Анализ стихотворения бабушке цветаевой

Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке

Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке 9 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1. История создания. Марина Цветаева не знала своих бабушек при жизни, они обе умерли в молодости. Стихотворение посвящено бабушке по материнской линии – М. Бернацкой. Цветаева написала его в 1914 г., рассматривая фамильный портрет, изображавший бабушку в расцвете сил.

2. Жанр произведения. Стихотворения является лирическим портретом, в котором Цветаева описывает внешние и внутренние качества своей прямой родственницы

3. Основная тема стихотворения – попытка Цветаевой по фамильному портрету представить себе внутренний мир своей бабушки. М. Бернацкая была польской светской львицей. Она жила в обстановке роскошных балов, прекрасной музыки и галантных кавалеров. 1914 г. – совершенно другое время. Цветаева, находясь в таком же возрасте (20 лет) пытается ощутить связь времен через свою родственницу. Она ставит себя на место бабушки и хочет ощутить те же самые чувства. Цветаева уже в раннем возрасте остро ощущала свое одиночество в мире. В стихотворении она как бы пытается попасть в прошлое, которое безвозвратно ушло. При этом она сожалеет о слишком ранней смерти бабушки, унесшей с собой множество «возможностей» и «невозможностей». В финале произведения Цветаева делает догадку о своей фамильной связи с бабушкой. Она предполагает, что ее «жестокий мятеж» в душе – наследственный дар от М. Бернацкой.

4. Композиция. Стихотворение состоит из двух частей. В первой описывается внешний вид бабушки по портрету. Через это описание Цветаева переходит ко второй части – философским вопросам о внутреннем мира бабушки («кто вы?»), сожалению о ее ранней смерти и наследственной передаче душевных качеств.

5. Размер. Произведение написано трехстопным дактилем, что создает ощущение вальса, упоминаемого в стихотворении.

6. Выразительные средства. Прежде всего, Цветаева часто использует вопросительные и восклицательные интонации, усиливая этим эмоциональность произведения, превращая его в живой монолог. В описании внешнего вида бабушки применяются красочные эпитеты («надменные», «ледяного», «взыскательный»), сравнения («черного платья раструбы», «локоны, в виде спирали»). Центральная метафора произведения – «ненасытимая прорва земли». Еще одним важным выразительным средством является оксюморон «юная бабушка».

7. Главная мысль стихотворения заключается в осознании Цветаевой бренности и кратковременности всего земного. При этом она оставляет надежду на неразрывную связь времен. Наследственный «жестокий мятеж» позволяет бабушке продолжить жизнь в своей внучке.

«Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» было создано известной русской поэтессой и переводчицей Мариной Цветаевой 13 мая 1913 года. В это время её произведения только начинали обретать популярность в небольших кругах, и стихотворение стало символом начала творческого расцвета поэтессы. Молодой Цветаевой на тот момент было чуть больше 20 лет, но несмотря на юный возраст, девушка писала глубокомысленные стихи «о юности и смерти». Данное произведение Марины Цветаевой известно как «стихотворение-предсказание», так как в нём поэтесса смогла сформулировать пророчество о собственном творческом будущем.

Цветаева, будучи свободолюбивой личностью, не пыталась следовать никаким литературным тенденциям и течениям, и традиционно её произведения не относят ни к одному из существующих литературных направлений. Однако иногда считается, что стиль ранней Цветаевой (анализируемое стихотворение как раз относится к началу творческой деятельности поэтессы) во многом перекликается с духом символизма.

Необычным для лирического произведения является тот факт, что стихотворение построено на акцентах слогов, а не отдельных слов. Прерывистый ритм и подчеркнутые интонации – главные особенности авторского слога в этом произведении. Подобные поэтические черты характерны разностопному ямбу — стихотворному размеру с ударением на втором слоге в стопе. Строки, написанные Цветаевой, соединены между собой перекрестной рифмовкой, имеющую схему АВАВ. Такой тип составления рифм считается одним из самых гибких в ритмическом плане. При создании стихотворения поэтесса чередовала стили: нечетные строки написаны женской рифмой, а четные – мужской.

«Моим стихам, написанным так рано…» — это произведение, принадлежащее особенному жанру лирического стихотворения — элегии. Творческие работы этого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские фразы, задумчивость и меланхоличность. Также произведение Марины Цветаевой относят к так называемому жанру «стихотворения-предсказания» из-за пророчества для собственных стихов, которое поэтесса заключает в строки произведения.

В стихотворении автором рассматривается несколько тем, основная из которых – это тема поэта и поэзии. При создании произведения Цветаева поднимает такую духовную проблему, как чувство собственной значимости творческого человека, его поиск общественного признания и личностное развитие. В небольшом произведении, состоящим из трёх четверостиший, поэтесса раскрывает своё чувство обладания особенным литературным даром, а также волнение, связанное с судьбой собственных стихотворений. Цветаева предчувствует их безызвестность, их ненужность («где их не брал никто и не берёт!»). И одновременно предсказывает, как будто назло написанным словам, что однажды им всё же «настанет свой черед». Между строк стихотворения читаются и другие чувства автора: боль переживания собственной безызвестности и в то же время – ощущение обладания поэтическим талантом; предвкушение признания, которое придёт рано или поздно. Удивителен объём сюжета и количество переживаний, которые Цветаевой удалось поместить в одно предложение.

Переживания лирического героя не являются центральным местом в произведении, они скорее скрыты в так называемом «предсказании». Анализируя интонации стихотворения, его посылы, можно утверждать, что лирическая героиня Цветаевой преисполнена мужеством и воодушевлением. Она не рассматривает возможность бросить поэзию и попытать славы в другой сфере деятельности, для неё стихи – это смысл жизни и высшее предназначение. Образ лирического героя, его преданность любимому делу внушает читателю уважение и вдохновляет на борьбу с судьбой.

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» отличает многообразие троп, которые и создают запоминающийся портрет лирического героя. Преобладают такие средства художественной выразительности, как сравнения («сорвавшимся, как брызги из фонтана», «ворвавшимся, как маленькие черти»), а также эпитеты («маленькие черти», «драгоценным винам»). Встречающиеся риторические восклицания («нечитанным стихам», «где их никто не брал и не берёт!»), лексические повторы и олицетворения («ворвавшимся стихам», «сорвавшимся стихам») создают яркую художественность и разнообразие мотивов.

В небольшом по объёму произведении Марина Цветаева сумела раскрыть множество проблем, с которыми встречаются творческие люди. Удивительным образом в стихотворении, состоящем из двенадцати строчек, философские темы совмещаются с утонченной лирической красотой. Можно считать, что пророчество, произнесенное Цветаевой в данном произведении, действительно воплотилось в жизнь: её стихам «настал черёд».

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой
  • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Тоска по родине!», анализ стихотворения Цветаевой

По произведению: «Моим стихам написанным так рано…»

По писателю: Цветаева Марина Ивановна

Марина Ивановна достаточно долгое время тосковала по своим родным бабушкам, которых она не застала. Это произошло из-за того, что они скончались в сравнительно молодом возрасте. Две бабушки: по отцовское и материнской линиям. Они были совершенно разные. По отцовской линии, бабушка была обычной и простой женщиной, которая трудилась без устали целыми днями. А вот по материнской линии, у нее была достаточно богатая бабушка, которую звали Мария Бернацкая. Она принимала участие во всех светских мероприятиях, которые проходили в закрытом обществе. В 1914 году, обратившись к портрету своей богатой и рано умершей бабушки, Цветаева видимо была вдохновлена на написание такого замечательного стихотворения, которое мы можем сейчас прочитать. В нем, она пыталась понять, как ей удавалось достичь столь необыкновенной красоты своего лица и удивительного благородства.

В своем произведении, внучка тщательно описывает все примечательные стороны лица своей бабушки. Посмотрев на портрет, можно подумать, что она является властной и надменной женщиной, но в действительности, Цветаева видит в ней только хорошие черты. Марина Ивановна рассматривает свою бабушку как родственницу. Это связано с тем, что, уходя из жизни, Марии Бернацкой было всего лишь 20 лет, а на момент написания стихотворения, Цветаевой постигла рубеж восемнадцатилетия. В наследство от своей бабушки, внучке достался жесткий характер, который доставлял поэтессе множество проблем, связанных с вынуждением идти против своей же воли. Свою бабушку, она смогла полюбить по фотографии, всего лишь посмотрев ей в глаза. Она была обязана столь высшему разуму, которым она обладала благодаря своей бабушке.

До конца своих дней, Марина Ивановна Цветаева, будет нести с собой судьбу своей бабушки, которую она недавно узнала по фотографии. Она считала ее судьбу очень трагичной, но в то же время удивительной и трагичной.

Анализ стиха Бабушке Цветаевой

В начале первой мировой войны в 1914 году Цветаева издала элегию » Бабушке». Маленькая Марина не зала своих бабушек. В доме Цветаевой был лишь портрет ее бабушки, которая прожила очень короткую жизнь всего 27 лет. Это и стало вдохновением для создания этого произведения.

В элегии поэтесса пытается понять терзания, страдания и радости женщины. Цветаева полагала, что ей достался именно бабушкин характер. Она пытается рассмотреть в образе своей бабушке начало своего характера, понять себя, воскресить связь, потерянную во времени. В начале элегии описывается внешность женщины. Этому описанию отводится большая часть элегии, три строфы. Бабушка была поэтессе вовсе не знакома, она пытается всмотреться в черты молодой женщины.

В произведении используются эпитеты для создания образа Юнной бабушки. Читая произведение, представляешь холодный, бездушный, непреступный женский портрет, который в тоже время не лишён чистой, девственной, нежной красоты. Она отрешена от этого мира и будто принадлежит миру мертвых. Цветаева скорбит о том, что бабушка так рано покинула мир в очень раннем возрасте. Так и не испытав настоящие чувства, мысли и радости жизни.

Как же безжалостна жизнь, в один миг она может оборваться так и не дав людям за короткий промежуток времени реализовать свои возможности. Что же происходит с чувствами и мыслями людей, что покидают этот грешный мир. Ответов на свои вопросы она так и не находит. Элегия «Бабушке» написана мелодично в ритме вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой. В элегии есть аллитерация, которое помогает достичь эффекта плавного скольжения пары танцующей на паркете.

Большая часть произведения окрашена в эмоциональные чувства горести и печали. Вопросы, что задает поэтесса бабушке усилена восклицанием. Цветаева применяет в произведении олицетворение, метафоры, эпитеты.

В этой элегии поэтесса с необыкновенной открытостью и прямодушием раскрывает свои эмоции и ощущения. Она оголяет свои задушевные внутренние волнения и без преувеличений очень правдиво раскрывает истину своих чувств читателям. Она на своем опыте делится мыслями и думами о поиске осмысления поколений, размышляет об изумительном феномене под названием Человек.

Мне очень понравилось произведение » Бабушке». Элегия является литературной и поэтической ценностью, которая задевает главные вопросы существования человека, жажду быть самим собой в любых жизненных условиях бытия.

По плану 9 класс кратко.Средство выразительности, образ лирического героя

>Картинка к стихотворению Бабушке

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

    Лирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его, с обворожительной, присущей только детям

  • Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 класс

    Знаменитое стихотворение «И. И. Пущину» великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано во время пребывания поэта в ссылке в селе Михайловское. Первое, с чего нужно начать анализ, так это указать,

  • Анализ стихотворения Лермонтова Стансы

    В литературе первая половина XIX века характеризуется романтичным настроем, сопровождающимся неким пафосом. Многие романтики этого времени начинают все больше обращаться к темам воли, свободы, различных подвигов и, конечно же,

  • Анализ стихотворения Брюсова Юному поэту

    Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых талантливых и многогранных деятелей 19 – 20 века. Он и поэт, и прозаик, и драматург, и переводчик, и историк, и критик. Все собралось в одном талантливом человеке! Его также считают одним

  • Анализ стихотворения Есенина Под венком лесной ромашки

    «Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.

>Анализ стихотворения Цветаевой «Только девочка»

Анализ стихотворения Цветаевой «Только девочка»

Явный автобиографизм, обусловивший детальное развитие темы детства, повлиял и на облик героини ранних цветаевских творений. Красивая, как кукла, синеглазая девочка в розовом платьице, отважная девушка, пришедшая на первое свидание, стремительно взрослеющая «мятежница»-гимназистка — в таком контексте закономерно появление мотива гендерных ожиданий. Последний заявлен в произведении «В Люксембургском саду»: лирическое «я», наблюдая за гармоничными сценами из городской жизни, примеряет на себя роль счастливой нежной матери. Одновременно осознается ограниченность традиционного амплуа, метафорически обозначенного как «плен колыбели».

Заглавие стихотворения, датированного 1909—10 гг., включает в себя частицу «только», которая наделена значениями выделения и ограничения. Фраза из названия функционирует в тексте в качестве лексической анафоры. Повторяя заученную характеристику применительно к себе, субъект речи указывает на несамостоятельность собственного поведения, необходимость действовать в узких рамках, продиктованных патриархальной моралью.

Описывая гендерные обязанности героини, поэтесса прибегает к классической антитезе агрессивных волков и покорных овец, которая имеет библейские корни. В первой строфе указан временной предел, в течение которого роль девочки остается неизменной: ее удел до замужества — внешняя сдержанность, тайные мечты о несбыточном, игра в куклы, подготавливающая подрастающего ребенка к материнским заботам. От маленькой героини, копирующей действия взрослых, ожидают старательного и усердного отношения к игре: для изображения длительного процесса укачивания куклы привлекаются три однородных сказуемых.

Содержание третьего четверостишия посвящено родам занятий, недоступным для лирического субъекта. В эпизоде преобладают синекдохические образы, ряд которых открывает рука героини. Атрибутами недосягаемого становятся меч и струна, символизирующие мужество, военную доблесть, силу и искренность эмоциональных проявлений.

Идейное содержание финальной части демонстрирует отношение субъекта речи к морально-нравственным установкам, подробно описанным выше. Протест, адресованный общественному давлению, не явен, он живет лишь в мыслях юной мечтательницы. Она желает обрести уверенность и получить право открыто откликаться на позитивные чувства окружающих.

Схожие по теме к «Только девочка» стихотворения Цветаевой. (Переход на сборник разборов произведений поэта на нашем сайте AiryLife — жизнь в литератуе | АйриЛайф онлайн)