1984 джордж оруэлл цитаты

Нормы. Установите характер ошибки и исправьте предложения.

Исправьте ошибки, допущенные в приведенных ниже предложениях.

Образец: Сборник представил страницы начинающим поэтам. –

Смешение паронимов.

Сборник предоставил страницы начинающим поэтам.

1. Я мечтаю усвоить профессию программиста, потому что она

очень интересная.

Неразличение оттенков значения, которые вносит приставка.

Я мечтаю освоить профессию программиста, потому что она

очень интересная.

2. Мой друг поставил перед собой задачу составить карьеру.

Нарушение сочетаний слов.

Мой друг поставил перед собой задачу сделать карьеру.

3. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

Плеоназм.

Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.

4. Свежий воздух освежил пылающие щеки.

Тавтология.

Свежий воздух обдул пылающие щёки.

5. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством.

Тавтология.

Пребывание в этой больнице не финансируется государством.

6. Мы попросили продавца показать нам прейскурант цен.

Лексическая избыточность.

Мы попросили продавца показать нам прейскурант.

7. Проверка установила, что отсутствует наличие стульев.

Нарушение лексических форм.

Проверка установила, что отсутствуют стулья.

8. В этот будничный день не произошло ничего особенного.

Смешение паронимов.

В этот будний день не произошло ничего особенного.

9. Мне кажется, что этот человек сослужил вам медвежью услугу.

Неправильное употребление фразеологизма.

Мне кажется, что этот человек оказал вам медвежью услугу.

10. Многие товары в нашей республике производятся на импорт.

Речевая лексическая ошибка.

Многие товары в нашей республике производятся на экспорт.

11. Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к

выполнению работы.

Употребление устаревших слов.

Практиканты, одетые в средства защиты, приступили к выполнению работы.

12. В этот праздничный вечер я поднял тост за моих далеких

друзей.

Использование устойчивых словосочетаний.

В этот праздничный вечер я произнёс тост за моих далёких друзей.

4. Поставьте приведенные ниже имена существительные в единственном числе:

красивые манжеты – красивый манжет, рубашки — рубашка, белые клавиши – белая клавиша, новые туфли – новая туфля, старые мозоли – старая мозоль, высокие жирафы – высокий жираф, красные помидоры – красный помидор, ценные бандероли – ценная бандероль, домашние тапки – домашний тапок, банные полки – банная полка, стальные рельсы – стальная рельса, новые занавески – новая занавеска, вкусные гренки – вкусная гренка, яркие колибри – яркая колибри, бойкие шимпанзе – бойкий шимпанзе,

модные кроссовки – модный кроссовок, измятые банкноты – измятая банкнота , дворовые карусели – дворовая карусель, белые лебеди – белый лебедь, детские

коленки – детская коленка, старые рояли – старый рояль, ранние овощи – ранний овощ.

Поставьте имена существительные в именительном падеже

множественного числа. Укажите возможные варианты.

Адрес — адреса, блюдо — блюда, бухгалтер — бухгалтеры, директор — директора, договор — договоры, выбор — выборы, борт — борта, цех цехи, цеха, контейнер — контейнеры, трактор – трактора, тракторы, купол — купола, округ — округа, торт — торты, паспорт — паспорта, свитер – свитеры, свитера, учитель — учителя, хлеб — хлеба, офицер — офицеры, столяр — столяры, аэропорт — аэропорты, редактор — редакторы, лагерь — лагеря, якорь — якоря, катер- катера, герб — гербы, шофер — шофёры.

Укажите, в каких предложениях нарушены синтаксические

нормы. Установите характер ошибки и исправьте предложения.

Образец: Многие мамы не знают и не умеют петь колыбельные песни

своим детям. – Нарушение норм управления при однородных членах

предложения.

Многие мамы не знают колыбельных песен и не умеют их петь своим

детям.

1. Даже самые неисправимые оптимисты не сомневаются об отставке этого министра. – Неправильное употребление предлога. Даже самые неисправимые оптимисты не сомневаются в отставке этого министра.

2. Войдя в комнату, меня поразило огромное количество картин

на стенах. — Противоречие сказуемого и деепричастия. Войдя в комнату, я был поражён огромным количеством картин на стенах.

3. Хотелось бы, чтобы наши учителя перенимали накопленный опыт своими предшественниками. – Грамматическая форма. Хотелось бы, чтобы наши учителя перенимали накопленный опыт своих предшественников.

4 Новому сотруднику необходимо не только освоить приемы работы на компьютере, но и все виды технической документации.

Новому сотруднику необходимо не только освоить приемы работы на компьютере, но и изучить все виды технической документации.

5.Он обиделся оказанным ему холодным приемом. – Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Он обиделся на оказанный ему холодный приём.

6. Певица, участвуя в юбилейном концерте, с большим чувством

исполнила три старинные русские романса. – Неправильное употребление падежа после числительного. Певица, участвуя в юбилейном концерте, с большим чувством

исполнила три старинных русских романса.

7. Дом, построенный в этом году по особому проекту, еще не заселили.

Дом, построенный в этом году по особому проекту, еще не заселён.

8. По окончании разговора директор сказал, что немедленно

приступай к работе. По окончании разговора директор сказал, чтобы я немедленно

приступил к работе.

9. На конференции, которая открылась в столице вчера, выступил известный врач Ильинская. На конференции, которая открылась в столице вчера, выступила известная врач Ильинская.

10. Очень подробно рассказал комментатор о событиях, происходящих в центре Европы. Очень подробно рассказал комментатор о событиях, происходящих в Европе.

11 Мы очень любим и гордимся своим городом. Мы очень любим свой город и гордимся им.

12. Согласно последнего распоряжения министра транспорта,

строительство этой линии метро должно завершиться в сентябре.- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Согласно последнему распоряжению министра транспорта, строительство этой линии метро должно завершиться в сентябре.

7. Раскройте скобки, выберите правильный вариант.

1. У обеих претенденток на медаль равные шансы.

2. В этой упаковке не хватает пяти штук часов.

3 .Три ученицы получили по окончании школы

золотые медали.

4 Оратор обратился с призывом к восьмистам участникам митинга.

5. В этом читальном зале могут разместиться около полутораста человек.

6. Депутат встретился с тремястами избирателями.

7. Он вспомнил, что когда-то уже видел этих двух друзей.

8. Библиотека пополнилась семьюстами учебниками.

9. Чтобы получить нужную сумму, надо к шестиста сорока трем прибавить двадцать один.

10. Для приготовления этой каши вполне достаточно полутора минут.

>Двоемыслие

Двоемыслие (англ. doublethink) — способность придерживаться двух противоположных убеждений одновременно.

История слова

Термин введён Джорджем Оруэллом в романе «1984» для обозначения детерминированного тоталитарным обществом стереотипа, извращённой нормы, отражённой в системе речи и языковых высказываний; стереотипа, способного жёстко обусловливать поведение людей.

Оруэлл в своей антиутопии предположил, что в тоталитарном обществе будущего возникнет новая идеология, объединяющая мысль и слово — Новояз, обслуживающий «идеологию ангсоца». Священное двоемыслие Старшего Брата регулирует все мысли членов общества.

Новояз базируется на следующих постулатах:

  • «правоверность — состояние бессознательное»,
  • «двоемыслие… есть непрерывная цепь побед над собственной памятью и… покорение действительности»,
  • «разрушение языка» нужно для того, чтобы «стала невозможной мысль»; речь должна быть «минимально завязана на сознание».

Двоемыслие — своеобразная пародия на понятие диалектика.

Цитаты из романа «1984»

Три партийных лозунга ангсоца

Построены на понятии двоемыслия.

  • ВОЙНА — ЭТО МИР
  • СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО
  • НЕЗНАНИЕ — СИЛА

Смысл двоемыслия

«Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений. Партийный интеллигент знает, в какую сторону менять свои воспоминания; следовательно, осознаёт, что мошенничает с действительностью; однако при помощи двоемыслия он уверяет себя, что действительность осталась неприкосновенна. Этот процесс должен быть сознательным, иначе его не осуществишь аккуратно, но должен быть и бессознательным, иначе возникнет ощущение лжи, а значит, и вины. Двоемыслие — душа ангсоца, поскольку партия пользуется намеренным обманом, твёрдо держа курс к своей цели, а это требует полной честности. Говорить заведомую ложь и одновременно в неё верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь, — всё это абсолютно необходимо. Даже пользуясь словом „двоемыслие“, необходимо прибегать к двоемыслию. Ибо, пользуясь этим словом, ты признаёшь, что мошенничаешь с действительностью; ещё один акт двоемыслия — и ты стёр это в памяти; и так до бесконечности, причём ложь всё время на шаг впереди истины. В конечном счёте именно благодаря двоемыслию партии удалось (и кто знает, ещё тысячи лет может удаваться) остановить ход истории.» (часть вторая, IX: книга Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма», глава 1)

Отношение к оппоненту

«Ключевое слово здесь — белочёрный. Как и многие слова новояза, оно обладает двумя противоположными значениями. В применении к оппоненту оно означает привычку бесстыдно утверждать, что чёрное — это белое, вопреки очевидным фактам. В применении к члену партии — благонамеренную готовность назвать чёрное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: ещё и верить, что чёрное — это белое; больше того: знать, что чёрное — это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе. Для этого требуется непрерывная переделка прошлого, которую позволяет осуществлять система мышления, по сути охватывающая все остальные и именуемая на новоязе двоемыслием.» (часть вторая, IX: книга Голдстейна, глава 1)

Двоемыслие и новояз

Оруэлл объясняет, что партия не могла защитить свою почти абсолютную власть, не унижая своих людей постоянной пропагандой. И все же знание об этом жестоком обмане даже внутри самой Внутренней партии может привести к крушению государства. Хотя «1984» наиболее известна благодаря повсеместному наблюдению партии за повседневной жизнью, это означает, что всем населением Океании, включая правящую элиту, можно манипулировать просто путем изменения повседневной мысли и языка. Новояз — это метод управления мыслью через язык; двоемыслие — это метод прямого управления мышлением. Новояз включает в себя двоемыслие, так как содержит много слов, которые создают предполагаемые ассоциации между противоречивыми значениями, особенно это касается фундаментально важных слов, таких как добро и зло, истина и ложь, справедливость и несправедливость.

Влияние термина

С 1949 года (когда был опубликован «1984») слово «двоемыслие» стало синонимом облегчения когнитивного диссонанса, игнорируя противоречие между двумя мировоззрениями или даже намеренно пытаясь ослабить когнитивный диссонанс. Некоторые школы психотерапии, такие как когнитивная терапия, побуждают людей изменять свои мысли как способ лечения различных психических расстройств (см. также когнитивное искажение).

«Двоемыслие Оруэлла также приписывают тому, что он вдохновил общеупотребительный термин «двойной разговор», который сам по себе не фигурирует в книге. Было проведено сравнение между двойным высказыванием и описанием Оруэлла политической речи из его эссе «Политика и английский язык», в котором «недобросовестные политики, рекламодатели, религиозные деятели и другие двойные ораторы любой категории продолжают злоупотреблять языком в манипулятивных целях».

> Другие значения

Двоемыслие (ср. устар.) — то же, что: двусмысленность.

См. также

  • Амбивалентность
  • Большая ложь
  • Диалектика
  • Конформизм
  • Политика двойных стандартов
  • Раздельное мышление
  • Расщепление Эго
  • Ханжество
  • Я и другие

Примечания

  1. Эрнест Геллнер «Условия свободы» (недоступная ссылка). Дата обращения 31 июля 2009. Архивировано 26 декабря 2013 года.
  2. .
  3. Kehl, D. G.; Livingston (July 1999). «Doublespeak Detection for the English Classroom». The English Journal. 88 (6): 78. doi:10.2307/822191. JSTOR 822191.
  4. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Ссылки

«1984» (роман Джорджа Оруэлла)

Персонажи

Государства

Организации

Классы

Вселенная «1984»

Экранизации

  • 1984 (1956)
  • 1984 (1984)

Телеверсии

  • BBC Sunday Night Theatre: 1984 (1954)
  • Nineteen Eighty-Four (1965)


Чего стоит та информация, которую мы ежедневно получаем с экранов телевизоров, интернета, витрин магазинов, в газетах и журналах, учебниках школ и университетов, а также просто от различных людей? Вы заметили, что с так называемым научным прогрессом, в мире этой информации становится все больше и больше. Раньше люди жили в разных городах и странах и узнавали о том, что происходит на других территориях только из уст путешественников-первооткрывателей. Я представляю, с каким нетерпением ждали Христофора Колубма жители Испании, который привез им потрясающую новость. У этих людей не было телевизора, радио, интернета.
Сегодня мы можем, просто зайдя в интернет, посмотреть какая погода в Австралии, или вступить в переписку с жителями самых отдаленных уголков мира. Удивительно, правда? С помощью информации, дальнейшего ее воспроизведения через звук и письмо, в той или иной форме, в современном мире все создается, поддерживается и уничтожается.
По сути, весь мир контролируется при помощи информации. Сегодня победитель не тот, кто больше знает, у кого больше оружия, денег, силы и пр., а тот, кто умеет правильно управлять информацией. Сегодня мы становимся свидетелями того, как благодаря искусной манипуляции сознанием человека через средства массовой информации, могут столкнуть лбами целые страны, народы и разжечь самую настоящую войну. Есть такая поговорка: «Тот кто управляет образами — управляет людьми». Такая манипуляция создает в человеке структуру его ценностей, начиная с самого рождения. Например, в школе нам говорят, что мы произошли от обезьян, и что Бога на самом деле нет. Данные утверждения, а также подтверждения этих мнений большинством людей, уже формируют в нас определенные стереотипы и шаблоны, которые мы проносим через всю свою жизнь, достаточно неосознанно и от которых нам весьма непросто избавиться.

Однажды я задумался, насколько глубоко мы «проработаны» этой мировой системой. Человек отвык думать самостоятельно и глубоко размышлять. На тонком уровне наше мнение очень тесно связано с тем, что мы смотрим, что и кого мы слушаем, читаем. В итоге, мы думаем, что принимаем решение, хотя на самом деле решение принимают за нас, делая это абсолютно незаметно. Приведу пример. Человеку объясняют, что мясо — это плохо, что это ужасная и вредная привычка, но человек с гордо поднятой головой говорит, что мясо это круто, что он не проживет без него и вообще-то он хищник. Но действительно ли это он так думает? Ведь он даже не проверил, даже не попробовал быть вегетарианцем. Нет, это в нем говорят все те, так называемые, ученые с экранов телевизора, какие-то друзья, знакомые у которых обязательно есть еще знакомый, которому от вегетарианства стало плохо, и он чуть не умер и так далее. Но на самом деле, все очень просто, необходимо жить не одной только теорией, а практикой. Разумный человек подумает: «Хорошо, они говорят, что это круто, я возьму и попробую. Не буду кушать мясо в течение месяца, ничего со мной не случится. Зато я сам это прочувствую». Это разум.

Один из последователей Фрейда Эрнст Дихтер придумал схему, с помощью которой можно повлиять на сознание людей через рекламу так, чтобы они купили некий товар. Тем самым, он внес очень большой вклад во всемирный маркетинг и рекламный бизнес. Этими способами пользуются до сих пор. Он сказал, что для того, чтобы люди покупали товар, необходимо задействовать животное начало, которое есть в каждом человеке (по Фрейду). И для того, чтобы существовало телевидение и шли продажи товаров, необходимо оперировать либо к страху, либо к сексу. То есть, или человек попадает в ловушку своего же вожделения и в нем просыпается желание купить эту вещь, или, давя на его страх указывать на то, что если ты этого не купишь — ты просто будешь невежественным человеком.
Но самый могущественный метод манипуляции сознанием называется «подмена понятий». Цель — скрыть настоящие факты с помощью мягких словечек, избитых фраз и приятных слуху выражений. Во времена второй мировой войны в составе СС служил молодой адвокат, который прославился благодаря умению ловко жонглировать словами и скрывать за ними правду. Этого человека звали Эрик Дорф. Он именовал еврейские гетто «автономными еврейскими территориями», помещение евреев в концентрационные лагеря он называл «переселением» и «размещением», а их массовое уничтожение — «специальным обращением». Таким образом, он создал в умах миллионов немецких жителей красивую картинку, на которой изображены нежные и заботливые солдаты СС, которые защищают свою страну от вражеских и злых евреев. В 1934 г. Джордж Оруэлл, в своем эссе «Политика и английский язык» писал, что такие ухищрения делают ложь правдоподобной, а убийство респектабельным.
Посмотрите, сегодня реклама, и в целом массовая информация, работает по такому же принципу. Ничего не меняется. От людей по-прежнему, как писал Оруэлл, «покрывают факты мягким снежным покровом, смазывают контуры и скрывают детали». Яркий пример тому — современные аборты. Из книги Уи́льяма Дедуа́йлера (Равиндра Сварупа даса) «Встреча с Господом Вселенной»:
«Аборт» — довольно непопулярное слово, так как обозначает грубое и противоестественное действие. Рекламное объявление «АБОРТЫ», напечатанное большими буквами, было бы насилием над нашей чувствительностью. Но мы не сразу сознаем смысл написанного, когда читаем: «ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ».
Когда мать приходит в больницу, чтобы «прервать беременность», она никогда не услышит фразу «убийство ребенка». Напротив, ей скажут, что «ткань будет удалена», поставив операцию аборта на одну доску с удалением вросшего ногтя или бородавки. Двусмысленности порождают двоякое отношение к проблеме. Обман только подчеркивает, насколько безрассудны люди, жонглирующие фразами и не отдающие себе отчета в собственных действиях.

Компания с мировым именем Marlboro, умело использовала этот метод для активного роста продаж, а также имиджа и популярности компании. Сегодня сигареты Marlboro — самые продаваемые в мире. Специалист по рекламе из Чикаго Лео Бёрнет в 1954 году придумал знаменитый образ ковбоя Marlboro, который представляет собой сурового мужчину, с сигаретой в зубах, который едет верхом на красивом жеребце на фоне заката. Лозунг Marlboro гласит: «Приходят туда, где вкус». Мировая рекламная компания показывает людям, что с Marlboro они станут настоящими мужчинами, бесстрашными и уверенными в себе. Но если бы в этих рекламах показывали факты, то показали бы уезжающий на закате катафалк, с гробом, в котором лежит человек умирающий от рака легких.
Примечательно то, что четверо мужчин (Уэйн Макларен, Дэвид Маклин, Дик Молот, Эрик Лоусон), которые появлялись в рекламе Marlboro, показывая образ того самого независимого и счастливого мужчины, умерли от рака легких по причине курения сигарет Marlboro. Один из них, Уэйн Макларен, который некогда поднял популярность бренда до небывалых высот, потратил кучу денег и сил на продвижение антитабачной компании. Он с большим трудом бросил курить, но было уже слишком поздно.

Незадолго до смерти, он признавался с экранов телевизоров и в радиостудиях, что был не прав и что именно он стал причиной резкого скачка смертности от курения:

«Моя вредная привычка доконала меня. Она не стоит того, чтобы последние месяцы своей жизни вы истратили на посещения отделений для тяжелобольных. Табак убьет вас. Если не верите — посмотрите на меня».

На фото Уэйн Макларен. Так работает иллюзия.
Есть еще одно интересное признание человека, который в течении полутора лет играл роль Рональда Макдональда, который привлекал миллионы людей попробовать еду из Макдональдс. Согласно данным книги «Fast Food Nation» 2001 года — 96 % американских школьников узнают Рональда Макдональда, что делает его самым узнаваемым символом продукта питания. По узнаваемости среди вымышленных персонажей он уступает только Санта-Клаусу. Джеффри Джулиано работал в рекламном агентстве Vickers & Bensons, но однажды он задумался над тем, какой деятельностью он занимается, и какие последствия она влечет за собой.

«Я промывал мозги молодым людям, убеждая их поступать неправильно. Я хочу извиниться перед детьми во всем мире за то, что убеждал их покупать и отдавать миллионы долларов на убийство животных.
Сначала меня поразило, что само руководство Макдональдса не ест продукцию Макдональдса! У них был высококлассный повар, который готовил нормальную пищу.
Наше представление было очень сомнительным — мы рассказывали, что гамбургеры не имеют ничего общего с убитой коровой, а просто счастливо растут на грядке, а веселые герои их срывают. Так сказкой прикрывалась масштабная резня невинных животных. Однажды я попал на птицефабрику по «приготовлению» сырья для Макнагетс. В одной части курицы живут, в другой встречают смерть. Ужасный запах. Что-то липкое на полу, и ты знаешь, что это и есть место их убийства.

Нет смысла доказывать, что я просто манипулировал этими детишками. И это было так легко — что может быть легче, чем внушить что-то ребенку. Однажды я пришел домой и понял, что больше не могу продолжать этим заниматься, я просто не могу жить в мире с собой, пока продолжаю этим заниматься. Я чувствовал себя как крысолов с дудочкой, разве что вел я за собой детишек прямиком в мир плохой еды и плохого здоровья. Я пошел и выступил с обличающей речью на вегетарианском фестивале в Торонто. На следующий день представитель Макдональдса заявил: «Джулиано вправе иметь свое мнение. Но мы и сами любим вегетарианцев, мы даже продаем блюда с курицей и рыбой». Курица и рыба! Я даже еще раз проверил себя — уж не являются ли они овощами? Да они сами не понимают, что говорят, и им на это наплевать.

Когда я вижу очередного Рональда Макдональда, я думаю о том бедняге-актере, которому нужна работа, и о том, на какой чудовищный позор это его толкает. Нам бы надо рассказать детям всю правду об этой еде, а мы делаем фальшивые улыбки, ведь Макдональдс зарабатывает на этом деньги. Клоун Рональд – просто обложка их жадности. Так же, как и их благотворительность — им совершенно столько же дела до умирающих детей, как и до здоровых. Их интересуют деньги, только деньги…»
Я бы хотел сказать Джоржу Коэну, президенту и владельцу канадского Макдональдса: «Джорж, есть многое, за что тебе придется заплатить, и ты это знаешь. Тебе лучше быть осторожнее, потому что есть такой закон кармы, т.е. причины и следствия. Ты творишь такие вещи, которые вернутся тебе с лихвой. Будь я тобой, я бы просто боялся умирать.

Я все еще не искупил свою вину за то, что делал. Полтора года в роли Рональда Макдональда стоят 30-ти лет активной и рьяной борьбы за права животных, только после этого, возможно, я смогу покинуть этот мир со спокойной душой. Мое пожелание всем мясоедам – чтоб они достаточно повзрослели, чтобы смогли понять, что можно жить здоровее, счастливее, чище, не принимая участие в бесчувственной резне невинных душ, что они отказываются от целого мира прекрасной пищи ради кого-то куска мертвой плоти, способного наполнить их только горем и болезнями».

Это лишь несколько примеров того, как у людей просыпается разум, и они начинают освобождаться от липкой материальной системы, которая только и ждет, когда человек попадет в ее ловушку. Но выход есть. Он всегда есть, из любой ситуации в нашей жизни. Зависит все лишь от того, насколько мы обладаем знанием и насколько авторитетен наш источник знания. Многие люди решают материальные проблемы материальным способом, они пытаются выйти из этой системы, просто переходя в такую же систему. Но по сути ничего не меняется. Это сравнивается с тем, как человек пытается отмыть кувшин из-под вина вином.
Чтобы выйти из-под влияния этих всех стереотипов и шаблонов материального мира, необходимо просто подняться над этими обозначениями. Смотреть больше не на внешние причины, а внутрь себя. Потому что все материальные наслаждения этого мира направлены только на наше материальное тело. Но мы не есть это тело. Мы духовные частички, которые получили тело как театральный костюм в гримерке театра, в котором мы должны отыграть спектакль длиною в жизнь, а потом весь потрепанный сдать его обратно. Тело — это биологическая машина, состоящая из воды, огня, земли, воздуха и эфира. Поэтому корень всех наших страданий в том, что мы просто отождествляем себя с этим телом, думая, что то, что я вижу в зеркале это и есть я. Но так же как мы отождествляем себя с этим телом, точно так же мы отождествляем себя с этим миром, считая, что этот мир и есть наш дом и пытаясь в течении всей жизни устроиться здесь поудобнее, до того момента, пока смерть просто не выкинет нас отсюда, зачастую в самый неожиданный момент — «Проваливай!».
Я лишь поделился своим впечатлением и переживанием по поводу этой темы, но данная тема занимает ключевое положение в жизни любого современного человека, стремящегося к развитию своего собственного сознания, и это не обязательно религиозный человек, это касается всех живых существ. Мы живем в этом безумном мире, и должны понимать, как действовать здесь. Если мы этого не знаем, мы находимся в глубоком невежестве, значит мы не образованы по-настоящему.

замечательный фрагмент из фильма «Чужие среди нас» как раз на тему подмены понятий.

Я хочу процитировать Шрилу Прабхупаду, человека, который всю свою жизнь отдал ради того, чтобы люди всего мира получили это ценное знание, чтобы они осознали, с помощью духовной практики, что они не есть это тело, что они вечные существа, частички Бога, и их миссия в этом мире это служить Богу и развивать в себе любовь к Нему и всем живым существам и в итоге вернуться в духовный мир. Очень подробно эта тема разбирается в таком писании как «Бхагавад-Гита» и искренний искатель истины должен прочитать и изучить эту книгу и тогда он найдет ответы на все свои вопросы.

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные. (Бхагавад-Гита 2.22)

Комментарий Шрилы Прабхупады:

То, что бесконечно малая индивидуальная душа постоянно меняет тела, — признанный факт. Даже современные ученые, которые не верят в существование души, но вместе с тем не могут объяснить, откуда сердце берет свою энергию, вынуждены признать, что наше тело постоянно меняется: ребенок превращается в юношу, юноша — во взрослого человека, взрослый человек — в старика. Затем живое существо переходит в новое тело. Об этом уже шла речь в одном из предыдущих стихов (2.13).

Переход крошечной индивидуальной души в новое тело становится возможным по милости Сверхдуши. Сверхдуша исполняет желания индивидуальной души, подобно тому как один друг исполняет желания другого. В Ведах, например в «Мундака-упанишад» и «Шветашватара-упанишад», душу и Сверхдушу сравнивают с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (индивидуальная душа) поедает плоды этого дерева, а другая (Кришна) наблюдает за действиями своего друга. Хотя эти две птицы в качественном отношении подобны друг другу, одна из них полностью поглощена вкушением плодов материального древа, а другая просто наблюдает за ее действиями. Кришна — это птица-свидетель, а Арджуна — птица, которая поедает плоды материального древа.
Хотя они друзья, одна из них всегда остается господином, а другая — слугой. Когда бесконечно малая душа забывает об этих отношениях, она вынуждена постоянно менять свое положение, перелетая с одного дерева на другое, то есть переселяясь из тела в тело. Пока джива сидит на дереве материального тела, она вовлечена в тяжелую борьбу за существование, но, как только она согласится признать вторую птицу своим духовным учителем, как это сделал Арджуна, который предался Кришне и обратился к Нему за наставлениями, птица-слуга тотчас избавится от скорби и страданий. Это описано в «Мундака-упанишад» (3.12) и «Шветашватара-упанишад» (4.7):

«Хотя обе птицы сидят на ветвях одного и того же дерева, одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться его плодами. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Верховного Господа, и осозна́ет Его величие, она тут же освободится от всех тревог и беспокойств»…
Шрила Прабхупада, лекция по БГ 4.10 (Индия, Вриндаван, 2.08.1972 г.)
«Рождаться и снова умирать, и до тех пор, пока мы живём, мы должны страдать от какой-то болезни, и мы должны стареть. Чистая правда. Поэтому разумная личность должна знать об этих несчастных условиях материального существования и пытаться выбраться из этого. Есть ли какие-то сомнения? Это факт. Поэтому наше единственное занятие это как выбраться из этого материального существования. Это наша единственная цель, а не как устроить всё здесь и как стать счастливым. Это называется карми, глупцы. Это факт, что до тех пор, пока, вы будете здесь в этом материальном мире, как бы вы ни пытались всё устроить, чтобы стать счастливыми, это никогда не будет возможным. Они пытаются быть материально счастливыми в западном мире. На самом деле они не знают, что такое счастье, но материальное счастье означает половая жизнь. Итак, каждый день они наслаждаются половой жизнью. И, тем не менее, они ходят на стриптиз, чтобы найти там счастье. Почему там будет счастье? Не может быть никакого счастья. Но это попытка подстроиться. Они пытаются, так или иначе. И всё».

Ночью благодаря лунному свету можно видеть, как движутся облака. В это время, кажется, что и сама луна плывет по небу; подобно этому, кажется, что душа, которую по ошибке отождествляют с материей, пребывает в движении. (Свет Бхагаваты, Текст 16)
Комментарий Шрилы Прабхупады:
Когда ночью в сезон дождей по небу плывут облака, луна, которая озаряет их своим светом, тоже кажется, плывет в небе. Это называется иллюзией. Душа, или живое существо, является основой всей деятельности материального тела, но из-за влияния иллюзии она остается под покровом телесных оболочек, состоящих из тонкой и грубой материи. Находясь в таком положении, обусловленная душа отождествляет себя с материальным телом и потому поддается чувству ложного эго.
Луна находится очень далеко от облаков и никогда не сходит со своей орбиты, но под влиянием иллюзии нам видится, будто луна плывет по небу. Душе не следует плыть по волнам иллюзии и ошибочно принимать это бренное тело за свое «я»; душа всегда должна сознавать себя трансцендентной по отношению к материальному телу. Таков путь знания. Обладая полным знанием, живое существо никогда не сойдет с пути духовной деятельности.
Душа по своей природе всегда активна. Под влиянием иллюзии она связывает себя с телом и потому действует неверно, но когда душа обладает полным знанием и пребывает в освобожденном состоянии, ее действия определяет духовное настроение преданности. Обрести освобождение отнюдь не означает прекратить всякую деятельность; освобожденная душа перестает совершать действия, диктуемые иллюзией, и начинает сознавать себя трансцендентной по отношению к грубому и тонкому материальному телу.

“Осторожнее с цитатами из интернета”. У.Черчилль

Sep 13, 2015 · 3 min read

Вот два произведения в популярном жанре “Яркая цитата от известного человека в виде понятной картинки”:

Одна из них истинная, а вторая ошибочно приписывается этому автору. Вернее, даже так — одна цитата не только ошибочно приписывается автору, но и передана на русском языке в искажённом виде. Как это узнать? Наследие Джорджа Оруэлла прекрасно изучено. Все его романы, эссе, статьи и письма изданы и оцифрованы, в том числе на русском. Так что большого труда не составит узнать, что в романе “1984” строка “Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм” не встречается, каким бы переводом вы не пользовались. Как не выглядеть дураком, расшаривая “мысли великих людей”? Есть, например, полезный ресурс Wikiquote (правда, старайтесь избегать русской версии, потому что тот же Оруэлл там цитируется по книжкам типа “100 лучших афоризмов на все случаи жизни). Там есть список ошибочно приписываемых цитат: посмотрите, не встречается ли она там. Вот эта конкретная цитата разобрана другим полезным ресурсом Quote Investigator: она приписана Оруэллу автором книги об участии Австралии в международном картеле производителей урана, вышедшей в 1982 году. Никаких свидетельств того, что это говорил именно Оруэлл, нет, но в книге цитата приводится в таком виде:

“In a time of deceit, telling the truth is a revolutionary act.” G. Orwell

“Во времена обмана говорить правду — это революционный акт”. Дж.Оруэлл

Ни в этой цитате, ни в её последующих мутациях (и одной предыдущей — что-то похожее нашли у философа-марксиста и основателя Коммунистической партии Италии Антонио Грамши), нет ни слова про экстремизм.

На второй картинке цитата здорового человека — это конец 7 главы романа “1984”, фраза, которую Уинстон записывает в свой крамольный дневник. Вот так она выглядит в оригинале:

Freedom is the freedom to say that two plus two make four. If that is granted, all else follows.

А вот она же на русском в переводе одного из лучших советских переводчиков англоязычной литературы Виктора Голышева:

Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.

Не умножайте энтропию, пользуйтесь правильными источниками и всегда уточняйте авторство цитат. Это совсем не сложно — например, почти всё, что когда-либо сказал или написал Уинстон Черчилль (это больше 2 миллионов слов), находится в оцифрованном архиве Центра Черчилля. Как раз для таких случаев там есть список популярных цитат, ошибочно приписываемых самому известному британскому политику. То же самое касается Маргарет Тэтчер — на сайте фонда её имени есть архив всех её речей, интервью, высказываний и так далее. Протоколы всех заседаний британского парламента с 1988 года есть на сайте Палаты общин. То же касается ежедневных брифингов Госдепартамента США. Будьте внимательны, особенно если красивая цитата идеально совпадает с вашей картиной мира: тут риск ошибиться особенно высок.

26 пророческих цитат Джорджа Оруэлла

Пророческие высказывания от автора культовых антиутопических романов об ужасах тоталитарных режимов, которые в наши дни снова приобретают достаточно тревожные звучания

Джордж Оруэлл — автор понятия «холодная война», но больше всего он известен нам по культовому антиутопическому роману «1984» и повести «Скотный двор». И хотя они были написаны ещё в середине прошлого века, и предсказания Оруэлла об ужасах тоталитарных режимов не стали реальностью, однако, к сожалению, в наши с вами дни — эти тексты снова приобретают достаточно тревожные звучания.

Клубер, рекомендует вам перечитать произведения Оруэлла или хотя бы, приведенные ниже, самые интересные цитаты из его книг:

  • Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм.
  • Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие.
  • Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.
  • Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
  • В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей.
  • Лучшие книги говорят тебе то, что ты уже сам знаешь.
  • Власть — не средство; она — цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть.
  • Многие люди вольготно чувствуют себя на чужбине, лишь презирая коренных жителей.
  • Всякий писатель, который становится под партийные знамёна, рано или поздно оказывается перед выбором — либо подчиниться, либо заткнуться.
  • Война — это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счёте сделать его разумнее.
  • Бывают ситуации, когда «неверные» убеждения более искренни, чем «верные».
  • В нашем обществе те, кто лучше всех осведомлён о происходящем, меньше всех способны увидеть мир таким, каков он есть. В общем, чем больше понимания, тем сильнее иллюзии: чем умнее, тем безумнее.
  • И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой.
  • Нет ничего твоего, кроме нескольких кубических сантиметров в черепе.
  • Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни.
  • Патриотизм по природе своей не агрессивен ни в военном, ни в культурном отношении. Национализм же неотделим от стремления к власти.
  • Абсолютно белое, как и абсолютно чёрное, кажется каким-то дефектом зрения.
  • Если соблюдаешь мелкие правила, можно нарушать большие.
  • Иерархическое общество возможно только на основе бедности и невежества.
  • Чтобы видеть то, что происходит прямо перед вашим носом, необходимо отчаянно бороться.
  • Ни за что на свете ты не захочешь, чтобы усилилась боль. От боли хочешь только одного — чтобы она кончилась. Нет ничего хуже в жизни, чем физическая боль. Перед лицом боли нет героев.
  • Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно.
  • Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым.
  • Нам, представителям среднего класса, кроме правильного произношения, терять нечего.
  • Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен.
  • Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются — безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет.