Человек живет в и его поступки

27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живёт в______ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые______ (Б) с окружающими.

В условиях современной России и складывающихся в ней новых ______(В) отношений, рыночной ______(Г) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания тво­рящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нор­мальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ______(Д). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология.

Социальная психология изучает закономерности психических явлений, возника­ющих при социальном взаимодействии людей. Роль ______(Е), которыми распо­лагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) мо­жет быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый про­пуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) поведение

2) экономика

3) группа

4) позиция

5) знание

6) общество

7) общественный

8) отношение

9) норма

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса (стр. 9 )

Вариант 1

Часть А

1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?

А) сущность Б) существование В) бытие человека

2. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства:

А) «Государь» Б) «История Флоренции» В) «О гражданине»

3. И человек, и животное

А) свободно определяют цель своего поведения Б) имеют индивидуальные интересы

В) сознают свою уникальность Г) зависят от природных условий

4. Убеждение, что человек не властен изменить свою жизнь, присуще

А) фаталистам Б) пессимистам В) скептикам Г) оптимистам

5. Верны ли следующие суждения о науках?

А) Между социальными и гуманитарными науками нет никаких различий.

Б) Не существует науки, которая была бы одновременно и социальной и гуманитарной.

А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

Часть В

В1. Выберите в приведенном ниже списке свойства восприятия, выпишите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания. 1) любопытство 2)предметность 3) целостность 4) наблюдательность 5) осмысленность 6) константность

В2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в __-(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ____(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной____(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ____(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает___(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ___(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция5) отношение 6) норма 7)закономерность 8)поведение 9)экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С

С1. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. ( В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего он сформировалось).

С2. Перечислите основные принципы научного социального познания. ( Не менее трех).

С 3. Составьте план по теме «Становление личности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тест №5 «Личность и межличностные отношения»

Вариант 2

Часть А

1. Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?

1) М. Вебером 2) К. Марксом 3) О. Контом

2. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

А) Т. Мор Б) Аристотель В) Платон

3. Что общего у человека и животного?

А) богатство эмоционального мира: умение плакать и смеяться, любить и ненавидеть, давать оценки

Б) подчинение физическим и биологическим условиям выживания

В) способность создавать культурные ценности. Моральные идеалы, нормы

Г) сознание свободы и стремление к исполнению духовных идеалов

4. Убеждение, что ничего хорошего ожидать не приходится, присуще

А) фаталистам Б) пессимистам В) скептикам Г) оптимистам

5. Верны ли следующие суждения о познании?

А) Познание — это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Б) Познание — это обусловленный развитием общественно — исторической практики процесс отражения воспроизведения действительности в мышлении.

А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

Часть В

В1. Выберите в данном списке мыслительные операции и выпишите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.1) учение ) сравнение 3) игра 4) абстрагирование 5) обобщение 6) классификация

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбе­рите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как _____(1) предусматривает изу­чение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют эконо­мическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую_____(3)общества.____(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов_______(5), а также управление совместной__________ (6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочета­ние) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) целостность 2) система 3) общество 4) социальные блага 5) сфера 6) производство 7) культура 8) социальные институты 9) деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Часть С

С 1. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса.

Проиллюстрируйте каждый из них примером.

С2. Перечислите не менее трех отличительных особенностей научного познания от обыденного.

С 3. Составьте план по теме «Направленность личности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы к тест №5 «Личность и межличностные отношения»

Вариант 1. Максимальный балл — 18 баллов

Часть А За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

№ задания

Ответ

Часть 2

Правильно выполненные задания В1–B2 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок;1 балл – допущена одна ошибка, или отсутствует один символ.

№ задания

Ответ

Часть С

С1. Ответ должен содержать примеры влияния социального окружения на человека, способствующих формированию личностных качеств, например:

1) овладение речью под влиянием общения в семье;

2) складывании системы ценностей человека под влиянием межличностных отношений и совместной деятельности;

3) усвоение традиций социальной общности под влиянием участия в национальных праздниках.

Названы три качества и социальных влияния — 3 б.,

Названы два — три качества и указаны два социальных влияния — 2 б.

Названо одно — два качества и одно социальное влияние — 1б.

Названы одно-три качества без указания социального влияния, или указаны только социальные влияния, или ответ неправильный — 0 б.

С2. Перечислены три принципа — 3 б.

Основные принципы: 1) руководство научными методами — опора на факты, строгость, доказательность, объективность ; 2) «участвующее наблюдение»- способность сопереживания, сочувствия; 3) «соблюдение дистанции к объекту»- быть предельно внимательным к тем предпосылкам своего мышления, которые почерпнуты из его собственной жизни. 4) конкретно — исторический подход — полнота описания особенностей изучаемого объекта. 5) выбор значимого в явлении — научный факт всегда должен определяться значимым, т. е. интерпретация социального факта.

С3 – 3 б. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Становление личности».

1. Критерий периодизации психического развития.

2. Периодизация развития личности:

А) ребенок — общественный взрослый (непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра, интимно — личностное общение подростков);

Б) ребенок — общественный предмет предметная, учебная и учебно — профессиональная деятельность);

2. Возрастные этапы формирования личности.

3. Фазы становления личности:

А) адаптация;

Б) индивидуализация;

В) интеграция;

4. Ступени развития внутреннего мира личности:

А) ступень «оживления»; Б) ступень «одушевления» в) ступень «индивидуализации»

г) ступень «универсализации»

5. Роль возрастных кризисов в развитии личности.

Вариант 2. Максимальный балл — 18 баллов

Часть А За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

Ответ

Часть 2

Правильно выполненные задания В1–B2 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок;1 балл – допущена одна ошибка, или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

№ задания

Ответ

Часть С

С 1В ответе должны быть указаны проявления противоречивости общественного прогресса и приведены соответствующие примеры, допустим: 1) прогресс в одних областях обрекает на застой другие сферы (в период индустриализации в 30-х гг. ХХ в. СССР совершил огромный рывок в развитии промышленности, однако это было

достигнуто за счет снижения уровня жизни прежде всего сельского населения);

2) плоды научного прогресса могут использоваться как во благо общества, так и порождать новые угрозы для него (открытия в области ядерной физики привели к новым достижениям в сфере энергетики и к созданию ядерного оружия); 3) очевидное достижение сегодня может обернуться отрицательными последствиями в будущем (вспашка целинных земель в СССР привела на первых порах к повышению сбора

зерновых, а спустя время началась эрозия почв)

Могут быть указаны другие проявления, приведены иные примеры. Указаны два проявления противоречивости прогресса, приведены соответствующие примеры – 3 б.

Указано одно проявление противоречивости прогресса, приведены один-два пример(-а) или указаны два проявления, приведен один пример — 2 б. Указаны только один-два проявления противоречивости прогресса-1б Приведены только примеры, не являющиеся иллюстрацией Положения ИЛИ Ответ неправильный – 0 б.

С2- 3 б. 1) стремление к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; 2) особый (научный) язык, используемый для научного описания;

3) специфические способы обоснования истинности полученных знаний;

4) желание получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные, но и важные и для будущих поколений потребности общества.

С3 – 3 б. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Направленность личности».

1. Направленность личности и социальное поведение.

2. Классификация социальных действий:

А) рациональные и нерациональные; Б) ответственные и безответственные;

3. Структура направленности личности:

А) мотивы: влечение, желание, стремления, интерес;

Б) убеждения;

В) мировоззрения;

4. Типы направленности личности.

5. Цели, определяющие жизненный путь личности.

6. Роль ценностей в жизни человека.

Итоговый тест по предмету «Обществознание»

1. Определите влияние общества на природу:

а) взаимоотношения человека и природы носят взаимный характер;

б) человек и природа независимы друг от друга;

в) человек — часть природы.

2. Характеристика человека, отражающая его социальную сущность, это:

а) индивидуальность;

б) личность;

в) индивид.

3. Индивид — это понятие означает:

а) один из людей;

б) особенности человека;

в) степень самобытности человека.

4. Человеческой деятельностью движут:

а) желания;

б) потребности;

в) эмоции;

г) чувства.

5. Трудовая деятельность— это:

а) взаимосвязь человека с окружающим миром;

б) деятельность, направленная на практически полез­ный результат;

в) любая активность человека.

6. Деятельность и общение— это:

а) одно и то же;

б) общение — это свойство деятельности, а не сама деятельность;

в) два равноправных явления.

7. Последствия употребления алкоголя и наркотиков особенна страшны для:

а) самого человека;

б) семьи;

в) общества;

г) будущего поколения;

д) всего вышеназванного.

8.Чем обеспечивается соблюдение моральных норм?

а) силой государства

б) общественным сознанием

в) правилами этикета

г) необходимостью

9.Отличием деятельности человека от деятельности других живых существ является:

а) инстинктивное поведение

б) эмоциональное переживание

в) целеполагание

г) подражание

10. Истина — это:

а) то, что соответствует мнению авторитетных людей;

б) правильное отражение действительности в созна­нии людей, проверяемое практикой;

в) информация об окружающем мире и самом чело­веке.

11.Наиболее важной особенностью научного познания является:

а) изучение мира для применения знания о нем в бу­дущем

б) возможность изучения мира разными способами;

в) изучение мира таким, каков он есть.

12.Миф — это:

а) просто сказка;

б) рассказ об отдельных проявлениях мироздания;

в) ранний способ понимания природных и обществен­ных действий.

13.Духовно-практический опыт познания мира — это:

а) знания, передаваемые из поколения в поколение;

б) поведение по образцу;

в) афоризмы, пословицы, поговорки;

г) все названное выше.

14. Оценивая себя, мы:

а) сопоставляем образ реального Я с образом идеала;

б) оцениваем себя так, как нас оценивают другие;

в) оценка зависит от нашего отношения к собствен­ным успехам и неудачам.

15. Мировоззрение в жизни человека — это:

а) ориентир для его деятельности;

б) укрепление его жизненного опыта;

в) связь с религией;

г) связь с наукой.

Ответы к итоговому тесту по предмету «Обществознание»

№ вопроса

ответ

А

Б

А

Б

Б

В

Д

Б

В

Б

А

В

Г

А

А

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Проекция в психологии — что это за эффект

Человеческая жизнь полна переживаний. И не всегда они хорошие. Многие из них вызывают боль, обиду, разочарование. Проекция – один из способов защититься от них. Но он не всегда работает в нашу пользу, побуждая часто беспричинно обвинять родных и близких людей в грехах и неудачах. Можно ли изменить ситуацию?

Что такое проекция

Проекция в психологии – это перенесение чувств, мыслей, желаний на окружающих. Простыми словами, чувствуя, например, вину или стыд, человек проецирует их на других людей. Таким способом он избавляет от переживаний себя, защищает свою психику от травм. И это работает. Теперь он обвиняет не себя, а кого-то из друзей, знакомых, родственников и т.д. При этом еще звучат оправдания, что у кого-то поведение не лучше, а даже хуже.

Рассмотрим, что такое проекция в психологии, на примерах из жизни. Встречали ли вы до безобразия ревнивых мужчин, которые, несмотря на ревность, сами не против изменить своей спутнице? Они рассуждают примерно так: если такие мысли есть у меня, значит, женщина думает так же. В таких рассуждениях при желании можно даже найти логику. Правда, извращенную.

Или, например, жена, которая ругает мужа за растрату семейного бюджета. Ей не нравится, что он тратит деньги на какие-то свои развлечения. На самом деле женщина и сама не очень-то экономна. Она покупает очередные туфли, платье и многое другое. Но при этом продолжает называть мужа транжирой.

Эффект проекции можно проследить и на себе. Как часто вы ругаете соседей или коллег за их отрицательные черты характера? Задумайтесь, а нет ли этих качеств у вас? Наверняка, ответ будет отрицательным. Однако это всего лишь иллюзия.

Механизм работы проекции

Проекция в психологии простыми словами – это защитная реакция. Она развивается еще в детстве. Основой для ее формирования являются продиктованные обществом запреты. День за днем в сознании ребенка закрепляется информация о том, что хорошо, а что плохо. В процессе воспитания родители рассказывают ему, как вести себя в той или иной ситуации. В результате даже совсем маленькие дети знают, что забирать у других игрушки нельзя, также нельзя драться, обижать более слабых и т.д.

С течением времени запретов становится все больше. Более того, даже мысли о запретном недопустимы. Такое положение вещей вызывает в уже взрослом человеке бурю эмоций, среди которых и дух противоречия. Внутри него разворачивается настоящая борьба между тем, что он хочет, и тем, что можно.
Механизм проекции состоит из 3 частей:

  1. Человек испытывает некоторое неудобство, возможно, стыд, раздражение, злобу. Они вызваны его отношением к тому, что общество запрещает.
  2. Пытаясь справиться с негативными эмоциями, выносит запретные желания за рамки своего сознания.
  3. Перекладывает эти желания на окружающих людей. Теперь человеку не так стыдно и неудобно, ведь другие ведут себя так же, как и он.

Так, женщины, которых называют «старыми девами», направляют все свои силы на борьбу с развращенной молодежью. А злоупотребляющие алкоголем в периоды трезвости рассуждают о плохом поведении пьющих соседей.

Интересно, что механизм проекции проявляется даже в таких сферах жизни, как политика и войны. Жители одного государства обвиняют «соседей» в тех грехах, в которых замечены сами. И чем больше таких грехов, тем яростнее обвинения, сильнее агрессия.

Да что далеко ходить. Вспомните случаи, когда вы обвиняли, ругали тех, кого сами же обидели? С какой целью это было сделано? Чтобы избавиться от стыда и чувства вины.

Как связаны проекция и эмпатия

Стоит отметить, что в психологии проекция – это не всегда негативные эмоции. Часто она идет рука об руку с эмпатией. По определению это способность человека сопереживать, сочувствовать, испытывать те же чувства, ощущения, что и собеседник. Это сострадание, которое всегда связано с личным опытом. Человек понимает, как чувствует себя его оппонент в той или иной ситуации, потому что сам пережил похожую. Не зря говорят, что понять человека можно, пройдя путь в его обуви.

Без проекции сложно достигнуть успеха во взаимоотношениях с другими людьми. Однако не всегда она бывает объективной. Вы смотрите на ситуацию со своей стороны. Думаете, что вам понятны чувства человека. Это ошибка. На самом деле он испытывает совсем другое. Ведь все люди разные. Вы не знаете, что происходит у них внутри.

На 100% понять друг друга смогут только эмоционально близкие люди.

Виды проекции

Эффект проекции в психологии разделяют на 4 вида:

  1. Атрибутивная. Человек переносит на окружающих мотивы своих поступков. Обычно эти мотивы либо не признаются в обществе, либо осуждаются самим обвинителем.
  2. Комплиментарная. Человек наделяет себя качествами, которые противоположны тем, что он осуждает. «Я смелый, а ты — трус». «Я сильный, а ты – слабак».
  3. Рациональная. Люди оправдывают свои неудачи, обвиняя при этом окружающих в непрофессионализме, каких-либо слабостях, провалах. Часто в коллективе можно услышать что-то подобное: «Мы бы справились с работой, если бы не лентяи, работающие рядом с нами». Или, например, в семье: «Мы были бы образцовой парой, если бы муж (жена) больше заботились о семье». И таких примеров тысячи.
  4. Аутическая проекция. Человек переносит потребности в окружающую обстановку. Здесь вспоминается пословица – «Рыбак рыбака видит издалека». Женщина, которой изменил любимый мужчина, неосознанно проецирует эту ситуацию во внешний мир. И теперь во всех представителях противоположного пола она видит исключительно предателей.

Иногда в поведении сочетается сразу несколько видов проекции. Так бывает, если человек крайне не уверен в себе, страдает от комплексов, испытывает чувство вины.

Плюсы и минусы проекции

Метод проецирования мыслей, переживаний и поступков на других людей имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществ всего 3:

  1. Помогает справиться с внутренними проблемами, избавиться от негативных мыслей, неприятных ощущений. Если оставить все как есть, человек столкнется со стрессом, который рано или поздно перерастет в депрессию. А там недалеко и до психоза.
  2. Второй плюс затрагивает эмпатию. По сути, в случае проявления сочувствия эти два понятия похожи. Если бы не эмпатия и проекция, мир состоял бы из грубых, бесчувственных эгоистов.
  3. Как и другие виды психологической защиты, проекция предотвращает травмирование психики сильными переживаниями.

А что можно сказать о недостатках?

  1. Человек не до конца осознает реальное положение вещей. Он видит только то, что ему хочется.
  2. Поступки и слова окружающих оцениваются неадекватно, согласно своим, иногда непонятным логическим рассуждениям.
  3. Из-за переноса на близких людей собственных проблем возникают проблемы во взаимоотношениях.
  4. За проекцией человек прячет свои грехи, отрицательные черты характера. Он не стремится от них избавиться, изменить личность в лучшую сторону.

Помните о минусах проекции, пытаясь перенести свои чувства и переживания на близких людей. Не пытайтесь найти в них недостатки.

Способность к проекции или переносу своих чувств и переживаний на окружающих людей развивается в человеке с раннего детства. И с одной стороны, в ней нет ничего плохого. С ее помощью сознание пытается защититься от психологических травм. Но с другой стороны, эта способность мешает трезво оценивать сложившуюся ситуацию, видеть и исправлять свои недостатки. Поэтому будьте осторожны.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

10 примеров того, как психология может улучшить вашу жизнь

Как использовать психологию в повседневной жизни? Вы считаете, психология нужна лишь студентам, профессорам и психотерапевтам? Не спешите с выводами. Тот факт, что психология является как прикладной, так и теоретической дисциплиной, позволяет найти ей множество применений.

Несмотря на то, что для простого человека научные исследования представляют собой не совсем легкий материал для чтения, результаты этих экспериментов и исследований могут в значительной степени применяться в повседневной жизни. Ниже приведены некоторые способы практического применения психологии в быту.

1. Мотивация

Некоторые уроки из психологии предлагают советы по поиску мотивации для тех, кто ставит перед собой задачу бросить курить, похудеть, или выучить новый язык. Для того, чтобы повысить уровень мотивации при переходе к делу, воспользуйтесь некоторыми из следующих советов, полученных благодаря исследованиям в области когнитивной и педагогической психологии:

  • вводите новые или дополнительные элементы, чтобы не потерять интерес;
  • изменяйте последовательность, чтобы предотвратить скуку;
  • изучайте новые вещи, которые основываются на том, что вы уже знаете;
  • устанавливайте четкие цели, которые непосредственно связаны с задачей;
  • поощряйте себя за хорошую работу.

2. Развитие лидерских качеств

Независимо от того, являетесь вы руководителем отдела или волонтером в местной молодежной группе, хорошие лидерские навыки обязательно пригодятся вам в определенный момент вашей жизни. Не каждый человек — прирожденный лидер, но простые советы, почерпнутые из психологических исследований, могут помочь в совершенствовании ваших лидерских качеств.

В одном из наиболее известных исследований по этой теме рассматриваются три разных стиля лидерства. На основании результатов данного исследования и последующего изучения, рекомендуется практиковать следующих действия, когда вы находитесь в позиции лидера:

  • выдавать четкие указания, но позволять членам группы высказывать мнения;
  • обсуждать возможные решения возникающих проблем с членами группы;;
  • уделять большое внимание стимулированию новых идей и вознаграждать творческий подход.

3. Помощь в развитии коммуникативных навыков

Коммуникация включает в себя гораздо больше, чем то, как вы говорите или пишете. Исследования показывают, что невербальные сигналы составляют огромную долю нашего межличностного общения. Для того, чтобы эффективно передавать сообщения, необходимо научиться выражать свои мысли невербально и читать невербальные сигналы окружающих вас людей. Несколько ключевых стратегий включают в себя следующее:

  • установите хороший зрительный контакт;
  • начните замечать невербальные сигналы, передаваемые другими людьми;
  • научитесь использовать стиль речи для усиления вашего сообщения;
  • узнайте больше о том, как использовать и интерпретировать эти сигналы из 10 лучших советов по невербальной коммуникации.

4. Помощь в понимании других людей

Как и в случае с невербальной коммуникацией, способность понимать свои эмоции и эмоции тех, кто вас окружает, играет важную роль в отношениях с людьми и профессиональной жизни. Термин эмоциональный интеллект относится к вашей способности понимать как свои собственные эмоции, так и эмоции других людей. Коэффициент вашего эмоционального интеллекта представляет собой меру этой способности. По мнению психолога Дэниела Гольмана, коэффициент вашего эмоционального интеллекта в действительности может быть более важным, чем уровень интеллектуального развития (1995).

Что вы можете сделать, чтобы повысить свою эмоциональную грамотность? Рассмотрим некоторые из следующих стратегий:

  • внимательно оценивайте свои эмоциональные реакции;
  • ведите дневник для записи вашего опыта и эмоций;
  • пробуйте взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека.

5. Помощь в принятии более правильных решений

Исследования в области когнитивной психологии обеспечили нас огромным объемом информации относительно принятия решений. Применение этих стратегий в жизни может способствовать принятию более мудрых решений. Когда в следующий раз вам понадобится принять важное решение, попробуйте воспользоваться какими-либо из следующих методов:

  • попробуйте посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, включая рациональное, эмоциональное, интуитивное, творческое, позитивное, и негативное видение;
  • рассмотрите потенциальные издержки и выгоды от принятия решения;
  • используйте технику матричного анализа, которая дает оценку того, насколько конкретное решение будет удовлетворять вашим определенным требованиям.

6. Улучшение памяти

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы можете вспомнить подробности событий далекого детства, но при этом забываете имя нового клиента, с которым познакомились вчера? Исследование того, как мы формируем новые воспоминания, а также как и почему мы забываем некоторые вещи, привело к ряду выводов, которые могут быть использованы в повседневной жизни. Как вы можете повысить эффективность памяти?

  • Фокусируйте внимание на информации.
  • Повторяйте то, что вы узнали.
  • Устраните отвлекающие факторы.
  • Узнайте больше способов из 10 лучших советов по улучшению вашей памяти.

7. Принятие более разумных финансовых решений

Лауреат Нобелевской премии психолог Даниэль Канеман и его коллега Амос Тверски провели ряд исследований, направленных на то, как люди справляются с неуверенностью и риском при принятии решений. Дальнейшие исследования в этой области, известной как поведенческая экономика, позволили сделать некоторые основные выводы, которые можно использовать для более разумного управления деньгами. Одно исследование, проведенное в 2004 году, показало, что рабочие могли увеличить свои сбережения более чем в три раза за счет использования следующих стратегий:

  • не откладывайте на потом. Начните инвестировать в сбережения прямо сейчас;
  • заранее планируйте отчислять часть ваших будущих доходов в счет пенсионных сбережений;
  • старайтесь отдавать себе отчет в личных пристрастиях, которые могут привести к необоснованным тратам.

8. Повышение успеваемости

Когда в следующий раз вам захочется пожаловаться на внеплановую контрольную, промежуточные или выпускные экзамены, задумайтесь — исследования показали, что выполнение тестов на самом деле помогает вам лучше запомнить то, что вы узнали, даже если в тесте не было таких вопросов.

Другое исследование показало, что повторное выполнение теста может быть более полезно для запоминания, чем изучение. Студенты, которые систематически выполняли тесты, смогли вспомнить 61 процент материала, в то время как в исследуемой группе студенты вспомнили лишь 40 процентов. Как же можно применить эти выводы в повседневной жизни? При изучении новой информации чаще устраивайте себе проверку в виде тестов, чтобы закрепить в памяти то, что вы узнали.

9. Рост производительности

Порой создается впечатление, что существуют тысячи книг, блогов и журнальных статей, рассказывающих о том, как успеть сделать больше за один день, но сколько из этих советов основаны на реальных исследованиях? Например, вспомните, сколько раз вы слышали, что многозадачность может помочь вам стать более продуктивным. В действительности, исследования показали, что попытки одновременно выполнять более одной задачи серьезно снижают скорость, точность и производительность.

Так, какие же уроки из психологии вы можете использовать для повышения производительности? Рассмотрим некоторые из них:

  • исключите многозадачность при работе со сложными или опасными задачами;
  • сосредоточьте внимание на выполняемой задаче;
  • устраните отвлекающие факторы.

10. Здоровье

Психология может быть полезна для улучшения общего состояния здоровья. Психология здоровья предлагает множество полезных стратегий, которые могут помочь вам стать здоровыми и счастливыми, от способов поощрения физических упражнений и правильного питания до новых методов лечения депрессии.

Вот некоторые примеры, которые вы можете использовать непосредственно в вашей жизни:

  • исследования показали, что симптомы сезонного аффективного расстройства может уменьшить не только солнечный, но и искусственный свет;
  • физические упражнения могут способствовать улучшению психологического здоровья;
  • помощь людям в понимании возможности наступления нездорового поведения может помочь сделать разумный выбор;

10 худших законов в России

Группа известных российских диссидентов инициировала проект под названием «Санация права», который идентифицировал 10 самых вредоносных законов России и призывает к их отмене. Среди авторов проекта – писатель Григорий Чхартишвили, более известный под своим авторским псевдонимом Борис Акунин, вице-президент организации Transparency International Елена Панфилова, находящийся в изгнании политик Владимир Ашурков, а также правозащитник Павел Чиков.

ЗАКОН «ОБ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТАХ»

Этот противоречивый закон вступил в силу в ноябре 2012 года на волне массовых оппозиционных протестов. Закон требует, чтобы неправительственные организации (НПО) регистрировались в качестве «иностранного агента» в министерстве юстиции, если организация получает иностранное финансирование и участвует в «политической деятельности». За неисполнение норм предусматриваются штраф до 4215 долларов и тюремный срок до двух лет.

Людмила Алексеева, президент Московской Хельсинской группы , член совета по правам человека, протестует против закона об НПО перед зданием Государственной Думы в Москве.

В результате действия этого закона было закрыто более 20 НПО, многие из которых решили скорее прекратить свою деятельность, чем называться «иностранными агентами». «Санация права» указывает на то, что неточное определение политической деятельности «позволяет правоохранительным органам признать практически любую общественную деятельность НПО политической». В проекте отмечают, что закон «существенно ограничивает права граждан на объединение и участие в гражданской деятельности» и нарушает как Конституцию России, так и Европейскую конвенцию по правам человека, которую обязалась исполнять Россия.

ЗАКОН «ДИМЫ ЯКОВЛЕВА»

Этот закон от 2012 года запрещает гражданам США усыновлять российских сирот. Его назвали в честь усыновленного мальчика из России Дмитрия Яковлева, погибшего в США от теплового удара в 2008 году, после того как приемный отец оставил его в машине на парковке на девять часов. Суд в США признал смерть несчастным случаем. Закон был принят в ответ на санкции США, введенные против нарушителей прав человека по так называемому «закону Магнитского». Закон запретил отъезд около 200 российских сирот, которым уже сказали, что скоро они поедут в свои новые семьи в США. Многие из этих детей страдают от тяжелых болезней и инвалидности.

В «Санации права» считают, что закон противоречит Конституции России, семейному кодексу, Конвенции ООН о правах ребенка и «противоречит здравому смыслу и всеобщим идеям справедливости».

ЗАКОН «О НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

По этому закону, подписанному президентом России Владимиром Путиным в мае, власти могут закрыть «нежелательные» НПО без решения суда, если в генеральной прокуратуре решат, что они угрожают национальной безопасности. Многие связывают закон с ужесточением подавления демократии и защитников прав человека в России. По этому закону были закрыты такие организации, как National Endowment for Democracy и два подразделения фонда Open Society, финансируемого Джорджем Соросом.

«ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ»

Участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова (слева) и Мария Алехина в Будапеште. 14 августа 2015 года.

Изменения в уголовный кодекс были внесены вскоре после скандального выступления российской панк-группы Pussy Riot в Московском кафедральном соборе в марте 2012 года, как объясняется властями, в целях защиты религиозных убеждений российских граждан. За «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и проведенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» теперь может быть наложен штраф до 4 215 долларов, или присуждены общественные работы до 200 часов или лишение свободы до трех лет.

«Санация права» говорит, что эти поправки противоречат принципу светского государства и нарушают права на свободу слова и вероисповедания. До настоящего времени они применялись, в основном, в сфере искусства и прессы, по ним также были закрыты некоторые сайты.

ОТВЕТНЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ САНКЦИИ

«Санация права» призывает к полному снятию эмбарго, введенного Россией в августе 2014 года на ряд западных продуктов, а также снятию торговых санкций, введенных в прошлом месяце против Турции. На сайте группы говорят, что продовольственное эмбарго оказывает «неровный и в целом ограниченно негативный эффект на экономику стран, против которых оно введено», но в то же время, оно «приносит более существенный вред российской экономике и гражданам».

«Санация права» отмечает, что цены на продукты в России выросли почти на 17 процентов в 2014 году, при этом цена на сахар поднялась на 40 процентов, а на мясо, птицу, рыбу, фрукты и овощи – на 20 процентов. Также отмечают, что это является нарушением обязательств России как страны-участницы Всемирной торговой организации.

ВНЕСУДЕБНОЕ ЗАКРЫТИЕ САЙТОВ

Закон, принятый в декабре 2013 года, позволяет властям без решения суда блокировать сайты, содержание которых «призывает к массовым протестам или экстремизму». Государственное агентство «Роскомнадзор» получило полномочия по формированию черного списка запрещенных сайтов. С тех пор было заблокировано три крупных оппозиционных сайта: EJ.ru, Kasparov.ru и Grani.ru. Под его действие также попал популярный блог в LiveJournal оппозиционного политика Алексея Навального.

ЗАКОН О ПРОПАГАНДЕ ГОМОСЕКСУАЛИЗМА

Плакат представителей ЛГБТ сообщества в виде карты России.

Этот противоречивый закон, принятый Государственной думой в июне 2013 года, запрещает «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» несовершеннолетним. Несмотря на то, что пока по этому закону власти оштрафовали только небольшое число человек, правозащитники говорят, что закон вызвал всплеск дискриминации и насилия против сексуальных меньшинств. «Санация права» называет закон дискриминирующим и говорит, что он еще более изолирует и без того подвергающееся притеснениям ЛГБТ-сообщество в России.

ЗАПРЕТ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ПРОТЕСТЫ

Разработанный во время массовых протестов на Майдане в Украине, этот закон был подписан Владимиром Путиным в июне 2012 года. Он запрещает «проведение собраний, митингов, демонстраций, маршей и пикетов» несколько раз в течение шестимесячного периода. За нарушения предусмотрены наказания в виде крупных штрафов, общественных работ или лишения свободы до пяти лет. Первым человеком, наказанным по этому закону, стал Ильдар Дадин, которого ранее в этом месяце приговорили к трем годам тюрьмы.

ЗАКОН О КЛЕВЕТЕ

Закон, принятый в июле 2012 года, вновь сделал уголовно наказуемыми некоторые виды клеветы, которые были переведены в разряд административных правонарушений при бывшем президенте Дмитрии Медведеве. За публичные заявления, признанные клеветническими, предусматривается крупный штраф до 70 240 долларов. Отдельно выделяется клевета против судей, присяжных, прокуроров или работников силовых органов. Наказание грозит также средствам массовой информации, публикующим такие заявления. Закон подвергают критике как шаг, направленный на то, чтобы заставить замолчать критиков Кремля.

ЗАКОН О ВЫБОРАХ

Этот принятый в 2014 году закон изменил систему избрания российского парламента. Его широко критикуют за несправедливое содействие правящей партии «Единая Россия», репутация которой была подмочена в связи с обвинениями в мошенничестве во время выборов 2011 года. По новому закону половина из 450 мест в Государственной думе сейчас избирается по индивидуальным мандатам в округах, а не по партийным спискам, которые оказались менее благоприятствующими «Единой России».

«Санация права» говорит, что новая система ограничивает доступ независимым кандидатам и кандидатам от маленьких партий и позволяет властям «убирать нежелательных кандидатов».

Что движет поведением человека

29 января 2014 в 14:06

Мне стало интересно, если нашим поведением движут не удовольствия и страдания, тогда что же? Что же в действительности имеет для нас значение?

Теория Платона

Согласно Платону (427-347 гг. до н.э.), стремление к истине (любознательность) является одним из важнейших двигателей жизни, а мудрость — одним из величайших истинных удовольствий. Платон развил дальше представление о вечном мире идеалов, которые определяют суть всех вещей; когда мы открываем такие вечные идеалы, мы переживаем радость познания. Платон также высоко ставил значение разума, морального долга и служения обществу.

Теория Фрейда

Совершенно другую точку зрения о мотивации человеческого поведения выдвинул Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он говорил, что с рождения до смерти люди хотят секса, секса и еще раз секса. Причина того, что мы не реализуем это желание в полной мере, заключается, согласно Фрейду, в том, что многие наши сексуальные стремления являются подсознательными, а это означает, что их признание влечет за собой непреодолимое чувство вины, тревоги и смущения. Позднее Фрейд несколько изменил свои взгляды, добавив, что нашим поведением управляет не только секс, но и агрессивность.

Если вы не читали Фрейда или не имели удовольствия лично знать некоторых из психоаналитиков прошлого, вы, вероятно, просто не представляете себе, насколько важным они считали значение секса с точки зрения психологии. Фрейд был настолько поражен значением секса, что даже изобрел для него новое название — либидо. Он писал, что в подсознании карандаш является символом пениса, а коробка — символом влагалища. Он сформулировал Эдипов комплекс: теорию о том, что мальчики от 4 до 5 лет желают иметь сексуальные отношения со своими матерями. Он считал, что у молодых девушек развивается комплекс неполноценности, в основе которого лежит зависть к представителям мужского пола, потому что они наделены пенисом. Когда я был аспирантом факультета психологии Иельского университета, я прослушал лекцию Джона Долларда, одного из крупнейших в мире психоаналитиков того времени. «Что бы мы ни делали в жизни, мы должны позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса», — советовал он. Он призывал нас следовать его совету, чтобы избежать развития неврозов. Выступая перед группой молодых студентов колледжа, Доллард не испытывал никаких неудобств, убеждая своих слушателей в важности его идеи.

Современники Фрейда

Многие психологи, современники Фрейда, или те, кто пришел вслед за ним, восприняли многое из того, что говорил Фрейд, но разошлись во мнениях с ним о важности сексуальной мотивации. Например, Карл Юнг (1875-1961) полагал, что воля к жизни, общая жизненная сила, является важнейшим мотиватором человеческого поведения. Альфред Адлер (1870- 1937) писал о стремлении к превосходству и власти. Эрик Эриксон (1902-1994) разработал теорию развития «я» (эго), или того, что можно просто назвать стремлением человека к развитию.

Различные школы бихевиоризма (науки о поведении человека — прим. переводчика) выражали различные взгляды по вопросу о том, что управляет поведением людей.

Кларк Халл (1884- 1952) и Кеннет Спенс (1907-1967) разработали имеющую влияние модель поведения, в которой рассматривались мотивы человека с точки зрения ряда познанных и непознанных побуждений, таких как побуждение поесть, если голоден, или побуждение избавиться от тревоги. Этот подход уделяет больше внимания активизирующей функции мотивов, чем роли конкретных мотивов, которые определяют стремление людей к достижению тех, а не иных целей. Теория Халла-Спенса пользовалась огромным влиянием в период с 1950 по 1975 гг.

Что движет поведением человека. Б. Ф. Скиннер (1904-1990), еще один ведущий бихевиорист, который убеждал психологов меньше обращать внимания на поиск основных мотивов, которые управляют нашей жизнью. Скиннер полагал, что все мотивы, мысли и чувства (включая удовольствия и страдания) являются личными. Только вы знаете, что движет вами, и если вы не расскажете нам об этом, то мы можем только гадать о них. Поскольку личностные мотивы нельзя определить с научной достоверностью, Скиннер заключил, что психологам не следует обращать на них внимания. (Если ваш супруг/супруга перестанет обращать внимание на ваши мотивы, мысли и чувства, то, может статься, он/она стал/а бихевиористом).

Что движет поведением человека. Карл Роджерс (1902-1987) заявил, что людьми движут в той или иной степени два желания: желание расти, называемое самореализацией, и желание самопризнания. Согласно этой точке зрения ключ к счастью — это жизнь в соответствии со своей системой ценностей. Если люди делают что-то, что идет вразрез с их собственными представлениями о жизни, они теряют уважение к самим себе, останавливаются в развитии и становятся несчастными. Фактически, теория Роджерса представляет собой начальную попытку свести многое из того, что является значимым для нас, к нескольким перекрывающимся мотивациям.

Теория Джеймса

Уильям Джеймс (1842-1910), великий американский психолог, философ и педагог, и Уильям МакДугалл (1871 -1938), блестящий специалист по социальной психологии из Гарварда, полагали, что поведение мотивируют инстинктивные желания. В своем эпическом труде «Основы психологии» Джеймс представляет следующий перечень основных инстинктивных желаний:

бережливость желание запасать и собирать

созидание желание строить и достигать

любознательность желание исследовать и узнавать

самолюбование желание быть в центре внимания

семья желание растить своих детей

охота желание добывать пишу

порядок стремление к чистоте и организованности

игра желание веселиться

секс желание продолжить род

стыд желание не быть выделенным

боль желание избегать болезненных ощущений

стадность стремление к установлению социальных контактов месть стремление к агрессивности МакДугалл расширил и усовершенствовал этот перечень.

Джеймс и МакДугалл вместе поняли, что человеческие желания многогранны. Они сопротивлялись попыткам свести все к одному или двум супермотивам, таким, как секс и агрессия (Фрейд) или стремление к превосходству (Адлер). Джеймс и МакДугалл были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

После смерти Джеймса в 1910 году против МакДугалла выступали как бихевиористы, так и психоаналитики. Бихевиористы отвергали идею МакДугалла о том, что желания предаются по наследству, утверждая, что они приобретаются в процессе познания. Рассматривая поведение человека с точки зрения в основном сексуальной мотивации, психоаналитики утверждали, что Джеймс и МакДугалл выделили слишком много инстинктивных желаний. Влияние Джеймса и МакДугалла могло бы быть начисто утрачено, однако, гарвардский психолог Генри А. Мюррей (1893-1988) переформулировал перечень МакДугалла и представил его в виде списка психологических потребностей. Работа Мюррея получила широкий резонанс, частично благодаря тому, что он разработал популярную методику для оценки мотивации поведения человека.

Теория Маслоу

Другим психологом, который внес важный вкладе изучение мотивации поведения человека, был Абрахам Маслоу (1908-1970). Маслоу был одним из немногих психологов, которые рассматривали человеческую природу прежде всего с мотивационной точки зрения. Он сделал важный вывод о том, что мы являемся порождениями желаний, которые постоянно чего-то хотят. В этом смысле, Маслоу проанализировал поведение человека совершенно иначе, чем это сделали многие из психологов. Я принимаю и даже развиваю мысли Маслоу, утверждая, что мотивационный подход к поведению человека потенциально может объяснить гораздо больше в его поведении, чем это обычно полагают.

История — это лишь версия случившихся событий в нашей интерпретации.
Неизмеримы глубины низости, до которых может пасть человек.
Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес.
У народа, как и у женщины есть только одно право: быть управляемым.
Генерал, вы ростом выше меня как раз на одну голову, но если вы будете грубить мне, то я немедленно устраню это отличие.
Один плохой главнокомандующий лучше, чем два хороших.
Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.
Революция — это убеждение, подкрепленное штыками.
Больше вероятность встретить хорошего правителя, пришедшего к власти путем наследования, чем путем выборов.
Последние всегда правы.
Любовь — это глупость, совершаемая вдвоем.
Общественное мнение — это публичная девка.
Успех — красноречивейший в мире оратор.
Будите меня только, если придут плохие новости; а если хорошие — ни в коем случае.
Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего.
Вернейший способ сдержать слово — не давать его.
Поставьте мошенника у всех на виду, и он будет действовать, как честный человек.
Трон — всего лишь кресло, обитое бархатом.
Слава изнашивается.
Успех — вот что создает великих людей.
Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений.
Сделать остановку можно во время подъёма, но не во время спуска.
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Величайший полководец тот, кто делает меньше всего ошибок.
Когда неприятель делает ошибку, не следует ему мешать. Это невежливо.
Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим.
Проститутки — это необходимость. Иначе мужчины набрасывались бы на порядочных женщин на улицах.
Не следует давать разрешение на брак парам, которые знают друг друга меньше, чем шесть месяцев.
Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники.
Великие карьеры, великие достижения рождаются из встречи характера, гения и удачи.
В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.
Дурак имеет великое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.
Невозможность — слово из словаря глупцов.
Каждый прав по-своему.
Удача следует за великим человеком.
Когда о монархе говорят, что он добр, значит, он ни к черту не годится.