Будда о жизни

Содержание

Мы – то, что мы думаем: Почему так ВАЖНО заняться своими мыслями

Экология сознания: Психология. Навык управления мыслями очень и очень важен для всех без исключения. Почему им так важно заняться?

Золотое правило питания гласит: «Мы – то, что мы едим». Если бы мы состояли только из тела, тогда да, но человек материален только наполовину, на вторую же половину – духовен, т.е. — НЕматериален, и духовный аспект, на мой взгляд, всё-таки первичен.

Поэтому верным было бы правило: «Мы – то, что мы думаем»

Между качеством жизни и мыслями существует прямая зависимость

Мысли видоизменяют чувства, рождают эмоции, которые, в свою очередь, формируют нашу жизнь и судьбу. То, что мы думаем, и как относимся к себе и ситуациям сегодня, находится в прямой связи с тем, как мы будем жить завтра.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM

Поэтому навык управления мыслями очень и очень важен для всех без исключения. Сегодня поговорим не о технической стороне вопроса, а о том, почему им так важно заняться. Можно сколько угодно много прочесть книг и пройти тренингов об управлении своей судьбой, но ничего не делать для перемен. Проблема в мотивации. Когда мы не до конца осознаём важность и необходимость действия, у нас никогда не будет на него ни времени, ни энергии.

Мы живём и постоянно о чём-то думаем. По большей части это какие-то неоформленные обрывки, это не так важно, важно, чтобы мысли не носили негативный характер. Потому что, если представить, что дневная порция мыслей помещается в какой-то сосуд, и бОльшая часть сосуда заполнена тёмными, неприятными мыслями, то бОльшая часть нашей жизни (и будущей судьбы) будет окрашена аналогично. Какие мысли сильнее, больше, ярче, дольше сидят у нас в голове, так мы и живём.

Теперь резонный вопрос –

кто в доме хозяин, вы или ваши мысли?

Если сейчас вы осознали, что мысли управляют вами, то можно и важно научиться самим управлять ими. Мысли – это не какие-то наши враги, это индикаторы внутренних проблем, с которыми нужно поработать.

Начиная управлять мыслями, начинаете видеть, как идёт управление эмоциями, потому что эмоция рождается мыслью. Пример: вам чего-то недодали; если выключить мысли, то вы быстро и легко выстроите свою жизнь дальше, основываясь на том, что этого «чего-то» у вас нет и не будет; если же мыслям позволить подключиться, возникнет обида (от сравнения – кому-то дали, а мне нет), которая породит недовольство и претензии, т.е., уже целый букет эмоций негативного плана, которые, конечно, окажут влияние на вашу последующую судьбу. Человек, полный обид и претензий, и человек, свободный от негативного багажа, проживают качественно совершенно разные жизни, в т.ч., и по здоровью.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Уинстон Черчилль мог сколько угодно курить, сохраняя здоровые лёгкие, если при этом умел полноценно радоваться жизни. И мог, даже не будучи курильщиком, получить онкологию лёгких, если бы жил без радости и в претензиях.

Этот аспект – влияние мыслей и рождённых ими эмоций на здоровье – тоже надо учитывать, особенно тем, у кого уже имеются хронические серьёзные заболевания.

Я предлагаю вам проанализировать, какими мыслями заполнен ваш дневной сосуд. В течение дня обращайте внимание, а лучше – записывайте, о чём думаете, и в конце посмотрите, каких мыслей было больше, какие из них занимали вас дольше (т.е., были сильнее), и сделайте выводы. Если больше добрых, тёплых, радостных мыслей, то и замечательно. Если их меньше, то имеет смысл с этой темой поработать.

Цель этой статьи – показать, что между качеством жизни и мыслями существует прямая зависимость.

Мы не можем залезть в чужую голову и подсмотреть, о чём думают другие люди, но, слушая, о чём они говорят, и – главное – как они это делают, можем сложить примерное представление. Если не получается проследить эту связь на примере своей жизни, можно попробовать сделать это на примере других людей.

Как живут вечно недовольные люди?

Кто их окружает?

Кто их любит?

А любят ли они кого-то?

Сколько добра и пользы они приносят миру?

Понимают ли, для чего живут? Нравится ли им жизнь, или так, тянут лямку?

Понаблюдайте, и если придёте к выводам, созвучным моим, знайте, что мыслями можно и нужно управлять, и наука эта не столь уж и сложная, было бы желание. А вот перемены это может принести кардинальные.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Юлия Соломонова

Мы — то, что мы думаем. Все, что мы есть, возникает с нашими мыслями. Своими мыслями мы создаем мир.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Когда мы окружаем себя хорошими людьми и добрыми мыслями – жизнь начинает меняться в лучшую сторону.

Чем больше мы заняты своими мыслями, тем меньше оставляем места для ощущения Жизни…

Мы все люди и не важно, где мы живем. Важно лишь то, что мы несем этому миру, что мы создаем и во что мы верим!

Мы все люди и не важно, где мы живем. Важно лишь то, что мы несем этому миру, что мы создаем и во что мы верим!

Мы все люди и не важно, где мы живем. Важно лишь то, что мы несем этому миру, что мы создаем и во что мы верим!

С мыслями своими обходись как с гостями, а с желаниями – как с детьми.

Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру, человек обретает способность управлять своей жизнью.

Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

Своими мыслями ты создаешь мир и себя в нем. Ты есть только то, что думаешь о себе. Ни больше, ни меньше.

Мы сами создаем все свои переживания. И всё, что мы сами создали, мы сами можем и уничтожить.

  • Показать лучшие

Приветствуем вас, уважаемые читатели.

Из этой статьи вы узнаете о необыкновенном человеке – Сиддхартхе Гаутаме, который смог войти в состояние духовного просветления. Здесь изложена информация о том, каким образом деятельность простого смертного, пусть и королевских кровей, привела его к непостижимой для других истине.

Ранние годы
Мысли об освобождении и пути реализации желаний
Осуществление желания
Популяризация учения
Заключение

Принято считать, что Будда пребывал в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры. Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране. Его родина располагалась в гималайских предгорьях. Сейчас это территория южного Непала.

Ранние годы

Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама. По одной из версий его отцом был влиятельный монарх. Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.

В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах. Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов. Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику.

Парень рос в очень комфортных условиях. Это неудивительно, ведь речь шла о принце. Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон. Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.

Когда Сиддхартху исполнилось 16 лет, он вступил в брак с двоюродной сестрой. С великолепной принцессой Ясодхарой он проживал в Капилавасте. Исследователи полагают, что тогда принц постигал военное искусство и учился управлять государством.

Мысли об освобождении и пути реализации желаний

Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования. В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе. Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.

На глазах у шокированных родственников и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец. Причем это произошло в день появления на свет его сына.

В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие. Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии. Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам. Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.

Мастера дали ему уроки медитации, и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле. Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели. Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.

Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними. Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.

Таким образом Бодхисаттва (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению. Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти. Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.

Осуществление желания

О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.

Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.

Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.

Прошел день, закончился вечер, началась ночь. Бодхисаттва оставался неподвижным, пребывая в состоянии непрерывной медитации. К самому разгару ночи его стали посещать необыкновенные видения, в частности, процессы отхода людей в мир иной и возрождения в другом качестве.

К исходу тьмы он полностью познал истину существования, превратившись тем самым в Будду. Рассвет он встретил в качестве самопробуждённого, достигшего бессмертия в этой жизни.

Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:

  • оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
  • вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.

Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.

Популяризация учения

Будда не забыл о тех аскетах, которые отвернулись от него, и решил помочь им. При встрече со своими бывшими сподвижниками он открыл им истину, после чего эти люди превратились в его учеников. С этого момента количество его приверженцев начало стремительно расти.

Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Будда Шакьямуни много путешествовал, делясь своим опытом. В различных городах и деревнях он находил все большее число сторонников своего учения.

Даже будучи в довольно преклонном возрасте, он не отказался от странствований. Отдых приходился только на период дождей, который длился в течение трех месяцев в году.

В итоге Будде удалось основать орден монахов и монахинь (Сангху), отличающийся довольно непростым набором правил. Он существует до сих пор, выступая в качестве одной из наиболее старых мировых структур.

Активная деятельность Будды длилась на протяжении без малого полстолетия. В состояние ниббаны, которое символизирует собой угасание огня, Просветлённый погрузился в возрасте 80 лет. Произошло это событие в городке Кусинару, расположенном на севере Индии. Свидетелями его стали многочисленные ученики.

После его окончательного погружения в нирвану буддизм продолжал развиваться, превратившись в одну из основных мировых религий. Философия его отличается глубиной и оригинальностью.

Буддизм стал общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока. Его основу составляют следующие благородные истины:

  1. В мире есть страдания.
  2. Они вызваны разными причинами.
  3. Можно прекратить их.
  4. Существует путь, ведущий к избавлениям от них.

На этом рассказ о жизни Будды Шакьямуни заканчивается, но учение его живо до сих пор, и оно по сей день помогает людям обрести гармонию и счастье.

Друзья, если статья понравилась вам, поделитесь ею в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на почту новые интересные статьи про буддизм.

Принято считать, что Будда — реальный человек, живший в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры. В отличии от Иисуса он не покидал земной мир насильственным путем, не воскрешал через несколько дней, не творил невероятных чудес. Он прожил довольно длинную человеческую жизнь и умер в старости, не изменив порядок вещей в природе.

Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране. Его родина располагалась в гималайских предгорьях. Сейчас это территория южного Непала.

Биография Будды

Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов («Жизнь Будды» Ашвагхоши, «Лалитавистара»).

Однако следует учитывать, что первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды. Слово “Будда” означает “Пробужденный” или “Просветленный”, также последователи Будду называли Татхагата (пришедшим) и Шакьямуни (мудрецом из рода шакьев).

Истинное имя Будды — Сиддхартха Гаутама. Он родился в роде Шакья в районе Лумбини на юге современного Непала. Согласно наиболее распрастраненной легенде Сиддхартха родился в семье принца (местного правителя). Младенцу сразу было предсказано особенное будущее, но какое именно — было не ясно.

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен.

Отец Гаутамы пытался оградить сына от внешней жизни, чтобы он вырос великим царем. Сиддхарттха жил в трех дворцах, за пределы которых его не выпускали согласно указания отца. Жизнь, которая находится «там» принц не видел. Женился он в 16 лет, позже у него родился сын.

Царевич получил великолепное образование, был очень любознателен и с юных лет задавал вопросы, на которые его учителя не могли дать ответы. Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца.

Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий.

Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Отстранение и новый образ жизни

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя.

На протяжении около шести лет Сиддхартха скитался по территории Древней Индии. Был период, когда он в поисках причин страданий практиковал суровую аскезу и техники умерщвления плоти, от которых чуть не умер. Впоследствии Сиддхартха понял, что суровая аскеза – это не выход, так как в изнуренном теле не может быть ясного сознания и начал пересматривать свою практику. В этот момент он был один, его немногочисленные спутники покунилу Сиддхартху.

Просветление Сиддхартхы

Он отправился странствовать дальше и оказался в месте близ современного города Гая в индийском штате Бихар. Там он сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и дал клятву, что не встанет, пока не найдёт истины. После 49 дней медитации в полнолуние 4го месяца в возрасте 35 лет Сиддхартха достиг полного Пробуждения.

Он понял, что природа человеческих страданий кроется в неведении и что каждый человек способен достичь пробуждения. Впоследствии данное знание получило название “Четыре Благородные Истины”, которые включают в себя “Благородный Восьмеричный Путь”. Они и послужили основой создания буддизма – пути духовного просветления.

Состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). Именно после этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Формирование Сангхи

Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика. Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон.

После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами.

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Распространение Учения

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре, парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.

Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.

В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.

Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Сам Сиддхарттха не считал себя богам или высшим существом, он считал себя простым человеком, которому открылась истина. Сиддхарттха считал, что любой человек может достичь просветления через благой путь, не зависимо от варны или народности.

Смерть Будды

Согласно легендам Будда умер в возрасте 80 лет в Кушинагаре. Он объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.

Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — Махамоггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.

Еще одним важным моментов является то, что Будда запрещал стоить храмы в его честь и создавать его статуи. Буддизм превратился в религию уже после смерти Гаутамы и окончательно сложился в эпоху царствования царя Ашоки, спустя два века после смерти Сиддхарттхи.

Сколько Будд жило на Земле?

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до рождения Сиддхартха Гаутамы. Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедхи с буддой Дипанкарой. Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой».

После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

Но был ли этот Просветленный первым или последним — мне пока из легенд не ясно….

Использованный источник:

Две с половиной тысячи лет назад в нашем мире воплотился Учитель богов и людей — Будда Шакьямуни. Бессчётные кальпы Татхагата накапливал опыт в нашем и других мирах, а также взращивал в себе сострадание ко всем живым существам. В сутрах сказано, что на нашей земле можно в любом месте уронить горчичное зерно, и это будет место, где Татхагата пожертвовал собой ради какого-то живого существа. О прошлых воплощениях Будды Шакьямуни можно почитать в таких писаниях, как Джатаки. Очень поучительные истории, которые дают понимание о причинно-следственной связи. Там описаны такие удивительные хитросплетения жизней, судеб и перевоплощений, что просто удивительно — насколько в нашей Вселенной всё взаимосвязано, а самое главное — справедливо и закономерно.

Разумеется, в Джатаках не описана и тысячная доля того опыта, который накопил Татхагата во время своего долгого пути саморазвития, но определённое понимание обрести можно. И, исходя из этого колоссального опыта, Будда Шакьямуни преподал человечеству своё учение — совершенную и нетленную Дхарму.

Будда Шакьямуни воплотился в семье царя — так проявилась его благая карма. На тот момент он, конечно же, ещё не был Буддой — он был принцем по имени Сиддхартха. Вопреки распространённому заблуждению тех, кто с буддизмом знаком поверхностно, «будда» — это не имя, а скорее звание. «Будда» означает ‘пробудившийся от сна неведения’. И именно этого состояния достиг царевич Сиддхартха. И очень поучительна история движения принца по пути саморазвития.

На протяжении 29 лет принц Сиддхартха жил во дворце своего отца — царя Шуддходаны, который всячески оберегал его от разных негативных проявлений жизни, страданий и т. д. Дело в том, что отцу принца сделали предсказание, что его сын может стать аскетом. И чтобы в уме принца не зародилось сострадание к другим живым существам и жажда поиска истины, он создал для него идеальный мирок, в котором не было страданий. Слуги даже по ночам срезали во дворце увядшие цветы, а все нищие, пожилые и больные люди были высланы из города. Однако спустя 29 лет беззаботной жизни принц во время прогулки за пределами дворца встретился с такими явлениями, как старость, болезнь, смерть и страдания. И тогда он осознал, что живые существа переживают невероятные страдания — это зародило в нём чувство сострадания к живым существам и толкнуло на путь поиска истины. Проведя в аскезах несколько лет и испытав множество разных путей саморазвития, посетив многих учителей, принц во время своей последней медитации под деревом Бодхи достиг состояния просветления и обрёл своё новое имя, под которым его и знает сегодня весь мир, — Будда, то есть «пробудившийся от сна».

Основные принципы буддизма

Принципы буддизма кратко изложены в «Сутре запуска колеса Дхармы», в которой лаконично описана суть первой проповеди Будды Шакьямуни. В этой сутре изложены базовые принципы буддизма, которые объединяют в себе три базовые концепции.

Первая: так называемые «Четыре благородные истины». Истина первая: существует страдание, и все живые существа, так или иначе, страдают. Истина вторая: причина страданий — желания, привязанности, ненасытное стремление, неудовлетворённость. Истина третья: страдание можно прекратить и достичь состояния нирваны. Истина четвёртая: к нирване ведёт Благородный восьмеричный путь.

Вторая концепция вытекает из первой — Благородный восьмеричный путь. Это восемь предписаний, согласно которым следует двигаться по пути всякому, кто желает освободиться от страданий и причин страданий. Предписаний восемь: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Отдельно стоит остановиться, пожалуй, на рекомендациях для гармоничной жизни. Стоит отметить, что буддизм не догматичная религия (да и скорее не религия, а философское учение) и поэтому, в отличие от авраамических, к примеру, религий не содержит как таковых «заповедей», которые следует неотступно исполнять. Будда лишь дал рекомендации для гармоничной жизни, и для мирян существует пять рекомендаций: воздерживаться от насилия, лжи, воровства, прелюбодеяния и употребления опьяняющих веществ. Собственно, все восемь ступеней, так или иначе, содержат в себе отсылку к этим предписаниям, а последние две ступени — правильное памятование и правильное сосредоточение — уже содержат в себе непосредственно рекомендации по работе со своим умом, то есть описание медитации.

Третья концепция — Срединный путь. Принц Сиддхартха, покинув дворец своего отца, стал аскетом и прошёл разные методики самосовершенствования. Всё проверил на своём опыте, в том числе и крайние аскезы, такие как длительное воздержание от воды и пищи. В результате суровых аскез он даже чуть было не умер, но добрая девушка Суджата, обнаружив измождённого принца на берегу реки, накормила его, и тогда он осознал, что крайний аскетизм ведёт лишь к гибели тела и ни к чему больше. Этому осознанию также послужил один интересный случай. Сиддхартха услышал, как по реке проплывает лодка, в которой учитель музыки рассказывает своим ученикам тонкости настройки инструментов и говорит им о том, что нельзя перетягивать струну, иначе она порвётся, но нельзя и оставить её слишком разболтанной, иначе инструмент не будет звучать. Так Сиддхартха и пришёл к осознанию того, что нужно двигаться Срединным путём — одинаково удаляясь как от роскоши, так и от крайнего аскетизма.

Законы буддизма

Одним из главных законов буддизма, пожалуй, можно отметить закон причинно-следственной связи или, как его чаще называют, — закон кармы. О законе кармы Будда поведал своим ученикам в одной короткой сутре, которая так и называется «Сутра о законе кармы». Рекомендуется её прочитать, там вполне чётко и доходчиво Будда разъяснил Ананде и другим своим ученикам, какие действия к какому результату приводят.

Фактически, всё, что происходит в нашем мире, так или иначе, обусловлено законом кармы, и Будда часто делал акцент на этом. Собственно, именно из закона кармы и проистекают те рекомендации для гармоничной жизни, которые Будда дал своим ученикам. Пять предписаний для мирян и мирянок не являются какими-то религиозными догмами, которые нужно слепо исполнять просто потому, что так где-то написано. Если просто поразмышлять над этими пятью предписаниями, то можно понять, что они даны не просто так. Все эти пять поступков, которых рекомендуется избегать, попросту ведут к накоплению негативной кармы. Почему же так опасно накопление негативной кармы? Дело тут не только в том, что человек будет получать последствия своих негативных действий, то есть, проще говоря, — страдания, а в том, что накопление негативной кармы чаще всего является тем ограничением, которое не даёт человеку развиваться. К примеру, если человек зарабатывает на жизнь каким-то нечестным безнравственным образом, то, скорее всего, у него на пути самосовершенствования будет много препятствий: невозможность практиковать, невозможность встретить достойного учителя и так далее.

На самом деле, кратко изложить суть бесценного и непостижимого учения Будды просто невозможно. Для постижения этой истины рекомендуется читать буддийские сутры — бесценные россыпи мудрости и знания. Наиболее информативными будут «Сутра запуска колеса Дхармы», «Сутра о законе кармы», «Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы», «Сутра сердца», «Алмазная сутра», «Вималакирти нирдеша сутра» и многие другие. Также рекомендуется прочитать Джатаки — воспоминания Будды о его прошлых жизнях.

Также весьма информативным в плане постижения философии буддизма и учения Будды будет текст монаха Шантидевы «Путь Бодхисаттвы». Это уникальный текст. В авторе текста сочетаются весьма редкие качества — талант писателя, опыт духовного практика и глубокие философские мысли, которые изложены максимально понятным и доступным языком с удачными сравнениями и примерами. Для знакомства с Учением Будды лучшего текста, пожалуй, и не найти. В главах «Парамита медитации» и «Парамита мудрости» можно найти весьма эффективные медитативные практики, которые при должном уровне усердия способны изменить сознание.

Важно отметить, что Учение Будды проверено временем. Вот уже 2500 лет люди по всему миру изучают его и идут тем путём, который указал нам Татахагата ещё две с половиной тысячи лет назад. И то, что это учение остаётся актуальным до сих пор, говорит о многом.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как известно, основоположником буддийского учения является Будда Шакьямуни. Произнесённые им буддийские заповеди легли в основу этических принципов адептов этой веры.

К чему они призывают
Заповеди для мирян
Их суть
Заключение

К чему они призывают

Заповеди о добре образовали систему духовных ценностей, которая перекликается с идеалами верующих других религий. Но есть и существенное отличие: в буддизме верующий следует этим заповедям, чтобы совершенствовать свою природу, а не угодить Богу, которого в этом учении просто нет.

Проживая жизнь в круговороте сансары, буддист верит, что, соблюдая нравственный кодекс, он становится чище и совершеннее и получит лучшее перерождение в следующем воплощении. А в идеале станет архатом или бодхисаттвой, в зависимости от направления учения, которого придерживается адепт. Давайте рассмотрим подробнее, что это за заповеди.

Заповеди для мирян

Буддисты, которые не являются монахами, могут давать этические обеты временного характера или навсегда. Эти обеты называются Панча Шила, то есть пять заповедей. Панча Шила описывают, какими основными добродетелями должен обладать тхеравадин или махаянец, так как эти запреты одинаковы для обоих направлений буддийского учения.

Обеты обязуются соблюдать, когда принимают посвящение в буддизм; строго придерживаются их при получении посвящения в какую-либо практику и в период, предшествующий этому; они сопровождают буддиста во всех важных моментах его жизни. Регулярно практикующий данные правила мужчина зовётся «упасака», женщина называется по-другому – «упасика».

Их суть

Отказ от насилия

1) Первое, что нужно сделать начинающему буддисту – это отказаться от действий, которые приводят к смерти любого живого существа или в какой-то форме вредят ему. Любые виды насильственных действий неприемлемы, потому что корень их лежит в отвращении, агрессии или ненависти, а это как раз один из тех трёх «ядов», которые буддийскому верующему следует в себе искоренять.

Вместо этого, полезно развивать в себе метту (по-другому она называется майтри) – любящую доброту ко всему живому. Она должна не просто декларироваться, а проявляться в конкретных поступках, то есть, быть регулярной практикой. Симпатия и дружелюбность могут выражаться в:

  • предоставлении помощи,
  • нанесении дружеских визитов,
  • дарении приятных небольших подарков,
  • оказании моральной поддержки и др.

Видя конкретные проявления любящей доброты, люди (и животные) будут отвечать тем же.

Не брать чужого

2) Во втором наставлении говорится, что не нужно брать себе чужого, того, что не было дано. Тут подразумевается не только воровство, но и любая нечестность, в результате которой что-то незаконно присвоится или будет эксплуатироваться. Корень зла тут в алчности, страстном стремлении обладать, эгоизме, от чего также следует избавляться буддисту.

В противоположность этим низменным стремлениям следует культивировать в себе щедрость – дану. Развивать не просто желание делиться на уровне теории, не в мыслях, а на практике. Все щедрые намерения должны подкрепляться соответствующими поступками.

Целомудрие

3) Третий постулат гласит, что нужно избегать невоздержанности в сексуальных отношениях, будь то принуждение к сексу, супружеская измена, выкрадывание объекта страсти или что-либо подобное. В таких поступках проявляется и страстное желание, и агрессия. И приводят они к далеко идущим последствиям, которые затрагивают и третьих лиц.

Заметим, что буддийский брак не рассматривается как таинство, в отличие от христианского союза. Буддизм не призывает к моногамии, кое-где в буддийских странах есть и полигамия, которая не осуждается обществом. Продолжать жить вместе или развестись – здесь добровольное дело каждого.

Противоположностью ненадлежащего сексуального поведения является довольство. Незамужние и неженатые должны не роптать против этого статуса, а те, кто связан узами брака – удовлетвориться своей второй половиной.

Секс не нужно использовать как средство от однообразия. По мере продвижения на пути к просветлению, половые различия между людьми в сознании стираются, и человек становится свободен от желания секса.

Правдивость

4) Следующим обетом является обещание не лгать. Когда человек лжёт, это замешано на сильном желании, агрессии или боязни. Он или чего-то страстно желает, или задумал причинить кому-то зло, или, не без оснований, не решается сказать всё, как есть.

Все эти состояния требуют работы над своим сознанием. Проработав их, следует культивировать в себе правдивость.

Отказ от употребления наркотических веществ

5) Пятый зарок, который даёт буддист – воздерживаться от принятия опьяняющих и одурманивающих разум субстанций, которые могли бы повлиять на его осознанность. К этому требованию в буддийских странах подходят по-разному. В одних его понимают как полный отказ от дурманящих веществ, в других – как умеренное их потребление, если человек при этом в состоянии контролировать себя.

Каждый при этом должен критически оценить свои возможности. Некоторые люди умеют пить, не теряя ясности разума. Но большинству от этого надо, наверное, всё же воздержаться.

Обеты бодхисаттв

Бодхисаттвы дают более расширенный список обетов, в которых, кроме вышеперечисленного, обещают:

  • не сплетничать и не словоблудствовать;
  • не ставить себя выше других;
  • не быть алчными и скупыми;
  • не злобствовать;
  • не возводить клевету на Три Драгоценности.

На этом, друзья, прощаемся с вами. Поддержите блог — рекомендуйте статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась. До встречи!

Будда – это существо, достигшее наивысшего духовного просветления. Основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, живший, примерно, в 600 году до нашей эры в Индии. Именно его мы подразумеваем, когда говорим «Будда». Однако в этой религии Буддой может считаться всякий, кто достиг пробуждения, просветления, просвещения.

Заниматься духовным саморазвитием желательно всю жизнь. Но начать никогда не поздно. Чему же учит нас просвещенный Гаутама?

1. Сделать первый шаг

Старательно трудиться, начиная с малого. Невозможно в чем-то преуспеть за один раз. Поэтому нужно быть терпеливым, чтобы стать мастером в своем деле и добиться успеха.

2. Правильно мыслить

Мы есть то, что мы думаем. Материальность мысли никто не отменял. И если у человека дурные, злые мысли, что он болеет. Если же человек говорит и действует, руководствуясь светлыми намерениями, то он всегда будет счастлив.
Все наши действия происходят из разума. Стоит изменить мышление, как изменится твоя жизнь. Надо заполнять свой мозг «правильными», хорошими мыслями. Иначе, плохие мысли и намерения разрушат человека.

3. Научиться прощать

Каждый, кто не умеет прощать, носит в себе тюрьму непрощения, в которую заключен прежде всего он сам. Нужно прощением освободить всех, кто в этой тюрьме. Этим человек освободит себя от гнева, обид, вины и прочих разрушающих эмоций. Не сковывайте себя непрощением. Учитесь, и будьте свободны.

4. Поступки много значат

Множество людей читают, даже, знают наизусть заповеди, но чего они стоят, если люди по ним не живут? Кроме того, что означают слова, без действия человека? Ничего! Если человек будет просто говорить, это ничего не даст ему в плане развития. Только тот, кто действует, может познать славу. Несмотря на то, что славы хватит на всех.

5. Стремитесь к пониманию

Если хотите, чтобы поняли вас, попытайтесь сначала понять сами. Выслушайте человека до конца, попробуйте понять его точку зрения. Это может вызвать гнев и нетерпение. А, чтобы этого не случилось, необходимо сосредоточиться на счастье, а не на своей правоте. Тогда вы будете спокойны.

6. Победа над собой

Если человек сможет победить себя, то он будет сильнее всех. А для этого нужно держать в спокойствии свой разум и под контролем свои мысли. У человека нет большего врага и недоброжелателей, чем его собственные дурные мысли и слова. Когда у вас в голове появляются мысли, которые заставляют ваш разум штурмовать, когда эти мысли не соответствуют вашему мировоззрению, просто гоните их. Не позволяйте никому и ничему брать над собой контроль.

7. Где живет гармония?

Только у нас внутри. Не ищите ее где-то снаружи. Гармония в вашем сердце, в вашей душе. Проведите там «ревизию», вы увидите много ненужного, от которого нужно избавиться. И найдете там гармонию, которая всегда будет давать вам все новые и новые возможности. Ваши возможности – внутри вас.

8. Благодарность

Одна из главных составляющих духовного развития – умение благодарить. Даже, если у вас нет многого из того, что вы хотели бы, благодарите Мир за то, что проснулись сегодня. Ведь, не каждый сумел сегодня это сделать. В жизни найдутся тысячи вещей, за которые можно и нужно быть благодарными. Благодарное сердце становится великим.

9. Верность

Верность тому, что знаете. Не совершайте поступков, если вы не уверены. Действуйте так, как знаете именно вы. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите. Когда появится уверенность – действуйте.

10. Путешествия

Жизнь – это не прибытие на место, жизнь – это движение. Не откладывайте ничего на завтра. Путешествуйте сегодня, познавайте новое, удивляйтесь, знакомьтесь, восхищайтесь, наслаждайтесь!
Благодарю, что прочли, с любовью