Человек термин в психологии

словарь терминов по психологии

Словарь терминов

А

АДАПТАЦИЯ (англ. — adaptation, нем. — Adaptuerung) — приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Различают адаптацию: физиологическую; медицинскую; анализаторов (как изменение их чувствительности); социально-психологическую (как взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой при включении в новую группу); профессиональную (при включении в новые условия труда).

АДАПТИВНОСТЬ (англ. — adaptability, нем. — Anpassungsvermogen) — способность к адаптации.

АДЕКВАТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (англ. — adequitness of mental respons, нем. — Aquivalenz der mental Reizantwort) — соответствие психических реакций значению стимула.

АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (англ. — adequate stimulus, нем. — Normalreiz) — раздражитель, на который сенсорный орган (анализатор) реагирует нормально.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (англ. — actualization, нем. — Artualization) — переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное. Понятие разработано Б.Г. Ананьевым и его учениками.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (англ. — ambivalence, нем. — Ambivalenz) — одновременное существование или несовместимых эмоций и чувств (смеха и плача, любви и ненависти и т.д.) у человека к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ (англ. — amnesia, нем. — Amnesie) — отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти; потеря памяти.

АНАЛИЗАТОР (англ. — analysor, нем. — Analysator) — орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Термин введён в 1909 году И.П. Павловым вместо устаревшего «орган чувств». Каждый анализатор состоит из трёх частей: периферического, или воспринимающего отдела — рецептора (все органы чувств — глаз, ухо и др.), проводящих путей и высших нервных центров в коре головного мозга. Различают анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, термический, кинестатический (двигательный).

АНКЕТА (англ. — questionary, нем. — Fragebogen) — один из методов психологии: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы в строго определённой форме (этим анкета отличается от вопросника, где ответы даются в свободной форме)

АНИТИЦИПАЦИЯ (англ. — anticipation, нем. — Antizipation) — способность человека предвидеть, предугадывать события.

АППЕРЦЕПЦИЯ (англ. — apperception, нем. — Apperzeption) — проявление избирательности восприятия, его зависимости от опыта и направленности индивида. Термин введён Г. Лейбницем.

АССОЦИАЦИЯ (англ. — association, нем. — Assoziation) — связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, двигательными актами). Основное понятие ассоциативной психологии (англ. — association psy chology), объяняющей динамику психических процессов с помощью принципа ассоциации. Различают ассоциацию по сходству, контрасту, смежности (во времени или пространстве). Такое деление предложено Аристотелем. Термин введён Дж. Локком.

АФФЕКТ (англ. — affect, нем. — Affect) — бурно протекающая кратковрменная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный радражитель.

Абстрагирование -мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных. Авторитарность -склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения. Агрессия -мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт. Адаптация психологическая -приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам. Адаптация теста -комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных методик применительно к условиям другой социальной и культурной среды. Акцентуации характера -крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилины. Амбивалентность чувств-противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения, принятия и отвержения. Амнезия -нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга. Анализ -интеллектуальная операция, заключающаяся в разделении целого на составляющие части или описывающие признаки. Аналитическая психология -система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное. Анамнез -совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения личности. Апперцепция -влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия. Ассертивность -способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. Ассоциация -связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других. Атрибуция -приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков. Аттитюд -складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений Аутогенная тренировка -комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может использоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. Аффект -кратковременная, быстро возникающая и бурно протекающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушениями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления аффекта могут бытьярость, гнев, ужас. Аффилиация -проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и принимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само общение, независимо от его цели. Б

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (англ. — psychological barrier, нем. — psychologische Barriere) — мотив, препятствующий выполнению определённых действий (в частности, общению с определённым человеком или группой людей).

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, БЕЗУСЛОВНАЯ РЕФАКЦИЯ (англ. — unconditional response, нем. — nightbedingle Reaktion) — врождённое инстинктивное реагирование на безусловный стимул (англ. — unconditional stimulus). Основное понятие рефлекторной теории психики, разработанной И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.

БИХЕВИОРИЗМ (англ. — behaviorism, нем. — Behaviorismus) — ведущее направление американской психологии первой половины ХХ века, в основе которого лежит понимание поведения человека (и животных), как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных (речевых) и эмоцилнальных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Данное положение выражается их непосредственной связью по схеме «стимул — реакция». Основоположники бихевиоризма — Э. Торидайк и Д. Уотсон

Барьер психологический-неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотношениях людей препятствуют установлению между ними открытых и доверительных отношений. Барьер смысловой -непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуется ими по-разному. Батарея тестов -группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест. Бессознательное -совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение. В

ВАЛИДНОСТЬ (англ. — validity, нем. — Validital, Gultigkeit) — степень соответствия параметров психологического метода (анкеты, опросы, тесты) параметрам оцениваемой деятельности или функции.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ (англ. — verbal thinking, нем. — Verbal Denken) — переход субъективных явлений в словах внешней или внутренней речи. Всё, что вербализовано (высказано), — осознано человеком.

ВНИМАНИЕ (англ. — attention, нем. — Aufmerksamkeit) — сосреботоченность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают виды понимания: непрозвольное (пассивное), произвольное (активное, когда выбор объекта внимания осуществляется сознательно, преднамеренно), послепроизвольное (волевой компонент заменяется интересом и выработанными навыками). Характеристики внимания: объём (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределение (способность одновременно удерживать в поле сознания различные объекты), концентрация (возможность произвольного сокращения его объёма до одного объекта), интенсивность, направленность, переключение, устойчивость.

ВНУШАЕМОСТЬ (англ. — suggestibility, нем. — Suggestibilitat) — предрасположенность личности к внушению.

ВНУШЕНИЕ, СУГГЕСТИЯ (англ. — sussestion, нем. — Suggestion) — оздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершенению человеком поступка без обдумывания и борьбы мотивов. Объектом внушения может выступать отдельный человек, группа, социальный слой.

ВОСПРИЯТИЕ (англ. — awareness, perception, нем. — Warnehmung, Perzeption) — свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа. В отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно и предметно.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imptession, нем. — Eindruck) — свойственное высшим животным, и особенно человеку, психическое явление, в котором нечёткое восприятие усиливается эмоциональной окраской, вследствие чего переживание преобладает над познанием. Впечатлительность как свойство личности выражается в преобладании впечатлений над познавательной функцией восприятия окружающего мира.

Валидность -свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой информации об изучаемом психическом явлении. Валидность показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает. Ведущий тип деятельности -деятельность, являющаяся определяющий, решающей для психического развития в конкретный период развития человека. Вербальный -словесный; речевой; выраженный словами. Внушаемость -свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию. Внушение (суггестия) -вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается. Вытеснение -один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека. Г

Гендерные различия -социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами. Геронтопсихология -отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах. Гештальттерапия -направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности Гипноз -психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода психотерапевтического воздействия. Гипнопедия -методика обучения во время сна. Гипнотерапия -метод лечения, основанный на гипнотическом внушении. Групповая динамика -внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др. Групповая совместимость -социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу. Д

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ (англ. — practical play, нем. — Geschafsspielen) — метод моделирования различных управленческих ипроизводственных ситуаций с целью обучения принятию решений.

ДЕПРЕССИЯ (англ. — depression, нем. — Depression) — психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчёмности, со снижением порога побудительных мотивов, заторможенностью движений.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — differential psychology, нем. — differentielle Psychologie) — отрасль психологии, изучающая различия личностей как их индивидуальности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение -поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные проявления — преступность и аморальность Делинквент (правонарушитель) -человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия. Деперсонализация -изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего «Я», возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий. Депрессия -состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности. Дефектология -наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания. Дискомфорт -состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Диспозиция -готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку. Дистресс -чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы. Дифференциальная психология -отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми. З

Задатки -анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, «качества человека, на основе которых возникают и развиваются его способности Защита психологическая-бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах. Защитные механизмы -понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте — это чаще всего фантазирование. Значимый другой -человек, являющийся авторитетом для другого человека. И

ИМПРИТИНГ, ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (англ. — imprinting, нем. — Pragung) — запечатление в памяти раздражителей, ключевых для некоторых видов инстинктивного поведения; приобретается человеком вскоре после рождения как заимствованное из поведения родителей или других людей. Понятие и термин введены в начале 40-х годов ХХ века К. Лоренцем.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. — individual psychology, нем. — Individualpsychologie) — одна из трёх основных психологических наук, наряду с общей психологией и социальной психологией. Предметом индивидуальной психологии являются психические явления, свойственные индивиду.

ИНТРОВЕРСИЯ (англ. — introversion, нем. — Introverzion) — ориентация на свой внутренний мир;

ИНТРОВЕРТ (англ. — introvert, нем. — Introvert) — тип личности, направленность которой в большей степени определяется внутренним миром с выраженным развитием Я, памяти и воображения. Понятие и термин введены К.Г. Юнгом.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (англ. — introspection, нем. — Introzpection) — самонаблюдение.

Игровая терапия -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Идентификация -отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой. Идентификация межличностная -готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам. Идентичность -свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. Идентичность социальная -представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии). Иерархия -общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот). Употребляется для характеристики социальных, психологических, математических, физиологических, лингвистических и др. структур. Измененные состояния сознания -состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства. Индивид -человек как единичное природное существо или отдельный представитель человеческой общности. Индивидуальная психология -одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению .как главного источника мотивации поведения человека. Индивидуальность -совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповторимость. Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) -характерная для данного человека система приемов и способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая больший или меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при выполнении ее разными способами, приемами. Индифферентность -нейтральность, равнодушие, безучастность. Интеллект -совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя восприятие, память, воображение, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интеракция -взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений. Интерес -мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания. Интериоризация -процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности. Интернал -тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности себе, а не окружающим обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не других людей или окружающие обстоятельства. Интроспекция -наблюдение человека за своей собственной психической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение. Интуиция -1) способность личности находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без логического продумывания, обоснования; 2) своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно; интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли. Инфантилизм -проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей и. выражается в задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста. Ипохондрия -психическое состояние, при котором проявляются угнетенность, болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к формированию соответствующей черты характера. К

КАТАРСИС (англ. — catharsis, нем. — Katharsis) — очищение; в психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии. Психологическая сущность катарсиса в вытеснении и смене одних эмоций другими. Понятие внедрено Аристотелем в его учении о трагедии и музыке как очищение души от плохого после сильных переживаний.

КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — psychological categories, нем. — psychologische Kategorie) — наиболее общие и фундаментальные понятия психологической науки, отражающие существенные свойства и отношения психических явлений и процессов. Категории психологические упорядочены в следующую иерархическую лестницу: философские категории; общенаучные понятия; категории общепсихологические; категории частнопсихологические; категории психологических наук.

КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. — general psychological categories, нем. — allgemein psychologische Kategorie) — предельно широкие психологические понятия: формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики. При этом категории общепсихологические упорядочены в следующую иерархию: психика (основная психологическая категория) понимается через формы психического отражения; их дополняют потребности (как толчок), внимание (как организация) и психомоторика (как объективизация), объединяемые в категорию психических явлений; их высшее обобщение — сознание; носителем его выступают личность, проявляющаяся в только ей свойственной деятельности и являющаяся основным фактором развития психики на всех этих иерархических ступенях.

«.

КОГНИТИВНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (англ. — cognitive, нем. — kognitiv) — относящийся к познанию только на основе мышления, через призму собственной познавательной системы.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. — perceptual constancy, нем. — Wahrnechmungskonstanz) — качество восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущение.

КОНФАБУЛЯЦИЯ (англ. — confabulation, нем. — Konfabulation) — иллюзия мышления, при которой человек верит в свою выдумку.

КОНФОРМНОСТЬ (англ. — conformity, нем. — Konformitat) — усвоение индивидом определённых групповых норм, привычек, ценностей; свойство «быть как другие», попадать в жёсткую зависимость от группы.

Катарсис -термин древнегреческой философии (введен Аристотелем), обозначавший состояние внутреннего очищения души в результате переживания зрителем чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии трагедии, приводящего к эмоциональной разрядке. В психоанализе — очищение, душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического воздействия. Проявляется в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта, феномен освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания. Клиническая психология-область медицинской психологии, направленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической). Составные разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология. Когнитивный -психологический термин, характеризующий познавательные процессы. Когнитивный диссонанс-состояние психического дискомфорта, возникающее в ситуации, когда в сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от этого состояния и потому старается устранить это противоречие. Для этого он ограничивает поток внешней информации, если она вносит противоречие в уже существующие установки, приспосабливает новые знания к полученным ранее, перестраивает свои знания и установки относительно соответствующих объектов и событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято. Термин введен американским психологом Л. Фестингером. Когнитивный стиль -относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека, которые проявляются в используемых им познавательных стратегиях. Коммуникабельность -способность к легкому установлению социальных контактов, общительность. Компенсация -способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером. Компенсация психических функций -возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Комплекс неполноценности -совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности. Комплекс превосходства-совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих истинных возможностях. Константность -постоянство, неизменность. Константный — постоянный Конфликт -психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений. Осознается как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт внешний -конфронтация между субъектами. Конфликт внутренний -столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями человека. Конформизм -соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения. Конформность -тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих; стремление приспособиться к требованиям большинства. Конфронтация -противодействие, противопоставление, противоборство. Кризис психологический-состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром. Кризисы возрастные -особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития. Л

Лабильность -одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения. Либидо -одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности. Личность -человек с индивидуальным складом характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств. М

О чём говорит внезапное и страстное желание съесть определённый продукт


Вам приходилось вставать посреди ночи с непреодолимым желанием съесть бутерброд с сыром, например, сосиску, кусок шоколадки или чего-нибудь ещё?
У каждого человека хоть раз в жизни возникала необъяснимая тяга к какому-либо определённому продукту. Одна из наиболее популярных теорий гласит, что этот феномен связан нехваткой в организме человека определённых веществ, и нам хочется именно тех продуктов, которые эти вещества содержат.
А как этот феномен объясняет наука?
Механизм, который регулирует чувство голода, и так достаточно сложен, да ещё у каждого человека существуют собственные особенности или нарушения работы этого механизма. Поэтому сказать с абсолютной и полной уверенностью, почему нам в определённые периоды нашей жизни до смерти хочется съесть определённый продукт, пока невозможно.
Однако развеять некоторые мифы, связанные с этим феноменом – это пожалуйста. Так, исследования показали, что страстное желание какого-то продукта совершенно никак не связано с уровнем определённых питательных веществ в организме (кроме редких нарушений, когда человек порывается есть землю или глину, чтобы восполнить запасы железа или цинка).
В настоящее время специалисты склоняются к тому, что сильное желание какого-либо продукта возникает в результате сочетания целого набора психологических, социальных и культурных факторов, которые самым тесным образом связаны с внешними стимулами. Конечно, это звучит скорее как туманный уход от ответа, чем как ответ. Однако давайте рассмотрим несколько примеров, и (надеемся) всё станет гораздо понятнее.
В списке самых «желанных» продуктов европейской женщины первое место занимает шоколад (в отличие от японок, например, у которых на первом месте суши). 50 процентов женщин утверждают, что желание полакомиться шоколадом становится сильнее в начале «критических дней». Если бы это было связано с наличием или отсутствием в организме питательных веществ, то после климакса или вскоре после приёма этих питательных веществ, желание должно исчезнуть. А масштабный опрос, проведённый в 2009 году показал, что это не так. Тогда почему женщинам так хочется шоколада в этот период?
Скорее всего, причина кроется в том, чтобы «поднять настроение» при помощи нейротрансмиттеров вроде серотонина, которые выделяются при потреблении сладостей и углеводов.

Примерно та же история происходит и со страстным желанием других специфических продуктов. Но для того чтобы понять, как это работает, необходимо сначала понять от чего зависит возникновение обычного чувства голода.
Обычно чувство голода регулируется сложной системой гормонов и нейротрансмиттеров, по большей части высвобождением в мозгу гормонов гипоталамуса и циркуляцией гормона лептина, вырабатываемого жировыми клетками.
Наступлению чувства голода может предшествовать, например, повышение уровня инсулина, которое, в свою очередь, связано со снижением уровня сахара в крови. Исследования показали, что практически перед каждым приёмом пищи уровень глюкозы падает примерно на 10 процентов.
Кроме того, к возникновению чувства голода может привести высвобождение гормона грелина. И стимуляторы нейропептид Y и анандамид тоже могут заставить вас бежать к холодильнику.
Однако если организм хочет подать вам сигнал, что он сыт, то начинает усиленно вырабатывать лептин, который «гасит» эффект, произведённый нейропептидом Y и анандамидом. Легко догадаться, что недостаток лептина может привести к перееданию и катастрофическому набору лишнего веса.
Разные виды продуктов тоже играют немалую роль в том, сколько мы едим. Как мы уже упоминали, определённые продукты могут помочь почувствовать себя чуточку счастливее. В результате может развиться своего рода зависимость от определённого вида еды.
От потребления белковой пищи, например, вырабатывается аминокислота тирозин, которая, в свою очередь, способствует высвобождению дофамина, норадреналина и адреналина. А дофамин – это главное химическое вещество, отвечающее за удовольствие.
Потребление углеводов – сладостей, всяких пирогов или макарон, приводит к повышенной выработке инсулина, что позволяет «очистить» кровь от некоторых аминокислот. Остаётся аминокислота называемая триптофан, которая преобразуется в мозгу в серотонин. А серотонин помогает нам чувствовать себя счастливыми.
Страстное желание беременной женщины по отношению к какой-нибудь специфической еде тоже никакого отношения к нехватке питательных веществ не имеет. Как показали исследования, и тут причина заключается в гормонах, уровень которых у беременных существенно отличается от не-беременных. Эти гормоны служат причиной того, что вкусы и запахи во время вынашивания ребёнка воспринимаются гораздо острее. Мало того, у беременной женщины могут образоваться такие пищевые пристрастия, которые до беременности она даже представить себе не могла.
В ходе исследования, проведённого в 2004 году, группу людей попросили выпивать с каждым приёмом пищи напиток с ароматом ванили. Затем они вернулись к своему обычному образу питания, но, как оказалось, ещё долгое время чувствовали желание запивать еду тем же напитком. Потребление в больших количествах еды, которая стимулирует «центры удовольствия» в мозгу, приводит к тому, что эти центры начинают постепенно снижать выработку, чтобы избежать «перегрузки».
В результате получаем тот же эффект, который переживают наркоманы – одной плитки шоколада вскоре становится недостаточно. И так с любой едой, на которую вы «подсаживаетесь» – чем больше едите, тем больше хочется.
Так что умеренность и ещё раз умеренность – вот самый лучший совет. Пусть и не новый.

ПСИХОЛОГИЯ: Должен или ответственен

Столь распространённая фраза как: «Ты должен взять на себя ответственность», является оксюмороном. Это глупое выражение, смысл которого мало кто понимает.
Давайте разбираться.
Для начала, понятие ответственности уже является многими искажённым. Все понимают ответственность, как готовность отвечать за сделанный выбор. И всё.
Уже это заблуждение нанесло и продолжает наносить огромный вред и проблемы в отношениях между людьми. Мы с детства обучаемся избегать ошибок. Нам выгодно не признавать своих ошибок и до последнего держаться. Мы все приучены к тому, что если признаешь ошибку, тут же будешь наказан. Складывается некая выученная привычка в психике ребёнка, а затем и у взрослого человека. Привычка того, как всеми возможными силами отстаивать свою правоту и не признавать ошибку.
Вспомните любой классический случай из своего детства. Случай, когда вы что-то натворили по причине неосторожности или банального любопытства. А затем следовал эпизод с допросом и выяснением обстоятельств. Родители пытались вывести вас на чистую воду. Кого сразу запугивали фразой: «Если не признаешься — хуже будет!». А кого-то пытались обмануть, говоря: «Если признаешься, то не накажу», и всё равно наказывали.
Единственное, что от нас хотели — признание в содеянном, а дальше ожидание расплаты.
Каждый боится быть неправым и наказанным, начиная от ребёнка в детском садике, заканчивая чиновником в государственных органах. И всё это последствия идиотского (не побоюсь этого слова) подкрепления и поддержание того факта, что раз ты ошибся, значит понесёшь наказание.
Люди, скорей всего, не в курсе, что ошибаться — это нормально, это свойственно человеку в любом возрасте, и главное, что забывают, говоря об ответственности, так это готовность не только отвечать за свой выбор, но и готовность признать и исправить последствия своего выбора.
Готовность признать и исправить (подумать и сделать всё возможное для этого) последствия ваших действий.
Нигде не сказано, что нужно чувствовать вину и ожидать расплаты за ошибку.
Нас не поощряют в том, чтобы мы, сделав ошибку, с лёгкой и спокойной душой признали это. И не тратили свою душевную энергию на ожидание расплаты и наказания, а потратили её лучше на размышление, как можно исправить ситуацию и какой урок вынести для себя на будущее.
Нас не учат и не поощряют признаваться самому себе в начале, а затем и тем, на кого повлияла эта ошибка. А дальше приложить все усилия и способности, чтобы исправить или хотя бы нивелировать последствия нашего выбора.
Мы не экстрасенсы и не можем знать всех последствий нашего выбора. Но деструктивная система наказания и поощрения поддерживают привычку любым способом не признаваться в содеянном.
Человеку свойственно убегать от ответственности, так как он чувствует, что если ошибётся, ему придётся пожалеть об этом.
Страх ответственности свойственен всем, но женщинам больше.
Так уж сложилось, что какое-то время женщины были второстепенными в социуме. Вспомните ещё первобытные времена. Их работа касалась поддержания очага и уход за детьми. Основная ответственность лежала на мужчинах. Они должны были сделать всё, чтобы самим не погибнуть и не дать погибнуть своему племени.
Поэтому чувство уверенности, что за всё ответит мужчина заложено в женщинах уже с рождения, не говоря о воспитании, в котором девочек учат тому, что они слабый пол, и они имеют право на слабости.
Сейчас времена меняются, и роли, обязанности и права смешались между мужчиной и женщиной.
Но желание отдать ответственность за себя и семью мужчине у женщин осталась и проявляется постоянно.
Ответственность = выбор = свобода.
Самый несвободный и, следовательно, безответственный человек — это раб. А самый свободный и, в то же время, ответственный — хозяин.
Нам выгодно играть роль жертвы, так как можно не за что не отвечать и всегда находить виноватых.
Женщины — хитрые создания, и это их способ адаптации к изменениям. Когда нужно уйти от ответственности, то появляется установка: «я должен». Раз я хочу другое, но не могу себе позволить это, значит, я буду должен делать то, что не хочется.
Я должна заботиться о детях. Я должна следить за домом. Должна, должна, нужно, нужно…
Откуда долг-то?
Конечно, не так приятно признавать, что это всего лишь личный выбор человека: заботиться о детях и следить за домом. Намного приятнее говорить всем, что это мой священный долг. Так ты чувствуешь себя героем. Человеком, который жертвует собой ради других.
Должен — это противоположность ответственности. Когда не хочешь быть ответственным за что-либо, то придумываешь себе нечто, что ты должен делать.
Я не хочу отвечать за свой выбор, поэтому я буду должен выполнять то, что выполняю. Это не моё решение, так надо. Следовательно, ответственность не на мне, а на том, из-за кого или из-за чего я должен что-либо делать.
Я должна готовить, я должна быть верной, я должен зарабатывать деньги, я должен выполнять супружеский долг и т.д. Всюду должен, долг, обязан, надо.
Это отличный способ уйти от ответственности и принятия того, что только ты выбираешь, что делать сейчас.
А раз ты выбираешь, то есть шансы, что выбор будет не с очень приятными последствиями и придётся браться за решение и корректировку их. А это, ох как, не хочется.
И когда я не хочу делать то, что должен, то я начинаю накапливать причины, обиды и претензии для того, чтобы оправдаться перед собой и другими. А, следовательно, иметь право делать что-то другое.
К примеру, муж считает, что должен быть верным жене. Он не хочет согласиться с тем, что это его выбор, а, следовательно, это его ответственность — быть верным. Ведь тогда придётся признавать, что именно он отвечает за те чувства, что испытывает к жене. И если они не удовлетворяют, то виновата не она, а причина в нём.
Он же предпочитает считать, что это его долг. Так нужно, раз уж ты завёл семью.
А далее, ощущая, что это навязано обществом, женой, знакомыми и кем угодно, он начинает накапливать недовольства, претензии, обиды и недовольства к жене.
Всё это делается только для того, чтобы обосновать и получить моральное право сходить налево. Ведь она (жена) такая плохая, так почему я не могу сходить налево, где мне будет хорошо.
Она делает мне плохо, значит, для равновесия я также сделаю и ей.
Муж не понимает, что это его выбор изначально. Он выбрал и то, чтобы быть верным, а потом и то, чтобы изменить. И даже он выбрал такую тактику тихого накопления претензий и не высказывания всего, что волнует и беспокоит его сразу по факту возникновения.
Так поступают все, и чаще всего женщины. Им кажется выгоднее умалчивать и накапливать обиды, претензии, чтобы потом поиметь что-то взамен. А если и высказывают недовольства, то или в виде претензий (с подтекстом того, что ты милый мне должен), или намёками (которых ни один нормальный мужчина не может и не должен понимать). Женщины играют в обиженных и заигрываются настолько, что потом сами и страдают от огромной горы повешенных на мужа долгов, среди которых нет ни одного выполненного.
Они не понимают, что всё, что они делают, говорят и думают — это их выбор, и они несут автоматически ответственность за этот выбор.
Такая дешёвая и глупая манипуляция ничем хорошим не заканчивается. Взаимные упрёки, обиды и разборки.
Женщины хитро поступают. Они одевают на себя ярмо — должна. Я должна следить за домом, я должна воспитывать детей, я должна убирать и т.д. А дальше женская логика говорит им следующее — если я должна, значит, и муж тоже должен.
И все эти умозаключения так и остаются у неё в голове. Это остаётся частью её реальности. А муж даже не удосужен быть поставленным в известность того, что же его жена напридумала себе и, что опаснее, напридумала ему.
Сколько семей пострадало и ещё пострадает от страшного вируса в отношениях под названием «само собой разумеющееся». Это некий ящичек в головах у супругов, куда складываются всё, что только придёт в голову. Все претензии, недовольства, решения и мысли уходят в этот ящик. А содержимое никогда не предъявляется на рассмотрение и обсуждение.
Все женщины скажут: «Ну и так ведь ясно, что раз создали семью с ним, значит, у него есть свои обязательства, а у меня свои. Что тут не ясного». Так и живут, надеясь, что её поймут, прочтут мысли и догадаются. Ведь это так понятно и логично.
Женщины своими фразами «должна…» уходят от ответственности. Они не могут признаться себе, что они это выбирают, что они это делают по своему желанию.
Им проще заявить, что они должны, им приходится, им надо выполнять свои обязанности.
И всё это делается только для того, чтобы иметь право такое же должен повесить на других.
Для того, чтобы потом с этих людей можно было спросить и поиметь что-либо для себя.
Ведь если признаться себе, что это всего лишь мой выбор и моё личное желание, то окажется, что точно так же может выбирать и желать супруг или супруга. А вот выбор и желание у супруга может быть совсем не таким, каким хотелось бы. Вот тут-то и опасность.
Она выбрала заботиться о детях и доме, а он почему-то, гад такой, выбрал гулять, пить и лежать на диване. Как так. Это ведь не справедливо.
Он тоже должен выбирать то, что и я! Должен.
Этот глупый, неэффективный и опасный круг взаимных обид, упрёков и долженствований можно и нужно прерывать.
Достаточно понять, что по факту рождения мы становимся ответственными за всё, что мы делаем, говорим и думаем. Как бы мы не хотели от этого отвертеться и нацепить на кого-то или на что-то всю вину своих недовольств, мы всегда ответственны за свой выбор.
Удобно винить страну, правительство и другие системы в своих проблемах. Безадресное обвинение — это как раз одна из причин того, что мы не живём, а скорей выживаем в нашей стране. Мало того, что мы ответственность свою передаём куда-то, так мы ещё и обезличиваем виновника, говоря что все беды от правительства.
А вот признаться в том, что всё, что у тебя есть — это результат твоих и только твоих действий, слов и выбора — означает признать себя не только ответственным за всё, что с тобой творится, но и ощутить столь ненавистное чувство Несовершенства и отсутствия Могущества над собой и миром.
Это так сладко ощущать личное совершенство и могущество. Понимать, что ты можешь, если захочешь. И как неприятно ощущать, что ты не можешь.
Задумайтесь, ведь все беды, войны, проблемы локального характера и семейные неурядицы имеют исток именно в ощущении себя неполноценным, а точнее несовершенным, что влечёт за собой желание доказать своё могущество любой ценой.
Страны доказывают друг другу своё могущество, муж и жена доказывают друг другу своё могущество (она может управлять мужем, а муж может управлять женой). Все бояться показать свою слабость истинную. А истинная слабость заключается в том, что человек, страна и любая система может и допускает ошибки.
Признать самостоятельно ошибку очень неприятно и сложно. Лучше оправдываться до конца.
Вот по этой основной причине люди и бегут от ответственности. А так как ответственность в нас с рождения, то мы бежим от себя самих. Мы не хотим поверить в то, что мы можем быть не могущественными, что мы можем быть несовершенными и можем ошибаться.
Как все-таки важно Эффективно (понятия «правильно» просто не бывает) воспитывать детей. Поощрять признания своих ошибок, поощрять радость того, что можно исправить последствия ошибок и ощущать себя имеющим право ошибаться и быть несовершенным.
А ещё, всё это показывать детям на своём примере.
Наше могущество в том, чтобы быть честными перед собой. Не убегать от себя и принять тот факт, что мы и только мы ответственны за то, что мы имеем. Мы свободны, и выбор мы делаем каждое мгновение своей жизни.
Александр Полищук, психотерапевт

Принцип жизни хочу или должен?

Прояснение этого вопроса просто перевернуло мои представления о жизни и ее приоритетах. И сейчас я делюсь этим с вами.
Наш мозг устроен таким образом, что ВСЕГДА идет от боли к радости, от большего негатива к меньшему. Эта траектория заложена в нем изначально. И этот путь ведет нас к счастью и радости, если мы умеем управлять этим своим органом под названием МОЗГ. Ведь это просто часть нашего тела, как рука или живот. И в ходе нашего взросления мы сначала учимся управлять своими руками, ногами и пр., а затем или параллельно, учимся управлять своими чувствами и своим мозгом. Хотя эта мысль не так уж распространена в нашем обществе. Гораздо чаще мы представляем свой мозг, как нечто совершенно от нас независимое и самостоятельное.
Не хочу, чтобы вы решили, будто я предлагаю отношение к управлению мозгом как чисто механическое действие. Но вся прелесть ситуации в том, что , чем более осознанно мы живем, тем больше можем управлять своим мозгом, направляя свое сознание в то русло, которое нам более выгодно и ведет именно к тому, что делает нас счастливыми, делает нашу жизнь наполненной смыслом и радостью.
Можно представить, что условно наш мозг разделен на две половины «Детскую» и «Взрослую»: у первой девиз «ХОЧУ!», у второй «Должен». Родители, воспитывая ребенка, чаще всего делают акцент на желаниях ребенка и сами очень расстраиваются, когда ребенку важно говорить о том, что он «Должен». Это чувство раздражения, злости или любое негативное чувство, сопровождающее это «Должен» и формирует отношение ребенка к этому понятию. Нам всем в детстве не раз говорили «Ты должна …!» и если мы этого не делали, то получали наказание.
Так формировалось наше отношение к этому понятию. Наказание придало совершенно точное отношение к тому, что если я ДОЛЖЕН, то это нужно кому-то, но уж никак не мне! Мы даже не задумываемся, а сразу своей эмоциональной реакцией закрываем этот вопрос и не даем себе шанса увидеть свои выгоды в том, что я ДОЛЖЕН. Вся проблема в той эмоциональной окраске, которая закрепилась в нашем Мозгу с детства.
А какие выгоды нам несет позиция «Должен»? Первое, это глубокое и спокойное согласие с теми правилами жизни, которую мы проживаем. Если мы с чем-то не согласны, мы всегда спокойно можем это увидеть и чуть откорректировать. Говорю «чуть», т.к. здесь мы выходим на тему своей ответственности за свою жизнь. Понятие ответственности здесь рассматривается в таком контексте «Я являюсь причиной всего, что происходит со мной». Тогда, если я соблюдаю договоренности и обязательства, взятые на себя, то точно могу рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны всех родных, близких, партнеров и коллег, организаций и т.д.
Большинство людей живут, руководствуясь своими желаниями. Иногда потому, что в детстве многое запрещалось родителями, и они не имели возможности даже познакомиться со своими желаниями и теперь компенсируют это, посвящая свою жизнь этому «Хочу!». В этом много протеста и желания доказывать что «я могу жить по своим правилам». Иногда потому, что многое разрешалось и не было показано, что жить, сотрудничая и поддерживая интересы друг друга, гораздо выгоднее, чем противопоставлять свои желания другим. Что позиция «Должен» выгодна всем и в ней много уверенности и радости, т.к. человеческое существо испытывает глубокую радость, объединяясь с другими, чувствуя свою сопричастность и близость с ними!
Живя с приоритетом «Хочу- Не хочу» мы попадаем в ловушку своих желаний, которые могут меняться как порыв ветра. Сегодня хочу, завтра не хочу (и даже чаще) и вызывать внутри неуверенность и беспокойство. Что говорить об отношениях с окружающими и нашими близкими особенно – все понятно, что ни о какой стабильности и уверенности в наших отношениях говорить не приходится. Это состояние называется просто – Безответственность. Всем хочется рядом иметь человека, на которого можно положиться, чувствовать его надежность и поддержку.
Как мы можем улучшить эту ситуацию в своей жизни? Посмотрите на свои «Должен» с другим чувством и отношением «А что хорошего для меня и моих близких в этом долженствовании»? Только очень важно осознанно по-новому посмотреть на то, что пока прочно лежит в сознании тяжестью и негативом. В этом и есть осознанное управление своим мозгом, своей жизнью. Вам ведь точно выгодно, когда банки выплачивают вам деньги по вашим вложениям? Когда вы получаете зарплату по договору? И вы очень возмутились бы, если бы та или другая инстанция отказалась от своих обязательств на основании «Не хочу!».
Когда ваш ребенок не выполняет то, что «должен», откажитесь от наказания, лучше поддержите его в его ответственности за какое-то дело. Скажите, как вам обоим это важно и выгодно! Ребенок будет понимать и знать, что «должен – это в моих интересах». Сформируйте позитивное отношение к «я должен». Свяжите это с радостью и уважением .
«Я должен» — это позиция силы и уверенности, уменьшения стресса и возможность больше влиять на свою жизнь!