3 великих ученых

Одни из самых великих людей всех времен являются основоположниками современной цивилизации, в которой живет сейчас человечество. Благодаря гениальным умам современный человек имеет в своем распоряжении устройства и технологии, которые привносят в его жизнь максимальный комфорт.

Давайте познакомимся с этими знаменитыми людьми. Кто они, самые известные изобретатели?

10. Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов открывает список самых великих ученых и изобретателей. Его изобретением считается аэродинамическая машина, с помощью которой в воздух поднимались метеорологические приборы. Также Ломоносову причисляют создание прообраза современного самолета. Кроме этого, это один из самых великих физиков и химиков своего времени. Интересы и деятельность ученого были разносторонни и обширны. Он увлекался астрономией, географией, геологией, историей, филологией и прочими науками.

9. Александр Степанович Попов

Созданию радио и радиотехники человечество обязано такому великому уму, как Александр Степанович Попов. Российский изобретатель принял участие в создании первой радиомастерской. За свои заслуги перед Отечеством в развитии науки он был удостоен множества премий. В 1898 году он получил престижную награду Императорского Русского технического общества «за приемник для электрических колебаний и приборы для телеграфирования на расстоянии без проводов». Кроме этого, Попов занимался преподавательской деятельностью. Среди предметов, которым он обучал были физика, электротехника и математика.

8. Константин Степанович Циолковский

Российский ученый-самоучка Константин Эдуардович Циолковский относится к самым известным изобретателям СССР. Именно он считается основоположником теоретической космонавтики и аэродинамики. Циолковский является изобретателем аэродинамической трубы. В конце 19 столетия ему удалось создать конструкцию аэроплана с металлическим каркасом, но построить аппарат удалось только через два десятка лет. Кроме этого Циолковский был творческим человеком, создавший ряд художественных произведений.

7. Бенджамин Франклин

Бенджамин Франклин входит в список самых известных миру изобретателей, писателей и политических деятелей. Среди всех открытий этого гениального человека можно выделить создание громоотвода, печи Франклина, стеклянной гармоники и др. Его вкладом в медицину является изобретение гибкого мочевого катетера. Ни одно из открытий Франклина, так и не было запатентовано им. Ученый придерживался взглядов, что любое из изобретений должно быть открыто безвозмездно.

6. Архимед Сиракузский

Архимед Сиракузский является одним из самых великих умов всего человечества. Его вклад в науку трудно переоценить. В первую очередь Архимед известен, как гениальный математик. Среди его практических изобретений находятся осадные орудия, а также зеркала, способные поджигать материал путем фокусирования солнечных лучей. Последнее изобретение использовалось для поджигания парусов на римских суднах. Кроме этого математик внес свой вклад в развитие механики. Он один из первых продемонстрировал полную теорию рычага на практике. По сегодняшний день актуально его изобретение, которое носит название архимедов винт. С помощью этого устройства может передаваться вода из низколежащих водоемов в оросительные каналы.

5. Джером Хал Лемельсон

Джером Хал Лемельсон является одним из самых знаменитых умов науки в США. Изобретатель смог получить за всю свою жизнь более шести сотен патентов. Ученый внес свою лепту в разработке промышленных роботов, автоматизированных складов и беспроводных радиотелефонов. Он создал факсимильный аппарат, видеомагнитофон и даже видеокамеру. Кассета с магнитной лентой также является его изобретением. Лемельсон считался одной из самых известных фигур своего времени. Он являлся активным поборником прав независимых ученых, из-за чего его невзлюбили патентные бюро и многие коммерческие компании. Лемельсон был истинным трудоголиком, который работал по 14 часов в сутки. Практически каждую ночь ученый вставал по несколько раз, чтобы записать в блокнот свою очередную гениальную идею, и уже под утро мог продемонстрировать новые проекты своих будущих изобретений.

4. Никола Тесла

Никола Тесла непризнанный при жизни, как великий ученый, на сегодняшний день входит в десятку самых известных изобретателей. Он внес огромный вклад в создание оборудований, которые работают на переменном токе. Кроме этого, благодаря Тесле появились многофазные системы, синхронные генераторы и прочее. Его открытия стали началом второй промышленной революции. Вклад изобретателя в науку связан с основами робототехники, дистанционного управления и компьютерной науки. Никола Тесла является обладателем более сотни патентов. Его заслуги в мире изобретений по достоинству смогли оценить лишь потомки.

3. Александр Грэм Белл

Александр Грэм Белл является одним из самых популярных ученых, который внес огромный вклад в развитие человечества. Один из великих умов смог создать телефон, что стало результатом его работы с глухими пациентами. Аудиометр также является “детищем” Белла. Кроме этого, ему принадлежат такие человеческие творения, как металлоискатель и один из первых аэропланов. Впоследствии изобретатель создал институт им. Вольта, где производилось усовершенствование телефонии, электрической связи и фонографа. Открыть институт удалось на вырученные средства от создания телефонной фирмы. Также им создан фонд National Geographic.

2. Томас Эдисон

Томас Эдисон является одним из величайших умов всех времен и одним из самых известных изобретателей. Эдисон является обладателем более 1000 патентов лишь в США и около 3000 по всему миру! Именно ему принадлежат такие заслуги в мире изобретений, как усовершенствование телеграфа, телефона и киноаппаратуры. Он считается одним из первых, кто изобрел успешный вариант лампы накаливания. Ему принадлежит такое изобретение как фонограф. В 28-м году прошлого века великий ученый был награжден одной из самых престижных наград — Золотой медалью конгресса. Эдисон трудился по 17 часов в сутки. Именно трудолюбие и упорство помогли достигнуть ему таких успехов.

1. Карл Бенц

Карл Бенц возглавляет список самых известных и великих изобретателей всех времен. Слава к учёному пришла с изобретением первого автомобиля. Он первым сконструировал передвижной аппарат с двигателем внутреннего сгорания. После этого появилась первая автомобильная компания, которая начала активно внедрять инновации Карла Бенца и создала первый автомобиль с названием Mersedes Benz. Патент на двухтактный бензиновый двигатель ученый получил в 1878 году. Позже он запатентовал все важные узлы и системы будущего передвижного транспорта. Вклад в развитие науки и прогресса, внесенный Бенцом не оценим. Благодаря этому человеку миллиарды людей свободно передвигаются по всему свету на четырехколесном сооружении. Кстати, у первого автомобиля было всего лишь три колеса.

Най, Билл

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Най.

Билл Най

Bill Nye


В мае 2017 года

Дата рождения

27 ноября 1955 (64 года)

Место рождения

Вашингтон

Страна

  • США

Научная сфера

Машиностроение

Место работы

  • Корнеллский университет

Альма-матер

Корнеллский университет

Награды и премии

Вашингтонская премия (2014)
Награда Сагана CSSP (1997)

Подпись

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Не следует путать с Биллом Найи.

Билл Най, полностью Уильям Сэнфорд Най (англ. William Sanford «Bill» Nye; род. 27 ноября 1955, Вашингтон) — американский инженер, актёр и телеведущий-популяризатор науки. Наиболее известен как ведущий передачи Bill Nye the Science Guy на Public Broadcasting Service в 1993—1998 годах. Лауреат ряда дневных премий «Эмми».

Биография

Уильям Сэнфорд Най родился в Вашингтоне, его родителями были Жаклин (1921—2000), служившая криптографом во время Второй мировой войны, и Эдвин Дерби Най (1917—1997), также бывший ветеран Второй мировой. После окончания школы Най обучался в Корнеллском университете, где одним из его преподавателей был Карл Саган, и закончил в 1977 году.

Най начал свою карьеру в компании Боинг, где помимо прочего снимался в обучающих фильмах. Позже он работал консультантом в индустрии воздухоплавания. В интервью 1999 года он сказал, что подавал заявку в НАСА на должность астронавта каждые несколько лет, но каждый раз ему в этом отказывали.

В 2010 году Най занял должность исполнительного директора Планетарного общества.

Фильмография

  • Теория Большого взрыва, 7 сезон, 7 серия и 12 сезон, 1 серия — камео
  • Звёздные врата: Атлантида, 5 сезон, 16 серия — камео
  • 4исла, 3 сезон, 8 серия — камео
  • Слепое пятно, 3 сезон, 20 серия — камео
  • Слепое пятно, 4 сезон, 18 серия — камео
  • Фиксики: Большой секрет — Игрек (Digit) — дубляж с русского от Станислава Евсина

Примечания

  1. Bill Nye, the successful guy. Дата обращения 25 декабря 2012. Архивировано 28 декабря 2012 года.
  2. Bill Nye Curriculum Vitae (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2012. Архивировано 20 января 2013 года.
  3. Bill Nye. Planetary Society. Дата обращения 25 декабря 2012. Архивировано 28 декабря 2012 года.

Ссылки

  • Официальный сайт (англ.)
  • Най, Билл (англ.) на сайте Internet Movie Database

В социальных сетях

Facebook · Twitter

Фото, видео и аудио

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

ISNI: 0000 0000 3120 7363 · LCCN: n93040738 · NKC: xx0201837 · NTA: 333279867 · NUKAT: n2011216237 · SUDOC: 178179698 · VIAF: 43511206 · WorldCat VIAF: 43511206

Это заготовка статьи о человеке из США. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Однажды Hьютону гости пожаловались, что калитка в его сад туго открывается, и попросили сделать другую, получше.
– Я не знаю, куда лучше, – ответил физик. – И так каждый входящий наливает в бак для дома не меньше галлона воды.

Отец кибернетики Норберт Винер славился чрезвычайной забывчивостью. Когда его семья переехала на новую квартиру, его жена положила ему в бумажник листок, на котором записала их новый адрес, – она отлично понимала, что иначе муж не сможет найти дорогу домой. Тем не менее, в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная замечательная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, понял, что идея неверна и выкинул листок в мусорную корзину.
Вечером, как ни в чем не бывало, он поехал по своему прежнему адресу. Когда обнаружилось, что в старом доме уже никто не живет, он в полной растерянности вышел на улицу… Внезапно его осенило, он подошел к стоявшей неподалеку девочке и сказал:
– Извините, возможно, вы помните меня. Я профессор Винер, и моя семья недавно переехала отсюда. Вы не могли бы сказать, куда именно?
Девочка выслушала его очень внимательно и ответила:
– Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь.

Известный физик П. Эренфест обучил своего цейлонского попугая произносить фразу: «Aber, meine Herren, das ist keine Physik» «Но, господа, ведь это не физика» (нем.). Этого попугая он предлагал в качестве председателя в дискуссиях о новой квантовой механике в Геттингене.

Американский физик Роберт Милликен (1868…1953) был известен своей словоохотливостью. Подшучивая над ним, его сотрудники предложили ввести новую единицу – «кен» для измерения разговорчивости. Ее тысячная часть, то есть милликен, должна была превышать разговорчивость среднего человека.

Дирак любил потеоретизировать на самые различные темы. Однажды он высказал предположение, что существует оптимальное расстояние, на котором женское лицо выглядит привлекательнее всего; поскольку в двух предельных случаях – на нулевом и бесконечном расстоянии – «привлекательность обращается в нуль» (ничего не видно), то между этими пределами, естественно, должен существовать максимум.

Интересный пример того, как можно использовать слова для количественного описания результатов измерений, был приведен профессором Чикагского университета Гейлом.
Профессор работал в лаборатории с одним своим студентом, и они не знали, под каким напряжением – 110 или 220 вольт – находились клеммы, к которым они должны были подключить аппаратуру. Студент собрался сбегать за вольтметром, но профессор посоветовал ему определить напряжение на ощупь.
– Но ведь меня просто дернет, и все, – возразил студент.
– Да, но если тут 110 вольт, то вы отскочите и воскликнете просто: «О, черт!», а если 220, то выражение будет покрепче.
Когда об этой истории я рассказал студентам, один из них заметил: «Сегодня утром я встретил одного малого, так он, наверное, как раз перед этим подключился к напряжению 440!»

На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал:
– Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».

Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст в часы досуга разводил карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил:
– Странный выбор. Кур разводить и то интересней.
Нернст невозмутимо ответил:
– Я развожу таких животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство.

Ньютон очень не любил отвлекаться от своих занятий, особенно по бытовым мелочам. Чтобы выпускать и впускать свою кошку, не подходя к двери, он прорезал в ней специальную дыру. Когда у кошки появились котята, то он проделал в двери для каждого котенка по дополнительному меньшему отверстию.

Один из основоположников квантовой теории Макс Планк в молодости пришел к 70-летнему профессору Филиппу Жолли и сказал ему, что решил заниматься теоретической физикой.
– Молодой человек, – ответил маститый ученый, – зачем вы хотите испортить себе жизнь, ведь теоретическая физика уже в основном закончена… Стоит ли браться за такое бесперспективное дело?!

Дирак любил выражаться точно и требовал точности от других. Однажды на семинаре в конце длинного вывода докладчик обнаружил, что знак в окончательном выражении у него не тот. «Я в каком-то месте перепутал знак», – сказал он, всматриваясь в написанное. «Вы хотите сказать – в нечетном числе мест», – поправил с места Дирак.
В другой раз Дирак сам был докладчиком. Окончив сообщение, он обратился к аудитории: «Вопросы есть?».
– «Я не понимаю, как вы получили это выражение», – спросил один из присутствующих. «Это утверждение, а не вопрос, – ответил Дирак. – Вопросы есть?»

Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.
– Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд.
– Работаю, – последовал ответ.
– А что вы делаете днем?
– Работаю, разумеется, – отвечал ученик.
– И рано утром тоже работаете?
– Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого.
Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:
– Послушайте, а когда же вы думаете?

Над дверью своего деревенского дома Бор прибил подкову, которая, согласно поверию, должна приносить счастье. Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: «Неужели такой великий ученый, как вы, может действительно верить, что подкова над дверью приносит удачу?» – «Нет, – ответил Бор, – конечно, я не верю. Это предрассудок. Но, вы знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит».

Все основные открытия Ньютона (а их немало) были сделаны в течение 18 месяцев, во время вынужденных «чумных каникул», когда Лондонский университет, где учился молодой Ньютон, был закрыт из-за эпидемии, а сам он переехал на время в деревню. Однако публикация этих работ до их окончательной проверки и уточнения задержалась на 20…40 лет (пример, которому вряд ли следует хоть один из современных ученых).

Правило тринадцатого удара, которое следует помнить, читая работу, обещающую слишком много: если часы пробили тринадцать раз, то это не только означает, что тринадцатый удар был неверным. Он порождает сомнения в верности каждого из первых двенадцати ударов.
Джон Мастерс

Когда Нильс Бор выступал в физическом институте Академии Наук СССР, то на вопрос о том, как удалось ему создать первоклассную школу физиков, он ответил: «По-видимому, потому, что я никогда не стеснялся признаваться своим ученикам, что я дурак…»
Переводивший речь Нильса Бора Е.М. Лифшиц донес эту фразу до аудитории в таком виде: «По-видимому потому, что я никогда не стеснялся заявить своим ученикам, что они дураки…»
Эта фраза вызвала оживление в аудитории, тогда Е.М. Лифшиц, переспросив Бора, поправился и извинился за случайную оговорку. Однако сидевший в зале П.Л. Капица глубокомысленно заметил, что это не случайная оговорка. Она фактически выражает принципиальное различие между школами Бора и Ландау, к которой принадлежит и Е.М. Лифшиц.

Академик Л.А. Арцимович дал следующее определение науки: «Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства»

К знаменитому виленскому мудрецу Элиезеру явился молодой человек и спросил, что нужно делать, чтобы стать великим учёным.
– Нужно отказаться от всех удовольствий, кроме учения. Ты должен привыкнуть к голоду, холоду и нищете. И так до сорока лет.
– А потом?
– А потом ты привыкнешь.

Данное действительно имело место на квалификационном экзамене по физике в Копенгагене. Вопрос был следующий: «Объясните, как рассчитать высоту небоскрёба с помощью барометра?» Один из студентов ответил так:
– Привяжите кусок прочной верёвки к основанию барометра, затем опустите барометр на верёвке с крыши небоскрёба так, чтобы он достал до земли. Длина верёвки и длина барометра в сумме дадут высоту небоскрёба.
Высокооригинальный ответ настолько поразил преподавателя (в плохом смысле этого слова), что студент получил «неуд». Студент подал жалобу, утверждая, что его ответ был абсолютно точен, и университет попросил независимого судью решить дело. Судья установил, что решение было верным и достаточно точным, но студенту необходимо прийти и за шесть минут предоставить устный ответ, который показывал бы знание хотя бы основных принципов физики.
В течение первых пяти минут студент сидел молча, собираясь с мыслями. Судья напомнил ему, что время подходит к концу, на что студент ответил, что у него есть несколько абсолютно точных вариантов решения и он не знает, какой из них выбрать.
Наконец студент сказал следующее:
– Для начала, вы можете поднять барометр на крышу, перекинуть его через парапет и засечь время, за которое он достигнет земли. Высота здания в таком случае может быть рассчитана по формуле H=gt2/2. К сожалению, барометр в таком случае мы потеряем.
– В случае, если стоит солнечная погода, вы можете измерить длину барометра, а затем вычислить отношение полученного числа к высоте его тени. Затем вы измеряете длину тени небоскрёба и нахождение решения будет возможно путём несложных арифметических вычислений.
– Но если вы хотите себя показать настоящим учёным, вы можете привязать барометр к верёвке и качать его, как маятник, с нижней точкой у земли и верхней — на уровне крыши небоскрёба. Высота находится путём вычисления разницы между силой гравитации T=2π√l/g
– Если пожарная лестница находится на внешней стене небоскрёба, будет легче пройти её и вычислить длину небоскрёба в барометрах, затем соответственно умножив на длину прибора.
– Конечно, если вы скучный сторонник консервативных методов, вы можете использовать барометр для измерения давления воздуха на крыше небоскрёба и на земле, перевести разницу в метры и получить искомое число.
– Но пока мы упражняем нашу силу ума в применении исключительно научных методов, несомненно, лучшим способом было бы постучать к швейцару и сказать ему: «Если вы хотите получить отличный новенький барометр, всего лишь скажите мне высоту этого небоскрёба.»

Один умный профессор однажды в университете задал студенту интересный вопрос.
Профессор: Бог хороший?
Студент: Да.
Профессор: А Дьявол хороший?
Студент: Нет.
Профессор: Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на Земле зло?
Студент: Да.
Профессор: Зло повсюду, не так ли? И Бог создал все, верно?
Студент: Да.
Профессор: Так кто создал зло?
Студент: …
Профессор: На планете есть уродство, наглость, болезни, невежество? Все это есть, верно?
Студент: Да, сэр.
Профессор: Так кто их создал?
Студент: …
Профессор: Наука утверждает, что у человека есть 5 чувств, чтобы исследовать мир вокруг. Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Скажи нам, ты слышал Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Ты когда-нибудь ощущал Бога? Пробовал его на вкус? Нюхал его?
Студент: Боюсь, что нет, сэр.
Профессор: И ты до сих пор в него веришь?
Студент: Да.
Профессор: Исходя из полученных выводов, наука может утверждать, что Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?
Студент: Нет, профессор. У меня есть только вера.
Профессор: Вот именно. Вера – это главная проблема науки.
Студент: Профессор, холод существует?
Профессор: Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
(Студенты засмеялись над вопросом молодого человека)
Студент: На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
(В аудитории повисла тишина)
Студент: Профессор, темнота существует?
Профессор: Конечно, существует. Что такое ночь, если не темнота?
Студент: Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. А теперь скажите, сэр, смерть существует?
Профессор: Конечно. Есть жизнь, и есть смерть – обратная ее сторона.
Студент: Вы снова неправы, профессор. Смерть – это не обратная сторона жизни, это ее отсутствие. В вашей научной теории появилась серьезная трещина.
Профессор: К чему вы ведете, молодой человек?
Студент: Профессор, вы учите студентов тому, что все мы произошли от обезьян. Вы наблюдали эволюцию собственными глазами?
Профессор покачал головой с улыбкой, понимая, к чему идет разговор.
Студент: Никто не видел этого процесса, а значит вы в большей степени священник, а не ученый.
(Аудитория взорвалась от смеха)
Студент: А теперь скажите, есть кто-нибудь в этом классе, кто видел мозг профессора? Слышал его, нюхал его, прикасался к нему?
(Студенты продолжали смеяться)
Студент: Видимо, никто. Тогда, опираясь на научные факты, можно сделать вывод, что у профессора нет мозга. При всем уважении к вам, профессор, как мы можем доверять сказанному вами на лекциях?
(В аудитории повисла тишина)
Профессор: Думаю, вам просто стоит мне поверить.
Студент: Вот именно! Между Богом и человеком есть одна связь – это ВЕРА!
Профессор сел.
Этого студента звали Альберт Эйнштейн.

Через день она нашла его… в лаборатории за очередным опытом. «Так хорошо отдохнул!» – радостно сказал ей муж при встрече.

Однажды в возрасте шести лет, Томас Альва Эдисон обратил внимание на гусыню, высиживающую яйца, и вскоре заметил, что вокруг нее забегали гусята. Спустя несколько дней маленький Аль куда-то исчез. После долгих поисков мать нашла его в курятнике, где мальчик сидел на утиных яйцах, ожидая появление утят.

Однажды Эдисон (9лет) решил проверить теорию, по которой газы при своем образовании, подымаясь вверх, могут дать возможность некоторым предметам полетать. И вот он убедил своего друга Михаэля Оата принять сильную дозу порошков Зейдлица, которые применялись при производстве сельтерских вод, заверив мальчика, что образовавшиеся газы дадут ему возможность полетать. Результаты получились неожиданные. Доверчивый Михаэль почувствовал сильные боли, а юный экспериментатор был наказан плеткой.

Томас Альва Эдисон, один из изобретателей электрической лампочки впервые задумался о возможности электрического освещения когда разгневался на газовую кампанию, отключившую газ в его мастерской за неуплату. Вот как он сам писал об этом: «В то время я платил шерифу по пять долларов в день, чтобы как-то отсрочить наложение ареста на маю маленькую мастерскую, а тут еще пришел газовщик и отключил у меня газ. Я так рассердился, что прочел все о газовой технике и экономике, чтобы выяснить, а нельзя ли сделать так, чтобы электричество заменило газовое освещение и пусть тогда эти скряги получат сполна!»

Как-то к Эдисону пришел изобретатель и сказал, что он может синтезировать универсальный растворитель, который способен растворять все на свете. «Это очень-очень здорово» – сказал Эдисон, – «Но в чем вы будете хранить Вашу замечательную жидкость?!»

Чарльз Рихтер

Как-то на обочине шоссе, ведущего к Калифорнийскому университету, полицейский патруль обнаружил пустую машину, а рядам, в кювете – лежавшего без сознания престарелого человека. В больнице выяснилось, что это 81-летний профессор-сейсмолог Чарлз Рихтер, разработавший в 1935 году шкалу для оценки интенсивности землетрясения. В дороге он почувствовал себя плохо, принял таблетку и… стал засыпать за рулем. Решив подышать свежим воздухом, он открыл дверцу, вышел на шоссе и свалился в облицованную камнем канаву. – Как же так? Надо быть в ваши годы осторожнее. Хорошо хоть, что падение прошло благополучно… – заохали коллеги, посетившие ученого в больнице. – Если не считать сотрясения мозга, – едко уточнил тот. Последовало неловкое молчание, которое кто-то вздумал разрядить шуткой: – И сколько же это было баллов по шкале Рихтера? – Пора пересмотреть эту шкалу, – проворчал профессор, отвернувшись, – в моем случае прибор зашкалило бы…

Роберт Вуд

Роберт Вуд (1868-1955), американский физик-экспериментатор начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предала. – Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева. – Вы… Вы… позволяете себе читать детектив?! – Ради бога, простите, – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается.

Роберт Вуд был довольно эксцентричный человек, любитель всяких острых ощущений, решил проделать на себе рискованный опыт – испытать действие наркотика. С большим трудом раздобыв опиум, он накурился этого зелья и вскоре впал в забытье. Придя через некоторое время в сознание, он вспомнил, что, находясь в одурманенном состоянии, напал на какую-то чрезвычайно глубокую и важную научную идею, но на какую именно – начисто вылетело из головы. Тогда Вуд решил повторить опыт в надежде, что ему посчастливится вновь обрести ускользнувшую мысль. И действительно, как только начало сказываться наркотическое действие опиума, забытая мысль не замедлила возникнуть в уме ученого. Чувствуя, что сознание вот-вот покинет его, Вуд сумел в последний момент сконцентрировать волю, записать идею на бумажке и впал в беспамятство. Очнувшись, он с ликованием подумал об удачном исходе столь трудного и опасного опыта и, дрожа от нетерпения и пережитого, поспешно развернул бумажку с драгоценной записью. На ней он прочел; «Банан велик, а кожура еще больше…»

Роберт Вуд увлекался фотографией и как-то захотел сфотографировать мост объективом «рыбий глаз». Но стоило ему установить аппаратуру, как вокруг него собиралась толпа зевак. Тогда он выкрасил аппарат в ярко- красный цвет, навел его и со всех ног бросился прочь, как будто тот вот-вот взорвется. Зеваки последовали его примеру, и аппарат запечатлел, наконец, мост без человеческих фигур.

Однажды Роберт Вуд и Норберт Винер положили в чемодан очень тяжелый гироскоп. Этот гироскоп можно было раскрутить с помощью веревки, пропущенной через отверстие в крышке. Выходя из вагона, Вуд запустил гироскоп и дал чемодан носильщику. Все шло хорошо, пока Вуд резко не свернул за угол. Носильщик попытался следовать за ним, и чемодан встал на попа, вызвав среди присутствующих большое замешательство.

Нильс Бор

Однажды во время обучения в Геттингене Нильс Бор плохо подготовился к коллоквиуму, и его выступление оказалось слабым. Бор, однако, не пал духом и в заключение с улыбкой сказал: – Я выслушал здесь столько плохих выступлений, что прошу рассматривать мое нынешнее выступление как месть.

Над дверью своего деревенского дома Нильс Бор прибил подкову, которая, согласно поверью, должна приносить счастье. Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: – Неужели такой великий ученый, как вы, может действительно верить, что подкова над дверью приносит удачу? – Нет, – ответил Бор, – конечно, я не верю. Это предрассудок. Но, вы знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит.

Однажды, когда Нильс Бор работал в лаборатории, потребовалось измерить напряжение в цепи. Лаборант – любитель крепких выражений, – уже было отправился за вольтметром, но Бор остановил его и предложил определить напряжение на ощупь. «Но как же я смогу это сделать?» – удивился лаборант. «Очень просто, – ответил ученый, – если в сети будет 10 В, Вы воскликните «О, черт»», а если 220, то выражение будет гораздо крепче».

Бор с женой и молодым голландским физиком Казимиром возвращались поздним вечером из гостей. Казимир был завзятым альпинистом и с увлечением рассказывал о скалолазании, а затем предложил продемонстрировать свое мастерство, избрав для этого стену дома, мимо которого вся компания в тот момент проходила. Когда он, цепляясь за выступы стены, поднялся уже выше второго этажа, за ним, раззадорившись, двинулся и Бор. Маргарита Бор с тревогой наблюдала за ними снизу. В это время послышались свистки, и к дому подбежало несколько полицейских. Это здание оказалось отделением банка.

Когда Нильс Бор выступал в физическом институте Академии Наук СССР, то на вопрос о том, как удалось ему создать первоклассную школу физиков, он ответил: «По-видимому, потому, что я никогда не стеснялся признаваться своим ученикам, что я дурак…» Переводивший речь Нильса Бора Е.М. Лифшиц донес эту фразу до аудитории в таком виде: «По-видимому потому, что я никогда не стеснялся заявить своим ученикам, что они дураки…» Эта фраза вызвала оживление в аудитории, тогда Е.М. Лифшиц, переспросив Бора, поправился и извинился за случайную оговорку. Однако сидевший в зале П.Л. Капица глубокомысленно заметил, что это не случайная оговорка. Она фактически выражает принципиальное различие между школами Бора и Ландау, к которой принадлежит и Е.М. Лифшиц.

Нильс Бор блестяще излагал свои мысли, когда бывал один на один с собеседником, а вот выступления его перед большой аудиторией часто бывали неудачны, порой даже малопонятны. Его браг Харальд, известный математик, был блестящим лектором. «Причина простая, – говорил Харальд, – я всегда объясняю то, о чем говорил и раньше, а Нильс всегда объясняет то, о чем будет говорить позже».

Исаак Ньютон

Отражательный телескоп Исаака Ньютона (1643-1727), позволивший избавиться от свойственной телескопам-рефракторам хроматической аберрации, произвел в Англии настоящий фурор. Сам король Карл II внимательнейшим образом изучил прибор и, вдоволь налюбовавшись через него на звезды и планеты, передал новинку в Лондонское королевское общество, которое в январе 1672 года поспешило избрать своим сочленом кембриджского провинциала. Много лег спустя Кондуитт – родственник ученого – как-то раз поинтересовался у него: – Скажите, кто же этот искусный мастер, изготовивший зеркало для вашего телескопа? – Я, зеркало сделал я сам, – простодушно ответил Ньютон. – Но где же вы достали станки и инструменты? – И их я сделал сам, – пояснил Ньютон. ­– Если бы я ждал, пока кто-то чего-то мне сделает, я вообще никогда не сделал бы ничего. Ньютон отличался рассеянностью, что, как известно, признак глубокой сосредоточенности на какой-то теме. Поэтому с великим физиком происходило множество забавных вещей. Так, задумав сварить яйцо, он сделал это по всем правилам, со всей тщательностью. Ошибся он лишь в одном: взял в руки яйцо, а часы положил в кастрюлю. У Ньютона были кошка с котенком. Чтобы они не мешали спать по утрам, Ньютон пропилил в двери два отверстия – большое и маленькое. Увидав это, сосед Ньютона заметил, что можно было сделать лишь одно отверстие – большое. – А ведь верно! – воскликнул Ньютон. – Эта замечательная идея не пришла мне в голову.

Эрнест Резерфорд

Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников. – Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд. – Работаю, – последовал ответ. – А что вы делаете днем? – Работаю, разумеется, – отвечал ученик. – И рано утром тоже работаете? – Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого. Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил: – Послушайте, а когда же вы думаете?

Эрнест Резерфорд пользовался следующим критерием при выборе своих сотрудников. Когда к нему приходили в первый раз, Резерфорд давал задание. Если после этого новый сотрудник спрашивал, что делать дальше, его увольняли.

Гей- Люссак Жозеф Луи

Гей Люссак (1778–1850) – крупнейший французский химик и физик – во время одного из своих химических опытов лишился глаза. Как-то раз его встретил епископ Сиезский – самонадеянный богослов, попавший в число «бессмертных» Французской академии по протекции. – Не понимаю, как можно быть ученым, имея всего один глаз! Что можно увидеть одним глазом? – Да побольше вашего, – не растерялся Гей-Люссак. – Вот, например, я вижу у вас два глаза, а вы у меня только один!

В 1802 году французский ученый Жозе Луи Гей-Люссак проводил в Париже научные опыты. Ему были нужны стеклянные трубки, которые тогда вырабатывались стеклодувами только в Германии. Когда ученый их выписал, французские таможенники наложили такую высокую пошлину, что он не мог выкупить посылку. Об этом узнал Александр Гумбольд и решил помочь Гей-Люссаку. Он посоветовал отправителям запаять концы трубок и наклеить на них этикетки: «Осторожно! Немецкий воздух!» Воздух? Таможенного тарифа на воздух не существовало, и на этот раз трубки дошли до французского ученого без всяких пошлин.

П. Л. Капица

Когда молодого советского физика Петра Леонидовича Капицу направили на учебу к Резерфорду, тот сказал, что все 30 мест в лаборатории заняты. Петр Леонидович спросил, какую точность допускает профессор в научной работе. Получив ответ – 2-3%, Капица сказал, что один сотрудник в дополнении к 30 составляет всего около 3%, и это не выходит за рамки требуемой точности. Профессор спрятал улыбку в усы… и принял молодого физика. И был вскоре этому очень рад.

Однажды одна английская фирма попросила Капицу ликвидировать неполадки в новом электродвигателе, который по неизвестным причинам отказывался действовать. Капица внимательно осмотрел двигатель, несколько раз включил и выключил его, потом попросил принести молоток. Подумав, он ударил по нему молотком и электродвигатель заработал. За эту консультацию фирма заплатила Капице 1000 фунтов. Представитель фирмы, увидев, что дело решилось в несколько минут, попросил Капицу письменно отчитаться за полученную сумму. Капица написал, что удар молотком по двигателю он оценил в 1 фунт, а остальные заплачены ему за то, что он безошибочно знал, в какое место надо ударить.

Как известно, явление сверхтекучести жидкого гелия было в предвоенные годы экспериментально исследовано П.Л. Капицей и теоретически объяснено Л.Д. Ландау. Менее известно, что в конце 40-х годов идею Ландау о том, что при температуре, меньшей 2,17 К, жидкий гелий состоит из двух компонент, нормальной и сверхтекучей, с помощью ряда изящных опытов подтвердил Э.Л. Андроникашвили, впоследствии академик АН Грузинской ССР, родной брат литературоведа И.Л. Андроникова. В конце 50-х годов посещая знаменитую Лейденскую лабораторию, основанную еще в начале века Г. Камерлинг-Оннесом, где и начались исследования свойств жидкого гелия, Андроникашвили познакомился с лауреатом Нобелевской премии по физике Р. Фейнманом и однажды спросил его: «– Скажите, Фейнман, когда вы начали заниматься гелием?» – Ха! – ответил тот. – С того дня, как прочитал вашу работу «Два вида движения в гелии- II». – Бросьте шутить! – Я не шучу. Мне сказали, что какой-то Андроникашвили написал работу о том, что гелий-II может стоять и двигаться одновременно. «Чепуха, – подумал я. – Это какой-то сумасшедший». Потом я услышал об этой работе второй раз. Дай, думаю, посмотрю, кого благодарит этот Андроникашвили. Оказывается, благодарит Капицу и Ландау. Тогда я решил, что в одном институте не может быть сразу трех сумасшедших и постарался понять, в чем тут дело. А потом заинтересовался этой проблемой и стал работать сам».

В. К. Рентген

В январе 1896 года В. Рентген проводил беседу с сотрудниками одного американского журнала об открытых им Х-лучах. Ученый продемонстрировал своим посетителям по порядку все важнейшие эксперименты с лучами. Он также рассказал в общих чертах о своей опытной установке и описал то, что он наблюдал вечером 8 ноября 1895 года. На вопрос репортера, что он подумал при вспышке платиносинеродистого экрана, Рентген ответил: «Я исследовал, а не думал».

Когда Рентген открыл Х-лучи, страну пополнили самые невероятные слухи об их могуществе. И вот ученый получил письмо из Венского управления полиции; в нем говорилось: «До получения особых указаний с лучами больше дела не иметь…»

А однажды Рентгену пришла корреспонденция с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к ученому у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».

А. Эйнштейн

Однажды Эйнштейна спросили: – Какое оружие будет главным в 3-ей Мировой Войне? – Не знаю, – ответил ученый. – Но в 4-ой Мировой Войне главным оружием будет каменный топор.

Эйнштейн был в гостях у своих знакомых. Начался дождь. Когда Эйнштейн собрался уходить, ему предложили взять шляпу. – Зачем? – сказал Эйнштейн. – Я знал, что будет дождь, и именно поэтому не надел шляпу. Ведь она сохнет дольше, чем мои волосы. Это же очевидно.

В начале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил госпожу Эйнштейн, что она думает о своем муже. – Мой муж гений! – сказала госпожа Эйнштейн. – Он умеет делать абсолютно все, кроме денег.

Альберт Эйнштейн познакомился с Милевой Марич в 1896 году в Цюрихском политехническом институте, когда оба учились на одном курсе. В конце концов они в 1903 году поженились. В 1912 году Эйнштейн и Марич развелись. В договоре, подписанном при разводе, фигурировал необычный пункт, по которому Эйнштейн обязывался при присуждении ему Нобелевской премии выделить соответствующую сумму своей бывшей жене. Через три года он действительно удостоился премии и тотчас выполнил соглашение.

В своем выступлении на конференции по ускорителям (октябрь 1968 г., Москва) академик М.А. Марков привел слова Жолио-Кюри: «Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии».

Одна дама попросила А. Эйнштейна позвонить ей вечером па телефону. «Правда, мой номер так трудно запомнить, – сказала она. 24361». «О нет, – возразил физик. – 12 умноженное на 2 и 19 возведенное в квадрат. Так просто!»

– Никак не могу найти себе помощника, – пожаловался однажды Эдисон Эйнштейну. – Каждый день заходят молодые люди, но ни один не подходит. – А как вы определяете их пригодность? – поинтересовался Эйнштейн. Эдисон показал ему листок с вопросами. – Кто на них ответит, тот и станет моим помощником. «Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?» – прочел Эйнштейн и ответил: «Нужно заглянуть в железнодорожный справочник». «Из чего делают нержавеющую сталь?» – «Об этом можно узнать в справочнике по металловедению…». Пробежав глазами остальные вопросы, Эйнштейн сказал: – Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам.

Вальтер Нернст

Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст в часы досуга разводил карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил: – Странный выбор. Кур разводить и то интересней. Нернст невозмутимо ответил: «Я развожу таких животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство».

Профессор В. Нернст, обсуждая первый и второй законы термодинамики, обычно говорил: «Первый фундаментальный закон термодинамики был сформулирован и теоретически обоснован тремя физиками – Майером, Джоулем и Гельмгольцем, второй закон термодинамики был сформулирован двумя великими физиками – Клаузиусом и Томсоном; третий закон я открыл самостоятельно. Это доказывает, что четвертого фундаментального закона термодинамики быть не может.

Лоранд Этвеш

Венгерский физик Лоранд Этвеш (1848–1919), прославившийся исследованиями в области гравитации, проводил цикл измерений на озере Балатон в декабре 1902 года. Как- то раз льдина, на которой он находился со своим помощником, откололась от берега, и ветер понес ее к середине озера. И тут на Этвеша снизошло вдохновение. Он стал лихорадочно записывать в блокнот решения долго волновавших его проблем… Когда через несколько часов закоченевшего исследователя сняли со льдины и отогрели в отеле, коллеги и журналисты обнаружили в его знаменитой книжке среди цифр и формул, ставших достоянием науки, какие-то трудные для прочтения каракули. Когда ученого попросили расшифровать их, он смущенно сказал: – Тут я записал некоторые мои мечты о будущем. – А о чем вы мечтали в роковые минуты, которые могли бы стать для вас последними? – Если откровенно? О кружке горячего грога…

Энрико Ферми

При въезде в США при проверке уровня образования известного физика, нобелевского лауреата Энрико Ферми попросили найти сумму: 15 + 27 = ?

Ко всем этим атрибутам власти Ферми относился с юмором и предпочитал обходиться без пышных костюмов. С этим связан один забавный случай. Однажды карабинеры не хотели пускать затрапезно одетого ученого на заседание Королевской академии. Однако, услышав следующий текст: «Пропустите, я шофер Его превосходительства профессора Ферми!», охранники стушевались, и Энрико все-таки прошел в здание.

Как-то на семинаре по ядерной физике Э. Ферми, пояснив зависимость эффективного сечения рассеяния электронов от их энергии, изобразил на доске график. Затем задумался, извлек из кармана маленькую логарифмическую линейку, быстро произвел какие-то вычисления и со словами «немного пониже» стер старую кривую и произвел новую. После минутного молчания аудитория разразилась смехом (ведь никаких численных значений ни на том, ни на этом графиках не было). Ферми сначала не понял в чем дело, но затем понимающе улыбнулся и продолжил лекцию.

Д. И. Менделеев

Д. И. Менделеев, кроме химии, занимался вопросами воздухоплавания. Так же много времени он посвящал переплетному делу и… изготовлению чемоданов. Рассказывают такой случай. Однажды ученый покупал в лавке материалы. – Кто это? – спросили лавочника. – Неужели не знаете? – удивился тот. – Известный чемоданных дел мастер Менделеев! Дмитрий Иванович был очень польщен этой характеристикой.

А. Б. Мигдал

Из воспоминаний Э.Л. Андроникашвили. Известный физик-теоретик А.Б. Мигдал был мастером розыгрышей. Однажды, проходя мимо книжного магазина, Мигдал увидел книгу, на которой фамилия автора была сдвинута вправо относительно середины. Он мгновенно оценил возможность вписать свою фамилию перед фамилией автора, купил пару десятков этой плохо распродававшейся книги и попросил знакомого инженера написать «А. Мигдал и» тем же шрифтом, что и фамилия автора. Вскоре ряд ведущих физиков с удивлением получил от Мигдала подарок – книгу А. Мигдала и В. Черномордика. «Воспитание пресмыкающихся в условиях неволи». Игорь Васильевич Курчатов получил эту книгу с трогательной надписью от автора: «Вот что вынуждены публиковать научные работники, когда им не разрешают печатать статьи по физике». Это был, конечно, намек. (Имелась в виду полная закрытость результатов работ И.В. Курчатова и его коллег для широкой научной общественности в первые послевоенные годы.)

фото из интернета

Безумный учёный

Типичное изображение безумного учёного Рабби Лёв оживляет голема

Безу́мный (сумасше́дший) учёный — популярное клише и архетип персонажей в фантастических произведениях.

Описание

Как правило, безумный учёный — это сумасшедший, эксцентричный, одержимый какой-либо идеей, блестящий гений, который разрабатывает или изучает опасные технологии. Очень часто таких персонажей характеризует отсутствие здравого смысла: они, не задумываясь о последствиях, играют в Бога, пытаясь изменить законы природы или создают страшное оружие, способное принести множество разрушений и смертей.

Безумные учёные часто являются отрицательными персонажами, даже врагами главного героя, но могут быть и нейтральными, чей научный гений используют злодеи в своих целях, как по принуждению, так и просто направляя исследовательские стремления учёного. Кроме того бывает, что сумасшедший гений является союзником героев, или даже самим протагонистом.

Сенсационный характер изобретений и эксцентричность Николы Теслы повлияли на становление образа «безумных учёных» Бела Лугоши в роли доктора Пауля Каррутерса

История возникновения образа

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Истории-предупреждения существовали и до появления жанра фантастики. Учёные в таких историях изучали метафизику и колдовство, что, конечно, приводило такого персонажа к крупным неприятностям, например, классическая история про «Голема».

Уже в мифах встречались персонажи, похожие на безумных учёных. Например, Дедал, чьи изобретения принесли много страданий, в том числе и ему самому: его сын Икар, используя изобретённые отцом крылья, подлетел слишком близко к солнцу и погиб, упав в море, из-за того, что воск, скрепляющий крылья, растаял от жара солнечных лучей. А спроектированный Дедалом лабиринт на Крите использовал царь острова Минос, заключив туда Минотавра, который убивал пленников.

Средневековые легенды о Фаусте показывают человека, который ради знаний готов даже заключить договор с дьяволом. Похожий сюжет демонстрируют и польские легенды о Пане Твардовском.

Самые популярные и известные персонажи этого типа появились в литературе XIX — начала XX века:

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.

  • Виктор Франкенштейн («Франкенштейн, или Современный Прометей», Мэри Шелли, 1818 год)
  • Доктор Джекил («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», Роберт Стивенсон, 1886 год)
  • Персонажи Герберта Уэллса:
    • Путешественник во времени («Машина времени», 1895 год)
    • Доктор Моро («Остров доктора Моро», 1896 год)
    • Гриффин («Человек-невидимка», 1897 год)
  • Герберт Уэст («Герберт Уэст — реаниматор», Говард Лавкрафт, 1927 год)
  • Инженер Пётр Петрович Гарин — литературный персонаж романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».

Некоторые безумные учёные

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.

Положительные

  • Доктор Эмметт Браун из кинотрилогии «Назад в будущее»;
  • Декстер в мультсериале «Лаборатория Декстера»;
  • Барбара Хейгеруэлс, героиня книги «Bring the Jubilee»;
  • Профессор Профессор в мультсериале «Секретное шоу»;
  • Профессор Фарнсворт в мультсериале «Футурама»;
  • Хооин Кёма из «Steins;Gate»;
  • Сьюзен Келвин из произведений Айзека Азимова;
  • Доктор Муто из одноимённой игры «Dr. Muto (англ.)»;
  • Доктор Рейнхардт Лейн из фильма «Тень»;
  • Профессор Турнесоль из комиксов о приключениях Тинтина;
  • Профессор Койпу из цикла Стальная крыса;
  • Рик Санчез в мультсериале «Рик и Морти»;
  • Профеесор фон Шмарти из мультсериала «Розовая пантера»;
  • Профессор Джонни Джонни в мультсериале «Жёлтые люди»;
  • Безумный учёный Том из мультсериала «Рой и его друзья»;
  • Учёный из серии игр «Раб».

Отрицательные

  • Доктор Хайнц Фуфелшмерц, злодей мультсериала «Финес и Ферб»;
  • Доктор Эггман из серии видеоигр о Сонике;
  • Ядовитый плющ, суперзлодейка DC Comics;
  • Доктор Сандра Морне из фильма «Эботт и Костелло встречают Франкенштейна»;
  • Профессор Нортон Нимнул из мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь».

См. также

  • Супергерой — вымышленный персонаж, наделённый неординарными физическими способностями («суперсилами»)
  • Глобальная катастрофа
  • Детские страшилки
  • Городская легенда
  • Теория заговора
  • Фильмы о безумных учёных
  • Биопанк

> Литература

  • 10 главных типов безумных учёных на сайте «Мир Фантастики»
  • Статьи анализирующие культурные мотивы образа:
    • Gary Hoppenstand, «Dinosaur Doctors and Jurassic Geniuses: The Changing Image of the Scientist in the Lost World Adventure» (недоступная ссылка с 26-05-2013 — история, копия)
    • The Scarecrow’s Brain — images of the scientist in film, Christopher Frayling
    • Breaking Down the Stereotypes of Science by Recruiting Young Scientists
    • The Mad Scientist Database with links and Looks
    • Mad Science Experiments
    • TV Tropes article on the Mad Scientist stock character

Амплуа и архетипы персонажей

Амплуа

Антигерой · Байронический герой · Герой боевика · Злодей · Инженю · Комик · Неврастеник · Порок · Последняя девушка · Резонёр · Субретка · Супергерой · Суперзлодей · Травести · Трагический герой

Архетипы

Безумный учёный · Благородный дикарь · Благородный разбойник · Герой поневоле · Дева в беде · Дева-воительница · Дурак · Король под горой · Лишний человек · Маленький человек · Мудрец · Заколдованная невеста · Плохой парень · Прекрасный принц · Роковая женщина · Тёмный властелин · Трикстер · Умирающий и воскресающий бог · Чудесная невеста

1. Владимир Демихов и его двухголовая собака
В 1954 г. Владимир Демихов потряс мир, продемонстрировав монстра, созданного хирургическим путем: двухголовую собаку. Он создал это существо в лаборатории на окраине Москвы, пересадив голову, плечи и передние лапы щенка на шею взрослой немецкой овчарки. Обе головы одновременно лакали молоко из мисок, а затем существо сжалось от страха, когда молоко начало вытекать из головы щенка через обрезанную пищеводную трубку.
Всего за пятнадцать лет Демихов создал двадцать двухголовых собак. Ни одна из них не прожила долго, так как они неизбежно погибали из-за отторжения тканей. Один месяц был рекордным сроком.
2. Стаббинс Фирф – доктор, пьющий рвоту
Студент-медик Стаббинс Фирф, живший в начале 19 века в Филадельфии, наблюдая, как желтая лихорадка свирепствовала летом, но зимой исчезала, пришел к выводу, что она не была заразной болезнью. Чтобы подтвердить эту теорию, Фирф демонстрировал, что как бы он ни старался заразиться желтой лихорадкой, этого не происходило.
Начал он с того, что сделал на руках небольшие надрезы, и поливал их «свежей черной рвотой», полученной от больных желтой лихорадкой. Затем он закапывал рвоту себе в глаза. Он кипятил ее в котелке и вдыхал пары. Он сделал из рвоты пилюлю и проглотил ее. И наконец он дошел до того, что выпивал целые стаканы чистой, неразбавленной черной рвоты. И все равно не заразился.
К сожалению, он ошибся. Желтая лихорадка очень заразна, но для этого требуется, чтобы она попала в кровоток напрямую. Как правило, это происходит из-за комариных укусов.
3. Йозеф Менгеле – «Ангел смерти»
Йозеф Менгеле – немецкий «врач», проводивший опыты на узниках лагеря Освенцим во время Второй мировой войны. Доктор Менгеле лично занимался «селекцией» узников, прибывающих в лагерь, и за время своей работы отправил более 40 000 человек в газовые камеры лагеря смерти.
Менгеле заполнял своё время многочисленными актами самой подлой жестокости, включая анатомирование живых младенцев; кастрацию мальчиков и мужчин без использования анестетиков; подвергал женщин ударам тока высокого напряжения под предлогом тестирования их выносливости. В одном из случаев Менгеле даже стерилизовал группу польских монахинь при помощи рентгеновского излучения.
Особый интерес доктора Менгеле вызывали близнецы. В 1943 году Менгеле выбрал близнецов из общего количества прибывавших в лагерь и поселил их в специальных бараках. Из 3 тысяч близнецов выжили только 300. Опыты Менгеле противоречили медицинской этике и человеческой морали. Среди них были попытки изменить цвет глаз ребёнка впрыскиванием различных химикатов в глаза, ампутации органов, попытки сшить вместе близнецов и другие бесчеловечные операции. Люди, оставшиеся в живых после этих опытов, умерщвлялись.
4. Джованни Альдини и его электрические пляски
В 1780 г. итальянский профессор анатомии Луиджи Гальвани обнаружил, что электрические разряды заставляют подергиваться конечности мертвой лягушки. А вот племянник Гальвани – Джованни Альдини – эксперементировал над трупами. Он ездил по Европе и предлагал публике посмотреть на действие тока на животных и людей.
Его самая выдающаяся демонстрация произошла 17 января 1803 г., когда он подсоединял полюса 120-вольного аккумулятора к телу казненного убийцы Джорджа Форстера (George Forster). Когда Альдини помещал провода на рот и ухо, мышцы челюсти начинали подергиваться, и лицо убийцы корчилось в гримасе боли. Левый глаз открывался, как будто хотел посмотреть на своего мучителя. Показ торжественно завершался тем, что Альдини подсоединял один провод к уху, а другой засовывал ему в прямую кишку. Труп пускался в омерзительный пляс. Газета «London Times» писала: «Несведущей части публики могло показаться, что несчастный вот-вот оживет».
5. Сергей Брюхоненко – создатель живой головы
Советский физиолог Сергей Брюхоненко создал примитивный аппарат искусственного кровообращения под названием «автожектор», и при помощи этого аппарата ему удалось поддерживать собачью голову, отделенную от тела, живой.
В 1928 г. он продемонстрировал одну из таких голов ученым всего мира на Третьем Съезде Физиологов СССР. Чтобы доказать, что голова, лежащая на столе, была живой, он показал как она реагирует на раздражители. Брюхоненко ударил по столу молотком, и голова вздрогнула. Он посветил ей в глаза, и глаза моргнули. Он даже скормил голове кусочек сыра, который сразу же выскочил из пищеводной трубки на другом конце.
6. Эндрю Юр – шотландский мясник
Этот ученый широко известен благодаря своим достижениям в физике и экономике. Помимо этого, медик успел поставить жуткий эксперимент. Доктор взял труп и напичкал его проводами и батарейками. После подачи тока, труп начал махать руками и ногами так сильно, что пнул ассистента. Многие из присутствующих верили, что доктору действительно удастся оживить человека.
7. Широ Ишии – доктор «Чистое Зло»
Ишии был микробиологом и лейтенантом Японской Имперской Армии. Во времена Сино-Японской войны он начал проводить свои эксперименты в рамках секретного проекта Японской армии.
Среди его «заслуг»: вивисекция (резание по-живому) живых людей, в том числе беременных женщин, которых оплодотворили доктора его лаборатории; попытки поменять местами конечности человека; испытание гранат и огнеметов на живых людях; заражение людей вирусами и заболеваниями, с целью изучения процесса их протекания.
Благодаря неприкосновенности, которую ему дала Американская Миротворческая Армия, Широ Ишии не отсидел ни дня в тюрьме и умер в возрасте 67 лет от рака горла.
8. Кевин Уорвик – первый человек-киборг
Кевин – всемирно известная личность (иной раз – скандально известная). Он является руководителем группы, создавшей в своё время немало экзотических кибернетических систем.
В 1998 году над профессором была проведена операция, в результате которой ему вшили в руку крохотный чип, позволивший дистанционно управлять устройствами, способными распознать его сигнал. Но с точки зрения хирургии и кибернетики в той операции не было ничего особенного: чип был автономен. В 2002 году Уорвику вшили крохотную контактную площадку, содержащую сотню тончайших шипов. Площадка воткнута в крупный нерв в левой руке профессора и предназначена для двустороннего обмена электрическими сигналами с его нервной системой. При помощи тонкого проводного жгута, выведенного из руки на удалении в 15 см от места имплантации, внутренняя электроника подключена к радиопередатчику, который осуществляет связь с компьютером. Профессор создал внешнюю механическую руку, которая полностью повторяет движения его руки.
9. Джон Лилли – создатель освободителя мозга
Ученый, следуя желанию отключить внешние стимулы от мозга, изобрел первую в мире изолированную барокамеру: темный звуконепроницаемый резервуар с теплой соленой водой, в которой субъекты могли плавать в течение долгих периодов времени в состоянии сенсорной депривации (изоляции). Доктор Лилли вместе со своими коллегами были первыми, принявшими участие в этом исследовании.
В начале шестидесятых он получил представление об ЛСД и начал ряд экспериментов, в которых он принимал психоделики в изолированных барокамерах в компании дельфинов.
В 1980-ых Лилли вел проект, в котором попытался преподавать дельфинам синтезированный компьютером язык. Позже доктор Лилли создал проект для будущей «лаборатории коммуникаций», которая будет плавающей гостиной комнатой, где люди и дельфины могли болтать на равных, и где они нашли бы общий язык. Джон предвидел, что наступит время, когда убийство китов и дельфинов прекратится, «не из-за закона, который примут, а благодаря каждому человеку, понимающему с рождения, что они являются древними, разумными земными жителями; с огромными сведениями и огромной силой жизни. Не те, кого убить, но те от кого чему-то научиться.»
Последние годы своей жизни Джон Лилли жил на Гавайях и был известен своей эксцентричностью, а также устойчивой склонностью к кетамину.