Человек и его работа

Профилактика профессиональной деформации

Известно, что труд положительно влияет на психику человека: за время профессионального становления у работника развиваются качества, максимально востребованные в его виде деятельности, таким образом, личность совершенствуется. С другой стороны, исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же работы накладывает определенный негативный отпечаток на личность человека: качества, не востребованные в профессии, постепенно исчезают; качества, востребованные чрезмерно, — искажаются.

Изменения психических свойств личности, наступающие под влиянием выполнения профессиональной деятельности, называются профессиональной деформацией.

Она наступает в силу того, что каждый человеческий поступок рикошетом влияет на нервно-мозговую структуру человека и, следовательно, на его поведение в целом. Например, известна зависимость «когда людям грустно, — они плачут, когда весело — смеются, в состоянии гнева и ярости они сжимают кулаки, скрежещут зубами и т.д.» Менее известна, но столь же несомненна обратная зависимость: часто достаточно рассмеяться, чтобы вызвать «веселое» настроение; можно принять грустную позу, чтобы загрустить; достаточно воспроизвести акты и мимику гнева, чтобы прийти в ярость.

Поскольку всякое действие оказывает влияние на личность человека, тем большее значение получают акты и поступки, многократно повторяемые, в том числе и профессиональные.

Профессиональные акты деформируют человека всесторонне, и чем они дольше, специфичнее, тяжелее для приспособления, тем сильнее их влияние на организм.

Основные формы влияния профессии на человека можно условно разделить на соматическую деформацию, деформацию внешнего образа человека и его психики.

Соматическая деформация человека

СОМА в переводе с греческого означает «тело, туловище». Соматическая деформация происходит таким образом, чтобы тело человека избегало бесполезной траты энергии, а именно она подразумевает атрофию ненужных для данной работы органов и гипертрофию или трансформацию органов, служащих для выполнения профессиональных актов.

Например, широко известно огрубление кожи рук у лиц, занимающихся «черной» работой (дровосеков, столяров, землекопов и т.д.), и наоборот гистологическое смягчение кожи рук у лиц, занимающихся умственным трудом; искривление позвоночника у лиц, много времени проводящих за письменным столом; «катаральное состояние горла» — у лиц, много говорящих и т.д. Эта деформирующая роль профессии в данном отношении столь значительна, что ряд авторов не без основания доказывает профессиональное происхождение различных вариаций Homo sapiens.

Деформация внешнего образа человека

Прямо или косвенно профессия человека определяет, как он одевается, как какой машине добирается до работы, его прическу, выбор аксессуаров. Но, главное, профессиональные акты накладывают определенный отпечаток на движение человека, его осанку. «Манера держаться» во многих случаях красноречива, например, плавные и величественные движения священников, «качающаяся» походка матросов, «военная выправка» офицеров и пр.

Деформация проявляется и в речи человека – она оказывает влияние на способы выговаривания слов, конструкцию фразы и особенно терминологию.

Деформация психики человека

Члены одной и той же профессиональной группы во многом схожи именно в тех свойствах, которые требуются данной профессии. В процессе профессионального становления эта схожесть (и отличие от представителей других профессий) усиливается – происходит психическая деформация.

Например, профессия может требовать от человека постоянной концентрации внимания, особых логических способностей, способностей различать малейшие оттенки цветов и т.д.

Проявляется одна и в быту, например, программист, приходящий к вам в гости, оценит мощный компьютер, терапевт – ваше здоровье, домохозяйка – чистоту в вашем доме.

Кроме того, психическая деформация способствует повышению субъективной важности своей профессии у работника. Особым проявлением этого служит своеобразный «корпоративный дух», выражающийся в солидарности, единстве интересов, сходстве мировоззрения и «профессиональной этике».

К сожалению, профдеформация сулит и негативные последствия. Эти последствия можно условно разделить на 3 блока:

Деформация, обусловленная непосредственным влиянием объекта труда, может проявляться в следующем:

— использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и другими лицами;

— пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к личности;

— поведение, основанное на моральном и физическом унижении человеческого достоинства;

— подозрительность, цинизм;

— утрата способности к эмпатии, сочувствию;

— скепсис относительно силы закона, государства и его политической системы (для госслужащих).

Деформация, обусловленная рабочей средой, условиями труда профессионала (так называемая «должностная» деформация), может проявляться в следующем:

— чувство неограниченности властных полномочий;

— стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;

— чрезмерное самомнение и завышенная самооценка; отсутствие самокритики;

— нетерпимость к мнению других и критике;

— чинопочитание, угодничество;

— замкнутость;

— хроническая усталость, что подразумевает не просто физическое или нервное истощение (что время от времени испытывает каждый), а «хронический стресс нервной системы».

— перенос своей служебной роли и профессиональных навыков на внеслужебные отношения;

— бюрократичность и излишний формализм в работе.

Деформация, исходящая от депривации, т.е. от лишения возможности удовлетворения необходимых жизненных потребностей, выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь. При этом человек может допускать нарушения морально-этических норм, неправомерные поступки и т.д.

Очевидно, что профессиональной деформации наиболее подвержены профессии типа «человек-человек». Это связано с необходимостью непосредственного, каждодневного общения с людьми, пребывающими в разных, порой негативных эмоциональных состояниях. Специфика профессиональной деформации в данном случае состоит в следующем:

— Профессиональная деформация, как правило, начинает проявляться уже в первые дни профессиональной деятельности человека. Темпы её увеличиваются после пяти лет работы, более глубокая деформация происходит после десяти лет.

— Профессиональная деформация у представителей данного типа имеет более глубокие корни и яркие проявления.

— Деформация часто происходит по одному из шести сценариев:

Сценарий «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.

Сценарий «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.

Сценарий догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутрилич-ностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.

Сценарий «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

Сценарий «оптимального» ролевого поведения», при котором неадекватная, негативная линия поведения оценивается как наиболее оптимальная для приспособления к некоторым служебным ситуациям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для взаимодействия с несговорчивым, сомневающимся человеком и т.д.

Сценарий «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективной деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

Для того, чтобы снизить темп развития профессиональной деформации, личности важно уметь отделять себя от той роли, которую она вынуждена играть на работе. Здесь можно столкнуться с проблемой соответствующей иерархии ценностей человека, в которой он ставит работу выше всей остальных приоритетов: семьи, здоровья и т.п.

Определить степень своей идентификации с профессиональной ролью можно за счет следующего упражнения:

Нарисуйте «колесо жизни», т.е. круг. Разделите его на 8 равных частей. Дайте название каждой части, указав важные для вас жизненные сферы, например, работа, семья, здоровье, развитие, отдых, хобби, друзья, общественная жизнь, духовный рост. Оцените по десятибалльной шкале важность для вас каждого из компонентов. Отметьте эти цифры внутри круга по шкале от 1 до 10 и соедините между собой.

Теперь необходимо оценить органичность этого колеса, оно перекошено или более-менее ровное? Если оно перекошено за счет любого из компонентов, будьте уверены, далеко такое колесо не уедет, поэтому необходимо взглянуть на него более объективно и спросить себя: за счёт чего я могу подтянуть недостающие компоненты и не надо ли понизить значимость столь выдающихся из общей картины сегментов?

Если же идентификация с профессией исходит не от ценностей человека, а от сложившейся извне ситуации, тогда перед нами встает уже другая проблема, которую можно охарактеризовать как:

«Каждый день мне поступает задач больше, чем могу выполнить. Количество отложенных задач все увеличивается и увеличивается, а хаос возрастает. Как это остановить?» Это вопрос актуален для многих, если не для всех, работников. Многие знакомы с чувством беспомощности, которые испытывает человек под натиском входящих задач и не уменьшающегося списка дел. Советы, приведенные ниже, не смогут избавить от дел, но избавить от состояния беспомощности они в силе:

1. Просто остановиться…

1. … точнее остановить входящий поток. Нельзя привести в порядок задачи, пока они продолжают поступать бурным потоком. Так что остановите поток. В общем, совет номер 1 – соберите все задачи в один список и не принимайте новые, пока не наведете порядок в списке. Ремарка – список дел находится «в порядке» не тогда, когда они все выполнены, а когда вы понимаете все, что нужно сделать, чувствуете определенный контроль и довольны собой. Последний пункт наиболее важный. Пользоваться этим советом можно по мере необходимости, но час в неделю каждый способен уделить осмыслению того, что уже имеется в наличии, не беря на душу дополнительные задачи.

2. Оценить временные затраты.

Следующее, что необходимо сделать, это оценить, сколько времени понадобится для каждой задачи. Высокая точность оценки здесь не нужна. Оцените «на глазок». Главное чтобы вы смогли понять – сколько всего времени надо потратить, чтобы выполнить все задачи в списке. Может получиться так, что по предварительным оценкам на весь список потребуется 2 месяца чистого рабочего времени. Если эти задачи не распределены во времени, таким образом, чтобы вы реально могли их выполнить, значит, список абсурден и требует оптимизации.

3. Оптимизировать список.

Это дело непростое по одной причине – требуется серьезная и критическая оценка своих дел.

Необходимо стараться наиболее важные дела разрешать в трёхдневный срок с момента поступления, иначе они «падут» под ворохом вновь поступивших заданий. Таким образом, если задачи добавлены в последние два дня — проверьте, можно ли их поставить в расписание на завтра. Если задачи «висят» уже больше трех дней, примите в отношении их одно из трёх решений:

1. Сделать немедленно. В эту категорию попадают задачи, которые пробыли в списке много дней, но в итоге их выполнение занимает около полчаса.

2. Если задачу нельзя выполнить немедленно — необходимо решительно найти для нее время. Пусть даже через полгода. Главное, знать, что вы уже отвели на неё время и, когда оно придёт, обязательно ею займётесь.

3. Занести в список «Когда-нибудь / может быть». Задачи из этого списка редко выполняются и проверяются не чаще раза в месяц. Теоретически, можно вообще не вести такой список, но обычно человек чувствует себя лучше, если знает, что может вносить в такой список дела, когда он чувствует вину или ему не хватает решительности, чтобы сразу о них забыть.

Еще можно вести так называемый «лист ожидания». Работает он так: если вы послали кому-то письмо или просто ждете отклика на какую-то тему — заносите это в список. Так вы не упустите из вида то, чего ждете, и при необходимости сможете повторить запрос. Проще вести этот список в электронном варианте и настроить напоминания на нужные дни.

Отдайте другим все, что они могут сделать без вас. Есть сомнения? Думаете, вы справитесь лучше? Все равно отдайте и поставьте напоминание о контроле.

4. Согласовывать последовательность задач с самим собой

Известен не раз доказанный на практике принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Закон 20/80 применим практически во всех сферах жизни. Например, согласно этому закону, 20% преступников совершают 80% преступлений.

Согласно закону Парето, следует делать все неважные задачи тогда, когда ваша производительность невысока. К примеру, многие люди, как только пришли с утра на работу, не могут сразу же включиться в рабочий процесс. Им нужно пообщаться с коллегами, выпить чашечку кофе или сделать что-то ещё, что поможет им настроиться на рабочий лад.

Кстати, на счёт этого существуют два противоположных мнения: кто-то утверждает, что ему проще сначала выполнить 1-2 нейтральных (или даже приятных) задания для раскачки и входа в рабочий режим, кому-то больше подходит противоположное – сделать самое неприятное вначале, а потом иметь превосходное настроение от выполненного дела на весь оставшийся день.

Таким образом, если осознание того, что что-то неприятное необходимо будет вскоре сделать, вас дезорганизует и вводит в апатию, начните делать это немедленно. Если весь ваш организм сигнализирует о том, что он не хочет выполнять неприятную задачу прямо сейчас, сделайте сначала что-то легкое и нейтральное. Но потом обязательно вернитесь к сложной задаче и, сделав её, поблагодарите себя чашечкой кофе или чем-то еще позитивным для вас. Варьируйте своё поведение, прислушивайтесь к своему эмоциональному состоянию и хвалите себя. Хвалить себя можно и нужно. Скажите себе, что Вы хорошо и плодотворно поработали. Комплимент, произнесенный вслух, даже самому себе, оказывает благотворное воздействие не только на эмоциональное состояние в целом, но также и на последующую продуктивность.

Откажитесь от жестких рамок там, где это возможно. Жесткое планирование является врагом человека в ситуации цейтнота, оно эффективно лишь в ситуации относительно стабильного контроля. Не загоняйте себя в тупик там, где вас об этом никто не просит. Одна задача в один момент времени.

Возвращаясь к вышесказанному, профессия человека — это одна из социальных ролей, которые он играет. Противостоять профессиональной деформации можно сознательным усилием по овладению выходом из роли.

Для этого желательно найди сигнал, примету, по которой будет понятно, что время для профессиональной роли завершилось. Например, на пороге своего дома можно визуально представить границу между двумя мирами — миром работы и миром дома, глубоко вздохнуть и отряхнуться, перешагивая через нее. Сознательное усилие должно продолжаться несколько недель, чтобы закрепиться и стать естественным.

Однако для того, чтобы человек чувствовал себя «вышедшим из роли работника» не достаточно уйти домой с работы.

Что делает работник дома? Правильно, работает. И даже когда он заставил себя взять тайм-аут для того, чтобы набраться сил, он думает о работе, о том, что делал бы, если бы работал.

Настоящего трудоголика отличает не то, что он много и продуктивно работает, а то, что он мало или практически вообще не отдыхает и то, что даже на отдыхе он работает. Многим знакомы эти два состояния. При этом не многие представляют, что можно отдыхать меньше, но продуктивней. По поводу продуктивности отдыха существуют два правила:

1) Делайте свой отдых структурированным. Человеку запоминается то, что им прочувствовано, прожито, оставило эмоциональный след. Поэтому старайтесь насытить выходной приятными событиями, заранее планируйте то хорошее, приятное, что Вы собираетесь на выходных делать. Даже если в планах отдыхать, лежа на диване с книгой, – это должна быть интересная книга, которую хочется читать и «момента встречи» с которой Вы будете ждать. Нельзя превращать отдых просто в «переживание промежутка между работой».

Структурировать свой отдых можно не только в выходные дни, но и во время отвлечений от работы в будни.

Полезно в течение рабочего дня иметь рядом с собой блокнотик и записывать в него все посторонние идеи и задачи, которые приходят вам в голову. Например, «быстренько посмотреть цену наживок на окуня», «посмотреть расписание киносеансов» и даже «узнать новости про футбол». Когда начнется время отдыха, тогда откроете этот блокнотик и пойдете по пунктам смотреть и узнавать.

Можно обратить внимания на следующий факт: если обычного человека спросить, что он за трудовой день сделал, он поразмыслит немного, а потом более-менее сбивчиво изложит все события дня. Если у него спросить, как он отдыхал, он, скорее всего, скажет «Просто…», «Да я не знаю…», будет использовать наречия, придающие его словам меньшую значимость «немного», «слегка», «чуть-чуть» и т.д. Отсюда второе правило.

2) Нельзя позволять себе чувствовать вину за то, что Вы отдыхаете, а не работаете. Конечно, при условии, если это Ваш законный выходной.

И даже в будни, чем бы вы ни занимались, ваша производительность будет гораздо выше, если вы будете делать небольшой перерыв хотя бы раз в час. И большой перерыв один раз за несколько часов. Встаньте, потянитесь, пройдитесь и дайте своим мозгам, глазам и рукам хоть небольшую разрядку.

Регрессивная стадия профессионального развития личности

Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особеннос­ти. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отри­цательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разруше­нию, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком нега­тивного влияния профессии на личность является появление самых разных професси­ональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания.

Слово «деформация» (от лат. deformatio — искажение) означает изменение физи­ческих характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер («История советской психологии тру­да», 1983). Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследо­вателями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льсти­вость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно слож­ную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и обще­нии. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменя­ющие личностный профиль работника (Маркова А. К., 1996).

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику прояв­лений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности (Орел В. Е., 19996).

Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности. Гипертрофиро­ванное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают прояв­ляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрез­мерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни. Труд при этом, по выражению Л. Н. Толстого, оказывается «нравственно анестезирующим средством вроде курения или вина для скрывания от себя неправильности и порочности жизни» (цит. по: Маркова А. К., 1996). Труд в этом случае является своего рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая этому все свое время, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. В частности, Ч. Дарвин высказывал сожаление по поводу того, что уси­ленные занятия в области биологии полностью занимали все его время, в результате чего он не имел возможности следить за новинками художественной литературы, ин­тересоваться музыкой и живописью.

Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях. «Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной ли­тературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил — кто он такой и чем знаме­нит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы, я просто опешил от изумления. — …На кой черт она мне? — перебил он нетерпеливо. — Ну, хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помог­ло мне или моей работе?» *

* Конан Дойл А. Этюд и багровых тонах. — М., 1991. — С. 17.

Другой формой проявления этого феномена являются профессиональные стерео­типы и установки (Грановская Р. М., 1988; Петренко В. Ф., 1988). Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, авто­матизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности (Маркова А. К., 1996). В ряде профессий эти стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительному уклону в следственной деятельности. Этот феномен получил название «обвинительный уклон» и представляет собой неосознаваемую ус­тановку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступле­ние. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специ­альностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами (Панасюк А. Ю., 1992). Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут мешать освоению новых профессий. В частности, в проведен­ных нами исследованиях, было показано, что наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность медицинского пси­холога, к новой профессии и влияет на представление о ней. Представления о профес­сии психолога у медиков и педагогов и у психологов, имеющих базовое образование и успешно работающих в своей области, имеют определенные различия. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе, доброжелательность, внимательность к людям. Однако если психологи относят эти качества к разряду професси­ональной компетенции, то врачи и учителя этого не делают. Причиной этого может быть перенос старых моделей на новые условия. В традиционной медицине и педагоги­ке существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управ­ление поведением пациента или ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели (Орел В. Е., 1996).

Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен несколь­ко хуже. Отмечается, что сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социу­ме, особенно в непрофессиональной деятельности.

В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция абсолютно оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерен и упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной дея­тельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления (Грановская Р. М., 1988; Рогов Е. И., 1998).

Профессиональная деформация личностных особенностей также может возник­нуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного вы­полнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «не­профессиональную» сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее заост­рение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения (Грановская Р. М., 1988).

Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Так у работников исправительно-трудовых учреждений под влиянием про­фессии формируются такие специфические личностные особенности, как ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается высоким уровнем выраженности таких лич­ностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. Кроме того, раз­личные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. Со­гласно нашим данным, эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик (Орел В. Е., 1996).

Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность являет­ся феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отне­сти к случаю полного регресса профессионального раз­вития, поскольку оно затрагивает личность в целом, раз­рушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Впервые этот феномен был описан Л. Фреденбергером, который наблюдал большое количество ра­ботников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Исследователь назвал этот феномен термином burnout (выгора­ние), употреблявшимся в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. Одновременно с наблюдениями X. Фреденбергера соци­альный психолог К. Маслач, занимаясь изучением когнитивных стратегий людей, ис­пользуемых для борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуе­мые феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников. Она обнаружила, что юристы также называют это явление выгоранием (Professional burnout, 1993).

· Психическое выгорание —синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных дос­тижений.

В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в зависи­мости от источника его возникновения.

Представители интерперсональных подходов усматривают традиционную причи­ну выгорания в асимметрии отношений между работниками и клиентами, что подчер­кивает важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания. В частности, К. Маслач полагает, что основной причиной выгорания являются напря­женные отношения между клиентами и работниками. Психологическая опасность та­ких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело с челове­ческими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд, который тяжким бременем ложится на их плечи.

Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциаль­ный подход, основным представителем которого является А. Пайнс. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высоко мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высокозначимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию.

В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусирует свое внимание на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. К таким факторам относятся большой объем работы и прежде всего ее рутинного компонента, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и некоторые другие. Несмотря на наличие разнообразных подходов, все исследователи этого феномена сходятся в следующем:

1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий в себя эмоцио­нальное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает цинич­ное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере де­персонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, при­ходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возник­новение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

2. Данный феномен является профессиональным. В какой-то степени он отражает специфику работы с людьми — профессиональной сферы, в которой был впервые об­наружен. Вместе с тем исследования последних лет позволили существенно расши­рить сферу его распространения, включив в нее профессии, не связанные с социальной сферой.

3. Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Иссле­дования показывают, что кратковременный отход от труда временно снимает действие выгорания, однако после возобновления профессиональных обязанностей оно полнос­тью восстанавливается.

Классическое описание данного феномена мы находим у немецкого писателя Т. Манна в его знаменитом романс «Будденброки», где создан образ человека, содер­жащего в себе основные черты выгорания, такие как чрезвычайное утомление, потеря идеалов и следования им, а также потеря любви к работе. «Томас Будденброк чувство­вал себя безмерно усталым, надломленным. Того, что ему дано было достигнуть, он достиг и прекрасно отдавал себе отчет, что вершина его жизненного пути уже пройдена, если только, поправлял он себя, на таком заурядном и низменном пути можно вообще говорить о вершинах… Пусто было у него на сердце: он больше не вынашивал никаких планов, не видел перед собой работы, которой можно предаться с радостью и вооду­шевлением… Отсутствие интереса, способного захватить его, обнищание, опустошение души — опустошение такое полное, что он почти непрестанно ощущал его как тупую, гнетущую тоску, — в соединении с неумолимым внутренним долгом, с упорной реши­мостью скрывать свою немощь и соблюдать les dehors сделали существование Томаса Будденброка искусственным, надуманным, превратили каждое его слово, каждое дви­жение, каждый, даже самый будничный его поступок в напряженное, подтачивающее силы лицедейство» *.

* Манн Т. Будденброки. – М., 1982.- с. 540-544

Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия). Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать психическое вы­горание как длительный рабочий стресс, переживание воздействия стрессовых факто­ров, большинство исследователей сходится во мнении, что стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Соотношение меж­ду выгоранием и стрессом может быть рассмотрено с позиций временного фрактора и успешности адаптации. Различие между стрессом и выгоранием кроется прежде всего в длительности процесса. Выгорание представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. С точки зрения Г. Селье, стресс представляет собой адап­тивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другим различием между стрессом и выгоранием явля­ется степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений (Орел В. Е., 1999г). В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима (Орел В. Е., 1999г).

Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгора­нием, последнее можно считать относительно самостоятельным феноменом.

Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут тесно коррелировать друг с другом, и до­вольно трудно найти различия между ними. X. Фреденбергер указывал, что депрессия всегда сопровождается чувством вины, выгорание же всегда сопровождается чувством гнева. К сожалению, данный тезис имел только клинические доказательства. Вместе с тем различие между выгоранием и депрессией обусловлены большей степенью уни­версальности последней. Если выгорание проявляется только в профессиональной де­ятельности, депрессия более глобальна, и ее действие просматривается в различных жизненных контекстах. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения. Что касается связи между депрессией и остальными составляющими психического выго­рания, то она просматривается довольно слабо. Следовательно, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий «выгорание» и «депрессия» верен лишь отчасти (Орел В. Е., 1999г).

Основное различие между выгоранием и утомлением заключается в том, что в пос­леднем случае человек способен быстро восстановиться, а в первом — нет. Анализ субъективных ощущений людей, испытывающих синдром выгорания, показывает, что хотя они и чувствуют себя физически истощенными, но описывают это ощущение как существенно отличающееся от «нормального» физического утомления. Кроме того, утомление как результат физических упражнений может сопровождаться чувством успешности в достижении каких-либо целей и с этой точки зрения является положи­тельным опытом. Выгорание же связано с чувством неудачи и является негативным опытом (Орел В. Е., 1999 г).

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое место занимают индивидуаль­ные особенности личности и социально-демографические характеристики, с одной стороны, и факторы рабочей среды — с другой. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст.

Что касается личностных особенностей, то высокий уровень выгорания тесно свя­зан с пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости. Показано также наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной — между выго­ранием и чувством групповой сплоченности. Среди факторов рабочей среды наиболее важными являются степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки от коллег и руководства, а также возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.

Исследования последних лет не только подтвердили жизненность этой структуры, но позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив в нее про­фессии, не связанные с социальной сферой. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других. Например, психологические исследования моряков показывают, что длительное пребывание вдали от дома, автоматизация труда на судах, приводящая к сокращению персонала, способствуют не только развитию традицион­ных для данной сферы состояний одиночества и тоски по дому, но и выгорания.

Исследование ряда других профессиональных феноменов в профессиях «несоциальной сферы» подтверждает сказанное выше. В частности, описанное в литературе явление «излетанности» у летчиков определяется как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к свое­му делу, у него появляется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответ­ственности за исход полета. В конечном итоге у пилотов возникает желание поменять профессию, списаться на нелетную работу (Пономаренко В. А., 1992). Описание дан­ного феномена во многом согласуется с описанием психического выгорания. Симпто­мы выгорания и «излетанности» одинаково проявляются в потере человеком удовлет­ворения от своей настоящей профессиональной деятельности, в снижении мотивации в профессиональной сфере, в эмоциональном, психическом и физическом истощении. Это позволяет рассматривать «излетанность» как проявление выгорания в летной про­фессии.

Естественно, что наличие психического выгорания заставляет людей искать раз­личные способы его преодоления, например обращение в психотерапевтические служ­бы, оптимизация условий работы и др.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер челове­ка, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борь­бы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных послед­ствиях этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

Вопросы для повторения

1. Какие четыре основные стадии профессионализации вы знаете?

2. В чем заключается отрицательное воздействие профессионального развития?

3. В каких направлениях осуществляется формирование мотивации профессиональной деятельно­сти?

4. Каковы аспекты формирования познавательных структур в процессе профессионального развития?

5. Что представляет собой производственная ситуация?

6. Какие качества субъекта называются профессионально важными?

7. Каковы основные этапы формирования профессиональных способностей в процессе овладения профессией?

8. Каким образом происходит развитие личностных особенностей пол влиянием профессии?

9. В чем заключается механизм возникновения профессиональной деформации?

10. В каких сферах жизнедеятельности человека может проявляться профессиональная деформа­ция? Каким образом деформация влияет на поведение человека?

11. В чем сущность феномена психического выгорания?

12. В чем заключается основное различие между психическим выгоранием и утомлением?

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1980. Т. 1.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: ЛГУ, 1988.

История советской психологии труда: Тексты / Ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунинов, О. Г. Носкова.

— М, 1983.

Климов Е. А. Психология профессионала. — М.,1996.

Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. — М., 1986.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психоло­гии // Проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 1999 г. — С. 76-97.

Орел В. Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. — Екатеринбург, 1999., С. 113-115.

Панасюк А. Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психол. ж. — 1992. — Т. 13. — № 3. — С. 54-65.

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.

Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. — Курск, 1991.

Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998.

Поваренков Ю. П., Шадриков В. Д. Исследование динамики информационной основы деятельности на разных атапах формирования ПСД // Проблемы индустриальной психологии. — Ярославль, 1979.

Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992.

Профконсультационная работа со старшеклассниками / Ред. Б. А. Федоришин. — Киев, 1980.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.

Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. — Ярославль, 1981.

Шадриков В. Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально-важных качеств в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии. — Ярославль, 1979. —С. 3-18.

Шрейдер Р. В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально-важных качеств // Проблема системогенеза деятельности. — Ярославль, 1980. — С. 56-67.

>Смена вида деятельности – это тоже отдых!

Человеку свойственно ошибаться, и он пользуется этим свойством часто и с удовольствием!

Приветствую вас, дорогие мои!

Помните, в статье «Полноценный отдых. А есть ли он у вас?» я упомянула, что смена вида деятельности тоже является отдыхом для нас. Да, это действительно так, однако, тут есть некоторые нюансы, которые нужно знать, чтобы это работало на вас, а не против. И в этой статье мы как раз про это и поговорим.

Смена вида деятельности – так ли всё просто?

А действительно, всё ли так просто? Достаточно ли переключиться на что-то другое в своей деятельности, чтобы это приносило вам отдых от предыдущего занятия? Я думаю, вы сами понимаете, что это не так. Ну например, если вы сидите за компьютером, потом вы переключились на просмотр телевизора, а затем сели почитать книгу, то вряд ли такая «смена вида деятельности» будет вносить разнообразие в ваш день.

Тут всё понятно – во всех этих случаях вы находитесь практически без движения и заняты потреблением и обработкой информации. То есть, грузите мозг при том, что тело бездействует. Наверняка, если у вас был подобный опыт, то вы замечали, что через какое-то время вы начинаете «подтупливать», то есть всё хуже воспринимать информацию, отвлекаться. У вас появляется желание заняться чем-то другим и т.п. И чем дальше, тем сильнее вас тянет отвлечься.

Это совершенно нормальная реакция организма. И если бы мы умели слушать своё тело (а по сути, если бы мы просто дали себе установку не игнорировать потребности своего тела), то поняли бы, что нужно срочно размяться физически.

Вот смотрите, как интересно получается. Когда мы занимаемся тяжёлой физической работой, то никому даже в голову не придёт, что периодический отдых не нужен. Поэтому существуют всяческие «перекуры» и т.п. И того, кто попытался бы запретить работникам тяжёлого физического труда эти периодические передышки, назвали бы мучителем, извергом и прочими нелестными эпитетами.

Все нормальные люди понимают, что подобный отдых необходим. Это не вызывает споров и обсуждений. Мы с детства знаем – чуть передохни и дальше «с новыми силами» можно приниматься за дело вновь.

НО! Но почему-то это правило мы не распространяем на умственную работу! Для очень многих людей нормально сидеть часами за компьютером, не отвлекаясь ни на что больше, пока «мозги через уши не полезут»! Более того, многие считают признаком «недисциплинированности» то, что человек «отвлекается» от умственной деятельности на что-то другое.

Вот и получается, что считается вроде бы как нормальным работать без перерывов и смены деятельности, если работа не физическая. А на самом деле такой расклад негативно действует и на наше тело тоже. Мало того, что тело при такой деятельности подолгу находится без движения, оно ведь ещё не в расслабленном состоянии пребывает. Идёт довольно сильная статическая нагрузка на отдельные группы мышц.

В отличие от динамической нагрузки (которая возникает при физической активности), характеризующейся сменой фаз напряжения и расслабления, статическая нагрузка возникает тогда, когда мышцы вынуждены поддерживать определённое статичное положение тела, постоянно оставаясь в напряжении. Если это продолжается долго, то происходит перенапряжение мышц, ведущее к воспалениям и боли.

Какие самые распространённые «болячки офисных работников»? Болит спина, шея, поясница. Головные боли. Вряд ли кто-то весь рабочий день сидит за столом с идеальной осанкой. Скорее – наклонившись, «скрючившись» и т.п. А значит какие-то группы мышц напрягаются и пребывают в этом напряжении долгое время. Из-за этого напряжения в ткани мышц не может в полном объёме поступать кислород и питательные вещества. Итог вам известен – «всё болит»!

Но и это ещё не всё. Сильное длительное умственное напряжение – это стресс. И «сбрасывается» этот стресс только через движение. А если движения нет, то всё это «откладывается» у нас в теле в виде внутренних блоков, препятствующих свободному прохождению энергии по телу. Итог всё тот же – болезни, недомогания и т.д.

Правило 45/15

Так что же надо делать, чтобы избежать подобных неприятностей? А для этого существует так называемое «Правило 45/15″. Это правило гласит, что если у вас сидячая работа и вы хотите оставаться здоровым и бодрым, то должны каждый час своего рабочего времени разделять по формуле – 45 минут работаю (сижу), 15 минут активно двигаюсь. Да-да, активно! А не проползти по коридору со скоростью беременной черепахи до соседнего отдела и постоять привалившись к стене и обсуждая последние сплетни офиса.

Если вы работаете за компьютером дома, то вам проще – здесь движение ограничивается только вашей фантазией. Можете делать лёгкую зарядку, танцевать, прыгать через скакалку, да хоть бегать по коридору! В офисе сложнее. Но и там можно найти выход из положения. Одна моя подруга рассказывала, что она справлялась с этим так – она бегала по лестницам с этажа на этаж быстрым шагом, делая при этом очень занятое и сосредоточенное выражение лица. И ни у кого не возникало никаких вопросов – вон какая исполнительная и занятая девушка! А она просто таким образом делала зарядку!

Когда вы начнёте применять это правило, то заметите, что вы не просто стали себя лучше чувствовать. Повысится и ваша производительность на рабочем месте! За счёт чего? А за счёт того, что вы будете лучше воспринимать информацию, быстрее её обрабатывать, находить верные решения и вообще, мыслить более широко и креативно. Да, это всё последствия таких вот «двигательных перерывов». Попробуйте!

Всё это касается физической стороны вопроса. Но я была бы не я, если не рассмотрела бы этот же вопрос и с психологической точки зрения. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

Ваша Екатерина

Как решиться поменять профессию: 10 причин сменить работу

Добрый день! С вами Елена Мельникова с двухтомной трудовой книжкой, сегодня поговорим о том, как поменять профессию.

Людей, выбравших профессию в раннем детстве и хранящих ей верность всю жизнь, не так уж много. Перед остальными хотя бы однажды встаёт вопрос о правильности самоопределения. Что же заставляет людей задуматься об этом?

10 причин необходимых перемен

1. Вы достигли потолка профессионального или карьерного роста.

Прежний вид деятельности перестал приносить удовлетворение. Время, когда вы с горящими глазами выполняли сложные поручения руководства, давно позади. То, что раньше считалось приобретением ценного опыта, превратилось в рутинные будни.

Это может случиться с каждым, кто вырос из штанишек новичка и исчерпал свой потенциал в данной сфере. Одних при этом выручает продвижение по карьерной лестнице, но другим и оно недоступно. Так, например, было у меня в работе с умственно отсталыми детьми.

Стабильность – это хорошо, но иногда она приводит к застою. Время от времени человеку необходимо что-то менять в своей жизни. Конечно, самое простое – сделать перестановку дома или сменить гардероб. Но, если это не приносит удовлетворения, почему бы не отважиться на более глобальные перемены? Доказано практикой, что перемены в жизни способствуют избавлению от депрессии, активизации мыслительных процессов, а следовательно, повышается готовность выполнять новые задачи.

2. Вас настигло профессиональное выгорание.

Увы, это не блажь и не каприз, а серьёзное заболевание, где порой единственный выход – сменить сферу деятельности.

Когда я работала в педагогике, мне посчастливилось посетить специальный тренинг по избавлению от этого состояния. Не секрет ведь, что именно работа с людьми, особенно в постиндустриальном обществе, наиболее изнашивает организм.

Тренинг не только предлагал способы наполнения жизни яркими красками, но и пытался решить основные рабочие конфликты, приводящие к длительному стрессу. Если бы сотрудники почаще получали в подарок от руководства (а в нашем случае это было так) подобные тренинги, коллектив был бы сплочённее, самочувствие лучше, а текучка меньше.

Самое интересное, что завуч, ходившая с нами в группу и отдавшая школе около 50 лет, считала эти занятия блажью. Ещё бы, ведь настоящий педагог должен самоотверженно трудиться, не жалуясь на усталость! Однажды она ушла на больничный и больше с него не вернулась.

3. Нынешняя должность опасна для здоровья.

Работа в горячем цеху, с рентгеновским аппаратом, в ночные смены или на холоде не должна растягиваться на целую жизнь, поэтому, если ваша деятельность связана с риском для организма, это важная причина задуматься о себе.

4. Большие нагрузки.

Если работа отнимает слишком много времени, приходит вместе с вами домой и занимает почётное место в перечне дел на выходные, задумайтесь, стоит ли она того.

Мы работаем, чтобы жить, но никак не наоборот. Конечно, увлечённый творчеством человек, например, модельер или актёр не считает такое положение дел из рук вон выходящим, но, если постоянные мысли о работе мешают семье и досугу, наверное, пришло время грамотно расставить приоритеты.

5. Профессиональная деформация.

От учителя окружающие ждут назойливых советов, от врача – чрезмерной осторожности и патологической любви к чистоте. Не секрет, что работа и в самом деле формирует наши привычки, потребности и образ мыслей, да ещё и определяет восприятие нас близкими. Сменив род деятельности, вы не только изменитесь внутренне, но и покажете окружающим, что ваш потенциал гораздо шире.

6. Вам предстоит переезд в другую местность (из города в деревню, с севера на юг), где ваша нынешняя профессия не востребована.

По возможности, изучите местный рынок труда заранее, чтобы было время на переквалификацию.

Моя знакомая, химик по специальности, имела опыт работы в европейских компаниях, но волею судьбы оказалась в Подмосковье. Не имея возможности устроиться на работу из-за частых путешествий, она нашла ученика и занималась репетиторством по интернету.

7. Приближение профнепригодного возраста.

Если в вашей деятельности есть ограничение по возрасту и выход на пенсию не за горами, самое время задуматься о том, чем заняться в будущем. Да, многие спортсмены становятся тренерами, но смежная деятельность не всегда возможна. Наверное, пришла пора вспомнить мечты юности или активировать свои забытые способности.

8. Нынешняя работа сопряжена с финансовой нестабильностью и со временем положение только ухудшается.

За последние десятилетия не раз изменялась ситуация на рынке труда. Те профессии, которые не так давно считались гарантией безбедного существования, внезапно уходили в небытие, а на денежный Олимп возносились новые или подзабытые старые.

Умеете ловить волну – удачи! Если всё время держать нос по ветру не в вашем характере, а зарплата всё меньше и меньше похожа на деньги, подключите родных, друзей и интернет. Как говорится, одна голова – хорошо, а две – лучше.

9. Изменение жизненных ценностей.

Подчас человек задумывается, приносит ли его работа пользу ему и обществу. Часто это связано с изменением религиозного создания. Обретя веру, бармен может расхотеть готовить алкогольные коктейли, а танцовщица – развлекать население в ночных клубах. У кого-то появляется острое желание помогать людям или животным. В таком случае можно примкнуть к какому-либо волонтёрскому движению и, если оно не утомляет, поискать себя в смежной деятельности.

10. Обретение мечты.

Не всегда мечты у нас связаны с профессиональной деятельностью, но бывает и такое. Возможно, в юности вы видели себя исключительно в определённой сфере, но потом, наступив на горло собственной песне, подчинились желанию родителей или требованию обстоятельств, а теперь воспоминания о несбывшихся надеждах не дают покоя. Или, напротив, только сейчас вы поняли, что вся ваша жизнь была подготовкой к работе мечты и сейчас самое время осуществить задуманное.

Мои года — моё богатство?

Если вам сейчас 18 — 20 лет и свою занятость вы рассматриваете как подработку на время учёбы, вам повезло. Но вряд ли вы читаете эту статью.

Как правило, вопрос смены профессии беспокоит человечество в более зрелом возрасте, когда юношеский максимализм и авантюризм уже исчерпаны, а сомнения — ваши и потенциальных работодателей — набирают обороты.

Как же решиться на перемены после 30 лет?

У меня самой кризис тридцатилетия начался ещё до наступления этого возраста. Мне не нравился город, где я живу, и моя должность — воспитатель в коррекционной школе-интернате. На день рождения мы с подругой поехали в глухую деревню кататься на лошадях (это был мой первый опыт), и там я загадала себе сменить место жительства и работу. И всё получилось!

Через полгода у меня появился дом в маленьком городке. Трудиться на прежнем месте стало уже объективно невозможно, ибо в 9 вечера, когда заканчивалась смена, транспорт ко мне домой не ходил. Кое-как перебившись до ухода в отпуск, я стала искать место поближе к дому и, разумеется, уже не в педагогике.

Всё решило случайно увиденное объявление: “В гостиницу требуется администратор”. Брать педагога в сферу обслуживания первоначально не хотели, но, видимо, горячее желание получить другой опыт, написанное на моём лице, сыграло свою роль. С графиком “сутки-трое” у меня появилось много времени для домашних дел. Но на этом изменения не закончились.

Всё чаще я стала задумываться об удалённой подработке (другую в маленьком городке найти ой как непросто!), да и творчества в жизни не хватало, и тут мне попалось объявление Василия Блинова. Кстати, мои ранние статьи тоже написаны на рабочем компьютере в рабочее время (да простит меня бывшее начальство!)

Если заветное «хочу» всё чаще и чаще напоминает о себе, прогоните страхи. Как говорится в романе «Дориан Грей», лучший способ преодолеть искушение – уступить ему. Спустя долгие годы мы будем жалеть о том, чего не сделали. Ну, а, чтобы меня не упрекали в советах броситься в омут с головой, немножко поосторожничаем.

Несколько советов по безболезненной смене специальности

  • Составьте список пожеланий

Постарайтесь в течение некоторого времени записать всё, что не устраивает вас на старом месте и чего бы вы хотели от нового. Разумеется, всем чаяниям сразу осуществиться не суждено, но кое-какую ясность в общую картину вы внесёте.

  • Оцените себя

Знания, умения, деловые и личные качества — всё то, что накоплено за прежние годы. Скромники и скромницы могут попросить помощи близких. Иногда это помогает сделать неожиданный выбор. Моя подруга Ксения, отработав два последипломных года в ветлечебнице, долго искала занятие по душе, пока однажды кто-то, попробовав её тортик, не заказал ей ещё один. Теперь у неё стабильные заказы — и это без всяких курсов и корочек.

  • Продумайте варианты будущей профессии

Имея на руках список умений, нарисуйте все возможные перспективы. Даже если вам кажется, что пришла пора заявить о себе как о модельере, включите в список несколько смежных специальностей, резервных на пути в модный свет.

  • Если заниматься прежним делом никаких моральных сил нет, а с новым родом деятельности вы ещё не определились, опросите друзей и близких, чем вы могли бы заняться.

Пройдите заново тест по профориентации. Хорошо в таких случаях прочитать от корки до корки газету с вакансиями (именно газету, потому что в интернете вы осуществляете тематический поиск, а в печати можете встретить неожиданное решение). Однажды я листала её от нечего делать и нашла сестре работу по росписи часовых ободков.

  • Прощупайте почву

Чтобы узнать о будущей профессии как можно больше, посещайте нужные мероприятия, знакомьтесь с потенциальными коллегами. Это поможет избежать неожиданных разочарований. Так, одна моя подруга, страстно мечтавшая стать проводником, записалась на курсы, но, когда узнала, что придётся мыть туалеты, ушла с первого же занятия.

  • Готовьтесь уже сейчас!

Подумайте, какие знания нужно подтянуть, каких навыков для будущей профессии вам не хватает и где их можно получить. Кое-где можно ограничиться семинарами и вебинарами, а иногда могут помочь только дорогостоящие курсы. Если ваша нынешняя работа может вам помочь с повышением квалификации, не упускайте возможность!

  • Возможно, совершать плавный переход вам поможет смежная специальность, которая даст вам новые умения.
  • Обеспечьте себе финансовую подушку на время перемен, ибо зарплата на первых порах, скорее всего, будет меньше предыдущей.
  • Подумайте, как объяснить смену области рекрутеру.

Если необходимо, посетите тренинги для повышения уверенности в себе. Разумеется, у потенциального работодателя к вам будет много вопросов. В том числе, как вы перенесёте вероятное снижение доходов. Женщине всегда можно сослаться на крепкий тыл и удобный для семьи график, мужчине – на накопления и убеждённость в грядущем успехе. Самое главное – показать увлечённость новым занятием и горячее желание работать в данной компании.

  • Приступайте к составлению и рассылке резюме и не гнушайтесь сарафанным радио!

Не всегда мы имеем финансовую подушку для резких скачков, но попробовать определённо стоит. Всегда можно записаться на курсы, пройти онлайн-обучение или поискать подработку. Кстати, если чего-то сильно хочешь, Вселенная посылает помощь: на пути попадаются нужные люди, в интернете – «случайные» объявления и т. д. Изменить свою жизнь никогда не поздно!

Далеко не все мы по природе великие комбинаторы, способные ежесекундно менять собственную реальность. Гораздо чаще перед принятием решения нам нужно как следует подумать. Смена профессии, особенно в зрелом возрасте, — это серьёзный и ответственный шаг, но это отнюдь не значит, что шагать не стоит.

Какие же возможности откроются после долгожданных перемен?

Приятные бонусы для смелых

  • Расширение собственной компетенции

Раньше вы умело сводили дебет с кредитом, а потом душа позвала в мир косметики, и вот уже вы столько знаете об уходе за кожей. Разумеется, знания можно получить на вебинарах и курсах, но их идеальная отработка всегда связана с практикой.

  • Приобретение новых качеств характера

Если раньше вам не хватало умения остановить коня на скаку, то, устроившись конюхом, вы и не такому научитесь.

  • Новые знакомства (особенно это касается творческих профессий)

И это не только выгода, но, в первую очередь, общение и свежие интересы.

  • Расширение горизонта

Человек, всю жизнь проработавший на одном месте, — возможно, хороший специалист. Но только подумайте, сколько нового вы узнаете, когда вместе со сменой профессии получите знания, знакомых и, возможно, ещё пару хобби!

  • Самореализация

От всей души вам желаю, чтобы на этом она не заканчивалась, а только начиналась!

  • Повышение самооценки

Даже если новая должность не связана с карьерным ростом, «у меня получилось» достойно уважения само по себе. Это то, за что можно и нужно себя похвалить.

  • Вдохновение

Как грустила творческая душа без свежих знаний, умений и впечатлений! И наконец-то они случились! Даже если на первый взгляд работа не располагает к творчеству, истинный творец найдёт вдохновение везде. Хотя бы в доступе к служебному компьютеру или краскопульту

  • Изменение психологического статуса (возраста, самоощущения)

Если Вам кажется, что обращение по имени-отчеству прибавляет несколько лишних лет, или, напротив, варианты «Леночка» и «девушка» автоматически превращают Вас в вечного юнца, возможно, Ваша должность расходится с Вашим самоощущением.

Удалённая работа – тот идеальный случай, когда вы самостоятельно определяете стиль обращения к себе. Сформировать образ при помощи звучного логина или, напротив, скрыться за ничего не значащим ником – выбирать вам. И самое важное тут – оценка вашей личности только по результатам труда.

  • Новый график

Возможно, не самый привычный и не идеально удобный, но во всём можно найти плюсы.

Самостоятельно планировать распорядок дня легче на удалённой работе. Если она не связана с обзвоном или прямым эфиром, никто вам не запретит работать по ночам или вскакивать с первыми петухами.

  • Исполнение мечты

Пожалуй, самый приятный бонус. Остаётся только пожелать, чтобы мечты на этом не исчерпывались.

И, наконец, любые изменения в жизни влекут за собой новые повороты. Поток может закружить, едва вы в него войдёте. Порой ход событий абсолютно непредсказуем. Поэтому продолжать этот пункт я не берусь

Удачи вам!

Популярный, несложный и быстрый тест на профориентацию «Определение профессиональных склонностей» для школьников всех возрастов (включая выпускников школ и абитуриентов) от известного литовского психолога Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной. Отличается простотой прохождения и точностью результатов.

Методика Йовайши заключается в исследовании 6 склонностей к различным направлениям деятельности на основе Ваших увлечений, навыков и предрасположенностей. В результате Вы получите описание направлений и примеры подходящих профессий по следующим категориям:

  • Склонность к интеллектуальной и исследовательской работе
  • Склонность к работе с людьми
  • Склонность к практической деятельности
  • Склонность к планово-экономическим видам деятельности
  • Склонность к эстетическим видам деятельности
  • Склонность к экстремальным видам деятельности

Опросник Йовайши разделяет склонности по степени выраженности, а достоверный результат (на основе Ваших ответов, конечно же) написан понятным языком и, следовательно, поможет сделать один из первых шагов в решении задачи «Выбор профессии». Тест Йовайши онлайн прост и понятен, прохождение займёт не более 5-10 минут.

Инструкция к тесту «Определение профессиональных склонностей»

Вам будет предложено 24 вопроса с тремя вариантами ответов в каждом. Выберите один самый подходящий для Вас вариант ответа в каждом вопросе. Старайтесь отвечать честно, не подстраиваясь под ожидания окружающих Вас людей.

Время прохождения теста: 5-10 минут.

Стоимость теста: бесплатно, без регистрации и смс.

Возможная аудитория теста: школьники, выпускники школ, абитуриенты

Результат теста: доступен сразу после ответа на все 24 вопроса в виде 6 склонностей к различным направлениям профессиональной деятельности, отсортированным по степени выраженности склонности от большей к меньшей с описанием склонности и примерами подходящих профессий.

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА.

⇐ ПредыдущаяСтр 135 из 167

Профессия имеет очень большое влияние на формирование характера человека. На порядочного человека–личность — любая профессия оказывает благотворное влияние, она как бы оттачивает и совершенствует те качества характера, что уже заложены и имеются у человека. Делает человека шире, лучше, мудрее, гармоничнее, то есть происходит своеобразное Развитие человеческой личности, человек поднимается на новый уровень своего развития.

На гордых, эгоистичных, высокомерных людей, на человека-функцию – профессия обычно накладывает Негативный отпечаток, то есть такие люди попросту портятся и становятся Хуже, часто невыносимыми. Такой человек получив какую-либо профессию, через несколько лет становится как бы живым роботом, который везде и всюду, в том числе и дома продолжает автоматически выполнять профессиональные функции, которые полностью срастаются с его характером, и человек-функция меняется, но не в лучшую сторону, а в худшую, часто с такими людьми становится невозможно даже общаться, а не то, что жить под одной крышей, в одной семье. Поэтому такие семьи, где один супруг нормальный человек, а другой гордый, эгоистичный, человек-функция – Плохо живут.

Приведем в пример статью «Характер жены зависит от профессии» из газеты «Мир новостей» за 25 октября 2005 года. «Профессия, несомненно, накладывает на женщину свой отпечаток. Этот отпечаток формируется не сразу. Надо проработать лет 5 – 7, и профессиональные личностные черты будут сформированы. Избавиться от профессиональных личностных качеств практически невозможно. Чем интеллектуальнее профессия женщины, тем больше растет гордыня в женщине и тем менее женщина чувственна, тем меньше в ней женственности и почти полностью исчезает доброта.

Женщины-юристы очень рассудочны. Там, где простая женщина позволит себе крик, слезы, обиду, они же будут спокойно отстаивать свою точку зрения, ни в чём не уступая и не соглашаясь на компромисс, потому что абсолютно уверены в своей правоте. Женская интуиция и логика у них отсутствует, как рудиментальный орган, отпавший в процессе эволюции за ненужностью. Юристка всё разложит по полочкам, и вам придётся принять этот расклад, который явно не в вашу пользу, иначе она не успокоится, а значит, примирения не будет. Всегда и всё должно быть только так, как решила она сама, самая умная, самая правильная женщина! Мужчины не любят такого с собой обращения и бросают умных юристок.

Программистки в быту, пожалуй самые сложные. Они совершенно не умеют говорить о любви, чувствах, выражать свои желания. Они закрыты и копят обиды внутри себя. Они замкнуты и обидчивы, до них не достучишься, они всегда заняты только сами собой.

Жениться на психологе,может себе позволить только очень сильный мужчина, хорошо уверенный в себе и без комплексов. Потому что у психологинь своих комплексов выше крыши, они ими буквально нашпигованы. Но в тоже время своих комплексов и недостатков они в упор не видят, а вот чужие очень даже хорошо видят и различают, и начинают учить всех окружающих людей как надо правильно жить. Кроме того, они считают, что имеют полное право судить о чувствах, мыслях, мотивах, жизни и поведении других людей, только потому, что у них есть «диплом» профессионального психолога.

Женщина–бухгалтер, тоже со временем становится очень расчётливой и сухой женщиной. У неё всё подсчитано и рассчитано, она всё распланировала на много лет вперед. Если что-то нарушает её планы, и кто-то не подчиняется её воле — то это вызывает её недовольство и раздражение. Такие женщины обычно очень мелочны, скупы и жадны, поэтому добрых семейных отношений в их семьях не бывает.

Женщина-продавец,становится очень грубой, крикливой и раздражительной, часто хамит, постоянно устраивает ссоры, а добивается всем таким поведением только одного, чтобы всё было только так, как она хочет, уступать она ни кому не намерена – всё это, как известно, совсем не украшает женщину, поэтому нормальный мужчина рядом с такой грубой, своенравной и непокорной женщиной жить не сможет.

Женщины самых гуманных профессий – врачи, имеют ряд неприятных недостатков – они очень брезгливы и любят постоянно следить за чистотой и гигиеной не только своей личной, но и всех окружающих их людей. Их работа наложила на них очень вредный недостаток – они тоже всегда и во всём правы, мало того, всем своим домашним они в буквальном смысле навязывают свою точку зрения и все свои решения для немедленного исполнения,уступать они не любят и не хотят, потому что, у себя на работе по отношению к своим больным они чувствуют себя большим начальством, которому те обязаны безоговорочно подчиняться. Всё это очень сильно осложняет семейные отношения с такими женщинами – вот основная причина, почему среди женщин врачей и медсестер очень много одиноких.

Менеджеры-управленцы — тоже очень неудачные и плохие жены. Они в силу своей нелёгкой руководящей профессии — привыкли везде командовать и распоряжаться, в том числе и у себя дома, и не терпят ни каких возражений. Как она решила и приказала – только так и должно быть! Поэтому совершенно естественно, такое к себе отношение не может потерпеть ни один более, менее настоящий мужчина, которые бросают таких непокорных жен – начальниц. Вспомните фильм «Москва слезам не верит», там приведён очень хороший пример женщины директора комбината. И учителя, и врачи, и бизнес-леди и просто женщины руководители — привыкли всё контролировать, брать на себя ответственность за любую ситуацию. Напоминайте себе почаще, что в первую очередь, вы такая же как и все женщина и имеете право на слабость и на ошибки. Будьте мягче и добрее к людям и не командуйте! Дом — это не армейская казарма!

Учительницы –въедливые морализаторши, они очень правильные и законопослушные. Если такая женщина говорит: «Этого делать нельзя!» – значит, точно нельзя и доказывать обратное просто бесполезно. Нужно понимать логику учителей, много лет работая в школе, они в силу своих обязанностей должны постоянно разговаривать со своими учениками «директорским, приказным тоном», и поэтому учителя настолько сильно входят в роль педагога и привыкают к своему постоянному чувству Превосходства над людьми, что уже автоматически переносят такой тон и обращение ко всем окружающим их людям, причем не терпят никаких возражений в свой адрес, становятся просто нетерпимыми. Кроме того, одна из профессиональных особенностей педагога – не только преподавать новый учебный материал, но и постоянно оценивать учеников. Если школьник сделал что-то плохо – он получает плохую оценку. Постепенно, с годами, чем больше педагогический стаж женщин учителей схема подобных отношений автоматически переносится и на её отношения со всеми окружающими людьми, в первую очередь, на отношения с близкими людьми и с мужчиной: ты не так пахнешь, как мне нравится, ты постоянно опаздываешь, ты плохо выполняешь свои домашние обязанности мужа и отца – значит, получишь двойку! Учительницы, обычно легко знакомятся с мужчинами, в этом у них нет проблем. Но опять же уже с первой встречи они начинают оценивать: как мужчина одет, как он говорит, как себя ведет, как он ходит… Часто высказывают свою критику вслух мужчинам: «Ты плохо одет, ты не разбираешься в искусстве» – это представителей сильного пола сразу же отпугивает и в итоге, часто педагоги даже не могут выйти замуж. А если и удалось им создать семью, то их вредный характер им рано или поздно всё разрушает. Такие женщины педагоги, начинают перегибать палку в домашней жизни и стремятся усердно воспитывать своих супругов: проверяют их карманы, следят за тем, как они общаются с друзьями и вмешиваются в эти отношения, продумывают когда мужу надо сходить в театр для культурного развития, а когда он может отлучиться на рыбалку и т. д. Поэтому совершенно естественно, что муж у такой жены чувствует себя не в своей тарелке, и в итоге муж, одуревший от такой назойливой, жесткой опёки попросту сбегает к той, которая попроще и по добрее и многого от него не требует, а главное, радуется тому, что у неё есть любимый мужчина и заботится о нем по-настоящему, чем и привязывает его накрепко к себе. Потому среди женщин-учителей так много одиноких и разведённых. Надо быть добрыми людьми и помнить, что рядом с нами тоже живые люди живут и нельзя им мешать жить так, как они хотят, иначе эти люди от нас уйдут!

Точно также поступают и мужчины-функции. Если мужчина-функция – начальник на работе, или служит в армии на командирской должности, или в милиции – то он и дома начинает всеми командовать или строит в семье в прямом смысле «Казарму».

Вывод. У всех гордых, высокомерных, эгоистичных людей и мужчин и женщин, у всех людей-функций есть одна общая черта – они не желают ни кому и никогда — ни в чём уступать, они все любят распоряжаться, командовать и учить всех, как надо правильно жить, то есть, все такие люди полны гордыни и чувства собственного превосходства. Поэтому нужно понять, что если вы увидели в себе подобные качества, то, если вы не исправите эти дурные недостатки чистосердечным покаянием, если вы не научитесь по доброму и внимательно относиться к окружающих вас людям, не научитесь их уважать и считаться с их интересами – то эти дурные качества вашего характера ИСПОРТЯТ вам жизнь. Если вы видите, что человек с которым вы собираетесь создавать семью – что этот человек высокомерный, гордый, эгоистичный, имеет в себе качества функции, то определитесь сначала для себя сможете ли вы его принимать таким, какой он есть без обиды и недовольства, и сможете ли вы ему помочь исправиться и стать другим, а если чувствуете, что это сделать невозможно, то стоит ли создавать семью?

ДУША И ДУХ ЧЕЛОВЕКА.

В каждом человеке есть разум, сердце и душа, сотворённая Богом. Душа человека представляет собой как бы определенный сосуд, например кувшин, который мы можем наполнить либо чистой родниковой водой, либо грязной, поганой водой из канализации. Так и душа человека наполнена духом, либо духом Божественным: любви, доброты, честности, бескорыстия и щедрости, терпения, скромности и стыдливости –тогда человек становится добрым и честным человеком. Либо душа человека наполнена негативным диавольским духом: злобы и ненависти к людям, дерзости и наглости, лжи и коварства, жадности и зависти, пошлости, сквернословия, гордыни и равнодушия – в этом случае человек становится дурным, подлым человеком.

>перманентный

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. пермане́нтный пермане́нтное пермане́нтная пермане́нтные
Рд. пермане́нтного пермане́нтного пермане́нтной пермане́нтных
Дт. пермане́нтному пермане́нтному пермане́нтной пермане́нтным
Вн. одуш. пермане́нтного пермане́нтное пермане́нтную пермане́нтных
неод. пермане́нтный пермане́нтные
Тв. пермане́нтным пермане́нтным пермане́нтной пермане́нтною пермане́нтными
Пр. пермане́нтном пермане́нтном пермане́нтной пермане́нтных
Кратк. форма пермане́нтен пермане́нтно пермане́нтна пермане́нтны

пер-ма-не́нт-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -перманент-; суффикс: -н; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. продолжающийся непрерывно; постоянный ◆ Он сказал, что сначала построит мне «предварительный» аппаратик, — я буду его носить, пока не осядут дёсны. Затем он мне соорудит перманентный протез. В. В. Набоков, «Лолита», 1955 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. постоянный, беспрерывный; частичн.: непрерывный, бесконечный

Антонимы

  1. временный

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: перманентность, перманент
  • наречия: перманентно

Этимология

Происходит от лат. permanens «постоянный», от гл. permanere «оставаться, сохраняться», далее из per «через» + лат. manēre «оставаться; длиться» (восходит к праиндоевр. *men- «оставаться»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • перманентная революция
  • перманентный макияж

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: permanent
  • Испанскийes: permanente
  • Итальянскийit: permanente
  • Немецкийde: permanent, ständig, dauernd
  • Турецкийtr: kesintisiz, sürekli
  • Украинскийuk: перманентний
  • Французскийfr: permanent, persistant
  • Эсперантоиeo: konstanta, permanenta

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»