Человек без имени клинт иствуд

Содержание

Долларовая трилогия

Клинт Иствуд в роли Джо в первом фильме трилогии «За пригоршню долларов» (1964)

Долларовая трилогия (итал. Trilogia del dollaro, англ. Dollars Trilogy) — три классических спагетти-вестерна Серджо Леоне, главные роли в которых исполнил Клинт Иствуд. Трилогия состоит из трёх фильмов — «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Характерную музыку для всех трёх фильмов написал Эннио Морриконе (в титрах к первому фильму проходит под псевдонимом «Дэн Савио»).

«Хороший, плохой, злой» принято считать приквелом более ранних фильмов, так как его действие происходит во время Гражданской войны. Главный герой «На несколько долларов больше» — ветеран Гражданской войны, а в «За пригоршню долларов» показан могильный камень с датой «1873 год». Кроме того, герой Иствуда в течение всей ленты «Хороший, плохой, злой» ходит в плаще, который отдаёт умирающему солдату в самом конце фильма. В следующей сцене он появляется уже в пончо.

Герой Клинта Иствуда — «Человек без имени» — в первом фильме именуется Джо, во втором — Одноруким (Manco), в третьем — Блондином (Blondie). Несмотря на неизменное пончо и сигару во рту, в фильмах не содержится прямых указаний на то, что это один и тот же герой.

Джан Мария Волонте, Ли Ван Клиф и Луиджи Пистилли играют каждый в двух фильмах трилогии, но разных героев. Герой Ван Клифа во втором фильме — положительный, а в начальных титрах «Хорошего, плохого, злого» он прямо обозначен как «плохой».

В фильмах «долларовой трилогии» в полной мере проявились приметы художественного мира Леоне — молчаливые герои, полные напряжения паузы, предельно крупные планы лиц героев, филигранное кадрирование и пронзительные музыкальные пассажи. Количество экранного насилия по меркам середины века представлялось запредельным.

Примечания

Почему стоит посмотреть трилогию о «Человеке без имени»?

Дикий, дикий Запад… Это период от начала XIX века и вплоть до конца Мексиканской революции в 1920 году. Суровый, безжалостный и по-настоящему мужской период в американской истории, главным событием которого является Гражданская война с 1861 по 1865 год. Естественно, эти времена оставили огромный след в истории и формировании США, а так же не обошли стороной и кинематограф. Даже сейчас эпоху Дикого Запада эксплуатируют как в Голливуде, так и за его приделами, а напряженные дуэли посреди пустыни стали уже классикой. За всю историю кинопроизводства, была снята куча фильмов в жанре вестерн — от блестящего «Большого ограбления поезда», ставшего настоящим прорывом, до бредовых «Ковбоев против пришельцев». Речь же сегодня пойдет о настоящем культе и общепризнанной классике вестернов – трилогии “Человек без имени” или как её еще называют «Долларовой трилогии» итальянского режиссера Серджио Леоне. Франшиза состоит из трех фильмов – «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой». И если кто-то еще не видел эти шедевры, вот вам пять причин, по которым в обязательном порядке стоит посмотреть трилогию о «Человеке без имени».
Причина № 1. Сюжет
Хоть все три фильма носят звание последовательной трилогии, а персонаж Клинта Иствуда неизменно одет в одно и то же пончо, которое к тому же ни разу не было в стирке на протяжении всех фильмов, единой трилогией назвать их трудно. А «Хороший, плохой, злой» вообще принято считать приквелом, так как события фильма происходят на фоне Гражданской войны. Тем не менее, каждый фильм – это новая история, новые персонажи и приключения в целом. Незамысловатый поначалу сюжет, как это уже принято в фильмах Леоне, под конец набирает оборотов, выставляя напоказ человеческие ценности и превращая жестоких героев в узников собственного эго, выжимая тем самым все соки из зрителя. Последнему ничего не остается делать, кроме как аплодировать в конце, и автоматически заносить фильм в список любимых.
Причина № 2. Серджио Леоне
Итальянский режиссер, сценарист и продюсер Серджио Леоне заслуженно носит статус бессмертного, ведь в свое время он породил целую цепочку различных режиссерских приемов, которыми активно пользуются его современные коллеги не только в жанре вестерна. В «Долларовой трилогии» прекрасно проявляются все методы и фишки необычного художественного мира Леоне – немногословные главные герои, переполненные напряжением паузы, интересное музыкальное сопровождение и крупные планы лиц героев. В своих первых фильмах подобного творческого индивидуализма не было, как и не представлялось возможности наблюдать за кровавыми разборками. По меркам середины века экранное насилие в каждом фильме зашкаливало. В последующих фильмах режиссер не изменяет своему стилю, умножая свои возможности в два, а то и в три раза, выдавая картины с ярко выраженной жестокостью и обилием саспенса чуть ли ни в каждом кадре. И когда три враждующих героя добираются до одной цели, стоя друг напротив друга, понимаешь — а ведь ситуация-то патовая!
Причина № 3. Клинт Иствуд
Неизменный главный герой всей трилогии в исполнении Клинта Иствуда, одетый в уже культовое пончо с сигарой и фирменным хмурым взглядом. Пожалуй, одна из главных причин ознакомления с данными фильмами. Хоть актерской игрой Иствуд и не блещет, но не в этом суть. Его персонаж, как прямое отображение всей эпохи Дикого Запада – суровый, жестокий, бесчувственный, так и полная противоположность ему – добрый, справедливый и невероятно эмоциональный. Наблюдать за эволюцией персонажа, перевоплощениями актера и его игрой очень интересно. Самая главная заслуга, как Леоне, так и Иствуда в том, что вначале никак не угадаешь, какая сторона Дикого Запада предстает на экране – добрая или злая. Многие персонажи фильмов и книг цитируют в различных интерпретациях главного героя трилогии, которого сыграл Иствуд. И я до сих пор не понимаю, почему эти две легенды – Леоне и Иствуд — не продолжили сотрудничать, общими усилиями создавая новые шедевры на все времена.
Причина № 4. Музыкально сопровождение
Еще одним немаловажным плюсом трилогии является характерное музыкальное сопровождение, которое ко всем трем фильмам написал гениальный композитор Эннио Морриконе, тем самым обеспечив себе долгое сотрудничество с режиссером. Именно благодаря этим фильмам Морриконе стал известным на весь мир, именно благодаря его необычным и пронзительным музыкальным пассажам мы знаем, как звучит Дикий Запад. Можно сказать, что в далеком 1964 году зародилась легенда, творчество, которой живет и процветает до сегодняшнего дня. Некоторые музыкальные темы Эннио Морриконе были взяты для нового фильма Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка», а сразу после этого стало известно, что композитором очередной картины Тарантино будет вышеупомянутый гений.
Причина № 5. Общепризнанный статус шедевра
Хоть это прозвучит банально и без какой-либо доли неожиданности, но название этой причины говорит само за себя. Если угодно, оно даже кричит о том, что подобного рода фильмы нужно смотреть поголовно всем, от любителей классики до простых киноманов. Как критики, так и зрители в далеких 1960-х годах приняли фильмы более чем хорошо. Рейтинги критиков не опустились ниже 90%, а зрители в общей совокупности присвоили фильмам крепкие 8 баллов, и это значит, что трилогия прошла проверку временем, и даже современный, избалованный голливудскими блокбастерами зритель принимает классику, как данность. Так что, перефразируя знаменитую фразу – есть два типа людей: те, кто смотрел эти фильмы, и те, у кого заряжен револьвер. Ты будешь смотреть.

Ромасанта, Мануэль

Мануэль Бланко Ромасанта

исп. Manuel Blanco Romasanta


Портрет Ромасанты из отчёта судебной медицинской экспертизы

Имя при рождении

Мануэлла Бланка Ромасанта

Прозвище

Оборотень из Альяриса

Дата рождения

18 ноября 1809

Место рождения

деревня Регейро,Оренсе,
Испания

Гражданство

Галисия

Дата смерти

14 декабря 1863 (54 года)

Место смерти

Селанова, Испания

Причина смерти

рак желудка

Род деятельности

серийный убийца, модельер, уличный торговец

Убийства

Количество жертв

9 (доказанных)

Период убийств

1844—1852

Основной регион убийств

различные регионы

Мотив

корыстный

Дата ареста

сентябрь 1852

Наказание

смертная казнь через гарроту, заменённая пожизненным лишением свободы

Мануэль Бланко Ромасанта (исп. Manuel Blanco Romasanta, род. 18 ноября 1809 года, деревня Регейро, Оренсе — ум. 14 декабря 1863 года, Селанова) — первый серийный убийца Испании. Его убийства отличались особой кровожадностью и жестокостью. Ему приписывают 13 преступлений, совершённых в различных регионах, из которых было доказано 9. На суде Ромасанта утверждал, что страдает редкой болезнью, — клиническая ликанотропия, — и совершал свои преступления, превращаясь в дикого зверя. Он был признан виновным и приговорён к гарротированию, однако необычные показания и диагноз настолько впечатлили королеву Изабеллу II, что она решила помиловать убийцу. История Ромасанты легла в основу многих художественных произведений.

Биография

Ранние годы

Мануэль Бланко Ромасанта родился 18 ноября 1809 года в деревне Рэгуэйро, провинции Оренсе, Королевство Испания. Роды проходили сложно: он родился с дефектами, которые не позволяли точно определить его пол. Матери сказали, что у неё родилась дочь, которую та назвала Мануэлла. Первые шесть лет жизни его воспитывали как девочку, и только в возрасте 6 лет было установлено, что ребёнок — мальчик. Его имя сменили с женского на мужское — Мануэль.

Мануэль работал портным, а позже, овдовев в 1833 году, стал коммивояжёром и начал много путешествовать.

Убийства, арест, суд

Своё первое преступление Ромасанта совершил в 1844 году. Его первой жертвой стал констебль провинции Леон Винсент Фернандес. Ромасанта не явился в суд, подался в бега, чем только подтвердил подозрения в своей виновности. За неявку в суд Ромасанта заочно был приговорён к 10 годам лишения свободы.

По поддельным документам Ромасанта скрывался от полиции. Он жил в небольшой деревне Ребордекао под именем Антониу Гомиш из португальского города Нагейру, близко познакомился с местными женщинами и работал у них разнорабочим, оказывая посильную помощь в домашних делах: стирал, убирал, готовил, собирал урожай, чинил одежду, прял пряжу. Местные мужчины считали его чересчур изнеженным.

Вскоре в округе начали находить растерзанные тела и пропадать люди. Все пропавшие так или иначе имели отношение к Ромасанте. Мануэль сам навлёк на себя подозрения, когда было замечено, что он продаёт вещи, принадлежавшие пропавшим людям. Его арестовали в сентябре 1852 года. В ходе расследования было установлено, что помимо констебля Фернандеса из Леона, Ромасанта убил Мануэлу Гарсию и её 15-летнюю дочь Петру в провинции Сантандер, Бениту Гарсию Бланко и её сына Франсиско в Корго-де-Бои, Антонию Ианд и её дочь Переджрину в родной провинции Оренсе, Жозефу Гарсию, её сына Хосе Пазоса и 12-летнюю девочку по имени Мария Долорес. Ходили даже слухи, что Ромасанта варил мыло из человеческого жира. На суде Ромасанта утверждал, что страдает редкой болезнью, клинической ликанотропией, и совершал свои преступления, «превращаясь» в дикого зверя. Суд счёл доказанным, что из 13 жертв 4 стали жертвами волка, в остальных 9 случаях Мануэль признал себя виновным. Его приговорили к смертной казни через гарроту. Тем не менее, королева Изабелла II, узнав невероятную историю Ромасанты, поверила ему и помиловала, заменив казнь пожизненным заключением и велев своим докторам тщательно изучить данный феномен. Ромасанта провёл в заключении более 10 лет. Он скончался на 55-м году жизни 14 декабря 1863 года от рака желудка.

Образ Ромасанты в культуре

История Ромасанты легла в основу многих произведений.

  • В 1971 году в Испании вышел фильм «Лес волка». Главную роль сыграл Хосе Луис Лопес Васкес и получил приз как лучший актёр на Чикагском кинофестивале (1971);
  • В 2004 году Альфредо Луис Конде написал книгу «Человек-волк. История Мануэля Бланко Ромасанты, убийцы из Альяриса, рассказанная им самим», по этой книге был снят фильм «Ромасанта: охота на оборотня». Роль Ромасанты исполнил британский актёр Джулиан Сэндз;
  • Некоторым образом Ромасанту можно считать прототипом главного героя фильма «Человек-волк», вышедшего в прокат в 2010 году. В главной роли — Бенисио дель Торо.
  1. Ромасанты (недоступная ссылка). Дата обращения 3 июня 2019. Архивировано 9 апреля 2016 года.
  2. «Лес волка» на сайте Internet Movie Database
  3. Человек-волк. История Мануэля Бланко Ромасанты, убийцы из Альяриса, рассказанная им самим / Romasanta. Memorias incertas do home lobo @ booxworld
  4. «Охота на оборотня» на сайте Internet Movie Database
  5. «Человек-волк» на сайте Internet Movie Database

Ромасанта: Охота на оборотня

Несмотря на свое название, фильм «Ромасанта: Охота на оборотня» нельзя со всей уверенностью причислить к поджанру фильмов ужасов про оборотней. Хотя, замечу, что здесь имеется очень даже неплохая сцена трансформации (в данном случае из волка в человека), причем без применения компьютерной графики, а старыми добрыми методами, чего не было со времен 80-х. Мне как любители олдскульных эффектов было особо приятно это увидеть. При этом сам фильм по духу далек от «Воя» и «Американского оборотня в Лондоне», а ближе всего к «Братству волка».
Это костюмированный (события происходят в 50-х годах XIX века в Испании) мистический детективный триллер (еще можно вписать драму, но с натяжкой, а вот чего-чего так указанного боевика здесь нет точно) ну, а если в двух словах то проще сказать «готический хоррор». На самом деле никакого оборотня здесь нет, а есть обычный человек, жестоко, подобно хищному зверю, расправляющийся со своими жертвами, через что его деяния можно спутать с нападением волков, которые как раз в тот период держали в ужасе целые деревни. Так что все предельно реально, тем более что снято как и в случае с «Братством волка», на основе реальных событий, но немного приправлено мистикой.
Впрочем, это сейчас, кажется что мистического там мало и все предельно ясно, а в те времена утверждения Ромасанты о том, что в его злодеяниях виновато проклятие, которое превращало его в волка и заставляло убивать людей, настолько впечатлили королеву Изабеллу II что она полностью амнистировала его. Хотя это не сильно помогло первому серийному убийце в Испании и вскоре он был убит (кем неизвестно). Такие вот дела.
Но вернемся непосредственно к обозреваемому фильму. В целом мне понравилось. Он красив визуально, впрочем, наверное, надо быть полным бездарем, что бы исторический/костюмированный фильм выглядел некрасиво, а учитывая небольшой бюджет, особенно, приятно, что дешевизна здесь совершенно не чувствуется, хотя понятное дело, что и размахом фильм не впечатляет. Присутствуют неплохие актеры, удачно вписавшиеся в свои образы и интересный сюжет, который не зацикливается только на поиске маньяка, но и пытается покопаться в головах подобных (не) людей, что бы понять причину, по которой человек становится таким жестоким, способным на ужасное убийство без капли сожаления. По поводу самих убийств, здесь особой кровавостью они не блещут, в основном их показывают уже постфактум, при этом все смотрится качественно и местами неприятно (как и должно быть).
Из актеров в первую очередь, конечно же, хочется выделить Джулиана Сэндса, который и сыграл главного виновника торжества — Мануэля Бланка Ромасанту. Для меня он в памяти навсегда останется в образе Чернокнижника из первых двух одноименных фильмов, так что было не привычно видеть его не блондином. Жаль, что этот актер редко радует своим появлением, тем более в ужасах/триллерах. Из других более-менее знакомых актеров, выделю: симпатичную испанку Эльзу Патаки успевшую годом ранее засветится у Брайана Юзны в его «Возвращении реаниматора», Джона Шэриана («Машина смерти», «Пятый элэмент», «Спасти рядового Райана», «Машинист»), а также дебютировавшую в небольшой роли Ивану Бакеро, которая спустя два года стала центральным персонажем моего любимого «Лабиринта Фавна».
Режиссер — Пако Плаза, больше знакомый по фильмам «Репортаж 1-2», снятыми совместно с другим не менее известным испанцем — Жауме Балагуэро. Впрочем, лично я всеобщей восторженности по поводу «Репортажей» не разделяю и мне больше по духу другие картины этих режиссеров.
Также замечу, что «Ромасанта» является детищем компании Fantastic Factory созданой Хулио Фернандесом и Брайаном Юзной, производящей под своим крылом малобюджетные фильмы (ужасы, фантастика). Ну и, разумеется, данный фильм я причисляю к их лучшей продукции вместе с «Возвращением реаниматора» «Дагоном» и «Тьмой».
К претензиям могу отнести то, как изменилась структура фильма во второй его половине. В первой половине, как по мне, удачно шло детективное расследование (нахождение и изучение трупов), со вставками того что именно происходило с жертвами (благодаря чему общая картина все больше прояснялась) а параллельно этому показывали чем занимался сам убийца. Потом же, во второй половине фильма уже акцент сделали на любовной линии (между убийцей и сестрой его жертвы), про расследование детектива и его помощника профессора вообще практически забыли, а ближе к концу искать Ромасанту уже принялась та самая девушка, между которым у них завязались шуры-муры.
Я считаю лучше бы весь фильм шел как детективное расследование, переплетающееся с психологическим анализом сущности убийцы, ну а девушка пускай осталась бы просто единственным выжившим свидетелем, который немножко помог бы следствию. В общем, малость перегнули с любовной линией. Лично мне было намного интересней послушать то, как профессор изучает психологию поведения человека, чем наблюдать за любовными интрижками. Тем более, что не все факты тех событий известны и у сценариста был выбор.
В итоге, как по мне, получился добротный фильм. Советую любителям красивых костюмированных детективных триллеров приправленных мистикой, драмой и психологией, но и любителям тематики оборотней тоже не стоит обходить мимо.
8 из 10

Роланд Дискейн

У этого термина существуют и другие значения, см. Роланд (значения).

Роланд Дискейн

Roland Deschain


Роланд, каким его видит художник Майкл Уэлан

Создатель

Стивен Кинг

Произведения

Стрелок, Извлечение троих, Бесплодные земли, Колдун и кристалл, Ветер сквозь замочную скважину,Волки Кальи, Песнь Сюзанны, Тёмная Башня

Первое упоминание

Стрелок

Пол

мужской

Семья

Стивен Дискейн (отец)
Габриэль Дискейн (мать)

Дети

Мордред Дискейн (сын)

Прозвище

Стрелок, Уилл Диаборн

Звание

стрелок

Род занятий

стрелок, путешественник-исследователь

Прототип

молодой Клинт Иствуд

Роль исполняет

Идрис Эльба и Сэм Страйк

Роланд Дискейн, Роланд из Гилеада (англ. Roland Deschain of Gilead) — центральный персонаж серии Стивена Кинга о Тёмной Башне. Он, сын Стивена и Габриэль Дискейнов, — последний живой член легендарного (в его мире) ордена стрелков. Его личность была в основном создана с опорой на героев Клинта Иствуда, а цель и некоторые персонажи взяты из поэмы Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошел до Темной Башни».

Внешность

Клинт Иствуд, вдохновивший Стивена Кинга на создание образа стрелка Роланда.Идрис Эльба, актер, который сыграл Роланда в телеадаптации в 2017.

Нельзя сказать, что Кинг подробно описывает внешность Роланда. Известно, что он высокий, худой черноволосый мужчина европеоидной расы (чернокожая расистка Детта Уокер видела в нем цель своих нападков — белого человека, и, соответственно, неоднократно оскорбляла его) с пронзительными синими глазами. В конце первой книги указывается, что он «постарел на десять лет», и в волосах его появилась седина. В начале книги «Извлечение троих» лишается двух пальцев на правой руке. Любопытно, что стрелок — человек неопределённого возраста. Иногда он кажется другим героям почти стариком, иногда — едва ли не юношей. Лицо его также представляется то уродливым, то красивым.

Тем не менее, в цикле достаточно художественных описаний облика стрелка, характеризующих более его личность, нежели внешность. Особенное внимание уделяется глазам стрелка: голубые, пронзительные, «глаза снайпера», они упоминаются в каждой книге цикла не по одному разу. Стоит обратить внимание на ещё одно описание, которое довольно ярко, хоть и немного противоречиво характеризует Роланда. В книге «Извлечение троих» Роланд грабит оружейный магазин, и полицейский Делеван, обманутый им, запоминает облик стрелка. Далее упоминается, что несколько лет спустя Делеван умер в кинотеатре от сердечного приступа, когда увидел похожего манерой говорить и двигаться персонажа в кино — Терминатора. Но это учитывая то, что стрелок во время общения с полицейским находился в чужом теле и ему приходилось «считывать» информацию напрямую из мозга другого человека.

Также делается намек на внешнее сходство Роланда с автором. В послесловии к последнему роману из цикла «Темная башня», С.Кинг написал, что Роланд похож на Клинта Иствуда.

История

До событий первой книги

Роланд является потомком в тридцатом поколении Короля Артура, известного в мире Роланда под именем Артур Эльдский. Даже его револьверы сделаны из переплавленного легендарного меча Артура, Эскалибура. По преданию, для того, чтобы войти в Башню, необходимо обладать этим мечом.

Роланд стал стрелком в необыкновенно раннем возрасте — в четырнадцать лет (ему удалось победить своего учителя и наставника Корта). Ученик имел право выбора оружия, и Роланд во многом предопределил победу, выбрав в качестве оружия сокола Давида. Далее Роланд был сразу же отправлен в город Хэмбри (англ. Hambry), находящийся в феоде Мэджис (англ. Mejis). Туда он отправился вместе со своим первым «детским» ка-тетом, состоящим из самого Роланда (под именем Уилл Диаборн) и его друзей Катберта Оллгуда и Алена Джонса. Там он впервые влюбился и потерял свою возлюбленную (Сюзан Дельгадо). Он был захвачен влиянием розового магического шара — одного из тринадцати чародейских кристаллов, называемых «Радугой Мерлина» и представляющих каждый из тринадцати Врат (порталов), охраняемых Стражами, генерирующих 6 Лучей, поддерживающих Башню. Роланд узнал, что его цель — путь к Башне, заглянув в розовый шар.

Роланд, одурманенный чародейством, вскоре стал убийцей собственной матери, Габриэль Дискейн. Эти две потери страшно отразились на его личности, хоть и не сломили его. Вместе со своим первым ка-тетом он отправился на поиски Тёмной Башни.

В первой книге

В начале серии Роланд — последний стрелок, он одержим идеей добраться до Тёмной Башни — центра всего множества бесконечных параллельных вселенных. Он предстает как почти безэмоциональный, до одержимости целеустремлённый человек, способный убить сколько угодно людей, если они встанут на его пути к Башне. Встретив мальчика Джейка, он несколько оттаивает, но все равно жертвует своим новым другом (даже, можно сказать, сыном) ради Тёмной Башни. От Уолтера Роланд узнает о своём дальнейшем пути.

Любопытно то, что имя «Роланд» появляется только в середине во второй редакции первой книги, до этого автор называет его только стрелком.

Во второй книге

Следуя пророчествам, полученным в первой книге, Роланд извлекает из мира, похожего на наш, двоих людей — Эдди Дина и Одетту Холмс (она же Детта Уокер, в конце берет себе имя Сюзанна Дин). Он также создает временной парадокс, не позволив маньяку Джеку Морту убить Джейка Чеймберза (два раза допустить гибель мальчика оказывается выше его сил). Парадокс разрешается после того, как Роланд извлекает Джейка в свой мир.

После извлечения двоих людей из нашего мира Роланд, взяв на себя обязанности их лидера, в том числе духовного, проявляет более человечные грани своего характера. Стрелок, по его словам, успевает полюбить обоих своих новых спутников, но все же он признается им, что ради Башни он пожертвует ими практически не задумываясь.

В третьей книге

Роланд, Эдди и Сюзанна направляются по Пути Луча к Тёмной Башне, убив одного из Стражей Луча, киборга-медведя Шардика. Роланд из-за созданного им временного парадокса начинает сходить с ума, так как в одной временной версии (описанной в предыдущих книгах) он встретил Джейка, а потом допустил его смерть, а во второй (единственной для остальных) — путь по пустыне и под горами он проделал в одиночестве. Роланд и его ка-тет «извлекают» Джейка из нашего мира, аннулируя последствия парадокса, и стрелок клянётся мальчику, что больше не предаст его, хотя сам в этом сомневается. Когда Джейка похищает бандит Гашер из города Луда, Роланд идёт спасать мальчика, верный своей клятве — и, с помощью Ыша, они вновь воссоединяются.

Уговорив Блейна Моно перевезти их через Бесплодные Земли, Роланд, проявляя всю свою твёрдость характера, заставляет поезд принять условие: он довезет их живыми до конечного пункта, если не разгадает хоть одну загадку.

В четвертой книге

После благополучного окончания путешествия на Блейне Роланд рассказывает своим друзьям историю своих юных лет, своей первой любви и трагедий, после которых он встал на путь, ведущий к Башне. Он признается своему новому ка-тету, что, встретившись с ними, вновь обрел утраченные душевные свойства, способность любить, и предоставляет им свободу воли — возможность отказаться от Башни. Но все они остаются со стрелком.

Роланд также впервые после долгого времени встречается лицом к лицу с Мартеном, любовником своей матери и причиной многих несчастий его и всего мира. Мартен оказывается Рэндаллом Флэггом, могущественным чародеем, которого за время его жизни называли по-всякому: Мерлин, Незнакомец-вне-времени, Ричард Фаннин, Рудин Филаро, Мартен Броудклоук. Тот предлагает стрелку отступиться от Башни, но сбегает, испугавшись за свою жизнь, когда Роланд стреляет в него из пистолета мира Эдди, над которым его колдовство не властно.

Ка-тет впервые сталкивается с именем Алого Короля, написанным на стене.

В пятой книге

На пути к Башне ка-тету встречается поселение Калья Брин Стерджис, жителей которого примерно раз в двадцать лет терроризируют некие чудовищные создания, так называемые Волки. Роланд принимает решение защитить жителей от атак. На собрании он, несмотря на недавно появившиеся боли в бедре, танцует танец каммалу, вызвав восторг у поселян и своих друзей.

Узнав о том, что Сюзанна беременна после контакта с демоном, Роланд размышляет над возможностью сделать ей аборт, но его останавливают как собственные соображения, так и шантаж отца Каллагэна (тот против из-за католических воззрений). Домоправительница Каллагэна Розалита становится любовницей стрелка, хотя и понимает, что он не останется с ней. Роланд блестяще планирует уничтожение Волков и объединёнными усилиями своего ка-тета и жителей Кальи одерживает полную над ними победу.

Когда после победы Сюзанна, вернее, Миа, овладевшая её телом, убегает в другой мир, Роланд удерживает Эдди от поспешных поступков, но на его просьбу о помощи соглашается идти с ним спасать Сюзанну.

В шестой книге

За Сюзанной отправляются Джейк и отец Каллагэн, Роланд и Эдди же нужно оформить в собственность пустырь с розой, заключив сделку с книготорговцем Тауэром.

В своем походе по Ключевому миру Роланд и Эдди встречают Стивена Кинга. Кинг ошарашен встречей, Эдди с Роландом — не меньше. Отношение Роланда к Кингу чем-то напоминает почтение к божеству. Роланд гипнотизирует Кинга, чтобы узнать о его роли в этой истории, внушает ему очень серьёзно отнестись к истории Башни, а также забыть об их с Эдди визите.

В седьмой книге

В последней книге цикла Роланд и члены его ка-тета, преследуемые сыном Алого Короля и самого стрелка Мордредом, выходят на финишную прямую. Сюзанна, разрешившись от бремени, делает попытку убить Мордреда, но ей удаётся только ранить его. Роланд и Эдди в мире, где живёт их создатель Стивен Кинг, оставляют задание для ка-тета Келвина Тауэра, Аарона Дипно и Мозеса Карвера, крестного отца Одетты Холмс — Сюзанны Дин. Джейк Чамберс, Ыш и отец Каллаген уничтожают гнездо «низких людей» и вампиров, прорываясь в Федик на помощь Сюзанне. Отец Каллаген гибнет. Погибает также и один из могущественных врагов Роланда — Уолтер. Воссоединившись, стрелки попадают в Тандерклеп, где встречаются с Тедом Бротигеном (из романа «Сердца в Атлантиде»). В Тандерклепе живут и работают Разрушители, основная задача которых — разрушение Лучей. Стрелкам удаётся остановить крушение предпоследнего Луча, но при этом они теряют одного из своего ка-тета… Их ка-тет начинает распадаться. Они ещё успевают спасти от смерти «певца Гана» Стивена Кинга (ценой жизни ещё одного стрелка), но ка-тета уже нет. Роланд Дискейн должен прийти к Темной Башне один, как он и видел это в своих снах и видениях Колдовской Радуги. Потеряв всех своих друзей, разделавшись с Мордредом, преодолев все препятствия, в том числе и последнее, в лице Алого Короля, Роланд достигает Темной Башни.

Он проходит все уровни Башни, поднимаясь все выше и выше, пока не достигает заветной двери с надписью «Роланд».

Револьверы Роланда

Револьверы стрелка перешли к Роланду от отца, но так как Роланд оказался крупнее и мощнее его, они были специально утяжелены металлическими пластинами. Револьверы описываются как огромные и тяжёлые, с рукоятками жёлтого цвета из самой лучшей сандаловой древесины. Когда Роланд разыскивает патроны для своего оружия в Нью-Йорке («Извлечение троих») оказывается, что ему подходят патроны от винчестера сорок пятого калибра (в оригинале от лонг кольта того же калибра).

Для справки, первые «универсальные» патроны .44-40 Winchester применялись и в рычажной винтовке Winchester Model 1873, и револьвере Colt Peacemaker 1878; Под патрон .45 Long Colt компании Navy Arms, Rossi, Marlin и Winchester выпускают для современной «ковбойской» стрельбы винтовки «Ливер экшн» со скобой Генри и подствольным магазином, этот же патрон использовался в переделках Peacemaker и Colt Single Action Army.

Роланд и Сюзан

Сюзан Дельгадо стала первой и, возможно, единственной «настоящей любовью» Роланда. В чувстве к ней, испытанном четырнадцатилетним юношей, было и физическое желание, и романтика, и поглощающая страсть, которую Роланд позже сравнил с наркотической зависимостью. Их чувства были взаимны и предопределены ка. Встретившись случайно, молодые люди были обречены судьбой («ка — как ветер») полюбить друг друга. Они стали любовниками, причём Сюзан потеряла девственность, которую должна была отдать мэру Хэмбри по договорённости. Роланд же ранее имел один контакт с проституткой.

Их отношения едва не стали причиной крушения первого ка-тета Роланда и его дружбы с Катбертом Оллгудом. Тем не менее Сюзан спасла жизни троих друзей, застрелив двух человек, и вообще, всячески помогала их ка-тету бороться с людьми Джона Фарсона.

Но Роланд не смог сохранить жизнь своей возлюбленной. Её гибель жестоко отразилась на юном стрелке. Он продолжал любить Сюзан на протяжении всей своей жизни, так и не исцелившись окончательно от этой потери.

Историю своей первой любви он рассказал своему новому ка-тету после поездки на Блейне (события четвёртой книги).

Роланд и Джейк

В первой книге цикла Стрелок встречается с Джейком на насосной станции в пустыне. Джейк попал в мир Роланда, погибнув в нашем под колёсами автомобиля. Стрелок привязывается к мальчику, но, поставленный перед выбором Башня или спасение Джейка, выбирает первое. Эта смерть тяжелым бременем ложится на совесть Роланда. В третьей книге мальчика, сходящего с ума от раздвоенности сознания (одна его часть помнит свою смерть на пешеходном переходе и путешествие с Роландом, другая — жизнь), «извлекают» из нашего мира в мир Стрелка. Стрелок, также страдающий от подобной проблемы, исцеляется и обретает своего названого сына. Стоит ли говорить о том, что Джейк Чамберс также становится стрелком, полноправным членом древнего ка-тета.

Влияние на популярную культуру

  • В романе Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» и в его сиквеле «Фальшивые зеркала» главный герой взял себе прозвище «Стрелок» («Gunslinger»), однажды оговорившись, что любит творчество Стивена Кинга.
  • В романе Джона Коннолли «Книга потерянных вещей» в одной из сюжетных линий, проводится параллель с «Стрелком». Главный герой романа Коннолли Дэвид попадает в другой мир из своего (1939 г.) и встречает всадника-стрелка Роланда. Вместе они продолжают путь. Правда, к концу романа Роланд гибнет в замке спящей красавицы.
  • Песня группы «Кипелов» из альбома «Звезды и кресты» носит название «Темная башня»
  • Песня группы «Сны Саламандры», «Последний Стрелок» посвящена Роланду
  • Дуэт «Айрэ и Саруман» посвятил циклу «Тёмная башня» и его главному герою альбом «Стрелок»

См. также

  • Список персонажей «Темной Башни»

Самые ожидаемые сериалы 2020 года

Конец 2019 года уже близко, а это значит, что пора прикинуть, сколько времени уйдет на новые сериалы и шоу. Для этого мы собрали для вас самые ожидаемые сериалы 2020 года. Сериаломаны, запоминайте!

Маршал / Заместитель (2 января 2020)

  • Жанр: драма, криминал, вестерн
  • В ролях: Стивен Дорфф, Яра Мартинес, Наталья Чильюти, Даниэль Моне Троуэр, Сэнди Лопес, Синтия Кармона

На смену погибшего шерифа Округа Лос-Анджелес приходит его помощник — сержант Холлистер, полицейский в пятом поколении, известный своей жестокостью, принципиальностью и беспрекословной приверженностью закону.

Чужак (12 января 2020)

The Outsider

  • Жанр: триллер, детектив, криминал
  • В ролях: Джон Геттье, Марк Менчака, Бен Мендельсон, Дерек Сесил, Саммер Фонтана, Макс Бисли

Экранизация одноименного романа Стивена Кинга. Примерный гражданин, верный муж и любящий отец Терри Мэйтленд становится подозреваемым в убийстве ребенка. На теле найдены его отпечатки, но, судя по записям с камер наблюдения, он был в 90 километрах от места преступления. Что же произошло на самом деле?

Пятая авеню

Avenue 5

  • Жанр: фантастика, комедия
  • В ролях: Хью Лори, Сьюзи Накамура, Ребекка Фронт, Зак Вудс, Джош Гад, Никки Амука-Бёрд

Недалекое будущее. Человечество переключилось с путешествия по планете Земля на путешествие по всей галактике. «Пятая авеню» — один из межпланетных лайнеров, которые возят толпы туристов поглазеть на звезды. Остается добавить, что история с «Титаником» совершенно не учит людей, а даже самый опытный и миловидный капитан может оказаться полнейшим идиотом.

Сквозь снег

  • Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
  • В ролях: Давид Диггс, Мики Самнер, Шейла Ванд, Иддо Голдберг, Лена Холл, Элисон Райт

Экранизация одноименного комикса. Выжившее после ядерной зимы человечество вынуждено жить в огромном поезде, несущемся по всей Земле. Со временем люди приспособились к такой жизни, хотя повезло не всем. Впереди едет элита, которой доступны образование, хорошая одежда и еда. «Хвост» поезда скорее напоминает гетто. Однажды бедняки решают изменить устоявшийся порядок дел.

Разрабы / Разработчики

  • Жанр: фантастика, триллер, драма
  • В ролях: Соноя Мидзуно, Ник Офферман, Элисон Пилл, Зэк Гренье, Кэйли Спэни, Стивен Хендерсон

Лили работает компьютерным инженером компании «Амайя», занимающейся квантовыми вычислениями. Неожиданно ее парень исчезает. Следы приводят девушку в строго засекреченное подразделение разработчиков «Амайи».

Противостояние

The Stand

  • Жанр: приключение, драма, фэнтези
  • В ролях: Джеймс Марсден, Джован Адепо, Вупи Голдберг, Эмбер Херд, Брэд Уильям Хэнке, Кэтрин Макнамара

И снова экранизация Кинга. 99% населения убиты усовершенствованной формой гриппа, разработанной в секретной лаборатории США. Выжившие разделяются на два лагеря: те, кто следуют за неким «черным человеком», «посланником дьявола» по имени Рэндалл Флегг в Лас-Вегас, и те, кто все еще блюдет божья заповеди с 108-летней проповедницей Матушкой Абигейл.

Дьявол в белом городе

The Devil in the White City

  • Жанр: триллер, драма, история
  • В ролях: Леонардо ДиКаприо

Режиссером сериала выступит Мартин Скорсезе. В основу фильма легли реальные события, произошедшие в 1893 году в Чикаго. Во время проведения Всемирной выставки доктор Генри Холмс зверски убил, по разным данным, от 27 до 200 человек. Все убийства происходили в принадлежавшем ему отеле, который позже назовут «Замком смерти».

Колесо времени

The Wheel of Time

  • Жанр: фэнтези, приключения
  • В ролях: Барни Харрис, Дэниэл Хенни, Мадлен Мэдден, Майкл МакЭлхаттон, Розамунд Пайк, Зои Робинс

В основе сюжета лежит серия одноименных книг писателя Роберта Джордана. Член древнего ордена «Айз Седай» Морейн отправляется в опасное путешествие с пятью юношами и девушками. Цель путешествия — обучить подростков магии и узнать, кто из ребят — возрожденный Дракон, чья сил способна как сохранить, так и уничтожить этот мир.

Защищая Джейкоба

Defending Jacob

  • Жанр: триллер, детектив
  • В ролях: Крис Эванс, Мишель Докери, Бетти Гэбриел, Сакина Джэффри, Черри Джонс, Джейден Мартелл

Помощник окружного прокурора города Ньютон Энди Барбер с ужасом узнает, что его 14-летний сын Джейкоб подозревается в убийстве одноклассника. Все следы ведут к подростке, и вскоре Энди находит в комнате парня орудие убийства. Перед Барбером-старшим встает серьезный выбор: поступить по закону или спасти своего ребенка.

И повсюду тлеют пожары

Little Fires Everywhere

  • Жанр: драма
  • В ролях: Риз Уизерспун, Керри Вашингтон, Розмари ДеУитт, Джордан Эльзасс, Джошуа Джексон, Гэвин Льюис

В центре сюжета — противостояние авторитетной «идеальной» домохозяйки из небольшого городка мисс Ричардсон и своенравной художнице Мии Уоррен, которая недавно переехала в это захолустье и не хочет мириться с чужими порядками.

Песочный человек

The Sandman

  • Жанр: ужасы, фантастика, фэнтези, драма

Экранизация известного комикса Нила Геймана. Морфей, он же Повелитель Снов, в результате тайного ритуала оказывается в плену у колдунов. Спустя 70 лет ему удается бежать. Теперь он вынужден приспосабливаться к новому миру и искать утраченные магические инструменты, попутно решая проблемы с родственниками: Смертью, Судьбой, Разрушением, Отчаянием, Исступлением и Желанием.

Старгёрл

  • Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, драма, криминал, приключения
  • В ролях: Кристофер Джеймс Бэйкер, Брэк Бэссинджер, Мэг Келли, Нил Джексон, Ивет Монреаль, Эми Смарт

Кортни Уитмор, второкурсница средней школы, находит в вещах своего отчима нашла одежду супергероя — первого Звездно-Полосатого Мальчика. Она решает тоже вступить в борьбу за справедливость и вскоре объединяется с юными членами Общества Справедливости Америки.

Berlanti Productions

Чистота / Пьюрити

  • Жанр: драма
  • В ролях: Дэниэл Крэйг

Пьюрити «Пип» Тайлер всю жизнь прожила с приемной матерью. Девушка не знает ни места своего происхождения, ни имени родителей, которые явно живы. В свободное от учебы время Пип подрабатывает интерном в компании «The SunShine Project». Ее директор — эксцентричный и загадочный Андреас Вольф, владелец доступа в огромную базу данных, в которой наверняка есть имена и адреса родителей Тайлер.

Монстры за работой

Monsters at Work

  • Жанр: мультфильм, фэнтези, комедия, приключения, семейный

Действие сериала разворачивается через шесть месяцев после событий фильма «Корпорация монстров». Тайлер Таскмон, энергичный и талантливый механик «Корпорации монстров», мечтает попасть на «Этаж смеха» и работать бок о бок со своими кумирами — Майком Вазовски и Джеймсом «Салли» Салливаном.

Темная башня

The Dark Tower

  • Жанр: фэнтези, боевик, приключения
  • В ролях: Сэм Страйк, Элейн Кэссиди, Тим Чиппинг, Дэниэл Фазерс, Джером Флинн, Фрэнки Фокс

Уже соскучились по экранизациям «Короля ужасов»? Роланд Дискейн — последний представитель ордена стрелков. Мир, в котором живет герой, умирает, но он все еще надеется все исправить. Стрелку нужно дойти до Темной башни, что стоит посреди поля роз. Башня — центр мироздания, его опора. Башня — спасение. И найти Башню — это главное предназначение Роланда.

Ковбой Бибоп

Cowboy Bebop

  • Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, драма, криминал, приключения
  • В ролях: Джон Чо, Алекс Хэсселл, Даниэлла Пинеда, Елена Сатине, Мустафа Жакир, Родни Кук

Ремейк культового аниме с живыми актерами. Действия сериала происходят в 2071 году после апокалипсиса. Земля больше не пригодна для жизни, человечество расселилось по всевозможным планетам. Все больше популярности набирают космические охотники за головами. способные отыскать преступников в любой точке галактики. Именно этим и занимается экипаж небольшого корабля «Бибоп».

Последний самурай (фильм, 2003)

Последний Самурай

The Last Samurai

Жанр

исторический фильм
приключения
драма

Режиссёр

Эдвард Цвик

Продюсер

Том Круз
Том Энгельман
Маршалл Херсковиц
Скотт Крупф
Пола Вагнер
Эдвард Цвик

Автор
сценария

Джон Логан
Эдвард Цвик
Маршалл Херсковитц

В главных
ролях

Том Круз
Кэн Ватанабэ
Син Коямада

Оператор

Джон Толл

Композитор

Ханс Циммер

Кинокомпания

Warner Bros. Pictures

Длительность

154 мин.

Бюджет

140 млн долларов

Сборы

456 758 981 долларов

Страна

США

Язык

английский

Год

IMDb

ID 0325710

Официальный сайт

«Последний самурай» (ориг. англ. The Last Samurai) — американская приключенческая драма Эдварда Цвика по сценарию Джона Логана. Фильм был выдвинут на 4 премии «Оскар», имеет 15 наград и 39 номинаций.

Фильм является художественной интерпретацией событий, происходивших в Японии во второй половине девятнадцатого столетия, а именно в переломный для Японии момент введения всевозможных модернизаций по западному образцу, веяний из Европы и Америки как по части самого быта, так и по части тактики ведения войны.

Описание сюжета

  • Прелюдия: Самурай Кацумото, медитируя в деревне, наблюдает видение — белый тигр отбивается от окруживших его загонщиков…

Отставной капитан кавалерии северян Нэйтан Олгрен зарабатывает на жизнь рекламой винчестеров. Сержант Зеб отводит его на встречу с японцами и полковником Багли, вместе с которым Олгрен воевал против индейцев. Глава делегации Омура, японский министр, предлагает Олгрену тренировать солдат японской императорской армии. Олгрен ненавидит Багли: в годы войны с индейцами полковник показал себя жестоким и беспринципным человеком, спокойно убивавшим женщин и детей. Тем не менее, Олгрен, нуждающийся в деньгах, соглашается с предложением, и прибывает в Японию. Он начинает свои занятия с новобранцами, вчерашними крестьянами, но, не завершив их обучение, получает приказ выступить против Кацумото — мятежного самурая, находящегося в оппозиции к действующему правительству. Олгрен заявляет, что необученные трусливые крестьяне не готовы к войне. Он показывает это на практике, приказав одному из солдат выстрелить в него: крестьянин настолько боится инструктора, которого он считает самураем, что промахивается на несколько метров. Но командование отдает прямой приказ, и армия выступает в поход.

Солдаты углубляются в горы, где их атакует небольшой отряд Кацумото. Багли заявляет, что американцы являются некомбатантами, и уезжает в тыл, но Олгрен и Зеб остаются с отрядом. В бою японские солдаты, как и ожидал Олгрен, обращаются в паническое бегство, и быстро гибнут. Олгрен и Зеб, хорошо владеющие огнестрельным оружием, наносят отряду самураев серьезные потери, но не могут остановить его наступление. Расстреляв все патроны, они отбиваются в неравном бою. Олгрен, вооруженный саблей, убивает еще нескольких противников. Самураи окружают Олгрена, тот защищается раздобытым у врага копьём, на знамени которого изображён белый тигр. Самурай Хиротаро добивает раненного Зеба, и, сбив с ног Олгрена, пытается его прикончить, но вместо этого погибает сам: американец поражает самурая в горло обрубком копья. Кацумото, удивленный храбростью Олгрена, а также вспомнив свое видение, приказывает взять в плен обессилевшего американца. Самураи отправляются в горную деревню сына Кацумото, Нобутады. Приближается зима, и бежать из деревни будет невозможно.

Олгрена помещают в доме Таки, вдовы Хиротаро. Он перезимовывает в деревне, учит японский, постепенно сближается с благородным Кацумото. Уджио, один из приближенных к Кацумото самураев, очень не любит Олгрена, и потому начинает «учить» его владению деревянным мечом по собственному методу, каждый раз избивая и травмируя американца. Американская сабельная техника сильно отличается от японской, и Олгрен раз за разом терпит поражение. Однако он не жалуется Кацумото, но, напротив, продолжает бои на деревянных мечах, постепенно осваивая необходимые приемы. В результате он становится признанным мастером меча, сведя на «ничью» тренировочный бой с Уджио. После этого японец меняет свое отношение к нему, и начинает выказывать уважение. Остальные самураи, во главе с Кацумото, еще раньше признали Олгрена своим. Его простила даже вдова Хиротаро.

Во время праздника группа ниндзя совершает покушения на Кацумото, он защищается вместе с американцем, и они спасают друг другу жизнь. Поняв, что за покушением стоит его противник, приближённый императора министр Омура, Кацумото отправляется ко двору. Он возвращает свободу Олгрену. Американец отвергает предложение Омуры возглавить императорскую армию, и готовится к отплытию. На совете Омура выступает против Кацумото, и слабовольный император не мешает ему. Разжалованный Кацумото перестает быть министром, и его арестовывают. Олгрена, которого Омура боится, тоже приказано убить: к нему отправили пятерых мастеров меча. Однако Олгрен, рубившийся на равных с самим Уджио, лучшим фехтовальщиком деревни, побеждает и убивает их всех. Олгрен с помощью самураев высвобождает Кацумото, но при этом погибает его сын, Нобутада. Теперь у Кацумото есть личные счеты с Омурой. Самураи уезжают в деревню Кацумото.

Несколькими неделями позже к деревне подходят три полка вымуштрованной пехоты с пушками и пулемётами Гатлинга. Олгрен и Кацумото решают вступить в бой, чтобы заставить императора их услышать. К этому времени Кацумото уже понимает, что его друг — исключительно ценный союзник: Олгрен, воевавший на нескольких фронтах, хорошо знает западную тактику, и потому может заранее предсказать все действия противника. Совместно с Кацумото он разрабатывает план будущего сражения. Така, сильно привязавшаяся к Олгрену, благославляет его на бой. Уджио лично проверяет его доспехи. Кацумото отдает американцу свой меч, на лезвии которого написано «Я принадлежу воину». Тебе он нужнее, говорит Кацумото.

Сражение начинается с артподготовки японской армии. Оказавшись под огнём артиллерии, самураи притворно отходят, и увереный в победе Омура, несмотря на протесты полковника Багли, посылает солдат в общую атаку. Багли, зная, кто именно воюет против него, подозревает ловушку. Так оно и оказывается: самураи, поджигая облитую маслом солому, отсекают солдат от штаба огненной линией. Начинается рукопашная схватка. Сражение идет практически на равных: императорская армия прошла требуемое обучение под руководством Багли, и ее солдаты не знают страха. Они метко стреляют, а также владеют навыками штыкового боя. Исход битвы решает предложенный Олгреном засадный полк, рассеивающий и обращающий в бегство солдат. Японская армия отступает.

Однако Кацумото понимает, что победа далась ему дорогой ценой: у них с Олгреном почти не осталось бойцов. Зная, что ему нечего терять, он отдает приказ атаковать противника. Кавалерия Кацумото, несмотря на плотный огонь, в отчаянной атаке прорубается через оставшуюся пехоту, пытаясь добраться до самого Омуры. Багли, стоявший до конца, и на этот раз не ушедший в тыл, погибает от меча Олгрена. Но Омура вводит в бой орудия Гатлинга, и самураи массово гибнут под пулеметным огнем. Олгрен, выполняя долг перед другом, помогает смертельно раненому Кацумото совершить обряд сэппуку. Императорский генерал, нарушая приказ Омуры, требует прекратить огонь. Солдаты в знак уважения склоняются перед героями. Олгрен является к императору, который, неожиданно проявив волю, отказывается заключить договор с США, и смещает Омуру. Олгрен, оправившись от ран, отказывается от отплытия в Америку, и возвращается в деревню к Таке.

В ролях

Актёр Роль
Том Круз капитан Нейтан Олгрен
Кэн Ватанабэ Морицугу Кацумото
Син Коямада Нобутада (сын Кацумото)
Коюки Като Така
Тимоти Сполл журналист Саймон Грэхем
Тони Голдуин полковник Багли
Масато Харада Омура
Накамура Ситиносукэ-второй Император Муцухито
Хироюки Санада Юдзи
Сэйдзо Фукумото молчаливый самурай («Боб»)
Билли Коннолли сержант Зебулон Гант
Сюн Сугата самурай Накао
Сатоси Никайдо лейтенант

Исторический фон событий

Могила Сайго Такамори и части его боевых соратников в Кагосиме, Япония. Почтовая открытка, около 1910 года.

Начиная с 1868 года традиционализм и закрытость, пронизывавшие весь уклад жизни Японии, претерпели коренные изменения: при императоре Мэйдзи (1852—1912) был взят курс на модернизацию страны и проведение политики «открытых дверей». При этом сословие воинов, существовавшее с VII—VIII веков и на протяжении долгого времени, было отныне лишено своих прежних привилегий. С 1876 года самураям (в Японии их называли «буси») запрещалось носить мечи и традиционные причёски в виде заплетённых в косу волос и уложенных в тугой узел. В ходе гражданской войны в 1877 году произошло последнее крупное восстание самураев под предводительством Сайго Такамори (1828—1877) (в фильме он выведен под именем Кацумото — Кэн Ватанабэ), одного из самых видных политических деятелей Японии и лидеров антисёгунского движения и реставрации Мэйдзи (1868—1912).

24 сентября 1877 года состоялось последнее сражение (Битва при Сирояме) сводных сил повстанцев против объединённых императорских сухопутных сил и подразделений морской пехоты (всего 30 000 человек), поддержанных кораблями императорского флота. При соотношении сил 60:1 не в пользу восставших из 400 воинов, которых Сайго Такамори повёл в сражение против императорских войск, в живых осталось около 40 самураев и тяжелораненый Сайго, который сумел совершить ритуальный обряд «сэппуку». Последние оставшиеся в живых самураи бросились в атаку на правительственные войска, однако все были уничтожены огнём пулемётов Гатлинга. Смерть Сайго была окутана многочисленными легендами, некоторые из них его смерть подвергали сомнению, даже предрекали его скорое возвращение. Император Мэйдзи, стремясь не нарушать естественную привязанность населения страны к видному борцу за традиционные ценности и национальные традиции Японии, а также желая объединить нацию, 22 февраля 1889 года признал мужество Сайго и посмертно его помиловал. В Кагосиме, родном городе Сайго Такамори, в память о последнем неустрашимом самурае был установлен памятник (ныне территория центрального городского парка), а сам он и его павшие в сражении воины были захоронены на городском кладбище Нансю (яп. 南洲墓地).

В фильме Омура командует войсками Японии в последнем сражении против самураев, в реальности это был Ямагата Аритомо.

Награды и номинации

  • 2004 — 4 номинации на премию «Оскар»: лучшая мужская роль второго плана (Кэн Ватанабэ), лучшая работа художника-постановщика (Лилли Килверт, Гретчен Рау), лучший дизайн костюмов (Найла Диксон), лучший звук (Энди Нельсон, Анна Бельмер, Джефф Уэкслер)
  • 2004 — 3 номинации на премию «Золотой глобус»: лучшая мужская роль — драма (Том Круз), лучшая мужская роль второго плана (Кэн Ватанабэ), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер)
  • 2004 — 4 премии «Спутник»: лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Толл), лучший монтаж (Виктор Дю Буа, Стивен Розенблюм), лучший дизайн костюмов (Найла Диксон), а также 6 номинаций: лучший фильм — драма, лучшая мужская роль — драма (Том Круз), лучшая мужская роль второго плана — драма (Кэн Ватанабэ), лучшие визуальные эффекты (Джеффри А. Окун), лучшая работа художника-постановщика (Лилли Килверт, Гретчен Рау), лучший звук (Марк П. Стокингер)
  • 2004 — номинация на премию Гильдии киноактёров США за лучшую мужскую роль второго плана (Кэн Ватанабэ)
  • 2004 — 5 номинации на премию «Сатурн»: лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, лучший режиссёр (Эдвард Цвик), лучшая мужская роль (Том Круз), лучшая мужская роль второго плана (Кэн Ватанабэ), лучший молодой актёр или актриса (Соскэ Икэмацу)
  • 2003 — премия Национального совета кинокритиков США за лучшую режиссуру (Эдвард Цвик), а также попадание в десятку лучших фильмов года
  1. 1 2 «Последний самурай (фильм, 2003)» (англ.) на сайте Box Office Mojo
  2. Прототипами главных героев фильма послужили предводитель Сацумского восстания 1877 года самурай Сайго Такамори и отставной капитан французской армии Жюль Брюне
  3. Harald Pöcher. Kriege und Schlachten in Japan, die Geschichte schriebe. Von den Anfängen bis 1853. Reihe: Militärgeschichte. — Berlin: Lit Verlag, 2011. — P. 54. — 106 p. — ISBN 978-3-643-50082-3. (нем.) (Проверено 7 июля 2012)

В Викицитатнике есть страница по теме: Последний самурай (фильм, 2003)

Ссылки

  • Последний самурай (англ.) — официальный сайт фильма на сайте Warner Bros.
  • Алекс Экслер. Последний самурай. — Кинорецензия. Дата обращения 2 октября 2018.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 7658004-0 · VIAF: 316752143 · WorldCat VIAF: 316752143

Фильмы Эдварда Цвика

  • Что случилось прошлой ночью (1986)
  • Слава (1989)
  • Побег из Нормала (1992)
  • Легенды осени (1994)
  • Мужество в бою (1996)
  • Осада (1998)
  • Последний самурай (2003)
  • Кровавый алмаз (2006)
  • Вызов (2008)
  • Любовь и другие лекарства (2010)
  • Жертвуя пешкой (2015)
  • Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся (2016)

Япония — Страна восходящего солнца

Сегодня мы знаем, что фильм «Последний самурай» с Томом Крузом был тепло принят как в американском и мировом прокате, так и, что особенно важно – в Японии. Важно — не с точки зрения прямых кассовых сборов, но одобрительной критики, которая определила интерес публики к The last Samurai и ее истории о самурае Кацумото и капитана Нейтане Олгрене. Голливудское кино то и дело ругают за искажение национального облика других стран, в попытке донести до массового зрителя особенности культуры или факты из истории. Последний самурай 2003 г. является довольно вольной трактовкой целого ряда реальных исторических событий в Японии, и все же не претендует на достоверность. Более того, The Last Samurai побуждает к самостоятельному поиску информации, факультативному расширению уже увиденной на экране истории о том же Кацумото (Сайго Такамори).

По понятным причинам, у проекта такого масштаба как Последний самурай сложилось сотрудничество с целым рядом консультантов. Речь не столько о достоверной передачи конкретного исторического периода, сколько о работе с общим антуражем Страны восходящего солнца и тематики самураев. Япония и ее самураи столетиями будоражила умы путешественников, торговцев, писателей и философов, глав государств Старого и Нового света. Для большинства зрителей фильма «Последний самурай», Япония остается большой загадкой и многие из нас позитивно оценивают мечты когда-нибудь там побывать. Этим объясняется сильный зрительский интерес к Японии, содержащий элемент загадки, диковинки, которую успешно подхватили создатели фильма «Последний самурай» с Томом Крузом (Нейтан Олгрен) и Кеном Ватанабе (Кацумото).

The Last Samurai покорил широкую аудиторию тем романтизмом, с которым передан дух Японии. Доведенные до умеренной карикатурности персонажи самураи, вызывающие эмпатию. Великолепной красоты пейзажи японских деревень, где, как говорит Кацумото (Кен Ватанабе) жили многие поколения его предков. Культура и быт людей, показанный глазами восхищенного иностранца капитана Олгрена. Интересно, что большая часть открытых локаций Последнего самурая была воссоздана в Новой Зеландии, которая в фильме сошла за Японскую глубинку. И все же происходящее на экране The last Samurai, на протяжении двух с половиной часов, воспринимается как почти что квинтэссенция того, что мы подразумеваем как японское, в самом романтическом ключе.

Том Круз последний самурай. Нейтан Олгрен

Примечательно, что абсолютное большинство зрителей восприняло название фильма как характеристику именно героя Тома Круза, что не так. Капитан Нейтан Олгрен является вымышленным персонажем, что не удивительно. На стороне сил самураев и Кацумото действительно воевало небольшое количество иностранцев, но это были французы, а их предводитель Жюль Брюне не передал экранному персонажу каких-либо черт (кроме военных кампаний за деньги и того, что выжил в войне). Капитан Олгрен (Том Круз последний самурай), который является ветераном Гражданской войны в США и столкновений с коренными племенами Западного фронтира, оказался для самурая Кацумото интересным объектом для изучения и собеседником, что придало сюжета Последнего самурая остроты.

Персонаж Тома Круза, Нейтан Олгрен, который становится впоследствии самураем, проходит длинный путь переосмысления – он идейно оформляет этот путь для нас с вами, как зрителей. Капитан Олгрен прибывает в Японию с готовностью убивать японцев за деньги, готовить молодую императорскую армию за солидное вознаграждение, без угрызений совести. Попав в плен и среду обитания вчерашних врагов из леса, Нейтан Олгрен погружается в окружившую его японскую культуру самураев. На контрасте с разрастающимися японскими городами, где по улицам пущены телеграфные провода, сельская глубинка Кацумото завораживает главного героя. Он восхищается культурой, самоотдачей людей, влюбляется в японскую вдову, заслуживает уважение воинов самураев. История фильма Последний самурай напоминает современный вариант классической приключенческой исторической прозы «Дочь Монтесумы» Генри Хаггарда (теперь Япония вместо Южной Америки).

Том Круз (Нейтан Олгрен), которого большинство воспринимает лишь как героя боевиков, с пылом брался за драматические роли всю свою карьеру. Как подсказывают открытые источники, общая подготовка к роли капитана Олгрена в кино «Последний самурай» заняла у Тома Круза почти два года. На протяжении этого времени актер брал уроки боевых искусств, учился совладать с традиционным японским мечом, держаться верхом на лошади, учил японский язык и погружался в культуру страны Восходящего солнца и самураев. Это ощущается на всем пути его персонажа, особенно в заключительной части фильма, ведь подобная самоотдача работе приносит свои плоды. В данном контексте мы верим в историю капитана Нейтана Олгрена.

Интересные факты о съемках The last Samurai

В фильме Последний самурай в небольшом камео мастера мечей в деревне Кацумото исполнил настоящий кузнец японских катан — Shoji Yoshihara. Он известен у себя на родине и на момент съемок обладал уровнем умений «Mukansa».

Если вы также смотрите фильм Последний самурай в оригинальной озвучке, наверняка отметили интересный акцент у японского актера Кена Ватанабе, который играет самурая Кацумото. Это была первая роль исполнителя в англоязычном кино и первый раз, когда он с экрана говорил на английском.

Несмотря на расхожее мнение, название фильма Последний самурай не характеризует героев Тома Круза (капитан Олгрен) или Кена Ватанабе (Кацумото). Слово Samurai здесь употреблено во множественном числе и подразумевает закат целой эпохи японской истории.

Следующий факт часто вспоминали еще в 2003 году, когда фильм шел в кинотеатрах. В известной сцене, где персонаж Хироюки Санада (Юдзи) останавливается лезвие у шеи плененного американца Нейтана Олгрена, все могло закончиться печально. Не сработал механизм, который должен был отодвинуть в нужный момент Тома Круза. Санада быстро среагировал и остановил лезвие в одном дюйме от шеи партнера по съемкам. Понятно, что меч не был столь острым, как подразумевается, и все же.

Одной из базовых основ сюжета «Последнего самурая» является тот факт, что ветеранов Гражданской войны в США, вроде капитана Олгрена, наняли, чтобы обучать военному делу императорскую армию Японии. В реальности для этих нужд пригласили офицеров Прусской армии.

Знак, который рисует младший сын Таки и отдает капитану Олгрену – это символ, обозначающий понятие Самурай.

Том Круз отказался от конкретной суммы гонорара за роль наперед и предпочел процент от кассовых сборов, и, конечно, не прогадал, получив в итоге около 25 млн. долларов.

Всего «Последний самурай» снимали на тринадцати основных локациях в трех странах: Японии, Новой Зеландии и США. В первом случае это был замок Нидзе в Киото (резиденция сегуната Токугава), город Авадзи, храм Engyō-ji. В Новой Зеландии локации предложил регион Таранаки, киностудия Henderson Valley Studios, портовой город Нью-Плимут (в фильме стал японским портом, куда прибывает в начале Нейтан Олгрен). В Соединенных штатах съемки Последнего самурая проходили на открытых и закрытых локациях студии Warner Brothers.

Около 500 японских статистов в течении десяти дней участвовали в съемках финальной битвы – локациями послужили поля для регби в Новой Зеландии.

История за кадром

Кацумото – Сайго Такамори

Реальный министр и самурай Сайго Такамори был очень интересной личностью, что можно понять даже из краткой биографии из открытых источников. Он был одним из лидеров антиправительственного восстания в Японии, известным как война Босин. Тогда был положен конец трехвековому правлению Сегуната Такугава и лидеры победивших возвели на престол молодого императора Мейдзи. То есть прототип Кацумото сам воевал против оппонентов самураев и положил конец их влиянию. Уже после он сам расстроил отношения с новым правительством и ушел в оппозицию, что послужило позже катализатором для Сацумского восстания, показано в фильме «Последний самурай».

Примечательно, что в действительности Сайго Такамори (в фильме — самурай Кацумото) вел свои войска в последнюю битву, будучи одетым, не в самурайские доспехи предков, а в униформу французских офицеров, а до этого — в большей части сражений восстания, был одет в униформу офицера императорской армии Японии. В фильме Последний самурай образу Кацумото был придан более аутентичный оттенок и массивные доспехи предков производят более сильное и контрастное впечатление.

Император Японии

Молодой император, который показан в фильме Последний самурай – это император Мейдзи (1852-1912). Он был возведен на престол после восстания Мейдзи против сегуната Токугава в 1868 году. В течение его пятидесятилетнего правления Япония прошла целые этапы развития и стала великой страной региона к началу ХХ века. Любопытно, что у такого застенчивого правителя, как показано в The Last Samurai было 15 детей от пяти женщин.

В действительности император Японии не встречался с послами из соединенных штатов, как и наемными военными, которых наняли для обучения его новой армии, вроде капитана Олгрена – его личность действительно была закрыта для посторонних глаз, особенно для иностранцев. И сцена, где владыка уверенно отвергает предложение американского посла, не имела место в действительности.

Сотрудничество с Соединенными штатами

На протяжении столетий Японии уверенно отвергала влияние европейских империй, как религиозное, так и культурное и торговое. Картина того, как британская империя эксплуатировала Китай в XIX веке, а Соединенные штаты расширяли влияние в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, только усугубляла положение. Тем не менее, в 1854 году под угрозами подписала «договор Танагава», открывший торговлю с США. В качестве ответа на несоблюдение новым партнером своих обязательств, Япония в будущем предпочла сотрудничество с Пруссией и Францией в военной сфере. Именно прусские офицеры тренировали новую императорскую армию, а не ветераны Гражданской войны в США, в частности, выдуманный герой Тома Круза Нейтан Олгрен, как показано в фильме Последний самурай.

Хотя в кино сложились особые обстоятельства, почему капитан Олгрен, поначалу пленный враг, заработал доверие Кацумото и самураев, в реальности его вряд ли стали бы обучать Бушидо. Это боевое искусство, в частности, должно было объединять национальное единство Японии против Западного влияния, американского в частности. Обучение Кацумото английскому языку – также дань повышенному вовлечению американцев по сюжетной задумке, как и императора Японии. В то время очень немногие японцы знали даже элементарные основы английского языка, а основное влияние на военную сферу по-прежнему оказывали европейцы.

Восстание самураев

В реальности самураи не были столь альтруистично преданы идеи благополучия каждого гражданина Японии, как показано в фильме Последний самурай и в образе самурая Кацумото. «Реставрация Мэйдзи», которая и стала катализатором восстания, положила конец военной монополии самураев. До этого они были привилегированным классом воинов, а теперь императорская армия стала местом, где могли служить самые бедные касты общества. Сами же самураи далеко не всегда и не поголовно соблюдали свой боевой кодекс Бушидо. В «Последнем самурае» сюжет оставляет за кадром желание самураев удержать власть в стране, выводя на первый план законы чести и беззаветную доблесть воинов Кацумото.

Когда в The last Samurai героя Тома Круза (капитан Олгрен) берут в плен, нам показана уверенная победа армии самураев Кацумото над еще не готовыми к сопротивлению армейцами. В действительности же практически все стычки повстанцев с регулярной армией терпели неудачу с самого начала конфликта. Они действительно производили молниеносные набеги на некоторые объекты, но при появлении регулярных войск, обычно погибали.

Еще одно важное отличие между образом самураев в фильме «Последний самурай» и реальностью – приверженность воинов Кацумото традиционному вооружению. Настоящие самураи того времени редко носили традиционные доспехи. Кроме того, они не ограничивали себя в использовании оружия. Большинство самураев во время Сацуммского восстания 1877 года, показанного в фильме, в той или иной степени использовали огнестрельное оружие. Сам Сайго Такамори (самурай Кацумото по сюжету) создал множество школ, где учили военному делу и, в частности, обращению с огнестрельным оружием и артиллерией. К слову, ниндзя, которые по сюжету пытаются убить Кацумото, уже не существовали в таком виде, как показано в фильме и канули в историю.