А это детектив правильный вопрос

Посвящается девочке, которая всегда убегала.

Прошлое – мозаика, как разбитое зеркало. Когда ты собираешь его вместе – режешься, твое отражение меняется. И вместе с ним меняешься ты сам. Это может уничтожить тебя, свести с ума. Или освободить.

Сэм Лэйк1

До

Дом, где всегда играла музыка

Седьмого июля в пригороде Лондона родилась девочка, которую вот-вот назовут Септима. Что на латыни значит «Седьмая». В музыкальной теории этим словом обозначают интервал шириной в семь ступеней. В математике это число называют счастливым простым числом. Не говоря уже о том, что вся музыка состоит из семи нот. Так что вы, наверно, уже догадались, кем были родители девочки – Джон и Лора Хадсоны (нет, не математиками) – и какие грандиозные надежды они на нее возлагали.

Детство Септимы было окутано семью нотами, которые разносились по всем уголкам дома пять на Мелоди-стрит, дома, где всегда играла музыка. Каждый день девочку знакомили с новыми произведениями классиков – Моцарта, Баха, Бетховена, Листа, Рахманинова… Их было много, этих композиторов, и каждый по-своему уникален. Музыка так и лилась в уши Септимы, но ее любимым произведением был знаменитый «Полет Валькирий» Рихарда Вагнера, потому что под эту музыка Джон Хадсон – ее отец, мужчина с темными густыми волосами и карими глазами, любящий наручные часы и полосатые рубашки, ныне юрист, и некогда скрипач, ведомый мечтой, – брал девочку на руки и дурачился, носясь по комнате как боевой самолет.

– Септи, у нас стратегически важное задание, от которого зависит судьба этого мира! Ты готова сокрушить империю зла? – говорил он, делая очередной заход над захваченным врагами диваном.

– Дя! – кричала улыбчивая девочка.

– О нет, мистер злой пульт от телевизора заметил нас, что же делать, Септи?!

***

Дом, где всегда играла музыка, был выполнен в белом цвете с темно-красной черепичной крышей и дверью в тех же тонах, на которой висела золотая нотка. В гостинной дома стоял большой белый рояль Steinway & Sons, с него-то и начнется эта длинная история, но чуть-чуть позже. Лора Хадсон – мать девочки, женщина со светлыми волосами и красивыми голубыми глазами, любящая японскую кухню, картины Да Винчи и усы Тома Селика, ныне риэлтор и некогда одаренная пианистка, ведомая мечтой, – любила играть на этом фортепиано по вечерам. Тем временем маленькая неугомонная Септима забиралась под рояль и внимательно слушала волшебные звуки инструмента, который делал этот дом сказочным королевством грез. Девочке нравилось засыпать под фортепиано, окутанной мелодиями, как теплым одеялом.

***

В один редкий солнечный день, когда теплый свет наполнил дом, началась история девочки, которая любила музыку. Маленькая Септима подошла к фортепиано, неумело забралась на банкетку и нажала клавишу. Воздух наполнился звуком седьмой ноты и детским смехом. Это особый вид смеха, о котором мы часто забываем. Взрослые смеются, когда кто-то шутит, дети – потому что им по-настоящему весело.

Джон и Лора были так рады увидеть свою дочь за роялем, что потеряли дар речи. Они замерли, боясь спугнуть девочку. Но Септима продолжала колотить по клавишам самым нелепым образом: кулаками, ладонями и даже пару раз локтем.

Если бы вы были рядом и по меньшей мере думали, что разбираетесь в музыке, то могли бы услышать неплохой авангардный джаз. Правда, это бы значило, что в музыке вы все-таки не разбираетесь.

Правильный вопрос

Прошел год, и легкомысленное увлечение фортепиано стало обретать форму мечты. Но постойте, чьей мечты? А это, детектив, – правильный вопрос, сказал бы Альфред Лэннинг2, но в доме, где всегда играла музыка, никто его не задал. В те дни Лора и Джон погрязли в поисках лучших учителей во всем Лондоне, которые бы смогли сделать из маленькой Септимы звезду фортепиано. Родители девочки устроили кастинг, пригласив десятки, а то и сотню претендентов. Септима лишь время от времени оглядывалась на очередного Джеймса Смита и Клару Вессон, а затем вновь возвращалась к игре простых мелодий любимого «Собачьего вальса».

За всей этой суетой с выбором преподавателей фортепиано, сольфеджио и других экспертов, которые разжуют вам все непонятные музыкальные термины, никто не заметил, что что-то изменилось в доме, где всегда играла музыка. Никто кроме Септимы Хадсон. Ее родители были так сильно поглощены встречами с новыми учителями, мечтами о звездном будущем дочери и своими амбициями, что если бы космические тентакли захватили Землю, то Джон и Лора этого бы не заметили.

***

Минул месяц. Септима сидела за роялем в красном платье шифт – девочка очень любила красный цвет – и играла «Колыбельную» Брамса. В дом вошла незнакомая женщина.

– Септима, познакомься, это мисс Виктория Эмери, – сказал отец.

– Она будет учить тебя играть на фортепиано, – добавила мать.

Септима обернулась и увидела в дверях девушку лет двадцати пяти в черном платье а-силуэта с ярко накрашенными губами. Она выглядела строго и очень серьезно. Таких лучше не злить. Во взгляде ее карих глаз читалась надменность и высокомерие. Но едва ли маленькая Септима это понимала, впрочем, одно точно можно утверждать – девочке не понравилась Виктория. Было в ней что-то отталкивающее.

– Здравствуйте, мисс Эмери, – сказала Септима.

– Привет, малышка, ты готова стать звездой фортепиано? – Виктория оценивала взглядом свою будущую ученицу.

– Не знаю, я просто… – попыталась сказать девочка, но ее перебил отец.

– Готова-готова, она очень талантлива. Ну же, Септима, сыграй что-нибудь для мисс Эмери, покажи, чему ты научилась за год.

Джон выглядел довольно жалко в этот момент, как пес, который принес хозяину газету. Но, кажется, так было надо. Септима не понимала, зачем взрослые выслуживаются перед другими взрослыми.

Девочка в красном платье повернулась к роялю и начала нервно играть «Собачий вальс».

Септима была послушной дочерью и знала, что если родители просят ее что-то сделать, то это не должно причинить ей вред. Но правда была иной.

Девочка впервые выступала перед незнакомым человеком, она волновалась и боялась ошибиться, поэтому ее движения были скованными, а вальс превращался в густую кашу, оставленную на плите на трое суток.

Лицо Виктории Эмери скривилось от услышанного. Казалось, она сейчас засмеется и уйдет.

– Это никуда не годится, – сказала девушка.

– Девочка просто волнуется, она может и лучше, – возразила Лора.

– Поверьте, она талантлива, – добавил Джон.

Родители Септимы умели заканчивать мысли друг друга. Это было хорошо и плохо. Что же до девочки, то в этот момент в ее груди вспыхнул огонек боли. Она готова была заплакать, ведь никто и никогда не критиковал ее игру. Но не заплакала. Септима была терпеливой девочкой.

– Конечно же я слышу, что девочка не бездарна, иначе я бы не стала тратить свое время, но для того чтобы стать кем-то, ей придется очень много работать. Очевидно, сейчас Септима воспринимает фортепиано как игрушку, ей следует быть серьезнее.

– Но она ведь ребенок, – возразил Джон.

– Эдвард Стронг.

– Простите, что?

– Мальчик-гений, выиграл конкурс пианистов имени Шопена в пять лет. Так что если вы хотите светлого будущего для Септимы, то не мешайте мне работать. Я сделаю из нее лучшую пианистку в мире.

Вот так и началось время, когда игры закончились.

Всегда есть «однако» или «но»

Виктория Эмери была красивой девушкой, любящей черные платья, и выдающейся пианисткой, отдавшей всю свою жизнь академической музыке. В Лувре не хватило бы места, чтобы вместить все ее награды. Однако. Всегда есть «однако» или «но», которое объясняет, почему выдающаяся пианистка занимается преподаванием, а не играет на сцене для аристократов, купаясь в аплодисментах и любви высшего общества. Однако, на пике карьеры Виктории поставили неутешительный диагноз – хронический артрит. Это был конец ее фортепианной истории.

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ) Факультет инноватики и организации производства Кафедра теории государства и права и отечественной истории Панкова Т.В., Шевченко В.А. СБОРНИК КАЗУСОВ по курсу: «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Часть I Для студентов специальности 030501 — «Юриспруденция» НОВОЧЕРКАССК 2011 2 УДК 340.15 (470+571) (076.5) ББК 66.3(2) я 73 С 44 Рецензент: к.ф.н., доцент Шматова Е.С. Авторы: к.и.н., доцент Панкова Т.В., к.с.н., доцент Шевченко В.А. С 44 Сборник казусов по курсу: «История отечественного государства и права» Ч. I для студентов специальности «Юриспруденция» / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 27 с. Данное пособие содержит учебные задания, методические указания и советы студентам ЮРГТУ (НПИ) специальности 030501 — «Юриспруденция» всех форм обучения к части № I по дисциплине «История отечественного государства и права». Материалы пособия соответствуют государственным образовательным стандартам ФГОС III. Учебно-методическое пособие обсуждено на заседании кафедры ТГПиОИ от 31 августа 2011 г., Протокол № 1. Зав. кафедрой теории государства и права и отечественной истории А.П. Скорик Специальности: 030501 Курс: 1 Форма: все Тираж: 50 экз. Объем: 27 с. 3 СОДЕРЖАНИЕ Методические рекомендации ..…………………………………………………..5 Раздел I. Русская правда .………………………………………………………7 Казус № 1. Своенравный Чернец .…………….…………………………………7 Казус № 2. Неблагодарный сын ..………………………………………………..7 Казус № 3. Самосуд ..……………………………………………………………..8 Казус № 4. Шестой мешок …..……………………………………………………8 Казус № 5. Беглые братья ..………………………………………………………8 Казус № 6. Гибель задиры ..………………………………………………………9 Казус № 7. Оговор ..………………………………………………………………9 Казус № 8. Широк ты, Днепр! ……………………………………………………9 Казус № 9. Жирошка-лжец ………………………………………………………10 Казус № 10. Воровитые друзья ………………………………………….…..….10 Казус № 11. Алчный хранитель .……………………………………………….10 Раздел II. Псковская судная грамота .………………………………………11 Казус № 12. Хранитель-сладкоежка ..………………………………………….11 Казус № 13. Тяжба о десяти рублях ..………………………………………….11 Казус № 14. Дело о кольчуге .…………………………………………………..12 Казус № 15. Заем с поручителем .………………………………………………12 Казус № 16. Спорная пустошь …………………………………………………12 Казус № 17. Алчный хранитель — 2 ………………………………………….…13 Казус № 18. Ростовщик-дебютант ..……………………………………………13 Казус № 19. Верните покруту! …………………………………………………14 Казус № 20. Юная вдова ..………………………………………………………14 Казус № 21. Самоуправство .……………………………………………………14 Казус № 22. Неисправные должники …………………………………………..15 Казус № 23. Шемякин суд ………………………………………………………15 Раздел III. Судебник 1497г. ..…………………………………………………16 Казус № 24. Дотошный наследник .…………………………………………….16 Казус № 25. Спор о кафтане ……………………………………………………16 Казус № 26. Челобитная Бибикова ..……………………………………………16 4 Казус № 27. Великолепная пятерка ..…………………………………………..17 Казус № 28. Подельник тятя ..………………………………………………….18 Казус № 29. Дьяк-прохиндей ..…………………………………………………18 Казус № 30. Пропавший ларец ..……………………………………………….18 Казус № 31. Шемякин суд — 2 .…………………………………………………19 Раздел IV. Судебник 1550г. ……………………………………………………19 Казус № 32. Слуга трех господ ..……………………………………………….19 Казус № 33. Государь рассудит ..………………………………………………19 Казус № 34. Государь рассудит – 2 ..…………………………………………..19 Казус № 35. Требование Басарги ……………………………………………….20 Казус № 36. Крутой Иван ……………………………………………………….20 Раздел V. Соборное уложение 1649г. …………………………………………20 Казус № 37. Пожар ………………………………………………………………20 Казус № 38. Дело о павшей лошади ……………………………………………20 Казус № 39. Афера Матвеева ..…………………………………………………21 Казус № 40. 3емельные дела ..………………………………………………….22 Казус № 41. Страсти по Ануфрию ……………………………………………..22 Казус № 42. Претензии родственников ………………………………………..22 Казус № 43. Фальшивомонетчики ..……………………………………………23 Казус № 44. Иск Нарбекова …………………………………………………….23 Казус № 45. Шемякин суд ………………………………………………………23 Казус № 46. Казак против ростовщика ..………………………………………24 Казус № 47. Иск стрельца Шорина ……………………………………………24 Казус № 48. Дело о борти ………………………………………………………24 Раздел VI. Артикул воинский ..………………………………………………25 Казус № 49. Пасквилянт Кривич .………………………………………………25 Казус № 50. Стычка с разбойниками ..…………………………………………25 Казус № 51. Три дела ……………………………………………………………25 Казус № 52. Фальшивомонетчики ..……………………………………………26 Казус № 53. Смертники …………………………………………………………26 Казус № 54. Веселый вечерок ………………………………………………….26 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Решение казусов /задач/ представляет собой один из общепризнанных методов обучения. Особая полезность их при изучении юриспруденции обусловливается тем, что работа над казусом прививает будущему специалисту — правоведу первые навыки юридической квалификации, то есть установления соответствия реальных событий нормам права, статьям законов. Использование данного метода вводит студента в область теоретических знаний, приучает различать тончайшие оттенки правовых понятий. Как писал классик юридической мысли Р. фон Иеринг, — «…отвлечённое понятие представляется… не в его чистой, голой форме, а воплощённым в известном юридическом казусе». Решение требует от студента тщательного изучения вопроса, знания не только общего, но и отдельного, единичного в процессе государственно- правового развития общества. Только то знание можно считать прочно усвоенным, которое чело — век умеет применить в своей профессиональной деятельности. Казус, возбуждающий к спорам, вызывающий обсуждение, врезающийся в память своей наглядностью активно стимулирует формирование именно такого знания. Не стоит забывать и о том, что сама юридическая деятельность носит в значительной степени проблемный характер, поэтому эффективное обучение не может не отвечать данной особенности практики. Приступая к решению казуса необходимо познакомиться с методическими рекомендациями. Уяснив задание, займитесь подбором литературы: нормативных актов, учебников, исследовательских монографий, статей и т.п. При решении казусов следует иметь в виду, что они не всегда решаются однозначно, может оказаться несколько допустимых и правильных решений. 6 В таких случаях, чем глубже студент вникнет в существо юридической ситуации, чем полнее он проследит все связи участвующих в ней лиц, тем всестороннее будет рассмотрена задача, тем больше вариантов правового поведения субъектов он отыщет. При решении казуса нельзя ограничиваться лишь общим ответом по существу задачи. Следует показать, какие соображения, доводы привели именно к данному выводу. Студент обязан продемонстрировать весь ход решения, основанного на знании фактического и нормативного материала. Отсутствие необходимых объяснений, недоведение их до логического итога рассматриваются как весьма существенный недостаток. Поэтому особое внимание надо обратить на ссылки /прежде всего — на нормативные акты/, подтверждающие ход Ваших рассуждений. Следует не просто ссылаться на статьи, а цитировать их. Для того, чтобы ответ не был громоздким, цитату приводите в таком объёме, который необходим и достаточен. Если цитата слишком большая, теряется её убедительность. Очень часто из объёмистой статьи закона достаточно привести 1-2 строчки, а то и одно-два слова. Используйте современную юридическую терминологию, но покажите и то, что Вам знакомы юридические понятия прошлого. Если требуется решить казус письменно, ответ стройте из двух частей. Первая /констатирующая/ будет содержать Ваши рассуждения, намётки возможных перспектив решения, «отсечение» неподходящих вариантов и т.п. Вторая часть /постановляющая, резолютивная /содержит лаконичный обоснованный ответ /со ссылками/ на вопросы, поставленные в условии казуса. В случае возникновения каких-либо затруднений по поводу решения предложенных казусов Вы всегда можете рассчитывать на благожелательную консультацию преподавателя. 7 РУССКАЯ ПРАВДА КАЗУС № 1. «Своенравный Чернец» В декабре 1112 года киевский ремесленник Чернец занял у ростовщика Осмомысла 3 гривны на один месяц под проценты. Прошёл месяц, однако Чернец не возвращал долг и в течение года уклонялся от его уплаты. Осмомысл обратился к князю, но Чернец потребовал представления послухов, которых у кредитора не было. Князь, веря клятве ростовщика, присудил уплатить ему долг и проценты. Чернец, не имея возможности уплатить долг сразу, трижды заплатил проценты по долгу, после чего отказался возвращать сумму долга, считая своё обязательство полностью исполненным. Вопросы: а/. Является ли договор займа в этом случае действительным? б/. Каковы должны быть проценты по долгу первоначально и впоследствии, после задержки уплаты? в/. Справедливо ли решение князя? г/. Какова судьба основного обязательства? КАЗУС № 2. «НЕБЛАГОДАРНЫЙ СЫН» После смерти суздальского боярина Всеволода Лодыги его жена /вдова/ Предслава стала фактически хозяйкой всего имущества вследствие малолетства сына Дмитрия. Когда он вырос, то потребовал передачи ему всего имущества. Мать, забрав часть вещей, ушла из дома к своей сестре Марфе. Вскоре Предслава умерла. Дмитрий потребовал у Марфы возврата всех унесённых матерью вещей, считая, что Предслава не могла наследовать после смерти мужа. К тому же она не оставила завещания о передаче этих вещей Марфе. Вопрос: 8 а/. Правомерны ли притязания Дмитрия Лодыги? КАЗУС № 3. » САМОСУД» Холопы новгородского дружинника Микулы — Глеб и Лочко — на рыночной площади оскорбили и ударили киевского купца Данилу. Спасаясь от возмущённых горожан, они побежали к дому своего господина. Потерпевший, однако, догнал Глеба и убил его ударом меча. Лочко успел укрыться в доме. Данила потребовал выдачи ему раба для расправы или уплаты за обиду. В ответ он получил отказ. Спустя несколько дней, Данило, встретив обидчика /Лочко/ на улице, убил его. Задание: а/. На основании Русской Правды /Краткой и Пространной редакций/ решите вопрос о правомерности действий купца. КАЗУС № 4. » ШЕСТОЙ МЕШОК » В 1120 году псковский купец Охрамей вынужден был срочно вернуться домой с новгородской ярмарки. Нераспроданные шесть мешков пшеницы он оставил у новгородца Никиты Птахи. Вследствие спешного отъезда договор был заключён без формальностей. Спустя месяц Охрамей, вернувшись в Новгород, потребовал назад свой товар. Птаха вернул ему только пять мешков пшеницы. Княжеский судья, к которому обратился Охрамей, потребовал доказательств совершения сделки. Купец поклялся, что оставлял шесть мешков, и дело было решено в его пользу. Вопрос: а/. Правильно ли поступил судья? КАЗУС № 5. » БЕГЛЫЕ БРАТЬЯ » В 1125 году братья Мирослав и Жизнобуд поселились на земле крупного киевского феодала. Вскоре Мирослав поступил к нему на службу в качестве 9 ключника, а Жизнобуд, решивший заняться землепашеством, взял у боярина в купу зерно и сельскохозяйственный инвентарь. В 1137г. боярин продал братьев как холопов своему соседу. Узнав о недоброй славе того, Мирослав и Жизнобуд спешно бежали в Новгород. Задание: а/. В соответствии с Русской Правдой определите, каково будет судебное решение по этому делу. КАЗУС № 6. «ГИБЕЛЬ ЗАДИРЫ» Во время праздничного пира дружинник Неговит сильно ударил своего соседа по столу — смерда. Тот дал сдачи, в результате чего дружинник скончался. ВОПРОСЫ: а/. Может ли по «Русской Правде» отомстить за Неговита сын его сестры? б/. Какое наказание ждёт смерда? КАЗУС № 7. «ОГОВОР» Однажды на окраине своей деревни смерд Домажир обнаружил труп неизвестного. Решив свести давние счёты с сельским старостой, Домажир обвинил его в убийстве. Вопросы : а/. Кто в соответствии с нормами «Русской Правды понесёт в итоге ответственность? б/. Какую ответственность? КАЗУС № 8. «ШИРОК ТЫ, ДНЕПР!» Боярин и смерд утонули во время переправы через Днепр. У боярина осталась молодая вдова с младенцем и взрослые дочери от предыдущего брака, а у смерда — две дочери, старшая из которых только что вышла замуж. 10 Вопрос: а/. Как будет распределено имущество боярина и смерда в соответствии с «Русской Правдой»? КАЗУС № 9. «ЖИРОШКА — ЛЖЕЦ» «Петрила дал в марте 1100 года своему соседу Жирошке в долг несколько гривен. Через год Петрила попросил вернуть ему деньги Жирошка заявил, что он их никогда у соседа не брал. Вопрос: а/. Как решить этот имущественный спор, руководствуясь нормами «Русской Правды»? КАЗУС № 10. » ВОРОВИТЫЕ ДРУЗЬЯ » Холоп Сновид и закуп Путала отправились в город на рынок Воспользовавшись случаем, они украли у зазевавшегося купца коня и сумку с 4 гривнами серебра. Вопрос: а/. Кто будет нести ответственность и какую за эту кражу на основании норм «Русской Правды»? КАЗУС № 11. «АЛЧНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ» В июне 1123 года иноземный купец приехал в Псков торговать. Через три дня ночью загорелся дом, в котором он временно обосновался. Спасаемые от пожара товары иноземец складывал у Онцифора, который согласился за ними присмотреть, пока купец не найдёт себе нового жилья. Однако, когда тот пришёл забирать свой товар, Онцифор заявил что никакого договора между ними не было и это всё — его трудом нажитое. Вопрос: а/. Сможет ли купец доказать в суде своё право собственности на товар, основываясь на нормах «Русской Правды»? Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3

Русская Правда

План занятия (ОФО — 4 часа, в т.ч. 2 часа в форме ролевой игры) (ЗФО на базе СО – 2 часа)

1. Общая характеристика «Русской Правды» – древнейшего памятника отечественного права.

2. Характеристика правового положения основных категорий населения по «Русской Правде».

3. Регулирование договоров.

4. Наследственное право.

5. Уголовное право.

6. Процесс.

Задания для самостоятельной работы:

· Характеристика правового положения основных категорий населения по «Русской Правде».

1. Дайте характеристику правового положения основных категорий населения по «Русской Правде».

Привилегиро- ванные Непривилеги-рованные Свободные Несвободные Полноправ- ные Неполноправ-ные Бесправные
Княжьи и боярские служащие
Люди
Смерды
Закупы
Холопы

2. На основе изучения текста «Русской Правды», составьте примерный «рейтинг» уровня защищенности упоминаемых в «Русской Правде» категорий населения. Сделайте вывод, что при этом можно считать критерием защищенности? (См. Краткая редакция: ст.22-29, 33; Пространная редакция: ст.1,3, 11-17 и др.).

Для большей наглядности и лучшего запоминания изученного материала, составьте таблицу:

признаются права имеются привилегии «стоимость» жизни (вира)
Княжьи и боярские служащие
Люди
Смерды
Закупы
Холопы

3. Решите казус:

В 1125 г. братья Михайло и Никола поселились на земле крупного киевского феодала. Вскоре Михайло поступил к нему на службу в качестве ключника, а Никола, решив заниматься земледелием, взял у боярина в купу зерно и сельскохозяйственный инвентарь. В 1137 г. боярин продал братьев как своих холопов своему соседу. Прознав о недоброй славе нового хозяина, братья бежали в Новгород. Новый хозяин подал иск об их возвращении. Каково будет судебное решение по данному делу?

Подсказка: Требуется разобраться в источниках холопства и правовом положении закупа.

· Регулирование договоров.

4. Решите казус:

Петр дал своему соседу в долг несколько гривен. Через год Петр потребовал вернуть ему деньги, но сосед заявил, что он ничего не брал. Какое решение вынесет суд?

Подсказка: Следует уяснить порядок оформления договоров займа, учесть связанные с этим обстоятельства заключения сделки, сумму долга. Рассмотрите также возможные доказательства позиций сторон.

· Наследственное право.

5. Решите казусы:

Боярин и смерд утонули в реке во время переправы. У боярина остались вдова с младенцем и взрослые дочери от предыдущего брака. У смерда – две дочери, старшая из которых была замужем. Как будет распределено имущество погибших?

Подсказка: Принадлежность к разным социальным группам определяла разный порядок наследования. Обеспечение женщины зависело также от ее семейного состояния.

6. После смерти суздальского боярина Ладыги его жена Ольга стала фактически хозяйкой всего имущества вследствие малолетства сына Данилы. Когда он вырос, он потребовал передачи ему всего имущества. Мать, забрав часть вещей, ушла из дома к своей сестре Марфе, где вскоре умерла. Данила потребовал от Марфы возврата всех унесенных матерью вещей, считая, что Ольга не могла наследовать после смерти мужа и к тому же не оставила завещания о передаче своих вещей Марфе Правомерны ли притязания Данилы?

Подсказка: Обратите внимание на статьи об имущественных правах женщины в браке, о материнской опеке несовершеннолетних детей, об имущественных правах, связанных с содержанием вдовы. (См. указанные выше статьи Пространной редакции.)

· Уголовное право.

7. Решите казусы:

Во время праздничного пира дружинник Микола сильно ударил своего соседа по столу – смерда Ивашку. Тот ответил, завязалась драка. В результате травмы, полученной во время драки, дружинник умер. Может ли за дружинника отомстить сын его сестры? Какое наказание ждет смерда?

Подсказка: Рассмотрите решение данного казуса в зависимости от времени произошедшего конфликта, т.е. обратите внимание на разницу решений по Краткой и Пространной редакциям Русской Правды.

8. На окраине своей деревни смерд Д. обнаружил труп неизвестного. Решив свести счеты с сельским старостой, Д. обвинил его в убийстве. Кто несет в итоге ответственность и какую?

Подсказка: Определите, какие доказательства могли быть рассмотрены судом в данном случае. Разберитесь в понятиях «поклепная вира», дикая вира».

9. Холопы новгородского дружинника Гаврила и Ивашка на рыночной площади оскорбили и ударили киевского купца Данилу и, спасаясь от гнева возмущенных горожан, побежали к дому своего господина. Потерпевший, однако, догнал Гаврила и ударом меча убил. Ивашка успел скрыться в доме. Данила потребовал выдачи ему холопа для расправы над ним или уплаты за обиду. Но новгородский дружинник отказал в требовании, желая не торопясь разобраться в деле. Спустя несколько дней Данила встретил обидчика-холопа на улице и убил его. Правомерны ли действия купца?

Подсказка: Следует определиться в вопросе об ответственности холопов за совершенное преступление, обратить внимание на обстоятельства расправы потерпевшего с первым и вторым обидчиком.

10. Холоп Архип и закуп Петр отправились в город на рынок. Там у купца они украли коня и сумку с 4 гривнами серебра. Кто и какую ответственность будет нести за кражу?

Подсказка: Обратите внимание на сходство и на особенности в правовом статусе закупов и холопов.

В рамках серии материалов о выдающихся выпускниках ТУСУРа мы сегодня беседуем с ректором Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Виктором Гришиным.

— Виктор Иванович, расскажите, пожалуйста, как получилось, что Вы поступили в наш университет, ведь от Мордовии, где Вы росли, его отделяют тысячи километров?

— Я поступал в летное училище, но пройти конкурс не удалось по здоровью. От волнения немножко скакало давление. Я узнал, что в Томском политехническом институте была специальность «Оборудование подводных лодок и летательных аппаратов». Когда добрался туда, оказалось, что из политеха эту специальность перевели в Ленинград. Времени на переезд и поступление не осталось. Мое настроение в тот момент, думаю, понятно каждому. Дело решил случай. По главной улице Томска я дошел до ТУСУРа и почему-то понял, что он-то мне и подходит.

— Какие увлечения повлияли на Ваш выбор факультета?

— В школе я очень любил физику. Не могу сказать, что это была любовь к науке. Скорее привлекал передовой процесс — автоматизация. Само слово было модное. А тут название факультета — «Автоматика и электронная техника», — выбор был предрешен.

— Какие впечатления остались у Вас от города и вуза?

— Воспоминания самые наилучшие. Для меня Томск — город молодежный. Все такие приветливые. Потом, мне кажется, он для жизни комфортный: достаточно хорошо была развита инфраструктура, точки питания, общежитие. Позитивную атмосферу города дополнили личные впечатления: студенческая жизнь, друзья, занятия спортом, хороший театр.

— Что сложнее всего далось в Томске? Оторванность от дома, может быть, что-то еще.

— Особых сложностей не возникало. Вообще студентом какие-то моменты воспринимаешь как казусы. Например, в самом начале, когда мы жили в общежитии на Киевской, было нашествие клопов. Признаюсь, даже подумывал уехать оттуда. Через два месяца нас пересилили в новое общежитие, и бытовая проблема сама собой разрешилась. Пожалуй, это была самая большая неприятность за все время учебы.

— Что из знаний и умений, полученных в ТУСУРе, пригодилось в жизни прежде всего?

— Умение учиться.

— Это заслуга преподавателей или Ваше личное качество?

— Преподаватели и сами предметы: математика, программирование, автоматика, кибернетика. Учителя настраивали нас на то, что нужно постоянно заниматься, работать над собой, не отставать от постоянного развития дисциплин. Менялись машины, менялась логика в построении. Надо было постоянно учиться, чтобы быть знающим специалистом, конкурентоспособным. Мне кажется, умение учиться — это возможность и механизм.

— Что бы Вы могли пожелать современным студентам ТУСУРа?

— Конечно, крепкого здоровья, — это база вашего жизненного пути. И стать достойными, конкурентоспособными специалистами.

дело случая

Смотреть что такое «дело случая» в других словарях:

  • дело случая — игра случая, игра судьбы, ирония судьбы, случай, нечаянность, лотерея, случайность Словарь русских синонимов. дело случая сущ., кол во синонимов: 7 • игра случая (9) • … Словарь синонимов

  • Дело Терентьева — Дело Терентьева процесс над Саввой Терентьевым, блоггером «Живого Журнала» из Сыктывкара, получивший широкий общественный резонанс. Это первое в России уголовное дело, возбуждённое за комментарий в блоге, вызвало бурное обсуждение среди… … Википедия

  • Дело об аресте лётчиков в Таджикистане (2011) — Дело об аресте летчиков в Таджикистане возникло в марте 2011 года, когда два транспортных самолёта Ан 72 российской авиакомпании Rolkan Investments Ltd (зарегистрирована в офшоре на Виргинских островах), арендованных компанией из ОАЭ Aerospace… … Википедия

  • Дело Саввы Терентьева — Дело Терентьева процесс над Саввой Терентьевым, блоггером «Живого журнала» из Сыктывкара, получивший широкий общественный резонанс. Хронология событий 15 февраля 2007 г. в интернет блоге «suranov» милиционеры обнаружили оставленную Терентьевым… … Википедия

  • Дело Страховое — англ. insurance bussiness А. Страховой бизнес, предпринимательство в области страхования. Б. Набор документов, необходимых для решения вопроса о выплате страхового возмещения. В число документов входят: заявление или сообщение страхователя о… … Словарь бизнес-терминов

  • Дело Мартыновой — «Новгородское дело» уголовное дело против Антонины Мартыновой (Фёдоровой), обвиняемой по пункту «в» части 2 статьи 105 через часть 3 статьи 30 УК РФ в покушении на убийство своей дочери Алисы 2 лет 7 месяцев. Следствие основывалось на показаниях… … Википедия

  • Дело рядового Сычёва — Андрей Сергеевич Сычёв (род. 24 ноября 1986, Краснотурьинск Свердловской области) российский гражданин, получил известность в связи с судебным расследованием издевательств над ним сослуживцев в период службы в армии, в результате которых он … Википедия

  • Дело Димы Яковлева — Дмитрий Алексеевич Яковлев (после усыновления англ. Chase Harrison; 1 ноября 2006 8 июля 2008) российский мальчик, уроженец Псковской области, погибший в результате несчастного случая через 4 месяца после… … Википедия

  • дело — а; мн. дела/, дел, дела/м; ср. см. тж. дельце, делишки, деловой 1) а) Работа, занятие, деятельность. Хозяйственные дела. Срочное, неотложное де/ло … Словарь многих выражений

  • Дело «Таман Шуд» — Таинственный человек из Сомертона Фотография, сделанная полицией при обнаружении тела, 1948 … Википедия

  • Дело Иванютиной — Тамара Антоновна Иванютина Тамара Антоновна Масленко Дата рождения: 1942 (?) Гражданство … Википедия

Сложный, запутанный случай

Примеры употребления слова казус в литературе.

Я — казус наследственности, атавистический кошмар — называйте меня как хотите, но вот он я, во плоти и крови, с отличным аппетитом, и что вы собираетесь с этим делать?

Летчик рассказывал о всяких летных казусах, Гофман подбрасывал какие-нибудь сплетни из жизни мюнхенской богемы, информировал Гитлера об охоте на аукционах за картинами по его заказам, но в основном Гитлер снова и снова рассказывал разные истории из своей жизни и о своем восхождении.

Знаменитые юристы галльские, в том числе сам Христиан Томазиус, это солнце правоведения, и, наконец, лейпцигская судейская палата решили до меня чудесный казус, постигший именованную особу, то есть: имел ли право верноподданный его величества желать сохранить себе жизнь и честь, отнимаемые у него высшим приговором, и предложить свое служение другому государю и стране?

Стало модным известное презрение к противоположной концепции, которая ставит правовую норму на уровень конкретных казусов: казуистику объявляют ненаучным методом.

Стоило на марше случиться в нашей роте какому-либо казусу — поломалось колесо или отбилась лошадь, завязнув где-то в болоте, — проезжавший мимо Ковпак качал укоризненно головой и, отъехав в сторону, говорил своим хлопцам не громко, но так, чтобы слышали и мы: — Присылают тут всяких.

Источник: библиотека Максима Мошкова