Алексей безруков фотограф

Без масок

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «Без масок» «Ann-Christine» утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. В главной идее столько чувства и замысел настолько глубокий, что каждый, соприкасающийся с ним становится ребенком этого мира. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним. Что ни говори, а все-таки есть некая изюминка, которая выделяет данный masterpiece среди множества подобного рода и жанра. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. «Без масок» «Ann-Christine» читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.

  • 185 32 99 60k

    Как изменился бы мир, если бы метеорит, уничтоживший динозавров, упал на 10 секунд позже

  • 225 23 87 123k

    Пользователи сети вспомнили поступки, которые они не могут простить родным и друзьям

  • 90 34 24 99k

    12 пар отечественных артистов, которые оказались родственниками

  • 159 22 99 54k

    7 ошибок, которые я сделала во время развода. За них поплатились мои дети

  • 126 19 79 118k

    17 переписок с родителями, в которых иронии и юмора примерно поровну

  • 110 16 119 25k

    12 пар изворотливых слов, которые образованный человек путать не станет

  • 188 21 61 118k

    17 человек, которые еще долго будут помнить свой поход в парикмахерскую

  • 116 11 89 25k

    5 фантастических событий, которые кажутся выдумкой, но происходят в реальной жизни

  • 171 11 67 21k

    12 историй со счастливым концом о том, что случается, когда люди проявляют заботу по отношению к бездомным животным

  • 94 25 53 45k

    Как изменились актеры популярных сериалов 2000-х и 2010-х годов с момента выхода первых сезонов

  • 200 23 106 131k

    15 человек, которые перехитрили окружающих так лихо, что остается только восхищенно присвистнуть

  • 170 16 70 74k

    20+ молодоженов, которые доказали, что идеальные свадьбы бывают только в кино

  • 126 21 198 34k
  • 460 23 481 171k

    15 особенностей Японии, которые находятся за гранью понимания обычного европейца

  • 174 21 118 98k

    Пользователи сети поделились таинственными историями из жизни, которые до сих пор не дают им покоя

  • 129 10 177 54k

    Мы опробовали 10 вирусных кулинарных трюков и теперь знаем, какие из них не стоят вашего внимания

master_uri

Наконец- то добрался до этого МК. Приехал рано. Студия «Лимур». Первым встречает Владимир, хозяин студии, меня не узнал :). В студии «погром» связанный с их переездом в другое место, будут где — то на Бауманской.
Некоторое время решается вопрос с фоном для проектора. Время идет. Появился Алексей и дело подготовки МК пошло веселее.
Народ подтягивается и вообщем мы начинаем.
Теоретическая часть. День Первый.
Знакомство…
Что ? Для чего ?
Алексей придерживается своего направления, тем которые ему близки — жанровое фото, психологический портрет. При съемке человека «Пытается забрать от него все то, что увидел во время съемки», это отличается от подхода художников (с которыми идет сравнение) которые решают задачу о том, что из себя представляет портретируемый человек.
Стараемся получить «Не копии лиц людей, а слепки отношения, чувств к ним…»
Портрет делится на два направления, визуально отличающимся фоном — серым или белым.
В портрете должна присутствовать какая — то отличительная черта («фишка»), ведь «Вас запомнят только по тем фото, на которых Вы нарушаете правила (композиции)».
Одно из важных композиционных правил в черно-белой фотографии — «Правило световых пятен», скорее это инструмент, на основе которого строится остальное восприятие изображения. Как пример — общий темный фон и три световых пятна образующих треугольник. Главное в черно-белом фото выделяется резкостью, контрастом и светом.
О восприятии фото. Философ Роланд Барт :
Стадиум — То что непосредственно происходит на фотографии.
Пунктум — То что замечает на фото зритель, ту особенную деталь (мелочь) по которой потом будет идентифицировать это фото.
На фото люди должны быть похожими на что — то. Это придает снимку некоторой загадочности (Для нас естественно познавать мир путем сравнения).
Композиционный центр кадра. Рассмотрим белое пятно на темном фоне. Если оно располагается по центру, мы получим статическое изображение, равновесие. Но если мы его сместим куда либо, получим динамическое изображение, поскольку нам кажется, что световое пятно стремится сдвинуться и прийти к равновесию — к центру. Таким образом возникают «силовые линии» линии движения.
Костыль — это когда, например, модель не знает, что делать, куда девать свои руки. Ей дают сигарету и «Раз» все получается. В этом примере сигарета — «костыль».
Режем человеку голову, если на изображении взгляду снизу зацепиться не за что, то возникает желание как бы сместить (подвинуть) изображаемого вниз, а если внизу есть объект, обращающий на себя внимание, например светлая пуговица, то такого желания не возникает.
Подсматриваем сюжеты для фото в обычной жизни. Ситуации получаемые на фото стараемся делать естественными, живыми.
Человек с закрытыми глазами выглядит в психологическом плане глубже, интереснее. Потому как мы не можем прочитать по глазам его состояния, предугадать его мысль, ведь они закрыты, что нам ожидать от него ? Это интересно.
«Каждая фотография — ответ на вопрос которого не знал»
Тональная перспектива. Объекты темные и контрастные, нам кажутся ближе, а те которые менее контрастны и светлее, кажутся нам дальше. Таким образом передается ощущение объема фото.
Обратная линейная перспектива, обычно в природе не встречается. Примером может служить техника писания православных икон. Принцип — Линии перспективы как бы сходятся за зрителем, втягивая его в происходящее.
Процесс съемки.
Алексей снимает одним источником с зонтом на просвет. Поток света через зонт освещает модель, формирует основной рисунок, а поток отраженный от зонта и переотраженный стенами, интерьером формирует заполняющий свет.
Перемещая источник, ищем ракурс, особенный свето — теневой рисунок (решение).
Съемка происходит во время диалога, обычно кадров делается не много (около 30, поскольку на пленку). Располагаемся достаточно близко к модели.
Нужно как — то расположить к себе человека, чтобы он смог довериться, показать себя.
Каждый раз когда приходит человек, нужно стараться узнать о нем что — то новое и постараться отобразить это на снимке.
Бывает так, встречаются люди которых как не снимай всегда получаются хорошо (а может быть и на оборот, но считаем и настраиваемся, что нам улыбается удача).
Нажимаем кнопку спуска осмысленно. Было бы здорово если бы снимок показывал «редкие эмоции».
Обычно мы снимаем «Течение времени», реже «Решающий момент» — когда все складывается так, что через момент сложившаяся картина разрушится.
Хотелось бы, чтобы фото казалось случайным. Фотография должна быть такой, чтобы ее не смог повторить ни кто другой, в том числе и сам автор. Чтобы в фотографии было ощущение незавершенности, бесконечности, кажущееся движение…
Фабула не интересна. Привлекателен скрытый смысл, образ.
«Мы не должны изображать собаку средствами собаки.
Мы не передаем изображения глаз — мы передаем взгляд
Фотографируем не рот модели — а движение губ»
Идея в том, что снимать не сам факт (что банально и не интересно), а его «представление»
Жанровое фото.
— Люди в обстоятельствах. («репортаж» — это когда за деньги).
Мнение про Цвет :
— «Ван Гог » Все художники говорят о цвете, но на самом деле говорят об оттенках…»
Это очень характерно для русской живописи и связанно скорее с природными особенностями места где мы живем.
Вообще свет в кадре должен быть связан, введен осмысленно.
Выкладка фотографий.
При раскладке, фотографии не должны располагаться «просто — так», это не интересно, их положение должно быть осмысленным.
В целом есть примерно 15-ть основных приемов объединения фотографий — подобия снимков, правило весов, хронологическом порядке, композиционный прием который позволяет объединить даже не связанные, между собой, снимки. Также можно объединять по «истории» которую мы хотим рассказать.
Практическая часть. День Второй.
Как можно улучшить наши фото с людьми ?
1. Смотреть хороших авторов.
2. Выстраивать взаимоотношения, контакт с моделью.
3. Улучшать технику съемки.
4. Учиться снимать в цвете.
5. Терпение. Умение дожидаться нужного момента.
6. Количество людей на площадке минимизируем.
7. Отвечаем себе на вопросы :
Что интересно ?
Как это сказать ?
Что нового я могу об этом сказать ?
8. Хочется снимать, но не просто нажимать на кнопку, а думать и снимать.
9. Снимаем то, что нравиться. Это кажется вообще важным.
10. Поиск.
11. Уверенное владение техникой.
12. Выделять главное.
13. Анализировать работы не сразу, а смотреть их позже
Про свет…
Для чего нужен
— Для того чтобы получить свет и тень, получить объем
— Задать параметры на камере… 🙂
Жестки и мягкий свет.
Интересен свет от зонта, редко но иногда применяется открытый источник света.
Свойства света галогенного и вспышечного их отличия друг от друга.
Галогенного света всегда мало, на камере приходится работать с малыми значениями диафрагм, а значит с малой глубиной резкости или (и) относительно длинными выдержками, что приводит к смазам если модель двигалась (иногда это интересно), обладает теплой температурой, близкой к цвету кожи, в черно — белой фото получается что мы как будто применили оранжевый фильтр, это уменьшает детализацию кожи. Со вспышечным светом ситуация отличается. Импульс света короткий и света много, что позволяет работать с большими значениями диафрагмы, получая большую глубину резкости. Выдержка на камере до некоторых значений практически не важна (крайние значения : нижнее — когда камера начинает фиксировать окружающий свет и верхнее — когда камера не успевает синхронизироваться с вспышкой).
Заполняющий свет — свет перед моделью, за спиной фотографа. Уменьшает контраст теневого рисунка.
Фоновый свет -заполняет фон
Контровой свет — за моделью, обычно им подсвечивают волосы (создавая своеобразный ореол)
Моделирующий свет — который делает картинку.
Схемы расположения источника.
Свет ставится сверху, самое нижнее положение источника такое, что тень от носа практически превращается в одну горизонтальную линию под ним.
Схема 90 :
Еще называется «По Зальцману». Ставим прибор так, что одна сторона лица освещена полностью, а вторая в тени и свет падает только на глаз.
«Рембрантовский свет»
Источник располагается таким образом, что на затененной стороне лица модели светом рисуется треугольник (на щеке) очерченный общей тенью и тенью от носа.
Схема 45 :
Источник располагается примерно так же как и в схеме «Рембрантовского света» с тем отличием, что немного смещен так, что тени очерчивающие треугольник еле касаются друг друга
«Последний угол»
Если мы продолжим двигать источник света и поймаем момент когда тень от носа практически будет готова исчезнуть, мы найдем положение источника называемое «Последний угол»
«Бабочка»
Источник света располагается перед моделью, так что тень от носа модели похожа по форме на «Бабочку» при этом она не заходит на верхнюю губу. При таком освещении зрительно подчеркиваются скулы, за счет тени увеличивается нижняя губа. Нужно так — же следить за тем, чтобы тени от бровей не закрывали глаза.
При съемке пожилых людей, как правило пытаемся получить без теневую схему. Получается так, что светим прямо в лицо.
Для динамичной съемки, задача освещения решается установкой схемы «Последний угол», в этом случае, если модель поворачивает голову, то будет реализовываться какая либо из предыдущих схем. То есть освещение будет осмысленным.
Если снимаем группу людей, то путем установки на первой модели освещения «Последний угол» мы решим задачу освещения остальных, будут реализовываться все предыдущие схемы. Получиться, что у каждого в группе будет какой то свой свет.
Для съемки Мужчин ставим черные флаги по бокам, в таком случае, тени становиться глубже.
Литература, Фотографы :
А. Лапин «Фотография как…»,
Гарри Виногранд,
Брюс Дэвидсон,
Мартин Парр,
Ирвин Пэн,
Сергей Максимишин,
Масао Ямамото,
Анри Картье Брессон,
Джон Жарковский,
Франтишек Дртикол,
Ричард Аведон,
П. Ридберг,
Ян Саудек,
Джон РанкинTags: «Психологический портрет», Алексей Никишин, Мастер-Класс

Итоги конкурса «Дикая природа России»

С 1 мая по 1 октября журнал «National Geographic Россия» принимал работы на фотоконкурс «Дикая природа России», организованный совместно с Русским географическим обществом. Всего было заявлено более 30 000 фотографий, сделанных на территории России. Победителей конкурса определило жюри, в состав которого вошли Даррен Смит (фоторедактор «National Geographic International»), Александр Грек (главный редактор «National Geographic Россия»), фотограф и редактор Русского географического общества Ярослав Никитин, Андрей Каменев (шеф-фотограф «National Geographic Россия») и Сергей Горшков (постоянный фотограф «National Geographic Россия»). Сегодня мы рады назвать имена победителей. Главный приз конкурса (300 тысяч рублей) присужден фотографу Алексею Безрукову за работу «Утро для фифи». Специальный приз Русского географического общества (участие в экспедиции к Земле Франца-Иосифа) достался Сергею Иванову. Жюри конкурса особенно понравилась фотография Сергея «Душ от мамы». Лучшей в номинации «Пейзаж» была признана работа Вадима Балакина «Лед и пламень». В номинации «Животные» выиграла работа Ивана Кислова «Заяц-беляк». Победителями в номинациях «Детали», «Человек и природа», «Леса» и «Подводный мир» стали соответственно Алексей Волков (работа «А свет не погасили»), Иван Дементиевский («Ловец туманов»), Михаил Вершинин («Тайга») и Александр Аристархов («Голова Горгоны»). Специальный приз журнала National Geographic Traveler получил Борис Соловьев за работу «Лодочка». Приз зрительских симпатий присужден Сергею Клочеву. Его работа «Battle!» была признана самой интересной среди наиболее популярных работ по итогам голосования на нашем сайте. Наконец, в номинации «Социальные сети» победителем стал Сергей Кичигин. Жюри выбрало его работу «Фотофиниш» среди других работ, опубликованных в специальном конкурсном альбоме на нашей странице вконтакте. Победители в номинациях конкурса получили награды от наших призовых спонсоров. Все эти работы, а также другие лучшие работы конкурса вы сможете увидеть на фотовыставке «Дикая природа России». Мероприятие пройдет с 3 по 30 ноября в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского по адресу: ул. Моховая, дом 11, стр. 11. На выставке также будут показаны работы постоянных фотографов журнала «National Geographic Россия». Кроме того, впервые общественности будут представлены работы Сергея Шойгу, сделанные в самых труднодоступных местах нашей страны. В ноябрьский номер журнала «National Geographic Россия» вложен купон, который дает право при покупке билета на фотовыставку получить второй билет в подарок.

Композиции несоизмеримых предметов в фотоанималистике

О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов! Ежегодно с завидным постоянством в жизни российских фотоанималистов наступает короткий, но забавный период: период от заседания жюри конкурса «Золотая черепаха» до оглашения списка финалистов и рассылки «писем счастья». Почтенная публика, внешне изображая полное спокойствие и равнодушие, на самом деле находится в томительном ожидании: что из собственноручной лепнины на этот раз удостоится чести испохабить стены Манежа, ЦДХ и других выставочных залов нашей необъятной Родины. Самое время развлечь аудиторию объемистым чтивом. Которое, надеюсь, поможет осознать, что на сегодняшний день 99% наших природных фотографий — помойка полная, ибо все познается в сравнении.
Хочу рассказать и показать, что лично мне больше всего нравится в фотоанималистике. Чтобы далеко за примерами не ходить — на базе все той же «Золотой черепахи»: вывалю полную ретроспективу за предыдущие 7 лет ее существования.
Речь пойдет о композициях несоизмеримых предметов. Это такая экстремальная форма ландшафтной фотоанималистики. Что такое ландшафтная фотоанималистика, если кто еще не в курсе — можно прочитать у Константина Михайлова и .
Вначале — пара слов о том, что такое композиция. Если кратко — композиция это что-то с чем-то. Т.е. из двух апельсинов можно построить композицию. Из утюга, табуретки и тапка тоже можно. А из одного одинокого апельсина, как его по холсту не вози и по какому сечению на этом холсте не располагай, композицию слепить невозможно.
Теперь — что такое соизмеримость. Вот, например, апельсин и яблоко — они не просто соизмеримы, а вообще практически одного размера. Чайник и мобильный телефон, хотя и разного размера, все-таки вполне соизмеримы. Даже кирпич и мотоцикл, хотя уже и очень разного размера, все еще соизмеримы. А вот пылинка и автобус уже совсем несоизмеримы. И комар с дубовой рощей несоизмеримы. И т.д.
Из несоизмеримых предметов построить хорошую композицию на холсте намного сложнее, чем из соизмеримых. Из соизмеримых ее построить, кстати, тоже непросто. Вот замечательная цитата в тему: «Чувство композиции, как и музыкальный слух, у многих людей отсутствует, а у счастливых обладателей не развито, поскольку развивать такие вещи нужно в детстве, когда мозг легко обучается. Наша школьная программа этого не включает, родители про композицию не думают, а ребенку она не интересна. Вот и получается, что пора выбирать место на кладбище, а приспичило осваивать композиционные построения, чувство перспективы, визуальный ритм и прочую чепуху». (Дмитрий КОНСТАНТИНОВ, «МАКРОФОТОГРАФИЯ — КАК ОНА ЕСТЬ»).
Однако некоторым фотографам все-таки удается выстраивать композиции. Самым талантливым — даже из несоизмеримых предметов. Лично я этим искусством вообще не владею (мечтал бы освоить, конечно…), поэтому оценивать композиции считаю себя не в праве и полностью доверюсь жюри «Золотой черепахи». Очевидно, если коллектив профессионалов признал работу лауреатом конкурса — значит, композиция хорошая, и нечего тут голову ломать. А вот исходный размер элементов композиции я могу сравнивать совершенно самостоятельно — тут достаточно одного лишь здравого смысла. Сделать эту подборку было предельно просто: просто методично просмотреть весь архив лауреатов конкурса и выбрать из него те фотографии, где системообразующие элементы композиции несоизмеримы друг с другом.
Если дочитали до этого места — далее постараюсь вещать «в формате», то бишь без апельсинов и табуреток.
В этом обзоре последовательно представлены все фотографии — лауреаты конкурса «Золотая черепаха», попадающие под определение, вынесенное в заглавие этого поста. Хронология поможет нам отследить динамику развития конкурса. По каждому году и отдельно по некоторым фотографиям я дам свой небольшой комментарий.
Итак, на самом первом конкурсе «Золотая черепаха» композиций несоизмеримых предметов было всего две — вот они:
Игорь ШПИЛЕНОК. «Рассвет на реке Кроноцкой» (ЗЧ-1, 2006), номинация «Гармония жизни»
Первой осознанно снятой «несоизмеримости» «Золотой черепахи» хочу уделить особое внимание. Вот авторское описание: «Когда я попал на Камчатку, сразу же решил, что не буду снимать медведей, ловящих лосося — это делают сотни фотографов по обе стороны Тихого океана. Моей темой стали медведи с вулканами. Поэтому на берегу реки Кроноцкой, протекающей у подножия вулкана Кроноцкая сопка, я спрятался не с телеобъективом, а со светосильным штатником, что позволило снять в резкости быстро бегущего по перекату медведя». Несоизмеримость очевидна: по сравнению с вулканом что медведь, что муха примерно в одинаковой степени ничтожны. И никаких дорогостоящих телевиков не нужно, чтобы все это снять — штатника достаточно. Напомню, что 8 лет назад, когда «Золотая черепаха» начинала свой путь, Игорь уже был известным фотографом, специализирующимся на ландшафтной съемке. И выбранная им концепция бросала вызов новому конкурсу (или со старта задавала ему определенный вектор развития).
Вячеслав ЗАБУГИН. «Перед отлётом» (ЗЧ-1, 2006), номинация «Животные и люди»
Стаю скворцов трудно соизмерять с простором полей, а картинка сложилась! Этот кадр — скорее счастливая случайность. Ретро-мобиль, въехавший в нужный момент в нужное место кадра, сделал композицию художественной. Кстати, о глубине резкости: в отличие от предыдущей работы, этот снимок был сделан телевиком и с широко открытой диафрагмой (аж на 5,6). Тем не менее, картинка сложилась! Большая удача не только для автора, но и для «Золотой черепахи» — сразу две несоизмеримости в первом же финале — немногие природные фотоконкурсы могут похвастать таким мощным стартом.
Год спустя несоизмеримостей стало вдвое больше.
Сергей ГОРШКОВ. «Хозяин долины гейзеров» (ЗЧ-2, 2007), номинация «Фотограф года»
Вектор развития успешно подхвачен, причем, как и годом ранее, с «маленьким» медведем и в формате панорамы. Вообще-то основная специализация Горшкова — крупные планы и action, и самым запоминающимся его кадром на той же ЗЧ-2 стала погоня медведя за тремя нерками. Но именно этот спокойный и продуманный ландшафтный кадр стал сильным звеном чемпионского портфолио.
Николай КОНЮХОВ. «Говорушечье царство» (ЗЧ-2, 2007), номинация «Гармония жизни»
Юлия Бритвич. «Навстречу ветру» (ЗЧ-2, 2007), номинация «Гармония жизни»
В финале ЗЧ-2 был еще один снимок, который с полным основанием можно назвать композицией несоизмеримых предметов — у победителя «Гармонии жизни» Николая Конюхова в той же номинации представлена еще одна просто потрясающая работа — «Хозяин птичьего базара». Собственно, первый прецедент в истории ЗЧ, когда композиция несоизмеримых предметов выступает в качестве рядового финалиста.
На следующем конкурсе таких кадров было уже несколько. И общее количество несоизмеримостей продолжило стартовый рост, причем руку к тому приложила и «старая гвардия», и молодые фотографы, и даже экзотические фототуристы.
Юрий ШИБНЕВ. «Мост для леопарда» (ЗЧ-3, 2008), номинация «Звери». Самый биологически сложный кадр.
Эта работа, на мой взгляд, самая весомая из всего, что когда-либо было представлено в рамках конкурса «Золотая черапаха». Без преувеличения можно сказать, что подготовка этого кадра заняла несколько десятилетий. Многолетний труд фотографа Юрия Борисовича Шибнева внес неоценимый вклад в сохранение дальневосточного леопарда, как биологического вида. И в нынешних успехах российских фотографов на конкурсе BBC в Лондоне есть его немалая заслуга. Если у кого-то вызывают усмешку громкие слова по поводу роли фотографов в сохранении биологического вида — просто задумайтесь о том, что работающие по сей день «убойные» места для фотоохоты нашел именно Шибнев. Кстати, и на конкурсе BBC в Лондоне он первым из наших соотечественников отличился, причем более 20 лет назад — правда, не с леопардами, а с макро фотографией.
Павел МИХЕЕВ, «Утренний заплыв» (ЗЧ-3, 2008), номинация «Звери»
Игорь ШПИЛЕНОК. «Утро на краю света» (ЗЧ-3, 2008), номинация «Гармония жизни»
Алексей БЕЗРУКОВ. «Над вечностью» (ЗЧ-3, 2008), номинация «Гармония жизни»
Овцебык на острове Врангеля образует композию с «картой Родины», которую нам чаще приходится видеть из иллюминатора самолета в ясную погоду. Построение кадра можно назвать гениальным. С этого момента фотограф Алексей Безруков, живущий и снимающий среди заповедной природы, неизменно становится лауреатом всех конкурсов, в которых участвует, и всегда — именно с композициями несоизмеримых предметов.
В финале ЗЧ-3 я обнаружил еще 3 работы, подходящие под нашу сегодняшнюю тему, но не вошедшие в число лауреатов. В номинации «Звери» это «Килиманджаро» (автор — Александр Яшиш) — добротная вариация на тему «…и вулканы» со слоном, заменяющим отсутствующих в африканской фауне бурых медведей. Еще две работы — в номинации «Птицы»: «Лебеди над зимней рекой», снятые Игорем Шпиленком с вертолета, и «Птичий базар» Сергея Румянцева. Очевидно, если в «Гармонии жизни» композиции несоизмеримых предметов с каждым конкурсом чувствуют себя все увереннее, то в других номинациях они уступают детализированным главным объектам. И действительно, на что может претендовать работа Румянцева в птичьей номинации, если там птичку толком не разглядишь? А вот в «Гармонии жизни» этот великолепный кадр мог бы быть главным претендентом на победу.
Впрочем, «Гармонию жизни» композиции несоизмеримых предметов буквально на следующий год если уж не монополизировали, то доминирующее положение там прочно заняли.
Игорь ВОЛГИН. «Летят перелетные рыбы» (ЗЧ-4, 2009), номинация «Подводный мир»
Алексей БЕЗРУКОВ. «Там, где начинается небо» (ЗЧ-4, 2009), номинация «Гармония жизни»
Игорь ШПИЛЕНОК. «Речной патруль» (ЗЧ-4, 2009), номинация «Гармония жизни»
Владимир МЕДВЕДЕВ — старший. «Остров святого Ионы» (ЗЧ-4, 2009), номинация «Гармония жизни»
В «Гармонии жизни» несоизмеримостей уже столько, что лауреатства на всех не хватает. Все больше таких работ и в других номинациях — правда, пока еще на миноритарных ролях. Впервые композиция несоизмеримых предметов удостоена лавров в подводной номинации.
Сергей МОЗГОВОЙ. «К дальним берегам» (ЗЧ-5, 2010), номинация «Микромир»
Скорее «иллюзия несоизмеримости»: автору удалось талантливо изобразить бесконечный мир, к которому прикасается своими лапками крохотный муравей. Собственно, несоизмеримость здесь даже в названии отображена.
Сергей РУМЯНЦЕВ. «Жизнь во льдах» (ЗЧ-5, 2010), номинация «Гармония жизни»
Успешная «работа над ошибками»: чтобы побеждать в конкурсах, важно не только хорошо снимать, но и правильно номинации выбирать 🙂
Игорь ГУЩИН. «Водопой со слонами» (ЗЧ-5, 2010), номинация «Гармония жизни»
Если уж заповедному инспектору дозволено с вертолета снимать — то «профессиональному фототуристу», имеющему дурную привычку минимум раз в год нажимать на своей камере кнопку «шедевр», тем более никто запретить не может. Слоники мелкие, как букашки, а дальше — эстетам рассматривать и получать удовольствие, биологам — изучать паутины троп.
István KEREKES. «Лесные жители» (ЗЧ-5, 2010), номинация «Магия растений»
Тут не совсем анималистика, но уж больно живые грибочки на переднем плане.
Андрей ЕРМАКОВ. «Удержать и удержаться» (ЗЧ-5, 2010), номинация «Искусство природы»
Константин НОВИКОВ. «На страже безмолвия» (ЗЧ-5, 2010), номинация «Человек и природа»
Два живых существа вполне соизмеримы между собой, но вот третий участник композиции — безмолвная бездна.
Вообще, ЗЧ-5 наметилось резкое увеличение количество работ, содержащих «несоизмеримости» в том или ином виде. В номинации «Гармония жизни» тема продолжает уверенно доминировать, присутствовует она и в других номинациях. Обратите внимание: среди лауреатов «несоизмеримые» теперь в пяти номинациях против максимум двух в предыдущих конкурсах — это прорыв! Будь моя воля — я бы добавил еще и шестую категорию — «Пейзаж»: великолепная работа Вадима БАЛАКИНА «Когда зажигают звёзды&raquo, на мой взгляд, заслуживает, как минимум, особой отметки жюри.
А вот год спустя произошел настоящий триумф композиций несоизмеримых предметов. Судите сами:
Walter BARTHÉLEMI. «Снежная страна» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Звери»
Дмитрий ЧЕЛЯПИН. «На зорьке» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Птицы»
Герман РУСАНОВ. «Полет саранчи» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Микромир»
David ALLEMAND. «Северный глупыш» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Гармония жизни»
Orsolya HAARBERG. «Призрак лавовых полей» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Гармония жизни»
Erlend HAARBERG. «Первый снег» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Гармония жизни»
Jonathan LHOIR. «Король горы» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Гармония жизни»
David ALLEMAND. «Девственный лес и птица» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Гармония жизни»
Виктор НОВОКРЕЩЕНОВ. «На реке сказок» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Пейзаж»

Александр ПЕРЕВОЗОВ. «Человек, медведи и радуга» (ЗЧ-6, 2011), номинация «Человек и природа». Лучший кадр заповедной природы России.
Всего в финале ЗЧ-6 оказалось более двух десятков работ, попадающих под наше определение. В лауреатах — 10 из них — вдвое больше, чем годом ранее. «Гармония жизни» практически монополизирована: моя ночная косуля в ней весьма сиротливо смотрелась на фоне грандиозных рельефов и пространств, украшенных миниатюрными, но яркими живыми существами. Супруги Хааберг из Норвегии представили в финале ЗЧ-6 несоизмеримостей больше, чем их суммарно было в нескольких первых конкурсах. Сразу с тремя композициями несоизмеримых предметов дебютировал перспективнейший отечественный фотограф Александр Перевозов — он, как и Игорь Шпиленок и Алексей Безруков, постоянно живет и работает в заповеднике, дикую природу вокруг себя видит постоянно, умеет без суеты выстраивать кадр и совершенно не комплексует, если главный объект съемки не «мордой в объектив».
По итогам ЗЧ-6 я написал оперативный обзор — что мне понравилось из работ, не вошедших в число лауреатов. Там выделены четыре работы «над чертой» — это именно композиции несоизмеримых предметов. Авторы двух из них — Вячеслав Забугин и Сергей Румянцев — уже упоминались в этом обзоре. «Евражкина весна» Тимура Ахметова — это прецедент, когда композицию с чукотскими сопками составляет совсем маленький зверек и небольшой снежный холмик рядом с его норкой. А кадр «Пейзаж с кедрами и косулей» алтайского фотографа Сергея Елясова, на мой взгляд, вообще уникален. И это далеко не все — все несоизмеримости ЗЧ-6 невозможно охватить даже в двух обзорах!
…А еще год спустя у «Золотой черепахи» случился ощутимый»шаг назад» по обсуждаемой теме — возможно, это просто «эффект маятника» после резкого взлета. И общее количество композиций несоизмеримых предметов уменьшилось, и в лауреатах их снова всего лишь 5…
Алексей БЕЗРУКОВ. «В двух шагах от мечты» (ЗЧ-7, 2012), номинация «Звери»
Marcello LIBRA. «Королевские пингвины» (ЗЧ-7, 2012), номинация «Птицы»
David ALLEMAND. «Оляпка» (ЗЧ-7, 2012), номинация «Гармония жизни»
David GREYO. «В тумане» (ЗЧ-7, 2012), номинация «Гармония жизни»
Сергей КОКИНСКИЙ. «Алые паруса» (ЗЧ-7, 2012), номинация «Гармония жизни»
Красиво, но маловато! Конкурс проводится уже в седьмой раз, «мимишных» крупных планов все уже вроде наелись досыта. Отечественные фотографы постепенно учатся (и стремятся!) снимать животных вместе со средой обитания, иностранных участников, давно умеющих так снимать, с каждым годом все больше. Тем не менее, впервые за всю историю конкурса обозначилась обратная динамика…
Неладное я почувствовал еще осенью — когда композиции несоизмеримых предметов стали массово всплывать в импровизированном флеш-мобе под названием «Хит-парад лузеров» — это когда участники конкурса начинают демонстрировать работы, не прошедшие в полуфинал. К примеру, срезание на полуфинальном этапе вот этой работы питерского автора Сергея Клочева я в сердцах назвал приговором действующей системе предотбора. И, кажется, не ошибся: в нынешнем году система изменилась. Резко увеличилось количество экспертов предотбора, в 2 с лишним раза увеличилось число работ, прошедших на суд высшей инстанции — жюри конкурса. Это дает некоторые основания надеяться, что в финале ЗЧ-8 композиций несоизмеримых предметов будет больше, чем в финале ЗЧ-7. Мне хочется верить, что намного больше. Я люблю, когда много ландшафта и мало животного, точнее — когда животное, занимая незначительную часть кадра, ярко и гармонично вписывается в ландшафт, в котором живет. Посмотрим: ждать осталось уже совсем недолго…
* * *
Раз уж мы рассматриваем композиции несоизмеримых предметов в привязке к конкурсам, нельзя не отметить такую важную деталь. Есть одна номинация, в которой композиции несоизмеримых предметов за всю историю ЗЧ не были в фаворитах ни разу. Номинация эта называется «Приз зрительских симпатий». Широкая аудитория голосует за «мимишности», за динамику, за детализацию шерстинок и перышек, за дерущихся медведей и каркающих ворон — за что угодно, только не за композиции несоизмеримых предметов. Именно поэтому выбором победителей и финалистов серьезных конкурсов занимается профессиональное жюри: «народный выбор» здесь был бы слишком однообразен и предсказуем.
Хотите посмеяться? — Загляните в мое портфолио на сайте клуба Naturephoto.lt (ссылка есть на главной странце моего блога). Там существует система рейтингов: члены клуба по десятибалльной системе могут голосовать за понравившиеся работы коллег. Работы, набравшие самые высокие баллы, идут вначале, которые чуть хуже — потом, и так далее. Немножко повосхищайтесь детализацией мимишностей на первой странице, а затем по стрелке перескочите в самый конец. В какую категорию можно условно причислить две самые плохие мои работы? 🙂 Ни на что не претендую: в самом начале честно сказал, что тем, что считаю высшим классом в фотоанималистике, пока вообще ни на каком уровне не владею. Тем не менее, уверенность выбора системой массового голосования весьма симптоматична.
Кстати: на литовском природном конкурсе «Gintarinis žaltys», который в нынешнем году будет проводиться уже в четвертый раз, композиции несоизмеримых предметов еще даже не проклюнулись на свет — разве что в пейзажной номинации и в «Человек и природа» иногда намечаются робкие попытки чуточку приблизиться к теме, но ведь это не совсем анималистика… Так что по темпам развития литовский уж русскую черепаху пока не догоняет (только не подумайте, что в Литве нет красивых холмов и оврагов, украшенных животными: их тут на порядок больше, чем вулканов на Камчатке!). Все будет со временем, я верю. Хочу верить. Может, даже я когда-нибудь научусь снимать композиции несоизмеримых предметов. И вы учитесь, ежели тема зацепила 😉
…Этот обзор я задумал написать еще пару лет назад — по итогам первых пяти ЗЧ материала было уже более чем достаточно. Но все откладывал. Хотите узнать, что послужило последней каплей? — Вот в блоге самого доброго фотографа среди конкурсных бойцов, абсолютного фаворита номинации «Приз зрительских симпатий» Николая Зиновьева, который прежде не входил в число специалистов по съемке композиций несоизмеримых предметов. Нравится картинка? А ведь это выход очень сильного и признанного фотографа на качественно новый уровень! Если каждый из нас будет стремиться хотя бы раз в год снять нечто подобное — не важно, с медведями, с косулями, с куликами, с комарами или с лягушками — «Золотая черепаха» уверенно поползет в правильном направлении, и никакие флуктуации предотбора ее не остановят.
В заключении позвольте дать список фотографов, упомянутых в этом обзоре и имеющих аккаунт в ЖЖ — вдруг кто-то кого-то зафрендить не успел:
Константин Михайлов konstmikh
Дмитрий Константинов d_konstantinov
Игорь Шпиленок shpilenok
Вячеслав Забугин v_zabugin
Сергей Горшков gorshkov_sergey
Алексей Безруков alexey_bezrukov
Константин Новиков apnearus
Вадим Балакин vadimbalakin
Александр Перевозов alex_perevozov
Сергей Клочев sergey_sk78
Николай Зиновьев nik_zinoviev