Административное и гражданское право

В чем специфика гражданского права?

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Реклама

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Сравнение

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Совет 1: Как избежать административного ареста

Это управление автомобилем без уже после того, как водителя их лишили; если водитель нетрезв или не имеет прав при себе вообще; при оставлении места ДТП; и неуплата штрафа уже после предупреждения судебных приставов. Адвокаты уверяют, что даже и в этих пяти пунктах можно найти лазейку. Так например, арест точно «светит» по первым трем пунктам. В остальных могут просто лишить прав или наложить большой штраф.

Обе отрасли права порой регулируют сходные с внешней стороны общественные отношения имущественного характера. Данные отношения являются по преимуществу предметом гражданского права, что подчеркивается в ст.1 Гражданского кодекса (далее – ГК).

В тоже самое время ГК Беларуси признает наличие имущественных отношений, основанных на властном подчинении, которые регулируются административным правом.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Тесное взаимодействие норм гражданского и административного наблюдается в гл.4 ГК, определяющей статус юридических лиц.

Административное и гражданское право

Обе отрасли права порой регулируют сходные с внешней стороны общественные отношения имущественного характера.

Эти отношения являются по преимуществу предметом гражданского права, что подчеркивается в ст.1 Гражданского кодекса (далее – ГК).

В то же время ГК Беларуси признает наличие имущественных отношений, основанных на властном подчинении, которые регулируются административным.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского.

ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Тесное взаимодействие норм гражданского и административного права наблюдается в гл.4 ГК, определяющей статус юридических лиц.

, в связи с чем отношения между ними, как правило, носят длительный доверительный характер. Необходимостью условия участия в гражданских правоотношениях является наличие гражданской правосубъектности .

которая включает гражданскую правоспособность (возможность иметь и нести обязанности), дееспособностью (возможность лица приобретать права и обязанности, создавать гражданские и осуществлять их), деликтоспособностью (способностью нести ответственность по своим обязательствам).

Главный метод административного права — императивный.

Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения.

Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Характеристика административного права как отрасли права

(АП) выделяется отдельной правовой законодательной базой, и подразделяется по группам. Значение этой отрасли заключается в регулировании взаимоотношений с любым видом власти и гражданами, то есть управленческие отношения, поскольку они являются публичными правоотношениями.

АП предусматривает урегулирование комплекса правоотношений, складывающихся в обществе с органами власти, на момент возникновения спорных ситуаций в той или иной сфере исполнительных органов, как на государственном, так и на местном уровне.

Поэтому считается, что публичные организационные отношения, которые складываются в различных сферах деятельности человека, как бы тесно они ни были связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются нормами административного права, в котором применяется метод власти — подчинения (подчинение).

Так, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими органами, уполномоченными управлять государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, за которыми это имущество закреплено.

Единство правосудия и суда в СССР означает и единство уголовного и гражданского процессов .

Разумеется, эти два вида процесса определенным образом отличаются друг от друга в том плане, в каком различаются два порядка судопроизводства. Однако у них значительно больше факторов сближающих, нежели разделяющих. Поэтому сравнение административного процесса мы будем проводить одновременно с двумя другими видами процесса.