дети

Содержание

Книги для младенцев (от 0 до 2 лет)

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании — иными словами, помещается ли она в рот. Тем не менее, читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во‑первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем крошечные малыши хорошо воспринимают ритм и умеют различать родительские интонации.

Как читать?

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее — в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
  • Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Что читать?

  • Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
  • Стихи со звукоподражанием.

Что покупать?

  • Прочные, «неубиваемые» и безопасные книжки-игрушки, которые можно с удовольствием грызть, мять и даже купать в ванной.
  • Книжки с «живыми» иллюстрациями: мохнатыми зверушками, квакающими лягушками и т. п.
  • Книги с простыми, яркими и реалистичными картинками.

Список литературы 1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег» 2. Аронзон Л. «Кому что снится» 3. Барто А. «Игрушки» 4. Бергельсон А. «Ура для комара» 5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето» 6. Благинина Е. «Стихи для детей» 7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха» 8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда» 9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!» 10. Майер Н. «Лесные смешинки» 11. Маршак С. «Детки в клетке» 12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких» 14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка» 15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского 16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?» 17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет» 18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года» 19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа» 20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять» Книги для детей от 2 до 4 лет

Книги для детей от 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

  • Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном — всегда в одно и то же время.
  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во‑первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

  • Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
  • Небольшие стихотворения (4−12 строк).
  • Стихотворные загадки.
  • Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», — теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.
  • Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.
  • Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, — наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.
  • Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.
  • Список литературы 1. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво», «Сказка о стойком оловянном солдатике» 2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат» 3. Гаршин В. «Лягушкапутешественница» 4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной» 5. Даль В. «Старик-годовик» 6. Дональдсон Д. «Груффало» 7. Ершов П. «Конек-Горбунок» 8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка» 9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке» 10. Левин В. «Глупая лошадь» 11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки» 12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет» 13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?» 14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка» 15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой» 16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» 17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя» 18. Сеф Р. «Кто на кого похож» 19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?» 20. Толстой Л. «Сказки и рассказы» 21. Тувим А. «Азбука», «Где очки» 22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик» 23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр» 24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь» 25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять» Книги от 4 до 6 лет

    Книги для детей от 4 до 6 лет

    Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать — это такая трагедия, рядом с которой меркнет даже гибель Помпеи. По крайней мере, именно в этом вас начнут убеждать все окружающие! Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально — и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

    • Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
    • Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
    • Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
    • Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях и справочниках. Интернет в деле приучения к чтению — плохой помощник, слишком уж много соблазнов.
    • Сводите чадо в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.
    • Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
    • Истории в духе «добрым молодцам урок» — в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
    • Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
    • Обучающие пособия для подготовки к школе.
    • Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе, а перед 9 Мая — военные рассказы.

    Что покупать:

    • Книжки со сложными, рассчитанными на долгое изучение иллюстрациями.
    • Детские журналы и комиксы.

    Список литературы 1. Бажов В. «Серебряное копытце» 2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса» 3. Бианки В. «Рассказы о животных» 4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города» 6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка» 7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке» 8. Гэллико П. «Томасина» 9. Доктор Сьюз «Сказки» 10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке» 11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу» 12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица» 13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон» 15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все» 16. Сказки народов мира 17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры» 18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче» 19. Остер Г. Б. «Котенок по имени Гав и другие истории» 20. Пришвин М. «Лесной хозяин» 21. Пушкин А.С. «Сказки» 22. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» 23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы» 24. Романова Н. «Муравей Красная Точка» 25. Русские народные былины 26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино» 27. Уайлд О. «Звездный мальчик» 28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» 29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса» 30. Чаплина В. «Кинули» Книги для детей 7 лет

    Книги для детей 7 лет

    Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги — одну выбираете вы, вторую — он.

    • Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять — на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
    • Читайте сказки и басни по ролям.
    • Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
    • Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т. д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
    • Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» — в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.
    • Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
    • То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.
    • Электронные книги. От технологий никуда не деться, так что лучше использовать их во благо.
    • Книги из школьной программы.
    • Книги об увлечениях ребенка. Если малыш любит кошек, выбирайте зоологическую энциклопедию (или кошачий детектив), если увлекается хоккеем — спортивную и т. д. Даже к мультикам и компьютерным играм, которые часто отвлекают детей от чтения, можно подобрать соответствующие новеллизации или арт-буки.

    Список литературы

    1. Адамс Р. «Обитатели холмов»

    2. Барри Дж. «Питер Пэн»

    3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»

    4. Грэм К. «Ветер в ивах»

    5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»

    6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»

    7. Диккенс Д. «Истории для детей»

    8. Драгунский В. «Денискины рассказы»

    9. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»

    10. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»

    11. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»

    12. Легенды и мифы Древней Греции

    13. Лондон Дж. «Белый клык»

    14. Льюис К. «Хроники Нарнии»

    15. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

    16. Одоевский В. «Городок в табакерке»

    17. Олеша Ю. «Три толстяка»

    18. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»

    19. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

    20. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

    21. Таск С.Э. Тайна рыжего кота

    22. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»

    23. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»

    24. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»

    25. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Чтение по ролям – хороший метод обучения. Если заставлять малыша просто читать определённое количество страниц, можно вызвать стойкое неприятие к чтению.

Поэтому педагоги применяют разные приёмы. В том числе чтение по ролям.

Чтение по ролям. Польза

Чем хорош метод?

  1. Малыш читает не один, ему не скучно. Партнёром может быть взрослый или старший ребёнок. Интереснее, когда партнёр папа или мама.
  2. Читая по ролям, он научается следить за текстом. Всегда просите малыша следить пальчиком. Причём пальчик должен находиться там, где в настоящее время партнёр читает. В школе ребёнку будет легче следить за чтением товарищей. У него будет навык слушать других.
  3. Развивается скорость зрительного восприятия (важна и для письма) буквы, слова, а в дальнейшем и предложения.
  4. Если нужно, разбейте слова на слоги подчёркивая, как . Вариант с подчёркиванием дугами дети воспринимают лучше.

Самые подходящие тексты для чтения по ролям – это народные и авторские сказки. Поначалу берите короткие.

Примеры коротких текстов для чтения по ролям

Глупая лиса

Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост.

Автор. Жила-поживала лисичка-сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать.
Лиса. Глазки мои, что вы делали?
Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать.
Лиса. Ушки-ушки, вы что делали?
Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки.
Лиса. Ножки мои, что вы делали?
Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали.
Лиса. Хвост, а ты что делал?
Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал.
Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют.
Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы вытащили.

Вредная коза

Действующие лица: коза, автор, старик, старуха.

Автор. Жили-поживали старик и старуха. Бедно жили. Было у них пять куриц и коза. Вредная эта коза была, непослушная.
Как-то подоила старуха козу. Позвала старика и говорит:
Старуха. Весна пришла. Трава молодая выросла на лугу. Выгони козу на луг. Пусть травки свежей поест.
Старик. Ладно. Пойдём, коза.
Автор. А вредная коза отвечает:
Коза. Не хочу идти. Ноги устали. Неси меня, дед.
Старик. Ты толстая, а я старый. Я тебя поднять не смогу.
Коза. Тогда на тачке вези. А то молока не дам.
Автор. Делать нечего. Погрузил старик козу на тачку и повёз на луг.
Старик. Ешь, коза, траву. Только к лесу близко не подходи.
Коза. Не указывай мне. Я сама знаю, где пастись.
Автор. Не послушала коза старика. Показалось ей, что у леса за ручейком трава зеленее. Перешла она ручей по мостику. И прямо к лесу направилась. А в лесу бродил голодный волк. Почуял он запах козы и говорит:
Волк. Вот мне обед хороший будет.
Автор. Подкрался волк к козе совсем близко. Как выпрыгнет из-за дерева! Коза увидела волка и бросилась со всех ног наутёк. Подбежала по мостику. А мостик обломился. Упала коза в воду и кричит:
Коза. Дед, дед, спаси меня. Если волк не съест, в ручье утону.
Автор. Прибежал дед, прогнал волка.
Старик. Как мне тебя, коза, вытащить?
Коза. Скорей дед, думай! Тону!
Автор. Снял старик пояс с рубахи, накинул козе на рога и вытащил её из воды.
Старик. Садись, коза, на тачку. Домой поедем.
Коза. Нет, дед, ты старый. Тебе тяжело меня везти. Я сама побегу.
Автор. С тех пор коза никогда не вредничала. Жили коза и старики дружно.

Как Сашу торопливость подвела

Действующие лица: Саша, мама, автор

Автор. Саше задали нарисовать синицу. Саша взял карандаши, альбом, уселся за стол и рассудил так.
Саша. Синица – птица, есть голова туловище хвостик, клювик, две ноги. Ничего особенного. Лёгкое задание.
Автор. Саша быстро нарисовал птичку, раскрасил её синим карандашом. Мама была на кухне.
Саша. Мама, я уже справился. Вот, посмотри.
Автор. Мама посмотрела и спросила:
Мама. А почему птичка синяя?
Автор. Саша удивился:
Саша. Как почему? Раз синица, значит синяя.
Мама. Нет. Синица – потому что весело поёт весной «синь-синь-черрере»
Автор. Пришлось Саше рисовать птичку снова. Но теперь он не торопился. Сначала посмотрел в книге, как синица выглядит, а потом раскрасил рисунок.

Родничок

Действующие лица: автор, родник, пчёлка, синичка, зайчик, Маша, комар.

Автор. Утром в поле родился родничок. Только солнышко поднялось, а пчёлка уже летит на работу – нектар с цветов собирать. Видит, родничок…
Пчёлка. Родничок, родничок, ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Я не знаю. Я ещё маленький.
Пчёлка. Родничок, родничок, дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей досыта.
Пчёлка. Спасибо тебе.
Автор. Напилась пчёлка. А родничок стал глубже, прозрачнее.
Зайчик. Дай и мне водицы попить. Очень вкусно! Спасибо тебе пребольшое.
Автор. Ещё шире стал родничок. Знай, булькает. Идёт мимо Маша с ведёрком за ягодами. Солнышко пригревает. Захотела Маша пить. Увидела родничок.
Маша. Ой, родничок. Дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей, пожалуйста. Мне не жалко.
Маша. Какая свежая водичка! Спасибо.
Автор. Ещё шибче забулькал родничок. Ещё чище стала вода в нём. Вдруг летит болотный комар. Не спрашивая ничего, напился воды. «Спасибо» не сказал и сидит на листке. Долго так сидел, потом спрашивает:
Комар. Ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Пили из меня водичку пчёлка, птичка-синичка, зайчик – серенькие ушки, Маша с ведёрком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай. А я ещё маленький.
Комар. Экой ты, родник, всех подряд водой поишь. Береги для себя воду.
Автор. Дело к вечеру. Солнышко начало садиться. Прилетела пчёлка.
Пчёлка. Можно водички попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Улетела пчёлка к другому водоёму. Летит синичка.
Синичка. Можно холодненькой водицы попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Пробежал зайчик – серые ушки. Прошла Маша с ягодами. Прошёл дедушка. Никому родничок не дал воды попить. А солнышко всё ниже. Трава полевая всё выше. Затянула водицу зелёная ряска, появился мокрый мох.
Родник. Буль…
Автор. Не стало в поле родничка, одно топкое место – раздолье для комаров. Вот к чему жадность приводит.

Миша и его друзья

По стихотворению В. Степанова

Действующие лица: автор, лисички, заиньки, крот, белка, бобр, ёж, медведь

Автор. По завалам, по оврагам шёл Медведь хозяйским шагом.
Медведь. Отвечайте, звери, мне — вы готовы ли к зиме?
Лисицы. Мы связали рукавицы. Рукавицы новые, мягкие, пуховые.
Автор. Отвечали Заиньки.
Заиньки. А у нас есть валенки. Что нам вьюга да метель?! Хочешь, Мишенька, примерь.
Автор. Смотрит Белка из дупла.
Белка. Я орешков припасла. Высоко моё дупло. В нём и сухо, и тепло.
Автор. И ответил Мише крот.
Крот. Я под землёй устроил ход. Там с красавицей-женой будем пить мы чай зимой.
Автор. Крикнул Бобр Медведю с речки.
Бобр. Я дрова колю для печки. Дай мне, Миша, только срок — из трубы пойдёт дымок.
Автор. Вылез ёжик из листвы.
Ёжик. Про меня забыли вы. Здесь, в кустах, моя избушка. А в избе грибов кадушка.
Автор. Обошёл Медведь весь лес и в берлогу спать залез. Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.

Весенний ручеёк

Русская народная сказка

Действующие лица: ручей, заяц, кабан, медведь, крот, автор

Автор. Бежит весенний ручей к реке, звенит, радуется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился о него, толкал, толкал — и не сдвинул. Прибежал напиться воды заяц. Ручей просит:
Ручей. Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Заяц толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Прибежал напиться воды кабан. Ручей просит:
Ручей. Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Кабан толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит:
Ручей. Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Медведь толкал, толкал камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит:
Крот. Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень.
Автор. А ручей ему:
Ручей. Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдвинуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали и — не сдвинули!
Автор. Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть. Всю землю под камнем прорыл-пропахал. Камень зашевелился и — провалился под землю.
Обрадовался ручей, зазвенел, зажурчал и дальше к реке побежал.

Чтение по ролям – весёлое занятие. После прочтения текст можно превратить в театрализованную постановку с изготовлением костюмов, декораций. Читайте вместе с детьми. от этого только польза.

5 увлекательных пьес для семейного чтения

Если в вашей семье есть традиция совместного чтения книг, то вы наверняка знаете, как непросто бывает распределить между всеми участниками абзацы от автора и прямую речь в любимых прозаических произведениях. Но есть и другой род литературы, гораздо больше подходящий для этого и незаслуженно обделённый вниманием, — драматургия.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Родители хотят, чтобы их дети полюбили книги и открыли для себя радость самостоятельного чтения. Однако с пьесой неопытным читателям бывает тяжело оставаться один на один. Так почему бы не облегчить себе задачу, призвав на помощь семью или компанию друзей? По закону жанра пьесы предназначены для чтения по ролям, а темы, затронутые в них, располагают к обсуждению.

Дмитрий Кухарчук «Моя рыбка» (6+)

Это история о рыбке Ряпушке, которой всегда было интересно, что на берегу делают люди. Туда каждый день приходил мальчик Андрей, влюблённый в свою одноклассницу Свету, в надежде встретить её неподалёку от дома. Однажды к озеру пришёл рыбачить её отчим, посочувствовал пареньку и добродушно стал давать советы, как ухаживать за девушкой. Наслушавшись красивых речей о внимании и подарках, рыбка Ряпушка заявила своему другу Сому, что хочет романтики. Толстый увалень сначала ничего не понял, но вскоре ему представилась возможность проявить себя.

Света попросила Андрея поймать для неё «красивую рыбку» — Ряпушку. Сначала мальчик не может на это решиться, поскольку он — сын инспектора охраны природы и глубоко убеждён, что всё живое нужно защищать. Андрей с грустью наблюдал за тем, как мужчина поймал тётю Ряпушки — большую рыбу, которую отнесли к Свете домой и зажарили. Позже мальчик всё-таки передумал, поймал Ряпушку сачком и посадил в аквариум. Однако, увидев, как над рыбкой издеваются приятели Светы, он не выдержал и потащил аквариум к пруду, чтобы выпустить Ряпушку. Когда Андрей уже был на берегу, Света его догнала, они заспорили и стали бороться за аквариум. Вот тут у Сома и появился шанс помочь Ряпушке. Он подплыл близко к берегу и стал показывать рыбке, как нужно прыгать. Ряпушка повторила его движение — и оказалась на свободе. Света и Андрей помирились, а у Ряпушки и Сома вскоре появилась целая стайка детей. Младший сын унаследовал мамино любопытство и тоже стал наблюдать за людьми, так что история вполне может повториться.

Юлия Поспелова «Всего лишь игра» (6+)

Шестилетний Андрей очень опечален тем, что старший брат не хочет брать его в компанию девятилетних мальчишек для «охоты на мамонта». Андрей понимает, что это всего лишь игра, и настоящего мамонта ребята никогда не поймают и не увидят, но играть с муравьями в Робинзона Крузо, сидя на пустой дороге — совсем не интересно. Прекрасно понимая, как внук истосковался по общению со сверстниками, бабушка решает помочь ему найти друзей и отправляется вместе с мальчиком на разведку. Но выяснилось, что ни у кого из жителей деревни нет таких детей, которые по возрасту годились бы Андрею в товарищи: кому-то ещё не исполнился год, а кто-то уже совсем вырос и служит в армии.

Андрея очень впечатлил бабушкин рассказ про солдата и его загадочный дипломат, в который можно уложить вещи перед возвращением домой, поэтому мальчик решил написать письмо в армию. На конверте так и подписал «Армия» — и положил письмо в почтовый ящик. На следующий день старший брат Марк под давлением бабушки всё-таки согласился взять Андрея в игру. Но в самый напряжённый момент игры Андрей отстал от компании и заблудился. За мальчиком погналась собака, он в страхе добежал до края деревни и только там заметил, что погони уже давно нет, а дорогу обратно найти самостоятельно не получится. Едва Андрей успел всерьёз расстроиться по этому поводу и заплакать, как увидел Виктора — того самого солдата с дипломатом, которого ждёт старенькая мама.

Виктор сразу же предложил Андрею вместе отправиться на поиски мамонта. И они нашли доисторического зверя — именно такого, каким он представлялся мальчику в мечтах, — фиолетового, величиной с дом и такого прекрасного, что охотиться на него никак нельзя. После того как друзья погладили мамонта, солдат объяснил мальчику, как добраться до дома, оставил Андрею свой большой чёрный дипломат и ушёл в сторону деревенского кладбища. Счастливый ребёнок возвращается к бабушке, ложится спать и видит сон про войну, а на следующее утро открывает дипломат — и там пусто…

Анастасия Букреева «Томми» (12+)

Мальчик Серёжа попал в аварию и утратил способность ходить. Он замкнулся, не хочет выходить на улицу и общаться с друзьями, грубит матери. Младшая сестрёнка подарила ему камень с нарисованным лицом, чтобы подбодрить. Вскоре Серёжа понял, что слышит голос камня. Новый собеседник по имени Томми рассказал, что когда-то был человеком и жил на другой планете, но после гибели родителей впал в отчаяние, пошёл к магу и пожелал стать камнем. А теперь хочет вернуть себе человеческий облик, и Серёжа может помочь в этом. Нужно всего-то написать прошение об установке пандусов в здании школы и лично отнести его директору.

Мама, обеспокоенная тем, что мальчик разговаривает сам с собой, вызвала психиатра, но Серёжа вовремя успел вытолкнуть коляску из окна первого этажа и выбраться сам. По пути он встретил своего одноклассника Руслана, но тот отказался помочь другу, за что Томми начал его обзывать и был выброшен в канализацию. Тем не менее Серёжа сумел сам добраться до школы и попросил девочку из параллельного класса помочь ему подняться на третий этаж, где находился кабинет директора.

Девочка, подавленная одиночеством, именно в этот момент собиралась прыгнуть с перил лестницы третьего этажа, но Серёжа очень быстро нашёл с ней общий язык, и прыгать ей совершенно расхотелось. Прошение было доставлено директору, Серёжа и Аня подружились, а камень так и не нашли. Когда мальчик отмечал день рождения, мама зашла к нему в комнату и сообщила о приходе парня по имени Томми. Этой сценой заканчивается основное действие пьесы. Однако в тексте есть и альтернативный финал. Автора глубоко волнует проблема избавления ребёнка от воображаемых друзей, поэтому она добавила ещё одну сцену, где Томми в трёх предложениях объясняет, что его на самом деле не существует. Нужно ли акцентировать внимание ребёнка на этой сцене — решать вам.

Юлия Тупикина «Майя и Кощей» (12+)

Майя — обычная школьница, но её волосы, выкрашенные в синий цвет, никак не дают покоя одноклассникам. Двое хулиганов заталкивают девочку в старый дом, который оказался жилищем Кощея Бессмертного. Волшебник сначала пытается напугать незваную гостью, но потом сознаётся, что уже давно не делает никаких гадостей, потому что плохие поступки приближают стрелки на волшебных часах ко времени его смерти. Чтобы стать по-настоящему бессмертным, Кощею нужно совершать добрые дела, но отшельник уже так давно ни с кем не общался, что забыл, как это делается. Тогда девочка начинает потихонечку обучать нового друга.

Сначала они вместе вернули велосипед Майи, который мальчишки угнали и даже сумели кому-то продать. Потом девочка начала размышлять, какое бы занятие подобрать Кощею, чтобы уровень добра в его организме возрастал постоянно. И тут Майя вспомнила, что парку на окраине города грозит вырубка — чиновники хотят построить на этом месте торговый центр. Тогда волшебник повесил над парком купол бесконечного дождя, чтобы обратить внимание людей на проблему, а сам превратился в динозавра и стал самым веским аргументом в пользу сохранения сосен и белок.

Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.





Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

Общие рекомендации

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.






Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:









Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:






После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.

  1. Краткий пересказ.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Подбери синонимы.
  4. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.

Тексты с дырками:









Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.

«Маленький Николя». Рене Госсини

Это целая серия книг о проделках культового для французских детей героя Николя, придуманного автором комиксов про Астерикса Рене Госсини.

Мальчик живет обычной для восьмилетнего ребенка жизнью. У него большая семья и много друзей, с которыми он постоянно попадает в какие-то забавные ситуации. И читать о них очень интересно. Книга написана живым, остроумным языком с множеством разговорных оборотов. Она понятна и близка детям всего мира, ведь такой Николя живет во многих из них.

«Что делать, если…» Людмила Петрановская

Книга известного детского психолога Людмилы Петрановской давно стала бестселлером среди детей и выдержала уже не одно переиздание. Это необычный путеводитель для детей, оказавшихся в сложной и непонятной для них ситуации. Что делать, если ты один дома, а дверь звонит незнакомец? Стоит ли идти за человеком, который приглашает тебя посмотреть котенка? Как реагировать на насмешки одноклассников? И как самому не оказаться среди тех, кто травит других?

Ответы на эти и другие вопросы автор преподносит в действительно увлекательной и доступной форме, иллюстрируя рекомендации яркими примерами. Книга читается на одном дыхании как детьми, так и взрослыми.

«Омлет с сахаром». Жан-Филипп Арру-Виньо

Можем поклясться, что мальчики младшего школьного возраста влюбятся в эту книгу надолго. «Омлет с сахаром» — первая из четырех книг о приключениях семейки из Шербура, жившей во Франции во времена президента де Голля. Сам автор предстает в роли одного из шести братьев Жанов, вокруг которых разворачивается сюжет истории.

Мальчишки веселые, неугомонные и очень похожие на Николя и его друзей из книги Госсини. То и дело норовят что-нибудь натворить, заставляя бедных маму и папу устранять последствия их шалостей. Ну а как же еще — разве не так бывает в большой семье?

«Дневник кота-убийцы». Энн Фэй

Одно название способно вызвать у детей дикий интерес. В книге британской писательницы Энн Фей повествование ведется от лица кота Таффи, который постоянно попадает не в то время и не в то место. Его приключения вызывают у детей смех и учат тому, что не стоит судить о ситуации, в ней не разобравшись. Котоманам читать обязательно!

«Саша и Маша». Анни Шмидт

Книга самой известной голландской писательницы просто не могла не стать бестселлером. «Саша и Маша» — это простые и очень человечные истории о двух маленьких друзьях (в оригинале Йипе и Янеке). Они живут по соседству и много времени проводят вместе: ходят по магазинам, гуляют, играют, готовятся к празднику, шалят и куролесят.

Есть в книге и другие персонажи — кошка Стеша, которая не хочет играть, бродячая собака Таки, которая никак не научится разговаривать, и Кукла Таня, с которой в книге тоже много что происходит. Эти забавные и близкие маленьким читателям истории захватывают с первой строчки и уже не хотят отпускать.

В России изданы пять сборников рассказов о Саше и Маше, все маленького формата — и в руках держать удобно, и с собой можно взять. И кстати, это одна из лучших серий для самостоятельного чтения до школы.

Дэв Пилки. Серия книг о Капитане-Подштаннике

Должны вас сразу предупредить, что эти книги-комиксы вызывают у читателей дикий хохот, и отобрать их у детей практически невозможно (а не об этом ли вы мечтали?).

Харольд и Джордж — хулиганистые ученики четвертого класса, которые придумывают собственные комиксы, пытаясь оживить унылые школьные будни. Однажды они превращают строгого директора школы в супергероя и называют его Капитаном Подштанником. Невинная шутка оборачивается против них самих, и происходят совершенно невероятные события, настоящие приключения, в которые вовлечены и мальчишки.

Автор рассказов — американский писатель и иллюстратор Дэв Пилки — создал поистине динамичный сюжет. Рассказы короткие, читаются легко и свободно. В 2017 году история про Капитана-Поштанника была экранизирована.

«Чудо». Ар Джей Паласио

Представьте пятиклассника, который никогда не был в школе, и вот ему предстоит пойти в нее в первый раз в жизни. Ситуация непростая, но это еще не все. У Августа Пуллмана, а именно о нем идет речь, необычная и даже отталкивающая внешность — из-за редкого заболевания его лицо деформировано. Как встретят его одноклассники? Что его ждет?

Книга рассказывает о многом: о мужестве, об отчаянии, о доброте и сострадании. Вещах, не чуждых подрастающему поколению. И именно это сделало ее такой популярной среди подростков. Кстати, в этом году вышел фильм по книге (но лучше сначала прочитать).

«Приключения Пети Осликова. Ребенка, который хотел, как лучше». Елена Соковенина

Книга повествует о жизни восьмилетнего Пети. Это самый обычный мальчик с такими же проблемами, как у любого современного ребенка. То ему в школу идти не хочется, то в комнате убирать, то болезни себе придумает, то наврет.

Маме Пети каждый раз приходится объяснять ему, почему так поступать неправильно. И каждая ситуация — для них опыт, приобретая который они оба становятся немного другими. При этом каждую ситуацию автор описывает легко, с юмором и где-то даже излишне простым, детским языком. Но именно это делает книгу такой понятной и интересной для ребенка.

Арнольд Лобел, серия книг про Квака и Жаба

Американский писатель Арнольд Лобел придумал около 70 историй о двух лягушках — Кваке и Жабе, которыми зачитывается уже не одно поколение детей. Рассказы хороши как для малышей 2−3 лет, так и для ребятишек, начинающих читать самостоятельно — тексты короткие и увлекательные, буквы крупные и иллюстраций много.

Всего в России вышло четыре книги про Квака и Жаба — все они наполнены историями о настоящей дружбе и готовности всегда прийти на помощь.

«Лафкадио, или Лев, который отстреливался». Шел Силверстайн

Это самая первая книга художника, поэта и музыканта Шела Силвестайна, вышедшая чуть меньше 40 лет назад и уже признанная классикой детской художественной литературы. Молодой лев Лафкадио, увидев охотников, окруживших прайд, стал отстреливаться. Это обстоятельство полностью изменило его жизнь, перенеся из дикой саванны на арену цирка. Но жизнь в «каменных» джунглях пришлась льву не по вкусу.

Как найти себя и стать счастливым — ответ на этот вопрос раскрывает сюрреалистичная история Лафкадио, покоряющая читателей всех возрастов и сегодня, спустя несколько десятков лет после ее выхода в свет.

Кстати, все эти книги вы можете начинать читать ребенку сами вслух. Потом — предложить ему читать по очереди. А потом, скорее всего, одна из них его захватит настолько, что ему обязательно захочет продолжить уже самостоятельно.