3 черты характера

Находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов

Пример влияние природных факторов на развитие общества развитие мореходства народов живущих на островах

Интересы – это осознанные потребности

Т. Парсонс — мотив социального действия является индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий, учитывающих возможную реакцию окружающих

Резкое возрастание роли знания и информации характерно для ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО общества

В традиционном обществе имеет место УВАЖЕНИЕ К ОБЫЧАЯМ веками складывающихся нормам, преобладание коллективистских начал над частными

Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей , уважение к устоям и заветам предков- КОНСЕРВАТИВНОЙ

Демографическая политика – это политика в области.. народонаселения

МОНОГАМИЯ – одна жена, один муж

При НАТУРАЛЬНОМ хозяйстве каждая семья производит все, ….

Понятие ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ подчеркивает неповторимое сочетание в каждом человеке природных и соц. Качеств, эксклюзивность

Ролевой конфликт ЛИЧНОСТИ – это/внутриличностный)

Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

Родовым , указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие – ЧЕЛОВЕК

· Фрейд выделил в структуре личности три основных компонента:
· Оно (Ид) – источник энергии, стимулирующий стремление к удовольствию.
· Я (Эго) – элемент, осуществляющий контроль поведения личности на основе принципа реальности.
· Сверх-Я (Супер-Эго) – нравственный, оценочный элемент личности.

В результате деятельности «суперэго» ю. т.е. сознание человека, определяющего то, что для него приемлемо…ЧУВСТВО ВИНЫ

Пример условного рефлекса – реакций на внешние раздражители –ситуация, когда

СОБАКА ВЫДЕЛЯЕТ СЛЮНУ при виде пищи

ИГРА характеризует не только человека

В роли АТЕИСТА сам человек выступает объектом духовной жизни

Неверно, что КОНФУЦИАНСТВО относится к мировым религиям

Прямое отношение к культуре имеет организация всероссийского конкурса «Минута славы» НА ТВ.

Глобализация современного мира – это интернализация ВСЕХ СТОРОН ЖИЗНИ стран и народов

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ Относится к неформальным санкциям –наказаниями за действия, не одобряемые обществом

Внимательное отношение к людям

Казалось бы, это вполне очевидная истина, что если хочешь, чтобы люди тебе в чем-то помогали или хотя бы не мешали, ты должен их знать и учитывать их интересы и желания. Но один из парадоксов нашей жизни состоит как раз в том, что подавляющее большинство людей не испытывают искреннего интереса к окружающим. Естественно, что и окружающие платят им той же монетой, т.е. безразличием и невниманием. Вспомните, например, своих прямых начальников. Многие ли из них действительно интересовались вами? Но вряд ли и вы очень интересовались ими. Вежливо здоровались, получали задания, выполняли свою работу, иногда выслушивали замечания или одобрения, возможно, беседовали на дежурные темы. Даже если совместно что-то праздновали или отмечали, то это проходило в принятых дежурных рамках. В итоге, ни вы не знали толком своих начальников, ни они вас. Но это многих вполне устраивает, считают, что так проще жить. Возможно это и так, только не для тех людей, кто стремится к успеху.

Чем к большему успеху стремится человек, в результате достижения большой цели, тем в большей степени он должен поддерживаться окружающей средой, ведь на преодоление ее сопротивления можно истратить много сил и времени, а это для любого человека ограниченные ресурсы.

Однако никакая окружающая среда сама по себе никого поддерживать не будет, без определенных усилий со стороны человека, заинтересованного в подобной поддержке. Следовательно, на окружающее нас человеческое общество и его социальные системы необходимо активно влиять. Рассмотрим, что, как минимум, для этого необходимо делать.

Во-первых, окружающими людьми надо искренне

интересоваться. Однако при этом должны соблюдаться определенные рамки, интерес в пределах которых признается обществом приличным. Например, не принято обращаться к начальникам и подчиненным с одними и теми же вопросами и предложениями. Знаки внимания должны быть объективно взвешенными. Делать это не всегда просто, но необходимо.

Во-вторых, необходимо давать людям объективную информацию о себе. Люди, которые мало знают о человеке, относятся к нему с повышенной настороженностью, а то и недоброжелательно. Но здесь тоже надо знать меру. Как правило, подобную информацию следует тщательно взвешивать, передавая ее необходимое количество и достаточное, но не излишнее. Болтунов иногда любят, но очень редко уважают. А человеку в его движении к успеху необходимо уважение окружающих людей.

В-третьих, следует не только действительно искренне интересоваться окружающими, но и накапливать о них систематизированную информацию. Нужно определить для себя, что следует держать в оперативной памяти, а что доверить своим персональным информационным носителям. Например, хорошо, если вы помните имена супругов и детей своих коллег по работе, а если вы помните такую информацию о своих деловых партнерах, то это уже отлично. Что бы люди ни говорили, но подавляющее большинство любит знаки внимания к себе и своей семье, как и людей их проявляющих.

В-четвертых, независимо от свойств своего характера, необходимо быть всегда вежливым, а в необходимых случаях также проявлять доброжелательность, но в должных рамках, чтобы не показаться назойливым.

В-пятых, надо быть внимательным в отношении различных подарков, как тех, которые делаете вы окружающим, так и тех, которые получаете от них. Здесь важно соблюдать чувство меры. И при дарении подарков и при их принятии. Не многие понимают, что именно на подарках можно изменить и даже резко ухудшить отношения.

В-шестых, можно привести еще немало различных как прописных истин, так и неписанных правил, которые полезно соблюдать в различных конкретных условиях.

Наши возможности в достижении успеха всегда связаны с людьми. Мы все зависим друг от друга. Даже самый большой начальник всегда сильно зависит от своих подчиненных, а значит и от их отношения к нему. Поэтому необходимо не только знать информацию об окружающих людях, но и понимать их. Понимать их слова, мотивы, действия, а также что от них можно ожидать и чего, вероятно, ожидать нельзя.

А чтобы понимать людей необходимо их знать. Представляется разумным знать для людей из своего ближайшего окружения ответы на следующие конкретные 7 вопросов.

  • 1. Характер данного человека и его особенности.
  • 2. Личные интересы.
  • 3. Цели, как стратегические, так и ближайшие.
  • 4. Сильные и слабые стороны, как специалиста.
  • 5. Отношение к делу и наличие внутренней мотивации.
  • 6. Отношение к вам.
  • 7. Проблемы и трудности данного человека.

Конечно, найти для себя правильные ответы в отношении людей, от которых человек зависит нелегко. Например, очень легко ошибиться с ответом на вопрос 6. И люди здесь ошибаются очень часто. Так что людей вокруг себя нужно добросовестно изучать.

В данном параграфе не рассматривается анализ поведения людей. Он очень интересный, но базируется на глубоком знании психики человека. Поэтому желающим в этом разобраться придется погрузиться в изучение специальной литературы. Например, все люди делают разные ошибки. А почему? В этом вполне можно разобраться, в частности, ошибочным действиям человека посвящены три первых лекции Зигмунда Фрейда в его классическом труде1. В этой работе 3. Фрейд убедительно показывает, что ошибочные действия людей носят неслучайный характер.

Изучение людей — это очень непростая работа, но у нее есть два хороших качества. Если изучением людей заниматься серьезно, то это оказывается интересным занятием. Кроме того, плоды от такой работы, если она добротно сделана, всегда приносят немалую пользу человеку, потратившему на нее свое время.

(Такт. Внимательное отношение к людям)

Лондон, 11 мая ст. ст. 1752 г.

Милый друг!

‹…› Вот еще один мой настоятельный совет тебе: не только в Германии, но и вообще в любой стране, в которую тебе когда-либо случится поехать, ты должен быть не только внимателен ко всякому, кто с тобой говорит, но и сделать так, чтобы собеседник твой почувствовал это внимание. Самая грубая обида – это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее. А мне ведь довелось знать людей, которые роняли себя в глазах других из-за какой-нибудь неловкой выходки, на мой взгляд, отнюдь не столь обидной, как то возмутительное невнимание, о котором я говорю. Я в жизни видел немало людей, которые, когда вы говорите с ними, вместо того чтобы глядеть на вас и внимательно вас слушать, вперяют взоры в потолок или куда-нибудь в угол, глядят в окно, играют с собакой, крутят в руках табакерку или ковыряют в носу. Это самый верный признак человека мелкого, несерьезного и пустого, да к тому же и невоспитанного; этим ты откровенно признаешься, что каждый самый ничтожный предмет более достоин твоего внимания, чем все то, что может быть сказано твоим собеседником. Суди сам, каким негодованием и даже ненавистью преисполнится при таком поведении сердце того, в ком есть хоть малая толика самолюбия. А я с уверенностью могу сказать, что не встречал еще человека, которому бы его недоставало. Еще и еще раз повторяю тебе (ибо тебе совершенно необходимо это запомнить) – такого рода тщеславие и самолюбие неотделимы от природы человека, каково бы ни было его положение или звание; даже твой собственный лакей, и тот скорее забудет и простит тебе тумаки, нежели явное пренебрежение и презрение. Поэтому, прошу тебя, не только будь внимателен, но и умей выказать всякому человеку, который с тобой говорит, внимание явное и заметное, больше того, умей подхватить его тон и настроить себя на его лад. Будь серьезен с человеком серьезным, весел с веселым и легкомыслен с ветрогоном. Принимая эти различные обличья, постарайся в каждом из них выглядеть непринужденно, вести себя так, как будто оно для тебя естественно. Это и есть та настоящая и полезная гибкость, которая приобретается доскональным знанием света, раскрывающим человеку глаза и на пользу ее, и на то, как эту гибкость приобрести.

Я уверен и, уж во всяком случае, надеюсь, что ты никогда не употребишь глупых слов, которые очень любят дураки и тупицы, нелепым образом стараясь ими себя оправдать: «Я не могу это сделать», когда речь идет о вещах, которые ни в силу физических, ни в силу моральных причин не являются невозможными. «Я не могу долго уделять внимание чему-то одному», – говорит один дурак: это значит только, что он такой дурак, что не может. Мне вспоминается увалень, который не знал, куда девать свою шпагу, и всякий раз имел обыкновение снимать ее перед обедом, говоря, что никак не может обедать, когда он при шпаге. Раз как-то я не удержался и сказал, ему, что это вполне можно сделать, не подвергая опасности ни себя, ни других. Стыдно и нелепо говорить, что ты не в состоянии делать то, что все люди вокруг тебя делают каждодневно.

Есть и еще один порок, против которого я должен тебя предостеречь, – это лень: ничто, пожалуй, не мешало так людям провести с пользой свои путешествия. Прошу тебя, всегда будь в движении. Утром подымайся рано и осматривай город, а во второй половине дня старайся увидеть побольше людей. Если тебе предстоит пробыть только неделю в каком-нибудь самом маленьком городке, все равно осматривай все, что там надо видеть, познакомься с возможно большим числом людей и посети все дома, которые сможешь.

Советую тебе также, хотя, может быть, ты уже подумал об этом сам, носить всегда в кармане карту Германии, на которой нанесены все почтовые дороги, а также какой-нибудь краткий путеводитель. Глядя на карту, ты будешь запоминать расположения отдельных мест и расстояния между ними, а из путеводителя узнаешь о множестве достопримечательностей, которые надлежит посмотреть и которые иначе могут ускользнуть от твоего внимания;

хоть сами по себе они, может быть, и не так уж много значат, ты потом будешь жалеть, что побывал в этих городах, а их не увидел.

Теперь ты подготовлен к путешествию и предупрежден обо всем, и да хранит тебя Бог. Felix faustumque sit! Прощай.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мод Симс 4 на 40 новых черт характера


Эта сборка модов была сделана в группе ВК NBTS4: CREATIONS & DOWNLOADS, в которой обитают лучшие мододелы нашего, местного «разлива». В смысле из России и русскоговорящих стран. В подборке присутствует 40 новых черт характера для игры The Sims 4, каждая из которых была сделана по заказу участника группы. Были учтены все потребности пользователей и некоторые черты характера даже характеризуют известные расстройства личности, такие как биполярное расстройство, синдром Саванта и даже социопатия. Вы можете скачать бесплатно мод с нашего сайта, также мы рекомендуем вам вступить в группу, с которой был взят этот мод. Там вы можете заказать моды и переводы модов для Симс 4. В группе очень приятная компания, общаются культурные участники и царит дружелюбная обстановка.

Полный список новых черт характера

— проклятый,
— геймер,
— популярный,
— сердцеед,
— биполярный,
— соблазнительница,
— невинный,
— милый,
— синдром Саванта,
— пансексуал,
— заводила
— харизматичный,
— вежливый,
— религиозный,
— шеф,
— развратный,
— благословенный,
— социопат,
— восторженный,
— анархист,
— заводила,
— интенет,
— болезненный,
— чувствительный,
— танцор,
— йог,
— старомодный,
— пьяница,
— юморист,
— феминистка,
— модник,
— принцесса,
— принц, дьявол,
— бизнесмен,
— хозяин.

Скачать мод на 40 новых черт характера для Симс 4


Данные моды не всегда правильно работают и отображаются у пользователей, которые поставили дополнение «Кошки и собаки». Черты характера появляются рандомно у новых персонажей. Причем закономерности никакой нет. На более ранних версиях мод работает нормально.

Как установить?

1. Закройте игру.
2. Скачайте архив по ссылке. распакуйте. Там внутри папка с файлами с расширением .package. Их все кидаем в папку с модами Симс 4: Documents/Electronic Arts/The Sims 4/Mods.
3. Наслаждайтесь новыми чертами характера для ваших симов.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех

(шизоидный тип характера).

9-12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V.Подчиняемый

13-16 — покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0- 8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 — дружелюбный, и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится, помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16— гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Инструкция:

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

ТЕКСТ ОПРОСНИКА ЛИРИ ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Другие думают о нем благосклонно. I

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства. II

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым. III

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться. IV

14. Часто печален.

15. Способен проявить недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе. V

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

21. Благородный. VI

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способен к сотрудничеству. VII

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный. VIII

30. Одобряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызвать восхищение. I

34. Пользуется уважением у других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе. II

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловит и практичен.

40. Любит соревноваться.

41. Строгий и крутой, где надо. III

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали. IV

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается. V

50. Не уверен в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других. VI

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Добрый, вселяющий уверенность. VIII

58. Нежный и мягкосердечный.

59. Любит заботиться о другиx.

60. Бескорыстный, щедрый.

61. Любит давать советы. I

62. Производит впечатление значимости.

63. Начальственно-повелительный.

64. Властный.

65. Хвастливый. II

66. Надменный и самодовольный.

67. Думает только о себе.

68. Хитрый и расчетливый.

69. Нетерпим к ошибкам других. III

70. Своекорыстный.

71. Откровенный.

72. Часто недружелюбен.

73. Озлобленный. IV

74. Жалобщик.

75. Ревнивый.

76. Долго помнит обиды.

77. Склонный к самобичеванию. V

78. Застенчивый.

79. Безинициативный.

80. Кроткий.

81. Зависимый, несамостоятельный. VI

82. Любит подчиняться

83. Предоставляет другим принимать решение.

84. Легко попадает впросак.

85. Легко попадает под влияние друзей. VII

86. Готов довериться любому.

87. Благорасположен ко всем без разбора.

88. Всем симпатизирует.

89. Прощает все. VIII

90. Переполнен чрезмерным сочувствием.

91. Великодушен и терпим к недостаткам.

92. Стремится покровительствовать.

93. Стремится к успеху. I

94. Ожидает восхищения от каждого.

95. Распоряжается другими.

96. Деспотичный.

97. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам). II

98. Тщеславный.

99. Эгоистичный. —

100. Холодный, черствый.

101.Язвительный, насмешливый. III

102. Злобный, жестокий.

103. Часто гневливый.

104. Бесчувственный, равнодушный.

105. Злопамятный. IV

106. Проникнут духом противоречия.

107. Упрямый.

108. Недоверчивый и подозрительный.

109. Робкий. V

110. Стыдливый.

111. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

112. Мягкотелый.

113. Почти никогда и никому не возражает. VI

114. Ненавязчивый.

115. Любит, чтобы его опекали.

116. Чрезмерно доверчив.

117. Стремится снискать расположение каждого. VII

118. Со всеми соглашается.

119. Всегда дружелюбен.

120. Всех любит.

121. Слишком снисходителен к окружающим. VIII

122. Старается утешить каждого.

123. Заботится о других в ущерб себе.

124. Портит людей чрезмерной добротой.

Тест межличностных отношений Лири

Предупреждение: использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Описание методики

Тимоти Лири

Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива), можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Процедура проведения

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Интерпретация результатов

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

Типы межличностных отношений

13 — 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9 — 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13 — 16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 — 12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13 — 16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 — 12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 — 8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13 — 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9 — 12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0 — 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13 — 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9 — 12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 — 8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13 — 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 — 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9 — 16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 — 8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9 — 16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0 — 8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Первые четыре типа межличностных отношений —1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенден­ций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в от­стаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).

Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

Текст опросника

Инструкция: Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего не ставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь быть искренними.

  1. Другие думают о нем благосклонно
  2. Производит впечатление на окружающих
  3. Умеет распоряжаться, приказывать
  4. Умеет настоять на своем
  5. Обладает чувством достоинства
  6. Независимый
  7. Способен сам позаботиться о себе
  8. Может проявлять безразличие
  9. Способен быть суровым
  10. Строгий, но справедливый
  11. Может быть искренним
  12. Критичен к другим
  13. Любит поплакаться
  14. Часто печален
  15. Способен проявлять недоверие
  16. Часто разочаровывается
  17. Способен быть критичным к себе
  18. Способен признать свою неправоту
  19. Охотно подчиняется
  20. Уступчивый
  21. Благодарный
  22. Восхищающийся, склонный к подражанию
  23. Уважительный
  24. Ищущий одобрения
  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26. Стремится ужиться с другими
  27. Дружелюбный, доброжелательный
  28. Внимательный, ласковый
  29. Деликатный
  30. Ободряющий
  31. Отзывчивый на призывы о помощи
  32. Бескорыстный
  33. Способен вызывать восхищение
  34. Пользуется у других уважением
  35. Обладает талантом руководителя
  36. Любит ответственность
  37. Уверен в себе
  38. Самоуверен, напорист
  39. Деловитый, практичный
  40. Любит соревноваться
  41. Стойкий и упорный, где надо
  42. Неумолимый, но беспристрастный
  43. Раздражительный
  44. Открытый, прямолинейный
  45. Не терпит, чтобы им командовали
  46. Скептичен
  47. На него трудно произвести впечатление
  48. Обидчивый, щепетильный
  49. Легко смущается
  50. Неуверенный в себе
  51. Уступчивый
  52. Скромный
  53. Часто прибегает к помощи других
  54. Очень почитает авторитеты
  55. Охотно принимает советы
  56. Доверчив и стремится радовать других
  57. Всегда любезен в обхождении
  58. Дорожит мнением окружающих
  59. Общительный, уживчивый
  60. Добросердечный
  61. Добрый, вселяющий уверенность
  62. Нежный, мягкосердечный
  63. Любит заботиться о других
  64. Бескорыстный, щедрый
  65. Любит давать советы
  66. Производит впечатление значительного человека
  67. Начальственно повелительный
  68. Властный
  69. Хвастливый
  70. Надменный и самодовольный
  71. Думает только о себе
  72. Хитрый, расчетливый
  73. Нетерпим к ошибкам других
  74. Корыстный
  75. Откровенный
  76. Часто недружелюбен
  77. Озлобленный
  78. Жалобщик
  79. Ревнивый
  80. Долго помнит свои обиды
  81. Самобичующийся
  82. Застенчивый
  83. Безынициативный
  84. Кроткий
  85. Зависимый, несамостоятельный
  86. Любит подчиняться
  87. Предоставляет другим принимать решения
  88. Легко попадает впросак
  89. Легко поддается влиянию друзей
  90. Готов довериться любому
  91. Благорасположен ко всем без разбора
  92. Всем симпатизирует
  93. Прощает все
  94. Переполнен чрезмерным сочувствием
  95. Великодушен, терпим к недостаткам
  96. Стремится покровительствовать
  97. Стремится к успеху
  98. Ожидает восхищения от каждого
  99. Распоряжается другими
  100. Деспотичный
  101. Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку
  102. Тщеславный
  103. Эгоистичный
  104. Холодный, черствый
  105. Язвительный, насмешливый
  106. Злой, жестокий
  107. Часто гневлив
  108. Бесчувственный, равнодушный
  109. Злопамятный
  110. Проникнут духом противоречия
  111. Упрямый
  112. Недоверчивый, подозрительный
  113. Робкий
  114. Стыдливый
  115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
  116. Мягкотелый
  117. Почти никогда никому не возражает
  118. Навязчивый
  119. Любит, чтобы его опекали
  120. Чрезмерно доверчив
  121. Стремится сыскать расположение каждого
  122. Со всеми соглашается
  123. Всегда дружелюбен
  124. Любит всех
  125. Слишком снисходителен к окружающим
  126. Старается утешить каждого
  127. Заботится о других в ущерб себе
  128. Портит людей чрезмерной добротой

Литература

  1. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.
  2. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 1990.